Разработка документированных процедур системы менеджмента качества на предприятии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,48 Мб
  • Опубликовано:
    2014-08-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка документированных процедур системы менеджмента качества на предприятии

Введение

В нынешних рыночных условиях жесткой конкуренции, успех любого предприятия зависит от качества продукции, которую он производит. Современные технологии управления производством направлены для решения многих задач, связанных с производственным процессом, в том числе, и на управление качеством.

Современные специалисты по менеджменту рассматривают понятие качества в четырех аспектах, которые отражают эволюцию определения понятия качества с развитием не только технологий производства, но и науки по управлению - менеджмента производства.

Еще полвека назад цивилизованный мир считал продукт качественным, если он соответствует стандартам. С течением времени выяснилось, что этого недостаточно. Тогда к определению качества добавили, что продукт должен соответствовать потреблению. То есть, если продукт соответствует стандартам, но не нужен потребителю, то он не является качественным. Затем, в 80-х годах пришли к мнению, что продукт нельзя назвать качественным, если им нельзя пользоваться. Качество должно соответствовать применению. И, наконец, в наши дни качественным называют продукт, если он, ко всему перечисленному, соответствует ожидаемым потребностям потребителя.

Система менеджмента качества - это составная часть общей системы управления предприятием, которая должна обеспечить стабильность качества продукции или услуг. Система менеджмента качества - говоря простыми словами, это комплексы мер, направленных на управление качеством продукта (продукции или услуги), который производится предприятием.

В системах менеджмента качества организаций документооборот является неотъемлемой частью. Результативность действий организации во многом определяется наличием документов, адекватно описывающих процессы организации, а также документов, отражающих состояние организации, в частности в области менеджмента качества.

Документация системы менеджмента качества - это документы, которые определяют построение, функционирование и улучшение системы.

Документирование системы качества осуществляется в процедурах системы качества. Минимальный состав процедур, который должен быть разработан в организации, в соответствии с требованиями стандарта, включает в себя руководство по качеству и шесть обязательных процедур.

Документация системы качества представляет собой полное, глубокое описание системы и предписаний, которым необходимо следовать для правильного осуществления деятельности предприятия.

Теоретическая база исследования - вопросы системы менеджмента качества являются центром внимания многих ученых и исследователей, таких как - Мишин В.С., Салимова Т.А., Ильенкова С.Д., Кане М., Коноплев С.П., Димов Ю.В., Герасимова Е.Б. и др.

Информационная база данной работы является: международные стандарты ГОСТ Р ИСО 9000-2008, ГОСТ Р ИСО 9001-2008, годовой отчет предприятия, Руководство по качеству, внутренние документы отдела качества, стандарты предприятия.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка документированных процедур системы менеджмента качества на предприятии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Изучить теоретические и методологические основы системы менеджмента качества;

. Провести анализ документации системы менеджмента качества на предприятии и оценить обязательные процедуры этой системы;

. Определить пути улучшения документированных процедур системы менеджмента качества на предприятии.

Объектом является система менеджмента качества ОАО «Нижнекамскнефтехим». Предметом исследования является показатели, процедуры, документация, разработки системы менеджмента качества.

Методы исследования - сравнительные, динамические, сетевые, графические методы анализа и другие статистические методы в управлении качеством.

Практическая значимость работы состоит в том, что методика оценки обязательных процедур для предприятия ОАО «Нижнекамскнефтехим» могут служить для совершенствования этих процедур в системе менеджмента качества, кроме того проделанные выводы анализа имеют большое значение для принятия соответствующих управленческих решений по данному вопросу. Работа имеет особую значимость при изучении проблем разработки системы менеджмента качества как для студентов обучающихся по специальности «Управление качеством», так и для преподавателей и исследователей данной сферы.

Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе подробно изучается понятие и основные принципы системы менеджмента качества, а также документация и общие требования и принципы создания документации системы менеджмента качества.

Во второй главе приводятся общая характеристика деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим», технико-экономические показатели за 2009-2011 годы, анализ процесса внедрения СМК, а также приводится анализ и оценка обязательных процедур СМК на предприятии.

В третьей главе анализируется и оценивается эффективность внедрения СМК.

1. Теоретические и методологические основы системы менеджмента качества.

.1 Понятие системы менеджмента качества.

качество менеджмент предприятие

Основные принципы

Система (от др.-греч. <#"828969.files/image001.gif">

Рис. 1.2.1 - Типовая структура документации системы качества

Не существует какой-то единой и определенной структуры документации системы качества. Как правило, документация группируется на нескольких уровнях, которые могут включать:

Уровень1: Политика в области качества - общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Уровень 2: Руководство по качеству - документ, содержащий область применения СМК, документированные процедуры, разработанные для СМК, описание взаимодействие процессов СМК.

Уровень 3: Документированные процедуры разъясняют сотрудникам выполнение конкретных действий, в которых описано, что делается и зачем, где, когда, как и кем выполняется действие.

Уровень 4: Формы и документы внешнего происхождения, «встроенные» в систему. Сюда относятся специальные формы для необходимых данных, норм регламентирующих и законодательных документов.

В стандарте ИСО 9001:2008 определен минимальный состав записей по качеству, который должен существовать в организации. При необходимости этот состав записей по качеству может быть расширен самой организацией.

В разделе 4.1 стандарта ИСО 9001:2008 говорится о том, что организация должна установить, документально оформить, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему менеджмента качества в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта.

Подпункт 4.2.1 стандарта требует включить в документацию системы менеджмента качества («постоянная» составляющая структуры документации СМК):

) Политика и цели в области качества - документированное заявление о политике и целях в области качества.

Политика в области качества <#"828969.files/image002.gif">

Рис. 2.1.1 - Показатели численности персонала и среднемесячная зарплата ОАО «Нижнекамскнефтехим» за период 2009-2011 гг.

Более наглядно динамику основных технико-экономических показателей деятельности предприятия можно увидеть на диаграмме «Динамика основных технико-экономических показателей ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 2009-2011 гг.» на рисунке 2.1.2.

Рис. 2.1.2 - Динамика основных показателей деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 2009-2011гг.

ОАО «Нижнекамскнефтехим» является крупнейшим производителем и экспортером нефтехимической продукции в Российской Федерации. В 2011 году на экспорт пришлось не менее 50% отгруженной продукции (в денежном выражении).

Экспортный портфель продукции ОАО «Нижнекамскнефтехим» достаточно диверсифицирован. К наиболее крупнотоннажным продуктам, отгружаемым на экспорт, относятся синтетические каучуки (изопреновый, бутиловый, галобутиловый и бутадиеновые каучуки), пластики (полистирол, полипропилен, полиэтилен), стирол, неонол, на совокупную долю которых приходится 94% экспортируемой продукции [20].

В 2011 году предприятие экспортировало свою продукцию в 52 страны мира.

На рисунке 2.1.3 показано графическое изображение структуры экспорта ОАО «Нижнекамскнефтехим» по странам за 2011 год.

Рис. 2.1.3 - Структура экспорта ОАО «Нижнекамскнефтехим» по странам за 2011 год

Лидирующим направлением экспортных отгрузок продукции ОАО «Нижнекамскнефтехим» является Бельгия, на которую в 2011 году пришлось 22% экспорта. В Польшу и Венгрию было отгружено по 12%. В Латвию и Турцию - 7% и 6%. По 4% пришлось на Италию, Беларусь и Чехию, и по 3% - на Украину и Китай.

В 2011 году, оправляясь от последствий экономического кризиса 2008-2009 гг., потребление нефтехимической продукции в мире продолжало восстанавливаться. Несмотря на то, что валовый тоннаж экспортируемой продукции остался на уровне 2010 года, выручка возросла на 37%. Этому способствовали естественный рост цен на зарубежном рынке, а также оптимизация экспортного портфеля продукции, где была увеличена составляющая доля полимеров, за счет чего удалось повысить эффективность продаж на экспорт. Таким образом, по сумме экспортной реализации ОАО «Нижнекамскнефтехим» удалось вернуться на докризисный уровень [20].

2.2 Анализ процесса внедрения системы менеджмента качества в ОАО «Нижнекамскнефтехим»

В ОАО «Нижнекамскнефтехим» успешно завершен ресертификационный аудит системы качества управления. В мае 2010 года в ходе ресертификационного аудита специалисты Ассоциации по сертификации систем качества IQNet (CQS Чешской Республики) подтвердили соответствие системы качества управления требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008 (Приложение 2).

На предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим» разработана и внедрена «Политика в области качества управления» (приложение 3).

Для реализации Политики в области качества управления разработаны и реализуются четко установленные и измеримые Цели в области качества управления во всех подразделениях ОАО «Нижнекамскнефтехим», по всем направлениям деятельности. Каждый сотрудник ОАО выполняет свои задачи и полномочия в соответствии со стандартами предприятия, нормативной документацией, установленными Целями.

Работники ОАО «НКНХ» намерены неукоснительно соблюдать требования заказчиков, нормативных актов и документов ко всем видам управленческой и производственной деятельности. Такая позиция создает прочную основу для эффективной работы ОАО «НКНХ», благополучия сотрудников, акционеров, инвесторов и взаимовыгодного сотрудничества со смежниками (субподрядчиками). Вытекающая из этой позиции стратегия ОАО «НКНХ» базируется на следующих принципах:

. Ориентация на потребителя на долгосрочный период и предполагает понимание не только текущих, но и будущих потребностей заказчиков и стремление выполнить их с возможным опережением. Принцип ориентации на заказчика распространяется также и на отношения подразделений (сотрудников) внутри предприятия.

. Лидерство: ориентация управленческой вертикали, пронизывающей всё предприятие на реализацию его политики, постановку глобальных целей и их декомпозицию по всем уровням и направлениям развития. Принципиальные решения руководства по построению и совершенствованию СМК ОАО «НКНХ» конкретизируются и развиваются целенаправленными и согласованными действиями отдела СМК и других подразделений. Управленческий персонал создает творческую атмосферу, в которой все работники становятся полностью вовлеченными в достижение поставленных целей.

. Вовлеченность сотрудников в создание продукции (услуг) необходимого качества, в поиск и реализацию всех возможностей для совершенствования СМК ОАО «НКНХ»; любые исследования и проверки направлены на поиск путей совершенствования, а не на наказание виновных.

. Процессный подход: любая деятельность в СМК ОАО «НКНХ» рассматривается как процесс, в котором определены вход, выход и последовательность действий, который обеспечивается необходимыми ресурсами, и управление которым осуществляется по определенным критериям эффективности;

. Системный подход к управлению: согласованное распределение функций (задач, обязанностей) и полномочий между взаимосвязанными процессами (элементами) СМК и управление системой с целью оптимального использования ресурсов ОАО «НКНХ» для стабильного выпуска продукции требуемого качества;

. Постоянное улучшение: нацеленность всех работников на поиск и реализацию возможностей для постоянного улучшения СМК; предприятие, которое не совершенствует СМК, не может быть конкурентоспособным.

. Принятие решений, основанных на фактах: все решения в СМК принимаются на основе количественного, логического и экспертного анализа объективной информации и данных;

. Взаимовыгодные отношения с поставщиками: ОАО «Нижнекамскнефтехим», взаимодействуя с поставщиками, создает базу для взаимовыгодного сотрудничества [20].

Для результативного и эффективного функционирования предприятия руководство ОАО определяет и управляет многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Действие по использованию и управлению ресурсами для преобразования входов в выходы рассматривается как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Упрощенно процессный подход показан в «Модели процессов системы качества управления ОАО «Нижнекамскнефтехим» в приложении 4:

слева - показаны входы, которые устанавливают характеристики, которым должны отвечать объекты. Они должны обеспечить возможность настройки процесса и его нормальное протекание, обеспечивающее выполнение требований к выходам;

справа - показаны выходы, которые содержат подтверждение соответствия характеристик результатов процесса установленным требованиям. Если выходом процесса является товарная продукция (услуги), то эти требования содержатся в контракте, стандарте, технических условиях или спецификации;

сверху - показаны управляющие воздействия;

снизу - показаны обеспечивающие ресурсы [21].

Все входящие в процесс потоки идентифицируются с целью получения необходимой для работников информации. Информация может быть представлена на любых носителях информации и в различных видах форм: текстовом виде, графиках, таблицах, актах, отчётах и прочее.

Преимущество процессного подхода состоит в наличии управления, которое предусматривается на стыке между отдельными процессами в рамках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии. Применение процессного подхода подчёркивает важность:

а) понимания и выполнения требований;

б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавления ценности;

в) достижение результатов в рабочих характеристиках процессов и эффективности;

г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Управление, анализ, актуализация документации СМК ОАО "Нижнекамскнефтехим" осуществляется в соответствии с требованиями СТП 4.2.3-01 «Управление документацией СМК», СТП 4.2.4-01 «Управление записями». Порядок управления документацией СМК ОАО "Нижнекамскнефтехим" включает в себя планирование, организацию, разработку, согласование, утверждение, а также определяет порядок регистрации, выдачи, хранения, идентификации, внесения изменений, изъятия из обращения устаревших документов.

Документирование системы качества осуществляется в процедурах системы качества. В организации разработаны и внедрены руководство по качеству, документированные процедуры и записи, требуемые МС ИСО 9001:2008. Документированные процедуры ОАО «Нижнекамскнефтехим» включают: управление документацией, управление записями, управление несоответствующей продукцией, внутренние аудиты, предупреждающие действия, корректирующие действия.

Структура документации СМК ОАО «Нижнекамскнефтехим» имеет шесть уровней: Политики, организационный, исполнения, подтверждения выполнения работ, базовый, законодательный.

На выделенном портале ОАО «Нижнекамскнефтехим» техническим управлением создана электронная база нормативны документов в соответствии с процессным подходом. В нее включены: стандарты предприятия, общезаводские инструкции, сертификаты по системе управления окружающей средой, системе менеджмента качества, международные стандарты, технические условия, правила, положения о структурных подразделениях и общезаводские должностные инструкции. База периодически актуализируется и обновляется [21].

На рисунке 2.2.1 представлена структура документации системы менеджмента качества ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Рис. 2.2.1 - Структура документации системы менеджмента качества ОАОТ «Нижнекамскнефтехим»

Уровень политики включает Политику, Цели в области качества, руководство по качеству. Уровень политики определяет стратегические цели в области качества и принципы их достижения; основные принципы, область распространения, правила построения и функционирования СМК; планирование развития СМК применительно к производственным процессам; документы, определяющие основные направления в области качества; комплексную программу развития предприятия; общие документы управления предприятием (устав, структурные схемы).

Политика ОАО «Нижнекамскнефтехим» в области качества направлена на повышение удовлетворенности потребителей, в т.ч. внутренних.

На организационном уровне находятся стандарты предприятия на процессы, положения; регламенты. Данный уровень включает документы, определяющие организацию управления процессами; требования к технологическим процессам. В этот уровень входят все организационно-распорядительные документы (приказы, распоряжения, протоколы, решения), положения о подразделениях, должностные инструкции.

В уровень исполнения входят документированные процедуры управления на уровне подразделений (технологические, рабочие инструкции); документированные процедуры управления на уровне исполнителей; а также нормативно-техническая документация на продукцию.

Уровень подтверждения выполнения работ описывает порядок работ, выполняемых персоналом на рабочих местах. Данный уровень включает документы для регистрации данных о качестве: документацию по подтверждению выполнения работы и её улучшению (записи); оперативные отчетные данные по качеству (журналы, акты, отчеты).

В базовый уровень входит документация по обеспечению качества: внутренние нормативные и технические документы, внешние нормативные документы.

Законодательная база включает: Законы РФ, Постановления Правительства.

2.3 Анализ и оценка обязательных процедур СМК на предприятии

В соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008 система качества организации должна быть документирована. Как правило, документирование системы качества осуществляется в процедурах системы качества. В организации разработаны и внедрены руководство по качеству, документированные процедуры и записи, требуемые МС ИСО 9001:2008 пунктом 4.2.1. Согласно п.8.1 МС ИСО 9001:2008 в организации планируются и применяются процессы мониторинга, измерения, анализа и улучшения, необходимые для:

демонстрации соответствия требованиям к продукции;

обеспечения соответствия системы менеджмента качества;

постоянного повышения результативности системы менеджмента качества.

В соответствии с МС ИСО 9001:2008 ОАО «Нижнекамскнефтехим» включает следующие обязательные документированные процедуры: управление документацией, управление записями, управление несоответствующей продукцией, внутренние аудиты, предупреждающие действия, корректирующие действия.

Проанализируем каждую процедуру на соответствие стандарту.

. Управление документацией.

Управление документацией СМК включает в себя планирование, организацию, разработку, согласование, утверждение, а также определяет порядок регистрации, выдачи, хранения, идентификации, внесения изменений, изъятия из обращения устаревших документов. Управление документами на уровне Политики в области качества и Экологической политики возложено на руководителей отделов СМК и ОООС.

Согласно п.4.2.3.4 Руководства по качеству все документы до их введения разрабатываются и утверждаются в соответствии с требованиями на разработку СТП, регламентов, положений, процедур, инструкций, действующих в ОАО «НКНХ», что соответствует п. 4.2.3 (а) международного стандарта ИСО 9001:2008.

П.4.2.3.3 руководства по качеству гласит, что руководители подразделений ОАО «Нижнекамскнефтехим», на которых возложена ответственность за процессы по видам деятельности на предприятии, обеспечивают и контролируют разработку, внедрение, актуализацию и соблюдение СТП, общезаводских инструкций, положений, ТУ и других нормативно-методических документов, отвечая требованию п.4.2.3 (b) стандарта.

Управление нормативной документацией (на бумажных носителях) осуществляется в соответствии с СТП 4.5-02, который устанавливает порядок выдачи, учета, хранения, внесения изменений, изъятия из обращения аннулированных документов. Порядок управления на электронных носителя, лазерных дисках, предназначенные для дублирования информации определяется самими пользователями.

Согласно п.4.2.3.10 и п.4.2.3.12, за обеспечение подразделений документацией несут ответственность руководители подразделений, техническое управление, канцелярия. Руководители подразделений обеспечивают доступность и наличие технической и нормативной документации (в т.ч. на электронных носителях) на рабочих местах, в подтверждение требованиям пункта 4.2.3 (d) стандарта.

Согласно п.4.2.3.10-13, п.4.2.3.16-17, наличие устаревших или отмененных (аннулированных) документов на рабочих местах не допускаются. Устаревшие документы аннулируются и сдаются, изымаются и уничтожаются распоряжением по ОАО «НКНХ» подразделением по принадлежности документа. Аннулированные документы изымаются уполномоченным по стандартизации, на контрольном экземпляре ставится печать: «Архивный экземпляр» и помещается на хранение в архив. Этими пунктам выполняется требование п. 4.2.3 (g) стандарта ИСО 9001:2008.

В Руководстве не рассмотрены и не разработаны следующие пункты международного стандарта:

Пункт 4.2.3 (f) Обеспечение идентификации документов внешнего происхождения, определенных организацией как необходимые ей для планирования и функционирования системы менеджмента качества, и управление их рассылкой.

Помимо требований ИСО руководство по качеству включает в себя: п.4.2.3.15, п.4.2.3.18, согласно которым сроки хранения документов определяются руководителями соответствующих подразделений, утверждаются директором завода (начальником управления). Уничтожение документов по истечении срока его действия осуществляется работниками структурных подразделений по акту. Акт об уничтожении документов составляется работниками структурного подразделения и утверждается его руководителем.

Управление записями.

Записи - специальный вид документов и они управляются в соответствии с требованиями, приведенным в п.4.2.4 стандарта ИСО 9001:2008.

Порядок управления записями описан в СТП 4.2.4-01 «Управление записями в ОАО «Нижнекамскнефтехим». Методическое руководство и координация работ по процессу управления записями осуществляет отдел СМК. Руководители подразделений ОАО «НКНХ» несут ответственность за ведение и хранение записей по вопросам, касающимся деятельности их подразделений, за соблюдение установленных форм, прослеживаемости, необходимой доступности и защищенности от повреждений, искажений т потерь содержащихся в них сведений.

Ответственность за полноту и достоверность записи несет исполнитель, который подтверждает запись своей подписью с расшифровкой фамилии и датой. С целью идентификации записей все подразделения ОАО составляют «Альбом форм записей, разработанных в подразделении» и «Перечень форм записей, используемых в подразделении». Каждой форме записи присваивается код. Места хранения записей в подразделениях определяется руководителями с учетом гарантии сохранности и их доступности для использования. Записи могут хранится в архиве ОАО «НКНХ» - в случае необходимости длительного хранения, в архивах подразделений. Сроки хранения записей и их изъятия устанавливаются письменным распоряжением руководителями подразделений в соответствии с номенклатурой дел.

Для защиты записей в ОАО «НКНХ» используются следующие приемы:

хранение документов в закрытых шкафах с контролем доступа и регистрацией их местонахождения;

проставление на документе штампа принадлежности к ОАО «НКНХ» или грифа «Для служебного пользования»;

ограничение права копирования документов.

Вышеизложенные процедуры разработаны для определения средств управления, необходимых для идентификации, хранения, защиты, сохранения и изъятия записей. Документированные процедуры разработаны в соответствии с пунктом 4.2.4 ИСО 9001:2008 «Управление записями» и соответствуют пунктам руководства по качеству: п.4.2.4.5-9 и п.4.2.4.11.

Помимо требований стандарта руководство по качеству включает в себя: п.4.2.4.12 о том, что выдача записей СМК, СУОС, содержащих коммерческую тайну, заинтересованным организациям и лицам, осуществляется с разрешения генерального директора или его заместителей. Порядок выдачи записей, отнесенных к коммерческой тайне, описан в положении СБ-П-1-IV.

. Управление несоответствующей продукцией.

Продукция с отклонениями от предварительно заданных требований рассматривается как несоответствующая.

Несоответствующая продукция обнаруживается:

на этапе входного контроля;

в процессе производства;

при окончательных испытаниях (приемке продукции) [26].

Основными этапами управления несоответствующим продуктом являются:

идентификация;

изолирование;

анализ и принятие решения о дальнейшем использовании;

уведомление заинтересованных лиц;

принятие корректирующих и предупреждающих мер, необходимых для устранения причины и предупреждения повторного несоответствия.

Отдел СМК на основании отчетов о качестве продукции, оформленных начальниками лабораторий, анализируют несоответствия, чтобы выявить тенденцию к их повторению. В случае выявления тенденции к повторению несоответствий разрабатываются предупреждающие действия.

В ходе анализа данной процедуры были обнаружены несоответствия с МС ИСО 9001:2008. В руководстве по качеству не рассмотрен пункт 8.3 (d) стандарта: «Предпринимать действия, адекватные последствиям (или потенциальным последствиям) несоответствия, если несоответствующая продукция выявлена после поставки или начала использования». Также не рассмотрено. Когда несоответствующая продукция исправлена, она должна быть подвергнута повторной верификации для подтверждения соответствия требованиям».

. Внутренние аудиты.

Внутренние аудиты СМК в ОАО «НКНХ» проводятся планово (по годовой программе аудита) и внепланово (на основании распоряжения генерального директора). Ответственный за организацию аудитов является уполномоченный за качество. Программу разрабатывает руководитель аудита. Согласно п. 8.2.2 требований стандарта ИСО 9001:2008, при планировании аудитов, в том числе при определении их периодичности, учитываются важность и состояние основных процессов, субпроцессов; степень выполнения требований МС ИСО 9001:2000, МС ИСО 14000:96, уровень качества продукции, результаты ранее проведенных внутренних аудитов; результаты внешних аудитов.

Аудит проводится в форме анализа документов, визуальной проверки производственных процессов, оборудования и рабочих мест, опроса работников. Все факты и результаты аудита фиксируются документально. По результатам аудита оформляется отчет о несоответствиях, который передается руководителю проверяемого подразделения для ознакомления и разработки корректирующих и предупреждающих действий по несоответствиям, выявленным в ходе внутреннего аудита. Выполнение корректирующих и предупреждающих действий контролируется руководителем аудита и организуется проверка выполнения и результативности корректирующих и предупреждающих действий с отражением результатов проверки в отчете, о чем требует п. 8.2.2 стандарта ИСО 9001:2008. В случае, когда причина выявленного несоответствия не связана непосредственно с деятельностью проверяемого предприятия, отчет о несоответствии выдается для разработки корректирующих и предупреждающих действий тому подразделению по вине которого возникло несоответствие.

Отчеты о внутренних аудитах и все данные, по их планированию, проведения и реализации результатов, хранятся в отделе СМК.

. Корректирующие действия.

Корректирующие действия - действия, предпринятые для устранения причин обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации [26].

Корректирующие действия по устранению причин обнаруженных несоответствий продукции выполняются в соответствии с разделом 8.3 руководства по качеству, что отвечает требованиям МС ИСО 9001:2008.

Корректирующие действия по устранению несоответствий, обнаруженных при аудитах СМК, проводятся на основе выданных аудиторами отчетов о несоответствии в порядке, изложенном в СТП 8.5.2-01. Результаты анализа причин несоответствия и предложенные корректирующие действия с указанием исполнителей и ответственных, проверяются руководителем отдела СМК и отражаются в материалах анализа. Проверка внедрения корректирующих действий проводится аудиторами, указанными в «Отчете о несоответствии». Эффективность внедрения корректирующих действий оценивается при проведении последующих аудитах.

Оценка эффективности замыкает комплекс мер по реализации корректирующих действий, направленных на устранение причин обнаруженного несоответствия. Ведение записей и порядок внедрения корректирующих действий подробно изложен в СТП 8.5.2-01 «Порядок принятия мер корректирующего и предупреждающего действия».

. Предупреждающие действия.

Предупреждающие действия - действия, предпринятые для устранения причин обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации [26].

Отвечая требованиям МС ИСО 9001:2008 п.8.5.3, предупреждающие действия проводятся с целью совершенствования и устранения причин потенциальных несоответствий СМК. Исходными материалами для анализа и разработки предупреждающих действий являются: действующие нормативные документы, записи по качеству, информация об обнаруженных несоответствиях, результаты аудитов, данные о технологических процессах, контроле, испытаниях и других составляющих производственного процесса, влияющих на качество продукции, переписка с потребителями, результаты использования статистических методов, сведения о качестве продукции при использовании.

Оценка необходимости предупреждающих действий и предложения по их проведению разрабатываются руководителями процессов. Внедрение и эффективность предупреждающих действий проверяются при рассмотрении вопросов на производственных совещаниях, при проведении аудитов СМК, при анализе функционировании СМК генеральным директором. Предупреждающие действия считаются эффективными, если результаты таких действий приводят к исключению причин или снижению до минимума вероятности возникновения потенциальных несоответствий.

Предупреждающие действия считаются эффективными, если результаты таких действий приводят к исключению причин или снижению до минимума вероятности возникновения потенциальных несоответствий, согласно требованиям п.8.5.3 международного стандарта.

Регистрация данных о предупреждающих действиях, их результатах и эффективности и порядок внедрения предупреждающих действий подробно изложен в СТП 8.5.2-01 «Порядок принятия мер корректирующего и предупреждающего действия».

Делая выводы в целом необходимо отметить, что за рассматриваемый период в ОАО «Нижнекамскнефтехим» наблюдается увеличение выпуска основных видов продукции, а также рост показателей использования производственных мощностей по основному производству каучуков. Согласно технико-экономическим показателям, происходит существенный рост по выпуску основных видов продукции, выручки от продаж, прибыли и заработной платы, наряду с уменьшением затрат на 1 руб. реализованной продукции.

На предприятии разработана и внедрена «Политика в области качества управления». Для реализации Политики в области качества управления разработаны и реализуются четко установленные и измеримые Цели в области качества управления во всех подразделениях предприятия, по всем направлениям деятельности. Стратегия ОАО «НКНХ» базируется на принципах, которые определяет стандарт ИСО 9000.

Структура документации СМК ОАО «Нижнекамскнефтехим» имеет шесть уровней: Политики, организационный, исполнения, подтверждения выполнения работ, базовый, законодательный.

Управление, анализ, актуализация документации СМК осуществляется в соответствии с требованиями СТП 4.2.3-01 «Управление документацией СМК», СТП 4.2.4-01 «Управление записями».

3. Пути улучшения документированных процедур СМК в ОАО «Нижнекамскнефтехим»

.1 Оценка эффективности внедрения СМК

Повышению эффективности и конкурентоспособности деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим» во многом способствует внедрение, поддержание и развитие системы менеджмента качества в соответствии с требованиями Международного Стандарта ИСО 9001:2008.

Внедрение системы менеджмента качества существенно повышает прибыльность и прозрачность предприятия - это упрощает привлечение инвестиций на модернизацию и развитие, уточняет ответственность каждого сотрудника, его значимость в работе на общий результат ОАО «НКНХ».

С целью оценки системы менеджмента качества, ее пригодности и результативности в ОАО «Нижнекамскнефтехим» определен порядок проведения анализа СМК руководящим персоналом.

Раз в год генеральный директор, проводит анализ информации о функционировании СМК ОАО «Нижнекамскнефтехим». При этом оцениваются итоги работы подразделений ОАО «Нижнекамскнефтехим», проверяется актуальность и результативность системы, соответствие установленным требованиям, целям и Политике в области качества. Принимаются решения по уточнению Политики, целей в области качества, распределения функций, ресурсов, порядка взаимодействия и совершенствованию СМК.

По итогам такого рассмотрения генеральный директор утверждает отчет по результатам анализа и план мероприятий, направленных на совершенствование СМК. Контроль над реализацией планируемых мероприятий, обеспечение их результативности, эффективности - осуществляет отдел СМК технического управления.

Представитель руководства по качеству, главный инженер ОАО «НКНХ» направляет генеральному директору материалы для утверждения анализа СМК.

На заводах деятельность по функционированию СМК возглавляют Координационные Советы по качеству, представителями которых являются директора заводов. Советы проводят совещания с участием главных специалистов, руководителей подразделений заводов не реже 1 раза в полугодие для проведения анализа и оценки функционирования СМК в подразделениях заводов. Результаты периодического анализа СМК оформляются протоколами по заводам и утверждаются директорами, а также отправляются в подразделения ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Исходные данные для таких анализов ориентированы на оценку результативности СМК с учетом мнений потребителей и других заинтересованных сторон. В их состав включаются данные, характеризующие:

состояние и результаты выполнения Политики, Целей совершенствования СМК;

технический уровень продукции ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ее соответствие установленным требованиям;

ход выполнения решений, принятых по предыдущим анализам СМК;

результаты аудитов;

данные обратной связи (отзывы) об удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;

уровень работы поставщиков;

уровень коммуникации системы;

функционирование процессов и их результативность;

состояние выполнения корректирующих и предупреждающих действий;

удовлетворенность персонала и уровень мотивации в достижении поставленных целей;

прочие факторы, влияющие на деятельность предприятия и его систему менеджмента качества [18].

На протяжении последних 10 лет ОАО «Нижнекамскнефтехим» принимает активное участие в конкурсах на соискание Премий Российской Федерации, Союза Независимых Государств, Республики Татарстан в области качества. Результаты участия ОАО «Нижнекамскнефтехим» в конкурсах в области качества представлены в таблице 3.1.1.

Таблица 3.1.1 - История участия ОАО «Нижнекамскнефтехим» в конкурсах в области качества

№ п/п

Наименование проекта

Год участия

Результат

1

Участие в конкурсе на соискание премий Правительства РФ за качество

2000, 2001

Звание Дипломанта за значительные результаты в области качества

2

Участие в конкурсе на соискание премий Правительства РТ за качество

2004

Звание Лауреата национального конкурса

3

Участие в конкурсе на соискание премий Стран Независимого Содружества за достижение в области качества продукции и услуг

2007

Звание Дипломанта за значительные результаты в области качества (Экономический Совет СНГ)

4

Участие в конкурсе на соискание премий Правительства РФ за качество

2007

Лауреат премии Правительства РФ

5

Участие в конкурсе на соискание премий Стран Независимого Содружества за достижение в области качества продукции и услуг

2008

Звание Лауреата за значительные результаты в области качества (Экономический Совет СНГ)

6

Участие в конкурсе на соискание премий Правительства РТ за качество

2010

Звание Лауреата национального конкурса


Показатели эффективности производства показаны в таблице 3.1.2.

Таблица 3.1.2 - Динамика показателей эффективности производства

Показатель

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Фондовооруженность, тыс. руб.

1 967,4

1 938,9

1870,1

Среднемесячная производительность труда одного работника, тыс. руб.

304,1

483,1

623,1

Стоимость чистых активов, млн.руб.

28484,3

36190,1

48454,1


Как видно из таблицы, фондовооруженность имеет тенденцию к снижению. С 2009 года по 2011 год снижение составило 97,3 тыс. руб. В динамике показателей производительности труда на одного работника наблюдается рост. В 2011 году по сравнению с 2009 годом рост производительности труда на одного работника составляет 319 тыс. руб. Также выросла стоимость чистых активов на 19969,8 млн.руб. по сравнению с 2009 годом и на 12264 млн.руб.по сравнению с 2010 годом.

Процесс управления производственной средой за 2009-2011 гг. ОАО «Нижнекамскнефтехим» анализировался по нескольким критериям. Результаты по процессу управления производственной средой за 2009-2011 гг. ОАО «Нижнекамскнефтехим» отражены в таблице 3.1.3:

Таблица 3.1.3 - Процесс управления производственной средой за 2009-2011 гг. ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Критерии процесса

Сред. значен. балла по процессу по заводам

% выполнения по группе процессов

Отклонения от идеал-го значения (5баллов)


2009

2010

2011

2009

2010

2011

2009

2010

2011

Нарушения по газобезопасности

3,69

3,57

3,7

73,34

71,39

74,03

1,31

1,43

1,3

Нарушения по пожарной безопасности

3,33

3,17

3,32

66,51

63,38

66,41

1,67

1,83

1,68

Состояние промышленной безопасности

4,63

4,91

4,89

92,5

98,17

97,73

0,37

0,10

0,11

Нарушения промышленной безопасности

4,62

4,84

4,87

92,43

96,84

97,37

0,38

0,16

0,13

Инциденты

4,99

4,99

4,99

99,8

99,80

99,8

0,01

0,01

0,01

Производственный травматизм

4,5

4,75

4,75

90,0

95,00

95,0

0,5

0,25

0,25

Выполнение "Программы энергопотребления и энергосбережения"

4,88

4,90

4,93

97,5

98,00

98,67

0,13

0,10

0,07

Коэффициент безопасности труда

3,28

3,91

4,31

65,56

78,23

86,19

1,72

1,09

0,69


Как видно из таблицы, наблюдается увеличение среднего значения баллов по нарушению по газобезопасности и пожарной безопасности на 2,6% и 3 % соответственно, вместе с этим показатель коэффициента безопасности труда выше на 8%. С небольшим отклонением на 0,5% держатся на уровне прошлого года остальные показатели. Среднее значение балла по выполнению «Программы энергопотребления и энергосбережения» каждый год имеет тенденцию к увеличению на 0,2 балла в 2010 году и на 0,3 балла в 2011 году по отношению к предыдущему.

Более наглядно каждый критерий рассмотрим на диаграммах.

Среднее значение балла по процессу по заводам можно увидеть на рисунке 3.1.1.

Рис. 3.1.1 - Среднее значение балла по процессу по заводам

За анализируемый период, три года подряд держатся на одном и том же уровне показатели инцидентов. В процентом соотношении их показатели составляют 99,8%. Показатели по производственному травматизму держатся на уровне 2010 года, этот показатель равен 95 %, что на 5% выше , чем в 2009 году.

На рисунке 3.1.2 отражено выполнение по группе процессов в процентах.

Рис. 3.1.2 - % выполнения по группе процессов

В целом, рассматривая отклонения от идеального значения при максимальном значении пять баллов, можно сделать следующие выводы. Самое высокое отклонение выявлено по нарушениям по пожарной безопасности и нарушениям по газобезопасности. Самые низкие показатели приходятся на инциденты, выполнение «Программы энергопотребления и энергосбережения», состояние промышленной безопасности, которые оцениваются на 0,01 , 0,07 и 0,11 соответственно.

Производственный травматизм держится на уровне 2010 года и составляет 0,25. по нарушениям промышленной безопасности показатели снизились на 0,03 по сравнению с 2010 годом и на 0,25 по сравнению с 2009 годом.

Коэффициент безопасности труда заметно снизился по сравнению с 2009 годом с 1,72 на 0,69 в 2011 году.

На рисунке 3.1.3 показаны отклонения от идеального значения.

Рис. 3.1.3 - Отклонения от идеального значения (5баллов)

Стабильная и эффективная работа производств ОАО «Нижнекамскнефтехим» обусловлена планомерной и целенаправленной работой в области кадровой политики. Кадровая политика ОАО «Нижнекамскнефтехим» направлена на достижение стратегической цели предприятия - получение стабильной прибыли за счет производства конкурентоспособной продукции и выполнения услуг, удовлетворяющих требованиям внешних и внутренних потребителей.

В таблице 3.1.4. отражена структура персонала по уровню образования ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 2009-2011 года.

Таблица 3.1.4 - Структура персонала по уровню образования ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 2009-2011 года

Категория работников

С высшим образованием, %

Со средним профессиональным образованием, %

Практики,%


2009г

2010г

2011г

2009г

2010г

2011г

2009г

2010г

2011г

Руководители

73,3

76,3

78,3

22,9

20,2

3,8

3,5

3,1

Специалисты

80,0

81,2

83,1

16,9

16,0

14,5

3,1

2,8

2,4

Рабочие

8,6

8,8

9,4

23,8

23,9

23,8

-

-

-


В 2011 году по сравнению с 2009 годом сохраняется тенденция роста интеллектуального уровня работников: количество работающих с высшим образованием в ОАО составляет 29,4 %, со средним профессиональным образованием - 21,8 %. Удельный вес руководителей с высшим образованием по сравнению с 2010 годом вырос на 2 %, специалистов на 1,9 %, Удельный вес руководителей со средним профессиональным образованием снизился на 1,6 %, специалистов на - 1,5 %. Удельный вес руководителей и специалистов - практиков снизился на 0,8 %.

Среди рабочих удельный вес работников с высшим образованием за 2011 год составил 9,4 %, что выше на 0,8 % по сравнению с 2009 годом, со средним профессиональным образованием составил 23,8 %. Руководством ОАО проводится планомерная работа по пополнению коллектива в основном за счет молодых специалистов: выпускников училищ, техникумов и ВУЗов.

Средний возраст работников ОАО «Нижнекамскнефтехим» 10 лет подряд держится на уровне 40 лет за счет пополнения коллектива выпускниками учебных заведений взамен ушедших на пенсию работников. Средний возраст работников в 2011 году составил 38,8 года, руководителей - 42,7 года, специалистов - 37,8 года, рабочих 38,3 года.

Графически структура персонала по уровню образования ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 2009-2011 года изображена на рисунке 3.1.4.

Рис. 3.1.4 - Структура персонала по уровню образования ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 2009-2011 года

Ежегодно, с 1998 г. в ОАО «Нижнекамскнефтехим» проводится оценка степени удовлетворенности потребителей, как одного из измерений функционирования системы менеджмента качества компании, на основании исследований мнения зарубежных и отечественных потребителей о качестве продукции ОАО «Нижнекамскнефтехим» в соответствии с СТП 7.2-02-2008 «Руководство по управлению жалобами внешних потребителей. Мониторинг и анализ удовлетворенности».

Оценка удовлетворенности потребителей производится по семи направлениям: качество продукции, сроки поставок, возможность выбора, надежность, цена, отзывчивость, доступность. Каждое направление оценивается не только с точки зрения удовлетворенности потребителя, но и с точки зрения значимости для него данного аспекта сотрудничества.

На рисунке 3.1.5 графически показаны оценки удовлетворенности потребителей.

Рис. 3.1.5 - Показатели удовлетворенности потребителей

Анализ критериев по направлениям позволил выявить среднюю оценку, которая выражает удовлетворенность по каждому из них. Так, из графика, приведенного выше видно, что у потребителей максимальную удовлетворенность вызывает надежность сложившихся отношений с ОАО «НКНХ» (4,7 балла), в которых клиенты чувствуют себя безопасно благодаря давним проверенным связям, а также отзывчивость сотрудников (4,7 балла). Наибольшую значимость для потребителей в процессе сотрудничества с ОАО «НКНХ» имеют также надежность (4,6 б.), отзывчивость (4,6 б.) и сроки поставок продукции (4,6 б.) Наименьшая удовлетворенность выявлена направлением «Цена» (4,1 балла), наименьшую значимость имеют возможность выбора (4,2 б.) и доступность информации (4,2 б.).

Практически все опрошенные потребители (96%) удовлетворены качеством сотрудничества с ОАО «НКНХ» и намерены продолжить его в будущем. Полностью довольны партнерством 77 % респондентов, которые выражают твердую уверенность в дальнейшем сотрудничестве и готовы рекомендовать сотрудничество с ОАО «НКНХ» другим потребителям [16].

В таблице 3.1.5 отображена оценка удовлетворенности качеством и готовности потребителей к дальнейшему сотрудничеству.

Таблица 3.1.5 - Оценка готовности потребителей к дальнейшему сотрудничеству с ОАО «Нижнекамскнефтехим»

Ответы

%

С удовольствием продолжим и рекомендуем другим потребителям сотрудничество с Вашим предприятием

77

Готовы продолжать и рекомендовать другим потребителям сотрудничество с Вашим предприятием

19

Продолжение сотрудничества с Вашим предприятием приемлемо

4

Продолжение сотрудничества с Вашим предприятием возможно только в рамках жесткого контроля. Деятельность предприятия требует улучшения

0

Продолжение сотрудничества с Вашим предприятием не приемлемо. Будем обращаться к другим поставщикам.

0

Нет ответа

0


Практически все опрошенные потребители (96%) удовлетворены качеством сотрудничества с ОАО «НКНХ» и намерены продолжить его в будущем. Полностью довольны партнерством 77 % респондентов, которые выражают твердую уверенность в дальнейшем сотрудничестве и готовы рекомендовать сотрудничество с ОАО «НКНХ» другим потребителям.

3.2 Рекомендации по усовершенствованию документированных процедур СМК на предприятии

Устойчивый успех организации достигается за счет ее способности отвечать потребностям и ожиданиям своих потребителей и других заинтересованных сторон на долговременной основе и сбалансированным образом. Устойчивого успеха можно добиться посредством эффективного менеджмента организации, путем осознания организацией среды своего существования, за счет обучения и должного применения улучшений и (или) инноваций.

Внедрение системы менеджмента качества дает предприятию: во-первых, движение информационных потоков на предприятии «приводится в порядок», унифицируется, идентифицируется, регистрируется, используя при этом официальные нормативные документы. Этим достигается соответствие продукции и сопровождающей ее документации требованиям потребителей. Во-вторых, обучаются и подготавливаются кадры. В-третьих, документация легко прослеживается, таким же прозрачным становится и результат на выходе. В-четвертых, обеспечивается свидетельство эффективности (документы, подтверждающие соответствие или несоответствие продукции ожидания потребителя), отражаются планы, намерения и, что немаловажно, последствия принятых решений. Это позволяет руководству оперативно корректировать свои действия - до закрытия всех вопросов. В-пятых, определяются критерии оценки выбора контрагентов - поставщиков и подрядчиков и разрабатывается необходимая документация. В-шестых, проводятся специальные проверки - на соответствие фактической деятельности предприятия предписанным правилам. В-седьмых и в последних, разрабатываются и вводятся в действие правила и способы реагирования как на обнаруженные несоответствия, так и на потенциальные угрозы. Таким образом, пригодность и результативность системы менеджмента качества на предприятии оценивается регулярно и постоянно и, при необходимости, подвергается коррективам [42].

Для успешного функционирования системы менеджмента качества на предприятии нельзя останавливаться на достигнутом результате, нужно проводить постоянную работу по улучшению функционирования процессов системы менеджмента качества, улучшению качества продукции, оказываемых услуг.

Стандарт ГОСТ Р 9004:2010 был разработан для обеспечения согласованности со стандартом ИСО 9001 и совместимости с другими стандартами на системы менеджмента. Этот стандарт дает организациям методические указания по достижению устойчивого успеха путем использования подхода, основанного на менеджменте качества. Он применим к любой организации независимо от её размеров, типа и рода деятельности.

По сравнению с ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом.

Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации. Он не предназначен ни для сертификации или использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ГОСТ Р ИСО 9001. [44].9004 стимулирует использование самооценки как важного инструмента для оценивания уровня зрелости организации, охватывающего лидерство руководства, стратегию, систему менеджмента, ресурсы и процессы, чтобы идентифицировать сильные и слабые стороны, а также возможности для улучшений и/или инноваций.

ИСО 9001 и ИСО 9004 продвигались как пара взаимно согласованных стандартов, имеющих сходную структуру. ИСО 9004 представляет руководящие указания по разработке и постоянному улучшению систем менеджмента качества, а ИСО 9001 применяется для оценки и установки требований к системам менеджмента качества. Теперь ИСО 9004:2009 является стандартом, отличным от ИСО 9001. Он не является простым расширением ИСО 9001. Он имеет иную структуру и область применения. Это также отражено в названии ИСО 9004:2009 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».

Новое издание ИСО 9004 основано на убежденности, что удовлетворенные потребители являются основой успеха организации. А для обеспечения устойчивого успеха организации необходимо идти дальше и удовлетворять потребности и ожидания всех заинтересованных сторон. Это подразумевает применение принципов менеджмента качества уже для обеспечения устойчивого успеха организации. Стандарт ИСО 9004:2009 предполагает, что устойчивый успех может быть достигнут разумным применением восьми принципов менеджмента качества через активное управление процессами, включая:

регулярный мониторинг и анализ окружающей среды организации;

определение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

установление и поддержание миссии, видения и ценностей, вытекающих из потребностей и ожиданий заинтересованных сторон;

четкое установление, внедрение и доведение стратегии и политик для выполнения миссии и видения, которые поддерживают ценности;

трансформирование общей стратегии в конкретные цели и задачи, измеряемые в конкретных показателях и устанавливаемые для конкретных лиц;

определение, предоставление и управление внутренними и внешними ресурсами, необходимыми для достижения краткосрочных и долгосрочных целей;

предоставление продукции, которая будет выполнять на постоянной основе потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон;

регулярный мониторинг, измерение, анализ и пересмотр ключевых показателей организации;

постоянное улучшение, инновации и обучение.

Структура ИСО 9004 подверглась существенному пересмотру:

Раздел 4 по управлению для устойчивого успеха организации адресован бизнес среде и заинтересованным сторонам. Здесь практически ИСО 9004 и ИСО 9001 полностью разошлись, несмотря на то, что ИСО 9001 содержит изменения касательно бизнес среды, воздействующей на систему менеджмента качества.

Раздел 5 по стратегии и политике рассматривает миссию, видение, ценности, стратегию и политики и некоторые дополнения для демонстрации их взаимодействий. Здесь ИСО 9004 отошел от простой «ответственности руководства» из ИСО 9001, сделав этот раздел более гибким, широким в применении и более соответствующим лучшим мировым практикам.

Раздел 6 по менеджменту ресурсов охватывает более широкую область, чем соответствующий раздел ИСО 9001, включив дополнительные ресурсы: финансы, знания, информацию, технологии и природные ресурсы. Таким образом, ИСО 9004 рассматривает все реально необходимые ресурсы для достижения соответствия продукции.

Раздел 7 по менеджменту процессов более общий, чем аналогичный раздел ИСО 9001 «Выпуск продукции» и более широкий в области применения. Менеджмент процессов ИСО 9004 применим ко всем процессам организации, даже включая процессы, переданные на аутсорсинг.

Раздел 8 по мониторингу, менеджменту, анализу и пересмотру охватывает все пункты из 8 раздела ИСО 9001, исключая пункты постоянного улучшения, которые перенесены в отдельный раздел 9.

Раздел 9 по улучшению, инновации и обучению относительно пункта 8.5 из ИСО 9001 добавил инновацию и обучение - два очень важных концепта для любой организации, добивающейся устойчивого успеха [45].

Повышению эффективности и конкурентоспособности деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим» во многом способствует внедрение, поддержание и развитие системы менеджмента качества в соответствии с требованиями Международного Стандарта ИСО 9001:2008. Внедрение системы менеджмента качества существенно повышает прибыльность и прозрачность предприятия - это упрощает привлечение инвестиций на модернизацию и развитие, уточняет ответственность каждого сотрудника, его значимость в работе на общий результат ОАО «НКНХ».

Наличие сертифицированной системы качества управления акционерного общества дает гарантию потребителям продукции и услуг, что все процессы компании контролируемы и управляемы, продукция, поставляемая на российские и зарубежные рынки имеет качество в соответствии с требованиями международных стандартов [20].

Но определить предел развития системы менеджмента качества невозможно - ведь, как говорится, «нет предела совершенству».

Для дальнейшей эффективной работы и развития акционерного общества «Нижнекамскнефтехим» необходимо постоянно совершенствоваться. Стандарт ИСО 9004:2009 содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации.

Стандарт ИСО 9004:2009 применим к процессам организации, и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

В условиях мирового финансового кризиса бережливое производство приобретает все большую актуальность. Ведь сейчас основная задача каждого предприятия не только выстоять в столь сложных условиях, но и продолжать развиваться. Для этого необходимо повышать эффективность предприятия по всем направлениям деятельности. В первую очередь, это будет происходить за счет оптимизации затрат, повышения производительности имеющихся ресурсов, а также улучшения качества выпускаемой продукции.

Подводя итоги, необходимо отметить, что анализ документации и документированных процедур на предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим» показал следующие положительные моменты:

. Вся документация предприятия разработана в соответствии с международным стандартом 9001:2008;

. Управление, анализ, актуальность документированных процедур осуществляется в соответствии с требованиями СТП 4.2.3-01 «Управление документацией СМК», СТП 4.2.4-01 «Управление записями», СТП 8.3-01 «Управление несоответствующей продукцией», СТП 8.5.2-01 «Порядок принятия мер корректирующего и предупреждающего действия»;

. Помимо требований стандарта в руководство по качеству включены дополнительные процедуры;

. Деятельность предприятия соответствует МС ИСО 14001:2004, система менеджмента здоровья и безопасности соответствует требованиям OHSAS 18001:2007.

С другой стороны изучение и оценка эффективности внедрения СМК на предприятии и вопросы внедрения в целом выявили следующие проблемы:

. В руководстве по качеству не разработан пункт 4.2.3 (f) стандарта «Обеспечение идентификации документов внешнего происхождения, определенных организацией как необходимые ей для планирования и функционирования системы менеджмента качества;

. В руководстве по качеству не включена процедура по идентифицированию, восстановлению и изъятию записей;

. При анализе динамики фондовооруженности наблюдается тенденция к снижнию этого показателя;

. Из-за снижения спроса со стороны потребителей наблюдается тенденция к снижению объема производства основных видов продукции: СКЭПТ, неонол, стирол, окись этилена, полиэтилен.

Для совершенствования документированных процедур на предприятии необходимо проводить следующие мероприятия:

. Внесение в СТП 4.2.3-01 «Управление документацией СМК» процедуру по идентификации документов внешнего происхождения, определенных организацией как необходимые ей для планирования и функционирования системы менеджмента качества;

. Включение в СТП 4.2.4-01 «Управление записями» документированную процедуру по идентифицированию, восстановлению и изъятию записей;

. Принятие необходимых решений для повышения фондовооруженности на предприятии, в частности модернизации производства и оптимизации численности рабочих;

. выход на новые рынки и поиск новых партнеро, которые могут привести к повышению объема производства основных видов продукции.

Для совершенствования системы менеджмента качества в целом, а также перенимая опыт передовых и зарубежных предприятий, возможны следующие мероприятия:

переход к комплексной системе менеджмента качества с применением МС ИСО 9004:2009, которая обеспечивает устойчивое и инновационное развитие предприятия;

переход к системе «бережливого производства», направленная на непрерывное совершенствование деятельности организации и достижение ее долгосрочной конкурентоспособности.

Заключение

В заключение можно констатировать следующее.

Система менеджмента качества - это система, состоящая из организации, процессов, документов и ресурсов, направленная на формирование политики и целей в области качества, а также на достижение этих целей. Выделяют 8 основных принципов системы менеджмента качества, это: ориентация на потребителя, лидерство руководства, вовлечение персонала, процессный подход, системный подход, постоянное улучшение, принятие решений, основанное на фактах, взаимовыгодные отношения с поставщиками. Эти восемь принципов составляют основу всех стандартов по системе менеджмента качества семейства 9000.

В соответствии с требованием стандарта ИСО 9001:2008 система качества должна быть документирована. В системах менеджмента качества организаций документооборот является неотъемлемой частью. Результативность действий организации во многом определяется наличием документов, адекватно описывающих процессы организации, а также документов, отражающих состояние организации, в частности в области менеджмента качества. Документация группируется на нескольких уровнях, которые включают: руководство по качеству, документированные процедуры, рабочие инструкции, формы для необходимых данных.

Документация может быть в любой форме или на любом носителе исходя из потребности организации. Наряду с описаниями различных процедур находят применение следующие способы документирования и их носители: схемы и диаграммы; формы; диаграммы потоков; рисунки и наброски; видео- и аудиокассеты; компьютерные программы; система электронной почты.

Исходя из целей и задач документирования, можно сформулировать принципы, положенные в основу создаваемой на предприятии документации системы качества.

Наиболее характерными видами документов в области качества являются: стандарт предприятия, процедура, методика, инструкция, программа (план) обеспечения качества, текущая документация (записи).

На предприятии ОАО «Нижнекамскнефтехим» разработана и внедрена «Политика в области качества управления»

Для реализации Политики в области качества управления разработаны и реализуются четко установленные и измеримые Цели в области качества управления во всех подразделениях ОАО «Нижнекамскнефтехим», по всем направлениям деятельности.

Стратегия ОАО «НКНХ» базируется на принципах, которые определяет стандарт ИСО 9000.

Управление, анализ, актуализация документации СМК ОАО "Нижнекамскнефтехим" осуществляется в соответствии с требованиями СТП 4.2.3-01 «Управление документацией СМК», СТП 4.2.4-01 «Управление записями». Порядок управления документацией СМК ОАО "Нижнекамскнефтехим" включает в себя планирование, организацию, разработку, согласование, утверждение, а также определяет порядок регистрации, выдачи, хранения, идентификации, внесения изменений, изъятия из обращения устаревших документов.

Структура документации СМК ОАО «Нижнекамскнефтехим» имеет шесть уровней: Политики, организационный, исполнения, подтверждения выполнения работ, базовый, законодательный.

Документирование системы качества осуществляется в процедурах системы качества. В организации разработаны и внедрены руководство по качеству, документированные процедуры и записи, требуемые МС ИСО 9001:2008. Документированные процедуры ОАО «Нижнекамскнефтехим» включают: управление документацией, управление записями, управление несоответствующей продукцией, внутренние аудиты, предупреждающие действия, корректирующие действия.

В целом, система качества управления в акционерном обществе «Нижнекамскнефтехим» функционирует в соответствии с требованиям международных стандартов ИСО 9001:2008, ИСО 14000:2004, OHSAS 18000:2007, нормативной документации, действующей в ОАО «Нижнекамскнефтехим», что подтверждено актом от 16.03.2012 г., выданного аудиторами Ассоциации по сертификации систем качества IQNet (CQS Чешская Республика).

Наличие на предприятии системы менеджмента качества, соответствующей требованиям МС ИСО 9001:2008 является фактором конкурентоспособности и маркетинговым аргументом в том смысле, что оно снижает риски потребителя получить продукцию, не соответствующую заранее обусловленным требованиям. И если предприятие не имеет такой системы, то риск потребителя увеличивается.

Список использованной литературы

1.      ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Стандартинформ, 2009.

.        ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Стандартинформ, 2009.

.        ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. - М.: Стандартинформ, 2011.

.        Р 50.1.028-2001 Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. - М.: Стандартинформ 2002.

.        ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

.        ГОСТ Р ИСО 14001:2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. - М.: Стандартинформ, 2006.

.        OHSAS 18000:2007 Система управления охраной и безопасностью труда. Требования.- М.: Стандартинформ, 2008.

.        Аристов О.В. Управление качеством: Учебник.-М.:ИНФРА-М, 2009.-239 с.

.        Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Управление качеством. Под. ред. Б.И. Герасимова.-2-ое изд.-М.:ФОРУМ, 2099.-256 с.

.        Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для вузов.3-е изд.-СПб.:Питер,2010.-464 с.

.        Ильенкова С.Д. Управление качеством: учебник для вузов / под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 199 с.

.        Коноплев С.П. Управление качеством: Учеб. пособие.-М.: ИНФРА-М, 2009.-252 с.

.        Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-416 с.

.        Лапидус В.А., Рекшинский А. Н. Диалог консультанта с руководителем компании. Высшему руководству о всеобщем качестве (TQM) и стандартах ИСО 9000-2000, ООО «Центр Приоритет АДМ», 2005.- 88 c.

.        Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»/ В.М.Мишин-2-е изд.перераб.и доп.- М.:Юнити-Дана, 2008.- 463 с.

.        Салимова Т.А. Управление качеством: учебник по специальности» Менеджмент организации»/Т.А.Салимова.-5-е изд., стер.- М.: Издательство «Омега-Л», 2011.- 416 с.

.        Система менеджмента качества: теория и методология: монография/ А.А. Попов, Е.А. Попов, М.В. Калмыкова, [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук, д-ра техн. наук, профессора Б.И. Герасимова. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 120 с.

.        Руководство по качеству ОАО «Нижнекамскнефтехим».

.        Положения о заработной плате, о мотивации, о повышении квалификации.

.        Годовые отчеты ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 2008, 2009, 2010 и 2011 годы.

.        Анализ функционирования системы менеджмента качества ОАО «Нижнекамскнефтехим» за 2009, 2010 и 2011 годы.

.        Стандарт предприятия 4.5-04-2002 Порядок разработки и утверждения положений о структурных подразделениях, должностных инструкций руководителей, специалистов, служащих и рабочих.

.        Стандарт предприятия 8.2.2-01-2009 Внутренние аудиты в ОАО «Нижнекамскнефтехим». Руководство по проведению аудита систем менеджмента СМК. СУОС. СМБ.

.        Стандарт предприятия 4.2.3.-01-2004 Управление документацией системы менеджмента качества в ОАО «Нижнекамскнефтехим».

.        Стандарт предприятия 4.2.4.-01-2004 Управление записями системы менеджмента качества в ОАО «Нижнекамскнефтехим».

.        Стандарт предприятия 8.3-01-2012 Управление несоответствующей продукцией системы менеджмента качества в ОАО «Нижнекамскнефтехим».

.        стандарт предприятия 8.5.2-01-2003 Порядок принятия мер корректирующего и предупреждающего действия системы менеджмента качества в ОАО «Нижнекамскнефтехим».

.        Положение 79-III-2009 о цехе № 1118.

Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4


Похожие работы на - Разработка документированных процедур системы менеджмента качества на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!