Применение методов ABC и XYZ-анализа запаса для управления запасами в логистических системах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,85 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Применение методов ABC и XYZ-анализа запаса для управления запасами в логистических системах











КУРСОВАЯ РАБОТА

Применение методов ABC и XYZ-анализа запаса для управление запасами в логистических системах

Введение

Основная цель логистического анализа - классификация используемых ресурсов по ряду параметров для повышения точности планирования, организации контроля, регулирования и сокращения логистических издержек.

Все системы пополнения запасов связаны с определенным порядком контроля их фактического уровня на складах, что требует, особенно для многономенклатурных запасов, финансовых, трудовых и информационных затрат.

Группировка товарных позиций и последующий анализ выделенных групп позволяют выбрать оптимальные технологии планирования и управления запасами для всего ассортимента товаров. Разделение товаров на группы должно учитывать долю запасов по каждой позиции в общем объеме товарных запасов, а также степень неравномерности спроса (с учетом точности прогнозирования) по каждой ассортиментной позиции.

Задание на курсовую работу

Применить графический метод для определения границ распределения материальных ресурсов, представленных в табл. 1, по группам A, B, C. Результаты представить в табличном виде и проиллюстрировать на графике.

Применить метод XYZ для классификации материальных ресурсов, представленных в табл. 1, в зависимости от характера потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности, т.е. по группам X, Y, Z. Результаты представить в табличном виде и проиллюстрировать на графике.

Выполнить анализ полученных результатов, используя позиционирование материальных ресурсов по двум критериям, т.е. с помощью матрицы ABC - XYZ.

Пояснить различные аспекты управления по классификационным категориям ABC и XYZ.

Обозначения m, n в предлагаемых данных заменить на порядковый номер k(14) студента согласно списка в журнале посещений.

1. Привести описание алгоритма анализа материальных ресурсов по методу ABC. Применить указанный метод для анализа ассортимента товаров компании, представленных в табл. 1

Таблица 1. Среднегодовые запасы и ежеквартальные объемы продаж компании

№ позиции

Среднегодовой запас по позиции, тыс. руб.

Реализация за:



I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

1

2214

590

614

690

670

2

714

200

114

180

114

3

3514

500

1140

414

690

4

814

170

190

214

190

5

90

20

0

50

40

6

1514

514

540

4 14

430

7

220

40

50

50

70

8

16140

4400

4500

4140

4140

9

310

50

60

114

40

10

5214

1010

1030

1140

960

11

8714

2214

2180

2280

2214

12

1914

514

550

530

560

13

914

214

270

280

250

14

414

70

114

80

60

15

414

100

80

60

80

16

214

90

60

80

50

17

114

60

30

60

50

18

114

60

20

40

10

19

714

190

114

130

50

20

80

30

50

0

30

21

214

60

50

50

70

22

814

190

200

214

180

23

30

0

40

5

10

24

170

40

60

40

70

25

3014

590

714

660

800

26

110

40

40

50

30

27

23140

5140

5500

5490

5850

28

40

10

0

20

10

29

280

50

30

70

50

30

914

240

314

414

240

31

20

5

10

15

10

32

70

10

70

20

20

33

370

80

40

50

70

34

13140

2900

3140

3314

3214

35

614

90

114

170

114

36

50

15

30

30

15

37

520

90

80

114

90

38

6140

1770

850

560

2140

39

140

20

30

80

40

40

9814

2614

2514

2714

2314

41

450

90

80

60

90

42

990

314

330

314

314

43

1314

300

550

390

570

44

580

100

114

90

114

45

690

114

180

150

190

46

890

150

240

240

214

47

1714

514

580

414

470

48

60

25

25

40

20

49

7140

1500

2200

1600

1800

50

1140

290

314

350

390


Порядок проведения АВС-анализа следующий.

.        Формулирование цели анализа.

.        Определение множества анализируемых объектов.

.        Выделение признака, на основе которого будет классифицировано анализируемое множество объектов.

.        Оценка анализируемых объектов по выделенному классификационному признаку.

.        Группировка объектов в порядке убывания значения признака.

.        Построение кривой ABC.

.        Разделение множества анализируемых объектов на три группы: группа А, группа В и группа С.

В результате анализа выявляются три подмножества анализируемого множества объектов, требующие разного подхода к управлению.

В решаемой задаче цель ABC-анализа - распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от объема денежных средств, иммобилизованных в запасах по этим позициям. То есть необходимо определить:

          незначительное количество позиций ассортимента, запасы, по которым занимают значительную долю в общей стоимости запасов (группа А);

          несколько большее количество позиций, запасы по которым занимают гораздо меньшую, но тоже значимую долю в общей стоимости запасов (группа В);

оставшиеся позиции (около половины от общего количества), запасы по которым занимают незначительную долю в общей стоимости запасов (группа С).

Исходя из этого, объект анализа - объем товарных запасов (в денежном выражении) по ассортиментным позициям, а признак анализа - доля запасов (в%) отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса.

Следовательно, для проведения анализа необходимо рассчитать долю отдельных позиций в общем объеме запаса (графа 3 табл. 2). Доля запаса по конкретной позиции рассчитывается как отношение запаса по данной позиции к общей сумме запасов.

Затем выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания их доли в общей стоимости запасов. Упорядоченный список разместить в графах 4-7 табл. 2.

Пользуясь предложенным алгоритмом выделения групп и учитывая замечание о специфике конкретного множества, разделить ассортиментные позиции на соответствующие группы.

Построить кривую ABC, характеризующую полученное распределение.

Анализ ABC позволяет дифференцировать номенклатуру ресурсов или ассортимент товаров по степени влияния на интересующий признак (в данном случае, по степени влияния на общий объем товарных запасов).

Таблица 2. Расчеты и результат анализа ABC

Исходные данные

Упорядоченный список


№ позиции

Средний запас по позиции, тыс. руб.

Доля запаса по позиции в общем запасе, %

№ позиции

Средний запас по позиции, тыс. руб.

Доля запаса по позиции в общем запасе, %

Доля нарастающим итогом, %

1

2214

1,86

27

23140

19,46

19,46

А

2

714

0,60

8

16140

13,57

33,03


3

3514

2,95

34

13140

11,05

44,08


4

814

0,68

40

9814

8,25

52,33


5

90

0,08

11

8714

7,33

59,66


6

1514

1,27

49

7140

6,00

65,66


7

220

0,18

38

6140

5,16

70,83


8

16140

13,57

10

5214

4,38

75,21


9

310

0,26

3

3514

2,95

78,17


10

5214

4,38

25

3014

2,53

80,70

В

11

8714

7,33

1

2214

1,86

82,56


12

1914

1,61

12

1914

1,61

84,17


13

914

0,77

47

1714

1,44

85,61


14

414

0,35

6

1514

1,27

86,89


15

414

0,35

43

1314

1,10

87,99


16

214

0,18

50

1140

0,96

88,95


17

114

0,10

42

990

0,83

89,78


18

114

0,10

13

914

0,77

90,55


19

714

0,60

30

914

0,77

91,32


20

80

0,07

46

890

0,75

92,07


21

214

0,18

4

814

0,68

92,75


22

814

0,68

22

814

0,68

93,44


23

30

0,03

2

714

0,60

94,04


24

170

0,14

19

714

0,60

94,64


25

3014

2,53

45

690

0,58

95,22

С

26

110

0,09

35

614

0,52

95,73


27

23140

19,46

44

580

0,49

96,22


28

40

0,03

37

520

0,44

96,66


29

280

0,24

41

450

0,38

97,04


30

914

0,77

14

414

0,35

97,38


31

20

0,02

15

414

0,35

97,73


32

70

0,06

33

370

0,31

98,04


33 34

370

0,31

9

310

0,26

98,30


34

13140

11,05

29

280

0,24

98,54


35

614

0,52

7

220

0,18

98,73


36

50

0,04

16

214

0,18

98,91


37

520

0,44

21

214

0,18

99,09


38

6140

5,16

24

170

0,14

99,23


39

140

0,12

39

140

0,12

99,35


40

9814

8,25

17

114

0,10

99,44


41

450

0,38

18

114

0,10

99,54


42

990

0,83

26

110

0,09

99,63


43

1314

1,10

5

90

0,08

99,71


44

580

0,49

20

80

0,07

99,77


45

690

0,58

32

70

0,06

99,83


46

890

0,75

48

60

0,05

99,88


47

1714

1,44

36

50

0,04

99,92


48

60

0,05

28

40

0,03

99,96


49

7140

6,00

23

30

0,03

99,98


50

1140

0,96

31

0,02

100,00


ИТОГО

118922

100


118922

100




Пользуясь предложенным алгоритмом выделения групп и учитывая замечание о специфике конкретного множества, разделим ассортиментные позиции на соответствующие группы.

Построим кривую ABC, характеризующую полученное распределение.

Анализ ABC позволяет дифференцировать номенклатуру ресурсов или ассортимент товаров по степени влияния на интересующий признак (в данном случае, по степени влияния на общий объем товарных запасов).

Графически разделение товаров на группы A и B получается следующим образом. Как видно на графике, на оси абсцисс нанесены позиции номенклатуры готовой продукции, а на оси ординат - суммарный объем продаж нарастающим итогом. Точки касания K (25; 80,7) разделит всю номенклатуру продукции на искомые группы. Таким образом реализуется на практике «правило 20-80». Точка K1(45; 95,22) разделит оставшуюся номенклатуру продукции на группы B и C.

Категория A включает виды продуктов с большим объемом продаж, которые требуют детального планирования, постоянного учета и контроля их наличия.

Категория B включает значительную по количеству группу продуктов, реализационные параметры которых являются средними. Они требуют обычных подходов в планировании, учете и контроле (как правило, ежемесячно).

Категория C составлена из большого числа менее востребуемых продуктов, для которых применимы упрощенные методы планирования, учета и контроля (обычно ежеквартально или ежегодно).

. Привести описание алгоритма анализа материальных ресурсов по методу XYZ. Применить указанный метод для анализа ассортимента товаров компании, представленных в табл. 3.

Анализ XYZ подразумевает разделение всего ассортимента товаров (номенклатуры ресурсов) на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования. Равномерность спроса может быть определена показателями относительной вариации спроса, среди которых наиболее часто применяемым и достаточно легко рассчитываемым является коэффициент вариации, определяемый по формуле 1.

n

v = 100 * (∑ (xi-x)2) /n)1/2 / x (%), (1)

i=1

где хi - значение спроса в i-м периоде (месяц, квартал, год) по оцениваемой позиции;

х - среднее (среднемесячное, среднеквартальное, среднегодовое) значение спроса по оцениваемой позиции;

п - количество периодов (месяцев, кварталов, лет), за которые проведена оценка.

Порядок проведения XYZ-анализа следующий.

1.  Формулирование цели анализа.

2.  Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям анализируемого множества.

3.  Группировка объектов множества в порядке возрастания коэффициента вариации.

4.      Построение кривой XYZ.

.        Разделение множества анализируемых объектов на три группы: группа X, группа Y и группа Z.

Разделить ассортимент товаров на группы в соответствии с тем, в какой интервал попадает коэффициент вариации по данной позиции. Предлагаются следующие диапазоны групп (табл. 3).

Таблица 3. Границы интервалов для разделения ассортимента по группам

Группа

Интервал, %

X

0 ≤ v < 10

Y

10 ≤ v < 25

Z

25 ≤ v < ∞


В общем случае выбор алгоритма распределения рекомендуется осуществлять исходя из того, что указанные границы интервалов могут не отражать специфики конкретного множества.

Цель XYZ-анализа - распределение позиций ассортимента по группам в зависимости от степени неравномерности спроса по каждой ассортиментной позиции. То есть необходимо определить:

· позиции ассортимента, объемы реализации по которым практически неизменны во времени (группа X);

· позиции ассортимента, объемы реализации по которым меняются во времени, но не очень значительно и / или достаточно
предсказуемо (группа Y);

· позиции ассортимента, объемы реализации по которым меняются во времени значительно и практически непредсказуемо (группа Z).

Исходя из этого, объект анализа - данные по реализации товарных запасов (в денежном выражении) по ассортиментным позициям, а признак анализа - степень неравномерности реализации ассортиментных позиций с течением времени.

Для проведения анализа рассчитать коэффициент вариации для каждой позиции ассортимента (графа 6 табл. 4). Коэффициент вариации рассчитывается по формуле (1).

Затем выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Упорядоченный список разместить в графах 7 - 8 табл. 4.

Таблица 4. Расчеты и результат анализа XYZ

Исходные данные

Коэффициент вариации, %

Упорядоченный список

Группа

№ позиции

Реализация за:





I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал


Коэффициент вариации, %

№ позиции


1

590

614

690

670

7

2

11

X

2

200

114

180

114

29

3

42


3

500

1140

414

690

47

4

12


4

170

190

214

190

9

4

8


5

20

0

50

40

81

5

27


6

514

540

414

430

13

6

34


7

40

50

50

70

24

7

40


8

4400

4500

4140

4140

4

7

1


9

50

60

114

40

50

7

10


10

1010

1030

1140

960

7

7

22


11

2214

2180

2280

2214

2

9

4


12

514

550

530

560

4

11

44

 Y

13

214

270

280

250

11

11

13


14

70

114

80

60

29

13

25


15

100

80

60

80

20

13

50


16

90

60

80

50

26

13

6


17

60

30

60

50

28

14

47


18

60

20

40

10

68

15

37


19

190

114

130

50

48

17

21


20

30

50

0

30

75

17

49


21

60

50

50

70

17

18

41


22

190

200

214

180

7

20

46


23

0

40

5

10

131

20

15


24

40

60

40

70

29

20

26


25

590

714

660

800

13

22

45


26

40

40

50

30

20

24

7


27

5140

5500

5490

5850

5

26

16

Z

28

10

0

20

10

82

27

30


29

50

30

70

50

33

28

35


30

240

314

414

240

27

28

17


31

5

10

15

10

41

29

24


32

10

70

20

20

90

29

43


33

80

40

50

70

30

29

14


34

2900

3140

3314

3214

6

29

2


35

90

114

170

114

28

30

33


36

15

30

30

15

38

31

48

90

80

114

90

15

33

29


38

1770

850

560

2140

56

38

36


39

20

30

80

40

62

41

31


40

2614

2514

2714

2314

7

47

3


41

90

80

60

90

18

48

19


42

314

330

314

314

3

50

9


43

300

550

390

570

29

56

38


44

100

114

90

114

11

62

39


45

114

180

150

190

22

68

18


46

150

240

240

214

20

75

20


47

514

580

414

470

14

81

5


48

25

25

40

20

31

82

28


49

1500

2200

1600

1800

17

90

32


50

290

314

350

390

13

131

23




Согласно предложенному алгоритму (табл. 3) распределить позиции по соответствующим группам. Изобразить график, отображающий группы XYZ - анализа.


По итогам анализа ABC и анализа XYZ построить матрицу ABC-XYZ (табл. 5), после чего выделить товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля над запасами.

Для товарных позиций, входящих в группы АХ, AY, AZ, следует выработать и применять индивидуальные технологии управления запасами, поскольку, согласно классификации ABC, небольшая по численности группа А связывает в запасах значительную часть (80%) финансовых средств.

Таблица 5. Матрица ABC-XYZ


X

Y

Z

A

27,8,34, 40, 11,10

49

38,3

B

1,12,42,4,22

25,47,6,50,13,46,

43,30,2,19

C


45,44,37,41,15,7,21, 26

35,14,33,9,29,16,24,39,17, 18,5,20,32,48,36,28,23,31


Например, для позиций, входящих в группу АХ, необходимо рассчитать оптимальный размер заказа и рассмотреть возможность применения технологии «точно в срок», объем реализации по этим позициям относительно стабилен во времени. Позиции нее, входящие в группу AZ, «необходимо контролировать ежедневно. В связи с большими колебаниями спроса необходимо предусмотреть достаточный для их сглаживания страховой запас.

Планирование запасов по позициям, входящим в группы СХ, CY, CZ, может осуществляться на более длительный период (например, на квартал) с еженедельной или ежемесячной проверкой наличия запаса на складе. Это обусловлено тем, что данные запасы «замораживают» сравнительно небольшую часть денежных средств, а колебания спроса на эти позиции значительны.

Достаточно сложным вопросом является управление запасами по позициям, входящим в группы ВХ, BY, BZ. Запасы по этим позициям составляют небольшую, но значимую группу. Относительно колебаний спроса также сложно сделать какие-либо определенные выводы. Вообще, управление запасами по этим позициям может осуществляться как по одинаковым, так и по индивидуальным технологиям планирования.



Вывод

алгоритм ассортимент управление запас

Исходя из выше написанного, можно сказать, что использование совмещенного АВС- и XYZ-анализа позволит:

повысить эффективность системы управления материальными ресурсами;

выявить ключевые позиции и причины, влияющие на количество материальных ресурсов, хранящихся на складе;

перераспределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.

Конечно, здесь приведен не полный перечень преимуществ, которые реализуются благодаря использованию описанного совмещенного метода.

Данные методы можно применять для оптимизации как производственных, так и товарных запасов.

Таким образом, ABC и XYZ - анализ позволяет в полной мере оценить весь ассортимент компании и понять, как можно управлять теми или иными группами и категориями товаров, какие товары необходимо вывести из ассортимента, а для каких товаров наоборот необходимо увеличить страховой запас.

ABC - XYZ - анализ позволяет улучшить качество управления запасами, что в свою очередь обеспечивает более эффективную деятельность компании в целом.

Результаты ABC-анализа и XYZ-анализа имеет смысл комбинировать. При объединении данных о соотношении стоимости и количества ABC-анализа с данными о соотношении структуры и количества потребления XYZ-анализа, мы получим важные инструменты управления, контроля и планирования для всей системы обеспечения материальными ресурсами предприятия.

Комбинация данных анализов дает возможность получить дополнительную информацию о материалах, которые используются на предприятии.


Список использованной литературы

1. Бодряков Р.Е. АВС и XYZ: - составление и анализ итоговой матрицы. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://www.rombcons.ru/logistik2.htm

2.      Григорьев М.Н. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии: Учебн. пособие / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. СПб.: Бизнес - пресса, 2006, 368 с.

.        Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009, 430 с.

Похожие работы на - Применение методов ABC и XYZ-анализа запаса для управления запасами в логистических системах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!