Современная кредитно-денежная система: состояние и перспективы развития в национальной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    130,96 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современная кредитно-денежная система: состояние и перспективы развития в национальной экономике

БЕЛОРУССКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОЮЗ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

Кафедра экономической теории







КУРСОВАЯ РАБОТА

по макроэкономике

на тему: «Современная кредитно-денежная система: состояние и перспективы развития в национальной экономике»








Гомель 2014

Содержание

Введение

. Кредитно-денежная система: общетеоретический аспект (понятие, структура, виды)

. Механизм воздействия компонентов денежно-кредитной системы на динамику макроэкономических процессов

. Особенности кредитно-денежной системы Республики Беларусь и перспективы ее развития

Заключение

Список использованных источников

Введение

Финансово-кредитная система - неотъемлемый компонент экономической системы общества. Ее состояние во многом определяет успешное развитие экономики государства.

Кредитная система представляет собой совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования. В таком аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему.

Причина выбора темы работы ясна, ведь данный момент введение эффективной кредитно-денежной политики просто жизненно необходимо для нашего государства, а так как эффективной она может быть только с привлечением фискальных инструментов, связь между фискальной и монетарной политикой также не может быть оставлена без внимания.

Поэтому в данной работе преследовались следующие цели:

-        определить понятие денежно-кредитной системы, ее элементы и взаимосвязи с этими элементами;

-        выделить способы и механизмы воздействия субъектов денежно-кредитной системы на динамику макроэкономических процессов;

         проследить особенности денежно-кредитной системы Республики Беларусь в 2009-2013 гг. и определить перспективы ее развития и принципы ее функционирования на 2014 г. и на перспективу.

В первой главе определяются основные понятия денежно-кредитной системы, ее структура, виды и взаимосвязи между этими элементами. Во второй - рассматривается механизм воздействия компонентов денежно-кредитной системы на динамику макроэкономических процессов. В третьей главе рассматриваются особенности функционирования денежно-кредитной системы Республики Беларусь за 2009-2013 гг. и определены основные направления на 2014 г.

При написании данной курсовой работы использовалась разнообразная литература: отечественные экономические учебные пособия по смежным дисциплинам (макроэкономика, национальная экономика и деньги, кредит, банки), нормативные правовые документы (Указы Президента Республики Беларусь), а также аналитические статьи и обзоры из периодической печати, журналов и сети Интернет.

1. Кредитно-денежная система: общетеоретический аспект (понятие, структура, виды)

Деньги - особый товар, призванный служить всеобщим эквивалентом, условным измерителем стоимости любого товара, выступать в форме самостоятельной меновой стоимости и меры труда. Они выполняют функции меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и сбережения, мировых денег, а в совокупности являются важнейшим финансовым инструментом экономики [1, стр. 556].

Движение денег, опосредующее отношения физических лиц, субъектов хозяйствования и государственных органов, или кругооборот доходов и продуктов в национальной экономике, представляет собой денежное обращение. Оно происходит в двух формах: наличной и безналичной. Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг, а также для расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; для платежей населения за коммунальные услуги; оплаты ценных бумаг и выплат по ним дохода; выплаты страховых возмещений по договорам страхования и др. Эмиссию, или выпуск наличных денег, осуществляет центральный государственный банк. Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег, т.е. перечисление денежных Средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Оно осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. По объему наличные деньги значительно уступают денежным средствам, находящимся на банковских счетах: банкноты и разменная монета в современных условиях составляют около 10% всех денежных средств [1, стр. 556].

Денежная масса - совокупность всех денежных средств, которые находятся в обращении в наличной и безналичной формах, обеспечивающих кругооборот товаров и услуг, экономические связи субъектов хозяйствования и государства. В структуре денежной массы выделяются активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами; обязательства банковской системы [1, стр. 557].

Денежная база - выпущенные в обращение Национальным банком Республики Беларусь наличные деньги (исключая остатки средств в кассах Национального банка), остатки средств на счетах обязательных резервов, депонированных банками в Национальном банке, на корреспондентских счетах и остатки других средств банков на счетах в Национальном банке, вложения банков в ценные бумаги Национального банка, а также переводные и срочные депозиты предприятий, организаций и населения, обслуживающихся в Национальном банке Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством; обязательства Национального банка.

Для характеристики денежного предложения используются известные денежные макроагрегаты: МО, Ml, М2, МЗ, М4, L и D. Они различаются степенью ликвидности, или легкости их превращения в наличные деньги. В Беларуси используются следующие агрегаты денежной массы: МО, Ml, М2, М2* (рассчитываются в белорусских рублях) и МЗ [1, стр. 557-558; 2, стр. 24-25]:

-        агрегат МО (наличные деньги в обороте) - наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного ис монеты в обращении на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц.

-        агрегат Ml - включает МО плюс переводные депозиты (остатки средств юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь на текущих, депозитных и иных счетах до востребования) в белорусских рублях.

         агрегат М2 (денежная масса в национальном определении) - включает агрегат Ml плюс другие депозиты (срочные депозиты), открытые в банках юридическими и физическими лицами - резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях.

         агрегат М2* (рублевая денежная масса) - агрегат М2 плюс средства в ценных бумагах (кроме акций) юридических и физических лиц - резидентов Республики Беларусь в белорусских рублях.

         агрегат МЗ (широкая денежная масса) - агрегат М2* плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте и депозиты в драгоценных материалах юридических лиц - резидентов Республики Беларусь. Расширение агрегатов происходит по мере снижения ликвидности.

Предложение денег исчисляется с помощью денежного мультипликатора, который показывает, во сколько раз изменится объем денежной массы в случае изменения денежной базы (денег центрального банка). Соотношение денежной массы и массы товаров и услуг на рынке определяет покупательную способность денег, зависящую от количества товаров и услуг, которые можно купить на денежную единицу (при увеличении уровня цен покупательная способность денег снижается, и наоборот).

Денежный рынок - это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цены» денег, это часть финансового рынка. Его функционирование находится под влиянием общего состояния экономики, что отражается, прежде всего, на равновесии системы денежного обращения [1, стр. 558].

Денежная система - исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Государство определяет денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты. В большинстве стран действуют денежные системы бумажно-денежного и банкнотного обращения, продолжает сокращаться сфера на лично-денежного оборота. Регулирование денежного обращения - главная функция центрального банка во всех государствах мира.

Кредит есть движение денежного капитала, который передается в ссуду на условиях срочности, платности и возвратности за определенный процент. Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала, или совокупность элементов, которая призвана реализовать свойства, характерные для кредита [1, стр. 559; 3, стр. 191].

Кредит выполняет следующие функции [1, стр. 559]:

-        аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;

-        перераспределение денежного капитала - денежные и материальные ресурсы перераспределяются на условиях последующего возврата между предприятиями, отраслями, регионами страны;

         экономию издержек вследствие замещения наличных кредитными деньгами и кредитными операциями (безналичными расчетами);

         ускорение концентрации и централизации капитала;

         регулирование экономики:

         ускорения развития производства и повышения его эффективности - кредит в основном используется для расширения производства, внедрения новой техники, технологии, строительства предприятий и т.д., тем самым способствуя развитию национальной экономики. В то же время платность кредита способствует эффективному использованию заемных средств.

Помимо общеэкономических принципов (экономичности, дифференцированное) и принципов, касающихся сущности кредита (срочности, обеспеченности, целевого характера), можно сформулировать и некоторые другие, имеющие, тем не менее, важное значение для практики. Их соблюдение весьма существенно для важнейших сторон деятельности банка - его ликвидности, доходности как кредитного института, безопасности и устойчивого развития [3, стр. 191]:

-        принцип сохранения реального размера кредита - одним из законов кредита является сохранение ссужаемой стоимости. Инструментом, с помощью которого данный закон реализуется на практике, служит требование такой организации кредитования, которая обусловливает необходимость возвращения не номинальной, а равноценной суммы кредита;

-        принцип сохранения стоимости обеспечения кредита. Он тесно взаимосвязан с принципом обеспеченности кредита, означающим требования материального обеспечения выдаваемых ссуд. Такое обеспечение определяется в предварительном порядке при предоставлении кредита обычно путем проверки соответствия суммы кредита сумме обеспечения. Вместе с тем номинальная сумма обеспечения в конце срока пользования кредитом может не соответствовать ее реальной стоимости. Подобное несоответствие вызывает серьезные банковские кризисы, банкротство кредитных учреждений;

         принцип кредитоспособности субъектов кредитных отношений. Банк в процессе кредитования учитывает кредитоспособность своих клиентов. Это позволяет снизить риск невозврата кредита, дифференцировать свои отношения с заемщиком. Руководствуясь данным принципом, кредитор учитывает и собственную кредитоспособность - возможность выполнения своих обязательств. Для реализации сущностных свойств кредита необходимость оценки взаимной кредитоспособности субъектов кредитных отношений становится непременным правилом, содействующим рациональному использованию кредита.

Кредитные отношения весьма разнообразны, поэтому они проявляются в следующих основных формах:

-        коммерческий кредит - представляется хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме;

         банковский кредит - предоставляется банками в денежной форме предпринимателям, предприятиям, государству, населению и является основной формой кредита;

-        государственный кредит - представляет собой совокупность взаимоотношений, при которых государство выступает заемщиком, а банки и население - кредитором. Заимствование денежных средств при этом осуществляется, в основном, путем выпуска облигаций государственного займа;

         потребительский кредит - предоставляется населению для приобретения товаров длительного пользования;

         международный кредит - представляет собой кредит, выдаваемый государствами, международными банками и финансовыми организациями, частными банками и фирмами в процессе международного экономического сотрудничества. Обычно он имеет денежную форму, но может предоставляться и в товарной форме.

В зависимости от срока предоставления различают:

-        краткосрочный (сроком до 1 года);

-        среднесрочный (на срок до 5 лет);

         долгосрочный (на срок свыше 5 лет) кредит.

Кредитные отношения обслуживает кредитная система страны, представляющая собой совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих функции по аккумуляции и распределению денежных средств. Кредитная система охватывает два звена - банковские и парабанковские учреждения, формирующие, соответственно, банковскую и парабанковскую системы.

Кредитная система, как правило, имеет три уровня и включает: центральный (национальный) банк, коммерческие банки, специализированные кредитно-финансовые учреждения. Трехуровневая кредитная система является типичной для большинства промышленно развитых стран [1, стр. 559; 2, стр. 156; 4, стр. 168].

Собственно банковская система имеет два уровня и представлена центральным эмиссионным банком и коммерческими банками.

Центральный банк - основа кредитной системы. Он принадлежит государству и используется им для регулирования макроэкономических процессов и пропорций.

Коммерческие банки - это кредитные институты универсального характера. Их услуги, называемые банковским продуктом, многообразны. В современных условиях они предлагают своим клиентам от 300 до 600 видов услуг. Все банковские услуги делятся на пассивные (привлечение средств в банк), активные (размещение банковского капитала) и комиссионные услуги по поручению различных организаций.

Еще одним элементом банковско-кредитных институтов являются специализированные кредитно-финансовые учреждения, которые занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной жизни. Это инвестиционные, пенсионные фонды, страховые компании, ипотечные банки, ссудо-сберегательные ассоциации. В итоге все они осуществляют депозитно-чековую эмиссию, коммерческий кредит, краткосрочное финансирование и др. [1, стр. 560; 2, стр. 154].

Совокупность основных финансово-кредитных институтов представлена на рисунке 1.1.

Денежная политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения, рынок ссудных капиталов. Для регулирования денежного предложения в мировой экономической практике используются операции на открытом рынке, изменение учетной ставки процента и норматива обязательных резервов коммерческих банков. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может либо осуществить вливание денежных резервов в денежно-кредитную систему страны, либо частично изъять их оттуда.

Рисунок 1.1 - Совокупность основных финансово-кредитных институтов

Изменением учетной ставки процента межбанковский кредит, предоставляемый центральным банком для коммерческих банков, можно сделать либо дешевым, либо дорогим. Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков приводит либо к сокращению, либо к увеличению избыточных резервов и к соответствующему изменению денежного предложения [1, стр. 560; 5, стр. 157].

Различают два основных типа финансово-кредитных систем - универсальные и сегментированные (специализированные).

В универсальной финансово-кредитной системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Это - фундаментальный признак.

Классическим образцом такой системы является немецкая. Иногда считают, что обратная сторона универсализма - возможность выполнения небанковскими организациями банковских функций. Такое мнение не совсем точно, ибо практически во всех странах как с универсальными, так и с сегментированными системами существуют организации, которым разрешено выполнять часть банковских операций, и те, которые не имеют право это делать.

В строго сегментированной финансово-кредитной системе банкам не разрешено выполнять небанковские операции. Дополнительным признаком, хотя и необязательным, является более жесткое разграничение сфер деятельности кредитных организаций и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхования, сделок с недвижимостью, трастовых операций). Сегментированная система преобладала долгое время в США и Японии [2, стр. 157].

Кредитные системы также можно классифицировать по типу хозяйствования. В этом случае принято различать [3, стр. 194]:

-        централизованную кредитную систему;

-        рыночную кредитную систему;

         кредитную систему переходного периода.

Сравнивая первые два типа, можно заметить их существенные различия как по субъектам кредитных систем, так и по их организационным и регулятивным основам. В распределительной (централизованной) кредитной системе кредиты бюджетным организациям не предоставлялись. Не было и «вторичных» субъектов на случай невозвратности ссуд - гарантов и поручителей, страховщиков, обеспечивающих возвращение ссуды при наступлении страхового случая. Практика кредитования рыночной модели кредитной системы более разнообразна: она предусматривает коммерческое кредитование, более широкое развитие потребительских ссуд, возможность получения бланкового кредита и использование ценных бумаг в качестве обеспечения ссуд. Вместе с тем функционирование рыночной кредитной системы связано с большими кредитными рисками, поэтому заемщик платит за кредит более высокий ссудный процент.

Кредитные системы можно классифицировать и по степени их развитости. По этому признаку можно выделить два типа кредитных систем:

-        развитые;

-        развивающиеся.

Развитыми кредитными системами можно назвать те, которые не только содержат все необходимые элементы, но и обеспечивают их взаимодействие. К примеру, не только существует ипотечное кредитование, но и разработана соответствующая методическая база, действует банковское законодательство (в том числе совершенное залоговое право), а также институты надежной регистрации залога (недвижимости), осуществления прав участников залоговых отношений. В развитой кредитной системе не только обеспечивается право граждан по открытию вклада в кредитном учреждении, но и созданы экономические и правовые формы, гарантирующие их возврат владельцам [3, стр. 195].

По географическому признаку кредитные системы разделяются на [3, стр. 196]:

-        международные кредитные системы;

-        национальные кредитные системы.

Кредит является интернациональной стоимостной категорией, как говорят, он «не знает границ». Являясь возвратной формой движения стоимости, кредит не меняет своей сути ни в Англии, ни во Франции, ни в Германии, ни в России. Неизменными остаются и принципы кредита. На международном уровне полностью сохраняет свое значение не только фундаментальный блок, но и организационный и регулирующий блоки, а также взаимодействие между ними.

В теории и на практике довольно распространено также понятие «кредитно-банковская система». Банки могут выступать как в роли кредитора, так и в роли заемщика, т.е. быть субъектами кредитных отношений. Это дает нам основание считать, что банковская система - это неотъемлемая часть кредитной системы, ее подсистема, что само по себе позволяет рассматривать действие кредитно-банковской системы в качестве единого процесса, в ходе которого происходит неизбежное взаимодействие между кредитом как базовым элементом системы и банком как участником кредитных отношений.

Притом единстве, которое свойственно кредитной, денежно-кредитной, финансово-кредитной, банковско-кредитной системе, каждая из них имеет определенные особенности. Они присущи и другому явлению - банковской системе, элементы которой, будучи частью более общего понятия, тем не менее, при анализе получают более развернутую характеристику.

. Механизм воздействия компонентов денежно-кредитной системы на динамику макроэкономических процессов

Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Кредитно-денежное регулирование является традиционным и важнейшим инструментом косвенного регулирования экономики.

Как уже было отмечено ранее, кредитно-денежная система - это совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования, финансово-кредитных институтов, регулирующих спрос и предложение денег, массу денег в обращении [4, стр. 168].

С институциональной точки зрения, кредитно-денежная система - это комплекс валютно-финансовых учреждений (национальный банк, коммерческие банки, представляющие собой банковскую систему) и специализированных кредитно-финансовых институтов (учреждений, выполняющих определенные финансово-кредитные операции: инвестиционные, ипотечные, экспортно-импортные банки, сберегательные кассы, кредитные кооперативы, пенсионные фонды, страховые компании, ломбарды).

Цель кредитно-денежного регулирования - поддержание покупательской способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста [4, стр. 169].

Кредитно-денежная система управляет развитием денежных рынков, формирует капитал и организует переток его из одних секторов экономики в другие, создает и определяет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность, задает «правила игры» в кредитно-денежном обращении, определяет структуру производства и совокупность спроса, влияет на составляющие экономического равновесия.

Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка страны (в Республике Беларусь - Национального банка). Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, Центральный Банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.

Выбор и сочетание инструментов, применяемых в определенной экономической ситуации, зависят от стратегии центрального банка. Тем не менее, можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет, прежде всего, об инструментах, которые должны обладать максимальной действенностью [6, стр. 236].

Не менее важным требованием является равномерность воздействия на конкурентоспособность отдельных групп или всех кредитных институтов. В связи с этим мероприятия центрального банка подразделяются на две группы. К первой из них относятся меры воздействия на часть коммерческих банков. Вторая группа включает мероприятия, касающиеся всех кредитных институтов. В качестве примера можно привести проведение центральным банком рестрикционной учетной политики. Инструменты, относящиеся к обеим группам, соответствуют требованию нейтральности центрального банка, поскольку они одинаково влияют на конкурентоспособность кредитных институтов по отношению друг к другу внутри различных групп или всех банков в целом. Это не исключает различных последствий таких мер для различных банков (например, крупных и мелких) [6, стр. 236].

Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в едином экономическом пространстве осуществляется центральным банком путем разработки и реализации комплекса мер на макроуровне, а также посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков. Реакция рынка банковских услуг на прямые методы вмешательства в деятельность банков более оперативна, чем на косвенные. Использование косвенных методов предполагает высокую степень развития процессов саморегуляции на микроуровне, а эффект от их применения замедлен и неоднозначен.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) и запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. При использовании административных методов воздействия наиболее широко применяются следующие инструменты [7, стр. 223]:

-        квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;

-        введение потолков (или лимитов) на выдачу ссуд различных категорий и на привлечение кредитных ресурсов;

         ограничение на открытие филиалов и отделений;

         лимитирование размеров комиссионного вознаграждения, тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок;

         определение номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков, допущенных к отдельным видам операций (так называемое контенгирование).

К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установление прямых запретов и лимитов. Выделяются три основные группы экономических методов управления [7, стр. 224]:

-        налоговые;

-        нормативные, когда размеры вводимых ограничений или льгот увязываются с масштабом операций;

         корректирующие, которые отличаются гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие в зависимости от ситуации.

Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в то время как нормативных и корректирующих - центрального банка.

К нормативным методам воздействия относится использование таких инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к использованию и устанавливаемых в виде норматива. Нормативные методы реализуются через установление и периодический пересмотр контрольных цифр, соотношений показателей или иных ограничений в сторону как увеличения, так и уменьшения. Скорость их воздействия невелика и эффект от вводимых нормативов проявляется через относительно длительный промежуток времени.

К корректирующим методам относятся учетная политика (учетное окно) и проведение операций на открытом рынке. Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения центральным банком кредитных операций и операций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрению центрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, благодаря чему эффект достигается быстро. Эта форма воздействия является гибкой и оперативной.

В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских операций центральный банк ориентируется на использование экономических методов. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются мероприятия по денежно-кредитному регулированию на каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков [7, стр. 223].

Выделяют три направления кредитно-денежного регулирования [4, стр. 170; 8, стр. 226]:

-        контроль над банковской системой;

-        регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии;

         регулирование государственного долга.

Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.

Государственный долг регулируется через покупку или продажу государственных обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.

В большинстве стран мира для кредитно-денежного регулирования используются:

-        общие инструменты;

-        селективные инструменты.

Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся:

·             операции на открытом рынке;

·        учетная ставка процента,

·        нормы обязательных резервов.

Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, ЦБ изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.

Рассмотрим подробнее структуру общих и селективных инструментов кредитно-денежного регулирования.

Операции на открытом рынке состоят из операций покупки-продажи ценных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке.

Наиболее широко используются операции на рынке ценных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным банком ценных бумаг у кредитных организаций, у последних увеличиваются резервы на сумму этих покупок, что укрепляет ликвидность, как отдельных банков, так и банковской системы в целом.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные "деньги повышенной мощности" и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении [5, стр. 151].

Операции эмиссионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная - избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики применяется и на первичном и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, реже - для его увеличения [6, стр. 238].

Центральный банк инициирует операции на открытом рынке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяются стандартные, ускоренные тендеры, либо двухсторонние процедуры. При проведении операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки “РЕПО”, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и другие.

Выбор механизма операции зависит от объектов и целей их проведения: управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОПы чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок. Прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и соответственно используются центральным банком для воздействия и на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

Операции на открытом рынке широко применяются в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает больших размеров. Посредством их предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем покупки ценных бумаг) или изымаются денежные ресурсы (путем продажи ценных бумаг). Этим же целям служит выпуск государственных ценных бумаг. Причем их эмиссия позволяет не только изъять излишнюю денежную массу у инвесторов, приобретающих данные ценные бумаги, но и пополнить бюджет без выпуска в обращение новых денег. Очевидны преимущества использования такого регулятора в периоды высокой инфляции.

Ценная бумага представляет собой потенциальный денежный капитал, обладающий высокой степенью ликвидности, т.е. который может быть легко обращен в наличные средства.

Акция - это свидетельство на вложенный капитал. Она не имеет установленного срока обращения и удостоверяет право ее держателя (акционера) на участие в управлении делами, на получение части прибыли акционерного общества.

Облигация - это ценная бумага с фиксированным доходом, имеющая форму долгового обязательства, выдаваемого на определенный срок, в течение которого оно должно быть выкуплено.

Купля-продажа ценных бумаг происходит на рынке ценных бумаг, который подразделяется на первичный и вторичный.

Первичный рынок ценных бумаг - продажа новых выпусков ценных бумаг их эмитентом в целях получения необходимых денежных средств.

Вторичный рынок ценных бумаг - это перепродажа ценных бумаг от первоначального инвестора (покупателя на первичном рынке) последующим инвесторам, что влечет за собой перераспределение ресурсов. Вторичным рынком ценных бумаг является фондовая биржа.

Государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг по трем основным направлениям [4, стр. 170]:

-        обеспечивает нормативно-правовую базу функционирования рынка ценных бумаг и регламентирует деятельность на рынке;

-        присутствует на рынке в качестве субъекта экономических отношений: пускает в обращение государственные ценные бумаги - казначейские боны, ноты, государственные облигации, казначейские векселя, билеты;

         воздействует на состояние фондового рынка через регулирование денежной массы, находящейся в обращении, влияет на денежные резервы банков, т. е. воздействует через кредитно-денежную политику центрального банка.

Учетная ставка (процентная ставка, или ставка рефинансирования) - это процент, под который ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Другими словами, это уровень платы за кредитные ресурсы. Такого рода кредитование возможно при монополизации банковской эмиссии центральными банками. Предлагая тот или иной уровень учетного процента, центральный банк воздействует на спрос и предложение на кредитном рынке путем изменения стоимости предоставленных кредитов, регулирует уровень ликвидности коммерческих банков, их кредитную активность, объем денежной массы в стране. При повышении ставки рефинансирования коммерческие банки вынужденно сокращают размеры кредитов, получаемых от центрального банка, и, следовательно, уменьшают кредитные вложения в экономику. Это отвечает стремлению центрального банка ограничить предложение денег, т. е. кредиты. Деньги в этом случае становятся дорогими, а приобретение кредитных ресурсов - невыгодным. Снижение платы за кредитные ресурсы делает их дешевыми, что позволяет коммерческим банкам приобретать у центрального банка дополнительные ресурсы, увеличивать денежные предложения субъектам хозяйствования, расширять объемы кредитных вложений в экономику [4, стр. 171].

Центральным банком используются следующие инструменты рефинансирования [6, стр. 226]:

-        переучет векселей;

         ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего - предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список, и принадлежащих банку на праве собственности;

-        ломбардный кредитный аукцион;

         операции РЕПО и другие.

Одним из видов рефинансирования банков является переучет эмиссионным банком векселей субъектов хозяйствования, т.е. покупка центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему. Переучет векселей производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям, и на основании договора о переучете.

Операции переучета векселя также используются центральным банком для регулирования ликвидности кредитных организаций. Их дополнительной функцией является стимулирование банковского финансирования экспорта. Инструментами регулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка - это процентная ставка, которая официально устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов векселей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от владельца векселя.

Положительная учетная ставка - важнейшее условие нормального функционирования экономики. Она означает, что денежные ресурсы вливаются в народное хозяйство не бесплатно (т.е. не происходит инфляционная эмиссия денег), а за реальную плату. Степень последней и определяет реальная процентная ставка.

Одновременно с регулированием учетной ставки НБ обязывает коммерческие банки поддерживать процентные ставки по депозитам не ниже минимального уровня, который, в свою очередь, зависит от текущей ставки рефинансирования.

Однако при всей своей значимости регулирование через учетную ставку носит «пассивный» характер и воздействует на кредитно-денежную ситуацию слабее, чем, например, операции на открытом рынке, изменение резервных требований. «Пассивность» учетной ставки зависит от ограниченных возможностей получения кредитов у центрального банка, а также от инициативы коммерческих банков. Влияет и условие предоставления кредита коммерческому банку - прочность его финансового положения, когда необходимость кредита продиктована лишь временными трудностями.

В Беларуси рассматриваемые рычаги управления экономическими процессами впервые были использованы в 1994 году. Начиная с 20 октября 1994 г., Национальный банк (НБ) Республики Беларусь стал активно использовать ставку рефинансирования.

Норма обязательных резервов (резервная норма) - это минимальный процент депозитных обязательств, которые банк должен держать в центральном банке. При увеличении нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы банков и мультипликационно уменьшается денежное предложение. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Политика обязательных резервов состоит в необходимости хранения коммерческим банком части средств на беспроцентных счетах в центральном банке. Изменяя норму обязательных резервов, центральный банк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объем кредитных вложений. Резервные требования устанавливаются в зависимости от используемой методики - в процентах, либо к фактическому объему кредитных вложений коммерческих банков, либо к сумме привлеченных ими средств.

Применение норм обязательных резервов позволяет [4, стр. 172-173]:

-        регулировать в долгосрочной перспективе спрос коммерческих банков на деньги центрального банка;

-        влиять на уровень рыночных процентных ставок, т. к. изменение объема резервов, хранящихся на беспроцентных счетах, прямо отражается на рентабельности коммерческих банков;

         регулировать внутренний валютный рынок путем установления нормы обязательных резервов на вклады в валюте.

Резервные требования являются административным инструментом кредитно-денежного регулирования, они глобально, сильно и пролонгированно воздействуют на ликвидность коммерческих банков, объемы их пассивных и активных операций. Поэтому к изменению нормы обязательных резервов прибегают редко и осторожно, предпочитая операции центрального банка на фондовом рынке.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательного характера. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

По закону о Немецком федеральном банке центральный банк правомочен требовать от кредитных институтов соблюдения беспроцентных минимальных резервов.

В качестве компенсации за необходимость держать в центральном банке беспроцентные резервы для коммерческих банков существует ряд льгот [6, стр. 239]:

-        бесплатное совершение безналичного платежного оборота через Немецкий федеральный банк;

-        причисление наличных средств коммерческих банков, находящихся у них в избытке, к выполнению обязательств по минимальным резервам, а также тот факт, что минимальные резервы могут служить рабочими активами.

Кроме приведенных выше «компенсирующих мер», дополнительно используется субвенционное рефинансирование путем переучета векселей. В некоторых случаях резервные обязательства могут быть выполнены путем приобретения государственных ценных бумаг, что преследует еще одну цель - финансирование государственного бюджета. Теми же мотивами руководствуется центральный банк, устанавливая высокий уровень минимальных резервов при относительно небольшом проценте. Такую политику чаще всего проводит центральный банк, вынужденный финансировать дефицит государственного бюджета.

При установлении ставок по минимальным резервам большую роль могут играть непосредственные переговоры между центральным и коммерческими банками. Так, в Нидерландах повышение наличных (кассовых) резервов кредитных институтов определяется путем согласования этой величины между центральным банком Нидерландов и коммерческими банками.

Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который практически не использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных институтов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная ставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными [6, стр. 238].

Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов) [8, стр. 227].

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

Стремление центральных банков добиться четкого выполнения требований по соблюдению минимальных резервов наталкивается на попытки коммерческих банков уклониться в рамках закона от платежей по поддержанию обязательных резервов. Так, в США в конце 70-х гг. многие банки вышли из ФРС в связи с тем, что в то время предписания по минимальным резервам касались только банков-членов. Развитие новых финансовых операций и появление свободных от резервного бремени еврорынков дало новые возможности коммерческим банкам США, так как депозиты, размещенные на еврорынке, остаются не охваченными национальными минимальными резервами. Происходит это по следующей причине: центральный банк отдельной страны либо вообще не использует механизм минимальных резервов (Люксембург), либо от обязательств по минимальным резервам освобождаются депозиты нерезидентов (во Франции и Испании), либо учету в минимальных резервах не подлежат те депозиты нерезидентов, которые компенсируются кредитами нерезидентам (в Германии) [6, стр. 239].

Деятельность центрального банка по регулированию ликвидности банковской отрасли и процентных ставок на денежном рынке (в части их изменения в результате недостатка либо избытка средств на корреспондентских счетах банков в центральном банке) осуществляется на основе ежедневного составления бюджета ликвидности, т.е. прогнозного плана увеличения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке.

Инструменты регулирования ликвидности банковской системы включают инструменты поддержания и инструменты изъятия ликвидности. В числе операций центрального банка по поддержанию ликвидности выделяют инструменты [8, стр. 230]:

-        постоянно доступные: усреднение фонда обязательных резервов: однодневный расчетный кредит: гарантированный выкуп центральным банком государственных ценных бумаг у банков -первичных инвесторов на условиях РЕПО;

-        доступные с согласия или по инициативе центрального банка: операции по встречному размещению депозитов; ломбардный аукцион; ломбардный кредит по фиксированной ставке; переучет векселей; покупка у банков ценных бумаг на условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП;

         дополнительной поддержки с согласия либо по инициативе центрального банка. В этих целях используются отдельные из вышеперечисленных операций, но по более высокой процентной ставке.

В случае потребности в ограничении кредитной экспансии банков центральным банком применяются инструменты изъятия ликвидности. К примеру, для формирования желаемого уровня нижней границы процентных ставок на денежном рынке - принимаются в депозиты средства банков. Чаще всего изъятие избыточной ликвидности, как уже отмечалось, осуществляется эмиссионным банком посредством продажи ценных бумаг и иностранной валюты. Методы ограничения предоставляемых банкам объемов ликвидности также включают: штрафные процентные ставки; квотирование (прямые количественные ограничения на объемы путем установления индивидуальных лимитов); отказ в доступе. Эти методы обычно комбинируются в целях сдерживания спроса коммерческих банков на денежные ресурсы, лимиты устанавливаются в большинстве стран мира индивидуально для каждого банка.

Как уже отмечалось, Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Так, рост процентной ставки на денежном рынке может вызвать снижение избыточных резервов (уменьшение коэффициента , где R - включает и обязательные, и избыточные резервы), а также побудить население хранить относительно большие средства на депозитах и меньше в наличности, что отразится на снижении коэффициента cr ().

Выбор вариантов денежно-кредитного регулирования зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег LS). В зависимости от угла наклона кривой LS изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рисунок 2.1), либо на ставке процента (рисунок 2.2) [5, стр. 152-153].

Очевидно, что Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Центральный банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой LD и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой LS).


В Республике Беларусь последовательно осуществляется переход к преимущественно рыночным методам регулирования кредитно-денежных отношений. В качестве регулирующих инструментов используются традиционные:

-        выпуск государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, акций);

-        операции на открытом рынке;

         процентная ставка (учетная ставка или ставка рефинансирования), по которой коммерческие банки приобретают кредитные ресурсы у Национального банка Республики Беларусь;

         нормы обязательных резервов или резервные требования к коммерческим банкам (величина процента отчислений в резервный фонд центрального банка от величины привлеченных коммерческими банками средств);

         регуляторы банковской деятельности (уставный фонд, нормативы ликвидности, платежеспособности, независимости, лимит кредитной эмиссии и др.)

Кроме того, используются и меры административного воздействия.

Активной является политика Национального банка по поддержанию курса белорусского рубля к доллару США, по формированию золотовалютных резервов. От величины золотовалютных резервов напрямую зависит способность корректировать курсы иностранных валют относительно национальной в интересах страны.

. Особенности кредитно-денежной системы республики беларусь и перспективы ее развития

Главной задачей денежно-кредитной политики, проводимой субъектами кредитно-денежной системы (в частности, Национального банка) является обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности в стране.

Рассмотрим подробнее специфику проведения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь в 2009-2013гг.

Сводные показатели за вышеописанный период представлены в таблице А.1 приложения А.

Динамика изменения инфляции (в среднем) за означенный период представлена на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - Изменение инфляции в 2009-2013 гг.

Если базовая инфляция в 2009г. (за исключением влияния изменения цен и тарифов на товары и услуги, напрямую регулируемых государством, а также цен, подверженных сезонным колебаниям) составила 8,7 процента (в 2008 году - 11,8 процента) [11]. То уже в 2010г. базовая инфляция составила 9,7 процентов.

Макроэкономическая ситуация в 2011 году характеризовалась следующими тенденциями. В начале 2011 года сохранялось стимулирование внутреннего спроса, что позволяло поддерживать высокие темпы экономического роста на фоне нарастания внешнеэкономической несбалансированности. Возникшие дисбалансы на валютном рынке вызвали сокращение внутреннего спроса, что привело к постепенному замедлению к середине 2011 года темпов экономического роста. Во втором полугодии 2011 г. рост валового внутреннего продукта (далее - ВВП) обеспечивался увеличением чистого экспорта при замедлении потребительского и инвестиционного спроса. Одновременно под влиянием стимулирования роста ВВП в первом полугодии 2011 г. и ситуации неопределенности на валютном рынке происходило нарастание инфляционных процессов. Негативное влияние на устойчивость экономики оказывали такие факторы, как высокая материалоемкость продукции и, как следствие, импортоемкость экономики, сохранение зависимости от внешних заимствований, вызывающее нарастание внешнего долга, незначительный уровень прямых иностранных инвестиций.

Прирост индекса потребительских цен в отчетном году сложился на уровне 108,7 процента (декабрь 2011 г. к декабрю 2010 г.) против 9,9 процента в 2010 году. Более высокая инфляция обусловлена сложившимися в 2011 году темпами девальвации белорусского рубля. По данным Национального статистического комитета, базовая инфляция за 2011 год составила 118,1 процента (за 2010 год - 9,7 процента) [12, 13].

Ситуация в экономике Республики Беларусь в 2012 году характеризовалась закреплением макроэкономической и финансовой стабильности, существенным замедлением инфляционных процессов, обеспечением внешнеэкономической сбалансированности, восстановлением роста доходов населения.

Достижение отмеченных тенденций происходило на фоне замедления экономического роста, темпов роста объемов продукции промышленного производства, а также снижения инвестиционной активности.

Ситуация в экономике Республики Беларусь в 2013 году характеризовалась замедлением темпов экономического роста. Снижение внешнего спроса на белорусскую продукцию привело к ухудшению сбалансированности внешней торговли, падению объемов промышленного производства при увеличении запасов готовой продукции. Негативное влияние на устойчивость экономики оказали высокая импортоемкость, превышение роста реальной заработной платы над ростом производительности труда, недостаточный уровень прямых иностранных инвестиций.

Поддержанию экономического роста в 2013 году способствовали сохранение потребительского спроса на достаточно высоком уровне и возобновление инвестиционной активности.

Базовая инфляция снизилась с 17,1 процента в 2012 году до 12 процентов в 2013 году и, по оценке Национального банка, способствовала приросту потребительских цен на 7,9 процента (удельный вес данного показателя составил 47,8 процента против 52,6 процента в 2012 году). Регулируемые цены и тарифы, включая цены на плодоовощную продукцию, увеличились с начала 2013 года на 25 процентов, при этом их вклад в прирост потребительских цен составил 8,6 процента (удельный вес - 52,2 и 47,4 процента соответственно).

Таким образом, видно, что в связи с нарастанием кризисных явлений в экономике в 2011 г. был резкий рост и нарастание инфляционных явлений, однако благодаря оперативным действиям, как Правительства Республики Беларусь, так и Национального банка, удалось минимизировать негативное влияние кризисных факторов и существенно сократить размеры инфляции до 17,1% в 2012 г. и затем до 12% в 2013 г.

Изменение ставки рефинансирования происходило в русле протекания инфляционных процессов и явлений в экономики страны.

В целях снижения инфляционного и девальвационного давления, обеспечения стабильности обменного курса белорусского рубля, дальнейшего стимулирования привлечения вкладов физических и юридических лиц в банки ставка рефинансирования с 8 января 2009 г. была повышена на 2 процентных пункта (до 14 процентов годовых). Одновременно для поддержания финансовой стабильности Национальным банком были приняты меры по повышению процентных ставок на краткосрочном денежном рынке [11].

Использование и развитие инструментов денежно-кредитной политики было подчинено достижению приоритетной цели монетарной политики. В 2010 году Национальный банк широко использовал процентную ставку в качестве операционного инструмента воздействия на денежно-кредитную сферу.

Национальный банк осуществил постепенное снижение ставки рефинансирования с 13,5 процента годовых на начало 2010 года до 10,5 процента годовых на 1 января 2011 г. Согласно Основным направлениям к концу 2010 года при прогнозируемом уровне инфляции 8 - 10 процентов ставка рефинансирования Национального банка оценивалась на уровне 9 - 12 процентов годовых. В среднем за отчетный год указанная ставка составила 11,8 процента годовых против 13,9 процента годовых в 2009 году. В реальном выражении она сложилась на положительном уровне 1,7 процента годовых, что на 1,7 процентного пункта ниже уровня 2009 года [12].

В целях оперативного реагирования на изменение текущей экономической ситуации и усиления защиты рублевых вкладов от инфляции Национальным банком была увеличена ставка рефинансирования с 10,5 процента годовых на начало 2011 года до 45 процентов годовых на начало 2012 года. В среднем за 2011 год ставка рефинансирования составила 21,6 процента годовых против 11,8 процента годовых в 2010 году [13].

Замедление инфляции и процессы, происходящие в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь, позволили Национальному банку постепенно снизить ставку рефинансирования и ставки по инструментам регулирования ликвидности. С начала 2012 года ставка рефинансирования снизилась на 15 процентных пунктов и с 12 сентября 2012 г. составила 30 процентов годовых (в Основных направлениях на 2012 год предусмотрено снижение ставки рефинансирования к концу 2012 года до 20 - 23 процентов годовых). В целях сохранения ситуации на валютном и депозитном рынках Национальным банком было принято решение о нецелесообразности дальнейшего снижения ставки рефинансирования. Ставки по инструментам предоставления ликвидности с начала 2012 года снизились с 70 до 50 процентов годовых, а ставки по инструментам изъятия ликвидности - с 30 до 19 процентов годовых [14].

В 2013 году процентная политика Национального банка была направлена на поддержание положительного уровня реальных процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранения сбережений вкладчиков. С начала 2013 года ставка рефинансирования снизилась на 6,5 процентного пункта и с 10 июня 2013 г. составила 23,5 процента годовых (в Основных направлениях на 2013 год предусмотрено снижение ставки рефинансирования к концу 2013 года до 13 - 15 процентов годовых). Снижение ставки рефинансирования с июня 2013 г. было приостановлено в целях сохранения устойчивой ситуации на депозитном и валютном рынках и антиинфляционной направленности процентной политики Национального банка [14].

Рассмотрим далее курсовую политику Национального банка Республики Беларусь в 2009-2013гг. Динамика изменения стоимости корзины иностранных валют на конец года представлена на рисунке 3.2.

Рисунок 3.2 - Динамика изменения стоимости корзины иностранных валют на конец года, руб.

Курсовая политика в 2009 году была направлена, прежде всего, на поддержание ценовой конкурентоспособности белорусской продукции в условиях негативного влияния внешних факторов. В целях восстановления ценовой конкурентоспособности отечественных товаров на фоне значительного ухудшения внешнеэкономической ситуации 2 января 2009 г. была произведена разовая корректировка обменного курса белорусского рубля. При этом обменный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 20,5 процента, к евро - на 20,3 процента, к российскому рублю - на 17,3 процента.

Кроме того, в соответствии с Основными направлениями Национальный банк осуществил переход к использованию привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающей доллар США, евро и российский рубль, в рамках 5-процентного горизонтального коридора. На 1 января 2010 г. стоимость корзины иностранных валют составила 1036,27 рубля, увеличившись по сравнению с 1 июля 2009 г. на 2,8 процента [11].

В соответствии с Основными направлениями границы коридора колебаний стоимости корзины иностранных валют в 2010 году были установлены на уровне плюс/минус 10 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2010 года. Для обеспечения стабильности белорусского рубля, ограничения инфляционных процессов в экономике фактический диапазон изменений курса белорусского рубля был уменьшен.

На 1 января 2011 г. стоимость корзины иностранных валют составила 1054,68 рубля, увеличившись за 2010 год на 1,8 процента. С учетом сложившихся взаимных курсов иностранных валют курс белорусского рубля снизился к доллару США на 4,8 процента, к российскому рублю - на 4 процента, к евро вырос на 3,3 процента. В 2010 году была сохранена ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта. Индекс реального эффективного курса белорусского рубля по сравнению с 2009 годом снизился на 6,5 процента, в том числе к российскому рублю - на 9,8 процента [12].

В 2011 году предусматривалось поддержание обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в пределах плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года, - 1054,68 рубля.

Рост дефицита внешней торговли товарами и услугами, недостаточный приток иностранного капитала и значительный спрос населения на иностранную валюту (наличную и безналичную) обусловили в I квартале 2011 г. снижение на 1,3 млрд. долларов США (до 3,8 млрд. долларов США) международных резервных активов Республики Беларусь. Для уменьшения давления на золотовалютные резервы Национальный банк осуществил ускоренное ослабление белорусского рубля по отношению к корзине иностранных валют, стоимость которой на 22 апреля 2011 г. достигла верхней границы (плюс 8 процентов). Одновременно были приняты меры по регулированию порядка совершения операций на внутреннем валютном рынке и приостановлены валютные интервенции Национального банка.

Для поэтапного сближения обменного курса белорусского рубля на различных сегментах валютного рынка:

-        с 12 мая 2011 г. границы стоимости корзины иностранных валют увеличены с плюс/минус 8 процентов до плюс/минус 12 процентов;

-        24 мая 2011 г. проведена единовременная корректировка обменного курса белорусского рубля. Центральное значение рублевой стоимости корзины иностранных валют увеличилось до 1810,02 рубля. Курс белорусского рубля к доллару США снизился на 56,3 процента, к евро - на 53,1 процента, к российскому рублю - на 53,9 процента.

Однако указанные меры не позволили коренным образом переломить ситуацию и полностью стабилизировать валютный рынок. Сохранялась множественность обменных курсов, уменьшилась активность участников валютного рынка. В этой связи Национальным банком совместно с Правительством принимались меры по стабилизации ситуации на валютном рынке и выходу на единый обменный курс на всех сегментах валютного рынка. С 14 сентября по 19 октября 2011 г. функционировала дополнительная торговая сессия ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", на которой операции покупки-продажи иностранной валюты осуществлялись по курсу, сложившемуся в соответствии со спросом и предложением, с 20 октября 2011 г. продажа-покупка иностранной валюты осуществляется на единой торговой сессии ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа". Кроме того, были отменены приоритетные направления покупки иностранной валюты, осуществлен переход к режиму управляемого плавания обменного курса белорусского рубля. С 21 октября по 31 декабря 2011 г. стоимость корзины иностранных валют снизилась на 6,3 процента. На 1 января 2012 г. стоимость корзины иностранных валют составила 2865,83 рубля, увеличившись за 2011 год на 171,7 процента. За отчетный год официальный обменный курс белорусского рубля снизился ко всем валютам, входящим в состав корзины иностранных валют, в том числе к доллару США - на 178,3 процента (до 8350 рублей за 1 доллар США), к российскому рублю - на 165,1 процента (до 261 рубля за 1 российский рубль), к евро - на 171,9 процента (до 10800 рублей за 1 евро) [13].

В 2012г. обменный курс белорусского рубля формировался на основе спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке при ограниченном вмешательстве Национального банка. В целом за 2012 год обменный курс белорусского рубля снизился к доллару США на 2,6 процента (с 8350 до 8570 рублей за 1 доллар США), к евро - на 5 процентов (с 10800 до 11340 рублей за 1 евро), к российскому рублю - на 8 процентов (с 261 до 282 рублей за 1 российский рубль) [14].

Проводимая в 2013 году Национальным банком курсовая политика была направлена на снижение инфляционных процессов, способствовала ограничению девальвационных ожиданий и поддержке ценовой конкурентоспособности экономики Республики Беларусь. За 2013 год обменный курс белорусского рубля снизился к доллару США на 11 процентов (с 8570 до 9510 рублей за 1 доллар США), к евро - на 15 процентов (с 11 340 до 13 080 рублей за 1 евро), к российскому рублю - на 3 процента (с 282 до 290,5 рубля за 1 российский рубль). Стоимость корзины иностранных валют выросла за 2013 год на 9,7 процента и составила на 1 января 2014 г. 3 306,1 рубля.

Динамика изменения денежной массы в 209-2013гг. представлена на рисунке 3.3.

Основные направления ДКП на 2014 г. определены в качестве стратегической направленности ДКП поддержание ценовой стабильности в экономике, а в качестве цели - снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 % годовых (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.). Стоит отметить, что по итогам ноября 2013 г. индекс потребительских цен к декабрю 2012 г. составил 13,8%.

Рисунок 3.3 - Изменение денежной массы в 2009-2013, %

Стоит отметить, что впервые за последние годы таргетирование инфляции провозглашается в качестве цели денежно-кредитного регулирования. В то же время такие показатели, как ставка рефинансирования, международные резервные активы (прирост) и требования банков к экономике (прирост), названы лишь в качестве прогнозных.

Также обращает на себя внимание и то, что за три последних года число прогнозных показателей резко сократилось: для этого достаточно сравнить Основные направления ДКП на 2011-2014 гг. Сравнение 2014 г. с 2012 и 2013 гг. указывает на постепенное снижение оптимизма белорусских властей в части размера ставки рефинансирования (деньги неуклонно дешевеют), прироста международных резервных активов, участия банков в кредитовании экономики (таблица Б.1 Приложения Б).

Наконец, впервые за последние годы Нацбанк отказался от прогнозирования движения прямых иностранных инвестиций.

В остальном Основные направления ДКП на 2014 г. сохраняют преемственность с предыдущими годами: декларируются сужение коридора процентных ставок (границы определяются кредитами и свопами овернайт, депозитами по фиксированной ставке), приближение процентной ставки однодневного рублевого межбанковского кредита к уровню процентной ставки рефинансирования.

Курс белорусского рубля в 2014 г. планируется определять исходя из баланса спроса и предложения, с валютными интервенциями со стороны Нацбанка в ограниченном объеме. В отличие от Основных направлений ДКП на 2013 г. этот способ курсообразования уже не назван «управляемым плаванием», хотя очевидно, что, начиная с известных событий 2011 г., Нацбанк ушел от политики установления валютных коридоров с допустимым пределом колебаний в обе стороны внутри его (например, на 2011 г. предел колебаний устанавливался в размере 8%). Поэтому ответа, возможно, на главный вопрос - о курсе белорусского рубля в 2014 г. - Основные направления не дают.

Между тем складывающиеся тенденции нельзя назвать позитивными. Отрицательное сальдо по счету текущих операций платежного баланса (экспорт/импорт товаров и услуг) по данным на сентябрь 2013 г. составило 4,8 млрд.долл. США, тогда как по данным на аналогичный месяц 2012 г. оно составляло положительную (пусть и незначительную) величину - 0,068 млрд. долл. США. Правда, на конец 2012 г. сальдо все же стало отрицательным - 1,7 млрд. долл. США.

В кризисный 2011 г. и предшествующий ему 2010 г. отрицательное сальдо по текущему счету составляло соответственно 5,0 и 8,2 млрд. долл. США, а в 2008 г. (непосредственно перед новогодним падением белорусского рубля на треть своей стоимости) - 4,9 млрд. долл. США, что, кстати, сопоставимо с сегодняшним показателем.

По финансовому счету платежного баланса на сентябрь 2013 г. чистое заимствование составило 4,2 млрд. долл. США, тогда как в сентябре 2012 г. была обратная ситуация - тогда кредитование превышало заимствование на 1,3 млрд. долл. США. Правда, и в тот период имела место краткосрочная тенденция, поскольку к концу 2012 г. финансовый счет ушел в минус, хотя и незначительный - 0,6 млрд. долл. США. Впрочем, позапрошлый год можно назвать самым удачным, так как за исключением его последние 6 лет чистое заимствование колебалось вокруг нынешних величин (4,1-5,5 млрд. долл. США).

Прямые иностранные инвестиции последние годы (с 2007 по 2013 гг.) находились в пределах 1,3-3,8 млрд. долл. США (в т.ч. на сентябрь 2013 г. они составляли 1,8 млрд.долл. США), что явно недостаточно для покрытия отрицательного сальдо по текущим (экспортно-импортным) операциям.

Также можно ожидать, что в 2014 г. банкам придется усиленно потрудиться в сфере финансирования экономики: Законом РБ от 31.12.2013 № 95-З «О республиканском бюджете на 2014 год» предусмотрено покрытие расходов, связанных с внешним финансированием, в сумме 11,8 трлн. руб. за счет внутреннего финансирования (банков, иных юридических и физических лиц, а также от операций с государственным имуществом). Причем общий объем привлеченных средств должен составить 34,1 трлн. руб. при общей капитализации республиканского бюджета 128,5 трлн. руб.

Заключение

денежный кредитный банк экономический

Таким образом, денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий, регламентирующих функционирование национальной денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения стратегических целей экономического развития страны. Субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк, система коммерческих банков, различные финансовые учреждения и все субъекты экономики.

К конечным целям денежно-кредитной политики относят устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса. Чтобы достичь тактические цели (денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка, или ставка процента по государственным ценным бумагам), центральный банк воздействует на определенные параметры денежно-кредитной сферы, которые непосредственно связаны с реальным сектором экономики. Именно эти параметры являются промежуточными целями монетарной политики. Основные из них - объем денежной массы, уровень процентной ставки, обменный курс национальной валюты и другие.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь реализуется в соответствии с ежегодно разрабатываемым Национальным Банком во взаимодействии с Правительством Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом страны.

Список использованных источников

1.       Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В. Н. Шимова. - 3-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009. - 751 с.

2.      Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Белоглазова Г.Н. [и др.]; под ред. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Высшее образование, 2009. - 392 с.

.        Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учебное пособие / кол. авт. ; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. паук, проф. О.И. Лаврушина. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 320 с.

.        Антонова Н.Б. Государственное регулирование национальной экономики: курс лекций Н.Б. Антонова, О.Б. Хорошко. - Мн.: Акад. Упр. При Президенте Республики Беларусь, 2009. - 253 с.;

.        Головачев А.С. Макроэкономика / Головачев А.С., Головачева И.В. - 2-е стер. изд. - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 256 с.;

.        Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Кол. авт. под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2010. - 320 с.;

.        Карякина О.А., Капшина Ю.К. Деньги, кредит, банки: Курс лекций - Мн.: Академия управления при Президенте РБ. - 2002 с.

.        Кравцова Г.И. и др. Деньги, кредит, банки // Учебник. - Под общ. ред. Г.И. Кравцовой. - Мн. БГЭУ, - 2002 с.;

.        Янович П.А. Деньги, кредит, банки: учебно-методическое пособие для студентов экономических специальностей всех форм обучения / П.А. Янович. - Мн.: БНТУ, 2006. - 56 с.;

.        Кравцова Г.И. и др. Деньги, кредит, банки // Учебник. - Под общ. ред. Г.И. Кравцовой. - Мн. БГЭУ, - 2002 с.;

.        Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2010г. № 274 «Об утверждении отчета Национального банка за 2009г.» // [электронный ресурс] (сайт Национального банка Республики Беларусь) - Дата доступа: 22.09.2014;

.        Указ Президента Республики Беларусь от 20.06.2011г. № 258 «Об утверждении отчета Национального банка за 2010г.» // [электронный ресурс] (сайт Национального банка Республики Беларусь) - Дата доступа: 22.09.2014;

.        Указ Президента Республики Беларусь от 18.05.2012г. № 234 «Об утверждении отчета Национального банка за 2011г.» // [электронный ресурс] (сайт Национального банка Республики Беларусь) - Дата доступа: 22.09.2014;

.        Указ Президента Республики Беларусь от 29.04.2013г. № 210 «Об утверждении отчета Национального банка за 2012 г.» // [электронный ресурс] (сайт Национального банка Республики Беларусь) - Дата доступа: 22.09.2014;

.        Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 г. № 221 «Об утверждении отчета Национального банка за 2013г.» // [электронный ресурс] (сайт Национального банка Республики Беларусь).

Похожие работы на - Современная кредитно-денежная система: состояние и перспективы развития в национальной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!