Стратегия развития малых городов

  • Вид работы:
    Эссе
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,74 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегия развития малых городов

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………..3

1. Понятие «малый город» и его развитие………………………………...5

2. Современные требования к стратегии развития малых городов……...8

3. Стратегия развития креативных аспектов развития малого города…..11

4. Культурное и историческое наследие и развитие малого города……..15

5. Проблема развития малых городов в России…………………………...17

Заключение…………………………………………………………………...20

Список литературы…………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любое государство характеризуется таким показателями как состояние экономики, социальная стабильность, надежное благоразумное правительство и само общество, то есть люди, которые являются и составляют основу любого государства.

Принято считать, что лишь крупные города достойны хорошего финансирования и внимания со стороны правительства, в то время, как малые города приходят в запустение.

Концентрация основной инфраструктуры в крупных городах, например, специализированные клиники или наличие образовательных учреждений, гарантирующих высокое качество образования (МГИМО, МГУ и т.д.), делает привлекательными мегаполисы для молодых специалистов, студентов, людей, пытающихся построить карьеру.

В результате, это приводит к оттоку людей из малых городов и деревень, что, в свою очередь, ведет к ухудшению качества кадров и уменьшению общего числа работников.

Но необходимо отметить, что малый город, не смотря на небольшую численность населения, слабое финансирование и не развитую инфраструктуру, является частью социума, своеобразной социально-общественной группой, которая имеет право голоса и является частью социально-правового государства, что дает ей определенные права и привилегии.

Тема развития малых городов достаточно актуальна в наше время, ведь, малый город может быть достаточно перспективным в экономическом плане, не говоря уже о том, что малый город является полноправной административной единицей и имеет право на развитие.

Актуальность данного исследования заключается в необходимости повернуть вектор внимания на проблему развития малых городов, на выработку стратегии усовершенствования слабой инфраструктуры и привлечения молодых специалистов для повышения эффективности рабочих кадров.

Целью данного исследования является анализ стратегий развития малого города.

В связи с целью можно выделить следующие задачи:

1.   Раскрыть понятие «малый город» и его развитие.

2.   Рассмотреть современные требования к стратегии развития малых городов.

3.   Выявить особенности стратегии развития креативных аспектов развития малого города.

4.   Проанализировать культурное и историческое наследие и развитие малого города.

5.   Осветить проблему развития малых городов в России.

Объект исследования – малые города.

Предмет исследования – стратегии развития малых городов.

Научная значимость исследуемой проблемы заключается в том, что сегодня не существует ни стандартной модели малого города, ни единой новой пространственной структуры внутри городов по всему миру. При этом мировой опыт развития городов, решения транспортных, инфраструктурных и иных городских проблем мог бы быть нам чрезвычайно полезным и позволил бы избежать ненужных ошибок в России.

Теоретической базой данного исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов, таких как: Ременный А.Н., Коротич М. В., Crow, G., Allan, G. и т.д.

Эссе состоит из введения, 5 глав, заключения и списка литературы в количестве 17 наименований.

Объем работы – 23 страницы.

 

 

 

1.   ПОНЯТИЕ «МАЛЫЙ ГОРОД» И ЕГО РАЗВИТИЕ

 

Долгосрочная стратегия развития малых городов – это стратегический бренд и лицо малого города на внутренней и международной арене. Процесс разработки и реализации стратегии развития малых городов – это исключительная возможность для города объединить местные сообщества, бизнес и других партнеров вокруг общего образа будущего малых городов, ценностей и ориентиров развития.[1]

Концепция долгосрочного развития России в сфере социально-экономических изменений предполагает разработанные до 2020 года стратегические направления развития совершенно различных сфер общественной жизни. Стоит отметить, что в отношении территориального развития акцентировано внимание на формирование территориальных центров роста.[2] Основная мысль этого документа – разработка плана действий на федеральном и региональном уровне.

В России есть территории, в которых вовсе отсутствуют крупные города, например, Дальний Восток, Восточная Сибирь, Забайкалье.  Поэтому столь важна роль малых городов в долгосрочном развитии всей страны. Ведь именно малые города представляют собой своеобразные «точки роста» активно развивающихся регионов, но здесь кроется другая проблема – нет необходимости строить новые малые города.

Малые города исчезают и деградируют, а это довольно негативно сказывается на развитие всего государства в целом. Признание этой проблемы и полное бездействие «открывает путь к разрушению всей исторически сложившейся системы расселения, к опустошению огромных пространств, что может поставить вопрос о существовании самой Российской Федерации, ибо государство с чрезвычайно редкой, в отличие от окружающих стран, сетью городов и исчезающей деревней, оставшись без небольших городов и поселков, неизбежно превратится в фактически безлюдную территорию»[3].

Роль малых городов, которые составляют около 85% всех городских поселений России с населением порядка 38% всего населения страны, в развитии страны очень важна.[4]

Можно выделить следующие основные индикаторы, характеризующие категорию «малый город»:

- инфраструктурный облик;
- отдаленность малого города от экономического, политического, а также культурного центра данного конкретного региона;
- экономический потенциал;
- население;
- территория.

Хотя таких индикаторов достаточно много, обычно под понятие «малый город» попадают города именно на основе показателей численности жителей.

Малый город — это город или поселок с численностью населения до 50 тыс. человек. То есть малый город – это довольно значимая социальная группа общества, поэтому так необходимо детально исследовать стратегии развития малых городов. Примечательно, что малые города занимают далеко не последнее место в экономике России. Здесь главную роль играет их количество — 71% от общего числа городов — и численность их населения — 16,6 млн. человек, а ведь это - 16% городского населения страны. Также, малые города вмещают в себя 38,2 млн. человек сельского населения, именно поэтому малые города выступают в роли центров муниципальных образований, и становятся социокультурными центрами для этого населения.[5]

Термин «урбанистика» («urban studies») переводится как изучение города. Это наука о городе как социо-экономическом, географическом, культурном, экосистемном феномене. Это наука, изучает различные особенности и законы развития и функционирования урбанизированных территорий. Урбанистика является одной из самых сложных междисциплинарных областей знаний. Ведь развитие города зависит от большой группы факторов: экономики, политики, социологии, культуры, науки и технологий. Урбанизация конца ХХ – начала ХХI века потребовала резкого роста качества стратегического планирования малых городов.[6] В России только три малых города (Заречный, Мышкин и Чкаловск) имеют реальные стратегии развития хорошего европейского качества и конкретные планы по развитию. В тоже время имеется целый ряд малых городов, состояние которых можно назвать бедственным. В Кировской области, например, это Уржум и Орлов. В России некоторые малые города, перестав развиваться и находясь в состоянии глубокой депрессии, не имеют шансов на дальнейшее активное развитие и процветание, так как выход возможен лишь при активном содействии государства, прежде всего, и конечно финансовой поддержки крупный компаний, которые должны быть мотивированы на оказание материальной помощи и активному инвестированию средств в развитие малых городов. В целом же Приволжском Федеральном округе таких городов насчитывается примерно около 20.

Таким образом, можно отметить, что само понятие «малый город» сосредотачивает в себе колоссальный потенциал социального, экономического, культурного, духовного развития. Проблема заключается в недостаточной изученности малых городов, неэффективности современных методов статистического анализа и слабого внимания правительства к проблемам малых городов, в том числе: финансирование и развитие инфраструктуры.

2.   СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ

 

Власть играет огромную роль в развитие малых городов.  Так, например, Шанхайская декларация 31 октября 2010 года декларирует:

«Мы осознали, что стремление людей к улучшению качества жизни являются основой и двигателем развития города.

Мы убедились в необходимости нового подхода к отношениям между людьми, городами и нашей планетой.

Мы согласны с тем, что, решениями для дальнейшего городского развития становятся инновации, а идея «Гармоничного города» и есть олицетворение нашей мечты».[7]

Российские власти ориентированы на принятие ряда комплексных мер, направленных на сохранение и развитие социальной инфраструктуры и градообразующих предприятий малых городов, которые по своей сути представляют собой основу развития практически всех субъектов Российской Федерации. Концепция долгосрочного развития России в сфере социально-экономических изменений предполагает разработанные до 2020 года стратегические направления развития совершенно различных сфер общественной жизни, также акцентировано внимание на формирование территориальных центров роста.[8]

В современном развитии малых городов обычно выделяют два уровня: прикладной и фундаментальный. В России фундаментальное урбанистическое знание развито достаточно слабо и используется фрагментарно. В силу этого необходимо заняться активной разработкой новых моделей развития малых городов, которые будут обеспечивать создание комфортной городской среды, а также создать качественно новый облик города и сделать качество жизни для населения более высоким.[9]

Можно выделить ряд особенностей постиндустриальной экономики и развития среды для современного, конкурентоспособного малого города:

·   круглосуточная активность (24 часа) и, как следствие сверхвысокое энергопотребление,

·   появление совершенно новых форм потребительской культуры, например, визуальное потребление;

·   тенденция к многофункциональному использованию различных территорий;

·   развитые общественные пространства;

·   разработка и внедрение качественно новых форматов общественного питания, торговли и коммерческой недвижимости;

·   активный рост инноваций и их потребление;

·   применение совершенно новых стандартов качества жизни.

 

У современного города появляются двойные функции: внутригородские, с одной стороны, а с другой – агломерационные. При разработке стратегии развития малых городов важно учитывать необходимость более высокого темпа развития самого процесса внедрения высоких технологий, ответственных за передачу и обработку информации, также необходимо выполнить ряд мер по расширению информационного рынка, комплексного развития информационной инфраструктуры, что в свою очередь, приведет к преодолению внутренней изоляции.[10] Эти процессы крайне необходимы, ведь именно благодаря им появляется возможность значительного повышения эффективности управления городским хозяйством, качественного улучшения инвестиционного потенциала малого города, повышения уровня взаимодействия культурных и информационных процессов.[11]

Одним из наиболее ярких итогов внедрения новых телекоммуникационных технологий стало внезапное и сильное усиление внутригородских и международных коммуникаций, также это отразилось и на локально-ориентированных проектах, что в итоге позволило бы малым городам выйти из внутренней изоляции и более успешно решать многочисленные городские проблемы с помощью активного расширения экономических возможностей.

Таким образом, существуют особые требования к разработке стратегии развития малого города, что обусловлено специфичностью малого города, как социально-экономической, административно-правовой, духовно-культурной единицы общества и государства в целом. Для разработки грамотной стратегии развития малых городов, необходимо улучшать фундаментальное урбанистическое знание, и в частности, разработать новые модели развития малых городов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.   СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ АСПЕКТОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ГОРОДА

 

Во всем мире действует активная политика сохранения и регенерации культурного и исторического наследие. Примечательно, что эта политика формируется на принципах развития малых городов.

В мире сегодня используются несколько основных способов интеграции памятников в жизнь современного города - «витализации» культурного и исторического наследия и последующее использование их в экономических целях, например, приватизация памятников, которая происходит путем наложения обременения на частных собственников; также можно отметить развитие культурного и познавательного туризма и т.д.

 Проблемы сохранения и регенерации культурного наследия в Росси решается благодаря следующим основным задачам:

1. капитализация объектов наследия;

2. поиск внебюджетных источников для реконструкции и реставрации памятников;

3. создаются специальные условия, для частных инвесторов, мотивируя их заниматься сохранением, реставрацией и содержанием памятников;

4. тщательная инвентаризация, а также капитализация объектов наследия XX века, проводимые вне политического контекста.

 

Имеется и скрытый резерв стратегии развития малых городов в России. Это то, что практически не используется сегодня - использование близости памятников и «бренда» исторических районов и малых городов для повышения стоимости в них недвижимости. Этот прибыльный способ капитализации объектов наследия можно достаточно емко назвать «продажей ауры» или продажей «бренда места». И по сей день существует огромная масса возможностей для строительства нового элитного жилья в исторических центрах российских малых городов, находящихся недалеко от мегаполисов, таких как Москва и Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, и они далеко не исчерпаны. Практика мира показывает, что использование «бренда места» является отличным инструментом развития малых исторических городов, которые расположены вблизи крупных мегаполисов.  Так, например, в 100-километровой зоне вокруг Москвы можно насчитать больше десятка малых исторических городов, которые могут похвастаться первоклассными памятниками истории и архитектуры. Например, Звенигород и Зарайск. Туризм, экология, экономика и рынок труда этих городов зависят от столицы и они имеют все перспективы развития в силу своего выгодного местоположения.

Важную роль играют креативные кластеры – своеобразные самоокупаемые внутригородские вкрапления тематической среды обитания как ретроспективного, так и футуристического (модельного) характера. Даже название таких новообразованных малых городов говорит о творчестве и креативе их обитателей, творчество во многом направлено на вовлечение в него туристов, что в свою очередь и представляет собой яркий путь экономического роста за счет креативного туризма.

Экспертами выделяются 3 основных этапа в развитии креативного малого города:

1. Разработка, создание и последующее развитие креативных кластеров.

2. Повышение креативности среди жителей такого города.

3. Активное развитие креативного (сотворческого) туризма.[12]

 

Возникновение креативных кластеров ведет к модернизации малых городов, попутно вовлекая его жителей в процессы городского развития. В ряде случаев малые города превращаются в креативные или тематические: студенческие, инновационные, туристические, рекреационные.

Чкаловск в Нижегородской области стал городком авиаторов, потому что там родился великий лётчик СССР В.П. Чкалов, есть музей самолетов, здания сталинской постройки, дои музей В.П. Чкалова и ряд других объектов. В нем львиная доля жителей задействована в креативной индустрии и работают на туристических объектах и учебном аэродроме города. Расположенный рядом c Пензой малый город Заречный является примером города, в котором стратегия развития была воплощена с помощью активных действий местного сообщества.  В Заречном для реализации стратегии развития города до 2020 года был создан «Клуб стратегического развития». Он стал своеобразной платформой для обсуждения проблем и приоритетов развития города представителями местных сообществ и власти и реализации гражданских инициатив по выбранным направлениям развития.

Сегодня задействованы три направления развития малого города: городской экосистемы, креативного парка и инжиниринговой долины.[13]  Здесь можно увидеть совершенно различные проекты, активно поддерживаемые Клубом в рамках реализации стратегии, - это и развитие безбарьерной среды, и создание арт-объектов и т.д. Но стоит отметить, что у всех этих проектов есть одна общая черта: критерий низовой инициации и поддержки жителями. Например, в Заречном создание пространства для стратегического диалога основных стейкхолдеров городского развития было предложено администрацией, а в Пензе наоборот, инициатива идет снизу при помощи деятельности городских активистов и лидеров, которые обладают видением и хотят перемен, и именно поэтому они готовы к диалогу с властью.[14]

Примером развития креативного кластера малого города также является город Мышкин, Ярославской области. За счёт создания креативного кластера в городе с минимальными преимуществами город Мышкин буквально за 10 лет преобразился до неузнаваемости, перевоплотившись в динамично развивающийся город, став музейным и ремесленным центром, доля креативной индустрии в котором определяет основную часть бюджетных и частных доходов.

 На данном этапе развития туристического бизнеса в России, применяются ряд мер, направленных на повышение качества комфортного пребывания в исторических малых городах комфортными, а также для активного продвижения российских туристических брендов на международной арене, что станет возможно, благодаря активной пропаганде и стимулировании к развитию туристическую инфраструктуру, а также содействию развития в исторических городах помимо культурного и познавательного, возможность рекреационного туризма.

Таким образом, стоит отметить, что в разработке стратегии развития малых городов в России необходима особая составляющая – креативный подход. Необычный творческий подход в новаторской урбанистике способен возродить малый город, сделав его маленьким центром спортивной, культурной или общественной жизни. Город-парк или город-музей – это залог экономического роста за счет привлечения туристов, и как следствие, капитализации культурных объектов и памятников, что, в свою очередь, конечном итоге приведет к развитию области, района или края этого малого города креативного туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   КУЛЬТУРНОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ГОРОДА

 

Можно выделить три основных тезиса, характеризующих значимость сохранения и регенерации исторического, а также культурного наследия для развития малых городов, что, в прочем, применительно и для страны в целом:

Во-первых, наследие содержит культурные и цивилизационные коды нации. То есть благодаря наследию происходит идентичность всей людей одного государства. Потеря наследия приводит к утрате обществом своих корней и своей опоры, без которых немыслимо дальнейшее развитие. Для русских людей сохранение материальных носителей наследия памятников особенно значимо, поскольку культурно-историческая память максимально предметна и не существует без привязки к малой родине.

Во-вторых, объекты культурного и исторического наследия – это довольно важный актив современных городов, ведь он способен приносить прибыль и поэтому оказывает колоссальное влияние на их экономическое развитие.

В-третьих, все больше малых городов осознают значение «культурной ренты». Анализируя мировую практику использования культурного и исторического богатства, так называемого «брендирования» национального наследия, можно отметить, что на современном этапе развития фундаментального урбанистического знания, это наследие (как историческое, так и культурное) подчас выступает в роли эффективного инструмента утверждения лидерства, так называемой «мягкой силы»[15], которая имеет колоссальный вес в деле продвижения национальных интересов на международной арене.[16]

Таким образом, можно сказать, что в развитии малого города существенную роль играет сохранение и регенерация национального культурного и исторического наследия России.

 

 

5.   ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ В РОССИИ

 

Во всем мире сегодня вместо традиционных методов градостроительства применяют новую особую стратегию развития малого города, которая напрямую связана с пространственным развитием, а также с исследованием социокультурных и природно-экологических компонентов городской среды, ну и конечно человеческих ресурсов. Безусловно, огромную роль в развитие города играет капитал. Для более успешного выполнения программы развития малого города. Государство должно выступать в тандеме с крупными компаниями, которые должны проявлять активность не только в сфере социальной ответственности, но и в вопросе инвестирования.

Рассматривая феномен малых городов через призму социально-экономической системы региона, можно отметить, что малый город, не смотря на небольшую численность населения и отдаленность от центра, все же является панацеей для решения большинства проблем социально-экономического развития сельских поселений. Дело в том, что рассредоточенный характер таких поселений, в силу обширных территорий регионов позволяет осуществлять управление обширной территорией, решать социально-экономические задачи его развития   в целом.

По мнению Е.М. Маркова, именно данная категория населенных мест имеет важные преимущества перед крупными городами. Дело в том, что у малого города есть ряд особенностей, которые нередко выступают в качестве преимуществ: это близость к природе; наличие свободных территорий, которые могут быть использованы для дальнейшего роста и развития; это более благоприятная экологическая обстановка; а также менее напряженный ритм жизни; отсутствие ярко выраженного временного дефицита, например, довольно немного времени тратится на дорогу к местам трудовой деятельности; расположение объектов социальной инфраструктуры в пределах пешеходной доступности.[17]

В малых городах наблюдается процесс депопуляции. К сожалению, демографическая ситуация складывается не в пользу малых городов. Именно поэтому происходят серьезные изменения половозрастной структуры населения, что, в свою очередь, отражается на показателях рождаемости, смертности и естественного прироста, и, как следствие, влечет за собой ряд последствий в социально-экономическом развитии районов.

Примечательно, что рост численности населения напрямую связан с такими факторами, как: миграционный прирост, естественный прирост, а также немаловажную роль играет перевод из категории сельских жителей в городские, что достигается путем преобразования сельских поселений в городские.

Также стоит отметить, что, перейдя к рыночной экономике, не учитывалась специфика системы расселения населения и, как следствие, прямая связь этой системы с динамикой производства. В результате «появилось большое количество депрессивных городов, где в условиях стихийного рынка пошел интенсивный процесс сокращения производства».[18] Для того чтобы исправить существующее положение в основу методики оценки жизнеспособности малого города следует положить критерий конкурентоспособности, как основополагающий фактор формирования перспективной стратегии развития региона. Конкурентоспособность – это способность объекта (города) превзойти конкурентов при заданных условиях. Так, в стратегии сибирского города Кяхта определены такие конкурентные преимущества как трудовой потенциал, культурно-исторический и инвестиционный, что позволит определить четкий вектор дальнейшего успешного развития.[19]

Как вывод, можно отметить, что проблем развития малых городов в России не мало: это и слабое финансирование, и отсутствие четких проектов и стратегий развития, это и низкая конкурентоспособность, и депопуляция, и ослабление духовного и морально-нравственного развития, и культурное обнищание. Все это приводит к тому, что малый город престает рассматриваться как самостоятельная экономическая и культурная единица, и в результате – прекращается приток финансирования и внедрения различных новаций и креативных идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе данного исследования была достигнута поставленная цель – проанализированы стратегии развития малого города.

Также, в ходе работы были решены следующие задачи:

1.   Раскрыто понятие «малый город» и его развитие.

Вывод к главе: само понятие «малый город» сосредотачивает в себе колоссальный потенциал социального, экономического, культурного, духовного развития. Проблема их развития заключается в недостаточной изученности малых городов, неэффективности современных методов статистического анализа и слабого внимания правительства к проблемам малых городов, в том числе: финансирование и развитие инфраструктуры.

2.   Рассмотрены современные требования к стратегии развития малых городов.

Вывод к главе: существуют особые требования к разработке стратегии развития малого города, что обусловлено специфичностью малого города, как социально-экономической, административно-правовой, духовно-культурной единицы общества и государства в целом. Для разработки грамотной стратегии развития малых городов, необходимо улучшать фундаментальное урбанистическое знание, и в частности, разработать новые модели развития малых городов.

3.   Выявлены особенности стратегии развития креативных аспектов развития малого города.

Вывод к главе: в разработке стратегии развития малых городов в России необходима особая составляющая – креативный подход. Необычный творческий подход в новаторской урбанистике способен возродить малый город, сделав его маленьким центром спортивной, культурной или общественной жизни. Город-парк или город-музей – это залог экономического роста за счет привлечения туристов, и как следствие, капитализации культурных объектов и памятников, что, в свою очередь, конечном итоге приведет к развитию области, района или края этого малого города креативного туризма.

4.   Проанализировано культурное и историческое наследие и развитие малого города.

Вывод к главе: в развитии малого города существенную роль играет сохранение и регенерация национального культурного и исторического наследия России.

5.   Освещена проблема развития малых городов в России.

Вывод к главе: проблем развития малых городов в России не мало: это и слабое финансирование, и отсутствие четких проектов и стратегий развития, это и низкая конкурентоспособность, и депопуляция, и ослабление духовного и морально-нравственного развития, и культурное обнищание. Все это приводит к тому, что малый город престает рассматриваться как самостоятельная экономическая и культурная единица, и в результате – прекращается приток финансирования и внедрения различных новаций и креативных идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Греф Г.  Города 2011. Урбанфорум 2011.// [электронный ресурс]  - режим доступа: 


[1] Crow, G., Allan, G. Community life.An introduction to local social relations. — London: Harvester Wheatsheat, 2014.Р.85.

[2] Концепция долгосрочного социально-экономического  развития России до 2020 года.// http://www.city-strategy.ru/22.

[9] Мысляева И. Социально-экономические проблемы малых городов России // Вопросы экономики. — 2014. — № 11. — С. 17-18.

[10] Thomas, H. The informal Economy and local Economic Development Policy. Local Government studies, 2014. —  № 20.Р.486.

[11] Ременный А.Н. Малые города и районы Сибирского федерального округа // Наука в Сибири. 2015. — № 12.С.9.

[12] Castells, M. The Informational City. Information Technology, Economic Restructuring and the Urban-Regional Process. – Oxford, Cambridge: Blackwell, 2009.Р.83.

[13] Мокрушина К. Развитие городской среды и планирование. – Ульяновск:УГУ, 2016.С.115.

[14] Там же.С.116.

[15] Harvey, D. Social Justice and the City. — Baltimore: John Gopkins university press, 2013.Р.90.

[16] Ракитский Б.А.  Инновационные технологии для малых городов. – Казань: ПФУ, 2015.С.94.

[17] Марков Е.М. О малых городах России. – М.: Приор, 2016.С.78.

[18] Перешеин В. Особое место малых городов.// РФ сегодня. — 2016. — № 19.С.90.

[19] Коротич М. В. Эффективная стратегия развития малых городов как фактор повышения конкурентоспособности региона.//Вестник ЧИ БГУЭП, - 2016 -№ 1.С.8.

Похожие работы на - Стратегия развития малых городов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!