обесценение денежных сбережений;
Инфляция приводит также к обесценению амортизационного фонда организаций, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений, будь то вклад в банке, облигации, страховка или наличные деньги. Люди стараются не делать сбережений. Предприятия также значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к дальнейшему сокращению финансовых ресурсов общества, снижению объемов производства.
скрытая конфискация денежных средств и снижение реального процента;
Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения. В результате у населения и у предприятий может изыматься часть доходов, которые не представляют собой прибыль и должны были бы направляться на текущие затраты.
ухудшение управляемости экономики;
Одной из причин этого является нестабильность и изменчивость информации. В ходе инфляции цены постоянно меняются, что затрудняет правильный выбор потребителя. Нет уверенности в будущих доходах, труднее прогнозировать затраты и прибыль. Все это снижает стимулы для предпринимательской деятельности, приводит к снижению экономической активности. [5]
Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения.
1.3 Методы и инструменты регулирования инфляции
Теория денег и проблема инфляции являются важным разделом макроэкономической науки. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть вполне контролируемым и регулируемым процессом, посредством создания соответствующей функциональной экономической системы.
Под функциональными экономическими системами понимается совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов.
Структурообразующими элементами функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции является денежно-кредитная политика Центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно используют такие инструменты регулирования как:
уровень процентной ставки Центрального банка;
политику обязательных резервов;
операции на открытом рынке;
рефинансирование коммерческих банков.
В связи с тем, что инфляция несет в себе серьезные угрозы для оптимального функционирования экономического механизма, она является постоянным объектом в системе макрорегулирования и финансовой стабилизации. Для этого правительство должно осуществлять мониторинг финансово-экономической ситуации в стране.
Мониторинг - это непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как основная часть управления. [12]
Проблема макрорегулирования экономики и антиинфляционная политика являются наиболее сложными в экономической науке и практике. Условно всю государственную макроэкономическую политику можно подразделить на несколько подвидов:
бюджетная;
социальная;
налоговая;
ценовая;
кредитно-финансовая;
промышленно-инвестиционная;
внешнеэкономическая;
эмиссионная.
Бюджетная политика - это основной вид государственной экономической политики, главной задачей которой является определение приоритетов социально-экономического развития страны на конкретно определенный период времени. Кроме того, это политика распределения и перераспределения полученных от налогов (и неналоговых платежей) государственных финансовых средств на решение общенациональных задач. Составной частью бюджетной политики является социальная политика, поскольку все социальные выплаты идут из бюджета. [15]
Налоговая политика - это, законодательно оформленная система изъятия у производителей товаров части финансовых средств на осуществление всех необходимых государственных функций и решение общенациональных задач.
Ценовая политика - это политика регулирования и достижения сбалансированности между товарным предложением и платежеспособным спросом.
Кредитно-финансовая политика - это политика регулирования посредством кредитной банковской ставки, норм обязательного резервирования темпов и объемов инвестиций в производство товарной массы, а также воздействия на ценовые факторы. [10]
Промышленно-инвестиционная политика - это политика развития промышленно-технологического потенциала страны, обеспечивающая рост ВВП.
Внешнеэкономическая политика - это политика, регулирующая внешнеэкономическую деятельность (с помощью таможенно-тарифных инструментов) и отношения внешнеторгового обмена с целью выравнивания качественных характеристик уровня жизни населения страны за счет экспортно-импортных операций. [26]
Эмиссионная политика - это политика, направленная на регулирование и поддержание (с помощью изменения объема денежной массы в обращении) товарно-денежного равновесия при изменениях в объеме ВВП, поскольку для сохранения равновесия при увеличении количества товаров и услуг количество денег в обращении должно увеличиваться, и наоборот. В случае уменьшения товарной массы Центральный банк страны проводит изъятие денег из обращения.
Поскольку инфляция влияет на все стороны экономической жизни, то основной целью макроэкономического регулирования в первую очередь является преодоление социально-экономических последствий инфляции. Основным дестабилизирующим фактором инфляции в экономике является обесценение потока денежных доходов, так как инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (и населения, и предприятий, и государства) фактически уменьшаются по своей покупательной способности. Необходимо различать номинальные и реальные доходы. [29]
Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики - от домохозяйства, фирмы до государства - в своих действиях учитывают инфляцию, прежде всего через расчет возможных потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существую два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину уровня инфляции. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется на основании движения определенного, заранее оговоренного индекса. Таким образом, экономические субъекты пытаются, с одной стороны, адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов, с другой, - защитить себя от инфляции путем введения в контракт инфляционной корректировки заработной платы.
Способами адаптации для домашних хозяйств являются перестройка бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п. [15]
Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств вынуждает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг.
макроэкономический регулятор инфляция денежный
2 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
.1 Опыт зарубежных стран по регулирования инфляции
Для повышения эффективности денежно-кредитного регулирования, т.е. способности Центрального банка достигать заявленные стратегические цели - снижение уровня инфляции, весьма значимым представляется исследование опыта антиинфляционного регулирования западных стран и применение наиболее успешных методов в отечественной практике. Необходимо отметить, что антиинфляционная политика всегда играла важную роль среди направлений макроэкономического регулирования. Но придаваемое этому направлению значение существенно изменялось на протяжении всей истории антиинфляционного регулирования. [25]
Преодоление инфляции - как основная цель денежно-кредитного регулирования возникает только в период расцвета монетаризма. В период господства кейнсианского подхода в государственном регулировании основной целью регулирования, в том числе денежно-кредитного, - было достижение полной занятости, преодоление инфляции приоритетной задачей не являлось. Впервые необходимость борьбы с инфляцией остро проявилась после Второй Мировой Войны. Разрушенная войной экономика характеризовалась дезорганизацией денежного обращения, недостатком товарного предложение, что вело к высоким темпам роста цен. В этот период борьба с инфляцией осуществлялась в рамках общеэкономического восстановления разрушенного хозяйства и, в первую очередь, денежного обращения. Между тем уже в этот период в ряде западноевропейских стран возникли первые элементы политики доходов; наиболее яркими примерами могут служить Великобритания и Нидерланды.
Денежно-кредитная политика Великобритании с приходом в 1979 г.администрации М. Тэтчер также исходя из монетаристских позиций.Основной целью была провозглашена борьба с инфляцией, а основными инструментами ограничительная денежно-кредитная политика, либерализация валютного регулирования, снижение государственных расходов, ликвидация дефицита бюджета и погашение государственного долга. В качестве основной меры сдерживания роста инфляции было провозглашено монетарное правило: поддерживать равенство темпов прироста денежной массы и потенциального роста национального дохода. При этом предлагалось ограничивать темпы прироста денежной массы в несколько этапов, постепенно сокращая устанавливаемые пределы прироста денежных агрегатов. Центральным элементом экономической программы выступала среднесрочная финансовая стратегия, отличительной чертой которой являлась явная антиинфляционная направленность. Планировалось добиться устойчивого уровня цен посредством денежно-кредитного таргетирования. Финансовой политике отводилась подчиненная роль - она должна была способствовать достижению контрольных ориентиров прироста денежных агрегатов, посредством изменения уровня государственных расходов и прямого налогообложения. [19]
Неудачи монетарного таргетирования в большинстве стран заставляют национальные банки пересмотреть используемый монетарный режим. С начала 90-х годов начинается переход на использования инфляционного таргетирования как основополагающего монетарного режима денежно-кредитной политики. В 1990 г. на данный режим переходит Новая Зеландия, в 1991 г. - Канада, в 1992 г. - Великобритания, в 1993 г. - Финляндия, Швеция, Австралия, в 1994 г. - Испания, в 1997 г. - Израиль, Чехия, в 1999 г. - страны Еврозоны. С конца 90-х гг. начинается переход развивающихся стран и стран с переходной экономикой к использованию режима целевой инфляции: Польша - 1998 г., Чили, Бразилия - 1999 г., ЮАР, Таиланд - 2000 г., Норвегия, Колумбия - 2001 г. Как показал опыт этих стран инфляционное таргетирование позволяет достичь значительных успехов в борьбе с инфляцией.
Среди развивающихся стран Чили первой прибегла к инфляционному таргетированию. Прежде чем провести таргетирование инфляции, в Чили провели несколько подготовительных мероприятий. В 1989 г. был разработан новый Закон о Центральном банке Чили, вступивший в силу в 1990 г. Закон наделил центральный банк независимостью и сделал одной из его конечных целей ценовую стабильность. Была достигнута сбалансированность налогово-бюджетной политики: с 1991 по 1997 г. государственный бюджет сводился с профицитом. После череды банковских кризисов в 80-х годах были введены новые стандарты банковского регулирования и надзора, по качеству сопоставимые со стандартами промышленно развитых стран. На инфляционные ориентиры стали полагаться только после успешного начального сокращения инфляции. [27]
Интересным для России является и опыт Японии, с точки зрения, развития внутреннего производства. Японская модель базировалась на следующих основных принципах. Во-первых, это примат задач развития производства над другими задачами, в том числе над финансовой стабилизацией, а также отказ от слепого следования законам так называемого свободного рынка (например, отказ от рекомендаций послевоенной Японии ориентироваться, при отсутствии у неё собственного сырья и наличия мощной квалифицированной рабочей силы, прежде всего, на развитие трудоемких отраслей).
Учет японского опыта особенно важен для современной России, основными задачами которой являются сегодня: восстановление производства, национального сельского хозяйства, развитие банковского сектора, что является, в свою очередь, необходимыми условиями для преодоления инфляционных процессов. Наряду с этим при построении антиинфляционной политики чрезвычайно важно учитывать опыт стран, успешно справившихся с проблемой инфляции. [9]
.2 Анализ современного состояния экономики России
В январе 2014 года прирост ВВП (в годовом выражении к январю прошлого года), по оценке Минэкономразвития России, замедлился до 0,7% против 1,0% в декабре 2013 года. В январе ухудшилась динамика практически всех макроэкономических показателей. Произошел существенный спад инвестиций, строительства, снизились годовые темпы промышленного производства. Также причиной замедления экономического роста в январе 2014 года по сравнению с концом 2013 года явилась более низкая динамика розничной торговли и сельского хозяйства. Позитивным моментом января стало ускорение роста платных услуг населению. [24]
В январе резко снизилась инвестиционная активность, годовая динамика инвестиций упала на 7,0%, а с исключением сезонного фактора к декабрю 2013 года, по оценке Минэкономразвития России, на 4,1%. Снижение инвестиционной активности сопровождалось снижением объема работ по виду деятельности «Строительство» на 1,5% с исключением сезонного и календарного факторов.
В январе, по оценке Минэкономразвития России, сокращение промышленного производства в целом с исключением сезонной и календарной составляющих составило 1,8%. При этом рост наблюдался в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (на 1,4%). Добыча полезных ископаемых снизилась на 0,6%, обрабатывающие производства - на 2,8% с исключением сезонности.
В отраслях промежуточного спроса в январе продолжился рост в производстве кокса и нефтепродуктов и сократилось производство в отраслях лесного комплекса, химического комплекса, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов.
В потребительских отраслях продолжился рост в текстильном и швейном производстве, возобновился в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви; продолжилось сокращение производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака.
В отраслях машиностроительного комплекса в январе продолжилось сокращение в производстве транспортных средств и оборудования, в производстве машин и оборудования, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования. [25]
Экспорт товаров в январе 2014 г., по оценке, составил 39,4 млрд. долл. США (101,4% к январю 2013 года и 80,2% к декабрю 2013 года).
Импорт товаров в январе текущего года, по оценке, составил 21,7 млрд. долл. США (100,2 к январю 2013 года и 65,1% к декабрю 2013 года).
Положительное сальдо торгового баланса в январе 2014 года составило 17,7 млрд. долларов США, относительно января предыдущего года увеличилось на 2,8 процента.
По данным Росстата, в январе 2014 г. потребительская инфляция составила 0,6% (в январе 2013 г. - 1,0%), за годовой период показатель инфляции снизился до 6,1% с 6,5% в декабре.
В январе 2014 года резко замедлилась по сравнению с показателями прошлого года динамика оказанных населению платных услуг. Прирост объема платных услуг населению в январе составил 1,6%,что в 3,5 раза ниже аналогичного показателя за 2013 год (прирост в январе 2013 года составлял 5,6%).
Позитивная динамика наблюдалась по большинству видов платных услуг, кроме услуг правового характера, по которым отмечено сокращение объемов - на 6,5%, услуг учреждений культуры на 4,5% и коммунальных услуг - на 0,7%.
В январе наибольший рост объемов продемонстрировали туристские услуги, объем которых увеличился на 6,2%. Высокий темп роста к январю 2013 года обусловлен восстановлением спроса населения на туристические поездки, как за рубеж, так и внутри страны, а также ростом поездок иностранных граждан в Россию с целью туризма. [25]
Реальные располагаемые денежные доходы населения, по предварительным данным Росстата, снизились в январе 2014 года на 1,5% против роста на 2,1% в декабре 2013 года относительно соответствующего месяца предыдущего года. Прирост реальной заработной платы замедлился в январе до 2,5% по сравнению с 2,7% в декабре 2013 года.
В январе ослабление номинального эффективного курса рубля составило 1,2%, реального эффективного курса - оценивается в 1%. При этом, по расчетам Минэкономразвития России, за январь текущего года ослабление рубля в реальном выражении к доллару США составило 1,5%, к фунту стерлингов - 1,2%, к швейцарскому франку реальный курс практически не изменился, укрепление к евро составило 0,1%, к японской иене - также 0,1%, к канадскому доллару - 0,9%, к австралийскому доллару - 0,2%.
За январь текущего года объем международных резервов сократился на 10,7 млрд. долл. снижения на 5,995 млрд. долларов месяцем ранее (в январе 2013 года наблюдалось уменьшение на 5,463 млрд. долларов). При этом отрицательная валютная переоценка резервов, номинированных в евро, фунтах стерлингов, йенах, канадских и австралийских долларах составила за январь 4,05 млрд. долларов из-за ослабления курса единой европейской валюты, английского фунта, а также канадского и австралийского доллара по отношению к доллару США, объем операций Банка России по нетто-продаже валюты - 8,42 млрд. долларов, положительное изменение стоимости монетарного золота - 1,73 млрд. долларов., прочие изменения составили положительную величину в размере около 0,1 млрд. долларов. По состоянию на 1 февраля 2014 года объем международных резервов составил 498,9 млрд. долларов США.
Профицит федерального бюджета на кассовой основе в январе текущего года составил, по предварительным данным Минфина России, 466,10 млрд. руб., или 9,4% ВВП против дефицита в размере 15,62 млрд. руб. (0,3% ВВП) за аналогичный период годом ранее. При этом доходы бюджета составили 1324,41 млрд. руб., или 26,8% ВВП (1093,10 млрд. руб., или 24% ВВП в январе 2013 года), а расходы бюджета (на кассовой основе) - 858,31 млрд. руб., или 17,35% ВВП против 1108,71 млрд. руб. (24,35% ВВП) за первый месяц предыдущего года. Непроцентные расходы сложились в объеме 834,81 млрд. руб., или 16,9% ВВП (1080,06 млрд. руб., или 23,7% ВВП в январе 2013 года), а обслуживание государственного долга (процентные расходы) составило 23,50 млрд. руб., или 0,47% ВВП против 28,65 млрд. руб., или 0,63% ВВП в январе годом ранее.
По оценке Минэкономразвития России, за январь текущего года сокращение денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) составило 4%. При этом снижение наличных денег в обращении (денежного агрегата М0) составило 4,8%, депозитов в национальной валюте - 3,7%. В результате удельный вес наличных денег в обращении (денежного агрегата МО) в составе денежного агрегата М2 за январь уменьшился на 0,2 п.п. и на 1 февраля текущего года составил 22% против 22,2% на 1 января и 22,7% на 1 февраля годом ранее. Денежный мультипликатор за январь возрос с 2,99 до 3,23, а уровень ликвидности снизился с 12,7% по состоянию на 1 января 2014 года до 9,7% - на 1 февраля. [24]
За январь текущего года совокупный объем кредитов, предоставленных нефинансовым организациям и населению, увеличился до 33110,2 млрд. руб., или на 2% (лишь на 0,04% - в январе 2013 года). По состоянию на 1 февраля годовой темп прироста составил 19,4% по сравнению с 17,1% на 1 января.
В январе 2014 года потребительская инфляция (ИПЦ) составила 0,6%, что несколько выше декабря предыдущего года (0,5%). При этом снижение против января 2013 года (1,0%) составило 0,4 процентного пункта, и в итоге за годовой период инфляция снизилась до 6,1% против 6,5% в декабре 2013 года.
.3 Проблемы инфляции в России, пути ее преодолевания
Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфики планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. [21]
Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала планово-распределительная система хозяйствования. Она породила затратный механизм хозяйствования и нарушение материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что объяснялось диспропорциями во всех сферах экономики, прежде всего:
· в распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведении активной инвестиционной политики;
· в производстве средств производства и товаров народного потребления;
· в системе государственного ценообразования;
· доходах и расходах государственного бюджета (дефицит);
· в кредитных и финансовых ресурсах.
С конца 1991 года страна взяла курс на изменение базовых основ российской экономики - перевод государственно-монополизированной системы на рыночные отношения при разгосударствлении в максимально короткие сроки по упрощенной схеме собственности, приватизации предприятий, финансовой и банковской систем и либерализации всех сфер хозяйствования. Эти отношения устанавливались при неразработанности правовой базы и невозможности установить правовую ответственность всех субъектов товарного, финансового, валютного и кредитного рынков. [11]
В рамках рыночных преобразований с начала 1992 года должна была осуществляться либерализация цен, в ходе которой предполагалось их увеличение для ликвидации разрыва между спросом и предложением и устранения неравновесия между товарной и денежной массой, накопившейся к этому времени.
В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис, приведший к гиперинфляции, а затем стагфляции экономики. Это было связано с тем, что либерализация цен проходила в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению в конкурентоспособных собственников. [16]
Огромной проблемой для России стали внешние займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований, поскольку все большую долю в бюджетных расходах занимали расходы по обслуживанию внешнего долга.
Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период явились дальнейшая либерализация валютного законодательства, внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства.
Отказ от торговых и валютных барьеров привел к огромным потокам дешевых импортных товаров, которые вытеснили с внутреннего рынка аналогичную отечественную продукцию и привели к сокращению ее производства.
Особенностью российской инфляции являлось то, что она сопровождалась привязкой рубля к доллару и наличием нереального валютного курса, который устанавливался только по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже, в то время как 80% продаж иностранной валюты осуществляется на межбанковском рынке.
Сокращая дефицит бюджета, государство увеличивало свою задолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическим цепочкам и общим платежным кризисом к концу года. Искусственное сжатие денежной массы и дефицита бюджета обусловило финансовый кризис в экономике.
С 1995 года существенным моментом денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации является требование жесткой централизации контроля за предложением денег экономике. [28]
Вместе с тем используемые государством формы «не эмиссионного» механизма финансирования нараставшего дефицита государственного бюджета создали огромные проблемы для бюджета, поскольку стали крупнейшей расходной статьей бюджета по обслуживанию и погашению государственного долга и продолжали разрушать отечественное производство, лишая его финансовой базы развития.
Россия к началу 1999 года потеряла больше половины своего валового национального продукта и более чем вдвое снизила промышленное производство. При этом спад носил не структурный, а всеобщий характер и поразил наиболее прогрессивные и высокотехнологичные отрасли и виды производства, что означает потерю как внутреннего, так и внешнего рынков.
Практика показала, что инфляция в России - не столько денежный феномен, сколько обусловлена особенностью российской экономики. Обесценение денег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а из-за монопольного взвинчивания цен посредническими структурами, спекулятивной игры на понижение курса рубля. [23]
Отказ государства от регулирования экономических и социальных процессов привел к потере контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов. Денежные потоки «оторвались» от натурально-вещественных, разрушая воспроизводственный цикл, что делало невозможным формирование рыночных отношений в производственной сфере.
После августовского кризиса 1998 года Центральный банк Российской Федерации стал проводить денежно-кредитную политику, направленную на снижение инфляционных процессов в стране, поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны.
Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, повышая уровень монетизации народного хозяйства, снижая процентные ставки и укрепляя валютный курс рубля. Одновременно осуществлялась реструктуризация банковской системы, и банковский сектор экономики в середине 2001 года в основном преодолел последствия кризиса.
Успешное проведение этой работы, а также девальвация рубля и повышение цен на сырье дали импульс для роста ВВП. Сохранение в течение 2000-2008 годов большого положительного сальдо платежного баланса, быстрый рост золотовалютных резервов, создание стабилизационного фонда, профицит бюджета свидетельствуют о том, что страна вышла из периода стагфляции и активно проводит эффективную макроэкономическую политику.
Последовательное снижение инфляции в последние годы является главной целью денежно-кредитной политики Банка России.
По итогам 2011 года инфляция в России составила 6,1%, что является наименьшим значением с 1991 года. Отметим, что в 2010 году инфляция в стране составила 8,8%, в 2009 год - также 8,8%, в 2008 году равнялась 13,3%. В 2012 году инфляция в России составила 6,6%.
На базе этих положительных тенденций постепенно инфляция будет снижаться до 3-5%.
В современных условиях основным фактором инфляции является слабый контроль государства за ценами естественных монополий, монополизацией локальных рынков, их криминализацией. В меньшей мере на инфляцию оказывают давление монетарные факторы, в частности увеличение доходов.
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ, ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
.1 Современное антиинфляционное регулирование рыночной экономики
Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны и противоречивы по своим последствиям. [17]
Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в различных странах, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста удается удерживать в довольно узких пределах.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. [21]
Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами.
Цели антиинфляционной политики:
сокращение инфляционного потенциала;
предсказуемость динамики инфляции;
снижение темпов инфляции;
стабилизация цен.
Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода. [18]
1.Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
.Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Если инфляция растет в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться жесткими методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким методам, как увеличение налоговых ставок. [30]
Как показывает мировая практика, сократить инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и часто в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Основными задачами стабилизационной программы являются:
повышение налогов;
снижение объемов кредитования коммерческих банков;
увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
фиксация обменного курса национальной валюты.
В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Известно, что повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры не находит поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы. [29]
Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Основная задача, чтобы она начала работать. Поэтому, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам.
Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Конкретные методы сдерживания инфляции необходимо разрабатывать после определения характера инфляции, выделения основных и связанных с ними факторов, подстегивающих раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение комплекса таких мер, которые соответствуют этой специфике. [31]
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей.
Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.
3.2 Макроэкономические регуляторы инфляции
В условиях современной рыночной экономики государство применяет следующие важнейшие регуляторы инфляции:
.Проведение политики доходов. Имеется в виду сдерживание инфляции издержек. В развитой рыночной экономике правительство избегает прямого регулирования уровня заработной платы в негосударственном секторе экономики. Оно использует косвенные методы в виде « социального партнерства»- поиска соглашения работодателей с профессиональными союзами наемных работников путем взаимных уступок. [17]
.Ограничения монополистической деятельности в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое « вздувание» цен.
.Твердое проведение антиинфляционной политики способствует существенному уменьшению инфляции спроса. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует об этом граждан. Причем основой программы авторитетного правительства является не возмещение роста цен (что усиливает инфляцию, а меры, на практике противодействующие стихийному повышению цен.
.Эффективное регулирование ценовой динамики благодаря умелой денежной политики центрального банка. Как показывает опыт ряда стран, центральный банк применяет следующие способы регулирования предложения денег:
Операции на открытом рынке. Чтобы уменьшить предложение денег, центральный банк продает государственные ценные бумаги (государственные облигации и векселя казначейства - правительственно финансового органа, ведающего кассовым исполнением государственного бюджета), что способствует изыманию денег из экономики. Чтобы увеличить предложение денег, центральный банк покупает у коммерческих банков такие бумаги;
Изменение ставки банковского процента. Если такая ставка возрастает (кредит дорожает), то предложение денег сокращается. Когда эта ставка снижается (кредит дешевеет), то предложение денежных средств увеличивается;
Изменение нормы обязательных резервов. По решению центрального банка все банки обязаны держать определенную долю своих депозитов в качестве резерва. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов. При снижении этой нормы банки расширяют предложение денег. Такое регулирование является самым мощным инструментом воздействия на денежном обращении. [14]
3.3 Приоритетные направления антиинфляционной политики
Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям хозяйствования. [31]
Главная цель антиинфляционной политики <#"justify">-сокращению количества взимаемых налогов;
-отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета;
-пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства <#"justify">ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах называется денежным оборотом. Он является частью платежного оборота страны, при этом деньги, находясь в обороте, выполняют функции платежа, обращения и накопления.
Выявлено что, денежное обращение служит составной частью денежного оборота. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим. Таким образом, обращаться могут только наличные деньги.
Инфляция как экономическое явление существует уже длительное время. Считается, что она появилась с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Среди экономистов и сегодня нет единого мнения по поводу характеристики инфляции.
Наиболее полным считается следующее определение инфляции. «Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг».
Экономисты различают внешние и внутренние факторы инфляции.
Рассмотрены виды инфляции:
В зависимости от преобладания факторов той или иной группы различают инфляцию спроса и инфляцию издержек.
В зависимости от темпов роста цен на рынке выделяют ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.
По формам проявления различают открытую и подавленную инфляцию.
По степени сбалансированности роста цен выделяют два типа инфляции: сбалансированную и несбалансированную.
С точки зрения предсказуемости различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию.
Выявлено что, проведение необоснованной денежной эмиссии, дефицит государственного бюджета, сокращение производства и уменьшение массы потребительских и инвестиционных товаров, недостатки системы налогообложения, монопольное положение на рынке крупных производителей, упреждающее повышение цен в целях компенсации ожидаемых убытков, повышение цен на импортируемые товары, торговая дискриминация, отрицательное сальдо торгового и платежного балансов, рост внутреннего и внешнего долга, подрывающий покупательную способность национальной валюты, обостряющий дефицит государственного бюджета являются главными причинами инфляции.
Инфляция ведет за собой социально - экономические последствия инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий и государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным доходом и реальным. Инфляция перераспределяет доходы и богатство. В период инфляции растут цены на товары и услуги, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовывать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы, что приводит к недостатку денежных средств у населения и у предприятий. Результатом ажиотажной закупки товарно-материальных ценностей является усиление инфляции спроса. Для того чтобы предотвратить его, нужна жесткая денежная политика государства.
Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфики планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы.
Выявлено, что в современных условиях основным фактором инфляции является слабый контроль государства за ценами естественных монополий, монополизацией локальных рынков, их криминализацией. В меньшей мере на инфляцию оказывают давление монетарные факторы, в частности увеличение доходов.
Рассмотрена стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане.
Главная цель антиинфляционной политики <#"justify">Список используемых источников
1.Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" обновлен 22 августа 2012 года// Интернет-портал "Российской Газеты"
2.Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» <http://www.cbr.ru/today/status_functions/law_banks.pdf> № 395-1 от 02.12.1990 года (действующая редакция от 19.05.2013).-// Справочно-правовая система «Гарант».
.Положение Банка России от 29 июня 2012 г. N 384-П
"О платежной системе Банка России"// Справочно-правовая система «Гарант».
.Положение банка России № 145 « Об организации налично-денежного обращения на территории РФ» от 12 октября 2012 года// Справочно-правовая система «Гарант».
.Положение Банка России «Об организации безналичных расчетов в РФ № 384 » 29 июня 2012 год// Справочно-правовая система «Гарант».
.Инструкция Банка России №110-И «Об обязательных нормативах банков» от 16.01.2004 года// Справочно-правовая система «Гарант».
.Агеев В.М., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%90%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%20%D0%92.%D0%9C.> Кочетков А.А., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9A%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%90.> Новичков В.И., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%92.%D0%98.> Суэтин А.А. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%A1%D1%83%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BD%20%D0%90.%D0%90.> Экономическая теория. учебник.- М.: Дашков и К, 2013.- 696 c.
.Арриги Джованни <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%90%D1%80%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8>. Долгий двадцатый век. Деньги, власть и истоки нашего времени. - М.: ИД Территория будущего, 2011.- 472 c.
.Белотелова Н.П., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9D.%D0%9F.> Белотелова Ж.С. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%96.%D0%A1.> Деньги. Кредит. учебник/ - М.: Дашков и К, 2013.- 400 c.
.Душенькина Е.А. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%94%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%95.%D0%90.> Экономическая теория, учебное пособие/ - Саратов: Научная книга, 2012.- 360c.
.Журавлева Г.П., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%96%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%93.%D0%9F.> Александров Д.Г., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%20%D0%94.%D0%93.> Громыко В.В., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%8B%D0%BA%D0%BE%20%D0%92.%D0%92.> Забелина М.И. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9C.%D0%98.> Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Метаэкономика. Экономика трансформаций. Учебник/.- М.: Дашков и К, 2011.- 919c.
.Кабанцева Н.Г. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%9D.%D0%93.> Финансы, учебное пособие/ - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010.- 138c.
.Колпина Л.Г., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9B.%D0%93.> Кондратьева Т.Н., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%A2.%D0%9D.> Ильчик В.И., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%20%D0%92.%D0%98.> Марочкина В.М., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%92.%D0%9C.> Позняков В.В., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%92.%D0%92.> Тарасевич В.Л. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%A2%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%92.%D0%9B.> Финансы и кредит, учебное пособие/- Минск: Высшая школа, 2011.- 367 c.
.Кочергин Д.А. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9A%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%BD%20%D0%94.%D0%90.> Электронные деньги, учебное пособие- М.: ЦИПСиР, 2011.- 424 c.
.Кувшинова Ю.А. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9A%D1%83%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%AE.%D0%90.> Деньги. Кредит. Банки, учебное пособие/ Кувшинова Ю.А.- М.: Российский новый университет, 2012.- 224 c.
.Кузнецова Е.И. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%98.> Финансы. Денежное обращение. Кредит, учебное пособие/ - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 687 c.
.Кузнецова Е.И., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%98.> Эриашвили Н.Д. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%AD%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20%D0%9D.%D0%94.> Деньги, кредит, банки ,учебное пособие/- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 567 c.
.Лизогуб А.Н, <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9B%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%B1%20%D0%90.%D0%9D> Симоненко В.И., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%92.%D0%98.> Симоненко М.В. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%9C.%D0%92.> Экономика, учебное пособие- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.- 162c.
.Мартынов В.Г., Пухов А.В. Электронные деньги. Интернет платежи. - М.: ЦИПСиР, 2010.- 176 c.
.Мягкова Т.Л. Деньги, кредит, банки, учебное пособие/- Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011.-196 c.
.Нешитой А.С. Финансы и кредит, учебник/- М.: Дашков и К, 2011.- 576 c.
.Николаева Т.П. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%A2.%D0%9F.> Финансы и кредит, учебное пособие/- М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 388 c.
.Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник/- М.: Дашков и К, 2013.- 328 c
.Петрова Е.В., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82.%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%92.> Ермоленко О.М. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%95%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20%D0%9E.%D0%9C.> Деньги. Денежное обращение, учебное пособие/ - Краснодар: Южный институт менеджмента, 2011.- 75 c.
.Полякова Е.В. Финансы и кредит, учебное пособие- М.: Экзамен, 2010.- 318c.
.Толмачева Р.П. Экономическая история. Учебник/- М.: Дашков и К, 2013.- 320 c.
.Фролов А.М., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%A4%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%9C.> Ларкина А.А., <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%9B%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%90.%D0%90.> Трубчанинова Е.А. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B1%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%95.%D0%90.> Финансы и кредит, учебное пособие/- Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011.- 248 c.
.Челноков В.А. <http://www.iprbookshop.ru/filterresults.html?author=%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%92.%D0%90.> Деньги. Кредит. Банки, учебное пособие/ Челноков В.А.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 447 c.
.Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономическая теория. Том 1. Учебник/ М.: Владос, 2010.- 816 c.
.Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В. Экономическая теория. Том 2. Учебник М.: Владос, 2010.- 711 c.