создание условий для формирования актуальных, достоверных и открытых информационных ресурсов в области торговой деятельности, мониторинга и анализа ситуации, складывающейся в сфере торговли.
В законе впервые после Указа Президента РФ «О свободе торговли» дана классификация объектов торговли на виды по их физическим характеристикам (стационарные, нестационарные), совокупному размеру их торговых площадей (крупные, средние, малые), а также в зависимости от ассортимента предлагаемых к продаже товаров (универсальные и специализированные). Здесь указаны формы торговой деятельности по способам ее осуществления: с использованием торговых объектов или без таковых; розничная и оптовая торговая деятельность (ст. 8).
Закон делает акцент на развитии стационарной торговли, предоставляя стационарным объектам упрощенный (уведомительный) порядок государственной регистрации.
Закон не запрещает торговлю вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозную и разносную торговлю, дистанционные способы продажи товаров, продажу товаров с использованием автоматов и иные формы торговли. При этом хозяйствующий субъект должен быть зарегистрирован в законном порядке, ели иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 8). Нестационарная торговля не запрещается, но ограничивается разрешительным порядком ее регистрации.
Закон предписывает органам местного самоуправления разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов на их территории с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При этом, по схеме размещения, за субъектами малого и среднего предпринимательства должно резервироваться не менее шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов (п. 4 ст. 10).
Не менее важно ведение реестра торговых объектов на территории субъекта Федерации, что позволит не только обеспечить минимальные нормативы торговых площадей, но и усилить государственный контроль за соблюдением участниками торговой деятельности требований законодательства (ст. 20). Форма торгового реестра и порядок его ведения утверждается Министерством промышленности и торговли РФ.
В торговом реестре должны содержаться сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставку товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта РФ. Сведения торгового реестра предоставляются физическим и юридическим лицам бесплатно.
Орган государственной власти, формирующий торговый реестр субъекта Федерации, для целей государственной статистики ежеквартально предоставляет обобщенные сведения из торгового реестра в Министерство промышленности и торговли РФ.
Субъектам РФ разрешено устанавливать в законодательном порядке требования к организации продажи товаров на ярмарках, действующих на их территориях, с учетом требований законодательства о защите прав потребителей, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о пожарной безопасности, охраны окружающей среды и других федеральных законов (ст. 11).
Впервые сделана попытка законодательно урегулировать деятельность «торговых сетей», которые подавляют конкуренцию и малый бизнес в сфере розничной торговли.
Система антимонопольного регулирования - главная составляющая нового закона. Это принципиальная государственная позиция превентивного характера. В законе определен порог доминирования сетей на рынке услуг розничной торговли установлением размера доли на соответствующем рынке в пятнадцать процентов. Торговым сетям запрещено приобретать дополнительные площади в границах субъекта Федерации, если их доля в объеме реализации продукции на территории субъекта Федерации за предшествующий финансовый год превышает 25 процентов. Сделки, свершенные с нарушением этих правил считаются ничтожными. Контроль за такими сделками осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ (ст. 14).
Стихийные процессы развития внутренней торговли теперь, отчасти, ограничены законодательными рамками. Законодатель определил правовые основы отношений между главными участниками оптово-розничного рынка продовольственных товаров - розничными торговыми сетями, поставщиками и производителями товаров, где оградил последних от негативных практик, часто применяемых торговыми сетями к поставщикам и производителям.
К таким «практикам» относятся «бонусы» за доступ к сети, навязывание услуг по маркетингу и рекламе, требования о предоставлении информации о договорах с другими торговыми предприятиями, плата за изменение ассортимента товаров, заниженные цены и другие.
Закон о внутренней торговле запретил включать в цену договора поставки продовольственных товаров любые виды вознаграждения за исполнение договора. Законом предусмотрен единственный случай, когда торговая сеть имеет право на вознаграждение, включаемое в цену товара - за количество приобретаемых товаров, которое не может превышать десяти процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
Запрещается выплата вознаграждения за приобретение отдельных видов социально значимых продовольственных товаров (п. 4, 5 ст. 9).
Определены и сроки оплаты продовольственных товаров торговыми сетями, которым товар предоставляется с условием оплаты через определенный срок, в зависимости от установленного срока годности таких товаров.
Закон о внутренней торговле во многом является документом прямого действия и пытается защитить поставщиков продовольственных товаров.
Закон также направлен на защиту интересов потребителей, так как предусматривает возможность государственного регулирования цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, хотя и не предполагает прямого регулирования цен и наценок.
Право устанавливать предельно допустимые розничные цены на продовольственные товары первой необходимости предоставлено Правительству РФ, но при определенных условиях и на срок не более 90 календарных дней. Такая мера может действовать только в том случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории какого-либо региона рост розничных цен на эти товары составил тридцать и более процентов, что, в общем, оставляет торговым сетям возможность достаточно часто повышать цены, не выходя за установленные законом рамки. Все эти меры свидетельствуют о косвенном регулировании цен.
Прямое регулирование цен на отдельные виды товаров применяется государством как метод государственного регулирования внутренней торговли и в ныне действующем законодательстве. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти, но в этом перечне отсутствуют продовольственные товары.
Среди товаров народного потребления в перечень включены только водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию РФ.
Этим же постановлением Правительства РФ утвержден аналогичный перечень продукции, товаров и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. В этом перечне товары, реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, среднеспециальных и высших учебных заведениях, продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
Закон неоднократно упоминает перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, который в развитие нового федерального закона будет утвержден Правительством РФ.
Управление внутренней торговлей по России осуществляется:
·на федеральном уровне - Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами, государственными комитетами, федеральными комиссиями, федеральными службами, иными федеральными органами исполнительной власти;
·на региональном уровне - главами администраций (губернаторами) и республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
·на местном уровне - главами муниципальных образований (городских, районных, сельских, поселковых).
Указанные органы управления осуществляют возложенные на них функции общей, функциональной или отраслевой компетенции.
2.Показатели, по которым производится оценка эффективности основных производственных фондов коммерческого предприятия
Все показатели использования основных производственных фондов могут быть объединены в три группы:
1.показатели экстенсивного использования основных производственных фондов, отражающие уровень использования их по времени;
2.показатели интенсивного использования основных фондов, отражающие уровень их использования по мощности (производительности);
3.показатели интегрального использования основных производственных фондов, учитывающие совокупное влияние всех факторов - как экстенсивных, так и интенсивных.
К первой группе показателей относятся: коэффициент экстенсивного использования оборудования, коэффициент сменности работы оборудования, коэффициент загрузки оборудования, коэффициент сменного режима времени работы оборудования.
Коэффициент экстенсивного использования оборудования определяется отношением фактического количества часов работы оборудования к количеству часов его работы по плану:
Кэкст = t обор.ф./t обор.пл.,
где t обор.ф. - фактическое время работы оборудования, часов;обор.пл. - время работы оборудования по норме (устанавливается в соответствии с режимом работы предприятия и с учётом минимально необходимого времени для проведения планово-предупредительного ремонта), часов.
Экстенсивное использование оборудования характеризуется также коэффициентом сменности его работы, который определяется как отношение общего количества отработанных оборудованием данного вида в течение дня машиносмен к количеству машин, работавших в наибольшую смену. Исчисленный таким образом коэффициент сменности показывает, во сколько смен в среднем ежегодно работает каждая единица оборудования.
Коэффициент загрузки оборудования также характеризует использование оборудования во времени. Устанавливается он для всего парка машин, находящихся в основном производстве. Рассчитывается как отношение трудоёмкости изготовления всех изделий на данном виде оборудования к фонду времени его работы. Таким образом, коэффициент загрузки оборудования в отличие от коэффициента сменности учитывает данные о трудоёмкости изделий.
На основе показателя сменности работы оборудования рассчитывается и коэффициент использования сменного режима времени работы оборудования. Он определяется делением достигнутого в данном периоде коэффициента сменности работы оборудования на установленную на данном предприятии (в цехе) продолжительность смены.
Однако процесс использования оборудования имеет и другую сторону. Помимо его внутрисменных и целодневных простоев важно знать, насколько эффективно используется оборудование в часы его фактической загрузки. Оборудование может быть загружено не полностью, может работать на холостом ходу и в это время вообще не производить продукции, а может, работая, выпускать некачественную продукцию. Во всех этих случаях, рассчитывая показатель экстенсивного использования оборудования, формально мы получим высокие результаты.
Показатели интенсивного использования основных фондов отражают уровень их использования по мощности (производительности). Важнейшим из них является коэффициент интенсивного использования оборудования.
Коэффициент интенсивного использования оборудования определяется отношением фактической производительности основного технологического оборудования к его нормативной производительности, то есть прогрессивной технически обоснованной производительности. Для расчёта этого показателя используют следующую формулу:
Кинт = Вф/Вн,
где Кинт - коэффициент интенсивного использования оборудования;
Вф - фактическая выработка оборудованием продукции в единицу времени;
Вн - технически обоснованная выработка оборудованием продукции в единицу времени (определяется на основе паспортных данных оборудования).
В большинстве случаев частные (натуральные) показатели, к которым относятся показатели экстенсивного и интенсивного использования оборудования, не могут быть применены, так как они показывают лишь степень использования отдельных элементов основных фондов, поэтому для определения использования всей массы основных фондов на предприятиях, в отраслях народного хозяйства применяются обобщающие показатели (показатели интегрального использования основных производственных фондов).
Наиболее важный из них - фондоотдача основных фондов, определяемая как отношение стоимости продукции (валовой, товарной или реализованной) к среднегодовой стоимости основных фондов:
Фо = Q/Фср,
где Фо - фондоотдача;- объём производства и реализации продукции, рублей;
Фср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия, рублей.
Фондоотдача показывает общую отдачу от использования каждого рубля, затраченного на основные производственные фонды, то есть эффективность этого вложения средств.
Следующий обобщающий показатель - фондоёмкость. Эта величина, обратная фондоотдаче. Она рассчитывается как отношение стоимости основных производственных фондов к объёму выпускаемой продукции.
Фё = Фср/Q,
где Фё - фондоёмкость;
Фср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, рублей;- объём производства и реализации продукции, рублей.
Показатель фондоёмкости характеризует уровень денежных средств, вложенных в основные фонды для производства продукции заданной величины.
Эффективность работы предприятия во многом определяется уровнем фондовооружённости труда, определяемой стоимостью основных производственных фондов к числу рабочих (работников промышленно-производственного персонала) предприятия.
Фв = Фср/Чппп,
где Фв - фондовооружённость;
Фср - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, рублей;
Чппп - численность промышленно-производственного персонала.
Эта величина должна непрерывно увеличиваться, так как от неё зависит техническая вооружённость, а следовательно, и производительность труда.
Также здесь можно рассчитать производительность труда как отношение объёма производства к численности промышленно-производственного персонала.
Птр = Q/Чппп,
где Птр - производительность труда;- объём производства и реализации продукции, рублей;
Чппп - численность промышленно-производственного персонала.
Этот показатель характеризует объём произведённой продукции на одного работающего.
Также существуют дополнительные показатели использования основных фондов: коэффициент обновления основных фондов (Кобн).
Кобн = Фвв/Фкон,
где Фвв - стоимость вновь введённых основных фондов за определённый период;
Фкон - стоимость основных фондов на конец того же периода.
Коэффициент выбытия основных фондов (Квыб).
Квыб = Фвыб/Фнач,
где Фвыб - стоимость выбывших основных фондов за определённый период;
Фнач - стоимость основных фондов на начало того же периода.
Коэффициент прироста основных фондов (Крост) отражает относительное увеличение основных фондов за счёт их обновления.
Крост = (Фвв - Фвыб)/Фкон,
где Фвв - стоимость вновь введённых основных фондов за определённый период;
Фвыб - стоимость выбывших основных фондов за определённый период;
Фкон - стоимость основных фондов на конец того же периода.
Напряжённость использования площадей (Нпл) рассчитывается по следующей формуле.
Нпл = Q/Побщ, рублей
где Q - объём производства и реализации продукции, руб.;
Побщ - общая площадь.
Коэффициент годности основных фондов - характеризует их состояние на определённую дату.
К = (Фп - Физн)/Фп,
где К - коэффициент годности основных фондов;
Физн - стоимость износа тех же основных фондов.
3. Задача
. Фирма продает холодильники, реализуя 400 единиц в месяц по цене 240 руб. (без НДС). Переменные издержки составляют 150 руб./шт., постоянные издержки фирмы - 34 000 руб. в месяц. Возьмите на себя роль финансового директора и рассмотрите следующие ситуации.
)Начальник отдела маркетинга предлагает снизить цену, чтобы стимулировать сбыт и довести ежемесячный объем продаж до 550 шт. Какую следует назначить цену на холодильник, чтобы прибыль возросла на 4000 руб.
2)Начальник отдела маркетинга полагает, что увеличение расходов на рекламу на 15000 руб. в месяц способно дать прирост ежемесячной выручки от реализации на 34 500 руб. (144 шт.) Следует ли одобрить повышение расходов на рекламу?
Рассчитать точку безубыточности, запас финансовой прочности до предложений и после каждого предложения. Сделать выводы. Решение оформить в таблице.
По заданию:
Издержки переменные = 150 руб. * 400 ед. = 60000 руб. (VC)
Издержки постоянные = 34000 руб. = 85 руб. * 400 ед. (FC)
Цена (Ц) = 240 руб.
Объем реализации = 400 ед.
С/с = 85 руб. + 150 руб. = 235 руб.
Прибыль (Р) = (цена - с/с) * кол-во ед. = (240 руб. - 235 руб.) * 400 ед. = 2000 руб.
Выручка = 400 ед.*240 руб. = 96000 руб.
Прибыль = Выр - Ипер - Ипост = 96000 руб. - 60000 руб. - 34000 руб. = 2000 руб.
Расчета маржинальной прибыли: TRm = TR - VC,
где TR - доход,
VC - переменные затраты.
руб.-60000 руб. = 36000 руб.; на ед. прод. = 36000 руб./400 ед. = 90 руб.
Коэффициент маржинального дохода = маржинальный доход / выручка от реализации * 100%
руб./ 96000 руб. = 0,375
Эффект операционного рычага:
(S-VC)/Р,
где S - выручка от реализации продукции; - переменные затраты;
Р - прибыль
(96000 руб. - 60000 руб.) / 2000 руб. = 18
Точка безубыточности в денежных единицах (Тбд):
Тбд = Вр * Ипост / (Вр - Ипер)
(96000 руб. * 34000) / (96000 руб. - 60000 руб.) = 90667 руб.
Расчет запаса прочности в денежных единицах:
ЗАПд = (Bр - Тбд) / Bр * 100%
(96000 руб. - 90667) / 96000 руб. * 100% = 5,6
Таблица 1
ПоказательДо измененийПосле 1 мероприятияПосле 2 мероприятияПеременные затраты на 1 ед.продукции150150150Постоянные затраты34 00034 00034 000Объем реализации400550544Цена за 1 ед.продукции240223240Маржинальная прибыль на ед.продукции907390Коэффициент Маржинальной прибыли0,3750,3270,375Выручка (общая)96 000122 650130 560Переменные затраты (общие)60 00082 50081 600Маржинальная прибыль36 00040 15048 960Постоянные затраты на 1 ед. продукции856262,5Прибыль2 0006 15014 960Эффект операционного рычага186,53,3Точка безубыточности, руб.90 667103 86090 667Запас финансовой прочности, %5,615,330,6торговля коммерческий качество право
2. Начальник отдела маркетинга предлагает снизить цену, чтобы стимулировать сбыт и довести ежемесячный объем продаж до 550 шт. Какую следует назначить цену на холодильник, чтобы прибыль возросла на 4000 руб.?
1.Издержки переменные = 150 руб. * 550 ед. = 82500 руб.
2.Издержки постоянные = 34000 руб. / 550 ед. = 62 руб.
.С/с = 150 руб. + 62 руб. = 212 руб.
.Прибыль = 6150 руб. (ц - 212 руб.)*550 руб. = 6000 руб.
.Цена = 223 руб.
.Выручка = 550 ед. * 223 руб. = 122650 руб.
7.Маржинальная прибыль:
руб. - 82500 руб. = 40150 руб.; на ед.продукции 73 руб.
.Коэффициент маржинального дохода
руб. / 122650 руб. = 0,327
.Эффект операционного рычага может:
(122650 руб. - 82500 руб.) / (122650 руб. - 82500 руб. - 34000 руб.) = 6,5
.Точка безубыточности:
(122650 руб. * 34000 руб.) / (122650 руб. - 82500 руб.) = 103860 руб.
.Расчет запаса прочности в денежных единицах:
(122650 - 103860) / 122650 * 100% = 15,3
3. Начальник отдела маркетинга полагает, что увеличение расходов на рекламу на 15000 руб. в месяц способно дать прирост ежемесячной выручки от реализации на 34 500 руб. (144 шт.) Следует ли одобрить повышение расходов на рекламу?
.Объем продаж = 400 ед. + 144 ед. = 544 шт.
2.Цена = 240 руб.
.Выручка = 240 руб. * 544 руб. = 130560 руб. (96000 руб. + 34500 руб.)
.Издержки переменные = 150 руб. * 544 ед. = 81600 руб.
.Издержки постоянные на 1 ед. = 34000 руб. / 544 ед. = 62,5 руб.
.С/с = 150 руб. + 62,5 руб. = 212,5 руб.