Экологическое право

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,2 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологическое право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/

ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра Гуманитарных и естественнонаучных дисциплин





Реферат

по дисциплине «Право»

Тема: «Экологическое право»

Выполнил: студентка группы ВЗБЗЭК12 Тигина О.Г.

Преподаватель: Глазков А.Н.









Вологда 2012

Оглавление

Введение

. Предмет и система экологического права

. Источники экологического права

. Право собственности на природные ресурсы и объекты, право природопользования

. Государственное экологическое управление

. Юридическая ответственность за экологическое правонарушение

Заключение

Литература

Введение

Возрастающее негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду, изменение климата Земли, появление озоновых дыр, загрязнение ближайшего космического пространства и атмосферы, выпадение кислотных осадков, опустынивание и т.д. Фактически привели человечество к экологическому кризису. Право формирует систему дозволений и запретов, направленных на рациональное природопользование и охрану окружающей среды, и является, таким образом, важнейшим гарантом обеспечения экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Экологическое право рассматривается с тех позиций: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об отрасли экологического права, истории ее формирования и основных тенденциях развития. Наука экологического права сравнительно молодая, ее становление началось в 1970-х гг. Системный подход к экологическому праву был сформулирован в трудах таких ученых- юристов как О.С. Колбасов, В.В. Петров, Р.К. Гусев, Б.В. Ерофеев и др.

Экологическое право - это самостоятельная отрасль права, регулирующая общественные отношения в области взаимодействия человека и общества с окружающей средой в целях сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, снижения ее негативного воздействия на здоровье человека, сохранение жизни на земле и обеспечение необходимых условий жизнедеятельности человека [2, С.337].

Таким образом, целью моей работы является изучение особенностей экологического права.

В соответствии с целью поставлена задача:

) рассмотреть предмет и систему экологического права: Система экологического права представляет собой единство взаимосвязанных правовых институтов, объединяющих нормы права, регулирующих общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

) раскрыть источники экологического права: Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

) рассмотреть право собственности на природные ресурсы и объекты, право природопользования: Право природопользования представляет собой самостоятельный институт экологического права, включающих систему норм, устанавливающих порядок, условия природопользования, а также совокупность прав и обязанностей природопользователей.

) провести анализ государственного экологического управления: Государственный экологический контроль проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды (Федеральной службой по надзору в сфере природопользования) и должностными лицами.

) изучить юридическую ответственность за экологическое правонарушение: Обострение экологической обстановки на современном этапе развития вызывает необходимость усиления средств правовой защиты

Объект исследования: экологическое право.

Предмет исследования: система экологического права.

1. Предмет и система экологического права

Предмет экологического права составляют следующие группы общественных отношений:

общественные отношения в сфере охраны окружающей среды;

общественные отношения в сфере природопользования и собственности на природные ресурсы;

общественные отношения в сфере защиты и гарантий экологических прав человека и законных интересов юридических и физических лиц;

общественные отношения в сфере обеспечения экологической безопасности, т.е. деятельности, связанной с высокими рисками (например, опасных производственных объектов, генно-инженерной деятельности, деятельности с опасными биологическими и химическими веществами), а также предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и снижение их последствий.

В экологическом праве применяются два основных правовых метода: императивный и диспозитивный. Императивный метод, или метод власти и подчинения, является доминирующим, поскольку только с его помощью государство в лице природоохранных органов может обеспечить экологически целесообразное поведение физических и юридических лиц. Однако в последнее время наметилась тенденция к расширению диспозитивного, гражданско-правового метода, который применяется, как правило, в отношениях по использованию природных ресурсов, таких как, например, договорные отношения, отношения собственности на природные ресурсы, возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушителями [7, С.98].

Экологическое право как самостоятельная отрасль права обладает целым рядом принципов, закрепленных в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 3), Федеральном законе «Об экологической экспертизе», Земельном кодексе РФ, Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ и другом экологическом и природоресурсном законодательстве.

К числу общих принципов экологического права относятся следующие:

право граждан на благоприятную окружающую среду;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов;

независимость контроля в области охраны окружающей среды;

разнообразие и равенство форм собственности на природные ресурсы;

целевое использование природных ресурсов;

платность природопользования и т.д.

К числу специфических признаков экологического права относятся такие принципы, как: обязательность проведения государственной экологической экспертизы; презумпции экологической опасности хозяйственной и иной деятельности; сохранение биологического разнообразия, приоритет сохранения естественный экологических систем, природных ландшафтов; природных комплексов и т.д.

Система экологического права представляет собой единство взаимосвязанных правовых институтов, объединяющих нормы права, регулирующих общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Нормы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны отдельных природных ресурсов, объединяются в подотрасли экологического права: земельное, водное, горное, лесное, фаунистическое, атмосферное и заповедное право.

Под экологическими правоотношениями понимаются урегулированные нормами экологического права общественные отношения, возникающие, существующие и прекращающиеся по поводу охраны окружающей среды, использования ее отдельных природных ресурсов и объектов, которая выражается в реализации участниками этих правоотношений предусмотренных законодательством прав и обязанностей.

Субъектами экологических правоотношений, т.е. носителями прав и обязанностей, законодательство признает Российскую Федерацию, субъектов Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физических и юридических лиц. Вместе с тем специфика субъектов экологического права определяется различными факторами. Например, физические лица в зависимости от их статуса подразделяются на:

граждан, экологические права и интересы, которых затронуты в связи с негативным воздействием на окружающую среду;

физических лиц, принимающих и реализующих экологозначимые решения;

правоприменителей, т.е. лиц, которые в силу своего положения обязаны следить за соблюдением экологического законодательства, привлекать нарушителей к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Комплексными объектами правового регулирования в экологическом праве являются окружающая среда в целом; ее компоненты, отдельные свойства (например, климат), отдельные экосистемы (например, озеро Байкал, заповедники, заказники и т.д.); озоновый слой Земли и околосистемное космическое пространство.

Федеральный закон от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» исходит из широкого понимания окружающей среды. Это - совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных объектов. Природа состоит из отдельных объектов или компонентов природной среды, которые находятся в состоянии естественной взаимосвязи и в целом образуют экосистемный подход к окружающей среде. Закон перечисляет следующие компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство.

Следующее звено, включаемое в понятие «окружающая среда», - это природные объекты - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, - это река, озеро, находящиеся в них животные, рыбы, или участок земли с находящимися на них лесом и почвой.

Третья составляющая - это «природно-антропогенный объект», т.е. природный объект, измененный в результате хозяйственной деятельности или созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреативное и защитное значение - искусственно посаженный лес или искусственно созданный водоем.

Закон также включил в объекты правового регулирования антропогенные объекты, т.е. созданные человеком для обеспечения социальных потребностей и не обладающие свойствами природной среды (например, промышленные предприятия, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую природу и здоровье человека).

Таким образом, отношения по охране окружающей среды образуют предмет правового регулирования отрасли экологического права.

Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти, Российской Федерации и субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий [2, С.338].

. Источники экологического права

Источники экологического права - это исходящие от государства или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления норм права, т.е. нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой.

Источники экологического права подразделяются на общие (Конституция РФ, Федеральный закон «Об охране окружающей среды ») и специальные (законодательство об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях, об охране животного мира, об особо охраняемых природных территориях, Лесной, Водный, Земельный кодексы и др.).

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [5, С.55].

Это право обеспечивается:

планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

социальным и государственных страхованием граждан, образованием государственных и общественных резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения;

предоставлением каждому реальных возможностей для проживания в условиях благоприятной для жизни и здоровья окружающей среды;

государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства, привлечением к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения.

Граждане в области охраны окружающей среды обязаны:

принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей среды;

своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства;

постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру;

содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения;

Граждане имеют право:

создавать общественные объединения по охране окружающей среды, фонды и иные общественные формирования в области охраны окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить в них свои трудовые сбережения;

принимать участие в митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, петициях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения;

требовать от соответствующих органов представления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека;

ставит вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями [1, С.205].

3. Право собственности на природные ресурсы и объекты, право природопользования

Право собственности на природные ресурсы и природные объекты является важнейшим комплексным межотраслевым институтом. Значение данного института определяется в первую очередь заинтересованностью государства в природных ресурсах как основе жизни и деятельности народов, проживающих на территории (ст. 9 Конституции РФ). Природные ресурсы и объекты могут находиться в частной, государственной и муниципальной собственности (ст. 212 ГК РФ). В соответствии с действующим земельным законодательством все перечисленные формы собственности установлены на земельные участки. Право государственной собственности может выступать в виде права федеральной собственности либо права собственности субъектов РФ. На большинство природных ресурсов законодательством установлено право государственной собственности [2, 339].

Право природопользования представляет собой самостоятельный институт экологического права, включающих систему норм, устанавливающих порядок, условия природопользования, а также совокупность прав и обязанностей природопользователей.

Каждому природному ресурсу присущи свои виды природопользования. Так, Закон РФ «О недрах» (ст. 6) предусматривает шесть видов пользования недрами: региональное геологическое изучение; геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведка и добыча полезных ископаемых; строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образование особо охраняемых геологических объектов.

Особенности возникновения права природопользования определяются, как правило, земельным, водным, лесным, горным и иным природоресурсным законодательством. Так, например, предоставление недр в пользование осуществляется на основе лицензии [1, С.206].

. Государственное экологическое управление

Управление природопользованием и охраной окружающей среды - это проявление экологической функции государства. Оно представляет собой деятельность компонентных государственных органов, направленную на организацию рационального использования и воспроизводство природных ресурсов, сохранение и улучшение окружающей природной среды.

Одной из важных задач экологической деятельности государства в современных условиях является создание эффективной системы управления природопользованием и охраной природы, которая бы обеспечила надежный механизм экологической безопасности, ресурсосбережение, заинтересованность предприятий и организаций в защите окружающей среды от загрязнения и других вредных последствий хозяйственной деятельности.

Система органов государства, осуществляющих функции в сфере природопользования и охраны природной среды, подразделяется на две основные группы органов государственного экологического управления - органы общей и специальной компетенции.

К числу первых относятся высшие государственные органы управления (Президент РФ, Правительство РФ), которые играют ведущую роль в определении экологической политики государства, ее задач и принципов, путей и методов в реализации, создании организационных и правовых основ природоохранительной деятельности, осуществляют высший контроль в данной сфере. К органам общей компетенции следует также отнести местные органы управления (местные администрации), которые выполняют функции государственного регулирования и контроля в области природопользования и охраны окружающей природной среды на продведомственных им территориях. Рассматриваемая функция для органов общей компетенции не является главной, они решают и многие другие вопросы в пределах своей компетенции.

Органы специальной компетенции - это государственные органы, специально уполномоченные выполнять функции экологического управления. Их можно в свою очередь разделить на несколько групп по характеру выполняемых функций и задач [1, С.206].

К первой группе принадлежат органы, осуществляющие надведомственные задачи по управлению природопользования и охраной окружающей среды - Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России).

Следует выделить несколько наиболее важных функций государственного экологического управления:

а) определение стратегии (принятие государственных концепций) и планирование (в форме принятия федеральных, региональных и муниципальных целевых программ);

б) информационная функция (осуществляемая в формах мониторинга, ведения кадастров, реестров, регистров, экологических паспортов и деклараций;

в) разрешительная система (разрешения и лицензии на пользование природными ресурсами и оказание воздействия на окружающую среду);

г) нормирование воздействия на окружающую среду;

д) государственный контроль и надзор, государственная экологическая экспертиза.

Экологический мониторинг - это совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами. В соответствии со ст. 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный экологический мониторинг осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за ее состоянием в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Экологическое нормирование в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Цель экологического нормирования - гарантировать сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Экологический контроль - это система мер, направленных на предотвращение, выявление и пересечение нарушений экологического законодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований в области охраны окружающей среды. Государственный экологический контроль проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды (Федеральной службой по надзору в сфере природопользования) и должностными лицами.

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. (в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 23 ноября 1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе») [2, С.340].

5. Юридическая ответственность за экологическое правонарушение

Основанием юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды является совершение деяния, содержащего признаки экологического правонарушения.

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 г. в ст. 81 определял экологическое правонарушение как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Следует заметить, что такое определение бытует и на сегодняшний день [6, С.115].

Однако, с принятием Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ данное определение не нашло выражение. Это и понятно. Не всегда, например, экологическое правонарушение является виновным. Это касается имущественной ответственности, когда вред возникает независимо от вины причинителя: вред, причиненный источником повышенной опасности. Не всегда экологическое правонарушение причиняет вред окружающей среде, оно может создавать угрозу его причинения. Не всегда административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования связаны с последствиями такого вреда. Таким образом, законодатель не зря отошел от этого определения, так как, являясь общим для всех видов правонарушений (имущественных, административных, дисциплинарных), оно исключает индивидуальную специфику последних. Вместе с тем, само выражение "экологическое правонарушение" закрепляется в ст. 42 Конституции Российской Федерации. Тем самым обеспечивается его правовая основа.

Одной из причин экологических правонарушений является несовершенство законодательства об охране окружающей среды и природопользования. Охрана окружающей среды выражает коренные интересы человека в здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде. Деяния, посягающие на экологические интересы общества, представляют собой социальную опасность. Обострение экологической обстановки на современном этапе развития вызывает необходимость усиления средств правовой защиты [2, С.342].

Заключение

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Безусловно, любую отрасль права характеризует не только его формальная сторона - нормативные правовые акты, регулирующие определенную сферу общественных отношений, но и практическая - правоприменительная практика. Для признания права таковым не достаточно наличия только законодательной базы. Важно также и то, как закон и другие нормативные правовые акты реализуются на практике. С этих позиций важен механизм реализации декларированных правовых норм, обеспечиваемый исполнительными органами государственной власти, правоохранительными и судебными органами. Именно административная и судебная практика позволяет выявить и, во многом, устранить возникшие в праве пробелы и коллизии. Следует также отметить, что на реализацию права в большей степени влияет и мировоззрение человека. Речь идет о таких правовых категориях как правовое воспитание, правовая культура, правовое сознание. Именно с этих позиций экологическое право следует рассматривать как самостоятельную отрасль российского права, включающую в себя следующие элементы: нормативные правовые акты, правоприменительную практику (административную и судебную), правосознание, правовое воспитание, правовую культуру. Однако, это широкий подход к раскрытию экологического права как отрасли права. В узком смысле слова под экологическим правом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов.

экологическое право природопользование

Литература

1.Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. «Основы права». - М: Издательский центр «Академия», 2006г.- 240с.

.Бекяшев К.А., Грачева Е.Ю., Гусов К.Н., под редакцией Кутафина. - М: Проспект, 2010. - 424с.

.Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. - 3-е изд., переаб. - М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 211.

.Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 121.

.Ястребов Д.А. Правовое регулирование охраны окружающей среды: Учеб. - метод. Пособие. - М.: изд-во МНЭПУ, 2003. С. 78.

.Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003. С. 203.

.Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юрист, 2002. С.109-110.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!