Тема: Разработка ценовой политики предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    114,93 Кб
Разработка ценовой политики предприятия
Разработка ценовой политики предприятия
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт информационно – экономических систем

Кафедра экономики, менеджмента и логистики в строительстве

 

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

Тема: «РАЗРАБОТКА ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

 

 

Выполнила

студентка гр.  Б – 306  Скрыпникова О.В.

 

Руководитель проекта

ст.пр. Зубчик Ю.П.

 

 

К защите____________________________________________________

Работа защищена с оценкой_____________________________________

 

 

Ростов-на-Дону

2015

СОДЕРЖАНИЕ

С.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………..……………5

1.1 Сущность понятия «ценовая политика предприятия»…………………...5

1.2 Порядок процесса ценообразования……………………………………..10

1.3 Методы ценообразования………………………………………………...16

ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………22

2.1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Донстрой»………………………………………………………………...22

2.2 Анализ комплекса маркетинга предприятияООО «Донстрой»……….25

2.3 Основные пути эффективности маркетинговой деятельностипредприятияООО «Донстрой»…………………………………………………32

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ценовая политика фирмы — важнейшая часть ее общей хозяйственной политики, обеспечивающая адаптацию фирмы к меняющимся экономическим условиям.

Ценовая политика предприятия — это установление (определение)  цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях, включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.

Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.

Ценообразование представляет собой сложный процесс, так как предприятие должно провести маркетинговые исследования рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке), определить основные цели своей ценовой политики на определенный период времени, выбрать метод ценообразования, установить конкретный уровень цены, сформировать систему скидок и надбавок к цене, определить коэффициент корректировки ценового поведения в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.

Предмет курсовой работы – анализ маркетинговой среды предприятия.

Объект курсовой работы – ООО «Донстрой».

Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов анализа маркетинговой среды предприятия, анализ маркетинговой среды предприятия и разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой среды предприятия, на примере ООО «Донстрой».

Задачи курсовой работы:

1. Изучить теоретические аспекты разработки ценовой политики предприятия;

2. Провести анализ маркетинговой среды ООО «Донстрой»;

3. Разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой среды предприятия.

Успех деятельности предприятия зависит от того, насколько руководство уделяет внимание постоянному контролю в маркетинговой среде, своевременному реагированию на эти изменения и приспособления к ним.

Современная маркетинговая среда характеризуется высокой степенью динамизма и неопределенности. Основное условие бизнеса - способность приспосабливаться к изменениям в маркетинговой среде.

Работа включает введение, три содержательные главы,  заключение и список использованных источников. В первой главе освящены общие теоретические вопросы ценовой политики предприятия, исследован порядок и методы процесса ценообразования. Вторая глава посвящена анализу комплекса маркетинга ООО «Донстрой» и рассмотрению основных путей эффективности маркетинговой деятельности строительной организации. В третьей главе приводятся рекомендации для улучшения маркетинговой деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность понятия «ценовая политика предприятия»

 

В условиях рыночной экономики цена служит важнейшим экономическим параметром, характеризующим деятельность предприятия. Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставленных целей.

Практика показывает, что ни одна компания, независимо от прочности ее позиций на рынке, не может себе позволить устанавливать цены без анализа возможных последствий различных вариантов такого решения.

Работая в условиях рынка, нельзя забывать о том, что цена и ценовая политика для предприятия — главный элемент маркетинга. Вместе с тем следует иметь в виду, что установление цен на продукцию предприятия в значительной мере является искусством: низкая цена вызывает у покупателя ассоциацию с низким качеством товара, высокая — исключает возможность приобретения товара многими покупателями[11].

В современных условиях предприятия самостоятельно определяют ценовую политику. Ценообразование представляет собой сложный процесс, так как предприятие должно провести маркетинговые исследования рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке), определить основные цели своей ценовой политики на определенный период времени, выбрать метод ценообразования, установить конкретный уровень цены, сформировать систему скидок и надбавок к цене, определить коэффициент корректировки ценового поведения в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры[16].

 Ценовая политика предприятия — это деятельность ее руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач предприятия[11].

Ценовая политика предприятия – важнейшая составная часть маркетинговой политики, состоящая в установлении (определении) цен, обеспечивающих выживание фирмы в рыночных условиях, и включающая выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы, выбор ценовых рыночных стратегий[2].

Цели ценовой политики:

? обеспечение выживаемости (сбыта) фирмы.Обеспечение выживаемости (сбыта) — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены;

? максимизация прибыли. Фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают в будущем максимальную прибыль. К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не слишком уверенные в  своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль;

? удержание рынка.Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности[11].

? «снятие сливок» с рынка путем установления высоких цен. Такая цель может использоваться фирмами, выпускающими совершенно новые товары, ранее неизвестные на рынке. Используя товары-новинки, отдельные покупатели получают экономию на издержках, на качественно новом уровне удовлетворяя свои потребности. Что касается предприятия-производителя, то оно максимизирует свою прибыль до тех пор, пока рынок товаров-новинок не стал объектом конкуренции[12].

? лидерство в качестве. Предприятие, которому удается закрепить за собой репутацию лидера в качестве, устанавливает высокую цену на свой товар, чтобы покрыть высокие издержки, связанные с повышением качества, и затраты напроводимые для этих целей НИОКР[21].

Перечисленные цели ценовой политики могут осуществляться в разное время, при различной цене, между ними может быть различное соотношение, однако все они в совокупности служат общей цели — долгосрочной максимизации прибыли.

Для разработки и успешной реализации ценовой политики на предприятиях имеются постоянно действующие структурные подразделения, отвечающие за вопросы ценообразования на продукцию предприятия — отделы цен. Деятельность ценовых подразделений осуществляется в тесной взаимосвязи с маркетинговой и сбытовой службами предприятия и может входить в состав либо этих подразделений, либо планово-экономического отдела.

При различных вариантах ценовой политики работа по ценообразованию проводится совместно с подразделениями предприятия, отвечающими за оценку и прогнозирование себестоимости продукции, учитывается производственно-сбытовая политика, необходимость обоснования финансовых показателей, на достижение которых она и направлена.

При разработке ценовой политики налаживается тесная связь со структурными подразделениями, отвечающими за сбор информации о текущей рыночной конъюнктуре, определяется реальная структура (сегментация) рынка продукции предприятия, прогнозируются объемы сбыта, возможные при различных уровнях цен, дается оценка возможных действий конкурентов при тех или иных вариантах ценовой политики, обосновываются возможности увеличения сбыта и улучшение финансовых показателей без изменения цен. Осуществляется и необходимая в таких случаях связь с подразделениями, ответственными за проведение рекламной компании, формирование имиджа товарной марки и распространение информации, направленной на достижение коммерческих успехов предприятия[21].

На формирование цены оказывают влияние внутренние и внешние факторы.К внешним факторам, влияющим на уровень цен, относятся:

? потребители;

? рыночная среда;

? участники каналов товарообращения;

? государство.

К внутренним факторам, влияющим на уровень цен, относятся:

? издержки на сырье, материалы, рабочую силу, рекламу, то есть себестоимость продукции;

? жизненный цикл товаров на рынке[15].

Ценовая стратегия - это основа для стратегического развития предприятия, это специальная методология и набор практических правил для формирования рыночных цен[17].

Основными видами ценовых стратегий являются:

1. Стратегия высоких цен. Цель данной стратегии — получение сверхприбыли путем «снятия сливок» с тех покупателей, для которых новый товар имеет большую ценность, и они готовы заплатить за приобретаемое изделие больше нормальной рыночной цены. Стратегия высоких цен применяется тогда, когда предприятие убеждено, что имеется круг покупателей, которые предъявят спрос на дорогой товар. Это применимо к новым, впервые появляющимся на рынке товарам, к товарам, ориентированным на богатых покупателей.

Стратегия высоких цен оправдана в случаях, когда существует гарантия отсутствия в ближайшее время заметной конкуренции на рынке, когда для конкурентов слишком высокими являются издержки освоения нового рынка.

Ценовая политика в период применения высоких цен — максимизировать прибыль до тех пор, пока рынок новых товаров не стал объектом конкуренции.

2.Стратегия средних цен (нейтральное ценообразование). Применима на всех фазах жизненного цикла, кроме упадка, и наиболее типична для большинства предприятий, рассматривающих получение прибыли как долгосрочную политику. Многие предприятия считают такую стратегию наиболее справедливой, поскольку она исключает «войны цен», не приводит к появлению новых конкурентов, не позволяет фирмам наживаться за счет покупателей, дает возможность получать справедливую прибыль на вложенный капитал. Зарубежные крупные и сверхкрупные корпорации в большинстве случаев довольствуются прибылью в 8-10% к акционерному капиталу.

3.Стратегия низких цен (стратегия ценового прорыва).

Стратегия может быть применена на любой фазе жизненного цикла. Особенно эффективна при высокой эластичности спроса по цене. Применяется в следующих случаях:

1)с целью проникновения на рынок, увеличения доли рынка своего товара;

2)с целью дозагрузки производственных мощностей;

3)для избежания банкротства.

Стратегия низких цен преследует цель получения долговременных, а не «быстрых» прибылей.

4.Стратегия целевых цен. При данной стратегии как бы ни менялись цены, объемы продаж, масса прибыли должна быть постоянной, т. е. прибыль является целевой величиной. Применяется в основном крупными корпорациями.

5.Стратегия льготных цен. Ее цель — увеличение объема продаж. Применяется в конце жизненного цикла изделия и проявляется в применении различных скидок.

6. Стратегия «связанного» ценообразования. При использовании данной стратегии при установлении цены ориентируются на так называемую цену потребления, равную сумме цены товара и расходов по его эксплуатации.

7.Стратегия «следования за лидером». Суть этой стратегии не предполагает установление цены на новые изделия в строгом соответствии с уровнем цен ведущей компании на рынке. Речь идет только о том, чтобы учитывать политику цен лидера в отрасли или на рынке. Цена на новое изделие может отклоняться от цены компании-лидера, но в определенных пределах, которые определяются качественным и техническим превосходством[21].

Обобщая, можно сделать вывод, что ценовая стратегия - это выбор предприятием возможной динамики изменения исходной цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия. Предприятие может применять различные варианты ценовых стратегий при продвижении на рынок изделий и услуг.

 

1.2 Порядок процесса ценообразования

 

Ценообразование – трудоемкий процесс, так как для установления правильной конкурентоспособной цены необходимо учитывать множество факторов: себестоимость продукта, жизненный цикл товара, конкурентное окружение и природу потребительского спроса, а также экономические и политические нормы страны[5].

Любое предприятие не может произвольно назначать ту или иную цену продукции. Оно должно создать целую систему ценообразования, охватывающую все виды продукции в рамках своего товарного ассортимента и учитывающую отличия в издержках по организации сбыта в разных географических регионах, различия в уровнях спроса, распределения покупок по времени и прочие факторы. Кроме того, в условиях рынка предприятиям приходится адаптироваться к постоянно изменяющемуся конкурентному окружению, порой выступая инициатором изменения сложившихся рыночных цен, а иногда реагируя на новые ценовые решения компаний-конкурентов[13].

Ценообразование на фирме – сложный и многоэтапный процесс. Рассмотрим этапы процесса ценообразования.

Выбор цели. Любая фирма должна прежде всего определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости фирмы, максимизация прибыли и удержание рынка(рис. 2)[19].

Обеспечение выживаемости главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Эту цель фирма выбирает в следующих случаях:

? ценовой спрос потребителей эластичен  d > 1);

? фирма желает добиться максимального роста сбыта и увеличения совокупной прибыли путем некоторого снижения доходов с каждой единицы товара;

? фирма предполагает, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта;

? низкие цены отпугивают конкурентов;

? существует большой рынок потребления.

Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены – цены проникновения.

Прежде чем говорить о максимизации прибыли, следует обратить внимание на противоречивость этой цели. Предположение о том, что производители всегда пытаются максимизировать свою прибыль, верно только отчасти. Рассматривая небольшие промежутки времени, можно легко убедиться в том, что многие фирмы не пытаются получить максимальную прибыль, вполне довольствуясь доходом, достаточным для возмещения затрат и начисления «нормальных» дивидендов на акции. Это объясняется во многом тем, что максимизация прибыли в краткосрочном аспекте вступает в противоречие с максимизацией прибыли на перспективу.

Средняя или крупная фирма проявляет готовность снизить уровень текущей прибыли для того, чтобы получить большие прибыли в будущем. Для этого ей необходимо закрепиться в определенной нише рынка, расширить по возможности его, постоянно обновлять основные средства и т.п. Все это не совместимо с политикой, направленной на увеличение краткосрочной прибыли.Руководители небольших фирм, не слишком уверенные в их будущем, пытаются максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка[14].

Цель, основанная на максимизации прибыли, имеет несколько разновидностей:

? установление фирмой на ряд лет стабильного дохода, соответствующего размеру средней прибыли;

? расчет роста цены, а следовательно, и прибыли в связи с ростом стоимости капиталовложений;

? стремление к быстрому получению первоначальной прибыли, так как компания не уверена в благоприятном развитии бизнеса или ей не хватает денежных средств.

Выбирая цель, основанную на максимизации прибыли, фирма оценивает спрос и издержки применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечат ей в будущем максимальную прибыль[20].

Цель, основанная на удержании рынка, состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности. Фирма предпринимает все возможные меры для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.

Работая в таких условиях, компании тщательно следят за ситуацией на рынке: динамикой цен, появлением новых товаров, действия ми конкурентов. Они не допускают чрезмерного завышения или занижения цен на свою продукцию и стремятся снижать издержки производства и сбыта[18].

Определение спроса – следующий важный этап установления цены. Его нельзя устранить или отложить, так как совершенно невозможно рассчитать цену, не изучив спрос на данный товар. Однако следует иметь в виду, что высокая или низкая цена, назначенная фирмой сразу, не отразится на спросе на товар.

Определяя величину спроса на свою продукцию, фирма должна провести его оценку при разных ценах и попытаться выяснить причины его изменения.

Как уже было сказано, на величину спроса влияют разные факторы, среди которых выделяются потребность в товаре, отсутствие за мены или конкурентов, платежеспособность потенциальных покупателей, покупательские привычки и предпочтения и т.п. Приспосабливая цену товара к спросу, следует помнить, что спрос по-разному реагирует на цену. Как отмечалось ранее, степень чувствительности спроса к ценам показывает коэффициент эластичности спроса. Предпринимателю при определении спроса необходимо обязательно учитывать значение этого коэффициента[1].

Анализ издержек. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, устанавливаемый фирмой. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную величину цены. Это важно учитывать при снижении цены, когда появляется реальная угроза несения убытков из-за установления уровня цен ниже издержек. Такую политику фирма может проводить только в короткий период при проникновении на рынок.

Не свидетельствуют о хорошо продуманной политике цен частые их пересмотры, вызванные колебаниями издержек и спроса. Целесообразно учитывать издержки по нормативам[6].

Анализ цен конкурентов. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов и отличительные черты их товаров. С этой целью делаются покупки товаров фирм-конкурентов. Затем проводится сравнительный анализ цен, товаров и их качества у конкурентов и данной фирмы. Фирма может использовать полученную информацию как исходную для ценообразования и определения своего места среди конкурентов[4].

Выбор метода ценообразования и установление окончательной цены. Пройдя все указанные этапы, фирма может приступить к определению цены на товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли. Возможны три варианта установления уровня цены:

? минимальный уровень, определяемый затратами;

? максимальный уровень, сформированный спросом;

? оптимально возможный уровень цены.

Метод установления цены на уровне текущих цен  применим на рынках чистой и олигополической конкуренции. Предприятия – изготовители продукции исходят в этих случаях из условий конкуренции, устанавливая цену на товар чуть выше или чуть ниже уровня цены конкурентов. Если же товар обладает какими-то новыми качествами, отличными от товаров конкурентов, или так воспринимается покупателями, то производитель свободен в определении уровня цены и не принимает во внимание уже существующие цены.

На рынке однородных товаров предприятие вынуждено следить за ценами конкурентов (в то время как рынки неоднородных товаров представляют большую гибкость в реакции на ценовую политику конкурентов). В любом случае предприниматель при выборе ценовой стратегии должен ответить на определенные вопросы[10].

1.3 Методы ценообразования

 

Ценообразование – это комплексный процесс, в котором необходимо учитывать большое количество факторов: политику и задачи предприятия, результаты маркетинговых исследований, действия конкурентов, психологию потребителей, действующее законодательство и другие нормативно-правовые акты.

Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой стороны, - способ формирования цены, технологию ее зарождения и функционирования, изменения во времени.

Основные задачи ценообразования - обеспечение выживаемости предприятия; максимизация текущей прибыли; завоевание лидерства на рынке.

Цена может устанавливаться в трёх вариантах: минимальный уровень цены, определяемый затратами, максимальный уровень цены, определяемый спросом и оптимально возможный уровень цены.

На практике используют три основных подхода к определению цены на продукцию и услуги предприятия: с ориентацией на издержки (затратные методы), с ориентацией на спрос или ориентацией на конкуренцию (ценностные методы).

Сущность затратного метода состоит в том, что цена товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения. Затратным методом цена разрабатывается  по схеме:

 Продукт > технология > затраты > цена > ценность > покупатель.

Затратные методы ценообразования позволяют с достаточной степенью точности определить затраты на производство продукции и их соотношение с возможной величиной прибыли при различных объемах производства, уровня продаж и цен на рынке. К затратным методам ценообразования относятся метод полных издержек, метод стандартных (нормативных) издержек, метод прямых и усредненных затрат, метод маржинальных затрат и метод целевой нормы прибыли.

1. Метод полных издержек. При использовании данного метода цена формируется на основе всех затрат на производство и реализацию продукции, которые распределяют по видам продукции, в следующей последовательности: определяется объем производства; определяются прямые и косвенные расходы; косвенные расходы распределяют по видам продукции по принятой (отраслевой) методике; прибыль определяется в процентах от общей суммы затрат.

,

где  - себестоимость в части прямых затрат (зависит от объема выпуска продукции);

 - себестоимость в части косвенных расходов, распределяемых по видам продукции определенным способом;

 - прибыль на единицу продукции.

К преимуществам данного метода относятся низкая трудоемкость и то, что известен предел цены, ниже которого цена не должна опускаться. Недостаток метода состоит в трудности определения себестоимости в части переменных затрат.

2. Метод стандартных (нормативных) издержек предполагает наличие развитой нормативной базы.

 

 

Использование данного метода в практике ценообразования позволяет осуществлять управление затратами по отклонениям, контролировать не только затраты, но и прибыль. Недостатком метода является сложность разработки норм расходования всех видов ресурсов[9].

3. Метод прямых затрат. При использовании данного метода себестоимость определяют только в части прямых затрат, косвенные расходы не распределяются по видам продукции и погашаются из валовой прибыли. Метод прямых затрат целесообразно использовать при перегрузке производственных мощностей (величина постоянных затрат на единицу продукции - минимальная) и при выходе на новые рынки.

  ,

  ,

где - себестоимость I-ой продукции в части переменных затрат;

РМ -  маржинальная прибыль.

4. Метод усредненных издержек (затрат). При использовании данного метода переменные расходы определяют по каждому виду продукции прямым счетом. Постоянные затраты рассчитывают по средней величине, одинаковой для всех видов продукции, выпускаемой на предприятии.

,

5. Метод предельных (маржинальных) затрат применяют в случае расширения производства. Предельные затраты – это сумма затрат, связанных с производством дополнительной единицы продукции. Уровень предельных затрат может быть выше или ниже средних затрат в зависимости от размеров и характера спроса на товар[8].

6. Метод целевой прибыли (нормы прибыли) основан на подборе цен для получения требуемой величины прибыли и определения безубыточного объема продаж. Данные метод ценообразования требует рассмотрения разных вариантов цен, оценки влияния цены на объем продаж. Метод целевой прибыли относится к активным методам ценообразования и предполагает мониторинг за изменение цен и себестоимости с использованием графика безубыточности. В основе ценовой политики лежит оптимизация объема продаж и прибыли.

 

 

 

где   - безубыточный объем выпуска продукции в натуральном выражении;

-планируемый объем выпуска продукции для получения целевой величины прибыли.

Требуемая величина прибыли может быть определена по графикам безубыточности.

Недостатком метода является то обстоятельство, что возможность продаж зависит от эластичности спроса по ценам (на графике этого не видно). Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены на товар, она показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%.

 

Затратный механизм ценообразования воздействует, прежде всего на цену предложения (продавцы исходят из затратной модели ценообразования), но в условиях рынка продавцы вынуждены реагировать на спрос, ценовую реакцию покупателя, а не только на свои затраты, приближая цену предложения к цене спроса[7].

Ценообразование с ориентацией на спрос не всегда может быть успешно применён на практике. Спрос значительно сложнее определить и выразить в количественных показателях по сравнению с издержками. Оценка спроса может вестись статистическими методами, а также при помощи проводимых интервью и экспериментов. В основе ценностных методов ценообразования лежит спрос на продукцию, то есть определяется цена предложения.

Ценностным методом цена разрабатывается  по схеме:

покупатель > ценность > цена > затраты > технология > продукт

К ценностным методам относятся:

1. Метод потребительской оценки состоит в том, что в конечной цене выделяются надбавки за качество, надежность и др. и эта информация публикуется. В основе данного метода лежит способ сравнения цены с ценой конкурента. Данный способ формирования цены основан на убеждении клиента. При использовании данного способа возникают дополнительные затраты на изучение конкурентов и исследование рынка товаров и услуг.

2. Цена «следование за лидером» используется в случаях, когда трудно прогнозировать свои затраты и реакцию конкурентов:

 

При использовании данного метода ценообразования цена может быть равна, больше или меньше цены конкурентов. Крупные фирмы устанавливают примерно одинаковые цены. Мелкие фирмы применяют небольшие скидки за счет уменьшения величины накладных расходов

3. Установление цен со скидкой: за оплату наличными, бонусные цены (скидки за оборот), клубные карты (вступительные взносы), дилерские скидки и др.

Ценообразование с ориентацией на конкуренцию (закрытые торги) принято среди крупных поставщиков, которые приглашаются к участию в торгах. В основе цены лежат ожидаемые ценовые предложения, а не взаимоотношения между спросом и ценой. Предприятия при установлении наименьшей цены основываются на собственных затратах и на анализе возможностей конкурентов.

В практике ценообразования для определения цен на новую продукцию, как правило производственно-технического назначения применяются параметрические методы ценообразования: метод предельной цены используется для ориентировочных расчетов на стадии разработки нововведений; ценовой метод баллов заключается в использовании метода экспертных оценок (цена устанавливается на основе анализа основных параметров базовой и новой продукции путем корректировки базовой цены по величине соотношения баллов); ценовой метод регрессии заключается в определении эмпирических формул зависимости цен от величины основных параметров качества в рамках параметрического ряда, метод позволяет моделировать изменение цены в зависимости от факторов на нее влияющих[9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия

 

Компания ООО «Донстрой» — крупная строительная компания Ростова-на-Дону и Ростовской области. С 1999 года профессионально проектирует, строит, реализует недвижимость для жизни и для работы. За это время возведено и находится на разных стадиях строительства более 30 жилых комплексов, домов и других объектов строительства в Ростове-на-Дону и Сочи общей площадью около 200 тысяч кв.м. Среди них такие масштабные строительные проекты как жилой комплекс «Ривьера» в Сочи и комплексная застройка микрорайона в Северном жилом массиве Ростова-на-Дону.

Компания ООО «Донстрой», зарегистрирована по адресу г.Ростов-на-Дону, ул.Текучева, д.232, к.199, 344018. Директором организации ООО «Донстрой» является Грибанов Владимир Алексеевич. Основным видом деятельности компании является производство общестроительных работ по возведению зданий. Также ООО «Донстрой»работает еще по 25 направлениям. Размер уставного капитала 10 000 руб.

Компания выполняет строительство доступного и комфортного жилья. Компания ООО «Донстрой» сотрудничает с большинством кредитных организаций, предоставляющих наиболее выгодных программы ипотечного кредитования.

«Донстрой» постоянно участвует в благотворительных, спонсорских и социальных акциях — строительстве парков, памятников и храмов. За последние годы в эксплуатацию введены ряд социально-значимых объектов: детская поликлиника в СЖМ г. Ростова-на-Дону, общежитие для сотрудников УВД г. Ростова-на-Дону и многие другие. Работа неоднократно отмечалась благодарственными письмами, различными наградами и грамотами.

Среди приоритетных направлений развития компании — комплексная застройка микрорайонов с жилыми домами, офисными, торговыми и развлекательными центрами, возведенными в соответствии с лучшими мировыми стандартами архитектуры и качества. Ближайшая цель компании — введение в эксплуатацию к 2015 году более 150 тысяч кв. м жилых и коммерческих площадей[3].

В таблицах  приведены бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах  ООО «Донстрой» за 2014 год в сокращенном виде.

Таблица 1 – Бухгалтерский баланс ООО «Донстрой» за 2014 г.

Актив

На начало года

На конецгода

I. Необоротные активы

 

 

Нематериальные активы

60

99

Основные средства

800

1200

Долгосрочные финансовые вложения

239

200

Прочие необоротные активы

1

1

Итого по разделу I

1100

1500

II.Оборотные активы

 

 

Запасы

100

26

Затраты в незавершенное производство

240

180

Готовая продукция и товары для перепродажи

99

32

Товары отгруженные

83

24

Дебиторская задолженность

93

55

Дебиторская задолженность краткосрочная

147

84

Краткосрочные финансовые вложения

90

30

Денежные средства

98

58

Прочие оборотные активы

80

11

Итого по разделу II

470

500

Баланс

1500

2000

Пассив

 

 

IV. Капитал и резервы

 

 

Уставный капитал

850

940

Добавочный капитал

10

145

Резервный капитал

40

115

Нераспределенная прибыль

100

-

Итого по разделу IV

1000

1200

V. Долгосрочные пассивы

 

 

Заемные средства

200

400

VI. Краткосрочные пассивы

 

 

Кредиты и займы банков

90

120

Прочие займы

10

25

Кредиторская задолженность

150

200

Прочие краткосрочные пассивы

50

55

Итого по разделу VI

300

400

Баланс

1500

2000

Окончание таблицы 1.

 

Из баланса видно, что активы предприятия на начало 2014 г. составили 1500 тыс. руб., на конец года 2000 тыс. руб.Нераспределенная прибыль равна 100 тыс. руб., на конец периода нераспределенная прибыль отсутствует.Увеличилась кредиторская и дебиторскаязадолженности.

Таблица 2 – Отчет о финансовых результатах ООО «Донстрой» на 2014 г. (в сокращенном виде), тысяч рублей.

Показатели

Отчетный

период (2014 г.)

Предшествующий

Период (2013 г.)

Выручка от реализации продукции

2500

Себестоимость реализации продукции

1420

1100

Коммерческие расходы

390

300

Управленческие расходы

410

400

Прибыль (убыток) от реализации

280

200

Проценты к получению

36

18

 Проценты к уплате

18

13

Прочие операционные расходы

10

6

Прибыль (убыток) от финансово – хозяйственной деятельности

288

199

Прочие внереализационные доходы

32

6

Прочие внереализационные расходы

20

5

Прибыль (убыток) отчетного периода

300

200


Окончание таблицы 2.

Налог на прибыль

105

70

Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода

195

130

Дополнительные показатели:

 

 

Среднегодовой размер капитала предприятия

1800

1600

В том числе производственный капитал

1750

1570

Основной капитал

1350

1330

Оборотный капитал

400

240

Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения

50

30

Среднегодовое число работающих, человек

98

100

 

По данным отчета о финансовых результатах выручка от реализации продукции в 2014 г. составила 2500 тыс. руб., что на 500 тыс. руб. больше, чем в 2013 г. Также увеличилась и прибыль по сравнению с предыдущим годом.

Таким образом, на основе анализа бухгалтерской отчетности, можно сделать вывод об устойчивом финансовом положении ООО «Донстрой». В целом ООО «Донстрой»имеет положительную динамику развития и устойчивое финансовое состояние

 

2.2 Анализ комплекса маркетинга предприятия ООО «Донстрой»

 

Комплекс маркетинга относится к операционному маркетингу. Операционный маркетинг – это активный процесс получения заданного объема продаж, путем использования практических средств, относящихся к понятию «4Р».

Эти четыре элемента в совокупности составляют комплекс маркетинга, который разрабатывается для конкретной рыночной ситуации.

Основная цель операционного маркетинга – генерация доходов от продаж, т. е. использование наиболее эффективных методов продаж и минимальных издержек.

Активность операционного маркетинга – решающий фактор в деятельности фирм, особенно на тех рынках, где конкуренция обострена.

Любой товар, обладающий даже превосходным качеством, должен иметь приемлемую для рынка цену, быть доступным для покупателей в сбытовой сети. Он должен быть приспособлен к привычкам целевых потребителей, отвечать их ожиданиям и иметь коммуникационную поддержку, способствующую его продвижению. Для выполнения всех этих пунктов и необходим операционный маркетинг.

Комплекс маркетинга представляет некоторое взаимосвязанное единство четырех параметров, причем изменения, вносимые в один из них, требуют непременного соответствующего изменения остальных, определяющих устойчивое положение компании на рынке.

Элементы комплекса маркетинга:

1. Pproduct - Продукт;

2. P – price - Цена;

3. P – place - Сбыт;

4. Ppromotion - Продвижение.

Первым элементом комплекса маркетинга является продукт.

Продукт – результат материального и не материального производства, имеющий целевое значение и качественные свойства, в связи с которыми он может служить предметом потребления.

Фирма ООО «Донстрой» - одна из крупных в городе Ростове-на-Дону строительных предприятий по возведению зданий, предоставлению строительных услуг.

Основные виды деятельности компании ООО «Донстрой»:

1)  производство общестроительных работ по возведению зданий;

2)  прочая полиграфическая деятельность;

3)  оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе);

4)  производство прочих отделочных и завершающих работ;

5)  монтаж металлических строительных конструкций;

6)  производство малярных работ;

7)  производство бетонных и железобетонных работ;

8)  производство стекольных работ;

9)  производство столярных и плотничных работы.

Данное распределение в структуре предоставляемых работ/услуг соответствует спросу. Вид услуг, который лучше реализуется и более востребован, предлагается на рынке в большем количестве.

Отличительными чертами продукции, а также услуг  компании, являются высокое качество, надежность, высокая функциональность, доступность по цене.

Современное оборудование фирм, грамотное использование передовых технологий и опыт коллектива высококвалифицированных специалистов позволяют постоянно расширять ассортимент, как производимой продукции, так и услуг.

Цена – количество денег, в обмен на которые продавец готов передать единицу товара.

Таблица 3 – Стоимость строительных объектов ООО «Донстрой»г.

Наименование

Площадь, м2

Цена, тыс. руб.

Район

общая

жилая

кухня

Однокомнатная квартира

40

20

9

2 300

ЗЖМ

Двухкомнатная квартира

51

28

8,5

2 800

РИИЖТ

Трехкомнатная квартира

67

45

9

3 500

Военвед

Однокомнатная квартира

41

18

11

3 700

Центр

Трехкомнатная квартира

55

40

5,5

3 300

Нахачевань


Окончание таблицы 3.

Четырехкомнатная квартира

121

70

14

8 950

Нахичевань

Однокомнатная квартира

37

20,5

7

1 600

СЖМ

Однокомнатная квартира

35

15

9

1 750

Сельмаш

 

Таблица 4 – Производство продукции ООО «Донстрой».

Наименование показателя

Ед. изм.

2013г.

2014 г.

Изменения

Товарный выпуск

млн.руб.

86300

97 890

+ 11 590

Объем продаж всего

(продукция собственного производства, прочих товаров, услуг)

 

млн.руб.

83 570

94 530

+ 10 960

Прибыль от продаж

млн.руб.

  77 480

91 270

+ 13 790

 

Третий элемент маркетинга сбыт или распределение включает в себя два компонента: каналы сбыта (товародвижения, распределения) и процесс сбыта.

Продукция ООО «Донстрой» на сегодняшний день реализуется во многих районах города.

Комплекс продвижения, называемый также комплексом маркетинговых коммуникаций, или продвижением (рromotion) - это процесс создания, установления контактов и передачи сообщений, используемых фирмой для информации, убеждения или напоминания людям о своих товарах, услугах и своей деятельности.

ООО «Донстрой» активно использует рекламу своей продукции, выпуская каталоги жилых комплексов, а также размещая всю необходимую информацию на своём сайте:

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ предприятия

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ   предприятия

1. Наличие опыта работ в данной отрасли

2. Высокий уровень квалификации рабочего персонала

3. Наличие современного оборудования

1. Внутренние производственные проблемы

2. Низкая заинтересованность рабочих в развитии предприятия

3. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

1. Возможность открыть представительство в других регионах

2. Пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов

1. Выход на рынок новых конкурентов

2. Большая конкуренция

 

 

Сформулируем проблемы, возникшие на каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Таким образом, получаем проблемное поле компании, которое представлено в таблице 6.

 

Таблица 6 – Проблемное поле ООО «Донстрой».

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие опыта работ в данной отрасли

Высокий уровень квалификации рабочего персонала

Наличие современного оборудования

Внутренние производст-венные проблемы

Низкая заинтересованность рабочих в развитии предприятия

Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности

Угрозы

Выход на рынок новых конкурентов

Улучшение качества продукции

Улучшение технологии

Освоение новых технологий

Предоставление льгот и увеличение заработной платы

Повышение затрат на рекламу

Большая конкуренция

Освоение новых видов продукции

Возможности

Возможность открыть представи-тельство в других регионах

Увеличение прибыли путем снижения снижения издержек производства

Пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворять больше потребностей клиентов

Расширение услуг


В результате проведения SWOT-анализа выявлено, что для предприятия ООО «Донстрой» наиболее значимыми проблемами являются:

1)   освоение новых технологий;

2)   расширение услуг;

3)   улучшение технологии;

4)   предоставление льгот и  увеличение заработной платы;

5)   повышение затрат на рекламу.

Следовательно, предприятие должно активно проводить маркетинговые исследования, заниматься внедрением новых совершенных технологий производства, улучшать финансовые выплаты специалистам в области строительства, а также расширять номенклатуру и ассортимент продукции соответствующего качества.

STEP – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Выявленные аспекты оцениваются и наносятся на специальный график, образуя интуитивно понятную фигуру, обращающую внимание руководителя на самые неприятные моменты.

Проведем STEP – анализ ООО «Донстрой». Результаты представлены в таблице 7.

Таблица 7 – STEP – анализ ООО ООО «Донстрой».

Экономические факторы

Технологические факторы

- влияние инфляции

- динамика ставки рефинансирования;

- ставка налогообложения;

- сезонность услуг;

-основные внешние издержки:

энергоносители, транспорт, сырье,

коммуникации

- развитие конкурентных технологий

- высокий уровень производственной емкости

 - влияние информационных технологий

- доступ к технологиям, лицензированию

- владение интеллектуальной собственностью


Окончание таблицы 7.

Социальные факторы

Политические факторы

- тенденции образа жизни

- модели поведения покупателей;

- мнения и отношения потребителей;

- представления СМИ;

- демографическая ситуация

- будущие изменения в законодательстве;

- текущее законодательстве на рынке;

- торговая политика строительной отрасли

 

Таким образом, мы видим, что экономические и технологические факторы для ООО «Донстрой»  имеют важное значение.

 

2.3 Основные пути эффективности маркетинговой деятельности предприятия

 

Предприятие ООО «Донстрой» является одной из крупных компаний осуществляющих строительство. В компании за период работы сформировались своеобразные производственные принципы, благодаря которым она занимает одно из ведущих мест. Несмотря на постоянное развитие системы регулирования и стимулирования сотрудников ООО «Донстрой», как и многим российским строительным фирмам, не удалось избежать проблем недостаточно эффективного использования трудовых ресурсов.

Основной чертой мотивирования является возрастающая роль личности работника. Ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека.

Следовательно, необходимо разработать новый подход к сотрудникам. Этот подход заключается в следующем: создание стратегии управления персоналом, создание совершенных служб управления персоналом, применение новых технологий в управлении персоналом, создание и выработка совместных ценностей, социальных норм, установки поведения, которая регламентирует поведение отдельной личности.

В управлении персоналом социальное мотивирование рассматривается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Как синонимы термину мотивирования используются такие термины, как стимулирование и регулирование.

Целью социального мотивирования является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Социальное мотивирование как функция управления реализуется через систему стимулов, то есть любые действия подчиненного должны иметь для него положительные или отрицательные последствия с точки зрения удовлетворения его потребностей или достижения его целей. Изучение коллектива может позволить руководителю создать мотивационную структуру, с помощью которой он осуществит воспитание коллектива в нужном направлении. В настоящее время организация эффективной системы регулирование индивида и персонала является одной из наиболее сложных практических проблем менеджмента.

Существующая в ООО «Донстрой» система маркетинговой деятельности работников построенная на оценке работы, достаточно хорошо демонстрирует индивидуальные различия работников предприятия при выполнении своих должностных обязанностей. Системы мотивации позволяют лишь определить поведение работников в определённой производственной ситуации на предприятии, что играет большую роль при отборе работников по их личностным характеристикам, но не помогает эффективно определить оплату или вознаграждение работника за его труд. Системы же стимулирования труда определяют оплату труда работников, но не помогают поставить в зависимость заработок работников с их ответственностью к труду.

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Чтобы повысить эффективность деятельности предприятия за счет маркетинга, необходимо: 

1)   определить функции маркетинга, необходимые предприятию, способные улучшить его деятельность;

2)   внедрить новые функции маркетинга в бизнес-процесс предприятия;

3)   сделать отдел маркетинга центром информации предприятия о рынке и результатах деятельности;

4)   пересмотреть подход к планированию, вовлечь отдел маркетинга в процесс планирования.

Отдел маркетинга должен собирать и анализировать информацию о рыночном окружении предприятия: потребители, поставщики, конкуренты, властные органы, т.е. главной задачей маркетологов на предприятии нужно сделать сбор, анализ и накопление внутренней информации о результатах рыночной деятельности предприятия и внешней информации о рынке.

Предприятие, которое действительно хочет ориентироваться в своей деятельности на маркетинг, должно добиваться того, чтобы маркетинг, как функция управления и образ действия, стал нормой повседневного поведения сотрудников всех его структурных подразделений.

Можно выделить следующие рекомендации для ООО «Донстрой» с целью повышения эффективности маркетинговой деятельности:

1) усиление материальной заинтересованности и повышение личной ответственности работников за выполнение установленных заданий;

2) повышение профессионализма работников в решении вопросов, связанных с производством (организация подготовки и повышения квалификации);

3) развитие прогрессивных форм организации и оплаты труда (сдельно-премиальной для рабочих);

4) экономию всех видов материальных ресурсов, внедрение передовой технологии, новой техники, механизации и автоматизации производственных процессов, повышение технического уровня производства и производительности труда (пересмотр норм расхода материалов, совершенствования нормирования затрат труда). 

Повышение эффективности маркетинговой деятельности может быть самым разнообразным и зависеть от проработанности системы регулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Для повышения эффективности маркетинговой деятельности, необходимо ввести экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами, они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения курсовой работы можно сделать следующие выводы:

? В условиях рыночной экономики цена служит важнейшим экономическим параметром, характеризующим деятельность предприятия. Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставленных целей.

? Ценообразование представляет собой сложный процесс, так как предприятие должно провести маркетинговые исследования рынка (собрать и систематизировать информацию о рынке), определить основные цели своей ценовой политики.

? Ценовая политика предприятия - это деятельность ее руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач предприятия.

? Ценообразование – трудоемкий процесс, так как для установления правильной конкурентоспособной цены необходимо учитывать множество факторов: себестоимость продукта, жизненный цикл товара, конкурентное окружение и природу потребительского спроса, а также экономические и политические нормы страны.

Во второй главе курсовой работы произведен анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, анализ комплекса маркетинга предприятия. На основании данного анализа разработаны основные пути эффективности маркетинговой деятельности предприятия, а именно предприятию следует обратить внимание на следующие пункты:

1) усилить материальную заинтересованностьработников в выполнении установленных заданий;

2) повысить профессионализм работников в решении вопросов, связанных с производством;

3) развить прогрессивные формы организации и оплаты труда;

4) внедрить передовые технологии, новую технику, повысить производительность труда. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. И.К. Салимжанова. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2013г.

2. Т.А. Фролова. Экономика предприятия: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012 г.

3. Официальный сайт компании ООО «Донстрой». [Электронный ресурс]. URL: http://www.marketch.ru/notes_on_marketing/marketing_strategy/pricing_methods/

8. Статья «Затратный метод ценообразования». [Электронный ресурс]. URL: http://reftrend.ru/654688.html

9. Статья «Методы ценообразования». [Электронный ресурс]. URL: http://konspekts.ru/predprinimatelstvo/ponyatie-i-celi-cenovoj-politiki-2/

12.  Статья «Понятие цены и ценовая политика предприятия». [Электронный ресурс]. URL: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0001/

19.  Статья «Цены и ценообразование». [Электронный ресурс]. URL: http://www.std72.ru/dir/ceny_i_cenoobrazovanie/cenoobrazovanie_makhovikova_g_a/cenovaja_politika_i_strategija_predprijatija/195-1-0-3354

Похожие работы

 

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!