Экономическое значение информационно-коммуникационных технологий
Введение
Сегодняшнее развитие российской экономики характеризуется значительным
увеличением роли информации как важнейшего ресурса в бизнесе и в обществе. В
условиях формирования информационной экономики наблюдается повышение
научно-технического прогресса за счет увеличения объема, качества и скорости
информационного обмена, а также возрастание научной роли как основной
производительной силы, которая генерирует новые технологические возможности.
Согласно мировому опыту в настоящее время можно заметить, что увеличение
добавленной стоимости в экономике происходит в значительной мере благодаря
интеллектуальной деятельности, повышения технологического производственного
уровня и распространения коммуникационных и информационных технологий. По
статистическим данным объем российского рынка информационно-коммуникационных
технологий за период с 2002 по 2012 год увеличился в сопоставимых ценах на
88,8%.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) сегодня занимают
центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизненной деятельности
общества: муниципального и государственного управления, образования, бизнеса,
здравоохранения, обеспечения безопасности, культуры и общественной жизни.
Россия на сегодняшний день находится перед вызовом активно включиться в мировой
процесс развития информационного общества и получить при этом максимальную
выгоду от вложений в ИКТ. Для реализации возможностей, которые предоставляются
развитием и использованием ИКТ, принята Стратегия развития информационного
общества в Российской Федерации и Государственная программа «Информационное
общество (2011-2020 годы)».
Предпринятые шаги уже дали первые результаты - впервые за время
существования международных рейтингов развития информационного общества был
отмечен резкий рост положения России в двух авторитетных рейтингах. В рейтинге
готовности к электронному правительству ООН 2012 года Россия поднялась на 27-е
место с предыдущего 59-го (в 2010 году), что связано, с активной работой по
переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид и созданием
порталов для их предоставления. В рейтинге готовности к сетевому обществу
Всемирного экономического форума 2012 года Россия заняла 56-е место против
77-го в 2011 году.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, рассмотреть теоретические основы понятия ИКТ, такие как
сущность, классификация и экономическое значение. Во-вторых, проанализировать
состояние ИКТ в современной экономике на примере России в целом и республики
Татарстан в частности.
Объект исследования - разноплановое и многофункциональное воздействие
информационно-коммуникационные технологий и его экономическое значение в
условиях современной экономики.
Предмет исследования - изучение проблемы использования
информационно-коммуникационных технологий в России и в Республике Татарстан.
Рассмотрение приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных
технологий в России и в Республике Татарстан.
Методологическая основа курсовой работы содержит ряд
теоретико-методологических принципов и подходов, в том числе такие методы
исследования, как анализ и синтез явлений, статистический, системный. Структура
определяется целью и задачами данного исследования. Она состоит из введения,
двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы понятия ИКТ
1.1 Сущность ИКТ и его экономическое значение
Развитие и применение в жизни современного общества информационных
технологий выявляет необходимость проанализировать сущность и значение
информационно-коммуникационных технологий, выявить его содержательные
характеристики и структуру.
Осознание общественностью в целом и научным сообществом в частности
глобальной роли информации в развитии личности и общества приводит к тому, что
в научной системе выделяется новое направление исследования ИКТ.
Информатизация становится одной из важнейших характеристик сегодняшнего
времени. Едва ли можно найти хоть одну область человеческой деятельности,
которая в той или иной степени не была бы связана с процессом получения и
обработки информации для ее практического использования. Принято выделять два
основных теоретико-методологических подхода к проблеме информатизации общества:
)Технократический подход сводит общественную информатизацию к
технико-технологическому оснащению трудовой деятельности людей в сфере
управления и производства. В таком случае информационные технологии
расцениваются как способ повышения производительности труда.
)Второе направление в понимании сущности информатизации общества -
социологическое. Здесь информатизация рассматривается как процесс, который
охватывает все сферы человеческой деятельности и воздействует на самого
человека - его мораль и знания, духовные и экономические интересы, его развитие
как личности. Информатизация общества представляется в виде совокупности
взаимосвязанных технических, социальных, экономических, политических и
духовно-культурных факторов. Они обеспечивают развитие и широкоформатное
получение, обмен и применение информации в обществе с целью дальнейшего
развития и совершенствования общества и его членов.
На сегодняшний день все большее значение для общества получает
информатизация образования.
Из очень большого числа факторов, которые определяют взаимосвязи между
информационным обществом и системой образования, самыми важными считаются
следующие:
· -понимание фундаментальной роли информации в общественном
развитии;
· -увеличение объемов информации;
· -интенсивное развитие информационных технологий и техники;
· -изменение характера социально-экономического развития
современного общества;
· -гуманитаризация и гуманизация общественной жизни
современного общества;
· -увеличение интенсивности информационных коммуникаций между
людьми.
Следовательно, информатизация образования считается частью информатизации
общества и изучается как комплекс мер для преобразования обучающих процессов на
основе внедрения в систему образования и воспитания информационной продукции,
технологий и средств.
В настоящий момент информатизация является одной из основных тенденций
развития образования. Она способствует:
· увеличению глубины усвоения новых знаний благодаря
возможностям компьютера и информационных систем;
· уменьшению сроков и повышению качества усвоения изучаемого
материала благодаря более быстрому получению научного материала, получению
исходного решения и наглядного его представления;
· уменьшению трудоемкости процесса получения новых знаний.
Именно поэтому использование информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ) раскрывает термин ИКТ-компетентности.
ИКТ-компетентность - это одна из ключевых компетентностей современного
человека, она проявляется, прежде всего, в деятельности при решении
разнообразных задач с привлечением компьютера, Интернета и других средств
телекоммуникаций.
Понятие «ИКТ-компетентность» в современной науке появилось сравнительно
недавно. Основной причиной его появления, как уже говорилось ранее, является
постоянно усиливающаяся роль информации, информационной деятельности и
информационных технологий в общественной жизни. При этом сразу обозначилась
трудность толкования данного определения.
Чтобы выявить содержательные характеристики понятия «ИКТ-компетентность»
изначально необходимо рассмотреть, что скрывается за термином «компетентность»,
активно используемым в отечественной науке и в официальных документах
Министерства образования России. Компетентности, необходимые для формирования,
не определены окончательно, равно как и само определение компетентности.
Основой понятия «компетентный человек» считается способность человека принимать
на себя ответственность при решении возникших проблем, проявлять самостоятельность
в постановке задач и их решении. В каждой предметной области вырабатывается
собственное понятие компетентности. Это происходит из-за того, что в различных
областях профессиональной деятельности компетентность раскрывается с помощью
различных познавательно-практических понятий.
ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, персональных
компьютеров, получения доступа к информации, инструментов коммуникации и/или
сетей для создания информации, управления ей, ее интеграции, оценки информации
с целью функционирования в современном обществе. В этом определении
задействовано несколько понятий и терминов, также необходимые для рассмотрения.
ИКТ - предоставление информации в электронном виде, ее обработка и
хранение, однако не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная
технология - это объединение информационных и коммуникационных технологий.
Грамотность - это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова),
который позволяет индивидууму постоянно учиться, развиваться и расти.
Цифровые технологии относятся к программному и компьютерному обеспечению;
а инструменты коммуникации - к продуктам и услугам, благодаря которым
передается информация, сети - это каналы для передачи информации.
Существование в современном обществе. Эта часть определения показывает
многообразие контекстов применения человеком ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотность
предоставляет человеку возможности для успешной жизни и работы в экономически
развивающемся или уже развитом обществе.
Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что данное понятие ИКТ
определяет умения и навыки, которыми должен обладать человек - грамотный в
данном смысле. Эти умения и навыки можно представить в порядке повышения
сложности познавательных (когнитивных) действий, которые необходимы для их выполнения:
· определение информации - это способность использования
инструментов ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой
информации;
· доступ к информации - это способность собирать и/или
извлекать информацию;
· управление информацией - это навык применения существующих
схем организации или классификации;
· интегрирование информации - это способность интерпретировать
и представлять информацию (сюда входит сравнение, обобщение и
противопоставление данных);
· оценивание информации - это навык выносить суждение о
важности, качестве, эффективности или полезности информации;
· создание информации - это умение создавать информацию,
адаптируя, проектируя, применяя, изобретая или разрабатывая ее;
· сообщение информации - это умение необходимым образом
передавать информацию в сфере ИКТ. К нему относится способность направлять
электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в
соответствующем направлении.
1.2 Классификация ИКТ
Данный раздел посвящен классификации процесса развития сектора ИКТ и его
влиянию на экономику и общество.
Развитие сектора ИКТ оказывает положительное влияние на
производительность труда по экономике в целом, повышает эффективность
государственного управления и способствует тому, что государственные услуги
становятся более ориентированными на гражданина. На микроуровне увеличение
производительности труда означает рост конкурентоспособности, более высокую
прибыль, а значит, и более высокую заработную плату, получаемую работниками, и
расширение налогооблагаемой базы. Увеличение эффективности публичного
управления приводит к более низким социальным затратам, более совершенному
контролю и менеджменту. В это же время государственные услуги становятся все
более ориентированными на граждан. Это выражается в продвинутых медицинских и
образовательных технологиях, усовершенствованной системе социальной защиты,
усовершенствовании управления системой общественного транспорта, эффективных
электронных услугах, а так же в более широком участии граждан в общественной жизни.
В свою очередь данное положительное воздействие со временем приведет к более
высоким стандартам жизни, более высоким образовательным стандартам, а также к
улучшению социального положения. Самым важным результатам считается увеличение
числа вакантных высокооплачиваемых мест. Вследствие этого должна сократиться
миграция, а в долгосрочной перспективе должен улучшиться демографический
профиль страны и снизиться социальное бремя государственного бюджета.
В свою очередь улучшение социальных показателей положительно скажется на
секторе ИКТ, поскольку общество начнет поставлять высококвалифицированную
рабочую силу и больше востребовать продукты данного сектора. Ясно, что
правительству и системе образования отводится решительная роль в том, чтобы
привести этот «порочный круг» в движение. Со стороны властей ожидаются
следующие главные шаги:
· Равное отношение ко всем участникам рынка;
· Эффективное регулирование рынка электросвязи с тем, чтобы
допустить существование
· здоровой конкуренции;
· Прозрачность процедур государственных закупок;
· Ясная, простая и предвидимая налоговая среда;
· Образовательная политика, отвечающая ожиданиям сектора ИКТ;
· Действенная защита прав интеллектуальной собственности.
В свою очередь система образования играет не менее важную роль, чем
действия, предпринимаемые правительством. Для того чтобы сектор ИКТ мог
максимально развивать свой потенциал, учебным заведениям необходимо:
· Увеличивать число зачисляемых на учебу в систему высшего
образования, пока не будет достигнут уровень, типичный для стран региона;
· Официально закрепить тестирование пригодности студентов,
зачисляемых на факультеты, связанные со сферой ИКТ;
· Гармонизировать учебные и исследовательские программы с
потребностями рынка.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что в процессе применения ИКТ
происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной
жизни в условиях информационного общества; происходит развитие различных видов
мышления; развитие коммуникативных способностей и формирование умений принимать
оптимальное решение.
1.3 Методы оценки состояния ИКТ
Известно, что в последнее десятилетие информационно коммуникационные
технологии (ИКТ) ускоренно формируются и развиваются как отдельный значимый
сегмент экономики. Постепенно этот сегмент превращается в свободный рынок ИКТ,
который в свою очередь сильно влияет на развитие других отраслей. Поэтому
глубокое изучение состояния применения и развития ИКТ и принятие
соответствующих управленческих решений на их основе носит актуальный характер и
требует разработки соответствующих оценочных показателей и моделей оценки и
прогнозирования состояния на рынке ИКТ. В связи с тем, что применение ИКТ носит
всесторонний характер и относится ко всем уровням управления, становится ясно,
что модели оценки и прогнозирования также должны разрабатываться во
взаимосвязанном виде и на разных уровнях управления.
Анализ показывает, что, несмотря на имеющиеся работы в области разработки
моделей по оценке и прогнозированию различных сторон применения ИКТ, системный
подход к изучению данной проблемы отсутствует. В этой связи в данной работе
информируется о необходимости разработки системы моделей по оценке и
прогнозированию показателей состояния ИКТ на разных уровнях управления. В
каждой стране развитие ИКТ непосредственно зависит от уровня экономики, от
уровня инвестиций в этой сфере. В свою очередь хороший уровень развития ИКТ
является основой для развития экономики в целом и экономики, базированной на
знаниях. Это означает, что для прогнозирования необходимо выявить существующую
количественную и качественную связь между ними. При этом необходимо учесть
влияющие на эту связь такие условия, как:
· наличие и выгодность ИКТ;
· информационная система и инфраструктура;
· возможность и стимулирование получения, создания и использования
ИКТ, знаний и информации;
· образованные населения, ориентированные к
предпринимательству;
· система обновления;
· управленческий режим;
· качественно новые человеческие ресурсы и т. д.
Разработанные модели должны дать оценку о существующей сегментации рынка
ИКТ, о состоянии услуг связи и использования Интернета, о пути развития
программного обеспечения, об электронной торговле, о структуре международной
торговли продукциями ИКТ и т.д. При этом необходимо выяснить взаимоотношения
между сегментами рынка ИКТ и определить взаимодействующие экономические
показатели отрасли. Необходимо также обратить внимание на направление развития
Интернета и влияющие факторы на Е-торговлю. Все это, с одной стороны, позволит
правильно оценить ситуацию на рынке ИКТ, и, с другой стороны, является базой
для прогнозирования состояния и определения основных направлений применения и
развития ИКТ, а также оценить практические, экономические и социальные
результаты развития данного направления.
В экономической системе увеличение доли информационного сектора изменяет
рыночную систему хозяйствования в лучшую сторону.
2. Анализ состояния ИКТ в современной экономике
2.1 Анализ проблем использования ИКТ в России и в Республике
Татарстан
Телекоммуникации, информационные технологии, цифровые медиа-сфера,
которая во всем мире подвержена непрерывным, стремительным, кардинальным
изменениям. Ежесекундно во всех странах, в сердце мировых технологических
инноваций - Калифорнийской Кремниевой долине, в научно-исследовательских
центрах, за стенами корпораций мировых гигантов ведутся маркетинговые войны за
оригинальную идею, прорывное решение, новое предложение, нового покупателя.
Отрасль коммуникаций и новых технологий, проникая во все сферы повседневной
деятельности человека, является одной из самых значимых по степени влияния на
нашу частную и рабочую жизнь, социальную сферу, экономику, имидж и статус
страны в мировом сообществе.
Международные исследования показывают, что существует тесная связь между
развитием инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и экономическим благополучием.
Широкомасштабное развертывание технологий высокоскоростной связи и
интернет-доступа является катализатором развития ИКТ проектов, создает
множественный мультипликативный эффект на другие отрасли национальной
экономики, способствует ускорению и масштабированию технологического прогресса
и в конечном счете обеспечивает рост ВВП как отдельных регионов, так и страны в
целом. Кроме того, развивающиеся страны с более совершенной
телекоммуникационной инфраструктурой привлекают больше аутсорсинго-вых компаний
и иностранных инвестиций.
Развитие инфокоммуникационных технологий (ИКТ) является одним из
стратегических направлений модернизации экономики, и инвестиции в развитие
телекоммуникационной инфраструктуры способствуют усилению стратегического
положения любой страны в долгосрочной перспективе. В списке приоритетов
государственного управления в России в целом и в республике Татарстан в
частности закреплена стратегическая задача войти в число мировых и региональных
лидеров по уровню развития ИКТ. Правительство Российской Федерации признает
развитие отрасли телекоммуникаций и связи одним из приоритетных направлений и
ставит стратегические задачи по обеспечению высокоскоростного широкополосного
доступа в Интернет (ШПД), мобильной связи четвертого поколения (4G) и внедрению
цифровых и электронных услуг на территории всей страны.
Эффективное использование возможностей, предоставляемых новыми
технологиями связи, надежными широкополосными сетями и внедрение инновационных
пользовательских приложений создает платформу для:
· улучшения телекоммуникационной инфраструктуры страны,
создающей основу для предоставления новых сервисов для обслуживания населения,
деятельности локального бизнеса и госучреждений;
· подключения к социальной и бизнес-активности удаленных и
малочисленных регионов,
· повышения эффективности государственного управления
хозяйством и социальной сферой,
· ускорения информационного обмена, распространения электронных
сервисов и появления новых форм коммуницирования населения и предприятий между
собой, с иностранными партнерами, органами государственной власти,
муниципальными службами, медицинскими и образовательными учреждениями (во всем
мире развиваются и набирают популярность такие направления, как e-Business,
e-Government, e-Education, e-Banking, e-Commerce, e-Health, e-Community).
Развитие новых технологий и инновационных услуг, рост информатизации и
технологической образованности общества, повышение качества и удобства связи,
появление социальных электронных порталов, доступность многих форм
мультимедийного контента на фоне снижения интернет-тарифов и себестоимости
ИТ-услуг, на уровне экономики отдельных регионов и страны в целом призвано
способствовать повышению производительности труда, стимулировать создание новых
бизнесов и рабочих мест и в целом улучшать социальную сферу и качество жизни
населения.
На государственном уровне развитие новых технологий позволит стране
подняться в рейтингах стран по уровню развития «информатизации» (ИКТ).
Установлено, что измерение уровня развития ИКТ (комплексный показатель,
рассчитываемый через связанную систему индексов) используется государствами для
анализа проблемных зон в политике и осуществления мониторинга прогресса в
области внедрения новых технологий (см. Рис.1)
Рис.1 - Области внедрения новых технологий
Основные факторы, влияющие на общий результирующий Индекс информатизации
страны (ИКТ развития / ICT Development / Networked Readiness), выражаются через
следующие агрегированные показатели, описывающие помимо технологических
параметров также состояние общей нормативно-правовой среды в стране, состояние
конкуренции, размеры финансирования НИОКР, количество и уровень инновационных
разработок, уровень технологической грамотности населения, ИКТ образования,
качество и уровень ИКТ тренингов, курсов и образовательных программ для
сотрудников компаний и жителей и т.д. Индекс доступности ИКТ услуг (ICT access)
- доступность сетевой инфраструктуры, технический охват, государственная
позиция относительно развития информационных технологий, государственные
затраты на развитие сферы, доступность информационных технологий для бизнеса,
уровень доступности сети Интернет, других технологий, стоимость мобильной связи
и так далее.
Индексы использования ИКТ услуг (ICT use) - готовность граждан, деловых
кругов и государственных органов к использованию ИКТ, уровень использования ИКТ
в общественном, коммерческом и государственном секторах - количество
персональных компьютеров, интернет-пользователей, абонентов, наличие
действующих интернет-ресурсов государственных организаций, а также общее
производство и потребление информационных технологий в стране.
Наличие условий для развития ИКТ (Environment) - общее состояние деловой
и нормативно-правовой среды с точки зрения ИКТ, наличие здоровой конкуренции,
инновационного потенциала, необходимой инфраструктуры, возможности
финансирования новых проектов, регуляторные аспекты и т.д.
Человеческий капитал - Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) -
комплексный сравнительный показатель ожидаемой продолжительности жизни,
грамотности, образования и уровня жизни для стран во всём мире. Используется
для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми
странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество
жизни.
Инфокоммуникационная компетентность - (ICT Skills) компьютерная и
технологическая грамотность населения.
Система основных индексов измерения ИКТ отрасли (В каждой стране и
регионе есть ведомства, ответственные за предоставление данных для
международных организаций и отвечающие за соблюдение стандартов).
Придание проектам по созданию высокотехнологичной телекоммуни-кационной
среды статуса общегосударственного значения призвано стимулировать развитие
телекоммуникационной инфраструктуры на уровне мировых стандартов, повысить
статус и конкурентоспособность страны в мировом сообществе и максимизировать
сопутствующий социально-экономический эффект посредством внедрения и
популяризации использования ИКТ продуктов и сервисов, инновационных и
высокотехнологичных разработок во всех сферах жизнедеятельности общества: в
частной жизни, бизнесе и государственном секторе.
С целью изучения тенденций развития информационно-коммуникационных
технологий и анализа их влияния на отечественную экономику впервые в России
было проведено форсайт-исследование данной сферы, которое включало в себя
методы Дельфи, круглого стола и кабинетного исследования. В ходе анализа
экспертами было выявлено 8 групп технологий, которые в краткосрочной и
среднесрочной перспективе могут оказать наиболее сильное влияние на
социально-экономическое развитие России. По степени оказываемого влияния на
первое место эксперты выдвинули группу, включающую технологии, связанные с
осуществлением регламентированных процессов в сети Интернет. При этом ими было
отмечено, что важнейшим фактором, оказывающим негативное влияние на процесс
развития данных технологий, является недостаточно высокий уровень развития сети
Интернет.
Действительно, в настоящее время доля аудитории сети Интернет среди
населения России составляет 42,2%, в то время как значение данного показателя в
среднем по Европе составляет 58,4%. В таких странах как, например, Германия, Финляндия,
Норвегия, Швеция, Великобритания величина данного показателя уже превышает 80%.
Следует отметить, что динамика развития сети Интернет зависит от многих
факторов, важнейшими среди которых являются состояние экономики и социальной
сферы страны и регионов, государственная политика в области информатизации,
уровень развития отдельных сегментов информационно-коммуникационной
инфраструктуры. Анализ статистической информации по России и некоторым
зарубежным странам подтверждает высокую зависимость уровня развития сети
Интернет от состояния экономики (коэффициент корреляции r = 0,96).
На основе полученной информации можно сделать вывод о том, что в России в
ближайшие годы следует ожидать высоких темпов роста доли пользователей сети
Интернет среди населения. Согласно расчетным данным к концу 2013 года уже 50%
населения страны будет пользоваться Интернетом.
Отметим, что необходимым условием такого сценария развития событий
является обеспечение возможности доступа населения к ресурсам глобальной
информационной сети. С этой целью в настоящее время в России реализуется ряд
федеральных и региональных целевых программ.
Государственная поддержка в сфере информационно-коммуникационных
технологий направлена, прежде всего, на увеличение количества пунктов
коллективного доступа к сети Интернет, а также на повышение уровня
использования линий широкополосного доступа к сети Интернет.
Распоряжением № 1815-р от 20.10.2010 Правительство Российской Федерации
утвердило государственную программу Российской Федерации «Информационное
общество (2011-2020 годы). Основная цель Программы - получение гражданами и
организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных
технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам,
развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального
повышения эффективности государственного управления при обеспечении
безопасности в информационном обществе. Особое внимание уделяется созданию
Центров общественного доступа к сети Интернет в местах приёма граждан и на базе
отделений почтовой связи. Дополнительно создается сеть инфоматов - технических
устройств, предназначенных для получения гражданами информации об услугах,
предоставляемых разными ведомствами, оплаты штрафов ГИБДД, госпошлин ФМС и услуг
ЖКХ. В 2010 году в субъектах Российской Федерации установлено более 500
инфоматов, предоставляющих гражданам, не имеющим доступа в Интернет, удобные и
легкодоступные электронные сервисы получения и оплаты государственных услуг в
электронном виде через инфраструктуру центров общественного доступа.
В Республике Татарстан предоставление государственных и муниципальных
услуг в электронном виде организовано через инфоматы и Портал государственных и
муниципальных услуг Республики Татарстан (uslugi.tatarstan.ru), включая его
мобильную версию (m.tatar.ru).
Развитие сектора ИКТ подчиняется ряду законов и закономерностей, среди
которых основополагающими являются :
логистический закон (метод S-кривой), отражающий рост и насыщение рынка
телекоммуникационными услугами;
информационно-экономический закон, показывающий взаимосвязь объема
информации, произведенного для производственных нужд в стране за год, и
величины ВВП;
неравномерность спроса на услуги отрасли ИКТ, обусловленной различным
уровнем доходов населения.
Для установления закономерностей экономического развития сектора ИКТ и
прогнозирования его состояния в перспективе нами проведен анализ экономических
показателей за интервал времени, характеризующийся устойчивым развитием
сектора. В качестве такого интервала был использован период с 1999 по 2009 гг.,
поскольку кризисы 1998 г. и 2008 г., оказали значительное негативное влияние на
производителей товаров и услуг, в том числе, и действовавших в секторе ИКТ.
На основании данных, нами составлен прогноз развития сектора ИКТ на
период до 2014 г. Прогноз составлен с учетом динамичности сектора ИКТ и исходя
из предположения, что развитие сектора ИКТ будет происходить при наличии
государственной поддержки инновационных предприятий в различных формах
(развитие венчурного инвестирования, введение льготных условий ведения бизнеса
в секторе ИКТ, наличие таможенных и налоговых льгот для предприятий сектора,
реализация федеральных программ, направленных на внедрение ИКТ и т.п.) Из этого
прогноза можно сделать вывод о положительных перспективах развития сектора ИКТ,
и увеличении доли отрасли инфокоммуникаций к 2015 г. ВВП до 5,5 %.
Роль отрасли ИКТ в экономике Росси определяется ее принадлежностью
одновременно, как к производительной, так и социальной инфраструктуре.
Инновационное развитие сектора ИКТ способствует ускорению НТП, повышает
конкурентоспособность и эффективность экономики России в долгосрочной
перспективе.
Положительно влияние сектора ИКТ на рост экономики России достигается как
прямым, так и косвенным воздействием. Прямое воздействие обусловлено
инвестициями в развитие сектора ИКТ (как со стороны государства, так и со
стороны частного бизнеса), растущей доступностью информационных услуг,
взаимопроникновением и телекоммуникационных технологий, ростом занятости в
ИКТ-секторе. Косвенное воздействие проявляются в увеличении производительности
труда, наращивании информационного потенциала страны и повышении её
инвестиционной привлекательности.
Опережающее развитие ИКТ-сектора является одним из приоритетов
экономической политики России. Наличие государственной поддержки является
обязательным условием преодоления отставания страны от промышленно-развитых
государств по уровню использования ИКТ-технологий. По некоторым оценкам, сейчас
этот разрыв сейчас составляет от 5 до 10 лет.
2.2 Приоритетные направления развития ИКТ в России и в
Республике Татарстан
Россия в наши дни по сценарию технологического развития повторяет
глобальные международные тренды: высокими темпами развиваются высокоскоростные
технологии связи и доступа к интернету; растет предложение и потребление
современных информационных и цифровых услуг; увеличивается спрос на
качественный разнообразный информационный, образовательный и развлекательный
контент.
По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, развитие отрасли
информационных технологий станет одним из главных приоритетов ведомства. Также
впервые в ведомстве появилось специальное ИТ-направление, которое курирует
отдельный заместитель министра. В настоящее время, по словам министра, сектор
ИКТ в ВВП занимает примерно 3,9%. По сравнению с другими странами эта доля
невелика. Поэтому Россия в этом отношении обладает серьезным потенциалом роста.
Компания J’son & Partners Consulting проанализировала и представляет
итоги исследования российского рынка потребления основных телекоммуникационных
услуг в сегментах: B2C (Business-to-Consumer), B2B (Business to Business,
включая микро, малые, средние и крупные предприятия) и B2G
(business-to-government).
По мнению аналитиков Gartner, мировые расходы на телекоммуникационные услуги
в 2013 году вырастут на 1% по сравнению с прошлым годом и составят 1,72 трлн
долл. Результаты исследования J’son & Partners Consulting показали, что
российский рынок телекоммуникационных услуг растет большими темпами, чем
мировой. В 2013 году рост может составить 5%. Примерно такой же рост будет
наблюдаться и в 2014 году.
Общий объем рынка основных телекоммуникационных услуг в сегменте B2C
достиг по итогам 2011 года 891 млрд руб (рис. 2). В сегменте B2B выручка
поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше - 199,6 млрд руб.
Государственный сектор расходует на эти виды услуг 45 млрд руб. Доля частного
(потребительского) сегмента в структуре доходов операторов от основных услуг
составляет 78%. На B2B рынок приходится 18% и на государственный сектор 4%.
Рис. 2 - Структура российского рынка основных телекоммуникационных услуг,
2011 г.
В настоящее время объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы
таких услуг как фиксированный доступ в Интернет и фиксированная телефония. По
итогам 2011 года совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи
достигла отметки в 767,9 млрд руб., в то время как суммарная выручка операторов
Интернета и телефонии составила 291,7 млрд руб.
В настоящее время уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) в
Интернет в городах-миллионниках в России (в частности в Казани) сопоставим с
уровнем крупнейших мировых мегаполисов. По итогам 2011 года в Казани услугой
широкополосного доступа в Интернет пользовались уже 80% домохозяйств. В целом
по стране, по итогам 2011 года услугой широкополосного доступа в Интернет
пользовались около 39% российских домохозяйств (21,7 млн), из которых примерно
38% (8,3 млн ДХ) приходились на города-миллионники. Около 18% пользователей
сосредоточены в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн чел. По прогнозам
J’son & Partners Consulting, доходы российских провайдеров в частном
сегменте будут увеличиваться в среднем на 12% в год. При этом рост
проникновения будет постепенно замедляться, и каждый его процент будет даваться
труднее, в основном за счет подключения небольших городов и населенных пунктов.
По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, будет создан публичный реестр
населенных пунктов, в которых граждане не имеют доступа к современным услугам связи.
Также планируется организация обратной связи от жителей проблемных в этом
отношении территорий.
Несмотря на то, что как показали исследования компании comScore, по
количеству всех жителей, пользующихся услугой интернет-доступа в домохозяйствах
(традиционно считается, что в 1 домохозяйстве в России проживает 2,7 жителей),
наша страна по итогам 2011 года в Европе явилась абсолютным лидером, по уровню
проникновения ШПД (который измеряется в подключенных домохозяйствах) Россия все
еще значительно отстает от стран-лидеров - в Европе проникновение составляет в
среднем 70%, а в США 77%. Среди европейских стран Россия занимает 3 место по
числу подключенных домохозяйств, отставая от Германии и Франции на 5,5 и 0,9
млн подключений соответственно (Рис. 3).
Рис. 3 - Сравнение основных показателей рынка ШПД в России, Европе и США,
2011 г.
По итогам 2011 года лидером по числу абонентов ШПД среди стран
Мира является Китай, в котором насчитывается 153,5 млн. подключенных
домохозяйств. Десятку лидеров замыкает Италия - около 16 млн подключений.
Россия за прошедший год поднялась с 7 на 6 место, опередив Англию почти на
миллион абонентов (Рис. 4).
Рис. 4 - Топ-10 стран Мира по числу пользователей проводного
широкополосного доступа в Интернет
По результатам исследования J’son & Partners Consulting, объем рынка
фиксированного широкополосного доступа в Интернет (по технологиям FTTx, ADSL и
DOCSIS) достиг 112,9 млрд руб. в 2011 году. Годом ранее данный показатель
составлял 100,9 млрд руб. Годовой рост составил 12%.
Из этого объема (112,9 млрд руб.), наибольшая доля доходов приходится на
сегмент B2C (64%). На B2B сегмент приходится 24% доходов и вдвое меньше на
государственный сектор (12%) (Рис. 5).
Примерно 70-80% компаний среднего, малого (включая микропредприятия) и
крупного бизнеса в крупнейших городах России пользуются широкополосным доступом
в Интернет. В ближайшие 2-3 года выручка провайдеров в сегменте B2B будет
увеличиваться в среднем на 4% в год.
Проникновение услуги в государственном секторе в 2011 году достигло 94%.
При этом объем рынка в госсекторе в среднесрочной перспективе будет уменьшаться
примерно на 6-9% в год, что связано в первую очередь со снижением стоимости
госконтрактов, уменьшением количества выделяемых бюджетных средств, а также
повышением требований к экономической обоснованности стоимости проектов
Рис. 5 - Структура доходов операторов от фиксированного ШПД, 2011 г.
Сегодня на рынке фиксированной связи сложилась сложная ситуация,
результатом которой становится отток абонентов к операторам мобильной связи,
предлагающих более выгодные тарифы, а также увеличение числа пользователей VoIP
- телефонии. Несмотря на это, фиксированная телефонная связь в России остается
высоко востребованной и предоставляется в полном объеме с надлежащим качеством.
По итогам 2011 года объем рынка фиксированной телефонной связи, согласно
результатам исследования J’son & Partners Consulting, составил около 178,8
млрд руб. За год объем рынка снизился почти на 3%, что обуславливается
сокращением расходов компаний B2B и B2G сегментов. Доходы операторов от
частного сегмента составили 89,1 млрд руб. (50% от общего рынка). B2B сегмент
занимает 37% рынка (67,1 млрд руб.). Оставшиеся 13% (22,6 млрд руб.) приходятся
на государственный сектор (Рис. 6).
Рисунок 6 - Структура доходов операторов от фиксированной телефонии, 2011
г.
Рынок телефонной связи в сегменте B2C демонстрирует стабильный рост выручки,
который продолжится и в дальнейшем. По прогнозам J’son & Partners
Consulting, среднегодовой рост составит примерно 5%. Основным драйвером будет
являться увеличение тарифов Федеральной службой по тарифам. В сегменте B2B
объем рынка имеет отрицательную динамику. В ближайшие несколько лет ожидается
снижение объема в среднем на 4-5% в год.
Объем рынка в государственном секторе также имеет отрицательную динамику.
По прогнозам J’son & Partners Consulting, снижение доходов составит
примерно 10% в год (Рис. 7).
Рисунок 7 - Динамика доходов от фиксированной телефонии, 2010-2013 гг.
Из этого объема (767,9 млрд руб.) на сегмент B2C приходится 663,7 млрд
руб., что составляет 86% от общего рынка. В сегменте B2B операторы заработали
97,5 млрд руб. - 13% от общего рынка (Рис. 8). Выручка операторов в
государственном секторе составила около 1% (6,7 млрд руб. в общей структуре
доходов).
Рисунок 8 - Структура доходов операторов от мобильной голосовой связи,
2011 г.
Наибольший рост выручки за 2011 год зафиксирован в государственном
секторе (60%), доля которого в общей структуре не превышает 1%. В сегменте B2B
объем рынка увеличился на 14%. В частном сегменте данный показатель вырос на 7%
(Рис. 9).
За последние годы мобильный Интернет (услуги передачи данных) являлся
самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи
России. По результатам исследования J’son & Partners Consulting, мобильным
интернетом пользуется половина населения страны, общий объем рынка по итогам
2011 года составил 76 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 43%.
Рисунок 9 - Динамика доходов от мобильной голосовой связи ШПД, 2010-2013
гг.
В основе подобного роста сегмента мобильного Интернета лежало активное
развертывание сетей третьего поколения, увеличение пользовательской аудитории и
потребляемого ими трафика. Доходы от услуг мобильного доступа в Интернет растут
также за счет значительного роста продаж мобильных устройств (планшетов и
смартфонов) (Рис. 10).
На текущий момент, услуга мобильного доступа в интернет является самой
популярной среди всех VAS услуг, предлагаемых населению. Ожидается, что к 2013
году рынок увеличится до 111 млрд руб., при этом рост в 2012 году составит 24%,
а в 2013 году 18%.
Рисунок 10 - Динамика доходов от мобильного доступа в Интернет, 2010-2013
гг.
По мнению J’son & Partners Consulting, существенный рост доходов
операторов сотовой связи от передачи данных вызван следующими факторами:
· Увеличение продаж и наличного парка смартфонов и планшетных
ПК;
· Рост продаж 3G-USB модемов;
· Изменения в модели потребления услуг со смартфонов. Рост
популярности и числа мобильных приложений, требующих наличия «функционального»
телефона и наличия доступа в интернет;
· Улучшение покрытия операторских 3G/4G-сетей, рост числа
пользователей условно-безлимитных тарифных планов мобильного интернет;
· Конвергенция мобильного и интернет-пространств
Что касается развития ИКТ в республике Татарстан, то здесь необходимо
четко осознать, что развитие данных технологий в городе-миллионнике Казани
будет идти значительно быстрее, чем в более мелких периферийных городах.
Говоря о развитии ИКТ в Казани, можно смело сказать, что она отражает
общую российскую динамику, а в некоторых аспектах даже опережает ее. На
сегодняшний день этот город развивается намного быстрее других за счет
подготовки к универсиаде. Бурное развитие ИКТ помогает городу и в этом аспекте.
Республика Татарстан в настоящее время обладает всеми предпосылками, для
того чтобы реализовать стратегическую цель создания информационного общества,
не имеющего зарубежных аналогов и учитывающего специфику и особенности региона.
Проводимая в Татарстане в соответствии со стратегией развития
информационного общества в Российской Федерации политика направлена на
консолидацию сил всех заинтересованных сторон для формирования современной
информационной и телекоммуникационной системы, предоставление на ее основе
качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации
и технологий. Благодаря проводимой политике Республика Татарстан стала на
сегодняшний день единственным «цифровым» субъектом РФ, где обеспечена 100%
цифровизация инфокоммуникационной инфраструктуры. Успешно реализовалась
программа развития информатизации Республики Татарстан «Электронный Татарстан
на 2005 - 2010 годы», а также комплексный проект «Электронное Правительство».
Одной из определяющих характеристик экономической среды республики,
оказывающих существенное влияние на использование ИКТ, является довольно
высокий уровень экономического развития Республики Татарстан. В настоящее время
объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы таких услуг как
фиксированный доступ в Интернет и фиксированная телефония. По итогам 2011 года
совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в
767,9 млрд руб., в то время как суммарная выручка операторов Интернета и
телефонии составила 291,7 млрд руб.
В Республике Татарстан ведется работа по наращиванию человеческого
потенциала использования ИКТ, в частности, через подготовку и повышение
квалификации государственных служащих в сфере использования ИКТ в
профессиональной деятельности. Совместно с ведущими мировыми компаниями
(Microsoft, Intel и др.) реализуются мероприятия, направленные на повышение
информационной компетентности учителей и специалистов сферы образования.
Отличается чрезвычайно динамичным ростом число пользователей Интернета в
республике.
Большое внимание уделяется применению ИКТ в образовательных процессах.
Реализация приоритетного национального проекта Образование по направлению
Внедрение информационных образовательных технологий обеспечила доступ к
информационным ресурсам по высокоскоростной технологии подключения всем школам
республики к началу 2011/12 учебного года.
В 2010 году в Республике Татарстан была принята Стратегия развития
образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы «Киләчәк» -
«Будущее», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан
от 30.12.2010 № 1174.
Основные направления Стратегии - это реализация проектов «Компьютер -
учителю» и «Компьютер - школе». Для обеспечения доступа педагогов к сети
Интернет с рабочих мест было принято решение по обеспечению школ беспроводными
сетями и подключению школ с количеством учащихся более 300 человек к сети
Интернет.
Однако для реализации принятой Стратегии необходимо 100-процентное
оснащение педагогов ноутбуками, обеспечение доступа в Интернет из любого
учебного кабинета школы, что требует 100-процентного оснащения школ точками
доступа к сети Wi-Fi и переподключение 437 наиболее крупных школ.
Формирование инфраструктуры обеспечит создание условий для повышения
квалификации педагогов и улучшения качества образования в Республике Татарстан
через использование единой электронной образовательной среды.
Для этого необходимо дальнейшее развитие информационной системы в части
интерактивных сервисов, предоставления мобильных услуг родителям.
Обмен опытом педагогов в интерактивной среде и использование
дистанционных технологий для обучения позволит повысить качество
образовательных услуг в нашей республике.
К основным проблемам развития ИКТ в образовании Республики Татарстан
относятся:
невозможность использования низкоскоростных линий связи (до 10 Мбит/с) в
школах с сетью Wi-Fi и несколькими десятками ноутбуков и учителей;
необходимость оснащения каждого предметного класса проектором и экраном
для демонстрации электронного образовательного контента всем ученикам;
отсутствие качественных электронных образовательных материалов для
каждого учебного занятия по каждому предмету каждого года обучения.
Растет инвестиционная привлекательность сферы инфокоммуникаций Республики
Татарстан. В республике создан производственный кластер в сфере информационных
технологий, который должен обеспечивать ИТ-услугами государственный сектор,
предприятия и население региона, а в перспективе - выйти на федеральный и
международный рынок ИТ-услуг. Казанский технопарк в сфере высоких технологий
должен обеспечить территориальную концентрацию интеллектуальных и иных
ресурсов.
В целях развития ИКТ-инфраструктуры библиотечной сети все центральные и
республиканские библиотеки подключены к сети Интернет и оснащены современной
компьютерной техникой. К началу 2013 года 34 процент сельских библиотек
получили компьютерную технику. В 3 республиканских библиотеках (6 процентов от
общего числа) внедрена и эксплуатируется единая автоматизированная библиотечная
информационная система. На ее основе создан сводный электронный библиотечный
каталог и портал Национальной электронной библиотеки Республики Татарстан. В
электронный вид переведены и доступны на портале более 1700 редких книг из
фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан.
Для ускорения темпов оцифровки архивных и музейных фондов Республики
Татарстан в 2010 году закуплены специализированные сканеры, ноутбуки,
программно-аппаратные комплексы для оцифровки аудио- и видеоматериалов,
цифровые фотокамеры и средства создания мультимедийных 3D-роликов и моделей.
Основной задачей в 2011 - 2013 годах является создание единого
электронного информационного пространства библиотек Республики Татарстан и
предоставление гражданам Республики Татарстан доступа к оцифрованным
библиотечным ресурсам. Для этого планируется внедрение единой
автоматизированной библиотечной системы в 80 процентах библиотек Республики
Татарстан. Для доступа граждан к фондам музеев и архивов будут созданы
информационные системы, которые станут доступными для граждан.
В 2013 году в Казани пройдет XXVII Всемирная летняя Универсиада, к этому
событию в Республике Татарстан планируется внедрение множества инновационных
наукоемких проектов в сфере информатизации и связи. В этих целях особо важным
фактором является наличие документа, регламентирующего IT-процессы, и именно
поэтому 2013 год является точкой обратного отсчета при проведении работ в
данном исследовании.
Устойчивое социально-экономическое развитие Республики Татарстан позволит
добиться существенного повышения уровня жизни населения за счет создания
развитой информационной среды общества, ключевым компонентом которой станет
широкомасштабное использование информаци-онных ресурсов, перспективных
информационно-коммуникационных техно-логий и средств их реализации.
Очевидно, что все эти мероприятия не должны носить хаотичный характер,
необходима четкая формулировка государственной стратегии развития ИКТ,
ориентированной не на точечную информатизацию различных отраслей экономики и
сфер жизнедеятельности общества, а на применение ИКТ, как инструмент развития
субъектов РФ и России в целом.
Примечательно, что страны, занимающие ведущие позиции в данном рейтинге,
смотрят на ИКТ не как на отдельно взятый сектор экономики, а как на мощнейшее
средство, способное поддержать любую модель роста. Стратегии таких стран
базируются на том, что глобальные информационные системы, с одной стороны,
связывают страну в единое целое и делают все его части информационно
взаимозависимыми, заставляя проявлять максимум внимания к качеству
информационного взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности общества, а
с другой стороны - диктуют необходимость формирования собственного
государственного информационного пространства, его развития и защиты. То есть
современный мир стремится делать упор на инновации в развитии
инфокоммуникационных технологий, а также на широкое распространение технологий
и услуг ИКТ. В этом смысле для Республики Татарстан и Российской Федерации в
целом целесообразно заимствование международного опыта и ориентация на
определенную группу государств-лидеров.
экономический
информационный коммуникационный технология
Заключение
Проекты в сфере развития информационно-коммуникационных технологий
являются национально и общественно значимыми для каждого региона и каждого
государства. Их реализация кроме прямого экономического эффекта от появления
новых технологий, способна повлиять на то место, которое страна или регион
занимает в рейтингах по уровню развития ИКТ. Активная поддержка государством и
Министерством связи и массовых коммуникаций создана для того, чтобы обеспечить
благоприятные условия для совместной работы операторов-поставщиков новых телекоммуникационных
услуг и частных инвесторов и стимулировать развитие телекоммуникационной
инфраструктуры и правительственных органов, что, в конечном итоге, способно
обеспечить ежегодный прирост ВВП России и предоставить пользователям услуги
международного класса.
Период 2012-2020 гг. должен стать ключевым в формировании положительного
имиджа России и ее регионов как потенциального лидера в области развития ИКТ в
мире, благодаря следующим факторам:
· планомерный масштабный запуск технологий связи 4 поколения
(LTE) и развитие современных мультимедийных услуг на их основе,
· обеспечение технического доступа к современным массовым
цифровым услугам и стимулирование их использования населением, государственными
служащими и бизнесом,
· поддержка со стороны частных и государственных инвесторов
инновационных востребованных и уникальных проектов для России и регионов в
телекоммуникационной и цифровой среде,
· активное партнерство с западными игроками-лидерами по
внедрению успешных бизнес-моделей, маркетинговых практик и способов монетизации
новых видов услуг в цифровой среде,
· формирование и усиление школы современного технического и ИКТ
образования, повышение технологической грамотности населения.
Среди основных задач отрасли ИКТ на государственном уровне в России в целом
и в республике Татарстан в частности можно перечислить следующие:
· увеличение эффективности координации государственных расходов
на информационные технологии;
· пересмотр законодательства и нормативно-справочной информации
в соответствии с международными стандартами;
· введение «электронного правительства», электронных
государственных и муниципальных услуг для решения внутренних задач, которые
направлены на повышение эффективности работы госорганов и удобство их
использования бизнесом и населением на мировом уровне;
· предоставление доступа к современным услугам связи малых и
удаленных населенных пунктов, а также преодоление проблемы «цифрового
неравенства».
Одним из факторов, которые негативно влияют на уровень развития
информационного общества и распространения информационных технологий в России,
является недостаточно высокий уровень развития некоторых субъектов Российской
Федерации в этом отношении. Так, например, сохраняется высокий уровень различия
в использовании информационных технологий населением в различных регионах.
Например, в рейтинговой оценке российских регионов по их готовности к
информационному обществу индекс лидера более чем в 20 раз превышает показатель
региона-аутсайдера. Проблемы организации широкополосного доступа для конечных
пользователей остаются открытыми. Как правило, скорость доступа в регионах
ниже, а тарифы, напротив, выше, чем в крупнейших городах - Москве,
Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. Ниже в регионах и доля
предприятий, которые используют широкополосный доступ. Для ускоренного развития
в России информационного общества необходимо обеспечить снижение стоимости
предоставляемых населению услуг на основе информационных технологий с
одновременным повышением их качества и уровня доступности на основе развития конкуренции
между операторами связи и поставщиками оборудования.
Как заложено в государственной программе Российской Федерации
«Информационное общество (2011 - 2020 годы)», число домашних хозяйств, которые
имеют широкополосный доступ в сеть Интернет, в расчете на 10 домашних хозяйств,
к 2015 году должно достичь 55, а к 2020 году - 80. Рост будет обеспечен, в
частности, за счет активного развития высокоскоростных мобильных сетей третьего
и четвертого поколений. За счет роста числа широкополосных подключений и
улучшения других перечисленных комплексных показателей, стирания проблемы
«цифрового неравенства», Россия к 2015 году должна войти в число 20
стран-лидеров по индексу готовности к информационному обществу и закрепиться на
этих позициях как минимум до 2020 г.
На основании вышеизложенного в работе становится ясным, что проблемы
информационных технологий, затрагивают важные экономические процессы от малых
предприятий до корпораций, целых отраслей и регионов.
Среди этих проблем наиболее важными, по-нашему мнению, являются следующие
три основных проблемы, каждая из, которых связана с социально-экономическими
факторами.
Обеспечение непрерывности бизнеса, в том числе и при стихийных бедствиях,
кризисах и других форс-мажорных обстоятельствах. Предприятия, отрасли, региональные
структуры, связанные с бизнесом не могут существовать, не имея возможности для
хранения и извлечения данных.
Развитие высокопроизводительных сетей должно позволять компаниям,
отраслям подготовить и провести эффективное восстановление и развитие баз
данных и знаний.
Решением данной проблемы может быть внедрение высокоскоростных
web-серверов с виртуальной выделенной памятью. Высокопроизводительных сетей
оптимального использования ресурсов, эффективно увязать эти ресурсы на высокую
доступность, масштабируемость вычислений и хранения кластеров.
Безусловно, такое решение проблемы может вызвать и другие факторы угроз
для информации, которые уже зависят от конкурентно среды. Такие web-серверы
могут стать доступными для интересующихся информацией с целью ее не легального
использования.
Другой проблемой, с которой сталкиваются IT-компании, является проблема
решения задач по обучению персонала. IT-компании обнаружили, что обеспечение
надлежащей подготовки ИТ - персонала стало для них номер один. Решить эту
проблему можно за счет централизации управления и хранения с гораздо меньшим
вмешательством человека в деятельность организации. Но здесь могут возникнуть
так же проблемы качества информационных технологий.
Важно подчеркнуть, что большую долю рынка информационных технологий
составляют зарубежные информационные системы и программы. Отсутствие
собственных разработок ориентированных на специфику экономических процессов
может стать одной следующих проблем.
Список литературы
1. Белова
Л. Г., Стриженко А. А. Информационное общество: трансформация экономических
отношений в мировой экономике: Монография / МГТУ им. Ломоносова М. В., АлтГТУ
им. Ползунова И. И. - Барнаул: Изд-во «Азбука», 2007. - 166 с.
. Земсков
А.И., Шрайберг Я.Л. Электронная информация и электронные ресурсы- Москва, ФАИР,
2007.
. Информационные
и коммуникационные технологии в российской экономике: 2007. Статистический
сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007. - 650 с.
. Кузовкова
Т. А., Тимошенко Л. С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. //
М.: Горячая линия - Телеком, 2009. - 134 с.
. МакМенеми
Д., Поултер А. Предоставление электронных услуг.- Санкт-Петербург, Омега-Л,
2006.- 250 с.
. Мельник
А.Н., Хабибрахманов Р.Р. Модель развития сети Интернет в Республике Татарстан
// Сборник трудов Международной научно-практической конференции по
бизнес-информатике. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007. -160 с.
. Образование
и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. - М.: Наука, 2009.-
128 с.
. Перспективные
направления развития российской отрасли информационно-коммуникационных
технологий. - М.: Центр развития информационного общества, 2007.- 456 с.
. Российский
статистический ежегодник 2012. - М.: Росстат, 2013.-513 с.
.Урсул А.Д.
Проблема информатизации в современной науке. - М.: Наука, 2005. -284 с.