Управленческая деятельность руководителя ДОУ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управленческая деятельность руководителя ДОУ

Содержание

Введение

. Организация контроля за деятельностью подчиненных

.1 Особенности управления персоналом

.2 Контроль как вид управленческой деятельности

.3 Виды и методы контроля

. Практическая часть

.1 Характеристика МАДОУ «Детский сад №87 «Буратино»

.2 Недостатки контроля в детском саду № 87

.3 Особенности организации контроля в ДОУ

Заключение

Библиографический список

Введение

На современном этапе развития экономик большинства стран мира одной из главных проблем является работа с персоналом. Существует множество подходов к рассмотрению этой проблемы, но наиболее общие тенденции заключаются в формализации методов и процедур отбора кадров, разработке научных критериев их оценки, научном подходе к анализу потребностей персонала, выдвижении перспективных работников, повышении обоснованности кадровых решений и расширении их гласности, системной увязке хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики.

Хорошо известно, что максимизация прибыли зависит от профессиональной и успешной работы команды. Ключевой фигурой в управлении человеческими ресурсами проекта является менеджер по персоналу, который входит в команду организации. Этот человек должен быть не только отличным управляющим, но и профессиональным психологом, так как приоритет в управлении человеческими ресурсами отдается как экономическим факторам, так и в большинстве своем психологическим. Исследователи считают, что с развитием научно - технического прогресса содержание и условия труда приобретут большую значимость, чем материальная заинтересованность.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что возникновение и развитие функции контроля определяется общественным характером человеческой деятельности, объективной необходимостью распределения труда, в том числе и труда по управлению. Необходимость социального контроля вытекает из его главной задачи - проверять эффективность любой деятельности с учетом интересов общества. Поэтому функция контроля занимает важное место в процессе управления. Её осуществление - непременная составная часть организаторской работы руководителей аппаратов управления любого звена и уровня.

Цель работы - исследовать и проанализировать теоретические и методологические аспекты организации контроля за деятельностью подчиненных.

Объект исследования: управленческая деятельность руководителя ДОУ.

Предмет исследования: реализация контрольно-диагностической функции руководителя ДОУ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- обозначить особенности управления персоналом.

- рассмотреть контроль, как вид управленческой деятельности

- выделить виды и методы контроля.

выделить недостатки контроля в детском саду № 87.

указать особенности организации контроля в ДОУ.

1. Организация контроля за деятельностью подчиненных

.1 Особенности управления персоналом

Понятие "управление персоналом (кадрами)" по смыслу близко к понятию "управление человеческими ресурсами". И в том и в другом случае объект управленческого воздействия один и тот же, разница в специфическом подходе к работнику, к его рабочей силе как ресурсу.

Не случайно концепция управления персоналом несколько лет назад стала логически перерастать в концепцию управления человеческими ресурсами как составной частью производственных ресурсов (наряду с финансовыми, материальными, технологическими). А это значит, что сообразуясь со стратегией развития, предприятие как производственно-хозяйственная система может либо увеличивать человеческие ресурсы (экстенсивный путь), либо (при необходимости) сокращать, ориентируясь на более рациональное использование оставшейся части (интенсивный путь).

Ориентация на управление человеческими ресурсами меняет задачи управления, функции и структуру соответствующих служб на предприятии. Так, одной из важнейших функций управления персоналом в связи с возросшей ролью человеческого фактора в современном производстве становится развитие персонала, а не просто приведение его численного состава в соответствие с наличием рабочих мест.

Задача развития персонала, необходимость оценки целесообразности инвестиций предприятия в собственную рабочую силу требуют, естественно, иного подхода к принятию управленческих решений. Это стало аргументом для некоторых ученых при выделении управления человеческими ресурсами в особое направление менеджмента, когда акцентируется внимание на стратегических аспектах решения проблемы трудообеспеченности предприятия, на социальном развитии кадров, в то время как "управление персоналом" рассматривается ими как текущая оперативная работа с кадрами.

В этом отношении к понятию "управление персоналом (кадрами)" приближается понятие "управление человеческим фактором", означающее целенаправленное воздействие на человека как носителя способности к труду с целью получения большего результата от его деятельности, большей гуманизации осуществляемых на предприятии мероприятий технического прогресса как условия лучшего использования техники, ориентации организации производства и труда на возможности человека, его интересы.Практика показывает, что в управлении кадрами как составной части менеджмента на предприятии имеются два крайних подхода - технократический и гуманистический.

Сущность любой деятельности может быть охарактеризовано конкретным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами. Содержание управления персоналом составляют:

определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг;

формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);

кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);

система общей и профессиональной подготовки кадров;

адаптация работников на предприятии;

оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;

оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия;

система развития кадров (подготовка и переподготовка, повышение гибкости в использовании на производстве, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование рабочей (трудовой) карьеры;

межличностные отношения между работниками, между работниками, администрацией и общественными организациями;

деятельность многофункциональной кадровой службы как органа, ответственного за обеспечение предприятия рабочей силой и за надежную социальную защиту работника.

Целями управления персоналом предприятия (организации) являются:

повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;

повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;

обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:

обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;

достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;

полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;

обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;

закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);

обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;

согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);

повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.

Под методом управления обычно понимается совокупность способов и приемов воздействий субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения поставленных целей. Под методами управления персоналом понимают способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности для достижения целей организации.

Методы управления тесно связаны с принципами управления.

Принципы управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей.

В литературе по теории управления проблеме принципов уделяется большое внимание. Говоря о принципах управления, нельзя не остановиться на принципе системного, комплексного подхода. Сущность системного подхода состоит в том, что нельзя произвольно вырывать то или иное явление из контекста, рассматривать его изолированно от других. Каждое явление, каждый предмет следует рассматривать во взаимосвязи, в единстве с другими явлениями и предметами.

Необходимо отметить, что хотя между комплектностью и системностью есть много общего, эти понятия нельзя полностью отождествлять. Системность - это, прежде всего, взаимосвязь частей, составляющих единое целое. Комплексность же предполагает учет всех аспектов явления, полноту их охвата. «Комплексный подход позволяет учесть всю совокупность факторов, воздействующих на течение общественных процессов, определить место и значение каждого из них в общественной системе, выделить основные задачи, решив которые возможно успешно разрешить все многообразие управленческих задач».

.2 Контроль как вид управленческой деятельности

Рассматривая понятие контроля и его систему в организации, необходимо вначале определить место контроля в управленческой деятельности. Главный смысл контроля состоит в том, чтобы добиться выполнения стоящих задач, предупредить возможные ошибки, упущения и недостатки.

По мнению И. П. Третьякова и В. А. Якуниной, контроль призван обеспечить обратную связь, и является важнейшим источником информации, необходимой для успешного функционирования системы управления в целом.

Вместе с тем, многие авторы отмечают, что без глубокого анализа результатов контроля, действенность его заметно снижается.

Как известно, процесс управления носит циклический характер. Этот процесс начинается с постановки целей, задач и заканчивается выполнением этих задач, достижением определенного результата. Но в процессе осуществления каждого цикла, независимо от того, в какой области жизни он осуществляется, субъект управления совершает ряд определенных, последовательно сменяющих друг друга операций. Последовательность операций, совершаемых субъектом, связана с тем, что процесс управления расчленяется на определенные стадии, следующие друг за другом. Причем каждая из этих стадий обладает относительной самостоятельностью. Действие субъекта управления, соответствующее последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла, представляет собой функцию управления, а совокупность этих функций - содержание управленческого процесса.

Этими функциями являются:

выработка и принятие управленческих решений;

организация их исполнения;

учет и контроль.

Отмечая важность функции контроля, К. Ю. Белая пишет: «Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает…обратную связь управляющей и управляемой подсистем на любом уровне, помогает выявить недостатки в работе, установить их причины, а, значит, наметить пути их устранения с помощью коррекции и регулирования деятельности».

Хотелось бы отметить, что, как показывает практика, - контроль помогает выявить не только недостатки, но и положительные результаты. Например, ценный опыт педагогической и управленческой деятельности. Ведь, по сути, контроль - это постоянное сравнение того, что есть с тем, что должно быть.

Авторы исследований, посвящённых проблемам управления образовательным учреждением, отмечают важность функции контроля, реализация которой обеспечивает знание состояния дел в учреждении.

Контроль позволяет создать информационную базу для оценки работы персонала, предусмотреть способы влияния на них с целью побуждения к более продуктивной профессиональной деятельности. Уже было отмечено выше, что особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Контроль невозможен без определения критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что имеем в наличии.

Функция процесса управления - контроль устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.

Как правило, контролируются не только количественные показатели, но и качественные. Контроль можно классифицировать:

• по объектам контроля;

• по исполнителям;

• по принимаемому решению;

• по возможности дальнейшего использования объектов контроля;

• по типу отношений;

• по признаку открытости;

• по масштабу;

• по методике проведения;

• по способу получения и обработки информации;

• по степени мотивационной значимости;

• по объектам выполняемых операций (однофункциональный и многофункциональный);

• по характеру (непрерывный и периодический);

• по количеству контролируемых величин (единичный или одномерный и множественный или многомерный);

• по степени охвата объектов контролем;

• по режиму контроля;

• по времени контроля;

• по периодичности выполнения контрольных операций;

• по уровню механизации (автоматизации);

• по стадиям жизненного цикла объекта.

Можно выделить основные принципы, которыми следует руководствоваться при осуществлении контроля, это:

стратегическая направленность контроля;

ориентация контроля на результаты;

своевременность контроля;

гибкость контроля;

открытость контроля;

эффективность контроля.

Контроль обычно выполняется в три этапа. На первом этапе устанавливаются стандарты, т.е. конкретные, поддающиеся измерению цели, имеющие временные границы. На втором этапе при сравнении показателей функционирования с заданными стандартами определяется масштаб допустимых отклонений. На последнем этапе полученные результаты сравниваются с заданными стандартами и определяется, какие действия необходимо предпринимать.

Главные инструменты выполнения функции контроля - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм, нормативов. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным.

Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами при этом могут быть количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Расход ресурсов желательно учитывать по всем видам ресурсов и товаров, стадиям жизненного цикла и подразделениям.

К учету предъявляются следующие требования:

• полнота сведений, т.е. ведение учета по всем элементам системы управления;

• динамичность, т.е. отражение показателей в динамике;

• системность;

• простота;

• автоматизация на основе компьютерной техники;

• экономичность;

• преемственность.

Осуществление регулярного и качественного учета и контроля за функционированием системы управления является важным условием ее высокой эффективности.

Необходимо подчеркнуть, что контроль, как функция управления, если руководитель ей владеет в совершенстве, стимулирует творчество и профессиональный рост сотрудников.

Исходя из всех приведённых определений, можно утверждать, что контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверок соответствия организации образовательного процесса целям и задачам основной общеобразовательной программы, программы развития, Устава дошкольного образовательного учреждения, общегосударственным установкам, планам и приказам вышестоящих органов образования.

.3 Виды и методы контроля

В современной научно-методической литературе нет единого подхода к классификации видов контроля, более того, многие авторы, характеризуя их, противоречат друг другу в своих взглядах и суждениях. Исследователи вопросов управления неоднозначны в подходах к классификации видов контроля. Н. В. Корепанова, И. А. Липчанская убеждены, что контроль за функционированием и развитием ДОУ можно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля.

Внешний контроль включает в себя маркетинговое исследование микрорайона, социальную образовательную защиту дошкольников, не посещающих детский сад, социологическое исследование семей микрорайона. Осуществление внешнего контроля позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие ДОУ, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг

Внутренний контроль многогранен, он включает в себя контроль содержания различных аспектов деятельности дошкольного учреждения: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, методической, медицинской и т.д. Но главный объект контроля в ДОУ - образовательная деятельность его содержание и результаты.

По времени В. П. Симонов предлагает разделить контроль на предварительный, текущий, отсроченный и последующий (вторичный).

По содержанию разные авторы выделяют фронтальный, тематический, оперативный, сравнительный, самоконтроль и т.д.

Рассмотрим, что включает в себя фронтальный контроль (рис. 1).

Рис. 1. Фронтальный контроль

Предварительный контроль имеет опережающий, прогностический характер. Его цель - предотвратить возможные ошибки, способствовать предупреждению возможных сбоев еще до начала процессов, улучшению деятельности сотрудников. А также оказание помощи - отбор наиболее рациональных методов и приемов работы, и в целом повысить уровень управления. Целью предварительного контроля должен выступать Федеральные государственные требования и реализуемая в ДОУ основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Этот вид контроля применяется в основном к начинающим или вновь поступившим сотрудникам. Хотя, по мнению Л. М. Денякиной, «контроль по факту» после события или постконтроль, к сожалению наиболее характерный для традиционного подхода в работе руководителя, должен быть «потеснен» профилактическим, опережающим контролем.

Конечно, нельзя говорить о глобальном характере предотвращения будущих ошибок. Однако, хорошо зная педагогов, можно предвидеть степень и особенности ошибок, которые они могут совершить. Содержанием предупредительного контроля может быть проверка готовности воспитателя к образовательной деятельности, других режимных моментов, знание и внедрение передового педагогического опыта и т.д.

Текущий контроль проводится на этапе осуществления педагогического процесса. Его цель - выявление возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных, соответствие достигнутых результатов с установленными требованиями и нормами.

Содержание текущего контроля:

сравнение уровня развития детей в усвоении программы с нормативными критериями;

достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы;

обследование динамики формирования интегративных качеств воспитанников по всем направлениям развития детей;

выявление проблем, влияющих на усвоение программы;

эффективное информирование педагогов о результатах контроля, выработка управленческого решения, рекомендации, регулирование педпроцесса в изменении темпов и сроков прохождения программы, коррекция средств, форм и методов организации детей.

В современной практике существуют разнообразные виды текущего контроля. Самые распространенные из них: тематический, оперативный, фронтальный, сравнительный.

Тематический контроль проводится с целью выявления уровня и системы работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. Это может быть педагогическая работа с детьми по одному из разделов программы, выполнение требований нормативно-правовых документов, эффективность использования воспитателями рекомендаций методических объединений, консультаций, семинаров, исполнение сметы расходов и т.д.

При подготовке к изучению состояния работы по конкретному вопросу составляется план проверки, где отражаются следующие параметры: цель, задачи, сроки, возрастные группы, ответственные, содержание и методы контроля. С планом педагогический коллектив знакомится заранее. Выделяются вопросы, которые выносятся на самооценку, подготавливаются схемы, диагностические карты, определяется участие специалистов (медсестры, музыкального руководителя, психолога и других) и родителей, для чего разрабатываются анкеты. В ходе тематического контроля устанавливается, насколько планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствуют интегративным качествам ребенка, которые он может приобрести в результате освоения конкретных направлений программы и конкретной программе, реализуемой в ДОУ, какие умения и навыки у них сформированы в данном виде деятельности, владеют ли педагоги методикой организации деятельности детей по данному разделу, соответствует ли требованиям предметно-развивающая среда в группе. По результатам тематического контроля составляется справка, эти результаты обсуждаются на педсовете, а некоторые вопросы выносятся на производственное совещание или заседание профсоюзного комитета.

Тематический контроль (рис. 2) планируется 1 раз в квартал, в полугодие, в учебный год. Продолжительность его от 1 до 3 дней. Итоги обсуждаются на педсоветах, планерках, выносятся на совещание при заведующей, заседание местного комитета.

Рис. 2. Тематический контроль

Некоторые авторы разновидностью тематического контроля считают обзорный, персональный и итоговый. Обзорный контроль дает представление о работе коллектива на каком-то определенном этапе, в какой-то момент по какому-то конкретному вопросу. Персональный контроль проводят с целью изучения системы работы и распространения передового педагогического опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства. А также для анализа состояния работы по выявлению недочетов в воспитательно-образовательной работе по определенной теме. Итоговый контроль дает возможность подвести итоги работы за определенный период времени: квартал, полугодие, год, лето и т.д. Он направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива.

Оперативный контроль направлен на выявление состояния работы коллектива и отдельных сотрудников на определенном этапе, в какой-то момент, а также на решение срочных вопросов.

С помощью оперативного контроля можно устранить незначительные сбои в работе, оказать конкретную действенную помощь, сделав определенный анализ ситуации. Этот вид контроля осуществляется ежедневно. Н. В. Корепанова, И. А. Липчанская к разновидностям данного вида контроля относят экспресс-диагностику, предупредительный и выборочный контроль, а К. Ю. Белая считает разновидностью оперативного контроля день диагностики, регулирования и коррекции. ДРК - это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. Она предлагает ежемесячно планировать 5-7 вопросов для более детального эпизодического анализа (отдельных занятий, режимных моментов) и заранее знакомить с ними коллектив. Но не всегда с помощью оперативного контроля можно определить причины того или иного процесса.








Рис. 3. Оперативный контроль

Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю глубокую проверку деятельности, как отдельного воспитателя, так и ДОУ в целом.

Сравнительный контроль проводится с целью сопоставления результатов работы воспитателей параллельных групп или двух воспитателей одной группы при проверке уровня проведения образовательной деятельности. Разновидностью сравнительного контроля отдельные авторы считают взаимоконтроль, который позволяет педагогам критиковать друг друга откровенно, без предвзятости, вносить необходимые коррективы, давать советы и обязательно выделять интересные находки и все положительное в увиденном. Эта форма контроля учит педагогов анализировать работу коллег.

Сравнительный контроль дает возможность при совместном анализе найти наиболее эффективные приемы работы и распространить передовой опыт, улучшить состояние педпроцесса и способствует повышению общепедагогического опыта воспитателей всех групп.

Самоконтроль - это особая форма доверия коллектива, которая предполагает самооценку, самоанализ, само коррекцию. Эта форма контроля позволяет развивать у сотрудников ДОУ умение объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.

Но перевод воспитателя на режим доверия вовсе не означает отказ от посещения администрацией данной группы. Посещения могут быть связаны с обобщением опыта работающих в группе специалистов с тем, чтобы сделать его достоянием коллектива.

Сущностными характеристиками каждого вида контроля являются его цель и методика проведения. Рассмотрим виды контроля, отраженные в таблице 1.

Таблица 1

Классификация видов контроля по целям

Вид контроля

Цели контроля

Тематический

Изучение системы работы педагогов по реализации годовых задач дошкольного учреждения

Результативный

Изучение конечных результатов деятельности дошкольного учреждения за определенный период, чаще всего за год, оценка степени достижения намеченных планов, определение перспектив работы на следующий учебный год

Фронтальный

Всестороннее целостное изучение деятельности воспитателей группы (или одного из них) по организации образовательного процесса, определение причин, приведших к низким, неудовлетворительным результатам, и оказание помощи в их ликвидации

Оперативный

Изучение состояния работы по определенной, более узкой, проблеме, выявление продвижения, отслеживание выполнения планов и предотвращение критических ситуаций, выявление сбоев в работе, отклонений от намеченных планов, осуществление корректирующих действий

Предупредительный

Предупреждение ошибок, негативных действий в деятельности педагогов, недопущение распространения недостатков

Самоконтроль

Определение личной значимости выполненной работы и оценка достигнутых результатов  Демократизация и гуманизация процесса управления дошкольным учреждением, обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к изучению деятельности педагогов

Взаимоконтроль

Согласование, координация деятельности воспитателей, работающих в одной группе

Персональный

Оценка качества выполнения педагогом своих обязанностей, выявление достижений, устранение ошибок, оказание побуждающего воздействия, объективная оценка работы педагога в период аттестации


Кроме перечисленных выше, некоторые авторы выделяют такие виды контроля, как опережающий, результирующий, поисковый, исполнительный и т.д..

С нашей точки зрения, на основе конкретного анализа состояния дел в дошкольном учреждении руководитель выбирает такие виды контроля, которые будут наиболее оптимальными для получения необходимой информации в данном дошкольном учреждении, формируя тем самым систему контроля. Для руководителя важно, чтобы все используемые им виды контроля дополняли друг друга и давали объективную информацию о состоянии дел в управляемом дошкольном учреждении.

Осуществление целенаправленного контроля должно сочетаться с ежедневным обходом ДОУ в начале рабочего дня. Цель ежедневного обхода - проверить создание гигиенических, педагогических условий в группах, настроение детского коллектива и сотрудников, подготовку воспитателей к рабочему дню.

Одна из задач контроля - это проверка выполнения предписаний нормативно-правовых документов, предложений инспектирующих лиц, администрации ДОУ, выполнение решений педсоветов, собраний и т.д. Поэтому, последующий или вторичный контроль является необходимым в работе руководителя, без него все остальные виды контроля малоэффективны. Этот вид контроля позволяет сделать выводы об отношении исполнителей к замечаниям, их умении организовать свою работу, повышает ответственность сотрудников за порученное дело. Последующий контроль становится более действенным, если его проводить в строго намеченные сроки.

Если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении, то, с нашей точки зрения, можно говорить о системе. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля - одна из основных задач руководителя. От этого зависит эффективность и результативность контроля. Качество контроля зависит и от того, насколько субъект контроля серьезно и тщательно к нему готовится.

Эффективность проведения любого вида контроля зависит от умелого использования разнообразных методов контроля.

Основным методом является наблюдение за ходом работы контролируемого. Этот метод позволяет изучить состояние образовательного процесса, эффективность применяемых педагогом методических приемов, вникнуть в суть наблюдаемого и дать объективную оценку происходящему. Информация, полученная в процессе наблюдения, должна быть тщательно проанализирована. Важно разобраться в причинах и следствиях контролируемых явлений. Для фиксации наблюдаемого полезно использовать технические средства: магнитофон, видеомагнитофон, видеокамеру, что способствует точности наблюдений. Для удобства можно разработать схемы наблюдений, которые позволяют детально изучить определенный участок работы или всю работу, ничего не упустив.

Важным является такой метод, как беседа. Она позволяет выявить уровень знаний и у воспитанников и у педагогов, проблемы, имеющиеся в работе, степень благополучия ребенка. В процессе беседы у воспитателей развивается речь, умение отстаивать свою точку зрения, способность к рефлексии и т.д. Руководителю беседа позволяет установить доверительные и вместе с тем деловые и принципиальные отношения. Полезно проводить беседу по анализу просмотренного режимного момента с двумя воспитателями, а иногда пригласить и младшего воспитателя, т.к. единство требований к детям - необходимое условие правильного воспитания.

В практике используют такие методы контроля как опрос, анкетирование, тестирование. Но, по мнению врача-психолога Домана Глена, тест - это попытка обнаружить, чего не знает ваш ребенок. Вместо тестирования он предлагает использовать метод выявления способностей. Его цель - предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания лишь в том случае, если он сам этого захочет. А для этого необходимо создать ситуацию. Такой метод можно назвать срезовым наблюдением.

Нельзя сегодня забывать и о проведении итоговых мероприятий. Они позволяют выявить уровень тех или иных знаний, умений и навыков детей.

Уровень владения техническими навыками позволяет проконтролировать изучение результатов продуктивной деятельности детей (рисунков, лепки и т.д.).

При организации контроля широко используется психолого- педагогическое обследование детей (далее диагностика). Проведенная в начале года, она имеет цель изучение исходного уровня знаний детей, а в конце квартала, года - составление плана корректирующих воздействий. Л. В. Поздняк предлагает фиксировать результаты диагностики уровня и качества знаний детей в диагностических таблицах, которые дают возможность выделить существенное положительное и отрицательное, выявить резервы и наметить пути их использования. Педагогические таблицы или карты разрабатываются педагогическим коллективом с учетом федеральных государственных требований и выбранной программы.

Важным методом контроля является изучение документации, регламентирующей весь процесс жизнедеятельности детей. Так анализ медицинских документов позволяет понять, почему тот или иной ребенок трудно усваивает программу. А получить информацию о ходе выполнения программы руководителю помогает проверка календарных планов.

Такой метод контроля, как хронометраж, позволяет измерить продолжительность трудовых процессов и сопоставить результаты с требованиями методик.

Статистический метод - это сопоставление количественных изменений, выраженных в числах, с качественной их оценкой. Результаты статистического метода нагляднее всего выражаются графически - иллюстрациями, таблицами, схемами.

В практике управления популярен такой метод контроля, как заслушивание отчетов воспитателей. Он дает возможность получить представление о положении дел по одному из вопросов воспитания и обучения в конкретной группе.

Одним из методов контроля процесса деятельности является педагогический мониторинг - процесс непрерывного научно-прогностического слежения за состоянием, развитием педпроцесса в целях оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения. Это формирующий контроль, поскольку в его процессе происходит коррекция и координация деятельности.

Контроль может осуществляться в разных формах. Самая распространенная - это административный контроль, осуществляемый членами административно-управленческого аппарата. Он проводится по плану, утвержденному руководителем в начале учебного года. Очень важно создать единую систему контроля всех направлений работы ДОУ. Эффективность зависит от четкого распределения обязанностей между всеми членами административно-управленческого аппарата единых подходов и полной согласованности действий в руководстве ДОУ. Четко организованная система контроля позволяет планомерно и оперативно управлять дошкольным образовательным учреждением.

Широкое использование современными руководителями делегирования полномочий позволяет привлекать к контролю органы коллективного управления: совет педагогов, профгруппу, совет учреждения и т.д. Сюда же можно отнести и контроль родителей. Хотя их оценка непрофессиональная, больше она носит эмоциональный характер, но, тем не менее, родители - наши заказчики и с их мнением необходимо считаться.

Таким образом, в результате проведенного анализа теоретических основ по системе контроля мы пришли к выводу, что в управлении дошкольным учреждением необходимо использовать контроль, все его виды, формы и методы. Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального управления. Он повышает ответственность каждого сотрудника, дает возможность своевременно скорректировать работу и увидеть положительный опыт.

2. Практическая часть

.1 Характеристика МАДОУ «Детский сад №87 «Буратино»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 87 "Буратино" общеразвивающего вида", в дальнейшем именуемое «Учреждение», является самым большим дошкольным учреждением города Великий Новгород

Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой из средств местного бюджета. Организационно - правовая форма - муниципальное учреждение.

Место нахождения Учреждения (юридический и фактический адрес):

г.Великий Новгород ул. Кочетова д. 4 к. 2

Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное муниципальное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета в органах казначейского исполнения бюджета по учету средств соответствующего бюджета, имеет смету доходов и расходов, печать со своим наименованием и «Учредителя».

Основные задачи и их реализация:

охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, художественно-эстетического и физического развития детей;

гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;

взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основным предметом деятельности «Учреждения» является обеспечение воспитания, обучения и развития, а также, присмотра, ухода и оздоровления воспитанников. В настоящее время в детском саду работает 23 группы полного дня (10, 5 часов): 8 групп для детей раннего возраста с 1.5 до 3 лет и 15 групп для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет, численность детей - 471 человек.

Имущество Учреждения закрепляется за одним Учредителем на праве оперативного управления согласно договору о передаче муниципального имущества в оперативное управление.

Имущество Учреждения является муниципальной собственностью, формируется за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Источниками формирования имущества и финансовых средств Учреждения являются:

бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное Учредителем;

имущество и денежные средства, переданные Учреждению в виде дара, пожертвования или по завещанию;

доход от платных дополнительных образовательных и иных услуг;

средства, полученные от приносящей доход деятельности и имущество, приобретенное за счёт этих доходов;

иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование Учреждения осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджета в соответствии с утвержденной бюджетной сметой.

Привлечение Учреждением дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств Учредителя.

Развитие материально-технической базы Учреждения осуществляется самим Учреждением в пределах, закрепленных за ним бюджетных и собственных средств.

Учреждение ведет бухгалтерскую, статистическую отчетность и осуществляет учет Финансово-хозяйственной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Контроль и ревизия деятельности Учреждения осуществляется Учредителем совместно с Департаментом образования администрации города Великого Новгорода, контрольно-ревизионными, налоговыми и другими уполномоченными органами в пределах их компетенции.

Комплектование работников Учреждения осуществляется в соответствии со структурой и штатным расписанием Учреждения. Работники Учреждения принимаются на работу по трудовому договору. Для осуществления дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, могут привлекаться лица на основе гражданско-правовых договоров. На лиц, работающих в Учреждении, распространяется законодательство о труде Российской Федерации.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.

Всего в МАДОУ «Детский сад №87 «Буратино» общеразвивающего вида» работает около 95 сотрудников.

Персонал МАДОУ «Детский сад №87 «Буратино» общеразвивающего вида» на 01.01.2014 г:

Заведующий МАДОУ «Детский сад №87 «Буратино» общеразвивающего вида»

Заместитель заведующего по УВР

Заместитель заведующего по АХР

Старший воспитатель

Инструктор по физической культуре - 2 чел.

Инструктор по физической культуре (бассейн)

Музыкальный руководитель - 3 чел.

Учитель-логопед - 2 чел.

Воспитатель по ИЗО

Воспитатель - 43 чел.

Педагог-психолог - 2 чел.

Бухгалтерия - 3 чел.

Обслуживающий персонал - 38 чел.


2.2 Недостатки контроля в детском саду № 87

Цель работы - выявление недостатков организации контроля за деятельностью подчиненных.

Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей. Он позволяет также установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с принятым решением, выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. При отсутствии контроля за исполнением ранее принятых решений все остальные виды его малоэффективны. Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, т. к. по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Контроль - это сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление ее с параметрами, заданными заранее в планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решения о корректирующем воздействии. Задача контроля состоит не в том, чтобы зафиксировать невыполнение или какой-либо срыв, а в том, чтобы не допустить такого срыва, достичь цели в намеченный сроки. Поэтому контролеров следует поощрять за выполнение планов и программ, а не за то, что они «поймали» виновных.

Одной из функций руководителя и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка - одна из форм контроля.

Главным предметам тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой - выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т.д.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой;

определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.

Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.

Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля:

. Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно - образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу .

В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

. Итоговые занятия

Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается .

. Проверка календарных планов

Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки.

. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня знаний детей в группе и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.

. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.

Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке .

В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.

Если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, можно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

.3 Особенности организации контроля в ДОУ

Контроль в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООП) - нормативно - управленческий документ дошкольного образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса.

Объектами внутреннего контроля за реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является исполнение нормативных актов (приказы Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», от 20 июля 2011 г. N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»).

Нормативные документы, регламентирующие реализацию ООП дошкольного образования

Направления реализации ООП

Образовательная деятельность

Условия

1. Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655) (введены с 16.03.2010 г) 2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151).

Оценка профессиональной компетентности педагогов Оценка освоения образовательной программы детьми Учет времени реализации ООП и ее выполнения в полном объеме Оценка условий реализации ООП Взаимодействие с родителями

Совместная Самостоятельная Индивидуальная (в режимных моментах и при проведении НОД) Документоведение Ознакомление родителей с ходом образовательного процесса

Требования: - к кадровому обеспечению; - к материально-техническому обеспечению; - к учебно-материальному обеспечению; - к медико-социальному обеспечению; - к информационно-методическому обеспечению; - к психолого-педагогическому обеспечению; - к финансовому обеспечению.

Осуществление должностного контроля в дошкольном образовательном учреждении регламентируется локальными актами: Положением о должностном (внутреннем) контроле в ДОУ и приказами об утверждении плана внутриучережденческого контроля на текущий учебный год.

Система внутреннего контроля по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивает комплексный подход к оценке всех направлений организации воспитательно - образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и принятия управленческий решений направленных на :

· выполнение основной общеобразовательной программы: обязательной части - контроль за соблюдением временных требований необходимых за реализацией ООП 65% -80%, контроль за реализацией рабочих программ, контроль за реализацией индивидуальных программ для детей ОВЗ, вариативной части - контроль за реализацией дополнительных образовательных программ ;

· оценку освоения образовательной программы детьми - анализ достижения детьми промежуточных и итоговых результатов, контроль организации с детьми разных форм образовательной работы (совместная деятельность взрослого с детьми в ходе организации непосредственно образовательной деятельности и в разные режимные моменты, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми, коррекционная работа с детьми), анализ качества реализации образовательных областей ООП в соответствии с ФГТ;

· ознакомление родителей с ходом реализации основной общеобразовательной программы - проверка документации (перспективный план работы с разными типами семей, журнал учета реализации ООП, журнал консультаций , протоколы родительских собраний и т.д), контроль за наличием в группе информационного обеспечения организации образовательного процесса, контроль за проведением открытых мероприятий в рамках реализации ООП, контроль за организацией работы с родителями по ознакомлению с достижениями детей ;

· создание условий для реализации основной общеобразовательной программы - контроль готовности групп к новому учебному году, контроль состояния предметно - развивающей среды в группе, контроль за соблюдением СанПинов, контроль за организацией безопасных условий, контроль за организацией питания и оздоровительной работы с детьми.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования: управление персонал контроль дошкольное

следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;

контроль необходимо планировать;

в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;

контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;

необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;

контроль и его итоги должны быть гласными;

контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

Подготовительная работа:

· Анализ выполнения программы развития ДОУ, общеобразовательной программы ДОУ, годового плана, результатов контроля;

· Составление плана-графика комплексного контроля по ДОУ;

· Утверждение плана-графика контроля

При организации контроля необходимо обращать внимание на следующее:

педагог должен видеть, что контроль направлен не на его личность, а на то, как им организован воспитательно-образовательный процесс;

педагог должен знать, что именно, когда и по каким критериям будет контролироваться;

контролировать следует открыто;

осуществляя контроль, необходимо придерживаться доброжелательного тона общения;

при доведении рекомендаций, указаний, особое внимание уделять изложению причины возникновения недочетов в работе и путей их преодоления.

Правила организации и проведения контроля:

· контроль не должен ограничиваться инцидентом;

· тотальный контроль порождает небрежность;

· скрытый контроль вызывает только досаду;

· не следует контролировать только свой любимый участок, группу, объект;

· контроль - не проформа (кто не контролирует, тот не интересуется успехами и достижениями своих подчиненных);

· не следует контролировать из-за недоверия

При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:

Определение цели и объекта контроля.

Разработка программы (плана-задания) контроля или схемы предстоящего наблюдения.

Сбор информации.

Ее анализ.

Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.

Проверка исполнения рекомендаций.

Функция контроля является важной составляющей управления качеством образования, и эффективность ее во многом зависит от педагогического анализа результатов контроля, а также необходимых условий его проведения.

Формы подведения итогов:

· обсуждение итогов контроля на педагогическом совете - решение педсовета;

· рассмотрение результатов контроля на административном совещании - решение совещания;

· на педагогических планерках - приказ руководителя.

Содержание контроля:

· тематический контроль предполагает глубокое изучение системы педагогической работы с детьми по определенной образовательной области основной общеобразовательной программы, оценка состояния работы с родителями по ознакомлению с ходом и содержанием образовательной деятельности, условий для реализации основной общеобразовательной программы, оценка состояния работы с родителями по ознакомлению с ходом и содержанием образовательной деятельности, условий для реализации основной общеобразовательной программы);

· комплексный контроль предусматривает оценку деятельности педагогов по всем направлениям образовательной деятельности в подготовительной группе (выполнение и качество реализации основной общеобразовательной программы, определение состояния работы с родителями по ознакомлению с ходом и содержанием образовательной деятельности, условий для реализации основной общеобразовательной программы);

· взаимоконтроль (взаимопосещение) проводится с целью сопоставления результатов работы педагога по различным образовательным областям основной общеобразовательной программы ;

· персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного педагога, в ходе которого изучается соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности;

· итоговый контроль изучает выполнение и качество реализации основной общеобразовательной программы.

Планирование контроля на год

В основном в течение года планируют 1 комплексную проверку подготовительных к школе групп, персональный контроль (н/р: подготовка к аттестации), тематические проверки (к педсоветам, семинарам), итоговый ( документальный) в конце учебного года.

Примерный план внутреннего контроля на учебный год

Мероприятия и объекты, подлежащие контролю

Вид контроля

Цель контроля

Дата проведения

Ответственный

Отметка о выполнении

 

 

 

 

 

 

 


В перспективном плане контроль планируется на каждый месяц, что позволит распределить равномерную нагрузку на педагогов в течение учебного года.

Текущий контроль.

Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его.

По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность.

Контроль - это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

Ежемесячно планируются несколько вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал.

Тематический контроль.

Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане.

Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

-й этап. Постановка целей тематического контроля.

Нужно ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:

с улучшением воспитательно-образовательного процесса,

ростом профессионального мастерства педагогов,

созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,

укреплением связей с родителями и т.п.

-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков:

. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

.Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.

.Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педагогического процесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

.Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога

-й этап. Подготовка к проведению тематического контроля.

Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле, кроме заведующего и заместителя заведующего по воспитательной и методической работе участвуют и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Задача заместителя заведующего по ВМР - поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете.

В структуру и содержание справки по итогам проведенной тематической и комплексной проверки входит:

· дата и место ее составления;

· прописывается на основание какого документа была проведена проверка;

· с какой целью, осуществлялся контроль;

· в какой период проходила проверка;

· фамилии, инициалы и должности членов комиссии;

· указывается, кто из педагогов, и из каких групп подлежали контролю;

· источники получения информации;

· аналитические сведения о результатах проверки, в том числе и выявленных нарушений, об их характере;

· выводы и предложения основываются на реальном материале, подтвержденном количественными показателями, объективность - на непосредственном наблюдении и изучении результатов педагогической деятельности ( в выводах дается ответ на поставленную цель в начале проведения проверки);

· в конце справке даются рекомендации или предложения по выявленным нарушениям, устанавливаются сроки на их устранение, назначаются ответственные по устранению замечаний.

· справка подписывается членами комиссии и педагогическими работниками, которые подлежали контролю, об ознакомлении с итоговым документом или составляется акт об отказе от подписи.

В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки, утверждается план-задание.

План-задание необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки, разъяснить, какие вопросы и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

План - задание к проведению тематической проверки

Содержание контроля

Методика организации контроля

Дата проведения контроля, группа, подлежащая контролю

Ответственные

Оценка уровня развития детей

 

 

 

Оценка профессиональных умений педагога

 

 

 

Оценка планирования работы

 

 

 

Оценка форм взаимодействия с родителями по изучаемому направлению

 

 

 

Оценка созданных условий в группе

 

 

 


(Показатели и методика организации контроля взяты у О.А. Скоролуповой из методики «Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении»).

Руководитель, заместитель заведующего по ВМР обязан оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана-задания контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ.

В конце учебного года обязательно делается анализ контроля за учебный год. Проблемы, выявленные в ходе контроля, становятся задачами на следующий учебный год.

Алгоритм составления анализа внутриучрежденческого контроля за учебный год

Нормативно-правовые основания осуществления контроля.

Необходимо указать нормативные документы (федерального, окружного, муниципального, локального уровня) в соответствии, с которыми осуществлялся контроль за образовательной деятельностью.

Цель, задачи контроля.

Общие сведения о количестве проведенных проверок, охвате педагогов и возрастных групп контролем.

Формы и методы внутриучрежденческого контроля.

Указать в целом выводы по контролю за учебный год, выявленные проблемы, общие тенденции, типичные затруднения в организации образовательного процесса, принятые управленческие решения.

Задачи по решению выявленных проблем на следующий учебный год.

Примерная схема анализа внутриучрежденческого контроля за учебный год

Направление контроля

Содержание направления контроля

Вид контроля, тематика

Объекты контроля

Сроки

Где заслушива-лись результаты, приказ

Выявлен-ные наруше-ния

Пути решения

Выполне-ние рекоменда-ций, приказ

Реализация ООП ДО

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Создание условий к реализации ООП

Учебно-материальное обеспечение

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


Информа-ционно-методическое обеспечеие

 

 

 

 

 

 

 


Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

Заключение

Рассматривая контроль как управленческую деятельность, следует отметить, что основной его задачей является количественная и качественная оценка и учет результатов работы любой организации. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.

Образовательная деятельность в дошкольном учреждении требует, чтобы ею управляли. Для раскрытия сущности контроля как вида управленческой деятельности в первой главе мы рассмотрели определения данного понятия. Исходя из всех приведённых определений, можно утверждать, что контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверок соответствия образовательного процесса целям и задачам основной общеобразовательной программы, программы развития, Устава дошкольного образовательного учреждения, общегосударственным установкам, планам и приказам вышестоящих органов образования.

В результате проведенного анализа теоретических основ по системе контроля мы пришли к выводу, что в управлении дошкольным учреждением необходимо использовать, все виды, формы и методы контроля.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.

Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении требует, чтобы им управляли. Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса планам, приказам, а также «Программе воспитания в детском саду».

Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в его осуществлении. Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, заведующий теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

Цель работы - выявление недостатков организации контроля за персоналом в учреждении.

Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей. Он позволяет также установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с принятым решением, выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков. При отсутствии контроля за исполнением ранее принятых решений все остальные виды его малоэффективны. Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, т. к. по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Контроль - это сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление ее с параметрами, заданными заранее в планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решения о корректирующем воздействии. Задача контроля состоит не в том, чтобы зафиксировать невыполнение или какой-либо срыв, а в том, чтобы не допустить такого срыва, достичь цели в намеченный сроки. Поэтому контролеров следует поощрять за выполнение планов и программ, а не за то, что они «поймали» виновных.

Контроль должен быть предметным и конкретным, его осуществление - соответствовать составленному плану-графику на неделю или месяц. Выбор форм контроля во многом зависит от времени его проведения.

Формы контроля могут быть разнообразными: изучение документации и календарных планов, беседы с воспитателями и последующее посещение группы, проверка наличия и исправности оборудования.

Одна из задач контроля - проверка исполнения инструктивно - методических документов, предложений инструктирующих лиц, а также выполнение решений педсоветов по итогам предыдущих проверок. Важной задачей является изучение кругозора педагога, его духовных интересов, выяснение того, чем он живет, что читает, как следит за достижениями науки, культуры, какое место в его духовной жизни занимает искусство и т.д.

Библиографический список

1. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. - М. : Творч. центр «Сфера», 2003. с. 43.

. Бойделл, Т. Как улучшить управление организацией // Человек и труд. - 2007. - №11. - с. 74

. Денякина Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в образовательном учреждении. - М. : «Новая школа», 1995. с.66.

. Корепанова Н. В., Липчанская И. А. Контроль функционирования и развития ДОУ. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. с.445.

. Коршунов Н.В. 'Организация обслуживания, М, высшая школа 2006. - с.246

. Семенов А.К. Основы менеджмента: Учебник / А.К. Семенов, В.И.Набоков. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - с.300

. Симонов В. П. Педагогический менеджмент. - М. : Педагогическое общество России. 1999. с. 677.

. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? - М.: «АО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2008. - с.366

. Терентьева Т.. Конкурентоспособность компании начинается с обучения персонала // Век качества № 6, 2007. - с.234

. Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М. : ТЦ Сфера, 2007. с. 754.

. Ханс Йобст Плайтнер Значение “человеческого фактора” для малых и средних предприятий // Менеджмент и маркетинг №2, 2007. - с.123

Похожие работы на - Управленческая деятельность руководителя ДОУ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!