Организационно-экономическая характеристика магазина 'Евгения' ИП Шмакова Е.И. за 2009-2010 года

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    88,88 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационно-экономическая характеристика магазина 'Евгения' ИП Шмакова Е.И. за 2009-2010 года

Введение

снабжение закупочный материальный запас

Коммерческая торговля представляет собой открытую продажу товара населению по коммерческим ценам. Перед тем, как предприниматель решит начинать производство каких-либо услуг, товаров или реализацию готовых товаров ему необходимо изучить поставщиков и выделить тот сегмент рынка покупателей, которые нуждаются в каких-либо услугах или товарах предпринимателя.

Оптовая закупка - покупка товаров большими количествами, крупными партиями не для личного потребления. Правильно организованная поставочная и закупочная деятельность не только способствует удовлетворению потребительского спроса, но и позволяет уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров. В зависимости от качества и цен поставляемой продукции предприятие будет иметь прибыль или будет убыточным.

В последнее время отбор поставщиков является очень важным фактором в предпринимательской деятельности, так как количество поставщиков растёт и очень трудно выбрать поставщиков в таком многообразии. Поэтому многие предприятия имеют собственные критерии выбора поставщиков, важные именно для них. В экономической теории под потреблением понимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Потребление генерирует потребность, важность которой гораздо шире и глубже роли полезности. Суть категории потребность состоит в экономическом мотиве человека, возникающим из необходимости или желания потреблять различные блага (как вещественные, так и духовные) вообще. Желание потреблять какую либо продукцию или услуги имеет различную степень интенсивности. Однако выразить потребность количественно не представляется возможным. Речь идет об «интенсивной» величине, которая может восприниматься лишь в понятиях больше или меньше.

Подводя итог выше сказанному, актуальность выбранной темы для написания курсовой работы является весьма актуальной.

Целью курсовой работы является разработка путей совершенствования материального снабжения на примере розничного магазина «Евгения». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

1. Анализ организационно-экономического состояния магазина «Евгения».

2. Анализ материального снабжения магазина «Евгения».

3. Разработка мероприятий по совершенствованию материального снабжения магазина «Евгения».

При написании работы были использованы законодательные акты, научные и учебные издания по торговому менеджменту, материалы периодических изданий, посвященные вопросам организации материального снабжения и рекомендаций по его совершенствованию.

Исходной базой анализа организации торгово-технологического процесса в магазине «Евгения» послужила внутренняя документация предприятия. Для анализа экономических показателей деятельности предприятия была использована отчетность магазина «Евгения» за 2009-2010 года.

1. Теоретические основы организации материального снабжения предприятия

.1 Понятие материальных запасов предприятия

Теория управления запасами относится к числу наиболее молодых отраслей исследования операций, хотя отдельные результаты ее получены достаточно давно.

Согласно теории управления запасами, создание запасов почти всегда неизбежно и хранение их связано с ограничениями, налагаемыми политикой фирмы, направленной на получение прибыли. Запасы создаются для удовлетворения спроса. Из всех возможных путей решения этой проблемы наиболее приемлемым является создание запасов. Аналогично политика управления запасами также должна быть наилучшей альтернативой из всех возможных линий поведения. Наличие альтернативных линий поведения означает, что администрация предприятия обязана принимать решения. Следовательно, задачи управления запасами являются задачами принятия решений [12].

Организация оптовых закупок товаров у промышленных и других предприятий для последующей продажи различным категориям потребителей является основной функцией оптового распределения.

Оптовая закупка товаров предусмотренного объема, ассортимента и качества необходима для бесперебойного обслуживания товарополучателей.

По своей сути закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (юридическими лицами) или частными лицами с целью последующей перепродажи закупленных товаров.

Осуществляя закупку товаров, оптовые предприятия воздействуют на поставщиков, добиваясь улучшения качества товаров и расширения их ассортимента для удовлетворения потребительского спроса.

Современная торговля характеризуется:

свободой выбора партнера;

множественностью источников закупки;

равноправием партнеров;

возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров;

саморегулированием процессов поставки товаров;

свободой ценообразования;

конкуренцией поставщиков и покупателей;

экономической ответственностью сторон;

инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью коммерсанта по закупке товаров [8].

1.2 Методика анализа материального снабжения торгового предприятия

Создаваемые на предприятиях торговли товарные запасы оцениваются рядом показателей - суммой запасов в стоимостном выражении; количеством запасов в натуральном выражении; размером товарных запасов в днях оборота.

Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, то есть регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов всё время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров [14].

Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель - относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определённую дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов. Товарные запасы в днях оборота исчисляются делением абсолютной величины запасов (на определённую дату) на однодневный товарооборот соответствующего периода:

ТЗдн = ТЗ/Орто (1)

где ТЗдн - уровень товарных запасов, дни оборота;

ТЗ - сумма товарных запасов на определённую дату, руб.;

Орто - объём однодневного товарооборота, руб.

Товарные запасы могут выражаться в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т.д.) и в стоимостных (в рублях) [11].

Кроме того, размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. При неизменном объёме товарооборота ускорение оборачиваемости товаров приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.

Скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью.

Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот.

Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, то есть количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической:

ТЗср = (1/2 ТЗ0 + ТЗ1 + ТЗ2 +… +1/2 ТЗn) / (n - 1) (2)

где ТЗср - средние товарные запасы, руб.;

ТЗ0, ТЗ1, ТЗ2 … ТЗn - товарные запасы на конкретные даты, руб.;

n - количество периодов [12].

Или по формуле средней арифметической простой:

ТЗср = (ТЗн + ТЗк) (3)

где ТЗн - товарные запасы на начало периода, руб.;

ТЗк - товарные запасы на конец периода, руб.

Для расчёта товарооборачиваемости в днях необходимо средний запас за определённый период разделить на однодневный товарооборот за этот же период:

Тоб = ТЗср / Орто (4)

где Тоб - товарооборачиваемость или время обращения, дни;

ТЗср - средние товарные запасы, руб.;

Орто - объём однодневного товарооборота, руб.

Товарооборачиваемость может выражаться и числом оборотов:

Тоб = РТО / ТЗср (5)

где Тоб - коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов.

Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причём обратной пропорциональностью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения позволяет осуществить больший объём товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов на хранение товаров, сокращению товарных потерь и т.д.

Товарооборачиваемость - это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение: повышает экономическую эффективность всего общественного производства, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торговой деятельности предприятия. А замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы [11].

Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формировании товарных запасов.

Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость и тем самым объективно уменьшают необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного обращения и тем самым увеличивают размер запасов. Зная это, можно выявить резервы ускорения оборачиваемости запасов предприятия; улучшить снабжение населения товарами потребления; снизить затраты на образование и содержание товарных запасов [15].

Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия.

К основным факторам, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов, относятся следующие:

. Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.

. Объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.

. Сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов [9].

. Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.

. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.

. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.

На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объёмы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическим процессом и т.д.

.3 Особенности закупочной деятельности торгового предприятия

Закупочная работа - одна из важнейших составляющих товарной политики предприятия и в целом коммерческой деятельности. Основная ее задача - выгодное приобретение товаров с целью удовлетворения спроса. Правильно организованная закупочная работа способствует удовлетворению потребительского спроса и снижению вероятности коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров. Работа по оптовым закупкам включает в себя:

- изучение и прогнозирование покупательского спроса;

-       определение потребности в товарах;

-       выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков, каналов продвижения товаров;

-       установление хозяйственных связей с поставщиками;

-       организация учета и контроля за выполнением договорных обязательств [12].

В основе эффективной коммерческой работы должно лежать планирование деятельности. Любое планирование может носить либо долгосрочный, либо текущий характер.

Отправной точкой планирования всей закупочной деятельности должно быть планирование ассортимента.

Для координации интересов предприятия с требованиями рынка необходимо, прежде всего, определить структуру спроса; исследовать товарный рынок по следующим направлениям: товар, емкость рынка, конъюнктура рынка, конкуренты, формы и методы сбыта.

Главная цель изучения товаров - производство товаров, максимально удовлетворяющих запросы потребителей и приносящих высокую прибыль. В основе решения этой задачи лежат определение соответствия ассортимента требованиям покупателей, выявление достоинств и недостатков продукции, сравнение предложения товаров с конкурентным предложением, прогноз изменения рынка.

Определение емкости рынка позволит оценить его потенциал и перспективы деятельности предприятия на нем.

Анализ конъюнктуры рынка необходим для выбора цены и объема продаж.

Исследование рынка включает также всесторонний анализ потребителей и их сегментацию, анализ деятельности конкурентов в отношении их доли на рынке, объема реализации, системы и каналов сбыта, ценовой политики, рекламы и сервиса.

После ответа на все эти многочисленные вопросы предприятие должно планировать ассортимент продукции [13].

Планирование ассортимента - это обоснованный отбор изделий для будущего сбыта, приведение всех характеристик изделий в соответствие с требованиями потребителей.

В процессе планирования ассортимента должен быть учтен ряд критериев: рыночных (потребность в изделии, конкурентоспособность изделия, перспективы развития рынка), товарных (цена, упаковка), сбытовых (реализация, реклама, увязка с остальным ассортиментом) и т.д.

Следует учитывать также и жизненный цикл товара.

Планирование ассортимента начинается с момента выявления потребности. Затем следует: предварительная оценка потребности на основе исследования рынка; предварительная калькуляция издержек (затрат) и оценка ожидаемой прибыли; пробный закуп и продажа; принятие решения о дальнейшей работе с данным товаром

Главный вывод - необходимо организовать систематический контроль за поведением товаров на рынке, его жизненным циклом. Только тогда мы будем иметь достоверную информацию для принятия эффективных управленческих решений.

Далее следует планирование поступления товаров. План поступления товаров разрабатывается в потоварном разрезе с указанием ожидаемого товарооборота и с учетом необходимых товарных запасов, товарооборачиваемости, прогнозируемого спроса, маркетинговых исследований и собственных финансовых возможностей.

На основе плана поступления составляется план закупок товаров по поставщикам с указанием количественных характеристик и сроков заказа, отгрузки и поступления.

Определенное место в изучении рынка сырья занимает анализ транспортных условий. Показатели для анализа транспортных условий следующие:

- стоимость перевозки товаров;

-       стоимость погрузочно-разгрузочных работ;

-       особые условия поставки;

-       продажная цена товара с учетом расходов на доставку [11].

Определение потребности в товаре осуществляется на основе оценки продаж за прошедший период и плана продаж в будущем. Учитывая ориентацию предприятия на поддержание определенного уровня запасов на складе, размер запаса необходимо учитывать при расчете потребности (объема заказа) товаров. Важную роль играет в процессе закупочной работы и определение экономически целесообразных партий закупок.

Вообще, транспортные аспекты играют очень важную роль в процессе товародвижения.

В зависимости от стратегии и задач компании осуществляется выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывается размещение формы, технико-экономические особенности различных видов транспорта, которые определяют сферы их рационального использования. От выбора вида транспорта и конкретного перевозчика зависят уровень цен на товары, своевременность их доставки, состояние товаров в момент их прибытия на место назначения [7].

С точки зрения затрат для организации, железнодорожный транспорт - наиболее рентабельный вид транспорта для перевозки вагонных партий товаров по причине более низкой (по сравнению с другими видами транспорта) себестоимости перевозки.

Грузовой автотранспорт также довольно широко используется для перевозки товаров. К его достоинствам относятся маневренность и подвижность, высокая скорость доставки грузов. Оперативность оказываемых услуг значительно выше, чем у железнодорожного транспорта.

При выборе конкретного вида транспорта для доставки товаров, фирма должна принимать во внимание такие факторы как скорость доставки, частота отправки от места покупки, надежность (соблюдение графика доставки), перевозочная способность, доступность, стоимость (например, на кг товара).

В зависимости от того, что важнее в данный момент для организации - например, скорость доставки или минимальные издержки, и делается выбор в пользу того или иного вида транспорта. Так как в течение времени относительные издержки разных видов транспорта меняются, фирме следует периодически пересматривать схемы товародвижения для поддержания оптимального варианта организации товародвижения.

2. Краткая организационно-экономическая характеристика магазина «Евгения» ИП Шмакова Е.И. за 2009-2010 года

.1 Общие сведения

Магазин «Евгения» осуществляет свою деятельность на основании свидетельства индивидуального предпринимателя, зарегистрированного областной администрацией города Советск регистрационно-лицензионной палаты 30 октября 2001 года, и свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Организационно-правовая форма магазина «Евгения», расположенного по адресу: Калининградская обл., Советск г., просп. Победы, 46, 48- индивидуальный предприниматель ИП Шмакова Е.И.

Индивидуальный предприниматель в лице Шмакова Е.И. осуществляет свою деятельность без образования юридического лица действующего на основании свидетельства №5590 - Л - 1 от 30 октября 2001 года выданного в городе Советск осуществляет предпринимательскую деятельность в лице работодателя на основе заключения с принимаемыми им работниками на основе трудового договора.

Режим работы магазина: с 8 - 00 до 22 - 00 часов без перерыва на обед и без выходных дней.

Под товарооборотом торгового предприятия понимается сумма продажи им потребительских товаров за определенный период времени. По данным таблицы 1 рассмотрим состав и структуру товарооборота магазина «Евгения» за 2009-2010 года.

Таблица 1 - Состав и структура товарооборота магазина «Европа»

Товарные группы

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2009 г., %


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%


Продовольственные товары

33419,4

89,5

58581,8

88,0

175,3

Алкогольная продукция

6256,8

16,8

12322,7

18,5

196,9

Бакалея

1120,2

3,0

2063,7

3,1

184,2

Кондитерские изделия

3136,6

8,4

4859,6

7,3

154,9

Чай, кофе

821,5

2,2

1531,1

2,3

186,4

Молочная продукция

2854,2

7,6

3254,7

4,9

114,0

Мясо, п/ф, птица

3360,6

9,0

5325,6

8,0

158,5

Фрукты, овощи, сухофрукты

3024,5

8,1

5458,7

8,2

180,5

Хлебная продукция

2987,2

8,0

4460,2

6,7

149,3

Колбасная продукция

3248,6

8,7

6457,3

9,7

198,8

Консервы

1269,6

3,4

2330,0

3,5

183,5

Соки, воды

1306,9

3,5

2596,2

3,9

198,7

Мороженное

298,7

0,8

665,7

1,0

222,9

Рыбные товары

809,6

2,2

2223,5

3,3

274,6

Яйцо

385,3

1,0

572,4

0,9

148,6

Заморозка овощи морепродукты

186,7

0,5

332,8

0,5

178,3

Пиво, чипсы

1904,3

5,1

3328,5

5,0

174,8

Табачные изделия

448,1

1,2

798,8

1,2

178,3

Непродовольственные товары

3920,7

10,5

7988,4

12,0

203,7

Общий товарооборот

37340,1

100,0

66570,2

100,0

178,3


Наибольший удельный вес - 88%, занимает продовольственная товарная группа. Высокий удельный вес в структуре продовольственной группы занимают: алкогольная продукция - 18,5%; колбасная продукция - 9,7%, таким образом, реализация продовольственных товаров является приоритетным направлением в коммерческой деятельности предприятия. Меньшую долю - 12% в общем товарообороте составляют - непродовольственные товары.

Темп роста данной группы составляет 203,7%, из чего следует, что данное направление перспективно.

Товарооборот продовольственных товаров в анализируемом периоде возрос на 75,3%. Рост наблюдается по каждой группе продовольственных товаров. Самый низкий темп роста в общем товарообороте у подгруппы хлебобулочная продукция - прирост за два года составил 49,3%.

Организационная структура предприятия - одна из главных характеристик, определяющих оптимальность его функционирования и использования его производственно-технологического потенциала; это разделение предприятия на отделы с целью упорядочения управления, налаживания продуктивного взаимодействия между ними, определения ответственных лиц за тот или иной участок работы, подчиненность и соподчиненность.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная структура предприятия

Магазин «Евгения» закупает и реализует населению продукты питания различных производителей и по различным ценам. Ассортимент представлен несколькими тысячами наименований. В структуре товарооборота фирмы основное место занимают товары повседневного спроса.

Структура управления магазина представлена на рисунке 2. Во главе магазина стоит директор, непосредственно ему подчиняются заведующая, заместители, товароведы и бухгалтерия.


Рисунок 2 - Структура управления магазина «Европа»

 

Директор магазина «Европа» руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции.

Главный бухгалтер на предприятии занимается ведением бухгалтерского учета, составлением баланса, ведет отношения с Государственной налоговой инспекцией (ГНИ), а также внебюджетными фондами (пенсионным, социальным, занятости, медицинского страхования). Баланс и соответствующая отчетность главный бухгалтер должен сдавать в фонды раз в квартал. Несет ответственность за достоверность сведений сообщаемых в ГНИ.

Заместитель директора по торговле ведёт переговоры, формирует ассортиментную политику, составляет и реализует планы продаж, взаимодействует с контролирующими органами через привлечение к работе по совместительству или консультациям их специалистов, знающих требования таких органов, улучшает системы мотивации и отбора сотрудников.

Заведующий отделом принимает все зависящие от него меры к выполнению продавцами отдела планов розничной продажи товаров, установленных по отделу, составляет по поручению директора магазина проект плана товарооборота по отделу учитывая при этом практику работы истекших месяцев, сезонность и имеющиеся возможности для увеличения товарооборота, проверяет до начала торговли в магазине состояние рабочих мест продавцов и готовность отдела к торговле, организует правильную и полную информацию покупателей об имеющемся ассортименте товаров и ценах на товары при помощи соответствующей выкладки товаров, рекламных объявлений и ярлыков цен. Подсчитывает чеки по отделу и сверяет полученные суммы с показаниями счетчиков касс, предоставляет в бухгалтерию магазина в установленные сроки товарные отчеты с приложением всех оправдательных документов, а директору магазина - оперативные сведения об остатках товаров по ассортименту, поступлению и продаже товаров и материалов.

Старший продавец контролирует и руководит работой группы продавцов, кассиров, занимается своевременной выкладкой товара в торговый зал, оформляет соответствующие документы, принимает товар от заказчика и проверяет его по количеству и качеству. Кроме того, он занимается списанием, переоценкой, резервированием товара, участвует в инвентаризации, ведет классификатор товара. На нем лежит ответственность за наличие ценников, за пополнение ассортимента торгового зала, своевременный заказ товара. В обязанности старшего продавца также входит оформление торгового зала.

Заместитель директора по снабжению работает с поставщиками, заключает договоры, контролирует исполнение договорных обязательств, оптимизирует закупочную деятельность.

Заведующий складом руководит работой склада по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п. Обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, соблюдение режимов хранения, правил оформления и сдачи приходно-расходных документов. Следит за наличием и исправностью противопожарных средств, состоянием помещений, оборудования и инвентаря на складе и обеспечивает их своевременный ремонт. Организует проведение погрузочно-разгрузочных работ на складе с соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда. Обеспечивает сбор, хранение и своевременный возврат поставщикам погрузочного реквизита. Участвует в проведении инвентаризаций товарно-материальных ценностей. Контролирует ведение учета складских операций, установленной отчетности. Принимает участие в разработке и осуществлении мероприятий по повышению эффективности работы складского хозяйства, сокращению расходов на транспортировку и хранение товарно-материальных ценностей.

2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности магазина

Проанализируем динамику численности работников, их состава и структуры за два года (таблица 2).


Таблица 2 - Динамика численности работников, их состава и структуры

Категории работников

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2009 г., %


чел.

%

чел.

%


Весь персонал

82

100,0

91

100,0

110,9

В том числе: Торгово-оперативный персонал Служащие в том числе: - Руководители - Специалисты

 61 21  3 18

 74,4 25,6  3,7 21,9

 68 23  8 15

 74,7 25,3  8,8 16,5

 111,5 109,5  266,7 83,3

 

Персонал магазина «Европа» увеличился за два года на 10,9% или на 9 человек. Основную часть персонала магазина занимает торговый, которые составляют 74,7%. Численность служащих за два года возросла на 2 человека.

Служащие на предприятии представлены руководителями и специалистами. Количество руководителей увеличилось на пять человек.

Трудовые ресурсы организации и эффективность их использования представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели эффективности использования трудовых ресурсов

Показатели

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2009 г., %

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

37340,1

66570,2

178,3

Среднесписочная численность работников, чел.

82

91

110,9

Отработано работниками за год, тыс. чел.-час.

341,2

390,6

114,5

Производительность труда 1 работника, тыс. руб.

455,4

731,5

160,6

Трудоемкость, чел.-час/руб.

0,009

0,006

66,7


Среднесписочная численность работников за два года увеличилась на 10,9%, в связи с этим возросло количество отработанных человеко-часов за год на 14,5%. Производительность труда работников магазина «Европа» возросла на 60,6% и составила в 2010 году 731,5 тыс. руб./чел. Трудоемкость реализации продукции снизилась на 33,3% и составила в 2010 году 0,006 человеко-часов в расчете на 1 рубль товарной продукции.

Рассмотрим эффективность использования основных фондов магазина, представим ее в таблице 4.

Таблица 4 - Показатели эффективности использования основных фондов магазина

Показатели

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2009 г., %

Средняя стоимость основных средств, тыс. руб.

8304,5

8121,5

97,8

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

37340,1

66570,2

178,3

Площадь общая магазина, кв. м.

1250,0

1250,0

100,0

Фондооснащенность работников магазина, тыс. руб./чел.

101,3

89,2

88,1

Фондоотдача, руб.

4,5

8,2

182,0

Фондоемкость, руб.

0,22

0,12

54,5

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. в расчете на 1 кв. м. общей площади

29,87

53,26

178,3

Прибыль от продаж на 1 кв. м. площади, тыс. руб.

0,37

56,1

Рентабельность основных фондов, %

7,5

4,3

х


Анализируя эффективность использования основных средств магазина «Европа», можно сделать следующие выводы. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов снизилась на 2,2%.

Положительный момент в эффективном использовании основных фондов - это рост фондоотдачи, который составил 182%. Фондооснащенность работников снизилась на 11,9%. Соответственно фондоемкость сократилась на 45,5%. Рентабельность основных фондов заметно сократилась, ее снижение составило 3,2 п.п.

Проведем анализ оборачиваемости оборотных средств (табл. 5)

Таблица 5 - Оценка оборачиваемости оборотных средств        

Показатели

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2009 г., %

Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.

3766,5

7294,0

193,6

Выручка от продажи товаров, тыс. руб.

37340,1

66570,2

178,3

Чистая прибыль, тыс. руб.

625,0

350,4

56,1

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

9,9

9,1

91,9

Продолжительность одного оборота, дней

37

40

108,1

Коэффициент загрузки оборотных средств

0,10

0,11

110,0

Рентабельность оборотных средств, %

16,6

4,8

х


В магазине «Европа» в 2010 году наблюдается увеличение оборотного капитала, прирост которого составил 93,6%. Так как темп роста оборотных средств был больше темпа роста выручки от продаж, наблюдается увеличение периода оборота оборотного капитала, что говорит о превышении времени нахождения денежных средств в обороте на 8,1% или на 3 дня. Рентабельность оборотных средств сократилась на 11,8 п.п., что также является негативной тенденцией.

Проанализируем эффективность деятельности магазина «Европа», которую представим в следующей таблице 6.

Товарооборот магазина «Европа» увеличился на 78,3%, издержки обращения увеличились более высокими темпами - прирост составил 88%, в итоге наблюдается снижение прибыли от продаж на 43,9%. Валовой доход имеет благоприятный темп роста, который составил 180,8%, в результате увеличивается торговая наценка с 39,8% в 2009 году до 40,4% в 2010 году.

Таблица 6 - Показатели эффективности деятельности магазина

Показатели

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2009 г., %

Выручка от продажи товаров, услуг, тыс. руб.

37340,1

66570,2

178,3

Издержки обращения, тыс. руб.

14052,6

26420,1

188,0

Уровень издержек обращения в% к товарообороту, %

37,6

39,7

х

Товарооборот на 1 рубль текущих затрат, руб.

2,66

2,52

94,7

Среднесписочная численность работников, чел.

82

91

110,9

Среднегодовая стоимость, тыс. руб.:




а) основных производственных фондов

8304,5

8121,5

97,8

б) оборотных средств

3766,5

7294,0

193,6

Валовой доход, тыс. руб.

14875,0

26881,1

180,7

Валовой доход в% к товарообороту, %

39,8

40,4

х

Прибыль от продаж, тыс. руб.

822,4

461,0

56,1

Чистая прибыль, тыс. руб.

625,0

350,4

56,1

Прибыль от продаж в% к товарообороту, %

2,2

0,7

х


Среднегодовая стоимость основных средств снизилась на 2,2%, а оборотных средств, наоборот, увеличилась на 93,6% за два года. Численность персонала предприятия в 2010 г. возросла на 9 человек или на 10,9%.

В результате деятельности магазина «Европа» в 2010 году было получено на 43,9% меньше чистой прибыли, чем в 2009 году.

3. Анализ материального снабжения магазина «Европа» и мероприятия по его совершенствованию

.1 Анализ технологии магазина

Все поставщики, с которыми налажены хозяйственные связи магазина, подразделяются на поставщиков-изготовителей продукции и поставщиков-посредников. Такое подразделение поставщиков зависит от каналов сбыта (продвижения), то есть пути, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Выбор оптимального варианта распределения для магазина зависит от многих факторов и в первую очередь от назначения и характера продукции. В последние годы все более широкое распространение получает вариант, при котором товары производители стремятся продавать непосредственно розничным предприятия.

Основанием для завоза товаров на розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме.

Но прежде чем подать заявку необходимо изучить имеющийся в наличии ассортимент, потребность в нем, сделать соответствующие выводы и проанализировать возможных поставщиков данного товара. Значительная часть товаров завозится в магазин с оптовых предприятий. Такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты и некоторые другие продовольственные товары повседневного спроса поступают непосредственно с производственных предприятий - хлебозаводов, пищекомбинатов и т.п.

В магазин товары также поступают с заготовительных предприятий, от личных подсобных и фермерских хозяйств, а также от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

Основными поставщиками магазина «Европа» являются:

колбасные изделия: ОАО «Русский колбас» г. Саратов;

рыба: ООО «Воронежснаб», ООО «Русская рыба»;

хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия: ОАО «Золотой колос» г. Воронеж, ОАО «Хлебозавод №6» г. Воронеж;

вино-водочные изделия: ОАО «Русьимпорт», ОАО «ЛВЗ Бутурлиновский» г. Бутурлиновка;

молоко: ОАО «Молоко» г. Россошь;

фрукты: ООО «Фруктовый сад»;

промтовары: ООО «Бытхим», ТД «Бытовая химия».

Выбор источников товароснабжения также зависит от многих факторов. При этом учитывается ассортимент товаров, ценовая политика, условия поставки и оплаты, возможность бесперебойного снабжения магазина.

В зависимости от источников поступления товаров в магазин «Европа» применяют транзитную или складскую форму товароснабжения.

При транзитной форме доставка товаров в магазин осуществляется непосредственно из производственных предприятий промышленности или сельского хозяйства, таких как ОАО «Золотой колос», ОАО «Молоко», ОАО «Русский колбас».

При такой форме ускоряется обращение товаров, сокращаются издержки обращения, снижаются товарные потери. В основном она применяется по товарам простого ассортимента, а также по товарам, производство которых осуществляется в районах потребления (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты и т.п.).

Рассчитаем ритмичность снабжения предприятия на примере продукции «Батон нарезной высший сорт» ОАО «Золотой колос» за 1 месяц. Для того чтобы определить ритмичность осуществления товароснабжения магазина «Европа» используем такой показатель, как коэффициент ритмичности (Кр).

Кр=∑Пф/∑Пп, (6)

где Пф - фактическая поставка за исследуемый период;

Пп - плановая поставка за исследуемый период.

Анализ ритмичности снабжения предприятия на примере продукции «Батон нарезной высший сорт» ОАО «Золотой колос» за 1 месяц 2010 года (таблица 7).

Таблица 7 - Анализ ритмичности снабжения предприятия на примере продукции «Батон нарезной высший сорт» ОАО «Золотой колос» за 1 месяц 2010 года

Неделя

Объем поставки, руб.

Удельный вес, %

Выполнение плана, коэффиц.

Доля продукции зачтен. в план по ритм-ти, %


план

факт

план

факт



I

7614,2

8040,5

29,3

30,6

1,056

29,3

II

6055,0

5649,3

23,3

21,5

0,933

21,5

III

6912,5

6963,1

26,6

26,5

1,007

26,5

IV

5405,3

5623,1

20,8

21,4

1,040

20,8

За месяц

25987

26276

100

100

1,011

98,1


Величина коэффициента ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов поставки хлеба за каждый период, но не более планового их уровня:

,3+21,5+26,5+20,8 = 98,1%.

Таким образом, коэффициент ритмичности составит 0,981 или 98,1%.

При складской форме товары, нуждающиеся в предварительной подсортировке (йогурты, детское питание, промтовары и др.), а также товары других регионов (Москва и Московская область, Нижний Новгород, Ижевск, Санкт-Петербург и др.) завозятся в магазины со складов оптовых предприятий.

Выбрать наиболее оптимальные источники и формы товароснабжения можно с помощью разработки схем завоза по каждой товарной группе. Эти схемы определяют порядок движения товаров от промышленных предприятий, оптовых баз и других поставщиков до розничного торгового предприятия по каждой товарной группе, а в случае необходимости - по отдельным подгруппам товаров. Схемы предусматривают конкретный порядок завоза товаров на розничное предприятие.

Рассчитаем ритмичность снабжения предприятия по приведенной выше формуле на примере продукции йогурт «Чудо» ОАО «Воронежснаб» за 1 месяц (таблица 8).

Таблица 8 - Анализ ритмичности снабжения предприятия на примере продукции йогурт «Чудо» ОАО «Воронежснаб» за 1 месяц 2010 года

Неделя

Объем поставки, руб.

Удельный вес, %

Выполнение плана, коэффиц.

Доля продукции зачтен. в план по ритм-ти, %


план

факт

план

факт



I

650

697

22,5

23,6

1,072

22,5

II

840

789

29,1

26,7

0,939

26,7

III

760

780

26,3

26,4

1,026

26,3

IV

640

687

22,1

22,4

1,073

22,4

За месяц

2890

2953

100,0

100,0

1,022

97,9


Величина коэффициента ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов поставки йогурта за каждый период, но не более планового их уровня:

,5+26,7+26,3+22,4=97,9%.

Таким образом, коэффициент ритмичности составит 0,979 или 97,9%.

Составление заявок происходит внутри магазина «Европа». Ответственность за насыщение магазина товарами в соответствии с утвержденным ассортиментным перечнем и потребительским спросом возложена на товароведов магазина, согласно должностной инструкции.

Заявка регистрируется в специальном журнале, делается отметка о том, что она передана. Через определенное время товар завозится по месту назначения, сверяется с накладной, с заявкой, принимается по количеству и качеству, в случае ошибок составляется акт. Затем пишется разнарядка (если товар надо развези по нескольким торговым точкам), которая состоит из 2-х частей: корреспондентская, где указаны реквизиты поставщика и покупателя (№ магазина) и фактурная часть - наименование товара, количество, цена и сумма. Далее делается еще одна отметка о прибытии товара, затем он направляется на склад или прямо в торговый зал.

.2 Формирование ассортимента товаров на торговом предприятии

Анализ состава и структуры оборотных средств проведем по следующей таблице 9.

Таблица 9 - Состав и структура оборотных средств

Наименование

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2009 г., %


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%


Товары для перепродажи

1996

53,0

4410,5

60,5

220,9

Денежные средства

406,5

10,8

581,0

7,9

142,9

Дебиторская задолженность

1326,0

36,2

2304,0

31,6

173,8

Всего оборотные фонды

3766,5

100,0

7294,0

100,0

193,6


Оборотные фонды магазина «Европа» увеличились за два года на 93,6%. Фонды обращения представлены готовой продукцией, дебиторской задолженностью и денежными средствами. Запасы товаров увеличились в 2,2 раза, денежные средства возросли на 42,9%, а величина дебиторской задолженности - на 73,8%.

Проведем оценку оборачиваемости оборотных средств магазина (таблица 10).

Таблица 10 - Показатели оборачиваемости оборотных активов

Показатель

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2009 г., %

Оборачиваемость запасов, оборотов

18,7

16,2

86,6

Средний срок оборота запасов в днях

20

23

115,0

Оборачиваемость дебиторской задолженности, оборотов

28,2

28,9

102,5

Средний срок оборота дебиторской задолженности в днях

13

13

100,0

Оборачиваемость денежных средств, оборотов

91,9

114,6

124,7

Средний срок оборота денежных в днях

4

3

75


Оборачиваемость запасов сократилась на 13,4%. Увеличился средний срок оборота запасов - на 15% и составил в 2010 году 23 дня (в 2009 году - 20 дней).

Оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 2,5%. Средний срок оборота дебиторской задолженности остался на одном уровне - 13 дней. Оборачиваемость денежных средств возросла на 24,7%. Средний срок оборота денежных средств снизился на 25%.

Рассмотрим состав и структуру товарных запасов «Европа» (таблица 11).

Таблица 11 - Состав и структура товарных запасов

Наименование товара

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2009 г., %


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%


Продовольственные товары

1904,2

95,4

3839,2

93,4

201,6

Алкогольная продукция

395,2

19,8

805,7

17,6

203,8

Бакалея

147,7

7,4

390,5

9,5

264,4

Кондитерские изделия

115,8

5,8

258,9

6,3

223,6

Чай, кофе

53,9

2,7

106,9

2,6

198,3

Молочная продукция

91,8

4,6

160,3

3,9

174,6

Мясо, п/ф, птица

151,7

7,6

320,6

7,8

211,3

Фрукты, овощи, сухофрукты

51,9

2,6

123,3

3,0

Хлебная продукция

75,8

3,8

143,9

3,5

189,8

Колбасная продукция

211,6

10,6

353,5

8,6

167,1

Консервы

79,8

4,0

184,9

4,5

231,7

Соки, воды

77,8

3,9

168,5

4,1

216,6

Мороженное

31,9

1,6

94,5

2,3

296,2

Рыбные товары

113,8

5,7

234,3

5,7

205,9

Яйцо

47,9

2,4

127,4

3,1

265,9

Заморозка овощи морепродукты

73,8

3,7

139,8

3,4

189,4

Пиво, чипсы

135,7

6,8

258,9

6,3

190,8

Табачные изделия

48,1

2,4

32,7

1,2

67,9

Непродовольственные товары

91,8

4,6

271,3

6,6

295,5

Итого

1996,0

100

4110,5

100

205,9


Продовольственные товарные запасы занимают наибольший удельный вес в структуре всех запасов и составляют 93,4% в 2010 году. Запасы товаров по группе непродовольственных товаров составляют всего - 6,6%.

Внутри группы продовольственные товары самый большой удельный вес у группы: алкогольная продукция - 17,6%, бакалея - 9,5%, колбасные изделия - 8,6%, мясо, п/ф и птица - 7,8%. Самый маленький у группы табачная продукция - 1,2%.

Товарные запасы выросли в 2010 году по отношению к 2009 году более чем в два раза. По группе непродовольственные товары рост составил 295,5%. Это говорит об увеличении товарных запасов и низкой оборачиваемости товаров хозяйственной и других непродовольственных групп.

.3 Организация доставки товаров на торговом предприятии

Товары доставляются в магазин «Европа» централизованным и децентрализованным методами.

Наиболее эффективный метод доставки товаров - централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок в согласованные сроки. Этим методом в магазин «Европа» доставляется наибольшее количество товара.

Централизованно в магазин «Европа» доставляют товар такие поставщики как ОАО «Молоко», ООО «Фруктовый сад», ОАО «Воронежснаб» и многие другие. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазине поддерживается стабильный ассортимент.

В магазине при ускорении оборачиваемости продовольственных товаров наблюдается уменьшение их порчи. При централизованной доставке завоз товаров в розничную торговую сеть может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом с общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.

Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов. При определении частоты завоза товаров учитываются физико-химические свойства товаров, предельные сроки реализации, среднедневный объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы. Так, хлебобулочные изделия должны завозиться в магазин ежедневно, другие продовольственные товары, имеющие небольшие предельные сроки реализации реже, через два-три дня.

Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации могут завозиться один раз в семь-десять дней (например, хозяйственные товары, кома для животных, детское питание, бакалея).

Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.

Проанализируем объем единовременного завоза товаров в магазин «Европа» за 2009-2010 год.

Таблица 12 - Объем единовременного завоза товаров в магазин «Европа» за 2009 год

Товарные отделы

Объем завоза в течение месяца, тыс. руб.

Частота завоза в месяц

Единовременный завоз товара, тыс. руб.

Продовольственные товары в т. ч.

-

-

-

Алкоголь

443,2

8

55,4

Бакалея

105

6

17,5

Детское питание

25,6

4

6,4

Кондитерские изделия

248

16

15,5

Колбаса

33

30

11,0

Хлеб

228

60

3,8

Непродовольственные товары в т. ч.


-

-

Хозяйственные товары

102

4

25,5

Корма для животных

22,8

4

5,7


Из расчетов видно, что наибольший объем единовременного завоза приходится по таким товарным позициям как алкогольная продукция (55,4 тыс. руб.), бакалея (17,5%), кондитерские изделия (15,5%) и хозяйственные товары (25,5%).

Таблица 13 - Объем единовременного завоза товаров в магазин «Европа» за 2010 год

Товарные отделыОбъем завоза в течение месяца, тыс. руб.Частота завоза в месяцЕдиновременный завоз товара, тыс. руб.




Продовольственные товары в т. ч.

-

-

-

Алкоголь

568,4

8

71,05

Бакалея

188

6

31,33

Детское питание

25,3

4

6,33

Кондитерские изделия

352

15

23,47

Колбаса

75

30

2,50

Хлеб

226

60

3,78

Непродовольственные товары в т. ч.


-

-

Хозяйственные товары

115

2

57,5

Корма для животных

20,0

2

10,0


Таблица 14 - Объем единовременного завоза товаров в магазин «Европа»

Товарные отделы

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2009 г., %

Продовольственные товары в т. ч.

-

-

-

Алкоголь

55,4

71,05

1,07

Бакалея

17,5

31,33

0,81

Детское питание

6,4

6,33

0,72

Кондитерские изделия

15,5

23,47

1,16

Колбаса

11,0

2,50

1,75

Хлеб

3,8

3,78

1,04

Непродовольственные товары в т. ч.

-

-

-

Хозяйственные товары

25,5

57,5

1,85

Корма для животных

5,7

10,0

2,16


Таким образом, в таблицах 12 - 14 была определена потребность в единовременном завозе товаров по каждой группе в зависимости от планируемой реализации той или иной группе товаров на следующий месяц. Определение потребности связано с небольшой частотой завоза товаров (хозяйственные товары, бакалея), а также со значительной ценой поступаемых товаров (алкогольная продукция, кондитерские изделия). Наименьшая единовременная сумма завоза у детского питания, хлеба, корма для животных. Наибольшее количество завозов продукции приходится на хлеб (2 раза в день), колбасные изделия - ежедневно.

Плановая единовременная потребность в завозе скоропортящихся товаров напрямую зависит от емкости имеющегося в магазине холодильного оборудования. Товары-новинки, которыми магазины ранее не торговал, возможная среднедневная реализация которых неизвестна, для начала товароведы заказывают небольшими пробными партиями.

Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазин «Европа». В них указывают номера маршрутов, завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.

Контроль за соблюдением сроков поставок возложен на заведующую магазином которая, в свою очередь, должна сообщать в торговый отдел при нарушениях заранее установленных графиков.

Магазин «Европа» в основном использует централизованную доставку товаров. Достоинства данного вида доставки товаров:

1.   Устранение простоев транспорта;

2.      Сокращение потребности в транспорте;

.        Уменьшение числа грузчиков, водителей;

.        Освобождение руководящих работников магазина от организации транспортных организаций;

.        Регулярная доставка товаров в магазин;

.        Устранение оборачиваемости товара;

.        Ускорение оборачиваемости товара;

.        Высвобождение складской площади и сокращение численности складского персонала;

9.  Упрощение расчётов и сокращение документооборота.

В основу расчетов потребности в транспортных средствах должны быть положены данные об объемах заявок розничных торговых организаций и предприятий, грузоподъемности транспортных средств и среднем количестве рейсов. Потребность в транспортных средствах должна отвечать требованиям безусловного выполнения разработанных оптовой базой графиков и маршрутов централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть.

Децентрализованный метод доставки товаров заключается в том, что выполнение всех операций по завозу товаров со склада поставщика возлагается на магазин. Применение этого метода ведет к росту издержек обращения, не рациональному использованию грузоподъемности автотранспорта из-за его неполной загрузки.

3.4 Мероприятия совершенствования материального снабжения магазина

Магазину «Европа» для повышения эффективности коммерческой деятельности необходимо совершенствовать управление в сфере использования имеющихся ресурсов. Совершенствование деятельности магазина «Европа» проведем по направлениям:

-    повышение эффективности использования оборотных средств;

-       повышение материальной заинтересованности персонала предприятия.

Из проведенного анализа эффективности использования имеющихся ресурсов предприятия были сделаны следующие выводы. Наблюдается резкое сокращение оборачиваемости оборотных средств и увеличения периода нахождения их в обороте, что негативно влияет на увеличение товарооборота и получаемой прибыли.

Стимулирование труда и повышение материальной заинтересованности персонала повысит мотивационные факторы развития персонала, что на прямую повлияет на уровень торгового обслуживания покупателей, что в свою очередь повышает товарооборот и прибыльную работу предприятия.

Для повышения эффективности управления оборотными средствами необходимо проведение следующих мероприятий:

         полная инвентаризация по этим группам должна проходить не реже раза в месяц;

         недопустимо сколько-нибудь существенное отклонение запасов от нормативов;

         необходимо постоянное отслеживание спроса, объемов завозимых партий, и размера страхового запаса.

Чем короче длительность цикла, тем ниже потребность в оборотных средства. Следовательно, в магазине, по оценке товароведов, существует возможность снижения потребности в оборотных средствах на 3%.

Тогда оборотные средства на 2010 год с учетом резерва снижения оборотных средств составят 7294*0,97 = 7075,2 тыс. руб.

Коэффициент оборачиваемости составит 66570,2 / 7075,2 = 9,4 оборотов. Увеличение оборачиваемости оборотных средств составит 3,3% (9,4 / 9,1 * 100% - 100%). Таким образом, у предприятия существует возможность увеличения объема реализации продукции в связи с рациональным использованием оборотных средств на 3,3%, то есть 66570,2 * 0,033 = 2196,8 тыс. руб.

В целях усиления материальной заинтересованности работников в магазине «Европа» предлагаем внедрить систему оплаты труда, которая не ограничена минимальными и максимальными размерами и зависит от результатов работы коллектива в целом и каждого работника в частности.

Для каждого работника рассчитывается эффективность месячного труда, количественно выражающаяся в коэффициенте эффективности труда (КЭТ). Для определения КЭТ любого работника необходимо учитывать такие факторы, как базовая зарплата, время и интенсивность труда, сложность выполнения работы, трудовое поведение работника (инициатива, совмещение профессий, расширение зон обслуживания, дисциплина и т.д.), которые отражаются в соответствующих коэффициентах. Коэффициент эффективности труда рассчитывается следующим образом:

КЭТ =Кбзп * Ктв, (7)

где Кбзп - коэффициент базовой среднемесячной зарплаты за прошедший период (среднемесячная зарплата за предыдущий период делится на 100);

Ктв - коэффициент трудового вклада работника в конечные результаты работы структурного подразделения за тот же период.

Пример расчетов уровня зарплаты с учетом Ктв приведен в таблице 15.

Таблица 15 - Расчет уровня зарплаты с учетом коэффициента трудового вклада работника, руб.

Наименование должности

Базовый уровень среднемесячной заработной платы

Коэффициент трудового вклада

Размер зарплаты

Заведующий отделом

8000

1,6

12800

Старший продавец

5500

2,3

12650

Продавец

4000

1,5

6000


Из расчета видно, что работники выполняющие свои обязанности наиболее интенсивно, получают больше тех работников, кто не достаточно эффективно работал в течение месяца. При этом размер вознаграждения распределяется не уравнительным способом, а на основе оценки индивидуально каждого работника.

Внедрение подобной системы оплаты труда позволит значительно повысить эффективность труда и заинтересованность работников в высококачественном труде. При этом уровень коэффициентов будет определяться по результатам работы за месяц всего отдела.

Совершенствование системы мотивации персонала по оценке руководящих работников магазина «Европа» увеличит производительность труда на 5%, следовательно, Пт = 731,5 * 1,05 = 768,1 тыс. руб./чел.

Для определения экономической эффективности мероприятий и других элементов комплекса коммерческой деятельности магазина «Европа» важнее всего сравнить затраты на мероприятия с соответствующей динамикой объема продаж и оказания услуг и измерить их влияние на изменение оборота.

Методом среднего темпа роста товарооборота определим прогнозный уровень выручки от продаж на 2012 год.

Прогноз товарооборота на 2012 год: Т = 66570,2 * 1,335 = 88871,2 тыс. руб.

С учетом предложенных мероприятий прогнозный товарооборот на 2012 год составит 88871,2 + 2196,8 + 3326,9 = 94394,9 тыс. руб.

Аналогично выручки определим среднегодовой темп роста затрат на приобретение и реализацию продукции. Среднегодовой темп роста составит 139%. Прогнозная себестоимость на 2012 год равна 66109,2 * 1,39 = 91891,8 тыс. руб. С учетом увеличения затрат на стимулирование труда (1032 тыс. руб.) прогнозная себестоимость на 2012 год составит 91891,8 + 1032 = 92923,8 тыс. руб.

Эффективность деятельности представлена в таблице 16.

Таблица 16 - Экономическая эффективность совершенствования управления ресурсами магазина

Показатель

2010 г.

2012 г. (прогноз)

2012 г. от 2010 г., (+, -)

Выручка от продажи, тыс. руб.

66570,2

94394,9

+27824,7

Затраты на приобретение и реализацию продукции, тыс. руб.

66109,2

92923,8

+26814,6

Прибыль от продаж, тыс. руб.

461,0

1471,1

+1010,1

Рентабельность продаж, %

0,7

1,6

+0,9


Таким образом, в результате внедрения предложенных мероприятий по совершенствованию управления оборачиваемостью оборотных средств магазина, мотивационной деятельности персонала в магазине «Европа» увеличится выручка от реализации продукции и оказания услуг в 2012 году на 27,8 млн. руб., что увеличит прибыль от продаж на 1 млн. руб. Все это благоприятно отразится на росте рентабельности продаж на 0,9 процентных пункта.

Заключение

Изучение передовых технологий оптовой и розничной торговли в условиях развития рыночных отношений позволило сделать следующие выводы. Существенное значение для торгового предприятия имеет внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов продажи товаров. Таким образом, именно внедрение перспективных технологий в деятельность торговых предприятий поможет выйти на новые запланированные рубежи и занять должные лидирующие позиции на высоко конкурентном рынке.

В качестве объекта исследования курсовой работы было выбрано торговое предприятие магазин «Европа», осуществляющее розничную продажу продовольственных товаров в г. Лиски Воронежской области.

Наибольший удельный вес, 88%, занимает продовольственная товарная группа. Наибольшую долю в структуре продовольственной группы занимают: алкогольная продукция, колбасные изделия, таким образом, реализация продовольственных товаров является приоритетным направлением в коммерческой деятельности предприятия. Меньшую долю - 12% в общем товарообороте составляют - непродовольственные товары. Темп роста данной группы составляет 203,7%, из чего следует, что данное направление перспективно.

В магазине «Европа» в 2010 году наблюдается увеличение оборотного капитала, прирост которого составил 93,6%. Так как темп роста оборотных средств был больше темпа роста выручки от продаж, наблюдается увеличение периода оборота оборотного капитала, что говорит о превышении времени нахождения денежных средств в обороте на 8,1% или на 3 дня. Рентабельность оборотных средств сократилась на 11,8 п.п., что также является негативной тенденцией.

Среднесписочная численность работников за два года увеличилась на 10,9%, в связи с этим возросло количество отработанных человеко-часов за год на 14,5%. Производительность труда работников магазина «Европа» возросла на 60,6% и составила в 2010 году 731,5 тыс. руб./чел. Трудоемкость реализации продукции снизилась на 33,3% и составила в 2010 году 0,006 человеко-часов в расчете на 1 рубль товарной продукции.

В результате увеличения ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров, а также величины наценки произошел рост товарооборота, темп роста составил 178,3% по сравнению с 2009 годом. Также наблюдается рост себестоимости продукции, который составил в 2010 году 176,7%.

Валовой доход предприятия возрос на 80,7%. Издержки обращения за рассматриваемый промежуток времени возросли на 88% за два года. В результате сложившейся динамики основные показателей деятельности магазина «Европа» прибыль от реализации продукции снизилась на 361,4 тыс. руб. или на 43,9%.

Магазину «Европа» для повышения эффективности коммерческой деятельности необходимо совершенствовать управление в сфере использования имеющихся ресурсов. Совершенствование деятельности магазина «Европа» проведем по направлениям:

-    повышение эффективности использования оборотных средств;

-       повышение материальной заинтересованности персонала предприятия.

В результате внедрения предложенных мероприятий по совершенствованию управления оборачиваемостью оборотных средств магазина мотивационной деятельности персонала в магазине «Европа» увеличится выручка от реализации продукции и оказания услуг в 2012 году на 27,8 млн. руб., что увеличит прибыль от продаж на 1 млн. руб. Все это благоприятно отразится на росте рентабельности продаж на 0,9 процентных пункта.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: М.: Эксмо, 2010. - 544 с.

2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7.02.1992 г., №2300-1 (ред. от 21.12.2010) // «Консультант Плюс».

3. Абрютина, М.С., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебно-практическое пособие. - М.: Дело и Сервис, 2010. - 256 с.

4. Аникин Б.А., Тряпухин А.П. Коммерческая логистика: - М.: Изд-во Проспект», 2008

5. Бланк И.А. Торговый менеджмент. К.: Эльга, Ника-Центр, 2010. - 784 с.

6. Брагин, Л.А. Организация и управление торговым предприятием: учебник. - М.: ИНФРА - М, 2009. - 303 с.

7. Брагин, Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп - М.: ИНФРА - М, 2008. - 560 с.

8. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность - М.: ИНФРА - М., 2006 г.

9. Волков, О.И. Экономика предприятия: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 416 с.

10.Ворст, И. Экономика фирмы: учебник. - М.: Высшая школа, 2009 - 272 с.

11.Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник для студентов высших учебных заведений / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 520.

12.Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 742 с.

13.Грузинов, В.П. Экономика предприятия: учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 535 с.

14.Кардашин, Л.И. Основы технологии товародвижения и организации торговли: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 133 с.

15.Михайлова, Е. Обслуживание покупателей в розничном бизнесе // Маркетинг. - 2009. - №6. - С. 15-19.

16.Панкратов Ф.Г., Серегина, К.К. Коммерческая деятельность: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА, 2007 г.

Похожие работы на - Организационно-экономическая характеристика магазина 'Евгения' ИП Шмакова Е.И. за 2009-2010 года

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!