Тема: Влияние онлайн-развлечений на успеваемость студентов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    177,21 Кб
Влияние онлайн-развлечений на успеваемость студентов
Влияние онлайн-развлечений на успеваемость студентов
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный

университет им. М. К. Аммосова»

Институт психологии

Кафедра социально-гуманитарных технологий

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние онлайн-развлечений на успеваемость студентов

 

 

 

 

 

Работу выполнила

студент 3 курса

  группы ИП-Б-ОРМ-13

Федорова  К.И.

  Руководитель

Карамзина  У.А. –доцент КСГТ

 

 

 

 

Якутск 2016 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава I. Теоретический обзор исследований игровых аддикций

1.1. Психологические особенности студенческого возраста………

1.2.Классификация видов досуга в онлайн-развлечениях...….........6

1.3.Интернет – как причина аддиктивного поведения………….......16

Глава II. Влияние виртуального мира на учебную деятельность студентов

2.1. Программа исследования………………………………………...20

2.2. Анализ анкетирования………..………………………..………....21

2.3. Итоги исследования ……………………………………………...28

Заключение............................................................................................35

Библиографический список………………………………………...37

Приложения…………………………………………………………..39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что научно-технический прогресс является причиной появления компьютера и Интернет. Сегодня компьютер и Интернет есть почти во всех домах. Постепенно он становится неотъемлемой частью жизни всех. Сингапурские ученые провели наблюдения над молодыми людьми, которые увлекались играми AngryBirds, TheSims. После месяца исследований было выявлено, что у них повысился уровень концентрации и внимания, а также развилось стратегическое мышление. Если играть в игры, но придерживаться меры, то это даже поможет развить логику и реакцию.Повсеместное распространение компьютеров и электронных сетей, в первую очередь, глобальной сети Интернет, привело к тому, что компьютер стал неотъемлемой частью нашего повседневного мира. Но всегда за технологическими новшествами следуют серьезные социальные последствия. К числу таких последствий можно отнести возникновения новой формы зависимости - виртуальной зависимости.

Все люди зарегестрированы в каких-либо социальных сетях: Вконтакте, WhatsApp, Instagram, Twitter, Одноклассники, Facebook. Студенты пользуются ими не только дома, но и в других местах, в перерывах между парами, на самих парах.

За рубежом проблема интернет-зависимости и онлайн-развлечений изучается более 20 лет. В России эта проблема начала изучаться только в последнее десятилетие. Постоянная потребность в информации, высокая познавательная мотивация, социальная активность и недостаток времени студентов формируют из них основную массу пользователей сети. Частое обращение к услугам Интернет, лёгкость в пользовании его возможностями, простота общения в сети, полнота и доступность хранящейся там информации, большой каталог развлечений и возможностей «Всемирной паутины» становятся основными причинами Интернет-зависимости студентов.

Проблема заключается в том, что виртуальный мир с одной стороны помогает поддерживать связь со своими друзьями, знакомыми; помогает находить нужную информацию для выполнения каких-либо заданий; с другой стороны, слишком много времени уделяется социальным сетям, играм, сериалам, что в свою очередь ведет либо к зависимости, либо к неуспеваемости по учебе. Интернет позволяет студентам не делать самим какой-либо работы, ведь ее можно сделать с помощью Интернет.

Цель: выявить влияние онлайн-развлечений на успеваемость студентов.

Задачи:

1.Рассмотреть понятия и явления онлайн-развлечения, успеваемость, виртуальная реальность.

2. Изучить классификацию видов досуга в онлайн-развлечениях.

3. Изучить влияние виртуального мира на учебную деятельность студента.

Объект:онлайн-развлечения

Предмет:успеваемость студентов

Гипотеза: Впроцессе досуга и неправильного его восприятия возможно появление интернет-аддикций, которые не вызывают помехи в учебной деятельности.

Методы:анкетирование, шкала интернет-зависимости Анастасии Жичкиной

База эмпирического исследования: СВФУ им. М. К. АммосоваИП , ИМИ, ИФКиС, ФЛФ

Выборка исследования: 120 студентов СВФУ (по 30 студентов из каждого института/факультета)

Практическая значимость: в исследовании изучается влияние онлайн-развлечений на успеваемость студентов, даны рекомендации по установлению ограничения онлайн-развлечений среди студентов. Предложить методические рекомендации для кураторов первых курсов.

Теоретико-методологическая база: К первой группе относятся труды зарубежных и отечественных исследователей, которые занимались проблемами интернет-зависимости, интернет-аддикцииК.Янг, А.Е.Жичкина, Гоголева А.В.

Ко второй группе относятся труды таких отечественных исследователей, как А.С. Биккулов, С.И. Выгонский, А.В. Федоров, которые занимались изучением влияния Интернет.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический обзор исследований игровых аддикций

1.1.Психологические особенности студенческого возраста

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. По утверждению Б.Г. Ананьева, он является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека . Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности.За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.Как возрастная категория, студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость(18-25 лет).Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости [8;с.251].

В плане общего психического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества.Сравнительно с другими возрастами, в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.Если же изучить студента как личность, то возраст 18-25 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений [11].

Специфичность студенчества как социальной группы заключается в одинаковом отношении ко всем общественным формам собственности, его роли в общественной организации труда и частичном участии в производительном и непроизводительном труде. Как специфическая социальная группа, она характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и системой ценностных ориентаций. В качестве основных черт, отличающих студенчество от остальных групп, выделяются социальный престиж, активное взаимодействие с различными социальными образованиями и поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям. Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролями и притязаниями. С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания, эволюционизируют и перестраиваются психические процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй жизни.К новообразованиям юности И. Кон относит развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску. Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями, обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни и, возможно, их изменение и дальнейшее развитие.Студенты чаще других групп населения обращаются к услугам «Всемирной паутины» по следующему ряду причин.

Во-первых, это постоянная потребность в информации при подготовке к семинарам, экзаменам, выполнении заданий. Интернет предоставляет доступную, полную и разнообразную информацию. Развитая сеть «поисковиков», таких как Google, Yahoo, Yandex, Rambler и других облегчает поиск нужных сведений. Такая доступность и лёгкость получения нужной информации нередко вызывает привыкание и заставляет отказаться от поиска сведений в книгах, журналах и других источниках, оставляя в качестве приоритетного только Интернет.

Во-вторых, недостаток времени из-за учёбы для встреч с друзьями приводит к общению с ними при помощи Интернет – ICQ, e-mail или различных социальных сетей. Высокая социальная активность студенческого возраста выражается в поиске новых знакомств при помощи тех же услуг сети. Расширение возможностей для коммуникации в различных виртуальных группах позволяет получить определённый социальный статус, что является важным для студента. Общение и знакомства при помощи Интернет легки, необременительны, доступны в любое время. Компьютер и мобильный телефон помогают экономить время на общении с друзьями и знакомыми, позволяя для этого даже не выходить из дома. По той же причине недостатка времени Интернет становится отличным полем для поиска развлечений, расслабления, отвлечения от учёбы. Видео, картинки, музыка, игры, общение в чатах, на форумах, посещение различных увлекательных сайтов – всё это в изобилии представлено в сети Интернет. Немалую роль в этом играет и мода на Интернет, социальные сети и другие услуги «паутины».

В-третьих, свою роль играет высокая познавательная мотивация студенческого возраста. Интерес к научному поиску, стремление к знаниям, самообразованию, поиску новой информации отлично удовлетворяется Интернетом, содержащим информацию на любой вкус и запрос.

Студент, увлечённый Интернетом, приобретает проблемы с учёбой и экзаменами. Посещая не относящиеся к делу сайты, часами проводя время в чатах, болтая со знакомыми и играя в игры вместо занятий, он выпадает из учебного процесса, а иногда и из реальности. Все интересы переключаются на Интернет и времяпрепровождение в нём, поэтому нередко студент останавливается в своём развитии. Его не интересует ничто, кроме всевозможных сайтов. Он не может контролировать время, проводимое в сети, поэтому у него часто не хватает времени на учёбу, а порою даже и сон. Накапливается усталость, проблемы из-за учёбы, что может привести к стрессу и нервным срывам. Обилие всевозможных готовых рефератов, докладов и других ресурсов сети, которые можно без проблем скачать, облегчают жизнь студентам. Но при этом страдает интеллект, отпадает необходимость искать информацию, обрабатывать и систематизировать её самостоятельно. Из-за Интернет-зависимости возникают и проблемы с общением. Желание общаться при помощи сети уже свидетельствует о трудностях в формировании и успешном осуществлении межличностного общения в реальной жизни. Общение в сети «обижает» реальное, настоящее общение, лишая возможности видеть своего собеседника, устанавливать с ним контакт, лишая общение эмоций, а иногда и просто вытесняя «реальное» общение с друзьями и близкими. Перед глазами Интернет-собеседников только монитор или экран мобильного телефона с никами, заменяющими реальные имена, и строками сообщений. Процесс общения в сети превращается в банальную передачу информации друг другу. Это бьёт по коммуникативным навыкам студента, возникают трудности при знакомстве с новыми людьми в реальности, взаимодействии с одногруппниками, преподавателями, друзьями и родными. При всей своей общительности студент теряет сами навыки общения с людьми [28].

В Интернете человек не смущается и не сковывается. За монитором нет возможности его видеть, что позволяет ему чувствовать себя раскованно. Невозможность быть полноценно узнанным собеседниками по переписке предоставляет соблазн создать тот желаемый образ, который хотел бы воплощать студент в реальности. Наделяя себя желаемыми качествами, надевая идеальную «маску» для собеседников, обычно отличающуюся в лучшую сторону от представлений человека о себе самом, студент становится неуверенным в себе, потому что при выходе из чата исчезает и «идеальный» образ студента, созданный им [2]. Возникает чувство своей социальной неспособности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим, появляется нежелание вступать во взаимоотношения с людьми без гарантии понравиться. Проблемы в общении создают риск одиночества студента. Повышается тревожность, и большинство ситуаций начинают представляться угрожающими, что ведёт к постоянным стрессам и желанию уйти обратно в «спокойную» виртуальную реальность, где нет никаких проблем. Интернет-зависимые студенты, имея низкую самооценку, чувствуют себя неспособными добиться успеха. Они не ставят для себя труднодостижимых целей, ограничиваясь решением обыденных задач. Прилагаемые ими усилия меньше потенциально возможных, снижается уровень притязаний.Невозможность видеть и слышать партнёров по общению позволяет свободно обсуждать любые темы в сети. Этому способствует и то, что общение ведётся при помощи переписки, а не голосового общения. Студент привыкает высказывать своё мнение только письменно, начинает бояться высказываться при «реальных» людях, видя и слыша своих собеседников. Это создаёт проблемы при необходимости публичных выступлений и при ответе на экзаменах, при обсуждении коллективных дел группы и в ситуациях, требующих принятия решения [9;с.42]

Таким образом, постоянная потребность в информации, высокая познавательная мотивация, высокая социальная активность и недостаток времени студентов формируют из них основную массу пользователей сети. Частое обращение к услугам Интернет, лёгкость в пользовании его возможностями, простота и необременительность общения в сети, полнота и доступность хранящейся там информации, большой каталог развлечений и возможностей «Всемирной паутины» становятся основными причинами Интернет-зависимости студентов, которая бьёт по их развитию, учёбе, общению, самооценке и интеллекту и создаёт серьёзные проблемы в их жизни.

 

1.2. Классификация видов досуга в онлайн-развлечениях

Онлайн – это «находящийся в состоянии подключения». Первоначально использовалось только в отношении коммуникационного оборудования для указания на режим связи. Означает «подключённый к Интернету» или функционирующий только при подключении к Интернету. Также — «происходящее в Интернете» , «существующее в Интернете».

Онлайн – развлечения – это социальные сети (находящийся в сети онлайн), это просмотр медиа онлайн (фильмы, сериалы) ,это онлайн игры по Сети[17].

Виртуальная реальность— созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие. Виртуальная реальность имитирует как воздействие, так и реакции на воздействие. Для создания убедительного комплекса ощущений реальности компьютерный синтез свойств и реакций виртуальной реальности производится в реальном времени [14; с. 516—523].

Успеваемость — степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах. Высокая успеваемость, учащихся достигается системой дидактических и воспитательных средств, оптимальной организацией учебной деятельности [19].

В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью в социальных сетях от предельного самораскрытия с элементами эксгибиционизма или аггравации (здесь - преувеличение своих трудностей с целью вызвать сочувствие) до обмана, склонности к манипулированию и попыток фактически управлять мнением о себе[7; с.438].

Некоторые пользователи любят представляться вымышленными образами, изменяя имя, возраст, личность, а порой и пол. Невозможность видеть и слышать другого человека делает чат довольно неоднозначным и анонимным средством общения, тем более что люди не знают настоящих имен друг друга.

Электронная почта привлекает тем, что при общении собеседники не видят и не слышат друг друга, когда люди часто испытывают известные трудности при установлении непосредственного контакта с другими людьми. Кроме того, электронная почта позволяет исключить возможность прочтения персонального сообщения третьими лицами, обеспечивая тем самым конфиденциальность общения.

Таким образом, виртуальное общение создает перспективы преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых и манипулятивных действий, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями.

Важной негативной стороной коммуникативного применения социальных сетей можно считать интернет-аддикцию (интернет-зависимость): подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности. Однако термин «зависимость от Интернета» выглядит спорным, если подходить к нему со строгими медико-психологическими критериями: эта зависимость не упоминается в официальных перечнях заболеваний, не вполне ясны и критерии, отличающие этот феномен от других человеческих увлечений (коллекционирование, страсть к покупкам, гипертрофированная забота о собственном здоровье), не менее сильно выраженных, однако обычно не признаваемых патологическими видами зависимости. По сравнению с другими видами зависимостей (например, от алкоголя и наркотиков), интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как и наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем, однако в действительности этих проблем не решает[6; с.228].

Исследователи приводят различные критерии, по которым можно судить об Интернет-зависимости. Так, К. Янг называет следующие четыре признака:

1) навязчивое желание проверить e-mail;

2) постоянное желание следующего выхода в Интернет;

3) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете;

4) жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет[4; с.320].

К настоящему времени большое распространение на просторах «всемирной паутины» получили всевозможные познавательные и образовательные ресурсы: интернет-энциклопедии и справочники, обучающие курсы, электронные библиотеки, сетевые картинные и фотогалереи и др.

Один из способов использования информационных возможностей компьютеров и ресурсов Интернета для целенаправленного развития человека - получающие сегодня все более широкое распространение организованные формы дистанционного образования. Организация таких форм образования заключается в пересылке заказчику информационных материалов на электронных носителях либо в создании и размещении на страницах Интернета определенным образом структурированных учебных материалов, ориентирующих учащихся в информационном пространстве базы знаний, а управление осуществляется посредством алгоритмов учебной деятельности, представленных в форме инструкций по работе с этими материалами[13; с.518].

На каких принципах основано общение в социальной сети, и в чем истоки чувств, которые испытывает человек при электронной коммуникации?

Дело в том, что существует ряд факторов, определяющих общение в социальных сетях:

1. Ожидание.

Поведение пользователей в социальной сети часто определяется ожиданием. У каждого человека есть вполне нормальное желание получить ответную реакцию на свои действия.

На большинство своих действий в реальном мире человек тут же получает ответную реакцию. Если смотреть человеку в глаза и задавать вопрос, то сразу понятно, ответит ли он или нет. В социальной сети неизвестно, когда наступит ответная реакция на любое совершенное действие, так же, как и неизвестна реакция. В разных случаях можно получить как позитивную, так и негативную реакцию.

2.Время ожидания.

В ответ на действие в социальной сети образуется период ожидания реакции, причем неизвестно, закончится ли ожидание реакцией или нет. И, если закончится, то какой.

Например, никогда не знаешь, когда будет получен ответ на личное сообщение, даже если пользователь находиться в онлайн. Часто человек сам не отдает себе отчет, что он ожидает в ответ на свое действие - лайк, дискуссию или репост?

3.Большая комната.

Можно провести физическую аналогию, что все пользователи находятся в большой комнате, занимаются своими делами и время от времени выходят в центр и что-то кричат. В ответ их могут похлопать по плечу или ответить, а могут и совсем обойти вниманием. Иногда у пользователей может возникать чувство неопределенности - заметили окружающие выкрик или нет.

Все эти высказывания в пустоту, неясные ожидания и запоздалые ответы держат человека в состоянии неполученных реакций.

4. Незнание.

Полный смысл передаваемого сообщения в социальной сети теряется.

Когда молодой человек общается с девушкой в кафе, смотрит на нее, то получает ее сообщения, содержащие целый набор невербальных параметров. В социальных сетях восприятие только вербальное.

При общении в социальной сети иногда сложно интерпретировать даже смайлик. Что он выражает - дружественную улыбку или саркастический смех? Наличие исключительно вербальной коммуникации может предполагать недопонимание со стороны обоих собеседников, что может привести кразличного рода негативным реакциям, что является ещё одним фактором, влияющим на желание вложить в сообщения невербальные составляющие - мимику, эмоции, личное присутствие, взгляд, улыбку или смех.

5. Неопределенность.

При общении в сети нельзя точно знать, почему люди не отвечают на сообщения: потому что девушка ушла варить кофе, чтобы не заснуть и просидеть еще полночи, или она общается с кем-то другим. Неизвестно - те песни, комментарии, которые оставляют на ее стене - лишь дружественные знаки, или в текстах песен хранятся недоступные постороннему наблюдателю важные смыслы.

Люди не видят всего сообщения, и ситуация неопределенности начинает рождать интерпретации видимого, обычно ложные и надуманные.

6.Совпадения настроения.

Социальные сети решают проблему синхронизации человеческих состояний. Как и частная переписка.

В жизни мы часто натыкаемся на то, что наш собеседник не готов воспринять наше сообщение - в момент обращения к нему он занят делами или другими мыслями.В сети эти ситуации частично сглаживаются тем, что можно отложить ответ на сообщение на то время, когда придет настроение или возможность[2; с.15].

Социологи обычно выделяют четыре фактора, оказывающих влияние на успеваемость студентов:

  • социоэкономический статус семьи;
  • время, потраченное на самостоятельное обучение и подготовку к занятиям;
  • время, потраченное на дополнительную рабочую занятость и хобби;
  • университетская или школьная среда.

Однако, как показали исследования последних лет, недооцененным остается фактор социального окружения учащихся. Во многих эмпирических работах было установлено, что друзья-однокурсники своим примером влияют на поведение и успеваемость друг друга.

В то же время в большинстве исследований были существенные недоработки. Так, например, в качестве социального окружения рассматривалась случайным образом сформированная группа, а положение учащегося в социальной сети представлялось как статическое и не подверженное изменениям. Такой подход не давал адекватно проанализировать ситуацию. Социальное окружение складывается в результате осознанного выбора, который совершает индивид, причем этот выбор является не статичным, а динамическим. Социальные сети с течением времени существенно меняются, особенно если речь идет о контактах студентов-первокурсников. К примеру, студент может разорвать отношения с однокурсником, который получает низкие оценки, и стремиться формировать новые связи с успевающими учащимися.

Студенты, социальное окружение которых составляли те, кто учился на «хорошо» и «отлично», постепенно улучшали свою успеваемость. Таким образом, изначальное формирование дружеской связи со студентом, обладающим высокими способностями и получающим высокие оценки, может иметь положительный эффект для друзей этого студента. В то же время изначальное формирование связи со студентом с невысокими способностями может впоследствии иметь негативный эффект для его сверстников, то есть снижать их успеваемость[20].

Длительное пребывание студентов в социальных сетях негативно сказывается на их успеваемости в учебе. Согласно последнему исследованию психологов, те студенты, которые проводят время в популярной социальной сетиFacebook, имеют значительно более низкие оценки, чем те, кто такими сервисами не пользуется.

Группа психологов по главе с профессором Полом Киршнером из Нидерландов пришла к выводу, что успеваемость у студентов, подключенных к Facebook даже в фоновом режиме, в среднем на 20% ниже, чем у других учеников. При этом выяснилось, что те студенты, которые не тратят время на социальные сети, уделяют учебе вне стен университета на 88% больше времени, пишетбританская газета TheDailyMail со ссылкой на результаты исследования.

Пользователи считают, что постоянное переключение задач позволяет им сделать больше за короткий промежуток времени, однако правда заключается в том, что это увеличивает количество времени, необходимое для решения задачи, и приводит к неизбежным ошибкам, отметили психологи.

Участие в исследовании приняли 219 студентов в возрасте от 19 до 54 лет, обучающихся в одном из университетов США. Подавляющая часть испытуемых не согласилась с тем, что их времяпрепровождение в социальных сервисах каким-то образом влияет на успеваемость[18].

Сериалы являются важным источником, расширяющим знания о мире. Образ мира формировался в последнее время именно кинофильмами, сериалами. Главным преимуществом сериалов и кино является «эффект присутствия». Воздействие производится на органы слуха и зрения, что обеспечивает более прочные связи с аудиторией[8; с.318].

Функции сериалов:

1. развлекательная;

2.информативная (сообщения о фактах, значимых для данной общности);

3. воспитательная, основанная на принятых установках;

4. рекреационная[1; с. 40-42].

Современные сериалы являются эффективным средством влияния на становление личности старшеклассника и является дешевым и доступным источником информации. Оно более прочно связано с аудиторией и влияет сильнее, чем остальные СМИ.

Ведь можно, вместо того, чтобы припасть к экрану, выучить иностранный язык, пойти на курсы и повысить свою квалификацию или получить еще одно высшее образование, или записаться на те же танцы, или еще куда-то, наша современная, жизнь дает нам неограниченные возможности для получения новых навыков.

Человек может этого не замечать, но, просматривая телесериалы, с течением времени он всё сильнее погружается в мир других людей – любимых персонажей. Он начинает думать о них больше, чем о тех, кто рядом, привыкает к ним, отождествляется с ними.  Они становятся частью его жизни, а сам он скорее ждёт, когда появится новая серия. И если ради просмотра нового эпизода он готов пожертвовать всем остальным, то стоит задаться вопросом: а не вредно ли это для человека?

Зависимость от сериалов на первый взгляд, конечно, не представляет какой-то серьёзной опасности. Однако, несмотря на это она может оказывать на жизнь людей серьёзное воздействие. Она незаметно проникает в глубины сознания, что через некоторое время начинает проявляться внешне: изменяется отношение к родным и знакомым, к выполнению важных дел; снижается способность к концентрации и эффективной работе; меняется даже восприятие реальности и в жизни начинаются проблемы, ведь основной потребностью и главным желанием становится расположиться на диване и посмотреть серию.

Как только просмотр телесериалов начинает входить в привычку, которая деструктивно влияет на жизнь, нужно сразу же принимать меры по её устранению, чтобы она не усугубилась и не «натворила дел».

Итак, как же определить, что человек стал зависим от телесериалов?

o   просмотр телесериалов начинает преобладать над общением с живыми людьми, а конкретно – с близкими, друзьями, любимыми;

o   распорядок дня начинает подстраиваться под просмотр сериала;

o   важные дела, такие как работа, учёба, деловые встречи и т.д. отходят на второй план, если появляется необходимость в просмотре новой серии телесериала;

o   мысли о происходящих в сериале событиях начинают довлеть над мыслями о текущих делах.

Под "компьютерными играми" подразумевают широкий класс программ и технических устройств, на которые они инсталлированы. Выводы о влиянии компьютерных игр не учитывают в полной мере такие важные параметры, как содержание компьютерной игры и ее сложность, т. е. те когнитивные и моторные навыки, которых требует игровая деятельность. Даже начинающему пользователю ясно, что простые компьютерные копии традиционных карточных игр или лото имеют совершенно иное психологическое воздействие, чем игры, симулирующие реальную ситуацию (полет на самолете, путешествие по неизвестной стране и т. п.). Создание четкой классификации компьютерных игр по их психологическому содержанию могло бы приблизить нас к пониманию механизмов воздействия конкретной игры на пользователя[15;с. 336].

Выделяется несколько подтипов игр:

1. Аркадные игры. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации. Такие игры еще называют "приставочными", т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках. Эти игры в большинстве случаев весьма безобидны в смысле влияния на личность играющего, т.к. психологическая зависимость от них чаще всего носит кратковременный характер.

2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности "пройти" игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры. В названии употребляется слово "традиционные", поскольку нельзя назвать тип просто "азартными играми", т.к. практически все неролевые компьютерные игры по своей природе являются азартными. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом - компьютерные варианты игрового репертуара казино.

5. Образовательные. Игры, включающие в себя элементы обучающих программ, которые подаются через сам игровой процесс и, благодаря повышению интереса к ним в связи с необычным антуражем, впоследствии хорошо запоминаются[3;с.48-51].

Сходную логику можно применить к данным о негативном влиянии компьютерных игр на успеваемость студентов, согласно которым азартные игроки с компьютером забывают о выполнении срс и, как следствие, снижают успеваемость. Однако ситуация здесь может быть прямо противоположной: трудности в освоении материала вызывают "бегство" ученика в мир компьютерной игры.

Существуют игры, которые способствуют хорошей памяти, учат считать и строить мысли логически. Чтобы приступить к игре потребуется запомнить правила игры, персонажей, научиться ими пользоваться. В компьютерных играх используется модель реальных событий, что несет в себе обучающую роль [16; с.256].

 

1.3. Интернет – как причина аддиктивного поведения

Понятие аддикция («аддиктивный» - привыкший, пристрастившийся) ранее в соответствии с определением ВОЗ трактовалось как «состояние периодической или хронической интоксикации, вызванной повторным употреблением естественного или синтетического вещества, к которому имеется непреодолимое влечение, сопровождаемое тенденцией к увеличению доз, повышением толерантности и синдромом отмены, при которых всегда имеется психическая и физическая зависимость от эффекта вещества». В разговорном английском языке слово аддикция (пагубная привычка, страсть) может быть отнесено практически к любому веществу, занятию или взаимодействию. В настоящее время слово аддикция приобрело более широкое значение. Теперь говорят, что у людей «есть аддикция» к пище, курению, азартным играм, интернету, покупкам, игре и др.

Интернет-аддикция как самостоятельная форма не химической зависимости была выделена за рубежом в конце 80-х, в России - с конца 90-х годов. Установлено, что это неразумное, часто не преодолимо-патологическое, влечение, к использованию интернета причиняющее вред психологическому и физическому здоровью и негативно влияющее на межличностные отношения[11; с.768].

Многие интернет-аддикты согласны с наличием у них зависимости от Интернета, а так же признаются в том, что в прошлом они злоупотребляли лекарственными препаратами, алкоголем, сигаретами или пищей. Достаточно часто среди интернет-зависимых встречаются патологические игроки или любовные аддикты и аддикты избегания, сексуальные аддикты[10; с.157].

Определены психологические и физические симптомы, характерные для патологического пользования Интернетом.

Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна.

Достаточно давно выявлены опасные предвестники интернет-зависимости:

- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

- предвкушение следующего сеанса «онлайн»;

- увеличение времени, проводимого «онлайн»;

- увеличение количества денег, расходуемых «онлайн».

По мнению многих психологов, социологов, психологов и психиатров с ростом компьютеризации и дальнейшего технологического прогресса будет неумолимо расти число и интернет-аддиктов, особенно среди молодой части населения[5; с.240].

Исследователи отмечают, что большая часть Интернет - зависимых "сидит" в сети ради общения, что в итоге приводит к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.

91 % – это заядлые участники форумов, чатов, групповых игр, телеконференций, а также других ресурсов, нацеленных на общение. Люди открыто высказываются на любые интересующие их темы и свободно выражают свои чувства и эмоции в сети, ведь Интернет – это гарантия безопасности и анонимности. Часто такие люди имеют проблемы в общении с людьми в реальности.

9% зависимых удерживает в сети неограниченный доступ к информации, медики изобрели описательный термин такой зависимости - "информационный вампиризм". На Западе ученые уже бьют тревогу, считая Интернет опасным для психики и социального развития человека, ведь Интернет - аддикция проявляет себя точно также как пристрастие к алкоголю, наркотикам и азартным играм, только на ее приобретение уходит гораздо меньше времени - от полугода до года , по мнению американских психологов[9; с.251].

Университет в Hertfordshire провел исследование. Оно основывалось на опросе 445 пользователей в Великобритании, и его результаты были предоставленыБританскому психологическому обществу. «Фанатами», т.е. зависимыми себя считают 46% пользователей. Эти люди постоянно находятся в Интернете и считают это замечательным. Большинству из тех, кто считает себя зависимым, около 30 лет. Как видно, на сетевую иглу «садятся» далеко не только подростки и студенты. Отличается, что быстрее и чаще привыканию подвержены гуманитарии, притом с высшим образованием. У многих из них само понятие зависимости от сети вызывает активную неприязнь, хотя они и подмечают сильную склонность к виртуальному общению. Исследование, проведенное Кимберли Янг психологом из Питтсбургского университета в Бредфорде, вызвало новую волну дискуссий по вопросу наркотического пристрастия к интернету.

Исследования Янг опирается на результаты ответов 196 человек на составленный ею тест. Около 25% респондентов отметили, что попали на крючок в течение первых шести месяцев активной работы в Сети, еще 58% приобрели зависимость в течение года. При этом 52% опрошенных одновременно проходили курс терапии, связанный с другими пристрастиями (алкоголизм, наркомания, азартные игры), а 54% испытывали депрессию. Поскольку на вопросник Кимберли Янг отвечали люди, заведомо испытывающие определенные проблемы (плюс незначительное число любопытных), выборка, очевидно, не представительна для всей Интернет-популяции. Критике специалистов подвергся и сам набор вопросов психолога. Основываясь на результатах опроса, а так же используя статистические данные по распространенности алкоголизма, Ян пришла к выводу о том, что 5-10% людей, активно использующих Интернет в своей практике, испытывают определенные проблемы. Исследовательница полагает, что наибольший урон карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного онлайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план[12; с.134].

 

Вывод

Проанализировав главу курсовой работы, можно с уверенностью сказать, что интернет действительно стал одной из форм культурно-досуговой деятельности. Онлайн-развлечения играют существенную роль в социализации молодежи. Обычное проведение досуга стало виртуальным. Общение происходит посредством социальных сетей. Теперь познакомится с людьми, найти новых друзей можно на расстоянии. В идеале, интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей деятельности.

Сходить в музей или посетить какой-либо концерт можно совершенно спокойно через онлайн-трансляцию. Такой способ отбивает желание молодых людей увидеть представление «вживую».

Подведя итог, можно сделать основной вывод: важно, чтобы досуг, проведенный в интернете, благотворно отражался на здоровье организма молодого человека и не мешал интеллектуальному развитию, успеваемости, а наоборот дополнял.

 

 

Глава II. Влияние виртуального мира на учебную деятельность студентов.

2.1. Программа исследования

Проблема заключается в том, что виртуальный мир с одной стороны помогает поддерживать связь со своими друзьями, знакомыми; помогает находить нужную информацию для выполнения каких-либо заданий; с другой стороны, слишком много времени уделяется социальным сетям, играм, сериалам, что в свою очередь ведет либо к зависимости, либо к неуспеваемости по учебе. Интернет позволяет студентам не делать самим какой-либо работы, ведь можно с помощью Интернета скачать срс, курсовую, дипломную.

Объект: учебная деятельность студентов ИП СВФУ

Цель: выявить влияние онлайн-развлечений на успеваемость студентов.

Задачи:

1. Рассмотреть понятия и явления онлайн-развлечения, успеваемость, виртуальная реальность.

2. Изучить классификацию видов досуга в онлайн-развлечениях.

3. Изучить влияние виртуального мира на учебную деятельность студента.

Этапы исследования:

I этап «Подготовительный» – разработка плана исследования, подготовительные работы (4-20 января 2016 года);

II этап «Оперативно-процедурный» – эмпирическое обследование, сбор данных об изучаемом объекте (12-19 марта 2016 года);

III этап «Результирующий» – обработка и анализ результатов исследования, выводы и составление отчета (22-27 марта 2016 года).

Инструментарий исследования:

120 анкет, шкала интернет-зависимости по Анастасии Жичкиной

 

Методы:анкетирование

Операционализация основных понятий:

Онлайн-развлечения –1. Виды онлайн-развлечений(социальные сети, сериалы, компьютерные игры) ; 2. Интернет-аддикция (признаки аддикции).

Гипотеза: В процессе досуга и неправильного его восприятия возможно появление аддикций, которые не вызывают помехи в учебной деятельности.

 

2.2. Анализ анкетирования

Цель анкетирования: выявить влияние онлайн-развлечений на успеваемость студентов ИП, ИМИ, ИФКиС, ФЛФ.

Методика исследования: опрос в форме анкеты

Анкетирование проводилось в учебных корпусах СВФУ: ГУК, КФЕН, 14-18 марта 2016 г.

Данную анкету заполнили 120 человек (по 30 человек из каждого факультета/института).

Из 120 опрошенных 52 человека (43,3%) являются мужского пола, а остальные 68 человек (56,6%) являются представителями женского пола. Это говорит о том, что представительниц женского пола чуть больше, чем мужского, но не намного.(Рис.1)

Рис.1. Половые характеристики опрошенных

 

 По возрастной шкале 45,8% преобладают студенты 20-ти лет, 21-летних составило 25,8%; 19-летних оказалось 13,3%; 22-летние составили 8,3%; 23-летние 2,5%; 18-летние 1,6%; 17-ти, 24 лет, 26 лет оказался одинаковый процент 0,8%. Наибольшее число респондентов были 20-летнего возраста.(Рис.2)

Рис.2. Возрастные особенности

 

Большее количество студентов составили 3 курсы - 74 человека (61,6%), меньший процент составил 1 курс, их было 8 человек (6,6%). (Рис.3)

Рис.3. Курс обучения респондентов

На первый вопрос «Есть ли у вас под рукой свободный доступ в Интернет» 111 человек (92,5%) ответили «да», 9 человек (7,5%) ответило «нет». Что говорит о том, что почти все свободно могут выйти в Интернет, у всех имеется смартфон, который им в этом поможет в любой момент.(Рис.4)

Рис.4. Доступ в Интернет

 

4- 6 часов проводят в среднем в день в сети Интернет 45 опрошенных (37,5%), что составило большинство. 33 человека (27,5%) проводят в сети 1-3 часа, 31 человек (25,8%) проводят в сети более 6-ти часов и 9,1% затруднились с ответом.(Рис.5)

Рис.5. Время, проведенное в Интернет

 

 Для общения Интернет используют 84 студента (70%), 70 студентов (58,3%) использует Интернет для сериалов, музыки; 61 студент (50,8%) использует Интернет для поиска информации в учебных целях; 27 студентов (22,5%) использует для онлайн-игр. По результатам исследования выяснилось, что большее количество опрошенных используют Интернет для общения с людьми.(Рис.6)

Рис.6. Использование Интернет

 

Также в ходе исследования выяснилось, что 86 студентов (71,6%) выполняют самостоятельную работу студента с помощью Интернет, 15 человек (12,5%) берут в библиотеке книги для выполнения задания и 5 студентов (4,1%) ответили, что не выполняют задания. Как мы видим, большинству студентов не нужны библиотеки и книги для выполнениясамостоятельной работы студента так, как они делают с помощью Интернет. Из 120 студентов 5 не выполняют СРС.(Рис.7)

Рис.7. Выполнение домашнего задания

 На вопрос «Пользуетесь ли вы во время занятия телефоном» 58 человек (48,3%) ответили, что пользуются «иногда», 46 студентов (38,3%) используют телефон во время пары, 16 студентов (13,3%) вообще не используют телефон во время пары. В большинстве, студенты пользуются своим телефоном во время пары.(Рис.8)

Рис.8. Использование телефона

 

По результатам анкетирования выяснилось, что 46 студентов(38,3%) «иногда» не успевали сделать задание по учебе из-за того, что долго были в сети Интернет. 34 студента(28,3%) не сталкивались с такой проблемой. 23 студента(19,1%)  «часто» не успевали сделать задание; 17 студентов (14,1%) «очень редко» сталкивались с такой проблемой. (Рис.9)

 


Рис.9. Невыполнение домашнего задания

71 студент (59,1%) не играют в онлайн-игры, 30 студентов (25%) играют в онлайн –игры, 11 (9,1%) студентов «редко» играют, 8 студентов (6,6%) «иногда» играют. Как показало исследование, большинство респондентов 59,1% не играют в онлайн-игры. (Рис.10)

Рис.10. Онлайн-игры

 

68 студентов (56,6%) не уделяют вообще время на игры; 31 студент(25,8%) в день играют в игры от 1 до 3 часов. 11 студентов (9,1%) уделяет играм от 3 до 6 часов; 10 студентов (8,3%) играют более 6 часов в день. (Рис.11)

Рис.11. Время, уделенное играм

На вопрос «смотрите ли вы сериалы» 69 студентов(57,5%) ответили ,что смотрят. 28 студентов(23,3%) вообще не смотрят сериалы, что оказалось меньшинством. 20 студентов (16,6%) иногда смотрят ; 3 студента(2,5%) редко смотрит сериалы. (Рис.12)

Рис.12. Сериалы

46 студентов (38,3%) в день на сериалы уделяет от 1-3 часов,33 студента (27,5%) не смотрят вообще; 28 студентов (23,3%) уделяют 1 час; 14 студентов (11,6%) уделяют от 3-5 часов на сериалы; 9 студентов (7,5%) смотрят сериалы более 5 часов в день. (Рис.13)

Рис.14. Время, уделенное сериалам

 

На вопрос «Как вы думаете, влияют ли на вашу успеваемость онлайн-развлечения(сериалы,игры,соц.сети)» 68 студентов (56,6%) ответили, что «не влияют» , 20 студентов(16,6%) думают, что онлайн-развлечения «помогают» и 32 студента (26,6%) ответили ,что «мешает учебе». Большинство респондентов думает, что онлайн- развлечения никак не влияют на их успеваемость.(Рис.15)

Рис.15. Влияние онлайн-развлечений

 

Анкетирование показало, что студенты на вопрос «Какова ваша успеваемость» ответили «4-5» – 72 студента(60%) , «3-4» - 26 студентов(21,6%) , «отлично» - 19 студентов( 15,8%), с «хвостами» 3 студента, что составило 2,5%. По результатам, можно наблюдать то, что большинство справляется с учебной деятельностью.(Рис.16)

Рис.16.Успеваемость

На вопрос «Есть ли у вас молодой человек/девушка» 54 студента(45%) дали ответ «есть» , 66 студентов (55%) «нет».(Рис.17)

Рис.17.Семейное положение

 

Институт психологии 30 студентов (25%)

Институт математики и информатики 30 студентов (25%)

Институт физической культуры и спорта 30 студентов (25%)

Филологический институт 30 студентов (25%) (Рис.18)

Рис.18. Факультет/институт

 

Подведя итог, выяснилось, что онлайн-развлечения (социальные сети, сериалы) занимают определенное место в жизни студента СВФУ. Студенты в большинстве, не могут расстаться с телефоном даже во время занятия, абсолютное большинство выполняет домашнее задание через Интернет, играют в онлайн-игры, смотрят ежедневно сериалы, но при этом это никак не мешает на успеваемость. Напротив, большинство является «хорошистами» учебы и «отличниками».

 

 

 

2.3. Итоги исследования методики

Данная методика является Анастасии Жичкиной

Цель методики: выявить интернет-зависимость у студентов СВФУ

Методика проводилась в учебных корпусах СВФУ: ГУК, КФЕН, 14-18 марта 2016 г.

Данную методику заполнили 120 студентов (по 30 человек из каждого факультета/института).

Интернет-зависимость – один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием.

Выбор варианта «А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б» – 0 баллов.

Склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет-зависимости 3 и выше,не склонными к Интернет-зависимости – с баллом 0 до 2 по этой шкале.Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале.

В общем, выяснилось, что из 120 опрошенных 86 студентов (71,6%) склонны к Интернет-зависимости. Что значит, потенциально они являются интернет-зависимыми, то есть стремятся часто выходить в интернет. Такие люди обладают такими чертами личности, как неустойчивость в эмоциональной сфере, низкая дисциплинированность, неспособность контролировать свои эмоции и поведение, фрустрированность, социальная пассивность, застенчивость, настороженность по отношению к людям. Предпочитают использовать такие копинг-стратегии, как «бегство».

21 студент (17,5%) не склонны к интернет-зависимости. То есть, это те люди, которые предпочитают живое общение, вместо интернет, но также являются активными его пользователями. Не склонные к зависимости от Интернета испытуемые в качестве ухода от проблем используют «положительную переоценку».

13 студентов (10,8%) являются интернет-зависимыми. То есть, это те люди, которые предпочитают живому общению, общение по Сети, не могут нормально усидеть на месте без доступа к Интернет. Для студентов с интернет-зависимым поведением характерны следующие типы акцентуаций характера: циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, интровертированный, возбудимый, неустойчивый, тревожно-педантический, демонстративный. Студенты с интернет-зависимым поведением характеризуются сниженным эмоциональным и социальным интеллектом, чем не зависимые или склонные к интернет-зависимости.(Рис.19)

Рис.19.Общая шкала

 

В ИП выяснилось, что большинство 25 студентов (83,3%) являются склонными к интернет-зависимости.3 студента (10%) являются не склонными к интернет-зависимости. 2 студента (6,6%) являются интернет-зависимыми.(Рис.20)

Рис.20. Шкала института психологии

 

В ИМИ 20 студентов (66,6%) являются склонными к интернет-зависимости.8 студентов (26,6%) интернет-зависимые.2 студента (6,6%) не склонны к интернет-зависимости.(Рис.21)

Рис.21.Шкала института математики и информатики

 

В ИФКиС выяснилось, что 18 студентов (60%) склонны к интернет-зависимости. И 12 студентов (40%) являются не склонными к интернет-зависимости. Нет интернет-зависимых студентов.(Рис.22)

Рис.22.Шкала института физической культуры и спорта

 

В ФЛФ 23 студента (76,6%) склонны к интернет-зависимости.4 студента (13,3%) не склонны к интернет-зависимости.3 студента (10%) интернет-зависимые.(Рис.23)

Рис.23. Шкала филологического факультета

 

 

Для определения наличия взаимосвязи между двумя наборами данных используется коэффициент корреляции. Он обозначается буквой «R».

Тесноту связи определяют по величине коэффициента корреляции, которая может принимать значения от -1 до +1 включительно.

Табл.1

Количественные критерии оценки силы связи

Величина коэффициента корреляции

 

0,1-0,3

 

0,3-0,5

 

0,5-0,7

 

0,7-0,9

 

0,9-1

 

Характеристика силы связи

 

Слабая связь

Умеренная связь

 

Заметная связь

 

Высокая связь

Весьма высокая связь

 

Корреляция проводилась среди респондентов по методике и вопросу из анкеты и выявлялась связь между ними.(см. табл.2)

Табл.2

Определение величины коэффициента корреляции

Методики

Не склонны к интернет зависимости/Мешает учебе

Склонны к интернет зависимости/не влияют

Интернет-зависимые/Помогают

Склонны - не склонны

21

86

13

Мешают учебе - не влияют

32

68

20

 

1)   21 чел.(17,5%) эти студенты не склонны к интернет-зависимости.

86 чел.(71,6%) являются склонными к интернет-зависимости.

13 чел.(10,8%) являются интернет-зависимыми.

2)   32 чел.(26,6%) ответили, что онлайн-развлечения мешают процессу обучения.

68 чел.(56,8%) ответили, что онлайн-развлечения не оказывают влияние на обучение.

20 чел.(16,6%) ответили, что онлайн-развлечения помогают обучению.

R=0,989865387, где R величина коэффициента корреляции среди респондентов.

В соответствии с предложенной в таблице 1 классификацией коэффициентов парной корреляции сила статистической связи между результатами методики и вопроса из анкетыR относится к категории «Весьма высокая связь».

Исходя из результатов корреляции, можно сделать вывод, что влияние онлайн-развлеченийи интернет-зависимости связаны между собой тем, что Интернет нужен для студентов в процессе обучения и в жизни. Большинство студентов сами того не подозревая являются склонными к интернет-зависимости. То есть потенциально они могут оказаться и среди тех, кто интернет-зависим и не склонен к интернет-зависимости.

Вывод

Подведя итог, можно сделать вывод о том, что онлайн-развлечения прочно вошли в нашу жизнь. Студенты используют телефон и Интернет даже во время учебного процесса, что влияет на их концентрацию внимания, сосредоточенность. Большинство смотрят сериалы, немного студентов играют в онлайн-игры, но и это не мешает им оставаться в большинстве «хорошистами». По данным шкалы интернет-зависимости выяснилось, что большинство оказались склонны к зависимости. Меньшее количество студентов не имеют склонности к этому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Поставленные цели и задачи были выполнены, и на их основе сделаны следующие выводы:

1.Исходя из полученных данных исследования, можно сделать вывод, что студенты все имеют свободный доступ в Интернет, который предоставляет путь ко всем онлайн-развлечениям. Также выяснилось, что абсолютное большинство студентов делает самостоятельную работу студента с помощью Интернет, а не книг из библиотеки. Большинство студентов сами считают то, что онлайн-развлечения  никак не влияют на их успеваемость , то есть они могут и быть «онлайн» в социальных сетях, смотреть сериалы/фильмы и играть в онлайн-игры, но при этом могут успевать хорошо учиться.

2. Гипотеза о том, что в процессе досуга и неправильного его восприятия возможно появление интернет - аддикций, которые не вызывают помехи в учебной деятельности подтвердилась, тем, что 71,6% респондентов оказались склонными к интернет-зависимости. По результатам выяснилось то, что онлайн-развлечения не влияют на успеваемость студентов(56,6%) и 60% являются «хорошистами» учебы, 16% «отличники» и 22% учатся «удовлетворительно». Возможно даже то, что именно онлайн- развлечения выстраивают день студента так, чтобы он успел сделать все: пойти на пары, выполнить самостоятельную работу студента, посмотреть сериал и так далее.

3. На основе проведенных исследований можно сделать заключение, что большинство студентов склонны к интернет-зависимости, это обусловлено тем, что сейчас век технологий, когда все динамично и подвижно, молодой человек не может остаться в стороне от современных гаджетов и не может выстроить блок от онлайн-развлечений.

Основываясь  на результатах исследования, можно предложить следующие рекомендации по данной теме:

1. Чтобы не рассеивалось внимание и концентрация студента во время учебного процесса можно ограничить использование гаджетов.

2. Показывать не только студентам, но и школьникам видеоролики/презентации про зависимость от онлайн-игр, где игроманы могут дойти до состояния агрессии или аффекта от того, что не поиграл или проиграл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

1.   Баженова, И. А. Что ищут дети в мировой паутине?// Библиотека : №9, 2002-  40-42 с.

2.   Биккулов, А.С. Диссертация «Интернет как средство массовой коммуникации» .СПб., 2003-15 с

3.   Владимирова Н.А. Дидактические игры на уроках информатики. // Информатика и образование. - 2005. № 4. -48-51с.

4.   Выгонский С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью. - М.: Феникс, 2010- 320 с.

5.   Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК. - 2002. - 240 с.

6.   Губанов  Д.А.,  Новиков  Д.А.,  Чхартишвили  А.Т.  Социальные  сети:  модели  информационного  влияния,  управления  и  противоборства  /  Под  ред.  гл.-  корр.  РАН  Д.А.  Новикова.  М.:  Изд-во  физико-математической  литературы,  2010 - 228 с.

7.   Жичкина А., Е. Белинская Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка- пользователя Интернета// Образование и информационная культура Москва 2000 – 438с.

8.   Залесский П., Спектр М. (2004). Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории // Мир Internet, 7-8, с. 42-44.

9.   Е.Н. Каменская /Психология развития и возрастная психология: конспект лекций /. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс,2007. – 251, [1] с.

10. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики/.- СПб., 2007-318 с.

11. Короленко Ц.П.,Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология // Новосибирск, издательство «Олсиб», 2001 -251 с.

12. Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебное пособие. СПб., 2006.

13. Лоскутова В.А., 2004; Наумова Т.А., 2007; Young К., 1996-2003].с.157

14. Менделевич В.Д. (Ред.) Руководство по аддиктологии. Издательство Речь, 2007 год, 768 с.

15. Наумова Т.А. Образ «Я» Интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве. Текст.:диссер. канд. психолог., наук: 19.00.05 / Наумова Татьяна Альбертовна / Ижевск, 2007 г. -134 с.

16. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост: Е.С. Рапацевич - М, 2005. - 518с

17. Россохин А. В., Измагурова В. Л. Личность в изменённых состояниях сознания. М.: Смысл, 2004, с. 516—523

18. Федоров А. В. Школьники и компьютерные игры с "экранным насилием". Педагогика. - 2005. - 336 с.

19. Цымбалюк И. С. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования, 2010. - М.: НИИ школьных технологий. - 256с.

20. Онлайн.http://www.artwebmedia.ru/glossary/definit/on-line/?q=352&n=154Словарь.[Электронный ресурс](Дата обращения: 26.01.2016)

21. Доказано негативное влияние соц.сетей на учебу. Социальные медиа. http://www.vesti.ru/doc.html?id=391090[Электронный реурс] (Дата обращения: 23.01.2016)

22. Словарь.[#"#">http://www.concordworld.info/psihologiya/vliyanie-seriala-na-nashu-zhizn.html[Электронный ресурс](Дата обращения 10.01.2016)

Приложения

Приложение 1.

Влияние онлайн-развлечений на успеваемость студентов

Уважаемый респондент! Мы проводим изучение влияния онлайн-развлечений на успеваемость студентов. Вам будут предложены вопросы, нужно выбрать вариант ответа, соответствующий вашему мнению. Заполнение займет не более 5 минут. Спасибо за сотрудничество!

1. Есть ли у вас под рукой свободный доступ в Интернет?

А) да Б) нет

2. Сколько времени в среднем в день вы проводите в сети Интернет?

А) 1-3 часа

Б) 4-6 часов

В) более 6 часов

Г) затрудняюсь ответить

3. Для чего вы используете Интернет?

А) общение (соц.сети, блоги)

Б) мультимедиа (сериалы, фильмы, музыка)

В) онлайн-игры

Г) поиск информации в учебных целях

4. С помощью чего вы выполняете домашнее задание?

А) интернет

Б) библиотека/беру книги

В) не делаю срс

5. Пользуетесь ли вы во время занятия телефоном?

А) да

Б) нет

В) иногда

6. Случалось ли такое, что вы не успевали сделать задание по учебе из-за долгого времяпрепровождения в онлайн-развлечениях?

А) очень редко

Б) иногда

В) часто

Г) нет

7. Играете ли вы на компьютере в онлайн-игры?

А) нет

Б) да

В) редко

Г) иногда

8. Сколько часов в день вы уделяете играм?

А) 1-3 часа

Б) 3-6 часов

в) более 6 часов

г) нет

9.  Смотрите ли вы сериалы?

А) да

Б) нет

В) иногда

Г) редко

10. Сколько часов в день уделяете сериалам?

А) 1 час

Б) 1-3 часа

В) 3-5 часов

Г) более 5 часов

Д) нет

11. Как вы думаете, влияют ли на вашу успеваемость онлайн- развлечения?

А) не влияют

Б) помогают

В) мешает учебе

12. Какова ваша успеваемость?

А) 3-4

Б) 4-5

В) отличник (-ца)

Г) с «хвостами»

13. Есть ли у вас молодой человек/девушка?

А) да

Б) нет  

14. Укажите факультет/институт:

А) ИМИ

Б) ИП

В) ИФКиС

Г) ФЛФ

Ваш возраст ____

Курс ___

Ваш пол м/ ж

 

 

Приложение 2.

Шкала Интернет-зависимости Анастасии Жичкиной

Инструкция: Выберите, пожалуйста, один из двух вариантов ответов (А или Б) тот, который лучше всего подходит для описания вашего поведения в Интернете и отметьте его галочкой. В этой анкете нет правильных или неправильных ответов, нам важно знать именно Ваше мнение.

1. А. Когда мне грустно или одиноко, я обычно выхожу в Интернет.
1. Б. Я не чувствую необходимости выйти в Интернет тогда, когда у меня плохое настроение.

2. A. Когда я провожу в Интернете меньше времени, чем обычно, я чувствую себя подавленно.
2. Б. Мое эмоциональное состояние не зависит от того, сколько времени я провожу в Интернете.

3. A. Я чувствую, что мое увлечение Интернетом мешает моей учебе, работе или отношениям с людьми вне Интернета.
3. Б. Использование Интернета не мешает моим отношениям с людьми, учебе или работе.

4. А. Многие мои знакомые не знают, сколько времени я на самом деле провожу в Интернете.
4. Б. Большинство моих знакомых знает, сколько времени я провожу в Интернете.

5. A. Я часто пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.
5. Б. Я не пытаюсь уменьшить количество времени, которое я провожу в Интернете.

6. A. Когда я не в Интернете, я часто думаю о том, что там происходит.
6. Б. Когда я не в Интернете, я редко думаю о нем.

7. A. Я предпочитаю общаться с людьми или искать информацию через Интернет, а не в реальной жизни.
7. Б. Я далеко не всегда прибегаю к помощи Интернета, когда мне нужно найти информацию или пообщаться.

Интернет-зависимость – один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием.

Выбор варианта «А» оценивается в 1 балл, выбор варианта «Б» – 0 баллов.

Склонными к Интернет-зависимости считаются испытуемые с баллами по шкале Интернет-зависимости 3 и выше,

не склонными к Интернет-зависимости – с баллом 0 до 2 по этой шкале.

Интернет-зависимыми в строгом смысле слова считаются те, кто набирает 6-7 баллов по этой шкале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Советы при «сериальной» зависимости:

o   постепенно начать изменять привычки. Конкретно – привычку смотреть телесериалы. Для начала можно начать подспудно заниматься чем-то отвлечённым во время просмотра: общением на другие темы, планированием, обдумыванием текущих дел, уборкой;

o   не ограничивать резко просмотр. Сначала можно пропустить серию, потом две, потом три и т.д. Постепенно интерес к происходящему в сериале начнёт угасать, т.к. вы увидите, что никакого негативного влияния на жизнь отказ от кино не оказал;

o   понять и осознать причины, по которым так хочется вновь уставиться в телевизор. Подумайте о том, что это вам даёт, от чего «спасает», почему вам не хочется жить реальной жизнью в это время;

o   начать заменять просмотр другими занятиями, даже находясь дома. Не включайте телевизор, почитайте книгу, приберитесь, пригласите друзей;

o   больше времени находиться там, где нет телевизора: на улице, в спортзале, на работе, в институте. Можно даже отправиться в путешествие. Не нужно только брать с собой планшет;

o   самый лучший способ — вообще избавиться от телевизора/ноутбука раз и навсегда. Результат не заставит себя долго ждать: во-первых, вы полностью исключите источник своей зависимости, во-вторых, перестанете воспринимать совершенно ненужную вам информацию, которой полно в новостях и всевозможных телепередачах, и в-третьих, освободите огромное количество времени для занятия чем-то полезным и важным;

o   в некоторых случаях для избавления от зависимости от сериалов следует обратиться к психологу. Но гораздо важнее — это понять причину своей зависимости и устранить её.[21]

 

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!