Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




1. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ

 "Об основах охраны труда в Российской Федерации"

 (с изменениями от 20 мая 2002 г.)

 Принят Государственной Думой 23 июня 1999 года

 Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)

Глава II. Право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда ( ст.ст. 8 - 10 )

Глава IV. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда ( ст.ст. 20 - 22 )

Глава V. Ответственность за нарушение требований охраны труда ( ст.ст. 23 - 26 )

Глава VI. Заключительные положения ( ст.ст. 27 - 29 )

охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

 условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

 вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

 опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

 безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

 рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

 средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

 сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

 производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

 работодателей;

 работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

 членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

 студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

 военнослужащих, направляемых на работы в организации;

 граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

 обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

 принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

 государственное управление охраной труда;

 государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

 содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

 расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

 защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

 установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

 координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

 распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

 участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

 подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

 организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

 обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

 международное сотрудничество в области охраны труда;

 проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

 установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

 

2. Охрана труда как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности не может рассматриваться изолированно, так как она тесно связана с современным состоянием экономики, охраной окружающей среды, состоянием основных фондов, уровнем лечебно-профилактического обслуживания, обеспечения индивидуальной и коллективной защиты работающих, с качеством образования и обучения, информационным обеспечением.

Вредные и опасные условия труда отрицательно влияют на состояние рынка труда. Сокращение численности национальных трудовых ресурсов приводит к необходимости привлечения иностранной рабочей силы, ухудшению качества трудовых ресурсов, выражающемуся в снижении квалификации и производительности труда, падению престижа ряда профессий и специальностей.

 

3. Конституция Российской Федерации предусматривает, что в России охраняется труд и здоровье людей (ст. 7), что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Однако условия и безопасность труда в организациях оставляют желать лучшего. Вопросы охраны труда, снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний постоянно в центре внимания уполномоченных государственных инстанций.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно - бытовым помещениями и устройствами, лечебно - профилактическими средствами за счет средств работодателей.

 

4. Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

 

5. Условия трудового договора не могут содержать положений, противоречащих законам и иным нормативно-правовым актам по охране труда.

При заключении трудового договора работодатель должен проинформировать работника об условиях труда и о наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, возможных последствий их влияния на здоровье и о правах работника на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с законодательством и коллективным договором.

Работнику не может предлагаться работа, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья. К выполнению работ повышенной опасности и требующих профессионального подбора допускаются лица при наличии заключения психофизиологической экспертизы.

Все работники согласно закону подлежат общеобязательному государственному страхованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности.

 

6. Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя представлять работникам за труд в условиях, несоответствующим нормативным требованиям, следующие льготы и компенсации: 

ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

сокращенный рабочий день;

повышенную оплату труда;

бесплатную сертифицированную специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты;

выдача бесплатного молока (или замена денежной компенсацией) и обеспечение лечебно-профилактическим питанием;

прохождение бесплатных медицинских осмотров на право допуска к профессии;

льготное пенсионное обеспечение;

обучение вопросам охраны труда и т.д.

Но Трудовой кодекс РФ не конкретизирует размеры выплат работникам льгот и компенсаций.

Размеры льгот и компенсаций, предоставляемых работникам за вредные и (или) опасные условия труда, определены в постановлении Правительства РФ от 20.11.2008г. №870:

ежегодный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней за год;

сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;

повышенная оплата труда – не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда;

право на льготное пенсионное обеспечение и т.д.

 

7. Работодатель, в соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особо температурных условиях или связанных с загрязнением. На работодателе также лежит обязанность по обеспечению хранения, стирки, сушки, дезинфекции, дегазации, дезактивации и ремонту выданных работникам спецодежды, спецобуви и других СИЗ. Работодатель должен обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (в дальнейшем — Типовые отраслевые нормы) , которые устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ. Типовые отраслевые нормы предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты независимо от того, к какой отрасли экономики относятся производства, цехи, участки и виды работ, а также независимо от форм собственности организаций и их организационно-правовых форм.

Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать их полу, росту и размерам, характеру и условиям выполняемой работы и обеспечивать безопасность труда.

Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты должны записываться в личную карточку работника.

 

8. При повреждении здоровья работника (или в случае его смерти) вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания ему (его семье) возмещается его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника (ст. 184 ТК РФ). Виды, объемы, условия и порядок предоставления работникам К. в указанных случаях определяются ФЗ от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" или аналогичных ФЗ, принятых позднее.

К числу Г. за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными УТ относятся:

повышенная оплата труда работников, занятых в указанных условиях (ст. 146, 147 ТК РФ);

льготное пенсионное обеспечение на основании соответствующих Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, постановлениями Правительства РФ от 1 марта 1992 г. № 130, от 24 апреля 1992 г. № 272 и № 273, от 3 февраля 1994 г. № 85 или иными государственными нормативными актами, принятыми позднее;

сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 92, 117 ТК РФ);

бесплатное предоставление работникам молока или др. равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).

 

9. Запрещается применение труда женщин на тяжёлых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Имеются ограничения на привлечение женщин к работам в ночное время, за исключением тех отраслей экономики, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры. Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет. Законодательством предусмотрены случаи, когда женщины имеют право получать дополнительные дни отдыха. Запрещается отказывать женщинам в приёме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей. Увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (одиноких матерей - при наличии у них ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида до шестнадцати лет), по инициативе администрации (работодателя) не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством.

Лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние), в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним. Вместе с тем в интересах охраны их здоровья, поскольку организм несовершеннолетнего еще не окреп, этим лицам устанавливаются дополнительные льготы. Прежде всего запрещено применение их труда на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями, а также на подземных работах. Перечень этих работ, как уже отмечалось, с предельными нормами переноски или передвижения тяжестей предложено разработать Правительству РФ*.Кроме этого, лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работам:

а) выполняемым вахтовым методом; б) по совместительству; в) связанным с производством, хранением и торговлей спиртными напитками; г) связанным с обслуживанием материальных ценностей и предполагающим заключение договора о полной материальной, ответственности.

Несовершеннолетние принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Предприятия, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальных программ реабилитации, принимать дополнительные меры безопасности труда, отвечающие специфическим особенностям этой категории работников. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время не допускается. Закон запрещает заключение трудового договора с гражданином, которому по медицинскому заключению предложенная работа противопоказана по состоянию здоровья (ст. 24 КЗоТ).

 

10. Система управления охраной труда области представляет собой совокупность организационных форм и методов действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно - гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Задачами системы управления охраной труда, в соответствии с основными направлениями государственной политики, являются:

 - разработка и осуществление мер государственного управления в сфере охраны труда;

- мониторинг условий и охраны труда;

- обеспечение контроля за соблюдением прав работников на охрану труда;

- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

- организация взаимодействия и сотрудничества органов государственного управления, надзора и контроля, работодателей, профессиональных союзов и других уполномоченных работниками представителей в разработке и практической реализации государственной политики в сфере охраны труда;

- оказание организационно-методической помощи работодателям в организации работы по охране труда.

Система управления охраной труда области включает в себя три уровня (звена) управления.

Основными элементами первого (областного) уровня являются:

- администрация области в лице первого заместителя главы администрации (губернатора) области, заместителя главы администрации (губернатора) области, курирующего социальные вопросы;

- Межведомственная комиссия по охране труда области N;

- орган государственного управления охраной труда администрации области;

- областная комиссия по проверке знаний по охране труда, созданная при управлении охраны труда.

Основными элементами второго (муниципального) уровня Системы являются:

- органы местного самоуправления;

- межведомственные комиссии по охране труда при органах местного самоуправления; - органы управления охраной труда (отделы, специалисты по охране труда) в структуре органов местного самоуправления;

- комиссии при органах местного самоуправления по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций,

- расположенных на территории муниципальных образований.

Основными элементами третьего уровня Системы (уровень организаций) являются:

- администрации организаций и их объединений;

- службы (специалисты) охраны труда;

- совместные комитеты (комиссии) по охране труда.

 

11. Условия труда представляют собой совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Благоприятными следует считать такие условия труда, когда количественная и качественная совокупность образующих их элементов оказывает на человека воздействие, способствующее духовному и физическому развитию личности, формированию у работников творческого отношения к труду, чувства удовлетворения им. К неблагоприятным относятся такие условия труда, когда их воздействие способно вызвать у человека глубокое утомление, которое, накапливаясь, может привести к болезненному состоянию или вызвать профессиональную патологию; вследствие отрицательного влияния условий труда у работников может сформироваться отрицательное мнение о работе (непривлекательная, непопулярная, мало престижная и т.п.). На предприятиях должны строго соблюдаться санитарные нормы и правила, предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и предельно допустимые уровни (ПДУ). Разработка санитарных норм и требований особенно важна при проектировании новой техники, технологии и производственных объектов.

 

12. Работник обязан:

  Соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;

  Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

  Проходить обучение безопасным методом и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

  Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о появлениях признаков острого профессионального заболевания (отравления);

  Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

 

13. Мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре и соглашения по охране труда с учётом предложений Рострудинспекции и других федеральных органов надзора, работодателя и трудового коллектива. Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется в соответствии со статьёй N19 федерального закона "Об основах охраны труда в РФ". В частности: Финансирование осуществляется в рамках соответствующих целевых программ за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом могут быть использованы средства, полученные из сумм штрафов, налагаемых за нарушение законодательства по охране труда и добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

В отраслях экономики, субъектах РФ и в организациях могут создаваться фонды охраны труда.

 

14. Служба охраны труда в организации представляет собой самостоятельное структурное подразделение, образованное с целью обеспечения соблюдения требований охраны труда.

 В каждой организации, согласно ст. 217 Трудового кодекса РФ, занимающейся производственной деятельностью, где численность сотрудников превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда. Если численность персонала не превышает указанного предела, решение о создании службы вправе принять руководитель организации (предприниматель). При определении необходимой численности сотрудников СОТ и формировании ее организационной структуры следует руководствоваться Межотраслевыми нормативами численности работников службы труда в организациях.

 

15. Если работник, занят на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, то в течение пяти и более лет, периодические медицинские осмотры (обследования) данных категорий работников, должны проводиться в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет. Cогласно приказу Минздрава, во врачебную комиссию в обязательном порядке должен входить врач-профпатолог. Кроме того,  документ устанавливает периодичность прохождения медицинских осмотров: работники, занятые во вредных или опасных условиях труда, обследуются 1 раз в 1-2 года (в зависимости от рода деятельности); работники в возрасте до 21 года проходят осмотры ежегодно; возможны и внеочередные осмотры на основании рекомендаций предыдущего обследования.

 Не реже раза в год должны проходить медосмотр сотрудники, занятые в высотных или верхолазных работах и люди, работающие в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение. Кроме заключений терапевта и невролога, люди этих профессий должны обследоваться у оториноларинголога, офтальмолога, дерматовенеролога, хирурга, психиатра и нарколога.

 

16. Если Ваше предприятие попадает в разряд организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (ОПО) или занимается их изготовлением, монтажом и ремонтом, а также обслуживанием технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, то оно в определенное время будет подвергнуто комплексной проверке Ростехнадзора - Федеральной службой по экологическому, техническому и атомному надзору. На контроль со стороны работников Ростехнадзора распространяются общие требования к государственному контролю, закрепленные в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», который гласит, что проверки такого характера являются плановыми, и их можно проводить не чаще одного раза в два года со стороны одного контролирующего органа. В отношении малых предприятий предусмотрено ограничение на проведение проверки в течение первых трех лет существования. Как правило, проверка Ростехнадзора носит масштабный характер и охватывают всю деятельность предприятия. В комплексную программу проверки будут включены, но не будут ограничиваться области контроля, такие как: соблюдение обязательных требований промышленной безопасности, безопасность в электроэнергетике, газовом хозяйстве, контроль за правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок эксплуатации грузоподъемных машин, котельной, транспорта и др.

 

17. Обеспечение охраны труда возложено на работодателя (ст.212 ТК РФ). В частности, работодателем должно быть обеспечено обязательное обучение работников по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ. Согласно ст.225 ТК РФ и ст.18 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" все работники организации, в том числе руководители, обязаны проходить: - обучение по охране труда; - проверку знаний требований охраны труда. Несмотря на то что в тексте ст.225 ТК РФ требование об обязательном обучении установлено именно для работников организаций, каждый работодатель (в том числе и работодатели - индивидуальные предприниматели (ст.ст.303 - 309 ТК РФ)) независимо от отраслевой принадлежности, численности штата и других особенностей своей деятельности обязан обеспечивать обучение работников по охране труда. Работодатели должны быть прямо заинтересованы в обеспечении мероприятий по обучению своих работников правилам и требованиям охраны труда, поскольку, если работник, не прошедший обучение и проверку знаний не по своей вине, будет отстранен от работы, работодатель обязан произвести оплату за все время отстранения от работы как за простой (ст.76 ТК РФ). Обучение работников предполагает проведение: - инструктажа по охране труда; - обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Специальное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ проходят работники, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Обучение таких работников проводится с обязательной стажировкой на рабочем месте, сдачей экзаменов и последующим периодическим обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда в период работы (ч.3 ст.225 ТК РФ).

 

18. Одним из наиболее важным мероприятием коллективного договора для коренного улучшения условий работы являются Комплексные меропри­ятия по достижению установленных нормативов безопасности и охраны труда, гигиены и производственной среды, а также повышение существу­ющего уровня охраны труда (соответствующее прибавление является осно­воположным к коллективному договору, и должно обеспечиваться доста­точным финансированием работ, связанных с их реализацией). Раздел «Условия и охрана труда» коллективного договора. В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам условий и охраны труда:

выплата пособий, компенсаций;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи.

 

19. Статья 140 КЗоТ направлена на соблюдение требований охраны труда

уже при проектировании и строительстве производственных зданий, сооружений,

оборудования, технологических процессов, чтобы они обеспечивали здоровые и

безопасные условия труда. Требования, которые в области охраны труда предъявляются к проектам и

строительству указанных объектов, включают рациональное использование территории

и производственных помещений, правильную эксплуатацию оборудования и организацию

технологических процессов, защиту работающих от воздействия вредных условий

труда, содержание производственных помещений и рабочих мест в соответствии

с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых

помещений.

 

20. ·   Трудовой кодекс  РФ от 30.12.2001г.  № 197-ФЗ

·   Об основах  охраны труда в РФ от 17.07.1999г (ред. от 10.01.2003г)  № 181-ФЗ

·   Приказ Комитета труда и занятости Правительства Москвы от 5.03.1998 № 58 «Рекомендации по возложению функций по обеспечению  охраны труда в организации между руководителями и специалистами»

·   ГОСТ Р 12.0.006-2002  «Общие требования к управлению охраной труда в организации»

·   Распоряжения Правительства Москвы от 1 июля 2003 № 1140-РП  «Методические указания по охране труда для организаций города Москвы»

·   Постановление Минтруда РФ от 8.02.2000г. № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации службы охраны труда в организации»

·   Межотраслевые нормативы численности работников служб охраны труда на предприятии  (постановление Минтруда от 22.01.2001 г. № 10)

·   Письмо Минтруда России от 16.11.1994г. № 2207-КВ «О примерном договоре на проведение работ по охране труда»

·   Постановление Минтруда  от 12.10.1994г.  № 64 «О рекомендациях по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек»

·   Постановление Минтруда от 8.04.1994г. № 30 «Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»

·   ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения по безопасности труда. Общие положения»

·   Постановление Минтруда от 17.12.2002г. № 80 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»

·   Постановление Минтруда РФ от 13.01.2003г.  № 1 «Об  утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации»

·   Постановление Минобразования РФ от 13.01.2003г.  № 29 «Об  утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации»

·   Постановление Минтруда от 27.02.95г. № 11 «Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда»

·   Постановление Минтруда РФ от 14.07.93г.  № 135 «Об утверждении рекомендаций по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме и примерной формы трудового договора (контракта)»

·   Письмо Минтруда РФ от 23.01.96г. № 38-11 «Рекомендации по учету обязательств работодателя по условиям и охране труда в трудовом и коллективном договорах»

·   Приказ Минздравмедпрома России от 13.03.96г. (в ред. 6.02.2001г.) № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических мед. осмотров работников  и мед. регламентах допуска к профессии» (прил.1 и 2)

·   Приказ Минздрава России от 10.12.96г. № 405 «О проведении  предварительных и периодических  медицинских осмотров работников»

·   Постановление Минтруда от 24.10.2002г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных  отраслях и организациях»

·   Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 (в ред.8.04.2003) № 789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

·   Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 №  967 «Положение о расследовании и учете профзаболеваний»

·   Приказ Минздрава России от 17.08.1999 № 322 «Схема определения тяжести несчастных случаев на производстве»

·   Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»

·   Постановление  Минтруда от 3.03.2003 № 9 «Об утверждении перечня предупредительных мер на 2003 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, частично финансируемых за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию»

·   Постановление ФСС России от 5.02.2002 № 11 «Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве»

·   Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых  дает право на дополнительный отпуск и  сокращенный  рабочий  день (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974  № 298/П-22)

·   Инструкции о порядке применения Списков (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС  от 21.11.1975 № 273/П-20)

·   СниП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания»

·   Постановление Минтруда России от 18.12.98 № 51(в ред. от 29.10.19) «Правила обеспечения  работников спецодеждой, спецобувью и др. средствами индивидуальной  защиты»

·   ГОСТ 12.4.011-89 «Средства защиты работающих»

·   Постановление правительства РФ от 25.02.2000 № 162 «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается использовать труд женщин»

·   Постановление правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается  применение труда лиц моложе 18 лет»

·   Постановление правительства РФ от 29.11.2002 № 849 «О  порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания»

·   Постановление Минтруда России от 31.03.2003 № 14 «Перечень производств, работа в которых дает право  на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи  с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»

·   Письмо Минтруда от 13.07.1999 г. № 444-8 «О порядке бесплатной выдачи мыла»

·   Постановление Минтруда от 13.07.2003 № 45 «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств»

·   Постановление  Минтруда от  31.03.2003 г. № 13 «Об  утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных продуктов»

·   Приказ Минздрава от 28.03.2003 № 126 «Об утверждении перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»

·   Письмо комитета здравоохранения г. Москвы от 15.11.2002 № 10-18-236 «Рекомендации о порядке бесплатной выдачи молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда

·   Постановление  Минтруда от 14.03.1997 № 12 «О  проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»

·   Постановление Минтруда от 24.04.2002 № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях. Положение о системе сертификации работ  по охране труда в организациях»

·   Руководство Р2.2.755-99 «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям  и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»

·   Приказ МЧС  РФ от  18.06.2003 № 313 «Правила пожарной безопасности в РФ ППБ-01-03"

·   ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность»

 

  Современные нормативные правовые основы (НПО) охраны труда включают в себя общую, особенную и специальную части.

 Общая часть устанавливает требования, касающиеся всех видов деятельности. К общей части нормативно-правовых основ охраны труда относятся: Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», указы Президента, постановления Правительства РФ, постановления Министерства здравоохранения и социального развития, постановления и приказы других министерств межотраслевой компетенции.

 Особенная часть касается отдельных видов деятельности, например, эксплуатация электрических или тепловых установок, объектов котлонадзора или подъемных сооружений, строительство, транспорт, связь и др. Особенная часть может включать федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, постановления и приказы руководителя министерства или ведомства.

 Специальная часть регламентирует вопросы охраны труда в отдельной организации, предприятии. К специальной части относятся приказы и распоряжения руководителя организации, утвержденные им перечни, подписанные уполномоченной комиссией протоколы, зарегистрированные в установленном порядке журналы, удостоверения и другие нормативные правовые акты (НПА).