Характеристика и основные направления управленческой деятельности в организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,38 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика и основные направления управленческой деятельности в организации

Введение

управление матричный научный

Исследование систем управления, как правило, осуществляется с практической целью, а именно для того, чтобы выбрать наилучший вариант и освоить его в какой-либо организации. Окончательный вывод о том, что выбор сделан правильно, возможен только после некоторого опыта применения системы управления.

В курсовой работе я предполагаю рассмотреть классификацию видов управления, его сущность; содержание понятия управленческий процесс.

При исследовании систем управления на практике используется достаточно большое число методов, каждый из которых имеет свою сферу приложения и о некоторых из них будет изложено ниже.

Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

Цель данной работы - исследование системы управления на примере ООО «ИКЕА»

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.рассмотреть сущность, виды и задачи управления;

2.исследовать развитие управленческой мысли;

.изучить методологию исследования системы управления;

.дать характеристику исследуемому предприятию;

.проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия;

.Использовать матричные схемы при определении причинных зависимостей между выявленными проблемами;

.Разработать цели учреждения на основании теории Анри Файоль

.выявить проблемы существующие в системе управления данного предприятия и предложить пути и решения.

Объектом исследования данной курсовой работы являются управленческая деятельность на предприятие ООО «ИКЕА»

Предметом исследования являются способы и методы управления на предприятие ООО «ИКЕА».

Теоретической базой курсовой работы являются научные труды следующих авторов: Глущенко В.В., Игнатьевой А.В., Веснина В.Р., Игнатьевой А.В., и других.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список литературы.

В первой главе настоящей работы рассмотрены сущность, и задачи управления, развитие управленческой мысли в теории управления и методологические основы исследования систем управления.

Во второй главе дана характеристика ООО «ИКЕА». Проведен анализ внешней и внутренней среды организации, выявлены проблемы организации с помощью матричных схем.

В третьей главе разработаны цели организации на основании теории Анри Файоль

1. Теоретические аспекты и методологические основы управления

.1 Сущность, виды и задачи управления

Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», т.е. способность с чем-то управляться. В общем смысле под ним понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои способы управления).

Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.

Управление бывает естественным, техническим и социальным.

Естественное управление направлено на процессы, протекающие в природе, например развитие растений, движение водных потоков и т.д.

К техническому относится управление рукотворными объектами, скажем автомобилем, прокатным станом и проч.

В первом и во втором случае их реакция на воздействие либо известна заранее, либо достаточно точно предсказуема, что существенно облегчает процесс управления.

Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями и т.д. Поэтому его реакция на управляющее воздействие будет субъективна и не всегда предсказуема, а следовательно, социальное управление не может быть чисто рациональным (в чем его важнейшее отличие от технического). [2, c. 4-5]

Это предъявляет особые требования к его методам, их разнообразию, уникальности, индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных норм и правил, использованию особых механизмов воздействия на людей (субординация, контроль, стимулирование и проч.).

Социальное управление сегодня может быть классифицировано по следующим основаниям:

  1. по уровню (человечество; государства; регионы; отрасли, организации, их части (подразделения), группы людей, индивиды);
  2. по сфере (государственное, политическое, хозяйственное и т.п.);
  3. по содержанию (общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; управление информацией; управление поведением фирмы на рынке; управление трансакциями, например закупками, сбытом, заключением контрактов; управление финансовыми потоками и проч.);
  4. по источнику основополагающих решений - внешнее (навязанное) или инициативное (внутреннее) управление, а также самоуправление;
  5. по способу осуществления управленческого воздействия - личное или доверительное (через посредников, документы);
  6. по методу выработки управленческих решений - научное (решения принимаются на основе специальных исследований) или эмпирическое (исходя из обобщения поверхностных фактов и явлений);
  7. по обусловленности принимаемых решений - ситуационное (с учетом складывающегося положения дел) или стратегическое, реализующее заранее запланированные действия;
  8. по способу взаимодействия со средой - адаптивное (приспосабливающееся к ней) или конкурентное (навязывающее собственную линию);
  9. по направленности (на процесс, на результат, на предотвращение будущих проблем).

Управление, ориентированное на процесс, предполагает выполнение работы строго предписанными способами (даже если она не нужна, а сами способы нерациональны); Решение проблем по мере их возникновения в пожарном порядке; тотальный контроль.

Управление, ориентированное на результат, требует избегать проблем, экономить и любой ценой увеличивать прибыль, доход и иные показатели.

Опережающее управление направлено на выявление, анализ признаков будущих проблем и их предотвращение.

Особой разновидностью социального управления является хозяйственное. Оно сформировалось в связи с необходимостью координации производственной деятельности людей.

История знает несколько типов хозяйственного управления.

Традиционное было свойственно докапиталистической эпохе, покоилось на обычаях, слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых основ. Управленческие функции осуществлялись главами патриархальных семейств, мастерами и т.п. на основе личной власти.

Предпринимательское управление возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществлялось собственником по отношению к наемным работникам. Как и традиционное, оно ничем не регламентировалось.

В индустриальную эпоху возникло менеджерское управление, отделенное от собственности, осуществлявшееся специально подготовленными и обученными управленцами, образующими иерархию. На ее высших уровнях принимаются общие решения, а на низовых - происходит руководство людьми и производственными процессами.

В постиндустриальную эпоху его сменило системное управление, в котором участвовали не только менеджеры, но и специалисты, а также частично вспомогательный персонал.

В информационную эпоху системное управление, видимо, будет постепенно перерастать в самоуправление.

Менеджерское и системное управление, а отчасти и самоуправление должны быть институционализированными (официально определяться права и обязанности участников, их ответственность и т.д.).

1.2 Развитие управленческой мысли в теории управления

Становление теории управления происходило постепенно: отдельные фрагменты этой теории можно найти в Библии, Коране, трудах Конфуция, Платона, Макиавелли, а также в трудах теоретиков военной науки нового времени. Современная целостная теория управления - относительно молодая наука и насчитывает всего лишь около ста лет.

Развитие науки об управлении можно разделить на три этапа:

1)возникновение «классической теории научного менеджмента»;

2)разработка теории управления на основе «доктрины человеческих отношений»;

)развитие современных теорий управления.

Классическая теория научного менеджмента зародилась в начале XX в. и являлась попыткой решить острые проблемы современного общественного производства. Родоначальник «научного менеджмента» - американский инженер и исследователь Ф.У. Тейлор. Наиболее видными ее представителями кроме Тейлора являются французский менеджер Г. Файоль, англичанин Л. Урвик и др. Заслуга Тейлора состоит в создании концепций классической теории, которые отразили действительные потребности развития организации и управления производством. Он обосновал необходимость научного подхода к функциям управления. Своей задачей Тейлор ставил усовершенствование управления на основе изучения и анализа опыта деловой и производственной деятельности на уровне цеха и предприятия. С его работами связаны такие нововведения на промышленных предприятиях, как дифференцирование функций управления; планирование; рационализация труда за счет стандартизации рабочих операций; исследование трудовых процессов путем их разложения на составляющие элементы и хронометраж; применение дифференцированной оплаты труда, организация отбора, обучения и тренировки рабочих [4, c. 19].

Ф.У. Тейлор приравнивал рабочих к средствам труда, игнорируя при этом социальные и психологические мотивы поведения людей в процессе производства, превращая работника в винтик огромного производственного механизма, подчиняемого администрации.

Большой вклад в «классическую теорию» управления внес Г. Файоль, французский инженер, ученый, исследователь. Он одним из первых сформулировал ряд общих принципов административной теории. Им введены пять элементов, определяющих функции администрации: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль.

Г. Файоль первым перестал рассматривать управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность.

Г. Файоль сформулировал 14 знаменитых принципов администрирования, применяемых ко всем сферам административной деятельности; разделение труда; власть и авторитет; дисциплина; единство командования; единство руководства; подчинение индивидуальных интересов общему; вознаграждение; централизация; порядок; равенство; устойчивость должностей личного состава; инициатива; корпоративный дух; скалярная цепь (т.е. ступенчатость власти в иерархии управления). Он сделал попытки также сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей [2. c, 14].

В 30-е годы XX в. возникает вторая, основная школа в американской теории управления - доктрина «человеческих отношений». Одним из ее основоположников был Э. Мэйо, специалист в области антропологии, социологии, психологии и психиатрии. Эта школа сделала предметом своего исследования то, что осталось вне поля зрения «классической теории», а именно психологические мотивы поведения людей в процессе производства, «групповые отношения», проблемы «конфликта сотрудничества», «коммуникационные барьеры», «неформальную организацию». Чувства рабочего, его настроения, убеждения становятся специальным и важным предметом изучения.

После многолетних экспериментов Э. Мэйо пришел к выводу, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы. Поэтому все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, с учетом именно этих факторов. Современные американские авторы сводят содержание доктрины человеческих отношений к трем положениям: человек представляет собой социальное животное, подчиняющееся законам «стада», и требуется создать такие методы управления, которые регулировали бы поведение людей в группе, организации; с «природой человека» несовместимы жесткая иерархия подчиненности и формализация организационных процессов, поэтому необходимо разработать такие методы и формы управления, которые могли бы полнее использовать психологические и эмоциональные особенности работника, его интеллектуальный потенциал; решение «проблемы человека» - дело бизнесменов, поэтому их задачей является решение социальных проблем труда, его гуманизация, обучение и воспитание работников, авторитетное управление и т.д.

Э. Мэйо и его последователи были убеждены в том, что конфликт между человеком и организацией можно полностью решить, если удовлетворить социальные и психологические потребности рабочих, причем предприниматели, только выиграют, так как резко возрастает производительность труда. Значительное место в работах теоретиков «человеческих отношений» занимают организационные принципы управления и анализ мотивов поведения людей в группе. Они считают, что предлагаемые рекомендации вызовут у рабочих «эффект сопричастности» к управлению, помогут внушить, что они партнеры собственника. В этих целях рабочим, представлялось право оценивать своих мастеров, участвовать в квалификационных комиссиях, обсуждать способы борьбы с браком, решать вопросы распределения премий и т.д. [8 c, 27].

«Классическая теория научного менеджмента», доктрина «человеческих отношений», а также развитие социологии, науки и техники явилось базой современных зарубежных теорий управления, которые представлены несколькими школами: «эмпирической», «социальных систем», «новой», «ситуационной теории», «маркетинга».

«Эмпирическая» школа» базируется на изучении и обобщении опыта управления. Ее задача выработана, на основе опыта работы крупных менеджеров, президентов и вице-президентов компания, консультантов и т.п. наставления, инструкции, указания для менеджеров с целью использования их в практической деятельности. Считая управление главным образом искусством, эта школа выбрана основным объектом своих исследований менеджера, имеющего управленческий опыт. Эмпирическая школа ставит своими проблемами исследование функций управления, разработку критериев подбора, и оценки руководителей, исполнительских кадров, рационализацию организационных структур управления и др [9 c, 46-47].

Школа «социальных систем» критически оценивает предшествующие концепции управления и теоретически обобщает новый опыт управленческой деятельности, предпринимая попытку создать «теорию» управления, нормы которой можно было бы применить для всех промышленных предприятий. Эта теория рассматривает социальную организацию как комплексную систему с рядом составляющих ее подсистем, к которым относятся: индивид, формальная структура, неформальная структура, статусы и роли, физическое окружение. Представители школы пытаются исследовать мотивы поведения человека в организации, выявить его ценностную ориентацию, систему побудительных стимулов к деятельности. При этом делается вывод, что материальный стимул является важным, но не единственным. Большое значение придается отличию, престижу, личной власти, а также гражданственности, гордости за мастерство, чувству соответствия целям, патриотизму. Главными факторами организации являются цель и оптимальные путь ее достижения. Анализ социальных процессов проводиться с помощью кибернетики, экономико-материальных методов, теории игр, теории информации, теории принятия решений и т.д. Большое значение придается изучению взаимодействия социально-психологических и организационных отношений на предприятии [14. c, 56]

В последние годы на теории управления значительно повлияла «новая школа», основная цель которой - повышение рациональности решений. Первые шаги «новой школы» связаны с применением метода исследования операций в области управления производством, который выражается в построении математических моделей наиболее часто встречающихся подзадач управления. С математическим моделированием тесно связана обширная область сетевых методов планирования и управления. «Новая школа» предусматривает широкое применение в процессе кибернетики и теории автоматического управления. В результате применения в управлении опыта исследования операций, с одной стороны, и теории автоматического управления и кибернетики, с другой, родился системный подход (Норберт Винер, Клод Шеннон), или системный анализ, главной задачей которого является повышение эффективности работы организации в целом. Сущность системного подхода в управлении характеризуется:

  1. формированием: целей и установлением их иерархии (формирование «дерева целей»);
  2. получением максимального эффекта в достижении поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей, и методов достижения целей и осуществления выбора;
  3. количественной оценкой целей и средств их достижения. Системный анализ, впервые примененный в США для военных нужд, получил широкое распространение в практике управления производством [15. c, 16-17].

Существующие теории организации и управления все чаще оказываются не в состоянии ответить на усложняющиеся нужды практического управления. Бизнесмены подвергают критике теории: управления за их «непрактичность» и «оторванность» от реального мира, неспособность служить конкретным инструментом в практике работы.

Этим объясняется появление «ситуационной теории управления», цель которой - переориентировать теории управления в практику управленческой деятельности. Американский специалист по управлению Р. Моклер указывает на то, что конкретные ситуации, в которых действует менеджер, настолько разнообразны, что невозможно анализировать их с точки зрения современных теорий организации. Он считает, что нужно разрабатывать ситуационные принципы, которые могут быть полезными в конкретных деловых ситуациях. Эта предпосылка стала постепенно доминировать в системе подготовки и повышения квалификации менеджеров. В учебном процессе в области управления акцент стал переноситься на изучение и анализ конкретной ситуации, в которой находится та или иная фирма. Ситуационный подход затрагивает в настоящее время почти все основные школы и направления американской теории организации и управления. Однако некоторые американские теоретики, несмотря на успехи, достигнутые путем «новейших методов» управления, доказывают, что руководство - это, прежде всего искусство, не поддающееся правилам и канонам [16. c, 31].

Маркетинг. В 50-60-х годах XX в. в экономике капиталистического мира возникла и стала развиваться особая концепция под названием «маркетинг». Согласно этой концепции, все этапы производственно-сбытового процесса, все стороны деловой активности фирмы должны быть строго подчинены задачам реализации ее продукции на рынке, а организация самого сбыта должна быть более гибкой и полнее учитывать запросы клиентов. В настоящее время теория маркетинга представляет собой специальную дисциплину экономической науки, курс которой читается на всех экономических факультетах высших учебных заведений развитых зарубежных стран. Концепция маркетинга, известная еще под названием «рыночной концепции управления», вызвала к себе живой интерес со стороны предпринимателей и коммерсантов, так как практически являлась научно обоснованной методикой умножения прибылей. Согласно новой концепции маркетинга, весь процесс деятельности фирмы начинается с рыночных исследований и прогноза продаж, которые призваны обеспечить надежный, основанный на фактах и ориентированный на особенности покупателей базис для дальнейшего планирования всех деловых операций.

Все более важным инструментом управления деятельностью предприятий становятся бизнес-планы, определяющие их деятельность на ряд лет. Служба сбыта фирмы участвует теперь во всех стадиях процесса планирования, т.е. переход на принцип маркетинга в управлении сопровождается его организационной перестройкой [18. c, 67].

Маркетинг на предприятии - это часть менеджмента, функциональными задачами которого являются:

  1. исследование, анализ и оценка нужд потребителей;
  2. маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг;
  3. анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, включая исследование деятельности конкурентов;
  4. формирование ассортиментной политики;
  5. разработка ценовой политики;
  6. сбыт продукции и реализация услуг;
  7. формирование отношений с общественностью, реклама во всех ее видах и средствах; сервис, включая все виды и формы обслуживания, находящихся в эксплуатации у потребителей;
  8. информационное обеспечение в интересах всех функций менеджмента и различных других областей жизни [20. c, 107].

В настоящее время каждая организация или фирма постоянно испытывает ощутимые воздействия изменяющейся внешней среды. Эти воздействия могут носить различный характер: конкуренты начали оказывать ту же самую услугу с использованием новой технологии и с меньшими издержками; появилась новая аналогичная услуга с большим потребительским эффектом; изменился курс валют; инфляция обесценила всю полученную прибыль; учетная ставка процента внезапно повысилась и т.д. В таких нестабильных условиях важно сформировать неформальные группы, дееспособные команды, развить индивидуальную предприимчивость, создать условия для личностного роста сотрудников, эффективно использовать информацию и знания. Другими словами, необходимо средствами управления обеспечить эффективную адаптацию организации. В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория управления. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории [15. c, 16]

1.3 Методологические основы исследования систем управления

Выделяются несколько уровней методологии:

  1. философская методология (совпадает с гносеологией);
  2. общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные по
  3. ходы и методы познания, встречающиеся во всех науках;
  4. специально-научная методология, т.е. методология конкретных наук, в данном случае - теории управления;
  5. методика и техника научного исследования [10. c, 127].

Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос: что необходимо делать, а методология - как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.

Среди важнейших общенаучных методологических подходов выделяют:

  1. исторический, рассматривающий явление в генезисе;
  2. сравнительный, выявляющий общие и специфические свойства, этапы становления и развития одного и того же явления;
  3. системный, исследующий социальное явление в виде социальной системы;
  4. комплексный, ориентированный на междисциплинарный синтез для получения многостороннего и целостного изучения сложно-организованных объектов.

Также выделяют основные требования к использованию системного подхода:

  1. выделение той или иной системы из окружающего мира и определение взаимосвязи между ней и средой;
  2. определение составных элементов системы;
  3. рассмотрение отношений между элементами и определенной структурой системы;
  4. анализ функций элементов по отношению к системе;
  5. выявление системообразующих связей;
  6. определение механизма функционирования системы [12. c, 112-113].

Выделяю, такие подходы, как бихевиористский, ситуационный, количественный, деятельностный.

Бихевиоризм представляет собой прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей. [17. c, 183].

Ситуационный подход был разработан в США в конце 60-х гг. ХХ в. Одним из центральных понятий, используемых представителями ситуационного подхода, является категория управленческой ситуации. Управленческая ситуация - это совокупность всех внутренних и внешних условий, определяющих закономерности развития и функционирования организации [19. c, 84].

Количественный подход в теории управления основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя. Он также сводится к формированию моделей поведения. Создание модели позволяет:

  1. упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных факторов до пределов управляемости;
  2. объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними;
  3. использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с большим числом переменных факторов [21. c, 247].

Этот подход не получил широкого применения в силу того, что не все руководители владеют методологией количественного анализа.

Процессный подход основан на рассмотрении функций руководителя как процесса взаимосвязанных между собой действий. Общий процесс деятельности организации складывается из совокупности процессов деятельности ее членов, каждый из которых, в свою очередь, представляет совокупность выполняемых функций, состоящих из ряда взаимосвязанных процессов.

Деятельностный подход включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий руководителя. При этом, если основанием деятельностного подхода является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне деятельности руководителя - в сфере мотивов, идеалов, интересов и ценностей работников. [3. c, 42].

Другими примерами классификации методов может служить группировка их по стадиям и этапам исследования, по принадлежности к областям науки и научным направлениям, по целям исследования, по видам анализа и т.п.

Среди видов анализа следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.

Прогностический анализ осуществляется при четкой постановке целей развития системы управления. Это определяет необходимость выявления тенденций и разработки прогноза развития исследуемого объекта, что требует формирования его концептуальной (идеальной, желаемой) модели. Такая модель обычно описывается с помощью системы взаимоувязанных параметров и показателей.

Результатами исследования системы управления должно быть не только обоснованные направления развития системы на перспективный период, но и должны быть определены причинно-следственные связи, приоритеты и мероприятия по совершенствованию систем для конкретных условий функционирования. Это может быть достигнуто проведением диагностического анализа - диагностики системы управления. Здесь диагностику следует понимать как комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, позволяющих установить влияние одних факторов на другие и их связи, с целью определения недостатков в системе управления и их последующей ликвидации [16. c, 265].

К таким методам относятся: самообследование; интервьюирование, беседа; активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня; анкетирование; изучение документации и информационных материалов; фукнкционально-стоимостной анализ; декомпозиция; последовательная подстановка; сравнение; динамический; структуризация целей; экспертный; социологический; органолептический; нормативный; параметрический; главных компонент; балансовый; корреляционный; матричный; аналитически-расчетный; аналогий; сетевой; блочный; творческих совещаний; морфологический анализ; дифференциальный, комплексный и смешанный; индексный; графический и номографический [25, c. 314].

2. Исследование системы управления ООО «ИКЕА»

.1 Характеристика и основные направления деятельности организации

Полное наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd. Предприятие является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Данное предприятие по своей организационно правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - юридическое лицо, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на определенные доли (размер которых устанавливается учредительными документами) [1].

Участники ООО несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с ограниченной ответственностью «ИКЕА» было создано с целью получения прибыли и может заниматься любой деятельностью, за исключением запрещенной законом.

Срок деятельности - не ограничен.

Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Как юридическое лицо, предприятие самостоятельно осуществляет оперативный бухгалтерский и статистический учет и отчетность в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке [1].

ИКЕА - это шведская компания, которая вот уже более 60 лет создает мебель и предметы интерьера собственного дизайна. Одной из ведущих сфер деятельности компании в настоящее время является производство и розничная продажа мебели и товаров для дома так же есть свои ресторан ИКЕА-IFS для обеспечения посетителей, свежеприготовленной едой [29].

Основная задача: удовлетворять потребности всех посетителей магазина, предлагая товары по доступным ценам и обеспечивая хорошее обслуживание.

Главная миссия ИКЕА заключается в том, чтобы изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей, предлагая широкий ассортимент удобных и функциональных товаров для обустройства дома по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей могли их купить [26].

Товары ИКЕА - это сочетание практичности, красоты и низких цен. В ассортименте есть решения для обустройства любой комнаты в доме. Среди стилей найдутся подходящие для каждого - от романтика до минималиста. Все товары гармонично сочетаются между собой независимо от выбранного покупателем стиля. Дизайнеры и разработчики ассортимента компании усердно трудятся, чтобы благодаря товарам в доме было все необходимое, но при этом ничего лишнего.

Низкие цены - это краеугольный камень бизнес-идеи ИКЕА и концепции компании. Все товары ИКЕА создаются с одной главной мыслью: благодаря низким ценам красивые и удобные предметы домашнего обихода могут быть доступны каждому. Каждый раз компания стремится делать вещи немного лучше, проще, эффективнее и обязательно - рентабельнее.

Занимаясь производством и продажей мебели, компания решила придерживаться простого правила: начинать разработку каждого товара с установки его цены. В этом и заключаются методы ИКЕА - максимально эффективно использовать сырье, чтобы создавать качественные и при этом недорогие товары, отвечающие потребностям и предпочтениям людей.

Компания ИКЕА следует девизу: главный в магазине - покупатель. Поэтому ИКЕА решила, чтобы посетители чувствовали себя максимально свободно и комфортно в магазине. В связи с этим в ИКЕА развита система самообслуживания. Покупатели сами делают выбор, сами забирают товар со склада и сами подвозят выбранные товары к кассе. По пути к кассам у покупателя должна быть возможность выбрать аксессуары и сделать последние покупки. Покупатель может сам доставить свои товары домой. Практически все предметы мебели представляют собой разборные конструкции в плоских упаковках. Такая мебель занимает мало места в транспортировке и хранении [29].

Еще одним важным элементом относящимся к корпоративной культуре в компании ИКЕА, являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и формы поведения в организации.

Они помогают управлять бизнесом, решать проблемы, и принимать мудрые решения всем вместе. Выделяются 10 ценностей:

1)единство и энтузиазм;

2)постоянное стремление к развитию;

3)осознание расходов во всех сферах деятельности IKEA;

4)готовность брать на себя ответственность и позволять другим принимать решения;

5)скромность и сила воли;

6)простота;

7)руководство личным примером;

8)выбирать свой путь;

9)смотреть в лицо действительности;

10)никогда не останавливаться на достигнутом [30].

Рассмотрев ценности в совокупности, формируется путь - общая культура ИКЕА-то, что получило название «поступать в духе ИКЕА» Именно ценности, разделяемые и декларируемые основателями и наиболее авторитетными членами организации, зачастую становятся тем ключевым звеном, от которого зависит сплоченность сотрудников, формируется единство взглядов и действий, а, следовательно, обеспечивается достижение целей организации. Кроме того, важно знать, в какой степени образ, созданный компанией, совпадает с реальным представлением работников компании о положении дел в ней и насколько предлагаемые ценности разделяются работниками.

В 44 странах мира расположено более 330 магазинов ИКЕА. Управление делами на предприятии распределено между директором, исполнительным директором и менеджерами. IKEA в России. Интересы IKEA в России представляют её дочерние компании [29].

Организационная структура магазина ИКЕА в России включает в себя:

  1. отдел по работе с персоналом магазина. Данный отдел информирует о процессах происходящих в компании всех сотрудников, контролирует соблюдение трудового законодательства, проводит тренинг по беседам в случае запроса и обязательно для всех новых сотрудников, составляет расписание бесед в своем магазине, поддерживает менеджеров в процессе, предоставляет все материалы в магазине: формы, тренинг и т.д., предоставляет статистику в центральный офис по запросу.
  2. тренинг координатор: обеспечивает менеджеров информацией по тренингам, которые возможно провести в магазине (использует тренинг каталог и тренинг календарь), вводит данные по проведенным беседам и планируемым тренингам, заполняет форму по кадровому резерву (TBU). начальники отделов и менеджеры: составляет сбалансированное расписание для менеджеров, объясняет сотрудникам как работать с
  3. формами, инициирует беседы с сотрудниками, проводит беседы о планах развития, заполняет формы и предает в отдел по работе с персоналом магазина, проводит промежуточные беседы в течение года.
  4. отдел по работе с персоналом сервис офиса: создает годовой цикл бесед, информирует магазины, предоставляет в магазины формы, презентации о процессе, процедуры по использованию форм, материалы для тренингов (на русском и английском), поддерживает магазины на протяжение процесса [28].

2.2 Анализ внутренней среды

Исследование внешней и внутренней среды имеют огромное значение для деятельности компании, тем более такой сложноорганизованной, как ИКЕА. Они позволяют организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Микросреда включает в себя: «ближайшее окружение» фирмы, то есть поставщиков, конкурентов, контактные аудитории [9.c, 348].

Поставщики: Сегодня 2 150 поставщиков в 56 странах производят товары, которые затем продаются в магазинах ИКЕА. Компанию ИКЕА обслуживают «лояльные» поставщики, также работающие с ее конкурентами. Взаимодействие компании с поставщиками реализуется посредством договоров через закупочные офисы. Закупочные службы IKEA работают в 60 странах мира - на компанию работают более 1300 сотрудников. За счет прямого общения с поставщиками она может хорошо изучить их возможности. Разработав какой-то новый товар, IKEA рассылает спецификацию модели по нескольким закупочным службам в разных странах. И они фактически соревнуются между собой, чтобы найти производителя с оптимальными производственными затратами. Но поставщики, выполняющие заказы для ИКЕА, продолжают работать с ее конкурентами. Например, в Швеции ИКЕА почти 40 лет сотрудничает с фабрикой, специализирующейся на производстве книжных полок, и все это время фабрика выпускала те же товары для конкурентов компании. ИКЕА заинтересована в том, чтобы поставщик не зависел полностью от ее заказов, т.к. когда фабрика загружена заказами от одной компании, у нее нет стимула развивать свои технологии. Но ИКЕА запрещает копировать свои модели или продавать их самостоятельно [28].

С точки зрения предоставляемого поставщиками ассортимента их можно отнести к узкоспециализированным. Каждый из них обеспечивает компанию ИКЕА одним (максимум тремя) видами продукции. Такая организация поставок способствует лучшему соотношению «цена / качество».

Зависимость компании ИКЕА от поставщиков мала из-за конкуренции на рынке производителей и выгодным условиям сотрудничества с компанией ИКЕА. Даже наоборот, часто наблюдается зависимость поставщиков от ИКЕА. Для многих убыточных российских предприятий важны ее заказы.

Взаимозависимость ИКЕА и поставщиков выражается в соблюдении ими строгих требований компании к исходным материалам и способу производства своих товаров, соблюдению экологических стандартов.

Конкуренты:

1)желания-конкуренты: Как распорядиться располагаемой суммой денег? Сделать ремонт, купить мебель, автомобиль, отдохнуть и т.д.?

2)товарно-родовые конкуренты: Для удовлетворения потребности в семейном отдыхе можно отправиться на природу, в гости, в кино или посетить комплекс ИКЕА. Чтобы сменить обстановку в доме можно отправиться в ближайший мебельный магазин, нанять бригаду рабочих или купить все необходимое в магазине ИКЕА.

)товарно-видовые конкуренты: Например, разновидности мебели: кухни, детские, спальни, столы и т.д. Разновидности посуды: кастрюли, сковородки, кружки и т.д.

)марки-конкуренты: Например, кухни от «Шатуры» и от ИКЕА.

Методы ведения конкурентной борьбы компанией ИКЕА - исключительно добросовестные: повышение качества продукции, расширение спектра дополнительных услуг, повышение имиджа фирмы, снижение себестоимости продукции. Изучается ассортимент конкурентов, и если при этом обнаруживается какая-нибудь новинка, которая могла бы пополнить собой ассортимент IKEA, то дизайнерам компании предлагается разработать что-то похожее. Руководство присматривается к тому, как конкуренты предлагают свои товары покупателям. По оценке основателя компании Ингвара Кампрада, «нет ничего необычного в том, что делают конкуренты». С другой стороны, у ИКЕА можно позаимствовать организацию розничной торговли или закупочную концепцию [26].

Контактные аудитории:

Внутренние контактные аудитории: включают трудовой коллектив, менеджеров, друзей фирмы. Руководство ИКЕА осознает важность «корпоративного духа» своих сотрудников и стремится, чтобы персонал был позитивно настроен по отношению к своей фирме. Кадровая политика в ИКЕА мягкая. Максимально используется творческий потенциал работников. Для сотрудников действуют 15%-ные скидки на товары ИКЕА.

2.3 Внешняя среда

Контактные аудитории госучреждений включают: контакты со службой занятости, различными министерствами и ведомствами, таможенной службой, сотрудниками налоговых и статистических органов, пожарной инспекцией и т.п.:

Финансовые контактные аудитории: необходима максимально полная информация об устойчивости, интересах и ожиданиях в финансовых кругах. От этого зависит качество банковского обслуживания, размещение временно свободных денежных ресурсов, условия предоставления кредита, что немало важно для компании занимающейся розничной продажей [28].

Контактная аудитория СМИ: Для компании ИКЕА - это мощный бесплатный канал распространения новостей, информации и комментариев, рекламных и пропагандистских материалов.

Контактная аудитория гражданских групп действия: Для успешной деятельности на рынке необходимо учитывать интересы экологических движений, потребительских ассоциаций и т.д. Компания ИКЕА во всем мире известна своими высокими экологическими требованиями к производителям своей продукции и способам ее транспортировки. ИКЕА контролирует качество и безопасность всех товаров и несет ответственность в случае брака.

Макросреда: это силы более широкого плана, которые оказывают влияние на микросреду, такие как демографические, социально-экономические, политико-правовые, природно-географические, научно-технические и культурно-исторические сферы и факторы.

Демографические силы: В связи с общим старением населения изменяется покупательная способность различных возрастных групп: пик ее достигается уже в 25-35 лет, затем она снижается и вновь повышается у 50-летних, а затем вновь снижается. В населении снижается доля детей, по прогнозам к началу второго десятилетия XXI века она будет ниже 16%. Уменьшается роль семьи как социального института. Все эти и другие мировые тенденции, имеющие место в настоящее время, влияют на величину и характер спроса на товары ИКЕА.

Экономические силы: Уровень доходов населения напрямую влияет на его платежеспособность. Из-за кризисов российской экономики в 90-х годах XX века ИКЕА не могла выйти на рынок нашей страны и сделала это только в 2000 году. Сейчас в планах ИКЕА реализация таких долгосрочных программ, как инвестирование денежных средств в российскую мебельную и деревообрабатывающую промышленность. Это позволит сделать многие предприятия более конкурентоспособными и способствует росту экономики России, что выгодно ИКЕА.

Природные силы: Для ИКЕА целесообразно сотрудничать с предприятиями из регионов, богатых лесом. Мировая тенденция сокращения лесов может в скором времени негативно отразиться на производстве мебели как компанией ИКЕА, так и ее конкурентами. По этой причине вся древесина для товаров ИКЕА поставляется только лесными плантациями, имеющими сертификаты Лесного попечительского совета, что гарантирует восстановление срубленного леса. Проводятся акции в защиту лесов [29].


2.4 Использование матричных схем при определении причинных зависимостей между выявленными проблемами

Причинно-следственный анализ-метод анализа данных, целью которого является обнаружение причинных связей между условиями и событиями. Он является первичной попыткой научного анализа управленческих систем, характерной чертой которого выступает наиболее сильная связь между переменными, приводящая к качественному преобразованию одного элемента другим.

Объектом причинно-следственного анализа выступает прочная устойчивая зависимость между двумя факторами, в которой один из факторов выступает способом изменения другого фактора.

Главной целью причинно-следственного анализа является выявление цепочки причинно-следственной зависимости между переменными исследуемого процесса.

Основные задачи причинно-следственного анализа:

  1. Выявление наиболее характерных для данной проблемной ситуации показателей и определение характера их зависимости друг от друга;
  2. Построение в группе отобранных показателей замкнутых контуров, назначение которых состоит в том, чтобы обеспечить условия равновесия между ключевыми показателями данной системы.

Достижение этих задач становится возможным при построении когнитивного графа, на основании которого можно определить локальные участки управляемой системы с отрицательной обратной связью.

При анализе причинной зависимости особое внимание следует уделить характеру этой зависимости.

Этапы проведения причинного анализа:

  1. определить индикаторы переменных, т.е. для каждого фактора найти его количественное выражение;
  2. определить количественное значение степени причинного воздействия;
  3. построить граф и матричную схему.

Смысл матричной схемы заключен в коллективной оценке влияния одних проблем на другие, что дает возможность строить предположения о естественных тенденциях развития проблемных ситуаций и о порядке последовательностей нейтрализации.

Ниже представлен фрагмент матрицы проблем объединения для ООО «ИКЕА» (таблица 1).

Достижение этих задач становится возможным при построении когнитивного графа, благодаря которому можно определить локальные участки управляемой системы с отрицательной обратной связью.

Использование метода графа проблем начинается с построения матрицы проблем, при помощи которой определяются причинно-следственные связи между проблемами. Граф проблем ООО «ИКЕА» представлен на рисунке 1.

Фрагмент матрицы проблем объединения для ООО «Икеа»

№п/пНазвание проблемы123456Сумма причин1Противоречия между отделами4323122Недостаточная информированность сотрудников отдела343103Частичное несоответствие запланированного расписания работника с реальным2354Недостаточно точно осуществляется прогноз продаж, покупателей и посетителей21585Недостаточное информирование руководителей отделов12586Недостаточность в подготовке и проведении собраний в отделах22Сумма следствий1886319

Анализирую таблицу 1 и построенный по данной таблицы граф проблем объединения, можно сделать вывод о том, что в организации существует такая проблема как - коммуникативный барьер.

Данная проблема полностью может исчерпать себя при решение проблем с информированием руководителей отделов. Это позволит наладить коммуникативные каналы и приведет к увеличению числа сотрудников имеющих доступ к передаче и получению информации по внутренней электронной почте, что в свою очередь наладит коммуникационные потоки и сотрудники смогут информировать других сотрудников. Например, о проводимых акциях в магазине, что улучшит понимание между отделами, т.к. они смогут консультировать друг друга, в итоге разрешив свои противоречия между отделами. Вследствие чего наладятся горизонтальные коммуникационные каналы. Анализируя вместе прогноз продаж и покупателей, каждый отдел может предоставить более точную информацию по своему отделу, что приведет к минимизации порога между прогнозом и реальной ситуацией. Что позволит более точно рассчитать количество сотрудников необходимых, в нужное время, в нужном месте.

3. Разработка и постановка целей учреждения на основании теории Анри Файоля

3.1Административная доктрина Анри Файоля

Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (условиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформулировал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности. При этом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников.

Принципы управления - это основные правила, которые определяют построение и функционирование системы управления. Важные требования и соблюдение которых обеспечивают эффективность управления. Таким образом, Файоль считал, что принципы помогают ориентироваться, он их отожествляет с маяком [17, с. 67].

Цель - тот конечный рубеж, на достижение которого через выполнение конкретных задач, функций направлена деятельность коллектива, подразделения. В ходе выполнения целей в процессе управления производством, достигается воздействие на коллективы подразделений, отдельных работников посредством реализации функции управления.

Основными функциями управления организацией являются:

  1. организация; нормирование;
  2. планирование;
  3. координация;
  4. мотивация;
  5. контроль;
  6. регулирование [23.c, 396].

Рассмотрим более подробно данные функции, проанализировав их применение на рассматриваемом предприятие.

Организация как функция управления находит свои проявление через организационные структуры, организационные процессы (функционирования, развития), организационные законы, организационную культуру.

Организационная структура компании ИКЕА представляет собой иерархический тип, принцип которого заключатся в том, что каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему. Вытекающий из него принцип - соответствие полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии, где происходит разделение труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям. Формализация и стандартизация деятельности, обеспечивают однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач. Это объясняет квалификационный отбор, в соответствии с которым найм и увольнение с компании ИКЕА производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями к работнику.

Функцию нормирования следует рассматривать, как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность [13.c, 227].

Функция планирования деятельности организации занимает центральное место среди всех функций, так как призвана строго регламентировать поведение в процессе реализации поставленных перед ней целей, задач. Функция планирования предусматривает определение конкретных задач каждому подразделению на различные плановые периоды и разработку производственных программ.

В компании ИКЕА в большинстве типов планирования преобладает краткосрочное (текущее) планирование. Краткосрочное - осуществляется путем детальной разработки (на год) планов продаж в целом на магазин и по подразделениям. Главная задача текущего планирования - разработка плана реализации продукции и на его основе системы планов: по количеству доставляемого товара, по количеству затраченных рабочих часов, сметы расходов, рекламных мероприятий, реализации прибыли, исследований и разработок, финансового плана [28].

Основным звеном текущего планирования производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в планах. В ИКЕА существует производственный календарь, в котором четко прописаны рабочие часы, которые компания может затратить за год, за месяц, для всего магазина в целом, по подразделениям, либо на одного сотрудника, рассчитанные в соответствии с планом продаж на финансовый год. Исходя из этих данных составляется расписание для подразделений магазина, выясняется потребность в наборе дополнительных сотрудников.

Функция координации деятельности организации осуществляется в целях обеспечения согласованной и слаженной работы участвующих в процессе выполнения плановых заданий производственных и функциональных подразделений предприятия.

В компании ИКЕА эту работу выполняет, как правило, группа менеджеров подразделений. Они принимают меры по обеспечению бесперебойной работы магазина, решая возникающие проблемы в пределах своей компетенции. Например: выясняют причины невыполнения плана по продажам, определяют дополнительные акции и их условия, для привлечения покупателей и увеличения продаж.

Функция мотивации оказывает влияние на коллектив в форме побудительных мотивов к эффективному труду общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер.

В компании ИКЕА существуют различные виды мотивации:

если сотрудник женится или выходит замуж компания предоставляет один день оплачиваемого отпуска и дарит подарочную карту ИКЕА;

с целью поддержки сотрудников, переезжающих внутри страны, ИКЕА в России предлагает следующий пакет льгот: подготовка, переезд, подъемные и помощь в период поиска квартиры, дополнительная выплата на аренду жилья;

после трех месяцев работы в ИКЕА выдается полис добровольного медицинского страхования, памятка и контактный лист с телефонами лечебных учреждений;

абонемент в фитнес центр, для сотрудников прошедших испытательный срок, 50% которого оплачивает компания;

различные корпоративные мероприятия - вечеринки, игры по сплочению коллектива;

подарочные карты ИКЕА на новый год, 8 марта и 23 февраля;

памятные подарки на юбилеи работы в компании 10,25,30 и 40 лет.

Компания ИКЕА стремится делать все возможное, чтобы создать в компании позитивную и доброжелательную атмосферу [27].

Функция контроля проявляется в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета, анализа результатов производственной деятельности каждого подразделения и доведения их до руководителей, подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Эта функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета, выявления отклонений от установленных показателей работы и анализа причин отклонений [6.c, 83].

Функция регулирования деятельности организации непосредственно сочетается с функциями контроля и координации. В ИКЕЕ в результате воздействия внешней и внутренней среды на производственный процесс нередко происходит отклонение от заданных параметров производственного процесса. К таким отклонениям можно отнести и разницу у кассира при сдаче кассы, причину которой выясняет внутренний аудит. Незаконное присвоение покупателем товара ИКЕЯ, ответственный за пресечение данных нарушений является менеджер по безопасности, и другие нарушения выявленные в ходе контроля и оперативного учета, что в конечном счете требует регулирования процесса производства.

В совокупности использование всех выше перечисленных функций позволит поддерживать эффективность организации, то есть, непрерывность и пропорциональность производства, будет способствовать рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

3.2 Построение дерева целей и решений стратегии развития организации

Интенсивный рост компании и как следствие - увеличение количества сотрудников в сформировавшейся и стабильной команде компании - процесс, влекущий за собой появление весьма закономерных трудностей в управлении персоналом. Проблема, с которой столкнулась компания Триумф, это подбор персонала. По мере расширения проекта и появления новых задач, требуется появление новых сотрудников в команде.

В ИКЕА существуют единые предписания и требования на каждую должность, называемые профиль должности, где четко прописано какими качествами должен обладать кандидат претендующий на неё. Так как в данной компании существует как полная, так и частичная занятость, большинство сотрудников являются студенты, которые при получении диплома уходят работать из компании по своей специальности. Это приводит к текучке кадров, что сопровождается затратой дополнительных часов на обучение нового сотрудника, и в силу того что данное время является оплачиваемым, компания несет дополнительные расходы. Для упрощения принятий решений по данной проблеме, можно использовать методику разработки стратегии достижения поставленной цели, называемой - дерево целей, представленной на рисунке 2. Соответственно, результат и качество построенной иерархической совокупности целей зависит в основном от квалификации специалиста, составившего дерево целей. По аналогии с обычными инструментами, сам метод представляет собой инструмент, значительно облегчающий работу, но результат применения метода зависит от исполнителя.

Фактически первыми исследовали коммуникационные процессы в организации представители школы научного менеджмента. В частности, Ф. Тейлор разработал жесткую организационную структуру (позднее её усовершенствовал А. Файоль), предлагающую четкую взаимосвязь между должностями и ролями. В этой структуре имеют место только вертикальные властные связи (от руководителей к подчиненным), т.е. организация базируется на формальных, предельно жестких, вертикальных, иерархических коммуникационных связях. Информация передаваемая по вертикали, делится на два типа: задание и необходимое пояснение к нему, а также контроль за исполнением задания. Исходя из данных типов информации, можно проанализировать и спрогнозировать работу руководителей отделов, что решит проблему непрерывной работы коммуникационной сети.

Другой, так же немало важной проблемой является изменение расписания сотрудников. Это происходит из-за неспособности точно спрогнозировать количество покупателей и количество продаж, что зависит от многочисленных факторов. При воздействие которых, данные меняются и расписание является не актуальным. При изменение вызываются сотрудники, в конечном итоге у которых накапливаются переработки, оплачиваемые в конце финансового года в двойном размере, что также ведет к дополнительным убыткам компании.

Выходом из этой ситуации может стать разработка методологии и автоматизации процедур планирования. Где с детальной точностью будет вестись учет, статистика и анализ. На мой взгляд, данные обязанности не должны входить в полномочия руководителя административного отдела, а должны быть делегированы отдельно взятому сотруднику, который будет предлагать примеры долгосрочного и краткосрочного планирования.

В системе управления компании «ИКЕА» существуют подходы из школы «социальных систем». Действие данной школы можно проследить в льготах выдаваемых компанией сотрудникам для их мотивации побуждению к деятельности. Материальный стимул является важным, но не единственным. Большое значение придается отличию, престижу, личной власти, а также гражданственности, гордости за мастерство, чувству соответствия целям, патриотизму. Главными факторами организации являются цель и оптимальные путь ее достижения. То есть все сотрудники являются частью одной команды и лишь работая вместе и слаженно, компания достигнет поставленной цели и высоких результатов.

Для достижения поставленных целей руководство ИКЕА использует системный подход в управлении, который характеризуется:

  1. формированием: целей и установлением их иерархии, как выше описывалось ставя как краткосрочные, так и долгосрочные;
  2. получением максимального эффекта в достижении поставленных целей путем сравнительного анализа альтернативных путей, и методов достижения целей и осуществления выбора;
  3. количественной оценкой целей и средств их достижения.

Главным инструментом в деятельности компании для привлечения посетителей является маркетинг. Который в свою очередь осуществляет:

  1. исследование, анализа и оценки нужд потребителей;
  2. маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг;
  3. анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, включая исследование деятельности конкурентов;
  4. формирование ассортиментной политики;
  5. разработка ценовой политики;
  6. сбыт продукции и реализация услуг;
  7. формирование отношений с общественностью, реклама во всех ее видах и средствах;
  8. сервис, включая все виды и формы обслуживания, находящихся в эксплуатации у потребителей;
  9. формирование предложений, рекомендаций и общее маркетингово - информационное обеспечение в интересах всех функций менеджмента и различных других областей жизни.

Успешное выполнение данных задач, ведет к осуществлению поставленных целей компании ИКЕА. А выработанная годами система управления на данном предприятие позволяет уверенно ставить новые еще более амбициозные планы.

Заключение

Шведская компания IKEA была основана в 1943 году Ингваром Кампрадом как фирма, которая торговала карандашами, бумажниками и прочими мелочами. В 1947 году ИКЕА стала торговать мебелью, а в 1955 году компания начала выпуск собственных предметов мебели.

Более чем за 60 лет работы компания ИКЕА достигла серьезных успехов и имеет шанс удерживать прочные позиции на рынке и далее. Сложившаяся структура компании обеспечивает её целостность и независимость. Большие масштабы деятельности позволяют снижать издержки на единицу продукции. ИКЕА соответствует основным требованиям потребителей относительно цены, качества, дизайна товара.

В данной курсовой работе были рассмотрены основные задачи исследуемой компании, главная миссия, ценности ИКЕА. Представлена организационная структура, также проанализированы функции управления, функции внешней и внутренней среды. Выявлены проблемы и по некоторым из них представлены пути их решения.

Подводя итог курсовой работе, можно с уверенностью заметить, что компания ИКЕА является образцом идеального построения системы управления. В которой отражается вся совокупность технических и организационных методов и мер предназначенных для решения задач управления различными аспектами деятельности предприятия. Таким образом, рассмотрев и предоставив данный материал, считаю что цели и задачи представленные в начале написания курсовой работы были выполнены в полной мере.

Список использованных источников

1.Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 1 в ред. от 03.12.2012 г.

2.Теория управления: учеб. пособие для вузов по специальности «Государственное и муниципальное управление» / Л.А. Бурганова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 137 с.

.Теория управления: учеб. пособие для вузов по специальности «Государственное и муниципальное право» / Л.А. Бурганова. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 151 с.

.Теория управления: учеб. пособие для вузов по специальностям 080504 «Государственное и муниципальное управление», 080500 Менеджмент организации» / В.И. Коробко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 383 с.

.Теория, практика и искусство управления: учеб. для вузов по финансово-экон. специальностям / В.И. Кнорринг. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА, 2009. - 527 с.

.Теория управления: учеб. пособие для вузов по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» / В.Д. Граждан. - М.: Гардарики, 2009. - 415 с.

.Теория управления: учеб. для вузов по специальности «Государственное и муниципальное управление» / Ю.В. Васильев [и др.]; под ред. Ю.В. Васильева [и др.]. - 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 606 с.

.Теория управления в примерах и задачах: учеб. пособие для вузов / А.В. Пантелеев, А.С. Бортаковский. - М.: Высш. шк., 2011. - 582 с.

.Теория управления: учеб. для вузов по специальности 061000 Государственное и муниципальное управление / В.Ф. Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков. - 2-е изд., доп. - М.: Экономика, 2012. - 655 с.

.Теория управления: учеб. пособие для вузов по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» / В.Д. Граждан. - М.: Гардарики, 2010. - 415 с.

.Теория, практика и искусство управления: учеб. для вузов по специальности «Менеджмент» / В.И. Кнорринг. - М.: НОРМА, 2012. - 511 с.

.Теория управления: учеб. / Ю.П. Алексеев, А.Н. Алисов, Ю.Н. Барышников и др.; Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ и др. - М.: Изд-во РАГС, 2012. - 558 с.

.Теория управления: учеб. / Ю.П. Алексеев, А.Н. Алисов, Ю.Н. Барышников и др.; Под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ и др. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 558 с.

.Теория управления: консп. лекций / Н.А. Кузина Изд-во ОмГТУ, 2008 - 88 с.

.Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. М.А. Майоровой и др.; Под общ. ред. Л.И. Евенко; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, Высш. шк. междунар. бизнеса. - М.: Дело, 2011. - 700 с.

.Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т.2 / Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. - М.: «Статут», 2012. - 592 с.

.Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2011. - 528 с.

.Костин В.А. Теория управления: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2012. - 224 с.

.Менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. для вузов по направлению и специальности «Менеджмент» для бакалавров / А.Н. Алексеев [и др.]; под ред. И.Н. Шапкина. - М.: Юрайт, 2012. - 630 с.

.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: «Дело», 2011 - 702 с.

.Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и переаб. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 638 с.

.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2012. - 400 с.

.Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управление на предприятии. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2013 - 304 с.

.Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2010. - 640 с.

.Бизнес- идея компании ИКЕА [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Льготы сотрудников ИКЕА [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Факты и цифры о ИКЕА [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Хронологиясв ИКЕА [Электронный ресурс] Режим доступа: #"justify">.Ценности ИКЕА [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ico-worker.com/ru/ikea-culture/values.html свободный. - Загл. с экрана

Похожие работы на - Характеристика и основные направления управленческой деятельности в организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!