Оптовые продовольственные рынки

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,03 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оптовые продовольственные рынки














Курсовая работа

по дисциплине «Экономика и организация отрасли»

тема «Оптовые продовольственные рынки»

Введение

Проблема продовольственного обеспечения населения является одной из главных задач органов власти любого государства. Страны с развитой рыночной экономикой принимают специальные законы и программы, направленные на обеспечение своей продовольственной безопасности, защиту и поддержку собственных товаропроизводителей, определяют подходы государства к сельскохозяйственному производству, как особой отрасли экономики, имеющей стратегическое значение.

Агропромышленное производство России вступило в третье тысячелетие в глубоком экономическом кризисе, имея около 80% убыточных сельхозпредприятий. Многие из них утратили техногенные факторы производства, не имеют средств на приобретение техники, минеральных удобрений, пестицидов.

Происходит ускоренное выбытие основных фондов, особенно техники.

Выросла задолженность перед поставщиками ресурсов и бюджетами. В растениеводстве и животноводстве идет процесс технологической деградации, снижается плодородие земель, сокращаются посевные площади.

В животноводстве продолжается уменьшение поголовья крупного рогатого скота и свиней. Наметились положительные тенденции развития птицеводства, но темпы роста этой отрасли сдерживаются отсутствием кормов и инвестиций для модернизации производства. Продолжается спад производства в мясной и молочной промышленности.

Еще совсем недавно в АПК создавалось около 15% всего валового продукта, на его долю приходилось около трети всего товарооборота страны, почти полностью обеспечивая население продуктами питания, а теперь более 40% из них завозится из-за рубежа. За годы реформирования сельское хозяйство страны оказалось на грани разрушения, что отрицательно отразилось на уровне жизни населения.

В сложившихся условиях одной из важнейших проблем повышения эффективности сельского хозяйства является система реализации производимой продукции, которая обеспечивала бы наибольшую выгоду ее товаропроизводителям.

Проблемы реализации продукции сельхозпроизводителями являются наиболее острыми среди других проблем, связанных с функционированием агропромышленного комплекса. Это дискриминационно низкие закупочные цены, ограниченные объемы продаж, задержка с расчетами за проданную продукцию и т.п. В этой связи, система реализации сельскохозяйственной продукции, является элементом системы ведения агропромышленного производства. Центральным звеном системы реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия выступает оптовая торговля. Стихийность в формировании оптовой торговли последних лет явилась одной из причин к существенному удорожанию продукции отечественных товаропроизводителей и ее неконкурентоспособности. Спровоцировала участие в этом процессе целого ряда посреднических звеньев, которые в свою очередь способствовали к неоправданному завышению цен, но и препятствовали созданию системы целевого мониторинга и установлению прямых контактов между производителями и потребителями. Погоня за головокружительными прибылями до крайности снизила требования к качеству импортируемых товаров. Неорганизованные частные оптовые базы в своем большинстве осуществляют взаиморасчеты с продавцами и покупателями с помощью наличных денег. В результате бюджеты всех уровней, пенсионный и иные внебюджетные фонды недополучают огромные суммы денежных средств, которые так необходимы для социального развития населения. Одним из путей решения совокупности обозначенных выше проблем является создание системы оптовых продовольственных рынков, ибо торговля - это зеркало развития народнохозяйственного комплекса.

В данной работе мы рассмотрим:

сущность оптовых продовольственных рынков

необходимость существования ОПР

опыт зарубежных стран

социальную значимость ОПР.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ

1.1 Сущность оптовых рынков, необходимость их существования и влияние на цены

.1.1 Сущность ОПР

Для активного экономического взаимодействия названных субъектов необходимо создать материальные предпосылки в виде товаропроизводящих сетей, позволяющих быстро продвигать продукт от производителя к потребителю с наименьшими потерями количества и качества.

В настоящее время устойчивых, стабильных связей в продовольственной цепочке между производителями, оптовиками и розничными торговцами не существует, они носят бессистемный, эпизодический характер. Оптовая торговля превратилась в "челночный" бизнес и является самым уязвимым звеном в этой цепи.

Структурная реорганизация оптового звена должна разрабатываться с учетом необходимости углубления наметившейся в последние годы дифференциации оптовых структур, обслуживающих различные категории потребителей.

Опыт стран активной рыночной ориентации показывает, что следуя требованиям товаропроизводителя, структура оптового звена развивается на основе выделения в его составе специализирующихся на оптовой торговле предприятий, которые осуществляют полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Среди них могут быть оптовики, как специализирующиеся на отдельных группах товаров, так и универсальные. Они могут представлять широкий набор оптовых услуг или быть ориентированы на специфические методы работы по обслуживанию клиентов.

В советский период оптовая посредническая организация являлась лишним звеном, и в развитии оптовой торговли ставилась задача". выдвижение на первый план производителей, реализующих самостоятельно продукцию на основе прямых безлимитных заказов". Сбыт продукции и время прохождения товара от производителя до потребителя стоял на втором месте. "Экономически и организационно неоправданно и практически невозможно при массовых операциях в порядке оптовой торговли положить в основу коммерческой деятельности снабженческо-сбытовых организаций принцип немедленного исполнения сделок купли-продажи". Отмеченная тенденция еще наблюдается в отдельных отраслях российской экономики, однако при этом констатируется возрастание другой тенденции.

Она отражает общие особенности развития оптовой торговли в мировой коммерческой практике:

наличие различных каналов продаж товара при осуществлении оптовой торговли (как прямых: производитель - потребитель, так и через оптовых торговых посредников при общем возрастании роли последних);

стремление сократить разрыв во времени между заключением договора оптовой купли-продажи и его исполнением;

расширение функций вспомогательных участников оптовой торговли и видов правовых средств, с помощью которых возможно оформление торговых отношений.

Ниже приведены возможные связи по совершению продаж между организациями на рынке потребительских товаров.

  • производитель оптовый;
  • розничный потребитель;
  • агент;
  • продавец;
  • производителя.

Из выше сказанного видно, что функции оптовой торговли могут исполнять:

производитель, когда продает свою продукцию напрямую потребителю, например, при получении заказа почтой или при продажи товара через магазины и склады, принадлежащие производителю;

розничный продавец, когда представляет из себя достаточно крупную в торговле единицу, например, супермаркет;

оптовый продавец с большим ассортиментом товаров, когда речь идет о мелких розничных торговцах;

оптовый агент (дистрибьютер), который часто имеет свои собственные складские мощности и сам выходит на розничный рынок.

Количество оптовых посредников, в дальнейшем оптовиков, обусловлено следующими факторами:

Сложностью товара (бытовая техника, автомобили и т.п.). в этом случае объективно присутствие посредника, который берет на себя обязательства по после продажному обслуживанию товара.

Простота товар предполагает большее число уровней в схеме распределения.

Разница между оптовой и розничной ценой. Чем больше эта разница, тем большее количество оптовиков присутствуют на рынке.

Базисное правило заключается в том, что оптовики используются, когда они будут наиболее эффективны и выгодны как для производителя, так и для потребителя. Выделяются следующие формы деятельности оптовиков:

. Оптовики имеют возможность осуществлять закупку и продажу небольших партий товара. Такая способность особенно привлекательна для малых производителей, ибо они не всегда могут иметь собственную достаточно мощную сеть распределения, а также для производителей, которые с большей готовностью намерены вложить средства в развитие производственных, а не торговых мощностей. Даже производители, обладающие некоторыми возможностями по осуществлению собственных торговых операций, часто заинтересованы в использовании оптовиков там, где плотность населения 'весьма низка, или где объем продаж достаточно низок для того, чтобы в должной мере оплатить услуги своего торгового агента.

. Оптовик обычно закупает товар у многих производителей и может предложить широкий ассортимент товаров и услуг, избавляя тем самым потребителя от необходимости обращаться к услугам различных производителей.

. Оптовик обычно закупает товар у производителей в больших количествах с отгрузкой контейнерными партиями с соответствующими скидками в цене (они могут существенно зависеть от объема и стоимости отгруженной продукции, формы и сроков оплаты и т.д.). Следовательно, цена за единицу товара в небольших партиях у оптовика часто ниже, чем отпускная цена у производителя (т.к. на небольшие партии скидки в цене не предусмотрены).

. Имея большие складские площади, необходимое складское оборудование, квалифицированные кадры, оптовик сокращает расходы и снижает риски, связанные с хранением. Оптовые фирмы, заявляя о закупке товаров, принимают на себя риски производителей, фермеров и розничных торговцев. В этом случае расходы, связанные с возможными пропажами, кражами, порчей и повреждениями товаров, переходят на оптовиков.

. Оптовик, закупая товар большими партиями сокращает собственные транспортно-экспедиционные расходы на единицу продукции и затраты производителя, связанные с отгрузкой и транспортировкой большого количества мелких партий товара.

. Оптовик часто занимается: упаковкой товара (например, сельхозпродукции), тарой (например, операции, связанные со стеклопосудой, поставляемые на ликеро-водочные и пивные заводы); утилизация отходов и т.д.

. Оптовик часто обеспечивает финансирование как потребителей, так и поставщиков. Он предоставляет кредиты и льготные условия платежа для своих клиентов, а также финансирует их путем авансовых платежей.

. Оптовик занимается маркетинговыми исследованиями, тем самым обеспечивает производителя информацией о потенциальных конкурентах, их намерениях, новых товарах, об изменениях цен и в целом конкурентоспособности товаров, а также о ситуации, сложившейся на рынке продовольственных товаров.

. Оптовик часто принимает на себя расходы, связанные с поездками торговых агентов, помощи в организации выставочного сервиса и рекламы.

Содействуют решению вопросов по учету и анализу деятельности и организации контроля за складскими операциями для своих партнеров по розничной торговле. Они зачастую организуют также учебу персонала и различные виды технической помощи для своих поставщиков.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что оптово - посреднические организации необходимы. Перспективы развития рыночной экономики во многом определяют возросшую роль мощного организационного посредника, в том числе в системе распределения продуктов питания. В какой же форме должна осуществляться оптово-посредническая деятельность.

Возможен следующий вариант - в форме оптово-розничных мелкооптовых рынков. Однако, все они практически являются предприятиями розничной торговли. Глубокий самообман, что на оптово-розничных рынках мы покупаем товары по низким, оптовым ценам. Напротив, покупаем по самым настоящим розничным ценам, по сравнению с ценами в стационарных магазинах. В данной ситуации, низкая цена объясняется тем, что:

не предусмотрена плата за коммунальные услуги;

отсутствуют затраты, связанные с приобретением и обслуживанием холодильного оборудования и складских помещений, с проведением жесткого контроля в части происхождения продукции и ее качества (стационарные предприятия в этой статье несут большие затраты);

возможно скрыть реальные доходы от реализации товара (большая часть товара поставляется контрабандным путем).

Спрос на продукцию, реализуемую на оптовых розничных рынках достаточно высок, несмотря на то, что товар может быть не всегда качественным или с истекшим сроком реализации, в связи с низким покупательской способностью населения.

По своей сути эти рынки напоминают продовольственные ярмарки из недавнего прошлого, где цены, как правило, были чуть ниже магазинных. В развитых странах эту нишу заполнили гигантские супермаркеты, преимуществами которых являются большие объемы товарооборота, широкий ассортимент, комфортабельность, дополнительные услуги и гарантия качества продаваемых товаров.

О криминальных особенностях оптово-розничных рынков говорил на одном из заседаний московского правительства Ю.М. Лужков. По его словам, они наносят вред не только москвичам, но всей экономике. Бюджет не получает десятки миллиардов рублей налогов, разрушается система розничной торговли, обираются и травятся люди.

Также ясно, что оптово-розничные рынки не являются и не могут являться оптовым звеном в канале товародвижения между производителем и потребителем в силу отсутствия того спектра услуг, и той инфраструктуры, которая нужна потребителю.

Сейчас, как никогда, необходимо развитие рыночной инфраструктуры, и прежде всего создание оптовых продовольственных рынков (ОПР). Именно организованные ОПР в максимальной степени отвечают уровню и характеру развития производственных сил в аграрно-промышленном комплексе и в смежных с ним отраслях.

Более совершенные оптовые рыночный структуры, известные из сегодняшней зарубежной практики, реализовать сейчас в России не представляется возможным.

1.1.2 Необходимость существования ОПР

Оптовый продовольственный рынок - это коммерческое предприятие, осуществляющее организацию проведения операций по купле-продаже продовольствия в определенных местах и по установленным правилам. Они представляют собой огромные базы, где товаропроизводители, фермеры и оптовики напрямую торгуют продуктами питания с предпринимателями сферы переработки, розничной торговли, общественного питания и другими.

Оптовый продовольственный рынок как юридическое лицо куплей - продажей не занимается, его задача - предоставить свою инфраструктуру для обеспечения товародвижения до конечного потребителя.

Положительными моментами для покупателя на ОПР являются:

широкий ассортимент продуктов питания, который сосредоточен на одном ОПР упрощает процесс покупки;

все продукты питания сертифицированы, стандартизированы и упакованы;

покупателю предоставляется широкий спектр услуг, обеспечиваемый инфраструктурой рынка.

Положительным моментом для оптового продавца является то, что место складирования и место реализации товара совпадают, т.е. оптовик может воспользоваться всей инфраструктурой рынка, а следовательно сократить издержки на транспортировку, складирование, предпродажную обработку, тару, упаковку и т.д.

Цель создания оптовых продовольственных рынков - надежное, стабильное, круглогодичное снабжение населения городов качественной, сертифицированной скоропортящейся продукцией в широком ассортименте и по доступным ценам.

Появление в канале товародвижения оптового продовольственного рынка вносит системность и планомерность в отношения между субъектами, поскольку есть специально обустроенное место, где могут ежедневно встретиться продавец и покупатель и осуществить акт купли-продажи по определенным правилам. В соответствии с Правилами торговли на оптовом рынке оптовик обязан продавать продукцию не менее некоторого объема, в широком ассортименте, сертифицированную, стандартизированную и упакованную. Все эти требования оптовик, в свою очередь, предъявляет к производителю. Выступая инструментом устойчивых, долговременных связей между участниками канала товародвижения и предъявляя к ним свои "правила игры", оптовый рынок формирует упорядоченную систему распределения продовольствия на основе действия рыночных механизмов саморегуляции: спроса и предложения, конкуренции, цены. Формирование подобной устойчивой системы отношений между названными субъектами объективно ориентирует их в своей деятельности на единый конечный результат - удовлетворение потребностей населения в качественной продукции по доступным ценам.

Россия находится в начале этого эволюционного процесса. Многие элементы инфраструктуры оптовой торговли находятся еще в стадии становления - система компъютерно-маркетинговой информации, таро-упаковочная индустрия, биржевая торговля, фьючерсная контрактная система и др. Вместе с тем, в стране есть инфраструктура оптовой торговли, которая хотя и не отвечает новым задачам и требованиям, однако должна быть использована.

Задача создания оптовых рынков должна быть приоритетной как на региональном, так и на федеральном уровнях. Совершенно очевидно, что осуществление этого процесса на территории России не должно происходить стихийно. Законодательное оформление организации ОПР в России оставляет желать лучшего. Закон "Об оптовых продовольственных рынках" и Федеральная Программа их развития на 1998 - 2005 гг. все еще находится в стадии разработки.

Тем не менее, по инициативе областных администраций крупных городов были приняты существенные меры по созданию законодательной и нормативной базы региональных и межрегиональных ОПР. Наиболее последовательными в этой деятельности были областные и городские администрации городов: Волгоград, Кемерово, Рязань, Тула, Новокузнецк, Москва, Астрахань. По данным Минсельхозпрода, деятельность ОПР в ряде городов России характеризуется показателями, представленными в табл.1.1.

В Волгоградской области был создан первый межрегиональный ОПР, который был определен как базовый, т.е. ВОПР выполняет функции учебного центра по обучению и стажировке специалистов.

Главной задачей ВОПР, именно как базового, является выполнение роли полигона для обкатки новой модели поведения и взаимодействия всех субъектов ОПР при движении от товаропроизводителя до потребителей, а так же на нем технологической и организационной моделей будущей сети оптовых рынков России.

Таблица 1.1

Основные показатели оптовых продовольственных рынков

ГородаАссортимент, реализуемых товаровЕжемесячный товарооборот, млрд. руб.Число оптовиков, един.Годовые платежи в бюджет, млрд. руб.Снижение цен в розничной торговле, %Волгоград20008012312,020,0Кемерово1300521504,810,0Тула150023763,015,0Рязань25022653,030,0Новокузнецк80022702,010,0

В соответствии с утвержденной программой стабилизации развития агропромышленного производства в Российской Федерации до 2000 г. предстоит ввести в действие 28 оптовых продовольственных рынков, а в дальнейшем создать их во всех крупных средних городах и промышленных центрах страны.

Таким образов, формирование системы ОПР должно про исходить В три этапа:

На первом этапе создаются универсальные и специализированные рынки межрегионального уровня. В эти рыки предусматривается вовлечь крупные промышленные города страны. Данный наименее короткий, однако его значение очень высоко.

Второй этап. Относительно растянут по времени; активно создаются рынки в средних городах, а также в районных центрах регионов.

Третий этап является заключительным. Система продолжает незначительно дополнятся новыми рынками, качественно совершенствоваться, развиваться и активно интегрироваться в мировые хозяйственные связи, прежде всего через ОПР.

.2 Роль и функции оптовых продовольственных рынков

Функции оптовой торговли можно разделить на два вида: традиционные - главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка) и новые, возникающие под влиянием развития рынка [1].

Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции (связь производителя товара с покупателем) обеспечивает значительную экономию издержек обращения, что обусловливает уменьшение числа контактов. В результате покупатель (т.е. розничная торговля), экономит время, так как освобождается от закупок у множества производителей, снижает материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товара и их доставкой.

Оптовиками пользуются, когда с их помощью можно более эффективно выполнить одну или несколько следующих функций:

) Сбыт и его стимулирование. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. У оптовика больше деловых контактов, и нередко покупатель верит ему сильнее, чем какому-то далекому производителю.

) Закупки и формирование товарного ассортимента. Оптовик в состоянии подобрать изделия и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив таким образом клиента от значительных хлопот.

) Разбивка крупных партий товаров на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам экономию средств, закупая товары вагонами и разбивая большие партии на мелкие.

) Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителей.

) Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную доставку товаров, поскольку они находятся ближе к клиентам, чем производители.

) Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, пре доставляя им кредит, а заодно финансируют и поставщиков, выдавая заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета.

) Принятие риска. Принимая право собственности на товар, и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики берут на себя часть риска.

) Предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен и т.п.

) Услуги по управлению и консультационные услуги. Оптовик не редко помогает розничным торговцам совершенствовать деятельность, обучая их продавцов, принимая участие в разработке схемы магазина и устройстве экспозиций, а также в организации систем бухгалтерского учета и управления запасами [2].

В последние годы росту оптовой торговли способствовало несколько значительных тенденций в экономике:

рост массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции;

увеличение объемов производства впрок, а не для выполнения уже поступивших конкретных заказов;

увеличение числа уровней промежуточных производителей и пользователей;

обострение необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей [7].

сновными задачами оптовой торговли являются:

маркетинговое изучение рынка, спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и народного потребления;

размещение производства товаров в необходимых потребителю ассортименте, количестве и с соответствующим качеством;

своевременное, полное и ритмичное обеспечение товарами в широком ассортименте посреднических, розничных предприятий, потребителей;

организация хранения товарных запасов;

организация планомерного и ритмичного завоза и вывоза товаров;

обеспечение приоритета потребителя, усиление его экономического воздействия на поставщика в зависимости от надежности хозяйственных связей, качества поставляемой продукции;

обеспечение стабильности партнерских отношений в хозяйственных связях, взаимоувязывание по всем временным категориям (долгосрочным, среднесрочным, текущим, оперативным);

организация планомерного завоза товаров из регионов производства в район потребления;

широкое применение экономических методов регулирования всей системы взаимоотношений между поставщиками, посредниками, потребителями снижение совокупных издержек, связанных с продвижением товаров от изготовителей к потребителям [3].

РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ В РОССИИ

.1 Особенности региональных оптовых продовольственных рынков

ОПР рассматривается автором как механизм реализации экономических интересов субъектов рынка (сельхозтоваропроизводителей, потребителей, сетей розничной торговли) и оптимизации товародвижения. Так, рациональное и инициативное управление товаропотоками может решить проблемы производительных сил региона, в котором расположен оптовый продовольственный рынок. Особо важна и возможность государства через ОПР с помощью интервенций влиять на стабильность рынка, уровень цен на нем.

Эффективное участие государства в регулировании ОПР может способствовать формированию хозяйственных связей и отношений на 19 конкурентной основе, координации экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, а, следовательно, цивилизованному развитию системы ОПР в российской экономике. В свою очередь, это приводит к повышению уровня конкурентоспособности местных производителей продовольственной продукции. В современных условиях, актуальной становится проблема формирования многоуровневой системы ОПР в России, поскольку структурно-субординированная и иерархически организованная система распределения продовольствия, аналогичная сформировавшимся в рыночной экономике развитых стран, в России пока не сложилась, не выработан эффективный механизм государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственных производителей, государственного регулирования цен на продукцию АПК.

В результате проведенных рыночных преобразований, разрушивших традиционные каналы товародвижения продовольственной продукции, возможности страны по самообеспечению продовольствием резко сократились. На внутреннем продовольственном рынке сформировалась «ниша», которую заполнил широкий поток импортного продовольствия. На сегодняшний день отечественным товаропроизводителям приходится бороться не только друг с другом, но и с иностранными конкурентами, укрепившимися на данном рынке с начала 90-х годов.

В схеме размещения ОПР, по мнению ряда современных экономистов, ключевым должен быть принцип системности, предполагающий интенсивное формирование не только «точек роста», но и «критической массы» оптовых рынков как системообразующего начала уже на первом этапе их создания. Развитие ОПР обязательно должно проводиться с учетом региональной товарной специализации, в том числе их продовольственного потенциала, уровня самообеспеченности, специализации, развития инфраструктуры рынка, с последующей их межрегиональной кооперацией.

Контроль за качеством, быстрота товарообменных, оборотных операций, возможность государственного регулирования процессов ценообразования все эти составляющие, ради которых создавался рынок, образуют механизм обеспечения продовольственной безопасности региона. Органы государственной власти имеет уникальную возможность качественно и количественно удовлетворять продовольственные потребности населения, не включаясь при этом в сам процесс торговли, но весьма ощутимо воздействуя на систему ОПР.

Для решения проблемы устойчивого обеспечения населения качественными и недорогими продуктами питания во многих регионах России были созданы ОПР, в отдельных регионах они только формируются. В состав системы ОПР входят государственные, общественные и коммерческие структуры, предприятия и организации инфраструктуры, осуществляющие и обеспечивающие цивилизованную рыночную оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией и продовольствием в отдельных городах и областях.

В целях реализации интересов субъектов ОПР актуальна задача формирования единой системы комплексного изучения и прогнозирования платежеспособного спроса населения, способствующей повышению эффективности производства, более полному удовлетворению потребностей оптовых предприятий, а также выработке действенных мер по государственному регулированию процессов формирования и функционирования ОПР.

Создаваемые в России независимые институты рынка и информационно-маркетинговые центры предпринимают попытки изучить потребительский рынок, разработать маркетинговые стратегии для предприятий, производящих и реализующих потребительские товары. Однако, из-за разнородности, фрагментарности и несопоставимости информации, ее излишней закрытости, непроработанности принципов и механизмов информационного обмена организации оптовой торговли не получают необходимых ориентиров в отношении перспективного направления своей деятельности. Существующая система межрегиональных маркетинговых центров также не отражает полной картины, складывающейся на оптовом продовольственном рынке.

Условием реального перехода к стратегии ориентации на потребителя является внедрение на предприятиях сетевых структур и формирование сетевой культуры в целом. Организация деятельности системы ОПР на базе сетевых структур позволит обеспечить свободу действий субъектов рынка в совокупности с установленными нормами их поведения. Использование современных информационных систем поможет создавать новые и совершенствовать действующие элементы инфраструктуры товарного рынка, успешно проводить конкурсы, ярмарки, выставки, биржевые торги и т.д., способствующие более активному продвижению продовольственной продукции на рынок.

Первоочередной целью создания единой маркетинговой информационной сети ОПР в России является предоставление всем потенциальным участникам ОПР сведений о реальном состоянии рынка за требуемый период времени - день, неделю, месяц и т.д. с отражением всех критериев, интересующих потребителей этой информации - цен, ассортимента имеющегося товара, объема товарооборота, дефиците продовольствия в отдельных регионах России и т.п. Взаимосогласованная деятельность маркетинговых информационных служб на действующих ОПР России позволит каждому клиенту информационной системы обладать информацией, о ситуации складывающейся на оптовом рынке страны в режиме реального времени и прогнозировать возможные изменения параметров рынка.

Очевидно, что оптовая торговля, проводимая через единую компьютерную сеть, на территории России может радикально изменить структуру торговли, устранив потребность во многих вспомогательных структурах в канале товародвижения, например, таких как распределительные сети, торговые посредники, оптовые и даже розничные поставщики.

Электронная торговля позволит существенно ускорить процесс заключения торговых сделок. Такие ее стороны, как сопоставление цен, выбор поставщика, заказ, подготовка платежных и транспортных документов, могут быть автоматизированы и поэтому совершены в очень короткий срок, это сведет к минимуму медленное и дорогостоящее делопроизводство, заменяя бумажные документы документами, мгновенно пересылаемыми электронным путем.

Безусловно, что увеличение объема производства и расширение ассортимента продуктов питания, реализуемых через налаженную сеть ОПР, позволит укрепить продовольственную безопасность России, снизит давление импортных товаров на рынок и в перспективе предоставит и облегчит производителям сельскохозяйственной продукции возможность выхода на 22мировой экспортный рынок, позволит учесть интересы потребителей продовольственных товаров.

Эффективно организованная система ОПР позволит:

обеспечить круглогодичное снабжение населения качественными продуктами питания;

повысить экономическую эффективность распределительной сети за счет оптимизации грузопотоков; - предоставить производителям и поставщикам товаров свободный выход к оптовым покупателям;

сформировать реальную рыночную цену на реализуемые товары;

ускорить процесс товародвижения и денежного обращения;

упростить финансовые расчеты;

создать условия для сбора, обработки и распространения информации о товарах, ценах и услугах на ОПР;

обеспечить эффективность контроля за качеством реализуемой продукции;

стабилизировать цены;

создать дополнительные рабочие места.

Одним из приоритетных направлений развития России на современном этапе является насыщение внутреннего продовольственного рынка отечественными конкурентоспособными товарами. Особенно актуальной данная задача становится в рамках отдельных регионов, поскольку это обеспечивает продовольственную и экономическую безопасность, способствует росту доходов, как производителей сельскохозяйственной продукции, так и предприятий перерабатывающей промышленности и оптовой торговли, привлекает инвестиции в экономику региона.

2.2 Инфляция посредничества на продовольственном рынке России

Тенденция снижения инфляции в России пробивает себе дорогу через борьбу с различными факторами. Последние отклоняют линию тренда от заданной траектории. Несмотря на достигнутые значительные успехи в экономике России, инфляция возрастает семимильными шагами. В период 1999-2002 гг. индекс потребительских цен снижался в среднем на 12 % в год, в 2003-2006 гг. -- на 2 % в год. В 2006-2007 гг. в силу известных событий на мировых продовольственном и финансовом рынках ИПЦ вновь стал расти -- в среднем на 2 % в год. В 2008 г. потребительские цены выросли на 13 %, что на 1,1 пп. превышало показатель предыдущего года. Вопреки высоким инфляционным ожиданиям, ИПЦ 2009 г. составил 108,8 %. Столь низкая инфляция является следствием падения спроса на продукцию предприятий.

Посредничество как причина инфляции не является новым явлением, примыкая к более широкой концепции «администрируемой» инфляции, объясняющей рост цен политикой монопольного ценообразования, необоснованно повышающей прибыль компаний. В начале осуществления рыночных реформ многие авторы подчеркивали немонетарный характер российской инфляции. Основной постулат, использовавшийся в работах В. Новикова, В. Пугачева, А. Пителина, И. Матерова, Д. Смыслова, Г. Явлинского, сводился к тому, что инфляция стимулируется «сохраняющейся высокой степенью монополизированности хозяйственного механизма...» [7. С. 15]. В. Новиковым справедливо отмечались вынужденность и неизбежность монопольного ценообразования в первоначальный период трансформации экономики [5. С. 66]. Подчёркивалось, что естественный фон инфляции генерировался «несколькими отраслями, которые пронизывают своими услугами всю экономику (энергетика, транспорт, газовая промышленность)» [3. С. 50]. Некоторыми авторами отмечалось, что монополизм в переходной экономике обусловлен не только естественными монополиями и не столько производителями, сколько перекупщиками в сфере оптовой и розничной торговли, где особенно сильны мафиозные структуры [8. С. 23]. Таким образом, проблема роста цен за счёт увеличения посреднических сделок стала актуальной уже в 90-х гг.

С 2000 по 2006 г. наблюдалась устойчивая тенденция к замедлению инфляции на потребительском рынке. Стала популярной тема дефляции. Однако в 2007 г. темпы роста цен на товары и услуги, особенно продукты питания, существенно увеличились по сравнению с предыдущим годом. В 2007-2008 гг. основной причиной инфляции в России (например, Д. Михеевым, Бородиной и др.) называются мощные монополистические группировки в оптовой и розничной торговле, искусственно устанавливающие огромные торговые наценки [1; 4]. Каналы распространения инфляции -- рост производственных и торговых издержек, необоснованной прибыли.

Розничные цены, по которым продукты питания реализуются в розничной торговой сети конечному потребителю, по своему составу включают закупочные цены сельскохозяйственной продукции; снабженческо-сбытовую наценку или скидку; торговую надбавку или скидку. Первостепенным видом издержек, лежащих в основе розничной цены продовольствия, являются затраты на закупку сельскохозяйственного сырья. Следовательно, на изменение потребительских цен, прежде всего, влияют изменение цен производителей сельскохозяйственной продукции. Закупочные (или оптовые) цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением, состоят из себестоимости и прибыли, необходимой для продолжения осуществления хозяйственной деятельности. Вторичными издержками в цепи товарооборота являются снабженческо-сбытовые и торговые надбавки, которые состоят из издержек снабженческо-сбытовых и торговых организаций и их прибыли для продолжения деятельности.

Розничная цена на продовольствие может увеличиваться за счёт роста количества дистрибуторов в цепи товародвижения.

Каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий, торговую надбавку и НДС. По результатам обследования отдельных регионов страны в трети обследуемых оптовых организаций имеют место две перепродажи, в 12 % организаций -- три, в 4 % организаций -- от четырёх до пяти перепродаж [7. С. 78].

Процесс роста цен под воздействием посреднических сделок может быть выделен как отдельный тип инфляции в общей классификации и назван как инфляция посредничества. Основным проявлением такой инфляции является необоснованно большой разрыв между розничной ценой и оптовой ценой предприятия или высокий удельный вес посреднической накидки в розничной цене товара. По величине разрыва можно судить о масштабности распространения инфляции посредничества.

Сравнение динамики средних цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию и средних розничных потребительских цен, показывает значительное превышение первых над вторыми. Значительный разрыв в показателях цен зафиксирован на мясо. За период 1992-1997 гг. средний удельный вес посреднической надбавки в розничной цене на говядину составлял 81,5 %. К примеру, в 1992 г. розничные цены на говядину были в 9,5 раз выше закупочных цен: цена говядины в живом весе скота составляла 23 р. 40 к., а розничная цена говядины на потребительских рынках поднималась до 221 р. 50 к. В последующий период 1999-2008 гг. удельный вес посреднической надбавки в розничной цене на говядину стабильно держался на уровне 70 %. Потребители в 2008 г. покупали говядину по цене 174 р. 86 к. за килограмм, в то время как фермеры продавали живой вес скота по цене 46 р. за килограмм. Говядина за январь-декабрь 2008 г. подорожала в 1,25 раз, в то время продукция сельскохозяйственных производителей -- лишь в 1,09 раз. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. удельный вес посреднической надбавки вырос на 2,9 пп. Увеличение диспаритета цен наблюдается также на свинину и мясо птицы.

В меньшей степени деформирована структура розничных цен на продукцию растениеводства. За период 1992-1997 гг. средний удельный вес посреднической надбавки в розничной цене на различную продукцию растениеводства варьировался в диапазоне 43,1-63,9 %. В 1992 г. соотношение цен на многие виды товарной продукции растениеводства приближалось к 4, что было связано с либерализацией и наступившей вакханалией цен. За период 1998-2008 гг. доля посреднической надбавки варьировалась в диапазоне 41,9-58,0 %. Таким образом, за 19921997 гг. отмечается небольшое снижение доли посреднической надбавки в розничных ценах на многие виды продукции растениеводства, в то же время за 1999-2008 гг. наблюдается тенденция увеличения этого показателя.

За период 1992-2008 гг. наблюдается уменьшение разрыва между ценами сельхозпроизводителей и розничными ценами на молоко и яйца.

В большей степени позитивная динамика характерна для цен на яйца. С начала продовольственного кризиса в 2007 г. цены сельхозпроизводителей на молоко повысились в 1,12 раза, в то время как розничные цены на молоко - в 1,32 раза, в 2008 г. - в 1,3 и 1,16 раз соответственно. В данном случае на рост цен на молоко также влияли цены в производстве молочных продуктов.

В настоящее время многозвенная структура продвижения товаров от производителя до потребителя стала серьёзной российской проблемой в развитии инфляционных процессов. Анализ средних цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию и средних розничных потребительских цен позволяет оценить посредническую инфляцию на отдельных рынках продовольствия (таблица).

Как следует из таблицы, оцениваемый рост цен за счёт посреднических сделок на рассматриваемых рынках продовольствия в 2000-2008 гг. выше, чем индекс потребительских цен на соответствующую продукцию. Высокий уровень посреднической инфляции наблюдался в 2007 г.: в наибольшей степени за счёт издержек посредничества подорожал картофель (2,2) и свинина (1,5), в меньшей -- яйца (1,05). В 2008 г. в наибольшей степени от посредничества пострадал рынок яиц (1,32), мяса птицы (1,28), говядины(1,22), в меньшей - рынок свёклы столовой (0,42). В 2008 г. высокие индексы инфляции посредничества наблюдались на рынке мяса.

инфляция посредничество сельхозпроизводитель рынок

Заключение

Ситуация на продовольственном рынке страны сложна и требует неординарных подходов и решений, способных обеспечить в кратчайший период выход отечественного агробизнеса из кризиса.

Система оптовых продовольственных рынков России представляет собой сложный организационно-экономический и технический комплекс, включающий в себя: оптовые продовольственные рынки региональных и межрегиональных уровней; систему правового обеспечения их функционирования; систему банковских расчетов и страхования сделок; систему инженерного обеспечения деятельности оптовых продовольственных рынков.

Эта система только формируется, но за ней будущее.

Она станет ключевым звеном в рыночной системе распределения продовольствия.

Доказательством может служить мировая система оптовых продовольственных рынков, а также то, какими темпами идет развитие этой системы в России.

Всемирный союз оптовых продовольственных рынков является международным методологическим и методическим центром, отслеживающим и анализирующим динамику изменений на мировом продовольственном рынке. Эта актуальная и объективная информация о конъюнктуре мирового продовольственного рынка необходима оптовикам различных стран для принятия ими своевременных и эффективных хозяйственных решений.

Все это вселяет в нас уверенность в том, что в России создается нужная и жизнеспособная структура.

Государству нужно более активно участвовать в создании системы оптовых продовольственных рынков: начиная от крупномасштабного финансирования и кончая принятием законов и нормативных актов, стимулирующих ее эффективное функционирование и развитие.

Создание оптовых продовольственных рынков позволяет:

скоординировать и сконцентрировать в одном месте предложение плодоовощной, бакалейной, мясной, рыбной и некоторой другой продукции поставщиков;

предоставить всем поставщикам этой продукции возможность устойчивого выхода на конкурентный рынок;

повлиять на формирование реальной рыночной цены на реализуемую продукцию;

за счет создания цивилизованной конкурентной среды на оптовом рынке ускорить и упростить финансовые расчеты и весь процесс товародвижения на основе создания высокотехнологичной системы организации товарных, финансовых и информационных потоков;

поддержать отечественных производителей за счет создания упорядоченной системы сбыта продукции через оптовиков на ОПР и налаживания обратной связи от конечного потребителя до производителя;

обеспечить цивилизованный контроль государства за безопасным распределением продуктов питания, исключить доступ на внутренний рынок продукции, опасной для здоровья населения;

поддержать предприятия розничной торговли и общественного питания в части минимизации их издержек, связанных с закупкой продовольствия в широком ассортименте;

легализовать все товарные потоки оптового и розничного звена, поступающие в розничную продовольственную сеть и общественное питание, тем самым значительно пополнить бюджеты всех уровней;

создать дополнительные рабочие места.

Список литературы

1.Абрамов Н.В. Формирование и развитие региональной системы оптовых продовольственных рынков (на примере Ивановской области) Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 6. С. 35-39.

2.Акулич, И.Л. Маркетинг: Учебник / И.Л. Акулич. - 3-е изд. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 463 с.

.Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. Москва: Издательский дом "Вильямс", 2010, 640 с.

.Ассель Г. Маркетинг. Москва: ИНФРА-М, 2009, 804 с.

.Басовский Л.Е. Маркетинг. Москва: ИНФРА-М, 2009, 219 с.

.Беленький Я. В торговле мелочей не бывает // Коммерсант DAILY, 2005, № 129

.Березин И.С. Маркетинг и исследование рынков. Москва: Русская деловая литература, 2009, 416 с.

.Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: Экономика. 2010

.Вершинин И.П. Оптовые продовольственные рынки как распределительная система товаропотоков, финансовых ресурсов и информации: философия создания и технологии, перспективы развития, htpp Энерготехпром /SPB upt рынок.htm

.Вострякова Л. Новый товар приспособить под рынок или рынок воспитать под товар?// Капитал, 2006, 20 марта

.Горфинкель В.Я. и др. Экономика предприятий. М.: Банки и биржи, 2006

.Карнаухов С. Инфраструктура товарного рынка / РИСК - 2006 -№ 10-12

.Оптовый продовольственный рынок, нормативные документы / Библиотечка Российской газеты - 2007 № 17

Похожие работы на - Оптовые продовольственные рынки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!