Формирование и развитие человеческого капитала
Введение
Человеческий капитал -
совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать
источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества.
Впервые словосочетание
использовал Теодор Шульц, а его последователь - Гэри Беккер развил эту идею,
обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав
экономический подход к человеческому поведению.
Категория «человеческий
капитал» применяется при рассмотрении конкретного человека, ведь именно
возможность получать дополнительный доход от инвестиций в свое развитие дала
основание провести параллель между физическим и человеческим капиталом.
Первоначально под человеческим
капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его
способность к труду - образование и профессиональные навыки. В дальнейшем
понятие человеческого капитала существенно расширилось.
Последние расчёты, сделанные
экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы - затраты
семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру,
расходы государства на эти цели.
Цель данной работы: изучить
особенности формирования и развития человеческого капитала.
При этом необходимо решить
следующие задачи:
уточнить содержание понятия
«человеческий капитал»;
показать особенности
формирования человеческого капитала.
Работа состоит из введения,
двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.
. Человеческий
капитал: понятие, структура
Для эффективного управления
любой системой необходимо четко определять ее ресурсы и выделять особенности
воздействия на них. В настоящее время самым главным ресурсом становится
человеческий капитал, адекватное и эффективное управление им становится залогом
успешного функционирования и предприятий, и отраслей, и государства в целом.
Формирование теории
человеческого капитала началось еще в XVIII-XIX веках такими экономистами как
У. Петти, А. Смит, К. Маркс. Впервые человеческий каптал был подсчитан как раз
Уильямом Петти в его книге «Политическая арифметика» (1676), при этом всё
вещественное в Англии было оценено в 250 млн. фунтов стерлингов, а стоимость
населения Англии по его подсчетам составляла 417 млн. фунтов стерлингов. Однако
с развитием машинного производства ценность человека снижается - если раньше
решающим были умения работника, а не средства его труда, то с
совершенствованием машин и производства человек стал рассматриваться как
дополнение к машине, «простая рабочая сила». Идеи У.Петти развил Адам Смит,
согласно которому достоинство людей заключается в их от природы данных
различиях, а воспитание и образование углубляют эти различия, тем самым
формирую спецификацию. Если человек правильно понял свое предназначение, то он
начинает специализироваться в той области, которая приносит ему наибольший
доход, поскольку обладает в ней сравнительными преимуществами. Разделение труда
углубляет и закрепляет эту спецификацию.
В XIX -ХХ веках центр внимания
экономистов сместился к проблемам эффективной организации бизнеса, создания
качественной рабочей силы при разумном использовании ресурсов. Разработкой этих
вопросов занимались Дж.Мак-Куллох, И. Тюнен, И.Фишер, считающие, что сам
человек является капиталом, а также Дж. Милль, Н. Сениор, Ф.Лист, с точки
зрения которых капиталом является не сам человек, а только унаследованные и
приобретенные им качества и способности. Также во второй половине XIX- начале
XX века произошло резкое повышение производительности труда в следствии
технической революции. В результате выросло число высококвалифицированных
работников, а неквалифицированный, например, детский труд перестал совсем
использоваться. Именно в это время были заложены основы научной организации
труда и менеджмента Ф.У. Тейлором, Г. Форд стал использовать на практике теорию
капитализма благосостояния, снижая текучесть кадров на предприятиях и внедряя
поточно-массовое производство, а Э. Мейо разрабатывал вопросы индустриальной
психологии, которые потом легли в основу доктрины «человеческих отношений».
В экономической литературе,
несмотря на длительные исследования, относительно сущности категории
человеческого капитала отсутствует определенность и отмечаются различные
взгляды. Среди дискуссионных положений в рамках теории человеческого капитала
рассматриваются следующие: связь понятия «человеческий капитал» с живой
человеческой личностью, соотношение человеческого и физического капиталов,
определение человеческого капитала с точки зрения теории факторов производства.
Сам термин «человеческий
капитал» первым в научной литературе этот термин стал использовать Т. Шульц, а
Г. Беккер перевел это понятие на микроуровень. Согласно Г. Беккеру человеческий
капитал предприятия - это совокупность навыков, знаний и умений человека.
Существует расширенное
толкование понятия «человеческий капитал». Некоторые экономисты включают в него
не только производительные качества индивидов и способность получать доход, но
и социальные, психологические, мировоззренческие и морально-этические качества
(Л.Туроу, Дж.Кендрик, В.И. Марцинкевич и другие). Достоинство расширительной
концепции человеческого капитала состоит в следующем:
во-первых, в рамках данного
подхода человеческий капитал трактуется с позиций общественных отношений;
во-вторых, человеческий капитал
является ценностью не только для индивида, но и для общества. Оно
непосредственно заинтересовано в таких проектах инвестиций в человека, которые
изменяют его текущие и будущие потребности и предпочтения таким образом, чтобы
они были совместимы с потребностями и предпочтениями как отдельной фирмы, так и
самого общества. Поэтому человеческий капитал рассматривается не только как
индивидуальное, но и социальное благо;
в-третьих, концепция
социального капитала позволяет определить, что коллективное взаимодействие
является мощным фактором роста как общественной, так и индивидуальной
производительности.
В целом все определения
человеческого капитала можно разделить на две группы, которые отражают его
различные характеристики:
первая группа интерпретирует
человеческий капитал как совокупность имеющихся у человека запасов способностей
и качеств, применяемых в процессе производства благ;
вторая группа характеризует
человеческий капитал с инвестиционной стороны, подчеркивая факт их накопления в
результате вложений в человека.
Анализ существующих позиций
позволяет констатировать, что в узком смысле под человеческим капиталом, как
правило, понимают совокупность или запас качеств человека, среди которых
превалируют знания и производительные способности.
Таким образом, эволюция
взглядов экономистов шла от понятия «рабочая сила» к понятию «человеческий
капитал» в течение 3 веков, и в настоящее время используется следующее
определение: человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций
и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков,
способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной
сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда
и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков (доходов)
данного человека.
Рассматривая человеческий
капитал как один из главных ресурсов экономики отметим его основные особенности
по сравнению с другими видами капитала:
. Человеческий капитал может
быть как увеличен, так и уменьшен с течением времени. Увеличение капитала
требует усилий как от носителя капитала - человека, так и от общества, при этом
эффективность вложений в ЧК также зависит как от личности в большей степени,
так и от внешней среды. Уменьшение человеческого капитала по аналогии с
физическим капиталом связано с физическим и моральным износом, поэтому ЧК также
может быть амортизирован.
. Инвестиции в человеческий
капитал носят более долгосрочный характер, отдача от них также более длительна
и высока; для общества отдача от вложений в ЧК носит не только экономический
характер, но и социальный. При этом доходы, получаемые человеком, полностью
принадлежат ему, распоряжается он ими самостоятельно.
. Функционирование
человеческого капитала зависит от самого человека, от его личной
заинтересованности в этом.
. Некоторые исследователи
отмечают неотчуждаемость человеческого капитала от его носителя, однако
современные источники выделяют отчуждаемые виды человеческого капитала. Однако
оба вида ЧК характеризуются низкой по сравнению с другими видами капитала в
промышленности степенью ликвидностью.
Структура человеческого
капитала состоит из совокупности элементов, таких как врожденные навыки и
умения, природные способности, образование, здоровье, интеллектуальный капитал,
мотивация к работе и обучению, мобильность, профессиональные навыки,
способности и компетенции, приобретенные человеком в процессе обучения или
трудовой деятельности. При этом единой структуры ЧК в научной литературе не
существует. Различные ученые включают в структуру ЧК разное число элементов
(видов), при этом классификация видов ЧК в научной литературе отражена по разным
основаниям и в разных целях. Например, это касается первых двух из
перечисленных элементов, то в настоящее время не существует однозначного
подхода к тому, считать ли их частью человеческого капитала или выделять
отдельно. Модель человеческого капитала, включающая в себя знания, умения,
навыки, социальную идентичность, способности и культурно-нравственный потенциал
можно увидеть на рис. 1.
Рисунок 1 - Модель состава
человеческого капитала
Распространенная на сегодняшний
момент типология человеческого капитала выглядит следующим образом:
) неотчуждаемые виды
человеческого капитала (неликвидный капитал): капитал здоровья (биофизический);
культурно-нравственный капитал; трудовой капитал; интеллектуальный капитал;
организационно-предпринимательский капитал;
) отчуждаемые виды
человеческого капитала (ликвидный капитал): социальный капитал; клиентский
капитал (бренд-капитал); структурный капитал; организационный капитал.
На наш взгляд в неотчуждаемый
капитал следует добавить физические навыки, благодаря которым человек может
выполнять работу, это особенно важно для неинтеллектуального труда и слабо
развитых стран. Также, по аналогии с интеллектуальным капиталом в состав
неотчуждаемого человеческого капитала следует включать эмоциональный интеллект,
представляющий все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие
человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. В
его состав входят 5 основных компонентов, а именно: внутриличностные навыки,
т.е. умение понимать и управлять своими эмоциями; навыки взаимодействия с
окружающими или межличностные навыки; способности человека адекватно, вовремя,
гибко и эффективно реагировать на изменения; способности людей противостоять
стрессу; последняя группа характеризует позитивное отношение к жизни.
Креативность, предприимчивость, инициативность также можно выделить в числе
позитивно влияющих на человеческий капитал черт личности, не входящий ни в один
из выше перечисленных элементов.
Также, на наш взгляд, в
человеческий капитал должно входить умение эффективного построения
межличностных отношений, а также способность людей находить общий язык друг с
другом, связывать отдельных людей в команду или эффективно участвовать в
деятельности существующей команды, поэтому это качество не всегда коррелирует с
лидерством или харизмой, но тесно связано с социальным и культурно-нравственным
видами капитала.
2. Особенности
формирования человеческого капитала
Развитие материальных,
интеллектуальных и духовных возможностей человека, накопление человеческого
капитала является важной задачей государства, т.к. экономический рост страны
зависит от степени формирования человеческого капитала: чем большим потенциалом
обладает каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс всей страны,
тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества.
Развитие человеческого потенциала предполагает:
создание благоприятных условий
для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских
граждан и качества социальной среды;
повышение конкурентоспособности
человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
В настоящее время проблемами
формирования человеческого капитала занимаются психологи, социологи, экономисты
на трех уровнях:
на микроуровне - на уровне
отдельного человека;
на мезоуровне - уровне
предприятий и организаций;
на макроуровне - уровне
государства.
Структуру человеческого
капитала можно представить так (рис 2).
Рисунок 2 - Процесс
формирования общественного человеческого капитала
ЧК на макроуровне - это
накопленный всем обществом человеческий капитал, который является национальным
богатством страны. На макроуровне объединяются величины ЧК всех регионов
страны.
ЧК в качестве узлового пункта
развития отмечен во всех стратегических документах регионов РФ, так как именно
на мезоуровне создается социальная жизнь населения и реализуется экономическая
деятельность предприятий.
На региональном уровне
соединяются значения ЧК отдельных предприятий в единое целое. Совокупный ЧК
предприятий определяет уровень социально-экономического положения региона. ЧК
предприятия не простое сложение работников, а сумма знаний, информации,
таланта, способностей, которыми располагают в совокупности все работники.
Именно ЧК, вкупе с другими факторами производства, активизирует
производственный процесс и предопределяет результативность деятельности
предприятия.
Индивидуальные ЧК людей
непрерывно группируются в подсистемы с иерархическим построением.
Взаимосвязанность индивидуальных капиталов в переплетении образует общественный
капитал. Из рис. 2 видно, что человеческий капитал каждого отдельного индивида
превращается в богатство предприятия - региона - страны. Индивид, имеющий
некоторый запас знаний, навыков и других личностных способностей, выходит на
рынок труда. На предприятиях он функционирует как субъект, приносящий доход в
той или иной форме. Регион или отдельно взятое административно-территориальное образование
(город, поселок) выступает поддерживающим социальным звеном. Любое частное,
муниципальное, государственное, коммерческое, некоммерческое предприятие в
регионе создает социальную или экономическую основу для жизни людей. Происходит
процесс непрерывного движения: врожденный и сформированный капитал человека
способствует развитию предприятия, предприятия создают социально-экономические
условия роста ЧК. Знания и навыки выходят из человека (тела и мозга) в
окружающую его жизненную среду для того, чтобы обеспечить высокое качество
жизни и комфортные условия для интеллектуальной деятельности.
Формирование человеческого
капитала принимает различные виды, формы и проходит через различные этапы
жизненного цикла человека. Факторы, от которых зависит формирование
человеческого капитала, возможно объединить в следующие группы:
социально-демографическая, институциональная, интеграционная,
социально-ментальная, экологическая, экономическая, производственная,
демографическая, социально-экономическая (рис. 3).
Рисунок 3 - Группы факторов,
формирующих человеческий капитал
Формирование человеческого
капитала - это процесс поиска, возобновления и усовершенствования
высококачественных продуктивных характеристик человека, с которыми он выступает
в общественном производстве. Формирование человеческого капитала происходит
через создание комфортных условий для жизни: рост доходов, хорошие дороги,
благоустроенные дворы, современные медицинские и образовательные услуги,
культурная среда. И может быть достигнуто путем использования политики
государства в области здравоохранения, образования, культуры и профессиональной
подготовки.
Концептуальная модель
формирования человеческого капитала в социально-экономической системе на
различных уровнях ее развития: общества, региона, предприятия приведена на рис.
4.
Рисунок 4 - Концепция модели
формирования человеческого капитала
Состояние человеческого
капитала отражается в показателях Индекса человеческого капитала, связанные с
уровнем образования, здравоохранения и питания:
процентная доля населения, не
получающего достаточного питания;
показатель смертности среди
детей в возрасте до пяти лет;
общий показатель обучения детей
в средней школе;
показатель грамотности среди
взрослого населения.
В целях формирования
человеческого капитала обеспечивается:
повышение доступности жилья для
граждан через механизмы ипотеки, содействие использованию финансовых
инструментов для стимулирования развития жилищного рынка в целом;
повышение информационной
прозрачности и открытости рынка потребительского кредитования;
расширение возможностей для
использования гражданами образовательных кредитов;
содействие развитию механизмов
дополнительного пенсионного страхования.
Таким образом, формирование
человеческого капитала это непрерывный постоянный процесс, с помощью которого
личность достигает своего наивысшего потенциала и стремления к интеграции и
оптимизации сочетания текущих процессов, таких, как образование, поиск работы,
трудоустройство, формирование навыков и развитие личности.
Формирование человеческого
капитала - длительный процесс (15-25 лет). Каждое поколение формирует свой
человеческий капитал с нуля.
Формирование человеческого
капитала начинается до рождения ребенка. У каждого ребенка в возрасте 3-4 лет
формируется культура совершенно свободного доступа к любой информации. Развитие
способностей у ребенка дает ему возможность свободно управлять своими
талантами, вложить в его инструментарий как можно больше понятий, навыков,
умений. На развитие ребенка влияют результаты его обучения, которые в
последствии могут повлиять на развитие рынка труда. Количество человеческого
капитала, приобретенного в процессе обучения, зависит от врожденных
способностей.
Основным периодом формирования
человеческого капитала является возраст с 13 до 23 лет. Это период
гормонального взрыва, полового созревания, когда природа дает растущему
организму прилив огромной энергии. Эту энергию необходимо преобразовывать на
стадионе, чтобы укрепить здоровье, на студенческой скамье и в театре, чтобы
получить образование и культуру, научиться ставить и достигать цели в жизни,
преодолевать препятствия. Сформированный человеческий капитал обеспечивает
человеку стабильный доход, статус в обществе, самодостаточность.
Таким образом, особенностью
процесса формирования человеческого капитала является то, что:
продолжительность жизни делает
приобретение человеческого капитала относительно более привлекательной для
людей любого уровня способностей;
повышенные врожденные
способности облегчают приобретение человеческого капитала.
Знания и навыки, воплощенные в
человека трудно отделить от здоровья человека, которые также определяет
производительность труда. Общественная политика в области здравоохранения
является ключом к эффективному формированию человеческого капитала. Доступность
к медицинской помощи и правильное питание увеличивает продолжительность жизни и
помогает людям стать более эффективными в работе. Поскольку продолжительность
жизни населения увеличивается, то обществу выгодно использовать опыт и
мастерство людей, которое позволяет им выполнять свою работу более эффективно.
Основой формирования
человеческого капитала является приобретение новых знаний и навыков. Поэтому
ключевым элементом в формировании человеческого капитала является образование и
профессиональное развитие. Высококвалифицированные специалисты образуют
«комфортабельный цикл человечества», так как помогают достичь экономичной и
эффективной работы и роста производства в разных отраслях на всех уровнях
управления, а также обогатить национальную культуру.
«В наше время преимущества в
конкурентной борьбе уже не определяются ни размерами страны, ни богатыми
природными ресурсами, ни мощью финансового капитала. Теперь всё решает уровень
образования и объем накопленных обществом знаний».
Классик современного
менеджмента Питер Ф. Друкер отметил, «что самым ценным активом любой компании XX
века было производственное оборудование. Самым ценным активом любой организации
XXI века - как коммерческой, так и некоммерческой - станут ее работники
умственного труда и их производительность».
Образование способствует
повышению качества жизни людей и осуществлению ими своих гражданских прав и
обязанностей. Образование делает жизнь человека богаче, развивая в нем
познавательные и социальные навыки и информируя людей об их гражданских правах
и обязанностях.
Образованные люди обладают
более высокими навыками и способны для эффективного выполнения своей работы,
располагают более широким арсеналом средств для решения возникающих проблем и
преодоления трудностей. Они также лучше подходит для выполнения более сложной
работы, которые часто связаны с более высоким уровнем заработной платы и
большей экономической выгоды.
При этом, работники с высшим
образованием являются более производительными, чем лица, имеющие среднее
образование. Работники со средним образованием - более продуктивны, чем лица с
начальным образованием, а рабочие с начальным образованием более продуктивны,
чем те, кто не имеет образование.
О высокой роли образования
свидетельствует и данные Росстата. Так, в 2012 году доля занятых специалистов с
высшим профессиональным образованием в отраслях народного хозяйства составляла
30,4 % (в 2002 г. - 23,4 %), со средним профессиональным - 26,2 % (32, 2%).
Одновременно доля студентов, обучающихся в высших профессиональных
образовательных учреждениях, за это время увеличилась с 5948 тыс. человек до
6074 тыс. человек.
Таким образом, под человеческим
капиталом понимаются знания и навыки, воплощенные в человека, которые играют
важную роль в определении производительности труда и способности поглощать
новые знания и осваивать новые технологии, инновации.
Формирование человеческого
капитала способствует инвестициям, активизирует разработку и внедрение новых
технологий и повышает производственную отдачу в расчете на одного работника.
Заключение
человеческий
капитал экономика работник
Путем обобщения вышесказанного
можно сделать следующие выводы:
Одним из оптимальных вариантов
развития экономики страны является активизация, поддержание и развитие
промышленности в стране, что возможно только при значительной фокусировке
внимания на проблеме человеческого капитала.
Человеческий капитал - это
соединение природных способностей, приобретенных знаний, умений, навыков в
процессе производственной деятельности, а также мобильности, мотивации и
физического состояния человека. Другими словами, человеческим капиталом является
такой набор компетенций, который целесообразно используется человеком в той или
другой сфере общественного воспроизводства и способствует росту
производитель-ности труда и эффективности производства.
Инвестиции в человеческий
капитал являются наиболее выгодными, по сравнению с другими формы капитала,
поскольку приносят достаточно значительный по объему и длительный по времени
экономический и социальный эффект. Развитие человеческого капитала происходит в
течение всей общественной деятельности человека путем постоянного
инвестирования как на индивидуальном уровне, так и на уровне предприятия и
государства. При правильном формировании и рациональном развитии существующего
человеческого потенциала, формировании оптимальной структуры человеческого
капитала, определении необходимых пропорций физического и человеческого
капитала в стране, а также эффективном долгосрочном функционировании таких
институтов поддержки человеческого капитала как системы образования,
здравоохранения, социальной защиты и гарантий населения - повышается доход,
уровень и качество жизни как людей, так и страны в целом, а также является
важным фактором повышения эффективности труда.
Список используемых
источников
1. Бородина Е. Человеческий капитал как
основной источник экономического роста / Е. Бородина // Экономика. - 2005. -
№1. - С.19-27.
. Добрынин А.Н. Человеческий капитал в
транзитивной экономике / А.Н. Добрынин, С.А. Дятлов. - СПб.: Наука, 1999. - 309
с.
. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI
веке (пер. с англ.) / П.Ф. Друкер. - М.: Вильямс, 2004. - 725 с.
. Каменских Е.А. Концептуализация
формирования человеческого капитала в социально-экономической системе региона /
Е.А. Каменских // Научные сообщения. Экономика и управление. - 2010. - № 5. -
С. 102-110.
. Климов С.М. Интеллектуальные ресурсы
организации / С.М. Климов. - СПб: ИВЭСЭП, 2000. - 168 с.
. Корогодин И.Т. Социально-трудовая
система: вопросы методологии и теории. Монография / И.Т. Корогодин. - М.:
ПАЛЕОТИН, 2009. - 158 с.
. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента.
Учебно-методический комплекс / Г.Г. Г.Г. Лигинчук. - М.: МИЭМП, 2012. - 160 с.
. Нестеров Л. Национальное богатство и
человеческий капитал / Л. Нестеров, Г. Аширова // ВЭ. - 2003.- № 2. - С. 17.
. Николашин В.Н. Организация труда
персонала. Учебно-методический комплекс / В.Н. Николашин. - М.: МИЭМП, 2012. -
315 с.
. Носкова К.А. Формирование, накопление и
развитие человеческого капитала / К.А. Носкова // Гуманитарные научные
исследования. - 2013. - № 5. - С. 33.
. Нуреев P.M. Человеческий капитал и его
развитие в современной России / P.M. Нуреев // Общественные науки и
современность.- 2009. - № 4. - С.5-21.
. Рожков Г.В. Генезис инновационной
экономики в России / Г.В. Рожков; Под ред. С.Г. Ерошенкова. - М.: МАКС Пресс,
2009. - 888 с.
. Терехова Г.И. Управление персоналом: Учебно-методический
комплекс / Г.И. Терехова. - Тамбов: ТИСТ, 2010. - 46 с.
. Тугускина Г. Факторы, влияющие на
стоимость человеческого капитала / Г. Тугускина // Кадровик. - 2011. - № 3. -
С. 68 - 75.
. Человеческий капитал: содержание и
виды, оценка и стимулирование: монография / Под ред. д.э.н., профессора В.Т.
Смирнова. - М.: Машиностроение, 2005. - 513 с.
. Человеческий капитал и проблемы
формирования его структуры, измерения и методов оценки / Стрижакова Е.Н. //
Государственный советник. - 2013. - № 2. - С. 28-41.