Финансовое планирование в системе управления финансами

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,42 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Финансовое планирование в системе управления финансами

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»






Курсовая работа

Вариант № 7

Тема: «Финансовое планирование в системе управления финансами»



Выполнил:

Студент

Аникеева Е.И

Руководитель:

Анкудинов К.А




Тула 2013

Содержание

Введение

. Содержание и задачи финансового планирования

. Виды финансовых планов и методы финансового планирования

. Финансовые прогнозы в системе финансового планирования

. Пути совершенствования финансового планирования

Заключение

Список литературы

Введение

В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышается значимость и актуальность финансового планирования. Бизнес не может процветать без разработанных финансовых планов.

В конце XX века процесс финансового планирования в нашей стране шел не в поступательном развитии. Первоначально в ходе реформ высказывались сомнения по поводу целесообразности планирования, а затем возникло понимание того, что это непродуктивно. Отказ от теории плана в нашей стране произошел в то время, когда практика планового регулирования стала достоянием мировой цивилизации, когда мировая экономическая наука была занята поиском методов государственного регулирования. В результате при переходе к рыночным отношениям в России финансовое планирование оказалось практически забытым.

Российские коммерческие организации имеют большой опыт прогнозной и плановой работы, однако использование в современных условиях теорий, утративших экономическую актуальность, неизбежно приводит к кризису менеджмента многих отечественных предприятий.

К сожалению, в настоящее время в большинстве коммерческих организаций отсутствует финансовое планирование, а принимаемые руководством решения по организации финансово-хозяйственной деятельности не обосновываются соответствующими расчетами и носят интуитивный характер. Внимание к составлению финансовых планов на предприятиях нашей страны было ослаблено из-за подавляющего влияния внешних сил: высокой инфляции, финансового кризиса, частых изменений нормативно-правовой базы организаций.

Только самые современные технические достижения и использование имеющегося мирового опыта позволяет превратить финансовый план в научно-обоснованный документ.

1. Содержание и задачи финансового планирования

Экономическое развитие общества представляет собой многофакторный и противоречивый процесс. На процесс общественного воспроизводства влияет множество факторов: количество и качество материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпринимательские способности субъектов хозяйствования, научно-технический прогресс и многие другие. Процесс общественного воспроизводства - противоборство различных сил природного и общественного характера, которые создают условия для проявления различных непредвиденных событий, нарушающих условия функционирования и развития экономики в целом и отдельных субъектов хозяйствования, что влияет на финансовые показатели их деятельности и обуславливает необходимость регулировать отношения между ними.[2, c.368]

Поэтому, в целях поддержания стабильности финансового положения государства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования производится управление финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации. Под финансами в данном случае понимают совокупность денежных отношений по поводу распределения ВВП, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования и государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач.

Финансовые ресурсы - совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домохозяйств, иначе говоря, это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД. В связи с тем, что в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то «управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности». Т.е. финансы и финансовые отношения выступают как объект управления. Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление, например, на макроуровне - это органы государственной власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса; в коммерческих и некоммерческих организациях управление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы. «Конкретная структура финансовой службы зависит от организационно-правовой формы хозяйствования, размеров предприятия, объема производства, величины денежного оборота».[3,c.135]

Управление финансами включает в себя следующие функциональные элементы: финансовое планирование и прогнозирование, оперативное управление и контроль.

Оперативное управление - «процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов»3. Необходимость такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, например, по причине непредвиденных обстоятельств, научно-технического прогресса и др.

«Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений»4. В ходе финансового контроля осуществляется сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценка правомерности действий финансовых работников, производится контроль за соблюдением законодательства.[1, c.89]

Однако хозяйственная деятельность была бы совершенно невозможна без финансового планирования и прогнозирования. Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.

Финансовое прогнозирование - научно обоснованное предположение о развитии финансовых отношений, объёмах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу.

«Финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных фондов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику». Или иначе, «планирование представляет собой процесс принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения».[6, c.229]

Объектом финансового планирования также выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, формирование и использование ими финансовых ресурсов. В ходе планирования субъекты хозяйствования оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования, устанавливаются величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, уровень дефицитности ресурсов. Планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, содержащейся в прогнозах социально-экономического развития, а также в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, которая должна быть достаточно полной и достоверной.

Наиболее тесно финансовое планирование связано с прогнозированием. Финансовое планирование в системе управления финансами играет исключительную роль, поскольку именно на этом этапе осуществляется постановка цели финансово-хозяйственной деятельности, определение методов ее достижения. Однако, для принятия решений необходима информация, которой может служить, помимо всего прочего, и финансовый прогноз. И только после составления финансового плана может осуществляться оперативное управление и контроль за соблюдением этого плана.[4, c.127]

Финансовое планирование, как неотъемлемая часть управления финансами, тесно связано с понятием «финансово-кредитного механизма». Методы финансового планирования являются частью финансово-кредитного механизма, который в свою очередь - часть финансовой политики государства. «Финансовый механизм - совокупность форм организации финансовых отношений, методов (способов) формирования и использования финансовых ресурсов, применяемых обществом в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития общества». В соответствии со структурой финансовой системы финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий (организаций, учреждений), страховой механизм, бюджетный механизм и т.д.

Исходным первичным элементом финансового механизма является вид организации финансовых отношений, который является результатом распределительных отношений. Под формой организации финансовых отношений понимается установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов (например, направления использования бюджетных ассигнований, механизм исчисления налогов и т.п.).

Практическое использование финансового механизма означает управление финансами. Эта деятельность осуществляется как на макро-, так и на микроуровне специальными организационными структурами. Финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства.[5, c.169]

Главная цель финансового планирования - «обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития», т.е. финансовое планирование способствует эффективности хозяйственной деятельности. Главная цель реализуется на основе использования распределительной функции финансов, которая охватывает распределение НД, возникновение первичных (основных) доходов, их дальнейшее перераспределение через финансовые инструменты между производственной и непроизводственной сферами национального хозяйства, отраслями производства, территориями страны и социальными группами, сопровождающееся образованием вторичных (производных) доходов. Наряду с распределительной выделяются также регулирующую и контрольную функции.

Для достижения положительного результата перераспределение доходов планируется, определяются научно-обоснованные пропорции объемов финансовых ресурсов, их источники и направления использования. Например, при помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства. Таким образом, создаются условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.[10, c.258]

По срокам финансовое планирование подразделяется на:

стратегическое - определяет движение денежных средств на длительный период (более пяти лет);

среднесрочное - осуществляется на период трех-пяти лет;

текущее - определяет задания на текущий финансовый год с поквартальной разбивкой;

оперативное - охватывает короткие промежутки времени (от нескольких дней до нескольких месяцев). [15]

Задачи, решаемые в ходе финансового планирования сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В ходе финансового планирования решаются следующие задачи:

Определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

Определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного их использования;

Создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов к планам, а также маневрировать ресурсами.

Результатом финансового планирования является составление и принятие финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения и финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов, Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы.[8, c. 93]

.Виды финансовых планов и методы финансового планирования

В зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования на прошлое, настоящее или будущее, Рассел Акофф выделяет четыре основных вида планирования:

реактивное (нацелено только на прошлое);

инактивное (приспосабливается только к настоящему);

преактивное (предпринимательский тип: предпочитает смотреть только в будущее);

интерактивное (ориентировано на взаимодействие всех лучших идей планирования).

В реактивном планировании используется генетический подход, когда вся проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Планирование осуществляется по принципу «сверху вниз». Первоначально выясняются нужды низовых структурных подразделений, которые оформляются в планы. Далее собранные материалы передаются руководству следующего уровня. Те, в свою очередь, корректируют и редактируют их и передают на следующий уровень.[9, c.102]

Выделим наиболее характерные положительные черты реактивного типа планирования:

· обращение к прошлому опыту организации, из которого можно многое почерпнуть;

· сохранение преемственности целей, способов управления, не приводящее к резким необдуманным изменениям;

· сохранение традиций, создающее чувство безопасности у сотрудников организации.

При всех вышеперечисленных достоинствах реактивного типа планирования у него существуют также недостатки:

· реактивное планирование рассматривается не как система, а как простая единица, совокупность элементов;

· не используется гибкий подход, учитывающий изменения сегодняшнего дня;

· в реактивном планировании не соблюдается принцип участия, т.е. руководят планированием в основном только топ менеджеры организации;

· реактивное планирование снижает общую эффективность деятельности коммерческой организации. Это объясняется тем, что запросы нижних уровней организации учитываются только однажды, а затем корректируются в сторону снижения. Таким образом, руководители нижестоящих структурных подразделений стремятся завысить уровень своих расходов и тем самым увеличивают непроизводительные затраты экономических ресурсов.[11, c. 361]

Положительной стороной инактивного планирования является осторожность в планировании хозяйственной деятельности. Многие российские государственные предприятия тяготеют к инактивному и реактивному планированию.

Недостатками инактивного планирования являются:

· неспособность приспосабливаться к изменениям. Предприятия хорошо работают только в стабильных, благоприятных условиях. При этом выживают только те из них, чьи доходы не зависят от рынка, а формируются из бюджетных средств;

· слабое использование творческого потенциала сотрудников предприятия, ограничение их служебной самостоятельности.

Преактивное планирование ориентировано на будущие изменения и стремление ускорить изменения. Этот вид планирования предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников планирования. Поэтому целью интерактивного планирования является проектирование будущего на основе поиска оптимальных решений.

Этот вид планирования подразумевает управление организацией по принципу «сверху вниз»: на высших уровнях формулируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действий.

Достоинствами преактивного вида являются:

· адекватная оценка внешней среды и стремление учесть факторы внешней среды в процессе планирования;

· принцип участия в разработке планов и максимальная мобилизация творческих способностей участников планирования.

Недостатками преактивного планирования считаются:

· недостаточное использование накопленного опыта;

· чрезмерное увлечение новыми методами исследований. Интерактивное планирование, которое используют передовые

компании, обладает двумя основными чертами:

· основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников планирования;

· предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной степени является результатом сознательных действий участников планирования.

Целью интерактивного планирования является проектирование будущего.

Р. Акофф, являясь сторонником интерактивного планирования, проводит следующую аналогию: инактивисты стремятся удержаться в бурном потоке; реактивисты пытаются плыть против него; преактивисты стараются оседлать его первую волну; интерактивисты намерены поменять течение реки.[7, c.155]

Таким образом, реальность финансовых планов во многом зависит от выбора вида планирования, а также использования прогрессивных методов обоснования всех заданий.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей - наблюдается взаимопроникновение научных инструментариев (аппарата) различных наук. В планировании также могут применяться различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической науки. В практике финансового планирования применяются следующие методы:

· экономического анализа;

· коэффициентный;

· нормативный;

· балансовый;

· дисконтированных денежных потоков;

· метод многовариантности (сценариев);

· экономико-математическое моделирование;

· прогнозный.[10, c.312]

Исходным в финансовом планировании является экономический анализ использования финансовых ресурсов за истекший период. Данный метод следует рассматривать не как простое сопоставление отчетных данных с плановыми для выявления отклонений, а как способ, позволяющий определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

Анализ финансовых планов включает ряд этапов

. Проводится экономический анализ всех ресурсов коммерческой организации за предшествующий плановый период. Результаты анализа используются при составлении финансовых планов на предстоящий период

. Определяются темпы роста доходов и расходов за предшествующий плановый период для выявления тенденций в движении финансовых ресурсов

. Устанавливаются размеры изменения финансовых и производственных показателей в течение интервала планирования. Это позволяет установить определенные закономерности

. Проверяется выполнение основных статей плана для выявления отклонений и их причин

. Выявляется наличие материальных и финансовых ресурсов, состояние активов на начало планового периода для обоснования их исходного уровня для новых заданий. [12, c. 148]

Не менее важным условием для осуществления обоснованных финансовых расчетов является коэффициентный метод определения величины доходов и расходов. При помощи коэффициентов, базирующихся на достижениях прошлого периода, несколько уточненных, рассчитываются предполагаемые доходы и затраты, платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Однако такой порядок имеет ряд существенных недостатков.

Во-первых, при недостаточно обоснованной базе дальнейшее уточнение показателей усугубляет имеющиеся недостатки1. Это может повлечь за собой нерациональное использование финансовых ресурсов и стать причиной нарушения непрерывного процесса производства.

Во-вторых, в случае несовершенства действующей в коммерческой организации методики планирования применение коэффициентного метода отрицательно сказывается на эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, а в ряде случаев приводит к нарушению стоимостных пропорций и ухудшению финансового положения.

Реальность плановых заданий повышается при проведении финансовых расчетов нормативным методом, который известен с давних времен.

Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность коммерческойорганизации в финансовых ресурсах и их источниках. Система норм и нормативов включает:

· федеральные нормативы;

· нормативы субъектов РФ;

· нормативы местных органов власти;

· внутрихозяйственные нормативы коммерческих организаций. [14, c.177]

Федеральные нормативы устанавливаются законодательно и являются едиными для всей территории РФ, всех хозяйствующих субъектов. К ним относятся: ставки федеральных налогов, нормы амортизации по группам основных фондов, ставки единого социального налога, величина отчислений в резервный фонд акционерного общества и др.

Нормативы субъектов РФ и местных органов власти действуют в отдельных регионах РФ. Речь идет о ставках территориальных и местных налогов, сборов и др.

Внутрихозяйственные нормативы коммерческих организаций разрабатываются непосредственно хозяйствующим субъектом и используются для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К таким нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, производственных запасах, нормативы по статьям расходов технологических процессов, видам продукции, центрам финансовой ответственности и др. [6, c.123]

Коммерческая организация разрабатывает нормативы на основе определенной методики. Они должны ориентировать предприятие на будущую конкуренцию, а не заставлять оглядываться на своюпрошлую деятельность, выявлять те производственные участки или детали изделия, которые не соответствуют современному уровню и требуют переоценки. Если действующие нормативы мешаютосуществлению прибыльного бизнеса, коммерческая организация должна проанализировать возникшую проблему и разработать более действенные нормативы.

Однако обоснование отдельных статей финансовых планов даже наиболее прогрессивными способами не обеспечит реальность заданий, если не будут сбалансированы доходы и расходы.

Сущность балансового метода заключается в согласовании расходов с источниками покрытия, во взаимной увязке всех разделов плана между собой, а также финансовых и производственных показателей. В результате обеспечивается взаимная увязка материальных, трудовых и финансовых ресурсов. [5, c. 356]

Финансовые ресурсы должны быть сбалансированы между собой на наиболее рациональной основе, т.е. путем выбора эффективных методов формирования фондов денежных средств, распределения и использования полученного дохода. Для финансового планирования особенно важно, какими путями достигнута сбалансированность планов и какие при этом использовались источники финансовых ресурсов. Выбирая направления инвестирования средств и методы привлечения финансовых ресурсов (собственных и заемных), финансовый менеджер обязан помнить об обеспечении платежеспособности и ликвидности с целью недопущения вероятного банкротства. Не следует забывать и о том, что механизм скупки долгов организации и последующая процедура банкротства активно используется в нашей стране для передела собственности.[13, c.429]

Балансовый метод традиционно применяется при распределении прибыли, планировании финансовых фондов - накопления, потребления и др.

Метод дисконтированных денежных потоков, основанный на практической логике, используется при составлении финансовых планов, инвестиционных проектов и служит инструментом для прогнозирования совокупности распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств.

Концепция денежных потоков (cash flow) основана на исчислении современной (приведенной) стоимости ожидаемых притоков и оттоков денежных средств. Использование метода дисконтированных денежных потоков позволяет выявить результат финансовых решений без ссылок на традиционные допущения бухгалтерского учета. Оценивая прогнозные изменения финансовых потоков за определенный период работы коммерческой организации на основе временного фактора, можно прийти к выводам, отличным от традиционного экономического анализа.

Дисконтирование денежных потоков (в инвестиционных проектах) основано на использовании дисконтной ставки - ставки сравнения. В качестве ставки сравнения может приниматься средневзвешенная стоимость капитала (усредненный показатель доходности акций, процентных ставок по кредиту1); существующие ставки по долгосрочному кредиту; субъективные оценки, основанные на опыте организации. Если финансовый менеджер занизит ставку дисконтирования денежных потоков либо переоценит будущую доходность проекта, учредители (собственники) понесут потери, так как инвестиционный проект не окупит расходов. Если финансовый менеджер недооценит будущие денежные притоки от реализации инвестиционного проекта, то этот проект, возможно, будет реализован более агрессивными организациями. Не следует забывать и о том, что ставка сравнения должна учитывать уровень риска иликвидности. [11, c. 395]

Планирование потоков денежных средств происходит по трем видам деятельности: основной (операционной), инвестиционной и финансовой. Эффективность управления финансами в значительной мере определяется тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени.

Метод многовариантности (сценариев) заключается в разработке нескольких вариантов финансовых планов (например оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного). Каждому варианту приписывают его вероятностную оценку. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия выбора, а также оценки его отклонений от среднего значения.

Метод экономико-математического моделирования позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими. Эта связь выражается через экономико-математическую модель. Она представляет собой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описание факторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данного экономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы.

Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:

=f(x),

где Y - показатель;

х - факторы.

Корреляционная связь - это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только при большом количестве наблюдений. Корреляционная связь показывается уравнениями регрессии различного вида.[15]

Прогнозный метод является одним из базисных при выработке стратегической линии коммерческой организации. Прогнозирование представляет собой выработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Оно может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденции изменения, так и на основе прямого предвидения изменений (последний способ требует выработки у финансового менеджера интуиции и соответствующего мышления).

Прогнозирование не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы (от греч. prognosis - предвидение). Данный метод заключается в разработке полного набора альтернативных финансовых показателей и параметров, позволяющих определить варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций. Прогнозирование - не альтернатива плану, а часть общего процесса планирования, аналитическая основа плана.

Прогнозирование имеет специфические методологические основы, отличные от методологии планирования. Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. В чем-то прогноз может оказаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем-то он будет более детально проработан.

Чтобы обосновать свое мнение, специалисты по прогнозированию опираются на разнообразные источники информации и методы прогнозирования. К методам прогнозирования относятся методы экономической статистики, математическо-статистические методы изучения связей, методы экономической кибернетики и оптимального программирования, эконометрические методы, методы исследования операций и теории принятия решений и др.

Менеджеры часто приходят к выводу о том, что подготовка согласованного сводного прогноза - сложное и весьма трудоемкое дело. Однако значительная часть расчетов может быть автоматизирована благодаря использованию компьютерных программ. Обдумывая различные факторы в процессе принятия решения, менеджеры с помощью современных пакетов прикладных программ могут быстро увидеть их возможное влияние и соответствующим образом изменить расстановку акцентов. Здесь заложены огромные потенциальные возможности для принципиального совершенствования процесса прогнозирования.[14, c. 472]

. Финансовые прогнозы в системе финансового планирования

«Финансовое прогнозирование представляет собой процесс разработки и составления прогнозов - научно обоснованных гипотез о будущем состоянии экономической системы и экономических объектов, а также их характеристик». Целью финансового прогнозирования является оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определения предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и местного самоуправления.[15]

Основными задачами финансового прогнозирования являются:

определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

Результатом финансового прогнозирования «является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованный предположений о возможных направлениях будущего развития и состояния финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений». Финансовый прогноз носит вероятностный характер.

В зависимости от сроков выделяют краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (на 5-7 лет) и долгосрочные (10-15 лет) финансовые прогнозы. Разумеется, наиболее точными являются краткосрочные, наименее точны - долгосрочные.

В финансовом прогнозировании выделяются два методических подхода: 1) прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; 2) прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения, рассматривается и исследуется цепь возможных событий и меры, которые необходимо предпринять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития. Эти два подхода являются взаимодополняющими.[17]

В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие методы, как:

Метод экспертных оценок - предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер и не всегда поддаются рациональному объяснению.

Разработка сценариев также не всегда исходит из научности и объективности, в них ощущается влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний. Обычно разрабатывают три сценария развития событий: оптимистичны, пессимистичный и «усредненный» (золотая середина) и потом выбирают наиболее реалистичный;

Трендовый метод предполагает зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений или постоянных абсолютных изменений. Иногда этот метод называют экстраполяцией - распространением на будущее тенденций, сложивших в прошлом; [4, c.304]

Экономико-математическое моделирование - создание условного, упрощенного образа реального объекта, процесса исследования или управления, адекватно отображающего существенные для целей исследования свойства реального объекта. Математическое моделирование применяется для имитации процесса при различных значениях параметров для получения представлений об изменении тех или иных его характеристик в связи с изменением параметров (балансовые модели, производственные функции); либо для финансово-экономического анализа деятельности и прогнозирования тех или иных параметров процесса, но для того, чтобы это можно было сделать, модель должна быть точной и адекватной;

методы финансовой математики - основаны на принципе неравноценности денег, относящихся к разным моментам времени. Неравноценность определяется тем, что любая сумма может быть инвестирована и может принести доход. Следовательно, сегодняшние деньги в этом смысле ценней будущих, а будущие поступления менее ценны, чем современные. «Очевидным следствием принципа «неравноценности» является неправомерность суммирования денежных величин, относящихся к разным моментам времени. Подобного рода суммирование допустимо лишь тогда, когда фактор времени не имеет значения.».[2, c.519]

Таким образом, методы финансового прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой информации: чем сложнее метод, тем больше связанные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью информации. Для обработки информации широко применяются компьютерная техника и специализированные пакеты программного обеспечения. финансовое планирование прогнозирование контроль

Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов. В частности, бюджетные учреждения согласно Бюджетному кодексу РФ, финансовые прогнозы составлять не обязаны. Остальные некоммерческие организации также обычно их не разрабатывают. Коммерческие же, напротив, разрабатывают с особой тщательностью, обычно по форме, аналогичной финансовому плану. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Кроме того, коммерческие организации могут составлять прогноз прибыли и убытков, движения денежных средств, прогноз пассивов и активов. [15]

Финансовое прогнозирование обычно считается подготовительным этапом к составлению финансового плана. Однако, грань между финансовым прогнозом и финансовым планом на практике очень тонка. Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем. Обычно финансовый план отличает большая степень определенности, хотя в нем и содержится определенная доля прогноза. Финансовый прогноз всегда предшествует составлению финансового плана, он не является обязательным для исполнения, более того, иногда прогноз составляется с целью именно избежать прогнозируемых последствий. План же обязателен для исполнения, его отличает адресность и конкретность, он утверждается соответствующими органами или должностным лицом. [17]

Успешное управление финансами на макроуровне безусловно подразумевает составление и использование различных прогнозов. На общегосударственном и территориальном уровнях финансовый прогноз составляется в виде баланса финансовых ресурсов (страны, региона). «Баланс финансовых ресурсов представляет собой прогноз формирования и использования финансовых ресурсов». Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объем финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (ст. 175 БК РФ). Составление баланса финансовых ресурсов является одним из подготовительных этапов к составлению проект бюджета РФ. Планирование финансовых ресурсов в системе управления финансами на макроуровне в РФ осуществляется при помощи системы бюджетов, которая включает в себя три уровня: федеральный, региональный, местный. [16]

Составление проекта бюджета основывается на:

Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

прогнозе социально-экономического развития, который разрабатывается на период не менее трех лет.

основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. На федеральном уровне и в ряде субъектов Российской Федерации осуществлен переход к формированию годового бюджета как составной части 3-летнего финансового плана. После утверждения проекта бюджета соответствующим законодательным органом начинается его исполнение - действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. Важным этапом управления финансами государства является контроль за исполнением бюджета, осуществляемый согласно текущему законодательству, представительными органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами. [12, c.382]

4. Пути совершенствования финансового планирования

Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу направлена на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и высоких темпов экономического роста, снижение социального неравенства, дальнейшее утверждение экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Достижение этих целей возможно только при значительном повышении конкурентоспособности России, в том числе конкурентоспособности государственного управления, бизнеса и "человеческого капитала".[14, c.638]

Средством достижения целей программы является формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста. Основными целями бюджетной реформы на среднесрочный период являются стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификации ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения.

Для достижения этих целей необходимо принятие следующих мер:

закрепление доходных и разграничение- формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования;

выработка критериев эффективности бюджетных расходов и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры;

завершение процесса перевода региональных и муниципальных бюджетов на казначейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальных бюджетов;

создание действенного механизма для перевода средств региональных и местных внебюджетных фондов в бюджеты соответствующих уровней;

отмена законодательных решений, финансовое обеспечение которых становится невозможным в рамках существующих доходных ограничений;

ограничение роста непроцентных расходов;

оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из условия выполнения ими государственных функций и задач;

обеспечение контроля со стороны главных распорядителей средств федерального бюджета за обязательствами находящихся в их ведении организаций и учреждений.

Ожидаемые результаты реализации программы включают:

повышение уровня жизни населения и сокращение бедности на основе ускорения экономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальной сферы;

повышение конкурентоспособности российской экономики;

снижение макроэкономических рисков;

формирование модели долгосрочного развития, базирующейся на диверсификации экономики, укреплении ее позиций в международном разделении труда.[13, c.551]

Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета, прозрачности и подотчетности бюджетов, соблюдения финансовой дисциплины - основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно - необходимое условие для достижения планируемых целей и результатов государственной политики.

Перспективный финансовый план Российской Федерации на 2007-2009 году и проект федерального бюджета на 2007 год соответствуют требованиям Бюджетного послания на 2007 год, о необходимости формирования бюджетной политики, исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами .

Основными задачами бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2007 год стали:

последовательное снижение темпов инфляции;

обеспечение сбалансированности бюджетной системы РФ;

продолжение политики аккумулирования доходов бюджета в Стабилизационном фонде;

прирост непроцентных расходов федерального бюджета темпами, адекватными темпам роста экономики;

повышение результативности бюджетных расходов, строгий отбор принимаемых обязательств;

разработка годового бюджета в строгой увязке с показателями среднесрочного финансового планирования;

увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов;

использование механизмов Инвестиционного фонда, венчурных фондов, особых экономических зон, концессионных соглашений, технопарков в целях расширения частных инвестиций.[9, c.180]

Реализация программы должна завершиться принятием системных поправок в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающих:

повышение роли среднесрочного финансового планирования, в том числе - переход к формированию и утверждению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на 3 года (в режиме «скользящей трехлетки»);

выделение расходных обязательств и бюджетных ассигнований разных видов, в том числе - приведение порядка финансирования долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций в соответствии с едиными принципами и процедурами;

введение в бюджетный процесс обоснований бюджетных ассигнований и государственных заданий, задающих конкретные, измеримые результаты использования бюджетных средств;

расширение возможностей органов власти разных уровней, в рамках единых принципов и установленных Кодексом общих позиций, по формированию классификации расходов бюджетов и, следовательно, определению формата составления и утверждения соответствующих бюджетов;

создание стимулов для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по снижению дотационности соответствующих бюджетов;

обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;

создание условий для реструктуризации бюджетной сети и введения новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг;

уточнение вопросов регулирования государственного (муниципального) долга, заимствований и гарантий.[8, c.273]

В случае его принятия Федеральным Собранием в осеннюю (2006 года) сессию бюджеты всех уровней, начиная с 2008 финансового года, будут формироваться, и исполняться в соответствии с общепризнанными в мировой практике принципами, стандартами и процедурами. Многие из них уже прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты, в том числе - при формировании проекта федерального бюджета на 2007 год. Их законодательное закрепление создаст новые возможности, стимулы и требования для повышения результативности расходов бюджетов всех уровней .

В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента РФ. Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья . [17]

Основа для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству. Важное значение имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики. Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Создание условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы .

Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. [16]


Заключение

Финансовое планирование - важнейшая функция финансового управления, занимающаяся формированием и реализацией финансовых планов на всех уровнях управления.

Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного достижения. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде.

Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений. На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация

перспективных финансовых планов. При разработке финансового плана используются данные финансовой отчетности за предыдущий период.

Кроме планирования важным направлением работы финансового управления являются финансовое прогнозирование. План и прогноз - понятия не тождественные, каждый из них как инструмент управления выполняет свою роль.

В широком смысле слова финансовое прогнозирование заключается в изучении возможного финансового положения хозяйствующего субъекта в будущем, разработке основных направлений стратегии в области финансов для обеспечения необходимой его устойчивости при финансировании определенных расходов.

Список литературы

Архипова А.И., И.А. Погосова. Финансы. Учебник/ Изд-во: Проспект, 2010 - 640с.

Барулин С.В. Финансы. Учебник/ Изд-во: Проспект; КноРус, 210 - 640с.

Белотелова Н.П. <http://www.knigafund.ru/authors/16584>, Белотелова Ж.С. <http://www.knigafund.ru/authors/16585>, Шуляк П.Н. <http://www.knigafund.ru/authors/19375> Финансы: Учебник для бакалавров/ Изд-во: Дашков и К, 2012 - 383с.

Бурлачков В.К., Финансы. Учебное пособие, 3е издание/ Изд-во: Магистр, 2012 - 654с.

Гладковская Е. Н. Финансы: учебное пособие / Изд-во: Питер, 2012 - 320с.

Дыбаль С. В. Финансовый анализ: Теория и практика. Учебное пособие/ Изд-во: Бизнес-Пресса, 2009 - 333с.

Кабанцева Н.Г. Финансы. Учеб. пособие/ Изд-во: Феникс, 2012 - 348с.

Купцов М.М. Финансы. Учебное пособие/ Изд-во: РИОР, Инфра-М, 2010 -192с.

Макарова С. Г, Никитушкина И. В, Студников С. С.Корпоративные финансы. Учебное пособие/ Изд-во: Эксмо-Пресс, 2009 - 576 с.

Нешитой А.С., Воскобойников Я.М. Финансы: Учебник, 9-е изд. Из-во: Дашков и К, 2012 - 525с.

Подъяблонская Л.М. Учебник/ Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 - 407с.

Романовский М.В., Белоглазова Г.И. Финансы и кредит. Учебник для бакалавров, 2е издание/ Изд-во: Юрайт, 2012 - 609с.

Федякина Л.Н. Международные финансы. Учебное пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп./ Изд-во: Международные отношения, 2012 - 890с.

Похожие работы на - Финансовое планирование в системе управления финансами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!