Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия
Введение
Долгое время компании не заботились о своем имидже, ставя на первое место
среди целей рекламных компаний сбыт продукции. Но в последнее десятилетие
российский бизнес всё большее внимание начинает уделять собственному образу в
глазах целевых аудиторий. Позиция «имидж- ничто» устарела: сегодня имидж и
репутация имеют большое значение для конкурентоспособности компании. Имидж
позволяет влиять на настроения общества, управлять целевыми аудиториями и в
перспективе увеличивает объемы продаж. Ценность репутации заключается в том,
что она положительно влияет на отношение к компании окружающих ее аудиторий. В
кризисной ситуации имидж и репутация способны спасти компанию и сохранить
доверие потребителей [11].
Наряду с торговой маркой (“брэндом”) репутация и корпоративный имидж
является неотъемлемой частью нематериальных активов компании. Успешное развитие
всех трех видов нематериальных активов не только приносит реальную прибыль, но
также существенно повышает ее рыночную стоимость и инвестиционную привлекательность
в перспективе.
Актуальность исследования определяется и тем, что имидж помогает
приблизить компанию к своим целевым аудиториям, сделать ее более открытой.
Имидж всегда социально обусловлен. Он оказывает активное воздействие на
общественное мнение и деловую активность. Преимущества позитивного имиджа
очевидны. Но позитивная известность - это совокупность больших трудовых и
капиталовложений.
Целью работы: анализ влияния корпоративной философии на социально
ответственную политику компании и репутацию на примере ОАО «Восход»».
В задачи курсовой работы входит:
. Раскрыть содержание понятия «репутация» компании. Показать влияние
социально ответственного поведения на репутацию компании.
. Кратко определить содержание и назначение корпоративной философии.
.. Изучить миссию ОАО «Восход»
. Раскрыть содержание видения. Изучить видение и стратегические цели ОАО
«Восход»
. Раскрыть содержание корпоративного кодекса. ОАО «Восход»
. Перечислить декларируемые компанией корпоративные ценности.
. Описать конкретную социальную программу, реализованную ОАО «Восход»в
отношении персонала
1.
Раскрыть содержание понятия «репутация» компании. Показать влияние социально
ответственного поведения на репутацию компании
К настоящему времени общепринятого единого определения понятия
«репутация» в специальной литературе нет. В определенном смысле репутация
воспринимается как синоним социально-экономической ответственности организации
перед покупателем. В некоторых публикациях отмечается отождествление понятий
«репутация» и «имидж» .
В официальном документе под деловой репутацией организации понимается
разница между покупной ценой организации (приобретенного имущественного
комплекса) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и
обязательств. Деловая репутация может быть и положительной, и отрицательной.
Положительная репутация рассматривается как надбавка к цене, которую покупатель
выплачивает в ожидании будущих выгод .Отрицательная деловая репутация
представляет собой скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием
стабильных покупателей, высокого качества продукции, навыков маркетинга и сбыта
и др.
Репутация организации отражает устойчивое мнение о качествах,
достоинствах или недостатках организации в определенном сегменте рынка. Можно
выделить ряд составляющих, по-разному влияющих на репутацию организации. В
процессе формирования репутации воздействия осуществляются для создания и
развития положительных составляющих, к которым, в частности, относят: имидж
организации, ее позиционирование на рынке, отношение к клиентам, авторитет
первого лица, известность организации на рынке, престижность как места работы,
финансовую стабильность. Составляющие репутации организации представлены на
рисунке 1.
Рис.1.
Составляющие репутации организации
Имидж
- обобщенный образ организации в глазах целевой аудитории, вариант ее
самоподачи, акцентирующий внимание на лучших качествах, повышающих авторитет в
глазах потенциальных потребителей. При формировании имиджа важную роль играют:
выбор названия организации, наличие известных брендов товаров или услуг,
оформление мест потребления товаров, создание миссии организации.
2. Кратко определить содержание и назначение корпоративной философии
ООО «Восход»
Построение корпоративной культуры необходимо вести с этапа создания
организации, то есть изначально закладывать организационные ценности, стандарты
поведения, регламентирование различных ситуаций.
Немалая роль в формировании корпоративной культуры принадлежит
руководителю. Для большинства руководителей главным является, чтобы подчиненные
являлись патриотами своей организации и были готовы самоотверженно трудиться
ради ее процветания.
Факторы, способствующие, чтобы сотрудники становились патриотами своей
организации:
позитивное отношение администрации к работникам;
наличие прочной связи результатов труда и его оплаты;
объективная оценка достижений работника;
возможность профессионального и карьерного роста;
хороший психологический климат в коллективе;
ощущение значимости, важности выполняемой работы, взаимопонимание с
непосредственным руководителем.
Так как руководство ОАО «Восход» ожидает положительного отношения
работников к процессу работы , то оно само должно также положительно относиться
как к клиенту, так и к сотрудникам.
Корпоративная культура предполагает, что руководитель отдает распоряжения
работникам не в виде приказов, а в виде советов, оказывает им помощь в
налаживании самоконтроля. В результате повышается ответственность работников за
свою деятельность.
Одной из проблем ОАО «Восход» является большая текучесть кадров.
Показатель текучести кадров равен 50%.
Текучесть кадров приняла значительные масштабы, стала неуправляемой, при
этом нарушает нормальный ритм работы и вредит репутации руководителя в деловом
окружении. Непродуманность системы управления персоналом служит причиной
появления препятствий в карьерном росте сотрудников. То есть, по прошествии
определенного времени работа становится им неинтересна, и, не видя перспективы
для роста и развития, они начинают искать другое место работы.
Отрицательные стороны продолжительной высокой текучести: упущенная
прибыль из-за медленного вхождения в курс дела новичков, отсутствие лояльности
сотрудников, как правило, невысокая квалификация и слабая мотивация. И как
результат - падение эффективности работы.
Из этого следует, что для того, чтобы избежать высокой текучести кадров,
необходимо улучшить работу по следующим направлениям:
· адаптация новичков;
· обучение персонала;
· мотивация деятельности.
К примеру, на ОАО Хлебокомбинат № 7 существует следующий вариант
адаптации новых работников. Первый рабочий день начать с ознакомительного
занятия, на котором рассказывают о работе всех служб; проводят инструктажи по
технике безопасности, экскурсию по ресторану, новичков знакомят с
корпоративными правилами, изложенными в «Корпоративном кодексе». После того,
как новый работник ознакомился с рестораном и его службами, он приступает к
трехнедельному курсу изучения своих непосредственных обязанностей.
Нужно стремиться, чтобы новый сотрудник проникся корпоративной культурой
буквально с первого дня работы.
. Миссия и стратегическая цель компании
Миссия ОАО «Восход»» заключается в выполнении настоящих и будущих
запросов и требований потребителей, в постоянном стремлении превзойти ожидания
покупателей путем производства высококачественной продукции и внедрения
современных технологий. В связи с этим разработана своя концепция развития
производства, включающая в себя тактические и стратегические задачи по ремонту,
модернизации и обновлению оборудования для достижения одной цели -
максимального удовлетворения запросов населения.
Для предприятия стратегические решения осуществляется путем выбора из
дискретного множества известных заранее вариантов. В практике работы
предприятий к таким решениям традиционно относились планы серьезных
реконструкций, расширения или ликвидации производств, коренное изменение
профиля или специализации предприятия.
Разнообразные технико-экономические, финансовые, социальные и другие
процессы, протекающие на предприятии, можно разделить на три группы:
·процессы использования имеющегося потенциала для производства продукции,
выполнения работ и оказания услуг («производство»);
·процессы создания, наращивания и модернизации потенциала предприятия
(«воспроизводство»);
·процессы, обеспечивающие создание и развитие самой воспроизводственной
базы предприятия («воспроизводство воспроизводства»).
Пользуясь этой классификацией, структурируются и решения, принимаемые на
уровне руководства предприятия. Решения, касающиеся использования имеющегося
потенциала производственной базы, целесообразно относить к тактическим.
Наиболее важные решения, касающиеся процессов формирования (создания,
пополнения, изменения) потенциала, можно отнести к стратегическим. Наконец,
решения, которые определяют потенциал для развития воспроизводственной базы,
можно было бы назвать суперстратегическими (Рисунок 1).
Рисунок
2 - Основные процессы производства и воспроизводства и классификация решений по
управлению предприятием
С
понятиями «стратегия» и «стратегические решения» тесно связано понятие
«потенциал» предприятия. В каждый данный момент предприятие имеет вполне
определенный социально-экономический потенциал. В самом общем смысле его можно
охарактеризовать как совокупность находящихся в распоряжении предприятия
«стратегических» ресурсов, имеющих определяющее значение для возможностей и
границ функционирования предприятия в тех или иных условиях.
Система
управления предприятием, основанная на стратегическом планировании, дополненном
механизмом согласования текущих решений - тактических и оперативных - со
стратегическими, а также механизмом корректировки и контроля за реализацией
стратегии, называется системой стратегического управления.
Одна
из основных целей предприятия состоит в том, чтобы занять привлекательную и
продуктивную позицию в непосредственном окружении- позицию, обеспечивающую
приток капитальных, человеческих и других ресурсов и облегчающую «отток»
(реализацию) изделий и услуг заказчикам и другим клиентам. При этом приемлемый
выпуск должен осуществляться наряду с обеспечением необходимых для протекания
внутренних процессов средств и возможностей поддержания внешней
жизнеспособности.
Основными
зонами внимания в действующих стратегиях являются: продвижение товаров на
рынок; надежность финансового обеспечения работы предприятия; обновление
ассортимента продукции; развитие технологии производства.
Социальная ответственность в ОАО «Восход строится по европейскому типу
Согласно европейской модели, социально-ответственная деятельность компании
связана с достижением ее бизнес-целей и является частью стратегии создания
добавочной стоимости компании. Все инициативы, финансируемые компанией в рамках
такой модели, имеют самое прямое отношение к генерации прибыли и реализации
продукции. Наиболее популярными объектами инвестиций в рамках этой модели
являются: развитие персонала компании, вклад в развитие муниципальных
образований, где расположены производственные мощности компаний,
природоохранная деятельность, развитие науки, образования и технологий,
благотворительные вложения с участием сотрудников компании, программы
приведения деятельности компании в соответствие с мировыми отраслевыми
стандартами.
. Раскрыть содержание видения. Изучить видение и стратегические цели
компании
Видение организации - это образное представление смысла деятельности и
перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует всем
сотрудникам и общественности, что представляет собой организация, какой она
должна стать и к чему она стремится.
Формирование видения - это одна из задач высшего руководства. Горизонт
видения, т.е. период отдаленности во времени формируемого образа предприятия,
может быть различным, от нескольких месяцев до нескольких лет. Видение будущего
крупной компании - это представление о политической, экономической, социальной
ситуации в стране, в отрасли, а также о желаемом состоянии предприятия в этой
ситуации.
ОАО «Восход» определило для себя Цели предприятия, прописав в Уставе
извлечение прибыли;
наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей российских и
иностранных предприятий и граждан в товарах, услугах (работах).
Полагаем, данные цели не могут приниматься за миссию предприятия, так как
цели весьма конкретны.
Долгосрочные цели ОАО «Восход»» включают в себя краткосрочные цели. Определяются
выигранными тедерными предложениями и предполагаемым участием в будущих
проектах основного Заказчика.
Для формулировки миссии руководству компании и собственникам необходимо
знать кроме данных о самом предприятии и внешнюю среду Угрозы, которые
подстерегают компанию в процессе ведения бизнеса, и возможности, которые ей
предоставляются, - все это присутствует именно во внешней среде, частью которой
является бизнес.
репутация
кодекс миссия стратегический
5. Раскрыть содержание корпоративного кодекса. Изучить кодекс
корпоративного поведения компании. Проанализировать, как в нем отражены и
решены проблемы микро- и макроэтики
Одним из главных приоритетов ОАО «Восход» в области работы с персоналом
является укрепление и развитие корпоративной культуры, базирующейся на
принципах и ценностях, разделяемых всеми работниками. Слаженность работы
тысячного коллектива во многом зависит от того, насколько одинаково сотрудники
понимают нравственные и профессиональные ориентиры, которые сформировались в
компании.
Поэтому в ОАО «Восход» действует Кодекс корпоративной этики,
разработанный с учетом лучшей мировой практики в области корпоративного
управления и направленный на повышение уровня корпоративной культуры во всех
подразделениях компании.
Кодекс определяет предназначение компании - миссию, стратегические
приоритеты, цели и ценности. Кроме того, документ содержит правила и нормы
поведения сотрудников в различных ситуациях, а также рекомендации по
эффективному использованию собственности и ресурсов компании, предотвращению
конфликта интересов.
. Перечислить декларируемые компанией корпоративные ценности
Корпоративные ценности ООО «Восход»
Гармония и сотрудничество - главная ценность компании
Мы уважаем права и свободы любого человека, стремимся к созданию условий
для гармонии в коллективе.
Мы не допускаем дискриминации человека ни по возрасту, ни по состоянию здоровья,
ни по национальности, ни по религиозным убеждениям, ни по социальному положению
и правовому статусу, ни по сексуальной ориентации.
Для своих сотрудников ООО «Восход» создает условия для открытого и
конструктивного сотрудничества, здорового делового климата, соблюдения норм
безопасности на рабочем месте, предоставляет возможности для индивидуального
роста и самореализации.
Сотрудничество компании с клиентами и партнерами (подрядчиками и
поставщиками) основывается на взаимном уважении, соблюдении достигнутых
договоренностей, стремлении избегать принудительных действий.
Мы уверены в том, что взаимопонимание и взаимодоверие, взаимопомощь,
корпоративная солидарность и совместное решение проблем внутри компании,
открытое и доброжелательное взаимодействие с акционерами, партнерами,
клиентами, общественностью, государственными органами позволят нам реализовать
нашу миссию.6
Ответственность
Наша основная ответственность - перед клиентами, покупателями товаров
наших клиентов, перед всеми, кто пользуется нашей продукцией. В соответствии с
их потребностями и действующим законодательством мы должны обеспечивать высокие
стандарты качества и безопасность во всём, что мы делаем.
Перед обществом и государством - за вклад в развитие производственных
отраслей России, за соблюдение законодательства.
Перед сотрудниками компании - за достойное и своевременное вознаграждение
их труда, за безопасные условия труда в офисах и на производстве, за комфортные
и современные раздевалки, зоны отдыха и приема пищи и санитарные зоны, за
соответствие режима труда законодательству, за профессиональное обучение и
повышение квалификации.
Гражданская позиция и социальная ответственность
Мы живем и работаем в России и гордимся этим. Мы уважаем и соблюдаем
Российские законы и считаем, что это единственно верный путь в осуществлении
честного бизнеса. Мы, как и любая другая компания, являемся одной из
составляющих нашего общества - развиваясь, создавая рабочие места, внедряя
новые технологии, выплачивая налоги, компания способствует росту общественного
благосостояния, улучшению качества жизни в нашей стране.
Законность
Мы неукоснительно соблюдаем общепринятые принципы и нормы международного
права, законодательство Российской Федерации. В отношении своих клиентов,
подрядчиков и поставщиков компания выступает в качестве равноправного партнера,
избегая использования незаконных методов прямого и косвенного воздействия как
на них, так и на представителей всех ветвей власти.
Мы заявляем о своей приверженности соблюдению принципов честной
конкуренции, активного участия в противодействии легализации доходов,
полученных незаконным путем. Поэтому мы внимательно следим за тем, чтобы
предоставляемые компанией продукты и услуги не были использованы клиентами для
целей противоправной и незаконной деятельности.
Мы заинтересованы в надлежащем соблюдении трудового законодательства.
Поэтому у нас действуют четко сформулированные и гласные принципы оплаты труда,
льготы, продвижения по службе.
Мы не используем детский труд, труд заключенных и принудительный труд. Мы
решительно осуждаем применение физического наказания, ограничения свободы,
угроз, насилия или иных форм притеснения в качестве дисциплинарных мер и
организационных способов ведения бизнеса.
Профессионализм
Мы уверены в том, что опыт и доскональное знание своего дела, постоянное
совершенствование, поиск, новаторство могут привести нас к достижению
намеченных целей.
Познание, понимание, интуиция и предвидение являются для нас
обязательными составляющими нашей деятельности.
Мы стремимся создавать самостоятельно и находить лучшие мировые
разработки, наиболее эффективные для российских условий, оптимальными методами
решать самые сложные и масштабные задачи, создавать возможность для передачи
опыта - использовать проверенные решения там, где это целесообразно.
Качество
Мы убеждены, что качество нашей продукции, услуг и уровень обслуживания
являются основными факторами достижения успеха.
Повышение уровня обслуживания клиентов - основная забота всех сотрудников
компании. Одновременно мы стремимся добиваться качества и уровня безопасности
нашей продукции, соответствующих самым высоким мировым стандартам, поддерживать
высочайший уровень предлагаемых услуг, добиваться оптимального соотношения
цена/качество.
Развитие и самосовершенствование
Мы стремимся к постоянному движению вперед и совершенствуем свои
технологии, разрабатывая новые виды продукции и услуги, повышая квалификацию
нашего персонала.
Мы являемся постоянными членами российских и зарубежных профессиональных
ассоциаций - RSPA, FESPA, SGIA, наши специалисты ежегодно посещают большое
количество российских и зарубежных выставок.
Эффективность
Мы стремимся к достижению максимальных результатов за минимально
возможное время, применяя точный расчет и оптимальный баланс затрат и
полученных результатов, добиваясь наиболее целесообразного использования
рабочего времени, оборудования, финансов и других активов компании. Мы
постоянно ищем лучшие средства и возможности для более эффективной работы
компании.
Репутация
Репутация является для компании одной из главных ценностей, определяющей
не только возможность успешного развития бизнеса, но и сам факт дальнейшего
существования её на рынке.
Мы дорожим своей репутацией и поэтому не сотрудничаем с клиентами,
подрядчиками и поставщиками, которые характеризуются неэтичным поведением или
ведением нелегального бизнеса, а также с клиентами, подрядчиками и
поставщиками, чья профессиональная деятельность не является прозрачной для
компании и не может быть должным образом проверена.
Безопасность
Мы предпринимаем все необходимые меры для предотвращения любых
противоправных действий в отношении компании, её акционеров, клиентов,
партнеров, сотрудников, а также в отношении государства и мирового сообщества.
Техника безопасности и охрана окружающей среды
Компания с современным производством, находящимся в доступной близости от
центра столицы Российской Федерации, не может себе позволить не уделять
должного внимания вопросам техники безопасности на производстве и вопросам
охраны окружающей среды. ОАО «Восход» строго выполняет все нормативные законодательные
акты по технике безопасности и охране окружающей среды, внедряя передовые
технические решения в этих областях на своём производстве
. Описать конкретную социальную программу, реализованную ОАО «Восход»в
отношении персонала
Предприятие не остается вне экономической, социальной и культурной жизни
города и республики, что находит отражение в положительном социальном имидже
ОАО «Восход»». Так, в 2010 и 2011 гг. коллективу ОАО «Восход» на торжестве,
посвященном подведению итогов работы городских предприятий за год, вручается
премия» Золотой Колос» «за эффективное инвестиционное, инновационное развитие
предприятия и активное участие в решении социальных вопросов городского
округа». Коллектив ОАО «Восход» демонстрирует впечатляющую динамику по всем показателям
хозяйственной деятельности. Кроме того, на предприятии реализуются социальные
программы, в частности, жилищная, добровольного медицинского страхования, по
поддержке пенсионеров и другие. Именно эти достижения и были оценены
администрацией городского округа.
Комбинат продолжает содержать детский загородный лагерь
"Березка", лечебно-профилактический комплекс, помогает пенсионерам
завода. Ветеранам Великой Отечественной войны ежемесячно оказывается
материальная помощь. Эта работа ведется не первый год и будет продолжаться.
Большое внимание уделялось организации летнего отдыха детей работников завода в
оздоровительном лагере «Березка». При этом родительский взнос не превышает 10
процентов стоимости путевки. В 2010-2011 годах 25 работникам выделены безвозмездные
субсидии на приобретение жилья на общую сумму - 29 млн. 298 тыс. рублей. Данная
Программа действует и в 2013 году.
Предприятие является достаточно открытым как для инвесторов, так и для
реальных и потенциальных партнеров. Во время встреч с руководителями
сотрудничающих компаний ген. Директор ОАО «Восход» В.П. Оточин проводит
презентацию комбината, подготовленную специалистами предприятия, содержащую
информацию о нынешнем экономическом положении хлебокомбината, его позиция на
российском рынке, а также перспективы развития производств до 2015 года,
отражена инвестиционная политика.
Заключение
Требуется длительное время и большие усилия, чтобы изменить представления
людей, так как человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней
согласованности. Поэтому очень важно, чтобы каждый элемент структуры имиджа был
информационно заполнен самой организацией. В противном случае, массовое
сознание, в силу определенных стереотипов, наполнит содержанием недостающий
элемент самостоятельно, что не всегда может пойти на пользу организации: в
последующем, внедряя в массовое сознание новую информацию, придется
преодолевать барьер уже существующей установки.
В данной курсовой работе были рассмотрены общие понятия корпоративного
имиджа и репутации, структуры и функции имиджа; факторы эффективного
корпоративного имиджа; проанализирована существующая система управления
корпоративным имиджем и репутацией ОАО «Восход».
Исходя из результатов проведенного анализа, можем сделать вывод о том,
что, несмотря на то, что система управления корпоративным имиджем достаточно
развита, необходимо не останавливаться на достигнутом, а вести целенаправленную
работу с теми группами общественности, в глазах которой имидж ОАО «Восход» не
соответствует в полной мере положительному.
Список использованной литературы
1. Бикметов
Е. Ю. Управление общественными отношениями : учебно-методический комплекс;
БАГСУ, кафедра политологии .- Уфа : РИО БАГСУ, 2010 .- 216 с.
2. Теория и
практика связей с общественностью : учебник/ А. В. Кочеткова [и др.] .- СПб [и
др.] : Питер, 2011 .- 233 с.
3. Управление
общественными отношениями : хрестоматия / УрАГС; сост. И. С. Бельский .-
Екатеринбург : [Б.и.], 2012 .- 184 с.
4. Управление
общественными отношениями : [учебное пособие для студентов вузов] / Э. А.
Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов .- М. ; Ростов н/Д : Дашков и Ко :
Наука-Пресс : 2012, .- 366c.
5. Управление
общественными отношениями : учебное пособие/ под ред. Ю.К. Федулов .- М. :
Вузовский учебник, 2012.- 151с.
6. Имидж
фирмы: технологии управления : [учебное пособие для студентов, обучающихся по
специальности "Связи с общественностью"] / Ф. И. Шарков; Институт
современных коммуникационных систем и технологий .- М. : Академический проект,
2011 .- 272 с.