Динамическое состояние организации как материальной системы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,15 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Динамическое состояние организации как материальной системы

Оглавление

Введение

1. Принципы, сущность, анализ динамического состояния организации

1.1 Сущность и понятие динамического состояния организации

1.2 Принципы динамического состояния организации

1.3 Виды анализа системы управления динамической организации

2. Общая экономическая характеристика ОАО "ИКАР" Курганский завод трубопроводной арматуры"

2.1 Характеристика ОАО "ИКАР"

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Деятельность организаций сложна и многообразна. Любая организация имеет свое собственное лицо и свой неповторимый стиль поведения. Уникальность организации - важнейший фактор ее выживания.

Организация как любая материальная система проходит все этапы жизненного цикла или их часть. Этапы можно объединить в две группы: статическую и динамическую. Статическая группа включает: порог нечувствительности и ликвидации. Динамическая группа включает: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад и крах. Специалисты консультационных фирм предпочитают работать со статическими организациями, а руководителям приходится работать с динамическими организациями.

Целью курсового проекта является изучение принципов динамического состояния организации, общая экономическая характеристика объекта исследования, а так же анализ изучения исследуемой темы объекта исследования на примере организации - ОАО "Икар".

Объектом исследования в курсовой является предприятие ОАО "ИКАР" ордена Почёта Курганский завод трубопроводной арматуры, специализирующееся на выпуске трубопроводной арматуры для нефтяной, газовой промышленности, энергетики, коммунального хозяйства, биологической и химической промышленности.

В процессе исследования использовались различные источники информации: нормативно-правовые акты, публикации в специализированной печати и прессе, первичные учетные документы, баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия, внутренняя информация: (организационно - правовая форма, географическое положение, характер развития компании, отраслевая принадлежность, специализация, масштабы деятельности, положение на рынке).

1. Принципы, сущность, анализ динамического состояния организации

1.1 Сущность и понятие динамического состояния организации

Применение термина "организация" в современной практике настолько же обыденно насколько и многообразно. Всё, что окружает людей, рассматривается с позиций организации.

Организация - объединение людей для достижения совместных целей; внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие частей целого, обусловленные его строением.

В каждодневном бытовом употреблении под организацией понимается прежде всего официальное учреждение или общественная структура (предприятие, компания, орган власти), то есть реально существующая целенаправленная функционирующая социальная система.

Предметом изучения теории организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности. Именно в процессе сотрудничества можно достичь наиболее высоких результатов и направить коллективные усилия людей для реализации общих целей.

Динамика (сила) - это развитие организационных систем и их поступательное движение вперед к новым целям под влиянием приложенных к ним воздействий. Для динамически развивающихся организаций характерно стремление постоянно наращивать темпы своего развития, осваивать новые технологии, увеличивать выпуск продукции, расширять круг решаемых задач, осваивать новые рынки с целью получения дополнительной прибыли.

динамическое состояние управление система

Динамично развивающая система должна быть в состоянии устойчивого равновесия. Это не означает, что она находится в неподвижном состоянии. Динамическая организация, стремясь к устойчивости, продолжает совершенствоваться и развиваться.

Развитие организации происходит под воздействием системы управления, принятых норм и правил поведения. Интересы управленческого аппарата и функциональных подразделений противоречивы. Противоречие заключается в том, что система управления в лице администрации заинтересована в унификации поведения подчиненных ей людей и групп. Чем выше уровень унификации, тем легче осуществлять управление, предсказать результат управляющего воздействия и добиться устойчивой и стабильной работы всей системы.

Динамическая организация представляется определенной последовательностью объединения действий, операций, стадий, этапов, фаз, циклов в общий процесс. В принципе любая организационная система заинтересована в переходе к стабильному, устойчивому состоянию своего существования.

Форма динамического существования организации - процесс - единое последовательное и качественно определенное движение системы. Процессы, в которых участвует система, могут протекать как в организованной, так ив неорганизованной форме. Неорганизованные процессы деструктивны. Они ведут к нарушению равновесия системы и ее разрушению. Сохранение равновесия и целостности системы обеспечивают организованные процессы. Формирование организованных, внутренне упорядоченных процессов определяется как динамическая организация или процессуализация.

Составными частями процесса являются фазы (стадии), этапы, периоды, действия и операции.

Фаза - качественно определенная часть процесса. переход из одной фазы в другую предполагает существенные качественные изменения организации. Этап выделяются только в процессе, ориентированном на достижении результатов. Действие - обладающая качественной определенностью элементарная часть процесса (например, беседа с поступающим на работу является действием в составе процесса собеседования, но не в составе процесса формирования персонала в целом). Операция - это целенаправленно осуществляемая совокупность взаимосвязанных действий (поиск партнеров, оформление документов).

Основными элементами блока ориентации процесса являются функции, задачи и проблемы. Функция - это качественно определенный вид динамического существования организации, обеспечивающий устойчивое получение значимого для системы результата. Именно функции создают устойчивую и долговременную ориентацию процесса, осуществляемого системой.

К основным элементам блока реализации процессов относятся состояние, цикл, интервал, процедура. Состояние - это фиксированная в данный момент совокупность свойств, отношений и параметров динамической организации, ее "моментальная фотография". Цикл - это полная совокупность последовательно осуществляемых стадий целостного процесса. С одной стороны, это сам процесс в его полном завершении, структурированный на отдельные последовательные стадии. С другой стороны, цикл представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга качественно определенных состояний динамической организации: от исходного до завершающего.

В осуществлении целенаправленной процессуализации важнейшее значение имеют универсальные и повторяющиеся циклы. Универсальными являются циклы общие. При этом общими являются: состав стадий, последовательность их чередования. Повторяющиеся циклы, многократно воспроизводясь, составляют соответствующие циклические процессы. При этом цикл включает полный кругооборот повторяющихся стадий.

Временной интервал - это промежуток между двумя моментами времени. Он устанавливает конкретное расположение процессов, стадий, этапов, периодов, операций и действий. Процедура - это определенная регламентированная последовательность осуществления процесса. Она устанавливает ход самого процесса, чередование стадий, операций, действий.

В своем существовании каждая живая система проходит определенный жизненный цикл, включающий фазы от образования до гибели системы. Для каждой фазы жизненного цикла характерны свои качественно определенные процессы, различающиеся направленностью и скоростью изменений, происходящих в организации. Таким образом, можно говорить о квалификации процессов по фазам жизненного цикла системы.

.Процессы образования организации как новой качественной определенности. Имеют четко фиксированные начальные и конечные точки: "система начинает формироваться" и "формирование системы завершено".

2.Процессы роста системы, обеспечивающие увеличение количественных параметров и расширение масштаба системы.

.Процессы развития системы, предполагающие качественное совершенствование и повышение уровня ее организованности (движение от низкого уровня организованности к высокому).

.Процессы функционирования системы на одном и том же уровне организованности и при тех же параметрах системы. Начальная точка процесса - достижение соответствующего состояния количественных и качественных характеристик. Конечная - начало перехода на другой уровень функционирования системы.

.Процессы спада характеризуются падением количественных параметров системы и сужением ее масштаба.

.Процессы регрессирования системы характеризуются ухудшением качественных характеристик системы и снижением уровня ее организованности. Происходит переход от высокого уровня организованности к низкому.

.Процессы разрушения системы - происходит потеря качественной определенности организации. Система управления не способна поддерживать состояние равновесия системы.

Принадлежность к той или иной фазе жизненного цикла является общей характеристикой процесса. Также динамическая организация предполагает следующее:

.Рациональную структуризацию процесса с выделением отдельных элементов, являющихся обособленными частями данного процесса как единого целого.

2.Ориентация процесса в определенном направлении.

.Организованная реализация процесса, обеспечивающая его четкую упорядоченность.

Переход к устойчивому режиму работы есть объективно существующая встроенная цель развития любой организации. Достижение той цели равнозначно приобретению новых ресурсов, снижению текучести кадров, уменьшению числа реорганизаций, снижению конфликтности.

Проблема заключается в том, что организация, достигнув определенной устойчивости, может со временем превратиться в консервативную систему. В этом случае она теряет способность адаптироваться к меняющимся условиям существования и реализовывать технологические новации. Так организация перейдет в состояние организационной стагнации, то есть к застою в производстве.

Для динамических организаций характерна приспособляемость к любым изменениям во внешней и внутренней среде.

Деятельность организации может изменяться под влиянием многих обстоятельств. Теме не менее можно выделить пять основных признаков грядущих перемен:

-политические или демографические изменения;

-быстрый рост отрасли, к которой относится предприятие;

-несоответствие дела объективным потребностям;

-изменение технологий работы в отрасли;

-изменения в восприятии или смены моды.

Во всех указанных направлениях в настоящее время происходят достаточно интенсивные и быстрые изменения. Следует отметить, что основная задача системы управления деловой организации динамического типа состоит не столько в реагировании на изменения, произошедшие во внешней среде, сколько в попытке предвидеть грядущие изменения и заблаговременно подготовиться к ним. В преддверии изменений разрабатываются многочисленные альтернативы возможного поведения организации и из них выбирается наиболее эффективный вариант.

Органы управления динамически развивающихся организаций должны знать следующие свойства, ориентированные на работу в условиях глобального рынка:

.Лидерство. Традиционная концепция лидерства включает в себя строго формализованную деятельность руководителя, в обязанности которого входят: формулировка задачи, предоставление подчиненным необходимых ресурсов для решения задачи, поощрение за достижение позитивных результатов и порицание за недостаточную производительность. Лидер должен четко представлять себе цель, сделать ее понятной каждому сотруднику и дать возможность проявить инициативу другим. Благодаря этому он развивает в членах организации чувство причастности к общему делу.

2.Развитие организации. Традиционная концепция планирования динамики развития организации базируется на распределении заданий и определении сроков их выполнения. Сроки рассчитываются исходя из возможностей организационной системы. Для организации, целью которой является выживание в условиях глобального рынка, планирование развития должно базироваться на общем видении цели и идти в двух направлениях "сверху-вниз" и "снизу-вверх".

.Ориентация на потребителя. Наиболее важным аспектом взаимодействия динамической организации является качество производимой продукции или уровень обслуживания клиентов. Деятельность организации должная быть ориентирована на постоянно меняющиеся запросы потребителя.

.Новые технологии. В условиях слабо развитого рынка обновление производства происходит по мере морального старения оборудования. Новые рыночные технологии должны быть интегрированы во все процессы, включая управление организацией.

.Структура управления организацией. Концепция управления подразумевает наличие централизованной структуры и определенной иерархии руководства организацией, предусматривающей вертикальное распределение властных полномочий и подчинение исполнителей лицам, занимающим более высокий пост. Результатами такой формы управления является замедленное принятие решений, неэффективные коммуникационные связи, в особенности в направлении снизу-вверх.

В современных условиях настройка организационной системы управления на динамический режим работы является гарантией ее благополучия и успеха.

Процесс как последовательное изменение состояния прежде всего определяется во времени, и при выявлении его сущности, состава, содержания представляется последовательностью явлений или событий. При этом основные организационные различия между двумя этими понятиями заключается в том, что явления по своей природе объективны, а события содержат или допускают возможность субъективного участия в своей организации. Таким пониманием определяется объективная, смешанная и субъективная природа организации, формирование и развитие причинно-следственных связей между проявлениями, обусловливаются их место и роль в осуществлении и представлении процесса организации. Отсюда динамическую организацию как процесс можно достаточно полно определить и представить последовательностью происходящих явлений.

1.2 Принципы динамического состояния организации

К ним относятся: принцип приоритета персонала, принцип приоритета структур над функциями и принцип приоритета объекта управления над субъектом.

Принцип приоритета персонала.

"В системе: цель - задача - функция - структура - персонал, наивысший приоритет должен иметь персонал, затем структура, функция, задача и цели". Любая компания создается людьми и для людей. Глобальная цель управления социальными процессами - это максимальное удовлетворение потребностей и интересов личности и общества.

При функционировании компании главное внимание должно уделяться вопросам, связанным с управлением персоналом, стимулированием их деятельности. Человек является основным производителем прибавочного продукта. Поэтому следует формировать структуру, функции, задачи и цели, приемлемые именно для него. В случае возникновения проблем с персоналом, необходимо корректировать цели компании, набор конкретных задач, набор функций с возможным изменением организационной структуры.

Принцип приоритета структур над функциями.

Таким образом, на каждый момент времени в любой компании имеются либо ненужные, либо недостающие в какой-то мере подразделения, которые через какое-то время будут или упразднены, или созданы без столкновений и антагонизмов.

Для каждой компании создается уникальная организационная структура, благотворно влияющая на деятельность компании. Для сохранения этого благополучия имеется очень небольшой диапазон изменения этой структуры в виде ликвидации, расширения или создания отдельных звеньев. Эти изменения вызываются желанием ввести новые или сократить старые функции производства и управления. Широкое изменение функций производства и управления многими руководителями трактуется как большая гибкость системы управления. Однако при превышении этого диапазона компания может не справиться с новыми функциями.

Например, президент компании, имеющей функциональную структуру управления, решил все филиалы переподчинить непосредственно себе, так как поступали сигналы о финансовых нарушениях некоторых руководителей подведомственных филиалов. В этой связи структура управления существенно изменится, т.к. количество непосредственно подчиненных у президента компании существенно вырастет и станет выше нормы управляемости. Таким образом, он не сможет уделять достаточного внимания своему аппарату управления и филиалам. В результате существенно ухудшаться экономические, социальные и технологические показатели деятельности компании.

Принцип приоритета объекта управления над субъектом.

В действующей компании при замене руководителя или реорганизации подразделений приоритет должен отдаваться коллективу подразделения относительно будущего руководителя.

Будущие руководители и специалисты подразделений компании должны подбираться под конкретные действующие структурные подразделения с учетом их совместимости с коллективом подчиненных Руководство компании в первую очередь должно учитывать, что коллектив представляет собой интеллектуальную ценность (нематериальный актив), на формирование которой были затрачены деньги компании. Обычно суммарный технический потенциал сформировавшегося коллектива существенно выше потенциала руководителя. Поэтому новый руководитель не должен уменьшать потенциал коллектива. Кроме того, подчиненные вправе рассчитывать на то, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Таким образом, экономические, технологические и социальные мотивы достаточно существенны для реализации данного принципа.

В практической деятельности некоторых директоров компаний приоритет отдается новому руководителю или специалисту. При этом сразу после назначения нового руководителя производятся серьезные перестановки или он приводит свою команду подчиненных, а прежний коллектив либо увольняется, либо перераспределяется в другие коллективы. Обычно это плохо кончается, так как теряются связи, каналы неформальной информации, навыки и т.п.

Динамика (от греч. dynamis - "сила") - это развитие организационных систем и их поступательное движение вперед к новым целям под влиянием приложенных к ним воздействий. Для динамически развивающихся организаций характерно стремление постоянно наращивать темпы своего развития, осваивать новые технологии, увеличивать выпуск продукции, расширять круг решаемых задач, осваивать новые рынки с целью получения дополнительной прибыли.

Одной из основных задач при исследовании динамики и статики организации является выявление закономерностей ее поведения при различных воздействиях со стороны внешней и внутренней среды. Идеалом для управленческого воздействия является хорошо отлаженная машина. Чтобы приблизить каждого отдельно взятого работника организации к этому идеалу, ему предписывается определенная роль в организации, строго регламентируемая должностными инструкциями и функциональными обязанностями. Организация располагает денежными и техническими ресурсами, распоряжение которыми регламентируется системой служебных отношений. Результатом деятельности этой сложной системы взаимоотношений является достижение организацией устойчивости.

Принципы организации как конкретно ориентированные, прикладные правила, нормы и рекомендации выработанные на основе раскрытия, представления и применения законов, объективно становятся предметом исследования и построения основополагающей системы практических руководств большинства современных наук. Принцип - это правило осуществления, руководство к действию.

Общая основа формирования рациональных процессов - научные и универсальные принципы организации. Их использование позволяет обеспечить четкую целевую ориентацию процесса, эффективную реализацию и упорядоченность на всех стадиях осуществления.

Выделяют следующие принципы динамической организации:

)Принцип направленности предусматривает, что организационные процессы должны осуществляться в каком-либо одном четко определенном направлении. Направленность процесса устанавливается системой ориентации. Поэтому направленность предполагает взаимосогласованность и единство всей совокупности целевых ориентиров процесса. Целевые ориентиры и общее направление осуществления процессов определяется целями субъекта, управляющего процессом и обеспечивающего данную процессуализацию. Равнонаправленные процессы труднореализуемы и нерациональны. Причинами равнонаправленности являются:

·рассогласованность разных целей субъекта, управляющего процессом;

·противоречия между целями разных управляющих субъектов, если таких субъектов несколько;

·несоответствие между целевой ориентацией управляющих субъектов и ориентацией, формируемой факторами неуправленческого регулирования.

2)Принцип прямоточности. Рациональный процесс - это прямоточный процесс, ведущий к намеченной цели по кратчайшему пути. Все отклонения от прямого пути к цели должны быть сведены к минимуму. Из существующих вариантов реализации процесса должен выбираться вариант с наименьшей деятельность цикла. Должны быть исключены излишние возвратные движения. Следовательно, излишнее дробление процесса на множество стадий снижает уровень прямоточности процесса и делает его менее рациональным. Уровень прямоточности определяется ясностью и однозначностью ориентации процесса, четкостью и рациональностью его реализации.

3)Принцип результативности. Реализация процесса должна обеспечивать получение результата, соответствующего целевой ориентации процесса. Результат обладает определенными количественными и качественными характеристиками и должен быть позитивен для субъекта, управляющего процессом и осуществляющего его целевую ориентацию. Правильная ориентация процесса является необходимым условием получения позитивных результатов. Областью формирования результата является состояние системы, осуществляющей данный процесс, и других взаимодействующих с ней систем, а также состояние самого процесса как такового.

)Принцип эффективности. Организационные процессы должны быть эффективными, то есть обеспечивать получение наилучшего результата на единицу затрат соответствующих ресурсов. Только достаточно эффективны процесс является целесообразным. По сути вопрос об эффективности - это вопрос о цене затрат, которые должны быть осуществлены для получения определенного результата. Это могут быть ресурсы материалов, технических средств, информации и т.д.

)Принцип восприимчивости. Организационный процесс должен обладать выраженной способностью воспринимать те воздействия, которые осуществляет на него субъект управления, и отражать их в изменении хода реализации, параметров и результативности. Восприимчивость процесса к целенаправленным воздействиям необходима для того, чтобы обеспечить его управляемость. Воздействуя определенным образом на восприимчивый процесс, субъект управления может получить требуемые изменения соответствующих характеристик процесса. Обеспечение восприимчивости процессов к целенаправленным воздействиям может идти в двух направлениях:

1.Формирование процессов, соответствующих существующим возможностям воздействия со стороны субъекта управления).

2.Повышение возможностей воздействия субъекта управления на процессы (использование совместной вычислительной техники)

5)Принцип информативности. Целенаправленная процессуализация возможна только по отношению к процессам, обладающим информативностью, то есть способным нести в себе информацию. необходимую для управления этими процессами, в форме, доступной для восприятия субъектом управления. Процессы, не обладающие информативностью, неуправляемы. Информативность процесса предполагает соблюдение следующих условий:

.Должна быть обеспечена наблюдаемость всех значимых характеристик процесса.

2.Процесс должен быть наблюдаемым на всех стадиях и во всех сферах осуществления.

.Информация о процессе должна быть точной и достоверной. Искаженная и недостоверная информация может создавать у субъекта управления ложное представление об управляемости процессом.

.Информирование о процессе должно быть своевременным. Задержка информации значительно снижает управляемость процесса.

6)Принцип надежности. Процессы, целенаправленно осуществляемые для достижения установленных ориентиров и необходимые для нормального функционирования организации, должны обладать высокой степенью надежности. Гарантированным должно быть само осуществление процесса как такового. Он должен быть организован таким образом, чтобы при любом состоянии факторов среды он не прекращался. Например, в вузе при любой ситуации должно быть гарантировано осуществление процессов обучения, методического обеспечения. Между надежностью и результативностью существует обратная зависимость: надежность достижения высоких результатов - ниже, низких - выше. Надежность процесс обеспечивается четкой информативностью процесса в режиме, обеспечивающем своевременность поступления информации субъекту управления; наличием страховых ресурсов, в том числе и ресурсов времени.

7)Принцип оперативности. Организационный процесс должен осуществляться без задержек, излишних временных разрывов и не выходить за пределы определенных временных границ. Оперативным должно быть само начало процесса. В ходе реализации процесса не должно быть излишних перерывов, потерь времени. Безусловное значение имеет принцип оперативности для срочных процессов, тех, которые должны быть реализованы в четко фиксированных временных границах. (1; с.215). Оперативность процессов обеспечивается ясностью целевых ориентиров и реальностью задач; своевременным и полным информированием субъекта управления о состоянии организации; достаточной гибкостью процесса, осуществлением параллельного выполнения отдельных частей процесса.

)Принцип гибкости. Организационный процесс должен обладать гибкостью, то есть способностью к оперативным изменениям в ходе своего существования. Выделяется гибкость ориентации и гибкость реализации процесса. Гибкость ориентации предполагает способность процесса к смене приоритетов и отдельных частных целей, к пересмотру поставленных задач, к корректировке состава и содержания выполняемых функций. Гибкость реализации предполагает способность к изменениям форм и способов реализации процесса, состава и последовательности стадий. Гибкость позволяет обеспечивать возможность действия механизма саморегуляции, самонастройки процесса, большую надежность осуществления процесса и гарантированность получения соответствующих результатов. Она обеспечивается повышением уровня управляемости процесса, так как слабая управляемость затрудняет осуществление оперативных и целесообразных изменений; интервальностью значений деятельности процесса и его отдельных стадий, информативностью.

)Принцип параллельности предполагает одновременное осуществление отдельных частей общего процесса. При этом возможны два варианта схемы общего процесса:

а) сходящийся: совокупность параллельных процессов - конвергенция - единый процесс;

б) расходящийся - сходящийся: единый процесс - дивергенция - совокупность параллельных процессов - конвергенция - единый процесс.

Очевидно, что все параллельные процессы, составляющие общий процесс, должны быть ориентированы в одном направлении и согласованы между собой по параметрам реализации (скорости, длительности).

)Принцип ритмичности. Ритмичность характеризует равномерность осуществления процесса. Она предполагает четкое соответствие между длительностью той или иной стадии (этапа, периода) процесса и происходящими в ходе ее изменениями. В зависимости от динамики скорости процесса можно выделить:

-Ритмичность функционирования с равномерной скоростью процесса, когда за равные промежутки времени происходят одинаковые изменения параметров;

-Ритмичность роста с равномерным ускорением процесса, когда в равные промежутки времени происходит одинаковый прирост скорости процесса.

В зависимости от сферы изменений ритмичность классифицируется:

-Ритмичность формирования результатов;

-Ритмичность расходования ресурсов;

-Ритмичность изменения параметров процесса (увеличение мощности, интенсивности);

-Ритмичность воспроизводства процессов через определенные промежутки времени.

В наиболее полной мере ритмичность проявляется в циклических процессах, так как она выделяется в рамках отдельного цикла. Ритмичность процессов позволяет обеспечить большую управляемость и информативность, надежность в связи с большей устойчивостью равномерного процесса. Повышению уровня ритмичности процессов способствуют формирование циклических процессов, разработка четкой процедуры и равномерного осуществления процесса.

)Принцип синхронности заключается в обеспечении четкого временного соответствия между отдельными составными частями: фазами, периодами, операциями, действиями. Необходимо синхронизировать между собой те части процесса, реализация которых разделена по месту осуществления (например, стадии технологического процесса, идущие на разных участках), по исполнителям (процессы, выполняемые разными членами группы). К основным видам синхронизации относятся:

.Стыковка последовательных процессов. Обеспечивается совмещение времени завершения одной фазы и начала другой.

2.Обеспечение одновременности параллельных процессов (начала, окончания, времени перерывов в момент получения результатов).

Синхронность необходима практически для всех циклических процессов, осуществляемых живыми системами. Для многих систем она является важным условием существования. Синхронизация процессов позволяет обеспечить: возможность функционирования сложных систем, большую упорядоченность и управляемость процессов.

)Принцип целевой адаптации - проблемы, задачи, решения, результаты адаптируются к представлению цели.

13)Принцип адекватности воздействия - содержание осуществляющихся действий обуславливается состоянием организаций.

)Принцип главного звена - адекватность формирования и функционирования организации определяется ее универсальностью;

)Принцип дерева цели - постановка и достижение цели строится в логической последовательности: частная - локальная - оперативная - тактическая - стратегическая - глобальная.

)Принцип единства формы и содержания - соотношение формы и содержания определяет качество организации.

)Принцип системности - любая организация представляется совокупностью взаимосвязанных элементов.

)Принцип стратегического планирования - эффективная постановка достижения цели основывается на приоритетном планировании перспектив развития организации.

1.3 Виды анализа системы управления динамической организации

В реальной действительности определить принцип действия относительно благополучной организации достаточно сложно. Объективная оценка адаптивных способностей организации может быть выполнена в процессе исследования ее рефлексивных возможностей. Важнейшей задачей рефлексивного характера является оценка времени, в течение которого система достигает устойчивого состояния. Этот период принято называть временем отработки входного воздействия с учетом запаздывания реакции системы. Динамические организации достаточно легко осуществляет перестройку системы и быстро настраиваются на новый режим работы. Для оценки возможного поведения организации при изменениях во внешней и внутренней среде проводятся натурные и вычислительные эксперименты.

При изучении динамических и статических свойств организационных систем используются кроме рефлексивного и другие виды анализа систем управления:

-структурный;

-информационный;

-параметрический;

-факторный

-и другие.

Таблица 1 - Виды анализа системы управления динамической организации

№ п/пВиды анализаОбъекты исследованияРефлексивныйМодели систем управления, позволяющие выявить процессы изменения состояния системы с течением времени на основе принятых алгоритмов управления. СтруктурныйРазличные варианты структур, сформированные на основе подсистем и элементов системы управления с учетом связей и отношений между ними. ИнформационныйИнформационные потоки и массивы данных, формируемые в процессе управления, методы и средства приема, передачи. обработки, хранения и представления информации, способы ввода и вывода данных. ПараметрическийЧастные и обобщенные показатели, характеризующие действия системы управления в сфере хозяйственно-экономической и организационной деятельности. ФакторныйФакторы внешней и внутренней среды, сгруппированные и ранжированные по степени важности с использованием экспертных оценок.

Следует отметить, что переход к работе в динамическом режиме - необходимое условие обеспечения жизнедеятельности организации.

Можно выделить ряд объективных признаков организации, действующей по динамическому принципу:

-целевая установка, отвечающая объективным потребностям общества;

-гибкая организационная структура;

-работа системы управления по принципу перебора альтернативных решений и выбора наиболее эффективного варианта управления с точки зрения достижения поставленной цели.

2. Общая экономическая характеристика ОАО "ИКАР" Курганский завод трубопроводной арматуры"


Открытое акционерное общество "ИКАР" Курганский завод трубопроводной арматуры" сокращенное название ОАО "ИКАР", был введен в эксплуатацию 28 декабря 1954 года в городе Кургане, с 1992 года преобразован в акционерное общество открытого типа на основании Закона РСФСР от 3.07.91 г. № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" путем преобразования государственного предприятия "Курганский арматурный завод" и является его правопреемником.

Основными целями деятельности ОАО "Икар" являются:

.Получение прибыли;

2.Удовлетворение общественной потребности в производимой продукции, работах, услугах;

.Развитие и повышение эффективности производства на основе акционерной формы собственности;

.Всестороннее социальное развитие предприятия.

ОАО "ИКАР" - промышленное предприятия, специализирующееся на выпуске трубопроводной арматуры для нефтяной, газовой промышленности, энергетики, коммунального хозяйства, биологической и химической промышленности. Производство ОАО "Икар охватывает широкий спектр современной трубопроводной арматуры: это стальные и чугунные задвижки, затворы и клапаны условным проходом от шести до тысячи, на давление до двухсот пятидесяти мегапаскаль, для температур от - 196 ° С до - 565 ° С, которые применяются на технологических линиях добычи, транспортировки и переработки нефти и газа, на энергетических объектах, в том числе на атомных станциях, в холодильных установках, на трубопроводах для воды и пара, на предприятиях угольной промышленности, в коммунальном хозяйстве, и в других отраслях промышленности. Арматура эксплуатируется на всех российских атомных электростанциях, на предприятиях нефтегазового комплекса, в условиях Крайнего Севера и в тропиках.

Данное предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетный, валютный счета в банках Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

Основными видами деятельности ОАО "ИКАР" являются:

) Проектирование, изготовление, ремонт и техническое обслуживание трубопроводной арматуры нефтепромыслового оборудования (запорная и запорно-регулирующая арматура, предохранительные устройства ГЗУ "Спутник", ГЗУ "ИКАР", водораспределительные гребенки, элеваторы);

) Проведение сертификационных и других видов испытаний промышленной трубопроводной арматуры;

) Производство и реализация трубопроводной арматуры, другой машиностроительной продукции, товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции, научно-технической продукции.

ОАО "ИКАР" расположен в промышленной зоне города Кургана на расстоянии 5 км. от центра города и в непосредственной близости от транспортной магистрали, имеет железнодорожный подъездной путь. Заказы доставляются покупателю автомобильным и железнодорожным транспортом. Площадь территории завода составляет 300000 кв. м.; общая площадь застройки - 81060 кв. м., в том числе производственные площади - 69975 кв. м.

Завод имеет полный комплекс средств для контроля и испытаний материалов; химическая, механическая, рентгеноскопическая лаборатория, ультразвуковой контроль, оборудование для цветной дефектоскопии. В 2005 году реализация трубопроводной арматуры в Нефтедобычу составила 21,6 %, Газпром - 6 %, предприятиям машиностроения реализация составила 10,8 %, Нефтепереработка и нефтехимия - 16,1%.

В 2006 году реализация трубопроводной арматуры в Нефтедобычу составила 31,6 %, Транснефть - 5,5 %, Газпром - 6,5 %, предприятиям машиностроения реализация составила 10,8 %, Нефтепереработка и нефтехимия - 16,1 %.

В 2007 году реализация трубопроводной арматуры на нефтедобывающие предприятия и предприятия транспортировки нефти составила 41 %, Газпром - 6,5 %, предприятиям машиностроения реализация составила 11 %, нефтеперерабатывающим предприятиям и предприятиям нефтехимии - 12 %.

В 2010 году значительно увеличен выпуск стальных задвижек в умеренном и холодном исполнении. Также в связи с имеющимся ростом потребления запорной арматуры в сфере энергетики увеличен выпуск и объем продаж чугунной и паросиловой группы.

Основные организационно-технические мероприятия и работа отдела главного технолога в 2010 году были направлены на постановку на производство новых изделий в механосборочных цехах ОАО "Икар", на разработку технологической документации (технологических процессов механической обработки деталей, сборки изделий, сварки, наплавки, гальванопокрытия деталей, термообработка деталей, покраски, консервации, испытаний и упаковки изделий), разработка технологических указаний, технических решений, проектирование нестандартного оборудования, технологической оснастки, разработка планировок размещения оборудования, разработка управляющих программ для станков с ЧПУ.

Внедрение прогрессивных технологических процессов:

. Специализированный участок обрабатывающих центров фирмы "TREVISAN".

Общее количество наименований и типоразмеров деталей внедренных в производство - 28.

Экономический эффект: достигнуто снижение трудоемкости в 2,5 раза; сократился производственный цикл изготовления деталей за счет концентрации операций механической обработки; повысилась точность обработки, качество изготовления деталей.

. Специализированный токарный участок на базе станков с ЧПУ фирмы "Gildemeister".

Общее количество наименований и типоразмеров деталей внедренных в производство - 57.

Экономический эффект: сократился производственный цикл изготовления деталей за счет концентрации операций механической обработки, межоперационного пролеживания уменьшения количества транспортных операций; достигнуто снижение трудоемкости в

,8 раза повысилась точность обработки, качество изготовления деталей.

. Спроектирован, изготовлен внедрен в производство пятиместный гидростенд БМА 07-18 для испытания задвижек.

. Разработан, изготовлен и внедрен в производство на базе литейной машины гидростенд для испытания корпусов изделий КЗ11006-200-250 на прочность и плотность материала водой давлением Рnр= 350 кгс/см².

Кроме того, предприятие готово оказать консультационные услуги по применению любых типов арматуры, применяемых в промышленности, строительстве, гидротранспорте, водоснабжении.

2.2 Анализ существующей структуры управления организацией

Структура управления организации представляет сбой упорядоченную совокупность связей между звеньями и работниками, занятыми решением управленческих задач администрации. Эта структура отражает состав и взаимодействие всех составных элементов предприятия - цехов, участков, служб, аппарата управления.

Структура управления организацией относится к линейно-функциональному типу. Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров, которое избирает совет директоров и его председателя. В подчинении генерального директора находятся: заместители генерального директора по производству, финансам, внешним связям, коммерции; инспекция системы качества, начальник управления по качеству; главный инженер, начальник социального управления, главный бухгалтер; помощник генерального директора по стратегии продаж, сохранности и управлению собственностью.

Организационная структура управления строится по принципу подчинения нижестоящего органа высшему. Например, руководители цеховой лаборатории или цеховой бухгалтерии подчиняются соответственно руководству центральной заводской лаборатории и главному бухгалтеру предприятия. Функциональная и предметная специализация кооперация труда в той же мере присуща системе управления, как и производству.

Возглавляет администрацию предприятия директор. Он действует от имени предприятия, представляет его во всех хозяйственных и государственных учреждениях. В соответствии с законодательством и уставом предприятия он издает приказы, осуществляет наем и увольнение работников, распоряжается имуществом предприятия заключает договоры со сторонними организациями, открывает в банках расчетный счет и распоряжается денежными средствами на счетах.

Вместе с тем ни директор, ни его заместители, как правило, не самолично исполняют возложенные на них обязанности, а с помощью специалистов, имеющихся в группах специализированных отделов, цехов, лабораторий, бюро.

Заместителю директора по коммерческим и финансовым вопросам подчинены плановый, финансовый отделы, отдел маркетинга и сбыта, материально-технического обеспечения, нормирования труда и заработной платы, а также бухгалтерия, отдел внешней кооперации.

Плановый отдел разрабатывает комплексные долгосрочные и текущие планы деятельности предприятия, включая производство, кадры, финансы, техническое развитие, капитальное строительство; определяет экономическую эффективность производства; организует анализ хозяйственной деятельности предприятия и его звеньев.

Финансовый отдел управляет финансовыми операциями предприятия, разрабатывает планы его доходов и расходов, контролирует поступление на расчетный счет денежных средств и порядок их расходования, обеспечивает получение кредитов и выплату налогов в бюджет.

Отдел маркетинга и сбыта исследует рынки сбыта, заключает договоры на поставку продукции и осуществляет её доставку потребителям.

Отдел материально-технического обеспечения находит и определяет поставщиков ресурсов, необходимых предприятию: сырья и материалов, комплектующих изделий, инструментов, оборудования; заключает договоры с поставщиками; организует доставку ресурсов на склад предприятия; обеспечивает их хранение и выдачу цехам по их требованиям.

Отдел нормирования труда и заработной платы разрабатывает порядок нормирования труда персонала и осуществляет его, устанавливает по согласованию с директором систему и уровень оплаты труда, ведет работу по совершенствованию организации труда, следит за соблюдением законов о труде.

Бухгалтерия учитывает поступление и расходование материальных и финансовых ресурсов на предприятии, рабочей силы; готовит отчеты о деятельности предприятия и поставляет их руководителям предприятий, а также государственным и местным хозяйственным органам.

Отдел внешней кооперации занимается поиском потенциальных партнеров, поставщиков сырья для своевременного изготовления продукции.

Заместителю директора по инженерно-техническим вопросам подчинены проектно-конструкторский, технологический отделы, отдел технического контроля, главного механика, главного энергетика.

Проектно-конструкторский отдел разрабатывает новые конструкции и рецептуры новых материалов, выпуск которых осваивает предприятие; ведет учет недостатков качества выпускаемой продукции и разрабатывает меры по их устранению; принимает меры к снижению себестоимости выпускаемой продукции.

Технологический отдел разрабатывает технологию производства новых изделий и вносит усовершенствования в действующее производство; принимает меры к снижению себестоимости выпускаемой продукции.

Отдел технического контроля осуществляет сплошной контроль качества выпускаемой продукции; контролирует пооперационное качество обработки на рабочих местах; организует входной контроль качества поступающих на предприятие материалов и других изделий; совместно с проектно-конструкторским и технологическим отделами проводит сертификацию выпускаемой продукции.

Отдел главного механика и главного энергетика организуют обслуживание, ремонт и модернизацию технологического и теплового оборудования; обеспечивают поставки и распределение электрической и тепловой энергий на предприятии; контролируют их расход.

Отдел кадров обычно подчиняется одному из заместителей директора или самому директору. На него возлагается наем и увольнение работников; регистрация явки персонала на работу; контроль за соблюдением рабочего дня и трудовой дисциплины; обучение кадров; инструктаж по технике безопасности сотрудников.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение.

Структуру управления характеризуют с помощью таких понятий, как сложность, уровни формализации централизации, механизмы координации.

Сложность структуры определяется по количеству отделов, групп и уровней иерархии. На предприятии ОАО "Икар" сложная структура управления, так как на нем существует много различных отделов, таких, как плановый, финансовый, проектно-конструкторский и другие отделы.

Рассмотренная структура иерархического типа, то есть на данной организации структура сформирована исходя из внутреннего строения самой организации, разделения работ и рационализации управления. Здесь главное внимание уделяется разделению труда на отдельные функции и соответственно ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. Иными словами, нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим.

Формализация характеризует масштабы использования правил и регулировочных механизмов для управления поведением людей, то есть уровень стандартизации работ внутри организации. Стандарты ограничивают возможности выбора исполнителей, указывая им, что, когда и как надо делать. Работа на предприятии ОАО "Икар" выполняется в соответствии с требованиями, инструкциями, правилами описанием процедур и операций по всем процессам, протекающим в нем. Их значение при снижении уровня формализации падает и исполнителям предоставляется большая свобода выбора и возможностей принятия собственных решений.

Централизация отражает степень концентрации принятия решений на самом высоком уровне организации (генеральный директор, общее собрание акционеров). Она показывает формальное распределение прав, обязанностей и ответственности по вертикали управления, а ее уровень характеризует, в какой мере члены организации к принятию управленческих решений. На ОАО "Икар" преобладает управление централизовано, то есть все решения принимаются высшими работниками управления.

Координация базируется на использовании механизмов интеграции разделенных ресурсов и действий. Интеграция осуществляется как по горизонтали, "сцепляя" элементы структуры одного уровня, так и по вертикали, распространяя систему прав сверху вниз.

Преимущества организации:

.Высококвалифицированным персонал.

2.Быстрая реакция на изменения.

3.Низкие затраты.

4.Повышение показателей финансовой устойчивости.

5.Повышение объемов товарной продукции в сопоставимых ценах и натуральном выражении.

6.Повышение эффективности использования трудовых ресурсов.

.Повышение производительности труда.

Как показал анализ внутренней среды, на предприятии большое внимание уделяется стратегическому развитию, ведется работа по систематическому изучению рынков и потребителей. В целом, на предприятии присутствует комплекс маркетинговых функций и имеющиеся функции реализованы, ими занимаются связанные друг с другом специалисты.

В целом, рассмотренная организационная структура управления ОАО "ИКАР" адекватна структуре самого предприятия и соответствует масштабам и функциональному назначению управляющих объектов

ОАО "Икар постоянно проводит исследования отечественного и зарубежного рынков трубопроводной арматуры, определяет наиболее перспективные сегменты и ведет непрерывный процесс освоения новых изделий.

В 2010 году наиболее важными являлась разработка криогенных клапанов, освоение производства которых позволило увеличить годовой объем товарной продукции на 300 млн. р.

Разработана "Программа развития ОАО "Икар на 2008-2013 годы, предусматривающая техническое перевооружение I-го корпуса заключающееся в замене 381 единиц оборудования на 5 обрабатывающих центров для обработки корпусных деталей (корпус, крышка, стойка, затвор) с объемом производства до 700 млн. р. в год.

Заключение

В курсовой рассмотрены основные принципы динамического состояния организации, рассмотрена экономическая характеристика ОАО "ИКАР", также проведен анализ структуры управления организации.

Стратегия ОАО "ИКАР" заключается в сосредоточении на существующем направлении бизнеса и его поддержке, что включает:

) развитие продукта в сторону его усложнения;

) развитие рынка путем поиска партнеров в смежных отраслях в России и за рубежом, и участия в федеральных и международных проектах;

) сохранение, как основной деятельности организации, производства трубопроводной арматуры; поиск новых рыночных ниш в этой области; развитие маркетинга;

) повышение конкурентного уровня организации, наращивание ее стратегических преимуществ;

) поиск новых технологий с целью совершенствования выпускаемой продукции, повышения ее качества, снижения себестоимости, захвата новых сегментов рынка, наиболее полного удовлетворения потребностей рынка в целом.

Список используемой литературы

1.Алиева В.Г. Теория организации: Учебник для вузов/ Минобразования РФ. - 3-е изд. - ЗАО Издательство "Экономика", 2005. - 431с.

2.Кафидов В.В., Скипетрова Т.В. Теория организации: учебное пособие для вузов 2005. - 144 с.

.Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 395 с.

.Лафта ДЖ.К. Теория организации: учебное пособие, издательство "Проспект", 2006. - 416 с.

.Макарова И.М. Методические указания к выполнению курсового проекта на тему "Совершенствование структуры управления конкретной организации". - Курган: Академия труда и социальных отношений, 2007. - 155 с.

.Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 4-е издание, 2004. - 648 с.

.Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Саломатин Н.А. Управление организацией: 3-е издание, 2005. - 716 с.

.Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: учебник для вузов. - 2-е издание, издательство "Экзамен", 2006. - 315 с.

.Смирнов Э.А. Теория организации, 2004. - 248 с.

.Поршнев А.Г. Управление организацией, 2005 - 354 с.

.Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. 2011. - 183 с

.Лапыгин Ю.Н. Теория организации, 2007. - 366 с.

.Мильнер Б.З. Теория организации. - 2-е изд., переработан и дополнен - М.: "Инфра-М", 2000.

.Олянич Д.В. и др. Теория организации. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2008. - 235 c.

.Тюрина А.Д. Теория организации. Конспект лекций. - "Эксмо", 2010. - 194 с.

16.<http://web-konspekt.ru/105-principy-organizacii-prioritet-sootvetstvie-napravlennost-sinhronizaciya.html /> Принципы организации

.http://kurs. ido. tpu.ru/courses/Theory_org/module5.html / <http://kurs.ido.tpu.ru/courses/Theory_org/module5.html /> Тема 13. Принципы статической и динамической организации

.http://www.bibliotekar.ru/teoriya-organizacii/index. htm <http://www.bibliotekar.ru/teoriya-organizacii/index.htm> Глава 3. Понятие и сущность организации <http://www.bibliotekar.ru/teoriya-organizacii/20.htm>

.<http://teororgan.ru/teoriya-organizatsii-kurs-lektsij.html>/сущность, признаки организаций <http://teororgan.ru/teoriya-organizatsii-kurs-lektsij/246-sushhnost-priznaki-organizacij.html>

.<http://www.ikar-kzta.ru/ официальный> сайт ОАО "ИКАР"

.<http://www.ikarkzta.ru/component/option,com_docman/Itemid,122/task,cat_view/gid,87/> годовой бухгалтерский отчёт

.<http://www.creativeconomy.ru/articles/8446/> Борисова В.В., Ларионов В.Г., Мельников О.Н. Основы теории организации // Российское предпринимательство. - 2002. - № 10 (34). - c.56-59.

.http://www.pcvexpo.ru/ru-RU/home/press/news/6695. aspx

.http://uchebnikionline.ru/menedgment/teoriya_organizatsiyi_-_monastirskiy_gl/organizatsiya_protses. htm <http://uchebnikionline.ru/menedgment/teoriya_organizatsiyi_-_monastirskiy_gl/organizatsiya_protses.htm>l

Похожие работы на - Динамическое состояние организации как материальной системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!