Разработка и экономическое обоснование создания нового турпродукта

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    248,94 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка и экономическое обоснование создания нового турпродукта


СОДЕРЖАНИЕ

Введение


1 Теоретические основы и государственное регулирование развития туризма в России


1.1 Понятие, виды, классификация


1.2 Государственное регулирование туристской деятельности в РФ       


1.3 Развитие рынка туризма в РФ


2 Современное состояние и тенденции развития туризма в Амурской области


2.1 Анализ современного состояния туризма в Амурской области


2.2 Предложения турфирм по направлению «детский туризм» в Амурской области


2.3 Исследование рекреационно-туристических ресурсов Амурской области для разработки нового турпродукта


3 Разработка нового туристского продукта и его экономическое обоснование


3.1 Проектирование туристского продукта и программы обслуживания


3.2 Экономическое обоснование нового туристского продукта


Заключение


Библиографический список


Приложение А  График загрузки туристского предприятия     


Приложение Б  Схема туристско-экскурсионного маршрута


Приложение В Информационный листок к путевке туристского путешествия по маршруту «Земля Амурская»


Приложение Г  Калькулирование себестоимости турпродукта



ВВЕДЕНИЕ

Туризм прочно вошел в жизнь человека с его естественным стремлением открыть и познать неизведанные края, памятники природы, истории и культуры, обычаи и традиции разных народов. Рост уровня образования увеличивает стремление человека к знаниям, а интерес к другой культуре вызывает желание путешествовать и получать новые впечатления.

Актуальность темы, затрагиваемой в данном исследовании, определяется неоспоримым влиянием туристической отрасли как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов.

Туризм является одной из наиболее перспективных отраслей мировой экономики. Так, по данным Всемирной туристской организации (далее ‒ ВТО), он занимает 35 % международного рынка услуг, на его долю приходится 10 % мирового валового национального продукта.

Туризм так же оказывает стимулирующее воздействие и на другие секторы экономики, такие как транспорт и связь, торговля, гостиничный бизнес, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Однако в России на сегодняшний день туристический потенциал не реализуется в полной мере. К причинам сложившейся ситуации относится целый ряд проблем, главными из которых являются: отсутствие инфраструктуры, труднодоступность туристических объектов, низкий уровень бюджетных расходов на отрасль, неэффективность законодательства в сфере туризма.

Амурская область обладает высоким туристическим потенциалом для развития въездного и внутреннего туризма. Приграничное положение и сочетание уникальных природных комплексов, в том числе заповедников, палеонтологических памятников, источников минеральных вод, и историко-культурных туристических ресурсов открывает для региона высокие перспективы. И главная задача, которая стоит перед туристической отраслью – воплотить эти перспективы в жизнь.

Объект исследования: туризм в Амурской области.

Предмет исследования: разработка и экономическое обоснование создания нового туристского продукта.

Цель исследования: проанализировать современное состояние и тенденции развития туризма в Амурской области, разработать новый туристический продукт, направленный на развитие въездного и внутреннего туризма в регионе.

Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:

‒ исследовать основные теоретические аспекты туристской деятельности;

‒ рассмотреть состояние туризма в России в целом, обозначить существующие проблемы в туристской сфере страны;

‒ провести анализ современного состояния туристской сферы Амурской области;

‒ раскрыть основные факторы, оказывающие влияние на развитие туризма в Амурской области;

‒ исследовать потенциал туристических ресурсов области, выявить основные направления и перспективы развития туризма;

‒ разработать детский туристско-экскурсионный турпродукт и экономически его обосновать.

Информационная база исследования: материалы семинаров; труды по данному вопросу отечественных авторов по теории туризма, таких как: А.Ю. Александрова, А.В. Бабкин, И.В. Зорин, А.С. Дуздибаева, Е.Н. Ильина, В.А. Квартальнов, Т.В. Козырева, А.Д. Чудновский; а так же статистические данные с официальных сайтов Росстата, Ростуризма и Амурстата.

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ

1.1 Понятие, виды, классификация

Понятие туризма. Российские и международные подходы к определению.

В Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» используются следующие определения:

Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

Турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

Экскурсант – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика[1].

В настоящее время в международной практике широко используется определение, выработанное Международной конференцией по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991 г.) и одобренное ВТО и Статистической комиссией ООН. Согласно ему, Турист – это посетитель, т.е. «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте».

Посетитель – термин, объединяющий путешествующие лица с целью туризма. Оно распространяется наряду с туристами и на экскурсантов, которым присущи общие признаки. Различия, имеющиеся между ними, не затрагивают существа явления, поэтому экскурсионные поездки все чаще рассматриваются как частный случай туризма и отражаются в туристских статистических справочниках.

Выделяются три главных признака, позволяющих объединить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и одновременно отличить от других путешествующих лиц:

‒ перемещение за пределы обычной среды.

Обычная среда включает в себя определенный район вокруг места жительства и всех мест, регулярно посещаемых данным лицом. Основной целью использования понятия «обычная среда» является исключение из категории «посетитель» лиц, путешествующих каждый день или каждую неделю между своим домом и местом работы и учебы, или другими часто посещаемыми местами;

‒ продолжительность пребывания в месте назначения.

По требованию Всемирной туристской организации предельный срок для туристов составляет от 24 часов до 12 месяцев (в некоторых странах – 6 месяцев);

‒ цель (мотив) поездки.

Всемирная туристская организация разработала цели, которые учитываются как туристические: досуг, рекреация и отдых; посещение знакомых и родственников; деловые и профессиональные цели (участие в деловых встречах, конференциях, конгрессах и т.д.); лечение; религия и паломничество[2].

Классификация туризма[3].

Туризм в современном мире проявляется в разных явлениях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, т.е. группировки по отдельным однородным признакам, зависящих от определенных практических целей.

Наиболее распространенной классификацией туризма является его деление на типы, категории и виды.

В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:

-   внутренний туризм - туризм лиц, постоянно проживающих в определенном государстве, в пределах территории этого государства;

-   въездной туризм - туризм лиц в пределах государственных границ какой либо страны;

-   выездной туризм - туризм лиц, постоянно проживающих в определенном государстве, в другую страну.

Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:

-   туризм в пределах страны включает внутренний и въездной туризм;

-   национальный туризм включает внутренний и выездной туризм;

-   международный туризм включает въездной и выездной туризм; охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства.

В зависимости от признака рассмотрения туризм подразделяется на различные виды:

‒ по цели поездки:

1) рекреационный туризм – путешествия с целью отдыха, для физического и/или психического восстановления организма.

Рекреационный туризм включает: культурный (книжный, музыкальный, языковой), оздоровительный (лечебный), познавательный (экскурсионный), религиозный туризм (паломничество), спортивный (велосипедный, водный, парусный, конный, лыжный, пешеходный, горный, спелеотуризм), экологический, экстремальный (горный туризм; джиппинг; индустриальный - диггерство, спелеотуризм; водный - дайвинг, каякинг, рафтинг, парусный; автостоп; легкоходство), этнический (ностальгический) туризм;

2) деловой туризм – путешествия с деловыми целями, по профессиональным и коммерческим интересам. Виды делового туризма: бизнес-туризм, конгресс-туризм, шопинг-туризм, археологический туризм, гастрономический туризм, военный туризм;

‒ по виду используемых природных ресурсов: купально-пляжный, лечебный, экологический, горный, водный туризм;

‒ по источникам финансирования:

1) коммерческий туризм – систематические поездки частных лиц, обычно индивидуальных предпринимателей, в иностранные государства или другие регионы страны для закупки определенных товаров с целью их последующей продажи и получения прибыли;

2) социальный туризм – туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

‒ по возрастному признаку: детский (до 15 лет), молодёжный (15-24 года), взрослый туризм (25-44 года), туризм лиц среднего возраста (45-64 года), туризм лиц третьего возраста (от 65 лет);

‒ по числу участников путешествия: индивидуальный, семейный, групповой туризм;

‒ по способу организации путешествия: организованный, неорганизованный (самодеятельный) туризм;

‒ по способу размещения туристов: туризм гостиничного типа, туризм не гостиничного типа;

‒ по способу передвижения: пешеходный, транспортный (автомобильный, автобусный, железнодорожный, авиатуризм, морской, космический), мотоциклетный, велотуризм, водный (сплав по рекам, рафтинг, каякинг, парусный туризм), лыжный, конный, туризм с привлечением экзотических транспортных средств (батискафы, субмарины, воздушные шары, ракеты);

‒ по дальности поездки: ближний, дальний, межконтинентальный туризм.

‒ по продолжительности: краткосрочный (5-7 дней), среднесрочный (1-2 недели), долгосрочный (свыше месяца);

‒ по ритмике туристических потоков (сезонности): сезонный, круглогодичный туризм.

1.2 Государственное регулирование туристской деятельности в РФ

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой.

Основным законом, регулирующим туристскую деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации.

Принципы государственного регулирования туристской деятельности.

Государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации:

-   содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

-   определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;

-   формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;

-   осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

-   обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; охрана окружающей природной среды;

-   создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

-   развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие;

-   международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:

-   создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

-   содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

-   защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

-   лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

-   установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма;

-   прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

-   создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

-   налогового и таможенного регулирования; предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации;

-   содействия кадровому обеспечению туристской деятельности; развития научных исследований в сфере туристской индустрии; содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах.

Политика защиты прав потребителя в сфере туризма.

Не менее важными являются вопросы обеспечения и защиты прав потребителей туристических услуг.

Следует отметить наиболее часто встречающиеся нарушения прав потребителей в указанной сфере, к числу которых относятся:

-   неисполнение условий договора, заключенного туроператором с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт;

-   неисполнение обязательств туроператором в связи с прекращением его собственной деятельности по причине несостоятельности (банкротства) либо его контрагентов (третьих лиц), осуществляющих отдельные услуги, входящие в туристский продукт;

-   совершенствование механизма информирования туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания[4].

В настоящее время функции государственного управления, координации, а также реализации государственной политики в сфере туризма осуществляет Министерство РФ по физической культуре, спорту и туризму. Основу российского законодательства в области защиты прав и интересов туристов составляют: Федеральной закон «Об основах туристской деятельности Российской федерации», Закон РФ «О защите прав потребителей», Федеральной закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу 26 сентября 1998 г., предусматривает особые условия действия туристской лицензии. Невыполнение турфирмой условий, предусмотренных этим Законом, рассматривается как нарушение Закона и может привести к ликвидации лицензии турфирмы.

Сертификация, как и лицензирование, является одним из способов государственного контроля над качеством и безопасностью предоставляемых потребителю туристских услуг. Сертификат подтверждает, что туристское предприятие гарантирует клиенту безопасность поездки, здоровье, сохранение имущества, качественное обслуживание. Важно и то, что сертификация защищает как клиента, так и турфирму: клиента - принуждая турфирму четко и в полном объеме выполнять все установленные законами и другими нормативными актами правила и нормы оказания услуг с тем, чтобы клиент за свои средства получал качественное обслуживание; турфирму - путем применения тех же законов и нормативных актов, не дающих туристу возможность найти недостатки в обслуживании и выдвинуть против турфирмы обоснованные претензии.

В законодательстве Российской Федерации закреплено право потребителей на получение экстренной помощи, представляющей собой действия по организации эвакуации, в том числе оплате услуг по перевозке и размещению, оказываемых за счет компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

1.3 Развитие рынка туризма в РФ

Туризм в России ‒ развивающаяся отрасль. По данным Всемирной туристской организации, Россия занимает одно из ведущих мест в мире в сфере международного туризма. За 2014 год Россия приняла около 28 млн. международных гостей (9-е место в мире)[5].

Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. В стране находятся 26 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Различные регионы и этносы в России имеют большое разнообразие традиций. Основные туристические маршруты в России представляют собой посещение Москвы и Санкт-Петербурга, санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области, горнолыжных курортов Кавказа и Сибири, путешествие по «Золотому кольцу России», круизы по Волге, круизы на ледоколе в национальный парк «Русская Арктика», дальние поездки по Транссибирской магистрали, с посещением Алтайских гор и озера Байкал, путешествия к вулканам Камчатки и в Приморье.

Однако, несмотря на наличие всего необходимого для развития внутреннего и въездного туризма, выездной туризм в России преобладает над въездным. Туристические фирмы получают прибыль за счет инфраструктуры и ресурсов других стран, соответственно деньги уходят за границу. Ежегодно Россия может принимать у себя около 70 млн. туристов, но на сегодняшний день данный потенциал используется лишь на 30 %[6].

По данным за 2014 год доля туристической отрасли в общем объёме ВВП составила 1,5 %. Оборот рынка туристических услуг России без учета  субъектов малого предпринимательства достиг 1 401,5 млрд. рублей.[7]

Рассмотрим динамику выездного и въездного потока с целью туризма за последние пять лет (рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика выездного и въездного туристских потоков

за период с 2009 по 2014 гг., млн. чел. (составлено и рассчитано

по офиц. данным Росстата)

Как видно из Рисунка 1, с 2009 по 2013 г. наблюдался стабильный рост туристических потоков, как выездного, так и въездного. Однако 2014 год стал непростым для российской туристической отрасли. Ослабление курса рубля, падение цен на нефть и политические конфликты сыграли свою роль. Многие россияне отказались от заграничных поездок. Согласно данным Росстата, за первый квартал 2015 года выездной турпоток сократился на 33,8 %.

Въездной туристский поток с 2014 года так же начал падать. Согласно данным Федеральной пограничной службы РФ в 2014 году в Россию было совершено 32,4 млн. поездок из зарубежных стран. Из них с целью туризма - 2,5 млн. (на 4 % меньше, чем в 2013 году). За первый квартал 2015 года в Россию было совершено 255 тыс. поездок с туристскими целями (на 3 % меньше, чем в 2014 году).

Как показывает статистика за 2014 год, лидером по количеству иностранных граждан, приезжающих в Россию с туристическими целями, является Китай, второе место занимает Германия, а третье ‒ США. В первом квартале 2015 года ситуация несколько изменилась – Турция сместила США на четвертое место. Численность иностранных туристов из Китая стремительно набирает обороты: туристский поток, по сравнению с первой половиной 2014 года, увеличился на 51,6 % (от 134,8 до 204,4 тыс.)[8].

Тенденции развития туристической отрасли в России.

В 2014 году в России произошли глобальные изменения, коснувшиеся всех отраслей экономики, в том числе и сферы туризма. Это связано с сочетанием сразу нескольких серьезных негативных факторов – общая геополитическая обстановка в стране и в мире, санкции, введенные против России, рост курса валют и девальвации рубля, банкротство и уход нескольких крупных компаний с туристического рынка.

В связи с этим роль внутреннего и въездного туризма стала возрастать.             Сфера услуг и туристическая инфраструктура проходят период обновления, согласно утвержденной правительством федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». В самых живописных и востребованных туристами регионах России создаются туристические экономические зоны, которые предполагают благоприятные условия для организации туристического бизнеса.

С 2015 года действует федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма «Путешествуйте по России», в ходе которой были разработаны 105 новых туристических маршрутов[9].

Параллельно с этим 19 октября 2015 года был принят новый законопроект, касающийся исключения налогов на прибыль с тех предприятий, которые оплачивают отдых своих сотрудников на территории России[10].

Интерес иностранных туристов к отдыху в России растет на фоне падения курса рубля, но рост происходит за счет азиатских, а не европейских рынков. Наиболее перспективными и динамично развивающимися из них стали Китай, Индия, страны Ближнего Востока.

Несмотря на, казалось бы, негативные для экономики России обстоятельства, многие эксперты полагают, что сложившаяся ситуация и нестабильность курса рубля неизбежно станут толчком для развития туризма внутри страны, а посещение россиянами курортов и туристических городов в России даст лишь положительный эффект как для бюджета, так и для страны в целом.

Детский туризм в России.

Детский туризм играет важную роль в жизни общества, так как программы отдыха, призванные расширить детский кругозор, укрепить здоровье или раскрыть таланты, нацелены в конечном итоге на развитие будущего поколения.

Традиционно в России распространены детские летние лагеря, предлагающие сегодня насыщенные анимационные программы. Отдельным образом среди них выделяются лагеря тематические, подчиненные одной теме: палаточные с обучением элементам туризма, археологические, где ребята занимаются раскопками стоянок первобытных людей, спортивные, конноспортивные, существуют лагеря с религиозной направленностью и т.д. Неоспоримым преимуществом обладают детские центры отдыха за рубежом, предлагающие языковую практику и погружение в новую культуру. Расположенные часто в теплых странах, на море (в Греции, Турции, Болгарии, Хорватии, на Мальте и т.д.) такие детские центры отличаются насыщенными экскурсионными и тематическими программами и позволяют общаться со сверстниками, как из стран СНГ, так и из других государств.

Популярны экскурсионные (автобусные или комбинированные) культурно-познавательные туры по Европе. Даже длительные переезды по европейским дорогам дети расценивают как настоящее приключение. «Второе рождение» переживают и детские экскурсионные поездки по России. Туроператоры постоянно создают новые экскурсионные программы с привлекательными для детей туристскими брендами («На родину Деда Мороза и Снегурочки»), развлекательные  («Фабрика мороженого «Баскин Робинс» с дегустацией лакомой продукции), патриотические («Кубинка – Музей бронетанковой техники»), познавательные (экскурсии в усадьбы писателей, поэтов) и т.д.

Широко представлен детский спортивный туризм и активный отдых. На территории России наиболее известны объединенные программы «Робинзонада» и «Приключение», включающие лыжные и пешие походы, сплавы на байдарках и катамаранах, походы на равнинных и горных велосипедах и т.д.[11]

В 2014 году был создан Координационный совет по развитию детского туризма в России. Совет рассматривает вопросы приоритетных направлений развития детского туризма, разрабатывает нормативно-правовую базу и федеральные целевые программы в этой сфере. Кроме того, совет занимается развитием и увеличением объемов детского туризма в границах России, и одной из основных целей его создания является рост патриотического воспитания среди молодежи[12].

Самым перспективным проектом детского отдыха в России называют сеть творческих лагерей «Страна детей». «Страна детей» - один из первых в России проектов, направленный на комплексное решение важнейшей социальной задачи государства – создание комфортных условий для отдыха детей в нашей стране. В настоящее время в рамках проекта «Страна детей» уже реализуется проект «Бородино» в Московской области. К 2018 году планируется строительство еще 25 лагерей на 1260 человек в различных регионах России, а также рекреационного комплекса «Страна Детей», объединяющего восемь лагерей и центральный «город» для семейного отдыха на 850 тыс. человек в год.

Государством был разработан комплекс мер по поддержке предпринимателей, занимающихся развитием инфраструктуры детского отдыха, реализация которых позволит изменить ситуацию в сторону увеличения количества и улучшения качества детских лагерей отдыха, повышения доступности детского отдыха, снижения стоимости путевок на 20-30%. Данные меры будут способствовать реализации таких проектов как «Страна детей» по всей России[13].

Итак, подводя итоги первой главы, можно сделать следующие выводы:

‒ понятие «туризм» включает в себя множество определений и различных классификаций, что говорит о том, что туризм является важной сферой, охватывающей множество видов деятельности человека, оказывающей влияние как на экономику государства в целом, так и на мировоззрение каждого индивидуума в частности;

‒ успех развития туризма в стране напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль; российское законодательство в сфере туризма несовершенно и требует дальнейшей доработки и согласования;

‒ туристский культурно-исторический и природный потенциал нашей страны огромен, но до сих пор не используется в полной мере;

‒ туризм в России на данный момент является неразвитой экономической отраслью и не имеет серьезного влияния на экономику страны: дальние расстояния, высокие цены, отсутствие инфраструктуры туризма во многих регионах препятствуют скорому его развитию;

‒ туризм в России в настоящее время находится на стадии обновления и преобразований в связи с геополитическими изменениями, происходит переориентация отрасли на внутренний туризм;

‒ интерес иностранных туристов к отдыху в России растет на фоне падения курса рубля, рост въездных туристских потоков в первую очередь происходит за счет азиатских рынков (Китай, Индия, страны Ближнего Востока);

‒ детский туризм всегда есть и будет актуален, как для родителей, так и для государства, так как главной его целью является всестороннее развитие будущего поколения;

‒ в сфере детского туризма в России наблюдаются благоприятные перспективы развития: при государственной поддержке реализуются новые проекты, которые в будущем позволят снизить стоимость путёвок на 20-30 %, увеличить количество детей, отдыхающих в загородных лагерях, и тем самым повысить приток туристов в различные регионы страны, развивая внутренний туризм.

2  СОВРЕМЕННОЕ СОСТОНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1 Анализ современного состояния туризма в Амурской области

Статистическая информация[14].

В «Амурском статистическом ежегоднике» за 2014-2015 годы представлены данные, которые позволяют проанализировать современное состояние развития туризма в Амурской области.

За последние пять лет (с 2009 по 2014 гг.) в Амурской области наблюдается стабильный рост числа туристских организаций за счет увеличения турфирм, занимающихся турагентской деятельностью.

На конец 2014 года в Амурской области зарегистрировано 47 организаций, осуществляющих туристическую деятельность, из которых 2 турфирмы занимались исключительно туроператорской деятельностью, 26 – турагентской деятельностью, 19 – туроператорской и турагентской деятельностью одновременно. Следует отметить, что большинство туроператоров и турагентов работают на международном направлении.

Общая стоимость реализованных населению туристских путевок в 2014 году составила 1249,2 млн. рублей. Из них 1122,3 млн. рублей – гражданам России по зарубежным странам, 109,6 млн. рублей – гражданам России по территории России и 17,3 млн. рублей – иностранным гражданам. Из чего следует, что преимущественным направлением в Амурской области является выездной туризм.

Число российских граждан, выезжающих по путевкам за рубеж из Амурской области, в 2013 году составило 66318 человек, в 2014 году – 63337.

Рисунок 2 – Динамика выездного потока с целью туризма за период

с 2005 по 2014 гг., тыс. чел. (составлено и рассчитано по офиц.

данным Амурстата)

По сравнению с 2005 годом, в 2014 году число российских граждан, выехавших за рубеж, сократилось на 17 %. По отношению к 2013 году турпоток в 2014 году сократился на 4 %. В числе причин такого спада называют рост курса иностранных валют, а также тот факт, что в Приамурье получили развитие чартерные программы в Таиланд и Вьетнам, хотя самой посещаемой страной по-прежнему остается Китай (33833 туристов за 2014 год).

Обратная ситуация складывается с въездным туризмом. Так, в 2013 году число международных туристов составило 24138 человек, в 2014 году – 32055. Динамика въездного потока иностранных туристов представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Динамика въездного потока с целью туризма за период с 2005 по 2014 гг., тыс. чел. (составлено и рассчитано по офиц. данным Амурстата)

Принимая 2005 год за базисный, можно проследить увеличение въездного турпотока в 2014 году на 12 %. Если же отследить темпы роста по годам, то в 2014 году удельный прирост по отношению к 2013 составил 33 %.

Такие высокие темпы роста международного въездного потока в Амурской области объясняются теми же факторами, что и динамика въездного туризма в России в целом: главным образом - падением курса рубля. Большую часть иностранных туристов, приезжающих в Амурскую область, составляют граждане Китая.

Однако внутренний туризм в Амурской области по-прежнему остаётся неразвитым. Согласно данным Амурстата, в 2014 году численность российских туристов, приобретших путевки по Амурской области, составило всего 237 человек.

На рисунке 4 наглядно представлено соотношение въездного и выездного турпотоков в Амурской области.

Рисунок 4 – Динамика въездного и выездного турпотоков за период с 2005 по 2014 гг., тыс. чел. (составлено и рассчитано по офиц. данным Амурстата)

Очевидно, что, несмотря на падение темпов роста выездного турпотока и, напротив, увеличение въездного потока, в Амурской области на современном этапе преобладает выездной туризм, в то время как въездной и внутренний не получают должного развития.

Тенденции и перспективы развития туризма в Амурской области

На фоне событий 2013-2015 гг., вследствие которых Россия оказалась в политической изоляции со стороны стран Запада и их союзников, на первый план у российского руководства вышла задача укрепления отношений с другими крупными региональными лидерами, в первую очередь с Китайской Народной Республикой. Сложившаяся политическая ситуации рассматривалась как стимул для расширения экономических отношений. Со стороны Китая были предприняты шаги, направленные на выражение солидарности с Россией и укрепление сотрудничества в противостоянии американской гегемонии.[15] Следовательно, можно сказать, что для Амурской области тенденции развития международного туризма носят позитивный характер.

Приграничное положение открывает для области особые перспективы в развитии туризма. На международном форуме «Russian Tourism Road Show», который проходил в сентябре 2013 года в Хэйхэ, Амурская область презентовала на форуме два проекта – «Золотая миля» и «Маленькая Венеция».

На сегодняшний день разрабатывается проект «Золотая миля», который предполагает строительство гостиниц, торгово-развлекательного центра, спортивно-зрелищного комплекса. Уникальная канатная дорога соединит два государства - Россию и Китай круглогодичным пассажирским сообщением. Стоимость проекта – 11 млрд. рублей. Ожидается создание свыше 100 новых рабочих мест. Строительство мостового перехода через реку Амур с объемом финансирования 8,9 млрд. рублей расширит экономические и туристические возможности дальневосточного региона.

Инициатором и инвестором проекта «Маленькая Венеция» является китайская строительная компания «Хуафу». По замыслу авторов, «Маленькая Венеция» будет включать в себя три гостиницы, выставочные, демонстрационные, концертный и кинозалы, бассейны, спортплощадки, спортивный зал, парковая зона с фонтанами, детские аттракционы, девять торговых центров, кафе, рестораны, закусочные и объекты бытового обслуживания. Планируется построить бизнес-центры, автостоянку на 1,5 тысячи мест. Для создания итальянского колорита соорудят каналы и переходные мосты[16].

Помимо этого в будущем планируется постройка таких уникальных туристических объектов, как: современный музей естественной истории и на его базе «Парк мелового периода»; познавательный центр «Космическая одиссея», в котором будут собраны макеты аэрокосмической техники, и откуда будут начинаться экскурсии на космодром «Восточный»; а также комплекс «Русская деревня» с музеем деревянного зодчества. Все три объекта будут располагаться на территории г. Благовещенска.

Увеличение объема туристских услуг планируются за счёт расширения географии и тематики (экологический, культурный, исторический, экстремальный и проч.) туристических маршрутов, создания межрегиональных туров для российских и иностранных туристов по Амурской области.

К основным факторам, сдерживающим развитие туризма в Амурской области на современном этапе, относятся: неразвитость инфраструктуры туризма в регионе; удалённость и труднодоступность туристских объектов; рост цен на транспортные, гостиничные, экскурсионные и прочие услуги; несоответствие заявленной категории гостиниц; низкое качество обслуживания на предприятиях питания; неэффективная реклама и, как следствие, низкая осведомленность населения о наличии туристских предложений в регионе.

Для решения данных проблем необходим целый комплекс мероприятий, главными среди которых являются: государственная поддержка и финансирование туристской отрасли на региональном уровне; создание современной инфраструктуры туризма и, прежде всего, сектора размещения, отвечающего международным стандартам; улучшение качества дорог; подготовка высококвалифицированных кадров в сфере туризма; повышение качества обслуживания на туристических базах, в гостиницах, предприятиях питания; воздействие рекламы в СМИ на потребителей туристских услуг и предоставление комплексной информации о предлагаемых турах.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие туризма в Амурской области возможно при росте материального благополучия граждан и наличии должной государственной поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровне.

2.2 Предложения турфирм по направлению «детский туризм» в Амурской области

В столице Амурской области предлагается множество увлекательных городских маршрутов для детей, которые особенно актуальны в дни школьных каникул. Так, только Турбюро «Дальневосточный Феникс» предлагает более 20 детских программ, среди которых есть маршруты выходного дня. Такие программы рассчитаны на 1-4 дня и включают обзорную экскурсию по городу, культпоходы в музеи: краеведческий, археологический, анатомический, палеонтологический с его выставкой динозавров и даже в музей Управления внутренних дел, и пожарной охраны. Кроме того, турбюро организует экскурсии на предприятия, поездки в театры, посещение выставочных залов и развлекательных центров[17].

Познавательные, развивающие экскурсии организаторы предлагают совмещать с посещением излюбленных мест детского отдыха в Благовещенске. Например, поездка в музей Управления внутренних дел, в студию художников им. Верещагина и анатомический музей, по замыслу сотрудников турбюро, завершается походом в развлекательный центр (боулинг) и обедом в кафе. Также, как и экскурсия «Мир камней» в выставочный зал геологии областного краеведческого музея с посещением клуба юных геологов «Виалит».

Не менее увлекательными могут оказаться визиты школьников на предприятия города: судостроительный завод, радиотелепередающий центр, местные типографии, ипподром с катанием на лошадях. Экскурсия на широтную станцию, где покажут модели звездного неба, восхода и захода светил и где ребята смогут увидеть телескоп, а также другие астрономические приборы.

Детский и молодёжный туризм в Благовещенске занимает особое место. Для детей и подростков проводятся экоигры, организуются экологические тропы, выезды в городской дендрарий и оранжереи, посещение теплицы и эколого-биологического центра. Один из наиболее популярных маршрутов – поездка на турбазу «Мухинская».

Есть театральные маршруты с просмотром спектаклей театра Актера и Куклы, Амурского театра драмы и последующими встречами с актерами.

Как детям, так и взрослым будет интересен маршрут в Муравьёвский парк, где можно понаблюдать за журавлями и другими редчайшими перелётными птицами в условиях живой природы. Муравьевский парк – одно из немногих мест, где сохранились неосвоенные участки болот – они дают приют для гнездования и отдыха уссурийским и даурским журавлям и дальневосточным аистам. Лучшее время для посещения парка – вторая половина мая, июнь, август и сентябрь, когда птицы наиболее активны. Отдыхающим предлагаются экскурсии, тематические занятия, демонстрация фильмов о природе и Муравьевском парке, встреча у костра.

Не менее занимательным кажется маршрут в г. Свободный с экскурсией в музей Космодрома, посещением смотровой площадки и обедом в столовой Космодрома.

Однодневный маршрут Михайловские столбы, организуемый турфирмой «Амуртурист», ориентирован, прежде всего, на семейные и детские группы. Они расположены всего в сорока километрах от Благовещенска по Игнатьевскому шоссе, вблизи от сёл Михайловка и Сергеевка. Около двадцати монолитных утесов странной формы стали одним из самых известных скалодромов Амурской области.

У ЗАО «Амуртурист» есть и другие интересные программы отдыха для детей, например, 2х-дневный маршрут Благовещенск - Серышево - Благовещенск. Путь из Благовещенска на базу Дальней авиации в Серышево занимает 3 часа. Программа маршрута включает обзорную экскурсию по городу с посещением краеведческого музея, православного храма, музея пожарной охраны, заводов «Судостроительный» и «Амурский металлист».

Из года в год с мая по конец сентября ЗАО «Торговый порт Благовещенск» оказывает услуги по организации катания пассажиров по реке Амур на теплоходе Москва 161. Организуются маршруты для детей из Благовещенска до Хабаровска и Амурска. В программе: 5-ти разовое питание, проживание в 2,3-х местных каютах, развлекательные мероприятия и экскурсии в местах остановки.

2.3 Исследование рекреационно-туристических ресурсов Амурской области для разработки нового турпродукта

Исследование  рекреационно-туристических ресурсов Амурской области[18]. Амурская область располагается на юго-востоке Российской Федерации в азиатской ее части, между Становым хребтом на севере и рекой Амур на юге. На юге проходит государственная граница с Китаем. Преимущественно горные ландшафты и многоводные дальневосточные реки придают Амурской области свой неповторимый колорит.

Амурская область обладает большими потенциальными возможностями для развития экологического туризма, так как располагает уникальными природными объектами, отличается многообразием ландшафтов и значительной площадью лесов, наличием большого количества рек, минеральных и терминальных источников, разнообразием флоры и фауны.

Природно-заповедный фонд Амурской области представлен редкими и исчезающими видами животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Например, амурскими (уссурийскими) тиграми, число которых в апреле 2013 года на Дальнем Востоке оценивалась в 450 особей.

В междуречье рек Селемджа и Нора лежат земли Норского заповедника. Здесь гнездятся дальневосточный и черный аисты, орлан-белохвост, черный и японский журавли. В пределах заповедника можно повстречать косулю. Кстати, в начале осени для туристов специально организуют экскурсионные маршруты, позволяющие увидеть массовую переправу косуль через Нору.

На восточной оконечности хребта Тукурингра, у берегов Зейского водохранилища, расположен Зейский государственный природный заповедник, населенный различными животными и птицами. Среди них: изюбрь, косуля, лось, медведь, соболь. Для туристов здесь также разработаны интересные программы отдыха.

На крайнем юго-востоке Амурской области в пределах Архаринской низменности и отрогов хребта Малый Хинган располагается Хинганский заповедник, основной целью создания которого является охрана степных и лесостепных ландшафтов Южного Приамурья. В равнинной части заповедника очень много озёр, одно из которых, а именно – озеро Кривое, объявлено памятником природы как место произрастания лотоса Комарова. Это удивительно красивый цветок розового цвета, распускающийся с середины июля до середины августа, является реликтом гондванской флоры, существовавшей более 100 миллионов лет назад. Здесь также обитают такие редкие птицы, как чёрный и японский журавли.

Сильное впечатление производят на любителей природы Горящие горы, находящиеся в Шимановском районе, которые являются ничем иным, как участком берега реки Амур. На глубине 10-15 метров под землей находятся залежи бурого угля. От соприкосновения с воздухом уголь самовоспламенился около 300 лет назад и с тех пор не гаснет.

Амурская область обладает развитой транспортной системой. Особенно интересны теплоходные путешествия по реке Амур. Сейчас на центральной водной артерии региона действует множество самых разнообразных маршрутов.

Любители адреналина могут испытать себя сплавом по одной из рек Амурской области. Сегодня уже разработаны маршруты сплавов по Зее, Селемдже, Бурее, Гилюю, Томи. Особо популярны сплавы на плотах, в которых принимают участие даже дети.

Физически подготовленные туристы могут совершить пешие походы по таежным туристическим маршрутам Амурской области (например, «Белогорье – Новинка», «Моховая Падь – Мухинка»). Любители скалолазания могут посостязаться в покорении Сергеевских столбов (Благовещенский район).

Амурская область, также, привлекает любителей охоты и рыбалки: в лесах водятся бурый и черный медведи, кабаны, зайцы, лоси и многие другие животные. Среди речной рыбы встречаются амурский осетр, белый амур, налим, толстолобик и др.

Юг Амурской области богат природными месторождениями, минеральные источники которых обладают целебными свойствами.

Помимо природных достопримечательностей, регион богат археологическими находками. Одной из самых интересных является так называемое кладбище динозавров в Кундуре на юго-востоке Амурской области, где по сию пору находят кости этих вымерших великанов животного мира. За 10 лет палеонтологи отыскали в захоронении более тысячи костей динозавров. Самая интересная находка – третий шейный позвонок неизвестной ранее формы хищных тираннозавров (одной из самых крупных рептилий мелового периода).

Ещё одно кладбище динозавров было найдено близ райцентра Облучье. Здесь был обнаружен неизвестный ранее вид ящера, который получил название амурозавра.

Ещё один древнейший памятник находится в Архаринском районе близ села Грибовка: уникальное место – наскальные рисунки (петроглифы) середины 1-го тысячелетия до н.э., на которых изображены сцены древнего охотничьего промысла и бытовой жизни. Добраться к «Архаринским писаницам» непросто, но тот, кто преодолеет этот сложный путь, сможет прикоснуться к древней истории и культуре людей, к одной из тайн и загадок, которые хранит наша земля.

В Амурской области масса и других исторических достопримечательностей, к которым причисляют Албазинский острог, древние городища, стоянки племён, заселявших эти земли в незапамятные времена. Со многими из открытий, сделанными здесь учёными можно познакомиться в краеведческих музеях Приамурья.

К современным достопримечательностям относится Бурейская ГЭС – уникальная по своей грандиозности. Нигде на Дальнем Востоке нет ничего подобного: мощность потока этого искусственно созданного водопада оставляет по себе очень сильные впечатления.

В столице Приамурья - Благовещенске существует множество свидетельств богатой истории города и края. Например, памятник в честь высадки первых землепроходцев и заключения Айгунского договора, восстановленного в 1973 г., а также старинный храм - бывшая католическая церковь начала XX века.

Близость к Китаю оказывает на город несомненное влияние, чему свидетельством являются не только множество заведений носящих китайские названия, но также «Парк Дружбы», построенный в китайском стиле.

Благодаря тому, что область граничит с Китаем, можно спланировать комбинированное путешествие с посещением «страны контрастов». Летом перевозка осуществляется с помощью парома, зимой ‒ по ледовой дороге. Хэйхэ является зоной свободной российско-китайской торговли, открытой для безвизового въезда российских граждан.

В области проходят многочисленные фестивали, интересные любителям искусства, истории, спорта. Например, фестиваль российской графики Дальнего Востока Серебряная волна» (январь-февраль), фестиваль народной вышивки «Золотой стежок» (январь-февраль), районный туристический фестиваль «Весенняя капель ‒ 2008» (конец апреля), чемпионат края по технике водного туризма и спасательным работам (май), праздник татарской культуры «Сабантуй» (июнь), экскурсионные показы в этническом комплексе нанайской деревни (с июня по август), фестиваль китайской культуры (сентябрь).

С 2012 года в Тындинском районе, на берегу реки Гилюй действует этнографический комплекс «Эвенкийская деревня». На территории музейно-туристического комплекса уже разместилось несколько зданий: мастерская, современный дом эвенкийской семьи, баня, лабаз для хранения продуктов и одежды, дом и землянка охотника, чумы из коры, крытые мехом и кожей. Примечательно, что этнические элементы деревни создаются самими эвенками.

В дальнейшем планируется строительство административного корпуса с гостиницей и кафе, музея, магазина для продажи сувениров. Также на территории комплекса будет создан олений загон, где собираются поселить несколько пар оленей, меховая мастерская по пошиву одежды, обуви и предметов обихода эвенков.

Обоснование необходимости разработки нового турпродукта.

По всему видно, что наш регион обладает богатым туристским потенциалом, и идея разработки нового тура по Приамурью тем актуальнее, что эти богатства, в силу различных экономических и социальных причин, не реализуются в полной мере.

Не секрет, что для бюджета области (и страны в целом) приоритетным является развитие внутреннего и въездного туризма. Для развития данных видов туризма в регионе необходимо разрабатывать новые конкурентоспособные турпакеты, предлагающие различные виды отдыха, удовлетворяющие спросу массового потребителя. Амурская область обладает необходимыми условиями, позволяющими разработать уникальный туристический маршрут, отвечающий ожиданиям туристов: от разнообразных природных ресурсов, памятников культурно-исторического наследия до специальных туристско-рекреационных предприятий (турбаз, лечебно-оздоровительных учреждений и летних лагерей).

Детский туризм стоит на особой ступени, так как связан с высокой ответственностью, как перед родителями, так и перед детьми. Однако развивать детский туризм в стране (и в регионе) необходимо с целью укрепления здоровья ребенка, расширения его кругозора и прививания системы ценностных ориентиров, тем самым обеспечивая здоровое и сильное будущее поколение.

Туристско-краеведческая деятельность, в ходе которой происходит ознакомление с природой и историей родного края, не только развивает физические и эстетические качества, но и духовно-нравственную направленность, формируя у детей патриотическое сознание.

Помимо оздоровительных и познавательных функций детский туризм включает также функцию социальной адаптации. Активный отдых на природе в кругу сверстников благотворно влияет не только на физическое, но и психическое здоровье ребенка, а также способствует развитию необходимых во взрослой жизни навыков общения.

На основе проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

‒ Амурская область обладает большими потенциальными возможностями для развития туризма, так как располагает уникальными природными объектами, отличается многообразием ландшафтов и значительной площадью лесов, наличием большого количества рек, минеральных и терминальных источников, разнообразием флоры и фауны;

‒ в Амурской области наблюдается стабильный рост числа туристских организаций за счет увеличения турфирм, занимающихся турагентской деятельностью;

‒ большинство туроператоров и турагентов работают на международном направлении;

‒ несмотря на падение темпов роста выездного турпотока и, напротив, увеличение въездного потока, в Амурской области на современном этапе преобладает выездной туризм, в то время как въездной и внутренний не получают должного развития;

‒ благодаря приграничному положению с Китаем, тенденции развития международного туризма в Амурской области носят позитивный характер;

‒ развитие туризма в Амурской области возможно при росте материального благополучия граждан и наличии должной государственной поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровне;

‒ въездной и внутренний туризм являются приоритетными направлениями для экономики области.

1)  

3 РАЗРАБОТКА НОВОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА «ЗЕМЛЯ АМУРСКАЯ» И ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

3.1 Проектирование туристского продукта и программы обслуживания

Предлагаемый туристско-экскурсионный маршрут, прежде всего, направлен на развитие внутреннего туризма в регионе, однако, стоит полагать, что он так же будет интересен и для иностранных туристов.

Экскурсионный тур «Земля Амурская» предназначен для детей от 10 до 14 лет и включает в себя путешествия с познавательными целями для ознакомления с природой и историей Амурской области.

Тур разработан на летний сезон (май-сентябрь) для группы из 20 человек, помимо руководителя и экскурсовода. График загрузки представлен в приложении А.

В стоимость тура входят:

‒ питание по программе;

‒ проживание в гостинице «Юбилейная» (1 сутки) и на базе экологического лагеря «Долгое» в охранной зоне Хинганского заповедника (2 суток);

‒ транспортное обслуживание;

‒ экскурсионная программа.

Туристическая страховка не является обязательной и оплачивается отдельно.

Маршрут рассчитан на 4 дня (схема маршрута представлена в приложении Б). В Таблице 1 представлена программа предлагаемого тура.

Таблица 1 – Программа тура «Земля Амурская»

День

Мероприятие

Время

1

2

3

1-ый

Обзорная экскурсия по Благовещенску, знакомство с главными историческими достопримечательностями города. Экскурсия в Амурский краеведческий музей. Посещение Амурского областного театра кукол. Вечерняя прогулка по набережной.



Встреча в пункте сбора, трансфер в гостиницу

11:00


Размещение в гостинице «Юбилейная»

11:30

Продолжение таблицы 1

1

2

3


Пешая обзорная экскурсия по историческим и памятным местам Благовещенска: площадь им. Ленина, площадь Победы, Триумфальная арка, набережная реки Амур, Кафедральный собор

12:30-14:00


Обед в кафе «Бирюза»

14:00


Экскурсия в Амурский областной краеведческий музей,  рассказ об истории заселения и освоения Приамурья

15:00-16:00


Посещение Амурского областного театра кукол (на автобусе)

16:00


Ужин в кафе «Бирюза»

18:00


Вечерняя прогулка по набережной Амура, запуск бумажных фонариков

20:00

2-ой

Посещение Бурейской ГЭС с целью знакомства ребят с историей строительства гидроэлектростанции и развития электроэнергетики в Амурской области; трансфер в Архаринский район и размещение на базе отдыха «Долгое»



Завтрак в гостинице

9:00


Выезд в пгт. Талакан

10:00


Прибытие. Обед в столовой

14:00


Экскурсия на территорию Бурейской ГЭС – посещение музея и смотровой площадки, фотографирование

15:00-16:30


Отправление в пгт. Архара

16:30


Прибытие, размещение в домиках на базе экологического лагеря «Долгое»

18:30


Ужин на базе (в кафе «Бриз»)

19:00


Развлекательная программа: конкурсы, игры

20:00

3-ий

Посещение кладбища динозавров в Кундуре.

Экскурсия по территории Хинганского заповедника.



Завтрак на базе (в кафе «Бриз»)

9:00


Выезд в с. Кундур – местонахождение ископаемых динозавров

10:00


Познавательная экскурсия по кладбищу динозавров

11:00-12:30


Возвращение на базу «Долгое»

12:30


Обед на базе (в кафе «Бриз»)

14.00


Экскурсия по территории Хинганского заповедника в сопровождении его сотрудников, знакомство с редкими видами птиц, кормление, фотографирование

15:00-17:00


Просмотр фильма о природе Хинганского заповедника

17:00


Ужин на базе (в кафе «Бриз»)

18:00


Отдых у озера лотосов (оз. Долгое). Рассказ об одном из чудес Приамурья – лотосе Комарова. Песни у костра

19:00

4-ый

Экскурсионная поездка в село Ивановка. Посещение Дальневосточного аэрокосмического музея



Завтрак на базе (в кафе «Бриз»)

9:00


Выезд в с. Ивановка

10:00


Прибытие. Обед в столовой

13:00


Экскурсия в Дальневосточный аэрокосмический музей: экскурсия по территории музея, осмотр самолетов, ознакомление с тренажёрами вертолетов, поднятие на борт действующего самолета, осмотр салона и кабины пилота.По заявкам: полет над окрестностями (5 мин.)

14:00-16:00


Возвращение в Благовещенск. Высадка туристов в назначенном месте

16:00-17:00

Информационный листок к путевке туристского путешествия представлен в приложении В.

3.2 Экономическое обоснование нового туристского продукта

Метод калькулирования полной себестоимости турпродукта  – это система учета, в которой все затраты распределяются на все виды турпродукта. В его основе лежит деление затрат по способу включения в себестоимость отдельных видов услуг[19].

Калькулирование себестоимости предлагаемого турпродукта представлено в приложении Г.

В себестоимость турпродукта непосредственно включаются прямые и косвенные затраты туроператора, связанные с формированием турпродукта.

Прямые затраты – это затраты непосредственно связанные с производством и реализацией турпродукта.

К ним относят:

‒ питание.

Таблица 2 – Питание

Наименование

Количество

Стоимость на 1 чел. в день, руб.

Стоимость на группу в день, руб.

Общая стоимость, руб.

Завтрак

3

150

3150

9450

Обед

200

4200

16800

Ужин

3

150

3150

9450

Итого:

35700


Стоимость завтраков, обедов и ужинов на одного человека, учитывая расходы руководителя группы, составит:

(3×150 руб. + 4×200 руб. + 3×150 руб.) × 21 / 20 = 1785 руб.;

‒ проживание. Данный тур предполагает проживание туристов в гостинице «Юбилейная» в первый день программы и размещение на базе экологического лагеря «Долгое» в течение двух последующих дней.

Стоимость двухместного номера в гостинице «Юбилейная» – 2100 руб. в сутки. На группу в 20 человек необходимо 10 номеров. Руководитель группы проживает в одноместном номере стоимостью 3150 руб. в сутки.

На базе отдыха, которая расположена на берегу озера Долгое в охранной зоне Хинганского заповедника, для туристов предусмотрены летние деревянные домики на 4-5 человек. На группу в 20 человек необходимо 5 домиков. Руководитель группы проживает в одном из летних домиков вместе с туристами. Стоимость аренды одного домика – 2000 руб.

Рассчитаем стоимость проживания на группу:

1) в гостинице «Юбилейная»:

2100 руб. × 10 номеров + 3150 руб. = 24150 руб.;

2) на базе экологического лагеря «Долгое»

2000 руб. × 5 летних домиков × 2 суток = 20000 руб.

Итого, общая стоимость проживания составляет: 44150 руб.

Стоимость проживания на одного человека, с учетом расходов руководителя группы, составит:

44150 руб. ÷ 20 чел. = 2207 руб. 50 коп.

‒ транспортное обслуживание.

Стоимость аренды автобуса составляет 1000 руб./час. Экскурсионная программа и перевозка туристов по городу в первый день программы занимает 4 часа. Следовательно, стоимость аренды автобуса по городу составит 4000 рублей.

При расчете аренды автобуса на дальние расстояния (более 100 км) используется расчет по километражу[20].

Общая протяженность маршрута (Благовещенск – Талакан – Архара – Кундур – Архара – Ивановка – Благовещенск) составляет 895 км. Базовая цена за 1 км – 25 руб. Таким образом, стоимость аренды автобуса за городом составляет:

895 км × 25 руб. = 22375 руб.

Итого, общая стоимость транспортных услуг на группу составит: 4000 руб. + 22375 руб. = 26375 руб. В расчете на одного человека: 26375 руб. / 20 чел. = 1318 руб. 75 коп.;

‒ экскурсионное обслуживание.

Таблица 3 – Экскурсии

Наименование

Стоимость на 1 чел., руб.

Стоимость на группу, руб.

Обзорная экскурсия по Благовещенску

100

2000

Экскурсия в Амурский областной краеведческий музей

190

3800

Посещение Амурского областного театра кукол

200

4000

Вечерняя прогулка по набережной с запуском бумажных фонариков

50

1000

Экскурсия на Бурейскую ГЭС

200

4000

Экскурсия на кладбище динозавров в Кундуре

150

3000

Экологическая экскурсия по территории Хинганского заповедника

250

5000

Экскурсия в Дальневосточный аэрокосмический музей

450

9000

Итого

1590

31800


Дополнительные туристско-экскурсионные услуги:

‒ экскурсия в Дальневосточный аэрокосмический музей:

1) ознакомительный полет в зоне аэродрома музея и села Ивановки (стоимость 500 рублей с каждого пассажира, но при группе не менее 12 человек, продолжительность полета 5 минут);

2) фотография в  полной экипировке летчика-истребителя, в кабине самолета - 100 рублей;

3)  «полет» на тренажере - 200 рублей;

4) планетарий, авиационно-космические аттракционы – от 200 рублей;

‒ косвенные затраты – это затраты, связанные с обслуживанием производства, управлением предприятием и организацией продаж. Они составляют 10 % от прямых затрат.

Прямые затраты данного турпродукта составляют – 138025 руб. на группу и 6901 руб. 25 коп. на 1 чел. Таким образом, косвенные затраты составляют 13802 руб. 50 коп. на группу и 690 руб. 10 коп. на 1 чел.;

‒ полная себестоимость турпродукта – это сумма прямых и косвенных затрат. Следовательно, полная себестоимость турпродукта составляет:

138025 руб. + 13802 руб. 50 коп. = 151827 руб. 50 коп.

‒ НДС составляет 18 % от полной себестоимости турпродукта:

151827 руб. 50 коп. × 0,18 = 27328 руб. 95 коп.;

‒ налог на пользователей автомобильных дорог составляет 1 % от полной себестоимости турпродукта:

151827 руб. 50 коп. × 0,01 = 1518 руб. 30 коп.;

Прибыль учитывается в стоимости тура путем умножения рентабельности (нормы прибыли) на полную себестоимость турпродукта. С учетом конкурентоспособности тура нормативная рентабельность составляет 20 %. Следовательно, сумма прибыли равна: 151827 руб. 50 коп. × 0,2 = 30365 руб. 50 коп.

Продажная цена турпродукта определяется сложением полной себестоимости турпродукта, НДС, налога на пользователей автомобильных дорог и налога прибыли туристской организации:

151827 руб. 50 коп. + 27328 руб. 95 коп. + 1518 руб. 30 коп. + 30365 руб. 50 коп. = 211040 руб. 25 коп.

Итого, продажная цена турпродукта на 1 чел. составит:

211040 руб. 25 коп. ÷ 20 чел. = 10552 руб.

Резюмируя, можно сказать, что:

‒ данный туристско-экскурсионный маршрут предлагается в целях развития внутреннего и въездного туризма в регионе, так как Амурская область располагает достаточными рекреационными ресурсами для организации экскурсионных туров, как для местных жителей, так и для иностранных туристов;

‒ экономическое обоснование тура показало, что тур рентабелен: с организацией этого тура турфирмы смогут получать дополнительную прибыль и использовать ее для организации новых туристических маршрутов;

‒ продажная цена тура приемлема для людей со средним уровнем доходов, а программа тура достаточно разнообразна и включает в себя различные виды отдыха: экологический, познавательный, культурно-исторический и даже археологический; исходя из чего, можно сделать вывод, что, предлагаемый турпродукт будет пользоваться спросом на рынке туризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее:

– туризм в России на данный момент является неразвитой экономической отраслью и не имеет серьезного влияния на экономику страны: дальние расстояния, высокие цены, отсутствие инфраструктуры туризма во многих регионах препятствуют скорому его развитию;

– туризм в России в настоящее время находится на стадии обновления и преобразований в связи с геополитическими изменениями, происходит переориентация отрасли на внутренний туризм;

– интерес иностранных туристов к отдыху в России растет на фоне падения курса рубля, рост въездных туристских потоков в первую очередь происходит за счет азиатских рынков (Китай, Индия, страны Ближнего Востока);

– в сфере детского туризма в России наблюдаются благоприятные перспективы развития: при государственной поддержке реализуются новые проекты, которые в будущем позволят снизить стоимость путёвок на 20-30 %, увеличить количество детей, отдыхающих в загородных лагерях, и тем самым повысить приток туристов в различные регионы страны, развивая внутренний туризм.

На основе проведенного анализа состояния туризма в Амурской области, можно сделать следующие выводы:

– Амурская область обладает большими потенциальными возможностями для развития туризма, так как располагает уникальными природными объектами, отличается многообразием ландшафтов и значительной площадью лесов, наличием большого количества рек, минеральных и терминальных источников, разнообразием флоры и фауны;

– в Амурской области наблюдается стабильный рост числа туристских организаций за счет увеличения турфирм, занимающихся турагентской деятельностью;

– большинство туроператоров и турагентов работают на международном направлении;

– несмотря на падение темпов роста выездного турпотока и, напротив, увеличение въездного потока, в Амурской области на современном этапе преобладает выездной туризм, в то время как въездной и внутренний не получают должного развития;

– благодаря приграничному положению с Китаем, тенденции развития международного туризма в Амурской области носят позитивный характер;

– развитие туризма в Амурской области возможно при росте материального благополучия граждан и наличии должной государственной поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровне;

– въездной и внутренний туризм являются приоритетными направлениями для экономики области.

Резюмируя, можно заключить, что цель и задачи, поставленные в данной курсовой работе, выполнены: рассмотрены основные теоретические аспекты туристской деятельности, проанализировано состояние туризма в РФ и Амурской области, раскрыты основные перспективы развития и факторы, оказывающие влияние на развитие туризма в России и Амурской области.

В целях развития внутреннего и въездного туризма в Амурской области разработан и представлен новый туристический продукт, привлекательный как для местных жителей, так и для иностранных туристов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1   Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.

2   Амурский статистический ежегодник – 2015 [Электронный ресурс] : Амурстат : офиц. сайт. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/wiki/. – 25.11.2015.

5   ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. – введ. 2011-07-01. – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. ‒ М.: Стандартинформ, 2012. – 54 с.

6   ГОСТ Р 54605-2011. Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. – введ. 2012-07-01. – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. ‒ М.: Стандартинформ, 2012. – 78 с.

7   Дуздибаева, А.С. Современное состояние российского туризма / А.С. Дуздибаева // Молодой ученый. ‒ 2015. – № 7. – C. 393-394.

8   Зорин, И.В. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности / И.В. Зорин, Т.П. Каверина, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 299 с.

9   Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности / Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 256 с.

10 Информационно-аналитический обзор «Актуальные вопросы защиты прав потребителей в государствах – участниках СНГ» / Исполнительный комитет СНГ. – М.: Пресс-Издат, 2012. – 354 с.

11 Информационное агентство «Амур.инфо» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Режим доступа : 16 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 132-ФЗ, принят Гос. Думой 4 октября 1996 г., одобр. Советом Федерации 14 ноября 1996 г. (по состоянию на 29 июня 2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17 Развитие инфраструктуры детского отдыха в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив : офиц. сайт. – Режим доступа : https://asi.ru/projects/8284/. – 25.11.2015.

18 РИА‒Новости [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Режим доступа :

Рисунок Б.1 – Схема маршрута

Общая протяженность маршрута: 895 км

Перечень географических точек следования транспорта по маршруту

(скорость движения – 90 км/ч):

‒ Благовещенск (А) – Талакан (B) – 315 км, примерное время в пути – 4 часа;

‒ Талакан (B) – Архара (С) – 130 км, время в пути – 2 часа;

‒ Архара (C) – Кундур (D) – 75 км, время в пути – 1 час;

‒ Кундур (D) – Архара (E) – 75 км, время в пути – 1 час;

‒ Архара (E) – Ивановка (F) – 260 км, время в пути – 3 часа;

‒ Ивановка (F) – Благовещенск (G) – 40 км, время в пути – 30 минут.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Информационный листок к путевке туристского путешествия

по маршруту «Земля Амурская»

Тип поездки: детский туристско-экскурсионный маршрут.

Для участия в туре «Земля Амурская» не требуется специальной спортивной и туристской подготовки, а также использования специального снаряжения.

Рекомендуется взять с собой теплую одежду (куртку, свитер, спортивный костюм), запасную пару обуви, удобную для пеших прогулок. Обязательно наличие головного убора, желательны солнцезащитные очки, набор личных предметов гигиены, медицинский страховой полис и индивидуальная медицинская аптечка.

Общие ограничения. Лицам, нуждающимся в лечении и постоянном врачебном наблюдении, путешествовать по маршруту не рекомендуется. Если турист страдает каким-либо хроническим заболеванием, он обязан предупредить об этом менеджера отправляющей турфирмы и инструктора в первый день маршрута.

Места размещения:

‒ гостиница «Юбилейная»: Амурская обл. г. Благовещенск, пл. Ленина, 1.

Размещение в двухместных номерах. Комнаты располагают всеми необходимыми удобствами;

‒ экологический лагерь «Долгое»: Амурская обл., Архаринский район, пгт. Архара, пер. Дорожный, 6, охранная зона Хинганского заповедника. Размещение: летние деревянные домики, рассчитанные на 4-5 человек.

На базе лагеря «Долгое» имеется кухня со всем необходимым для приготовления пищи, также при заявке на группу возможно питание от кафе «Бриз». На территории лагеря имеется баня.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Калькулирование себестоимости турпродукта

Калькулирование себестоимости турпродукта  на группу из 20 человек на 4 дня

Таблица Г.1 – Калькуляция

Наименование

калькуляционных статей

Показатели

в %

в стоимостном выражении, руб.

на группу

на 1 чел.

1 Страховка


2 Визы


3 Транспортные расходы


26375

1318,75

4 Расходы на проживание


44150

2207,5

5 Расходы на питание


35700

1785

6 Расходы на экскурсионную программу


31800

1590

Итого прямых затрат:


138025

6901,25

Косвенные расходы туроператора

10

13802,5

690,1

Полная себестоимость


151827,5

7591,35

Налоги:

на пользователей автодорог

НДС


1

18


1518,3

27328,95


75,9

1366,45

Прибыль

20

30365,5

1518,3

Продажная цена


211040,25

10552





[1] Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон № 132-ФЗ, принят Гос. Думой 4 октября 1996 г., одобр. Советом Федерации 14 ноября 1996 г. (по состоянию на 29 июня 2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[2]  Александрова А.Ю. Международный туризм. М., 2002. С. 470.

[3] Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону, 2008. С. 252.

[4] Информационно-аналитический обзор «Актуальные вопросы защиты прав потребителей в государствах – участниках СНГ». М., 2012. С. 354.

[5] Турпром – туристический портал [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Режим доступа : [6] Дуздибаева А.С. Современное состояние российского туризма // Молодой ученый. 2015. № 7. C. 393.

[7] Годовая статистическая информация по собирательной группировке «Туризм» на основе ОКВЭД-2007 [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт. – Режим доступа : [8] Статистические показатели взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики : офиц. сайт. – Режим доступа : [9] «Путешествуйте по России»: Ростуризм представит 105 новых туристических маршрутов [Электронный ресурс] // Турпром : офиц. сайт. – Режим доступа : [10] Надеждин, Б.Б. Рынок туризма в России: тенденции и перспективы [Электронный ресурс] // Постоянный Комитет Союзного государства : офиц. сайт. – Режим доступа : [11] Детский туризм [Электронный ресурс] // Российский Союз Туриндустрии : офиц. сайт. – Режим доступа : [12] Новости туризма [Электронный ресурс] // РИА Новости : офиц. сайт. – Режим доступа : [13] Развитие инфраструктуры детского отдыха в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив : офиц. сайт. – Режим доступа : https://asi.ru/projects/8284/. – 25.11.2015.

[14] Амурский статистический ежегодник – 2015 [Электронный ресурс] : Амурстат : офиц. сайт. – Режим доступа : [15] Киреев А.А. Российско-китайские отношения после украинского кризиса // Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С. 45.

[16] Информационное агентство «Амур.инфо» [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Режим доступа : [17] Маршруты Амурской области [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Режим доступа : [18] Амурская область, информация о регионе [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму : офиц. сайт. – Режим доступа : [19] Козырева Т.В. Учёт издержек в туризме. М., 2000. С. 221.

[20] Расчет стоимости аренды автобуса [Электронный ресурс] // Транспортно-Туристическое Объединение : офиц. сайт. – Режим доступа : http://www.ttoural.ru/. – 25.11.2015.

Похожие работы на - Разработка и экономическое обоснование создания нового турпродукта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!