Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,87 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Магнитогорский педагогический колледж»

 

Школьное отделение

Кафедра психолого-педагогических дисциплин и частных методик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки группы 731

очной формы обучения

Кумаровой Галии Сулейменовны

Руководитель: Кащенко Ольга Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…...……………………………………………………………3

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

1.1 Понятие «познавательная активность» и её характеристика………..6

1.2 Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики………………………………………………………………12

ГЛАВА II.ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

2.1 Содержание уроков математики младших классов с позиции формирования познавательной активности………………………..…………..17

2.2 Методы и приемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики.………………………………....22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….……………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………30

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения(ФГОС) начального общего образования, направленный на реализацию заявленных целей, подчеркивает важность развития учащихся через организацию личностно значимой деятельности. Результатом внедрения ФГОС начального общего образования должна стать подготовка выпускника, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике.

Достижение обозначенных ФГОС начального общего образования результатов требует от учителя организации учебного процесса, направленного на развитие стремления учащегося к познанию, на основе учёта его личностных особенностей. Рассматривая познавательную деятельность как основу развития учащегося, следует выделить формирование познавательной активности учащихся в роли ведущей задачи в достижении требований ФГОС начального общего образования второго поколения. Решение этой задачи позволит сформировать позитивное отношение ученика к самой познавательной деятельности, к приобретению знаний, к науке и научным методам познания.

Проблема формирования познавательной активности в различных аспектах изучалась в трудах педагогов и психологов. Наиболее полное освещение проблемы формирования познавательной активности получили в трудах Г.И.Щукиной и Т.И. Шамовой[29], [28].

Психологической основой для развития, теории познавательной активности послужили положения теории деятельности, разработанные в трудах психологов А.Н.Леонтьева, Л.С.Рубинштейна, Л.И.Божович и другие [18], [25], [5].

Психологические аспекты познавательной деятельности изучались Б.Г.Ананьевым, А.Н.Леонтъевым, Л.С.Рубинштейном, А.С.Выготским, В.П.Зинченко, и другими.

Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность. Потребность саморазвития и способность удовлетворять ее посредством учения характеризует школьника как субъект учения. Все вышесказанное позволяет утверждать о том, что субъектом учения ребенка делает обладание таким качеством как познавательная активность.

Актуальность темы формирования познавательной активности определяется противоречием: между возросшими требованиями куровню формирования познавательной активности личности и недостаточным использованиемпедагогом-практикомуникальных возможностей детства в формировании познавательной активности школьников на уроках математики; между необходимостью реализации личностно-ориентированноймодели образования и уровнем подготовки педагога, не владеющего активными методами формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования познавательной активности в математическом образовании как условия результативного обучения младших школьников обусловили выбор темы нашего исследования, которая звучит следующем образом: «Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики».

Цель – выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики.

Объект – методика преподавания математики в начальной школе.

Предмет – формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики.

Задачи:

1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики;

2. дать характеристику понятия «познавательная активность»;

3. изучить методы и приемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики.

Для осуществления цели работы и решения поставленных задач необходимо ознакомиться с комплексом теоретических методов исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ программы «Перспектива»; обобщение; цитирование.

В качестве гипотезы исследования является предположение о том, что процесс формирования познавательной активности младшего школьника на уроках математики будет существенно улучшен при ориентации процесса обучения младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию.

Поставленные задачи определили содержание работы. Она состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

1.1Понятие «познавательная активность» и её характеристика

 

Проблема формирования познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находится в центре внимания педагогов еще с давних времен. Процесс обучения проходит эффективнее, если учащийся проявляет познавательную активность, как доказывает педагогическая практика. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как «принцип активности и самостоятельности учащихся в обучении» [6]. Средства реализации ведущего педагогического принципа определяются в зависимости от содержания понятия «познавательная активность». В содержании понятия «познавательная активность» можно выделить несколько направлений. Многие ученные рассматривают познавательную активность как естественное стремление учащегося к познанию.

Каждому известно, что человеку свойственно стремиться к познанию всего вокруг. Это стремление начинает проявляться в ребенкееще с его первых дней жизни. Педагоги прошлых лет целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в работе «Мысли о воспитании» утверждает, что физическое и духовное развитие человека едино одним известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле»[19]. При сильном теле, как считает Д. Локк, легко двигаться вперед по своему пути. Поддерживая идею единства физического и духовного развития, другие авторы находят важные педагогические средства формирования познавательной активности. Например, для поддержания интереса к занятиям по математике, следует их прекращать до момента утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство – регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся [20].

Итак, стремление ребенка к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности ученика так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах,играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами. Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика деятельности младшего школьника, ее интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса. Например, П.Н.Груздева и Ш.Н.Ганелин, Р.Г.Ламберг, исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.

Т.И. Шамова пишет: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей»[28].

Так же есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания[29]. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию.

Б. П. Есипов считает, что «познавательная активность – это сознательное, целенаправленное выполнение умственной и физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями, навыками [11].

Г. М. Лебедев указывает, что познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении» [14].

Э.А. Красновский дает познавательной активности другое, особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»[6].

В словарях даются следующие определения познавательной активности. Познавательная активность – качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты [8].Познавательная активность – разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания. Формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения и результат научения. Критерии познавательной активности: количество и качество изучаемого материала, познавательный интерес, сформированность приемов умственной деятельности, уровень подготовленности к обучению на данном уровне, количество используемых источников в обучении и самообразовании, самостоятельность и инициативность в обучении, в познании. Познавательная активность характеризует всю жизнедеятельность учащегося, от нее зависит его благополучие, успех, статус. Она может стать устойчивым личностным образованием и быть качеством личности [3]. Познавательная активность – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом[15].

Исследования проблемы формирования познавательной активности внесли огромный вклад в развитие теории познавательной активности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации.

В педагогической практике так же ищут эффективные пути повышения качества усвоения учебного материала детьми. Повышение результативности обучения школьников не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Ее становление в младшем школьном возрасте положительно влияет на развитие личности. В силу этого, необходимо, на наш взгляд, целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников [7].

Анализ литературы по проблемам формирования познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни сравнивают активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

Ученые в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяют такие уровни активности[28]:

·   Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;

·   Поисково-исполнительная активность – это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;

·   Творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Данные уровни сформированности познавательной активности выделены с позиции качественного измерения, с точки зрения же количественного измерения обычно выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.

Так же различают следующие уровни познавательной активности[23]:

·   Непосредственная познавательная активность – генетически ранняя форма познавательной активности;

·   Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям;

·   Познавательная активность, направленная на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними.

·   Самостоятельная познавательная активность, характеризующаяся ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого.

В педагогическом словаре же различают три уровня познавательной активности [15]:

·   Воспроизводящая активность;

·   Интерпретирующая активность;

·   Творческая активность.

Познавательную активность можно распределить и на следующие уровни[2]:

·   Нулевой уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя.

·   Относительно-активный уровень. У учащихся данного уровня заинтересованность проявляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами преподавания. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению.

·   Активный уровень. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Именно на таких учеников опирается учитель при изучении новой темы. Главное учебное достоинство этих учащихся – стабильность.

Таким образом, на основании проведенного анализа, мы для себя определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики

Математика занимает особое место в системе школьных предметов, так как она является не только объектом изучения, но и средством, развивающим творческое, логическое мышление, ибо на уроках математики учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они приобретают знания по другим предметам. Учебные программы по математике ориентированы на изучение её как системы, на развитие логического мышления, повышения математической культуры, выработку практических умений и навыков [21].

Системность изучения математики способствует не только глубокому осознанию её законов, овладению её закономерностями, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по обогащению математическим образованием [26].

В последние годы исследователи (А.Г. Асмолов, Д.Н. Богоявленский, Н.Ф. Виноградова, А.Б. Воронцов, В.И. Горовая, Н.Б. Истомина, Л.B.Занков, Н.Г. Калашникова, В.Г. Кинелев и др.) отмечают острую потребность в новом подходе к процессу обучения.

Познавательная активность способствует развитию творческой активности и самостоятельности младших школьников, поэтому в учебном процессе учителями должно уделяться больше внимание её формированию.

Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка?

 Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока [9].

 В педагогической практике используются различные пути формирования познавательной активности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют познавательную активность и самостоятельность учащихся[24].

Прежде всего, познавательную активность возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового [1].

Ученики испытывают удивление, когда, составляя задачу,узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

В настоящее время раскованней стала школа, но раскованней чувствуют себя и дети. Их всё труднее становится увлечь чем-либо сущностным, полезным, важным. На помощь нам приходит внедрение в учебный процесс новейших информационных технологий, в частности компьютерных, которые повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную деятельность учащихся.

Активная позиция учащихся на уроке, их интенсивная интеллектуальная деятельность являются как условием, так и следствием формирования познавательной активности на занятиях по математике. Желание узнать новое, умение высказывать своё мнение, уверенность и твёрдость в отстаивании своей точки зрения, самостоятельность и критичность – эти качества очень важны в воспитании личности младшего школьника, в формировании познавательной активности, его интереса к учению, к знаниям [4].

Формирование познавательной активности лежит через разнообразную самостоятельную работу. На уроках математики нужно стараться больше времени уделять самостоятельной работе. Подбирать задания для сильных и слабых учащихся, которые служат базой для изучения новой темы и способствуют лучшему её усвоению, и для закрепления изученного материала. Для индивидуальной работы можно использовать карточки, которые тоже повышают уровень вычислительных навыков учащихся. Самостоятельное выполнение заданий – самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков ученика, с помощью которых формируется познавательная активность [16], [30].

Одним из средств формирования познавательной активности является дидактическая игра. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к предмету, помогает им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, побуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры [12], [13].

Одним из средств пробуждения и поддержания познавательной активности является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развёртывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемных ситуаций учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний и делает это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление познать суть, раскрыть противоречие. В этом случае активная поисковая деятельность учащихся поддерживается непосредственным, глубоким, внутренним интересом [10].

Проблемное обучение вызывает в жизни эмоции учеников, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению [22].

Особенно плодотворно формируют познавательную активность разнообразные творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями. Для этого лучше всего регулярно проводить медиа уроки, с сопровождением мультимедийных презентаций, мультфильмов, фильмов. Такая форма проверки знаний позволит разнообразить урок, сделать его более наглядным, интересным и познавательным. Использование компьютера облегчает проверку знаний и умений учащихся, позволит организовать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении учащихся [17].

Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызывать у него интерес к учёбе, потребность к добыванию знаний, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности. Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательную активность учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание математики богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными[27].

Таким образом, можно сделать вывод, что регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на формирование познавательной активности, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и конечно же формирует, и развивает их познавательную активность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

2.1 Содержание уроков математики младших классов с позиции формирования познавательной активности

 

Формирование познавательной активности младших школьников – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении. Формирование ее возможно лишь через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока [9].

Значимую роль в формировании познавательной активности играет урок математики. Именно на этом уроке у детей часто просыпается желание узнать новое, умение высказывать своё мнение, уверенность и твёрдость в отстаивании своей точки зрения, самостоятельность и критичность.

Математика занимает особое место в системе школьных предметов, так как она является не только объектом изучения, но и средством, развивающим творческое, логическое мышление, ибо на уроках математики учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они приобретают знания по другим предметам[26].

В ходе исследования нами было проанализировано содержание уроков математики с позиции формирования познавательной активности, комплект УМК «Перспектива».

Программа «Перспектива» разработана на основе ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Курс математики для 1—4 классов начальной школы, реализующий данную программу, является частью непрерывного курса математики для дошкольников, начальной школы и 5—6 классов средней школы образовательной системы «Школа 2000…» и, таким образом, обеспечивает преемственность математической подготовки между ступенями дошкольного, начального и общего среднего образования.

Основными целями курса математики для 1—4 классов в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования являются:

  формирование у учащихся основ умения учиться;

  развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;

  создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.

Содержание курса математики строится на основе:

  системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.);

  системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий (Н. Я. Виленкин);

  дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…» (Л. Г. Петерсон).

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…». Суть её заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определённых ФГОС, и умение учиться в целом. Следовательно, у них формируется познавательная активность.

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа 2000…».

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

3. Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности

Развитию логической линии при изучении арифметических, алгебраических и геометрических вопросов программы уделяется достаточно серьезное внимание. Практически все задания курса требуют от учащихся выполнения логических операций — анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, классификации, способствуют развитию познавательных процессов — воображения, памяти, речи, логического мышления.

Рассмотрим познавательную активность ученика на примере структуры одного урока[27].

1. Включение школьников в работу в начале урока – необходимо с самого начала занятия заинтересовать детей, привлечь их внимание, это делается за счет крупно написанной на доске темы, ярких таблиц, иллюстраций, интересного вводного слова учителя.

2. Поддержание интереса во время проведения урока – детям должно быть не просто интересно, они должны активно участвовать в образовательном процессе, то есть реагировать на сообщаемую информацию учителя, отвечать на вопросы, выполнять задания, стремиться проявлять себя в соревновательных упражнениях.

3. Познавательная активность детей проявляется и в самостоятельности учеников, в том, насколько им удается самостоятельная работа, как выполняются домашние задания, насколько ученик усваивает самостоятельно изучаемый материал, интересен ли ему этот вид работы.

4. Активность детей должна проявляться и при проведении учителем фронтальной проверки выполненных заданий.

По этим направлениям оценивается и уровень сформированности познавательной активности у детей. Педагоги выделяют два уровня:

1. Высокий: активная ориентировка в новом материале; самостоятельное выделение ключевых понятий; понимание и принятие учебной задачи, выбор способов работы; владение мыслительными операциями, активность, инициатива, нахождение нешаблонных решений;

2. Низкий: учебные действия и операции не связаны друг с другом в целостную учебную деятельность; отсутствие понимания смысла учебной задачи; малое приложение личных усилий в учебной работе; слабая активность, отсутствие инициативы, стремления искать новые решения.

Проанализировав конспект 3 класса по теме «Умножение 6 и на 6», нам удалось выявить задания на формирование познавательной активности. Тема и цель на данном уроке была определена с помощью загадки, что формирует познавательную активность учеников, так же детям давалось задание решить примеры и задачку на скорость, ученики работали в парах, по вариантам, что так же формировало познавательную активность. Все это сопровождалось красочными рассказами, стихотворениями, интересными заданиями.

Проанализировав конспект 2 класса по теме «Умножение и деление», так же удалось выявить ряд заданий, направленных на формирование познавательной активности. Ученикам давалось ситуативное задание, с опорой на сказку, проводился устный счет, где ученики должны были быстро ответить, самостоятельная работа по таблицам, работа в парах, все это формировало познавательную активность младших школьников.

Формирование познавательной активности осуществляется через разнообразные самостоятельные работы, творческие, с помощью специальных заданий, дидактических игр, проблемных ситуаций.

 

 

2.2 Методы и приемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики

 

По новым стандартам ФГОС второго поколения начального общего образования учитель должен выучить выпускника, умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике. Учитель должен организовать процесс обучения, направленный на развитие стремления учащегося к познанию, на основе учёта его личностных особенностей, решить задачу формирования познавательной активности, что позволит сформировать позитивное отношение ученика к самой познавательной деятельности, к приобретению знаний, к науке и научным методам познания.

Формирование познавательной активности учащегося требует сегодня поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс. Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Использование различных методов и приемов на уроках математики, помогут решить задачу: формирование познавательной активности младших школьников. Использование на уроках математики методов беседы, создания проблемной ситуации, разъяснения, рассказ, пример, игровых форм, групповой, парной, индивидуальной работы поможет лучше сформировать у ребенка познавательную активность. Реализация каждого метода формирования предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов[14].

Огромное влияние на детей оказывает самостоятельная работа, именно самостоятельность является высшим уровнем активности. Поэтому на уроках математики нужно больше времени отводить на самостоятельную работу, подбирать разнообразные задания для самостоятельного выполнения, давать индивидуальные задания.

На уроках математики можно создавать ситуации, в которых учащиеся сами[9]:

· Отстаивают своё мнение;

· Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

· Задают вопросы друг другу и учителю;

· Анализируют ответы друг друга;

· Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

· Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

· Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

· Находят несколько вариантов решения проблемы;

· Выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);

· Нахождение “ошибкоопасных мест”.

В работе с детьми целесообразно использовать различные приёмы формирования познавательной активности, например:

1. Метод проблемного обучения. На уроках создавать проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задавать сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов ученики приходят к ответу).

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Учащиеся выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Все эти методы действуют в органическом единстве.

Так же на уроках можно использовать следующие методы:

· Словесные методы

1.   Метод дискуссий – добиваться, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.

2.   Метод самостоятельной работы – давать задания на самостоятельную работу. Учащиеся учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.

3.   Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Карточки для закрепления, карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

4.   Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

· Наглядные методы

Частично-поисковый (часть новых знаний учащиеся добывают сами) метод.

· Практические методы

Частично-поисковый лабораторный метод.

Нами был рассмотрен конспект урока математики О.П.Яковлевой, учителя начальных классов, по теме «Сложение и вычитание в пределах 8» для 1 класса. При организации урока учитель у учеников создает положительную эмоциональную направленность на учебную деятельность. Стимулирует самоконтроль и самоорганизацию школьников.

Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, развивает у учениковспособности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути ихреализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Урокявляется проблемным и развивающим, учитель сам нацеливается на сотрудничество с учащимися и направляетучеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Учитель организуетпроблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, вывод делают онисами.

Формирование познавательной активности представлено через систему вопросов,различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, элементов занимательности и наглядности(мультимедийнаяпрезентация).

Используются:

· репродуктивные методы;

· задания поискового характера;

· метод наглядности;

· дедуктивный метод;

· метод контроля и самооценки.

Степень сложности заданий увеличивается постепенно.

На всех этапах урокаприоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы, в парах.

Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый.

Используются различные виды контроля: ученик – ученик ( при групповой работе), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске.

Побуждение к активному усвоению знаний ведется через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке направленына поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки математики способствуют формированию познавательной активности младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможностилюдей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, анорма.Задачазаключаетсялишьвтом,чтобыраскрепоститьмышление человека,повыситькоэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшиевозможности,которыедалаемуприрода,ио существованиикоторых многие подчас и не подозревают. Именно поэтому необходимо уже с младшего возраста формировать в учениках познавательную активность.

Актуальность данной проблемы предопределила выбор нами темы исследования: «Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики».

Целью нашего исследования стало выявление наиболее эффективных методов и приемов формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики.

Объектом исследования нами была выбрана методика преподавания математики в начальной школе.

Предметом исследования явилось формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики.

Нами была выдвинута гипотеза, что процесс формирования познавательной активности младшего школьника на уроках математики будет существенно улучшен при ориентации процесса обучения младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию.

В процессе исследования нами были решены следующие задачи:

1.   изучена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики;

2.   дана характеристика понятию «познавательная активность»;

3.   изучены методы и приемы формирования познавательной активности младших школьников на уроках математики.

Для осуществления цели работы и решения поставленных задач необходимо ознакомиться с комплексом теоретических методов исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; анализ программы «Перспектива»; обобщение; цитирование.

После ознакомления с комплексом теоретических методов исследования был проведентеоретический и сравнительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ программыначальной школы. Это позволило нам сделать следующие выводы, представленные ниже.

Под познавательной активностью понимается личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей[28].

Познавательная активность лучше всего формируется при использовании в процессе обучения различных методов и приемов стимулирования познавательного интереса. Например, создание проблемных ситуаций или же наоборот, создание ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в изучении математики, так же разнообразные игры, индивидуальные задания, творческие работы и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические условия, способствующие формированию познавательной активности младшего школьника, носят комплексный характер и включают: учебно-методическое обеспечение образовательной процесса; оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на формирование познавательной активности младшего школьника, включение разнообразных упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний; ориентация учебного процесса младшего школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Александрова Э.И. Психолого-педагогические основы построения современного курса математики//Начальная школа. - 2013.- №1.- с. 56-59.

2.   Андронова О.В. Формирование познавательной активности учащихся как условие развития личности, способной к самопознанию и самореализации. #"#">Деятельность. Сознание. Личность. — 2007.

19. Локк Д. Мысли о воспитании. – 1989.

20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – 2008.

21. Моро М.И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах – 2009.

22. Мукина В.М. Психолого-педагогические основы построения урока математики в начальной школе//Начальная школа.- 2010.- №9.- с. 58-65.

23. Познавательнаяактивность. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304307 – (дата обращения 13.12.14).

24. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных классах. – 2009.

25. Рубинштейн Л.С. Проблемы общей психологии. – 2009.

26. Рудницкая В.Н. Предмет математика в начальной школе. – 2011.

27. Ситявина И.А. Современный урок в начальной школе//Начальная школа.- 2006.- №5.- с. 53-55.

28. Шамова Т.И. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения. – 2008.

29. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – 2012.

30. Яровая В.В. Организация самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах//Начальная школа: плюс до и после.- 2010.- №11.- с. 16-19.

Похожие работы на - Формирование познавательной активности младших школьников на уроках математики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!