изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы, рисунки, графики. Список литературы включает в себя наименований.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Особенности электронных справочников
На сегодняшний день очень много различных по тематике видов электронных ресурсов и исчерпывающую характеристику всем им дать достаточно сложно.
Электронные энциклопедии - эти издания достаточно многочисленны, они могут быть отраслевыми, универсальными, специальными. Все энциклопедии представляют собой мультимедийные гипертекстовые издания.
Биографические электронные справочники - могут, как и печатные, быть универсальными, персональными и комплексными. Справочники чаще всего бывают мультимедийные с гиперсвязями и позволяют собрать и предложить пользователям весь материал о лице или коллективе. Как и для энциклопедий, важной оценкой качества библиографических справочников является участие в авторском составе авторитетных издателей и надежность базового материала.
Мультимедийные обучающие программы и учебники - вероятно, за исключением игр, эта группа изданий на электронных носителях наиболее многочисленна. Мультимедийный учебник как комплексное издание нацелен на то, чтобы образное восприятие в сочетании с компьютерными возможностями позволило повысить эффективность получаемой информации. Для этого во многих из них предоставлены дополнительные возможности - ведение записей, составление рабочих конспектов, тесты на самопроверку и т.д. Есть даже учебные пособия, все лекции в которых озвучены, что позволяет снизить напряжение глаз или использовать их людям с ослабленным зрением или незрячим.
Библиографические указатели - представлены очень ограниченным количеством названий, выходящих в России, и огромным массивом зарубежных баз данных. Если два предыдущих вида изданий на электронных носителях можно было отнести к электронным книгам, то библиографические базы могут быть как книгами (как правило, это национальные библиографии за большой хронологический период или каталоги крупных книгоиздательских фирм), так и продолжающимися или периодическими изданиями.
В последнем случае речь идет не о получении каждый месяц обновления программы, а о поступлении ежемесячной (еженедельной, двухнедельной, квартальной и др.), кумуляции.
Полнотекстовые издания - в принципе могут представлять что угодно: многоязычную Библию, комплект журнала или газеты (часто за большой хронологический период) и т.д. На отечественном рынке уже существует большое количество собраний сочинений отечественных и зарубежных писателей, представляющих собой отсканированный печатный вариант без какой-либо системы поиска.
Справочники - отличаются большим разнообразием - от справочника по современному вооружению до каталога автомобилей.
Такая группа справочной литературы как справочники отличается особым разнообразием по целевому и читательскому назначению, а также по структуре и объему. Благодаря тому, что в справочниках содержатся краткие сведения производственного, научного либо прикладного характера, справочники необычайно удобны в работе.
Под справочником принято понимать справочное издание, которое носит прикладной, практический характер. Такое издание отличает систематизированная структура либо построение заглавных статей по алфавиту.
Исходя из целевого назначения справочники подразделяют на массово-политические, научные, учебные, производственно-практические, бытовые и популярные.
Специалистам и студентам конкретных специальностей особенно пригодятся научные справочники, посвященные определенным темам. Для таких справочников характерной особенностью является не только обширный объем статей, но также наличие списков литературы и предметного указателя.
Меньшим объемом характеризуются справочники производственные, к примеру, "Справочник программиста", "Справочник бухгалтера".
Списки литературы в них не предусмотрены.
Все желающие могут воспользоваться справочными изданиями, которые своим появлением обязаны всевозможным преобразованиям в экономике, политике, в сфере права - "Справочник адвоката", "Справочник по кадровому делопроизводству", "Справочник финансиста предприятия" и т.п.
Существует множество классификаций такой научной литературы, как справочники, вот некоторые из них:
. По целевому назначению
Научные
Производственно-практические
Массово-политические
Учебные
Популярные
Бытовые
. По читательскому назначению
Для специалистов (научных и практических работников определенной сферы)
Для широких кругов читателей
Для детей и подростков
. для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет
. для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет
. для детей старшего школьного возраста (подростков, в том числе абитуриентов) от 15 до 17 лет
. По характеру информации:
Статистические
Каталоги
Справочные таблицы
Определители
Биографические
Путеводители
Календари
Календари знаменательных дат
Справочники-хронографы
Адресно-телефонные книги
. По структуре основного текста,
Алфавитные
Систематические
Номерные
Хронологические
. По составу основного текста
Комплексные
Специализированные
. По объему (полноте информации)
Полные (большие)
Краткие (малые)
. По способу организации текста
Однотомные
Многотомные энциклопедии
. По форме представления
Традиционные (книжные, бумажные)
Электронные (машиночитаемые)
По одному из определений: "Электронный справочник - это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию". Электронный справочник - в отличие от "бумажного", является инструментом обучения и познания, его структура и содержание зависит от целей его использования. Он и репетитор, тренажер и самоучитель.
Достоинствами электронного справочника, являются:
·во-первых, их мобильность;
·во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей;
·в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний.
С другой стороны, создание электронных справочников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. Кроме того, при помощи электронных справочников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование, поиск по материалу. Практика использования электронных справочников показала, что изложенный материал усваивается лучше.
Разработка электронного справочника, начиналась с изучения структуры электронных справочников, формы подачи материалов.
На основании анализа были разработаны требования к будущему программному продукту:
Формы представления информации;
Необходимых функций;
Желательный интерфейс.
1.2 Сравнительная характеристика видов справочников
Электронный справочник - программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел. Данный продукт создается со встроенной структурой, словарями, возможностью поиска и т.п.
Электронный справочник может быть предназначен для самостоятельного изучения учебного материала по определенной дисциплине или для поддержки лекционного курса с целью его углубленного изучения.
Простейшим электронным справочником может являться конспект лекций преподавателя, набранный им самим (или даже студентами с целью размножения хорошего конспекта в большом числе экземпляров при минимальных затратах) и размещенный на студенческом сервере или на другом общедоступном электронном узле. Однако такой учебник, по существу, ничем не отличается от размноженного печатным методов конспекта и в нем никак не использованы специфические возможности электронного издания. К главным таким особенностям можно причислить:
. возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного справочника;
. развитый поисковый механизм в пределах электронного справочника, в частности, при использования гипертекстового формата издания;
. возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента;
. возможность специального варианта структурирования материала;
. возможность адаптации изучаемого материала учебника к уровню знаний обучаемого, следствием чего является резкий рост уровня мотивации обучаемого;
. возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого.
К дополнительным особенностям электронного справочника по сравнению с печатным следует отнести:
. возможность включения специальных фрагментов, моделирующих течение многих физических и технологических процессов;
. возможность включения в учебник аудио-файлов, в частности, для сближения процесса работы с учебником и прослушивания лекций этого же преподавателя;
. возможность включения в состав учебника фрагментов видеофильмов для иллюстрации определенных положений учебника;
. включение в состав справочника интерактивных фрагментов для обеспечения оперативного диалога с обучаемым;
. полномасштабное мультимедийное оформление учебника, включающее в себя диалог на естественном языке, организацию по запросу обучаемого видеоконференции с автором (авторами) и консультантами и пр.
Таким образом, кроме разного носителя, электронный справочник имеет ряд принципиальных отличий от справочника, изготовленного типографским способом:
.возможность мультимедиа;
2.обеспечение виртуальной реальности;
.высокая степень интерактивности;
.возможность индивидуального подхода к обучающемуся.
Внедрение в структуру электронного справочника элементов мультимедиа позволяет осуществить одновременную передачу различных видов информации. Обычно это означает сочетание текста, звука, графики, анимации и видео. Средства наглядной демонстрации позволяют улучшить восприятие нового материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.
Многие процессы и объекты в электронном справочнике могут быть представлены в динамике их развития, а также в виде 2-х или 3-х мерных моделей, что вызывает у пользователя иллюзию реальности изображаемых объектов.
Интерактивность позволяет установить обратную связь от пользователя информации (студента) к ее источнику (преподавателю). Для интерактивного взаимодействия характерна немедленная ответная и визуально подтвержденная реакция на действие, сообщение.
Таким образом, электронные справочники имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным справочником самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы. Также важное значений электронных справочников состоит в том, что преподаватель может быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости, что очень важно для столь динамично изменяющейся дисциплины, как "Информационно-аналитическая деятельность".
Электронный справочник (как, впрочем, и любое электронное издание) для достижения максимального эффекта должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным справочником: главы должны быть более короткие, что соответствует меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, затем каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу. Как правило, такой фрагмент должен содержать один-три текстовых абзаца (абзацы также должны быть короче книжных) или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка.
Таким образом, студент просматривает не непрерывно излагаемый материал, а отдельные экранные фрагменты, дискретно следующие друг за другом. Дискретная последовательность экранов находится внутри (и в пределах) наименьшей структурной единицы, позволяющей прямую адресацию, т.е. внутри параграфа или подпараграфа (того, что характеризуется заголовком третьего уровня) содержится один или несколько фрагментов, последовательно связанных друге другом гипертекстовыми связями. На основе таких фрагментов проектируется слоистая структура учебного материала, которая содержит:
слой, обязательный для изучения;
слой для более глубокого изучения определенных разделов;
вспомогательные слои;
специальный слой "Основные понятия и определения",
дополнительный слой рекомендаций по применению полученных знаний.
Такая организация учебного материала обеспечивает дифференцированный подход к обучаемым в зависимости от уровня их подготовленности, результатом чего является более высокий уровень мотивации обучения, что приводит к лучшему и ускоренному усвоению материала.
В связи с существенно различной природой печатного материала и электронного издания (в электронном издании не засунешь палец между страницами и пр.) в последнем возникают две новые и существенные проблемы:
.проблема размещения и оформления текстового и графического материла на рабочей поверхности экрана, а также размер этой поверхности, использование признака цветности и субъективная реакция пользователей на наличие этих элементов;
2.проблема ориентации и перемещения пользователя внутри электронного издания: между разделами, графикой и рисунками, страницами, включая овладение различными уровнями материала и перемещение между ними, фиксация своих шагов в процессе изучения для обеспечения возможности контроля и статистических исследований.
Способы работы с печатными материалами устанавливались в течение нескольких веков и тесно переплетены с нашими все еще недостаточно исследованными взглядами на то, как изучать, что изучать, как должна выглядеть книга или журнал. В то же время эра электронных материалов пришла быстро и внезапно. Поэтому весьма важна роль оптимизации работы с соответствующими материалами, включая как первую, так и вторую проблему.