Номер схемы
|
Оценка выполненя работ и оказания услуг
|
Проверка (испытание) результатов работ и услуг
|
Инспекционный контроль сертифицированных работ и
услуг
|
1
|
Оценка мастерства исполнителя работ и услуг
|
Проверка (испытание) результатов работ и услуг
|
Контроль мастерства исполнителя работ и услуг
|
2
|
Оценка процесса выполнения работ и оказания услуг
|
Проверка (испытание) результатов работ и услуг
|
Контроль процесса выполнения работ и оказания
услуг
|
3
|
Анализ состояния производства
|
Проверка (испытание) результатов работ и услуг
|
Контроль состояния производства
|
4
|
Оценка организации (предприятия)
|
Проверка (испытание) результатов работ и услуг
|
Контроль соответствия установленным требованиям
|
5
|
Оценка системы качества
|
Проверка (испытание) результатов работ и услуг
|
Контроль системы качества
|
6
|
|
Рассмотрение декларации о соответствии прилагаемым
документам
|
7
|
Оценка системы качества
|
Рассмотрение декларации о соответствии
прилагаемым документам
|
Контроль системы качества
|
Схема 2 предусматривает оценку процесса выполнения работы и
оказания услуги по следующим критериям: полнота и актуализация (своевременное
обновление) документации, устанавливающей требования к процессу (нормативные и
технические документы); метрологическое, методическое, организационное,
программное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса выполнения
работ, оказания услуг; безопасность и стабильность процесса; профессионализм
обслуживающего и рабочего персонала; безопасность реализуемых товаров.
Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.
Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия, что включает
проверку: состояния его материально-технической базы; санитарно-гигиенических
условий обслуживания потребителей; ассортимента и качества услуг, включая
наряду с целевыми и дополнительные услуги; четкости и своевременности
обслуживания; качества обслуживания (этика общения, комфортность, эстетичность,
учет запросов потребителя и т.д.); профессионального мастерства обслуживающего
персонала. Эту схему рекомендуется применять при сертификации гостиниц, ресторанов,
парикмахерских, кинотеатров и др. Результатом оценки предприятия в целом может
быть присвоение разряда (категории, класса, звезды).
Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее
опасных работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.). Оценка
системы качества по схеме 5 (а также схеме 7) производится по стандартам ИСО
серии 9000 экспертами по сертификации систем качества.
Схемы 6 и 7 основаны на использовании декларации о
соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие
работ и услуг установленным требованиям.
Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг небольших
предприятий, зарекомендовавших себя в нашей стране и за рубежом как исполнители
работ и услуг высокого уровня качества.
Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы качества.
Оценка выполнения работ, оказания услуг будет заключаться в обследовании
предприятия с целью подтверждения соответствия работ и услуг требованиям
стандартов системы качества.
При добровольной сертификации применяют схемы 1 - 5. Схемы 6 и 7, которые
предусматривают декларацию о соответствии, при добровольной сертификации не
применяют.
При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используются социологические
и экспертные методы.
При наличии у заявителя сертификата на систему качества оценка ее не
проводится. Инспекционный контроль осуществляется путем контроля стабильности
процесса оказания услуги.
Органы
сертификации, испытательные лаборатории и центры сертификации
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется
органами сертификации, испытательными
лабораториями и центрами.
Орган по сертификации (ОС) выполняет
следующие функции:
привлекает на договорной основе для проведения
исследований (испытаний) и измерений испытательные лаборатории (центры),
аккредитованные в порядке, установленном Правительством РФ;
- осуществляет контроль за объектами сертификации, если
такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и
договором;
- ведет
реестр выданных им сертификатов соответствия;
- информирует
соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением
требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но
не прошедшей ее;
- приостанавливает
или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;
- обеспечивает
предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной
сертификации;
- устанавливает
стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ
методики определения стоимости таких работ.
ОС несет ответственность
за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации.
Специально
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в
области сертификации (в России — Госстандарт) выполняет следующие функции:
- формирует и реализует государственную политику
в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации
по проведению сертификации
на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них;
- проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков
соответствия, действующих в Российской Федерации;
- опубликовывает официальную
информацию о действующих в Российской
Федерации системах сертификации и знаках
соответствия и представляет ее в
установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;
- готовит в установленном порядке предложения о присоединении
к международным (региональным)
системам сертификации, а также может
в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями
о взаимном признании результатов сертификации;
- представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации и как национальный
орган Российской Федерации по сертификации
осуществляет межотраслевую координацию
в области сертификации.
В работах по сертификации
участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт как национальный орган по
сертификации осуществляет координацию
их деятельности в этом направлении.
Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируется выбор системы сертификации, объекта сертификации, аккредитующего органа и пр. Например,
такими органами, занимающимися
вопросами сертификации, являются:
Госсанэпидемнадзор Минздрава России, Департамент ветеринарии Минсельхозпрода РФ, Госстрой России, Госкомсвязи России, Госпожарнадзор МВД России, Российский Морской Регистр, Российский Речной Регистр, Российский Авиарегистр и пр.
Для организации и координации работ в
системах сертификации однородной
продукции или группы услуг создаются
центральные органы систем сертификации (ЦОС). Например,
функции ЦОС в системе сертификации систем качества и производства выполняет Технический центр Регистра систем качества, действующий в структуре Госстандарта России. Функции ЦОС по
добровольной сертификации на соответствие требований государственных
стандартов в Системе сертификации ГОСТ Р возложены на ВНИИ сертификации.
В обязанности ЦОСа входит:
организация, координация работы и
установление правил процедуры в возглавляемой
системе сертификации;
рассмотрение апелляций заявителей по поводу действия ОС, ИЛ (центров).
Главным участником работ по сертификации является эксперт — лицо, аттестованное на право
проведения одного или нескольких видов работ в области
сертификации. От его
знаний, опыта, личных качеств, то есть компетентности
зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.
Добровольная сертификация осуществляется органами
по добровольной сертификации,
входящими в систему добровольной сертификации.
Органом по добровольной
сертификации может быть юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, образовавшие систему добровольной сертификации, а также юридическое лицо, взявшее на себя
функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем, образовавшими данную систему.
Орган по добровольной сертификации:
осуществляет подтверждение объектов
добровольного подтверждения соответствия;
выдает сертификаты соответствия на
объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
предоставляет заявителям право на
применение знака соответствия, если присвоение знака соответствия предусмотрено
системой добровольной сертификации;
приостанавливает или прекращает
действие выданных им сертификатов соответствия.
Аккредитованные испытательные лаборатории
(ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают
протоколы испытаний для целей сертификации.
ИЛ несет ответственность
за соответствие проведенных
ею сертификационных испытаний
требованиям НД, а также за
достоверность и объективность
результатов.
Если орган по
сертификации аккредитован как ИЛ, то
его именуют сертификационным
центром. Так, в стране широко
известна деятельность Российского
центра испытаний и сертификации «Ростест — Москва».
Cписок литературы
1.
Аргачев
В.Г., Парфушин М.А. Нужны стандарты на оценку последствий аварий и катастроф //
Стандарты и качество.- №1. - С. 53 – 54.
2.
Архангельский Л.А., Ткачевский Г.И., Лившиц Г.А.
Повышение кинематической точности зубофрезерных станков. – М.: Машгиз, 1954. –
200 с.
3.
Безопасность
жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под общ. ред. С.В. Белова. - 2-е изд.
перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1999. – 448 с.