Анализ качества произведенной продукции
Федеральное агентство по образованию
Тульский институт экономики и информатики
Контрольная работа
по учебной дисциплине
Комплексный экономический анализ
хозяйственной деятельности
На тему: «Анализ качества и конкурентоспособности
продукции»
Выполнил:
Студент гр. Кир.БиА02 НикитинО.Ю.
Проверил : ГавриловскийА.В.
Тула 2005
Анализ качества произведенной продукции.
Важным показателем
деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его
повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания
позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению
спроса на продукцию и увеличение суммы прибыли не только за счет
объема продаж , но и за счет более высоких цен.
Качество продукции
-- понятие , которое характеризует параметрические , эксплуатационные ,
потребительские , технологические , дизайнерские свойства изделия, уровень
его стандартизации и унификации , надежность и долговечность.
Различают обобщающие,
индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели
характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и
назначения:
-- удельный вес новой продукции в
общем ее выпуске;
-- удельный вес продукции высшей
категории качества;
-- средневзвешенный балл продукции;
-- средний коэффициент сортности;
-- удельный вес аттестованной и не
аттестованной продукции;
-- удельный вес сертифицированной
продукции;
-- удельный вес продукции ,
соответствующей мировым стандартам;
-- удельный вес экспортируемой
продукции , в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные
(единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее
свойств :
-- полезность (жирность молока ,
зольность угля, содержание железа в руде , содержание белка в продуктах
питания);
-- надежность (долговечность , безотказность
в работе);
-- технологичность , т.е.
эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость ,
энергоемкость);
-- эстетичность изделий.
Косвенные показатели
– это штрафы за некачественную продукцию , объем и удельный вес забракованной
продукции , потери от брака и др.
Единый порядок
систематической оценки технического уровня и качества машин , оборудования
и другой техники , а также аттестации продукции по категориям качества был
введен в 1981г. Существовавшая система аттестации в 1993г. с целью
приближения к международным стандартам качества была заменена на
систему сертификации.
Стандартизация –
деятельность по установлению норм , правил , характеристик. В Российской
Федерации используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты) , СТП (стандарты
предприятия). Они содержат требования , по которым осуществляется
сертификация.
Сертификация --
деятельность , направленная на поддержание соответствия по установленным
требованиям. В Российской Федерации существуют общие правила по
проведению сертификации. После проведения сертификации выдается
сертификат (документ соответствия требованиям).
Стандарты сертификатов
следующие:
1.
ИСО 9000
– содержит описание эталонов 3-х моделей качества , предупреждения
дефектов продукции как на стадии разработки , так и на стадии
изготовления;
2.
БИП --
бездефектное изготовление продукции;
3.
КСУКП –
комплексная система управления качеством продукции.
Анализ качества
по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный
вес продукции со знаком качества , а потом определяется продукция по
категориям :
-- Продукция 1-ой категории ,
продукция определенных полезных качеств , но ниже мировых стандартов ;
-- Продукция 2-ой категории ,
используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.
Продукция , оцениваемая по
2-ой категории , подлежит снятию с производства;
Там , где продукция не
оценивается по категориям качества , используется показатель сортности.
Сортность – тоже
характеризует качество , но для определенных отраслей.
При определении сортности
используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности ,
подтверждая уровень качества.
По продукции , качество
которой характеризуется сортом или кондицией , рассчитываются следующие
показатели:
-- доля продукции
каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства;
-- средний коэффициент
сортности ;
-- средневзвешенная цена в
сопоставимых условиях.
Средний коэффициент
сортности можно определить двумя способами:
а) отношением количества продукции
1 сорта к общему количеству;
б) отношением стоимости продукции
всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта .
Существенными задачами
анализа качества являются :
-- изучение динамики перечисленных
показателей;
-- выполнение плана по их уровню;
-- причины их изменения и оценка
выполнения плана по уровню качества продукции ;
-- определение влияния качества на
стоимостные показатели работы предприятия . Выпуск товарной
продукции ( ТП ), выручку от реализации продукции ( ВР) и прибыль ( П )
:
ТП = ( Ц1 – Ц0 ) х К1 ,
ВР = ( Ц1 – Ц0) х VРП1 ,
П = [ (Ц1 – Ц0) х VРП1] – [(С1 – С0 ) х VРП1] ,
где Ц0 и Ц1 -- соответственно цена
изделия до и после изменения качества ;
К1 -- количество
произведенной продукции повышенного качества;
VРП1 – объем реализации продукции повышенного качества.
Брак является
косвенным показателем качества продукции , который делится на исправимый и
неисправимый , внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный
потребителем). Выпуск бракованной продукции ведет к повышению себестоимости
изделия , уменьшению объема товарной и реализованной продукции , снижению
прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по
абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции ,
определяют потери от брака.
Изучаются причины
понижения качества и допущенного брака продукции по местам их
возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по
их устранению . Основными причинами понижения качества продукции являются
плохое качество сырья , низкий уровень технологии и организации
производства , квалификация рабочих , аритмичность производства и другие.
Задача
Исходные данные: В табл.1 имеются данные для
оценки выполнения плана по сортности продукции.
Требуется
рассчитать :
- коэффициент
сортности;
- плановую и
фактическую средневзвешенную цену;
- влияние
изменения количества выпущенных изделий на стоимость продукции методом разниц
процентов в табл.2
- по результатам
расчетов составить баланс отклонений и сделать выводы.
Расчет:
Таблица 1
Сорт продукции
|
Цена за
единицу, руб.
|
Количество выпущенных
изделий , тыс.шт.
|
Выпуск продукции в отчетном году, тыс.р.
|
|
По цене 1 сорта
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
План
|
Факт
|
I
II
III
|
350
280
250
|
16000
4000
1000
|
18000
3500
800
|
5600
1120
250
|
6300
980
200
|
5600
1400
350
|
6300
1225
280
|
Итого:
|
-
|
21000
|
22300
|
6970
|
7480
|
7350
|
7805
|
1. Коэффициент сортности можно
определить двумя способами:
а) отношением
количества продукции 1 сорта к общему количеству:
по плану: Ксорт.
= 16000/21000 =0,76
фактически:
Ксорт. = 18000/22300 = 0,81
б) отношением
стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1
сорта.
по плану: Ксорт.
= 6970/ 7350 =0,95
фактически:
Ксорт. = 7480/ 7805 = 0,96
выполнение плана
по качеству = 0,96/0,95х100%=101,05%