Анализ, планирование, контроль
Анализ, планирование, контроль
Алексей Романенко
Анализ,
Планирование и Контроль для успешного предпринимателя, как Отец, Сын и Святой
Дух для истинно верующего человека.
Без
этих китов маркетинга не предпринимается ни одного серьёзного действия. Каждое
решение основано на анализе ситуации, каждое действие планируется, и все
результаты подлежат контролю. Без этого нельзя стать успешным и не достигнуть
Цели.
Вы
находитесь в самом начале пути, а точнее сказать на стартовой линии. От того,
каким будет ваш первый шаг, зависит то, куда вы поставите ногу при шаге втором.
Что Вы должны сделать в первую очередь, чтобы ваш второй шаг не стал последним?
Простого анализа ситуации, в которой Вы находитесь мало. И планировать свои
последующие действия исходя из того, что у Вас есть на данный момент и что Вы
можете, тоже недостаточно.
Необходима
разработка проекта вашего Дела.
Проекта,
который будет включать в себя образ (описание) того состояния Дела, к которому
Вы стремитесь и пути его достижения, учитывающие ваше нынешнее состояние.
Здесь
надо чётко представлять себе разницу между классическим подходом к маркетингу и
подходом проектным.
Первый
рекомендует сначала изучить исходное состояние вашего Дела, определить себе
цель изменений и потом уже строить планы по её достижению, заранее намечая
точки контроля промежуточных результатов.
Второй
же, наоборот предписывает в первую очередь представить себе будущий образ,
описать его в как можно больших показателях, а уже затем, основываясь на тех
качествах, к которым Вы стремитесь, анализировать Ваше нынешнее состояние и
выстраивать план достижения будущего.
С
первого взгляда эти два подхода могут показаться идентичными, однако разница
есть и она существенна. В привычных терминах можно выразить её такими словами:
"В маркетинге проектный подход отличается от классического так же, как в
алгебре прямой метод решения задач отличается от метода решения от
обратного".
Теперь
в схематичном виде.
Классический
подход. (схема-1)
Проектный
подход. (схема-2)
Обратите
внимание, на обеих схемах присутствует шкала времени. Это обязательный атрибут
всей предпринимательской деятельности. Время — это самое ценное, что у Вас есть
(не правда ли, где-то Вы это уже слышали). Так вот, именно шкала времени на
схемах и позволяет понять их схожесть и различие.
Понятно,
что схожи они в одном — каждая заканчивается точкой достижения цели, образа
будущего, желанного состояния вашего Дела — состояние F. Но начинаются и
продолжаются по разному.
Классический
подход говорит, анализируйте ситуацию, в которой Вы находитесь, представьте
себе следующий этап своего развития и делайте шаг, совершайте действия исходя
из того, что Вы можете. На каждом последующем шаге включайте контроль,
анализируйте своё состояние и новые возможности и совершайте действия.
И
Вы достигнете цели, но вряд ли она будет той, к которой Вы шли изначально, ведь
время идёт и всё меняется, изменяются внешние условия и Ваше состояние.
Однозначно изменятся и Ваши приоритеты, и Вы будете, удовлетворены той целью,
которую достигли, а не той к которой стремились.
Далее,
представить себе все возможные предшествующие варианты формы и содержания —
декомпозировать систему во времени, разбить на вариантные составляющие,
предшествующие состоянию F и друг другу.
Здесь
важно постараться построить систему с как можно большим числом элементов.
Вариантный выбор должен быть большим. И каждый из элементов необходимо охарактеризовать
в нескольких показателях, в зависимости от специфики Дела это могут быть:
объём
продаж,
себестоимость,
норма
прибыли,
количество
посетителей,
территория
распространения
или
что-то другое.
Выберите
самые ключевые показатели и охарактеризуйте с их помощью каждое из состояний
вашего Дела, предшествующих образу будущего (состояния F1, F2, F3 и т.д.).
И
только после того как вы проделали подробное построение вашего вариантного
будущего, приступайте к анализу нынешней ситуации. И анализ этот должен быть
сравнительным по отношению к каждому из элементов построенной вами системы.
На
основании этого анализа Вы выбираете тот путь, который отвечает Вашим
внутренним устремлениям и имеющимся возможностям. На примере, изображённом на
схеме, выбран путь через элементы F3 и F1 к состоянию F. Здесь есть отличие
между совершением действий, исходя из того, что Вы можете в классическом
подходе и совершением действий, исходя из того, что Вы желаете в подходе
проектном.
Из
написанного выше следует, что Анализ, Планирование и Контроль имеют два разных
воплощения в двух разных подходах к маркетингу. Надеюсь, что мне удалось
изложить свою точку зрения в понятной для Вас форме. В своём Деле я
руководствуюсь именно проектным подходом и все знакомые мне успешные предприниматели,
чьи фирмы достигли лидерских позиций на рынке, тоже применяют на практике
проектный подход.
Выберете
Вы для себя проектную схему маркетинговых работ или классическую — дело ваше,
но практика показывает, что классический подход проще при воплощении, но менее
результативный. Проектные же работы всегда сложнее и требуют больших творческих
усилий, отчего заниматься проектированием и реализацией проекта становится
только интереснее.
В
маркетинге, как и в искусстве, большую роль играет творчество. На первый взгляд
кажется, что эти две категории несовместимы, но в следующем номере журнала мы
расскажем Вам, как с успехом и интересом реализовывать творческий подход к
маркетингу на примерах задач Анализа, Планирования и Контроля своей
деятельности.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru