Функции социокультурного менеджмента

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,97 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Функции социокультурного менеджмента

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»

Социально-гуманитарный институт

Кафедра экономики социальной сферы








Курсовая работа

Функции социокультурного менеджмента

Исполнитель: Иванова А.В.,







Кемерово 2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы менеджмента в социально-культурной сфере

.1 Научные основы социально-культурного менеджмента

.2 Классификация функций и принципов социокультурной деятельности

Глава 2. Менеджмент в социально-культурных учреждении

.1 Практика социокультурного менеджмента

2.2 Особенности управления персоналом в социально-культурном учреждении

Заключение

Список литературы

Введение

В данное время всё больше возрастает роль социально-культурных учреждений со вступлением общества в постиндустриальную эпоху развития, когда самым ценным товаром будет информация. И особую роль здесь будет играть школа и учреждения культуры, где и закладываются навыки её получения и переработки. В большей мере именно от этого зависит, раскроется ли человек в будущем, найдёт ли он своё место в жизни или нет [5, с. 17].

Задача руководителя социокультурных учреждений в данном случае - обеспечить необходимые условия для формирования личности, создание атмосферы, способствующей максимальной самореализации.

Культурные и образовательные учреждения являются, таким образом, отражением существующего общества - сложного и многогранного. И как социальный институт они вряд ли могут быть существенно лучше создавшего их человеческого сообщества по той причине, что именно оно учреждает и разрабатывает программы, определяет цели и функции, обеспечивает финансами, создаёт правовое пространство.

Тем не менее, культурно-образовательные учреждения должны быть максимально приближены по уровню интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, брать на вооружение всё лучшее и новое. [5, с. 21].

Профессиональный менеджмент в сфере культуры все в большей степени становится своеобразным фундаментом эффективной социально-культурной деятельности. Именно этим и определяются практический смысл и значение учебных материалов и курсов, посвященных менеджмент-технологиям, ориентированным на данную область применения.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес. Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще - как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство - нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность - все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря - быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.

Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот - в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и международного масштаба [14, с. 3 - 4].

Цель: изучить менеджмент в социально-культурной сфере, рассмотреть его особенности в настоящее время.

Задачи:

изучить функции менеджера социально-культурной сферы;

исследовать особенности менеджмента в социально-культурной сфере;

раскрыть теоретические основы социально-культурного менеджмента;

рассмотреть менеджмент в социально-культурных учреждениях;

Предмет исследования: менеджмент социально-культурной деятельности.

Глава 1. Теоретические основы менеджмента в социально-культурной сфере

1.1Научные основы социально-культурного менеджмента

Менеджмент - один из видов управления, обеспечивающего успешное функционирование различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность [12,с. 173]. Менеджмент - управленческая деятельность в условиях рыночной экономики. В этом его главная особенность [3]. По сути дела, он представляет собой систему профессионально организованных технологий управления деловой активностью в условиях рыночных отношений. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.) [10]. Конкретные способы осуществления менеджмента, т. е. технология, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.

Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказываются расчлененными на разрозненные фрагменты планирования, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы механизмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие целевой установки и гарантированной оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных рыночных отношений и необходимых управленческих механизмов [16].

Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обоснованное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы организации.

Роль менеджера в деятельности организации следует рассматривать как непосредственное, персонифицированное выражение процесса менеджмента, как его важнейшую структурную часть [1, с. 9].

Изучение теории и практики социокультурного менеджмента, тех форм, методов и систем управления, которые стремительно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.

Не детализируя исторические факты и события становления и развития менеджмента как такового, отметим два принципиально важных положения:

) в каждом конкретном виде деятельности, будь-то промышленное производство, торговля, бытовой сервис, социальная, социально-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет свои характерные особенности и специфические признаки;

) характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами производственных отношений [Цит. по: 14, с. 38].

Управление социокультурной деятельностью - это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей [9].

Такие условия могут быть непосредственными - материальные, свобода творчества, моральные стимулы и опосредованными - бюджет свободного времени, развитие средств коммуникации, уровень образованности творцов и потребителей.

Современная управленческая культура должна строиться на принципах "открытости" культурной системы, перехода от вертикальных властных связей в ее управлении на горизонтальные добровольно-общественные методы управления.

Собственно и термин "управление" мало гармонизирует с понятиями "духовность", "культурные ценности", "нормы", "идеалы", то есть теми категориями, которые составляют сущность культуры.

Итак, управлять можно предприятиями, производящими музыкальные инструменты, автоклубы, театральные костюмы, парковую аттракционную технику и т.д., коллективами учреждений культуры.

Органы, обеспечивающие реализацию культурной политики государства, могут создавать условия для развития культуры, обеспечивать деятельность учреждений культуры экономически, финансово, методически, технологически и, таким образом, управлять развитием культуры, но управлять духовной и материальной культурой по своей сути абсурдно [7].

Управление социокультурной деятельностью - это сознательная деятельность государственных институтов по регулированию субъект-объектных отношений во всем их многообразии для достижения определенных, социокультурных цепей.

Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрируется на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, правовых, организационно-упавленческих, кадровых и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности. Мудрость государственного управления социокультурной сферой в постсоветском обществе может быть проявлена в оптимальном сближении традиционных и инновационных подходов в развитии культуры, которые заключаются в:

ориентации на новое с учетом традиции; использовании традиции как предпосылки модернизации; светской организации социокультурной жизни, не исключающей значимости религии и мифологии в духовной сфере;

значении выделенной персональное™ и, вместе с тем, использовании имеющихся форм коллективности;

сочетании мировоззренческих и инструментальных ценностей;

демократическом характере власти, признающей авторитеты в политике;

сочетании психологических характеристик человека традиционного и современного общества;

эффективном использовании науки при осуществлении традиционных ценностных социокультурных ориентации человека.

Реализация этого позволит сделать вывод о том, что в современном российском обществе идет активный процесс аккультурации - социокультурных изменений, взаимодействия традиционной и современной культуры как результат общественно-экономических преобразований, модернизации общества, который и является основой социально-культурного развития страны.

Оптимальная модель управления социокультурной деятельностью не должна обходить стороной содержание самой культуры, состав ее ценностей, недостаточно лишь констатировать и признавать "множественность культур", но при этом объявлять о неспособности обеспечить развитие и поддержку этой "множественности", оставив вне своего внимания традиционные аспекты культуры и не делая приоритетным то, что полезно для становления отечественной многонациональной культуры [15, с. 83].

Возможные пути дальнейшего развития культуры могут быть найдены при решении ряда концептуальных управленческих проблем.

) Роль государства в области культуры должна базироваться, в первую очередь, на признании множественности субъектов культурной политики. Необходимо создание системы коллективных субъектов развития культуры, внутри которой сложились бы условия согласованного взаимодействия на основе партнерско-договорых отношений, включающей представителей различных формирований, творческих работников, потенциальных спонсоров, учреждения культуры. Это позволит перейти от вертикально-линейных принципов руководства культурой к принципам саморазвития.

) Новая управленческая философия может быть основана на отношении в сфере культуры как к "открытой системе", ее успешное развитие во многом будет зависеть от способности адаптироваться в новой социально-экономической ситуации. В этих условиях учреждения и системы управления отрасли должны быть нацелены на выявление новых проблем и выработку новых решений.

Открытость культуры предполагает наличие социокультурных ориентиров выбора направлений культурного развития общества. Развитие культуры и духовное обновление общества будет носить научно обоснованный характер при наличии: долгосрочных проектов и прогнозов основных тенденций культурных процессов; условий для развития саморегулирующихся систем культурных институтов; системы государственных гарантий защиты сферы культуры и работников учреждений культуры от негативных воздействий рыночных отношений; технической оснащенности отрасли.

) Обновление функций управления, переход к "партнерским" отношениям, проектирование ситуаций тесного взаимодействия предопределяется "многоукладностью" культуры, многообразием и равноправием субъектов культурной деятельности. Основной принцип новой культурной политики - от управления к системе регулирования.

С созданием системы коллективных субъектов регулирования культуры расширяется реальное влияние активного в культурном отношении населения на формирование государственной культурной политики. Жесткий тип административного управления сменяется "коалиционным" управлением культурными процессами на основе диалога народа с государством.

) С возникновением нового общественного и государственного механизма формирование модели управления создает предпосылки изменения типа управления и структуры функций управления культурой с возрастанием функций опережающего управления над оперативно-диспетчерской; перспективного развития сферы культуры; региональной дифференциации культурной политики, поддержки локальных структур социокультурной деятельности; развития национально-территориальных культурных общностей, землячеств, клубов, общин и т.д.

) В качестве главных ориентиров общественного и государственного управления в области социальной защиты самих работников культуры, можно рассматривать следующее: разработка и принятие пакетов правовых и налоговых регуляторов, дающих возможность обществу, предприятиям, организациям выгодно вкладывать в культуру средства и использовать другие материальны возможности; отказ от принципа затратного финансирования строительства учреждений культуры, особенно в регионах, где остаются плохо освоенными уже существующие "мощности"; разработка и внедрение социокультурных проектов музейной, клубной, библиотечной, концертной, выставочной, парковой и других форм на основе современных технологий культурной деятельности; принятие специального законодательного документа защиты прав культуры и работников культуры [4, с. 173].

Таким образом, социокультурная деятельность поддается управлению и регулированию, в роли которых выступают федеральные, региональные (субъекты федерации) и районные органы управления культурой, обеспечивая реализацию культурной политики государства.

Вместе с тем, социокультурная деятельность представляет собой особый вид деятельности, суть которой определяется человеческим фактором, межличностными коммуникациями, характером взаимодействия людей как субъектов социокультурных отношений.

Планирование как определяющая функция менеджмента не может не включать в себя все другие функции управления, поскольку: организация предполагает назначение рабочих задач, их конкретизацию в отделах и секторах учреждения и распределение ресурсов между ними; руководство связано с использованием влияния менеджеров для мотивации сотрудников к достижению поставленных целей учреждения, высоких результатов совместной деятельности; контроль означает наблюдение за действиями сотрудников, точным выполнением намеченных целей.

Таким образом, все функции менеджмента и функции планирования тесно связаны той или иной целью, которую ставит перед собой каждое социокультурное учреждение или организация. Именно в планировании заложены все основные функции управления. Поэтому планирование является сложным и неоднозначным процессом, который предполагает определенный уровень знаний, умений и навыков [8].

В организации планирования особое внимание следует уделить целям социокультурного учреждения и их постановке, потому что именно с этого начинается процесс планирования. Понятия "целей" и "планов" являются неотъемлемой частью деятельности любого учреждения и организации социокультурного типа.

социокультурный менеджмент персонал государственный

1.2 Классификация функций и принципов социокультурной деятельности

Социокультурная деятельнoсть человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, прaвовую, техникo-промышленную, коммуникaтивную, экoлогичeскую сферы и т.д.

Эти виды дeятельнoсти присущи всeм культурaм во все временa. Однако формы и способы сoциoкультурнoй деятельнoсти неодинаковы в рaзличных культурaх и культурных эпохах (технический уровень культур древних цивилизаций, античности, средневековья, сoврeменнoсти; виды трaнспортa, спoсoбы обработки мeтaллa, технoлoгия изгoтовлeния oдeжды и т.д.) [14, с. 12].

Технологический аспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов объектов, на создание которых они направлены, технологии подразделяются, во-первых, на продуцирующие и транслирующие символы, во-вторых, на созидающие физические объекты и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.

В ходе совершенствования способов деятельности идет становление, функционирование и развитие человеческой личности. Причем личность одновременно выступает, во-первых, объектом культурного воздействия, то есть усваивает культуру в процессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, так как в той или иной форме включена в процесс созидания культуры; и, в-третьих, личность является носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку ее жизнедеятельность развертывается в определенной культурной среде.

Материальные и духовные результаты социокультурной деятельности выступают не только как определенные достижения (ценности), но и как негативные последствия этой деятельности (экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и т.п.). История культуры - это история не только приобретений, но и потерь. В культуре представлены как прогрессивные, так и реакционные явления.

Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и на уровне обыденной культуры, культуры повседневности. Культура человечества проявляет себя в единстве и многообразии. Различие когда-либо существовавших и существующих сегодня культур обусловлено, в частности, пространственно-временными характеристиками, которые порождают разнообразие жизненных форм отдельный народов.

Понятие культуры может употребляться в нескольких значениях.

Во-первых, оно может служить для обозначения какой-либо конкретной культурно-исторической общности,- характеризуемой определенными пространственно-временными параметрами (первобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т.п.).

Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры).

В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определенному принципу. Они часто применяются при классификации культур. В таком смысле термин культура использовался Я. Бахофеном, Н.Я. Данилевским, О. Шленглером, М. Сорокиным и др. Культурные модели могут создаваться не только на уровне целого, но и на уровне элементов: политическая культура, правовая культура, художественная культура, профессиональная культура и т.п.

Можно говорить о целостности культуры в том смысле, что она есть явление чисто человеческое, то есть развивающееся вместе с человеком и благодаря его творческим усилиям. Люди, именно потому, что они люди, во все времена и при всех различиях природно-географической среды ставят перед собой одни и те же вопросы, пытаются решить одни и те же задачи, обустраивая свою жизнь на Земле. Раскрытие тайн природы, поиски смысла жизни, творческие порывы, стремление к гармонии человеческих взаимоотношений, общие для всех времен и народов, - вот далеко не полный перечень тех оснований, на которых базируется целостность культуры

Социокультурную деятельность можно разделить на пять основных видов: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и художественное творчество как особый вид деятельности. С этой точки зрения социально-культурная деятельность соответствует понятию собственно человеческая деятельность, которая, как считает М.С. Каган, заключается «в социокультурной деятельности человека как общественного существа» [Цит. по: 7, с. 44]. Н.Н. Ярошенко утверждает, что «социально-культурная деятельность должна быть понята как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» [16, с.41].

«Мы в своем исследовании определяем социально-культурную деятельность как целенаправленный, специально организуемый социальными институтами процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самой личности в этот процесс».

В обществе коллективного интеллекта, активно развивающихся и внедряющихся информационных технологий формирование культуры личности происходит в процессе социализации посредством образования, пропаганды научных знаний, вовлечения в духовное творчество, физкультуру, спорт и другие виды социально-культурной активности.

Механизм овладения ценностями культуры носит избирательный характер и зависит от способностей конкретной личности. Процесс приобщения к культурным ценностям идет от личности к ценностям культуры, и задача социально-культурных институтов состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между минимумом социально-культурных знаний, умений и навыков и содержанием творческой деятельности личности, связанной с удовлетворением потребности в самоактуализации, самоорганизации, саморазвитии, реализации своих способностей.

В современных условиях одной из главных функций социокультурной деятельности, в том числе и ДК, является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную жизнь, формирования ее социальной активности.

Большинство ученых выделяют следующие общие функции социокультурной деятельности:

·производство новых знаний, норм, ценностей;

·накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей;

·воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

·коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества; рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере. Социокультурная деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции социокультурной деятельности находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Социальный институт ДК отражает и выражает количественно-качественные характеристики не только интеллектуальных элит конкретно-исторического времени, но и бытие социума.

Их совокупность нацелена на совершенство человека, становление его как нравственной и разумной личности, способной к сотрудничеству и единению с другими людьми и окружающим миром, социально-культурной деятельности.

Содержательный аспект социальных функций социокультурной деятельности реализуется в зависимости от реального состояния конкретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой [11].

Глава 2. Менеджмент в социально-культурных учреждениях

.1 Практика социокультурного менеджмента

Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности: менеджера отделов и комитетов культуры, менеджера-администратора всех уровней, менеджера клубных учреждений, парков культуры и отдыха, кинотеатров, центров досуга, народного творчества, туристических и молодёжных центров, центров социальной реабилитации, центров физической культуры и спорта, ночных клубов, казино, государственных, коммерческих, частных и других учреждений социокультурного типа. Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким уровнем профессионализма в области современного социокультурного менеджмента, маркетинга, а также имеет высокий уровень общей культуры и эрудиции.

В основе профессиональной подготовки менеджеров социально-культурной деятельности лежит изучение таких дисциплин, как: менеджмент, маркетинг, экономика, финансовая и хозяйственная деятельность, предпринимательство, социально-культурные технологии, мировая культура, культурное наследие, литература, история искусств, педагогика, психология, имиджелогия, этикет, реклама, иностранные языки.

В этих условиях совершенно объективно возникает потребность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менеджеров, менеджеров выставок и презентаций. Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной специализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.

Типы менеджеров Творческие группы (сектора) становятся мини-коллективами и выполняют менеджерские функции по отношению ко всем участникам творческого процесса подготовки и осуществления культурных проектов и программ, включая реальных и потенциальных посетителей учреждения культуры, аудиторию.

Разумеется, уровень профессионализма, профессиональная управленческая культура, профессиональная компетентность менеджеров социально-культурной деятельности далеко не однозначны, и могут быть условно разделены на четыре типа:

Первый тип. Менеджер социально-культурной деятельности обладает высоким профессиональным уровнем и оптимально мотивирован к работе в своей сфере. Его профессиональные качества, целеустремленность в работе гарантируют высокую эффективность деятельности.

Второй тип. Менеджер положительно мотивирован к работе в социокультурной сфере, но имеет низкий профессиональный уровень. Его положительная мотивация, стремление "выложиться" на работе приносит мало пользы, а иногда может "наломать дров" из-за своего низкого профессионализма.

Третий тип. Менеджер с низким профессиональным уровнем и недостаточной мотивацией в работе социокультурных учреждений. Такой тип относится к балласту управленческой системы, который тормозит развитие, отрицательно воздействует на коллег и структуры управления.

Четвертый тип. Менеджер обладает высоким профессиональным уровнем, но слабо или вообще не имеет мотивации ki работе в учреждениях социокультурной сферы. Он пассивен, безразличен к целям и задачам учреждения культуры, качеству и эффективности работы и всегда может уйти с работы на более, выгодное для него место.

Его высокий профессионализм и низкая мотивация в работе отрицательно сказываются на других сотрудниках, "расхолаживают" коллектив и тем самым наносят вред общему делу [14, с. 12 - 15].

Особенности деятельности менеджера СКД Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, деятельности может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями.

Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:

. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, по степенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления - сопричастного менеджмента.

. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.

Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению.

. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере - это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью.

. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия.

. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы

. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.

Личностные качества менеджера обуславливают уровень профессионализма, так как сама по себе эта профессия в большей степени объективирована структурами и функциями социокультурной деятельности.

Умение управлять коллективом учреждения культуры и профессионализм самого менеджера (личностная форма), как два (объективное и субъективное) начала, взаимно обогащая друг друга, формируют профессионализм как часть профессиональной компетентности социокультурного менеджера.

Профессионализация менеджера социально-культурной деятельности - это постоянное его самоизменение в соответствии с изменяющимися целями, задачами социокультурной деятельности, которые, в свою очередь, служат формирующим и развивающим средством по отношению к менеджеру.

Следовательно, в процессе деятельности менеджера развиваются его необходимые профессиональные качества, но достигается это при условии полноценной, продуктивной, творческой деятельности.

Нецелесообразная же деятельность в любых видах всегда приводит к падению профессионализма, вырождению профессиональной компетентности. Уровень профессионализма менеджера социально-культурной деятельности органически связан с его компетентностью. Компетентность представляет собой не только результат и оценочный показатель деятельности менеджера, но и уровень его мышления, стиль деятельности.

Компетентность и профессионализм всегда дополняют и обогащают друг друга, но нередко эти качества не соединяются в одном субъекте. И тогда менеджер с высоким уровнем теоретической компетентности (имеющий ученую степень, ученое звание) бывает в профессиональном отношении весьма далеким не только от совершенства, но и от стандартных требований, предъявляемых к уровню профессионализма. "Плох тот профессор, который учит студентов, как нужно строить мосты, но сам давно уже забыл как это делается", - бытует недалекая от истины шутка в студенческой среде.

Профессиональная управленческая культура менеджера социально-культурной деятельности формируется на основе вариативного сочетания двух видов знания:

операционального знания, которое обращено на выполнение конкретных действий и определяет профессиональный кругозор менеджера;

метазнания, связанного с механизмами и инструментами управленческой деятельности, ее структурой, быстрой профессиональной адаптацией, продуктивностью реализации способностей [6, с. 127 - 130].

2.2 Особенности управления персоналом в социально-культурном учреждении

Высокий уровень профессиональной управленческой культуры дает возможность менеджеру: предвидеть результаты своей деятельности; прогнозировать развитие социокультурной деятельности; применять различные методы и технологии социокультурного управления; делать работу осознанно, творчески, инициативно; передавать свои знания и опыт исполнителям; выполнять гуманистическую миссию социокультурной деятельности, определять перспективы ее развития.

Профессиональная управленческая культура менеджера социокультурной деятельности структурно складывается из таких компонентов, как личность - его профессионально-статусная позиция - его деятельность.

Важнейшей проблемой управленческой науки являются служебные взаимоотношения руководителя и подчиненного. В них пересекаются вопросы стиля работы, психология взаимоотношений, технология принятия решений, их исполнение и, конечно же, умение давать задания и поручения подчиненным. Последнее имеет прямое отношение к управлению кадрами, но будучи основной сферой деятельности руководителей, мало осознается ими и не эффективно реализуется.

Распределение заданий, поручений

Управление сотрудникам составляет суть управления, и деятельность другими словами, управление можно определить - как умение выполнять свою работу через других людей [16, с. 39 - 41].

Руководитель, передавая дела своим подчиненным, по существу, дает им возможность работать. А тот руководитель, который не делает этого, на самом деле вообще не руководит, да и не может успешно руководить.

Умение поручать дела подчиненным создает определенные преимущества руководителю:

перемещает внимание с того, что может сделать сам, на то, что должен контролировать;

освобождает время для более важной работы;

развивает инициативу, обогащает опыт, знания, компетентность подчиненных;

Методы управления классифицируют по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвенного воздействия - при использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание условий для достижения высокой эффективности работы. Можно выделить методы формального и неформального воздействия, соотношение которых в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, его поведение в коллективе. [18].

Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку различают:

·Организационные методы (в том числе административные);

·Экономические методы;

·Социально-психологические методы.

Организационные методы включают регламентирование, нормирование, инструктирование, методы распорядительного и дисциплинарного воздействия. Административные методы управления занимают особое место в такой системе и включают приемы и способы воздействия субъектов управления на объект на основе силы и авторитета власти: законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций. Эти методы устанавливают и регулируют обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного.

Основным административным методом управления является метод принуждения, требующий от подчиненных неукоснительного принятия распоряжения вышестоящего органа к исполнению, критика или обсуждения не допускаются. Метод принуждения реализуется в устной или письменной форме. Устный приказ - это прямое внушение, требующее от руководителя как субъекта власти большой психологической силы.

Основным звеном новой целостной и динамической системы управления, создаваемой в нашей стране, служит переход на всех уровнях к экономическим методам управления. Экономические методы позволяют усилить внутренние стимулы саморазвития, развернуть творческую инициативу, полнее использовать объективные экономические законы в целях достижения конечных результатов с наименьшими затратами труда и материальных ресурсов. Экономическими методы в современной социокультурной организации все шире внедряются через те или иные формы хозрасчетной деятельности, введения различного рода платных услуг, систему материального стимулирования. Именно они и определяют роль руководителя организации как менеджера.

В связи с возрастанием роли социальных отношений, необходимостью укрепления и оптимального развития социокультурного коллектива особо важными факторами эффективного управления становятся социально-психологические методы.

Ответственность руководителя за повышение уровня работы с кадрами, профессиональной активности работников организации обуславливает необходимость овладения рекомендациями психологов и социологов по созданию благоприятного морального климата в коллективе и особо фирменного стиля работы.

Специфика социально-психологических методов заключается в значительной доле использования в процессе управления неформальных факторов, интересов личности, группы и коллектива в целом. В этом смысле особенно важными представляются следующие моменты:

·Формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей;

·Создание и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы совместной работы;

·Установление и развитие социальных норм поведения;

Главными задачами стимулирования являются развитие инициативы и творческого отношения к труду всех сотрудников, а также преодоление инертного отношения к новому, стойкого нежелания перемен. «Отрицательное» моральное стимулирование выступает как средство наказания и заключается в воздействии на сотрудника посредством замечания, предупреждения или выговора. Материальные стимулы, будучи выражением потребностей, выступают как осознанные интересы, когда экономическая заинтересованность работников используется для повышения эффективности театральной деятельности [18].

Заключение

Процессы, которые протекают в социально-культурной сфере, многообразны, сложны и противоречивы. Они зеркально отражают события и явления, переживаемые обществом и каждым отдельным человеком. В социально-культурной деятельности главным объектом внимания является человек, а его взгляды, интересы, намерения, поступки, душевное спокойствие и социальная обустроенность формируются и закрепляются в процессе этой деятельности [13].

Несомненно одно - менеджмент стал неотъемлемой частью коммерческой и некоммерческой деятельности социокультурных учреждений, обеспечивающих развитие культуры, искусства, науки, образования и т.д. [11].

Повышение эффективности управления в социокультурной деятельности предполагает использование всей совокупности современных достижений в этой области. Поэтому для повышения продуктивности управленческих приемов недостаточно лишь данных экспериментальных наработок. Не менее важно разумное использование положений классического менеджмента, являющегося основой научного управления.

Но в классическом менеджменте в основном можно найти общие, базовые требования к эффективному управлению производственными отношениями, реализация которых в социокультурной деятельности в чистом виде невозможна. Отсюда следует, что разработка механизмов управления должна опираться и на науку, изучающую специфические особенности социокультурной деятельности.

Иными словами, разработка и внедрение механизмов социокультурного менеджмента могут быть успешными при опоре, как на общую теорию управления, так и теорию социально-культурной деятельности [6].

Список литературы

1.Барков С.А. Управление персоналом [Текст] / С.А. Барков.- М:, 1996.-С.56-70.

.Вишняк А.И. Культура молодежного досуга [Текст] / А.И. Вишняк.- Киев:, Высшая школа, 2005-53с.

.Герасимова Л.Н. Маркетинговое управление: информационно-документальные ресурсы: [Текст] / Учебное пособие /Л.Н. Герасимова.- Москва:, МГУКИ. 2000. 190с.

.Драгичевич-Шешич М. Экономика культуры [Текст] / Арт-менеджер./ М. Драгичевич-Шешич.-М., 2002. № 1.

.Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры [Текст] / Л.С. Жаркова.- М., 1998. 222с.

.Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление персоналом: Учебник [Текст] / Н.В. Кротова.- М:, МГУКИ, 2001.359с.

.Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) [Текст] /М.С. Каган. Москва:, 1974. С. 44.

.Котов В.И. Советы менеджеру [Текст] / В.И. Котов.- М., 1991. 69 с.

.Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие [Текст] / Т.Г. Кисилева.- М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.

.Марков А.П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: [Текст] / Учеб. Пособие/ А.П. Марков.- СПб., 2007. 124с.

.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури. - М.: 2002.- С.135-170.

.Настольная книга менеджера по кадрам [Текст] / М.: Норма-Инфра, 1998. 349с.

.Чижиков В.М. Маркетинговые модели социокультурного менеджмента [Текст] / В.М. Чижиков. Актуальные проблемы социокультурного менеджмента. Москва:, МГУКИ, 2002. С. 69-90.

.Чижиков В.М., введение в социокультурный менеджмент [Текст] /Учебное пособие/В.В. Чижиков, В.М. Чижиков.- М.: МГУКИ. 2003. - 38с.

.Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. Опыт России и США [Текст] / Е.Л. Шекова, - СПб.: СПбГУКИ, 2003.С.186.

.Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Вестн. Моск. ун-та культуры и искусства [Текст] / Н.Н. Ярошенко.- М., 2001. Вып. 23. С. 39-43.

.www.journal-ufav/index.php?num=31&id=400

.gdks.on.ufanet/about.htm

Похожие работы на - Функции социокультурного менеджмента

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!