Экологическое лицензирование

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,51 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологическое лицензирование

Содержание

Введение

1. Понятие лицензирования в области природопользования. Система органов, обладающих правами по выдаче лицензий на осуществление деятельности в области использования природных ресурсов

2. Виды деятельности, подлежащей лицензированию. Сроки действия лицензий

3. Порядок выдачи, приостановления действия и аннулирование лицензий

Заключение

Список использованных источников

Введение

Экологическое лицензирование является одним из наиболее широко используемых административно-правовых инструментов в области природопользования и охраны окружающей среды. О нем можно говорить как о разветвленной системе, подразумевая под ней совокупность органов экологического управления, обладающих полномочиями давать и аннулировать лицензии (разрешения), процессуальных порядков выдачи (изменения условий, аннулирования) лицензий, материально-правовых норм, регулирующих содержание и условия лицензий.

Поскольку большая часть природных богатств страны находится в собственности государства, оно предоставляет их в пользование гражданам и юридическим лицам посредством выдачи специальных документов на пользование - лицензий. Лицензирование - это один из способов, с помощью которого государство осуществляет регулирование и контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Лицензия представляет собой разрешение на ведение определенного вида деятельности по использованию природных ресурсов, например, заготовку древесины, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную разработку земель, осуществление охоты и так далее.

В каждой сфере природопользования применяются свои виды лицензий или приравненных к ним разрешительных документов: при использовании лесов - лесорубочный и лесной билеты, вод - лицензии на водопользование и разрешительные лицензии, недр - лицензии на пользование недрами, животного мира - долгосрочные и именные разовые лицензии, атмосферного воздуха - разрешения на выброс загрязняющих веществ.

В содержание лицензий на право пользования природными ресурсами, как правило, входят сведения о предоставляемом природном объекте, субъекте права природопользования, о целях и способах использования природного объекта, его пространственных границах, сроках, объемах и условиях пользования, требованиях по рациональному использованию и охране окружающей природной среды и др.

Лицензии выдаются специально уполномоченными на то органами. Выдача субъектам хозяйствования независимо от форм собственности лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, производится: министерствами; государственными комитетами и ведомствами; исполкомами местных Советов депутатов по месту регистрации субъектов хозяйствования.

Лицензия предоставляется на основании заявления лица, желающего стать природопользователем. В большинстве случаев процедура предоставления лицензии достаточно сложна и предполагает принятие компетентным государственным органом. Решения о предоставлении природного ресурса в пользование, а также может включать предварительное проведение конкурсов или аукционов или последующее заключение договора на пользование природным ресурсом в соответствии с лицензией.

Государственный орган, компетентный выдавать лицензию, имеет право приостановить или аннулировать ее действие при наличии оснований, установленных законом. Аннулирование лицензии влечет прекращение права природопользования.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей правовой охраны изобретений.

Поставленные цели предопределили постановку и решение следующих задач:

рассмотреть понятие природопользование;

рассмотреть понятие лицензирование;

дать общую характеристику лицензирования в области природопользования;

охарактеризовать систему органов, обладающих правами по выдаче лицензий на осуществление деятельности в области использования природных ресурсов

рассмотреть виды деятельности, подлежащей лицензированию;

рассмотреть и охарактеризовать порядок выдачи, приостановления действия и аннулирование лицензий.

Для анализа учебного материала использовались следующие методы: формально-юридический; сравнительно-правовой; метод синтеза и анализа.

Курсовая работа состоит из таких структурных элементов, как: введение, основная часть, заключение, список использованных источников. Основная часть состоит из 3 разделов: Понятие лицензирования в области природопользования. Система органов, обладающих правами по выдаче лицензий на осуществление деятельности в области использования природных ресурсов; Виды деятельности, подлежащей лицензированию. Сроки действия лицензий; Порядок выдачи, приостановления действия и аннулирование лицензий.

1. Понятие лицензирования в области природопользования. Система органов, обладающих правами по выдаче лицензий на осуществление деятельности в области использования природных ресурсов

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств для удовлетворения экономических, экологических и иных интересов общества, называется правом природопользования [1, с.64].

Природные ресурсы могут предоставляться в пользование в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (право общего природопользования).

Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности (специальное природопользование) разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за плату, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, на основании решений государственных органов, в компетенцию которых входит принятие таких решений, договора аренды, комплексного природоохранного разрешения в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь [2, ст.16].

Право природопользования рассматривается в трех аспектах как институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя.

Как институт право природопользования - это совокупность нормативных правовых актов и правовых норм о природопользовании.

экологическое лицензирование лицензия природопользование

Они закрепляют основные принципы права природопользования, определяют круг пользователей, их права и обязанности, устанавливают основания и порядок возникновения и прекращения, порядок и условия природопользования и так далее.

Как правоотношение право природопользования - совокупность прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод. Оно служит механизмом реализации объективного и субъективного права природопользования.

Как правомочие право природопользования - это принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом [3, с.87].

Роль права природопользования состоит в том, что посредством его peaлизуются правомочия государства и других субъектов отношений природопользования, касающихся земли и других природных ресурсов. Таким путем обеспечиваются взаимодействие между этими субъектами, лучшее использование природных ресурсов, реализуются экономическая, экологическая, оздоровительная, эстетическая и другие формы права природопользования.

Предпосылкой появления института лицензирования стал переход Республики Беларусь к новой рыночной экономики, появление новой формы собственности, новых оранизационно-правовых форм предприятий: акционерные общества, общества с дополнительной и ограниченной ответственностью, частные предприятия и так далее.

Экологическое лицензирование - деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензии (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление иных видов работ, касающихся охраны окружающей среды [4, с.97].

До принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 года № 17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" порядок лицензирования природоохранной деятельности определяли сами лицензирующие органы. Однако сегодня система лицензирования представляет собой двухуровневую систему, в которой общий порядок лицензирования определяется нормами Указа Президента Республики Беларусь "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 1 сентября 2010 года №450, а специфика лицензирования отдельных видов деятельности отражается в положениях, утверждённых на каждый вид деятельности Советом Министров Республики Беларусь. Именно в этих положениях о лицензировании определяются виды деятельности, подлежащие лицензированию; устанавливается срок, на который выдаётся лицензия; определяется перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий или лицензиатам; уточняется перечень документов, которые необходимо представить соискателю лицензии; определяется сам лицензирующий орган и его полномочия, а также порядок осуществления им контроля за соблюдением лицензиатом законодательства; регулируется порядок проведения проверки или экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, а также предусматриваются иные особенности выдачи лицензий на отдельные виды деятельности [5, с.121].

Лицензирование в области охраны окружающей среды, зачастую именуемое экологическим лицензированием, как один из важнейших способов организации эффективной охраны окружающей среды направлено на реализацию принципа разрешительности специального природопользования, заключающегося в том, что любая деятельность, связанная с использованием природных ресурсов или иным воздействием на окружающую среду, должна осуществляться на основе разрешения, выдаваемого в установленном порядке [6, с.86].

Вместе с тем следует признать, что как самостоятельный правовой институт экологического права экологическое лицензирование, несмотря на имеющую место специфичность группы общественных отношений по лицензированию видов деятельности, связанных с воздействием на окружающую среду, а также ее охраной, по сравнению с лицензированием иных видов деятельности находится в стадии формирования. Согласно теории права юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт служат следующие признаки: юридическое единство правовых норм; полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений; обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах нормативных правовых актов.

В правовой литературе высказываются различные мнения относительно статуса лицензирования. Как правило, институт лицензирования рассматривают как принадлежащий административному праву, реже - как гражданско-правовой институт [6, с.86].

Кроме того, высказываются мнения о том, что лицензирование является комплексным правовым институтом.О.С. Троценко отмечает, что нормы о лицензировании лежат как бы в двух плоскостях: административного права (это все нормы, регулирующие порядок получения, продления, отзыва лицензии и надзорные полномочия государственных органов) и гражданского права (нормы, регламентирующие правовые последствия получения лицензии, продления срока ее действия или отзыва, касающиеся правосубъектности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Действительно, п.3 ст.45 Гражданского кодекса Республики Беларусь связывает возникновение отдельных элементов правоспособности юридического лица с моментом получения лицензии на занятие определенным видом деятельности или указанным в ней сроком, а прекращение правоспособности - с истечением срока действия лицензии. Это свидетельствует о гражданско-правовом значении института лицензирования. Например, экоаудиторская организация вправе заключать гражданско-правовые договоры на проведение экологического аудита только при наличии у нее оформленной в установленном порядке лицензии. В то же время административные черты лицензирования выражаются в том, что только одна сторона (лицензирующий орган) правомочна принять официальное юридически-властное решение (о выдаче лицензии). Отраженная в административно-правовом отношении властность определяется не усмотрением сторон, а вытекает непосредственно из содержания соответствующей нормы права.

Рассматривая систему экологического лицензирования. Ю.Е. Винокуров отмечает, что "с точки зрения государства и права экологическое лицензирование, традиционно относимое к методам административно-правового регулирования отношений в экологической сфере, является комплексным управленческим мероприятием, включающим и административные, и экономические, и даже "чисто рыночные", договорные, гражданско-правовые отношения. При этом сами экологические лицензии могут носить характер товара и продаваться потенциальным покупателям, например на аукционах, как это делается во многих странах с развитой рыночной экономикой" [6, с.87].

К примеру, применение рыночных инструментов в форме торговли правами на загрязнение окружающей среды имеет место в США. Суть их сводится к тому, указывает И.П. Таратушкина. что предприятие, которое сократило суммарный выброс загрязняющего вещества ниже требуемого уровня, имеет право в дальнейшем использовать образовавшуюся разницу для своих целей либо продать другому предприятию на рассматриваемой территории, которому необходимо увеличить разрешенный объем выбросов. При этом важно, что норматив выбросов устанавливается для определенной территории, а не для каждого предприятия.

Среди методов новой экологической политики, основанных на рыночной экономике, наравне с экологическими налогами, механизмами информирования, добровольными соглашениями о повышенных экологических обязательствах выделяется продажа соответствующих разрешений, которая также рассматривается как проявление использования нового рыночного подхода со стороны Евросоюза.

Несмотря на то что в такой степени гражданско-правовой элемент не свойствен лицензированию в Республике Беларусь, стоит согласится, что оно имеет разноотраслевой характер и является комплексным правовым институтом. В связи с этим стоит обратить внимание на специфику лицензирования в области охраны окружающей среды, правовая регламентация которого осуществляется с помощью норм трех отраслей права - административного, гражданского и экологического, что обусловлено особенностями предмета и метода правового регулирования соответствующих отношений. Признание этой специфики может служить основанием для законодательного оформления лицензирования в области охраны окружающей среды в самостоятельный комплексный эколого-правовой институт.

Так. Б.В. Ерофеев метод экологизации определяет ведущим в экологическом праве, направленным на гармонизацию отношений общества и природы. И этот метод порожден особенностями предмета экологического права, заключающегося в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной его реализации необходимо подчиняться данным законам, то есть экологизировать каждое действие, сопряженное с вторжением в природную среду. Такие предмет и метод свойственны институту экологического лицензирования.

В рамках подходов, выработанных в экологическом праве, виды экологически значимой деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, можно подразделить на несколько групп.М. М. Бринчук выделяет две такие группы. Первая касается непосредственно деятельности по природопользованию и охране окружающей среды от вредных воздействий. Прежде всего в нее включаются виды деятельности по специальному природопользованию. Ко второй относится деятельность, не являющаяся изначально природоохранной, но имеющая отношение к охране окружающей среды. Речь идет, в частности, о таких видах деятельности, как экспорт и импорт продукции военного назначения, строительная деятельность и так далее.

В рамках первой группы возможна более детальная градация, учитывая различную специфику видов деятельности, связанных с природопользованием, и видов деятельности, не связанных непосредственно с воздействием на окружающую среду, но преследующих именно цели ее охраны [6, с.87].

Исходя из приведенной классификации, анализ перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 1 сентября 2010 года №450 и актов Правительства Республики Беларусь, принятых в его развитие, позволяет выделить следующие виды хозяйственной деятельности, связанные с использованием природных ресурсов, иным воздействием на окружающую среду, ее охраной, подлежащие лицензированию, и лицензирующие органы как:

Виды деятельности по специальному природопользованию:

·ведение охотничьего хозяйства - лицензирующим органом является Минлесхоз;

·ведение рыболовного хозяйства - Минсельхозпрод;

·добыча полезных ископаемых (кроме торфа и сапропелей), а также работы и услуги, связанные с радиоактивным воздействием, в том числе захоронение радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива, являющиеся составляющими работами и услугами деятельности в области промышленной безопасности16 - лицензирующим органом является МЧС;

·заготовка древесины на землях лесного фонда (валка деревьев, обрубка (обрезка) сучьев и раскряжевка, трелевка (перемещение древесины от места валки до погрузочного пункта или дороги), являющаяся составляющей деятельности по заготовке и переработке древесины - лицензирующим органом является Минлесхоз;

·ряд работ и услуг, являющихся составляющими деятельности, связанной с использованием природах ресурсов и воздействием на окружающую среду, а именно: обращение с озоноразрушающими веществами (производство, купля-продажа), хранение, утилизация, рециклинг, обезвреживание и так далее); геологическое изучение недр; добыча торфа или сапропелей; бурение скважин на воду глубиной более 20 метров, использование отходов 1-3 классов опасности, обезвреживание, захоронение отходов (использование, обезвреживание отходов в процессе научно-исследовательских или опытноконструкторских работ или отходов, образовавшихся в результате проведения таких работ, не относятся к деятельности, подлежащей лицензированию). Лицензирующим органом в отношении данного вида деятельности является Минприроды [6, с.88].

Виды деятельности по охране окружающей среды:

·экологический аудит, являющийся составляющей деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду - лицензирующим органом является Минприроды;

·деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения - лицензирующим органом является МЧС;

·виды деятельности, не являющиеся изначально природоохранными, но имеющие отношение к охране окружающей среды, в том числе;

·деятельность по обеспечению пожарной безопасности - лицензирующим органом является МЧС;

·деятельность в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта - лицензирующим органом является Минтранс.

·проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей - лицензирующим органом является Минстрой - архитектуры и другие.

Подобная классификация имеет практическое значение для нормотворческой деятельности, позволяя выявить ее виды, связанные с воздействием на окружающую среду, не охваченные лицензированием, а также лицензируемые, не являющиеся изначально природоохранными, но требующие предусмотрения мер по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

В частности, одним из основных источников загрязнения окружающей среды в крупных городах является автотранспорт, что позволяет признать экологическую значимость такого лицензируемого вида деятельности, как перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом, и необходимость принятия во внимание экологических факторов при лицензировании такой деятельности [6, с.88].

Это возможно при закреплении в качестве одного из лицензионных требований и условий требования об эксплуатации транспортных средств, отвечающих определением требованиям экологической безопасности, - например, транспортных средств, сертифицированных по схеме "зеленого автомобиля" или сертифицированных по схеме "более зеленого и безопасного автомобиля".

Недостаточное закрепление экологического лицензирования в Законе "Об охране окружающей среды" является одной из причин смешения видов деятельности по природопользованию с видами деятельности, таковыми не являющимися, в результате выделения в рамках лицензируемых видов деятельности составляющих работ и услуг.

Говоря о видах деятельности, не подлежащих в настоящее время экологическому лицензированию, стоит обратить внимание, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод и иные виды природопользования хотя и осуществляются в разрешительном порядке (на основании разрешений) и в ряде случаев могут быть признаны экологически опасными видами деятельности, между тем законодательно лицензированием в настоящее время не охвачены, что свидетельствует об отсутствии системного подхода при решении вопросов об основаниях возникновения природопользования.

Таким образом, проведенный анализ нормативных правовых актов, устанавливающих правовые основы лицензирования в сфере экологических правоотношений, позволяет сделать вывод о том, что совокупность норм, регулирующих порядок и условия выдачи лицензий на осуществление деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, составляет комплексный институт экологического права. Следует, однако, отметить, что на современном этапе имеет место незавершенность построения целостной системы экологического лицензирования. Разработка оптимальной модели лицензирования должна основываться на определении критериев видов деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию [6, с.89].

Выдача субъектам хозяйствования независимо от форм собственности лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, производится:

·министерствами;

·государственными комитетами и ведомствами;

·исполкомами местных Советов депутатов по месту регистрации субъектов хозяйствования.

Если же субъект хозяйствования зарегистрирован за пределами территории Республики Беларусь, лицензия выдается ему исполкомом Совета депутатов по месту осуществления вида деятельности или министерством, государственным комитетом, ведомством. Порядок выдачи лицензий предусмотрен Положением о лицензировании отдельных видов деятельности [7, с.54].

Министерство лесного хозяйства - это республиканский орган государственного управления и подчиняется Правительству Республики Беларусь. Во главе Министерства стоит министр, назначаемый на должность Президентом Республики Беларусь. Основной целью Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь является обеспечение рационального и неистощяющего использования лесов, их охрана, защита и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов, повышения их ресурсного потенциала, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования [8, с.2].

Осуществляет выдачу лицензий на такие виды деятельности, как:

¾ведение охотничьего хозяйства;

¾деятельность по заготовке и переработке древесины [9, приложение 1].

Министерство сельского хозяйства и продовольствия - республиканский орган государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Выдает лицензии на такие виды деятельности, как:

¾ведение рыболовного хозяйства;

¾ветеринарная деятельность;

¾деятельность, связанная с посевом и возделыванием культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества [9, приложение 1].

Министерство транспорта и коммуникаций является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Основными задачами Минтранса являются: реализация единой дорожно-транспортной политики, направленной на создание условий для удовлетворения потребностей экономики и населения в транспортных услугах, с учетом минимизации вредного воздействия на окружающую среду; разработка и реализация совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами программ развития в области транспортной деятельности; проведение совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами анализа деятельности и разработки прогнозов развития в области транспортной деятельности; осуществление развития смешанных перевозок, содействие установлению прямых связей между транспортными организациями Республики Беларусь и других государств, привлечение инвестиций; проведение в области транспортной деятельности экономической, научно-технической и социальной политики; формирование и совершенствование правовых основ функционирования в области транспортной деятельности; обеспечение эффективного управления республиканской собственностью в области транспортной деятельности; повышение эффективности и конкурентоспособности экспорта в области транспортной деятельности; развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических связей, в том числе товаропроводящей сети за рубежом, по вопросам, отнесенным к компетенции Минтранса; привлечение внешних государственных займов (кредитов) в области транспортной деятельности в соответствии с законодательными актами [10, с. 203].

Министерство транспорта и коммуникаций осуществляет выдачу лицензий на такие виды деятельности, как:

¾деятельность в области авиации;

¾транспортно-экспедиционная деятельность;

¾деятельность в области автомобильного, Министерство транспорта и внутреннего водного, морского транспорта коммуникаций (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд) [9, приложение 1].

Министерство по чрезвычайным ситуациям выдает лицензии на:

¾деятельность по обеспечению пожарной безопасности;

¾деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения;

¾деятельность в области промышленной безопасности.

Министерство спорта и туризма выдает лицензию на:

¾деятельность в сфере игорного бизнеса;

¾туристическую деятельность.

Министерство промышленности выдает лицензии на такие виды деятельности, как:

¾деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов;

¾деятельность, связанная с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов [9, приложение 1].

Министерство внутренних дел - республиканский орган государственного управления, возглавляющий систему органов внутренних дел и внутренние войска МВД, осуществляющий в пределах своих полномочий регулирование и управление в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и координацию деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Осуществляет выдачу лицензий на такие виды деятельности, как:

¾деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;

¾деятельность, связанная с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и трудоустройством граждан Республики Беларусь за границей;

¾деятельность, связанная со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, дел коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов;

¾деятельность, связанная со сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах с целью их знакомства.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет лицензирование такой деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду.

Министерство здравоохранения является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющий лицензирование следующих видов деятельности:

¾деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

¾медицинская деятельность;

¾фармацевтическая деятельность [9, приложение 1].

Министерство архитектуры и строительства осуществляет лицензирование деятельности, связанной с проектированием и строительством зданий и сооружений I и II уровней и строительства ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей.

Помимо министерств выдачу субъектам хозяйствования лицензий осуществляют так же:

¾Государственный комитет по имуществу - геодезическая и картографическая деятельность.

¾Государственный военно-промышленный комитет - деятельность, связанная с продукцией военного назначения.

¾Государственный комитет по стандартизации - деятельность, связанная с производством алкогольной (за исключением производства оригинальных алкогольных напитков в культурно-этнографических центрах, национальных парках и заповедниках Республики Беларусь в целях воссоздания полноты белорусских национальных традиций), непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий.

¾Управление делами Президента Республики Беларусь - переработка, консервирование рыбы и морепродуктов; деятельность, связанная с оздоровлением детей за рубежом.

¾Белорусский государственный концерн по нефти и химии - оптовая и розничная торговля нефтепродуктами [9, приложение 1].

Таким образом, лицензирование в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов осуществляется с целью максимально снизить отрицательное воздействие деятельности субъектов хозяйствования на окружающую среду и предотвратить вред, который может быть нанесен интересам Республики Беларусь и здоровью людей.

2. Виды деятельности, подлежащей лицензированию. Сроки действия лицензий

Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом [11, ст.13].

Одной из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является институт лицензирования.

Лицензии - это специальные разрешения на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемые лицензирующим органом соискателю лицензии [12, с.57].

Виды деятельности, подлежащей лицензированию:

·лицензия на адвокатскую деятельность, срок действия специального разрешения - 5 лет;

·лицензия на банковскую деятельность, лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на ветеринарную деятельность, лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на деятельность в области автомобильного транспорта, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения, срок действия специального разрешения - 5 лет;

·лицензия на деятельность в области промышленной безопасности, лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на деятельность в области связи лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на деятельность в сфере игорного бизнеса, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на деятельность по обеспечению пожарной безопасности, лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на деятельность по оказанию психологической помощи, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на деятельность по разработке и производству бланков строгой отчетности, а также специальных материалов для защиты их от подделки, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на деятельность по технической защите информации, в том числе криптографическими методами, включая применение электронной цифровой подписи, лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на деятельность, связанную с криптографической защитой информации и средствами негласного получения информации, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на деятельность, связанную с оздоровлением детей за рубежом, срок действия специального разрешения - 10 лет [9, приложение 1].

·лицензия на деятельность, связанную с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения, лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на деятельность, связанную с трудоустройством граждан за границей, сбором и распространением (в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет) информации о физических лицах в целях их знакомства, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на деятельность, связанную с продукцией военного назначения, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·деятельность, связанная с производством алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на деятельность, связанную с производством алюминия, свинца, цинка, олова, меди и отливкой готовых изделий и полуфабрикатов из алюминия и тяжелых цветных металлов, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на деятельность, связанную со служебным и гражданским оружием и боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на издательскую деятельность, лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на медицинскую деятельность, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на образовательную деятельность, лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на оказание юридических услуг, лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на охранную деятельность, срок действия специального разрешения - 10 лет [9, приложение 1].

·лицензия на полиграфическую деятельность, лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на страховую деятельность, лицензия выдается сроком на 5 лет;

·лицензия на фармацевтическую деятельность, срок действия специального разрешения - 10 лет;

·лицензия на частную нотариальную деятельность, лицензия выдается сроком на 5 лет [9, приложение 1].

Таким образом, долгое время лицензия была заветным документом для многих организаций, поскольку лишь получение лицензии давало право на занятие соответствующим видом деятельности. Лицензии в Беларуси выдавались почти на 50 видов работ и услуг. Разумеется, это были наиболее высокодоходные области деятельности (строительство, торговля, общепит, перевозки, медицина).

В 2010 году выдача лицензий в РБ претерпела значительные изменения. Сократился перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии <#"justify">В частности, теперь лицензия не требуется на: общественное питание, розничную торговлю (за исключением торговли отдельными группами товаров), строительную деятельность, грузоперевозки; срок лицензии, как правило, составляет 5 - 10 лет; выдача лицензий происходит за 15 рабочих дней.

3. Порядок выдачи, приостановления действия и аннулирование лицензий

С 1 января 2011 г. на территории Республики Беларусь действует новый порядок лицензирования. Он установлен Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Порядок выдачи лицензий субъектам хозяйствования регулируется пунктами 14-29 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010г. №450.

Для получения лицензии ее соискатель либо его уполномоченный представитель представляет в соответствующий лицензирующий орган:

·заявление о выдаче лицензии с указанием. В заявлении указывается, что сведения, изложенные в нем и прилагаемых к нему документах, достоверны;

·копии учредительных документов юридического лица, документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица, индивидуального предпринимателя;

·документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии [9, п.15].

Лицензирующему органу запрещается требовать от соискателя лицензии представления документов или сведений, не предусмотренных Положением, а также документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом у других государственных органов и организаций самостоятельно.

Нотариальное засвидетельствование копий документов не требуется при предъявлении их оригиналов или нотариально засвидетельствованных копий.

Запрещается требовать от соискателей лицензий и лицензиатов обращения в коммерческие и некоммерческие организации для оказания им услуг, связанных с подготовкой (оформлением) документов, другими работами по лицензированию [9, п.17].

Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой вручается субъекту хозяйствования с отметкой о дате приема.

Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено в течение 15 рабочих дней со дня приема документов. Этот срок может быть продлен на период проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, но не более чем на 10 рабочих дней.

Лицензирующий орган принимает одно из следующих решений:

·о выдаче лицензии;

·об отказе в выдаче лицензии;

·об отказе в выдаче лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям соискателя [9, п.23].

При отказе в выдаче лицензии плательщику производятся возврат или зачет 90% уплаченной государственной пошлины [13, п.2 ст.259].

Решение об отказе в выдаче лицензии принимается при:

·наличии в заявлении о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений;

·несоответствии представленных документов требованиям Положения;

·наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проведенных оценки (экспертизы) соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям;

·отказе соискателя лицензии от проведения оценки (экспертизы) соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям и наличии некоторых других оснований [9, п.24].

Отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем лицензии лицензируемого вида деятельности не допускается.

О принятом решении лицензирующий орган письменно уведомляет соискателя лицензии в течение 3 рабочих дней со дня принятия этого решения.

При выдаче лицензии субъект хозяйствования должен быть ознакомлен с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности, о чем делается соответствующая отметка в лицензии.

В случае утраты лицензии лицензиату может быть выдан ее дубликат. До выдачи дубликата действие лицензии не приостанавливается [9, п.29].

Законодательство Республики Беларусь о лицензировании в качестве одной из мер принуждения, применяемых в отношении лицензиата, предусматривает приостановление действия лицензии, которое заключается во временном запрете на осуществление лицензируемой деятельности. Единый перечень оснований для этого отсутствует. Среди оснований приостановления действия лицензий можно выделить общие (применяются для всех видов лицензий) и специальные. При этом законодатель к их числу относит как противоправные деяния лицензиата (неустранение в установленный срок нарушения, указанного в требовании (предписании), непредставление в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган письменного уведомления об устранении выявленных нарушений), так и обстоятельства, не являющиеся таковыми. Правовая природа приостановления действия лицензии имеет двойственный характер и зависит от используемого правоприменителем основания для этого. Приостановление действия лицензии используется, как правило, для прекращения противоправного деяния лицензиата. В этом случае оно является мерой административного пресечения. Вместе с тем в случаях, когда основанием для ее применения выступает предположение о возможности наступления неблагоприятных последствий в будущем, приостановление действия лицензии необходимо рассматривать в качестве административно-предупредительной меры. Представляется, что перечни оснований для приостановления действия лицензий, установленные законодательством о лицензировании, являются не полными [14, с.171].

В частности, предпринимательская деятельность лицензиата − индивидуального предпринимателя может быть ограничена в судебном порядке на срок до трех лет [15, ст.31]. Следует полагать, что в данном случае с момента вступления в законную силу решения суда и до истечения срока ограничения действие лицензии должно быть приостановлено.

Указом № 450 в частности, разграничены, раскрыты термины и основания прекращения действия и аннулирования лицензии.

Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом № 450, определен закрытый перечень оснований для аннулирования лицензии.

Лицензия аннулируется по решению лицензирующего органа в случае, если она выдана на основании представленных соискателем лицензии недостоверных сведений, необходимых для принятия решения о ее выдаче.

К недостоверным сведениям относится несоответствующая действительности информация, необходимая для принятия решения о выдаче лицензии, которая содержится в представленных документах.

Следует отметить, что подготовка документов для получения лицензии юридической фирмой не освобождает заявителя от ответственности за представление недостоверной информации лицензирующему органу.

Экспертное заключение также не является безусловным подтверждением достоверности либо недостоверности представленных сведений. Как правило, в договорах на оказание услуг по экспертной оценке экспертное учреждение обязуется определить технические, экономические и организационные возможности соискателя лицензии осуществлять виды деятельности, подлежащие лицензированию, и подготовить экспертное заключение о возможности выдачи лицензии. Обязанность проверки подлинности представленных документов в договорах обычно не предусматривается, поскольку договор о проведении экспертизы должен содержать сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения, смету расходов на проведение экспертизы, порядок оплаты экспертизы, ответственность сторон и другие условия по соглашению сторон [9, п.36]. Результаты экспертизы должны свидетельствовать о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям [9, п.38].

Какие же сведения являются необходимыми для принятия решения о выдаче лицензии? Поскольку в Указе № 450 не содержится иное, представляется, что перечень таких сведений приведен в п.15 Указа № 450, а также в соответствующих главах, предусмотренных для конкретного лицензируемого вида деятельности либо дополнительно определенных Президентом Республики Беларусь.

Так, например, соискатель лицензии дополнительно к документам, указанным в подп.15.1-15.4 п.15 Указа № 450, для получения лицензии представляет в лицензирующий орган:

) на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, - план-схему и справки-характеристики помещений, оборудования, необходимых для выполнения (оказания) заявляемых работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность;

) для работ и услуг, связанных с реализацией лекарственных средств, их аптечным изготовлением и отпуском:

план-схему и справки-характеристики помещений, оборудования, необходимых для изготовления, хранения и реализации (оптовой или розничной) лекарственных средств;

в отношении лица, ответственного за лицензируемую деятельность, - копии приказа о приеме на работу (назначении на должность) с возложением на него ответственности за лицензируемую деятельность, трудового договора (контракта), диплома, удостоверения (сертификата) о присвоении квалификационной категории, свидетельства о повышении квалификации или переподготовке по соответствующей специальности, трудовой книжки.

Документы, представленные для получения лицензии, должны приниматься по описи. Копия такой описи вручается соискателю лицензии либо его уполномоченному представителю с отметкой о дате их приема.

Запрещается требовать от соискателя лицензии предъявления документов или сведений, не предусмотренных Указом № 450, а также документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций самостоятельно, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь [9, п.17]. Вместе с тем это не лишает права соискателя представить указанные документы самостоятельно непосредственно при подаче заявления о выдаче лицензии.

Истребование документов у государственного органа и другой организации лицензирующим органом производится:

в соответствии с компетенцией органа (организации);

не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления в лицензирующий орган документов, необходимых для получения лицензии, которые должны быть представлены иными государственными органами и другими организациями в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса, о чем может свидетельствовать дата (штамп), указанная на конверте, и (или) дата его регистрации в этой организации (в случае представления запроса нарочным).

Так, если в лицензирующий орган лицензиатом представлены документы для получения лицензии 10 января 2015 г., то уже до 18.00 11 января 2015 г. он должен оценить перечень всех документов и в случае отсутствия необходимых документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций, направить в эти органы и (или) организации соответствующий запрос об их представлении. Последние, в свою очередь, не позднее 18 января 2015 г. обязаны отправить запрашиваемые документы в адрес лицензирующего органа с тем, чтобы этот орган получил их 19 января 2015 г. (в том числе по срочной почте). Однако такая норма не исключает право организации, исполняющей запрос, представить необходимые (запрашиваемые) документы лично лицензирующему органу.

Кроме того, аннулирование лицензии производится по решению лицензирующего органа, если:

лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о ее выдаче;

лицензия выдана на основании заключения экспертизы лицами, находящимися в гражданско-правовых или трудовых отношениях с соискателем лицензии (лицензиатом), признанной впоследствии недействительной.

Лицензирующий орган может принять решение о прекращении действия лицензии [9, п.83]

Действие лицензии прекращается:

·по истечении срока, на который она выдана;

·в случае нарушения лицензиатом срока обращения в лицензирующий орган для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений;

·по решению лицензирующего органа:

в случае выявления лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом повторного (в течение 12 месяцев подряд после представления лицензиатом уведомления) либо грубого нарушения лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия лицензии в соответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности;

при реорганизации лицензиата;

в случае ликвидации лицензиата;

в случае смерти, признания недееспособным, ограничения в дееспособности, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим лицензиата;

на основании письменного уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии им решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности.

Не допускается прекращение действия лицензии по этому основанию, если уведомление о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности направлено лицензиатом позднее дня (либо в день):

вынесения в отношении этого лицензиата в установленном в части первой п.75 Указа № 450 порядке требования (предписания) об устранении выявленных нарушений; принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия соответствующей лицензии;

наступления иного события (какое это событие, Указ № 450 не конкретизирует, - возможно, составление любого документа в отношении лицензиата, удостоверяющего факт совершения им правонарушения), являющегося основанием для прекращения или аннулирования лицензии в соответствии с Указом № 450;

при внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия на основании представленных лицензиатом недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия;

если лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия;

если в установленный срок лицензиатом не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление лицензии, либо в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган не представлено письменное уведомление об устранении таких нарушений;

если лицензиатом или его обособленным подразделением в период приостановления действия лицензии продолжалось осуществление лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности [9, п.84].

·по решению суда.

Аннулирование лицензии производится по решению суда в случае принятия незаконного (в том числе с нарушением установленного законодательством порядка) решения о ее выдаче.

Прекращение действия лицензии по решению суда производится:

если лицензирующим органом принято незаконное решение о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия;

если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде;

в случае препятствования лицензиатом деятельности лицензирующего или другого контролирующего (надзорного) органа в проведении мероприятий по контролю за соблюдением лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, в т. ч. невыполнения лицензиатом законных распоряжений или требований должностных лиц таких органов при исполнении ими служебных полномочий, представления этим должностным лицам недостоверных документов и иных сведений, относящихся к осуществлению лицензируемого вида деятельности [9, п.85].

При этом установлено, что прекращение действия лицензии может быть произведено частично:

по одному или нескольким указанным в ней обособленным подразделениям (филиалам);

по одной или нескольким составляющим лицензируемый вид деятельности работам (услугам);

на определенной территории.

Несмотря на отсутствие в законодательстве термина "обособленное подразделение", в Гражданском кодексе Республики Беларусь содержатся такие виды обособленных подразделений, как представительство и филиал, без указания на то, что они являются единственно возможными.

Представительством считается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее защиту и представительство интересов юридического лица, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.

Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.

В случае принятия решения о прекращении действия лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям, торговым объектам, объектам общепита, не являющимся обособленными подразделениями, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории при соблюдении условий сохранения ее действия в непрекращенной части, а лицензиат обязан внести в лицензию соответствующие изменения и дополнения в порядке [9, п.66].

В реестре лицензий указываются сведения о представительстве иностранной организации, об обособленных подразделениях, в том числе филиалах, с указанием составляющих лицензируемый вид деятельности работ и услуг, если они определены Указом № 450, для каждого обособленного подразделения, включая филиал.

Обособленность структурных подразделений в первую очередь обусловлена тем, что они находятся вне места нахождения юридического лица.

Таким образом, в Указе № 450 под обособленными подразделениями понимаются не только филиалы и представительства, но и иные отдельные подразделения, например торговые и иные объекты, где осуществляется лицензируемый вид деятельности, в которых должны находиться копии лицензии, скрепленные подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и печатью юридического лица, а также информация о месте ознакомления с подлинником лицензии.

Указом № 450 отменено приостановление, прекращение действия или аннулирование лицензии по основаниям, не имеющим непосредственного отношения к осуществлению лицензиатом лицензируемого вида деятельности и являющимся самостоятельными случаями наступления административной ответственности: систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев подряд) нарушение лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) требований законодательства при ведении книги замечаний и предложений, рассмотрении изложенных в ней замечаний и предложений, повлекших наложение административного взыскания; повторное (2 и более раза в течение 12 месяцев подряд) нарушение лицензиатом установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем.

Таким образом, в Указе № 450 оптимизированы и сокращены перечни лицензионных требований и условий, документов, представляемых при обращении за выдачей лицензии, а также грубых нарушений законодательства о лицензировании, конструкция которых является различной по своему содержанию в зависимости от конкретного вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с Указом № 450.

В завершение стоит отметить, что отмена лицензирования определенной деятельности не исключает иного государственного регулирования этой деятельности (аттестация, сертификация, аккредитация). Впрочем, эти требования, по идее, не должны быть жестче лицензирования.

Заключение

В целях обобщения учебного материала можно отметить следующие выводы.

Природопользование - это деятельность человеческого общества, направленная на удовлетворение своих потребностей путем использования природных ресурсов.

Право природопользования рассматривается в трех аспектах как институт, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя.

Как институт право природопользования - это совокупность нормативных правовых актов и правовых норм о природопользовании.

Они закрепляют основные принципы права природопользования, определяют круг пользователей, их права и обязанности, устанавливают основания и порядок возникновения и прекращения, порядок и условия природопользования и так далее.

Как правоотношение право природопользования - совокупность прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод. Оно служит механизмом реализации объективного и субъективного права природопользования.

Как правомочие право природопользования - это принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Предпосылкой появления института лицензирования стал переход Республики Беларусь к новой рыночной экономики, появление новой формы собственности, новых оранизационно-правовых форм предприятий: акционерные общества, общества с дополнительной и ограниченной ответственностью, частные предприятия и так далее.

Экологическое лицензирование - деятельность уполномоченных на то государственных органов, связанная с выдачей лицензии (или других разрешительных документов) на природопользование или осуществление иных видов работ, касающихся охраны окружающей среды.

Лицензирование в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов осуществляется с целью максимально снизить отрицательное воздействие деятельности субъектов хозяйствования на окружающую среду и предотвратить вред, который может быть нанесен интересам Республики Беларусь и здоровью людей.

Долгое время лицензия была заветным документом для многих организаций, поскольку лишь получение лицензии давало право на занятие соответствующим видом деятельности. Лицензии в Республике Беларусь выдавались почти на 50 видов работ и услуг. Разумеется, это были наиболее высокодоходные области деятельности (строительство, торговля, общепит, перевозки, медицина).

С 1 января 2011 г. на территории Республики Беларусь действует новый порядок лицензирования. Он установлен Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности". Порядок выдачи лицензий субъектам хозяйствования регулируется пунктами 14-29 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010г. №450.

В частности, теперь лицензия не требуется на: общественное питание, розничную торговлю (за исключением торговли отдельными группами товаров), строительную деятельность, грузоперевозки; срок лицензии, как правило, составляет 5 - 10 лет; выдача лицензий происходит за 15 рабочих дней.

В Указе № 450 оптимизированы и сокращены перечни лицензионных требований и условий, документов, представляемых при обращении за выдачей лицензии, а также грубых нарушений законодательства о лицензировании, конструкция которых является различной по своему содержанию в зависимости от конкретного вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с Указом № 450.

Проведенный анализ нормативных правовых актов, устанавливающих правовые основы лицензирования в сфере экологических правоотношений, позволяет сделать вывод о том, что совокупность норм, регулирующих порядок и условия выдачи лицензий на осуществление деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, составляет комплексный институт экологического права. Следует, однако, отметить, что на современном этапе имеет место незавершенность построения целостной системы экологического лицензирования. Разработка оптимальной модели лицензирования должна основываться на определении критериев видов деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию.

Список использованных источников

1. Шимова, О.С. Экология и экономика природопользования: Курс лекций / О.С. Шимова. - Мн.: академия при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 193 с.

. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь от 26 ноября 1992г., - №1982-XII: в редакции Закона от 17 июля 2002г., № 126-3.

. Цыпарков, Н.Г. Экологическое право Республики Беларусь: учеб. пособие / Н.Г. Цыпарков. - Минск: БГУ, 1999. - 196 с.

. Бобылев, А.И. Правовой режим использования и охраны природных объектов и природных ресурсов / А.И. Бобылев, Д.М. Демичев, Н.А. Шингель. - Минск: БГУ, 1992. - 200 с.

. Шимова, О.С. Основы экологии и экономика природопользования: учебник / О.С. Шимова, Н.К. Соколовский. - Минск: БГЭУ, 2002. - 367 с.

Рогожкина, Т.В. Правовое обеспечение лицензирования в области охраны окружающей среды: проблемы становления правового института / Т.В. Шимова // Веснiк БДУ. - 2008. - №4. - С. - 86-89

Бринчук, М.М. Экологическое право (Право окружающей среды) / М.М. Бринчук. - М., 1998. - 540 с.

Лаевская, Е.В. К вопросу об экономико-правовом регулировании рационального лесопользования / Е.В. Лаевская. - Гродно: ГрГУ, 1997. - 18 с.

О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010г., № 450 - Минск 2013.

Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть: учеб. пособие / Д.М. Демичев. - Минск: Ураджай, 2002. - 460 с.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.

Гоев, А.В. Экологическое право Республики Беларусь / А.В. Гоев. - Минск: "Молодеж. науч. о-во", 2000. - 160 с.

Налоговый кодекс Републики Беларусь: принят Палатой представителей 11 дек. 2009г.: одобр. Советом Республики 18 дек. 2009г.: текст по состоянию на 10 янв. 2011г. - Минск: Амалфея, 2014. - 142 с.

Гражданский кодекс Республики Беларусь (с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 8 янв. 2014г.). - Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2014. - 656 с.

Похожие работы на - Экологическое лицензирование

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!