Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента
 

Тема: Финансовое планирование и пути его совершенствования






 

 

 

Тема: «Финансовое планирование и пути его совершенствования»_ ____.

 

Студент Иванова Елизавета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................... 3

ГЛАВА 1 ТЕОРИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ .......................... 7

1.1.Основная сущность финансового планирования ...................................... 7

1.2. Методика финансового планирования ................................................... 13

1.3. Виды финансового планирования .......................................................... 18

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ................................ 28

2.1. Общая характеристика ООО «Консалтинговая группа «Агат»............ 28

2.2. Анализ финансового положения и эффективности деятельности

ООО «КГ «Агат» за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.............................. 29

2.3. Анализ финансовой устойчивости организации..................................... 34

2.4. Анализ финансовой устойчивости по величине излишка

(недостатка) собственных оборотных средств............................................... 40

2.5. Анализ эффективности деятельности организации................................ 40

2.6. Выводы по результатам анализа............................................................. 50

2.7. Основные проблемы при финансовом планировании

в ООО «КГ «Агат».......................................................................................... 53

2.8. Пути совершенствования финансового планирования.......................... 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 59

ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 64

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................. 66

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование необходимых условий для успешной деятельности крупных и средних организаций в промышленности, торговле, консалтинге и прочих отраслях хозяйства требует множества изменений в сфере финансового менеджмента компании, поскольку в нестабильной экономике финансовые средства становятся весьма ценным  и дефицитным ресурсом организации. Поиск, создание  и дальнейшее использование источников финансирования связано с большими рисками субъекта хозяйствования, и нередко банкротством, а это не всегда в достаточной мере учитывается в практике финансового рынка. При этом банкротства можно избежать, если компания стремится применять необходимые методы управления финансовыми средствами, их планирования и контроля. В настоящее время во многих компаниях и предприятиях  ключевым направлением финансового планирования выступает внедрение грамотного процесса бюджетирования.

 Разрабатывая процессы управления денежными потоками, важно учитывать существенное влияние на процесс разработки бюджета и контроля его дальнейшего исполнения  ряд факторов:

- сфера деятельности;

- структура предприятия;

- основные краткосрочные и долгосрочные цели организации;

- план реализации поставленных целей;

- методическое обеспечение данного процесса.

В основе любой организационно-хозяйственной деятельности компании,  как правило,  лежит  своевременное построение и грамотное  развитие денежных отношений, являющихся ключевым условием для формирования и дальнейшего использования финансовых потоков организации, в том числе финансовых ресурсов. Последние представляют  собой материальную основу финансов, а на микроэкономическом уровне выступают объектом учета,  аналитики, текущего планирования, распределения и использования в достижении целей финансового плана (бюджетов) компании.  Ввиду того, что любая организация представляет собой открытую общественную и экономическую систему, то для качественного развития ее деятельности  необходима координация всех согласование текущих возможностей с реальными потребностями, а также возможностями окружающей среды.

 Сам процесс бюджетирования, выступая основным инструментом финансового планирования и текущего контроля на предприятии, всегда способствует повышению эффективности управления потоками денежных средств, стремясь предупредить нерациональное расходование ценных  финансовых ресурсов, как на этапе составления планов, так и в процессе их использования.

При постановке данного процесса важно отметить для себя, что унифицированного  инструментария, включающего в себя набор стандартных методов, правил и процедур,  расписанных  в экономической литературе или утвержденных в нормативно-правовых актах по бухучету, быть не может. Ведь процесс финансового планирования - это своего рода творчество, поскольку любая большая или маленькая организация является уникальной и неповторимой, из чего следует, что система внутрифирменного планирования также индивидуальна и специфична.

  В настоящее время рыночная экономика существенно поменяла всю методологию планирования движения денежных потоков, а также их место и роль в самом механизме управления организацией. Сегодня увеличилась их стимулирующая роль для увеличения эффективности хозяйственной  деятельности, финансовые планы перестали носить распорядительный характер, а сам процесс формирования и дальнейшего использования денежных фондов стали исключительно прерогативой самого предприятия.

  Нынешняя методология планирования финансов упорядочила финансовые отношения между всеми субъектами хозяйствования и бюджетом, и в этом отношении процедуры управления финансами значительно упростились. Однако и ответственность каждого отдельного финансового работника компании за принятие любого планового решения существенно выросла.

  Поэтому грамотное использование финансовых ресурсов является главным критерием при разработке стратегии ведения деятельности организации, принятию любых инвестиционных решений.

Уровень рассмотрения проблемы. Весомый вклад в становление систем финансового управления в различных структурах внесли ряд зарубежных и отечественных ученых: Р.С. Каплана, И.Т. Балабанов, Э.. Гринолла, А.Г. Белая, Д.П. Нортона, М.Д. Билык, И.А. Бланк, А.В. Гринев, Е. Бригхема, А.М. Ковалева, А.А. Орлов, и др.

  Объектом для исследования дипломной работы было выбрано общество с ограниченной ответственностью «Консалтинговая компания «Агат», которая занимается оказанием бухгалтерских и юридических услуг и бухгалтерским обслуживанием небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей в сфере производства, строительства и торговли.

  Предметом ВКР выступают процессы и механизмы финансового управления в организации.

  Цель работы заключается в исследовании состояния процесса финансового планирования  ООО «КГ «Агат» и  обоснование путей совершенствования данного процесса. В рамках поставленной цели были обозначен ряд задач:

1. рассмотреть  сущность  и основы финансового планирования;

2. провести анализ систем финансового  управления в организации;

3. разработать пути совершенствования механизма финансового планирования.

В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты планирования финансов, а также их влияние на финансовое состояние предприятия. Вторая глава посвящена анализу финансового положения компании «КГ «Агат», оценке ее финансового состояния, ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости, а также проведению обзора основных проблем финансового планирования в ООО «КГ «Агат» и определению ключевых  направлений развития и рекомендации, направленные  на совершенствование финансового  ООО «Консалтинговая Группа «Агат».

Теоретической и методологической основой моей  работы выступают  теоретические и методологические положения, которые предоставлены в экономических трудах ряда зарубежных и отечественных ученых в области финансового планирования на предприятиях  и повышения эффективности процесса управления. В ходе данного  исследования использовались экономические и математические методы анализа, методы сравнений и научного обобщения.

Информационной базой послужили отчётные данные организации о финансовых результатах, нормативно-правовые акты, обзорно - аналитические материалы, материалы из специализированной экономической литературы, а также материалы сети «Интернет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

1.1 Основная сущность финансового планирования

 

 В основе функционирования любой компании всегда лежит грамотное финансовое планирование.  Ведь рациональное расходование денежных поступлений, а также их продуманное инвестирование определяет эффективность будущей деятельности. Сегодня почти каждый  современный руководитель, независимо то масштабов деятельности предприятия или сферы бизнеса, понимает значение грамотного планирования имеющихся доходов и расходов, поскольку оно дает возможность  без потерь вести экономико-хозяйственную деятельность предприятия.

В целом, финансовое планирование дает возможность:

·   обозначить перспективы развития компании на будущий период;

·   увеличить эффективность текущей деятельности, а также улучшить финансовое состояние организации;

·   своевременно повышать качество работы и производимых услуг;

·   избежать банкротства.

Основными принципами планирования выступают теоретические положения, которыми руководствуются в момент составления планов:

- научная обоснованность планирования. Данный принцип говорит о том, что планирование осуществляется на научной основе;

- разработка долгосрочных, краткосрочных и годовых планов  лежит в основе принципа непрерывности планирования;

- основная задача планов в рациональном использовании ресурсов организации, нацеленном на повышении эффективности работы предприятия и на максимизацию получаемой прибыли.

- принцип четкой взаимосвязи и дальнейшей координации всех проводимых мероприятий, поскольку планирование охватывает все отделы и подразделения, чтобы обеспечить достаточную сбалансированность между ними.

Вместе с тем, долгое время на российских предприятиях  не существовало полноценного финансового планирования на должном уровне. Самый первые планы стали появляться в начале 80-х годов, когда в стране обозначили курс на хозрасчет. Основная причина такого положения было то, что любой финансовой вопрос каждого отдельно взятого предприятия решался на ведомственном или отраслевом уровне управления национальным хозяйством. 

 Однако в рыночной экономике финансы предприятия  мгновенно приобрели новое содержание, по сравнению с положением в плановой экономике. Отличительными особенностями финансовой системы организации становятся возможность самофинансирования и самоокупаемости. Это, в свою очередь означало полную трансформацию  экономических процессов в финансовой системе на предприятии. Вместе с тем, это не говорит о том, что планирование должно отойти на второй план, несмотря на миф о несовместимости планов и рыночных условий бизнеса.

В целях максимизации  эффекта управления предприятием, любое планирование, и финансовое в их числе, должно строиться так, чтобы каждый управленец в организации смог получить  очевидный результат и конкретную помощь по итогам реализации данного плана. Ведь он, в итоге, разрабатывается для управления процессами, а не ради планирования.

В рыночной экономике планирование бизнеса усложняется и становится многограннее. Оно может быть определено, как подсистема планирования внутри организации, где объектом являются финансовые ресурсы, отношения, а также стоимостные пропорции. В процессе  финпланирования происходит обоснование рациональность имеющихся отношений,  стоимостных пропорций, поток финансовых ресурсов, и на выходе ведется расчет финансовых показателей на плановые периоды.

Главной особенностью такого планирования является то, что планируемые показатели финансового плана используют в стоимостном выражении.

В результате процесса финансового  планирования рождается финансовый план организации, описывает размер денежных поступлений, а также расходований финансовых средств, баланс доходной и расходной части бюджета предприятия, включая и фиксированные платежи в бюджет в обозначенном периоде.  Таким образом, практически все процессы в компании завязаны на финансовом плане [7, с. 617].

Вместе с тем, максимизация продаж и прибыли, а также увеличение доходов собственника (то есть основные цели финансового плана)  определяются выбранными критериями принятия ряда финансовых решений.

В целом, любой план нацелен на достижение следующих задач:

1. регулярное поступление финансовых ресурсов на производственное, инвестиционное и финансовое направления компании;

2. обоснование вариантов вложения капитала и оценка рациональности его дальнейшего использования;

3. определение существующих резервов для увеличения прибыли;

4. поддержание грамотных финансовых отношений с банками, клиентами, прочими контрагентами и бюджетом;

5. соблюдение интересов собственника

6. контроль, направленный на поддержание рационального финансового состояния подразделений и предприятия в целом.

Таким образом, создание нормального планирования финансов решает массу задач в компании. 

Однако система финансового планирования, которая сложилась в организациях за последние двадцать лет, имеет и свои недостатки:

- традиционно планирование начинается со стадии производства, а не реализации продукции потребителю.

- сегодня сам процесс планирования – весьма трудоёмкий процесс. Финансовые службы организации регулярно разрабатывают множество документов, которые совсем не годятся для анализа  и корректировки выполняемых действий. 

- процесс планирования растягивается во времени, что негативно сказывается на оперативности использования плановых показателей при принятии управленческих решений, так как они в большей степени отражают историю.

- в процессе срабатывает затратный механизм образования цены: организация формирует оптовую цену без учета рыночной конъюнктуры;

- организации, как правило, не делят затраты на переменные и постоянные, у них отсутствует понятие маржинальной прибыли, а также не ведется аналитика безубыточности сбыта продукции. 

- в процессе использования финансового плана не используют расчет запаса для финансовой прочности

- действующая система планирования не позволяет провести качественный анализ финансовой устойчивости компании к нестабильным рыночным условиям.

Планирование позволяет сформулировать пути и способы для достижения желаемых целей организации. В целом, план – это утвержденная программа мероприятий, которые нужно сделать в будущем. 

К целям финплана, в зависимости от выбранных критериев принятия экономических решений, относят:

·   максимизация сбыта продукции;

·   увеличение получаемой прибыли;

·   максимизация собственности владельца компании.

Первые два критерия являются важнейшими частями бизнес- процессов. Однако  важнейшая  цель – максимизация будущих выгод владельца компании - позволяет упорядочить взаимодействие других целей и гарантирует организации обеспечение капиталом на длительный период времени. Эта цель заключается в увеличении богатств, при помощи роста рыночной стоимости имеющихся активов. При этом организациям, которые не имеют установленной рыночной цены  - закрытым акционерным обществам и обществам с ограниченной ответственностью, сложно выбирать такие критерии. И все же ведущими критериями их деятельности являются характеристики, добавляющие ценность производственным активам: объем денежных средств, вероятность получения доходов, а также степень риска.

Иными словами, основная задача всех принимаемых решений в таких компаниях – это максимизация стоимости располагаемых активов – цены, которую можно выручить, продавая их на рынке, учитывая имеющиеся риски и доходы самих собственников. [12, с. 368]

В целом, финансовое планирование, во-первых позволяет предотвратить неправильные действия, а во-вторых – увеличить число привлекательных возможностей для бизнеса.

За счет разнообразия методов планирования можно сравнивать различные сценарии развития финансов на предприятии и систематизируя полученную информацию, выбрать оптимальный, избегая вероятных трудностей и предупреждая негативные последствия при реализации выбранного курса.

Планирование позволяет увидеть возможные направления финансовой стратегии, которые обеспечивают достижение стабильного  положения на рынке и  финансовой устойчивости.

Финансовой планирование, являясь субъективным процессом разработки и выполнения, поставленных согласно плану, заданий, основывается на объективных условиях, учете воздействия законов экономики и прочих закономерностей. Они влияют на определение ключевых направлений денежных ресурсов, основного содержания финансового плана и организацию всего процесса. Вместе с тем, научный уровень планирования, грамотная организация  и использование актуальных  методов во многом будет определять рациональность использования ресурсов, полноту действия  экономических рычагов и благополучие компании в целом.

В основном, выделяют четыре основных этапа финансового планирования.

Сюда относят:

·   анализ имеющихся  инвестиционных и финансовых  возможностей

·   прогнозирование последствий принимаемых решений, во избежание негативных последствий и понимания взаимосвязи текущих и будущих решений.

·   обоснование выбранного варианта из множества решений (он и будет представлен в последней редакции плана)

·   оценка финансовых и других результатов, которые достигнуты  организацией,  в сравнении с целями, утвержденными  в плане.

Данный многоступенчатый процесс финансового планирования  подразумевает принятие ряда решений и осуществление мероприятий, который на каждой стадии по-своему влияют на будущее организации. И так как никто не может точно предвидеть будущее, составление планов должно быть постоянным, на каждом этапе планирования нужно регулярно фиксировать поступающую информацию.

Именно динамично меняющиеся условия диктуют постоянные пересмотр финансового плана. В частности,  в организации с плановым периодом в один календарный год уже в декабре утверждают план на год с 1 января по 31 декабря, а через месяц: на год – с 1 февраля по 31 января и так далее. Такую организацию финплана стали впервые применять американские компании с конца 50-х годов XX века, а использование в 70-80-х годах современных технологий  способствовало стремительному распространению непрерывного планирования во всех развитых странах во многих сферах бизнеса.

 

1.2 Методика финансового планирования

 

На практике используют различные методы финансового планирования: метод экономического анализа, коэффициентный, нормативный и балансовый методы, многовариативности сценариев, метод дисконтирования денежных потока,  а также экономико-математическое моделирование. 

Отправной точкой финансового плана выступает экономический анализ использования финансовых ресурсов в прошедшем периоде.

Для определения тенденций развития организации оценивают:

·   изменения в объемах продаж по основным видам продукции и продаж в целом;

·   изменение прибыли и рентабельности;

·   объемы и эффективность инвестиций;

·   ценовая политика реализуемой продукции;

·   условия расчёта с покупателями и поставщиками;

·   денежные операции;

·   состав основных и оборотных активов;

·   скорость оборачиваемости активов;

·   состав и соотношение собственного и заемного капитала,

·   размер дивидендов и т.д.

Для сбора этих данных, организация должна иметь хорошо отлаженный управленческий и бухгалтерский учёт, наличие квалифицированной бухгалтерии и начальник планово-экономических служб, а также понимание показателей  бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах. При нормальном состоянии бухгалтерского учета в компании провести анализ не составит труда.

Для его проведения нужно собрать и обработать немало информации при помощи современных прикладных программ, позволяющей обеспечить достоверность и соответствие плановых и отчётных материалов (в частности за длительный период времени). Программы, используемые для комплексной диагностики и анализа финансового состояния организации: « 1С: Управление 8», «Финансовый аналитик», «Инфо-Бухгалтер: Финансовый анализ» и т.д.

Также важным при проведении обоснованных финансовых расчетов является коэффициентный метод определения размера доходной и расходной части. За счет коэффициентов, которые основаны на результатах прошлого периода, несколько уточненных, подчитывают предполагаемые доходы и размер затрат, а также платежи в бюджеты и внебюджетные фонды. При этом, данный порядок имеет свои недостатки: с одной стороны, при наличии недостаточно подкрепленной базе данных последующее уточнение показателей только усложнит недостатки, а с другой,  при наличии непродуманной  методики планирования на предприятии использование коэффициентного метода  негативно  скажется на эффективности использовании как материальных, так и финансовых ресурсов, а в ряде случае только ухудшит положение компании [10, с.123].

Нормативный метод финансового планирования заключается в том, что благодаря заранее разработанным нормам и техническим нормативам ведется расчет потребностей организации в источниках финансовых ресурсов.

Сама система нормативов включает в себя:

·   федеральные нормативы (стандарты), которые утверждены на законодательном уровне и используются для всех хозяйствующих субъектов на всей территории Российской Федерации, сюда относятся ставки федеральных налогов, норма амортизации по группе основных фондов, размер отчислений в  резервные фонды акционерного общества и прочее.

·   региональные нормативы субъектов и местных органов власти, действующих в отдельных регионах страны: ставки территориальных и местных налогов и сборов и прочее.

·   внутрихозяйствeнные нормативы самого предприятия, разработанные непосредственно самими работниками хозяйствующего субъекта для управления и регулирования деятельности организации, а также  контроля использования финансовых ресурсов и остальных целей, направленных на эффективное вложение имеющегося капитала. Сюда можно отнести уровень потребности в оборотных средствах, производственные запасы, нормативы по статьям расходов, по видам продукции и центрам финансовой ответственности и так далее.

 

Разработка нормативов осуществляется за счет определенной методики. Нормативы должны «вести компанию к будущей конкуренции, а не вынуждать оглядываться на свою прошлую деятельность», указывать на такие участки производства и изделия, которые не соответствуют в полной мере должному уровню качества и требуют изменений. Если имеющиеся нормативы вредят максимизации прибыли, организация должна проанализировать проблему и принять актуальные нормативы. Однако естественно, создать  некие идеальные нормативы невозможно, как высказался А.Тейлор, поиск идеального норматива похож на преследование радуги.

Обоснование отдельной статьи финансового плана даже самым прогрессивным способом не обеспечит реальность заданий, если отсутствует баланс между доходами и расходами.

Основная суть балансового метода – согласование расходов и источников покрытия, создание взаимосвязи всех разделов плана между собой и взаимодействие всех финансовых и производственных показателей.

Это создает необходимую связь между материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Финансовые ресурсы должны быть сбалансированы на самой рациональной основе, то есть должны выбирать самые эффективные способы образования фондов денежных средств, дальнейшего распределения и использования доходов.

В финансовом планировании особенно важно, как будет достигнута сбалансированность ресурсов и какие для этого будут использованы источники денежных средств. Финансовый менеджер при выборе направлений вложения финансовых средств и методов привлечения собственных и заемных ресурсов, должен помнить об обеспечении и платежеспособности и ликвидности во избежание банкротства.

Балансовый метод, как правило, используют при распределении прибыли и планирования финансовых фондов – фонда накопления, фонда потребления и т.д.

Дисконтирование денежных потоков применяют в момент составления финансового плана для прогнозирования совокупностей распределенных во времени доходов и выплат денежных средств. Концепция данного метода основана на расчёте приведенной (современной) стоимости ожидаемых поступлений и оттока средств, он позволяет увидеть результат принятого финансового решения без  ссылок на стандартные допущения бухучета, при этом оценка прогнозных изменений финансовых потоков за конкретный период деятельности компании, основанный на временном факторе, может отличаться от обычного экономического анализа.

Следующий метод – метод вариативности сценариев базируется на разработке сразу нескольких моделей финансового плана (как правило, это оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный). Каждый вариант получает вероятностную оценку, плюс рассчитывается вероятные значения критерия выбора и оценка отклонения последнего от некого среднего значения. Критерием может выступать размер прибыли, доходов и т.д. После этого занимаются вероятностным распределением полученных результатов. В итоге, план, обладающий наименьшим стандартными отклонением (А) критерия выбора и наименьшим коэффициентом вариации (СУ), принимают за менее рисковый.

При этом финансовое планирование не стремится минимизировать всевозможные риски, а скорее дает понять, какие виды рисков можно принять, а от каких стоит отказаться. Для этого финансовые управленцы использует анализ «что будет, если…».

Методика экономико-математического моделирования дает возможность количественно показать взаимосвязь между финпоказателями и факторами, которые их определяю посредством экономической модели. Она описывает весь экономический процесс, а именно факторы, которые раскрывают структуру и закономерности изменений данного экономического явления при помощи математических приемов и методов (неравенства, таблицы, уравнения и пр.) В модель входят ряд основных (определяющих) факторов.

Информационные продукты, включающие модули экономико-математического моделирования бизнес-планов и финансовых планов, должны быть направлены на конечного пользователя процесса – руководителя компании, в том числе и финансового менеджера, быть доступны и просты в использовании, не требовать какой-то особенной подготовки, давать возможность быстро вносить  изменения в уже разработанный бюджет (финансовый план).

 

1.3 Виды планирования

 

Система финансовых планов, составляемых в организации, классифицируют по различным признакам:

1. по сроку выполнения: стратегические, долгосрочные, среднесрочные, текущие и оперативно-календарные.

2. По назначению плана выделяют: финансовые, коммерческие, производственные, инвестиционный и др.

3. По уровню управления организацией: цеховые, планы подразделений, общезаводские, планы бригад и отдельных участников;

4. По видам работам: план по изделиям, которые находятся в процессе освоения,  план по видам изделий, которые освоены производством, по проектируемым изделиям и проч.

 

Сегодня нет какой-то конкретной утверждённой  методики разработки плана финансового развития компаний, поэтому все организации походят к этому процессу каждый по-своему, особенно при определении количества разделов финансового плана.

Многие компании, принимая планы экономического и социального развития, включают в них следующие разделы:

·   Производственная программа (т.е. производственный план и план сбыта товаров и услуг);

·   План НТП (научно-технического прогресса);

·   Инвестиционный план;

·   Раздел материально-технического обеспечения;

·   План развития трудовых ресурсов, кадров;

·   План издержек на производстве и сбыта продукции;

·   Финансовый план;

Сам процесс финансового планирования в зависимости от сроков действия разделяют на следующие виды:

· перспективное,

· стратегическое,

· текущее (т.е. бюджетирование),

· оперативное,

· бизнес-планирование;

Основой любого финансового плана выступает понимание  долгосрочных целей, которые определяются  руководством компании в процессе разработки стратегии. Стратегическое планирование  основывается на принятии каких-либо значимых финансовых решений, таких как полная реорганизация бизнеса (покупка другого бизнеса, покупка акций другой компании, закрытие организации и проч.) и инвестиционных решений.

Количество этапов, их содержание в таком плане могут отличаться от организации к организации и зависят в основном от форм собственности, отрасли и сферы деятельности и размеров самого предприятия.

Даже развитые рыночные страны не указывают точно период, на который будет разрабатываться стратегический план, так Британская сталелитейная компания формирует план сроком на десять лет, а большинство американских корпораций создает пятилетние планы, Япония – чаще выбирают планы сроком на три года. В России, в условиях нестабильной рыночной экономики, планы, в основном, стараются разрабатывать на ближайшие 3-5 лет.

В процессе процесса планирования, установкам, принятым при разработке стратегии, добавляют экономические обоснования и прочие уточнения [8, с. 187].

И все же разница стратегических и перспективных планов весьма размыта. Главными критериями «длины» планов являются:

·   отраслевая ниша предприятия (более длительные планы в «традиционных» сферах, а  менее – там, где активно используют передовые технологии);

·   ситуация в экономике в целом (в периоды стабильного роста планы длиннее, чем в моменты нестабильности в экономике);

·   уровень профессионализма финансовых работников и руководства компании

В целом, перспективный финансовый план, который разрабатывается на 3 и более года, определяет ключевые показатели, соотношения, тенденции и темпы воспроизводства, важнейшие цели и задачи организации, а также поддерживает взаимодействие с внешним миром. Данный план включает в себя план прибылей и убытков, прогнозный баланс, план движения финансовых средств. Подобные перспективные планы обычно называют проформами, что означает «ради формы».

При этом прогнозная отчетность – очень удобный метод обобщения всех хозяйственных событий, которые ожидаются в будущих периодах. Она дает необходимый минимум нужной информации для всех управленческих решений, а также для получения более детальных планов (бюджетов) компании.

Такая прогнозная документация позволяет менеджерам получить информацию о:

·   необходимости инвестиций;

·   способах их финансового обеспечения;

·   влиянии утвержденной инвестиционной политики на стоимость компании;

Перспективный финансовый план – это, как правило,  прогнозный план, а полученные расчеты носят приближенный характер и в основном, дают представление только об общей динамике происходящих процессов.

Если финансовый план носит необязательный (т.е. индикативный) характер, то плановый период будет более продолжительным.  Это объясняется тем, что в продолжительной перспективе, неопределенность изменений в макроэкономической конъюнктуре резко увеличивается, т.е. при реализации плана более весомыми факторами становятся те факторы,  что не зависят от деятельности организации.  Потому детальность показателей такого плана является  излишней.

Само по себе бизнес-планирование объединяет и перспективное и текущее планирование. Стоит отметить, что бизнес-план представляет собой документ, отражающий результат изучения ключевых сторон работы компании и позволяющий руководителям и менеджерам понять целесообразность дальнейшего роста и развития бизнеса. 

Бизнес-план выступает в качестве:

·   инструмента стратегического планирования (создание основной концепции развития организации);

·   отдельного элемента инвестпроекта компании;

·   инструмента оперативного управления компанией.

Сам по себе план включает в себя временное ограничение, в рамках которого должны решиться все поставленные задачи. Это может быть строительство завода, достижение ключевых показателей реализации продукции  и так далее. Многие компании составляют бизнес-план в качестве способа создания концепции развития предприятия на период в три года, с очень подробным описанием первого года и более общим прогнозом в остальные два года.

Текущее финпланирование (т.е. бюджетирование) используется для управления финансовыми ресурсами компании в краткосрочном периоде времени. Годовой бюджет, выступая частью всего бизнес-плана, разрабатывают на основании данных из долгосрочного плана. И целью бюджетирования выступает достижение максимальных результатов при наличии тех или иных ресурсов и организации деятельности. Стоит отметить, что в бюджетировании всегда используют самые точные методы расчетов данных по сравнению с перспективным планированием, таки образом, бюджеты всегда детальны и обладают полной информацией,  и при этом они должны соответствовать конкретным мероприятиям.

Бюджеты отражают четкие показатели деятельности предприятия (в цифрах), конкретную последовательность и определённые сроки осуществления операций на бюджетный период (обычно, это один год).  Самые распространённые бюджеты это балансовые прогноз, БДР, БДДС и так далее [9, с. 495].

Руководители организаций для управлении своими финансовыми потоками используют  активно руководствуются оперативными финансовыми планами.

Подобные планы, включающие много деталей, очень нужны при осуществлении разного рода решений (тактических и стратегических), в том числе они обеспечивают качественную работу всей компании. Данный вид планирования включает в себя:

·   формирование и предоставление исполнителям бюджета платежных календарей, а также других форм оперативных плановых заданий, охватывающих все ключевые вопросы хозяйственной работы.

·   Способность грамотно управлять как оборотными средствами (сюда относятся денежные средства, ликвидные ценные бумаги, дебиторская задолженность), так и  кредиторской задолженностью.

Для формирования платежного календаря определяется конкретная последовательность расчетов и сроки их выполнения. Таким образом, все платежи в бюджеты и фонды можно совершить вовремя, своевременно профинансировать хозяйственную деятельность организации  и подсчитать недостающие средства.  Как правило, его делают на месяц или один квартал (3 месяца), включая деление на небольшие периоды времени - неделю, 14 дней и т.д.

При этом соглашаться  на краткосрочные решения в области финансов всегда проще,  нежели на долгосрочные, но это не говорит о том, что последние не так важны. Руководители могут увидеть интересные возможности для инвестирования, определить подходящее соотношение собственного и привлеченного капиталов, сформировать нужную политику в области дивидендов и при этом, не получить ожидаемых результатов, так как, например, никто не подумал о достаточности финансовых средств для расчета по текущих обязательствам.

Грамотная организация процесса финансового планирования требует выполнения 4 основных условий, которые образуют взаимосвязанную последовательность всего планирования на предприятии.

Для начала, компания должна иметь в своем арсенале подходящую методическую базу создания, контроля и последующего анализа выполнения разработанных планов (сюда относятся и стратегические и перспективные планы, бизнес-план и т.д.), а финансовые работники и менеджеры иметь достаточную квалификацию для применения методик на практике. Методическая база для формирования и дальнейшего выполнения сформированного плана образую аналитический блок (т.е. первый компонент) планирования финансов на предприятии.

Далее требуется внутренняя информация о работе предприятия, способная  показать реальное финансовое положение предприятия, отражающая движение всех материальных, финансовых и трудовых ресурсов и информация о внешней среде. Все это образует информационный компонент (блок) планирования финансовых ресурсов, основой которого является: 

·   Экономические данные – прогнозирование %-х ставок, ВНП  и динамики инфляции;

·   Учетные данные – информация, поступающая из бухгалтерского учета и управленческого учета, а именно из баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о ДДС (движении денежных средств);

·   Данные из фондовых рынков – рыночная капитализация компании, курсы акций, ее прибыль, коэффициент выплат дивидендов, а также коэффициент цена/прибыль и ряд других;

·   Финансовые данные: информация от финансовых органов и банков, данные с валютных и товарных бирж и пр.

·   Политическая ситуация.

К тому же, система планирования финансов всегда реализуется в рамках нормативно-правового обеспечения, следуя различных указам Президента, законам органов власти, постановлениям Правительства Российской Федерации, приказам отраслевых министерств, уставу компании и должностным инструкциям и др.

В-третьих, планирование осуществляют посредством определенной оргструктуры и систему управления организацией, которые представляют собой третий компонент – блок – организационный блок финансового планирования:

В понятие оргструктуры входят:

·   Функционал аппарата управления и количество работников, в обязанности которых входит формирование, контроль и аналитика всех планов организации;

·   Совокупность подразделений (несущих финансовую ответственность), которые отвечают за выполнение финплана (бюджета).

Стоит отметить, что разработка любого финансового плана это всегда сложная задача для работников, и это всегда множество человек. Конкретная организация службы аппарата управления очень сильно зависит от  организационно-правовой формы, размера компании и сферы ее деятельности.

Так, в малых фирмах функции управления и планирования финансовыми средствами зачастую совмещают, и один работник может быть и управленцем и исполнять роль финансового менеджера. [11, с. 14]. В более крупных организациях уже существует специальный штат финансовых сотрудников, а в крупных организациях и корпорациях финансовым планированием занимаются и топ-менеджеры, и планово-экономический отдел (экономический департамент, управление финансами), находящийся к подчинении и заместителя директора, а также работники других подразделений.

Топ-менеджеры принимают стратегические решения, разрабатывают перспективные планы, определяя общие для предприятия цели и приоритетные способы достижения. Они все важны, т.к. влияют на благополучие всей компании. В это время, старшие и средние управленческие работники занимаются оперативным и перспективным планированием, которое обеспечивает быстрое реагирование предприятия на условия меняющейся внешней среды, но при этом не оказывают длительного влияния на работу предприятия.

Составляя финансовые планы, непременным условием является координация планов и бюджетов всех, в том числе, несвязанных структурных подразделений, когда при необходимости можно скорректировать первоначальный план одного или сразу всех подразделений. Поэтому действия управленцев каждого отдела, функции которых организационно разделены, всегда нужно согласовывать между собой, чтобы прийти к определённым компромиссам. Получая правильную мотивацию, менеджеры способны слаженно работать для достижения общих задач, идя на возможные уступки, например, один руководитель может уступить часть заложенного для его отдела бюджета в пользу бюджета другого отдела, в случае нехватки общего бюджета денежных средств для всего предприятия.

Система управления – это регламентированная процедура, включающая подготовку, составление и утверждение исполнение финансовых планов (бюджетов), которая описывает функции служб управления и отдельных подразделений на каждом этапе процесса финансового планирования. При этом бюджетный регламент разрабатывается руководителями финансовых служб, что отражается во всех положениях и инструкциях.

Внутренний документооборот, являясь неотъемлемой частью регламентов, представляет собой совокупность постоянной, прописанной во внутренних положениях информации всех отделом компании в процессе финансового  планирования и последующего контроля.

И наконец, последнее, все участники планирования получают и обрабатывают  большой объем информации. Этот компонент не мыслим без использования компьютерных средств и прикладных решений, создания информационной базы и подбора правильного программного обеспечения, помогающих правильно моделировать процессы, собирать данных и обрабатывать потоки информации «снизу вверх/сверху вниз». Таким образом, образуется последний компонент  финансового планирования – программно-технический. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

 

2.1 Общая характеристика  ООО «Консалтинговая группа «Агат»

 

Общество с ограниченной ответственностью «КГ «Агат», является частной организацией, обладает правами юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и располагается по адресу: город Москва, при этом существует еще и два дополнительных офиса.

ООО «КГ «Агат» создано 13 ноября 2012 г. и действует в соответствии с ГК РФ. Срок деятельности не ограничен.

ООО «КГ «Агат» работает в целях получения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности в сферах разового и комплексного бухгалтерского обслуживания, юридического обслуживания  и сопровождения (также комплексное и разовое), проведения аудита, и дальнейшей реализации на основе получаемой прибыли различных социальных и экономических интересов работников трудового коллектива. Руководство осуществляет директор, являющийся и  его исполнительным органом.

Ключевую роль в процессе управления всеми финансовыми потоками берет на себя директор, при этом большое влияние на финансы оказывают главный бухгалтер и его помощники, которые определяют внутреннее движения денежных потоков. Сам директор, ввиду небольшой численности  коллектива, самостоятельно взаимодействует с клиентами и определяет ценовую политику предприятия, а заместитель директора формирует коммерческие предложения и отвечает за текущие вопросы и техническое исполнение проектов во всех трех офисах.

 

2.2 Анализ финансового положения и эффективности деятельности ООО «КГ «Агат» за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 г.г.

Приведенный в данном отчете анализ финансового положения и эффективности деятельности ООО «Консалтинговая группа «Агат» выполнен за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 г.  (3 года). Качественная оценка значений финансовых показателей ООО «КГ «Агат» проведена с учетом отраслевых особенностей деятельности (отрасль – «Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием», класс по ОКВЭД – 71.4).

Таблица 1- Структура имущества и источники его формирования

Показатель

Значение показателя

Изменение за анализируемый период

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

тыс. руб.
(гр.5-гр.2)

± %
((гр.5-гр.2) : гр.2)

31.12.

2012

31.12.

2013

31.12.

2014

31.12.

2015

на начало
анализируемого
периода
(31.12.2012)

на конец
анализируемого
периода
(31.12.2015)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Актив


    Продолжение таблицы 1

1. Внеоборотные активы

в том числе:
основные средства

нематериальные активы

2. Оборотные, всего

60

123

400

575

100

100

+515

+9,6 раза

в том числе:
запасы

дебиторская задолженность

58

121

354

568

96,7

98,8

+510

+9,8 раза

денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

2

2

46

7

3,3

1,2

+5

+3,5 раза

Пассив

1. Собственный капитал

45

97

340

558

75

97

+513

+12,4 раза


2. Долгосрочные обязательства, всего

в том числе:
заемные средства

3. Краткосрочные обязательства*, всего

15

26

60

17

25

3

+2

+13,3

в том числе:
заемные средства

Валюта баланса

60

123

400

575

100

100

+515

+9,6 раза

* Без доходов будущих периодов, включенных в собственный капитал.

Структура активов организации на 31 декабря 2015 г. характеризуется отсутствием внеоборотных средств при 100% текущих активов. Активы компании «КГ «Агат» за весь период внушительно увеличились (в 9,6 раза). Учитывая значительный рост активов, важно отметить, что собственный капитал увеличился еще в большей степени – в 12,4 раза. Опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как положительный фактор. Соотношение активов компании на 31.12.2015 наглядно представлено на рис. 1.

Рис. 1. Структура активов организации на 31.12.2015 г.

 

Рост активов организации связан, в первую очередь, с ростом показателя в строке "дебиторская задолженность" на 510 тыс. руб. (или 99% вклада в прирост активов).

Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост произошел по строке "нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (+513 тыс. руб., или 99,6% вклада в прирост пассивов организации за весь рассматриваемый период).За весь анализируемый период наблюдалось весьма значительное – c 45 тыс. руб. до 558 тыс. руб. (в 12,4 раза) – повышение собственного капитала.

Таблица 2 - Оценка стоимости чистых активов организации

Показатель

Значение показателя

Изменение

в тыс. руб.

в % к валюте баланса

тыс. руб.
(гр.5-гр.2)

± %
((гр.5-гр.2) : гр.2)

31.12.

2012

31.12.

2013

31.12.

2014

31.12.

2015

на начало
анализируемого
периода
(31.12.2012)

на конец
анализируемого
периода
(31.12.2015)

1. Чистые активы

45

97

340

558

75

97

+513

+12,4 раза

2. Уставный капитал

10

10

10

10

16,7

1,7

3. Превышение чистых активов над уставным капиталом (стр.1-стр.2)

35

87

330

548

58,3

95,3

+513

+15,7 раза

Чистые активы организации на 31 декабря 2015 г. намного (в 55,8 раза) превышают уставный капитал. Такое соотношение положительно характеризует финансовое положение, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. Более того, определив текущее состояние показателя, необходимо отметить увеличение чистых активов в 12,4 раза в течение анализируемого периода. Превышение чистых активов над уставным капиталом и в то же время их увеличение за период говорит о хорошем финансовом положении организации по данному признаку. Наглядное изменение чистых активов и уставного капитала представлено на рис. 2.

Рис. 2. Динамика чистых активов и уставного капитала

 

2.3. Анализ финансовой устойчивости организации

 

Таблица 3 - Основные показатели финансовой устойчивости организации

Показатель

Значение показателя

Изменение показателя
(гр.5-гр.2)

Описание показателя и его нормативное значение

31.12.

2012

31.12.

2013

31.12.

2014

31.12

.2015



1

2

3

4

5

6

7

1. Коэффициент автономии

0,75

0,79

0,85

0,97

+0,22

Отношение собственного капитала к общей сумме капитала.
Нормальное значение для данной отрасли: 0,5 и более (оптимальное 0,6-0,75).

2. Коэффициент финансового левериджа

0,33

0,27

0,18

0,03

-0,3

Отношение заемного капитала к собственному.
Нормальное значение для данной отрасли: не более 1 (оптимальное 0,33-0,67).

3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,75

0,79

0,85

0,97

+0,22

Отношение собственных оборотных средств к оборотным активам.
Нормальное значение: 0,1 и более.

4. Индекс постоянного актива

0

0

0

0

Отношение стоимости внеоборотных активов к величине собственного капитала организации.

5. Коэффициент покрытия инвестиций

0,75

0,79

0,85

0,97

+0,22

Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала.
Нормальное значение для данной отрасли: 0,8 и более.

6. Коэффициент маневренности собственного капитала

1

1

1

1

Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных средств.
Нормальное значение: 0,05 и более.

7. Коэффициент мобильности имущества

1

1

1

1

Отношение оборотных средств к стоимости всего имущества. Характеризует отраслевую специфику организации.

8. Коэффициент мобильности оборотных средств

0,03

0,02

0,12

0,01

-0,02

Отношение наиболее мобильной части оборотных средств (денежных средств и финансовых вложений) к общей стоимости оборотных активов.

9. Коэффициент обеспеченности запасов

Отношение собственных оборотных средств к стоимости запасов.
Нормальное значение: 0,5 и более.

10. Коэффициент краткосрочной задолженности

1

1

1

1

Отношение краткосрочной задолженности к общей сумме задолженности.

Коэффициент автономии организации на 31.12.2015 составил 0,97. Данный коэффициент характеризует степень зависимости организации от заемного капитала. Полученное здесь значение говорит о неоправданно высокой доли собственного капитала (97%) в общем капитале; организация слишком осторожно относится к привлечению заемных денежных средств. За весь рассматриваемый период коэффициент автономии существенно вырос (на 0,22). Наглядно структура капитала организации представлена на рис.3.

Рис. 3. Структура капитала ООО «КГ «Агат» на 31 декабря 2015 г.

По состоянию на 31 декабря 2015 г. значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами составило 0,97. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами за 3 последних года вырос на 0,22. Кроме того, на рост коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами также указывает и усредненный (линейный) тренд. По состоянию на 31.12.2015 значение коэффициента можно характеризовать как полностью укладывающееся в норму. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами сохранял нормальные значения в течение всего анализируемого периода.

За весь рассматриваемый период коэффициент покрытия инвестиций вырос на 0,22 и составил 0,97. Значение коэффициента по состоянию на 31.12.2015 полностью соответствует нормативному значению (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме капитала организации составляет 97%). В течение всего анализируемого периода наблюдалось постоянное увеличение коэффициента покрытия инвестиций.

Коэффициент краткосрочной задолженности организации показывает на отсутствие долгосрочной задолженности при 100% краткосрочной.

 

2.4. Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств (таблица 1 приложения)

 

По всем трем вариантам расчета на 31.12.2015 наблюдается покрытие собственными оборотными средствами имеющихся у организации запасов, поэтому финансовое положение по данному признаку можно характеризовать как абсолютно устойчивое. Более того все три показателя покрытия собственными оборотными средствами запасов за анализируемый период улучшили свои значения.

 

2.5. Анализ эффективности деятельности организации

 

Основные финансовые результаты деятельности ООО «КГ «Агат» за весь рассматриваемый период приведены ниже в таблице.

Таблица 4 – Отчет о финансовых результатах

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

Средне-
годовая
величина, тыс. руб.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

тыс. руб.
(гр.4 - гр.2)

± %
((4-2) : 2)

1. Выручка

459

1 755

5 759

+5 300

+12,5 раза

2 658

2. Расходы по обычным видам деятельности

363

1 519

5 304

+4 941

+14,6 раза

2 395

3. Прибыль (убыток) от продаж (1-2)

96

236

455

+359

+4,7 раза

262

4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате

-4

-120

-116

v

-41

5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4)

92

236

335

+243

+3,6 раза

221

6. Проценты к уплате

7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее

-5

-35

-92

-87

v

-44

8. Чистая прибыль (убыток)  (5-6+7)

87

201

243

+156

+179,3

177

Справочно:
Совокупный финансовый результат периода

87

201

243

+156

+179,3

177

Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр. 1370)

52

243

218

х

х

х

Годовая выручка за 2015 год равнялась 5 759 тыс. руб. Годовая выручка стремительно выросла за весь рассматриваемый период (в 12,5 раза).

Прибыль от продаж за последний год равнялась 455 тыс. руб. За 3 года отмечено очень сильное, в 4,7 раза, повышение финансового результата от продаж.

Изучая расходы по обычным видам деятельности, следует отметить, что организация не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость оказываемых услуг. Поэтому показатель «Управленческие расходы» за отчетный период в форме №2 отсутствует.

Судя по отсутствию в бухгалтерской отчетности за последний отчетный период данных об отложенных налоговых активах и обязательствах, организация не применяет ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", что допустимо для субъектов малого предпринимательства (кроме того, ПБУ 18/02 не применяют кредитные, бюджетные организации). Изменение выручки наглядно представлено ниже на рис. 4.

Рис. 4. Динамика выручки и чистой прибыли

Представленные в таблице  5 показатели рентабельности за 2015 год имеют положительные значения как следствие прибыльной деятельности ООО «КГ «Агат».

 

Таблица 5 - Анализ рентабельности

Показатели рентабельности

Значения показателя (в %, или в копейках с рубля)

Изменение показателя


2013 г.

2014 г.

2015 г.

коп.,
(гр.4 - гр.2)

± %
((4-2) : 2)

1

2

3

4

5

6

1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: не менее 15%.

20,9

13,4

7,9

-13

-62,2

2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).

20

13,4

5,8

-14,2

-71

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки).

19

11,5

4,2

-14,8

-77,7

Cправочно:
Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг)

26,4

15,5

8,6

-17,8

-67,6

Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 и более.

За последний год организация по обычным видам деятельности получила прибыль в размере 7,9 копеек с каждого рубля выручки от реализации. Тем не менее, имеет место падение рентабельности обычных видов деятельности по сравнению с данным показателем за 2013 год (-13 коп.).

Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли до налогообложения и процентных расходов (EBIT) к выручке организации, за 2015 год составила 5,8%. То есть в каждом рубле выручки ООО "КГ "Агат" содержалось 5,8 коп. прибыли до налогообложения и процентов к уплате.

Далее в таблице представлены три основных показателя, характеризующих рентабельность использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала.

Таблица 5 - Анализ рентабельности  (продолжение)

 

Показатель рентабельности

Значение показателя, %

Изменение показателя
(гр.4 - гр.2)

Расчет показателя

2013 г.

2014 г.

2015 г.

1

2

3

4

5

6

Рентабельность собственного капитала (ROE)

122,5

92

54,1

-68,4

Отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 15% и более.

Рентабельность активов (ROA)

95,1

76,9

49,8

-45,3

Отношение чистой прибыли к средней стоимости активов. Нормальное значение: не менее 9%.

Прибыль на инвестированный капитал (ROCE)

129,6

108

74,6

-55

Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам.

Рентабельность производственных фондов

Отношение прибыли от продаж к средней стоимости основных средств и материально-производственных запасов.

Справочно:
Фондоотдача, коэфф.

Отношение выручки к средней стоимости основных средств.








 

За 2015 год каждый рубль собственного капитала ООО «КГ «Агат» принес чистую прибыль в размере 0,541 руб. За 3 последних года наблюдалось сильное падение рентабельности собственного капитала – на 68,4%. За период 01.01–31.12.2015 значение рентабельности собственного капитала можно характеризовать как исключительно хорошее.

Рентабельность активов за 2015 год составила 49,8%. Изменение рентабельности активов за весь анализируемый период составило -45,3%. Значения рентабельности активов в течение всего рассматриваемого периода укладывались в установленный норматив.

На рис. 5 наглядно представлена динамика основных показателей рентабельности активов и капитала организации.

Рис 5. Динамика показателей рентабельности активов и капитала

В таблице 6 рассчитаны показатели оборачиваемости ряда активов, характеризующие скорость возврата авансированных на осуществление предпринимательской деятельности денежных средств, а также показатель оборачиваемости кредиторской задолженности при расчетах с поставщиками и подрядчиками.

Таблица 6 - Расчет показателей деловой активности (оборачиваемости)

Показатель оборачиваемости

Значение в днях

Коэфф.
2013 г. 

 Коэфф.
2015 г.

Изменение, дн.
(гр.4 - гр.2)

2013 г.

2014 г.

2015 г.

1

2

3

4

5

6

7

Оборачиваемость оборотных средств

(отношение средней величины оборотных активов к среднедневной выручке*; нормальное значение для данной отрасли: 246 и менее дн.)

73

54

31

5

11,8

-42

Оборачиваемость запасов

(отношение средней стоимости запасов к среднедневной выручке; нормальное значение для данной отрасли: 58 и менее дн.)

0

0

0

Оборачиваемость дебиторской задолженности

(отношение средней величины дебиторской задолженности к среднедневной выручке; нормальное значение для данной отрасли: 110 и менее дн.)

71

49

29

5,1

12,5

-42

Оборачиваемость кредиторской задолженности

(отношение средней величины кредиторской задолженности к среднедневной выручке)

16

9

2

22,4

149,6

-14

Оборачиваемость активов

(отношение средней стоимости активов к среднедневной выручке)

73

54

31

5

11,8

-42

Оборачиваемость собственного капитала

(отношение средней величины собственного капитала к среднедневной выручке)

56

45

28

6,5

12,8

-28












* Приведен расчет показателя в днях. Значение коэффициента равно отношению 365 к значению показателя в днях.

Оборачиваемость активов в среднем в течение анализируемого периода показывает, что организация получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов за 53 календарных дня.

 

2.6 Выводы по результатам анализа

 

По результатам проведенного анализа выделены и сгруппированы по качественному признаку основные показатели финансового положения и результатов деятельности ООО «КГ «Агат» за весь рассматриваемый период.

С очень хорошей стороны финансовое положение и результаты деятельности ООО «КГ «Агат» характеризуют такие показатели:

·   чистые активы превышают уставный капитал, при этом за рассматриваемый период (с 31 декабря 2012 г. по 31 декабря 2015 г.) наблюдалось увеличение чистых активов;

·   коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами демонстрирует вполне соответствующее нормальному значение – 0,97;

·   коэффициент текущей (общей) ликвидности полностью соответствует нормальному значению;

·   полностью соответствует нормативному значению коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;

·   коэффициент абсолютной ликвидности полностью соответствует нормативному значению;

·   отличная рентабельность активов (49,8% за последний год);

·   положительное изменение собственного капитала относительно общего изменения активов организации;

·   коэффициент покрытия инвестиций полностью соответствует норме (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств составляет 97% от общего капитала организации);

·   абсолютная финансовая устойчивость по величине излишка собственных оборотных средств;

·   за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 получена прибыль от продаж (455 тыс. руб.), более того наблюдалась положительная динамика по сравнению с предшествующим годом (+219 тыс. руб.);

·   чистая прибыль за последний год составила 243 тыс. руб. (+42 тыс. руб. по сравнению с предшествующим годом).

Положительно характеризующим финансовое положение ООО "КГ "Агат" показателем является следующий – доля собственного капитала неоправданно высока (97%).

Показателем, имеющим значение на границе норматива – не в полной мере соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения.

В ходе анализа были получены следующие показатели, неудовлетворительно характеризующие результаты деятельности организации:

·   значительная отрицательная динамика рентабельности продаж (-13 процентных пункта от рентабельности за период 01.01–31.12.2013 равной 13,4%);

·   значительное падение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки организации (-14,2 коп. от аналогичного показателя рентабельности за период 01.01–31.12.2013).

По результатам проведенного выше анализа получены следующие результаты: финансовое положение ООО «КГ «Агат» – +1,75; результаты деятельности в течение анализируемого периода – +1,5. Согласно рейтинговой шкале это AAA (отличное положение) и AA (очень хорошие результаты) соответственно. Оценка произведена с учетом как значений ключевых показателей на конец анализируемого периода, так и динамики показателей, включая их прогнозируемые значения на последующий год. На основе этих двух оценок рассчитана итоговая рейтинговая оценка финансового состояния ООО «КГ «Агат». Финансовому состоянию присвоена оценка AAAотличное.

Рейтинг "AAA" свидетельствует об отличном финансовом состоянии организации, ее способности отвечать по своим обязательствам в краткосрочной (исходя из принципа осмотрительности), и, возможно, долгосрочной перспективе. Такие организации относятся к категории надежных заемщиков, обладая высокой степенью кредитоспособности.

2.7  Основные проблемы при финансовом планировании

в компании ООО «КГ «Агат»

 

В первую очередь при постановке долгосрочного плана нужно определить уровни предполагаемых доходов и расходов за год, а также помесячно. Учитывая сферу деятельности – бухгалтерское и юридическое обслуживание – доход определяется исходя из объема оказанных услуг. Отсюда вытекает основная проблема – спрогнозировать конкретные виды бухгалтерских и юридических услуг, которые будут востребованы на рынке в планируемом году, что поможет оценить предполагаемый приток денежных средств.

Несмотря на то, что рынок, нишу в котором занимает ООО «КГ «Агат», достаточно стабилен, все же на него оказывает влияние множество факторов, начиная от насыщения рынка конкурентами и заканчивая изменениями в законодательстве, как на федеральном, так и местном уровнях. Поэтому, определяя среднесрочные перспективы развития, директор ориентируется, прежде всего, на данные аналогичного периода предыдущего года.

Отдельным пунктом при финпланировании можно выделить проблему с дебиторской и кредиторской задолженностями. Отличительной особенностью работы компании «КГ «Агат» являются гибкий подход ко всем клиентам и предоставление скидок и льготных условий по срокам оплаты. Ожидаемые расчеты с покупателями и расчёты с поставщиками вносятся в план, однако не все клиенты оплачивают в соответствии с графиком платежей, что приводит к разнице в предполагаемых и реально приходящих финансовых ресурсах.

Больше половины сделок проводится на постоплатной основе, что ведет к увеличению  дебиторской задолженности. В организации в момент планирования обычно закладывается определённая сумма для дебиторской задолженности, при превышении которой компания начинает принимать меры для снижения данной суммы.

Не всегда слаженная работа всех офисов ООО «КГ «Агат». При формировании финплана на будущий год важно учитывать потребности всех офисов, объемы и масштаб их работы (одни офисы работают со значительно большим количеством клиентов, чем другие), для того, чтобы согласовать финансы между ними. Поэтому регулярно руководитель компании организует мини-совещания для принятия решений о перенаправлении денежных средств в зависимости от потребностей  в конкретном офисе.

С проблемой выше пересекается и ряд других проблем. Во-первых, отсутствие четких регламентированных стандартов составления плана. Это связано с тем, что планирование в компании как таковое носит скорее субъективный характер и зависит от видения одного лишь руководителя, нежели от следования конкретным методикам планирования.

Во-вторых, не высокая оперативность составления самого плана или его отдельных элементов.  Это связано с проблемой частой задержки передачи плановой информации из одного офиса в другой, длительностью процедуры согласования планов (особенно в отчетные периоды и в начале года – сроков, в которые чаще всего ставятся краткосрочные задачи) и нехваткой, а иногда и неактуальностью, ранее предоставленной информации.

В-третьих, при разработке отдельных составляющих текущего планирования используются разные источники информации и базы данных, которые приводят к расхождению данных и к рассогласованию действий, как старших бухгалтеров, так и рядовых работников компании. Стоит отметить, что не редкой бывает ситуация, когда данные полностью теряли актуальность в течение нескольких часов.

Повышение гибкости планов. Любой план, будучи по своей форме директивным, не является гибким, а это в свою очередь приводит к снижению качества выполнения планового задания со стороны всех работников, которые исполняя свою часть задания, не всегда могут видеть варианты и понимать могут ли они выходить за рамки поставленной задачи и на свое усмотрение вносить быстрые коррективы. Зачастую на это требуется регулярное одобрение руководителя, что приводит к потерям времени и снижению актуальности выполняемых задач.

С предыдущими трудностями пересекается и проблема низкой  реализации поставленных планов с точки зрения обеспеченности всеми  необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. В деятельности  компании не редки случаи, когда данные о размерах денежных затрат приходят уже в момент реализации плановых задач, и ресурсов довести дело до конца попросту не хватает.

Расширение видов деятельности. Так как компания занимает хоть и очень востребованную нишу на рынке услуг, для успешной конкуренции организация регулярно прорабатывает возможности работы по новым направлениям, однако это в свою очередь, требует немалых финансовых затрат, в том числе на обучение персонала, проведения организационных мероприятий и наличия необходимого технического обеспечения.  Все это необходимо учитывать на этапе построения финансового плана.

Не регулярное использование платежных календарей и четко обозначенного графика платежей, особенно регламентированных. И в дополнение не всегда своевременное создание финансовых резервов, чтобы обеспечить постоянные платежи.

Не готовность компании тратить денежные средства на покупку специализированных программ, упрощающих процесс постановки текущих краткосрочных задач и взаимодействия с клиентами, а также сотрудников между собой в режиме он-лайн. К программам, которые уже рассматриваются  компанией «КГ «Агат», относятся 1С-Битрикс и CRM MANGO OFFICE, позволяющие в режиме реального времени передавать информацию о состоявшихся оплатах или имеющихся задолженностях того или иного клиента.

 

2.8. Пути совершенствования финансового планирования

 

Несмотря на очень хорошее финансовое положение компании, есть направления финансового планирования в работе организации, которые можно было бы усовершенствовать. 

К основным направлениям относятся следующие мероприятия. Во-первых, разработка перспективной программы развития компании «КГ «Агат» с учетом новых возможных направлений минимум на 3 ближайших года. Это позволило бы увидеть общую стратегию развития компании отдельно взятому работнику, финансовые и профессиональные перспективы лично для себя, поскольку любой долгосрочный план должен соответствовать не только целям руководства, но и личными ожиданиям сотрудников.

Во-вторых, более активное использование программ, уже имеющихся в организации, приобретение дополнительных конфигураций, а также повышение автоматизации учета взаимоотношений с клиентами, что помогло бы  быстро определять приоритетность платежей и регулярно отслеживать оплаты. Для этого наиболее подходящими будут давно зарекомендовавшие себя программы «1С 8:Управление корпоративными финансами» и «1С 8:Деньги» -  конфигурации программ семейства 1С, а для взаимодействия офисов - CRM MANGO OFFICE  - в виду простоты использования, надежности и наличию технической поддержки.

В-третьих, принять в ближайшее время четкие регламентирующие документы по составлению и реализации планов,  спискам сотрудников, ответственным за принятие решений, а также указать в них конкретные сроки передачи информации и конечные источники для сбора данных. Регламент  поможет избежать путаницы с источниками и потерь времени на их выяснение. Также будет очень кстати прописать несколько вариантов реализации планов, что повысит гибкость плановых задач и маневренность самих работников при реализации своих действий.

В-четвертых, разработать систему взаимоотношений с клиентами. И постараться отменить возможность длительных отсрочек платежей и длительных срок оплат, а также перевести все предоставляемые услуги в четко оговоренные договором отношения. Это в свою очередь юридически обезопасит компанию от сомнительных клиентов, а также поспособствует своевременным оплатам, так как клиенты, зная о прописанной в договоре ответственности за нарушения сроков, обычно не рискуют их пропускать. К этому стоит добавить и необходимость списков и платежных календарей с четко проставленными приоритетами по оплате и отсрочкам самих офисов, которые помогут сотрудникам лучше планировать свои действия и вовремя их скорректировать.

В-пятых, существует необходимость в создании резервного фонда, чтобы выполнять ежедневные рабочие операции и оплачивать оперативные расходы, а также фонда погашения безнадежных долгов, так как клиенты не всегда платят по своим задолженностям (это касается, в первую очередь, постоянных клиентов).

В-шестых, можно разработать для каждого офиса определённые планы затрат на маркетинг и иные цели, таким образом, чтобы каждый офис, имея собственный оборот, заботился об увеличении прибыли. Подобные затраты, учтенные вовремя,  сберегут лишние деньги и принесут в будущем дополнительные финансовые средства.

Далее разработать политику взаимодействия с контрагентами, установить способы взаиморасчетов и прописать их в договоре, при этом предпочтение стоит отдать поставщикам, которые работают с четко оговоренными условиями поставки. Это поможет работать без простоев и потерь драгоценного рабочего времени.

В дополнение ко всему, есть потребность в периодическом повышении квалификации сотрудников, поскольку  каждый работник должен идти в ногу со временем, осваивать новые технологии для увеличения скорости работы и снижения количества ошибок, что в свою очередь не только повысит стоимость работы и принесёт дополнительную прибыль, но и поможет снизить себестоимость услуг.

И наконец, нужно активнее и чаще проводить своевременный мониторинг конкурентов, а также  отслеживать ближайшие  изменения в законодательстве, чтобы заранее оценить потребности клиентов и предложить уникальные услуги – а это значит не только единолично получать прибыль, но  и всегда оставаться первым в своем деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изученного материала и проведенного анализа можно сделать вывод, что сегодня в условиях нестабильной рыночной экономики роль грамотного финансового планирования и умения составлять четкие финансовые планы очень важна. Любому руководителю, заинтересованному в благополучии своей организации, очевидно, что его бизнес не сможет процветать и приносить прибыль, если не составлять и не приводить в действие финансовые планы.

В ВКР проанализирована хозяйственная деятельность ООО «Консалтинговая группа «Агат». Рассматривая в целом, движение доходной и расходной статей бюджета ООО «КГ «Агат» можно с уверенностью  назвать имеющуюся динамику крайне положительной. Проанализировав текущее состояние финансовых ресурсов компании, можно определить следующие тенденции. Выручка в 2015 году возросла с 1 755 000 до 5 799 000 рублей, из чего следует вывод об устойчивом развитии организации, прибыль также увеличилась.

В целом положение компании однозначно устойчиво, она занимает немалую долю рынка бухгалтерских услуг, имеет постоянных работников, которые уже длительное время работают в компании, динамично развивается и с каждым годом все больше упрочняет положение на рынке предоставляемых услуг.

При этом нельзя не заметить и отрицательные моменты, которые учитываются при финансовом планировании: значительная отрицательная динамика рентабельности продаж (-13 процентных пункта от рентабельности за период 01.01–31.12.2013 равной 13,4%) и  значительное падение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки организации (-14,2 коп. от аналогичного показателя рентабельности за период 01.01–31.12.2013).

Анализ финансовой устойчивости компании в динамике показал крайне устойчивое положение и абсолютную финансовую устойчивость по величине излишка собственных оборотных средств, а  наиболее очевидным положительным моментам стала доля собственного капитала ООО «КГ «Агат» - очень высокая - составляет 97%.

К основным проблемам финансового планирования организации «КГ «Агат»  можно отнести следующие:

·   Нужно вовремя прогнозировать новые виды бухгалтерских и юридических услуг, которые могут быть востребованы на рынке в запланированном году, чтобы работники своевременно смогли оценить приток денежных средств;

·   На фоне незначительной кредиторской задолженности, существует ярко выраженная проблема с  дебиторской, это связано, прежде всего, с лояльностью в отношении неплательщиков и предоставлению частых отсрочек платежей;

·   Более подробное определение всех возможных источников финансирования;

·   Редко, но все же периодически происходящая нехватка оборотных средств, так как предоставление услуг происходит без предоплаты;

·   Необходимости четкой согласованности действий между всеми офисами, снижение задержек при передачи информации и использование единых источников информации;

·   Отсутствие платежного календаря у всех офисов и четко обозначенного графика платежей, особенно постоянного и регламентированного;

Предложения по совершенствованию финансового планирования в компании «Консалтинговая группа «Агат» следующие:

1. Разработка долгосрочной программы дальнейшего развития организации с учетом всех потенциальных направлений деятельности, минимум на 1 год (ввиду частых внесений изменений в налоговое законодательство и правил бухгалтерской отчетности);

2. Использование программных продуктов, в том числе, уже имеющихся в организации, чтобы расставить приоритеты по текущим и будущим  платежам, а также для регулярного отслеживания  оплат.

3. Разработка и регламентирование системы взаимоотношений, как с разовыми, так и с постоянными клиентами.

4. Создание клиентского  списка (каталога), в котором были бы четко обозначены приоритеты по оплатам и отсрочкам платежей.

5. Регулярный мониторинг изменений окружающей среды.

6. Формирование резервного фонда для полноценного исполнения рабочих операций и оплаты всех оперативных расходов.

7.  Создание для каждого из трех офисов плана расходов на маркетинговые и прочие цели (оплата аренды, охраны, электроэнергии, телефона, интернета и т.д.).

8. Разработка политики взаимодействий с поставщиками, определение наиболее удобных методов расчетов, закрепление принятых решений в договорах.

9. Провести «ревизию» всех хозяйственных резервов для увеличения прибыли компании при помощи более рационального использования финансовых средств.

10.   Разработка плана мероприятий, направленных на повышение уровня квалификации работников.

Все эти направления отражают явное усиление роли финансового планирования в работе компании, расширения возможностей для использования программных конфигураций для улучшения движения финансовых потоков.

В целом, после обязательной постановки организацией общих направлений плана  нужна четкая конкретизация по всем структурным элементам во всех офисах, т.е. постановка определённых сроков исполнения,  необходимых ресурсов, количества работников для той или иной задачи. Таким образом, план преобразится и станет связующим звеном для всей деятельности. Чем продуманнее каждая часть плана, тем легче ее выполнить в срок без потери качества. Большие потери и нестыковки возникают именно из-за  несбалансированности плана, наличия просчётов и отсутствия дисциплины участников. Разумеется, снижается и качество услуг.

Вместе с тем, стоит сказать, что ведущей целью ООО «КГ «Агат» является занятие ведущих позиций в сфере оказания бухгалтерских услуг компаниями малого и среднего бизнеса, а на основании проведенного анализа можно с уверенностью сказать, что компания успешно идет к намеченной цели и имеет стабильное финансовое положение, занимая свою заметную нишу на рынке оказания бухгалтерских услуг организациям и индивидуальным предпринимателям.

В целом, объем денежного оборота компании также может увеличиться за счет повышения эффективности  использования трудовых ресурсов, расширения и улучшения оснащения технической базы компании.

В сегодняшних условиях, особенно в период нестабильной экономики и кризисных явлений на рынке ключевое значение приобретает режим экономии и максимально эффективное использование всех ресурсов: и материальных, и трудовых и, конечно, же финансовых. 

В заключение стоит добавить, что  режим экономии крайне необходим – он подразумевает снижение рисков при оказании услуг, рациональное использование рабочего времени, снижение простоев в работе каждого отдельно взятого сотрудника, четкое соблюдение расчетной дисциплины, поиск гибких условий взаимоотношений в клиентами, снижение как постоянных, так и переменных издержек, уменьшение трат на коммунальные услуги, электроэнергию и  дополнительное обслуживание, а также непрерывный поиск лучших условий, как для клиентов, так и от контрагентов. 

На сегодняшний день ООО «КГ «Агат» является ответственным исполнителем  всех обязательств, положение весьма устойчиво, однако решение отраженных в работе проблем, хотя бы в малой степени, существенно улучшат финансовый климат компании и усилят позиции на рынке услуг.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. Закон № 145: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: по состоянию на 23.05.2016г.] // Справочная правовая система «Консультант +».

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): [федер. Закон № 51: принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.: по состоянию на 23.05.2016г.] // Справочная правовая система «Консультант +».

3. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): [федер. Закон № 146: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.: по состоянию на 01.05.2016г.] // Справочная правовая система «Консультант +».

4. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федер. Закон № 117: принят Гос. Думой 05 августа 2000 г.: по состоянию на 05.04.2016г.] // Справочная правовая система «Консультант +».

5. Российская Федерация. Законы. «Об обществах с ограниченной ответственностью»: [федер. Закон № 14-ФЗ: принят Гос. Думой 08 февраля 1998 г. : по состоянию на 29.12.2015 г.] // Справочная правовая система «Консультант +».

6. Российская Федерация. Законы. «О бухгалтерском учете»: [федер. Закон № 402-ФЗ: принят Гос. Думой 06 декабря 2011 г. : по состоянию на 23.05.2016 г.] // Справочная правовая система «Консультант +».

7. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: учебник / под ред. В. Я. Позднякова – М.: ИНФРА-М, 2011.

8. Валевич, Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: учебное пособие. – Мн.: Высш. Шк., 2011.

9. Елизаров, Ю.Ф. Экономика организаций: учебник  / Ю.Ф. Елизаров. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

10. Козлова, О. И. Анализ хозяйственной деятельности / О.И. Козлова. -  М.: Финансы, 2012.

11. Морозов, С.П. Денежные потоки предприятия // Аудит и налогообложение. - 2013. - №1.

12. Финансы организаций (предприятий): учебник / Н.В. Колчина, Г.В. Поляк, Л.М. Бурмистрова и др.; Под ред. проф. Н.В. Колчиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

 

Материалы практики

Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета: Приказ  ООО «Консалтинговая Группа «Агат» от  13.11.2012 № 3.

Бухгалтерская  финансовая отчетность «ООО «Консалтинговая Группа «Агат» за 2013, 2014, 2015 год.

Программа «Финансовый аналитик»: #"center">

Показатель собственных оборотных средств (СОС)

Значение показателя

Излишек (недостаток)*

на начало анализируемого периода (31.12.2012)

на конец анализируемого периода (31.12.2015)

на 31.12.2012

на 31.12.2013

на 31.12.2014

на 31.12.2015

1

2

3

4

5

6

7

СОС1 (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов)

45

558

+45

+97

+340

+558

СОС2 (рассчитан с учетом долгосрочных пассивов; фактически равен чистому оборотному капиталу, Net Working Capital)

45

558

+45

+97

+340

+558

СОС3 (рассчитанные с учетом как долгосрочных пассивов, так и краткосрочной задолженности по кредитам и займам)

45

558

+45

+97

+340

+558

*Излишек (недостаток) СОС рассчитывается как разница между собственными оборотными средствами и величиной запасов и затрат.