Анализ структуры управления, коммерческой деятельности и финансового состояния ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    935,32 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ структуры управления, коммерческой деятельности и финансового состояния ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ

Содержание

Введение

1. Сущность ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ

1.1 Цели организации и её история

.2 Организационная структура

.3 Финансовое состояние организации

.4 Внешняя и внутренняя среда

. Анализ предприятия

. Экологический раздел

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В период практики осуществляется непосредственная связь теоретической подготовки и профессиональной деятельности, в основном путем самостоятельного решения реальных производственных задач, приобретаются навыки руководящей управленческой и организационной работы. Цель практики менеджмента - составить полное представление о характере, технико-экономических и финансовых показателях деятельности предприятия, организационной структуре управления, маркетинговой деятельности, менеджменте, логистике; оплате труда и премировании работников. Среди задач прохождения практики были ознакомление с организацией, с организационной структурой предприятия, анализ коммерческой деятельности предприятия и его финансового состояния, анализ закупочной деятельности предприятия. Задачей прохождения практики также являлось сбор необходимого материала для написания отчета. А предметом исследования является рассмотрение всех этих показателей по отдельности, сопоставление данных показателей с предшествующими годами.

Мною была пройдена практика на учебном комбинате Техникума отраслевых технологий и финансов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный социально-экономический университет» (ТОТиФ ФГБОУ ВПО «СГСЭУ»). Адрес предприятия: 410003, г. Саратов, ул. Новоузенская 220. Руководителем моей практики в данном учебном центре был назначен руководитель учебного центра Техникума отраслевых технологий и финансов, который помогал мне в изучении хозяйственно-экономической деятельности. За время практики я полностью изучила экономическую деятельность учебного комбината и получила некоторые навыки работы в нем.

.       
Сущность ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ

.1 Цели организации и её история

Объектом изучения для написания отчета по практике было выбрано ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ.

Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов - среднее специальное учебное заведение Саратова.

Учебное заведение было основано в 1930 году и после перерыва вновь возрождено в январе 1944 года как техникум Министерства нефтяной промышленности. В 1950 году оно было переименовано в Саратовский нефтепромысловый техникум, с 1958 по 1994 год называлось Саратовский монтажный техникум. В марте 2008 года техникум вошёл в структуру Саратовского государственного социально-экономического университета.

Сегодня в ТОТиФ ведётся обучение по дневной и заочной формам на следующих отделениях: Финансы, Банковское дело, Экономика и бухгалтерский учет, Сварочное производство, Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, Автоматизация технологических процессов и производств, Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

Открыты курсы предподготовки и повышения квалификации, при техникуме работают автошкола, учебный комбинат, и библиотека.

Автошкола ТОТиФ ФГБОУ ВПО «СГСЭУ» постоянно проводит набор на курсы вождения легковых и грузовых автомобилей. Длительность обучения на категории «В» - 2,5 мес. Категория «С» - 3 месяца; Переподготовка с категории «В» на категорию «С» - 1,5 месяца. Обучение проводится на собственном автодроме.

Учебный комбинат осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по рабочим специальностям:

Машинист кранов: гусеничного, пневмоколесного, автомобильного, мостовых, козловых и других видов;

Машинист подъёмника (вышки);

Стропальщик;

Рабочий люльки, находящийся на подъёмнике (вышке);

Монтажник по монтажу башенных кранов;

Слесарь по ремонту грузоподъемных кранов, вышек;

Лифтер;

Монтажник по монтажу электрических подъемников (вышек);

Электомеханник по лифтам;

Оператор котельной установки;

Машинист компрессорной установки;

Персонал, обслуживающий сосуды, работающие под давлением;

Слесарь по КИПиА;

Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций;

Газорезчик, электрогазосварщик;

Слесарь по ремонту автомобилей;

Водитель на право управления индивидуальным транспортным средством (категория «В»);

Водитель погрузчика автомобильного;

Водитель электопогрузчика и электотягача;

Машинист бульдозера, экскаватора;

Тракторист;

Слесарь по такелажу и грузозахватным приспособлениями.

Повышение квалификации руководителей и специалистов организаций по программам:

Промышленная безопасность;

Охрана труда;

Безопасная эксплуатация грузоподъёмных механизмов;

Безопасная эксплуатация объектов котлонадзора;

Безопасная эксплуатация систем газораспределения и газопотребления.

.2 Организационная структура

Структура и система управления техникумом строится в соответствии с Уставом для реализации основной цели создания и деятельности техникума: «Реализация конституционных прав граждан на получение среднего и начального профессионального образования, совершенствование их деловых качеств, подготовка их к выполнению новых трудовых функций».

Организационная структура управления техникумом выстроена на сочетании принципов линейно-функциональной и матричной структур (см. приложение 1).

В сущности этой структуры заложен принцип перехода от вертикальных управленческих структур к горизонтальным с соответствующим расширением прав и ответственности руководителей среднего звена. Ряд функциональных структур остаются централизованными на уровне техникума и обслуживают все подразделения.

В то же время в техникуме сохраняются линейные звенья (отделение СПО, отделение НПО), специализирующиеся на реализации основных профессиональных образовательных программ. В формате линейно-функциональной структуры управления осуществляется управление персоналом, в т.ч. тарификация педагогических кадров, аттестация педагогических кадров, повышение квалификации; организация учебно-производственной деятельности, материально-техническое, учебно-методическое оснащение образовательного процесса, финансово-экономическая деятельность. Линейные руководители самостоятельно реализуют процессы организационного управления в рамках своей компетенции: маркетинг рынка образовательных услуг; прием обучающихся; ресурсное обеспечение (кадры, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение); выбор форм и методов образовательного и производственного процессов; управление персоналом и финансами.

К самостоятельным структурным подразделениям относятся учебно-вспомогательные службы, обеспечивающие условия образовательного и воспитательного процесса (столовая, социально-психологическая служба, учебно-производственные участки и т.д.) и филиалы, обеспечивающие на своем уровне организацию и необходимое качество учебно-производственной и воспитательной работы.

Общее руководство осуществляет Совет техникума. Деятельность и порядок работы Совета регламентированы соответствующим Положением. Совет техникума включает 17 человек. Совет техникума определяет перспективы и направления развития учебной, методической, научно-исследовательской и хозяйственной деятельности, рассматривает и принимает решения по следующим вопросам: утверждение структуры техникума, структуры управления техникумом; создание, реорганизация и ликвидация учебных и других структурных подразделений техникума; организация учебно-воспитательного процесса; планирование и финансирование научно-исследовательской работы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; развитие контактов с учебными и научными организациями в стране и крае; определение порядка расходования внебюджетных средств; ежегодное заслушивание отчета Директора о работе техникума; представление к наградам и поощрениям; обсуждение изменений и дополнений к Уставу; согласование решений в спорных, ключевых рабочих вопросах.

В состав Совета техникума по должности входят директор и заместители директора, а также выборно сотрудники, представители основного, учебно-вспомогательного персонала и филиалов, представители профсоюзной организации.

Непосредственное управление техникумом осуществляет директор, права и обязанности которого определены Уставом и условиями трудового контракта. Часть полномочий по управлению различными видами деятельности переданы заместителям директора, руководителям структурных подразделений.

Существующая система управления техникума соответствует требованиям законодательства РФ, предъявляемым к образовательному учреждению, и обеспечивает выполнение требований к организации работы по подготовке квалифицированных специалистов начального и среднего профессионального образования.

Техникум имеет штатное расписание, отражающее потребности образовательного процесса.

В период перехода на новую систему оплаты труда, подготовки к переводу в статус бюджетного учреждения, реорганизации в виде присоединения филиалов была проведена оптимизация штатного расписания: количество ставок заместителей директора - 5 единиц; функции по техническому обслуживанию и уборке здания, охраны и питания переданы на аутсорсинг; часть преподавателей и работников переведены на условия гражданско-правового договора.

Одновременно расширился функционал работников: преподавателей и мастеров, специалистов и руководителей, увеличилась средняя заработная плата работников до 14 000 руб.

На 2013 год утверждено штатное расписание в количестве 197 штатной единицы, в том числе: за счет средств из областного бюджета - 197 человек, из них педагогических работников 138 человек; за счет внебюджетных доходов - 17 ставок.

Кадровый состав педагогических, в том числе руководящих штатных работников характеризуется данными, представленными в таб. 1.

Со всеми работниками заключены трудовые договоры (контракты), в основном, на неопределенный срок, разработаны и утверждены на основе типовых должностные инструкции.

Таблица 1 Кадровый состав педагогических, в том числе руководящих штатных работников

Показатели:

АУП

Основной персонал

УВП Чел. / %

Всего



Преподаватели Чел. / %

Мастера п/о Чел. /%



1.Уровень образования

1.1. Высшее

4

67/100%

25/44,6%

11/100%

107

1.2.Среднее профессиональное и незаконченное высшее

0

0

31/55,3%

0

31

ВСЕГО:

4

67

56

11

138

2. Звания и награды

2.1. Заслуженный учитель РФ, мастер РФ

0

0

0

0

0

2.2. Отличник ПТО

0

0

1

0

1

2.3. Почетный работник НПО РФ

2

3

1

0

6

2.4. Кандидат наук

0

1

0

0

1

2.5. Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

1

2

1

2

6

3. Число аттестованных на категорию

3.1. Высшую

4

10

3/

1

18

3.2. Первую

0

19

18

8

45

3.3.Вторую

0

13

15

0

28

3.4.Обязательная аттестация

0

3

0

0

3

3.5.Не аттестованные

0

22

22

0

44

ВСЕГО:

4

67

58

9 (педсостав)

138


Формами самоуправления техникума являются общее собрание, Совет техникума и педагогический совет.

Их компетенции определены Уставом и локальными нормативными актами. В техникуме действует профсоюзная организация, в неё входит большинство работников. По инициативе профсоюзного комитета разработан и утвержден общим собранием Коллективный договор между администрацией и профсоюзом, который устанавливает дополнительные льготы и гарантии работникам техникума.

Система планирования работы техникума охватывает все стороны его деятельности и отвечает требованиям комплексности различных планов.

Действенным фактором организации коллектива служат целевые программы и планы учебно-воспитательной работы техникума на учебный год. Более конкретными, предусматривающими активное участие всех работников и обучающихся в их выполнении, являются ежемесячные планы техникума в целом и отдельных подразделений.

Организационно-административная управленческая деятельность в техникуме связана с распорядительством, выполнением текущих дел, оперативным решением вопросов, синхронизацией работы отдельных служб или работников. С этой целью еженедельно при директоре проводится Совет руководства в составе заместителей директора, и руководителей служб (учебно-методическая, учебная часть, финансово-экономическая, воспитательная и др.). На Совете руководства решаются вопросы текущего планирования, проблемы и пути решения, вопросы организации образовательного процесса, условий жизнедеятельности техникума, обучающихся и др.

Еженедельно планируются и проводятся инструктивно-методические и оперативные совещания всего педагогического состава по плану работы, нормативным актам и документам и т.п. По направлениям деятельности проводятся экспертно-методические советы, оперативные совещания с руководителями служб и с отдельными категориями работников.

Основные направления деятельности техникума регламентированы нормативными локальными актами, утвержденными в установленном порядке в качестве приложений к Уставу.

Так, система контроля за организацией образовательной деятельности определяется локальными актами: положением об учебной практике (производственном обучении и производственной практике; положением о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся; положением о государственной (итоговой) аттестации.

На каждый учебный год в разделе учебно-методической работы составляется план внутреннего контроля с разбивкой по месяцам и определением видов, объектов и субъектов контроля, его целей, ответственных лиц и форм проведения и подведения итогов. При текущем ежемесячном планировании уточняются цели и виды контроля. Результаты анализируются на заседаниях ПЦК, оперативных совещаниях и педсоветах. В случае необходимости издаются соответствующие приказы.

Вопросы организации и ведения делопроизводства в техникуме возложены на: секретаря учебной части (личные дела обучающихся, приказы, касающиеся обучающихся, учет контингента и др.); специалиста по кадрам (личные дела работников, приказы по личному составу, основные приказы по учреждению, распоряжения и др.)

В техникуме утверждена номенклатура дел в соответствии с установленными требованиями к делопроизводству в образовательном учреждении.

Структура учебных и производственных подразделений техникума: очное отделение, заочное отделение, учебные лаборатории и кабинеты, учебные полигоны, учебные мастерские, библиотека, информационно-вычислительный центр,, методический кабинет, спортивные и тренажерный залы, столовая, буфет, медпункт, гаражи. Структура техникума охватывает все подразделения и позволяет эффективно управлять техникумом и организовывать учебный процесс, снабжать и содержать в порядке все здания, помещения и коммуникации.

Структура административных подразделений техникума включает Совет техникума, административно-управленческий персонал (Директор, Заместитель директора по учебной работе, Заместитель директора по учебно-производственной работе, Заместитель директора по воспитательной работе, Заместитель директора по воспитательной работе, Заместитель директора по административно-хозяйственной работе, Главный бухгалтер, Заведующий очным отделением специальностей 080110, 080107, 190605 Заведующий очным отделением специальностей 270103, Заведующий очным отделением специальностей 270301 Заведующий очным отделением специальностей 230106, 270116, Заведующий заочным отделением, руководитель физвоспитания, бухгалтерию, отдел кадров, штаб по делам ГО и ЧС, хозяйственный отдел, мастерские, столовую, учебные полигоны, общежития.

Приемная комиссия, осуществляющая подготовку и проведение приема в техникум, действующая на основании законодательства Российской Федерации и Правил приема, утверждаемых Советом техникума;

Аттестационная комиссия, осуществляющая аттестацию работников, координирующая работу экспертных групп;

Стипендиальная комиссия, действующая на основании положения, утвержденного Советом техникума.

Государственные аттестационные комиссии, осуществляющие итоговую государственную аттестацию выпускников согласно Положению, утвержденному Советом учебного заведения.

В техникуме действуют временные и постоянные курсы (на хозрасчетной основе), творческие студенческие коллективы и другие социально-культурные студенческие коллективы.

Управление техникумом осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации, нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом техникума. Система управления техникумом и организация его деятельности осуществляется на основании положений об основных направлениях деятельности техникума, о структурных подразделениях и на основании должностных инструкций каждой категории работников в соответствии с содержанием Устава техникума.

Вопросы управления структурными подразделениями, формы и содержание их взаимодействий с администрацией, порядок их деятельности регламентируется Положениями, утвержденными приказами директора на основании решений, принятых Советом учебного заведения. Принятые нормативные и организационно-распорядительные документы соответствуют уставным требованиям и не противоречат действующему законодательству.

Деятельность техникума строится, основываясь на «Программе реформирования образования на период до 2015 года», «Концепции модернизации Российского образования на период до 2018 г.», разработанным Министерством образования России. Основным приоритетом в стратегии развития техникума является соответствие содержания обучения и его качественного уровня, требованиям, предъявляемым современным работодателем и рынком труда. Подготовка специалистов направлена на практикоориентированность, совершенствование профессиональных компетенций.

Организацию и контроль учебных занятий осуществляют заведующие очных и заочных отделений под руководством заместителя директора по учебной работе.

Организацию производственного обучения, практики, техническое творчество, основную работу по социальному партнерству осуществляет заместитель директора по производственной работе.

Методическую деятельность, аттестацию преподавателей возглавляет старший методист.

Руководство воспитательной работой осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

В техникуме создана система перспективного, годового и текущего планирования по всем основным направлениям деятельности техникума, которая позволяет эффективно организовать деятельность всех структурных подразделений техникума реализовать систему управления качеством подготовки специалистов по всем профессиональным образовательным программам.

В техникуме ежегодно формируется единый план учебно-воспитательной работы, который включает работу всех подразделений, утвержденный директором техникума.

Итак, структура управления техникума соответствует законодательству Российской Федерации в сфере образовательных услуг, уставным положениям, является действенной и эффективной, позволяет обеспечить подготовку специалистов по аттестуемым специальностям.

.3      Финансовое состояние организации

Техникум в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 № 543, действующим законодательством Российской Федерации, Саратовской области, Уставом техникума.

Техникум реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

В техникуме могут реализовываться основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования и дополнительного профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

Техникум имеет право оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), в том числе платные, за пределами основных образовательных программ среднего профессионального образования, определяющих статус техникума.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой из средств областного бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем.

Проанализируем сметы доходов и расходов, а также их исполнение, за период четырех лет: с 2010 года по 2013 год.

На рисунке 1 наглядно представим, как распределились доходы на начало 2010 года по данным сметы.

Доходы складываются из бюджетных поступлений, средств от внебюджетной деятельности и аренды.

Поступления из бюджета значительно превышают поступления из внебюджета.

Доходы от внебюджетной деятельности складываются из поступлений от проведения работ по договорам с юридическими и физическими лицами и доходами от сдачи имущества в аренду.

Увеличение доходов от аренды произошло из-за повышения арендной платы в течение года (доходы увеличились с 3000 тыс. р. до 5633 тыс. р.). Доходы от внебюджетной деятельности произошли за счет увеличения количества групп учащихся в связи с увеличением набора студентов, что составило 13787 тыс. р. и 19897,3 тыс. р. на начало и конец года соответственно.

 

Рисунок 1 - Распределение доходов на 2010 год

Рост доходов привел к росту расходов, что продемонстрировано на рисунке 2.

Отсюда и наблюдается увеличение расходов, которые пошли на повышение оплаты труда (31719 тыс. р. и 43309 тыс. р. на начало и конец года соответственно), оплату работ, услуг (6893 тыс. р. и 11985,8 тыс. р. на начало и конец года соответственно), куда входят ремонтные работы, арендная плата за пользование имуществом, работы и услуги по содержанию помещений, услуги связи, коммунальные и транспортные услуги.

Поступления нефинансовых активов выросли на 2433,6 тыс. р., что связано, прежде всего, с приобретением основных средств.

Рисунок 2 - Распределение расходов на 2010 год

Рассмотрим удельный вес доходов к их общему числу, изображенный на рисунке 3.

На конец года удельный вес бюджетных средств снизился (64,08 % на начало года и 61,48 % на конец года), однако доходы от внебюджетной деятельности повысились на 0,53 % - с плановых 29,5 % до фактических 30,03 %. Доходы от сдачи имущества в аренду также увеличились - 6,42 % на начало года и 8,5 % на конец года.

Рисунок 3 - Структура доходов в 2010 году

Проанализируем и представим на рисунке 4 удельный вес расходов, приходящихся на 2010 год.

Хотя размер оплаты труда и увеличился по сравнению с началом года, но относительная величина по сравнению с общими суммами расходов на начало и конец года уменьшилась с 67,87 % до 65,36 %.

Показатели оплаты работ также повысились с 14,75 % до 18,09 % на начало и на конец года соответственно.

Наибольшее изменение удельного веса в этой статье расходов произошло за счет работ и услуг по содержанию имущества - увеличение показателя на 1,78 %, а также прочих работ, услуг - рост показателя на 1,54 %.

В статье прочих расходов наблюдается снижение относительного показателя на 2,73 %.

Значение показателя поступления нефинансовых активов вырос на 1,89 %.

Увеличение расходов указывает на рост доходов от внебюджетной деятельности.

Рисунок 4 - Структура расходов в 2010 году

Аналогично проанализируем доходы и расходы 2011 года и представим их на рисунках 5 и 6.

Рост показателя поступлений от внебюджетной деятельности объясняется открытием дополнительных учебных групп и набором большего количества студентов, а также повышением стоимости обучения. Значение этого вида доходов на начало года составило 17243 тыс. р., а на конец года - 18060,2 тыс. р. Доходы от сдачи имущества в аренду снизились (6184 тыс. р. на начало года и 5432,2 тыс. р. на конец года). Это произошло в результате того, что на начало 2011 года в число этих доходов входила стоимость налога на прибыль, к концу года эту стоимость стали учитывать отдельно, что и привело к снижению абсолютного показателя доходов от сдачи имущества в аренду.

Рисунок 5 - Распределение доходов на 2011 год

Рисунок 6 - Распределение расходов на 2011 год

Повышение оплаты труда (41207 тыс. р. на начало года и 48054,7 тыс. р. на конец года) объясняется переходом с 01.04.2011 г. на новую систему оплаты труда, за счет чего были выделены дополнительные бюджетные ассигнования на повышение заработной платы.

Расходы на оплату работ и услуг выросли на 1263,4 тыс. р. Здесь можно указать и рост показателей услуг связи, коммунальных услуг, прочих работ и услуг. Арендная плата за пользование имущества на конец года составила 13 тыс. р. за счет аренды стадиона для проведения Дня первокурсника, а также за счет аренды бассейна в течение года.

Значение поступления нефинансовых активов повысилось на 118 тыс. р. (2944 тыс. р. и 3062 тыс. р. на начало и конец года соответственно). Это произошло лишь из-за увеличения стоимости материальных запасов (1474 тыс. р. на начало года и 2442 тыс. р. на конец года).

Стоимость же основных фондов снизилась с 1470 тыс. р. до 620 тыс. р. в результате того, что денежные средства были направлены на ремонт имеющегося оборудования вместо покупки нового.

Структуру доходов и расходов рассмотрим на рисунках 7 и 8.

Рисунок 7 - Структура доходов в 2011 году

Поступления из бюджета выросли на 4,5 %, но доходы от сдачи имущества в аренду снизились на 2,3 %, как отмечалось выше, из-за вычитания налога на прибыль.

Также снизился удельный вес других доходов - поступлений от проведения работ, мероприятий - на 2,19 % к суммам на начало и конец года.

Рисунок 8 - Структура расходов в 2011 году

Значения показателей расходов на оплату труда на конец года выросли по сравнению со значениями на начало года на 1,79 %. Показатель оплаты работ и услуг снизился на 0,13 %. Здесь удельный вес транспортных услуг составил 0,61 % и 0,35 % на начало и конец года соответственно, коммунальных услуг - 8,3 % и 7,41 %, работ, услуг по содержанию имущества - 4,66 % и 3,8 %. При этом удельный вес услуг связи увеличился на 0,23 %, арендной платы за пользование имуществом - на 0,02 %, прочих работ, услуг - на 1,62 %. Показатель прочих расходов также снизился с 8,2 % до 6,9 % на начало и конец года соответственно. Удельный вес поступлений нефинансовых активов составил 4,81 % на начало года и 4,41 % на конец года в связи с уменьшением показателя стоимости основных фондов (2,41 % и 0,9 %).

На рисунках 9 и 10 рассмотрим, каким образом распределились доходы и расходы 2012 года.

Рисунок 9

Поступления из бюджета выросли на 5687,2 тыс. р. по сравнению с началом года, также с учетом роста арендной платы выросли и доходы от сдачи имущества в аренду - 5642 тыс. р. на начало года и 5971 тыс. р. на конец года. Немного снизилась оставшаяся часть доходов и поступлений - на 1352 тыс. р.

Касаемо расходов, наблюдается высокий рост расходов на оплату труда - 44444,8 тыс. р. и 51711,1 тыс. р. на начало и конец года соответственно. Разница в 7266,3 тыс. р. объясняется повышением окладов с 01.10.2012 года.

Расходы на оплату работ, услуг в целом снизились на 998,4 тыс. р. Значительную роль в этом сыграло снижение прочих работ и услуг - 3415 тыс. р. на начало года и 2163,2 тыс. р. на конец года. Также на 650,1 тыс. р. снизились расходы на коммунальные услуги. Это произошло в связи с проведением энергосберегающей политики: замены окон, осветительного оборудования, а также в связи с тем, что планируемое повышение тарифов на 10-15 % произошло лишь на 5-6 %. Расходы на арендную плату за пользование имуществом в этом году также выросли на 40 тыс. р. в результате аренды бассейна для студентов и сотрудников учреждения.

Рисунок 10 - Распределение расходов на 2012 год

Относительные показатели доходов 2012 г. рассмотрим на рисунке 11.

Удельный вес поступлений из бюджета увеличился на 3,46%. Удельный вес доходов от сдачи имущества в аренду, хотя они увеличились в абсолютных показателях, незначительно снизился на 0,05 % по сравнению с началом года. Доходы от внебюджетной деятельности уменьшились на 3,4 %.

Рисунок 11 - Структура доходов в 2012 году

На рисунке 12 показано, каким образом распределились относительные показатели расходов.

Рисунок 12 - Структура расходов в 2012 году

В связи с увеличением расходов на оплату труда их удельный вес также увеличился - 62,77 % на начало года и 68,52 % на конец года.

Относительный показатель оплаты работ и услуг уменьшился на 2,63 % (21,17 % и 18,54 % на начало и конец года соответственно). Здесь мы видим снижение удельного веса коммунальных услуг (9,49 % на начало года и 8,05 % на конец года) и прочих работ, услуг (4,83 % на начало года и 2,87 % на конец года). Остальные показатели данной статьи расходов увеличились в среднем на 0,2 % (более всего - на 0,52 % - расходы и услуги по содержанию имущества, менее всего - на 0,06 % - арендная плата за пользование имуществом).

Снижение относительного показателя поступления нефинансовых активов на 1,39 % (с 5,82 % до 4,43 %) произошло за счет уменьшения стоимости материальных запасов на 1,36 % (с 4,02 % до 2,66 %). Удельный вес увеличения стоимости основных средств также незначительно снизился (на 0,04 %) - 1,81 % и 1,77 % на начало и конец года соответственно.

Рассмотрим распределение доходов и расходов на 2013 год и продемонстрируем наглядно на рисунках 13 и 14.

Рисунок 13 - Распределение доходов на 2013 год

Мы видим, что, по сравнению с началом года, на конец года бюджетные поступления увеличились на 6173,2 тыс. р. (60039 тыс. р. на начало и 66212,2 тыс. р. на конец года). Это произошло преимущественно за счет увеличения фонда оплаты труда с 1 октября 2013 года на 6,5 %. Снизились доходы от сдачи имущества в аренду (5496 тыс. р. и 4220,4 тыс. р. на начало и конец года соответственно).

Поступления от проведения работ, оказания услуг по договорам снизились на 582,2 тыс. р.

Следует отметить, что входящие в эту группу доходов безвозмездные поступления увеличились по сравнению с началом года на 425,6 тыс. р.

Снижение показателя наблюдается из-за уменьшения доходов от оказания платных услуг на 1007,8 тыс. р. (14249,2 и 13241,4 тыс. р. на начало и конец года соответственно).

Рисунок 14 - Распределение расходов на 2013 год

Общий показатель расходов на конец 2013 года вырос на 4315,4 тыс. р. Планируемые затраты на оплату труда увеличились на 1814,1 тыс. р. Значительно возрос показатель нефинансовых активов - на 2654,4 тыс. р., т.е. более чем в 2 раза. Это объясняется увеличением стоимости основных средств и материальных запасов.

Рассмотрим распределение относительных показателей доходов и расходов на 2013 год на рисунках 15 и 16.

Удельный вес поступлений из бюджета увеличился с плановых 71,7 % до фактических 75,19 %.

Относительные показатели доходов от сдачи имущества в аренду и поступлений от проведения работ, мероприятий по договорам также снизились на 1,77 % и 1,72 % соответственно.

Анализируя относительные показатели расходов на начало и конец 2013 года, мы видим, что только поступления нефинансовых активов выросли (на 2,89 %), остальные же показатели снизились.

Рисунок 15 - Структура доходов в 2013 году

Рисунок 16 - Структура расходов в 2013 году

Хотя расходы на оплату труда и выросли по абсолютным показателям, их удельный вес к концу года снизился с 73,88 % до 72,32 % из-за значительного снижения начислений на выплаты по оплате труда (18,24 % на начало года и 15,89 % на конец года).

Показатели оплаты работ, услуг снизились почти по всем статьям - 15,14 % и 14,15 % на начало и конец года соответственно.

Удельный вес пособий по социальной помощи населению также снизился с 3,35 % до 3,18 %.

Поступления из бюджета с каждым годом растут. На начало 2011 года, по сравнению с началом 2010 года, значение показателя выросло на 7824 тыс. р., в следующем году - на 8925,7 тыс. р., а в 2013 году - на 13341,3 тыс. р. На конец 2011 года показатели выросли по сравнению с показателями конца 2010 года на 5289,3 тыс. р., в следующем периоде - на 12326,2 тыс. р., в последнем периоде - на 13827,3 тыс. р.

Доходы от сдачи имущества в аренду растут к концу 2010 и 2012 годов, однако в 2011 году значение этого показателя снизилось из-за невключения в эту сумму налога на прибыль (на конец года значение показателя уменьшилось на 760,8 тыс. р.), а в 2013 году абсолютный показатель уменьшился на 1275,6 тыс. р. Такая большая цифра объясняется тем, что некоторое имущество (в частности, помещения) перестали сдаваться в аренду, более того, на конец года по арендной плате у учреждения имеется дебиторская задолженность.

Доходы и поступления от внебюджетной деятельности на начало периодов растут (13787, 17243 и 18473 тыс. р. на начало 2010, 2011 и 2012 года соответственно), за исключением 2013 года, где этот показатель составил 18210 тыс. р., что объясняется планируемым сокращением приема на внебюджетной основе. На конец периодов это значение, наоборот, снижается (19897,3, 18060,2 и 17121 тыс. р. на конец 2010, 2011 и 2012 года соответственно), однако, на конец 2013 года по сравнению 2012 годом наблюдается небольшое увеличение показателя - на 506,8 тыс. р. Это можно объяснить тем, что большее количество, чем в 2012 году, обучалось на курсах по вождению.

Таким образом, мы видим, что фактические доходы растут в каждом периоде, что объясняется ростом фактических расходов.

Самая большая часть расходов приходится на оплату труда, причем значение этого показателя с каждым годом растет, что объясняется повышением окладов, тарифов и, соответственно, ростом заработной платы персонала. Также сюда входит и повышение расходов, связанных с оплатой стоимости проезда (льготный проезд) к местам проведения отпусков и т.д.

Расходы на оплату работ, услуг также растут с каждым годом.

В 2010 и 2011 году фактические расходы по этой статье превысили запланированные, что произошло за счет роста доходов от внебюджетной деятельности. Основной рост расходов пришелся на работы, услуги по содержанию имущества, коммунальные и транспортные услуги, а также услуги связи.

Внимания заслуживает абсолютное значение статьи социального обеспечения, которое с каждым годом повышается с учетом роста в учреждении единовременных выплат, пособий по временной нетрудоспособности и т.д. Доходы техникума состоят из бюджетных поступлений, средств от внебюджетной деятельности и аренды. На основе бюджетных смет рассчитаем относительные показатели составляющих доходы и занесем их в таблицу 2.

Таблица 2. Значения составляющих доходы (в тысячах рублей)

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.


На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

Абсолютный, р.

Бюджет

29 948,0

40740,4

37772,0

46029,7

46697,7

52384,9

60039,0

66 212,2


Внебюджет

13 787,0

19897,3

17243,0

18060,2

18473,0

17121,0

18210,0

17 627,8


Аренда

3 000,0

5 633,0

6 184,0

5423,2

5 642,0

5 971,0

5 496,0

4 220,4


ВСЕГО

46 735,0

66270,7

61199,0

69513,1

70812,7

75476,9

83745,0

88 060,4

Относительный, %

Бюджет

64,08 %

61,48 %

61,72 %

66,22 %

65,95 %

69,41 %

71,70 %

75,19 %


Внебюджет

29,50 %

28,18 %

25,98 %

26,09 %

22,68 %

21,74 %

20,02 %


Аренда

6,42 %

8,50 %

10,10 %

7,80 %

7,97 %

7,91 %

6,57 %

4,8 %


Бюджетные поступления занимают наибольший удельный вес к общему числу доходов. Мы можем наблюдать ежегодный рост относительного показателя бюджетных средств. С 2011 по 2013 год фактические поступления превышают запланированные, т.к. растут и запланированные расходы.

Запланированные доходы от внебюджетной деятельности также повышаются, однако фактически они уменьшаются, пусть и незначительно.

Наименьший удельный вес в общей структуре доходов занимают доходы от сдачи имущества в аренду - меньше 10 %. Мы можем наблюдать тенденцию к понижению как запланированных доходов от аренды, так и фактических, и лишь в первом рассматриваемом периоде, в 2011 году, удельный вес фактических доходов превысил удельный вес запланированных на 2,08 %.

Доходы от образовательной деятельности, как мы отмечали выше, складываются из следующих составляющих: бюджетных средств, внебюджетных поступлений и арендных платежей. Бюджетное финансирование находится в зависимости от числа студентов согласно государственному заказу (государственный заказ определяется Министерством образования), однако в наиболее критической экономической ситуации министерство может снизить финансирование и профинансировать только защищенные статьи бюджета (главным образом часть заработной платы). Привлечение и использование внебюджетных средств, полученных от образовательной деятельности, позволяет покрыть оставшуюся долю расходов, тем самым, обеспечив колледжу окупаемость и экономическую устойчивость.

Анализ смет показал, что объем внебюджетных поступлений значительно уступает объему бюджетных ассигнований. Первые три года наблюдается уменьшение внебюджетных поступлений, но к концу 2013 года их объем увеличивается на 506,8 тыс. р. по сравнению с 2012 годом. Однако на этот момент происходит резкое снижение доходов от сдачи имущества в аренду - на 1750,6 тыс. р. в сравнении с показателем предыдущего года. Это произошло за счет освобождения арендуемой площади. Именно поэтому мы наблюдаем рост бюджетных поступлений, т.к. не поступили запланированные доходы от внебюджетной деятельности и сдачи имущества в аренду.

Доля внебюджетных поступлений с каждым годом снижается. Даже с учетом роста на 2013 год абсолютного показателя внебюджетных поступлений, их удельный вес в общей массе доходов снизился на 4,46 %.

Проведем анализ внебюджетных поступлений, который позволит нам оценить изменение внебюджетных поступлений отчетного периода по сравнению с базовым и темп их роста, а также выявить, за счет каких факторов произошло изменение и насколько оно повлияло на изменение внебюджетных поступлений.

Рассчитаем общее изменение внебюджетных поступлений с помощью формулы 1:

,                                                                       [1]

где Вn+1 - внебюджетные поступления отчетного периода; Вn - внебюджетные поступления базового периода; n - период.

Для более точной оценки расчеты произведем с учетом инфляции, которая, по данным Росстата, составила: в 2011 году - 8,8 %, в 2012 году - 8,8 %, в 2013 году - 6,1 %.

Тогда мы получим следующие данные:

ΔВ2011 = -3588,062 тыс. р.

ΔВ2012 = -2528,498 тыс. р.

ΔВ2013 = -537,581 тыс. р.

Как мы видим, объем внебюджетных поступлений снижается в течение первых двух лет исследуемого нами периода, но к концу 2013 года ситуация начинает улучшаться. Увеличение средств от приносящей доход деятельности, как мы отмечали выше, произошло, в первую очередь, из-за открытия новых специальностей и, соответственно, появления дополнительных групп. Рассмотрим темп роста внебюджетных ассигнований с учетом инфляции, который рассчитывается по формуле 2:

,                                                                              [2]

 

 

 

Темп прироста внебюджетных поступлений меняется с каждым периодом в сторону увеличения, что говорит об уменьшении снижения внебюджетных доходов, поэтому видна положительная динамика.

При анализе внебюджетных поступлений оптимальным является факторный анализ, который позволяет оценить изменение внебюджетных поступлений за счет изменения объема полученных внебюджетных средств, структуры внебюджетных средств, а также цен на товары и оказываемые услуги.

Поскольку основным направлением деятельности учреждения является образовательная деятельность, мы рассмотрим внебюджетные поступления от обучения студентов на договорной основе. С помощью факторного анализа можно оценить влияние изменения числа студентов, обучающихся на платной основе, и изменения цены на образовательную программу на величину внебюджетных поступлений от образовательной деятельности.

Проведем анализ внебюджетных поступлений для двух периодов: 2011 -2012 гг. и 2012-2013 гг., после чего сравним полученные данные.

Для начала заполним таблицу 3, используя данные по контингенту студентов и стоимости обучения на отделениях учреждения за 2011-2012 год.

Таблица 3. Данные за 2011-2012 гг. для расчета изменения внебюджетных поступлений

Отделение

2011 год

2012 год


Численность студентов (V), чел.

Доля студентов (di), %

Средняя стоимость обучения одного студента (Цi), р.

Поступления от обучения студентов (В), р.

Численность студентов (V), чел.

Доля студентов (di), %

Средняя стоимость обучения одного студента (Цi), р.

Поступления от обучения студентов (В), р.

1 дневное

271

50,6

25643

6949253

263

52,4

25500

6706500

2 заочное

265

49,4

20000

5300000

239

47,6

20000

4780000

Итого

536

100

-

12249253

502

100

-

11486500


Рассчитаем влияние изменения численности студентов-контрактников на изменение внебюджетных поступлений по экономико-математической модели определения влияния факторов на результат 3.

 

 

где Vотч - общая численность студентов-контрактников в отчетном периоде; Vб - общая численность студентов-контрактников в базовом периоде; d - доля студентов, обучающихся на платной основе на i-ом отделении в базовом периоде; Ц - средняя стоимость обучения одного студента на i-ом отделении в базовом периоде.

ΔВV = -777082,2 р.

Итак, мы видим, насколько снизился объем внебюджетных доходов из-за уменьшения численности студентов-контрактников.

По формуле 4 рассчитаем изменение внебюджетных поступлений от обучения студентов за счет изменения контингента студентов-контрактников.

 

где diотч - доля студентов, обучающихся на платной основе на i-ом отделении в отчетном периоде.

ΔВd = 50990,2 р.

Изменение контингента студентов произошло в результате уменьшения относительного показателя численности студентов заочного отделения и увеличения относительной численности студентов дневного отделения. Это изменение привело к росту внебюджетных поступлений за счет того, что средняя стоимость обучения одного студента выше на дневном отделении.

С помощью формулы 5 оценим изменение внебюджетных поступлений от обучения студентов-контрактников, произошедшее за счет изменения цен.

 

где Цiотч - средняя стоимость обучения одного студента на i-ом отделении в отчетном периоде.

ΔВЦ = -37615,9 р.

В результате изменения цен внебюджетные поступления уменьшились. Снижение средней стоимости обучения одного студента на дневном отделении произошло в результате закрытия дорогостоящей специальности.

Общее изменение внебюджетных поступлений от обучения студентов равно сумме изменений внебюджетных средств за счет изменения численности, контингента студентов и стоимости обучения одного студента:

ΔВобщ = -777082,2 + 50990,2 + (-37615,9) = -763707,9 р.

Итак, общая сумма внебюджетных поступлений от обучения студентов на платной основе на конец 2012 года уменьшилась на 763707,9 р.

Аналогично проанализируем данные за 2012-2013 гг.

Таблица 4. Данные за 2012-2013 гг. для расчета изменения внебюджетных поступлений

Отделение

2012 год

2013 год


Численность студентов (V), чел.

Доля студентов (di), %

Средняя стоимость обучения одного студента (Цi), р.

Поступления от обучения студентов (В), р.

Численность студентов (V), чел.

Доля студентов (di), %

Средняя стоимость обучения одного студента (Цi), р.

Поступления от обучения студентов (В), р.

1 дневное

263

52,4

25500

6706500

300

59,8

26412

7923600

2 заочное

239

47,6

20000

4780000

202

40,2

20000

4040000

Итого

502

100

-

11486500

502

100

-

11963600


Изменение численности студентов-контрактников ΔВV в рассматриваемый период будет равно 0, т.к. общая численность студентов, обучающихся на платной основе в 2012 и 2013 году, одинакова.

Изменение внебюджетных поступлений от обучения студентов за счет изменения контингента студентов-контрактников:

ΔВd = 204314 р.

Изменение внебюджетных поступлений от обучения студентов-контрактников, произошедшее за счет изменения цен:

ΔВЦ = 273778,8 р.

Общее изменение внебюджетных поступлений за 2012-2013 гг.:

ΔВобщ = 0 + 204314 + 273778,8 = 478092,8 р.

Сведем рассчитанные данные в таблицу 5.

Таблица 5. Влияние различных факторов на объем внебюджетных поступлений

Изменение внебюджетных поступлений за счет изменения:

2011-2012 гг.

2012-2013 гг.

общей численности студентов-контрактников (ΔВV), р.

-777082,2

0

численности студентов-контрактников по отделениям (ΔВd), р.

50990,2

204314

цен (ΔВЦ), р.

-37615,9

273778,8

Общее изменение внебюджетных поступлений (ΔВобщ), р.

-763707,9

478092,8


Итак, мы видим, что за период 2012-2013 года объем внебюджетных поступлений значительно увеличился по сравнению с прошлым периодом, где наблюдалось его снижение.

Положительная динамика наблюдается в изменении численности студентов-контрактников: неизменность общего числа студентов позволила сохранить внебюджетные поступления на том же уровне (хотя они и не выросли), когда в прошлом периоде (2011-2012 гг.) из-за сокращения численности студентов-контрактников наблюдалось значительное снижение доходов от коммерческих групп - на 777082,2 р.

Изменение контингента студентов-контрактников позволило увеличить доходы от внебюджетной деятельности на 153323,8 р. (50990,2 р. и 204314 р. за 2011-2012 и 2012-2013 периоды соответственно). Это произошло за счет увеличения количества студентов-контрактников, обучающихся на дневном отделении, где значительно выше стоимость обучения.

Изменение цен также значительно повлияло на изменение внебюджетных поступлений. Если в первом периоде (2011-2012 гг.) средняя стоимость обучения на дневном отделении уменьшилась вследствие закрытия самой «дорогой» специальности, то в следующем периоде (2012-2013 гг.) средняя стоимость обучения выросла, к тому же выросло и число студентов-контрактников, что и привело к такому ощутимому росту внебюджетных поступлений.

.4      Внешняя и внутренняя среда

Определим факторы макросреды предприятия, используя матрицу PEST -анализа.анализ - это инструмент исторически сложившегося четырехэлементного стратегического анализа внешней среды. При этом для каждого конкретного сложного объекта существует свой особый набор ключевых факторов, который непосредственно и наиболее существенным образом влияет на него.

Анализ каждого из выделенных аспектов проводится системно, так как в жизни все эти аспекты между собой тесным и сложным образом взаимосвязаны.

Значимое изменение любого из аспектов, как правило, влияет на всю цепочку. Такие изменения в каждом конкретном случае могут стать или угрозой развитию объекта, или, наоборот, новой стратегической возможностью его будущего успешного развития.

Данный вид анализа представлен в таблице 6.

Таблица 6. Факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации

Политико - правовые факторы Изменения в законодательстве РФ Правительственная стабильность Отношения техникума с правительством и областной властью Государственное влияние отрасли Государственное регулирование конкуренции в отрасли

Экономические факторы Общая характеристика экономической ситуации (подъем, характеристика, спад) Инфляция Экономическое положение ключевых партнеров и заказчиков Изменения на рынке рабочей силы Новые запросы экономической среды

Социокультурные факторы Изменения в уровне и стиле жизни Изменения в базовых ценностях Отношение к работе и отдыху Отношение к образованию Демографические изменения Изменения структуры доходов Преступность, наркомания, пьянство

Технологические факторы Новые патенты Новые продукты Новые образовательные технологии


Изучение политико-правовых и технологических факторов, формирующих операционную среду факторов - первый шаг в анализе окружающей среды.

Анализ этих переменных структуры отрасли, в которой оперирует организация, и позиции организации в отрасли позволяют предприятию определить области, в которых оно может воспользоваться или создать конкурентные преимущества.

Определим факторы микросреды предприятия, используя критерии оценки деятельности предприятия со стороны заинтересованных групп. Данные факторы представлены в таблице 7.

Большое число заинтересованных в деятельности организации групп создает сложности в управлении, так как каждая группа использует собственные критерии оценки функционирования предприятия. Каждая группа оценивает деятельность организации с точки зрения своих интересов.

Таблица 7 Факторы микросреды предприятия, используя критерии оценки деятельности предприятия со стороны заинтересованных групп

Заинтересованные группы

Критерии оценки

Потребители Правительственные органы  Профсоюзы   Кредиторы   Поставщики  Конкуренты  Общественность

Качество образования, образовательных услуг Уплата таможенных пошлин, исполнение законов, уплата налогов, участие в правительственных программах Социальные программы предприятия, поддержка работников, Уровень заработной платы, стабильность заработной платы, условия и возможности для профессионального роста Прибыльность предприятия, структура активов предприятия, надежность, деловая репутация, выполнение условий соглашений Своевременность платежей, стабильность заказов, объем заказов Конкурентные преимущества предприятия, цены на образовательные услуги, возможные скидки Минимизация негативного влияния на окружающую среду, участие в благотворительных программах, создание рабочих мест, поддержание инфраструктуры ближайшего окружения предприятия


Определим вес собранных факторов для организации и оценим готовность предприятия к реакции на данные факторы внешней среды на основании формы EFAS. Форма EFAS - анализа представлена в таблице 8.

Таблица 8 Форма EFAS-анализа 

Внешние стратегические факторы

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Возможности




Увеличение спроса на образовательные услуги

0,20

4

0,8

Хорошие партнерские связи

0,05

2

0,1

Развитие дополнительных образовательных услуг

0,10

3

0,3

Улучшение экономической среды

0,15

4

0,6

Угрозы




Ухудшение демографической ситуации

0,10

2

0,2

Конкуренция на внутреннем рынке

0,10

3

0,3

Низкая платежеспособность населения и ее дальнейшее падение

0,15

3

0,45

Усиление государственного регулирования

0,15

3

0,45


1


3,2


Оценка 3,2 показывает, что степень реакции предприятия на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды находится на среднем уровне.

Определим тип внешнего окружения организации и силы его влияния на внутреннюю среду.

Внешнее окружение организации можно охарактеризовать, как изменяющаяся среда с жесткой конкуренцией на рынке.

Определим стиль ответной реакции организации на воздействие внешней среды.

Ответная реакция предприятия выражается в следующих действиях:

Организация принимает управленческие меры после свершения изменений во внешней среде, то есть предполагает реактивный стиль управления;

Расширение сфер деятельности, диверсификация, как средство возможного уменьшения коммерческого риска при изменении факторов внешней среды;

Совершенствование организационной структуры управления для повышения его гибкости, в этом случае организация создает определенные стратегические единицы бизнеса, а так же другие гибкие структуры, ориентированные на достижение конечных результатов;

Ведется стратегическое управление.

Деловое окружение или микросреду образуют те субъекты и процессы, с которыми организация непосредственно взаимодействует или сама может оказывать влияние на них - например, поставщики, потребители, кредиторы. Наиболее влиятельными в нашем случае являются потребители, поставщики. Угроза от конкурентов не существенна.

Анализ основных показателей отрасли включает в себя: структура отраслевого рынка; перспективы роста отрасли и стадии её жизненного цикла; структура и масштабы конкуренции; структура отраслевых издержек; система сбыта продукции; тенденции развития отрасли; ключевые факторы успеха.

Подробный анализ вышеприведённых показателей представлен далее.

Цель данного анализа - определение привлекательности отрасли и отдельных товарных рынков внутри отрасли.

Также позволяет выяснить структуру и динамику отрасли, характерные для неё возможности и существующие угрозы, определить ключевые факторы успеха и с учётом всего разрабатывать стратегию поведения предприятия на рынке.

Таблица 9. Ёмкость отраслевого рынка в процентном соотношении

Типы ёмкости рынка

Ёмкость рынка, %

Потенциальный

100

Доступный

60

Квалифицированный

60

Целевой

40

Освоенный

22


Потенциальный рынок отрасли определяется суммой всех конечных потребителей, так как в принципе все потребители могли бы быть нашими клиентами.

Доступный рынок включает в себя тех потребителей, которые в состоянии стать нашими клиентами, проявляют к нам интерес. К ним можно отнести тех потребителей, которые работают, живут поблизости и хотя бы один раз были нашими посетителями.

Квалифицированный рынок во многом совпадает с доступным, поскольку потребители уже хорошо осведомлены о качестве обслуживания, ассортименте нашего предприятия, то есть потребители прекрасно владеют информацией и время от времени становятся нашими клиентами.

Целевой рынок - это тот сегмент рынка, в котором работает ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ и его конкуренты. Потребители в силу своих потребительских предпочтений являются клиентами и конкурентов.

Освоенный рынок - это постоянные потребители, уверенные в своём выборе и полностью удовлетворённые. Отсюда следует, что потенциальный размер отрасли всегда будет намного больше, чем реальный.

Структура и масштабы конкуренции: Дальнейший анализ отрасли состоит из рассмотрения пяти основных факторов, определяющих структуру и масштабы конкуренции. Из всех критериев, определяющих фактор конкуренции в отрасли, мы выбрали наиболее значимые для нашей отрасли.

Детерминанты рыночной власти поставщиков: наличие ресурсов-субститутов; влияние цены ресурсов на стоимость товара; уровень концентрации поставщиков.

Детерминанты рыночной власти покупателей: концентрация покупателей в сравнении с концентрацией фирм; объём закупок потребителями; информированность покупателей; влияние на качество/внешний вид товара; выгоды покупателя; товары-заменители; стимулы принимающих решения.

Входные барьеры: экономия, связанная с масштабом производства; издержки переключения; доступ к необходимым ресурсам; ожидаемые ответные меры конкурентов.

Детерминанты степени угрозы товаров-заменителей: относительная цена субститутов; склонность покупателей к субститутам.

Детерминанты соперничества: рост отрасли; постоянные издержки; различия в продукции; разновидности конкурентов; корпоративные доли.

Таблица 10. Балльная оценка влияния отдельных факторов на структуру и масштабы конкуренции на рынке

Факторы, влияющие на структуру и масштабы конкуренции

Баллы

Детерминанты рыночной власти поставщиков

6

Детерминанты рыночной власти потребителей

9

Входные барьеры

6

Детерминанты степени угрозы товаров-заменителей

2

Детерминанты соперничества

5


Анализ конкурентов: Конкурентная стратегия компании - это удержание лидерства.

ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ - это довольно известный брэнд на рынке образования на территории Саратовской области, и текущая задача сохранить данное положение в сознании потребителей, постоянно работать над увеличением учащихся.

При сравнении ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ в г. Саратове с его основными конкурентами на рынке образовательных услуг., можно выделить его сильные, слабые стороны, а также возможности и угрозы.

Лидером рейтинга среди средних специальных учебных заведений данной отрасли, которые наиболее популярны у абитуриентов, стал Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса <http://saratov.cultura-city.ru/?id=6052240280257737&hash=dgCCpx7A768IJ1HC5578uvid43290J348eh30824055A3137d6g687G96J0I66273> (28,7%). Вторую позицию рейтинга занимает Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов <http://saratov.cultura-city.ru/?id=6052240280264654&hash=d2Cfpx7A685IJ1H95a77uvid43290J3484h7082405673137d6gf87G95J0I6627f> (25,7%), третью - Саратовский политехникум (18,4%). Немногим ниже располагается газета Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания <http://saratov.cultura-city.ru/?id=6052240280302524&hash=d8C8px7A555I7H1J537huvid4329G3I284h2082406059116ddgg87G923G2375279>, в пользу которой высказалось 18,4% опрошенных.

На основе анализа конкурентов, сформируем позиционные карты конкурентов на рынке. При построении позиционных карт используем показатели широты ассортимента, качества и цены услуг. Радиус круга пропорционален доле на рынке.

На основании полученной позиционной карте можно сделать вывод, что самыми конкурентоспособными являются Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса <http://saratov.cultura-city.ru/?id=6052240280257737&hash=dgCCpx7A768IJ1HC5578uvid43290J348eh30824055A3137d6g687G96J0I66273> и Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов <http://saratov.cultura-city.ru/?id=6052240280264654&hash=d2Cfpx7A685IJ1H95a77uvid43290J3484h7082405673137d6gf87G95J0I6627f>, они лидируют по качеству предоставляемых услуг (высокое).

Чтобы победить в борьбе за лидерство и достичь максимальных результатов, Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов <http://saratov.cultura-city.ru/?id=6052240280264654&hash=d2Cfpx7A685IJ1H95a77uvid43290J3484h7082405673137d6gf87G95J0I6627f> использует известные средства интегрированных маркетинговых коммуникаций: реклама; стимулирование сбыта образовательных услуг; связи с общественностью; спонсорство; благотворительность.

Основная цель всех мероприятий техникума на текущий момент ориентирована на получение максимальной прибыли от реализации образовательных услуг.

Подцели:

Цель 1. Увеличение учащихся техникума, автошколы, учебного комбината;

Цель 2. Расширение аудитории учащихся за счет открытия новых направлений обучения и переобучения;

Цель 3. Удержание одного из лидирующих мест техникума на рынке средне-специальных учебных заведений г. Саратова;

Цель 4. Не допустить снижения числа учащихся в связи с грядущим повышением цен на дополнительные услуги.

Эти меры положительно сказываются на развитии техникума, и тенденции увеличения спроса говорит о том, что движение на данный момент в верную сторону.

По числу учащихся и спросу на образовательные услуги Саратовский техникум отраслевых технологий и финансов <http://saratov.cultura-city.ru/?id=6052240280264654&hash=d2Cfpx7A685IJ1H95a77uvid43290J3484h7082405673137d6gf87G95J0I6627f> не занимает абсолютной лидирующей позиции. Понять причины этого можно, проведя SWOT- анализ.

Результаты проведенных анализов внешней и внутренней ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ обобщены в форме таблицы SWOT-анализа (табл.11.)

Таблица 11. SWOT-анализ ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ

Оценка актуального состояния внутри техникума

Оценка перспектив развития техникума в соответствии с изменениями внешней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Благоприятные факторы

Риски

Достаточно высокая степень удовлетворенности студентов и их родителей качеством образовательных услуг. Востребованность выпускников техникума на рынке труда. Хорошая посещаемость занятий. Расширение инвестиций в поддержку инноваций. Включенность техникума в инновационную работу на региональном уровне.

Недостаточно быстро внедряются новые технологии.  Нехватка квалифицированных мастеров п\о.  Непроработанность системы независимой оценки качества подготовки выпускников. Физически и морально устаревшее оборудование.

 Потребность Саратовского региона в высоко квалифицированных кадрах. Расширение государственных инвестиций в образование.  Удачное месторасположение техникума. Уникальность некоторых профессий.

 Недостаточное бюджетное финансирование. Непривлекательность вводимых вновь профессий для выпускников школ и их родителей. Нехватка квалифицированных педагогических кадров


Анализ состояния образовательной системы ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ позволил определить его основные конкурентные преимущества.

К ним следует отнести: достаточно высокий авторитет техникума в социуме; квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на достижение высоких результатов обучения и воспитания; использование в образовательном процессе современных образовательных технологий; создание структуры государственно-общественного управления.

Вместе с тем выявлены следующие противоречия, на разрешение которых будет направлена программа развития техникума. Это противоречия между: необходимостью совершенствования содержания образования и недостаточностью ресурсов по внедрению инновационных технологий; необходимостью повышение эффективности управления и недостаточностью нормативно-правового обеспечения совершенствования экономических механизмов; информационной насыщенностью образовательной среды и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к работе в данных условиях.

Портфельный анализ организации.

Корпоративный портфель ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ включает следующие номенклатурные позиции услуг (табл.12.)

Таблица 12. Структура корпоративного портфеля ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ

Номер услуги

Наименование услуги

Темпы роста услуги

Относительная доля рынка услуги

1

Специальность: Финансы - финансист.

1,34

0,48

2

Специальность: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - техник

1,5

0,83

3

Автошкола

1,5

1

4

Учебный комбинат

1,3

0,46

5

Специальность: Банковское дело - специалист банковского дела.

1,6

0,17

6

Специальность: Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) - бухгалтер.

1,3

0,55


Исходя из темпов роста рынка по различным видам услуг ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ и доли рынка, занимаемой каждой номенклатурной единицей, построим матрицу Бостонской консультационной группы для определения степени сбалансированности портфеля заказов (рис.20.).

Портфель заказов не сбалансирован, в области «собак» находятся 2 позиции, они менее значимы для организации, потому что характеризуются спадом спроса и низкой рентабельностью.

В зоне «дойных коров» находится лишь 1 позиция из 6.

Инвестиций в развитие «слабых позиций», получаемых в виде прибыли от «дойных коров», не достаточно, чтобы осуществить значительное смещение из зоны «проблем» в зону «звёзды».

В настоящее время в зоне «звезды» находятся 2 позиции, эти услуги являются высоко значимыми для организации (больше 50% прибыли организации приходится на эти услуги).

Существуют и такие услуги, к которым предъявляются требования значительной дифференциации, определяемые широким спектром потребностей различных групп потребителей, что обусловлено небольшими объемами продаж. В секторе «Фрагментаризация» находятся (5), (4) позиции.

кадровый управление доход финансовый

.       
Анализ предприятия

Учебный комбинат Техникума отраслевых технологий и финансов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный социально-экономический университет» (ТОТиФ ФГБОУ ВПО «СГСЭУ»), именуемое в дальнейшем ТОТиФ ФГБОУ ВПО «СГСЭУ», функционирует на основе Положения и Лицензии Министерства образования и науки Российской Федерации.

Таблица 1 - Наименование и местонахождение центра

Полное фирменное наименование

Краткое фирменное наименование

ТОТиФ ФГБОУ ВПО «СГСЭУ»),

Срок действия

неограничен

Юридический адрес

Российская Федерация, 410003, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Новоузенская 220

Фактический адрес

Российская Федерация, 410065, г. Саратов, ул. Новоузенская 220


Саратовский учебный комбинат

Организован 21 июля 1947 года по постановлению Совета Министров СССР №2627.

С начала существования подготовил 10680 квалифицированных рабочих.

База имеет благоустроенное общежитие на 400 мест, часть которого занята под классы.

Профилакторий - 375м2. Гараж-мастерские - 400м2.

Монтажных кранов - 6. Автомобильных кранов - 4.

Трубоукладчиков - 5. Бульдозеров - 4.

Механический погрузчик - 1. Передвижная механическая мастерская - 1.

В библиотеке имеется 14467 томов на сумму 7115 рублей.

В 1969 году должен подготовить 925 специалистов, в том числе 700 машинистов кранов. Учебный центр «Техникум Отраслевых Технологий и Финансов» ФГБОУ ВПО «Саратовский Государственный Социально-Экономический Университет» (ТОТиФ ФГБОУ ВПО СГСЭУ) Основан в 1962 году.

Обучение в нашем учебном центре проводится по образовательным программам в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов профессионального образования. (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 05.07.2011г. ААА № 001916; Свидетельство об аккредитации № НАМЦ-0713 от 25.11.2011г.)

Занятия проводятся с отрывом от производства, с частичным отрывом и без отрыва от производства с учетом режима работы учреждений, организаций, предприятий, физических лиц. После завершения обучения слушатели получают свидетельства и удостоверения установленного образца.

Учебный комбинат имеет полувековой опыт работы по подготовке рабочих кадров, материально-техническую базу, квалифицированный педагогический состав и учебно-методическую документацию необходимые для реализации образовательных программ.

При разработке стратегической концепции ТОТиФ ФГБОУ ВПО «СГСЭУ», основной упор делается на следующие элементы:

·        формирование конкурентоспособного ассортимента оказываемых образовательных услуг путем увеличения списка образовательных программ;

·        захват 30% доли рынка образовательных услуг рабочим специальностям;

·        переход на новый уровень обслуживания клиентов, за счет внедрения в работу Интернет-заявок на обучение;

·        оптимизация учебных помещений и учебных мастерских;

·        достижение максимального роста экономических показателей;

·        развитие сервиса по оказанию услуг для клиентов;

Также компания планирует в 2014 году расширить ряд оказываемых услуг, разработать учебные планы на ряд новых специальностей и направлений и добавить их в лицензию.

Учебный комбинат ТОТиФ ФГБОУ ВПО «СГСЭУ» далеко не первый год работает на рынке. Специалисты организации готовы предложить широкий перечень различных специальностей и направлений подготовки, оказать услуги по консультации жителям города Саратова и Саратовской области. Учебный центр осуществляет свою основную деятельность в основном в пределах г. Саратова и Саратовской области. Рассмотрим основных конкурентов ТОТиФ ФГБОУ ВПО «СГСЭУ», реализующие такой же вид услуг в г. Саратов:

·        Учебный центр «Знание»

·        Поволжский межрегиональный учебный центр

·        Учебный центр транспортной отрасли

Все эти центры занимаются подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации рабочих и специалистов, и предлагают почти тот же спектр услуг, что и учебный центр ТОТиФ ФГБОУ ВПО «СГСЭУ». Значительное количество конкурентов вызывает трудности при работе, но несмотря на это он занимает одно из лидирующих мест на рынке оказания образовательных услуг рабочим специальнстям в г. Саратов и Саратовской области. У учебного комбината можно выделить следующие преимущества:

·        Сильная конкурентная позиция в занятой нише услуг;

·        Использование современного способа обучения;

·        Благоприятный имидж у центра;

·        Долговременные, устойчивые связи с клиентами;

·        Высококвалифицированный персонал, имеющий значительный опыт работы на рынке образовательных услуг;

·        Индивидуальный подход к каждому клиенту, предоставление уникального пакета услуг;

·        Разнообразие предлагаемых специальностей и направлений подготовки;

Для предприятия ТОТиФ ФГБОУ ВПО «СГСЭУ» характерна линейно-функциональная организационная структура.

Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом.

К достоинствам линейно-функциональной структуры управления можно отнести:

·   более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;

·        освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;

·        возможность привлечения консультантов и экспертов.

К недостаткам линейно-функциональной структуры управления относятся:

·        отсутствие тесных взаимосвязей между производственными отделениями;

·        недостаточно четка ответственность, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации;

·        чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, то есть, тенденция к чрезмерной централизации.

Непосредственное управление учебным центром осуществляет руководитель учебным центром. В подчинении руководителя находятся заместитель руководителя по учебной части, заместитель руководителя по учебно-производственному обучению и заведующий автошколой.

Общая численность персонала - 20 человека.

В том числе:

Управляющие - 5 человек;

Старшие специалисты - 5человека;

Преподаватели - 5 человек;

Мастера производственного обучения - 5 человек.

Основную ответственность за осуществление бизнес-процессов по продаже услуг несет заместитель руководителя по учебной части, он отвечает за заключение и реализации образовательных услуг. На него возложены функции по поиску и формированию клиентской базы, а также функции по проведению переговоров и заключению договоров. Если на первом этапе деятельности предприятия усилий одного человека по данным направлениям было достаточно, то на данный момент стоит задуматься над внедрением должности менеджера по продажам, который возьмет на себя блок по формированию клиентской базы, переговоры с потенциальными клиентами и подписание договоров. Это позволит руководителю более тщательно анализировать предложения, находить более выгодные варианты сотрудничества, что позволит не только уменьшить нагрузку на него, но и оптимизировать всевозможные показатели. Такие обеспечивающие процессы, как обеспечение безопасности и юридическое обслуживание переданы на аутсорсинг. Контроль за оперативным и качественным выполнением обеспечивающих функций несет руководитель. На него же возложена ответственность за организацию административно-хозяйственного обеспечения деятельности компании. Он рассчитывает оптимальную сумму денежных средств, которую предприятие может позволить потратить на осуществление данного бизнес-процесса. Он же контролирует целевое использование выделенных денежных средств.

В качестве основных методов управления на рассматриваемом предприятии выступает система заработной платы и премирования. Причем, оплата труда специалиста напрямую связана с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Немаловажную роль в процессе управления предприятием играют организационно-распорядительные методы управления, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о учебном центре, лицензии, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Распорядительные методы реализуются в форме:

·   приказа,

·        постановления,

·        распоряжения,

·        рекомендаций.

3. Экологический раздел

В ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ существует отдел по охране труда, который обеспечивает безопасность, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда путем систематизации законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств.

Мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда. В качестве основных мероприятий являются обеспечение средствами индивидуальной защиты, периодические медицинские осмотры, улучшение профессиональной подготовки. Какие системы применяются на предприятии в связи с реализацией этих мероприятии, показано в таблице 15.

Таблица 15 Мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда

Наименование подразделения рабочего места

Наименование мероприятия

Назначение мероприятия

Источник финансирования

Ответственный за выполнение

Все рабочие места в техникуме

1.Улучшить профессиональную подготовку. 2.Оснастить по охране труда современными техническими средствами для обучения и инструктажа. 3.Своевременное целенаправленное обучение по безопасным методам труда.

Снижение травмоопасности

Бюджет техникума

Руководство компании, инженер по охране труда

Все рабочие места

Предварительные и периодические медицинские осмотры

Предупреждение профессиональной и общей заболеваемости работающих

Бюджет техникума

Отдел по работе с персоналом

Обеспечение пожарной безопасности. В соответствии с ГОСТ 12.1.004-91/2 пожарная безопасность зданий и сооружений обеспечивается системой предотвращения пожара и системой пожарной безопасности.

Пожарная безопасность достигается применением автоматических и иных средств сигнализации и пожаротушения, средств противопожарной защиты, организацией своевременного оповещения и эвакуации людей устройствами по ограничению распространения пожаров.

Основные сведения о пожарной безопасности в помещениях ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ представлены в таблице 16.

Таблица 16 Пожарная безопасность ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ

Наименование показателей

Вещества, основные характеристики

 

Обращаемые в производстве огнеопасные вещества

Пыль из органических материалов, промасленная ветошь

 

Категория помещений по пожарной и взрывной опасности класс-зоны в помещении

Г В-1

Маркировка взрывозащищенного электрооборудования

Отсутствует

Меры пожарной защиты: - огнегасящие вещества - средства пожаротушения - сигнализация и связь

- Вода - Внутренние пожарные краны, пенные огнетушители ОХП, углекислые огнетушители ОУ-2, песок - По телефону

Пути эвакуация из здания Нормативное время эвакуации - t, мин. Способ оповещения

Схема оповещения 3 Звуковые, световые сигнализации


На территории Саратовской области обеспечение выполнения основных направлений государственной политики осуществляется Министерством труда и социального развития Саратовской области, государственной инспекцией труда, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области.

Одним из путей профилактики неблагоприятных воздействий производственных факторов в ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ является разработка и внедрение оздоровительных мероприятий, разрабатываемых на основе материалов аттестации рабочих мест по условиям труда. Гигиеническая оценка условий труда имеет важное социальное значение в связи с необходимостью своевременного установления безопасного стажа работы, установления периодичности медицинских осмотров, установление льгот и компенсаций, определение приоритетных направлений модернизации оборудования.

Заключение

Прохождение практики на предприятии дает большую практическую основу для изучения многих дисциплин, связанных с менеджментом организации. В ходе практики изучается большой объем информации о предприятии как системе, что дает более полное понятие о функционировании организации, её структуре, уровнях управления, экономическом и финансовом состоянии.

При прохождении практики в учебном центре мною была изучена технология продаж услуг, организационная структура предприятия, основные технико-экономические показатели. Это позволило мне получить наиболее полное представление о данном учебном центре и составить отчет о главных аспектах деятельности предприятия и его финансовом состоянии. Анализируя проделанную мной работу можно сделать выводы, что организация развивается, внедряя новые направления для слушателей.

Практика, действительно, является одной из самых важных составляющих учебного процесса, так как только в ходе практической работы можно применить свои теоретические знания и умения, сравнить их с реальной хозяйственной деятельностью, скорректировать в зависимости от деятельности организации, а так же приобрести навыки работы специалистов в организации.

Подводя общий итог, следует отметить, что учебный центр ТОТиФ ФГБОУ ВПО «СГСЭУ» стоит далеко не на последнем месте по количеству заказов. И свои позиции на рынке образовательных услуг Саратова определенно следует укреплять и использовать как можно больше своих возможностей в жесткой конкурентной борьбе. Таким образом, я считаю, что учебный центр очень эффективно осуществляет свою деятельность.

Список использованной литературы

1.   Официальный сайт ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ

.     Нормативно-правовые документы ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ

Похожие работы на - Анализ структуры управления, коммерческой деятельности и финансового состояния ФГБОУ ВПО СГСЭУ ТОТиФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!