Система планирования модернизации предприятий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,47 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система планирования модернизации предприятий

Министерство образования и науки российской федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский Государственный Университет Технологий и Управления

Институт экономики и права

Экономический факультет

Кафедра « Экономика, организация и управление производством»




КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Система планирования модернизации предприятий»

Исполнитель: Долбеева Е.Б.,

гр. М-512

Руководитель: Шабыкова Н.Э.








Улан-Удэ, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Концепция и методологические основы модернизации промышленных предприятий

.1Концепция модернизации промышленных предприятий

.2Общеметодологические и общие предметные принципы модернизации предприятий

.3Функциональные принципы модернизации предприятий

Глава 2. Теоретико-методологические, методические и практические аспекты планирования модернизации промышленных предприятий

.1Сущность и методология планирования модернизации предприятий

.2Планирование модернизации предприятий на основе экономического программирования

.3Проектирование приоритетов модернизации промышленных предприятий

Глава 3. Формирование системы планирования модернизации на промышленных предприятиях

.1Методическое обеспечение и модель системы планирования модернизации на промышленном предприятии

.2Теоретические основы тактического планирования модернизации

.3Региональное планирование модернизации промышленных предприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

Преобразования общественного устройства и экономики России определили неоднозначные тенденции в развитии отраслей народного хозяйства, в том числе - промышленности. Наряду со стабилизацией, достигнутой в последние годы, деятельности многих предприятий промышленности присущи негативные характеристики: низкая инновационная активность, стареющие техника и технологии, неэффективные системы организации производства и управления, неконкурентоспособность и т.д. Для преодоления потерь и достижения высоких темпов развития необходимы кардинальные изменения предприятий промышленности (в том числе машиностроения), существенная их трансформация на основе модернизации, обеспечивающей не единичное, разовое преобразование, а комплекс изменений, новое качество деятельности.

Возникает одновременно потребность в обновлении теоретикометодологической базы модернизации.

Становление рыночных отношений детерминировало необходимость в активизации исследований всего спектра теоретико-методологических и методических проблем планирования развития, модернизации промышленных предприятий. Теория и практика планирования (в том числе реструктуризации, реформирования и др.) обширны, но не соответствуют современным требованиям.

Степень разработанности проблемы. Познанию сущности и практики развития промышленного производства и преобразования предприятий посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых. Существенный вклад в изучение объективных основ преобразования предприятия и его подсистем внесли такие отечественные исследователи, как Л.И. Дбалкин, А. Бузгалин, М.П. Афанасьев, М.З. Бор, С.Ю. Глазьев, А.А. Глухов, А. Колганов, Н.Д. Кондратьев, В.Н. Эйтингон и др., зарубежные ученые: P.JI. Акофф, Д. Ворд, Д. Дойл, П. Друкер, Э. Хансен, Т. Хокканен, А. Швецов, П. Шульце, Й. Шумпетер и др.

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является разработка теории и методологии модернизации промышленных предприятий и системы ее планирования, а также рекомендаций по совершенствованию модернизационных процессов.

Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:

обоснованы принципиальные основы (методологические принципы) модернизации промышленных предприятий;

-изучены теория и методология системы планирования модернизации промышленных предприятий, в том числе:

исследованы теоретические основы индикативного планирования как составляющей промышленной политики и региональных программ модернизации предприятий;

обоснована сущность стратегического и тактического планирования на микроуровне, частная методология и методика планирования модернизации предприятий;

построена модель проектирования приоритетов модернизации промышленных предприятий;

построена модель программного планирования модернизации промышленных предприятий.

Объект исследования являются промышленные предприятия.

Предметом исследования являются процессы модернизации промышленных предприятий и система их планирования.

Теоретико-методологическими основами исследования служат фундаментальная и другая специальная литература в области техникоэкономического развития, менеджмента, планирования, труды отечественных и зарубежных ученых (теория, методология, методика, практика) по проблемам трансформации предприятий (реформирования, реструктуризации, антикризисного управления). Методологической базой исследования являются мировоззренческие общеметодологические принципы, системный подход, общенаучные эмпирико- и логико-теоретические методы научного исследования. Использованы экспертный, аналитический, программный методы, моделирование.

Глава 1. Концепция и методологические основы модернизации промышленных предприятий

1.1Концепция модернизации промышленных предприятий

Необходимость модернизации предприятий обусловлена сложившимися объективными обстоятельствами. В российской экономике возникли существенные противоречия между спросом и предложением, между объективной потребностью повысить конкурентоспособность предприятий и их возможностями (потенциалом); между накоплением средств, в том числе у населения, и возможностями аккумулирования этого капитала, инвестиционной привлекательностью предприятий и др.

Преобразования зависят от социально-экономического положения предприятий, которое существенно различается. Можно условно разделить предприятия на две большие группы. Первая - предприятия, находящиеся в поступательном движении, вторая - это предприятия «выживающие», но положение которых ухудшается. В свою очередь, в первой группе одни предприятия совершили «скачок», обеспеченный объективными условиями (инвестированием, господдержкой и др.); другие, которых большинство, кумулятивно накапливая количественные изменения, достигая промежуточные цели обеспечения сначала состоятельности, затем современного технического уровня производства, далее международных стандартов системы управления качеством и т.д., обеспечивают эволюционным путем качественные изменения, необратимые, направленные, то есть развитие. В концепции модернизации предприятий развитие - главная цель предприятия, основополагающая идея, важнейший методологический принцип, основа установления, объяснения взаимосвязей процессов и явлений в системе производственно-коммерческой деятельности предприятий.

Концепция модернизации: нейтральная, не несущая a priori определенных «моральных» оттенков; используется в таких разнообразных областях как экономика, политика, военное дело, культура, религия, наука; носит рамочный характер. Процесс модернизации, с этой точки зрения, представляет собой развитие предприятия. Подход к определению модернизации отражает необходимость в значительном преобразовании всех сфер деятельности предприятия.

Модернизация предполагает внедрение в организационную систему новых, современных элементов, переход предприятия к обслуживанию современных потребностей своих клиентов. Модернизация носит процессуальный характер, может быть рассмотрена как на макро-, мезо-, так и микроуровнях. Значительным для процесса модернизации является влияние внешней среды, которая может быть катализатором развития системы. Внедрение в систему новых элементов может как решить ее проблемы, так и усугубить или породить новые. Модернизация включает элемент имитации (современных стандартов в определенной области).

Таким образом, концепция модернизации предприятия предусматривает развитие системы путем качественных, необратимых, направленных преобразований и разрешение на этой основе ее противоречий (проблем), обеспечение позитивных тенденций состояния предприятия.

Всестороннее отражение предприятия в его целостности и развитии дает теория, включающая концепцию модернизации. Теория в системе научных знаний (науке) основана на эмпирических и философско-мировоззренческих знаниях. Эмпирические знания-информация, полученная с помощью обыденного сознания и добытая опытным путем посредством наблюдения и эксперимента. По мере накопления фактов ставится под сомнение существующее знание, создается новая теория или концепция, объясняющая закономерности, которым подчиняются как «старые», так и новые факты. Задача исследования-процесса выработки новых научных знаний заключается в том, чтобы систематизировать, истолковать и обобщить факты. Порядок и смысл в набор фактов вносит теория, связывая их воедино, устанавливая надлежащие соотношения между ними и выводя из них определенные обобщения. «Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны». Теория является содержательным обобщением, основанным на анализе фактов, но в свою очередь и факты служат постоянной проверкой правильности уже установленных теоретических положений.

Система научных знаний, исходя из нашей концепции модернизации, всесторонне отражающих предприятие в его целостности, развитии, по нашему мнению включает:

анализ состояния предприятий;

обоснование тенденций динамики объекта; объединение позитивного на предыдущих этапах развития (синтез) и повтор на высшей ступени характерных черт, структуры исходной позиции;

определение противоречий системы (количественных параметров, характера, значимости);

определение взаимосвязей, взаимодействия, условий «союза», схожих и несхожих черт, изменений противоположностей, проблем;

выяснение преобладающего противоречия (скрытое, потенциальное и актуальное, степень интенсивности, острота, зрелость), его противоположностей, проблем;

определение стадии развития системы;

обоснование направляющих процесса познания - принципов модернизации;

определение движущих сил (причин, источников) - факторов качественных изменений - модернизации;

обоснование возможности преодоления противоречий;

предложение приоритетов развития;

определение механизма разрешения противоречий;

определение количественных и качественных изменений в системе, отдельных подсистемах;

объяснение степени преемственности изменений «старых» и новых черт в состоянии предприятия;

оценку результатов изменений: позитивных и негативных;

оценку обратимости изменений;

определение стадий качественного преобразования системы, подсистем («скачков»).

1.2Общеметодологические и общие предметные принципы модернизации предприятий

Принципы - это объективные основы («начала»), на которых строится преобразование действительности, в которых абстрагированы объективные условия развития общества, его закономерности. «Принцип - основное исходное положение какой-либо теории, науки». Методологические принципы - основополагающие идеи, основные положения теории, отражающие системное, совокупное действие объективных законов развития и направляющие деятельность исследователя в избранной им предметной области, в данном случае, модернизации предприятий. В систему методологических принципов включаются общеметодологические и предметные конкретные принципы модернизации предприятий.

Общеметодологическими принципами (основами), направляющими исследование, являются:

-неразрывная взаимосвязь, взаимообусловленность и относительная самостоятельность эмпирического и теоретического исследований проблем и противоречий предприятий, модернизируемых элементов, факторов, фаз, моделей модернизации предприятий;

-полное и всестороннее (со всей определенностью и объективностью) отражение состояния и процессов преобразования предприятий;

-конкретизация модернизации системы предприятия на основе отражения изменений во входящих подсистемах, множества единичных модернизируемых элементов (работ);

-установление взаимосвязей и взаимодействия модернизационных процессов, причин и закономерностей изменений;

-определение признаков развития: качественных преобразований системы, необратимости изменений; возникновения качественно новых возможностей, не существовавших ранее; актуализации потенций предприятия; смены состояний предприятия; нового уровня функционирования и изменения организации предприятия; преемственности аккумулятивной связи качественных изменений в системе; наличия тенденций (организованности) в изменениях, появления у системы новых возможностей, соответствующих направленных преобразований; отличения состояний предприятия: функционирования от развития; хаотических изменений от необратимых и направленных. Использование общеметодологического принципа развития означает исследование источников, импульсов развития, механизмов возникновения новых качеств в системе предприятия, характера тенденций: негативных или позитивных;

-обеспечение единства логическою и исторического, определение консервативных, реакционных и прогрессивных явлений и процессов в историческом контексте, исторической преемственности и на этой основе характеристика причин, этапов развития, перспектив будущих процессов, состояний предприятия.

Конкретные методологические принципы в предметной области модернизации предприятий как система, по нашему мнению, не сформулированы. Так, в нормативных документах по реформированию предприятий принципы, как таковые, не выделены. В федеральных, региональных нормативных документах по реформе предприятий отсутствует методология реформирования, упоминаются лишь отдельные принципы, методы, направления, меры, условия. И это при том, что радикальная перестройка экономики требует тщательного научно- методологического обоснования. На непоследовательность, отсутствие системности в программных документах обращает внимание.

Основополагающей идеей, основным положением теории в предметной области модернизации промышленных предприятий является постепенная экономическая трансформация. Развитие современного производства произрастает из недр традиционного состояния, при постепенной экономической трансформации путем накопления количественных изменений и перехода в качественные.

На разных стадиях состояния предприятия приоритетными являются те или иные нововведения. По своей природе инновационный процесс не может быть обеспечен только одним видом нововведений, например, технологическим ноу-хау, необходимо внедрение системы инноваций. Становится все труднее удерживать конкурентное преимущество за счет одной лишь технологии; фирме требуются дополнительные активы (сети распространения продукции, вспомогательные технологии и т.п.), которые позволят полнее воспользоваться преимуществами инноваций. Инновации интерактивны и междисциплинарны. Любое предприятие нуждается в построении системы отношений с партнерами, например, потребителями и пользователями, поставщиками оборудования и технологии, распространителями и т. д. Надежность и эффективность такого партнерства может быть обеспечена только путем инвестирования в «отношения». Инновации - это локальное явление. Оно должно быть основано на интернационализации «информационного выхода», порождаемого на местном, региональном и государственном уровнях. Инновации - это процесс интеграции. Потребность компаний в культивировании внешних отношений заставляет их применять новые формы внутренней организации, при которых такие основные стороны бизнеса как производство, НИОКР, маркетинг и финансовое планирование становятся все более интегрированными («организационные инвестиции», «инфо-структура»). Инновации - это процесс обучения. Предприятие, которое осуществляет инновации, характеризуется как эффективным производством товаров, услуг и нового знания («инвестиции в человеческие ресурсы»), так и быстротой освоения нового. У инноваций есть социальное измерение. Инновационная деятельность не только подрывает сложившиеся структуры потребления и производства, но и лежащие в их основе властные структуры, чьи корни уходят глубоко в социальную структуру общества («отношения с общественностью»). Инновации - это процесс «созидательного разрушения». Фирма должна не только «научиться учиться», она должна также «научиться разучиваться». Инновации имеют также историческое измерение. «Зависимость от пути» означает то, что ресурсы в инновациях до некоторой степени определяются историческим развитием. Модернизация предприятий предполагает инновационный процесс внедрения комплекса инноваций: базисных, а также обязательных сопутствующих, дополняющих. Содержание комплекса различается на разных стадиях состояния предприятий.

1.3Функциональные принципы модернизации предприятий

планирование модернизация промышленный система

Функциональные методологические принципы отражают основные положения модернизации отдельных подсистем предприятия, лежат в основе воздействия движущих сил (факторов) качественного преобразования подсистем.

Функциональные методологические принципы модернизации разрабатываются для подсистем промышленного предприятия: маркетинг; управление; организация; исследования и разработки; подготовка производства; обеспечение ресурсами: персонал, техника и технология, финансы; организация производственного процесса, организация производственной структуры и инфраструктуры, организация труда, организация функционирования основных фондов, организация движения материальных ресурсов в производстве; оперативное управление производством: оперативно-календарное планирование, оперативный учет (контроль), анализ хода производства, диспетчирование (оперативное регулирование) производства; распределение: доставка готовой продукции до потребителей, транспортировка, складирование, обслуживание товара у потребителя.

Модернизация управления связана с децентрализацией деятельности и управления предприятием в связи с введением системы «центров прибыли» как в западноевропейских фирмах, когда фирма фактически распадается на определенное число субпредприятий, которые самостоятельно изготавливают и продают продукцию, тщательно следя лишь за получением запланированной прибыли. Децентрализация управления возникает при создании «виртуальных предприятий» - подразделений, зависящих от изменчивой рыночной среды, что позволяет распространить конкуренцию внутрь предприятия, повысить предприимчивость подразделений. При переходе от функциональных подразделений к виртуальным проектным командам, матричным системам управления повышается гибкость и адаптивность структур. Получение преимуществ от централизации к децентрализации обусловлено внедрением современных коммуникационных сетей.

Модернизация управления предполагает качественное преобразование функций: прогнозирования и планирования, организации, мотивации, контроля.

Итак, изложенные положения (правила) развития управления отражают содержание методологических принципов модернизации функциональной подсистемы предприятия - управления.

-Политика, создающая будущее, - политика перемен.

-Активное, неэкстраполятивное, плановое управление.

-Сочетание реактивного и приоритетного активного управления.

-Использование чрезвычайных нестандартных стратегических мер, наряду с оперативными.

-Минимизация.

-Использование собственных достижений для достижения непрерывных изменений.

-Видение в изменениях новых возможностей в каждом подразделении на каждом уровне управления.

-Сочетание централизации и децентрализации в управлении.

-Усиление децентрализации управления на предприятии на основе создания предприятий - «центров прибыли», виртуальных предприятий, виртуальных проектных команд, матричных структур.

-Активная промышленная политика.

-Социальная ориентация.

-Принцип единства команды.

-Промышленная демократия.

-Достижение равновесия между изменениями и неизменностью на основе партнерства в изменениях для создания стабильных отношений.

-Коллективный интеллект.

-Обучение и исследования.

-Тенденция опережения развития управления по сравнению с развитием производства.

-«Направленная коррозия» предприятия на основе преобразований снизу.

-Создание морально-психологического климата в коллективе с демократическими ценностными ориентациями.

-Мотивация работников, осуществляющих реинжиниринг бизнес- процессов.

-Качественное преобразование функций управления: целеполагания, прогнозирования и планирования, организации, мотивации, контроля.

2.Теоретико-методологические, методические и практические аспекты планирования модернизации промышленных предприятий

.1Сущность и методология планирования модернизации предприятий

Особое значение в современных условиях приобретает планирование модернизации на промышленных предприятиях, в процессе которого обосновываются количественные и качественные изменения на предприятии, плановые действия для достижения необходимых изменений. Дискуссионность теоретических положений по планированию в рыночных условиях, отсутствие разъяснений, влияния специфики предмета планирования - модернизации обусловили проведение ретроспективного анализа исследований ученых в этой области, обоснование в работе сущности, принципов и методов планирования модернизации промышленных предприятий.

Первостепенное значение для планирования в общем цикле управления имеет проверка практического выполнения планов. Это нужно не только для принятия мер, предупреждающих или исправляющих те или иные отступления от плана. Проверка нужна и для того, чтобы систематически совершенствовать само планирование, повышать его научный уровень. Любая программа действий, как бы высок ни был ее научный уровень, не может быть идеальной, она должна развиваться посредством все новых обобщений опыта, практики. Учет практического опыта означает теоретическое обобщение фактических данных, что позволяет совершенствовать методологию планирования, выработать методы его оптимизации.

Планирование определяет те или иные целенаправленные действия в течение совершенно определенного ограниченного времени, выявляет когда следует заменять действующие с начала планового периода меры другими, руководствуясь принципом корректировки на основе практического опыта. Из этого следует, что планирование представляет собой не единовременный акт, а процесс принятия взаимосвязанных решений.

В рыночной экономике сбалансированность плана модернизации промышленных предприятий обеспечивается следующими условиями: сбалансированностью факторов производства, в том числе, маркетинговых для достижения сбалансированности спроса и предложения; соответствием техникотехнологических, научных факторов научно-техническому прогрессу; нормативными запасами (материальными, готовой продукции); допустимыми рисками. Достигнутый уровень сбалансированности развития характеризует сопоставление плана с фактическими результатами его выполнения.

Последовательное использование экономических законов, реализация объективного рыночной среды в масштабе общества и регионов обеспечивается планово-организационной деятельностью государства (активной промышленной политикой), на микроуровне - планированием и организацией собственниками деятельности частных предприятий. При этом взаимодействие субъектов планирования в рыночных условиях основано на принципе партнерства.

2.2Планирование модернизации предприятий на основе экономического программирования (теоретические и практические аспекты)

Основные объективные причины разработки программ заключаются в необходимости перехода от познания объективных процессов развития к их практическому использованию; обеспечения рационального построения познавательной деятельности; осуществления процесса управления и планирования; устранения диспропорций и противоречий, особенно в транзитивных экономиках. Научно обоснованное экономическое программирование открывает возможность более полного учета требований экономических законов. Программный подход обеспечивает преодоление противоречия между отраслевым и территориальным планированием (разобщенностью, тормозящей интеграцию, и отраслевой региональной замкнутостью); вместе с отраслевым и территориальным разрезами, во взаимоувязке с балансовым, нормативным и другими методами позволяет сочетать интересы отраслей, территорий с целями развития всей социально-экономической системы.

Сущность экономического программирования в дореформационной и современной литературе, нормативных документах отражается в определении программ как системы мер. Сущность программного подхода проявляется в практическом отражении объективных процессов развития; в целевой установке на изменения, которая формулируется в терминах удовлетворения определенной общественной потребности; в разрешении той или иной проблемы; в расширении возможности комплексного обоснования мер по удовлетворению потребностей; в оптимизации структуры комплекса мер и распределения в нем ресурсов на основе приоритетов и критериев, имеющих народнохозяйственный, региональный, внутрифирменный характер. Разрабатываются и реализуются целевые комплексные программы решения отдельных, четко очерченных проблем, в них увязываются плановые действия, согласовываются усилия отраслей, регионов, предприятий, что отражает интеграционные процессы в экономике при решении народнохозяйственных, отраслевых, региональных, внутрифирменных проблем. Программно-целевой подход осуществляется во внутриотраслевом, внутрирегиональном, внутрифирменном управлении, обеспечивая принятие организационных и прочих мер целенаправленного планового воздействия.

Методология экономического программирования - программный подход как комплекс использует всю систему методов планирования: исходит из всеобщих и общенаучных эмпирико-теоретических, логико-теоретических, включает частные: диалектический, системный подходы; наблюдение, эксперимент, измерение и описание; аналитический, в том числе, балансовый, нормативный, абстрагирование, идеализация, индукция, дедукция; экспертные, инженерноэкономические расчеты, экстраполяция, моделирование, координация. Набор и изменения в арсенале методов разработки программ экономического развития обусловлены формой экономического программирования, целями, приоритетами, уровнем качества программ, иерархическим уровнем.

2.3Проектирование приоритетов модернизации промышленных предприятий (теоретические и практические аспекты)

Модернизация как целенаправленное изменение объекта представляет собой проект, отражающий построение и обоснование целенаправленных, качественных, необратимых изменений. Развитие знаний и опыта в области проектирования, их адаптации к российским условиям транзитивной экономики представляет важную и насущную задачу. Несмотря на широкое распространение в российской практике инвестиционных и др. проектов, бизнес-планов разных типов, разработанная система знаний по проектированию востребована далеко не полностью. Теория и методология его управления, по нашему мнению, может быть дополнена отдельными новыми положениями по разработке проектов модернизационных изменений на промышленных предприятиях.

Структура проекта модернизации предприятия представляет собой иерархическую декомпозицию из составных частей: проектов реструктуризации, включающих кумулятивные улучшения и проектов реструктуризации, обеспечивающих модернизационные преобразования, отдельных подсистем и (или) интегративных основ конкретной системы. Каждый из проектов в свою очередь детализируется по этапам (шагам), представляющим комплекс работ для его выполнения, классифицируемых по направлениям (факторам модернизации), мероприятиям и единичным оперативным мерам.

Научные результаты исследования проектирования модернизации промышленных предприятий, обладающие, признаками новизны, следующие.

-Определена сущность проекта модернизации промышленного предприятия, заключающаяся в отражении построения и обосновании целенаправленных качественных, необратимых изменений.

-Исходя из постепенности и поэтапности достижения качественных изменений, обосновывается состав проекта модернизации промышленного предприятия, включающего не только проекты реструктуризации, обеспечивающие модернизационные преобразования, но и проекты реструктуризации, включающие кумулятивные улучшения.

-Проектированием охватываются модернизационные преобразования не только отдельных подсистем предприятия, но и интегративных основ конкретной системы. Вводится новая классификация проектных работ по следующим факторам модернизации промышленного предприятия: маркетинговые, организационноуправленческие, финансово-экономические, технико-технологические, информационные, социальные, научные.

-Обоснована объективная необходимость проектирования модернизации предприятий на основе ее приоритетов.

-Определен приоритет модернизации промышленных предприятий первого порядка - научно-технический прогресс, который базируется на модернизации науки и техники путем радикальных базисных нововведений.

-Определена зависимость изменений, стратегий (кооперативной, функциональных) от стадии состояния предприятия (депрессии, оживления, относительной стабильности, развития).

-Обоснована необходимость и основы гармонизации интеграционных процессов (приоритета второго порядка) для обеспечения научно-технического прогресса

-В качестве приоритетных в рамки комплексного проекта модернизации промышленного предприятия вводятся как обязательные два основополагающих частных (локальных) проекта: исследований и разработок, а также интеграции модернизируемого промышленного предприятия с другими предприятиями и организациями в компании.

-Изложены отдельные методические положения по проектированию исследований и разработок.

-Разработан проект создания интегрированной структуры.

Построена модель управления проектом модернизации промышленного предприятия на основе приоритетов.

Глава 3. Формирование системы планирования модернизации на промышленных предприятиях

3.1Методическое обеспечение и модель системы планирования модернизации на промышленном предприятии

Предмет планирования - модернизация предприятий обеспечивается в процессе постепенной экономической трансформации путем накопления количественных изменений и перехода их в качественные. На начальном этапе (на стадиях депрессии, оживления) планируется обновление посредством кумулятивных нововведений в виде накапливающихся изменений, обеспечивающих улучшения. На следующем этапе (на стадиях относительной стабильности и развития) планируется преобразование предприятий на основе типичных модернизационных процессов в виде радикальных нововведений.

Измерение и аналитический методы обеспечивают планирование преобразований, качественных изменений через познание динамики количественных характеристик (показателей). Анализ предшествует планированию, используется в ходе планирования и для оценки выполнения плана, необходим для выяснения стадии развития предприятия, для целеполагания, выбора стратегии, факторов, выявления проблем развития. Аналитический общенаучный метод в частной методологии планирования выражается балансовые методом, с помощью которого увязываются (балансируются) взаимосвязанные показатели, вместе с методами: экспертным, экстраполяции, нормативным. Одним из основных направлений совершенствования балансового метода является развитие нормативной базы (разработка комплекса норм и нормативов).

Метод проектирования в планировании, программировании применяется как обоснование изменений для достижения конкретной цели, изменений в том или ином объекте (подсистеме) предприятия: конкретном ассортименте, технике, технологии, интегративных основах деятельности предприятия. Проект отражает всю совокупность работ, которые необходимо выполнить для его осуществления, в связи с его важностью, новизной решений. План модернизации промышленного предприятия предусматривает поэтапное развитие от одной стадии к другой на основе кумулятивных улучшений и модернизационных преобразований. Изменения-улучшения в плане отражаются в программах, модернизационные (качественные, базисные, крупные) преобразования обосновываются в инвестиционных проектах модернизации предприятия.

Выбор показателей в процессе планирования зависит от ситуации, целей, приоритетов, стратегий.

Теория и практика планирования деятельности предприятия (реструктуризации, реформирования, антикризисных мер, инвестирования и др.) обширна, разнообразна, но mqjkho с уверенностью сказать, недостаточно обоснованы, не отражают (в большей или меньшей степени) изложенные важные, по нашему мнению, методологические и методические положения. Планирование не обеспечивается всесторонним анализом состояния предприятия и тенденцией его изменения; недостаточны или вообще отсутствуют обоснования проблем, целей, приоритетов, стратегий; игнорируются диалектический и системный подходы, хотя бы потому, что отсутствует измерение явлений в нефинансовых подсистемах предприятия (качественные и количественные показатели). Следовательно не осознается нарастание количественных изменений и диалектический переход к новым качественным явлениям, недостаточно используется метод инженерно-экономических расчетов, отсутствует обоснование факторов развития подсистем предприятия, в том числе приоритетных; не согласуется (а чаще даже не разрабатывается) система планов: региональный и предприятия, стратегический и тактический; не применяется программный метод, как и проектирование, поскольку не различаются программируемые и непрограммируемые явления; совершенно не определено место программы, а в определенной степени и проектов в плане. Предмет планирования - модернизация предприятий отсутствует. Не полностью сформирована нормативная база для планирования на разных уровнях планового управления (народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие), не разработана классификация норм и нормативов в по- факторном разрезе.

Теория и практика планирования, по нашему мнению, могут быть улучшены на основе научного подхода к системе планирования модернизации промышленного предприятия, который предполагает методические положения по проведению анализа состояния предприятия и тенденции его изменения, выявлению факторов модернизации, типичных проблем промышленных предприятий, стадий развития; ориентированные системы целей и стратегий, приоритеты; содержит рекомендуемые к рассмотрению предприятиями комплексные целевые программы и их подпрограммы, разделы непрограммной части плана, проекты, отдельные показатели (для анализа и планирования) подпрограмм. Предлагаемые в работе единые принципиальные основы методики планирования модернизации промышленных предприятий на уровне региона и предприятия, по нашему мнению, обеспечивают диалектическое единство, согласованность планов на разных иерархических уровнях.

3.2Теоретические основы тактического планирования модернизации на промышленном предприятии

Неопределенность экономической ситуации, отсутствие средств для выполнения социальных, научно-технических, природоохранных и других программ, неустойчивое финансовое положение предприятий, пренебрежительное отношение к планированию, сложившееся в переходный период к рыночной экономике, отсутствие официальных методических рекомендаций по тактическому планированию, таких, например, как по бизнес-планированию, не стимулируют разработку обоснованного плана по развернутой структуре и широкому кругу показателей. Задача экономической науки и официальных плановых инстанций обеспечить предприятия методическими рекомендациями по разработке научно обоснованной системы планов: стратегического и тактического.

Сущность тактического планирования как составной части (подсистемы) исходит из фундаментальной сущности планирования, отражает специфические особенности плановых тактических решений. Тактическое планирование - логическое исследование (познание) системы будущих явлений, целенаправленных на удовлетворение потребностей и интересов через развитие стратегических действий (разворачивание, детализацию) на основе изучения объективных причинно-следственных связей; определение внутренних источников движения и развития (тактических - факторов внутри стратегических), количественных и качественных изменений, улучшения старых и внедрения новых явлений. Единая система: стратегический - тактический - оперативный планы представляет собой научное обоснование будущих событий для достижения целей предприятия и подразделений.

Особенности тактического плана заключаются в том, что он разрабатывается в развитие стратегического, детализируя его, занимает промежуточное положение, интегрирован со стратегическим и оперативно-календарным, разворачивает систему действий для достижения поставленных целей.

Рамки стратегического планирования всегда подвижны, также, как и сроки получения конечного результата. В ходе реализации плана уточняется и сумма расходов. Как правило, устанавливается лишь основной исполнитель, ответственный за реализацию плана, так как на первом этапе еще не ясны ни конкретное содержание работ, ни их объемы. Точное адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в текущих и особенно оперативно-календарных планах, что создает условия для текущей координации производственно-хозяйственной деятельности, возможность контроля, в первую очередь за затратами. В целом виды планирования взаимосвязаны и представляют собой систему планирования.

Тактическое планирование охватывает только внутренние взаимосвязи подсистем предприятия, детализируя их, отношения между подразделениями и предприятием в целом в отличие от стратегического планирования, которое отражает взаимоотношения не только внутри предприятия, но и между предприятием как целой системой, его внешними деловыми партнерами и всем окружением; в отличие от оперативного планирования, выражающего отношения в подразделениях.

Система методологических принципов планирования, в том числе тактического со своей спецификой, включает следующие общеметодологические принципы: научность, детерминизм, целенаправленность, активность, единство и взаимообусловленность планируемых будущих явлений и практики, проверка выполнения планов и корректировка на основе практического опыта, объективность, единство логического и исторического, конкретность; принципы планирования модернизации промышленных предприятий: непрерывность, оптимальность, реальность, выбор основных ведущих звеньев, «точек» роста, согласование тактического и стратегического планирования, единство системы планов: народнохозяйственного, отраслевого, регионального, предприятия, подразделений, партнерство субъектов планирования. В систему методологических методов планирования входят: всеобщие: диалектика, системный подход; общенаучные эмпирико-теоретические методы: наблюдение, эксперимент, измерение, описание; логико-теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, аналогия, абстрагирование, идеализация, индукция, дедукция, математические методы, моделирование: методы частной методологии планирования: экспертные, аналитический (балансовый, нормативный, экономические группировки, индексный, бюджетный, цепные подстановки, начисление балансовых разниц, метод главных компонент), инженерно-экономические расчеты, методы экстраполяции, моделирование, программно-целевой, координация).

Реальность выполнения тактического плана достигается его гибкостью, хотя в определенной степени он одновременно остается директивный. Для обеспечения гибкости тактический план дополняют системой специальных, дополнительных уточняющих бюджетов при обнаружении отклонений факта от плана; разрабатывают несколько вариантов планов, рассчитанных на различные условия его реализации, являющихся комбинацией переменных, количество которых и их взаимоотношения не всегда известны разработчикам; оценивают результаты плана по скорректированным в текущем периоде плановым показателям, а не по исходным; стимулируют исполнителей плана, не сковывая их инициативу, к отклонениям, выгодным предприятию; создают плановые резервы, позволяющие осуществлять по мере необходимости оперативную корректировку плановых показателей.

3.3Региональное планирование модернизации промышленных предприятий

В условиях кризисов и неустойчивого развития особенно необходимо предварять процедуры планирования, программирования анализом ситуации. На основе анализа состояния объекта и тенденций его изменения под воздействием внутренних и внешних факторов определяются проблемы подлежащие программному решению. Аналитический метод с комплексом специфических методов частной методологии - важнейший метод реализации системного подхода в разрешении проблем. Он включает этапы: выяснение стадии развития предприятий; установление качественных и количественных характеристик модернизации предприятий; разложение источников развития предприятий по факторам в отдельных иерархических уровнях; определение влияния отдельных факторов на модернизацию предприятий (на основе качественных и количественных характеристик); синтез отдельных результатов влияния факторов модернизации, то есть сведение их для выяснения общих противоречий, противоположностей, проблем, неиспользованных возможностей; предложения по разрешению проблем предприятий для достижения целей.

В ходе анализа определяется состояние промышленного комплекса региона с учетом осуществляемых мер по изменению предприятий; условия для проведения реформ; оценивается косвенное воздействие региональных и местных органов управления на преобразование предприятий, уровень формирования цивилизованной бизнес-среды; выявляются сферы нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельности на региональном и местном уровнях, нуждающихся в совершенствовании; определяются эффективные механизмы адресной государственной поддержки реформы предприятий региона с учетом их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы.

Цели плана модернизации промышленных предприятий: социально-экономическое развитие и научнотехнический прогресс обуславливают цели программ: глобальные - создание высокоэффективного промышленного комплекса, промежуточные - а зависимости от стадии развития предприятий: преодоление несостоятельности, падения производства, снижение задолженностей, достижение стабильного экономического роста; а также цели развития отдельных объектов (подсистем) предприятия и функциональные - по факторам модернизации. В соответствии с такой классификацией мы попытались определить систему целей программ для промышленных предприятий разного уровня развития.

Региональное индикативное планирование и программирование предусматривают следующие плановые работы:

-анализ состояния предприятий промышленности, тенденций изменений;

-обобщение отдельных результатов влияния внешних и внутренних факторов модернизации;

-выяснение важнейших проблем народнохозяйственного, отраслевого, регионального значения, неиспользованных возможностей;

-выявление стадий развития предприятий;

-целеполагание;

-определение стратегий;

-оценка целей, стратегий развития предприятий;

-определение необходимых изменений (кумулятивных и модернизационных) на предприятиях промышленности (по группам в зависимости от стадии развития) для достижения целей, стратегий;

-обоснование необходимости, возможности вариантов создания интегрированных бизнес-структур;.

-определение типов комплексных целевых программ, отражающих изменения в подсистемах (объектах) предприятий: продукции, производстве, персонале, технике и технологии, системе управления, инфраструктуре для групп предприятий по стадиям их развития;

-определение типа функциональных подпрограмм комплексных целевых программ: маркетинговая, организационно-управленческая, технико-технологическая, финансово-экономическая, информационная, социальная, научная;

-формирование содержания программ (мероприятия, ресурсы, целевые (конечные) показатели);

-выделение непрограммной части плана (мероприятий, ресурсов, целевых (конечных) показателей), связанной и не связанной с программами;

-увязка обеспечения программ ресурсами с источниками покрытия: потенциалом предприятий, внебюджетными источниками, государственным бюджетом, частными инвестициями;

-экспертиза бизнес-планов предприятий, ранжирование их по стадиям развития предприятий и отбор бизнес-планов для мотивации на основе установленных критериев;

-разработка долгосрочных, среднесрочных и годовых планов в программном разрезе;

-реализация планов, программ при осуществлении мотивационной функции государственного управления посредством системы мотивационных методов промышленной политики;

-отслеживание изменений, корректировка плана, программ при возможных отклонениях фактического уровня развития от планового на основе резервов, предусмотренных для перераспределения ресурсов;

-создание (организация) структуры управления для упорядочения, согласования, функционирования и совершенствования системы управления модернизацией промышленности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Позитивные тенденции роста российской промышленности в последнем десятилетии не проявились как долговременные, имеющие устойчивый характер. Качественный перелом не достигнут, факторы роста промышленного производства, в основном, не связаны с повышением его эффективности.

Обоснование трансформационных мер повышает требования к полноте и качеству информации о функционировании предприятий и происходящих на них изменениях. Общепринятой информационной базы для этого недостаточно. Обследование изменений на воронежских промышленных предприятиях, выполненное методом анкетирования, показало, что предприятиями освоены рыночные механизмы, осуществляются преобразования, сложились группы инновационно-ориентированного менеджмента. Однако преобразования не обеспечивают модернизации, выхода из неустойчивого, нестабильного состояния. Инновационная активность чрезвычайно мала, реальные крупные преобразования произведены на немногих предприятиях, на большинстве*- только изучается их целесообразность, изыскиваются возможности. В качестве приоритета модернизации промышленных предприятий определен научно-технический прогресс, достижение качественно нового, необратимого уровня развития посредством направленных базисных, радикальных нововведений. Научно-технический прогресс рассматривается как система отношений по поводу создания и освоения нововведений, соответствующих стадии развития предприятия (депрессии, оживлению, относительной стабильности, развитию).

Методология программирования обуславливается содержанием программируемого процесса, исходит из его методологических принципов (применительно к модернизации - из ее принципов); базируется на принципах планирования. Программный подход включает всю систему методов планирования: всеобщие и общенаучные, частные. Набор и изменения методов зависят от формы экономического программирования, целей, приоритетов, иерархического уровня.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1.Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб-метод, пособие / М.М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 248 с.

2.АнискинЮ.П. Инновационный менеджмент / Ю.П. Анискин, А.И. Лукьянов. - М.: МИЭТ, 2000. - 120 с.

3.Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост / К. Астапов // Экономист. - 2002. - №6. - С.44-51.

4.БасовскийЛ.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 260с.

5.БачуринА. Реструктуризация и реформирование производства / А. Бачурин // Экономист. - 1999. - №9. - С.23-28.

6.ГоремыкинВ.А. Планирование на предприятии / В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Д. Богомолов. - М.: Филинъ, 1999. - 322 с.

7.Денисов А.Ю. Экономическое управление предприятием и корпорацией / А.Ю. Денисов, С.А. Жданов. - М.: Дело и сервис, 2002. - 416 с.

8.Егоров Ю.Н. Планирование на предприятии / Ю.Н. Егоров, С.А. Ва- ракута. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 176 с.

9.Ильин А.И. Планирование на предприятии / А.И. Ильин, Л.М. Синица. - Минск: Новое Знание, 2004. - 635 с.

10.Индикативное планирование: Теория и пути совершенствования. - СПб.: Знание, 2000. - 96 с.

11.Кернс К. Аналитическое планирование / К. Кернс, Т. Саати. - М.: Радио и связь, 1991.-224 с.

Похожие работы на - Система планирования модернизации предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!