Эксперимент у прилавка
Эксперимент
у прилавка
Виктор Лаврус
Для любого дела
необходимы определенные качества. Торговые профессии выбирают из-за
сравнительно короткого срока обучения, ложного представления об их положительных
сторонах, «престижа» в условиях дефицита.
Продавец – это
последнее звено в цепи, куда входят производство, транспортировка, хранение и
продажа товара. Именно от него во многом зависит, найдет ли продукт труда
своего покупателя. Для покупателя продавец – единственный представитель,
который отвечает даже за то, что явно выходит за рамки его компетенции.
Покупатель –
потребитель продуктов труда. Для измерения веса отпускаемых товаров
используются весы и набор гирь. С целью получения выгоды продавец может
использовать облегченные гири, подложить навеску под чашу весов, прикрепить
магнит к таре во время взвешивания и т.п.
Вы –
покупатель. У вас нет средств поверки весов, и вы не хотите носить с собой
гири. Перед вами весы, а по ту сторону прилавка продавец. Проанализируем
процесс взвешивания.
1) Продавец
взвешивает товар весом P с навеской d, которую вы не замечаете.
Результат
измерения: P + d = A. Вас обманули и вы обнаруживаете это дома...
2) Попросим
продавца взвесить две порции товара P1 и P2 отдельно.
Результаты
измерения: P1 + d = B и P2 + d = C. Теперь просим
продавца взвесить обе порции P1 и P2 вместе. Ничего не
подозревающие весы покажут результат P1 + P2 + d = D.
Сравним результаты взвешиваний: B + C – D = d.
Таким образом,
разница результатов эксперимента показывает на сколько нас хотят обмануть.
Второе измерение проведено с использованием методов планирования эксперимента.
Рассмотренный
пример показывает, что даже простые эксперименты могут быть спланированы с
получением дополнительной полезной информации. Серьезные экспериментальные
исследования со многими критериями качества и входными величинами без
планирования эксперимента просто невозможны. С усложнением экспериментов
эффективность их планирования возрастает. Объектом исследования с применением
теории планирования эксперимента могут быть любые процессы, устройства или их
отдельные элементы.
Входные
величины объектов исследования могут качественно отличаться друг от друга,
поэтому в теории планирования эксперимента входные параметры принято именовать
общим названием факторы.
Выходные
величины также могут быть качественно различными – они получили название отклик
(функция цели, параметр оптимизации).
Модель объекта
представляет собой аналитическую зависимость отклика от факторов. Чаще всего
эта зависимость неизвестна, известными являются факторы xi и
выходные величины отклика yi. Часто встречается задача исследования
одной выходной величины у как функции нескольких факторов:
yj
= φj (x1, x2, ... xk)
Похожие работы на - Эксперимент у прилавка
|