Тема: Причины тоски и одиночества в произведениях В.Маяковского

  • Вид работы:
    Сочинение
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    25,85 Кб
Причины тоски и одиночества в произведениях В.Маяковского
Причины тоски и одиночества в произведениях В.Маяковского
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тема одиночества и тоски Маяковского

Владимир Маяковский – Великий русский поэт 20-ого века.  Он покорил публику своими новыми, не на что не похожими произведениями, в которых отразились все его мысли и чувства. Его жизнь была насыщена событиями и захватывающими моментами, но при всём этом она была невероятно трагичной. События, болезни оставляла на нём неизгладимый след. Это приводило к тяжелым переживаниям, так как организм не справлялся с навалившимися проблемами, и внутреннее беспокойство постепенно разрушало поэта изнутри. Свои переживания он описывал в стихах, и чтобы понять тему одиночества Маяковского, стоит разобраться: каким человеком он является.

Почему он чувствовал тоску и одиночество?

·   Прежде всего он являлся гением

Не испытывая ни капли сомнения можно смело утверждать, что Маяковский является Гением. Помимо того, что он добился невероятных успехов в искусстве, он рискнул и дал миру нечто новое, незнакомое. Он не стал очередным подражателем, а поставил свою жизнь на карту, под страхом быть неоценённым и непонятым. Инициатива – непостижимая форма гениальности .

Маяковский имел дар творить мир: наводить и разрушать порядок, ломать и возводить границы, однако вести путь гения – очень тяжёлая ноша.Гений рискует всю свою жизнь прожить непонятым для остальных людей, неоценённым, потерпеть унижение и критику, как при жизни, так и при смерти. «Что может быть хуже дурака? Дурак с инициативой». Хоть Гениальность зачастую добродетель, она почти наверняка ведёт к одиночеству, так как это то, что выше понимания и принятия большинства людей.

Маяковский знал, что он гений и из-за этого чувствовал себя ущербным и в тоже время невероятно уверенным, порой проявляяплохо скрытое высокомерие:

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот – я,

Весь

Боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души.

 

Подобные громкие высказывания могут быть не чем иным, как бредом величия, впрочем, не без причины. Он брал на себя роль пророка, давая себе право в агрессивной и грубой форме читать свои манифесты:

 

А все-таки

 

Улица провалилась, как нос сифилитика.

Река — сладострастье, растекшееся в слюни.

Отбросив белье до последнего листика,

сады похабно развалились в июне.

 

Я вышел на площадь,

выжженный квартал

надел на голову, как рыжий парик.

Людям страшно — у меня изо рта

шевелит ногами непрожеванный крик.

 

Но меня не осудят, но меня не облают,

как пророку, цветами устелят мне след.

Все эти, провалившиеся носами, знают:

я — ваш поэт.

 

Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!

Меня одного сквозь горящие здания

проститутки, как святыню, на руках понесут

и покажут богу в свое оправдание.

 

И бог заплачет над моею книжкой!

Не слова — судороги, слипшиеся комом;

и побежит по небу с моими стихами под мышкой

и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

 

Однако, не стоит забывать, что порой излишняя самоуверенность проявляется, дабы скрыть свои страхи.

·   Также он считал себя неполноценным

Душа поэта была невероятно беззащитна и уязвима. Его огромность могла сбить с толку и не дать обратить внимание на тему одиночества и даже некойненависти к самому себе в своих произведениях. Маяковский часто подчеркивал свою бесполезность, никчемность, даже издевался над собой:

 

Пройду,

любовищу мою волоча.

В какой ночи?,

бредово?й,

недужной,

какими Голиафами я зача?т —

такой большой

и такой ненужный?

 

Он относится к себе как к сломанной вещи, которую вот-вот выкинут, и причин такого негативного отношения к себе могло быть много: возможностеснялся своего большого роста или грубого лица, получил недостаточно внимания в детстве, почувствовал себя неполноценно морально или стыдился классового положения, но, что наиболее вероятно, он чувствовал себя нелюбимым на протяжении всей жизни.

Порой его с головой накрывала тоска, и на листе он мог оставить все свои горестные мысли:

 

Несколько слов обо мне самом

 

Я люблю смотреть, как умирают дети.

Вы прибоя смеха мглистый вал заметили

затоски хоботом?

А я —

в читальне улиц —

так часто перелистывал гро?ба том.

Полночь

промокшими пальцами щупала

и забитый забор,

и с каплями ливня на лысине купола

скакал сумасшедший собор.

Я вижу, Христос из иконы бежал,

хитона оветренный край

целовала, плача, слякоть.

Кричу кирпичу,

слов исступленных вонзаю кинжал

в неба распухшего мякоть:

«Солнце!

Отец мой!

Сжалься хоть ты и не мучай!

Это тобою пролитая кровь моя льется дорогою дольней.

Это душа моя

клочьями порванной тучи

в выжженном небе

на ржавом кресте колокольни!

Время!

Хоть ты, хромой богомаз,

лик намалюй мой

в божницу уродца века!

Я одинок, как последний глаз

у идущего к слепым человека!

 

Но не всегда Маяковскому было угодно жалеть себя. Пытаясь справиться с навязчивыми мыслями, он вёл себя вызывающе и агрессивно к обществу: его произведения отдавали сатирой, высмеиванием, в них даже порой приводились непотребные высказывания:

 

Часы нависали, как грубая брань,

за пятым навис шестой.

А с неба смотрела какая-то дрянь

величественно, как Лев Толстой.

 

Иногда стих направлен на выражение претензии всем ему неугодным:

 

Слава тому, кто первый нашел,

как без труда и хитрости,

чистоплотно и хорошо

карманы ближнему вывернуть и вытрясти!

 

А иногда мог просто привести странную аналогию:

 

Брошусь на землю,

камня корою

в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.

Истомившимися по ласке губами

тысячью поцелуев покрою

умную морду трамвая.

 

Маяковский обращал на себя внимание. Сложно пройти мимо человека, проявляющего такую дерзость по отношению к обществу, и он продолжал  приманивать к себе всеобщее внимание, провоцировал,давая понять, что он не прост, предостерегал, мол, своим едким словцом может и уколоть.

 

·   Маяковский чувствовал отвращение к действительности

Он замечал то, мимо чего другие равнодушно проходили.Замечал несправедливость, порочные поступки людей. Это давило на него и выводило из себя. Его посещали мысли о том, что мир несовершенен, в нём полно порока и грязи. Возможно, поэтому его заинтересовали идеи революции: изменить тот порядок и те правила, что, как ему казалось, отравляли все вокруг. Но, как бы ему не хотелось, всё он изменить не в силах, но он пытается свалить вину на тех, кого считает причастными во всех бедах.

Бедность его семьи оказало влияние на отношение к высшим слоям общества. Маяковский посвятил много произведений стремясь пристыдить, унизить, высмеять «зажравшуюся» богему, ходившую в начальниках:

 

Моё к этому отношение

 

Май ли уже расцвел над городом,

плачет ли, как побитый, хмуренькийдекабрик, —

весь год эта пухлая морда

маячит в дымах фабрик.

Брюшком обвисшим и гаденьким

лежит на воздушном откосе,

и пухлые губы бантиком

сложены в 88.

Внизу суетятся рабочие,

нищий у тумбы виден,

а у этого брюхо и все прочее —

лежит себе сыт, как Сытин.

Вкусной слюны разли?лись волны,

во рту громадном плещутся, как в бухте,

А полный! Боже, до чего он полный!

Кони ли, цокая, по асфальту мчатся,

шарканье пешеходов ли подвернется под взгляд ему,

а ему все кажется: «Цаца! Цаца!» —

кричат ему, и все ему нравится, проклятому.

Растет улыбка, жирна и нагла,

рот до ушей разросся,

будто у него на роже спектакль-гала?

затеяла труппа малороссов.

Солнце взойдет, и сейчас же луч его

ему щекочет пятки хо?леные,

и луна ничего не находит лучшего.

Объявляю всенародно: очень недоволен я.

Я спокоен, вежлив, сдержан тоже,

характер — как из кости слоновой то?чен,

а этому взял бы да и дал по роже:

не нравится он мне очень.

 

·   И последняя, основная причина его одиночества: Он был нелюбимым

В его жизни встречалось  много людей: плохих, хороших, одни обожали его, другие ненавидели, но никто нестал для него достаточно близок, чтобы заполнить пустоту в сердце. Считается, что один человек не полноценен, лишь союз двух людей образует единое существо, единого человека. Маяковский всю жизнь искал: чем заполнить эту пустоту. Хоть он пользовался успехом у женщин, им хватало короткого романа с известным поэтом, да и характер у него был несносный, поэтому все понимали: тяжело прожить жизнь с такимчеловеком.

 В некоторых отрывках своих произведений он, словно убеждая себя, говорил о том, чтоон не хочет, да и не нуждается в той, кого любит:

 

Делай что хочешь.

Хочешь, четвертуй.

Я сам тебе, праведный, руки вымою.

Только -

слышишь! -

убери проклятую ту,

которую сделал моей любимою!

 

Он пишет эти строки не потому, что боится или не понимает любви, а потому  что знает какая эта мука чувствовать привязанность.

Но, тем не менее, он всем сердцем желает отречься от чувства одиночества, что сопровождает всю жизнь и не даёт покоя:

 

Обыкновенно так

 

Любовь любому рожденному дадена,—

но между служб,

доходов

и прочего

со дня на день

очерствевает сердечная почва.

На сердце тело надето,

на тело — рубаха.

Но и этого мало!

Один —

идиот!—

манжеты наделал

и груди стал заливать крахмалом.

Под старость спохватятся.

Женщина мажется.

Мужчина по Мюллеру мельницей машется.

Но поздно.

Морщинами множится кожица.

Любовь поцветет,

поцветет —

и скукожится.

 

Так или иначе, именно одиночество свело его в могилу. Было много и других проблем навалившихся на него в последние дни жизни, Но отказ его последней любви, Вероники Полонской, поставило в его жизни окончательную точку. Однажды Маяковский уже пытался закончить жизнь самоубийством, всё точно также: выстрелить из пистолета, в грудь – но пистолет дал осечку. Второй раз не решился. Вынул обойму и оставил только один патрон в стволе, словно планируя на перёд, решил довериться судьбе. Мысль о самоубийстве его хроническая болезнь, которая, как любая хроническая болезнь, обострялась при неблагоприятных условиях.

Предсмертная записка, последние слова великого поэта:

Всем

 

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста,

не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите - это не способ

(другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля - люби меня.

Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик,

мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

 

"инцидент исперчен",

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед

и обид.

 

Счастливо оставаться.

Владимир М а я к о в с к и й.

 

 

Путь гения всегда был и остаётся сложнейшим путём, который может пройти человек. Родится гением – значит родится в мире настолько сложном и чужом, что жизнь становится настоящим испытанием.

В гениальность можно упереться и жизнь пропала.

Похожие работы

 

Не нашел материала для курсовой или диплома?
Пишем качественные работы
Без плагиата!