3 Урегулирование споров
Конвенция 1982 года значительное внимание уделяет урегулированию споров, которые могут возникнуть при ее толковании и применении. Конвенция исходит из того, что все споры государств-участников должны решаться мирными средствами в соответствии с п. 3 ст. 2 Устава ООН; спорящие при этом могут обращаться к средствам, указанным в п. 1 ст. 33 Устава. Право выбора мирных средств принадлежит сторонам, находящимся в споре. Если выбранные сторонами мирные средства не привели к решению спора, то применяются предусмотренные в Конвенции процедуры, в том числе и согласительная процедура по определенной категории споров. Конвенция предусматривает обращение к таким средствам, как Международный трибунал по морскому праву, Международный Суд ООН, арбитраж и специальный арбитраж.
Государство при подписании, ратификации, присоединении или в любое время после этого может путем письменного заявления выбрать одно средство или несколько из них; заявления сдаются на хранение Генеральному секретарю ООН. Суд или арбитраж сами решают вопрос о компетенции по переданному им спору. Сторонами в споре являются государства. Ими могут быть и другие субъекты права в случаях, специально предусмотренных Конвенцией.
Решения суда или арбитража окончательны и обязательны для участвующих в споре сторон и лишь по данному спору.
Международный трибунал по морскому праву состоит из 21 судьи, избранного государствами - участниками Конвенции из лиц, обладающих высокими моральными качествами и являющихся признанными авторитетами в области морского права. Каждый член суда избирается на девять лет с правом переизбрания. Местопребыванием Трибунала является г. Гамбург. Первым российским гражданином, избранным членом Трибунала, стал профессор А.Л. Колодкин.
Для рассмотрения споров, касающихся морского дна, в Трибунале создается специальная Камера в составе 11 судей (Гуцуляк В.Н., 2011).
Глава 2. Классификация морских пространств
2.1 Морские пространства в пределах территории государств
Морские пространства в пределах территории государств находятся под суверенитетом государств и включают в свой состав:
1. Внутренние воды - водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря, а также водоемы, располагающиеся на территории государства:
морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря;
воды портов;
воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы;
воды рек, озер и иных водоемов в пределах границ одного государства.
. Международные морские каналы - искусственно созданные морские пути. Они строились обычно для сокращения протяженности морских дорог и уменьшения рисков и опасностей мореплавания. Существующие морские каналы построены на территориях определенных государств под их суверенитетом. Однако для некоторых морских каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы были установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов (Валеев Р.М., 2011).
. Архипелажные воды. Ряд государств, состоящих из множества островов, исторически или при определенных условиях, предусмотренных международным правом, могут иметь архипелажные воды (Багамские Острова, Индонезия, Острова Зеленого Мыса, Фиджи и др.).
Суверенитет государства-архипелага распространяется на воды, ограниченные архипелажными исходными линиями воды, называемые архипелажными водами, независимо от их глубины или расстояния от берега. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы.
Государство-архипелаг может устанавливать морские коридоры, приемлемые для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море. Все суда пользуются правом архипелажного прохода по таким морским коридорам.
В пределах своих архипелажных вод государство-архипелаг может иметь внутренние воды, пределы и режим которых устанавливаются в соответствии с обычным в международном праве порядком.
Таким образом, несмотря на суверенитет государства-архипелага над своими водами, они имеют своеобразный правовой режим, отличный от правового режима внутренних вод (Егоров С.А., 2013).
4. Территориальное море - морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам государств и находящийся под суверенитетом прибрежного государства.
На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства.
В территориальном море суверенитет прибрежного государства осуществляется, однако, с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран.
Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. устанавливает, что «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных линий.
Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев:
а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
б) если совершенное преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
в) если капитан судна, дипломатический агент или консульский чиновник государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;
г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами (Бирюков П.Н., 2010).
2.2 Морские пространства вне пределов территории государств
Морская территория, находящаяся вне границ государств, не принадлежит ни одному из них и не находится под их суверенитетом. К ней традиционно относят воды открытого моря, дно и недра, находящиеся под ним. Такая территория имеет международно-правовой режим, который государства могут устанавливать только сообща в соответствии с международным правом. Однако режим такой территории не однороден по своему составу. В целом в ее пределах действует режим открытого моря. Однако в отдельных ее районах (международный район морского дна, воды Антарктики и др.) действуют международно-правовые режимы, отличающиеся от этого общего режима и установленные отдельными универсальными международными договорами, многие нормы которых уже стали международными обычаями (Егоров С.А., 2013).
. Открытое море - водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права.
В морских пространствах за внешней границей территориальных вод суда подчиняются исключительной юрисдикции государства, под флагом которого они плавают. Никакое иностранное судно не вправе препятствовать судам других государств пользоваться на законных основаниях свободами открытого моря или применять к ним принудительные меры. Из данного принципа допускаются строго ограниченные изъятия, применяемые в конкретных, четко определенных международным правом случаях (например, в случае пиратства).
Конвенция ООН по морскому праву установила, что морские воды за пределами территориального моря и международный район морского дна резервируются для использования в мирных целях.
Действующие в настоящее время Международные правила предупреждения столкновения судов были приняты в 1972 г. В них определен порядок пользования, применения радиолокаторов, расхождения и скорости судов при их сближении и др. Вопросы спасания на море регулируются Конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г. и Конвенцией о спасании 1989 г. (Бирюков П.Н., 2010).
. Прилежащая зона - часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, шириной не более 24 морских миль (отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальное море), в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.
Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву, контроль может быть необходим:
а) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил в пределах его территории или территориального моря;
б) для наказания за нарушение этих правил.
Таким образом, прилежащая зона может быть четырех видов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.
. Исключительная экономическая зона - морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
В этом районе установлен специфический правовой режим. Конвенция 1982 г. предоставила прибрежному государству в исключительной экономической зоне суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра. Другие государства могут участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны только по соглашению с прибрежным государством
За прибрежным государством признана также юрисдикция в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований и сохранения морской среды.
В то же время другие государства как морские, так и не имеющие выхода к морю, пользуются в исключительной экономической зоне свободами судоходства, полетов над ней, прокладки кабелей и трубопроводов и другими узаконенными видами использования моря, относящимися к этим свободам. Указанные свободы осуществляются в зоне, как в открытом море.
. Континентальный шельф - морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Вопрос о континентальном шельфе в международно-правовом плане возник, когда выяснилось, что в недрах шельфа находятся залежи минерального сырья, ставшие доступными для добычи. На I Конференции ООН по морскому праву в 1958 г. была принята специальная Конвенция о континентальном шельфе, признавшая суверенные права прибрежного государства над континентальным шельфом в целях разведки и разработки его естественных богатств, в том числе минеральных и других неживых ресурсов поверхности и недр морского дна, а также живых организмов на морском дне.
Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Следовательно, осуществление этих прав не должно вести к ущемлению свободы судоходства и свободы полетов над континентальным шельфом. Научные исследования на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль могут производиться с согласия прибрежного государства.
Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов и научную деятельность на прилежащих шельфах своими национальными законами и правилами (в РФ - ФЗ «О континентальном шельфе РФ» 1995 г.) (Валеев Р.М., 2011).
. Международный район морского дна.
В результате научно-технического прогресса оказались досягаемыми для эксплуатации не только природные ресурсы континентального шельфа, но и глубоководные залежи минералов, находящиеся на морском дне и в его недрах за пределами континентального шельфа. Такие пространства в Конвенции 1982 г. именуются Международным районом морского дна.
В соответствии с Конвенцией <consultantplus://offline/ref=12716FBCFA67DFD54DDED38EE97B3346A7A96020D5E7D9E4C90E973875D9470A851724DC0FA17A67I4D9X> 1982 г. Район и его ресурсы являются "общим наследием человечества". Естественно, что правовой режим Района и эксплуатации его ресурсов в соответствии с указанным положением может определяться только всеми государствами совместно. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству.
Деятельность в Районе осуществляется таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли и содействовать международному сотрудничеству для всестороннего развития всех стран, особенно развивающихся государств.
Для разрешения споров применительно к деятельности в Районе учреждена Камера по спорам, касающимся морского дна, Международного трибунала по морскому праву (Егоров С.А., 2013).
2.3 Международное сотрудничество в пределах морских пространств
В целях удовлетворения и защиты своих жизненно важных интересов, интересов своих граждан государства осуществляют в пределах морских пространств различную деятельность. Такими основными направлениями являются поддержание правопорядка, сохранение окружающей среды, проведение научных исследований и т.п. Международное морское право, нормы которого регулируют такую деятельность, тесно связано с другими отраслями международного права, такими, как международное экономическое, экологическое, уголовное (правоохранительное), гуманитарное право и другие отрасли международного права, а также с рядом международных институтов, регулирующих деятельность государств в различных областях (использование возобновляемых источников энергии на море, защита объектов культурного и исторического достояния человечества и т.п.), в которых можно найти многие элементы международного морского права. В этом проявляется прежде всего системность международного права, его интегративность (Егоров С.А., 2013).
Заключение
Значение этой отрасли современного международного права существенно возросло в начале XXI в., так как использование Мирового океана превратилось в одну из глобальных проблем, вокруг решения которой развернулась острая борьба различных групп государств; активизировалась деятельность государств по освоению Мирового океана, повысилась роль Мирового океана в обеспечении мира и международной безопасности.
Сегодня океаны продолжают открывать широкие возможности для содействия устойчивому развитию, сокращению масштабов нищеты и создания "зеленой экономики". Рыбный промысел по-прежнему является важным источником для занятости и продовольствия для миллиардов людей. Океанам свойственно крайне богатое биоразнообразие, включая морские генетические ресурсы, открывающее огромные перспективы для их возможного применения, в частности, в промышленной, фармацевтической и терапевтической областях. Недавние открытия и сдвиги в науке и технике раздвинули границы наших знаний об океанических процессах и экосистемах. Объемы морских перевозок продолжают расти, содействуя увеличению коммерческих обменов между государствами, открывая возможности в плане занятости для многих моряков и способствуя развитию государств.
Как и в прошлом, указанные вопросы подлежат правовому регулированию на национальном уровне и главными действующими лицами должны быть правительства, неправительственные организации, частный сектор и иные субъекты деятельности на море. В то же время должно развиваться и международное право, в рамках которого осуществляются координация и регулирование деятельности мирового сообщества в морях и океанах.
Список использованной литературы
1.Егоров С.А. Международное право. Учебник, 5-е изд. М., 2013.
.Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право: Особенная часть. Учебник для вузов. М.: Статут, 2011.
.Глебов И.Н. Международное право. Изд: Дрофа, 2010.
.Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие, 2-е изд. М.: Юристъ, 2010.
.Колосов Ю.М. Международное публичное право. М., 2009.
.Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное): Учебное пособие. Ростов н/Д, 2011.
.Консультант Плюс.