Правовые аспекты использования радиочастотного спектра
Правовые аспекты
использования радиочастотного спектра
Одним из видов государственного
регулирования в сфере связи является регулирование использования
радиочастотного спектра, которое, как это следует из пункта 1 статьи 22
Федеральный закон от 07.07.2003 г. №126-ФЗ «О связи» (далее – «Закон
о связи»), является исключительным правом Российской Федерации.
Высокая значимость данного сектора
государственного регулирования подчеркивается тем, что в его основе лежат не
только нормы российского права, но и нормы международных договоров Российской
Федерации, в том числе:
1)
Конвенция
Международного союза электросвязи вместе с «Определением некоторых терминов,
используемых в настоящей конвенции и в административных регламентах
Международного союза электросвязи», которая заключена в Женеве 22. декабря 1992
г.[1]
Данная Конвенция закрепляет понятие
электросвязи, осуществляемой посредством радиоволн, понимая под последними
электромагнитные волны, которые распространяются в свободном пространстве без
искусственной направляющей среды. Конвенция различает радиоволны на две группы:
-
с
частотами ниже 3000 ГГц;
-
с
частотами выше 3000 ГГц, на которые Конвенция распространяется только в части
требований, установленных пунктами 149-154.
Следует отметить, что данная
Конвенция является не первым международно правовым актом, определяющим правовое
регулирование радиоволн. Ранее её предшественниками являлись:
Международная конвенция электросвязи
(Мадрид, 1932 г.)[2];
Международная конвенция электросвязи
(Атлантик Сити, 1947 г.)[3];
Международная конвенция электросвязи
(Буэнос-Айрес, 1952 г.)[4];
Международная конвенция электросвязи
(Монтре, 1965 г.)[5];
Международная конвенция электросвязи
(Наироби, 1982 г.)[6].
Учитывая, что предметы регулирования
всех из указанных выше Конвенций совпадали, принятие каждой из них
сопровождалось одновременной отменой ранее принятого международного акта.
Так, статья 58 Устава Международного
союза электросвязи, который принят одновременно с Конвенцией Международного
союза электросвязи в Женеве 22 декабря 1992 г. предусматривает, что Устав и
Конвенция отменяют и заменяют в отношениях между договаривающимися сторонами
Международную конвенцию электросвязи (Найроби, 1982 г.)[7].
2)
Регламент
радиосвязи вместе с Резолюцией №2 относительно справедливого использования на
равных правах всеми странами геостационарной орбиты и полос частот для служб
космической радиосвязи и Резолюцией №507 относительно заключения соглашений и
составления соответствующих планов для радиовещательной спутниковой службы,
которые приняты в Женеве 6 декабря 1979г.[8]
Применение указанного регламента и
сопутствующих ему документов в настоящее время предусмотрено Конвенцией
Международного союза электросвязи 1992 г.
В разделе I регламента закреплены определения
отдельных применяемых в данной сфере терминов. Так, под электросвязью Регламент
понимает любую передачу, излучение или прием знаков, сигналов, письменного
текста, изображений и звуков или сообщений всякого рода по проводной, радио,
оптической или другим электромагнитным системам, а под радиосвязью традиционно
для международных актов – электросвязь, осуществляемую посредством радиоволн.
При этом Регламент выделяет два вида
радиосвязи:
-
наземная
– любая применяемая на планете Земля радиосвязь, за исключением космической
радиосвязи или радиоастрономии;
-
космическая
– любая радиосвязь, при которой используется одна или несколько космических
станций, или один или несколько отражающих спутников, или другие космические
объекты.
а также закрепляет понятие радиоастрономии, то есть
астрономии, основанной на приеме радиоволн космического происхождения.
Также к международным актам,
регулирующим порядок использования радиосвязи в части своих норм можно отнести Конвенцию
о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), которая
заключена в Лондоне 3 сентября 1976 г.[9],
статья 28 которой предусматривает уведомление Международного союза
электросвязи об используемых частотах с предоставлением предусмотренных
Регламентом радиосвязи сведений.
Под использованием
радиочастотного спектра действующее законодательство Российской Федерации
понимает совокупность мероприятий, которые направлены на установление и
обеспечение соблюдения порядка использования радиочастотного спектра.
Как
уже отмечалось выше, данное право в силу части 1 статьи 22 Закона о связи относится
к исключительной компетенции самого российского государства, что исключает
участие других субъектов законотворческой деятельности в правовом регулировании
данного сектора, осуществляемой в том числе и в порядке делегирования
полномочий, что подтверждается неоднократными разъяснениями Конституционного Суда Российской
Федерации о том, что предметом делегирования ни при каких обстоятельствах не
может выступать нормотворчество, осуществляемое по вопросам, регулирование
которых Конституция Российской Федерации относит к исключительной прерогативе
федерального законодателя[10].
Из данной нормы также следует, что
регулирование использования радиочастотного спектра
осуществляется посредством проведения целого комплекса мероприятий, среди
которых отдельно выделяются следующие:
-
экономические, то есть те, которые
предполагают использование экономических методов, приемов и разработок;
-
организационные
– основанные на применении методов управления;
-
технические,
связанные с повышением уровня технического развития и материальной
обеспеченности применяемых средств радиосвязи, а также их совершенствование.
Все
указанные выше мероприятия должны быть связаны с конверсией радиочастотного спектра, то есть с
совокупностью действий, направленные на расширение использования радиочастотного
спектра.
Следует отметить, что определение
конверсии радиочастотного спектра в Российской Федерации на протяжении
длительного период времени давалось крайне обще как «совокупность действий,
направленных на расширение использования радиочастотного спектра
радиоэлектронными средствами гражданского назначения». При этом перечень таких
действий в законе не определялся, хотя Закон о связи провозглашалконверсию в
качестве принципа регулирования радиочастотного
спектра (часть 4 статьи), осуществляемого посредством указанных в Законе о
связи мероприятий уполномоченными органами[11].
В этой связи в научной юридической
литературе высказывались различные точки зрения относительно содержания данного
понятия.
Так, В.А. Коваль и В.О. Тихвинский называли
конверсией радиочастотного спектра «сложный многофакторный процесс, который
осуществляет регулятор в области связи (Министерство связи и массовых
коммуникаций России) в ходе реализации комплекса работ по управлению
радиочастотным спектром на национальном уровне»[12].
В.Э Веерпалу определял конверсию
радиочастотного спектра как «совокупность действий по реализации правовых,
экономических и технических мер с целью высвобождения радиочастотного спектра,
занятого РЭС правительственного назначения для развития рынка инфокоммуникаций
и экономики России»[13].
Для уточнения понятия о конверсии
Федеральным законом от 21.07.2014 г. №228-ФЗ в Закон о связи внесены изменения,
а понятие конверсии определено как экономические, организационные и технические
мероприятия, направленные на расширение использования радиочастотного спектра
радиоэлектронными средствами гражданского назначения[14].
Как неоднократно отмечалось в
судебной практике, обеспечение конверсии радиочастотного спектра достигается, в
том числе, путем установления платы за использование
радиочастотного спектра (Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2012 г.
№АПЛ12-300[15],
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2014 г.
№Ф05-10323/14 по делу №А40-188205/13-56-414[16]
и др.).
Высвобождение
частотного ресурса,
занятого действующим радиооборудованием как военного, так и гражданского
назначения, в другие полосы частот и перевод такого оборудования в другие
полосы частотности, безусловно, представляет собой процесс перераспределения. В
этой связи обоснованным представляется вывод В.Э. Веерпалу о том, что конверсия
радиочастотного спектра представляет собой частный случай его перераспределения[17].
Однако в нормативно-правовых актах
органов государственной власти Российской Федерации эти понятия рассматриваются
как равнозначные, ставя высвобождение (а в том числе и
конверсию радиочастотного спектра), рефарминг, перераспределение радиочастот
или радиочастотных каналов между пользователями и иные необходимые действия с
целью высвобождения радиочастотного спектра в один ряд[18].
Можно отметить, что существование
конверсии обусловлено делением радиоэлектронных средств связи по назначению на
гражданские, правительственные и используемые совместно. По этому показателю
Российская Федерация в сравнении со странами Европы и Америки имеет разительное
отличие, которое проявляется в крайне малом использовании радиочастотного
ресурса гражданскими средствами и превалировании средств, используемых для
правительственных и военных нужд, в то время как в странах Европы и Америки
средства радиосвязи государственного и оборонного значения используются в
равном или меньшем объеме[19].
Регулирование
использования радиочастотного спектра в Российской Федерации осуществляет
Государственная комиссия по радиочастотам (далее – «Комиссия»), которая
обладает статусом межведомственного коллегиального органа по радиочастотам при
федеральном органе исполнительной власти в области связи (Министерстве связи и
массовых коммуникаций РФ), за которым закреплено полновластие в области
регулирования радиочастотного спектра.
Комиссия осуществляет свою
деятельность в соответствии с Положением о Государственной комиссии по
радиочастотам, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.07.2004
г. №336[20] (далее – «Положение
о ГРКЧ»). Состав комиссии утвержден распоряжением Правительства РФ от
02.07.2004 г. №901-р[21].
Следует
отметить, что в силу статьи 22 Закон о связи и Положения о ГКРЧ регулирование
использования радиочастотного спектра является исключительной компетенцией Комиссии.
В этой связи при принятии решений о
выделении спорных полос радиочастот Комиссия выступает в качестве
государственного органа, реализующего публичные полномочия, предоставленные ему
действующим законодательством о связи, что подтверждается сложившейся судебной
практикой, к примеру, Постановлением ФАС Московского округа от 28.02.2014 г.
№Ф05-1409/2014 по делу №А40-52084/13-134-497[22].
При этом решения ГКРЧ не являются
нормативно-правовыми актами, а потому не подлежат обязательному официальному
опубликованию в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 «О
порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской
Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти»[23].
Данный довод подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности,
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 г.
№17АП-4636/2010-АК по делу №А50-1749/2010[24].
В силу пункта 15 Положения решения
комиссии являются обязательными для всех органов исполнительной власти и
российских и иностранных юридических и физических лиц. О чем неоднократно
указывается в судебных актах, к примеру, в Постановлении Девятого арбитражного
апелляционного суда от 24.02.2015 г. №09АП-2312/2015 по делу №А40-157669/14[25].
Решением Комиссии, принятым в пределах
предоставленных ей полномочий, выделяется конкретная полоса радиочастот в
зависимости от типа, модели, наименования и страны производителя
радиоэлектронного средства.
Такое решение является разрешением,
выдаваемом в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в
том числе для ввоза на территорию РФ радиоэлектронных средств.
К примеру, Решением ГКРЧ при
Мининформсвязи России от 31.01.2005 г. №05-04-01-001 выделены полосы
радиочастот для ввозимых из-за границы на территорию Российской Федерации
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств[26].
Согласно данному решению утвержден перечень радиоэлектронных средств
гражданского применения и высокочастотных устройств, которые могут
использоваться в Российской Федерации исключительно на основании разрешения на
использование радиочастот или радиочастотных каналов, выданного в соответствии
с решением Комиссии, и при условии регистрации в установленном действующим
законодательством порядке.
Отрицательное заключение члена Комиссии
является основанием для отказа в выделении радиочастот выдаче соответствующего разрешения. При этом
такое заключение может быть выдано, к примеру, в случае отсутствия в заявке на выдачу разрешения назначения
радиоэлектронного средства, конкретного района его применения, места установки
и района использования с точностью до единицы административного деления
Российской Федерации и других данных, ввиду отсутствия которых невозможна
необходимая оценка совокупности технических параметров, касающихся работы
радиоэлектронного средства (Определение ВАС РФ от 05.04.2013 г. №ВАС-3252/13 по
делу №А40-11406/12-119-115[27]).
Решение о выделении полосы радиочастот
соответствующему субъекту выдается на определенный срок, что соответствует
Конституции Российской Федерации, Конвенции Международного союза электросвязи
(Регламент радиосвязи, принят в Женеве 06.12.1979 г.), статьям 22 – 24 Закона о
связи, Положению о ГКРЧ и Таблице распределения полос частот между
радиослужбами Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.07.2006 г. №439-23.
Действующим законодательством
Российской Федерации и международно-правовыми актами бессрочное выделение полос
радиочастот пользователям радиочастотного спектра не предусмотрено.
Следует отметить, что разрешительный
порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру является одним из
принципов использования радиочастотного спектра в Российской Федерации, который
закреплен в части 4 статьи 22 Закона о связи.
Понятие «использование радиочастотного
спектра» закреплено пункте 4 статьи 2 Закона о связи и означает обладание
разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот,
радиочастотным каналом или радиочастотой для достижения не закрещенных
действующим законодательством Российской Федерации целей, в том числе оказания
услуг электросвязи.
Из буквального толкования данной нормы
следует, что возможность использования полосы радиочастот законодатель
связывает с получением соответствующего разрешения, то есть официального
документа, выданного управомоченным органом на определенный срок и дающий право
на использование радиочастот в конкретном диапазоне. Такое разрешение выдает
Комиссия посредством распределения существующих полос радиочастот в
соответствии с утвержденной Таблицей.
Кроме того, пункт 4 статьи 2 Закона о
связи указывает на фактическое пользование радиочастотным спектром, которое
может иметь место в двух разных смыслах:
во-первых, фактическое пользование
может сопровождать выданное уполномоченным органом разрешение, который
предоставляет право на использование конкретной полосы радиочастот, и в этом
случае будет представлять собой фактическую реализацию предоставленного права
путем обязательного использования радиочастотного спектра;
во-вторых, фактическое пользование
может иметь место в отсутствие соответствующего разрешения, ввиду чего
возникает вопрос о том, распространяется ли данное определение на случаи
незаконного использования радиочастотного спектра.
К примеру, нарушение правил регистрации
радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, заключающееся в использовании
на определенной частоте незарегистрированного радиоэлектронного средства
образует состав административного правонарушения, ответственность за которое
предусмотрена частью 1 статьи 13.4 Кодекса об административном правонарушении
Российской Федерации.
Установление правил регистрации
средствсвязи, иных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств,
являющихся источниками электромагнитного излучения, предусмотрено пунктом 5
статьи 22 Закона о связи, в силу которой использование таких средств и
устройств в отсутствие регистрации не допустимо.
Соответствующий порядок регистрации и
перечень подлежащих ей радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств
утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 г. №539 «О порядке
регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»[28]
(далее – «Порядок регистрации»).
Целью такой регистрации является учет
источников электромагнитного излучения, оказывающих влияние на обеспечение
надлежащего использования радиочастот.
В соответствии с пунктом 3 Порядка
регистрации предусмотренная им регистрация радиоэлектронных средств и
высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
При принятии положительного решения о
регистрации средства или устройства заявителю выдается свидетельство о
регистрации, которое оформляется согласно пункту 14 Порядка регистрации
отдельно на каждое радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное
устройство, является именным документом и дает его владельцу право на
использование указанного в нем средства и (или) устройства.
Согласно прямому указанию в Законе о
связи (абзац 3 части 5 статьи 22) отдельные радиоэлектронные средства
индивидуального использования в целях приема сигналов теле- и (или)
радиоканалов, радиопейджеров, бытоых электронных изделий и средств персональной
радионавигации, которые не содержат в себе радиоизлучающих устройств,
регистрации не подлежат и могут использоваться на территории Российской
Федерации с учетом установленных для них действующим законодательством
ограничений.
Кроме того, следует отметить, что
согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 17.07.1996 г. №832 «Об
утверждении особых условий приобретения радиоэлектронных средств и
высокочастотных устройств»[29]
радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства на территории Российской
Федерации могут быть реализованы только тем покупателям, которые получили и
имеют разрешение на их приобретение, в течение указанного в нем срока действия.
Перечень радиоустройств, для
приобретения которых не требуется разрешение органов государственного надзора
за связью в Российской Федерации, утвержден пунктом 4 Постановления
Правительства РФ от 17.07.1996 г. №832.
Таким образом, в настоящее время
действующее законодательство разграничивает основания для использования
радиочастотного спектра, относя к ним следующее:
1)
в отношении радиоэлектронных средств и
(или) высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в уполномоченном
органе, такими основаниями является факт регистрации самого средства или
устройства, а также разрешение на их использование, выданное Комиссией;
2)
в отношении радиоэлектронных средств и (или)
высокочастотных устройств, в отношении которых в силу абзаца 2 пункта 16
Порядка регистрации не предусмотрено получение разрешения на использование, –
факт регистрации самого средства или устройства;
К таким радиоэлектронным средств и
(или) высокочастотным устройствам относятся судовые радиостанции, используемые
на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река-море)
плавания и бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах.
Кроме того, в настоящее время в
Российской Федерации утверждены и действуют два административных регламента
Федерального агентства воздушного транспорта по предоставлению государственной
услуги по выдаче разрешений на указанные радиоэлектронные средства и (или)
высокочастотные устройства:
-
для используемых на гражданских
воздушных судах (бортовые радиостанции) – Приказ Минтранса России от 26.07.2012
г. №275[31];
-
для используемых на морских судах,
судах внутреннего плавания и судах смешанного (река-море) плавания (судовые
радиостанции) – Приказ Минтранса России от 16.09.2014 г. №292[32];
3)
в отношении радиоэлектронных средств и
низкочастотных устройств, не подлежащих регистрации таким основанием является
фактическое пользование данным устройством.
Необходимо отметить, что деление
устройств по указанным выше критериям и определение законных оснований для их
использования на практике иногда вызывает определенные трудности. Так,
Постановлением ФАС Центрального округа от 22.01.2014 г. по делу №А64-1333/2013
признано недействительным предписание уполномоченного органа об устранении
заявителем нарушения, выразившегося в использовании беспроводного доступа на
радиочастотах без разрешения на их использование. В обоснование принятого
решения суд указал, что пункт 5 статьи 22 ФЗ Закона о связи запрещает
использование без регистрации только тех устройств, регистрация которых
предусмотрена соответствующими нормативно-правовыми актами. Если используемое
устройство не входит в соответствующий Перечень радиоэлектронных средств и
высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, который утвержден
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2004 г. №539, и является устройством малого
радиуса действия, не подлежащим ввиду присущих ему технических характеристик
регистрации, оно может использоваться без получения соответствующего
свидетельства и (или) разрешения[33].
Размеры разовой ежегодной платы, а
также порядок их взимания, распределения и использования определяются
Правительством Российской Федерации исходя из принципа дифференциации используемых
диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых для их
использования технологий (часть 4 статьи 23 Закона о связи).
В настоящее время размеры разовой платы
и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного
спектра, а также правила их установления и взимания утверждены Постановлением
Правительства РФ от 16.03.2011 г. №171 «Об установлении размеров разовой платы
и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного
спектра и взимания такой платы»[34].
Невнесение указанной платы является
основанием для прекращения действие разрешения на использование радиочастотного
спектра (Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2015 г. №307-ЭС15-1243 по делу
№А56-72559/2013)[35],
а также предъявления со стороны уполномоченного органа требования о прекращении
использования радиочастот или радиочастотных каналов и демонтаже
радиочастотного оборудования (Определение ВАС РФ от 29.07.2014 г. №ВАС-10213/14
по делу №А40-167022/2013-98-1452[36]).
Изложенное позволяет сделать вывод о
том, что регулирование порядка использования радиочастотного спектра в
Российской Федерации в настоящее время можно признать сложившимся и отвечающим
основным требованиям и стандартам, установленным международно-правовыми актами,
участником которых является Российская Федерация.
Однако анализ норм действующего
законодательства и правоприменительной практики показывает, что в настоящее
время требуется проведение работы по усовершенствованию и выработке следующих
норм и нормативов в следующей части:
1)
конкретизация отдельных норм
действующего законодательства о связи, в том числе по перечню мероприятий,
связанных с конверсией радиочастотного спектра;
2)
установление четкого перечня
характеристик для радиоэлектронных средств и низкочастотных устройств, не
подлежащих регистрации;
3)
выработка конкретных сроков и оснований
для пересмотра таблицы распределения
полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативные и международные акты
1.
Конвенция
о Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) (Вместе с
№Процедурой разрешения споров, предусмотренных статьей 31 Конвенции и статьей
XVI Эксплуатационного соглашения№) (Заключена в г. Лондоне 03.09.1976 г.) //
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с
иностранными государствами. – Вып. XXXV. – М., 1981. – С. 305-324.
2.
Конвенция
Международного союза электросвязи (Вместе с «Определением некоторых терминов,
используемых в настоящей конвенции и в административных регламентах
Международного союза электросвязи»), Женева, 22.12.1992 г. // Собрание
законодательства РФ. – 25.11.1996 г. – №48. – С. 5370.
3.
Международная
конвенция электросвязи, Атлантик Сити, 1947 г.. Заключительный протокол к
Конвенции. Дополнительные протоколы к Конвенции. Резолюции, рекомендации и
пожелания. – М.: Связьиздат, 1949. – 91 c.
4.
Международная
конвенция электросвязи, Буэнос-Айрес, 1952 г.. Заключительный протокол к
Конвенции. Дополнительные протоколы к Конвенции. Резолюции, рекомендации и
пожелания. – М.: Связьиздат, 1954. – 157 c.
5.
Международная
конвенция электросвязи (Монтре, 1965 г.). Заключительный протокол к Конвенции.
Дополнительные протоколы к Конвенции. Резолюции, рекомендации и пожелания. –
М.: Известия, 1969. – 172 с.
6.
Правопреемство
государств в отношении многосторонних договоров. Исследования, подготовленные
Секретариатом Комиссии Международного права Генеральной Ассамблеи ООН, 1970. –
116 c.
7.
Устав
Международного союза электросвязи (принят в г. Женеве 22.12.1992 г.) (с изм. от
06.11.1998 г.) // Собрание законодательства РФ. – 25.11.1996. – №48. – Ст.
5370.
8.
Федеральный
закон от 21.07.2014 г. №228-ФЗ «О внесении изменений в статью 2 Федерального
закона «О связи» // Собрание законодательства РФ. 28.07.2014. №30 (Часть I),
Ст. 4229.
9.
Постановление
Правительства РФ от 17.07.1996 г. №832 (ред. от 17.11.2004 г.) «Об утверждении
особых условий приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных
устройств» // Первоначальный текст документа опубликован в Собрании
законодательства РФ. 29.07.1996. №31. Ст.3724.
10. Постановление Правительства РФ от
02.07.2004 г. №336 (ред. от 16.12.2014 г.) «Об утверждении Положения о
Государственной комиссии по радиочастотам» // Собрание законодательства РФ.
12.07.2004. №28. Ст. 2905.
11. Постановление Правительства РФ от
12.10.2004 г. №539 (ред. от 27.11.2014 г.) «О порядке регистрации
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» // Первоначальный текст
документа опубликован в Собрании законодательства РФ. 18.10.2004. №42. Ст.4137.
12. Постановление Правительства РФ от
16.03.2011 г. №171 (ред. от 13.11.2013 г.) «Об установлении размеров разовой
платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного
спектра и взимания такой платы» (вместе с «Правилами установления размеров
разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации
радиочастотного спектра и взимания такой платы») // Первоначальный текст
документа опубликован в Собрании законодательства РФ. 21.03.2011. №12. Ст.1648.
13. Постановление Правительства РФ от
21.12.2011 г. №1049-34 «Об утверждении Таблицы распределения полос радиочастот
между радиослужбами Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
постановлений Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства
РФ. 13.02.2012. №7. Ст.848.
14. Распоряжение Правительства РФ от
02.07.2004 г. №901-р (ред. от 11.05.2015 г.) «О составе Государственной
комиссии по радиочастотам» // Первоначальный текст документа опубликован в
Собрании законодательства РФ. 12.07.2004. №28. Ст.2922.
15. Решение ГКРЧ при Мининформсвязи
России от 31.01.2005 г. №05-04-01-001 (ред. от 10.02.2015 г.) «О выделении
полос радиочастот для ввозимых из-за границы на территорию Российской Федерации
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» // СвязьИнформ. №4, 2005
(начало), СвязьИнформ. №5, 2005 (продолжение), СвязьИнформ. №6, 2005
(продолжение), СвязьИнформ. №7, 2005 (окончание).
16. Решение ГКРЧ при Минкомсвязи России
от 08.09.2011 г. №11-12-02 (ред. от 03.09.2013 г.) «Об использовании
радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами стандарта LTE и
последующих его модификаций» // СПС КонсультантПлюс.
17. Решение ГКРЧ при Минкомсвязи России
от 20.12.2011 г. № 11-13-01 (ред. от 10.02.2015 г.) «Об утверждении Порядка
рассмотрения материалов и принятия решений о выделении полос радиочастот,
переоформления решений и внесения в них изменений» // СПС КонсультантПлюс.
18. Приказ Минтранса РФ от 21.12.2010 г.
№290 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на бортовые радиостанции,
используемые на гражданских воздушных судах» (Зарегистрировано в Минюсте РФ
31.01.2011 г. №19639) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. №8. 21.02.2011.
19. Приказ Минтранса России от 26.07.2012
г. №275 (ред. от 23.07.2014 г.) «Об утверждении Административного регламента
Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной
услуги по выдаче разрешений на бортовые радиостанции, используемые на
гражданских воздушных судах» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2012 г.
№25202) // Первоначальный текст документа опубликован в Бюллетене нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти. №9. 04.03.2013.
20. Приказ Минкомсвязи России от
16.09.2014 г. №292 «Об утверждении Административного регламента предоставления
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и
массовых коммуникаций государственной услуги по выдаче разрешений на судовые
радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах
смешанного (река-море) плавания» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2015
г. №35637) // Официальный интернет-портал правовой информации
#"all">
[1] Конвенция Международного союза электросвязи (Вместе с
«Определением некоторых терминов, используемых в настоящей конвенции и в
административных регламентах Международного союза электросвязи»), Женева,
22.12.1992 г. // Собрание законодательства РФ. 25 ноября 1996 г. №48. С. 5370.
[2] Правопреемство государств в отношении многосторонних
договоров. Исследования, подготовленные Секретариатом Комиссии Международного
права Генеральной Ассамблеи ООН, 1970. С.1-49.
[3] Международная конвенция электросвязи, Атлантик Сити,
1947 г. Заключительный протокол к Конвенции. Дополнительные протоколы к
Конвенции. Резолюции, рекомендации и пожелания. М., 1949. 91 c.
[4] Международная конвенция электросвязи, Буэнос-Айрес,
1952 г. Заключительный протокол к Конвенции. Дополнительные протоколы к
Конвенции. Резолюции, рекомендации и пожелания. М., 1954. 157 c.
[5] Международная конвенция электросвязи (Монтре, 1965
г.). Заключительный протокол к Конвенции. Дополнительные протоколы к Конвенции.
Резолюции, рекомендации и пожелания. М., 1969. 172 с.
[6] Международная конвенция электросвязи, Наироби, 1982.
URL: http://www.imodocs.com/txt/data_www/texts/M_K_EHLEKTROSVJAZI82.php3.
[7] Устав Международного союза электросвязи (принят в г.
Женеве 22.12.1992 г.) (с изм. от 06.11.1998 г.) // Собрание законодательства
РФ. 25.11.1996. №48. Ст. 5370.
[8] Регламент радиосвязи (Вместе с «Резолюцией №2
относительно справедливого использования на равных правах всеми странами
геостационарной орбиты и полос частот для служб космической радиосвязи»,
«Резолюцией №507 относительно заключения соглашений и составления
соответствующих планов для радиовещательной спутниковой службы») (Принят в г.
Женеве 06.12.1979 г.) / Борьба СССР за мирное использование космоса. Т. 2. М.,
1985. С. 176-184.
[9] Конвенция о Международной организации морской
спутниковой связи (ИНМАРСАТ) (Вместе с №Процедурой разрешения споров,
предусмотренных статьей 31 Конвенции и статьей XVI Эксплуатационного
соглашения№) (Заключена в г. Лондоне 03.09.1976 г.) // Сборник действующих
договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными
государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 305-324.
[10] Постановление Конституционного Суда Российской
Федерации от 6 апреля 2004 г. №7-П по делу о проверке конституционности
положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской
Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации «О деятельности
негосударственных организаций по лоцманской проводке судов» // Собрание
законодательства РФ. 12.04.2004. №15. Ст.1519; Постановление Конституционного
Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 г. №8-П по делу о проверке
конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете
на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства Российской
Федерации «О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации
судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда,
причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной
власти либо должностных лиц органов государственной власти» // Собрание
законодательства РФ. 25.07.2005. №30 (ч. II). Ст.3199 (Постановление).
[11] Цветков С.А., Черток Д.В., Якименко В.С., Яньшин С.Н.
Конверсия радиочастотного спектра в России: мифы и реалии // Электросвязь. №9.
2012. С.8.
[12] Коваль В.А., Тихвинский В.О. Комплексная
взаимоувязанная модель оценки эффективности конверсии радиочастотного спектра
// Электросвязь. №3. 2013. С.1.
[13] Веерпалу В.Э. Методы проведения перераспределения и
конверсии радиочастотного спектра // T-Comm Транспорт и коммуникации. №6. 2012. С.12.
[14] Федеральный закон от 21.07.2014 г. №228-ФЗ «О
внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О связи» // Собрание
законодательства РФ. 28.07.2014. №30 (Часть I), Ст. 4229.
[15] Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2012 г.
№АПЛ12-300 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от
19.03.2012 г. №АКПИ12-99, которым отказано в удовлетворении заявления о
признании недействующими пункта 3 Постановления Правительства РФ от 16.03.2011
г. №171 и пунктов 3 (абзацы первый, второй), 5, 6 Правил установления размеров
разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации
радиочастотного спектра и взимания такой платы, утв. Постановлением
Правительства РФ от 16.03.2011 г. №171» // Бюллетень Верховного Суда РФ. №11.
Ноябрь. 2012.
[16] Постановление Арбитражного суда Московского округа от
30.10.2014 г. №Ф05-10323/14 по делу №А40-188205/13-56-414 // СПС
КонсультантПлюс.
[17] Веерпалу В.Э. Указ. соч. С.12.
[18] Решение ГКРЧ при Минкомсвязи России от 08.09.2011 г.
№11-12-02 (ред. от 03.09.2013 г.) «Об использовании радиочастотного спектра
радиоэлектронными средствами стандарта LTE и последующих его модификаций» //
СПС КонсультантПлюс.
[19] Быховский М.А., Харитонов Н.И., Девяткин Е.Е. Цели и
задачи современного этапа конверсии радиочастотного спектра в Российской
Федерации // Электросвязь. 2006. №1. С.18.
[20] Постановление Правительства РФ от 02.07.2004 г. №336
(ред. от 16.12.2014 г.) «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по
радиочастотам» // Собрание законодательства РФ. 12.07.2004. №28. Ст. 2905.
[21] Распоряжение Правительства РФ от 02.07.2004 г. №901-р
(ред. от 11.05.2015 г.) «О составе Государственной комиссии по радиочастотам»
// Первоначальный текст документа опубликован в Собрании законодательства РФ.
12.07.2004. №28. Ст.2922.
[22] Постановление ФАС Московского округа от 28.02.2014 г.
№Ф05-1409/2014 по делу №А40-52084/13-134-497 // СПС КонсультантПЛюс.
[23] Постановление Семнадцатого арбитражного
апелляционного суда от 25.05.2010 г. №17АП-4636/2010-АК по делу №А50-1749/2010
// СПС КонсультантПлюс.
[24] Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного
суда от 25.05.2010 г. №17АП-4636/2010-АК по делу №А50-1749/2010 // СПС
КонсультантПлюс.
[25] Постановление Девятого арбитражного апелляционного
суда от 24.02.2015 г. №09АП-2312/2015 по делу №А40-157669/14 // СПС
КонсультантПлюс.
[26] Решение ГКРЧ при Мининформсвязи России от 31.01.2005
г. №05-04-01-001 (ред. от 10.02.2015 г.) «О выделении полос радиочастот для
ввозимых из-за границы на территорию Российской Федерации радиоэлектронных
средств и высокочастотных устройств» // СвязьИнформ. №4, 2005 (начало), СвязьИнформ.
№5, 2005 (продолжение), СвязьИнформ. №6, 2005 (продолжение), СвязьИнформ. №7,
2005 (окончание).
[27] Определение ВАС РФ от 05.04.2013 г. №ВАС-3252/13 по
делу №А40-11406/12-119-115 // СПС КонсультантПлюс.
[28]Постановление
Правительства РФ от 12.10.2004 г. №539 (ред. от 27.11.2014 г.) «О порядке
регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» //
Первоначальный текст документа опубликован в Собрании законодательства РФ.
18.10.2004. №42. Ст.4137.
[29] Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 г. №832
(ред. от 17.11.2004 г.) «Об утверждении особых условий приобретения
радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» // Первоначальный текст
документа опубликован в Собрании законодательства РФ. 29.07.1996. №31. Ст.3724.
[30] Приказ Минтранса РФ от 21.12.2010 г. №290 «Об
утверждении Порядка выдачи разрешений на бортовые радиостанции, используемые на
гражданских воздушных судах» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.01.2011 г.
№19639) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти. №8. 21.02.2011.
[31] Приказ Минтранса России от 26.07.2012 г. №275 (ред.
от 23.07.2014 г.) «Об утверждении Административного регламента Федерального
агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по выдаче
разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных
судах» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2012 г. №25202) //
Первоначальный текст документа опубликован в Бюллетене нормативных актов
федеральных органов исполнительной власти. №9. 04.03.2013.
[32] Приказ Минкомсвязи России от 16.09.2014 г. №292 «Об
утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
государственной услуги по выдаче разрешений на судовые радиостанции,
используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного
(река-море) плавания» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2015 г. №35637)
// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.01.2015.
[33] Постановление ФАС Центрального округа от 22.01.2014
г. по делу №А64-1333/2013 // СПС КонсультантПлюс.
[34] Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 г. №171
(ред. от 13.11.2013 г.) «Об установлении размеров разовой платы и ежегодной
платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и
взимания такой платы» (вместе с «Правилами установления размеров разовой платы
и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного
спектра и взимания такой платы») // Первоначальный текст документа опубликован
в Собрании законодательства РФ. 21.03.2011. №12. Ст.1648.
[36] Определение ВАС РФ от 29.07.2014 г. №ВАС-10213/14 по
делу №А40-167022/2013-98-1452 // СПС КонсультантПлюс.