Мировой финансовый кризис

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,48 Мб
  • Опубликовано:
    2015-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мировой финансовый кризис

Содержание

Введение

Глава 1. Содержание и сущность глобального финансового кризиса

1.1 Понятие мирового финансового кризиса

1.2 Самые крупные финансовые кризисы XX века

Глава 2. Причины и особенности мирового финансового кризиса 2008 г.

2.1 Особенности глобального финансового кризиса

2.2 Основные причины мирового финансового кризиса

2.3 Последствия мирового финансового кризиса

Глава 3. Меры и программы по преодолению финансового кризиса

3.1 Антикризисные меры и программы правительства разных стран и их сравнение

3.2 Антикризисные меры Российской Федерации

3.3 Угроза второй волны мирового финансового кризиса

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение


Современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности и даже кризисами. Последним крупным мировым кризисом стал недавний финансовый кризис 2008 года, который в очередной раз заставляет пересмотреть традиционные представления о причинах таких кризисов и стимулирует разработку концепции, направленной на предотвращение их возникновения в будущем.

На сегодняшний день, необходимо не только бороться с последствиями кризиса, но и выявить основные причины, которые привели к мировому финансовому кризису.

Мировой ôèíàíñîâûé êðèçèñ <#"829441.files/image001.gif">

График 1. Безработица в США в 1910-60 гг.

Таким образом, кризису предшествовали ряд событий. В 1927-28 гг. строительный бум завершился, и начали расти цены на землю и недвижимость. Экономика США вступила в стадию спада в августе, за два месяца до "черного понедельника". Несмотря на то, что американская валюта была привязана к золоту, наблюдалась скрытая инфляция. Денежная масса была увеличена на 62%, и, естественно, США не располагали таким объемом золота, чтобы покрыть денежные средства в обороте. Также предшествовали Великой депрессии события Биржевого краха США 1929 г.: обвальное падение цен акций, начавшееся в "Чёрный четверг" 24 октября 1929 г., принявшее катастрофические масштабы в "Черный понедельник" (28 октября) и "Черный вторник" (29 октября). 29 октября 1929 г. - день биржевого краха Уолл-стрит. За месяц потери составили 16 млрд. долл. - фантастическая сумма по тем временам.

Одновременно ФРС США впервые за свою историю существования резко сократила с 6,5% до 3,5% учетную ставку. Совокупная денежная масса на 31 декабря 1928 г. составляла 73 млрд. долл., а 29 июня 2009 года она равнялась 73,26 млрд. долл. Из-за нехватки "живых" денег, начались широкое использование производных финансовых инструментов, таких как векселя и фьючерсы. По состоянию на 1 октября 1929 года общая стоимость выпущенных бумаг равнялась 87 млрд. долл.

Количество денег росло быстрее, чем рост производительности в промышленности. Так как количество денег было привязано к золоту, использовались производные финансовые инструменты. ФРС начал ограничивать рост денежной массы. Все это и привело к экономически необоснованному накоплению производных финансовых инструментов в финансовой системе. Данный дисбаланс в финансовой системе привел к краху Уолл-стрит в октябре 1929 г.

октября началось обвальное падение цен на акции, прежде всего, на NYSE. Этот день назван "черным вторником". За один день акции упали в общей сумме на 10 млрд. долл., что означало резкое уменьшение количества кредитных денег. Целую неделю падение продолжалось. 5 ноября 1929 года падение распространилось и на рынок товаров, а 13 ноября рынок достиг исторического минимума.

Банки перестали давать кредиты из-за падения доверия ко всем кредитным деньгам. Следовательно, в силу невозможности получить где-либо кредиты по всей стране прокатилась волна банкротств. Кризис охватил все отрасли. Согласно официальной статистике, за время кризиса обанкротились более 110 тыс. промышленных предприятий, 19 крупных железнодорожных компаний, более 5760 банков разорились.

Далее рассмотрим, какие же антикризисные методы использовались правительством США, чтобы выйти из Великой депрессии.

Конгресс США принял ряд антикризисных мер для борьбы с кризисом, и было разработано несколько законов, созданы специализированные организации, призванные бороться с кризисом. В частности, были повышены налоги. Однако этих мер оказалось недостаточно, и действующий президент Гербер Гувер проиграл выборы демократу Франклину Рузвельту. Новый президент объявил о начале нового курса, и первыми мерами стали стабилизация банковской системы и борьба с безработицей. Был издан ряд законов, которые были направлены на улучшения экономической ситуации. Было создано восемь новых структур, главной задачей которых была борьба с кризисом: выдавали кредиты фермерам, занимались организацией общественных работ, страхованием банковских вкладов, чтобы остановить панику и т.д. США отказались от привязки курса к стоимости золота. В итоге темпы падения США заметно уменьшилась: в 1933 году они составили 2,1%, безработица выросла и достигла уровня 24,9%. Рузвельт считал, что основная проблема капитализма состояла в перепроизводстве товарной продукции, поэтому обращал внимание на область кредита и торговли. Главным мероприятием Нового курса Рузвельта стала поддержка финансовой системы, крупных предприятий, при помощи субсидий и займов.

В результате политики Рузвельта, в США укрепились позиции крупной буржуазии. Уже в 1935 году ВВП США вырос на 8,1%, а уровень безработицы несколько снизился до 20,1%. Швеция и Германия стали одними из первых государств, которые вышли из кризиса. Эти страны действовали аналогичным с США образом. В 1937 году в США и Англии наблюдалась очередная рецессия из-за высоких государственных затрат. Однако благодаря военным заказам, объемы промышленного производства выросли, и Великая депрессия закончилась во всем мире, но началась Вторая Мировая Война.

Среди экономистов до сих пор нет единого мнения о причинах наступления в США Великой депрессии. Однако однозначно, что 1929 году в экономике США и европейских стран проявлялись негативные тенденции. Первыми из кризиса вышли США, Великобритания, Германия, Швеция, которые, в той или иной степени использовали, кейсианскую модель, которая предусматривает резкое увеличение государственных расходов и усиление государственного регулирования.

Опыт Великой депрессии очень важен и полезен, так как по отдельным показателям Великая депрессия и мировой финансовый кризис 2008 года схожи. Как в 1930-х гг., так и в 2008 году наблюдался сильный спад производства. Обоим кризисам предшествовали биржевые спекуляции деривативами.

Финансовый кризис в Японии в 90-е гг. Длительный застой и спад, пережитый экономикой Японии в 1990-2003 гг., нередко называют "Великой рецессией", который тоже имеет много общего с мировым финансовым кризисом 2008 года. В обоих случаях кризис начался с пузыря. К концу 1960-х годов Япония стала крупнейшим экспортером, а с 1981 года страна вошла в непрерывную полосу торгового профицита. С 1968 по 1989 годы торговый профицит составил 75 трлн. йен. Это привело к возрастанию покупательной способности японцев. Иностранный капитал, который влился в японские банки, и выгодная процентная ставка вызвали рост кредитования. Все это породило японский финансовый пузырь.

Крах экономики Японии начался в 1989 году. Японские акции на протяжении 1985-1990 гг. подорожали вчетверо, а земля и постройки - в несколько десятков раз. Банк Японии действительно сбил процентные ставки. Теперь долгосрочные ссуды выдавались не под 7%, а под 5%, а краткосрочные вообще под 4%. Разумеется, количество желающих занять только увеличивалось. Пузырь надулся до размеров, неслыханных в истории человечества. Но вот настал 1990 год, и он лопнул. В 1990 году японская недвижимость подешевела вдовое. Цены на ценные бумаги резко упали. Многие банки столкнулись с проблемой невозврата кредита, и им осталось рассчитывать на недвижимость, которую можно продать максимум за две трети от исходной суммы. В 1995 году впервые начались банкротства банков после Второй мировой войны.

Правительство Японии начало принимать антикризисные законодательства и сделало все, чтобы спасти банки, которые накопили триллионы безнадежных кредитов. Было принято программа по стимулированию экономики на общую сумму 888 млрд. долл. В первую очередь, государственные субсидии давались крупным строительным предприятиям и банкам, которые оказались на грани банкротства. Для того, чтобы остановить падение цен на акции, Банк Японии начал скупать ценные бумаги, как индекс Nikkei опускался ниже отметки 12000. Так как банки тратили все средства, что получали от государства, на покрытие своих убытков по безнадежным долгам, а новых кредитов практически не давали, Банк Японии выкупал ценные бумаги непосредственно у коммерческих и промышленных предприятий, а не у банков. Постепенно учетная ставка была снижена с 6% в 1991 году до 0% в 2000 году.

В 1996 году, благодаря грамотным действиям компаний, снижения курса йены, инвестициям в строительную отрасль и антикризисной политике правительства, наблюдалось некоторые оживление. В результате проведенной антикризисной политики Японии удалось преодолеть кризис, однако государственный долг продолжал расти и вырос до громадных величин. На графике 2 представлена динамика роста государственного долга Японии.

В Японии показатель государственного долга менялся, таким образом, в 1993 г. - 60%, в 1999 - 100%, в 2004 - 160%.

График 2. Динамика государственного долга Японии в 1964-2009 годах.

Те способы, которыми Япония смогла преодолеть кризис в 1990-х годах, полезны для изучения и могут быть использованы при борьбе с финансовым кризисом.

Финансовый кризис в Мексике (1994-1995). Далее рассмотрим не менее интересный пример - мексиканский финансовый кризис. В конце 80-х годов экономика Мексики развивалась хорошими темпами. Удалось снизить инфляцию до 10% в год, а годовой прирост ВВП составлял в среднем 3%. Мексика вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития. Ещё в сентябре 1994 года ежегодный доклад мирового экономического форума говорил о благоприятных перспективах для мексиканской экономики, основываясь на том, что "инвесторов привлекает политика смелых реформ". По числу миллиардеров Мексика в 1994 году заняла 4-е место в мире после США <#"829441.files/image003.gif">

График 3. Динамика цен на нефть с 1998 по 2008 год.

Кризис начал распространятся из США в Европу при сохранении высоких темпов роста, таких развивающихся стран как Бразилия, Китай, Индия и т.д. Однако в августе 2008 года стало очевидно, что финансовый кризис перерос в мировой и охватил как развитые, так и развивающиеся страны.

Другой важной особенностью кризиса является то, что он носит инновационный характер. О важности инновационного развития экономики говорилось немало. Однако в основе кризиса лежит именно появление финансовых инноваций, т.е. новых финансовых инструментов. Цена на нефть всегда в какой-то мере контролировалась производителями нефти, так как зависела от спроса и предложения. Однако в настоящее время, с развитием рынков вторичных финансовых инструментов, ситуация изменилась. Теперь цена на нефть практически не реагирует на усилия стран ОПЕК и действия производителей нефти. Теперь стоимость формируется на финансовых рынка, торгующих связанными с поставками нефти вторичными финансовыми инструментами, причем инструментами, которые практически не имеют отношения к реальному движению этого товара.

Что касается России, то особенность данного кризиса для страны была в том, что впервые за последние сто лет, она сталкивается с мировым кризисом, как часть мировой финансовый системы. Кризис 1998 года был другим и был порожден внутренними причинами (слабая власть, которая не способна проводить макроэкономическую и бюджетную политику). В целом, все основные прогнозы, которые делали экономисты и аналитики осуществились: упали цены на нефть и других основных товаров российского экспорта, возник дефицит платежного баланса, усилилась зависимость страны от притока иностранных инвестиций и т.д.

К особенностям российского кризиса можно отнести то, что в США и Европе спад проходил в условиях угрозы дефляции, по индустриально развитым странам прогноз по инфляции составлял 0,5 %,, а в России инфляционный прогноз составил 13 %, а по оценкам некоторых экспертов 15-17%. Другую специфическую черту российского кризиса связывают с возможностью выбора, которая связана с наличием таких резервов, как Фонда национального благосостояния, Резервного фонда и золотовалютных резервов ЦБ.

Глобальный кризис некоторое время не оказывал негативного влияния на экономику страны, и причиной этому, по оценке Всемирного банка, можно назвать хорошие макроэкономические условия, в частности высокие цены на энергоносители, взвешенную бюджетную политику и отсутствие влияния на Россию кризиса ипотечного кредитования в США. Однако уже в августе - сентябре экономика России столкнулась с тройной проблемой:

резко с 144 долл. за баррель упали цены на нефть (снижение цены на 1 долл. уменьшает годовой доход от экспорта на 1,6 млрд. и поступления в бюджет на 1,1 млрд. долл. соответственно);

в середине 2008 года начался резкий отток капитала из России, который не компенсировался обратным притоком;

резко ужесточились условия заимствований для российских бизнесменов. Следовательно, повышение стоимости кредитов привело к снижению потребительского спроса.

Экономисты Всемирного Банка отмечают, что если бы к началу текущего мирового финансового кризиса у России не было значительного профицита бюджета и огромного объема ресурсов, накопленных в стабилизационном фонде и золотовалютных резервах, последствия кризиса сказались бы гораздо раньше и были бы намного серьезнее. Не менее важно то, что у Правительства России было бы гораздо меньше времени, ресурсов, возможных вариантов экономической политики и свободы маневрирования для того, чтобы ограничить воздействие кризиса на реальный сектор.

Подводя итог, необходимо отметить, что природа и механизмы таких потрясений, с которым столкнулся мир, всегда загадочны и до конца не постижимы. Глобальные кризисы на десятилетия становятся предметом дискуссий экономистов и политиков, им посвящаются сотни диссертаций и тысячи научных статей. Однозначного ответа дать очень сложно и практически невозможно. Феномен Великой депрессии 1930-х гг. до сих пор не нашел окончательного разрешения, и по сей день продолжаются дискуссии о причинах, а также о том, насколько были эффективны меры Ф.Д. Рузвельта по выхода из кризиса.

2.2 Основные причины мирового финансового кризиса


Многие экономисты причиной кризиса называют проблемы на рынке ипотечного кредитования США. Однако в основе кризиса лежат более глубокие фундаментальные причины, включая макро - и микроэкономические.

Рассматривая причины кризиса, принято критиковать деятельность администрации США по неадекватной бюджетной и денежно-кредитной политике. В первую очередь, имеется в виду наращивания бюджетного дефицита вместо возвращения к клинтоновской политике профицитного бюджета. Также еще одним фактором кризиса стали беспрецедентные темпы экономического роста, позволившие за 5 лет на четверть увеличить мировой ВВП. Такой резкий подъем неизбежно накапливает системные противоречия.

Фундаментальной предпосылкой финансового кризиса является целевая функция развития бизнеса, которая за последние два десятилетия претерпела серьезную трансформацию. В частности, на сегодняшний день основным показателем роста стал рост капитализации, который интересовал акционеров. Однако капитализация не показывает в полной мере производительность. Для хороших отчетов перед инвесторами, собственники компании стараются поглотить и открывать новые предприятия, и не закрывают старые, чтобы капитализация не уменьшилась. В результате сохранятся неэффективные производства и предприятия.

Главной макроэкономической причиной оказался избыток ликвидности в экономике США, что, в свою очередь, определялось многими факторами, включая:

общее снижение доверия к странам с развивающимся рынком после кризиса 1997 - 1998 гг.;

инвестирование в американские ценные бумаги странами, накапливающими валютные резервы (Китай) и нефтяные фонды (страны Персидского залива);

политику низких процентных ставок, которую проводила ФРС в 2001-2003 гг., пытаясь предотвратить циклический спад экономики США.

По мнению директора Института новой экономики Государственного университета управления, академика РАН Сергея Глазьева основными причинами глобального кризиса являются:

саморазрушение финансовой пирамиды долговых обязательств США;

виртуализация финансовых операций (производные финансовые инструменты, деривативы), повлекшая недооценку финансовых рисков и отрыв финансового рынка от реального сектора экономики;

обесценение значительной части капитала в условиях исчерпания возможностей экономического роста на основе доминирующего технологического уклада и связанного с этим структурного кризиса экономики ведущих стран.

Избыточная ликвидность, о которой выше было сказано, активизировала появление рыночных пузырей. Пузыри появлялись на рынках недвижимости, сырьевых товаров и т.д.

Среди микроэкономических причин можно назвать, развитие новых финансовых инструментов. Считалось, что деривативы позволяют снизить риски, распределяя их среди инвесторов и обеспечивая правильную оценку. Однако использование производных инструментов фактически привело к маскировке рисков, связанных с низким качеством субстандартных ипотечных кредитов, и к их непрозрачному распределению среди широкого круга инвесторов. Речь идет об особом виде ценных бумаг - деривативах. Это так называемые производные финансовые инструменты. Они связаны с обычными ценными бумагами и, по сути, являются виртуальными деньгами. Сегодня их выпущено огромное количество. Приблизительно, эксперты оценивают мировой рынок деривативов в 600 триллионов долларов. Именно деривативы, связанные с американскими ипотечными облигациями, детонировали нынешний мировой финансовый кризис, причины которого, безусловно, более фундаментальные.

Среди институциональных причин выделяют недостаточный уровень оценки рисков регуляторами и рейтинговыми агентствами.

По мере вхождения экономики США в рецессию наметилась другая тенденция. В третьем квартале 2008 г. объем выданных населению ипотечных кредитов составил всего лишь 415 млрд. долл. (см. график 4). Значительно снизились темпы прироста потребительских кредитов - в ноябре 2008 г. по сравнению с октябрем их объем сократился на 3,7%.

График 4. Ипотечные кредиты в США (млрд. долл.)

По мнению ряда специалистов, основной причиной обвального кризиса мировой экономики является - перепроизводство основной мировой валюты - доллара США, а также возведение в статус "международных валютных резервов" денежной единицы одного государства (причем единицы, эмитируемой не государством, а сообществом частных банков - акционеров ФРС США). Кроме того, это отказ США каким-либо образом обеспечивать товарную основу этой денежной единицы. В итоге многие страны, владельцы долларовых валютных резервов, вынуждены были иметь в обороте и использовать для погашения своих долгов неденежные долговые обязательства некоторой группы лиц. Еще, в добавок к этому, эти страны хранили свои долларовые резервы в американских банках, так как стремились как-то минимизировать свои потери от снижающегося товарного наполнения доллара. Американские банки, столкнувшись с проблемой размещения лишних долларов, начали осуществлять рискованные операции: финансирование "пузырей" на фондовом рынке, раздачу дешевых ипотечных кредитов, практически без всякого контроля за заемщиками и т.д.

Этот кризис имеет причины также вполне явные и давно известные - конфликт интересов у ведущих операторов финансовых рынков и отсутствие действенного механизма их личной ответственности за свои действия. В основе всякого финансового кризиса лежат действия банков и крупных спекулянтов. Они в период надувания "пузырей" получают невероятные прибыли, а в периоды рецессий предоставляют своим клиентам нести все потери.

С 1971 года после того, как была отменена привязка доллара к золотому стандарту, доллары стали печататься в неограниченных количествах. Покупательная способность доллара обеспечивалась не только ВВП США, но и ВВП стран всего мира. При этому те государства, экономики которых стали обеспечивать силу доллара, никогда не имели и не смогут иметь контроль за объемом эмиссии доллара. Впрочем контроля реально не имеет и правительство США, так как правом обладает только ФРС США, принадлежащая 20-ти частным банкам США. С 1971 г. по 2008 г. объем долларовой массы вырос в десятки раз.

В России, в связи с недостаточной развитостью рыночного кредитования, многие банки брали заемные ресурсы за границей, а вследствие финансового кризиса за рубежом новые порции финансов перестали поступать. Образовался дефицит ресурсов в банках. Следовательно, они перестали быть источником кредитования реального сектора экономики.

События в экономике США негативно повлияли на фондовые рынки в развитых и развивающихся странах.

На графике 5 представлена динамика в 2007 - 2008 гг. одного из основных американских фондовых индексов S&P 500 и фондового индекса для развивающихся рынков MSCI ЕМ, разрабатываемого банком Morgan Stanley.

График 5. Фондовые индексы США и развивающихся рынков (данные на графике не отражают внутримесячной динамики индексов)

Таким образом, хотя государство вынуждено активно вмешиваться в деятельность финансового сектора, когда возникает угроза системного кризиса, но уже на этой стадии оно должно не только думать об отражении сиюминутных угроз, но и иметь долгосрочный план возвращения ведущей роли частному сектору.

Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению и реформированию международных финансовых институтов. Об этом, в частности, говорится в Декларации саммита "G20" по финансовым рынкам и мировой экономике, прошедшего 15 ноября 2008 года в Вашингтоне. В Декларации содержится поручение правительствам стран "G20" и экспертному сообществу подготовить предложения по совместным действиям, направленным на преодоление мирового кризиса.

2.3 Последствия мирового финансового кризиса


Мировой финансовый кризис затронул практически все страны мира, в том числе развитые и развивающиеся государства. Во время глобального кризиса пять ведущих инвестиционных банков США прекратили свое существование в прежнем качестве: Bear Stearns был перепродан, Lehman Brothers обанкротился, Merrill Lynch перепродан, Goldman Sachs и Morgan Stanley сменили свою вывеску, перестали быть инвестиционными банками в связи с особыми рисками и необходимостью получить дополнительную поддержку ФРС США. Ниже в таблице 1 показаны количества банкротств банков в США во время финансового кризиса.

 

Таблица 1

Год

2007

2008

2009






До даты



25 мая

25 июля

1 августа

29 августа

3 октября

23 октября

Количество

3

25

36

64

69

84

98

106


Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем, в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал "перегрев" экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой - быстрому наращиванию внешних заимствований.

Первым признаком начинающегося кризиса в России стал понижающий тренд на российских фондовых рынках в конце мая 2008 года (см. график 6), который перешёл в обвал котировок в конце июля, вследствие военно-политических действий руководства страны в начале августа (российско-грузинского конфликта).

График 6. Российский фондовый индекс ММВБ <#"829441.files/image007.gif">

График 7. Динамика курса доллара США к российскому рублю

Такое повышение курса доллара, как известно, связано с большим спросом на доллары из-за вывода инвесторами, прежде всего, ТНК и банками, своих активов из многих стран и переводом их в долларовые активы, а также с увеличивающимися накоплениями резервной валюты, каковой является доллар.

Такое укрепление доллара для России скорее имеет позитивное значение, стимулируя российский экспорт и увеличивая выгодность импортозамещения, вследствие удорожания импортируемых к нам товаров из дальнего зарубежья. Но, с другой стороны, это обесценило на десятки миллиардов долларов часть международных (золотовалютных) резервов страны, которые Центральный банк в некоторой части перевел в евро и в фунты стерлингов. На 20% подорожало в рублевом эквиваленте приобретение зарубежного технологического оборудования - а это половина импорта Российской Федерации. В связи с этим возникли дополнительные затруднения в обновлении безнадежно устаревшего парка машин и оборудования, преобладающего у нас во многих отраслях хозяйства. Возврат долгов зарубежным инвесторам тоже подорожал на 20% в рублевом эквиваленте и стал более проблематичным. Удорожание доллара вызвало определенную панику среди населения, которое стало скупать доллары, заменять вклады в рублях на долларовые вклады, выводить рублевые вклады из банков, превращая эти средства в доллары и храня их дома. Пытаясь не допустить резкого, скачкообразного повышения курса доллара по отношению к рублю, Центральный банк вынужден был потратить значительную часть своих международных (золотовалютных) резервов.

Далее рассмотрим кратко последствия кризиса в различных странах.

Бразилия. В декабре 2008 президент Бразилии подписал указ о формировании "суверенного фонда благосостояния" суммой до 6 млрд долл., финансируемого за счёт профицита госбюджета (составляющего до 3,8 % ВВП). Целью фонда является обеспечение инвестиций для бразильских компаний в условиях краха внешних источников кредитования.

Индия. Правительство объявило о выделении до 5 млрд долл. на содействие экспортёрам. Ряд аналитиков ожидают частичной переориентации экономики Индии на торговлю с другими азиатскими странами, особенно с Китаем, также на внутренний спрос, и на крупные инфраструктурные проекты. По заявлению премьер-министра Манмохана Сингха, сделанному в сентябре 2008, индийское правительство "придаёт высший приоритет мерам по изоляции страны от глобального финансового кризиса". Предприняты меры по девальвации индийской рупии, и по вливанию государством средств в экономику. Центральный банк Индии снизил базовую процентную ставку. В декабре 2008 отмечено, впервые за 15 лет, сокращение промышленного производства, происходящее на фоне негативной реакции инвесторов на террористическую атаку в Мумбаи. Наблюдается резкое падение котировок акций, и бегство иностранного капитала из Индии.

Китай. По итогам первых трёх кварталов 2008 года, объём золотовалютных резервов КНР составил около 2 трлн. долл., однако в четвертом квартале началось снижение этих запасов, сократившихся до 1,9 трлн. долл. Власти КНР объявили план по вложению до 586 млрд. долл. в обновление инфраструктуры и в сельское хозяйство. Эта сумма составляет до 18 % ВВП КНР, тогда как "План Полсона" в США составляет до 6 % ВВП.

ноября 2008 года министр человеческих ресурсов и социального обеспечения, член Государственного совета КНР Инь Вэйминь официально признал увеличение числа безработных в стране, назвав ситуацию "критической": фабрики, ориентированные на экспорт, вынуждены закрываться. В связи с сокращением внешнего спроса анонсируются намерения китайского правительства по переориентации экономики на внутренний спрос. Также представители КНР объявили о предполагаемом переводе своих резервов в золото. Ухудшение мировой конъюнктуры привело к тому, что китайская промышленность снизила спрос на сырьё, что, в свою очередь, повлекло за собой снижение мировых цен, в том числе на продукцию металлургии. 7 января 2009 года агентство "Синьхуа", комментируя заявления Генри Полсона и Бена Бернанке, возложило ответственность за мировой кризис на власти США, обвинив их в "чрезмерной эмиссии долларов при попустительстве контрольных ведомств".

Япония. 10 октября индекс Nikkei 225 упал до самого низкого значения с мая 2003 года, опустившись на 881,06 пункта (-9,62 %) и составив 8276,43 пункта. Центробанк Японии направил более 80 млрд. долл. для поддержки финансового рынка. В начале кризиса обанкротилась страховая компания Yamato Life Insurance Co. Ltd., сумма задолженности которой составила около 2,7 млрд. долл.

Канада. В мае 2008 года Канадский ВВП сократился на 0,1% в связи с сокращением в горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности на 1,2% и уменьшением автомобилестроения на 3,6%. В начале декабря 2008 Банк Канады снизил ставку рефинансирования до самого низкого уровня с 1958 года, и признал, что экономика страны вошла в рецессию.

Украина. Украиной во время кризиса взят крупный заем МВФ в размере 16,5 млрд. долл., при суммарных золотовалютных резервах страны на этот момент около 32 млрд. долл. При этом Фондом были поставлены и Украиной приняты условия управления экономикой страны. На 1 декабря 2008 получен первый транш - 4 млрд. долл. Заем предназначен для выплат западным кредиторам долгов коммерческих предприятий и банков Украины. Невзирая на заем, Украина является одной из наиболее пострадавших от кризиса стран.

Еврозона. Во Франции в начале января 2008 года возник скандал вокруг банка Societe Generale, трейдер которого в течение 2007 года с использованием механизма маржинальной торговли открыл позиции на индексы европейских бирж на общую сумму около 50 млрд. евро, что примерно в 1,5 раза больше капитализации банка. В результате резкого падения фондовых рынков, по открытым позициям возникли убытки около 5 млрд. евро. 18 января 2008 года операции объявили мошенническими, и все позиции были закрыты, что спровоцировало волну распродаж на фондовых рынках. В Дании спад ВВП составил 0,6% в первом квартале 2008 года. Эстония показала спад 0,9% во втором квартале после 0,5% в первом, в результате страну поглотила рецессия. В Латвии падение на 0,2% во втором квартале после 0,3% в первом, в результате также произошла рецессия. Швеция показала нулевой рост во втором квартале. Экономика Европейского союза сократилась на 0,1% во втором квартале.

В еврозоне в целом промышленное производство упало на 1,9 процента в мае, это самое большое падение со времен кризиса 1992. Продажи европейских автомобилей упали на 7,8% в мае по сравнению с 2007 годом. Объём розничных продаж упал на 0,6% в июне по сравнению с маем и на 3,1% по сравнению с предыдущим годом. Германия была единственной страной из четырёх самых больших экономических систем в еврозоне, которая зарегистрировала увеличение производства в июле, хотя размер прироста и резко снизился. Во втором квартале объём экономики еврозоны уменьшился на 0,2 процента.

Ирландия в течение первого квартала 2008 года сообщила о сокращении ВВП на 1,5%, это был рекордный спад с 1983 года. ВВП Ирландии сократился во втором квартале на 0,5%, в результате Ирландия первый член еврозоны, который вошёл в рецессию.

Испанская строительная компания Martinsa-Fadesa объявила о банкротстве, так как ей не удалось рефинансировать задолженность в 5,1 млрд. евро. Во втором квартале цены на недвижимость в Испании упали на 20%. Deutsche Bank ожидает 35% -е падение цен на недвижимость в Испании к 2011. Премьер-министр Испании, Хосе Луис Сапатеро, обвинил Европейский центральный банк в усугублении ситуации из-за поднятия процентных ставок. Продажи автомобилей в Испании упали на 31% в мае. Спад производства достиг 5,5% в мае. Снижение розничных продаж в Испании достигло 7,9% в июне по сравнению с предыдущим годом. В июне продажи продуктов питания снизились на 6,8%. В Германии розничные продажи упали на 1,4% в июне 2008 года; во втором квартале германская экономика показала спад на 0,5 процента. В Италии Fiat объявил о закрытии заводов и временных увольнениях на заводах в Турине, Мельфи, Имоле и Сицилии. Итальянская экономика сократилась на 0,3% во втором квартале 2008. В Нидерландах объём промышленного производства в мае упал на 6%.

Глава 3. Меры и программы по преодолению финансового кризиса

3.1 Антикризисные меры и программы правительства разных стран и их сравнение


В предыдущих двух главах подробно было рассмотрено основные причины мирового финансового кризиса, а также проведен сравнительный анализ с предыдущими кризисами. Данная глава будет посвящена конкретным антикризисным программам, которые принимались различными странами, прежде всего США, для борьбы с кризисом.

Глобальный финансовый кризис затронул почти все страны в той или иной степени, было проведено несколько созывов стран большой двадцатки, в результате которых принимались различные решения. Одним из главных решений было выделение 5 трлн. долл. на решение проблем экономики. В ходе одной из встреч главы финансовых ведомств и центральных банков большой двадцатки ведущих экономик мира подчеркнули, что проблема огромных бюджетных дефицитов требует к себе незамедлительного внимания. США и ЕС предложили идею введения глобального налога на банки, но против нее выступают некоторые развивающиеся страны, а также Канада и Австралия. В любом случае, было принято несколько положений, указывающие на необходимость более жесткого регулирования вопроса о размере сумм, которые банки должны иметь в качестве резервных.

Министры финансов в своем заявлении отметили также, что финансовый сектор должен вносить "справедливый и заметный вклад" в договоренности о помощи, необходимости которых может возникнуть в будущем. Кроме того, министры заявили о необходимости более жесткого контроля и регулирования функций хедж-фондов, кредитных агентств, а также большей прозрачности их деятельности.

Среди важнейших мер можно выделить предоставление ликвидности, расширение гарантий по банковским вкладам физических лиц, выкуп части банков государством, агрессивное снижение ставок рефинансирования и т.д. Одновременно правительство стран пошли на снижение курса национальных валют по отношению к доллару США, что должно было сохранить международные резервы, а также стать дополнительным фактором стимулирования внутреннего производства.

Так как мировой финансовый кризис начался в США и затронул большую часть стран мира, рассмотрим антикризисные меры, которые принимались правительством страны.

В программе антикризисных мер по реформированию системы финансового регулирования в США, подготовленной Министерством финансов подчеркивается:

необходимость координации действий по регулированию различных сегментов финансового рынка, поскольку "нынешняя система финансового регулирования включает отдельные регулирующие агентства, которые отвечают за различные сегменты финансового рынка", что не позволяет осуществлять регулирование при требуемом уровне координации;

важность дальнейшего расширения функций ФРС (центрального банка) с точки зрения обеспечения стабильности всего финансового рынка, а всей финансовой системы в дополнение к ее традиционным функциям, которые, включают в том числе и вопросы поддержания уровня занятости и экономического роста.

В начале октября 2008 года были одобрены предложения министра финансов США Генри Полсона. Акт 2008 года о чрезвычайной экономической стабилизации (англ.  <#"829441.files/image008.gif">

Далее рассмотрим решение приоритетных и первоочередных задач, для оптимального выхода из финансового кризиса.

Оздоровление денежных и кредитных отношений, задача которого в повышении роли денег в российской экономике. Многие денежные операции на сегодняшний день проходят мимо банков. Необходимо реформировать банковскую систему, для того, чтобы оздоровить кредитные и денежные отношения. В первую очередь, нужно усилить акценты помощи банкам, увеличить масштабы рефинансирования банков при одновременном жестком контроле за целевым использованием кредита на производственные нужды народного хозяйства и модернизации производства. Также государству необходимо выработать и применять систему показателей оценки роли и эффективности деятельности банков с помощью экономических индикаторов.

Проведение модернизации экономики и создании условий для начала смены модели экономического развития. В первую очередь, необходимо уйти от сырьевой экономики и перейти к инновационной и диверсифицированной экономике, основанной на высоких технологиях, новых знаний и т.д., а также инвестировать в человеческий капитал. Также необходимо формировать и стимулировать платежеспособный спрос, в том числе государственный спрос (различные госзаказы, например для развития инфраструктуры).

Для успешного развития российской экономики нужно активизировать инвестиционный процесс. Например, можно снизить налоговую нагрузку на бизнес, который создается с нуля. Необходимо подчеркнуть, что важным является не сокращение общей налоговой нагрузки на бизнес, а создание механизмов, которые стимулировали бы развитие новых производств и облегчали их выход на рынок.

Для полноценного функционирования экономики необходимо также развивать малый и средний бизнес, тем самым создать конкуренцию, которая мотивирует бизнес быть эффективным.

3.3 Угроза второй волны мирового финансового кризиса


На сегодняшний день бурю финансового кризиса удалось успокоить, но экономисты не исключают вторую волну мирового финансового кризиса. Экономисты называют разные причины второй волны, рассмотрим более подробно основные из них.

Государственный долг. Вторую волну мирового финансового кризиса спровоцируют раздутые сверх предела государственные долги ведущих держав. К такому выводу пришли ученые Института прикладной математики РАН. В соответствии с математическими расчетами Института и накопленным статистическим материалом, подтверждается, что новый финансовый коллапс накроет планету в 2014 году. Причина этому, прежде всего, непомерный рост государственных долгов ведущих мировых держав. По словам Максима Калашникова, ученого института, после того, как пузыри госдолгов лопнут, мы получим новый мир. Старый добрый Запад, к которому все привыкли, перестанет существовать.

Институт прикладной математики РАН - единственная организация, которая спрогнозировала кризис-2008 за два года до его наступления. Но на этот раз, по словам старшего научного сотрудника института Вадима Шишова, их данные сходятся с прогнозами многих других ученых и научных центров. Неизбежность второй волны мирового кризиса подтверждается различными исследованиями по различным методикам.

Трагедия в Японии. Последние события в Японии серьезно сказались как на экономике самой страны, так и на развитии мировой экономики в целом. Несмотря на то, что землетрясение произошло в северо-восточном районе страны, который не является главным промышленным округом, тем не менее, здесь находятся многочисленные автомобильные и полупроводниковые заводы, а также АЭС. Экономический масштаб данного региона занимает примерно восемь процентов ВВП Японии.

Следовательно, наиболее серьезному подверглась ущербу после трагедии автомобильная промышленность. В конце марта Toyota Motors приостановила работу всех 12 заводов в стране (38% автомобилей Toyota Motors производятся в Японии). Также не работали некоторое время заводы таких автогигантов, как Nissan Motor и Honda Motor. У них в Японии сосредоточено по 22% производства автомобилей. Suzuki Motor и Mitsubishi Motors тоже остановили свои заводы. Четыре завода Mazda Motor, расположенные в западной части страны, приостановили работу из-за недостатка комплектующих, которые поставлялись из пострадавших регионов.

В результате полученных повреждений или отключения электроэнергии сотни заводов и фабрик по всей Японии были закрыты. Например, Sony остановила шесть заводов, производящих электронные компоненты. Panasonic прекратила операции на нескольких заводах, в том числе по производству цифровых камер, аудиопродуктов и электронных компонентов. Toshiba приостановила работу завода по выпуску микропроцессоров в префектуре Иватэ.

Кроме того, после землетрясения автоматически закрылись пять японских НПЗ общей мощностью 1,2 млн. баррелей в день. Это четверть нефтеперерабатывающих мощностей страны. Cosmo Oil и JX Holdings повреждены. Напомним, что в 2010 г. Япония импортировала 3,7 миллиона баррелей нефти в сутки.

Все вышеперечисленные основные проблемы в связи с трагедией предвещает приход второй волны мирового кризиса. Учитывая важную роль Японии в глобальной экономике, вызванная землетрясением временная приостановка экспорта из этой страны неизбежно окажет отрицательное влияние на предприятия других стран, в частности это коснется Азиатско-Тихоокеанского региона.

В целом они ожидают умеренного воздействия происходящего и на российскую экономику, в частности быстрого замещения японских автомобилей, импорт которых явно сократится, продукцией автоконцернов из США и Европы. Впрочем, эксперты уверены, что японская экономика оправится от шока довольно быстро. А в 2012-2015 годах экономика Японии уже будет расти достаточно высокими темпами по сравнению с предыдущими годами.

Валютные войны. В последнее время все чаще можно услышать о том, что в мире разразилась так называемая "валютная война". Бывший глава МВФ <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4> Доминик Стросс-Кан <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81-%D0%9A%D0%B0%D0%BD,_%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BA> заявил, со ссылкой на ситуацию в Китае и заявление Минфина Бразилии, о начале мировой валютной войны, что новая вспышка валютных войн вновь возможна.

Мир сегодня вступил в начало периода совершенно другой политики: ее называют протекционизмом, экономическим национализмом. Именно в этом суть феномена, который называют "валютными войнами". Правительства и финансисты ведущих мировых экономик, выбитые из колеи трехлетним финансовым кризисом, включились в полномасштабную войну компроматов, пытаясь за счет ослабление своих валют, вытащить свои экономики из рецессий, долгов, а также преодолеть снижение мирового спроса на экспорт. О рисках возникновения подобной ситуации и негативных эффектах глобальной экономики говорилось в докладе ООН еще до кризиса 2008 года.

Одной из главных тем саммита G20, который проходил в ноября 2010 года в Сеуле, стала валютная политика США <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A8%D0%90> и Китая <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9>. США уже получили претензию за объявленные накануне планы девальвации доллара. Американцы в ответ продолжают критиковать Китай за нежелание, напротив, повышать курс юаня. Москва обеспокоена попытками ряда стран принимать односторонние решения по ослаблению своих валютных курсов. Однако, несмотря на различные разногласия между странами, лидерам G20 удалось договориться о воздержании ослабления национальных валют. Но никаких обязательств по проведению согласованной политики в итоговом коммюнике саммита "двадцатки" нет. "Я считаю, что угроза "валютной войны" после саммита как минимум стала существенно ниже. И есть повод оптимистично смотреть в будущее", - заявил Дмитрий Медведев, комментируя результаты саммита G20 в Сеуле.

Попытки отдельных государств стимулировать экономический рост за счет девальвации национальной валюты и, как следствие, стимулирования экспорта эффективны лишь в краткосрочной перспективе, считает рыночный стратег Saxo Bank Мадс Коэфоэд. "В таких странах, как Япония, Южная Корея и Китай, экспорт занимает большое место в экономике, и поэтому они приходят к ложному выводу, что единственный способ оздоровить экономику - девальвировать свою валюту", - отметил Коэфоэд.

В результате война "всех против всех", о которой заявил бразильский министр финансов Гидо Мантега, приобретет еще более ожесточенный характер. Кто окажется в выигрыше по итогам этого конфликта, говорить пока сложно. Следует помнить (и понимать) что если все страны делают это одновременно, то никто не может выиграть и может вспыхнуть вторая волна финансового кризиса, о которой упоминают экономисты.

Беспорядки на Ближнем Востоке и в Северной Африке. На сегодняшний день многие экономисты и политологи не исключает новой волны мирового кризиса из-за нестабильности ситуации в Северной Африке. В начале этого года многие страны Ближнего Востока и Северной Африки были охвачены массовыми народными протестами <http://rian.ru/arab_riot/>, они уже привели к падению правящих режимов в Египте и Тунисе. Антиправительственные выступления прошли в Йемене, Алжире, Ираке, Иордании, Марокко, Омане. В середине февраля в Ливии начались выступления с требованием ухода правящего страной более 40 лет Муамара Каддафи, которые впоследствии переросли в вооруженное противостояние между правительственными силами и мятежниками. Западные страны, в том числе США, Англия, Франция после принятия резолюции СБ ООН наносили авиаудары по объектам в Ливии <http://rian.ru/trend/war_against_gaddafi_libya_19032011/>.

Из-за массовых беспорядков нефтяные цены резко поползли вверх. Если нестабильность в Северной Африке продлится только год, то новая волна мирового кризиса вполне возможна. Возможное негативное развитие событий в мировой экономике ухудшит и без того непростую ситуацию в Евросоюзе, который уже сталкивается с проблемой притока мигрантов и беженцев из стран Северной Африки. Все эти проблемы могут осложнить ситуацию в мировой экономике и вызвать, тем самым вторую волну глобального финансового кризиса.

Отмена антикризисных стимулирующих мер. Рано или поздно антикризисные меры придется отменять. Можно ожидать, что это вызовет определенные трудности, в первую очередь, у худших, тех, кто не подготовился к этой процедуре. Лидеры же могут надеяться на то, что эта процедура пройдет относительно безболезненно. Хотя за государственную помощь корпорациям придется заплатить. "Перед корпорациями открываются достаточно мрачные перспективы в новом посткризисном мире", - считает Стив Олмасси, вице-президент Ernst & Young по индустриальному развитию. По его мнению, в связи с необходимостью финансирования дальнейших государственных программ налоговая нагрузка будет расти. Одновременно компании столкнутся с ужесточением государственного регулирования, что неизбежно приведет к росту издержек. Поэтому программы государственной помощи корпорациям и невозможно продолжать до бесконечности.

Посткризисный рост цен на энергоносители. Цены на энергоносители постепенно, но уверенно возвращаются к докризисным уровням. Такой резкий рост цен на энергоносители, в первую очередь на нефть, может вызвать негативную реакцию в мировой экономике. Однако для тех, у кого рецессия уже сменилась реальным ростом, это не страшно. Для тех же, кто еще не вышел из рецессии, это будет дополнительным фактором, который может спровоцировать вторую волну кризиса или даже затягивание его первой волны. Правда для нас тут есть и положительный момент - рост доходов от реэкспорта российских энергоносителей. Других преимуществ рост цен на энергоносители нам не дает.

Новая кризисная волна будет опять глобального масштаба. Причины - это отказ мировых центральных банков от политики нулевой процентной ставки и окончание правительственных программ стимулирования. По мнению эксперта Deutsche Bank, уже в начале лета 2011 года эмиссионные банки начнут сокращать денежную массу и поднимать процентные ставки. Этими шагами валютно-финансовые регуляторы захотят предотвратить мегаинфляцию с помощью экспансионистской кредитно-денежной политики. Немногим позже государственные власти прекратят поддержку экономики. Тем не менее, они не смогут предотвратить то, что глобальная экономика уже в третий раз за два года ослабнет.

Итак, подводя итог, хотелось бы отметить, что высоколиквидные товары как золото и нефть, по мнению ученых, являются предвестниками глубоких циклических кризисов в мировой экономике. На основе анализа их роста цен было рассчитано критическое время наступления кризиса. Для предотвращения последствий второй кризисной рецессии необходимо положить конец валютным войнам путем перехода к корзине международно-признанных валют или ограничения эмиссии доллара под международным контролем или введения некоторых элементов золотого монетарного стандарта, предлагают ученые.

Тем не менее, происходящие в мировой экономике процессы не являются совершенно синхронными для всех. Так и первая волна финансового кризиса закончилась еще не для всех. То же, вероятнее всего, будет происходить и со второй волной. Некоторых она накроет несколько раньше, других - позже, а кое-кто вторую волну финансового кризиса может и вовсе практически не заметить.

Те страны, которые адекватно среагировали уже на первую волну глобального финансового кризиса, приняли действенные антикризисные меры, да к тому же смогли адаптировать экономику к условиям посткризисного развития, а они будут сильно отличаться от докризисных, может не сильно опасаться второй волны кризиса. Их она не затронет, вернее, затронет лишь отдельные сегменты экономики и предприятия. Для тех же, кто первую волну кризиса просто пережидал "в землянке", перебиваясь кредитами и ничего фактически не делая для изменения экономики под новые посткризисные условия ведения бизнеса, второй волны кризиса, скорее всего не избежит.

Если ко второй волне кризиса хорошо подготовиться, она может и не прийти. Если же ко второй волне кризиса не готовиться, в надежде, что мировой кризис окончился окончательно, то она с очень большой вероятностью тебя и накроет. Тех же, кто и первую волну кризиса фактически "проигнорировал", и мер по повышению конкурентоспособности экономики так до сих пор фактически не принял, вторая волна кризиса может и вообще "добить".

Заключение


Глобальный финансовый кризис 2008 года стал результатом провала сложившейся финансовой системы, в первую очередь, в связи с низким качеством регулирования мировой экономики. В данной работе был проведен анализ мирового финансового кризиса, а также было подробно рассмотрены причины возникновения и развития кризиса, который начался в 2008 году на рынке ипотечного кредитования в США, и впоследствии охвативший практически весь мир.

В соответствии с задачами данной работы, были:

изучены уроки Великой депрессии в США 1929-1933 гг., финансового кризиса в Японии 1990-х годов и финансового кризиса в Мексике в 1994-95 гг. Данные кризисы были отобраны для изучения специально, так как они являются наиболее схожими с современным финансовым кризисом 2008 года;

выявлены отличительные черты и особенности современного финансового кризиса. Современный мировой финансовый кризис охватил все развитые и развивающиеся страны. Он носит глобальный, инновационный и структурный характер. Мировая экономика нуждается в серьезных структурных обновлениях;

рассмотрены основные причины мирового финансового кризиса. К основным причинам можно отнести избыток ликвидности в экономике США, перепроизводства доллара, новые финансовые инструменты (фьючерсы, свопы и т.д.), недостаточный уровень оценки рисков различными институтами и т.д. Эти причины способствовали формированию рыночных пузырей, в частности на рынках недвижимости, акций, сырьевых продуктов и т.д.;

проведен анализ влияния мирового финансового кризиса на экономику России и мира в целом, а также рассмотрены антикризисные меры, которые предпринимались различными странами, в частности США.

изучены потенциальные причины, которые могут вызвать вторую волну мирового финансового кризиса, а также были предложены меры для устранения их.

Мировые финансовые институты регулирования не отреагировали на происходящие в последние годы события адекватными действиями, что подтвердило несоответствие их деятельности потребностям современного многополярного мира. Именно в связи с отсутствием инструментов по предотвращению и минимизации кризисных последствий, мир столкнулся с серьезными экономическими потрясениями.

На фоне финансового кризиса, мировые банки теряли до 100 млрд. долл. за 3-4 месяца, однако на все заметили, что исламские банки и финансовые учреждения остались в стороне от кризиса. Поэтому будет логичным изучить их опыт и извлечь от этого выгоду для эффективного управления банками в будущем.

Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Также страны намерены поддерживать реальный сектор экономики. Для этого принимаются меры по увеличению пособий населению, вливанию денег в различного рода производства, снижению налога на прибыль и т.д.

Конечно, для оживления экономики и выхода из кризиса необходим комплекс мер, которые перечислены выше. Однако не надо забывать, что кризисы имеют особенность проходить, и остается страна, которой надо развиваться и становиться все более устойчивой к различного рода экономическим потрясениям.

Проблемы, которые затронуты в данной выпускной работе, очень обширны. Кроме того, каждый день в мировой экономике происходит что-то новое, тем самым принося все новые информации для анализа. Соответственно, каждая тема, которая затронута в работе, достойна отдельного изучения. Также хочется отметить, что кризисы имеют особенность проходить, и остается страна, которой надо развиваться и становиться все более устойчивой к различного рода экономическим потрясениям.

Нынешний финансовый кризис показал, что в экономике существуют различные нерешенные задачи, как для государства, так и для компаний. В первую очередь, необходимо модернизировать экономику и создать условия для начала смены модели экономического развития, т.е. уйти от сырьевой экономики и перейти к инновационной экономике, основанные на высоких технологиях и знаниях.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

. Федеральный закон Российской Федерации "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23 декабря 2003г. N 177-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 2003. - 27 декабря.

. Федеральный закон Российской Федерации "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации" от 13 октября 2008 N 173-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 2008. - 14 октября.

. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 1996. - 10 февраля.

. Федеральный закон Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 26.04.1995 N 65-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Российская газета. - 1995. - 4 мая.

. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации на 2010-2012 гг.

Учебники и монографии

. Аникин А.В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2009. - 448 стр.

7. Алибер <http://www.ozon.ru/context/detail/id/4708819/> Р., Киндлбергер Ч. Мировые финансовые кризисы. Мании, паники и крахи. - Спб.: Питер, 2010. - 544 стр.

. Блант М. Финансовый кризис. - М.: АСТ, Астрель, 2008. - 288 стр.

. Вайн С. Глобальный финансовый кризис: Механизмы развития и стратегии выживания. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 302 стр.

. Гайдар <http://www.ozon.ru/context/detail/id/4968290/> Е.Т. Финансовый кризис в России и в мире. - М.: Проспект <http://www.ozon.ru/context/detail/id/857448/>, 2010. - 256 стр.

. Гринин Л.Е., Коротаев А.В. Глобальный кризис в ретроспективе: Краткая история подъемов и кризисов: от Ликурга до Алана Гринспена. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - 336 стр.

. Гринспен А. Мюррей Н. Маэстро бума. Уроки Японии. - Челябинск: Социум, 2005. - 280 стр.

. Дункан Р. Кризис доллара. Причины, последствия и пути выхода. - М.: Евро, 2010. - 296 стр.

. Ершов М.В. Мировой финансовый кризис. Что дальше? - М.: Экономика, 2011. - 296 стр.

. Малинецкий Г.Г.  <http://www.biblion.ru/author/27364/>, Коротаев А.В.  <http://www.biblion.ru/author/160389/>, Акаев А.А.  <http://www.biblion.ru/author/217320/> Прогноз и моделирование кризисов и мировой динамики. - М.: ЛКИ, 2010 - 352 стр.

. Нижегородцев Р.М., Стрелецкий А.С. Мировой финансовый кризис: Причины, механизмы, последствия. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 64 стр.

. Рудый К.В. Финансовые кризисы: теория, история, политика. - М.: ООО "Новое знание", 2003. - 399 стр.

. Сорос Д. Первая волна мирового финансового кризиса. Промежуточные итоги. Новая парадигма финансовых рынков. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 272 стр.

. Юркевич Г.П. Экономический и финансовый кризис. Причины. Пути устранения. - М.: Вариант, 2009. - 224 стр.

Периодические издания

. Global Financial Stability Report. // Доклад МВФ по вопросам глобальной финансовой стабильности, апрель 2009.

. World Economic Outlook. // Мировой экономический обзор МВФ, апрель 2009.

. Аганбегян А.Г. Об особенностях современного мирового финансового кризиса и его последствий для России. // Деньги и кредит. - 2008. - №12

. Астраханцев М. Кредитный кризис: основные причины и антикризисные меры. // Рынок Ценных Бумаг. - 2008. - №12 (363)

. Буркова А.Ю. Рефинансирование коммерческих банков и компаний в условиях кризиса. // Банковское дело. - 2009. - №1

. Дворецкая А.Е. Выход из кризиса. // Банковское дело. - 2008. - №12

. Кашин В.А. Причины кризиса и меры по его преодолению. // Банковское дело. - 2009. - №2

. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. // Вопросы экономики. - 2009. - №3. - 65 стр.

. Кокшаров А. Каким будет новый кризис. // Эксперт, 2009, №1 (640)

. Суэтин Л.И. О причинах современного финансового кризиса. // Вопросы экономики. - 2009. - №5. - 34 стр.

. Тамбовцев В. Финансовый кризис и экономическая теория. // Вопросы экономики. - 2009. - №1

. Улюкаев А.В. Меры противодействия мировому финансовому кризису. // Деньги и кредит. - 2008. - №10

. Фетисов Г. О мерах преодоления мирового кризиса и формировании устойчивой финансово-экономической системы. // Вопросы экономики. - 2009. - №4 - 15 стр.

Интернет-ресурсы

. www.imf.org

. www.worldbank.org

. www.tradingeconomics.com

. www.finam.ru

. www.cbr.ru

. www.greatcrisis.ru

. www.rbc.ru

. www.expert.ru

Приложения


Приложение 1

Основные мероприятия Правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российской экономики в 2009 г.

Обеспечение размещения облигаций ОАО "РЖД" для финансирования инвестиционной программы на 2009-2011 годы. (В настоящее время зарегистрировано 7 выпусков инфраструктурных облигаций на сумму в 100 млрд. рублей.

№ п/п

Мероприятие

Объем дополнительного финансирования, млрд рублей

1.

УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, СОХРАНЕНИЕ И СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ

 

1.1

Социальная защита

 

1.1.1

Проведение еженедельного мониторинга по субъектам Российской Федерации увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организации.

_________

1.1.2

Организация работы консультационных пунктов, "горячих линий" и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр. Приказ Минздравсоцразвития России № 683 "Об организации работы консультационных пунктов, телефонных "горячих линий" и предувольнительных консультаций работников". (16 января 2009 г. открыт официальный информационный портал о федеральных службах по труду и занятости - "Работа в России" (www.trudvsem.ru). Информация объединяет в себе официальную информацию 85 региональных служб занятости и 2450 муниципальных центров занятости населения.)

_________

1.1.3

Установление 50 процентного резерва от утвержденного Правительством Российской Федерации объема квот по Российской Федерации с целью регулирования потребности в привлечении иностранных работников по Российской Федерации, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам. Определение порядка уменьшения размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот, и связанной с этими изменениями, корректировки распределения определенной на текущий год потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам.

_________

1.1.4

Установление на 2009 год допустимой доли иностранных работников в сфере розничной торговли и в области спорта, процентов от общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами: 0% - розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво; розничная торговля фармацевтическими товарами; розничная торговля в палатках и на рынках; прочая розничная торговля вне магазинов; 25% - прочая деятельность в области спорта. (В случае массовых сокращений рабочих мест хозяйствующими субъектами по различным видам экономической деятельности и для реализации принципа приоритетного трудоустройства высвобождаемых в результате кризиса граждан Российской Федерации Правительством Российской Федерации может быть установлена доля по другим видам экономической деятельности, как по ряду субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации)

_________

1.1.5

Софинансирование региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации: опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения; создание работодателями временных рабочих мест (общественные работы, временное трудоустройство, стажировки); оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

43,7

1.1.6.

Увеличение размера пособия по безработице. В 2009 г. минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, максимальная - 4900 рублей

33,9

1.1.7

Увеличение ассигнований для перечисления в Пенсионный фонд: для покрытия дефицита (Страховая часть трудовой пенсии с 1 апреля 2009 г. дополнительно индексируется на 17,5% против 15,6%, с 1 августа - на 8,5%); на выплату базовой части трудовой пенсии; на повышение ЕДВ

 315,6 12,5 11,5

1.1.8

Включение расходов на заработную плату работникам бюджетных учреждений в перечень расходов, защищенных от сокращения.

_________

1.1.9

Индексация государственных пособий, социальных выплат и стоимости набора социальных услуг с учетом нового прогноза инфляции.

12,7

1.1.10

Дополнительное увеличение объемов финансирования мероприятий активной политик занятости населения (осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения)

33,9

1.2

Поддержка образования (расходы всего по разделу - 394,8)

 

1.2.1

Субсидии на поддержку образовательных кредитов.

0,027

1.3

Здравоохранение, физическая культура и спорт (всего по разделу 334,6)

 

2.

СОХРАНЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

 

2.1

ОБЩАЯ ПОДДЕРЖКА РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА И РАБОТА С СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

 

2.1.1

Поддержка системообразующих предприятий

 

2.1.1.1

Обеспечение поддержки организациям, входящим в перечень системообразующих организаций. Формирование перечня системообразующих организаций и мониторинг их финансово-экономического состояния. Перечень из 295 системообразующих организаций утвержден протоколом заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 23 декабря 2008 г. № 2, раздел IV.

_________

2.1.1.2

Оказание содействия предприятиям, имеющим существенное значение для экономики субъектов и муниципальных образований. Рассмотрение перечня предприятий регионального значения (1148) на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики 24 февраля 2009 г. № 8.

_________

2.1.1.3

Обеспечение поддержки отдельным стратегическим предприятиям и организациям оборонно-промышленного комплекса. Создание Межведомственной комиссии по поддержке стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса, исполняющих государственный оборонный заказ и испытывающих финансовые трудности в условиях сложившейся ситуации на финансовых рынках.

2.1.2

Меры налогового стимулирования

 

2.1.2.1

Осуществление с 1 января 2010 года переноса ряда основных средств в амортизационные группы с меньшим сроком полезного использования в целях стимулирования обновления соответствующего оборудования. В пределах 3-7 амортизационных групп ряд основных средств переносится в группы с меньшим сроком полезного использования. Изменения разработаны с целью обеспечения инвестиционной стабильности и привлекательности в нефтяной отрасли и затрагивают основные средства предприятий нефтегазовой отрасли.

34 млрд. Выпадающие доходы

2.1.2.2

Переход к начислению амортизации в целях налогообложения прибыли по группе объектов основных средств (по амортизационным группам), применению нелинейного метода начисления амортизации. (Применение нелинейного метода начисления амортизации позволяет организациям ускорить списание стоимости основных средств и ускорить обновление основного капитала.)

_________

2.1.2.3

Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов, если размер задолженности организации превышает 10 миллиардов рублей, на срок не превышающий пять лет по решению Министра финансов Российской Федерации.

_________

2.1.2.4

Снижение ставки налога на прибыль (Снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20%, при этом федеральная часть налога снижена с 6,5 до 2,5%. Регионы в дополнение к 17,5% получают 0,5% за счет федеральной части. 330,9 млрд. руб. сокращения налоговых доходов федерального бюджета)

294,0 Выпадающие доходы В. т. ч в федеральный бюджет - 330,9

2.1.2.5

Переход на уплату налога по фактически полученной прибыли за 4 квартал 2008 года. (В четвертом квартале 2008 года налогоплательщики вправе перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от внесения платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период)

_________

2.1.2.6

Оптимизация срока уплаты налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектами налогообложения данным налогом. (ФЗ от 13 октября 2008 N 172-ФЗ) (Начиная с налоговой отчетности за третий квартал 2008 года, налог на добавленную стоимость уплачивается равными долям и в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, а не единовременно по истечении налогового периода.)

_________

2.1.2.7

Освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по ввозу технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. (ФЗ от 26 ноября 2008 N 224-ФЗ)

_________

2.1.2.8

Отмена обязанности налогоплательщиков по перечислению налога на добавленную стоимость отдельными платежными поручениями при безденежных формах расчетов. (Возвращение ранее действовавшего порядка, согласно которому можно учитывать при начислении налогов безденежные формы расчетов. Упрощает налоговое администрирование налогоплательщиков.)

_________

2.1.2.9

Предоставление права на вычет налога на добавленную стоимость по авансовым платежам. (Обеспечение "нейтральности" налога по отношению к производителям, учитывая то, что в целом НДС является косвенным налогом. Высвобождает оборотные средства организаций.)

_________

2.1.2.10

Введение 30% амортизационной премии По основным средствам в пределах 3-7 амортизационных групп амортизационная премия увеличена с 10 до 30 %

50,4 Выпадающие доходы В. т. ч в федеральный бюджет - 5,6

2.1.2.11

Снижение ставки налога на прибыль по упрощенной схеме налогообложения (Субъектам РФ дано право уменьшать ставку с 15% до 5% от суммы дохода при применении упрощенной системы налогообложения. Высвобождает оборотные средства налогоплательщиков)

_________

2.1.2.12

Увеличение предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом (Порог определяется как 1,5 ставки рефинансирования Банка России для рублевых обязательств и 22% - для валютных)

8,8

 

Ускорение сроков возврата экспортного НДС

 

2.1.3

Поддержка спроса

 

2.1.3.1

Регламентация процедур закупок субъектов естественных монополий и государственных корпораций, в том числе установление преференций для поставщиков российских товаров.

_________

2.1.3.2

Увеличение авансирования выполнения мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и государственным оборонным заказом.

_________

2.1.3.3

Совершенствование бюджетного процесса в целях создания возможностей лизинговых операций при государственных закупках.

_________

2.1.3.4

Развитие целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг).

_________

2.1.3.5

Государственная поддержка экспорта промышленной продукции (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2009 г. № 24)

6,0

2.1.3.6

Определение и поддержка приоритетных инвестиционных проектов, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики на фазе посткризисного роста. При этом необходимо иметь в виду не только проекты в сфере транспортной или энергетической инфраструктуры (и тому подобное), создающие спрос на продукцию отечественной промышленности, но и инвестиционные проекты, направленные на техническую модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности.

_________

2.1.3.7

Продолжение технологической модернизации отечественной промышленности

_________

2.1.4

Содействие повышению доступности финансовых ресурсов

 

2.2

 

2.2.1

Сельское хозяйство

 

2.2.1.1

Субсидирование процентной ставки по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов, привлекаемых в 2008-2009 годах организациями и предприятиями агропромышленного комплекса, в размере 100% ставки рефинансирования Банка России

7,0

2.2.1.2

Субсидии на возмещение части затрат в размере 80% от ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями АПК (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 90, от 24 февраля 2009 г. № 140)

10,0

2.2.1.3

Субсидирование процентных ставок по отдельным видам инвестиционных и краткосрочных кредитов, привлекаемых организациями рыбохозяйственного комплекса на модернизацию и техническое перевооружение рыбопромыслового флота, а также на материально-техническое снабжение и снаряжение. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 124-р)

1,1

2.2.1.4

Расширение ломбардного списка Банка Росси за счет включения облигаций организаций АПК. По итогам совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова 26.01.2009 г. Банк России в течение месяца внесет в Указания Банка России от 28.07.2004г. № 1482-У "О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России" изменения по системообразующим предприятиям.

_______

2.2.1.5

Обеспечение вхождения предприятий агропромышленного комплекса в перечень рекомендуемых отраслей для рефинансирования коммерческими банками под залог кредитных договоров, а также по снижению требований к уровню риска по кредитам, выдаваемым под залог продукции. (В настоящее время разрабатываются возможные механизмы реализации принятых решений. Минфин России прорабатывает вопрос о выделении банкам финансовых ресурсов через Фонд национального благосостояния.)

_______

2.2.1.6.

Уточнение инструкции Банка России "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами" в части рефинансирования кредитов, выдаваемых обществам с ограниченной ответственностью, а также по кредитам, отнесенным ко II категории качества; фондирование за счет ресурсов Банка России и Внешэкономбанка кредитных организаций на цели кредитования инвестиционных проектов в объеме 200 млрд. руб., а также сезонных работ и текущей деятельности в объеме 200 млрд. руб. (на срок от 9 до 12 месяцев).

_______

2.2.1.7

Разработка и практическое применение механизмов, направленных на финансовое обеспечение реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, в том числе за счет предоставления банкам целевых государственных финансовых ресурсов, при условии, в частности, установления предельного размера ставок кредитования организаций агропромышленного комплекса, обеспечения финансирования инвестиционных проектов по ранее заключенным кредитным договорам и, при необходимости, продления кредитных договоров на срок до 3-5 лет.

_______

2.2.2

Поддержка проектов автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения

 

2.2.2.1

Субсидирование части процентных ставок российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на технологическое перевооружение.

2,5

2.2.2.2

Субсидирование 2/3 ставки рефинансирования по 3-х летним потребительским кредитам на приобретение отечественных легковых автомобилей физ. лицами.

2,0

2.2.2.3

Субсидирование расходов ОАО "Российские железные дороги" по транспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока.

2,0

2.2.2.4

Предоставление возможности ОАО "Росагролизинг" реализовывать проекты по лизингу техники, технологического оборудования и транспортных средств отечественного производства для российских потребителей (Дополнительная капитализация ОАО "Россельхозбанк" (45 млрд. руб.), ОАО "Росагролизинг" (25 млрд. руб.)). Направление в 1 квартале 2009 года средств федерального бюджета на увеличение уставных капиталов ОАО "Россельхозбанк" в объеме 45,0 млрд. рублей для кредитования предприятий АПК и проведения закупочных интервенций и ОАО "Росагролизинг" в объеме 25,0 млрд. рублей в целях приобретения и последующей передачи по договорам лизинга отечественной сельскохозяйственной техники, включая автомобильную технику, сельскохозяйственного оборудования, племенного скота, техники и технологического оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, промышленного рыбоводства, лесного хозяйства, лесопереработки и техники для дорожного строительства в сельской местности

70,0

2.2.2.5

Обеспечение закупки автомобильной техники для федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных учреждений в централизованном порядке.

12,5

2.2.2.6

Реализация программы обновления парка автомобильной техники, используемой субъектами федерации и муниципальными образованиями для перевозки пассажиров, медицинских целей, милиции, коммунальной, дорожной и специальной техники, при условии ее софинансирования субъектами Российской Федерации в размере до 10 млрд. руб.

20,0

2.2.2.7

Предоставление кредитной линии лизинговым компаниям на осуществление лизинговых операций с автомобильной техникой российского производства на срок не менее 3 лет по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Банка России.

1,0

2.2.2.8

Выделение кредитных лимитов на финансирование текущей деятельности предприятий автомобильной промышленности в размере до 70 млрд. рублей, в том числе с использованием механизма государственных гарантий.

 

2.2.2.9

Содействие размещению в 2009 году облигаций российских автомобилестроительных предприятий для целей финансирования инвестиционных проектов в размере до 60 млрд. рублей и сроком обращения до 5 лет, с учетом предоставления государственных гарантий, а также возможность рефинансирования таких ценных бумаг Банком России.

 

2.2.2.10

Корректировка действующих графиков погашения реструктурированной задолженности предприятий автомобильной промышленности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также страховым вносам перед внебюджетными фондами, в части переноса сроков уплаты сумм основного долга в 2009-2015 годах на 2011-2017 годы соответственно.

 

2.2.2.11.

Изменение ввозных таможенных пошлин на бывшие в употреблении и новые автомобили специального назначения сроком на 9 месяцев. Введение пошлин на автомобили, бывшие в употреблении.

 

2.2.2.12.

Увеличение размера авансирования получателями средств федерального бюджета до 50% суммы договора (гос. контракта) при его заключении на закупку автомобильной и дорожно-строительной техники, производимой на территории РФ, а также в части заключения указанных договоров (гос. контрактов) без предоставления обеспечения их исполнения, при условии закупки техники непосредственно у производителей.

 

2.2.2.13.

Корректировка действующих графиков погашения реструктурированной задолженности предприятий автомобильной промышленности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также страховым вносам перед внебюджетными фондами, в части переноса сроков уплаты сумм основного долга в 2009-2015 годах на 2011-2017 годы соответственно.

 

2.2.2.14.

Ввод на временной основе сроком на 9 месяцев ставки ввозных таможенных пошлин на новые и бывшие в употреблении зерноуборочные и кормоуборочные комбайны в размере 15 процентов, но не менее 120 евро за 1 кВт мощности.

________

Обеспечение финансовой поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса

 

2.2.3.1

Предоставление предприятиям оборонно-промышленного комплекса субсидий из федерального бюджета на погашение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученных в 2008-2009 годах, в том числе полученным для пополнения оборотных средств. (Проект проработан в установленном порядке в Аппарате Правительства РФ и находится на визировании у Первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Шувалова.)

15,0

2.2.3.2

Проведение дополнительной эмиссии акций и облигаций отдельных стратегических предприятий с их последующим выкупом уполномоченными организациями. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 79-р, от 10 марта 2009 г. № 309-р. ОАО "РСК"МИГ", ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова", Планируется выкуп доп. акций ОАО "ММП им.В. В. Чернышева"

50,0

2.2.3.3

Увеличение объемов субсидий организациям ОПК с целью предупреждения банкротства.

3,0

2.2.3.4

Субсидирование из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса затрат или недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных нужд по заданиям государственного оборонного заказа.

12,0

2.2.4

Транспортный комплекс

 

2.2.4.1

Снижение минимального размера софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации с 20 % до 5 % годового размера финансирования объектов.

 

2.2.4.2

Обеспечение недискриминационного доступа топливных и авиационных компаний к объектам инфраструктуры топливозаправочных комплексов в аэропортах.

________

2.2.4.3

Обеспечение предоставления авиакомпаниям отсрочки уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигатели) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате. (Ведется работа по согласованию необходимых НПА (проектов ФЗ и постановления Правительства) федеральными органами исполнительной власти)

________

2.2.4.4

Увеличение размера возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые российскими лизинговым компаниями по договорам лизинга, до трех четвертей подлежащих возмещению сумм.

________

2.2.4.5

Государственная поддержка авиакомпаний (взнос в ГК "Ростехнологии").

2,0

2.2.4.6

Предоставление субсидий из федерального бюджета: коммерческим банкам субсидий на возмещение затрат и недополученных доходов по сделкам авиакомпаний в части, не компенсируемой доходами от продажи имущества, предоставленному по договору залога в обеспечение кредита; авиационным перевозчикам для возмещения недополученных ими доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с авиационным перевозчиком, в отношении которого принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта.

 5,0 5,0

2.2.4.7

Развитие аэродромов экспериментальной авиации, в том числе аэродрома Ульяновск-Восточный.

________

2.2.4.8



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!