Системный анализ в экономике

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    154,44 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Системный анализ в экономике

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Специальность Экономика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Системный анализ в экономике»


Исполнитель: Слабоуз А.А

Руководитель: Милек О.В.





Москва 2014

Контрольное задание 1

Задание 1 по теоретической части. Тема: «Основные положения теории систем»

Т.1.1 Назовите фундаментальные свойства систем. Обоснуйте, почему они называются фундаментальными. Фундаментальные свойства систем

·        Целостность. Это свойство подразумевает, что сила связей элементов внутри системы значительнее, чем сила связей элементов системы с элементами внешней среды.

·        Эмерджентность - появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её компонентов; когда возможности системы превосходят сумму возможностей составляющих её частей; общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов.

·        Иерархичность - каждый компонент системы может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (суперсистемы).

Эти свойства называются фундаментальными, так как являются общими для всех систем.

Т.1.2 Назовите специфические свойства систем. Обоснуйте, почему они называются специфическими

Специфические свойства системы: изоляция; взаимодействие; интеграция; дифференциация; централизация; децентрализация; стабильность, равновесие; регуляция; управление; саморегуляция; самоуправление; конкуренция.

Данные свойства называются специфическими, так как присущи не всем системам и встречаются в разных соотношениях.

Т.1.3 Назовите типы контурных связей и поясните, какую роль они играют в функционировании и развитии социально-экономических систем

Типы контурных связей:

·        причинно-следственные связи(показывает взаимодействие, в причинно-следственных связях следствие необратимо),

·        обратные связи(означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие; может быть отрицательной или положительной),

·        уравновешивающие связи(при действиях, направленных на изменение привычного хода событий, включаются уравновешивающие обратные связи, они уравновешивают факторы перемен, иногда данный тип связи приобретает негативный характер, например, когда уравновешивает рост)

·        усиливающие связи(усиливают как положительные аспекты, так и отрицательные),

·        упреждающие связи(возникает, когда ожидание будущего оказывает влияние на настоящее; может как улучшить результат, так и разрушить)

Контрольное задание 2

Задание 2 по теоретической части. Тема: «Методология системных исследований в экономике»

Т.2.1 Перечислите исходные допущения системного анализа

Исходные допущения системного анализа:

·        подчиненность социальных процессов определенным общественным целям и потребностям, которые задают программу их развития

·        Люди отличаются друг от друга.

·        Каждый действует в своих интересах.

·        Цели, представления и предпочтения людей со временем меняются

Т.2.2 Обоснуйте характерные особенности системных исследований в социально-экономической сфере

Особенностью социально-экономические системы является то, что функционирование и развитие системы зависит от поведения людей. В связи с этим задача исследования социально-экономической системы объяснить поведение коллективных образований через поведение их отдельных членов.

Так же характерная особенность системных исследований в социально-экономической сфере то, что критерием выбора выступает полезность (индивиды делают выбор, преследуя свои цели в тех пределах, которые допускаются окружающей действительностью).

Еще одна особенность системных исследований в социально-экономической сфере - выделение неодушевленных и одушевленных элементов системы и внешней среды. Неодушевленные элементы системы можно, практически беспрепятственно, использовать в целях системы (условно можно представить, что они имеют общую цель, которая и определяет их настоящий состав, структуру и отношения между ними). А одушевленные элементы системы имеют собственные интересы и цели.

Т.2.3 Дайте определения понятиям «ментальная модель», «институт», «ментальная ловушка», «институциональная ловушка». Приведите примеры

Ментальная модель - это глубоко укоренившиеся в сознании понятия, обобщения или даже картины и образы, которые действуют на то, как мы воспринимаем мир и действуем. Например, мы часто оцениваем людей в соответствии с ментальными моделями. Институт (от лат institutum - установление, учреждение) - совокупность норм права, охватывающих определённый круг общественных установлений. Примеры: государство, суд, армия, семья, школа и т.п. Ментальные ловушки - это пути, по которым безрезультатно мечутся наши мысли, отнимая время, энергию и не создавая никаких ценностей для нас. Примеры ментальных ловушек:

упорство(продолжать делать то, что обречено на провал). Примеры: Досматривать неинтересный фильм. Терять интерес к начатой игре. Хотеть прекратить что-либо делать, но не знать, чем заняться вместо этого.

амплификация(затрачивать на дело больше сил, чем нужно). Примеры: Заучивать наизусть свою речь. Сверяться со списком покупок в магазине.

фиксация(ждать чего-то, и, пока это не случится, не можем доделать начатое дело). Примеры: Следить по часам, как долго еще до назначенной встречи. Делать что-нибудь, лишь бы быть занятым. Ждать окончания скучного мероприятия.

реверсия (временная противоположность фиксации; при фиксации мы работаем над тем, чтобы ускорить наступление застывшего будущего. При реверсии мы пытаемся изменить необратимое прошлое). Примеры: Опоздать на встречу. Стыдиться, что мы не достигли цели. Говорить о том, что было бы, если бы мы выиграли.

опережение(начинать слишком рано, перерабатывать, когда можно добиться результата затратив гораздо меньше усилий). Примеры: Готовить несколько вариантов одного письма, отчета. Начинать решать задачу не получив еще всех условий, заданий.

противление(нежелание изменить курс действий, под воздействием внешних обстоятельств). Примеры: Погрузиться в игру на столько, что забыть обо всем остальном. Стоить планы, а затем быть вынужденным корректировать их.

затягивание(откладывание дела на потом, придумывая несущественные занятия). Примеры: Связывать одни дела с другими и ставить их в зависимость друг от друга. Давать обещания себе и другим. Медлить.

разделение(делать несколько дел одновременно, что по большей части ведет к провалу), ускорение(делать что-то с большей скоростью чем нужно). Пример: Быть в настоящем, но думать о будущем и прошлом.

регулирование(предписывать себе какое-то поведение в ситуации, где импульс был бы лучшим проводником). Пример: Мысленно отмечать, что другой мог бы сделать.

Институциональная ловушка - это неэффективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер, осуществляя изменения какого-то института вне связи с трансформацией правил по другим институтам, мы создаем тупиковую ситуацию для решения стоящих перед нами задач. Пример: Уклонение от налогов. Для того, чтобы граждане не уклонялись от налогов, они должны верить, что налоги будут потрачены на увеличение их благосостояния и при том - эффективным образом. Так как в России доверие к государству подорвано, в нашей стране проблема уклонение от налогов весьма острая.

Контрольное задание 3

Задание 3 по теоретической части. Тема: «Процедуры системного анализа»

Т.3.1 Характеризуйте процедуру целеполагания

Целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Процедура целеполагания: постановка генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с назначением системы, стратегическими установками и характером решаемых задач.

Т.3.2 Характеризуйте процедуру декомпозиции

Декомпозиция - научный метод, использующий структуру задачи и позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных, но более простых.

Декомпозиция, как процесс расчленения, позволяет рассматривать любую исследуемую систему как сложную, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь, также могут быть расчленены на части. В качестве систем могут выступать не только материальные объекты, но и процессы, явления и понятия.

Правила декомпозиции: 1)Каждое расчленение образует свой уровень, 2)Система расчленяется только по одному, постоянному для всех уровней, признаку, 3) Вычленяемые подсистемы в сумме должны полностью характеризовать систему.

Т.3.3 Характеризуйте процедуру измерений

Измерение - это процедура сравнения объектов по определенным показателям или характеристикам (признакам). Любое измерение включает в свой состав: объекты, показатели и процедуру сравнения. Измерения можно провести с помощью различных шкал. Выделяют четыре характеристики шкал: описание, порядок, расстояние и наличие начальной точки.

Описание предполагает использование единственного дескриптора или опознавателя для каждой градации в шкале. Например, “да” или “нет”; “согласен” или “несогласен”; возраст респондентов. Все шкалы имеют дескрипторы, которые определяют, что измеряется.

Порядок характеризует относительный размер дескрипторов (“больше чем”, “меньше чем”, “равен”). Не все шкалы обладают характеристиками порядка. Например, нельзя сказать больше или меньше “покупатель” по сравнению с “непокупателем”.

Такая характеристика шкалы как расстояние используется, когда известна абсолютная разница между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах. Респондент, который купил три пачки сигарет, купил на две пачки больше по сравнению с респондентом, купившем только одну пачку. Следует отметить, что когда существует “расстояние”, то существует и порядок. Респондент, купивший три пачки сигарет, купил их “больше чем” респондент, приобретший только одну пачку. Расстояние в данном случае равно двум.

Считается , что шкала имеет начальную точку, если она имеет единственное начало или нулевую точку. Например, возрастная шкала имеет истинную нулевую точку. Однако не все шкалы обладают нулевой точкой для измеряемых свойств. Часто они имею только произвольную нейтральную точку. Скажем, отвечая на вопрос о предпочтительности определенной марки автомобиля, респондент ответил, что он не имеет мнения. Градация “ не имею мнения” не характеризует истинный нулевой уровень его мнения. рактеристики шкал: описание, порядок, расстояние и наличие начальной точки.

Контрольное задание 4

Задание 4 по теоретической части. Тема: «Моделирование систем»

Т.4.1 Опишите синтаксис и назначение модели черного ящика

Модель « чёрного ящика »

Модель системы типа «чёрный ящик» отображает только связи системы со средой, в виде перечня "входов" и "выходов". Трудность построения модели " черного ящика " состоит в том, что надо решить, какие из многочисленных реальных связей включать, а какие не включать в состав модели. Кроме того, всегда существуют и такие связи, которые нам неизвестны, но они-то и могут оказаться существенными.

Название "черный ящик" образно подчеркивает полное отсутствие сведений о внутреннем содержании " ящика ". В этой модели задаются, фиксируются, перечисляются только входные и выходные связи системы со средой (даже "стенки ящика ", то есть границы между системой и средой, в этой модели обычно не описываются, а лишь подразумеваются, признаются существующими).

Автомобиль как чёрный ящик. Главная функция - перемещать объект. Вход - скорость неподвижного человека или груза, выход - высокая скорость.

Усилитель звука в концертном зале как чёрный ящик. Главная функция - усиливать звук. Вход - тихий звук голоса человека (через микрофон), выход - громкий звук (через громкоговорители).

Т.4.2 Опишите назначение и проблемы построения моделей состава и структуры социально-экономических систем

Основным методом исследования систем является метод моделирования, т. е. способ теоретического анализа и практического действия, направленный на разработку и использование моделей. Метод моделирования основывается на принципе аналогии, т. е. возможности изучения реального объекта не непосредственно, а через рассмотрение подобного ему и более доступного объекта, его модели.

Практическими задачами экономико-математического моделирования являются:

• анализ экономических объектов и процессов;

• экономическое прогнозирование, предвидение развития экономических процессов,

• выработка управленческих решений на всех уровнях хозяйственной иерархии.

Социально-экономические системы относятся, как правило, к так называемым сложным системам. Сложные системы в экономике обладают рядом свойств, которые необходимо учитывать при их моделировании, иначе невозможно говорить об адекватности построенной экономической модели.

Важнейшие из этих свойств:

• эмерджентность как проявление в наиболее яркой форме свойства целостности системы, т.е. наличие у экономической системы таких свойств, которые не присущи ни одному из составляющих систему элементов, взятому в отдельности вне системы. Эмерджентность есть результат возникновения между элементами системы так называемых синергических связей, которые обеспечивают увеличение общего эффекта до величины, большей, чем сумма эффектов элементов системы, действующих независимо. Поэтому социально-экономические системы необходимо исследовать и моделировать в целом;

• массовый характер экономических явлений и процессов. Закономерности экономических процессов не обнаруживаются на основании небольшого числа наблюдений. Поэтому моделирование в экономике должно опираться на массовые наблюдения;

• динамичность экономических процессов, заключающаяся в изменении параметров и структуры экономических систем под влиянием среды (внешних факторов);

• случайность и неопределенность в развитии экономических явлений. Поэтому экономические явления и процессы носят в основном вероятностный характер, и для их изучения необходимо применение экономико-математических моделей на базе теории вероятностей и математической статистики;

• невозможность изолировать протекающие в экономических системах явления и процессы от окружающей среды, чтобы наблюдать и исследовать их в чистом виде;

• активная реакция на появляющиеся новые факторы, способность социально-экономических систем к активным, не всегда предсказуемым действиям в зависимости от отношения системы к этим факторам, способам и методам их воздействия.

Выделенные свойства социально-экономических систем, естественно, осложняют процесс их моделирования, однако эти свойства следует постоянно иметь в виду при рассмотрении различных аспектов экономико-математического моделирования, начиная с выбора типа модели и кончая вопросами практического использования результатов моделирования.

Т.4.3 Опишите синтаксис и назначение SADT-модели (стандарт idef0)

(акроним от англ. Structured Analysis and Design Technique) - методология структурного анализа и проектирования, интегрирующая процесс моделирования, управление конфигурацией проекта, использование дополнительных языковых средств и руководство проектом со своим графическим языком. Процесс моделирования может быть разделен на несколько этапов: опрос экспертов, создание диаграмм и моделей, распространение документации, оценка адекватности моделей и принятие их для дальнейшего использования. Этот процесс хорошо отлажен, потому что при разработке проекта специалисты выполняют конкретные обязанности, а библиотекарь обеспечивает своевременный обмен информацией.- Function Modeling - методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов. Отличительной особенностью IDEF0 является её акцент на соподчинённость объектов. В IDEF0 рассматриваются логические отношения между работами, а не их временна́я последовательность (WorkFlow).

Стандарт IDEF0 представляет организацию как набор модулей, здесь существует правило - наиболее важная функция находится в верхнем левом углу, кроме того есть правило стороны : - стрелка входа приходит всегда в левую кромку активности, - стрелка управления - в верхнюю кромку, - стрелка механизма - нижняя кромка, - стрелка выхода - правая кромка.

Описание выглядит как «чёрный ящик» с входами, выходами, управлением и механизмом, который постепенно детализируется до необходимого уровня. Также для того чтобы быть правильно понятым, существуют словари описания активностей и стрелок. В этих словарях можно дать описания того, какой смысл вы вкладываете в данную активность либо стрелку.

Также отображаются все сигналы управления, которые на DFD (Диаграмме Потоков Данных) не отображались. Данная модель используется при организации бизнес-проектов и проектов, основанных на моделировании всех процессов: как административных, так и организационных.

Т.4.4 Назначение и спецификация эконометрических моделей

Задачи, решаемые с помощью эконометрической модели можно классифицировать по трем признакам: 1) по конечным прикладным целям; 2) по уровню иерархии; 3) по профилю анализируемой эконометрической системы.

По конечным прикладным целям выделяют две основные задачи: - прогноз эконометрических и социально-экономических показателей, характеризующих состояние и развитие анализируемой системы; - имитация возможных сценариев социально-экономического развития системы.

По уровню иерархии задачи делятся: - задачи макроуровня (страна в целом); - задачи мезоуровня (регионы, отрасли, корпорации); - микроуровень (семья, предприятие, фирма).

По профилю анализируемой экономической системы выделяют задачи, направленные на изучение: - рынка; - инвестиционной, финансовой или социальной политики; - ценообразование; - распределительных отношений; - спроса и потребления; - комплекса проблем.

Под спецификацией модели понимают выбор того или иного вида функциональной зависимости (уравнения регрессии), что не столь просто, т.к. часто одни и те же данные могут на первый взгляд одинаково хорошо приближаться различными кривыми (функциями). Однако же величина случайных ошибок не будет одна и та же для таких спецификаций модели, и сведение остаточного члена к минимуму позволяет выбрать наилучшую спецификацию.

Т.4.5 Назначение и порядок построения моделей структурной динамики

Модель динамики системы Форрестера построена на основании принципов системной динамики - метода изучения сложных систем с нелинейными обратными связями, который до этого сам Форрестер со своими сотрудниками разрабатывал с конца 50-х годов. Аналитические основы построения модели, предназначенной для имитации мировых процессов, были рассмотрены в его предыдущих работах, посвященных изучению промышленных и урбанизированных систем . Качественный скачок заключался лишь в том, чтобы перейти от подобных микросистем к глобальной макросистеме.

Метод моделирования динамики системы (Дж.Форрестер) отражает:

) логики замкнутого цикла управления и роли каждого решения в ее функционировании,

) взаимосвязи и взаимообусловленности решений, процессов и результатов деятельности(цикл «текущие решения - последующие события»;

) динамики осуществляемых процессов и параметров, характеризующих деятельность системы во внешней среде

Элементы модели :

• называемые резервуарами накопления внутри системы, которые возникают из-за отсутствия точного соответствия в каждый данный момент времени между поступлением и уменьшением чего-либо;

• управляемые потоки, отражающие движение чего-либо и переносящие содержимое одного резервуара (уровня) к другому;

• называемые функциями решений установленные правила принятия решений, которые обуславливают соответствующие потоки;

• информация, используемая при принятии управленческих решений

Назначение модели:

Выявление системных архетипов (- похожие сюжеты, возникающие при исследовании различных систем).

Выявление паттернов( - закономерности, описывающие основные сочетания элементов в исследуемой системе).

Контрольное задание 5

Задание 5 по теоретической части. Тема: «Модели поведения человека и обществ»

экономический архетип декомпозиция

Т.5.1 Дайте определения и приведите примеры системного архетипа и системного паттерна

Системные архетипы -похожие сюжеты, возникающие при исследовании различных систем. (пример: ангелы и демоны)

Паттерны - закономерности, описывающие основные сочетания элементов в исследуемой системе. Повторяющиеся события - явный признак того, что они появились в результате действия некоторого системного механизма. (пример: Флаг - модель консолидации в пределах восходящего тренда (напоминает параллелограмм). Как правило, длится от трех дней до трех недель.)

Т.5.2 Дайте определения и приведите примеры личностного архетипа и личностного паттерна

Архетип (греч. arche - начало и typos - образ; первообраз, проформа) - понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в “аналитической психологии”, разработанной Юнгом. К. Г. Юнг назвал основные архетипы: самость, персона, тень, анима и анимус, мать, отец, ребенок, герой, трикстер. Архетипические содержания бессознательного констеллируют в значимых ситуациях индивидуальной жизни, и их влияния, как правило, неосознаваемы для личности.

Паттерн - устойчивая группа связей, существующая в памяти - индивидуальной или коллективной. Например, все мы можем представить себе паттерн под названием «День рождения»: подарки, открытки, поздравления, праздник, торт, свечки, тягание за уши и т.д. Вся эта группа слов и будет паттерном дня рождения.

Т.5.3 Опишите порядок построения и назначение системных диаграмм

Диаграммами называют графическое представление числовых данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

Правила построения диаграмм обеспечивают следующие возможности, необходимые методологии системного анализа:

Использование универсальной синтаксической единицы (IDEF0- блока) позволяет обеспечить доступность изложения и необходимые выразительные средства.

Ограничение сложности диаграммы обеспечивается ограничением количества блоков на ней. Рекомендуемое число блоков от 3 до 6.

Взаимное положение блоков на диаграмме позволяет подчеркнуть важность одних функций по отношению к другим. Это свойство называется доминированием блоков. Блок, расположенный в левом верхнем углу диаграммы, является наиболее доминантным, в правом нижнем - наименее. Более доминантный блок накладывает ограничения на выполнение менее доминантных за счет того, что результат его деятельности (выход) может быть одним из входов (вход, управление, механизм) для менее доминантного блока. Этим можно подчеркнуть как последовательность выполнения функций во времени (менее доминантная выполняется после более доминантной, т.к. только в этом случае для нее сформирована вся входная информация), так и подчеркнуть зависимость одного процесса от другого.

При разработке диаграммы обязательно учитываются и корректируются параметры декомпозируемого блока. Это позволяет более четко изложить задачи и функции блока в диаграмме верхнего уровня. В то же время достигается полное соответствие интерфейсов блока и диаграммы декомпозиции.

Все функции на диаграмме должны иметь приблизительно одинаковый уровень сложности, чтобы она давала цельную картину, дающую представление о декомпозируемом блоке.

Контрольное задание 6

Задание 6 по теоретической части. Тема: «Управление с системных позиций»

Т.6.1 Кратко характеризуйте виды моделей, используемых в исследовании проблем управления и поддержке процесса выработки управленческих решений

Модель «мозгового штурма». Обычно при проведении мозговой атаки, или сессий КГИ, стараются выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления участников КГИ и высказывания ими новых идей; для этого рекомендуется приветствовать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей проводится позднее), не допускается критика, не объявляется ложной идея и не прекращается обсуждение ни одной идеи. Требуется высказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться создавать как бы цепные реакции идей.

Методы типа «сценариев». Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценариев. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени. Однако позднее обязательное требование временных координат было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен. Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели (в этом собственно и заключается основная роль сценария), но и содержит, как правило, результаты количественного технико-экономического или статистического анализа с предварительными выводами.

Методы экспертных оценок. Формы экспертного опроса: разные виды анкетирования, интервью. Подходы к оцениванию (ранжирование, нормирование, различные виды упорядочения и т.д.). Метод экспертных оценок включает обработку результатов опроса, требования к экспертам и формированию экспертных групп, вопросы тренировки экспертов, оценку их компетентности (при обработке оценок вводятся и учитываются коэффициенты компетентности экспертов, достоверности их мнений), методики организации экспертных опросов. Выбор форм и методов проведения экспертных опросов, подходов к обработке результатов опроса и т.д. зависит от конкретной задачи и условий проведения экспертизы.

Методы типа «Делъфи». Метод «Дельфи», или метод «дельфийского оракула», первоначально был предложен О. Хелмером и его коллегами как итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при повторении заседаний и повышении объективности результатов. Основные средства повышения объективности результатов при применении «Дельфи»-метода - использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.

Метод «Дерево целей». Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения обшей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями нижележащих уровней или, начиная с некоторого уровня, - функциями. Как правило, термин «дерево целей» используется для иерархических структур, имеющих отношения строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае «слабых» иерархий. При использовании метода «дерево целей» в качестве средства принятия решений часто вводят термин «дерево решений». При применении «дерева» для выявления и уточнения функций управления говорят о «дереве целей и функций». При структуризации тематики научно-исследовательской организации удобнее пользоваться термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов - термином «дерево направлений развития».

Метод морфологического подхода. Основная идея морфологического подхода - систематически находить наибольшее число, а в пределе - все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах. Отправные точки морфологического исследования: 1) равный интерес ко всем объектам морфологического моделирования; 2) ликвидация всех ограничений и оценок до тех пор, пока не будет получена полная структура исследуемой области; 3) максимально точная формулировка поставленной проблемы. Существует ряд отдельных способов (методов) морфологического моделирования: метод систематического покрытия поля (МСПП), метод отрицания и конструирования (МОК), метод морфологического ящика (ММЯ), метод экстремальных ситуаций (МЭС); метод сопоставления совершенного с дефектным (МССД), метод обобщения (МО).

Т.6.2 Перечислите основополагающие положения системного подхода к управлению

Системный подход к управлению производством (организацией) получил наибольшее распространение в США и используется практически во всех странах. Он предполагает рассмотрение фирмы как сложной системы, состоящей из различных подсистем, функции которых зависят от стоящих перед каждой из подсистем целей и задач. Этим обусловлена классификация подсистем, составляющих либо организационную структуру фирмы, либо производственную структуру.

Для выражения сути системы используются различные средства: графические, математические, матричные, «дерево решений» и др. каждое из этих средств не может полностью отразить суть системы, которая состоит во взаимосвязи ее элементов.

Всестороннее изучение связей элементов (подсистем) необходимо для построения модели объекта управления - фирмы или предприятия. Эксперименты с моделью дают возможность совершенствовать управленческие решения, то есть находить наиболее эффективного достижения общих целей.

Т.6.3 Кратко характеризуйте роль и функции систем информационной поддержки управления

Управление социальными системами, их подсистемами и организациями предполагает производство, воспроизводство и применение различных видов информации. Оно включает:

·        Производство информации в виде научных исследований, изобретений, открытий; обобщения практического опыта в области производства, культуры, образования, социально-политической жизни и т.д.;

·        Сбор, отбор, оценка информации, необходимой для управления;

·        Аналитико-синтетическая переработка информации (библиографическое описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование, перевод, кодирование);

·        Хранение и поиск информации;

·        Размножение и распространение информации, передача ее потребителю;

·        Использование информации;

·        Контроль за эффективностью использования информации.

Задание 7 по теоретической части (по всему материалу дисциплины)

Т.7.1 Перечислите ингредиенты системного мышления

Ингредиенты системного мышления:

·        Понимание взаимодействий элементов системы между собой и системы с внешней средой

·        Понимание свойств системы как целого

·        Контурное мышление(важно понимать причины причин и последствия последствий)

·        Системный подход к управлению и решению проблем

·        Понимание узкого места системы, корневых причин проблем, природы вариабельности системы, поведения системы, влияния решений на результаты деятельности (достижение целей) системы в целом

Т.7.2 Охарактеризуйте основополагающие идеи для поиска решения проблем

Информационный подход.

С точки зрения информационного подхода задача - это различие между двумя состояниями; задача считается решённой, когда признаки имеющегося и требуемого состояния идентичны. Таким образом, процесс решения задачи имеет место, когда организм или система искусственного интеллекта осуществляет переход из данного состояния в желаемое целевое состояние.

Представители информационного подхода исходили из того, что человек, так же как компьютер, оперирует символами (знаками), следовательно, вычислительные машины можно «использовать как устройства для имитации процесса человеческого мышления». Модели решения задач, которые они создавали, зачастую одновременно представляли собой компьютерные программы (наиболее известный пример - «Универсальный решатель задач» (англ.) Ньюэлла и Саймона, созданный в 1957 году).

Линдсей и Норман описывают решение задач следующим образом: вся имеющаяся на данный момент информация, относящаяся к задаче, называется состоянием осведомлённости. Решение задачи представляет собой последовательный переход от одного состояния осведомлённости к другому, а затем к следующему и т. д., пока не будет достигнуто требуемое окончательное состояние осведомлённости, т. е. решение. Такие переходы осуществляются с помощью операторов - средств, уменьшающих разрыв между наличным состоянием осведомлённости и тем состоянием, которое последует за ним. Нахождение операторов и составляет главную сложность при решении задачи.

Возможны две стратегии решения: прямой и обратный поиск. 1. При прямом поиске «человек сначала испытывает какой-то метод подхода к задаче, а затем смотрит, продвинулся ли он вперёд в результате его применения». 2. При обратном поиске «человек рассматривает искомое решение, задаваясь вопросом: какой предварительный шаг необходим для того, чтобы прийти к нему? После определения этого шага определяется шаг, непосредственно ему предшествующий, и т. д., в лучшем случае - вплоть до отправной точки, заданной в постановке исходной задачи». Обратный поиск осуществляется с помощью анализа средство-результат (сопоставления средств и целей): на каждом шаге данная промежуточная цель сравнивается с наличным состоянием осведомлённости и находится оператор - средство, уменьшающее разрыв.

Имеются два вида операторов: 1) алгоритмы (совокупность правил, гарантирующих результат) и 2) эвристические приёмы (для сложных задач, где не найдены алгоритмы).

Т.7.3 Объясните понятие узкого места и подход к управлению по принципу ведущего звена

Узкое место - явление, при котором производительность или пропускная способность системы ограничена одним или несколькими компонентами или ресурсами. В соответствующем англоязычном термине (англ. bottleneck) прослеживается аналогия с горловиной бутылки, узость которой не позволяет вылить или высыпать всё её содержимое сразу, даже если её перевернуть. При увеличении её ширины увеличивается и скорость, с которой бутылка опустошается. Относительно бизнеса, узким местом организации является то, что снижает её производительность.

Принцип выделения ведущего звена (ликвидации узких мест) предполагает выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения.

Индивидуальное задание

Проблема: обеспечение гибкости бизнеса.

Проблемосодержащая система: Компания А, занимающаяся производством и продажей электроники.

Практическое задание 1

П.1.1 Обоснуйте выделение границ системы и ее цель(и). Поясните, с какой позиции будет проводиться системное исследование и почему?

Границы системы - Компания А, все ее компоненты и явления, происходящие внутри. Границы системы необходимы и для того, чтобы определить, какие компоненты можно считать находящимися под контролем лица, принимающего решение, а какие остаются вне его внимания.

Системное исследование будет проводиться с позиции управляющего Компанией, так как только с этой позиции(заинтересованного лица в эффективной работе Компании) можно оценить важность гибкости бизнеса, проблемы достижения и пути осуществления данной цели.

П.1.2 Определите состав внутренней среды системы (подсистемы, элементы). Сформулируйте используемые вами признаки классификации элементов и подсистем системы. Объясните выбранный уровень детализации системы

Состав внутренней среды Компании А:


В основе деления на подсистемы я взяла организующую схему Рона Хаббарда. Эта схема представляет собой схематическое изображение организации и отображает все функции необходимые для успешной деятельности любой группы. По существу, она описывает идеальную организационную структуру для любой деятельности.

П.1.3 Определите и обоснуйте состав внешней среды системы. Сформулируйте используемые вами признаки классификации составных частей надсистемы

Внешняя среда(надсистема) системы «Компания А» будет включать: потребителей, поставщиков, конкурентов, муниципальные органы, инфраструктуру. Назовем эту надсистему «системой деловой среды».

Надсистема «системы деловой среды» включает: рынок товаров и услуг, климатические условия, государственное устройство, экономические условия, политические условия, правовую сферу, уровень технологий, международные связи, социально-культурную сферу. Назовем эту систему «макроокружение».

Признак классификации: степень взаимодействия с системой «Кампания А».

Практическое задание 2

П.2.1 Характеризуйте заинтересованные стороны. Сформируйте проблематику системного исследования

Заинтересованные стороны в обеспечении гибкости бизнеса - владельцы и управляющие Компании А.

Проблематика системного исследования: обеспечение гибкости бизнеса.

Пути обеспечения гибкости бизнеса:

1. Сокращение цикла вывода нового продуктового предложения на рынок. Проблематика: сложность в быстром изготовлении некоторых видов продукции.

2. Сокращение минимального объема поставок. Проблематика: тяжелые, непредсказуемые климатические условия в стране, плюс большие расстояния делают перевозку дорогостоящей, в следствии чего экономически не рационально делать небольшие заказы у поставщиков.

3. Сокращение цикла принятия решений. Проблематика: ограничения со стороны государственных органов.

4. Сокращение цепочки принятия решений. Проблематика: недостаточная компетентность кадров.

5. Замена постоянных затрат переменным. Проблематика: недостаточно развитая инфраструктура, стоимость услуг слишком дорогостоящая.

П.2.2 На базе базовой методики системного анализа разработайте методику ad-hoc. Обоснуйте вашу разработку

Методика ad-hoc для обеспечения гибкости бизнеса:

. Сокращение цикла вывода нового продуктового предложения на рынок.

Любой рынок меняется. Компания, которая сможет быстрее и с невысокими затратами ответить на изменение самого рынка или на изменение своего понимания рынка, безусловно, выиграет: она раньше предложит рынку то, что ему нужно, и раньше перестанет предлагать то, что рынку не нужно. Такая быстрота однозначно обернется звонкой монетой. Крайним проявлением такой гибкости является способность компании мгновенно и без дополнительных затрат реагировать на индивидуальные запросы каждого клиента. Так не бывает? А возьмем, к примеру, Internet-компанию, производящую футболки с рисунками, которые клиенты сами создают. Любые ваши капризы реализуются в течение пары дней, при этом все затраты минимальны и заведомо покрываются, так как все футболки производятся под конкретные заказы.

. Сокращение минимального объема поставки

Представим себе два магазина, которые продают одно и то же. Но один может делать у поставщиков небольшие заказы, а другой вынужден заказывать сразу большими партиями. Кто окажется в более выгодном положении? Конечно, тот, кто может заказывать маленькими порциями: он будет более точно следовать за изменениями рынка. И его потери или недополученная прибыль будут минимальны. Разумеется, большое количество небольших заказов, если их обработка не автоматизирована, будет делом слишком дорогим и сложным и «убьет» все преимущества такого заказа. Вот так мы и подходим к выводу: гибкость без автоматизации зачастую невозможна…

. Сокращение цикла принятия решений

Вся жизнь любой компании строится вокруг множества управленческих циклов, каждый из которых имеет примерно такую структуру: планируем - отправляем на исполнение - оцениваем результат исполнения - оцениваем отклонение от запланированного и необходимость корректирующих воздействий - и далее все по новой. Не надо никого убеждать в том, что если этот цикл будет выполняться быстрее и чаще, то будет лучше. Представим себе капитана корабля, который только раз в сутки поднимается на мостик, сверяется с картой, оглядывает горизонт и задает направление движения, которое ни при каких обстоятельствах не должно изменяться до следующего подъема капитана на мостик. А если за эти сутки изменилась погода или подкрался айсберг? Разумеется, мы будем ожидать от капитана, что он поднимается на мостик и прикладывается к биноклю чаще. Так и компании можно посоветовать стать более гибкой, пересматривать свои планы чаще, чем раз в год, в идеале перейдя к планированию, контролю и корректировке планов буквально в реальном времени.

. Сокращение цепочки принятия решений

А еще бывает, что у компаний цепочка от осознания необходимости действия до принятия решения о действии слишком длинна. Представим: в каком-то райцентре в местном офисе компании сидит менеджер и видит, что по спущенным из штаб-квартиры ценам продать ничего нельзя. Но он не уполномочен менять цены - он может только рапортовать наверх, региональному менеджеру в областном центре. Тот тоже ничего не решает - рапортует выше. И так далее. А в штаб-квартире ждут, когда придет статистика со всех регионов - и только тогда принимают (может быть) решение об изменении цен, которое и доводят сверху вниз по цепочке. И вот менеджер в райцентре получает новые цены и грустно ухмыляется: за время, прошедшее с его рапорта, рынок уже потерян, бизнес не восстановить, да и вообще он уже собрался уходить к локальным конкурентам. Если бы решение принималось быстрее, этих разрушительных последствий не было бы. Такого ускорения можно добиться разными способами. Например, за счет ИТ, ускоряя процесс сбора, консолидации и анализа статистики. Или за счет децентрализации, когда принятие тех или иных решений делегируется на места.

. Замена постоянных затрат переменными

Представим, что нашим сотрудникам по долгу службы приходится много ездить по городу. И мы заводим собственный автопарк. Потом оказывается, что бизнес как-то не пошел, сотрудники стали меньше ездить, да и вообще часть из них уволили. А автопарк живет: машины амортизируются, обслуживаются... Потом вдруг бизнес опять наладился. Снова наняли сотрудников - еще больше, чем было вначале - и они стали активно ездить. Транспорта не хватает, заказы срываются, все ругаются, а руководство не спешит увеличивать автопарк: вдруг бизнес снова уйдет в минус… Но можно представить другой подход: мы арендуем автомобили. Стало их слишком много - отказались от избытка. Стало мало - взяли дополнительно. Или еще более радикально: пусть тот, кому надо ездить, ездит на такси! Что ж, при определенных условиях этот подход имеет право на существование. В чем смысл гибкости в этом примере? В том, что мы постоянные затраты, которые никак не зависят от объемов нашего бизнеса (затраты на покупку собственных легковушек, а в дальнейшем - на их обслуживание) заменяем переменными затратами, которые пропорциональны объему бизнеса (затраты на лизинг или на такси). Затраты теперь гибко следуют за объемом бизнеса.

П.2.3 Перечислите формальные и неформальные институты, генезис которых нужно изучить в рамках системного исследования выбранной проблемы

Институты генезис которых нужно изучить: металлургический комплекс, рынок электроники, инновационные технологии, различные слои общества(семьи, рабочий класс, элитарную группу, учащиеся и т.п.), особенности менталитета граждан страны.

Практическое задание 3

П.3.1 Проанализируйте, имеет ли место феномен смещения целей? Обоснуйте суть и факторы такого смещения

П.3.2 Обоснуйте, как должна быть проведена декомпозиция системы. Опишите результат декомпозиции. Перечислите трудности, с которыми вы столкнулись при декомпозиции системы

Декомпозиция системы для решения проблемы обеспечения гибкости бизнеса:


. Сокращение цикла вывода нового продуктового предложения на рынок

·        ускорение разработки нового продукта(необходимы новые технологии и квалифицированные кадры)

·        улучшение способа поставки продукта на рынок

·        введение новых способов изготовления продукта

. Сокращение минимального объема поставок.

·        поиск новых (более выгодных) поставщиков

·        внедрение новых способов перевозки

. Сокращение цикла принятия решений.

·        Нанять новых квалифицированных специалистов в отдел планирования

·        Ввести ежемесячные совещания по поводу принятия новых планов

·        Внедрить систему контроля сроков

. Сокращение цепочки принятия решений.

·        Нанять новых квалифицированных специалистов

·        Ввести вспомогательные инструменты внутреннего обучения для сотрудников: базы знаний, наглядные инструкции

·        Наделить правами принятия решений сотрудников более мелкого ранга

·        Внедрить систему внутренних коммуникаций

. Замена постоянных затрат переменным.

·        Поиск выгодных условий аренды необходимого оборудования

·        Поиск выгодных условий по предоставлению необходимых услуг

Трудности декомпозиции системы: понять причины проблемы, четко разделить на конкретные задачи, дойти до глубинной сути каждого аспекта декомпозиции.

П.3.3 Опишите требуемые для исследования факты и данные. Аргументируйте выбор измерительных шкал. Поясните выбор источников данных

Требуемые для исследования факты и данные:

Информация по предпочтению в домашней электронике разных слоев населения, данные о потребностях в электронике в офисах и на предприятиях, данные о спросе на разные виды электроники( телефоны, плееры, персональные компьютеры и т.д.), данные о спросе на разные виды электроники( по районам), данные о наиболее выгодных условиях для размещения производства(где недорогая рабочая сила и т.п.).

Все необходимые данные лучше брать из официальных источников таких, как: CIA - The World Factbook, «Федеральная служба государственной статистики» и т.п.

Практическое задание 4

П.4.1 Обоснуйте, какие методы моделирования нужно использовать в исследовании данной проблемы

В исследовании проблемы «обеспечение гибкости бизнеса» можно использовать модель динамики системы Форрестера. Она отражает роли каждого решения в ее функционировании, дает возможность просмотреть разные варианты событий в зависимости от того, какое решение примет Компания А.

П.4.2 Постройте и аргументируйте спецификации моделей, помогающих в данном исследовании

Модель динамики системы Форрестера:


Жирные стрелки - решения, тонкие стрелки - поступление информации.

Из Макроокружения и Деловой среды Компания А получает необходимую информацию для принятия решений по экономической деятельности и адаптации бизнеса под меняющиеся условия. На эти решения Деловая среда и Макроокружение соответственно реагирует, предпринимая свои решения и действия относительно Компании А.

С помощью этой модели мы видим необходимость в постоянной адаптации своего бизнеса под меняющиеся условия окружающей действительности. Если мы не сможем принять грамотное решение(адаптировать производство под данные условия), то получим в ответ соответствующую негативную реакцию от окружающего мира. Эти реакции будут накапливаться как снежный ком. Задача Компании А, что бы этот «снежный ком» состоял из выгодных для бизнеса реакций Деловой среды и Макроокружения.

Практическое задание 5

П.5.1 Объясните поведение заинтересованных сторон

Заинтересованные стороны, т.е. владеющий Компанией А, директор и все сотрудники Компании А будут добиваться гибкости бизнеса. Все действия и решения заинтересованных лиц будет направленно на адаптацию предложения Компании А под спрос на продукцию данной компании.

П.5.2 Проанализируйте взаимовлияние системы и личности

Система, в которой находится человек, черезвычайно сильно влияет на него, его мысли, поведение и даже на саму суть человека, на его личность.Система, в котрой человек живет активно влияет на личностые качества, на характер и предпочтения. Изначально люди должны были полностью подстраиваться под систему, чтобы выжить. Но сейчас человек сам активно влияет на систему, в которой находится, изменяет, подстраивает под свои нужды.

П.5.3 Напишите, какие основные архетипы и паттерны в жизни современного общества, вы выявили

К.Г. Юнг показал, что основные жизненно по­буждающие силы индивидуальной психики и психологиче­ских паттернов целых культур - это, несомненно, проявле­ния «архетипичных» факторов человеческой психики. Эти ар­хетипы свойственны психологическому слою жизни . Юнг на­звал этот психический субстрат «коллективным бессознатель­ным» и описывал архетипы как универсальные принципы, лежащие в основе всей психологической жизни (индивиду­альной и коллективной) и мотивирующие ее.

Сюжеты архетипов могут приходить из сказок и эпоса народа, также передаваться по роду в более уточнённом, менее абстрактном виде (например, особая модель отношений муж-жена или дочь-мать, как себя должен вести отец в данном роду, определённый жизненный сценарий у дочерей, безсознательное повторение выборов и судеб родственников), усваиваться из литературных произведений. Относительно недавно добавились кинофильмы, мультфильмы, СМИ и реклама (например, внушения на тему того, что должны покупать настоящие домохозяйки, как нужно отдыхать мужчине с достатком выше среднего, по каким параметрам следует разумному человеку определять качество товара, какую жвачку жуют те, кто нравятся девушкам, на что необходимо ориентироваться и как надо себя вести, формируется архетипический представитель определённого социального слоя).

В современных фильмах, клипах, телешоу преобладает агрессия, распитие спиртного, курение, бранная лексика и некоторая распущенность - всё это преподносится как черты ключевых героев, и частью людей воспринимается как примеры для подражания и норма поведения. Через некоторое время это может стать стандартом среди больших групп людей, т.к. преобладающие в обществе мифы формируют мировоззрение людей, задают ориентиры и желания к которым они стремятся и реализуют в своём поведении, воплощают в жизнь. Отсюда видно насколько велико влияние детских сказок и преданий, которые рассказываются ребенку в детстве, и как важны хорошие душевные истории, находящихся на более высоком уровне, чем подавляющее большинство современных произведений.

Практическое задание 6

П.6.1 Сформулируйте и обоснуйте цель управления

Цель управления Компанией А - максимизировать прибыль. Для того чтобы достичь максимальной прибыли в первую очередь необходимо, чтобы продукт пользовался спросом на рынке. Так как спрос покупателей на электронику постоянно меняется, на что влияют такие факторы, как мода, развитие технологий, социальный статус и т.п., следовательно, чтобы поддержать уровень спроса на продукт, необходимо постоянная адаптация этого продукта под потребности потребителей(т.е. обеспечить гибкость бизнеса).

П.6.2 Проанализируйте организационную структуру управления и механизмы внеструктурного управления

Организационная структура управления - совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений.

Элементы организационной структуры управления:

·        самостоятельное структурное подразделение - административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько функций управления;

·        звено управления - одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняют определенную функцию управления;

·        управляющая ячейка - отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, выполняющее одну или несколько специальных функций менеджмента.

Между элементами существуют связи:

·        горизонтальные - носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;

·        вертикальные - связи подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, делятся на линейные и функциональные.

Для того чтобы организационная структура была адекватной требованиям рынка, необходимо соблюдать следующие принципы (требования).

·        Принцип неизбежности организационных изменений. В соответствии с данным принципом считается, что структурные изменения в организации объективно необходимы. Они должны быть связаны с главными стратегическими возможностями повышения эффективности системы: созданием новых видов продукции и технологий ее производства; изменением пропорций (долей) выпуска продукции, мощностей и технологий ее производства.

·        Принцип направленности организационных преобразований. Учет данного принципа должен показать устранение рассогласования между структурой целей и структурой организации, которое может быть либо превентивным, либо оперативным. Как правило, разработка мер организационного сопровождения стратегических планов развития организации уменьшает возможность появления и накопления дисфункций системы. Однако это не гарантирует отсутствия проблем, поэтому необходимы ситуационные действия по их выявлению и решению.

·        Принцип сочетаемости скачкообразных и эволюционных процессов. Согласно данному принципу возможность структурных скачкообразных изменений в организации как реакции на возникшую проблему должна быть минимизирована. Это достигается путем повышения качества целеполагания и мерами по организационной поддержке концепции развития предприятия. Применение гибких организационных структур, позволяющих нейтрализовать скачкообразные процессы, уменьшает скорость распространения дисфункций в жестких структурах. Разработка проектов организационного сопровождения стратегических планов хозяйственной организации с учетом возможностей и угроз внешнего окружения делает процесс организационно-структурного развития систематическим.

·        Принцип комплексности организационных нововведений. Основываясь на данном требовании, следует знать, что реорганизация не может быть локализована в отдельных структурных блоках системы, она охватывает всю организацию и, как правило, носит глубокий качественный и необратимый характер. Вследствие этого внедрение организационных нововведений желательно осуществлять на стадии «зрелости» организации, чтобы сохранившиеся положительные силы могли быть направлены на решение новых задач управления.

·        Принцип участия персонала в процессе организационных преобразований. Данный принцип предполагает необходимость открытых и честных дискуссий по ключевым вопросам организационных нововведений уже в ходе их проектной проработки, введение системы стимулирующих факторов, покрывающих возможные потери от их внедрения. Источником сопротивления служит субъективный элемент системы, именно поэтому мотивационный механизм его активизации является актуальной проблемой современного управления.

П.6.3 Аргументируйте принципы, по которым следует организовывать сбор, обобщение и коммуникацию информации для успешного управления. Систематизируйте проблемы информационного обеспечения на современном этапе

Важнейшими принципами организации информационного обеспечения являются:

·        создание процесса интегрированной обработки данных;

·        упорядочение и централизация хранения информации;

·        агрегация данных в зависимости от уровня принятия решений;

·        возможность постоянного наращивания емкости информационной базы и количества пользователей.

В современных компаниях могут существовать проблемы информационного обеспечения. Например, такие как:

·        невозможно узнать историю вопроса: кто был инициатором, каковы были исходные документы и содержательные основания, почему и кем было принято конкретное решение;

·        отсутствует возможность найти нужные документы или даже получить сведения об их существовании;

·        не получается извлечь адекватную запросу информацию из документов, в которых она содержится; документы "движутся" медленно, на какой стадии находится процесс, никому не известно, важные бумаги иногда теряются;

·        появляются дублирующие или противоречивые документы;

·        поручения подготовить документы не осуществляются в срок или вообще не выполняются.

Практическое задание 7

П.7.1 Опишите, в чем проявляется исследуемая проблема. Какие решения принимались для ее разрешения. Какие соображения нужно принять во внимание, чтобы решить эту проблему в ее сути?

Проблема гибкости бизнеса напрямую связана с развитием компании, как известно не все процессы в каждой компании происходят равномерно, то есть рост выручки не всегда идет параллельно с ростом кадрового потенциала или с усилением инфраструктуры компании. Кроме того, управление большим штатом требует ввода определенных процедур, проверок, отчетов и т.д., что приводит к усложнению деятельности, бюрократии и повышению трудоемкости. Требуется и более разветвленная организационная структура, с сильными руководителями, которые вертикально интегрированы в структуру управления. Ну а все сотрудники с ростом компании все больше и больше нуждаются в средствах общения, постановки задач и оперативных обсуждений. Получается, что рядовые сотрудники не обеспечены полномочиями знаниями для ведения деятельности, должны согласовывать все и советоваться по любому поводу.

Предпринятые решения для разрешения проблемы:

. Сокращение цикла вывода нового продуктового предложения на рынок.

. Сокращение минимального объема поставок.

. Сокращение цикла принятия решений

. Сокращение цепочки принятия решений.

. Замена постоянных затрат переменным.

. Ввод структуры компании с несколькими уровнями управления, в ней должна быть четко прописана иерархия.

. Внедрение системы внутренних коммуникаций и контроля сроков.

. Ввод практики ежемесячного, или ежеквартального внутрикорпоративного обращения руководства к персоналу.

. Внедрение вспомогательных инструментов внутреннего обучения для сотрудников: базы знаний, наглядные инструкции.

П.7.2 Объясните с использованием ранее построенных моделей эмерджентные свойства и поведение системы

Если взять в отдельности какой-либо компонент системы «Компания А» и вытащить его из системы, он потеряет все свои функции, которые имел в данной системе. Например, если взять отдельно Директора и забыть про существование Компании А, то он из Директора Компании А превратиться в обычного человека. Так же и с Компанией А, если ее убрать из Деловой среды и Макроокружения смысл существования Компании А пропадет.

П.7.3 Обоснуйте корневую причину исследуемой проблемы

Найдем корневую причину проблемы обеспечения гибкости бизнеса методом дерева ошибок. Это визуальная техника, используемая для анализа корневых причин. В направлении сверху вниз выполняется идентификация всех потенциальных причин, которые приводят к возникновению проблемы. На последнем этапе выявляется корневая причина, и проблема из неизвестного состояния переходит в известное.

Корневые причины:

. Длинный цикл вывода нового продуктового предложения на рынок

. Большой объем поставок

. Большой цикл принятия решений

. Большая цепочка принятия решений

. Постоянные затраты в тех сферах, где можно обойтись переменными

Заключение

Концепция корпоративной гибкости является ответом на потребность компаний в большей адаптируемости к меняющимся рыночным условиям. Гибкость позволяет компании сразу воспользоваться новыми возможностями, как только они появляются. А это создает заметное конкурентное преимущество. И тем большее, если, ко всему прочему, удается еще и сдерживать рост управленческих затрат.

Подводя итоги, можно отметить основные факторы гибкости:

·        Быстрая реакция на изменения внутренней и внешней среды, не требующая изменения стратегии

·        Доминирование предпринимательских способностей руководителей структурных подразделений вуза

·        Возможность устанавливать своевременные связи с различными агентами внешней и внутренней среды образовательной организации

·        Возможность быстрой переориентации человеческих и финансовых ресурсов

·        Поиск и использование новых методов и инструментов ведения деятельности

·        Адаптивная система мотивации и стимулирования сотрудников

·        Система воспроизводства кадров, доминантная роль персонал-технологий отбора и обучения

·        Формирующаяся репутация на рынках труда, образовательных услуг и инноваций

·        Возможность изменения обязанностей и сфер ответственности

·        Доминирование межличностных коммуникаций и определенной системы сбора и переработки информации

Чтобы достичь гибкости, следует:

·        Сократить цикл вывода нового продуктового предложения на рынок.

·        Сократить минимальный объем поставок.

·        Сократить цикл принятия решений.

·        Сократить цепочку принятия решений.

·        Заменить постоянные затраты переменными.

Используемая литература

1.      Джозеф О'Коннор «Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем» (http://www.opentextnn.ru/ электронное периодическое издание созданное при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ)

.        Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.

.        Андре Кукл «Ментальная ловушка» 2012г.

.        Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» №2 1998г. Статья : «Измерения в маркетинговых исследованиях» Е.П. Голубков

.        Неведимов Д. «Религия Денег или Лекарство от Рыночной Экономики»

.        http://www.osp.ru Настольный журнал ИТ-руководителя «Директор информационной службы» № 10, 2009г.

Похожие работы на - Системный анализ в экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!