и уж тем более к интуитивным представлениям о пользе инноваций. Приведенную классификацию оснований для принятия решения можно немного изменить, четко определив в качестве признака такой классификации источник знаний, информации, получаемой ЛПР для принятия решения. Такими источниками могут быть:
Вера в истинность утверждений, которая не требует доказательств.
Чувство истинности, основанное на собственных ощущениях ЛПР.
Доказательство, основанное на научных аксиомах и практических опытах.
Первый источник знаний является основой для так называемых догматических решений. Из истории можно привести массу примеров, когда инновационные решения принимались именно на основании веры в их пользу. Большинство таких решений принималось в социальной сфере. В XVII веке Петр I ввел таким образом в России обычай пить кофе и курить табак. Второй источник информации - собственные чувства и ощущения ЛПР - можно назвать интуитивным основанием для принятия решения. Этот источник информации используется также в экспертных методах, когда решение принимается на основании мнения экспертов, для которых знание ситуации и факторов воздействия на нее доведено до интуитивного уровня. Третий источник - доказательство. В этом случае для разработки, принятия и реализации управленческого решения предполагается использование формальных методов и процедур, в том числе и математических моделей. Доказательство правильности и оптимальности используется в тех решениях, которые основаны на суждениях и рациональности. Вместе с тем рациональные решения следует отличать от разумных. Дело в том, что рациональное решение, основанное на доказательстве, как, впрочем, и решение на основании суждения, является истинным лишь относительно той логической схемы, в рамках которой оно было принято.
1.5 Методы принятия инновационных решений
управленческий решение инновационный анализ
Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:
методологию управленческого решения;
методы разработки управленческих решений;
организацию разработки управленческого решения;
оценку качества управленческих решений.
Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.
Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:
техническое развитие;
организация основного и вспомогательного производства;
маркетинговая деятельность;
экономическое и финансовое развитие;
организация заработной платы и премирования;
социальное развитие;
управление;
бухгалтерская деятельность;
кадровое обеспечение;
прочие виды деятельности .
Методы разработки выбора управленческого решения включают либо формирование набора мероприятий организационного, технологического, экономического, правового и социального характера, направленных на достижение цели, либо выбор из уже раннее разработанных наборов. Методы реализации управленческих решений - это продолжение методов разработки. Они включают практическое выполнение мероприятий до получения требуемого результата.
Существует множество методов принятия управленческих решений. Наиболее распространенные из них метод дерева решений, метод экспертных оценок и метод прогнозирования. Рассмотрим предложенные методы более подробно.
Метод дерева целей. Исходя из большого числа целей предприятия, их индивидуального характера и сложных взаимосвязей для их анализа используется специальная модель - модель дерева целей.
Дерево целей - это структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель ("вершина дерева"); подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней ("ветви дерева"). Название "дерево целей" связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево. Кроме того, подобная модель позволяет учесть и существование иерархии целей. Это означает, что между целями, помимо конфликтов, обычно существуют и другие связи. Этот метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий, а также для составления личных целей, профессиональных, целей любой компании. Так называемое дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня .
Метод дерева решений. Данный метод предполагает аналитический подход к выбору наилучшего решения. Метод дерева решений позволяет руководителю визуально оценить результаты действия различных решений и выбрать наилучший их набор.
Данный метод хорошо работает совместно с экспертными методами, так как некоторые этапы требуют оценки результатов специалистами. Реализация метода эффективна для типовых управленческих процессов, по которым накоплен значительный опыт и имеется обширная документация о решениях, условиях их реализации и самих результатах.
Основные этапы реализации метода:
составления новой цели развития или совершенствования компании;
сбор материалов о реальном состоянии дел в компании по новой цели;
формулирование проблемы как разности между новой целью и обобщенной ситуации в компании;
выбор или разработка критериев оценки проблемы;
декомпозиция проблемы на самостоятельные составные части;
поиск ресурсов и исполнителей разрешения проблем;
разработка вариантов основных решений и их предполагаемая эффективность;
для каждого варианта основных решений разработка вариантов детализирующих решения;
для каждого варианта детализирующего решения разработка вариантов очередного набора детализирующих решений;
оценка каждой ветви взаимодействующих решений на эффективность действия и возможности достижения цели;
выбор наиболее приемлемых сочетаний вариантов решения;
практическая реализация выбранного варианта сочетания решений.
Метод дерева решений успешно применяют при разработке компьютерных игр на выбор стратегии .
Метод экспертных оценок. Сущность экспертных методов состоит в проведении интуитивно-логического анализа проблемы, выполняемого привлеченными для этой цели специалистами-экспертами, обладающие необходимым профессиональным образованием, опытом и интуицией.
Практически такие методы реализуются в виде проведения экспертиз, индивидуальных и групповых, очных и заочных. Для подбора экспертов используются такие методы, как документальный (на основе их объективных данных), экспериментальный (на основе анализа его опыта работы в предыдущих экспертизах), метод голосования экспертами-выборщиками и метод самооценки кандидатами в эксперты (по бальной оценке).
При экспертизе должен быть обоснован применяемый метод оценки ситуационных факторов. Такими методами могут быть методы непосредственной оценки, парного сравнения, последовательного сравнения и ранжирования.
Далее важным является выбор процедуры выявления мнений экспертов. Здесь возможно проведение анкетирования, одноэтапного или многоэтапного ( с обратной связью),проведение интервью и дискуссий.
Возможны также различные методы обработки опросов с целью получения обобщенных данных и выявление существенной информации.
Метод прогнозирования.
Учитывая значительное дублирование информации, используемой при прогнозировании и планировании повышения качества и эффективности продукции, при проведении НИР и ОКР, разработке системы норм и нормативов, целесообразно использовать для этих целей единые базы данных, формируемые по принадлежности к объектам прогнозирования и планирования. В этом случае проблему информационного обеспечения научно-технического прогнозирования следует решать комплексно с развитием системы автоматизированного управления.
Информацию прогнозной ситуации образуют данные, характеризующие цели прогноза и условия, в которых будет протекать развитие прогнозируемого объекта. Состав этой информации и ее объем также зависят от принятых методов прогнозирования.
2. Анализ и исследование принятия инновационных решений на предприятии ОАО "АВТОВАЗ"
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия
Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ", именуемое в дальнейшем "Общество", создано по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом № 1-Р от 05 января 1993 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 1 июля 1992 года № 721 (в ред., утв. 27.05.2006 г.).
Полное фирменное наименование общества: на русском языке - открытое акционерное общество "АВТОВАЗ", на английском языке - Public Joint-Stock Company "AVTOVAZ". Сокращенное фирменное наименование общества: на русском языке - ОАО "АВТОВАЗ", на английском языке JSC "AVTOVAZ".
Правовое положение Общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об акционерных обществах", другими законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим уставом. Общество создано без ограничения срока его действия. Целью общества является извлечение прибыли.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
производство автомобилей, запасных частей, продукции станкостроения, инструмента, в том числе режущего, товаров народного потребления и оказание услуг населению;
проектная научно-исследовательская, проведение технических, технико-экономических и иных экспертиз и консультаций;
строительные, монтажные, пуско-наладочные и отделочные работы;
производство продукции производственно-технического назначения;
информационное обслуживание, связь;
защита сведений, составляющих коммерческую тайну и иную конфиденциальную информацию;
торговая, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая;
организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок, аукционов, торгов как в Российской Федерации, так и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах;
транспортирование грузов на всех видах транспорта;
фрахтовые операции с речным, морским, автомобильным, авиационным и другими видами транспорта;
оказание услуг складского хозяйства;
организация и ведение гостиничного хозяйства;
реклама на всех видах рекламоносителей, как в Российской Федерации, так и за рубежом;
экспортно-импортные операции и иная внешнеэкономическую деятельность в соответствии с действующим законодательством;
ипотека, приобретение и продажа в собственность жилых и нежилых зданий, помещений, сооружений и земельных участков;
организация работы платных автостоянок, гаражей, станций технического обслуживания, бензо- и газозаправочных станций;
самостоятельно определяет свою организационную структуру, создает дочерние и зависимые общества;
создает альтернативные пенсионные фонды работников и акционеров общества и компании по их управлению.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Права и обязанности юридического лица общество приобрело с момента его государственной регистрации. Общество самостоятельно устанавливает объем сведений составляющих коммерческую и иную охраняемую законом тайну и порядок её защиты. Общество имеет право в целях защиты экономических интересов требовать от работников, партнеров, контрагентов и иных физических и юридических лиц, учреждений и организаций обеспечения сохранности конфиденциальных сведений общества на основании договоров, контрактов и других документов.
Органами управления общества являются:
бщее собрание акционеров (высший орган управления общества)
совет директоров;
единоличный исполнительный орган (генеральный директор, или управляющая организация, или управляющий).
В случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия при добровольной ликвидации общества избирается общим собранием акционеров, при принудительной ликвидации назначается судом (арбитражным судом).
Образование исполнительного органа общества и прекращение полномочий осуществляется по решению совета директоров. Единоличный исполнительный орган общества - генеральный директор, назначается советом директоров общества.
Передача полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему осуществляется на основании решения общего собрания акционеров только по предложению совета директоров общества. Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия.
Уставный капитал общества. Уставный капитал общества составляет 9250270100 рублей. Он разделен на 1850054020 акции следующих категорий одинаковой номинальной стоимости:
привилегированные акции типа "А" 493 034 000 шт., что составляет 15,35% уставного капитала;
обыкновенные акции 2 719 462 400 шт., что составляет 84,65% уставного капитала.
Номинальная стоимость одной акции 5 рублей. Все акции общества являются именными бездокументарными. Прибыль (доход), остающаяся у общества после уплаты налогов, иных платежей и сборов в бюджет и внебюджетные фонды, поступает в полное его распоряжение и используется обществом самостоятельно.
Для обеспечения обязательств общества, его производственного и социального развития за счет прибыли (дохода), остающейся после уплаты налогов, платежей и сборов, и прочих поступлений образуются соответствующие целевые фонды.
В обществе создается резервный фонд в размере 5% уставного капитала общества. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений. Размер ежегодных отчислений не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества. Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.
Определение целей организации является самым ответственным решением в стратегическом управлении организацией, поскольку цели служат ориентирами для всех последующих этапов процесса стратегического управления и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.
Дерево целей предприятия ОАО "АВТОВАЗ" представлено на рисунке 2.1, согласно которому миссией является создание для клиентов качественных автомобилей по доступным ценам, а целью служит сохранение лидерства на российском автомобильном рынке.
Развитие корпоративной культуры, должно основываться на том, что принятие решений акционерами, членами советов директоров и исполнительными органами общества должно основываться на принципе прозрачности и адекватности, так как рыночная экономика подразумевает, что участники предпринимательской деятельности предоставляют друг другу достоверную информацию своевременно и с уважением норм конфиденциальности. В случае возникновения корпоративных конфликтов члены советов директоров и исполнительных органов, а также другие работники обществ, должны найти пути их решения путем переговоров в целях обеспечения эффективной защиты, как прав акционеров, так и деловой репутации общества.
Активная интеграция в мировое автомобилестроение, заключается в том, что руководство компании заключает контракты о сотрудничестве с мировыми производителями автомобилей. Увеличение партнеров является одной из первоочерёдных задач.
Структура - это упорядоченная совокупность взаимосвязей элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.
Для рассматриваемого предприятия характерна принципиальная организационная структура управления производством. Подразделения и работники предприятия, выполняющие определённую функцию управления, образуют функциональную подсистему управления. Различают техническую, экономическую, производственную, социальную подсистемы управления, а также подсистему внешних хозяйственных связей.
Структура предприятия ОАО "АВТОВАЗ" линейно-функциональная или смешанная. При ней функциональные подразделения действуют на правах штаба при линейных руководителях, помогая им в решении отдельных управленческих задач.
Основными недостатками организационной структуры ОАО "АВТОВАЗ" выступают:
высокие требования к генеральному директору, который должен иметь разносторонние знания и опыт работы по всем функциям управления и сферам деятельности.
огромный поток информации сосредоточен у генерального директора.
2.2 Анализ принятия инновационных решений ОАО "АВТОВАЗ"
Исходя из сложившейся ситуации, главной стратегической целью организации является усиление конкурентных позиций на рынке за счет эффективной системы контроля качества производства.
Провозглашенная цель системы качества - поднять конкурентоспособность ОАО "АВТОВАЗ" за счет радикального улучшения качества автомобилей и реорганизации производственной деятельности и производственных отношений на принципах всеобщего менеджмента качества.Задачи в принятии инновационных решений:
Внедрение передовых гибких технологий производства автомобилей.
Оперативное реагирование компании на требования рынка.
Обеспечение потребителей автомобилями соответствующими международным нормам безопасности и экологии.
Система качества ОАО "АВТОВАЗ" развивается на основе двух уровней иерархической структуры: первый - общесистемная часть; второй - системы качества предприятий и организаций, входящих в АО.
Стадиями принятия инновационных решений на предприятии ОАО "АВТОВАЗ" являются:
выявление и формулирование проблемной ситуации;
Выбор альтернативы;
принятие инновационного решения, здесь была выявлена проблема - отсутствие поэтапного развития будущих инновационных проектов.
Таким образом, главная цель принятия инновационного решения не была решена. Главной проблемой и недостатком при разработке инновационного решения является то, что руководство не предусмотрело возможное развитие проекта по этапам: слабая система контроля качества.
2.3 План реализации программы мероприятий и управленческая оценка его эффективности
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без программного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. Исполнителем данного решения является Дирекция по качеству в лице её директора согласно Приказу (Приложение Б). Наиболее крупные задачи развития системы качества ОАО "АВТОВАЗ" выделены в самостоятельные направления, соответствующие оперативным, тактическим и стратегическим целям (рис. 3.2).
Анализ развития рыночной ситуации и возможностей ОАО "АВТОВАЗ" диктует три характерных этапа работы по реформе в области качества:
этап I - кардинальное улучшение качества изготовления продукции. Его характеризуют качество продукции и процессов;
этап II - создания конкурентоспособной продукции за счет внедрения современных систем менеджмента, основанных на концепциях качества (TQM, HCO/QS-9000), и реинжиниринга организационной структуры. Его характеризует качество деятельности;
этап III - ускоренное непрерывное улучшение основных характеристик ОАО "АВТОВАЗ" для получения конкурентоспособных параметров самого предприятия. Его характеризует качество фирмы.
Целью стратегического направления (центрального на рисунке) является преобразование ОАО "АВТОВАЗ" в компанию, способную конкурировать с мировыми производителями автомобилей. Для этого необходимы преобразования всей организационной деятельности и корпоративной культуры ОАО "АВТОВАЗ" на основе принципов TQM, что в итоге должно привести основные параметры и характеристики качества к уровню, соответствующему уровню лидеров мирового автомобилестроения.
Должны быть улучшены такие характеристики, как сроки и размеры инвестиций при создании новых моделей, производительность труда, качество продукции, процессов, деятельности, скорость реакции на требования рынка и т.п. Главным итогом стратегического преобразования ОАО "АВТОВАЗ" должно быть как соответствие его параметров и характеристик параметрам и характеристикам основных конкурентов, так и непрерывное их улучшение. Работа в этом направлении начата с разработки новой философии качества и массового обучения работников ОАО "АВТОВАЗ" принципам и методам TQM, а также с разработки программ реформирования ОАО "АВТОВАЗ". К тактическим направлениям, цель которых - улучшение качества деятельности компании, отнесены также два направления:
реинжиниринг организационной структуры ОАО "АВТОВАЗ".
Первое направление включает два подэтапа:
развитие действующей системы качества с целью последующей сертификации ее на соответствие МС ИСО 9001,
дальнейшее ее развитие до соответствия стандартам QS-9000 и МС ИСО серии 14000 с последующей сертификацией.
Заключение
В процессе выработки и принятия инновационных решений, используется, как и в менеджменте, функция планирования и высококвалифицированные специалисты - эксперты. Это делает принимаемые решения более обоснованными и эффективными. Процесс принятия инновационных решений включает следующие операции: подготовка к работе, выявление проблемы и формулирование целей, поиск информации, ее обработка, выявления возможностей ресурсного обеспечения, формулирование заданий, оформление необходимых документов и реализация заданий.
Процесс принятия инновационных решений включает следующие операции: подготовка к работе, выявление проблемы и формулирование целей, поиск информации, ее обработка, выявления возможностей ресурсного обеспечения, формулирование заданий, оформление необходимых документов и реализация заданий.
Главной стратегической целью организации является усиление конкурентных позиций на рынке за счет эффективной системы контроля качества производства. Главной проблемой и недостатком при разработке инновационного решения является то, что руководство не предусмотрело возможное развитие проекта по этапам: слабая система контроля качества.
Исследуемое предприятия ОАО "АВТОВАЗ" зарегистрировано в городе Тольятти, Российская Федерация. ОАО "АВТОВАЗ" является юридическим лицом и имеет в собственности имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Права и обязанности юридического лица акционерное общество приобрело с момента его государственной регистрации.
Одним из основных видов деятельности является производство автомобилей, запасных частей, продукции станкостроения, инструмента, в том числе режущего, товаров народного потребления и оказание услуг населению.
Структура ОАО "АВТОВАЗ" линейно-функциональная или смешанная. При ней функциональные подразделения действуют на правах штаба при линейных руководителях, помогая им в решении отдельных управленческих задач.
Список использованных источников
1)Абрамешин А.Е. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, О.П. Молчанова, Е.А. Тихонова, Ю.В. Шленов. - М.: Вита-Пресс, 2001 г. - 179 с.
)Коротков Э.М. Концепция менеджмента: учеб. пособие / Э.М. Короткво. - М.: ООО Издательско - Консалтинговое Предприятие "ДеКА", 2004 г.. - 896 с.
)Антонов Г.А. Основы стандартизации и управление качеством продукции: учебник/ Г.А. Антонов. - СПб.: СПбУЭФ, 2006 г. - 111с.
)Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия: учеб. пособие / А.И. Гребнев, О.А. Габриэлян. - М.: Экономика, 2005 г. - 238с.
)Голубков Е.П. Сущность и характерные особенности управленческих решений / Е.П. Голубков // Менеджмент в России и за рубежом - 2003 г. - №1.- С.123-131
)Кокотов В.Я. О концепции системы качества ОАО "АВТОВАЗ". / В.Я. Кокотов, Н.В. Лягенков, В.А. Лапидус, В.Е. Голдевский, А.Б. Максаков // Надежность и контроль качества - 2006 г. - №4. - С.54-121
)Мескон М.Х. Основы менеджмента: учеб. пособие, пер. с англ./ М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - М.: "Дело", 2001 г. - 702 с.