Производство как система, принципы организации производственного процесса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    109,08 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Производство как система, принципы организации производственного процесса

Содержание

 

Введение

Основная часть

1. Производство как система и принципы организации производственного процесса

2. Предприятие как субъект и объект организации производства

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

 

Введение


В данное время системный подход выступает в качестве методологической основы во многих областях знаний и предоставляет возможность изучать разные системы или явления с помощью единых методов.

Организация производства представляет собой научное направление, которое можно рассматривать в качестве формы научного знания, изучающего закономерности создания и развития производственных систем и формирующего методы организации производства, которые обеспечивают эффективное построение и взаимодействие элементов, частей и структуры систем в динамических условиях производства.

Рост уровня организации производства требует и решения ряда теоретических проблем, важнейшими из которых являются классификация и содержание задач организации производства, методы исследования организации производства, принципы организации и их взаимодействие, методы оценки ритмичности производства и обоснования оптимальных пропорций производственных мощностей, количественная оценка и анализ уровня организации производства.

Системный подход лежит в основе научного подхода к организации производства, который ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, а также на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую картину.

Основные принципы, которые имеет системный подход:

. Принцип целеобусловленности. Цель первична. Для её осуществления создаётся система. Для проектирования и создания системы, решения задач анализа и синтеза необходимо определить более общее формирование (надсистему), куда проектируемая система будет входить как компонент. Глобальная цель позволяет сформулировать ряд локальных целей, решение каждой из которых приведет к выполнению главной цели.

. Принцип относительности. Одна и та же совокупность компонентов может подвергаться рассмотрению независимо, либо как управляемая часть подсистемы, либо как управляющая для подсистем.

. Принцип управляемости. Система должна быть способной изменять свою фазовую траекторию под влиянием сигналов управления. Цели и структура системы не могут быть жестко детерминированы, изменение внешних условий заставляет систему динамично их отслеживать, что делает выраженный принцип весьма важным для проектирования системы. При этом появляется необходимость создания в системе модулей управляемых контуров, представляющих собой механизмы управления в виде управляющих и управляемых частей, соединённых прямыми и обратными связями.

. Принцип связанности. Система должна быть управляемой по отношению к надсистеме и управляющей по отношению к подсистемам. Принцип связанности осуществляет одно из главных концептуальных свойств кибернетики и заставляет определять для любой большой системы механизм связанности надсистемы, исследуемой системы и подсистем, связанных прямыми и обратными связями в единичный контур управления.

. Принцип моделируемости. Изучаемая система должна содержать механизм прогнозирования её поведения во времени, позволяющий оптимизировать её фазовую и выходную траектории.

. Принцип симбиозности. Исследуемая система должна базироваться с учётом объединения в контуре управления естественного и искусственного интеллектов. Здесь человек воспринимается как звено системы управления и играет главную роль. Человек основывает концепцию системы, её модель, анализирует их качество, принимает решения.

. Принцип оперативности. Реакция на изменение параметров функционирования должна происходить своевременно, т.е. в настоящем масштабе времени. Вследствие этого в системе должен присутствовать механизм регулирования работы в настоящем масштабе времени, совмещающий в себе оперативность информации в виде образов и точность информации в виде буквенно-цифровых таблиц.

Системный подход - это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.

Основной целью данной работы является раскрытие значения системного подхода к организации производства.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

. раскрыть сущность и структуру системного подхода;

. выявить роль системного подхода в организации производства.

Основная часть


1. Производство как система и принципы организации производственного процесса


Организация производства содержит в себе подготовку производства новых и модернизацию изготовляемых видов продукции, проведение усовершенствования технологий по изготовлению продукции, текущее регулирование и контроль работы всех производственных звеньев. Она захватывает все этапы изготовления продукции и носит системный характер, подчиняя все частные задачи главной - предельному удовлетворению общественных потребностей путем выпуска конкурентоспособной продукции.

Системный план организации производства представляет собой совокупность форм, методов и приемов научно аргументированного совмещения рабочей силы со средствами производства. Подобное соединение выполняется исходя из заданных целей системы и функций ее отдельных элементов.

Организацию производства различают в трех аспектах:

Функциональный (поэлементный);

Пространственный;

Временной.

Функциональный аспект является одним из основных аспектов, который имеет всеобщий характер. Именно на его основе реализовывается формирование и дальнейшее развитие конкретной системы любого содержания и уровня. Пространственный и временной аспекты углубляют и развивают функциональный аспект. С позиции системного подхода организация есть совокупность структуры системы и способов функционирования ее элементов. Структура формулирует и определяет взаимодействие элементов, обеспечивая функционирование и развитие системы. При этом организация прямо соотносится с категорией управления. Если к организации и управлению подходить с системных позиций, то их можно рассматривать как свойства системы:

. организация как состояние, мера упорядоченности системы;

. управление как изменение уровня организованности системы.

Система представляет собой определенную совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования, и образующую устойчивое единство и целостность. Это универсальное понятие охватывает разнообразные объекты: структурные и функциональные, материальные и идеальные и т.п.

Важнейшие свойства системы:

. Интегративность;

. Единство противоположностей компонентов - А;

. Структура - S;

. Системное время - D;

. Функционирование - F;

. Целесообразность;

. Коммуникационность - К;

. Внутренние противоречия;

. Внешние противоречия;

. Способность к управлению и самоуправлению.

Интегративность - системообразующий фактор, учитывающий как цель создания системы, так и связь её с надсистемами, в интересах, которых создаётся проектируемая система. Интегративность содержит в себе одно из основных качеств отличающих системный подход от ньютоновского. Этим качеством является эмергентность - невыводимость выходных свойств системы Ес из суммы свойств элементов Еa. (Приложение 1)

При этом не только возникают новые системные свойства, но могут пропасть некоторые свойства компонентов, имевшиеся до включения в систему.

Кроме того, интегративность устанавливает связи и между внутренними параметрами системы и её поведением. (Приложение 2)

В качестве составляющих компонентов смогут выступать элементы, функциональные ячейки, устройства, представляющие иерархию структуры, а также процессы или отношения, характеризующие природу компонентов. Компоненты, несовместимые с системой, отторгаются системой. Функционирование компонентов является основой существования системы.

Структура S. Устанавливает внутреннюю организацию и способы взаимосвязи и взаимодействия компонентов.

Системное время D. Оно подчёркивает, что поведение системы обязательно должно рассматриваться в динамике, т.е. развиваться во времени и пространстве, включая все значимые этапы в процессе функционирования системы, такие как зарождение, становление, развитие, регресс и гибель.

Функционирование F. Под этим большей частью понимают процесс переработки (преобразования) экономической системой природных ресурсов в продукты производства, удовлетворяющие общественные потребности в материальных благах (товарах и услугах); при этом происходит смена состояний системы. Направлено на достижение поставленных целей, является источником развития системы, для его описания необходимо задать наборы компонентов и функций.

Целесообразность Z. Смысл создания системы в выполнении, поставленной перед ней цели (целями). Цель является одним из главных системных факторов и определяет локальные цели компонентов.

Коммуникационность К. Она определяет связи системы с внешней средой, что является необходимым условием существования системы. Содержанием коммуникаций является обмен со средой материей, энергией и информацией.

Внутренние противоречия позволяют прогнозировать развитие компонентов системы, связей между ними и их функций и являются источником движения и развития системы.

Внешние противоречия включают в себя взаимоотношения между системой и средой, формируют саму систему, её цели и функции.

При проектировании эффективных систем необходимо учитывать вышеприведенные свойства.

Производственная система - это большая, сложная, кибернетическая система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов производственного процесса, технической и организационной упорядоченности производства, образующих единое целое и функционирующих в целях производства промышленной продукции или оказания услуг. Виды производственных систем делятся по квалификационному признаку. (Приложение 3).

Системное рассмотрение организации производственных систем позволяет определить, что они изоморфны, то есть имеет место формальное соответствие общих принципов их создания и специальных законов. Это дает возможность излагать законы организации производственных систем главным образом на примере одной системы. Закон выражает существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между явлениями. Организация производственных систем подчинена действию законов соответствующих наук и организации производства.

В отличие от законов организации производственных систем существуют два закона, которые являются исходными, независимыми друг от друга и не выводимыми из других законов - это законы соответствия и развития.

Закон соответствия означает необходимость соответствия организации производственной системы целям, для достижения которых создана система, внешней среде, а элементов системы - друг другу. Истинность закона доказывается от обратного: нельзя представить жизнеспособную производственную систему, не соответствующую хотя бы одному из требований этого закона.

организация производство системный подход

Закон развития означает необходимость создания эластичной организации производственной системы, которая позволяет производственной системе изменяться с течением времени. Применительно к организации производственных систем закон развития определяет необходимость изменения их организации под влиянием износа основных фондов, повышения общеобразовательного и культурного уровня работников, научно-технического прогресса, изменения технологии производства, а также производственной программы.

Из этих законов вытекает множество следствий, которые можно назвать законами второго порядка, а из них, в свою очередь, вытекают следствия, называемые законами третьего порядка. Такая тенденция сохраняется до следствий, характеризующих конкретные явления.

Систематизация законов (и следствий) организации производственных систем способствует более удачному решению сложных задач, например таких, как экономическая оценка деятельности предприятий (и производственных систем вообще), создание атмосферы заинтересованности коллективов предприятий в принятии "напряженных" планов, оценка предпочтительности стратегий оперативных управляющих воздействий, а также создание предпочтительной организации производственной системы.

Системное рассмотрение законов организации производства позволяет более четко разграничить области организации производственных систем от области управления этими системами.

Стратегическое планирование - активный поиск альтернативных вариантов, выбор лучшего из них, построение на основе этого выбора общей тенденции развития, формирование специального механизма его реализации

. фокусирование производственных мощностей;

. использование производственного персонала;

. развитие организации производства;

. управление качеством продукции;

. развитие производственной инфраструктуры;

. организация взаимоотношений с поставщиками и другими партнерами по кооперации;

. управление производством.

Базовая стратегия производства - это балансирование производственных мощностей рабочей силы и объема выпускаемой продукции. При формировании базовой стратегии учитываются:

. технический уровень производственного процесса и возможность модернизации оборудования;

. квалификационный потенциал и уровень обеспеченности производственного процесса трудовыми ресурсами;

. возможности быстрой переналадки оборудования и другие необходимые действия, связанные с вероятными изменениями структуры, объема и сроков выполнения производственных заказов.

В производстве выделяют три альтернативы базовой стратегии:

. Полное удовлетворение спроса - предприятие изготовляет столько продукции, сколько ее требуется на рынке. Запасы продукции при этом минимальны, а затраты на ее производство могут быть высокими в силу постоянного изменения объема впуска.

. Производство продукции по среднему уровню спроса, накапливая запасы продукции при падении спроса и удовлетворяя возросшую потребность рынка за счет данных накоплений.

. Производство продукции по нижнему уровню спроса (стратегия пессимиста) - когда недостающие на рынке товары производят конкуренты или предприятия-партнеры.

Стратегия размещения производства разрабатывается для крупных предприятий, имеющих развитую внутрифирменную специализацию и кооперацию. Связана эта стратегия с выбором места изготовления комплектующих и сборки готовой продукции. При разработке стратегии размещения необходимо учесть экономические, социополитические и географические факторы, важнейшими из которых являются:

удаленность филиала и связанные с этим транспортные расходы;

наличие квалификационной рабочей силы;

наличие источников сырья и рынков сбыта;

экономические льготы, предлагаемые региональным руководством.

Признание необходимости "ориентации на потребителя", является, отличительной особенностью современного подхода к разработке стратегии организации производства является. Стратегия развития организации производства с ориентацией на потребителя устанавливается следующим образом: объем выпуска, ассортимент, качество и сроки поставки продукции устанавливаются исходя из прогнозов потребностей будущих пользователей этими товарами, поставки производятся в необходимом количестве и в установленное время.

Стратегия организации производства реализовывается посредством разработки и осуществления следующих трех программ.

. Программа синхронизации производства - она определяет совокупность действий по организации производственной системы, быстро реагирующей на изменения потребительского спроса. В этом случае номенклатура, объем и сроки изготовления продукции устанавливаются заказчиком; обеспечивается одновременное с производством поступление комплектующих и с монтажом производство. Представленная программа располагает решение следующих задач: определение методов синхронизации отдельных стадий и работ; установление форм и правил организации синхронизированного производства, формирование стратегических альтернатив ее внедрения.

. Программа управления материальными потоками на предприятии характеризует комплекс взаимосвязанных работ по формированию интегрированной системы управления потоками материалов. Ее осуществление предполагает формирование логистического подхода к организации и управлению производством; обоснование принципов и разработку системы производственной логистики; определение функций и разработку системы сквозного управления материальными потоками, охватывающей стадии закупки материалов, производства и сбыта продукции.

. Программа повышения организационной гибкости производства характеризует совокупность действий по установлению и взаимной увязке организационно-технических и экономических решений, связанных с формированием гибкого производства. Разработка этой программы связана с процессом принятия решений о практической реализации мероприятий по повышению гибкости системы и предполагает: определение основных форм проявления организационной гибкости и направлений ее повышения; разработку методического подхода по оценке, анализу и планированию гибкости системы, формирование гибкого производства.

Структурные решения - это вертикальная интеграция, производственные мощности, масштаб и ориентация производства. Разберем суть структурных решений.

Вертикальная интеграция - это принятие решений об установлении определенной тесноты связей с партнерами, поставщиками и клиентами.

Решения о производственных мощностях имеют стратегический характер и касаются объемов и типов мощностей, которые необходимо иметь дополнительно или сократить в определенный период. Они могут появляться в ситуации роста, когда продукция пользуется спросом. Для удовлетворения спроса необходимы дополнительные мощности. Но на предприятии, например, может произойти изменение организационной структуры. В данном случае нередко сохраняют старые и избыточные мощности.

Решения о масштабе и ориентации производства связаны с решениями о производственных мощностях. Базовыми для их принятия являются следующие вопросы: размер предприятия; место расположения; продукция, которая будет производиться. Например, во многих странах с рыночной экономикой высокое значение придают малым предприятиям, размещенным в непосредственной близости от рынка. Подобные предприятия широко распространены в Японии.

Ориентация производства связана с его специализацией (однородная или разнородная продукция). От этого зависит количество разнообразных производственных процессов, уровень их сложности.

Производственный процесс - это совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда и орудий труда в целях создания потребительских стоимостей.

Основной целью функционирования каждой производственной системы является выпуск определенного количества продукции нужного качества в установленные сроки. Заданная производительность может быть обеспечена разнообразными вариантами организации производственной системы, различающимися количеством единиц оборудования в каждой фазе, его мощностью, емкостью буферных устройств и т.д. Все же среди множества вариантов постоянно должен быть такой, который позволяет достичь нужной производительности с наименьшими единовременными и текущими затратами. Образованию такого варианта и должна содействовать система принципов организации производства.

Система принципов организации производства - совокупность принципов с учетом взаимосвязей и взаимовлияния между ними, создающую необходимые условия для наиболее эффективного функционирования производственной системы с целью достижения заданной производительности при соответствующем качестве продукции. Назначение системы принципов в том, что она, кроме четкого представления о характере взаимосвязей и взаимообусловленности отдельных принципов, обязана уже на этапе проектирования производственных систем обеспечивать нужные предпосылки для действенного ее функционирования. Из этого следует, что каждый принцип должен иметь формализованное описание с целью его количественного измерения.

В организации производства существуют следующие законы:

. Закон наименьших усилий;

. Закон стоимости и экономии времени;

. Закон концентрации;

. Закон гармонизации;

. Закон внешнего и внутреннего соответствий;

. закон резервов;

. Закон оптимальных величин показателей производственного процесса;

. Закон эмерджентности.

Суть закона наименьших усилий содержится в том, что самой главной целью организации производства является получение максимального полезного эффекта при минимальных затратах труда, энергии и других производственных ресурсов. Значит, идеалом организации производства служит снижение всех видов затрат.

Закон стоимости и экономии времени проявляется как принцип экономии материальных и временных затрат различных ресурсов, потребляемых в процессе производства.

Закон концентрации заключается в интеграции одинаковых производственных функций, следствием чего является экономия затрачиваемых ресурсов.

Закон гармонизации говорит о следующем: для достижения совершенной ясности действий с экономической точки зрения надо подбирать элементы в соответствии с их характеристиками, затем чтобы все эти элементы функционировали в тесной взаимосвязи между собой, и всякая операция совершалась в свое время. Слаженность всех элементов производственного процесса в организации производства достигается путем составления всевозможных графиков и планов.

Закон внешнего и внутреннего соответствий значит, что организация производства на всяком предприятии должна соответствовать состоянию внешней и внутренней среды. Закон надлежит понимать как необходимость преодоления постоянно появляющихся в процессе производственной деятельности противоречий между организацией производства на предприятии и его внешней и внутренней средой.

Закон эмерджентности гласит, что свойства любого элемента (объекта) модифицируются под влиянием системы, в которую он включен, и зависят от места, занимаемого им в этой системе. Появление в системе новейших свойств, которых нет у ее элементов, и называется эмерджентностью. Этот закон раскрыл английский философ Дж.Г. Льюис в 1876 г. Закон эмерджентности является частным случаем одного из важнейших законов философии - перехода количества в качество.

В основании эффективной организации лежат следующие принципы:

устойчивость предприятия, которая может быть нарушена при необоснованном усложнении или упрощении организационной структуры предприятия; при этом в менеджменте существует правило, что любая система склонна к самоусложнению, поэтому для повышения устойчивости организации производства чаще приходится устранять излишние звенья и значительно реже - добавлять новые;

адаптивность системы, которая достигается за счет того, что расширяются возможности взаимодействия элементов организации, то есть путем отхода от механистичности; на главный план здесь выходят квалификация персонала и его способность самостоятельно решать поставленные сложные задачи;

централизация системы, это значит, что все части организации обязаны руководствоваться командами из центра и пользоваться заблаговременно определенными правами;

обособленность подсистем (как стремление к автономности при решении вопросов распределения ресурсов и властных полномочий) в большой организации;

совместимость подсистем (как способность частей системы к взаимной адаптации);

обеспечение обратных связей (как возможность принимать управленческие решения и корректировать поведение системы) и др.

Организация производства будет результативной только в том случае, если обеспечивается действие всех принципов в совокупности.

Вместе с перечисленными принципами при организации производства учитываются общие закономерности развития систем. Так, в соответствии с законом необходимого разнообразия (иногда его называют теоремой У.Р. Эшби) при организации производства необходимо достичь того, чтобы многообразие управляющей системы было больше или, по крайней мере, равно разнообразию проблемы, для решения которой она строится. Это следует из того факта, что постоянный прогресс в развитии вероятен только при существовании целенаправленного управления.

Закономерности самоорганизации сложных систем требуют учета совмещения двух противоречивых тенденций в их развитии, вытекающих из всеобщности законов термодинамики и статической физики в окружающем нас мире. В соответствии со вторым началом термодинамики все процессы в замкнутой системе протекают таким образом, что это ведет к уменьшению ее упорядоченности. Степень упорядоченности в системе характеризуется понятием "энтропия". Упорядоченная система имеет низкую энтропию, а неупорядоченная - высокую. Так как энтропия в замкнутой системе постоянно повышается, то она стремится к максимальному беспорядку. Учет этого положения при организации производства означает, что необходимо предусматривать открытость структуры и возможности обмена между предприятием и внешней средой. Потенциал организации составляют не только материальные ресурсы, но и люди, таким образом, ее прогрессивное развитие вероятно только при постоянном обновлении персонала.

2. Предприятие как субъект и объект организации производства


Образцом производственной системы является предприятие - самостоятельно хозяйствующий уставный субъект, имеющий права юридического лица и осуществляющий свою деятельность с целью получения прибыли (дохода).

Предприятие - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В кибернетике впервые было сформулировано понятие "черного ящика" как устройства, которое выполняет определенную операцию над настоящим и прошлым входного потенциала (Приложение 4).

Главными характеристиками предприятия являются:

многослойность (в состав предприятия входит ряд подсистем: производственная, сбыта, управления, информационная, которые накладываются друг на друга);

иерархичность (предприятие - это система со строгой иерархией отношений между отдельными подсистемами или элементами);

динамичность (предприятие находится в постоянном развитии и претерпевает постоянные изменения);

открытость (предприятие открыто для внешних воздействий и имеет развитые внешние связи).

Характерные признаки предприятия как производственной системы:

. целенаправленность - это способность создавать продукцию или услугу;

. сложность - в качестве основного элемента имеет трудовой коллектив, на который действует внешняя среда;

. открытость - взаимодействие предприятия с внешней средой.

Так как предприятие выражает собой динамическую систему, оно может меняться, переходить из одного типа в другой, но при этом оно остается системой, поэтому имеет такие свойства, как:

. надежность - стойкое функционирование, которое обеспечивается внутренними резервами, системой управления, связью с другими производственными системами;

. продолжительность - свойство производственной системы в течении длительного времени хранить результативность;

. гибкость - возможность производственной системы приспосабливаться к переменным условиям внешней среды;

. управляемость - допустимость временного изменения процессов функционирования в желаемом направлении под воздействием управленческих факторов.

Перечисленные свойства говорят о том, что предприятие является саморегулирующейся системой, которая может адаптироваться как к внутренним, так и к внешним изменениям. Но саморегуляция может быть до определенных границ. Нужно отчетливо регламентировать деятельность предприятия, которая следует из его заданий.

Отдельное рабочее место, согласно Я. Плоткину и О. Янушкевичу, является структурным элементом такой производственной системы, как предприятие. Дальнейшее деление рабочего места на составляющие, по их мнению, приводит к появлению элементов, которые имеют природу, отличную от природы целостной системы (предприятия).

Имеются также другие взгляды на природу элементов производственной системы. Так, в труде В. Летенко и О. Туровца "Организация машиностроительного предприятия: теория и практика" (1982) отмечается, что элементами производственной системы являются люди и материальные объекты - средства труда, предметы труда, продукты труда.

Современные предприятия функционируют не изолированно, на них оказывают важное действие профсоюзы, правительственные органы, государственный контроль, политические партии, общественность, с которыми предприятия обязаны выстраивать сложные системы взаимоотношений.

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Современная наука полагает, что каждое предприятие представляет собой определённую сложную систему. Данное положение доказывается следующими фактами.

Во-первых, предприятие состоит из определённого комплекса элементов, взаимосвязанных между собой многочисленными внутренними и внешними связями. Элемент представляет собой первичное звено системы. Это объект, который не поддаётся дальнейшему делению на части, то есть единый компонент системы. Элементы можно разбирать как простые системы, то есть системы, которые в данной взаимосвязи и на данном определённом уровне не разделяются на отдельные подсистемы.

Так, при применении системного подхода к изучению производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его первичным элементом может быть цех. Отдельными элементами могут выступать не только материальные объекты, но и производственные, процессы, функции и т.д.

Во-вторых, функционирование предприятия основано на взаимодействии его структурных элементов друг с другом, направленном на достижение общей цели. Сущность функционирования предприятия, как системы, в этом случае включает в себя обеспечение взаимосвязи между поступающими элементами (сырьё, материалы, инструменты, финансовые средства) для получения желаемых выходящих элементов (готовые продукты, различные виды услуг, информация, прибыль).

Такая взаимосвязь создана на движении информации, энергии, материалов, ресурсов.

В целом, отдельные элементы предприятия, в виде его составных частей на основе существующего взаимодействия друг с другом создадут производственную систему. В свою очередь, производственная система предприятия состоит из нескольких подсистем, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.

Для изучения производственной системы и исследования её целей разберем классификацию элементов, а также отношений между ними.

Основные признаки, которые лежат в основе классификации элементов:

по содержанию - к ним относят следующие элементы: коллективы людей, машины и оборудование, энергия, информация.

по признакам управления и исполнения - управляемая и управляющая подсистема.

К основным видам подсистем производственной системы, относятся:

. социальная - комплекс отношений между людьми как организационное проявление системы;

. производственно-техническая - материальные средства, комплекс машин и оборудования, материалов, инструментов, энергии;

. информационная - информационные элементы и их взаимосвязи.

Управляемая подсистема - это совокупность производственных процессов, реализация которых обеспечивает изготовление и выполнение услуг. Эта подсистема, в свою очередь, делится на несколько подсистем, в соответствии с характером протекающих на предприятии процессов: подготовки производства и освоения новой продукции, обеспечения качества продукции; материально-технического снабжения; сбыта и реализации продукции и т.д.

Управляющая подсистема - это совокупность взаимосвязанных методов управления, реализуемых людьми с помощью технических средств, для обеспечения эффективного функционирования производства. Важнейшими видами управленческой деятельности являются: планирование, регулирование, контроль, учёт, стимулирование.

Подразделение - это элементы (подсистемы) предприятия, в которых осуществляется производство и управление, отвечающие за выполнение конкретного набора задач на предприятии в целом.

В состав предприятия входят производственные подразделения: филиалы, производства, цеха, бригады; подразделения инфраструктуры: ремонтное, транспортное, складское хозяйство, инструментальное производство, отделы и службы заводоуправления, научно-технические подразделения и т.д.

Основными элементами производственно-хозяйственной деятельности предприятия являются процессы, например, производственные, научно-технического развития.

Предприятие обладает основными признаками, которые характеризуют его как систему. К их числу относятся:

. Комплексность, которая определяется комплексностью его целей и задач, а также высоким разнообразием протекающих на предприятии процессов производства и управления.

. Динамизм. Предприятие представляет собой динамичную систему, обладающую способностью изменяться, развиваться, переходить из одного качественного состояния в другое, оставаясь системой.

. Саморегулирование. Предприятие - это саморегулирующаяся система, которая может приспособиться, в определённых пределах, как к внутренним, так и к внешним изменениям.

. Целостность. Предприятие состоит из множества взаимосвязанных, а не обособленных друг от друга элементов.

Если элементы системы будут существовать разрозненно друг от друга, то она не может характеризоваться как целое. В наиболее общем виде это означает наличие у предприятия таких свойств, которые не сводятся к простой сумме ее элементов, а предполагают их комплексное взаимодействие. Таким образом, элементы предприятия, как системы, качественно характеризуются через отношение друг к другу, обеспечивая его целостность.

Для того чтобы все элементы системы воссоединились в единое целое, в комплексную систему, её нужно организовать, т.е. спроектировать, построить и обеспечить функционирование предприятия.

Предприятие надлежит рассматривать как открытую систему, которая тесно взаимодействует с внешней средой. Средой для предприятия служат другие предприятия и организации, зарубежные фирмы и компании. Значит, фактически внешней средой для предприятия становится внешний мир, состоящий из множества частей, которые с ним взаимодействуют и связаны с ним договорными отношениями или обменом информацией.

Взаимодействие предприятия с внешней средой создано, прежде всего, на определении его основных целей, функций и его структуры. Значит, воздействие на предприятие осуществляется с помощью следующих факторов: ресурсы, продукция, способы использования ресурсов, формы организации производства и управления (Приложение 5).

В настоящее время факторов, обусловливающих финансово-экономическое и технологическое состояние предприятий, немалое количество. Выделим две наиболее существенные группы факторов, соединив их по характеру происхождения и по способу воздействия на объект исследования - предприятие.

По характеру происхождения, то есть, месту формирования данного фактора выделяются:

. макроэкономические - связанные с деятельностью отраслей, рынков, крупных групп предприятий, регионов;

. микроэкономические - определяемые поведением отдельных групп предприятий;

. наноэкономические - факторы, обусловленные поведением отдельных индивидуумов.

Факторы разделяются по способу воздействия:

. сетевые - влияющие на предприятие через партнёрские связи разнообразного характера с точно известными координатами;

. социальные - действующие на предприятие через психологические особенности индивидуального и группового поведения и интересов, связанных с предприятием граждан и групп.

. средовые - определяемые социально-экономическим положением в стране, действующие не избирательно и не имеющие конкретных и постоянных адресатов.

Регулирование воздействия факторов на деятельность предприятий должно быть обращено на создание благоприятного "климата" на предприятии, как во внешней, так и во внутренней среде.

В том случае, если поведение предприятий находится под воздействием преимущественно макроэкономических факторов, то регулирование должно быть направлено на создание благоприятного макроэкономического режима, что достигается с помощью общеэкономических мер.

Если преобладают мезоэкономические факторы, то политика деятельности предприятий должна быть ориентирована на структурные составляющие экономики и учет региональных отличий.

Если главными являются микроэкономические факторы, то для выхода промышленности из кризиса необходимы достаточно тонкие комбинации стимулирующих и дестимулирующих мер, устремленных на модификацию основ поведения предприятий в сложившихся условиях.

Если преобладают наноэкономические факторы, то воздействие должно носить комплексный социально экономический и психологический характер, учитывая сложившиеся стереотипы индивидуального поведения. При этом надо иметь в виду, что чем ниже в социально-экономической иерархии находится объект желательного воздействия, тем в большей степени его действия определяются "генетической социально-экономической памятью", или "социально-экономическим генотипом", и тем труднее заставить изменить поведение объекта в нужном направлении с помощью мер государственного регулирования.

Соответствующим образом организованные факторы производства (трудовые ресурсы, средства производства, информация и финансы) составляют внутреннюю среду предприятия. Итогом взаимодействия целенаправленно связанных компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги) (Приложение 6).

Люди или персонал, являются главным компонентом предприятия. По воле людей в их личных и общественных интересах основывается предприятие и создастся производство соответствующего вида продукции.

Персонал предприятия в лице руководителей и специалистов самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, а также прибылью, которая остается после уплаты установленных законом налогов и других платежей.

Предприятие, в лице его персонала и руководителей, несет ответственность за своевременное перечисление налогов и других платежей. За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно производит оплату расходов на организацию и развитие производства, а также на закупку сырья, материалов, оплату наемной рабочей силы. Поэтому к самому ответственному участку - общей системе организации производства - относится организация, координация и регулирование труда персонала.

В экономике действуют самые разнообразные предприятия. Они различаются друг от друга по ряду признаков: отраслевой принадлежности; размерам; степени специализации и масштабам производства однотипной продукции; методам организации производства и степени его механизации и автоматизации; организационно-правовым формам и т.д.

Предприятия делятся по основным признакам отраслевой принадлежности:

. по характеру потребляемого сырья промышленные предприятия делятся на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности;

. по назначению готовой продукции, все предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления;

. по признаку технологической общности различают предприятия с непрерывным и дискретным процессами производства, с преобладанием механических и химических процессов производства;

. по времени работы в течение года - круглогодичного и сезонного действия;

. по размеру предприятия делятся на крупные, средние и малые. Главными критериями отнесения предприятия к одной из этих групп является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики, стоимостной объем выпуска продукции, особенности формирования уставного капитала;

. по специализации и масштабам производства однотипной продукции - специализированные, диверсифицированные (многопрофильные) и комбинированные.

Специализированными считаются предприятия, которые направлены на изготовление ограниченного ассортимента продукции массового или крупносерийного производства, например, на производстве чугуна, стального проката, литья, выработке и поставке электрической и тепловой энергии, производстве зерна, мяса и т.д.

Многопрофильные предприятия - это предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Такие предприятия чаще всего встречаются в промышленности, они специализируются сразу на изготовлении, допустим, компьютеров, приборов, автомобилей, холодильников, станков, инструмента и другой продукции. В сельском хозяйстве многие фермы специализируются одновременно на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т.д.

Комбинирование производства. Суть этого производства в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно в другой, затем третий вид. Это чаще всего встречается в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве.

Предприятие характеризуется присутствием производственной структуры, под которой понимаются состав его цехов, служб, участков и формы их взаимосвязи. Производственная структура обязана отвечать принципам рациональной организации производственного процесса, обеспечивать отличное качество продукции, большую производительность труда и результативность производства.

Основными факторами, обусловливающими производственную структуру предприятия, являются организационно-технический уровень производства, уровень и формы специализации и кооперирования.

Существуют и другие факторы, влияющие на производственную структуру, выделим несколько из них:

. профиль предприятия, то есть характер выпускаемой им продукции и технологию ее изготовления;

. степень промышленно-экономического развития региона, в котором располагается данное предприятие.

Виды производственных структур предприятий можно сгруппировать по двум признакам: по составу имеющихся стадий основного производственного процесса и по характеру специализации.

В зависимости от состава стадий производственного процесса различают:

предприятия с полным технологическим циклом, то есть имеющие заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи;

предприятия механосборочного типа, имеющие только обрабатывающие и сборочные цехи, при этом все заготовки предприятия получают по кооперации;

предприятия по производству отдельных деталей, потребляемых в больших количествах (например, зубчатых колес, коленчатых валов и пр.);

сборочные предприятия, имеющие только сборочные цехи (например, автосборочные предприятия);

предприятия по производству заготовок, имеющие только заготовительные цехи.

В составе выше перечисленных видов предприятий есть также определенное количество вспомогательных и обслуживающих цехов и служб.

В зависимости от характера специализации различают следующие производственные структуры предприятия:

предметно-специализированные предприятия, которые при изготовлении продукции исполняют почти все технологические процессы и имеют все основные, вспомогательные и обслуживающие цехи; такие предприятия являются универсальными, так как могут изготавливать самую разнообразную продукцию;

подетально-специализированные предприятия с двумя технологическими стадиями основного производства (например, заготовительные и обрабатывающие цехи либо обрабатывающие и сборочные);

технологически специализированные предприятия с одним переделом основного производства и собственным вспомогательным хозяйством; номенклатура продукции на таких предприятиях невелика, на каждом рабочем месте выполняется небольшое количество операций;

функционально специализированные предприятия, появляющиеся в результате выделения функций обслуживания и их обособления; основной производственной задачей здесь является выполнение работ по обслуживанию других предприятий энергией, транспортом, инструментами и т.п.;

комплексно-специализированные предприятия предметной, подетальной, технологической специализации, взаимодействующие друг с другом по основному производству и с функционально специализированными по обслуживанию; такие предприятия выпускают ограниченную номенклатуру однотипной продукции при минимальном количестве деталеопераций на каждом рабочем месте.

Решающее воздействие на изменение производственной структуры оказывает углубление специализации предприятий, а также стремление к увеличению их рентабельности. Достижение этих целей обеспечивается, в частности, научно-техническим прогрессом.

Реинжиниринг представляет собой совокупность средств, мер и методов, в том числе соответствующих информационных технологий, предназначенных для кардинального улучшения основных показателей деятельности предприятия. С этой целью осуществляется анализ и последующее изменение имеющихся бизнес-процессов. Для достижения резких улучшений имеющихся показателей деятельности предприятия реинжиниринг предполагает фундаментальное изменение существующих бизнес-процессов. Вследствие этого методы реинжиниринга могут быть применены предприятием в процессе разработки инновационной стратегии развития.

Инновационный характер реинжиниринга заключается во введении на предприятии принципиально новых бизнес-процессов, сориентированных в первую очередь на создание, освоение и использование технологических инноваций. Подробная проработка этих процессов обуславливает появление в деятельности предприятий инноваций иных типов. Поэтому в рамках анализа методов управления инновационными преобразованиями реинжиниринг можно рассматривать с двух позиций. Во-первых, как метод управления деятельностью предприятия, в том числе и инновационной, а во-вторых, как инструмент разработки инновационной стратегии, ориентированной на создание "прорывных" технологических инноваций. При этом объектом реинжиниринга является одним из основных организационных элементов конкурентной стратегии предприятия - технология проектирования и реализации бизнес-процессов.

Реинжиниринг, как метод управления деятельностью предприятия включает в себя два взаимосвязанных процесса, один из которых устремлен на анализ имеющейся стратегии, а второй - на синтез принципиально новейшей конкурентной стратегии предприятия. В менеджменте эти процессы показаны двумя методами:

обратный инжиниринг. В процессе обратного инжиниринга проводится комплексный анализ предприятия как единой системы управления, включая диагностику имеющихся бизнес-процессов. Обратный инжиниринг осуществляется с целью подготовки массива исходных данных для создания принципиально новой конкурентной стратегии предприятия, включая создание новой структуры основных бизнес-процессов предприятия.

прямой инжиниринг. В процессе прямого инжиниринга осуществляется проектирование новой конкурентной стратегии предприятия. Основание этой стратегии составляют инновационные процессы. В рамках инновационной конкурентной стратегии, разрабатываемой методами прямого инжиниринга, проектируется структура основных бизнес-процессов предприятия, разрабатываются механизмы финансирования. Результативность реинжиниринга бизнес-процессов обеспечивается за счет создания и использования совокупности инноваций, в первую очередь технологических, повышения инновационного потенциала предприятия вследствие возрастания доли интеллектуальных активов, в том числе объектов интеллектуальной собственности, в общей сумме активов предприятия, концентрации ресурсов предприятия на перспективных технологических направлениях и т.д.

Принципиальное отличие двух рассмотренных процессов состоит в том, что обратный реинжиниринг является методом подготовки базы данных для проектирования новой конкурентной стратегии, а прямой реинжиниринг представляет собой подходы (методологию) формирования и реализации вновь создаваемой конкурентной стратегии предприятий инновационной направленности.

Совокупность реинжиниринговых мероприятий, проводимых на предприятии, представляет собой инвестиционный бизнес-проект, который имеет ярко выраженную инновационную направленность. В этом проекте есть ряд взаимосвязанных этапов.

Этап 1. Разработка образа будущего бизнеса предприятия и схематичная проработка его будущей конкурентной стратегии

Этап 2. Анализ бизнес-процессов в рамках существующей конкурентной стратегии предприятия

Этап 3. Разработка модели новой конкурентной стратегии и моделирование новых бизнес-процессов предприятия

Этап 4. Реализация разработанной конкурентной стратегии и внедрение на предприятии новых бизнес-процессов

Учитывая сложность и комплексность решаемых при разработке реинжинирингового проекта задач целесообразно для более эффективной реализации реинжинирингового проекта привлечение специалистов по управленческому консультированию.

Заключение


Подводя итог курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Система - совокупность взаимосвязанных объектов, представляющая определенную целостность, единство.

Системный подход - это методология изучения объектов как систем, которая включает в себя выявление общих тенденций и факторов развития этих систем, а также разработку мероприятий по их совершенствованию.

Применение системного подхода к решению организационных задач показывает одну из главных особенностей современного этапа развития теории организации производства. Системное восприятие сущности организации обязывает анализировать это явление как систему взаимосвязанных частей.

С позиции теории систем материальное производство выступает собой своеобразную сложную систему. К сложным системам относятся комплексы функций и виды деятельности, осуществляемые на предприятии.

Организация производства выступает как один из видов производственной деятельности и является системой взаимосвязанных работ, целей, форм и методов организационной деятельности. Организации производства свойственны свои характерные функции, а значит, и результаты, которые непосредственно находят отражение в конечных результатах производственной деятельности.

Важнейшие свойства организации производства, как любого системного явления, отражаются в ее структуре и процессах, проходящих в рамках этой структуры. Как система, организация производства представляет собой совокупность форм и методов взаимосвязей элементов производительных сил, как процесс - совокупность взаимообусловленных видов деятельности. Применение системного подхода решает задачу комплексного рассмотрения организации производства в единстве ее составных частей и как интегрированной целостной системы.

Использование системного подхода позволяет принять во внимание множество факторов самого многообразного характера, выделить из них те, которые оказывают самое большое влияние с точки зрения имеющихся общесистемных целей и критериев, и найти пути и методы эффективного воздействия на них.

Основными свойствами системы являются: целостность и делимость; наличие связей; структурированность связей; наличие интегративных свойств.

Для изучения систем необходимо их классифицировать. Наиболее значительными критериями классификации систем являются их сложность и степень детерминированности.

Предприятие, в современном мире, представляет собой сложную открытую социотехническую систему, имеющую внутренние связи и постоянно взаимодействующую с внешней средой.

Предприятию как системе свойственны многослойность, иерархичность, динамичность, открытость.

С точки зрения системного подхода организация - это механизм преобразования входящих элементов в выходящие. Основные разновидности входов - это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - пример воздействия среды на операции и успешность деятельности организации.

Применение системного подхода в организации производства позволяет наиболее рационально организовать труд менеджера, а также действенно управлять ходом производственного процесса.

Глоссарий


№ п/п

Понятие

Определение

1

Базовая стратегия производства

это балансирование производственных мощностей рабочей силы и объема выпускаемой продукции

2

Интегративность

системообразующий фактор, учитывающий как цель создания системы, так и связь её с надсистемами

3

Производственная система

это большая, сложная, кибернетическая система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов производственного процесса, технической и организационной упорядоченности производства, образующих единое целое и функционирующих в целях производства промышленной продукции или оказания услуг

4

Производственная стратегия

это долгосрочная программа конкретных действий по созданию и реализации продукции предприятия

5

Предприятие

имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности

6

Подразделение

это элементы (подсистемы) предприятия, в которых осуществляется производство и управление, отвечающие за выполнение конкретного набора задач на предприятии в целом

7

Производственный процесс

совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процессов труда и орудий труда в целях создания потребительских стоимостей

8

Реинжиниринг

совокупность средств, мер и методов, в том числе соответствующих информационных технологий, предназначенных для кардинального улучшения основных показателей деятельности предприятия

9

это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы

10

Система принципов организации производства

совокупность принципов с учетом взаимосвязей и взаимовлияния между ними, создающую необходимые условия для наиболее эффективного функционирования производственной системы с целью достижения заданной производительности при соответствующем качестве продукции

11

Структурные решения

это вертикальная интеграция, производственные мощности, масштаб и ориентация производства

12

Стратегическое планирование

активный поиск альтернативных вариантов, выбор лучшего из них, построение на основе этого выбора общей тенденции развития, формирование специального механизма его реализации

13

Управляемая подсистема

это совокупность производственных процессов, реализация которых обеспечивает изготовление и выполнение услуг

14

Управляющая подсистема

это совокупность взаимосвязанных методов управления, реализуемых людьми с помощью технических средств, для обеспечения эффективного функционирования производства.

 


Список использованных источников


1.      Зайко, Г.М. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания [Текст] / Г.М. Зайко, Т.А. Джум. - М.: Магистр, 2011

2.      Захаров Н.Л. "Управление социальным развитием организации: Учебник": ИНФРА-М; Москва; 2006

.        Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие. - М.: ИЭП, 2004

.        Бухалков, М.И. Организация производства и управление предприятием [Текст]

.        / М.И. Бухалков, В.Б. Родионов; под ред.О.Г. Туровца. - М.: ИНФРА-М, 2011

.        Степанов И.Г. Организация производства: Учеб. пособие / НФИ КемГУ. - Новокузнецк, 2003. - 93 с.

.        Шушкин М.А. Стратегия и тактика организации [Текст]: учебное пособие/ М.А. Шушкин - Н. Новгород. Нижегородский государственный архитектурно-строительный ун-т, 2009. - 202 с.

.        Иванов, И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях [Текст] / И.Н. Иванов. - М.: ИНФРА-М, 2010

.        Раздорожный, А.А. Организация производства и управление предприятием [Текст] / А.А. Раздорожный. - М: Экзамен, 2009

.        Калачева А.П. Организация работы предприятия. - М.: ПРИОР, 2000. - 431с.

.        Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия. - М., ЮНИТИ, 2001.

.        Белова, Т.А. Технология и организация производства продукции и услуг. [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Белова, В.Н. Данилин. - М.: КноРус, 2010.

Приложения


Приложение 1



Приложение 2

Ес = Ec (A, S, D, T, F)

где: А - свойства компонентов системы, S - структура системы, D - внутреннее системное время, Т - текущее реальное время, F - способ функционирования.

Приложение 3

Виды производственных систем

Классификационный признак

Виды систем

По целевому назначению

производство продукции оказание услуг выполнение работ

По стабильности поведения

статическая динамическая гомеостатическая

По сложности структуры

простая сложная очень сложная

По характеру внутренних связей

с непосредственными связями с опосредованными связями со смешанными связями

По стабильности структуры

с постоянной структурой с переменной структурой

По форме представления сущности

формализованные материально-вещественные

По иерархическому уровню

производственная организация (фирма) предприятие производство цех участок рабочее место



Приложение 4

Представление организации как системы

Рис. 2.1 Представление организации как системы

Приложение 5

Модель взаимодействия предприятия с внешней средой.

Приложение 6

Внутренняя среда и продукция производственного предприятия.

Похожие работы на - Производство как система, принципы организации производственного процесса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!