Экологически чистое производство

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,22 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологически чистое производство

Экологически чистое производство

Какую же экологическую ситуацию мы имеем в Украине?

Технологическая отсталость ряда отраслей, высокая энерго- и материалоемкость отечественной экономики, низкий уровень переработки сырья, физический износ основных фондов на большинстве предприятий Украины предопределяют чрезмерное загрязнение окружающей среды и снижение конкурентоспособности продукции, негативно влияют на природно-ресурсный потенциал страны, ухудшают здоровье и снижают продолжительность жизни населения. Только за последние 22 года численность населения Украины уменьшилась на 6,2 млн. чел.

По разным показателям, на территории нашей страны ежегодно образуется от 700 до 800 млн. т отходов. Их обший накопленный объем достигает 30 млрд. т, из них токсичных - 2,9 млрд. т. В отдельных регионах и городах Украины, где сосредоточено значительное количество горнодобывающих, металлургических, химических и нефтеперерабатывающих производств, предельные уровни загрязнения окружающей природной среды превышают норму в разы.

По степени опасности для здоровья человека загрязнение атмосферного воздуха является главным негативным фактором. В Украине практически нет ни одного промышленного объекта, в результате производственной деятельности которого концентрация основных загрязняющих веществ не превышала бы предельно допустимые показатели.

Сегодня функционирует около 10 тыс. объектов потенциально повышенной экологической и техногенной опасности. Только 15% жителей городов живут в условиях незначительного загрязнения воздуха, 52% - умеренного, 24% - сильного и 8% - очень сильного загрязнения.

Большая часть населения Украины использует для жизненных потребностей некачественную воду, что угрожает здоровью нации: около 60% населения потребляют воду из Днепра, 15% - из других поверхностных источников, 25% - используют подземные источники.

Почти все речные бассейны Украины являются загрязненными или очень загрязненными. Качество подземных вод вследствие хозяйственной деятельности также постоянно ухудшается. С экологической точки зрения крайне неудовлетворительным является состояние подземных вод в Донецком и Криворожском регионах. Водохранилища на Днепре стали аккумуляторами вредных веществ.

Основные факторы загрязнения почв - остатки пестицидов и тяжелые металлы, попадающие в землю в результате производственной деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса.

Перед экономикой Украины стоят задачи глубокой реструктуризации и обновления промышленного комплекса с целью создания условий для его ускоренного технологического развития на основе инноваций, обеспечения производства конкурентоспособной продукции с одновременным уменьшением вредного влияния на окружающую среду.

Экономическая политика, считают ученые, может быть эффективной лишь при условии сохранения окружающей природной среды в результате принятия решений в разных отраслях экономики.

Начиная с середины 1990-х годов, к загрязненным воде и воздуху добавились и генномодифицированные продукты питания. Их производство стремительно растет и может выйти из-под контроля человека, уничтожить биосферу Земли, а потом и само человечество.

К сожалению, из-за нехватки знаний и материальной заинтересованности многие политики и даже некоторые ученые активно пропагандируют применять ГМО в производстве как наилучшее средство для увеличения объемов продуктов питания и борьбы с голодом в ряде регионов мира.

По нашему мнению, уместно будет процитировать всемирно известного ученого, академика Российской академии медико-технических наук, доктора биологических наук П. Гаряева, который, выступая на съезде учителей в 2011 г., сказал: «Трансгенные продукты, трансгенная инженерия - это нарушение всех мыслимых и немыслимых законов природы. Приведу конкретный пример. Широко известен эксперимент по введению в картофель гена, ответственного за синтез фермента, убивающего колорадского жука. Но мало известно, что подопытные мыши, отведав этот картофель, поумирали от рака кишечника. Так и ведем человечество к вырождению».

Мировую общественность, и Украины в том числе, тревожит быстрое распространение ГМ-растений, массово культивировать которые начали в 1996 г. В тот период их объемы ежегодно увеличивались на 1,5 млн. га, в 2012 г. они уже занимали 170,3 млн. га (свыше 10% мировых посевных площадей) в 28 странах. Первое место надежно удерживают США, где ГМ-культуры выращивают на 69 млн. га, второе - Бразилия (30 млн. га), третье - Аргентина (23,7 млн. га), четвертое - Канада (10,4 млн. га), пятое - Индия (10,4 млн. га ГМ-хлопка).

По данным департамента пищевой промышленности и сельского хозяйства Калифорнии, не менее 70% переработанной продукции в супермаркетах США содержат ГМ-компоненты - среди них 93% сои, 86% кукурузы и 93% хлопка и рапса, высаженных в стране в 2010 г. в результате генной инженерии. Высокие темпы распространения ГМ-растений обусловлены повышенными прибылями фермеров.

Однако, например, проведенными исследованиями в Испании установлено, что не в каждой провинции выращивание таких растений выгодно, на них также можно легко «прогореть». В ЕС ГМ-культурой является лишь устойчивая к вредителям кукуруза.

Стоит отметить, что зарубежные биотехнологические компании слишком заинтересованы в продвижении трансгенных технологий на рынок Украины, ведь речь идет о немалых деньгах.

Сегодня биоиндустрия вместе с биофармацевтикой по капитализации занимают третье место среди ведущих секторов мировой экономики, уступая лишь банковскому и нефтегазовому секторам. Мировой рынок генно-инженерного посевного материала в 2012 г. составил около 15 млрд. дол. Понятно, что участие нашего государства в «трансгенном клубе» - это дополнительные прибыли для зарубежных компаний.

Попытки прорваться на нашу землю уже были.

Анализ экономистов свидетельствует, что генная инженерия не решает вопрос нехватки продовольствия.

Нивелирование проблемы голода с помощью ГМП - миф, который на сегодня является единственным аргументом для дальнейшего распространения такой продукции.

Однако и он не выдерживает никакой критики. Даже страны «третьего мира», где существует проблема голода, называют такие действия не иначе как попыткой использовать их территории в качестве полигона для испытаний ГМО.

К сожалению, до настоящего времени ученые не дали однозначного ответа на вопрос, вредна ли (и насколько) для употребления модифицированная продукция.

Но с увеличением выпуска ГМП и объема информации о ней в СМИ растет протест по отношению к ней у граждан ведущих стран мира, поэтому все больше государств устанавливают мораторий на импорт ГМП.

Параллельно с этими процессами активно повышается спрос населения на чистую органическую продукцию - в Европе наблюдается настоящий бум на нее. По данным Международной федерации органического движения, рынок экопродуктов растет на 20% в год.

В соответствии с Индексом экологической эффективности, мировым лидером экодвижения стала Швейцария - наиболее непримиримая к ненатуральным продуктам.

Чистая экология и здоровое питание дают позитивный результат: средний возраст граждан этой страны составляет 81 год. Например, посетив биомагазин в Берне можно увидеть полную линейку: от овощей и фруктов до экологически чистого пива.

Активно растет спрос на органическую продукцию и в Украине.

Начали появляться магазины, где продаются продукты питания, весь цикл производства которых предусматривает полный отказ от использования ГМ-компонентов, пестицидов, минеральных удобрений, антибиотиков и гормонов роста, разного рода консервантов, антиоксидантов, ароматизаторов, красителей, вкусовых и других добавок искусственного происхождения.

И хотя цена на такие продукты безосновательно завышена, однако объемы их продаж заметно увеличиваются. Если в 2008 г. экорынок в Украине оценивался в 5,2 млн. грн., то в 2012 г. он достиг 60 млн. грн., то есть вырос в 11,5 раза.

С каждым годом параллельно увеличиваются масштабы экопроизводства и спрос на его продукцию. По данным Международной федерации органического движения (IFOAM), в 2010 г. площади, занятые экологически чистым земледелием, достигли 37 млн. га (0,9% сельскохозяйственных земель). Странами-лидерами являются Австралия (12 млн. га) и Аргентина (4,18 млн. га). Количество сертифицированных хозяйств составляет 1,6 млн., располагающихся в 160 странах мира.

В Украине органическое производство находится на этапе активного развития, увеличивается количество сельскохозяйственных предприятий, сертифицирующих свою деятельность согласно органическим стандартам.

Если в 2005 г. (по данным ННЦ «Институт аграрной экономики») действовало 72 сертифицированных экопредприятия, то в 2011 г. их количество увеличилось до 155. В настоящее время общая площадь органических сельскохозяйственных территорий составляет 270,3 тыс. га (22-е место в мире), это 0,65% всех украинских сельскохозяйственных земель. Например, в Лихтенштейне и Австрии доля органических угодий превышает 20%. В Украине органическим способом выращивают зерновые, масличные и бобовые культуры, а овощи и фрукты - только начинают.

Большинство украинских «органических» хозяйств размещено на территории Одесской, Херсонской, Полтавской, Винницкой, Львовской, Тернопольской, Черниговской и Хмельницкой областей. Часто эти хозяйства являются участниками проектов по внедрению органического земледелия в Украине и сотрудничают с иностранными компаниями, в первую очередь из Швейцарии и Германии. Самые известные из органических хозяйств - ПП «Агроэкология» (Полтавская обл.), группа компаний «Этнопродукт» (Черниговская обл.), ООО «Галекс-Агро» (Житомирская обл.), «Органическое» хозяйство «Махариши» (Херсонская и Николаевская обл.), ООО «Живая земля Потутори» (Тернопольская обл.), «Царский садовник» (Киевская обл.).

Формирование рынка органических продуктов питания в Украине происходит под действием внутренних и внешних факторов.

Первые обусловливают рост спроса на безопасные и здоровые продукты питания с повышением уровня жизни населения.

Вторые вызваны динамическим ростом мирового рынка органической продукции и заинтересованностью международного сообщества в Украине как в потенциально мощном производителе такой продукции.

По данным ННЦ «Институт аграрной экономики», в 2011 г. объемы продаж органической продукции составили 55,6 млн. грн. с возможным ежегодным приростом в 80-100%. Это всего 0,022% общего количества сельскохозяйственной продукции, продающейся в Украине, тогда как в таких странах Евросоюза, как Дания и Австрия, этот показатель превышает 7%.

Инфраструктура рынка органической продукции еще недостаточно развита, поэтому производители ограничены в применении маркетинговых подходов для продвижения товаров.

Еще в мае 2007 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О государственной системе биобезопасности при создании, испытании, транспортировке и использовании генетически модифицированных организмов». Однако из-за отсутствия надлежащей организации и соответствующего контроля этот крайне важный и необходимый Закон выполняется неудовлетворительно.

В Украине до сих пор нет реальной системы контроля ГМО на собственной территории, а также их единого реестра, грамотной маркировки ГМО, ГМП и утвержденных методик полевых испытаний трансгенных линий сельскохозяйственных растений. Все процедуры по детекции ГМО, даже в лабораториях, прошедших аккредитацию, не лицензируются, как того требует Закон, поэтому все выводы находятся за пределами правового поля. Как следствие - нет маркировки, которая указывала бы на содержание от 0,9% ГМ-ингредиентов в продуктах, как это делается в странах ЕС и России; появляются посевы трансгенных культур на территории ряда областей (хотя Закон это запрещает); существует «зеленая улица» для тех, кто завозит в нашу страну ГМО, в том числе и нигде не зарегистрированные.

В стране нарушаются национальные нормативные акты, а также международные обязательства (в частности, Картахенский протокол, Орхусская конвенция), одной из сторон которых является Украина.

По данным Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, почти 70% наших производителей поставляют органическую продукцию за границу. Отечественные экопродукты вывозятся преимущественно в страны Евросоюза (Италию, Германию, Нидерланды, Швейцарию, Францию), Северную Америку (США и Канаду), Россию, Израиль и Японию. Экспорт составляет около 80-90%, остальное попадает на внутренний рынок как обычная продукция (несмотря на то, что она сертифицирована по международным стандартам), и только 5-10% реализуются в стране как «органический продукт».

Как свидетельствуют исследования, в Украине уже сложились объективные условия для активного формирования спроса на экотовары: клиенты готовы платить разумную ценовую надбавку за высококачественную, полезную и безопасную продовольственную продукцию. Сейчас ее потенциальными потребителями могут стать около 5% населения крупных городов Украины и около 1% средних, потому что цены на экопродукты в торговых сетях сильно завышены. Если за рубежом наценка в среднем составляет 15-30%, то в Украине она может достигать 200-300%.

Правительство Украины пытается поддерживать развитие органического производства сельскохозяйственной продукции. Согласно Государственной целевой программе развития украинского села на период до 2015 г., планируется довести объем доли экопродукции в общем объеме валовой продукции сельского хозяйства до 10%, предусматриваются стимулирование ведения органического сельского хозяйства, нормирование развития органического земледелия и создание системы его сертификации.

В соответствии с Национальным планом действий по охране окружающей природной среды Украины на 2011-2020 гг., предусматривается создание условий для широкого внедрения экологически ориентированных и органических технологий ведения сельского хозяйства, а также доведение их использования в 2020 г. до 50% базового уровня.

Осталось лишь обеспечить выполнение поставленных задач.

Повышение качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продовольствия является приоритетной задачей, требующей разработки и утверждения национальной стратегии в этой сфере.

В настоящее время развитие экологически чистого производства - прогрессивная общемировая тенденция.

Ученые Союза экономистов Украины на основании проведенных исследований пришли к выводу, что дальнейшее развитие органического производства требует:

совершенствования существующей нормативно-правовой базы по вопросам производства органического сырья и продовольствия путем принятия Национальной концепции внедрения и развития экологически чистого производства в Украине;

разработки и внедрения в производство инновационных технологий выращивания органической продукции, обеспечения подготовки специалистов по вопросам органического производства;

введения системы экономических рычагов и стимулов (субсидирования фермеров, переходящих на органическое производство, а также агропроизводителей, уже занимающихся выращиванием экопродукции, льготного налогообложения, льготного кредитования, государственного страхования);

создания национального сертификационного органа в сфере органического производства;

содействия формированию оптовых и розничных рынков органической продукции.

Реализация стратегии индустриального развития отечественной экономики на инновационных принципах, ее модернизация и обновление требуют продолжительного времени и значительных инвестиций.

Поэтому в переходный период трансформации экономики, связанный с широким обновлением парка технологий, нужен поиск путей, которые бы минимизировали финансовые расходы предприятий для обеспечения рынка экологически чистой, конкурентоспособной продукцией и соответствующими услугами, а также существенно уменьшили негативное влияние на окружающую среду.

Наивно было бы думать, что высокотехнологичные производства, которые смогут на равных конкурировать с импортом, вдруг появятся в Украине. На рыночном пути не обойтись без государственной поддержки инновационных технологий. Частный бизнес просто не будет этого делать из-за слишком больших расходов и рисков.

Долгосрочные капиталовложения нужны обществу, однако они обременительны для рынка. Поэтому надеяться на инновационную иностранную помощь - означает проявлять элементарную рыночную безграмотность, ведь понятно, что зарубежным новаторам не нужны конкуренты.

Сегодня инновационные процессы требуют развитых институтов формирования и реализации долгосрочной стратегии развития, а также системы экономического предвидения и прогнозирования. Эти предложения СЭУ неоднократно вносил на рассмотрение и Парламенту, и Президенту, и Правительству Украины.

За последние 20 лет в стране практически полностью утеряна система долгосрочного прогнозирования на 10, 15 и 20 лет. Два года назад была введена практика краткосрочного (2-летнего) бюджетного планирования, но это никак не заменит прогнозирования социально-экономического развития страны. Остаются без внимания преимущества программно-целевого планирования.

Мы убеждены, что для обеспечения стабильного, управляемого, предсказуемого развития экономики Украины и ее регионов, внедрения и развития экологически чистого производства, прежде всего, необходимо кардинально повысить роль государства в системе рыночных отношений на принципах новейших моделей конъюнктурного регулирования экономики и экономического роста с активным влиянием на оживление инвестиционной деятельности и формированием инновационных форм конкурентоспособного хозяйствования. Предлагаем безотлагательно перейти к государственному стратегическому планированию (прогнозированию) развития страны на основе общегосударственной программы стратегического социально-экономического развития Украины и ее регионов на долгосрочный период (15-25 лет), которая должна быть принята Верховной Радой Украины в соответствии с ее конституционными полномочиями.

В качестве основы такой программы необходима новейшая идеология экономики знаний и инновационного делового мышления. Это обеспечит мощный потенциал реальных трансформаций во всех сферах общественной жизни страны и ее регионов, сориентированных на преодоление кризисных явлений и динамичный рост экономики в условиях объективных процессов интеграции хозяйственной системы страны в мировое экономическое пространство, ожидаемого значительного усиления конкурентной борьбы на международных рынках в связи со следующим циклом стабилизации и роста экономической конъюнктуры в глобальном измерении, а также формированием новой «зеленой» экономики.

Эта программа должна стать методологической базой для разработки среднесрочных, пятилетних планов-прогнозов социально-экономического развития Украины, отдельных ее регионов, целевых, государственных, отраслевых и региональных программ. Формирование бюджетов государства и регионов должно происходить только на основе таких пятилетних прогнозов социально-экономического развития Украины.

Стоит сказать, что эксперты ООН советуют обратить внимание на формирование новой «зеленой» экономики, которая предусматривает рост роли государства и международных органов в экономическом регулировании, создании условий для развития бизнеса на основе новых «зеленых» технологий и экологизации индустриальных отраслей хозяйства (обобщающий доклад ЮНЭП для представителей властных структур, 2011 г.).

Главной задачей современной государственной политики по внедрению и развитию в Украине экологически чистого производства должно стать создание условий для эффективной работы товаропроизводителей всех форм собственности и хозяйствования, обеспечивающих экологически безопасное производство и оказание соответствующих услуг с учетом специфики природных условий и ресурсного потенциала каждого региона.

Реализация этой задачи тесно связана с действием необходимых механизмов управления (правовым, экономическим, организационным, кредитно-финансовым). Лишь действуя комплексно, они позволят создать правовое поле, нормативную базу и экономическую заинтересованность производителей в отношении внедрения инновационных технологий в экологически чистое производство.

Экономическими инструментами экологизации экономики являются: гибкая налоговая и ценовая политика, льготное кредитование, стимулирующая система платежей за использованные природные ресурсы, бюджетное и альтернативное финансирование, адресное государственное субсидирование, компенсационные и стимулирующие выплаты за исключение пахотных земель из хозяйственного оборота и их последующий возврат, а также рациональное использование и восстановление водных и лесных ресурсов, стимулирование развития экологически чистого производства (малого и среднего) и соответствующих услуг и т.п.

Заключение

износ фонд загрязнение органический

Экономический механизм экологически ориентированного природопользования должен дополняться следующими мерами: широким внедрением экологических стандартов качества продукции, лицензированием хозяйственного использования территорий, экономическим мониторингом земельного фонда, водных и лесных ресурсов, экологической экспертизой инвестиционных проектов хозяйственного строительства с привлечением ученых и широкой общественности, ориентацией при проектировании на недопущение загрязнения окружающей среды и использования разрушающих природу технологий и средств производства.

Мы убеждены, что для Украины жизненно необходимы соответствующая стратегия и государственная программа по внедрению экологически чистого производства, которые должны определять пути комплексного решения экологических и экономических проблем, обеспечивать предпосылки создания эффективной системы содействия внедрению субъектами хозяйствования стратегии и методов такого производства.

Переход к «зеленой» экономике и переформатирование сознания общества, повышение духовности человечества, сохранение экосистемы планеты от уничтожения - это те проблемы, острота которых достигла критического уровня. Отдельные локальные шаги уже не дадут необходимых результатов. Суть их решения - в формировании государственной природоохранной политики, которая бы четко определила эколого-экономическое партнерство между субъектами производственной деятельности как внутри страны, так и в международной торговле, а также в осуществлении активной позиции государства по поддержке глобальных экологических инициатив.

Таким образом, политику экологизации производства следует рассматривать как составляющую национальной и глобальной безопасности.

Учеными Института проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, Академии экономических наук Украины, Союза экономистов Украины разработан проект Национальной концепции внедрения и развития экологически чистого производства в Украине.

Использованы источники

1. Использованы материалы докладов Всеукраинской научно-практической конференции «Экологически чистое производство - основа повышения качества продукции на товарных рынках Украины» VII Пленума союза экономистов Украины - Ровно, 19 сентября 2013 года.

. Оскольский В.В. «Экологически чистое производство» - К., РАР АН Украины, 2013 - 214 с.

Похожие работы на - Экологически чистое производство

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!