Тема: Средства выражения антитезы в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Русский язык культура речи
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    82,33 Кб
Средства выражения антитезы в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева
Средства выражения антитезы в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка

 

 

 

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АНТИТЕЗЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА

 

 

 

 Курсовая работа

      Студентки 2_курса

Дмитриевой Светланы Михайловны

 

 

 

 

  Научный руководитель –

Александр Александрович Лебедев

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2016

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение. 3

Основная часть. 5

Теоретическая часть. 5

Глава 1. Творческий путь Ф. И. Тютчева. 5

§1. Биография Ф. И. Тютчева. 5

§2. Становление Тютчева как поэта. 5

§3. Периодизация творчества. 6

Глава 2. Проблема антитезы.. 7

§1. Антитеза как литературный прием.. 7

§2. Первые случаи использования антитезы.. 10

§3. Антитеза в творчестве писателей XIX века. 12

§4. Резюме. 14

Практическая часть. 16

Глава 3. Антитеза в творчестве Тютчева. 16

§1. Антитеза «день – ночь» в творчестве Тютчева. 16

§2. Антитеза, выражающая двойственность мировых явлений. 19

§3. Пространственные антитезы в творчестве Тютчева. 22

§4. Трехэлементная антитеза. 24

§ 5. Сравнение антитезы в творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. 26

Заключение………………………………………………….……………………………..30Список литературы.. 32

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Большое количество лингвистических исследований посвящено изучению изобразительных средств писателей. Антитеза как средство художественной выразительности, базирующееся на антонимии, также представляет интерес для лингвистов. Антитеза помогает поэту создать художественные образы, передать идейное содержание произведения.

В рамках данной работы мы будем исследовать средства выражения антитезы в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева. Тема представляется актуальной, ввиду недостаточной исследованности творчества Тютчева с точки зрения используемых им языковых средств.

Объектом исследования выступает поэтическое творчество Ф. И. Тютчева.

Предметом исследования – антитеза в поэтическом творчестве Тютчева.

Целью данной курсовой работы является анализ и обобщение случаев употребления антитезы в поэтическом творчестве Тютчева.

С учетом вышеназванной цели определяются следующие задачи:

·  определение особенностей антитезы как важного средства экспрессивного поэтического синтаксиса;

· проанализировать случаи использования антитезы в творчестве Тютчева;

· сравнить антитезу в творчестве Тютчева и в творчестве Фета;

· установить значение антитезы для поэтического творчества Тютчева.

В качестве источника языкового материала воспользуемся следующим изданием: Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А.А. Николаева. – Л.: Сов. писатель, 1987. – 448 с.

Курсовая работа состоит из двух частей – теоретической и практической. В первой части ознакомимся с литературным портретом Тютчева и обратимся к проблеме антитезы – введем необходимую дефиницию, рассмотрим характерные особенности, обратимся к истории этого языкового средства. Во второй части займемся непосредственным анализом антитезы в творчестве Ф. И. Тютчева. В завершении сопоставим антитезы из творчества Ф. И. Тютчева с антитезой в творчестве А. А. Фета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Ф. И. ТЮТЧЕВА

§1. Биография Ф. И. Тютчева

Тютчев Федор Иванович (1803—1873) происходил из старинного дворянского, но небогатого рода. Получил полноценное гуманитарное образование, в некоторой степени литературное – в начале домашнее (под руководством Раича), затем университетское (курс русской словесности Московского университета. В 1822 году, в возрасте 19 лет, был отправлен в дипломатическую миссию (в Германию, Италию). Тютчев провел 22 года за границей, лишь иногда посещая Россию. Продвижение по службе у Тютчева происходило медленно, так как он не был усердным чиновником. В 1839 году поэт был отстранен от дипломатической службы.

Будучи образованным, остроумным и умным человеком, Тютчев пользовался популярностью среди мюнхенской интеллигенции и аристократии. Он дружил с Шеллингом, Гейне (перевел его на русский язык). В 1844 году Тютчев вернулся в Россию, где восстановился в правах и званиях и до конца своих лет служил в цензурном ведомстве[1].

§2. Становление Тютчева как поэта

Литературное творчество Тютчева относительно небольшое. За период своего творчества им было написано около 300 стихотворений. Хотя Тютчев начал печататься рано, в возрасте 16 лет, печатался он редко и в основном в малоизвестных журналах и альманахах («Урания», «Северная лира», «Галатея», «Денница», «Телескоп» и др.). В период 1837—1847 гг. он практически ничего не писал.

В 1836 году А. С. Пушкину доставили из Германии стихи Тютчева, отнесся к ним с «изумлением и восторгом» и напечатал их в «Современнике». Так на Тютчева впервые обратили внимание. После этого становлению Тютчева как поэта помогли статья Некрасова, напечатанная в «Современнике», в 1850 году, а также первое собрание его стихотворений, в 1854 году Тургеневым. Тем не менее, следует сказать, что при жизни Тютчев не обрел широкую популярность. Она ограничивалась кругом литераторов и знатоков. Последний прижизненно изданный сборник был подготовлен зятем Тютчева – И. С. Аксаковым.

Только в конце XIX века тютчевская проза обрела заслуженную известность среди широких масс[2].

§3. Периодизация творчества

1-й начальный период (20 – ые годы XIX в.)

Первые стихотворения поэта весьма условны, умозрительны и во многом подражательны. Однако уже к 1820-ым гг. эти признаки начали исчезать. В этот период в его поэзии уже прослеживается глубокая философская мысль. Основные темы, к которым прибегает Тютчев – любовь, философия, природа, - слиты воедино. 

2-ой период (30-е - 40-е гг. XIX в.)

Тютчев остается поэтом – мысли. И. С. Аксаков сказал о Тютчеве, что для него «жить – значило мыслить». Стихотворения Тютчева наполнены не только художественной красотой, но умом мыслителя[3]. Поэт-мыслитель, поэт-философ и поэт-художник – таковы три ипостаси Тютчева-творца.

В этот период Тютчев по –прежнему пишет о любви и о природе, но в его поэзии проявляются тревожные мотивы. Это тревожное начало выражается в ряде стихотворений о странничестве (например, «Странник», «Пошли, Господь, свою отраду»).

3-й период (50-е - 60-е гг. XIX в.)

Тревожность Тютчева перерастает в мрачное и безысходное мировосприятие[4].

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА АНТИТЕЗЫ

§1. Антитеза как литературный прием

Проблема определения антитезы состоит в терминологических разногласиях. Очень часто антитезой называют те речевые конструкции, которые не отвечают основным признакам данного приема, заложенным в определении. В связи с чем представляется необходимым проанализировать определения антитезы из разных литературных словарей и энциклопедий для выявления наиболее точной дефиниции и обосновать признаки, по которым антитезу следует выделять из ряд других риторических приемов, основанных на антонимии.

В широком смысле антитеза понимается как «стилистическая фигура сближения двух противоположных образов, понятий, мыслей»[5], «постановка рядом противоположных по значению слов, антонимов»[6].

То вся она – печаль, то вся она – приманка,

То всё в ней – блеск и свет, то всё – позор и тьма…

(С.Я. Надсон «Жизнь»)

Данный подход приравнивает к антонимам все средства речевой выразительности, основанные на антонимии. Тем не менее, следует обратить внимание на то, что семантические отношения антонимов выходят за рамки отношений противопоставления. Антонимы могут выступать в отношениях:

· соединения (и сзади и спереди) - амфитеза;

· сопоставления (Горсть отвоёванной России / Он захотел на память взять, / и не сумели мы, живые, / Те пальцы мёртвые разжать. –Я.В. Смеляков «Пряха») - оксюморон;

· сравнения (Лучше поздно, чем никогда – пословица);

·  усиления одного за счёт отрицания противоположного (Не худой, толстый) - акротеза;

· превращения (Всё стало блеклым – даже самое яркое[7] [3, с. 121]. Та-

Следует четко обозначить границы такого речевого приема как антитеза.

Согласно другим источникам антитеза заключается в «резком противопоставлении понятий, мыслей, образов»[8].

И падают светлые мысли,

Сожжённые тёмным огнём. (А. Блок)

Противопоставление, согласно толковым словарям, значит «сравнить, указав на различие, противоположность признаков одного и другого»[9]. Из этого определения следует, что, во –первых, противопоставляемые компоненты должны быть сопоставимы по какому-либо смысловому компоненту. В пара «низкий - высокий» смысловой компонент – «рост» (ср. ночь свежа, а девушка нежна – общего смыслового компонента нет).

Во-вторых, противопоставляются только прямо противоположные признаки, исключается существование схожих признаков (например, черный – зеленый). Например, лучше горькая правда, чем сладкая ложь – пословица.

В-третьих, противопоставляться должны разные вещи, а не характеризовать одну и ту же сущность. Следовательно-Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и могучая, / Ты и бессильная, Матушка Русь! - не является антитезой.

Однако существуют и другие взгляды на противопоставление. Например, «Поэтический словарь» А. П. Квятковского[10] иллюстрирует антитезы строками из стихотворения Державина «Бог»: Я – царь, я –раб, я – червь, я – бог. Как видим, между словами царь – раб, червь – бог отношения противопоставления не наблюдаются. Все названные позиции соединены в одном объекте, но один человек не может быть одновременно царем, слугой, червем и богом. Это уже отношения не противопоставления, а противоречия, которые размывают понятие противопоставления.

Помимо семантики противопоставления встречаются и другие основания для формирования антитезы. Например, Л.А. Введенская выводит следующее основание: антитеза «основана на сравнении двух противоположных явлений»[11]: Не надо о плохом, подумай о хорошем.

Некоторые авторы рассматривают антитезу как фигуру, состоящую в «сопоставлении логически противоположных понятий или образов»[12]. Исходя из большого количества определений антитезы можно сделать вывод, что данное понятие является не до конца утвержденным в науке.

Антитеза может быть классифицирована следующим образом:

· Словесная антитеза – соединение в одном предложении или в одной поэтической фразе слов или словосочетаний с противоположным значением или противоположной эмоциональной окраской.

· Образная антитеза – противопоставление образов героев, характеров персонажей.

· Композиционная антитеза – более развернутая антитеза, по принципу которой могут быть построены целые литературные произведения: происходи противопоставление фрагментов, сюжетных линий и эпизодов в произведении, строф в лирическом стихотворении.

Еще одним видом антитезы в XIX веке может выступать сословная антитеза, то есть антитеза, затрагивающая взаимоотношения власти и народа, дворянства и крестьянства, их быта и устоев[13].

 

§2. Первые случаи использования антитезы

Антитеза как средство художественной выразительности возникло еще на начальных стадиях развития культуры. Восприятие мира характеризовалось принципом двойственности. вода — суша, свет — тьма, небо — земля, правый — левый, север — юг.

Интерес к антитезе во времена античности был вызван расцветом ораторского искусства. В те времена данный прием воздействия на слушателя был самым востребованным элементом большинства устных выступлений. Например, для Аристотеля антитеза — определенный «способ изложения» мысли, средство создания особого — «противоположного» — периода. Антитеза, наряду с другими средствами речевой выразительности, изучалась в специальном разделе риторики - элокуции, отвечающем за построение такой тактики речевого поведения, которая приводит к желаемому результату.

В устном народном творчестве антитеза использовалась с целью выражения многообразных оттенков противоположности, создания необходимо полноты и выразительности. зачастую поддерживалась метафорой, а также повторением слов, звуков и даже рифменным созвучием:

На языке мед, а под языком лед.

На голове густо, да в голове пусто.

Герои русских народных сказок часто противопоставлялись друг другу. Например, Алеша Попович – Тугарин змей (герой – противник), Иван-дурак и его братья (герой – мнимый герой).

Антитеза была одним из самых востребованных стилистических приемов у русских писателей. Например, А. С. Пушкин использовал данную речевую фигуру, чтобы противопоставить характеры героев. М. Ю. Лермонтов с помощью этого приема подчеркивал классовое расслоение русского общества в дореволюционной России ХIХ века.

 

§3. Антитеза в творчестве писателей XIX века

Прежде чем устанавливать место и значение этого принципа в поэзии Тютчева, скажем о его функции в поэзии XIX в.

Русская поэзия XIX века широко использовала принцип антитезы. Уже в XVIII в. это принцип занимает важную роль: его считают формой и символом поэтического обобщения, в особенности, среди философской лирики.

Романтизм пришел в русскую литературу в начале XIX века под влиянием европейского романтического движения. Вслед за этим движением литература обрела раскрепощение личности, свободу человеческого духа и творческой мысли. Мир, или универсум в сознании романтиков— это весь мир, весь мир, как совокупность явлений материального мира и человеческого сознания, противоречивый и бесконечно меняющийся. Он состоит из окружающей человека действительности и его сознания. Универсум включает в себя две сферы-антипода, две реальности бытия, противостоящие друг другу. В первой реальности существуют низменные чувства и повседневные материальные интересы. В этом мире, в своем большинстве, живут обыватели. В другой реальности людей не так много. Это личности одухотворенные, талантливые, возвышенные, иначе говоря, «романтические энтузиасты» или «аристократы духа». Два романтических мира не соприкасаются между собой – художник не сможет найти себя в мире обывателей и будет страдать, и испытывать одиночество. Обитатели двух взаимоотчужденных миров существуют как бы в разных «измерениях»; художник в мире обывателей обречен на страдания и одиночество, так как его внутренний мир непостижим для тривиального сознания. Эта концепция двух реальностей, или «двоемирие»[14]. Таким образом мы видим, что антитеза «мечта -действительности» прочно входит в литературу начала XIX века и закрепляется в ней на долгое время.

Что же может дать антитеза писателю? Поле, образуемое антитетическими парами достаточно широки и дает простор для размышлений. Например, характерные для поэзии XIX века антитезы земля – небо, счастье – одиночество, свобода – неволя, личность – толпа, надежда – безысходность. В рамках этих границ поэт показывает свое ощущение бытия. Частая сменяемость антитез показывает эволюцию сознания самого поэта, его внутренний духовный рост, отрицание старого и введение нового понимания, некая подвижность художественного сознания. Таким образом, это антитетическое поле выступает как некий символ духовной борьбы и постоянного движения, «знак живого присутствия его личности и духа, синоним сложности самого бытия»[15].

Если проанализировать лермонтовскую антитезу, то можно заметить, что его антитеза счастье — страдание проходит определенную эволюция. Так, в самом начале его творчества счастье противопоставлялось страданию в качестве ценности — неценности, как хорошее – плохому, как наполненность личности – пустоте. Например, в стихотворении «Исповедь»:

Что время лечит от страданья,

Что мир для счастья сотворен,

Что добродетель не названье

И жизнь поболее, чем сон!

Далее, значение полюсы меняются, и уже счастье выступает как отрицательный член антитезы, а страдание стало положительным вектором как выражение полноты существования. С этим смыслом мы встречаемся в стихотворении «Я жить хочу»:

Я жить хочу! хочу печали

Любви и счастию назло;

Таким антитетические противоречия, незакрепленность смысла в антитетических парах вовсе не говорят о незрелости поэта. Это как раз есть свидетельство эволюции его духовного состояния, мироощущения, той самой внутренней борьбы, характерная для разных периодов творчества Лермонтова.

Такая ценностная стабильность образующих антитезу членов свидетельствует об адекватности антитетического мышления художественному поэтическому сознанию XIX в.

§4. Резюме.

За базовое определение возьмем определение Петровского из «Литературной энциклопедии».

Антитеза (от. греч. противоположение) — фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов.

Антитеза можно классифицировать по следующим способам применения:

1.   Антитеза, сопоставляющая образы или понятия, контрастирующие между собой. Напр., в «Евгении Онегине»:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

2.   Антитеза, выражающая характеристику чего-то единого. Например, уже вышеназванные строки из Державина «Я царь — я раб, я червь — я бог», т. е. обозначение человека, как весьма противоречивого существа. У Пушкина Россия выражается антитезами географических ее пределов: «От Перми до Тавриды, от финских хладных скал до пламенной Колхиды, от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая».

3.   Антитеза, применяемая для оттенения центрального образа. Например, у А. С. Пушкина:

«А ночью слышать буду я

Не голос яркий соловья,

Не шум глухой лесов,

А крик товарищей моих,

Да брань смотрителей ночных,

Да визг, да звон оков».

У Спенсера антитеза о черном пятне на белом как раз построена на данном основании. Белое не входит в состав черного, но оттеняет его, усиливает контраст.

4.   Антитеза, выражающая альтернативу: или – или. Так, у Пушкина слова Лепорелло Дон-Жуану: «Вам все равно с чего бы ни начать, с бровей ли, с ног ли». [16]

Антитеза может быть словесной, т.е. выражаемой в поэтической фразе или предложении, построенном на контрасте; образной, т.е. противопоставляющей образы и характеры героев (например, Ольга и Татьяна Ларины); композиционной – антитеза, противопоставляющая целые фрагменты произведений: смысловые линии в прозе или строфы в поэзии. Также встречается особый вид антитезы – сословная антитеза, связанная с противоречиями внутри сословной структуры общества в XIX веке.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 3. АНТИТЕЗА В ТВОРЧЕСТВЕ ТЮТЧЕВА

В творчестве Тютчева встречается большое количество повторяющихся антитез, таких как космос – хаос, день – ночь, свет – тьма, горнее – дольнее. Интересен тот факт, что при анализе его поэтического творчества наблюдается отсутствие стабильных заключенных значений внутри антитетических пар. Встречаются случаи, когда одинаковые члены, образующие антитезу, имеют прямо противоположное значение.

§1. Антитеза «день – ночь» в творчестве Тютчева

Рассмотрим антитезу «день –ночь», построенную на контрастных понятиях, в творчестве Тютчева.

День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень,

На небе гаснут облака…[17]

В данном стихотворении день и ночь употреблены в своем прямом значении – как времена суток: день вечереет, ночь близка. Ключевые слова, свидетельствующие о процессе перехода дня в ночь, наступления сумерек, имеют значения угасания, растворения: ложится тени, гаснут облака.

В следующих строках мы сталкиваемся с тем же значением антитезы:

Сентябрь холодный бушевал,

С деревьев ржавый лист валился,

День потухающий дымился,

Сходила ночь, туман вставал[18].

В стихотворении «Как ни дышит полдень знойный…» антитеза «день-ночь» выражает соединение, постоянство (и днем и ночью).

Как ни дышит полдень знойный

Здесь фонтан неутомимый

День и ночь поет в углу

И кропит росой незримой

Очарованную мглу[19].

Перейдем к рассмотрению более глубоких значений антитезы «день-ночь».

В. Брюсов отмечал, что для творчества Тютчева характерно видение двух миров – дневного и ночного[20]. Противопоставленность двух миров выражена в стихотворении Тютчева «День и ночь»:

На мир таинственный духов,

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

День — сей блистательный покров

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна![21]

Данное стихотворение полностью построено на композиционной антитезе. Тютчев вводит день в ранг живого существа (друг человеков и богов»). С самого начала день - это лишь покров ночи. И хотя семантика слова «день» должна быть связана со светом, на самом деле день искусственен и сделан. Он является лишь обманом, дарующим облегчение «человекам». День является прикрытием мира таинственных духов, безымянной бездны.

«Но меркнет день – настала ночь» - эта строчка разрывает стихотворение на две части, становится рубежом противостояния всего текста. Здесь ночь выступает как некая истина, которая обнажает роковой мир, бездну. Бездна наделена «страхами и мглами» каждого человека:

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

Вот отчего нам ночь страшна![22]

День выступал посредником между человеческими внутренними страхами и самим человеком. Следует заметить, день противопоставляется ночи как внутренняя сущностная сила, а не во времени. День исчезает с наступлением ночи, а ночь исчезает с наступлением дня.

Проанализировав антитезу «день-ночь» можно увидеть еще одну антитезу «бездна – человек». Эти сущности могут сосуществовать, но бездна прикрыта днем, а ночь ее обнажает. В результате между «днем» и «ночью» возможны довольно мирные отношения.[23]

В позднем стихотворении Тютчева наблюдаются эти отношения:

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной[24].

В целом, можно говорить о том, что «бездна» вмещает в себя «день» и «ночь».

 

§2. Антитеза, выражающая двойственность мировых явлений

Среди ранних стихотворений Тютчева встречается философское стихотворение «Всесилен я и вместе слаб…», которое построено по принципу антитезы. Антитеза, построенная на принципе контрастирующих понятий, здесь употреблена с целью показать двойственность человеческого бытия.

Всесилен я и вместе слаб,

Властитель я и вместе раб,

Добро иль зло творю — о том не рассуждаю,

Я много отдаю, но мало получаю,

И в имя же свое собой повелеваю,

И если бить хочу кого,

То бью себя я самого[25].

Данное стихотворение явно отсылает читателя к оде Державина «Бог», которая также раскрывает двойственность человеческой природы. У Гавриила Романовича встречается похожая мысль: «Я царь — я раб — я червь — я бог!». По Тютчеву, человек является одновременно всесильным и слабым, властителем, и рабом. Человеческая природа не дает отчета о сотворенных поступках, не различая добро и зло. Далее мы находим еще один парадокс: лирический герой много отдает, но мало получает. Тютчев в своем творчестве не раз пытался найти ответы на вечные вопросы человеческого самопознания. Антитеза позволяет полностью понять противоречивость человеческой природы.[26]

В стихотворении «Одиночество» безысходность состояния лирического героя достигается именно за счет антитезы. В данном случаи слова, составляющие антитетическую пару «день – тени» выступают в качестве контекстных антонимов, соответственно и сама антитеза является контекстной. Пара «мрак-свет» в данном случаи выступают в качестве отражения внутреннего состояния человека, а их соединение в антитезе позволяет понять все безысходность лирического героя. Судьба лирического героя «не знает изменений» независимо от окружающего мира.

Встает ли день, нощные ль сходят тени

И мрак и свет противны мне...

Моя судьба не знает изменений –

И горесть вечная в душевной глубине![27]

Все стихотворение Тютчева «Близнецы» выступает в качестве развернутой антитезы. Он строит его на двух антитезах: «смерть – сон», «самоубийство и любовь». Несмотря на то что эти понятия выступают в качестве контекстуальной антитезы, Тютчев называет их близнецами. Они не двойники, хотя и как брат с сестрой (антонимия) похожи, они разного рода (смерть – женского, сон – мужского), в чем-то они совпадают, а в чем-то и враждуют друг с другом. Им присущи одинаковые черты (кротость и угрюмость), но в разной степени.[28]

Есть близнецы – для земнородных

Два божества – то Смерть и Сон,

Как брат с сестрою дивно сходных –

Она угрюмей, кротче он...

Но есть других два близнеца –

И в мире нет четы прекрасней,

И обаянья нет ужасней,

Ей предающего сердца...

Союз их кровный, не случайный,

И только в роковые дни

Своей неразрешимой тайной

Обворожают нас они.

И кто в избытке ощущений,

Когда кипит и стынет кровь,

Не ведал ваших искушений –

Самоубийство и Любовь![29]

Во второй части стихотворения появляется новая пара, «прекрасная чета» - Самоубийство и Любовь. Вторая строфа, контрастная по отношению к первой, утверждает красоту обаяние другой антитетической пары. Кровность союза Самоубийства и Любви сближает эту пару со Смертью и Сном.

Самоубийство и Любовь являются губительной для человека. Эта пара захватывает разум и чувства человека без остатка. Тютчев с помощью антитезы соединяет несоединяемое. При внешних различиях Самоубийство и Любовь имеют внутреннее сходство. Для Тютчева Любовь - это адская бездна, и за смертный грех самоубийства человек тоже направляется в ад.

Ключом к пониманию религиозно-философских мотивов в творчестве Тютчева служит стихотворение «Два голоса», полностью построенное на смысловой композиционной антитезе.

1

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,

Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Над вами светила молчат в вышине,

Под вами могилы – молчат и оне.

Пусть в горнем Олимпе блаженствуют боги:

Бессмертье их чуждо труда и тревоги;

Тревога и труд лишь для смертных сердец...

Для них нет победы, для них есть конец.

2

Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,

Как бой ни жесток, ни упорна борьба!

Над вами безмолвные звездные круги,

Под вами немые, глухие гроба.

Пускай Олимпийцы завистливым оком

Глядят на борьбу непреклонных сердец.

Кто, ратуя, пал, побежденный лишь Роком,

Тот вырвал из рук их победный венец[30].

 

Данное стихотворение написано о понимании человеком Бога, о выборе пути к Нему. Оно выстроено таким образом, что текст делится на два сегмента. Первый сегмент — это голос языческого понимания Бога, когда Бог воспринимается как безразличное существо, которому нет дела до человека. Второй сегмент – это второй голос, который уже говорит о христианском понимании Бога. Эти два сегмента соотносят между собой на основе нумерации, синтаксического и смыслового параллелизма. Многие элементы из первого сегмента вступают в отношения антитезы с элементами второго сегмента[31].

Тютчев создает антитезы, которые в данном стихотворении воспринимаются как антонимы, но если убрать контекст, то они перестанут являться таковыми: «бой неравен» – «бой жесток», «борьба безнадежна» – «борьба упорна» и даже «други» – «храбрые други». «В первом случае семантический признак тяжести боя только для «друзей» сменяется утверждением обоюдности, во втором – обреченность заменяется тяжестью, а характеристика друзей как храбрых делает результат (смерть или победа) амбивалентным, отрицая значимость самого этого противопоставления»[32].

«Светила» из первой части сменяются «звездными кругами» во второй части, что позволяет Тютчеву расширить вселенную, а смена «молчащих могил» на «немые, глухие гроба» усиливает ощущение одиночества. Антитеза «звездные круги – гроба» не только противопоставляет пространственные верх и низ, но и выражает космоса и истории (прошлых поколений). В последней строфе первый голос утверждает антитезу «победа или смерть», приходя к выводу о возможности лишь второго исхода. Но второй голос говорит о «победе и смерти». «Кто, ратуя, пал <...> тот вырвал из рук их победный венец».

§3. Пространственные антитезы в творчестве Тютчева

Тютчева можно назвать поэтом пространства. Ю.М. Лотман в своей статье «Поэтический мир Тютчева» говорит о том, что «в целом для Тютчева характерно расширяющееся, а не сужающееся пространство[33]. Он располагает пространство скорее по вертикали нежели по горизонтали. И хотя Тютчев наблюдает красоту мира земного, величие природы, его душа постоянно ищет возвышенное, космос, небеса. «Движение человеческого взора по вертикали – к вершинам гор, облакам, зорям, звёздам, –символизирует у него движение человеческого сердца ввысь, к романтическим высотам идеала»[34].

Пространственный тип антитетической композиции, часто применяемый Тютчевым, предполагал разделение реального мира и идеального, мира, который «здесь» и мира, который «там».  Земное поэт связывает с «пошлым и ложным», а небесное – с возвышенным. Поэтический мир Тютчева строится в соответствии с вертикальной ориентацией. В тютчевской поэзии направленность взгляда, как правило, движется снизу-вверх. Лотман выделяет три ступени подъема: низ-среднее звено-верх. Для каждой ступени характерны свои антитезы.

Рассмотрим эти три ступени подъема на примере стихотворения Тютчева «Над виноградными холмами».

Над виноградными холмами

Внизу зелеными волнами

Шумит померкшая река.

Взор постепенно из долины,

Подъемлясь, всходит к высотам

И видит на краю вершины

Круглообразный светлый храм.

Там, в горнем, неземном жилище,

Где смертной жизни места нет,

И легче, и пустынно чище

Струя воздушная течет,

Туда взлетая, звук немеет...

Лишь жизнь природы там слышна,

И нечто праздничное веет,

Как дней воскресных тишина[35].

Действительно, хронотопом стихотворения создается восприятие мира в стихотворении по степени постепенной градации. Первые четыре строки уже представляют двоемирие: «Над виноградными холмами плывут златые облака», «Внизу зелеными волнами шумит померкшая река». Противопоставление достигается также за счет глаголов: облака плывут, а река шумит.

Итак, на нижнем уровне встречаются следующие слова: «внизу», «зелеными волнами шумит померкшая река», «из долины».

Среднее звено представлено фразой «над виноградными холмами».

А верх уже рисуется перед читателем в виде «златых облаков», «в горнем, неземном жилище», «к высотам», «на краю вершины храм».

Стихотворение является продолжением темы Тютчева о противопоставлении земного и небесного, суеты, обыденности и гармонии, возвышенности и одухотворенности. Согласно композиционной антитезе стихотворение можно разделить на две части. В первой обозначается нахождение лирического героя, упоминаются элементы земного мироздания - «виноградные холмы», «померкшая река». Эпитет «померкшая» говорит об обыденности, простоте этого мира, а река «шумит зелеными волнами» одновременно означает два смысла. С одной стороны, зеленый цвет – это символ природы, гармонии, а с другой – он также символизирует материальность, безнадежность, замкнутость. Соответственно, не может быть гармонии там, где шумит зеленая река.

 Другой мир, небесный, представлен совсем другими цветами. В нем присутствуют эпитеты «златые облака», «светлый храм». Они рисуют возвышенную гармонию, где есть Бог, который таковым и является.

Во втором эпизоде Тютчев знакомит нас с гармоничным миром. Гармония живет в горнем и неземном, она свободна и чиста. Это самая настоящая свобода, свобода души. Гармонии присущи тишина и чистота: «и легче и пустынно чище струя воздушная течет»; «Туда, взлетая, звук немеет, лишь жизнь природы там слышна».

§4. Трехэлементная антитеза

Юрий Тынянов, советский литературовед, отмечал такую особенность тютчевской поэзии, как ее фрагментарность[36], построенную на принципе антитезы.  Для тютчевского фрагмента характерен «динамический процесс движения от начала к концу произведения»[37]. Фрагмент у поэта закончен. Обширное поле изображаемого предмета здесь сужается до минимума, за счет чего слова приобретают значимость в этом небольшом фрагменте. Каждый образ усиливается тем, что сперва дан противоположный, из-за чего он выступает вторым членом антитезы.

Некоторые стихотворения-фрагменты у Тютчева, построенные таким образом, включают в себя не два, а три элемента. Учителю Тютчева, С.Е. Раичу, была известна такая антитеза. Одно з его стихотворений построено именно на основе динамического процесса. Это элегическая "Песня соловья" (1827), содержащая строки: "Сладко чувства нежить утром /... / Минет утро, день настанет / ... / День умрет, другой родится". Как видим, Раич использует сложную лексическую фигуру с тремя противопоставленными элементами, два из которых сами являются симметричными антитезами.

Раич сосредотачивал внимание своего ученика на приемах противопоставления. Он сыграл большую роль в становлении Тютчева как поэта. Тютчев отдавал должное поэтическому дару своего учителя. Перед разлукой с ним в 1822 году из-за своего отъезда в Мюнхен, Тютчев написал ему посвящение «На камень жизни роковой...», содержащее слова: «его годы созрели под крылом Музы».

Трёхэлементная антитеза выражается тем, что на протяжении одного цикла динамического образ сферы предмета на протяжении одного цикла динамического процесса (терминология Тынянова) трижды получает новое содержание.

Например, в оде Тютчева "На Новый 1816 Год" встречается следующая антитеза:

О Время! Вечности подвижное зерцало! <...>

Века рождаются и исчезают снова,

Одно столетие стирается другим.

В данном случае предметов выступает века (столетия), образ которых трижды меняется: рождаются - исчезают - одно столетие стирается другим (т.е. века вновь рождаются). Можно заметить, что второй элемент противопоставлен первому и третьему. «Одно столетие стирается другим» - в данном случае процесс не прекращается, наоборот, наступает преемственность. «Века рождаются», следовательно, начинается воспроизведение нового цикла.

В заключение приведем стихотворение Тютчева, состоящее из множества антитез.

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры... но о ней не просит.

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! — Я верю, боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..[38]

Доминирующей антитезой является пара «безверие – вера». Поэта беспокоит именно такое положение дел. Уже не раз отмечалось, что Тютчева волновала тема бытия, мироустройства, самопознания.

Вот какие антитезы употребляет Тютчев:

·   Не плоть, а дух растлился в наши дни…

·   Он к свету рвется из ночной тени...

·   И жаждет веры... но о ней не просит...

·   Я верю, боже мой! Приди на помощь моему неверью!

В данном стихотворении автор обращается к христианским мотивам. Тютчев сталкивает понятия, вечно находящиеся в борьбе: «плоть – дух», «свет – тень», «жажда веры» - «нежелание просить», «вера – неверие». Подобные противопоставления встречаются в большом числе в Библии.

§ 5. Сравнение антитезы в творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

Проанализировав творчество Тютчева, можно выделить некоторые смысловые доминанты. Наиболее характерными для его творчества антитетическими парами являются: день – ночь, свет – тьма, смерть – сон. Это те пары, которые способствуют раскрытию философского замысла Тютчева.

В творчестве Фета встречаются подобные смысловые пары: день – ночь, луна – солнце, смерть – жизнь. Как и Тютчев Фет употреблял многие антитезы с целью показать, что внешний мир пуст и скучен, а внутренний мир полон радости и мечтаний. Различием здесь может послужить только то, что Фет более оптимистично говорил о мире, находя в нем все-таки некоторые радости, тогда как во многих стихотворениях Тютчева все безысходно: и день не есть истина, а ночь просто угрюма и печальна.

«Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный

К тебе просился беззакатный день»[39]

Фет также употребляет антитезу «небо — земля». Мы не встречаем этих слов открыто, но подразумевается, какие понятия противопоставляются.

«Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел...»[40]

Антитеза «страдание – радость» также присутствует в творчестве Фета, и выражена напрямую этими словами, в то время как Тютчев говорит о страдании и радости через антитезу «день-ночь».

У Тютчева мы видим следующую антитезу:

Встает ли день, нощные ль сходят тени –

И мрак и свет противны мне...

Моя судьба не знает изменений –

И горесть вечная в душевной глубине![41]

 Фет употребляет другую антитетическую пару:

«чем радостной обязан я судьбе — Страдать! — Страдают все...»[42]

Вообще, можно говорить о том, что у Фета встречается большее разнообразие антитез. Например, такая антитеза как «он – она», противопоставление мужского и женского, некий диссонанс.

«Она ему — образ мгновенный,

Чарующий ликом своим,

Он — помысел ее сокровенный…»[43]

В творчестве обоих писателей встречается антитеза «звук — тишина»:

«Тоскливый сон прервать единым звуком»

Тютчев употребляет антитезу «звук-тишина» немного иначе:

«Туда взлетая, звук немеет...

Лишь жизнь природы там слышна,

И нечто праздничное веет,

Как дней воскресных тишина»[44].

Фета можно назвать тончайшим певцом природы, который остро ощущал тайны «живой жизни».  Тютчев также пытался разобрать в себе и в окружающем мироустройстве.

Путешествие Фета по Германии, Франции и Италии повлекло за собой появление новой антитезы в его стихотворениях: «родная природа» - «чужие небеса».

«Италия, ты сердцу солгала!

Как долго я в душе тебя лелеял, —

Но не такой мечта тебя нашла,

И не родным мне воздух твой повеял.

В твоих степях любимый образ мой

Не мог, опять воскреснувши, не вырость;

Сын севера, люблю я шум лесной

И зелени растительную сырость».[45]

В «Ответе Тургеневу» Фет использует большое количество противопоставлений, показывая, как сильно он любит родные края:

«Что ж! пусть весна у нас позднее и короче,

Но вот дождались наконец:

Синей, мечтательней божественные очи,

И раздражительней немеркнущие ночи,

И зеленей ее венец.

«Вечерней ли зари последнее прощанье

Иль утра пламенного луч?»[46]

Творчество Фета более направлено на красоту мира и окружающей его природы, на понимание любви, тогда как Тютчев скорее анализирует себя самого и окружающее мироздание при помощи антитез.

Фет передает свою готовность восхищаться душевной красотой, которая в его творчестве, в отличии от творчества Тютчева, представляется не умершей, а спящей, через глагольные противопоставления: в сон погружена — проснется и затрепещет:

Спасибо жизни!

Пусть по воле рока Истерзана, обижена глубоко,

Душа порою в сон погружена, —

Но лишь краса душевная коснется

Усталых глаз — бессмертная проснется

И звучно затрепещет, как струна[47].

У обоих поэтом встречается пространственный тип антитезы, о котором мы уже говорили, анализируя стихотворение «Над виноградными холмами». У Фета же такой тип композиции встречается скорее в описательных стихах, например, в стихотворении «На Днепре в половодье».

Если Тютчев поэт-философ, то Фет – это поэт-импрессионист. Для него было важно не сколько проанализировать глубинный смысл какого-либо явления, сколько передать впечатления от него. Фета раскрывает состояние человек в момент встречи с природой. Его лирический герой наслаждается красотой природы любит и любим, необычайно счастлив[48].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Антитеза – весьма неоднозначная стилистическая фигура, имеющая множество подходов к ее определению. В данной работе мы руководствовались следующим определением:

Антитеза (от. греч. противоположение) — фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов.

Романтизм вошел в русскую литературу в начале XIX века и привнес в нее явление антитезы. Выявление характерных для романтизма черт -  распад мира на две реальности - антипода: бездуховное физическое существование (обывательская реальность) и мир высокой духовности («романтические энтузиасты, аристократы духа»)- позволило лучше понять смысл использования антитезы в творчестве Тютчева.

В результате проведенного исследования можно сделать выводы о том, что антитеза являлась важным художественным средством в творчестве Тютчева. Она организует повествование, обеспечивает последовательность определенных смысловых планов: сон — явь, день — ночь, зима — лето, внешнее — внутреннее, земное — небесное и т.д. Антитеза выступает в качестве симметричной фигуры и обычно значимость сопоставления мира человека и мира природы, земного и небесного.

Тютчев предстает перед нами как поэт-философ. Его антитезы чаще всего выражают противопоставление не реальных предметов, которые наделены конкретным смыслом, а включают в свое содержание более глубокий смысл. Антитезы в творчестве Тютчева обычно являются не однозначными и требуют вдумчивого прочтения и осмысления.

Ф.И. Тютчев чувствовал себя частью мира, мира природного и мира духовного. Для него все чувства и настроения человека являются проявлениями космического бытия. Стихотворения Тютчева наполнены контрастностью, двойственностью, внутренней борьбой.

Тютчев в своей лирике стремился за пределы земного мира. В явлениях природы, в отличии, например, от Фета, Тютчев искал сокровенный смысл, а не описывал их просто ради красоты, ради пейзажной лирики как таковой.

Тютчев понимал, что, живя в мире людей, необходимо постоянно стремиться вверх, к небесам, к нравственной чистоте. Антитезы в его творчестве именно из-за этого часто выстроены по вертикали, а не по горизонтали. Причем он выстраивал не антитезы «земная поверхность – небо», а именно противостояние земной жизни небесной. Поэт радовался вертикальным стремлениям, а все земное, плоское вызывало эстетически негативное отношение.

Тютчев понимает, что вся земная грязь существует не из-за каких-то явлений природы, а именно из-за человеческой природы, порождений человеческих отношений, греховной плоти. Решение противоречий, конфликта земного и небесного Тютчев искал в стремлении к последнему.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антитеза// Иванюк Б.П. Поэтическая речь: словарь терминов М.: Флинта: Наука, -2007. – С.35.

2. Берковский Н.Я. Ф.И. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе. – Л., 1985. – С. 155–199

3. Берковский Н.Я. Ф.И. Тютчев // Берковский Н.Я. О русской литературе. – Л., 1985. – С. 155–199

4. Брюсов В.Я. Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества // Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. – Т. 6. – М.: Худож. лит. 1975. – С. 193.

5. Введенская Л.А. Учебный словарь антонимов русского языка. М.: МарТ, Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 320 с.

6. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. – М.: Высшая школа, 1981 – С. 42–64.

7. История западноевропейской литературы. ХІХ век: Англия: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш.учеб. заведений/Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А.А. Аствацатуров и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко, И. И. Буровой. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Ака Щемелева Л. М. Значение антитезы в поэзии Тютчева // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. — М.: Наука, 1977. — Т. 36. № 2. — С. 112—122.демия», 2004. — С. 3 – 7.

8. Казин А.Л. Федор Тютчев – поэт империи // Казин А.Л. Россия и мировая культура. – СПб, 2004.

9. Касаткина, В.Н. Поэзия Тютчева / В. Н. Касаткина. – М.: Просвещение, 1978. – 174 с. К тексту

10. Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. М.: Сов. Энцикл., 1966. 376 с.

11. Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов//И.А. Книгин. Саратов: Лицей, 2006. 272 с.

12. Ковтунова И.И. Федор Тютчев // Ковтунова И.И. Очерки по языку русских поэтов. – М.: Азбуковник, 2003. – С. 61–75.

13. Крылова Мария Николаевна Использование в речи лексических антонимов: удачи и неудачи // ПНиО . 2014. №5 (11). URL: #"Советская Украина"— Флиаки. — С. 709—713.

25. Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. 2-е изд. М.: Большая российская энциклопедия, 1997. 703 с.

26. Сафонова Т. В. Тоскливый сон прервать единым звуком [Текст]: антитеза в лирике А. А. Фета / Сафонова Т. В. // Русская речь. - 2007. -N 5. - С. 13-15.

27. Тынянов, Ю. Вопрос о Тютчеве., М., История литературы. 1977. С.44.

28. Тютчев Ф. И. Наш век// URL: #"all">


[1] Михайловский Б. Тютчев // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1929—1939. Т. 11. — М.: Худож. лит., 1939. — С. 469—474.

[2] Пигарев К. В. Тютчев Ф. И. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1972. — Т. 6: "Советская Украина"— Флиаки. — С. 709—713.

[3] Брюсов В.Я. Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества // Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. – Т. 6. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 193.

[4] Лотман Ю. М. Спецкурс «Русская философская лирика. Творчество Тютчева» // Тютчевский сборник. II. Тарту, 1999. С. 272–317.

[5] Антитеза// Иванюк Б.П. Поэтическая речь: словарь терминов М.: Флинта: Наука, -2007. – С.35.

[6] Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Ин-т науч. информ. по обществ. наукам РАН. М.: Интелвак, - 2001. – С. 38.

[7] Новиков Л.А. Антонимия в русском языке (семантический анализ противоположности в лексике). М.: Изд-во Моск. ун-та, - 1973. – С. 121.

Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2007. 840 с.

[9] Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. ? 4-е изд., доп. ? Москва : Азбуковник, 2000. – 940 с.

[10] Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. М.: Сов. Энцикл., 1966. 376 с.

[11] Введенская Л.А. Учебный словарь антонимов русского языка. М.: МарТ, Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 320 с.

[12] Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов: В 2 т. / Под ред. Н.Л. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В.Л. Львова-Рогачевского, М.Н. Розанова и В.Е. Чешихина-Ветринского, М. – Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925.

[13] Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов//И.А. Книгин. Саратов: Лицей, 2006. 272 с.

[14] История западноевропейской литературы. ХІХ век: Англия: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш.учеб. заведений/Л. В. Сидорченко, И. И. Бурова, А.А. Аствацатуров и др.; Под ред. Л. В. Сидорченко, И. И. Буровой. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. — С. 3 – 7.

[15] Щемелева Л. М. Значение антитезы в поэзии Тютчева // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. — М.: Наука, 1977. — Т. 36. № 2. — С. 112—122.

[16] Петровский М. Антитеза // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.

[17] Ф. И. Тютчев. День вечереет, ночь близка...//URL: #"#">#"#">http://scanpoetry.ru/poetry/5539 (дата обращения 25.04. 2016)

[41] Ф. И. Тютчев. Одиночество//URL: #"https://ru.wikisource.org/wiki/Ответ_Тургеневу_(Фет)">https://ru.wikisource.org/wiki/Ответ_Тургеневу_(Фет) (дата обращения 25.04.2016)

[47] Фет А. А. Сонет// URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Сонет_(Угрюм_и_празден_часто_я_брожу_—_Фет) (дата обращения 25.04.2016)

[48]  Сафонова Т. В. Тоскливый сон прервать единым звуком [Текст] : антитеза в лирике А. А. Фета / Сафонова Т. В. // Русская речь. - 2007. -N 5. - С. 13-15.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!