Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Содержание

 

Введение  3

1 Права и обязанности при прохождении государственной службы 5

1.2 Права государственных служащих  5

1.2 Обязанности государственных служащих  12

2 Характеристика ключевых аспектов прохождения государственной службы 20

2.1 Продвижение по службе. Карьерный рост  20

2.2 Аттестация государственных служащих  25

Заключение  30

Список использованных источников и литературы 32

 


Введение

 

Государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и полномочий, отнесенных к ведению субъектов Федерации. Лица, к ведению которых отнесена указанная государственно-служебная деятельность, являются должностными лицами.

Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения.

Прохождение государственной службы - это процесс практического служения государству лица, назначенного на государственную должность государственной службы, выполнения соответствующего вида управленческой или иной государственно-служебной деятельности.

При прохождении государственной службы на гражданина распространяются нормы трудового права с особенностями, установленными Федеральным законом о госслужбе. Так, закон устанавливает в качестве обязательного требования прохождение госслужащим аттестации не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Прохождение государственной службы государственным служащим охватывает время, период, начинающийся по оформлении поступления на государственную службу, продолжающийся всё время исполнения полномочий по должности и заканчивается прекращением служебных отношений, т.е. оставлением должности.

Прохождение государственной службы государственным служащим заполняется определёнными юридически значимыми действиями.

К этим юридически значимым действиям относятся: исполнение служащим должностных полномочий;  продвижение по службе, порядок присвоения чинов, рангов; порядок прохождения аттестации; порядок оставления государственной службы.

Тема данного курсового исследования является актуальной, т.к. эффективность государственной службы и успех профессиональной деятельности государственных служащих во многом зависят от глубины теоретического осмысления закономерностей в рассматриваемой сфере, закрепления адекватного возложенным на государственного служащего задачам их правового положения.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе прохождения государственной службы в Российской Федерации.

Предмет исследования – нормы, регулирующие прохождение государственной службы в Российской Федерации.

Цель курсового исследования – анализ основ прохождения государственной службы в Российской Федерации.

Задачи курсового исследования:

охарактеризовать права государственных служащих;

проанализировать обязанности государственных служащих;

дать характеристику продвижения по службе и карьерного роста государственных служащих;

проанализировать основы проведения аттестации на государственной службе.

Методы исследования: анализ, синтез, логический, диалектический и комплексный подход.

Теоретической базой исследования послужили учебники, учебные пособия и научные публикации по организации государственной службы в Российской Федерации.

 


1 Права и обязанности при прохождении государственной службы

 

1.2 Права государственных служащих

 

Под правами гражданского служащего понимаются обусловленные Конституцией РФ и другими нормативными правовыми актами и охраняемые государством свободы и возможности его профессиональной служебной деятельности. Это те действия, которые правомочен выполнять служащий в процессе реализации своих служебно-должностных полномочий.

На гражданского служащего в полной мере распространяются все конституционные права и свободы. Наряду с этим для успешного выполнения своих функций ему предоставляются особые права, которые называются служебными (всего 18 прав).

Право на надлежащие организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду прежде всего право на безопасные и здоровые условия труда и нормальную социально-психологическую обстановку согласно Трудовому кодексу РФ: обеспечение служащего необходимой документацией - профессиональной, справочной, методической, учебной. Данный пункт обязывает руководство организовать и укомплектовать рабочее место служащего, обеспечив его оргтехникой, переговорными устройствами, канцтоварами и другими ресурсами, т.е. сделать все, что необходимо для обеспечения нормальной и плодотворной работы государственного служащего[1].

Право на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности служащего по занимаемой должности. Прежде всего, это относится к служебному контракту, должностному регламенту и служебному распорядку государственного органа Гражданский служащий вправе требовать четкого письменного закрепления своих функций и полномочий в регламентах, инструкциях и других локальных актах. Также он должен знать документально зафиксированные критерии оценки и показатели результативности своей служебной деятельности, условия должностного роста. Знание должностных обязанностей - это залог их успешного выполнения.

Право служащего на отдых (конституционное право). Данный пункт федерального закона объясняет, что это право обеспечивается: установлением нормальной продолжительности служебного времени (40 часов в неделю согласно Трудовому кодексу РФ); предоставлением гражданскому служащему выходных и праздничных дней; ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков.

Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с действующим законодательством и служебным контрактом. Гражданский служащий получает денежное содержание, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности. Денежное содержание выплачивается федеральным государственным служащим за счет федерального бюджета, гражданским служащим субъектов РФ - за счет бюджетов субъектов РФ. Денежное содержание состоит из месячного оклада служащего в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (за стаж службы, за особые условия службы и т.д.)[2].

Право на получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Для реализации этого права служащий может запрашивать и получать у государственных и негосударственных органов и организаций необходимую информацию, пользоваться современными электронными и иными средствами для ее хранения и обработки. Данное положение обязывает государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия всех форм собственности давать по запросу государственного служащего информацию в рамках его полномочий.

Право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну. Согласно закону такие сведения должны предоставляться в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей, и не более. Порядок предоставления сведений, представляющих государственную тайну, и уровень допуска к ней регулируются специальным Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I  «О государственной тайне»[3].

Право в установленном порядке посещать для исполнения своих обязанностей государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения (в том числе политические партии) и иные организации независимо от форм собственности. Государственный служащий может посещать перечисленные органы, организации и учреждения в целях, например, получения справки, консультации для подготовки проекта решения, для того, чтобы разобраться в конфликтной ситуации, и т.п. Установленный порядок посещения государственных и негосударственных органов и учреждений не отработан нормативно. Поэтому при реализации этого права у государственного служащего возможны проблемы.

Личное право на ознакомление с отзывами о своей служебной деятельности, материалами личного дела и другими касающимися его документами. Это право защищает служащего от возможного произвола вышестоящего начальства. Гражданский служащий вправе брать и изучать свое личное дело, делать выписки и снимать копии с документов, приобщать к делу свои письменные объяснения. Но он не может требовать изъятия тех или иных документов из личного дела.

Право на защиту сведений о себе. Содержание всех документов, подшитых в личное дело, в обязательном порядке доводится до сведения служащего. Но другим людям, кроме непосредственного и вышестоящего руководства эти сведения не предоставляются и личное дело не передается. Поскольку это право личное, то с документами личного дела гражданского служащего не могут быть ознакомлены другие люди, в том числе его родственники или знакомые. Служащий вправе сам уполномочить на ознакомление со своим личным делом другого человека, например адвоката.

Право на должностной рост. В условиях правового, демократического государства это естественное право каждого государственного гражданского служащего, находящегося на службе у государства. Но данное право не означает автоматического карьерного продвижения по службе. Должностной рост чиновника зависит не от стажа работы и выслуги лет, а прежде всего от его способностей, профессиональной подготовки и ряда других факторов.

Продвижение по службе - это результат оценки гражданского служащего государственным органом по итогам квалификационного экзамена, конкурса, аттестации, испытания. Гражданский служащий имеет право участвовать в конкурсе, независимо от того, какую должность он занимает. Его служебная карьера может иметь вертикальную и горизонтальную мобильность, может проявляться как продвижение по должностной лестнице или по классным чинам.

Право на профессиональное развитие. Сюда входят профессиональная подготовка для гражданской службы, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданских служащих. Закон не предоставляет права гражданскому служащему на получение за государственный счет второго и последующего высшего образования. Профпереподготовка (от 500 до 1000 учебных часов) и повышение квалификации (72-150 часов) гражданских служащих должны проводиться периодически на конкурсной основе в наиболее престижных высших учебных заведениях Российской Федерации. Успешное обучение служащего по любой программе профессионального образования должно обязательно учитываться при решении вопросов о служебном продвижении гражданских служащих.

Право на членство в профессиональном союзе. Закон предоставляет гражданским служащим право объединяться в профсоюзы для защиты своих законных прав, социальных и профессиональных интересов. При этом каждый служащий свободен вступать или не вступать в любой профсоюз (профессиональную ассоциацию), вправе инициировать его создание ал и упразднение в рамках государственного органа. Отношения между государственным органом и профессиональным союзом регулируются на основании коллективных договоров в соответствии с законом. По закону профсоюзы не вправе вмешиваться в служебную деятельность государственных органов и служащих. Им запрещается организовывать и проводить забастовки работников государственного аппарата Предложения профсоюзов, в том числе по кадровым вопросам, для руководства государственных органов только рекомендательные.

Право на рассмотрение индивидуальных служебных споров. Гражданский служащий вправе заявить и потребовать рассмотрения касающегося его служебного спора в официальном порядке. В этом случае руководителем государственного органа назначается служебная проверка, которая проводится подразделением государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием правового подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Право на проведение по заявлению служащего служебной проверки. Служебная проверка проводится по письменному заявлению гражданского служащего в целях опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство. Она может проводиться и без заявления служащего по решению представителя нанимателя. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении проверки. На каждой стадии проверки служащему должны быть обеспечены гарантии: возможность давать устные и письменные заявления, знакомиться со всеми материалами, результатами и выводами служебного расследования.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня письменного заявления служащего. По результатам проверки дается письменное заключение.

Право на защиту прав и законных интересов служащих на гражданской службе, включая обжалование через суд их нарушения. Гражданские служащие вправе по своему усмотрению обратиться в соответствующие государственные органы или в суд за защитой своих прав и законных интересов. При этом административное обжалование не лишает его права на судебную защиту. Полагаем, что жалоба может быть подана только на индивидуальное решение, т.е. по вопросам проведения конкурса, квалификационного экзамена, аттестации, испытания, содержания выданных характеристик, несоблюдения государственных гарантий, увольнения с гражданской службы.

Право на медицинское страхование. Такое право обеспечивается на основании общих правил обязательного медицинского страхования согласно федеральному закону о медицинском страховании государственных служащих РФ. Законодатель специально выделил данное право как одну из приоритетных государственных социальных гарантий.

Право на государственную защиту жизни и здоровья служащего, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему имущества. Гарантируется защита от насилия, угроз, других неправомерных действий, связанных с исполнением служащим своих должностных обязанностей. Осуществление мер защиты возлагается на органы ФСБ и внутренних дел РФ. Защищаемое лицо имеет право знать о применяющихся в отношении его мерах безопасности, просить о применении или неприменении в отношении него конкретных мер безопасности. Защищаемое лицо обязано выполнять законные требования органа обеспечивающего его безопасность, информировать указанный орган о каждом случае угрозы или противоправных действий.

В настоящее время эти меры защиты нормативно урегулированы не для всех государственных служащих, а лишь для некоторых их категорий - должностных лиц правоохранительных, контролирующих органов. Поэтому пока это право декларативно.

Право на государственное пенсионное обеспечение. Это одна из важнейших социальных гарантий чиновника Данное положение не является нормой прямого действия, поскольку не определяет ее виды и размеры, порядок выплаты и т.д. Последнее регулируется специальным федеральным законом и законами субъектов РФ.

Важно то, что наряду с перечисленными правами гражданский служащий при предварительном уведомлении представителя нанимателя вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликта интересов. Видимо, сравнительно низкий уровень оплаты труда гражданских служащих (особенно младших и старших групп) по сравнению с коммерческой сферой вынудил законодателя пойти на то, чтобы разрешить гражданскому служащему заниматься другой оплачиваемой работой.

Итак, государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций. Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы.

1.2 Обязанности государственных служащих

 

Под обязанностями гражданского служащего понимаются обусловленные Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами обязательные действия, составляющие содержание профессиональной служебной деятельности служащего. Находясь на государственной гражданской службе, служащие подпадают под специальный правовой режим, отличающийся от общих норм права. Вместе с тем они, как граждане РФ, не освобождаются от общегосударственных обязанностей (платить налоги, служить в армии и т.д.). Государство возлагает на государственных служащих особые, повышенные обязанности, обусловленные спецификой государственной гражданской службы (12 обязанностей).

Соблюдение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ, обеспечение их исполнения. Гражданский служащий действует от имени государства и по поручению государства представляя его интересы. Поэтому он должен исполнять свою должность в духе конституционных принципов[4].

Служащий обязан не только знать и соблюдать конституционные нормы и нормы законов как на службе, так и вне ее, но и лично обеспечивать их исполнение. Обязанность обеспечивать исполнение Конституции и законов означает: чиновник должен приложить все свои силы, знания и умения, чтобы реализовать законодательные решения. Эта обязанность означает требование не совершать действий, направленных против государственных интересов. Гражданский служащий не имеет права высказываться публично в ущерб государству и государственному органу, где он служит, не вправе критиковать Конституцию страны и законы, действия Правительства РФ. Если гражданский служащий не согласен с проводимой политикой, он должен подать в отставку.

Исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Это означает, что гражданский служащий должен активно и в должной мере осуществлять должностные обязанности. Основными руководящими документами для чиновника являются его должностной регламент, в котором установлены его полномочия, и административный регламент государственного органа.

Под исполнением служебных обязанностей понимается работа служащего в течение рабочего дня согласно правилам служебного распорядка по реализации должностных функций, выполнению приказов и распоряжений руководителей.

Не признаются исполняющими должностные обязанности гражданские служащие:

- находящиеся на отдыхе или в отпуске;

- в отношении которых проводится служебное и иное расследование и они временно приказом руководителя отстранены от должности;

- находящиеся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

Невыполнение должностных обязанностей или ненадлежащее их выполнение, а также превышение должностных полномочий квалифицируются как дисциплинарный проступок с соответствующими последствиями[5].

Исполнение поручений руководителей, данных в пределах их полномочий. Государственная служба, строящаяся на принципах единоначалия, строго ранжирована. Поэтому служащие в порядке подчиненности обязаны исполнять приказы, распоряжения, поручения своего руководства. В этом заключается смысл государственной службы. По закону гражданский служащий не вправе исполнять только данное ему неправомерное поручение. Механизм исполнения (или неисполнения) неправомерного поручения прописан в законе.

Соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций. Права и свободы человека и гражданина - конституционная норма. Соблюдение и защита прав и свобод граждан и организаций - прямая обязанность государственных служащих, одно из главных направлений их деятельности. Выполнение гражданскими служащими этой обязанности означает: своевременное издание правовых актов, связанных с осуществлением гражданами своих прав; организацию исполнения законов, касающихся прав и свобод человека; оказание помощи гражданам в реализации их субъективных прав; осуществление мер по охране прав и свобод граждан. Служащий должен давать аргументированный ответ в установленное законом время на все обращения и жалобы граждан.

Соблюдение служебного распорядка государственного органа. Существуют типовые правила внутреннего служебного распорядка на основании которых в каждом государственном органе такой распорядок утверждается руководителем. Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом этого органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха.

В служебном распорядке устанавливается служебное время и время отдыха служащих - время начала и конца рабочего дня, время обеденного перерыва и т.д. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения профсоюза. Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или графиком службы обязан исполнять свои должностные обязанности.

На гражданских служащих распространяется установленная Трудовым кодексом РФ продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю и пятидневная служебная неделя. Служебное право разрешает руководителю государственного органа или его структурного подразделения по письменному распоряжению привлекать сотрудников к работе сверх установленного времени, в выходные или праздничные дни. За сверхурочную работу гражданскому служащему полагается компенсация - денежная или дополнительный отпуск. По закону ненормированный рабочий день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы.

Наличие классификации, необходимой для надлежащего и сношения должностных обязанностей. Гражданский служащий должен иметь такой уровень профессиональной подготовки, чтобы на уровне современных требований эффективно выполнять свои полномочия. Основными путями поддержания требуемого уровня квалификации служащего являются профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка, а также самообразование. Периодически проводимые профпереподготовка и повышение квалификации - это одновременно право и обязанность каждого гражданского служащего.

Неразглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну. Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях сведения, разглашение которых может причинить вред интересам Российской Федерации. Перечни таких сведений установлены Законом РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. На государственной службе существует перечень должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне, утверждаемый Президентом РФ.

Ряд должностей гражданской службы предусматривает работу с секретной документацией. Поэтому при приеме человека на службу, связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, предусмотрена процедура оформления допуска. При отказе в оформлении допуска лицо не допускается до данной должности государственной службы.

Под иной охраняемой законом тайной понимается служебная, коммерческая тайна, тайна личной жизни и т.п. Гражданский служащий обязан не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Разглашение государственной и иной охраняемой федеральным законом тайны влечет за собой уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность чиновника.

Состав сведений, охватываемых понятием служебной информации, определяется государственными органами. Четко этот вопрос в масштабе всей гражданской службы не отрегулирован.

Бережное отношение к государственному имуществу. Для надлежащего исполнения чиновником своих должностных обязанностей ему предоставляется определенное государственное имущество: транспорт, компьютер, оргтехника, переговорные устройства, расходные материалы и т.п. Оно предоставляется служащим по нормам, устанавливаемым Правительством РФ или государственным органом. Служащий должен компетентно, экономно и эффективно управлять вверенным ему имуществом, не допуская его порчи, потери, растраты и использования не по назначению во внеслужебных целях.

Предоставление в установленном порядке предусмотренных федеральным законом сведений о себе и членах своей семьи, а также сведений о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера. Положение о предоставлении сведений о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера гражданского служащего утверждаются соответственно указом Президентом РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом требований ст. 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[6].

Сведения о служащем и членах его семьи содержатся в его личном деле (в анкете). Сведения о доходах и имуществе гражданского служащего и членов его семьи должны предоставляться каждым гражданским служащим ежегодно не позднее 30 апреля. Справка государственной налоговой службы показывает годовой доход и выплаченный с него подоходный налог гражданского служащего, регистрацию в учетной налоговой системе его имущества. В этом документе, определяющем финансовое положение гражданского служащего, перечисляются все виды его денежных доходов и недвижимое имущество, земельные участки, квартиры, дома, машины, гаражи и т.п.

Справки о расходах гражданского служащего по закону не требуется. Проверку достоверности предоставляемых чиновником сведений должна проводить кадровая служба государственного органа. В случае непредоставления в установленные сроки сведении или предоставления искаженных сведений гражданский служащий должен быть отстранен от исполнения своих должностных обязанностей решением соответствующею руководителя до выяснения обстоятельств.

Сообщение о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства. Данная обязанность вытекает из важного признака гражданского служащего - гражданства Российской Федерации. Логично, что теряя связь с государством, человек теряет связь и с его государственной службой. Гражданским служащим России не может быть иностранец или лицо без гражданства, проживающее на территории РФ. Гражданскими служащими РФ не могут быть и граждане России, постоянно проживающие вне территории Российской Федерации.

Закон устанавливает и временные параметры: в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства служащий должен сообщить об этом в свой государственный орган.

Соблюдение ограничений, вышеназванных обязательств и требований к служебному поведению, не нарушение запретов, которые установлены федеральным законодательством. Все это прописано не только в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», но и в должностном регламенте гражданского служащего. Поэтому соблюдение ограничений и запретов - его прямая обязанность. Данное обязательство служащий скрепляет своей подписью в служебном контракте. Неисполнение данной обязанности влечет за собой дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с гражданской службы[7].

Сообщение представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принятие меры по предотвращению такого конфликта Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, государства способное привести к причинению вреда этим законным интересам. Предотвращение конфликта интересов на гражданской службе означает отказ служащего от ненадлежащей, незаконной выгоды, контактов, связанных с предложением такой выгоды.

Гражданский служащий, от которого некие юридические или физические лица требуют совершения противоправного поступка, обещая выгоду, обязан незамедлительно проинформировать об этом своего руководителя гласно либо конфиденциально. Руководитель государственного органа или его структурного подразделения обязан принять меры по предотвращению конфликта интересов.

Наряду со сказанным Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» налагает на чиновников иные обязанности. Он запрещает гражданскому служащему, замещающему должность категории «руководители» высшей группы должностей, в целях предотвращения конфликта интересов представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа. Административная и общественная власть должна находиться в разных руках.

Гражданские служащие обязаны проходить государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с федеральным законом.

Наконец, гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от руководителя поручения, являющегося, по мнению служащего, неправомерным, он должен представить в письменном виде обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении этого поручения, и получить от руководителя подтверждение в письменной форме. В случае подтверждения руководителем своего поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством.

Итак, государственный служащий обладает полным объемом конституционных прав личности и гражданина РФ. Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами.

2 Характеристика ключевых аспектов прохождения государственной службы

 

2.1 Продвижение по службе. Карьерный рост

 

Важнейшим показателем развития карьеры на государственной гражданской службе является продвижение чиновника по службе. Продвижение, т.е. движение служащего вперед по службе, выступает сущностной составляющей карьеры.

Продвижение по службе, или должностной рост, в современной России имеет правовой характер.

Правовая категория «должностной рост гражданских служащих» зафиксирована в Федеральном законе РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[8].

В современной практике государственной службы сочетаются два вида продвижения по службе (мобильности): вертикальное и горизонтальное. Горизонтальное называют ротацией кадров.

Продвижение по службе представляет собой:

- назначение служащего на вышестоящую должность государственной службы с иным должностным наименованием, более высокими денежным содержанием и социальными гарантиями (вертикальная мобильность). В данном случае повышается должностной и социальный статус служащего;

- назначение служащего на другую должность государственной службы в рамках одной классификационной группы и категорий должностей без изменения должностного наименования, но с более высокими денежным содержанием и социальными гарантиями (горизонтальная мобильность). Служащий фактически не меняет своего должностного и социального статуса;

- присвоение служащему более высокого классного чина, воинского или специально звания, дипломатического ранга.

Существует несколько систем продвижения по государственной службе - наиболее распространенных способов должностных передвижений, которые применяются в различных органах и ведомствах. Среди них выделяют продвижение:

- по результату (компетентность кандидатов определяется как выполнение работа, позволяющей получить нужный результат);

- по заслугам или усердию (компетентность кандидатов определяется как его вклад в решение задач организации за счет личного усердия);

- на основе предпочтительности (компетентность определяется как способность обнаружить и удовлетворить личные вкусы начальника от которого зависит продвижение по службе);

- по старшинству (компетентность определяется по стажу и опыту работы, как способность кандидата дослужить до нужного срока, дождаться своего дня для выдвижения)[9].

От выбора той или иной системы, которая применяется при отдании предпочтений кому-нибудь из кандидатов на выдвижение, во многом зависит успех органа, организации, предприятия, фирмы.

Продвижение по службе гражданского служащего иногда квалифицируют как его право на должностной рост. Действительно, это субъективное право чиновника, закрепленное в его основных правах в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 14. п. 10).

Но этот рост не автоматический, а на конкурсной основе, как установлено законодательно.

Служебный рост закрепляется административным правовым актом представителя нанимателя, который перемешает, передвигает и продвигает человека по службе. К тому же федеральное законодательство не предоставляет гражданскому служащему государственной гарантии на должностной рост и продвижение по службе.

Поэтому у гражданского служащего нет права требовать у руководителя продвижения по службе, даже если в наличии есть вакантная должность. У него есть только право подать заявление на конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы. Значит, нет юридических оснований трактовать право гражданского служащего на должностной рост как его обязательное личное право.

Благоприятными условиями продвижения по государственной службе являются.

- наличие вакантной должности государственной службы;

- соответствие претендента на должность квалификационным требованиям по уровню образования, стажа работы, знаний и навыков;

- включение в кадровый резерв и прохождение соответствующей подготовки;

- успешное прохождение конкурса на замещение вакантной должности;

- положительные результаты предыдущей службы[10].

Существуют ограничения на продвижение чиновника по службе, хотя прямых запретов в законодательстве не установлено.

Но из отдельных правовых положений следует, что при определенных обстоятельствах государственный служащий не имеет права на должностной и служебный рост. Это происходит в случаях:

- наложенного дисциплинарного взыскания;

- проведения служебного расследования, проверки, возбуждения уголовного дела;

- несоответствия предъявляемым квалификационным требованиям;

- невключения в кадровый резерв на конкурсной основе;

- по истечении предельного возраста нахождения на государственной службе.

Для государственного гражданского служащего объективные возможности продвижения по службе могут ухудшаться из-за отсутствия вакантной должности, сокращения штатов, ликвидации или реорганизации государственного органа, неблагоприятного стечения обстоятельств (возраста, состояния здоровья, отношения с руководством, отношений в коллективе и т.п.).

При организации прохождения государственной службы руководителю и кадровым службам важно учитывать, что реальные возможности должностного роста гражданских служащих сужаются по мере продвижения от младшей группы должностей к высшей. Так, по статистике в последних двух группах должностей гражданской службы РФ (младшей и старшей) число должностей в пять раз больше, чем в ведущей группе должностей, не говоря о высшей.

Отсюда можно сделать вывод о том, что при широкой базе отбора число должностей, а следовательно, и вакансий, пригодных для должностного роста служащих, резко сужается по мере подъема по иерархической лестнице государственной службы. Сужаются и возможности приобретения государственными служащими более высокого социально-правового статуса. В связи с этим повышается значение перемещений служащих по горизонтали[11].

Формой продвижения государственного служащего по службе был и остается такой способ замещения должности, как назначение на должность. Данная процедура к сожалению, часто сводится к единоличным волевым решением руководителя. Это нередко приводит к таким неправомерным действиям, как назначения по признакам личной преданности, полезности, нужности, семейных, земляческих, дружеских и иных связей. Это подтверждается и данными социологических опросов. Должностное продвижение государственных служащих, по их собственным оценкам, зависит в первую очередь от рекомендации, единоличного решения руководителя, выслуги лет и стажа службы, результатов конкурса, результатов аттестации, выдвижения из состава кадрового резерва. Получается, что служебный рост в первую очередь зависит от вышестоящего руководителя и покровителей, а затем лишь от самого служащего.

В настоящее время нормативно введены правовые формы назначений государственных гражданских служащих, связанные с преодолением единовластия: назначение по результатам конкурса, по итогам аттестации, как правило, из состава кадрового резерва. В дополнение к этому применяются назначения на должность по согласованию с другими органами и ветвями власти, по рекомендациям политических партий, профсоюзов.

На служебное продвижение серьезно влияет такое явление, как кадровая конкуренция - действия государственных служащих по достижению более высокого должностного и профессионального положения путем отстранения или опережения конкурентов, стремящихся к достижению тех же целей, борьба между государственными служащими за овладение определенными ценностями государственной службы.

Гражданские служащие проходят государственную службу в условиях жесткой конкуренции как одного из объективных социальных факторов. В процессе достижения более высокой должностной и социальной позиции интересы нескольких служащих могут сталкиваться.

При отсутствии конкуренции шансы служащего максимальны; если конкуренция слишком велика, шансы занять желаемую позицию минимальны.

В условиях должностной, а не карьерной системы прохождения государственной службы и при отсутствии конкурсного отбора на должности роль кадровой конкуренции снижается. В связи с введением обязательного конкурсного отбора на должности гражданской службы и аттестаций роль кадровой конкуренции будет возрастать.

В числе условий, при которых служащий может рассчитывать на продвижение по государственной службе, чаще всего руководители учитывают: успешное и добросовестное выполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, число вакантных должностей, результаты прохождения профпереподготовки и повышения квалификации, рекомендации аттестационной комиссии, итоги индивидуального собеседования, тестирования, а также другие факторы, в том числе неправового характера (личные, моральные, финансово-материальные и др.).

Возрастает роль аттестации в процессе продвижения по государственной службе. По результатам аттестации комиссия может предложить передвижение в должности; присвоение классного чина, увеличение надбавки за особые условия труда; включение служащего в кадровый резерв; направление на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

Итак, ключевым элементом прохождения государственной службы является продвижение по службе. Оно должно определяться прежде личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, квалификацией, пригодностью к данному виду службы (к виду определенной деятельности).

Выявлено, что в направлении оценки человеческого развития, с точки зрения соответствия современным требованиям использования человеческого потенциала, основной проблемой является существенный разрыв между целями, задачами и показателями результативности, декларируемыми органами государственной власти в докладах о результатах и основных направлениях деятельности государственных органов. С одной стороны, и функциями, которые исполняют отдельные государственные служащие, ? с другой.

Выявлена и изучена специфика содержания и сущности технологии управления человеческими ресурсами (государственными гражданскими служащими) в бюджетных учреждениях и проанализированы современные кадровые технологии воздействия на персонал государственной гражданской службы для достижения поставленных целей государственной политики. Рекомендации основаны на  инновационных положениях современной концепции управления организациями и предполагают секторально-распределенное обособление функциональной сферы управленческой деятельности, непосредственно связанной с управлением развитием человеческого потенциала.

Кардинальные изменения в современной парадигме управления, основанные на переходе российской экономики на инновационный путь развития, связаны с совершенствование форм и направлений человеческого развития. Тем не менее, в научной литературе не сложилось концептуально однозначного подхода к пониманию содержательного компонента таких широко используемых дефиниций как «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «человеческий потенциал», что обусловлено сложностью и многогранностью человеческого развития.

В современных экономических условиях большинство организаций и предприятий видят свое дальнейшее развитие с помощью капиталовложений в кадровый потенциал и стратегическое управление человеческим развитием.

Управление человеческими ресурсами представляет собой стратегический и единый подход к управлению наиболее значимыми активами организации, а именно людьми, индивидуально и коллективно вносящими свой вклад в достижение организационных целей и поставленных задач.

В рамках коммерческих организаций традиционно рассматривается стратегическое управление. Не смотря на это, основные закономерности стратегического управления, которые рассматриваются в классических учебниках, используются в управлении государственными организациями.

Использование стратегического управления в государственной службе подразумевает непрерывное обучение и повышение квалификации, качественный отбор персонала, обеспечение гарантий занятости. Адаптивность организации возможно достичь на основе стабильности «человеческих» характеристик коллектива, который обладает общими ценностями и целями.

В рамках государственного управления традиционные подходы часто акцентируются на проблеме стоимостной эффективности расходования государственных средств, тем самым, измерение реального конечного результата степени человеческого развития остается неучтенным. При стратегическом управлении в государственной службе все внимание переносится на измерение и мониторинг результатов, которые получены непосредственно в процессе определенных действий государственной службы.

Для современного российского общества решение масштабных и жизненно важных задач в большей степени зависит от эффективности функционирования государственной гражданской и муниципальной службы как связующих элементов между социумом и государством. Управление персоналом в системе государственной и муниципальной службы изучается как один из механизмов реализации кадровой политики субъекта управления, система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и иных, имеющих нормативно-правовую основу, мероприятий, которые обеспечивают адекватное использование навыков человека в его собственных интересах, и в интересах организации.

Ряд требований к государственному и муниципальному служащему продиктован спецификой государственной и муниципальной службы. От него необходимы, нейтральность, беспристрастность, строгая дисциплина, законопослушность. Деятельность его осуществляется в границах нормативных правовых актов. Во многом это и характеризует специфику управления человеческими ресурсами в государственной и муниципальной службе, существенно ограничивая возможности реальной оценки уровня человеческого развития.

В современных экономических условиях в практике управления человеческими ресурсами государственной гражданской службы используются различные кадровые технологии, некоторые из которых уже стали традиционными, другие же применяются в ограниченном объеме. Государственная гражданская служба в качестве вида профессиональной деятельности обладает своими особенностями, и формирование ее кадрового состава, комплекса кадрового обеспечения подразумевает конкретные задачи применения кадровых технологий.

Технологии, прежде всего, касающиеся оптимизирования процессов кадрового обеспечения государственных органов:

? отбор кандидатур на должности гражданской службы;

? аттестацию человеческих ресурсов государственных органов с акцентом на современные требования к профессиональным и морально-психологическим характеристикам гражданских служащих;

? мотивацию гражданских служащих;

? планирование их должностного и профессионального роста;

? работу с резервом кадров.

Одним из самых стремительно развивающихся направлений в совершенствовании технологий управления человеческими ресурсами в органах власти является внедрение информационных систем.

Изучение теоретических аспектов технологии управления человеческими ресурсами организации в современных экономических условиях позволили сформулировать различия в терминологических подходах к «управлению персоналом» и «управлению человеческими ресурсами». На основе анализа элементов управления человеческими ресурсами организации выявлены основные особенности воздействия на персонал с помощью инновационной технологии, включающей различные формы, процессы воздействия на человеческое развитие для достижения положительного эффекта между организацией и работающими в ней работниками на основе обоснования концептуальных подходов и принципов управления человеческими ресурсами. Выявлена и изучена специфика содержания, форм и направлений управления человеческим развитием в учреждениях системы государственного управления с учетом влияния современных кадровых технологий воздействия на персонал государственной гражданской службы для достижения поставленных целей государственной политики.

 

2.2 Аттестация государственных служащих

 

Аттестация (как и присвоение классных чинов - квалификационных разрядов) государственных гражданских служащих выступает одним из основополагающих элементов в построении карьеры служащего и определения необходимости его дальнейшего нахождения на службе.

Существенные изменения, происходящие в настоящее время в институтах государственной службы в результате проводимых административной реформы и реформы государственной службы, заставляют несколько по-иному подойти к содержанию рассматриваемого понятия, а также к его правовым последствиям.

Относительное разнообразие определений аттестации можно обнаружить лишь в специальной юридической литературе, посвященной рассматриваемой проблематике, в то время как законодательство не отличается особым разнообразием определений (особенно это касается регионального законодательства, представляющего собой лишь простую компиляцию с федерального законодательства).

Часть 1 ст.48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указывает, что аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

Статья 2 Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации указывает, что аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Как можно видеть, базовая цель аттестации прослеживается в каждом из рассматриваемых нормативно-правовых актов, а именно: определение пригодности служащего к дальнейшей работе в занимаемой должности.

Следует также отметить, что для кадровой политики региона цель аттестации заключается не столько в определении соответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, сколько в совершенствовании деятельности региональных органов государственной власти и их структурных подразделений по подбору, повышению квалификации и расстановке кадров государственной службы.

В ходе проведения аттестации решаются следующие задачи[12]:

- соблюдение на практике принципов службы;

- обеспечение законности в системе функционирования службы;

- формирование профессионального кадрового персонала;

- выявление потенциальных возможностей служащих с целью их дальнейшего карьерного роста;

- применения к служащему мер ответственности и стимулирования;

- повышение дисциплины и ответственности служащих;

- поддержание стабильности службы;

- стимулирование повышения квалификации и профессионализма служащих;

- предупреждение и борьба с коррупцией в системе службы.

Вышеперечисленные задачи можно дифференцировать и сказать о том, что одни цели являются контрольными, поскольку преследуют интерес государства и общества иметь в государственном аппарате высококвалифицированных специалистов, усовершенствовать систему управления, оптимально использовать кадровый потенциал. Другие цели относятся к мотивационным и преследуют личностный интерес государственного служащего, подвергающегося аттестационной процедуре, результатами которой могут стать: повышение или понижение по службе, награды и т.п.

К основным принципам аттестации относятся те, которыми руководствуются во всех государственных органах, в которых проводится аттестация. К их числу относятся: законность; объективность; гласность, всеобщность, беспристрастность, коллегиальность, системность и определенность аттестации, комплексность аттестации и дифференцированный подход, периодичность проведения аттестации государственного служащего, обоснованность оценки и рекомендаций аттестационной комиссии, действенность аттестации.

Аттестация государственных гражданских служащих имеет свои явные и латентные (скрытые) функции.

Явной функцией аттестации государственного служащего является установление факта соответствия занимаемой государственной должности государственной службы. Явными являются и возможные компоненты, связанные с проведением аттестации, - график проведения аттестации. График проведения аттестации дает возможность аттестуемому государственному служащему подготовиться к аттестации и присутствовать при ее проведении. Аттестация государственного служащего обеспечивает объективность решения об изменении или сохранении социального положения аттестуемого государственного служащего. Характеристика фиксирует сильные и слабые стороны аттестуемого государственного служащего.

Латентные (скрытые) функции аттестации государственного служащего:

- углубление знакомства с подчиненными, их возможностями и способностями,

- придание коллективу дополнительного стимула для улучшения работы,

- мотивация и стимулирование труда,

- планирование карьеры сотрудников и др.

Отдельными специалистами в организации и осуществлении аттестационной деятельности (механизме аттестации) выделяются следующие элементы:

- субъект аттестации - аттестационная комиссия;

- объект аттестации - государственные служащие, подлежащие аттестации;

- правовые нормы, регулирующие порядок осуществления аттестации;

- аттестационная процедура - система последовательных действий по осуществлению аттестации.

Квалификационный экзамен представляет собой обязанность гражданских служащих определенных категорий проходить периодическую проверку своего профессионального уровня, организуемую государственным органом и осуществляемую конкурсной (аттестационной) комиссией в соответствии с установленными правилами и полномочиями, с целью решения вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы по замещаемой должности.

Оценка профессионального уровня гражданского служащего включает оценку профессиональных знаний и оценку профессиональных умений и навыков.

Таким образом, аттестация - это плановый процесс проверки квалификации служащего в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия замещаемой должности. Ее обязательный характер создает для государственного и муниципального служащего хорошую возможность вне зависимости от субъективного мнения кого бы то ни было подтвердить свои профессиональные качества, продемонстрировать руководству организации деловой потенциал, и тем самым обеспечить себе возможность для дальнейшего служебного роста, перевода на другой, более интересный, участок работы и т.д.


Заключение

 

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции. Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах, в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

В структуре государственной службы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация государственной службы, её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим и всеми ими вместе своих служебных практических полномочий.

Законодательство о государственной службе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие образование ее системы, организацию и правовое положение государственных служащих - условия и порядок их работы, права и виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращение ими государственной службы и т. п.

Любое законодательство представляет собой систему, а система законодательства о государственной службе является двухуровневой. Статус государственного служащего - это базовое понятие для осмысления сущности государственной службы, понимания перспектив ее реформирования и развития, определения оптимального круга полномочий, ответственности и социальных гарантий государственных служащих.

Правовой статус гражданского служащего определяет не только содержание административно-служебных отношений, но в первую очередь совокупность прав, обязанностей, ограничений, запретов, связанных с гражданской службой, и требований к служебному поведению. Ряд специалистов теории и практики государственной службы относят к правовому статусу служащего еще два компонента: государственные социальные гарантии и ответственность. Но в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 № 79-ФЗ года эти составляющие вынесены за рамки правового статуса гражданского служащего. Это значит, что формально они в него не входят.

Характерным для большинства государственных служащих обычно во время прохождения службы является движение в должностной иерархии результате замещения различных должностей в органах государственной власти. Ключевым элементом прохождения государственной службы является продвижение по службе. Оно должно определяться прежде личными качествами служащего, его опытом, профессионализмом, квалификацией, пригодностью к данному виду службы (к виду определенной деятельности). Продвижение по службе зависит также от объективных моментов, например, от качества правового регулирования по поощрению государственных служащих, регулярного продвижения по службе, проведения необходимых аттестаций.

 


Список использованных источников и литературы

 

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12 декабря 1993 г. М.: Право, 2016. 58 с.

2. О государственной тайне: закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I // Рос.газ. – 1993. - №182. – 21 сент.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 года №79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 13 июля 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июля 2004 г. // Рос. газ. – 2004. – 5 августа.

4. О системе государственной службы Российской Федерации: федер.закон  Рос. Федерации от 27 мая 2003 года №58-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 13 мая 2003 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 20 мая 2003 г. // Рос. газ. – 2003. – 27 мая.

5. Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации: учеб. пособие. Екатеринбург: Издательство Государственной юридической академии, 2012. 376 с.

6. Введение в государственное управление: учеб. пособие. В 3 кн. / Под ред. В.Я. Афанасьева. М.: Приор, 2012. 486 с.

7. Волкова В.В. Государственная служба. М.: Юнити, 2013. 342 с.

8. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации.  М.: Юриспруденция, 2013.  164 с.

9. Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. М.: Проспект, 2013. 230 с

10.   Козбаненко В.А. Государственное управление: учебник. М.: Статут, 2012. 366 с.

11.   Марченко И.П. Особенности формирования кадрового потенциала государственной (муниципальной) службы в современной России. Новосибирск: СибАГС, 2012. 301с.

12.   Пикулькин А.Б. Система государственного управления: учебное пособие. М.: Статут, 2012. 462 с.

13.   Беляев А. Порядок прохождения государственной службы // Журнал российского права. 2013. №10. С. 43-46.

14.   Булыга Н.Н. Аттестация: правовые основания и порядок проведения // Отдел кадров бюджетного учреждения. 2012. № 15. С. 18-20.

15.   Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право. 2012. № 1. С. 24 - 36.

16.   Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2011. № 12.  С.11-24.

17.   Дмитриева Л. Карьерные ориентации государственного служащего в системе власти и управления // Власть. 2012. № 12. С. 96-98.

18.   Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права.  2013 №5. С.32-34.

19.   Крутских И.А. Эффективность работы управленческих кадров государственной службы: сущность и научные подходы // Микроэкономика. 2012. №6. C.106-112.

20.   Ростовцева Ю.В. Аттестация государственных гражданских служащих: видовая классификация // Вестник Российской правовой академии. 2011. № 4. С. 54-56.

21.   Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2012. № 4.  С.61-73.



[1] Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2011. № 12.  С.11.

[2] Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы. М.: Проспект, 2013. С.104.

[3] О государственной тайне: закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I // Рос.газ. – 1993. - №182. – 21 сент.

[4] Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2012. № 4.  С.61.

[5] Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации: учеб. пособие. Екатеринбург: Издательство Государственной юридической академии, 2012. С.163.

[6] О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 года №79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 13 июля 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июля 2004 г. // Рос. газ. – 2004. – 5 августа.

[7] Волкова В.В. Государственная служба. М.: Юнити, 2013. С.118.

[8] О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 года №79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 13 июля 2004 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июля 2004 г. // Рос. газ. 2004. 5 августа.

[9] Марченко И.П. Особенности формирования кадрового потенциала государственной службы в современной России. Новосибирск: СибАГС, 2012. С.228.

[10] Дмитриева Л. Карьерные ориентации государственного служащего в системе власти и управления // Власть. 2012. № 12. С. 96.

[11] Крутских И.А. Эффективность работы управленческих кадров государственной службы: сущность и научные подходы // Микроэкономика. 2012. №6. C.106.

[12] Булыга Н.Н. Аттестация: правовые основания и порядок проведения // Отдел кадров бюджетного учреждения. 2012. № 9. С. 12.