Особенности и проблемы развития менеджмента в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,6 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности и проблемы развития менеджмента в России

Содержание

Введение

І. История менеджмента в России

1.1 Особенности развития менеджмента в дореволюционной России

1.2 Развитие менеджмента в СССР

ІІ. Особенности и проблемы развития менеджмента в России

2.1 Особенности развития менеджмента в России

2.2 Проблемы развития менеджмента в России

Заключение

Список литературы

Введение

В период бурных изменений в политической и экономической жизни нашего общества открылись широкие перспективы в деловой сфере и одновременно на повестке дня появился вопрос о кадровом обеспечении этих изменений. Перед руководителями и специалистами стоит задача - преобразовать облик наших предприятий и организаций сообразно новым требованиям. Но сформировать корпус управленцев нового типа, способных решать эту задачу, процесс исключительно сложный. Очевидно, что сама жизнь, практика рыночных отношений, предпринимательства будет способствовать её решению, помещая тех, кто сегодня у руля предприятий, и тех, кто входит в эту новую для себя роль, в ситуацию естественно протекающего социального отбора. Но многое будет зависеть от целенаправленной деятельности по подготовке кадров, от умения руководителей применять достижения управленческой науки на практике.

Один из очевидных путей приспособления к рынку в России состоит в освоении сферы деятельности и области знания, которые охватываются ёмким понятием "менеджмент".

Все эти вопросы представляют научный интерес и определяют актуальность темы данного исследования

Объектом исследования является складывающаяся система объективных и субъективных условий, способствующая становлению менеджерской деятельности в различных направлениях.

Предметом исследования выступают данные социологических исследований и мониторингов, характеризующих совокупность различных условий, влияющих на становление менеджмента, позволяющих выделить тенденции и факторы его развития.

Цель исследования: с помощью социологического анализа суждений различных экспертных групп описать процессы становления менеджмента в России.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

рассмотреть основные этапы становления менеджмента в России;

рассмотреть особенности российского менеджмента;

рассмотреть проблемы менеджмента в России.

Исходя из поставленных целей и задач, курсовая работа имеет структуру в две главы, введении и заключении.

менеджмент россия история

І. История менеджмента в России

1.1 Особенности развития менеджмента в дореволюционной России

Управленческая деятельность в нашей стране имеет многовековую историю. В древнерусских летописях X в. уже упоминалось о развитий торговли, а также поддержания связей с разными странами.

Монголо-татарское нашествие надолго задержало развитие страны. Но уже в XIII-XIV вв. начали возрождаться русские города, вместе с ними - промысел и торговля, а также и купечество. К концу XVI в. уже существовали три купеческие корпорации, имевшие выборных руководителей и пользовавшиеся определенными правами.

Особое место в истории российского (так же как и мирового) менеджмента занимает появление и развитие идей и практика политического и социального управления.

Еще в допетровскую эпоху были проведены весьма серьезные управленческие реформы, связанные с именем крупного государственного чиновника Афанасия Лаврентьевича Ордын-Нащекина (1605-1680). Суть этих реформ, своим острием направленных против боярского местничества, можно коротко свести к следующему: развитие самоуправления городов; создание целостного народного хозяйства в масштабах всей страны и усиление в этой связи роли государства; развитие торговли и средств ее экономического регулирования (налоги, пошлины); финансовая политика, направленная на привлечение в страну золота и серебра (треть продаж за рубеж - только с оплатой благородными металлами); контроль за качеством ввозимых иностранных товаров; соблюдение этических норм в торговле ("Во весь свет огласив, отослать с бесчестьем с ярмарки, чтобы впредь таких худых не ввозили и добротным товарам цен не портили").

Все эти меры за триста с лишним лет ничуть не устарели.

Особенно насыщенной управленческими преобразованиями была эпоха великого реформатора России Петра I (1672-1725). С его именем связаны следующие фундаментальные преобразования: изменение летосчисления, облегчившее внешнеэкономическую деятельность; создание качественно нового государственного аппарата - по европейскому образцу; изменение внешнего облика населения (новая мода на одежду, бритье бороды) с целью сделать его как можно более близким к принятому в цивилизованных странах того времени; абсолютизация царской власти - главного двигателя петровских реформ; отделение гражданской службы от военной; введение единого табеля о рангах; создание крупной промышленности; усиление роли дворянства - социальной ссоры царской власти; в финансовой сфере - требование сбалансированного бюджета по приходу и расходу; усиление государственного вмешательства в экономику; проведение налоговой реформы по принципу "без тягости народа"; решительная борьба со взяточничеством (Петру I принадлежит такой впечатляющий критерий размера наказания за взятку: "Если на сумму взятки можно купить веревку - повесить"); глубокая реформа образования.

Правление Петра I дало мощный толчок экономическому развитию России, превращению ее в первоклассную мировую державу.

Выдающимся продолжателем дела Петра I и его управленческих усилий явилась Екатерина II (1729-1796). Реформы Екатерины II закладывали в России основы товарного, капиталистического производства и соответствующего ему рыночного хозяйства.

Незаслуженно забытыми в истории управленческой мысли России оказались прогрессивные идеи, связанные с именем внука Екатерины II царя Александра I (1777-1825) и его соратников, в первую очередь М.М. Сперанского. Главной идеей Александра I была необходимость упорядочивания управления страной на всех уровнях исходя из единой правовой базы. Разработка проекта реформ была возложена на крупного чиновника Михаила Михайловича Сперанского (1771-1839).

Прямым продолжением преобразований Александра I явилась великая крестьянская реформа, подготовленная и проведенная царем Александром II. Осуществлению реформы способствовало сочетание целого ряда разнородных обстоятельств: осознанная различными слоями общества отсталость России и неизбежность преобразований; сокрушительное поражение в Крымской войне и ухудшение положения России в мире; огромный дефицит государственного бюджета; затянувшийся кризис крепостнической системы (восстание декабристов, крестьянские бунты и т.п.). Основополагающие идеи преобразования Российского государства и его системы управления в эпоху становления в России капиталистического рыночного хозяйства в начале XX в. связаны с именами С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Сергей Юльевич Витте (1849-1915) известен благодаря проведению им ряда радикальных реформ в российской экономике и политике. Витте осуществил денежную реформу. Достойным преемником и продолжателем реформ Витте по праву считается Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911). Главным детищем Столыпина была земельная реформа. Суть ее заключалась в разрушении крестьянской общины и создании у крестьян частной собственности на землю.

Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления заслуживает особого рассмотрения (рис.1).

Рис.1. Основные этапы развития управленческой мысли в России

Следует отметить, что управленческая мысль в России не только не отставала, а в ряде случаев и опережала развитие менеджмента на Западе. Так, уже в 1860-1870 гг. в Московском высшем техническом училище была разработана методика рационализации трудовых процессов, которая была награждена "медалью преуспеяния" на Всемирной торговой выставке в Вене в 1873 г. Эта методика вызвала интерес за рубежом и стала распространяться в Англии. Отметим для сравнения, что аналогичные методики стали разрабатываться американскими представителями школы научного управления (Тейлором, Гилбертами и др.) лишь в начале XX в. В 1911-1912 гг. профессор Петербургского политехнического института И. Семенов читал лекции по курсу "Управление заводским хозяйством", в котором излагались основы производственного менеджмента.

1.2 Развитие менеджмента в СССР

Необходимость развития управления производством как самостоятельной науки в СССР ставилась многими авторами уже в 1962-1963 гг. К 1965 г. относится выход в свет наиболее крупных монографий по теоретическим проблемам управления социалистическим производством, в которых авторы стремились выяснить социально-экономическую природу управления производством в системе социалистических производственных отношений.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

. Реформа системы управления экономикой 1965 г.

. Реформа системы управления 1979 г.

. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

Первая реформа системы управления экономикой относится к 1965 г. Ее начало было положено мартовским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС по вопросам сельского хозяйства и сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС по вопросам промышленности. В решениях Пленумов говорилось о необходимости совершенствования всей системы управления, расширения самостоятельности предприятий и перехода от административных к экономическим методам управления.

Основные положения реформы нашли отражение в принятых правительством постановлениях "Об улучшении управления промышленностью" и "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования". Большое значение для развития предприятий сыграло утверждение "Положения о социалистическом государственном производственном предприятии". Была упразднена территориальная система управления, ее место снова заняла отраслевая система. Была произведена структурная перестройка управления народным хозяйством: был ликвидирован Высший совет народного хозяйства СССР, республиканские и региональные советы народного хозяйства, создано 11 союзно-республиканских и 9 союзных министерств.

Большие изменения произошли в системе внутризаводского планирования предприятий. В частности, для планирования деятельности предприятий вместо показателя "валовая продукция" стал использоваться показатель "объем реализованной продукции". Оценка результатов деятельности предприятий стала осуществляться по показателям: объем реализованной продукции, прибыль (рентабельность производства), выполнение заданий по поставкам важнейших видов продукции. Был осуществлен ряд мер по улучшению системы оплаты труда. С этой целью на предприятиях образованы три фонда экономического стимулирования: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития производства.

После принятия в 1965 г. решения о проведении хозяйственной реформы вопросы управления народным хозяйством были подняты до уровня первостепенных государственных задач. Важным событием, имевшим крайне большое значение для совершенствования научного управления производством в СССР, стала состоявшаяся в июне 1966 г. в Москве Всесоюзная научно-техническая конференция "Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью", на которой с научными докладами выступили видные ученые, занимающиеся проблемами управления: Д.М. Гвишиани, С.Е. Каменицер, Ю.О. Любович и др. Целый ряд докладов касался вопросов применения экономико-математических методов, использования ЭВМ и других средств механизации и автоматизации для совершенствования управления.

В период 1965-1966 гг. состоялось более 30 отраслевых и региональных научно-технических конференций и совещаний по проблемам научной организации труда, производства и управления. В ходе их проведения выявилось существенное отставание теории от практики управления производством, что потребовало принятия самых энергичных мер для развертывания широких исследований в области теории управления.

-70-е гг. характеризуются активным изучением зарубежного опыта по проблемам организации управления производством. Проводится значительная работа по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Определенный вклад в развитие теории и практики управления производством внесла Вторая Всесоюзная научно-практическая конференция "Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью", состоявшаяся в июле 1972 г. в Москве.

После реформирования системы управления 1965 г. в первое время значительно улучшились показатели деятельности предприятий и народного хозяйства в целом. Почти в 2 раза увеличились темпы роста сельского хозяйства, в 1,5 раза - производительность общественного труда, перестала снижаться фондоотдача в промышленности, ускорилась оборачиваемость оборотных средств в народном хозяйстве, существенно снизились нормы потребления топлива и сырья. Ускоренными темпами велось строительство жилья. Однако в начале 70-х гг. произошло заметное ухудшение всех показателей, снизились реальные доходы на душу населения.

Причинами, не позволившими добиться ожидаемых результатов от проведения реформирования системы управления народным хозяйством 1965 г., являются следующие: снижение самостоятельности предприятий; планирование "от достигнутого уровня" и частое внесение изменений в планы предприятий; использование затратного принципа ценообразования, основанного на индивидуальных затратах предприятий и т.д.

В целях интенсификации экономики была предпринята вторая экономическая реформа, основные положения которой нашли отражение в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы".

Экономическая реформа 1979 г. была нацелена на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов, на повышение эффективности производства и качества работы, которые должны были создать условия для более полного удовлетворения общественных и личных потребностей.

Для измерения объемов производства показатель "реализованной продукции" был заменен на показатель "чистой (нормативной) продукции", исключающий повторный счет прошлого труда. Рост производительности труда, норматив заработной платы на рубль продукции рекомендовалось исчислять по чистой (нормативной) продукции. Четко был определен перечень показателей для разработки пятилетних и годовых планов, являющийся обязательным для выполнения промышленными министерствами, объединениями и предприятиями. Большое внимание уделялось заключению хозяйственных договоров. Вводились нормативы платы за производственные фонды (в размере 6 %), плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем (за счет себестоимости продукции).

Большое внимание в постановлении уделялось вопросам рационального сочетания отраслевого и территориального планирования и управления, а также разработке целевых комплексных экономических, научно-технических и социальных программ в целом по народному хозяйству и развитию отдельных регионов и территориально-производственных комплексов.

Несмотря на то, что экономическая реформа 1979 г. отвечала всем требованиям, предъявляемым к системам управления в развитых странах Запада, она не принесла ожидаемых результатов. Не произошло интенсификации экономики, и об этой реформе вскоре забыли. Ухудшение социально-экономического положения в стране продолжалось.

Выход из создавшегося положения апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС нашел в ускорении социально-экономического развития страны. Было принято решение о создании целостной системы управления. Были намечены пути реализации этой концепции: перестройка всех сторон нашей общественной жизни, курс на развитие гласности и демократии, техническую реконструкцию всех отраслей народного хозяйства на основе опережающего роста машиностроения. Была провозглашена новая научно-техническая, инвестиционная и структурная политика.

Перестройка, начатая Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачевым в 1986 г., не имела под собой твердой базы. Ее содержание и методы проведения не были понятны никому. Проводились отдельные мероприятия, направленные на повышение темпов социально-экономического развития СССР. Так, еще в июне 1985 г. было проведено совещание в ЦК КПСС по вопросам ускорения НТП. Важным было принятое на нем решение об отказе от остаточного принципа выделения средств на реализацию социальных проблем. Январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на широкую демократизацию жизни общества и создание к 1990 г. целостной системы управления с новым хозяйственным механизмом (эта система называлась радикальной экономической реформой). В период времени с 1985 г. по 1989 г. было проведено большое количество разнообразных экономических экспериментов по отдельным отраслям и предприятиям, направленных на проверку результатов новых методов планирования и управления. Концепция перестройки была развита на XXVII съезде КПСС и I-м съезде народных депутатов СССР (1989 г.).

Однако к этому времени уже стало ясно, что нельзя добиться существенных результатов путем частичного усовершенствования.

К началу 1989 г. дисбаланс государственного бюджета составил, по разным оценкам, 100-140 млрд. руб. В 1988 г. размер эмиссии (дополнительный выпуск денег) достиг критической отметки, и в 4 раза превысил средний уровень XI пятилетки. Объем денежных накоплений населения в 5 раз превысил запасы материальных ценностей и товарных ресурсов. Темпы роста доходов населения значительно превышали рост товарооборота. В результате на некоторые виды продукции начали расти цены, усилился инфляционный процесс (среднегодовой темп инфляции составлял 2-4 %).

Сложилась предкризисная ситуация. По 40 % видов промышленной продукции снизились объемы производства. Сокращалось сельскохозяйственное производство. Усугубились диспропорции, увеличился разрыв между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Прекратился рост реальных доходов. Широко развивались явления застоя.

Стало ясно, что волевыми методами исправить положение нельзя. Действующая система управления стала преградой на пути интенсификации и научно-технического прогресса. Главным звеном в решении стратегических задач по ускорению социально-экономического развития страны стало осуществление радикальной реформы управления, создание целостной системы хозяйствования.

Радикальная реформа управления ставила своей целью осуществление переориентации экономического роста на конечные результаты, на удовлетворение общественных потребностей. Содержание радикальной реформы управления заключалось в переходе от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех иерархических уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.

Однако радикальная экономическая реформа не принесла ожидаемых от нее результатов. Произошло дальнейшее обострение кризиса: пятилетние и годовые планы не выполнялись, увеличилась эмиссия денег, продолжала расти внешняя задолженность, рос дефицит государственного бюджета.

В этот период времени произошли серьезные изменения в политической системе управления страной: КПСС утратила свою руководящую и направляющую роль, была провозглашена многопартийность, ликвидирована цензура в средствах массовой информации, появилась оппозиция, открыто выступающая против политики президента М.С. Горбачева. В соответствии с рекомендациями депутатов, прозвучавшими на первом съезде народных депутатов СССР, правительством СССР под руководством Н.И. Рыжкова была разработана программа постепенного перехода к регулируемому рынку. Она содержала положения о многообразии форм общественной собственности и государственном регулировании экономики при помощи налогов, налоговых льгот и финансовых санкций, а также рекомендации по развитию системы социального обеспечения населения.

ІІ. Особенности и проблемы развития менеджмента в России

2.1 Особенности развития менеджмента в России

На современном этапе развития бизнеса можно выделить три концептуально отличающиеся теории менеджмента: западную, восточную и исламскую. Западная теория менеджмента" лежит в основе управления экономиками стран Западной Европы и США, восточная - в основе практики управления в странах Юго-Восточной Азии и Китая, исламская, соответственно, применяется в странах Ближнего Востока.

Теория любого менеджмента имеет три источника:

.территориальный и климатический факторы, влияющие на экономическое развитие страны;

2.философию, разделяемую жителями определенной территории: основополагающие идеи, ценности, цели, принципы, нормы и правила поведения;

.структурированную систему ответов на основополагающие вопросы управления бизнесом, которая определяется философской основой менеджмента алгоритм внедрения, развития и модификации системы управления бизнесом.

Территория расселения славянских народов, нуждавшихся в едином культурном, политическом и экономическом пространстве, начиная с 9 века, была чуть ли не на порядок больше, чем территория, населенная европейскими нациями. Для контроля над русскими землями требовались более авторитарные и централизованные механизмы государственного и общественного устройства, по сравнению с странами Европы. Подавляющее большинство российских земель были расположены гораздо севернее, чем земли европейских стран, в менее благоприятных климатических условиях, требовавших больше усилий для возделывания и получения урожая. С культурной точки зрения Россия находилась в куда более враждебном окружении, чем европейские страны. Вплоть до 18 века и христианские страны Европы и мусульманские государства кочевников, граничащие с Россией были ее культурными и политическими противниками.

Территориальные, климатические и культурные условия развития государственности в России, требовали совершенно иных принципов устройства политической и экономической жизни, чем успешно применявшиеся в Европе и в Восточных государствах кочевников.

Немаловажную роль в экономическом развитии любой страны играет доступ к морю. Все без исключения крупные развитые страны Европы, США всегда являлись морскими державами, ибо имели выход к теплым морям. "Морской фактор" позволял им вести широкую торговлю (а торговый бизнес и в те годы был куда более прибыльным, чем производственный и сельскохозяйственный), и отправлять эскадры в новые земли, силой захватывая источники дешевых ресурсов, приносившие колоссальную прибыль. Россия же в силу своего географического положения долгое время была обречена на то, чтобы быть континентальной державой. Устойчивый выход к морю был обретен лишь в начале 18 века, после постройки новой столицы России - Санкт-Петербурга и завоевания доступа к Черному морю.

В результате действия перечисленных выше факторов, вплоть до начала 20 века, Россия оставалась на относительно низком уровне экономического развития. При этом, несмотря на значительные преимущества западных стран в объективных факторах экономического развития, менее чем через четверть века после революции 1917 года, Россия смогла поставить под контроль и удержать территорию, значительно превосходящую по площади Европу и превратиться в одну из ведущих европейских держав. В кратчайшие сроки из отсталой, в основном сельскохозяйственной страны, Россия превратилась в передовую промышленную державу. Таких темпов экономического развития не знала пока ни одна страна в мире.

Наработанный перед Второй мировой войной экономический потенциал, позволил России выиграть войну у сильного, умелого и чрезвычайно мотивированного противника, и более того, установить полный контроль практически над всей Восточной Европой. Потеряв более 27 миллионов людей в этой войне, Россия в кратчайший срок смогла подняться из руин и стать одной из двух мировых сверхдержав, заняв лидирующие позиции во многих высокотехнологичных секторах экономики. Россия первой запустила в космос искусственный спутник, первой вывела на орбиту человека, первой создала орбитальную станцию, многие российские системы вооружения остаются непревзойденными до сих пор. Россия построила лучшую в мире систему образования, далеко превосходящую зарубежные аналоги; до начала радикальных рыночных реформ уровни преступности и наркомании в стране были настолько низкими, что являлись недостижимыми для развитых стран.

На основании перечисленных фактов можно предположить, что советский период развития показывает неоспоримые преимущества "советских" управленческих технологий над западными, применительно к России. Дополнительный пример - Единая энергосистема России. Аналогичный проект, осуществленный США за менее короткую историю имел уже три системных кризиса. Российский вариант, даже, несмотря на Великую отечественную войну, хозяйственный кризис 90-х годов ХХ века - нет.

Поскольку важнейшей целью бизнеса в российской теории менеджмента является создание комплексной ценности для всех "заинтересованных лиц", то очевидно, что система показателей эффективности бизнеса должна соответствовать этой основополагающей цели.

Следовательно, наиболее подходящей для ее формирования является идеология "системы сбалансированных показателей".

Программы успешных качественных рывков в экономическом развитии СССР, США, Германии, доказывают преимущество нематериального (эмоционального) стимулирования над материальным - в российской теории менеджмента именно нематериальные стимулы составляют основу системы мотивации, к которой добавляются материальные стимулы.

Работа в условиях высокой неопределенности, опыт сотрудничества с западными компаниями, ведущими бизнес в России, сформировала два типа российских менеджеров:

.собственно управленцев, работающих по западным стандартам менеджмента, на основе стратегии, планов, заранее проанализированных рисков

2.менеджеров-предпринимателей, работающих без стратегии, способных менять направление деятельности при малейших изменениях на рынке, руководствуясь лишь получением прибыли.

Классические менеджеры скорее приживаются в иностранных компаниях, действующих на территории России, менеджеры-предприниматели с большим удовольствием работают в компаниях с российским капиталом, руководствующихся принципом интуиции и динамической неопределенности. Причем, как первые, так и вторые могут быть успешны в долгосрочной перспективе.

Российский менеджер привык работать в условиях, когда при поступлении на работу с ним оговариваются одни должностные обязанности, а после прохождения испытательного срока, к утвержденному списку добавляется внушительный список дополнительных обязанностей и работ. При этом отечественный менеджер будет искать способы эффективного выполнения всех дел и только в крайнем случае уволится.

Такому специалисту важен психологический комфорт на работе. По словам Натальи Сергиенко, директора по персоналу российской Группы компаний "Проплекс", сотрудники компании проводят на работе большой отрезок жизни, им очень важен психологический комфорт внутри предприятия, социальное единение, и, конечно, возможность быстро и неформально решать какие-то рабочие проблемы.

Российский менеджер не будет доносить руководству об ошибках коллеги за редким исключением, тем паче не будет самостоятельно докладывать и о своих промахах. В западной компании это может быть сочтено признаками непрофессионализма и нелояльности к компании.

Приведенные мысли, рассуждения о российском менеджменте, безусловно, спорны. Их истинность может быть проверена только временем. Не требует доказательств лишь одно - у российского менеджмента богатая история успешной реализации разнообразных проектов в таких областях как производство, военно-промышленный комплекс, медицина, сельское хозяйство. Необходимо правильно относиться к этому опыту, изучать его и применять. Важно осознавать и пользоваться национальными особенностями ведения деловой жизни, не копируя слепо западные, либо восточные пусть даже успешные менеджерские технологии.

2.2 Проблемы развития менеджмента в России

В нашей стране существует ряд специфических и очень серьезных проблем, касающихся положения дел в российском менеджменте. Эти проблемы взаимосвязаны и отражаются как на экономических показателях, так и на экологических аспектах работы предприятий.

В 2000 году в докладе Министерства Экономического Развития и Торговли РФ была особо отмечена низкая культура российского менеджмента. Руководство компаний в целом озабочено удержанием административного контроля над предприятиями и не стремится улучшать подходы к управлению производством. Более того, прогрессивные идеи, методы и стиль всеобщего менеджмента качества, доказавшего свою эффективность во всем мире, реальный менеджмент в нашей стране встречает с агрессивностью.

По этому поводу В.А. Лапидус выделяет около десятка "смертельных болезней российского менеджмента" [6]. Рассмотрим наиболее тяжелые из них.

Гипериерархия. Возникает при построении "вертикали власти" на предприятии. Бюрократизация компании, нецелесообразный рост штата административных работников проявляется при отсутствии ясных корпоративных целей, миссии, идеологии, философии, принципов. Когда непонятно, ради чего работает предприятие, создаются предпосылки для различных финансовых злоупотреблений со стороны руководства, направленных на его личное обогащение. Многочисленные посредники, часто фиктивные, дилеры, оффшорные фирмы буквально паразитируют на предприятиях, высасывая соки. Подобная ситуация способствует криминализации промышленности и услуг, особенно сфер закупок и продаж.

Для российских компаний в целом характерен милитаристский репрессивный стиль менеджмента. Он основан на поиске виновных и наказаниях, что приводит к разрыву доверия между руководством и сотрудниками предприятий. Такой подход создает атмосферу страха, непонимания, что отнюдь не способствует эффективному управлению. Работники предпочитают просто умолчать о существующих проблемах, а не искать и пытаться устранить их. Дисбаланс ответственности, полномочий и взаимодействия приводит к производственным войнам и баррикадам. Как говорится, "конструктор и технолог ненавидят друг друга семьями". Иными словами, во многих российских компаниях руководство (включая конструкторов и отдел планирования) привыкло ставить заведомо невыполнимые задачи, реально осознавая, что они будут выполнены в лучшем случае наполовину. Эта проблема особенно актуальна и для систем экологического менеджмента в связи с установкой и выполнением целевых и плановых экологических показателей. При этом руководство, ставя задачу, склонно резонно полагать, что чем выше требования оно установит, и чем строже будут карательные меры, тем более высокий результат оно получит в конечном итоге. В реальности все получается в точности наоборот. Исполнители (технологи, работники), прекрасно понимая нереальность запросов руководства, выполнят даже не половину, а лишь четверть задачи, а куда более значительную часть своей энергии потратят на выяснение отношений с руководством, на то, чтобы обосновать снижение требуемой нормы. Рано или поздно стороны приходят к компромиссу, причем исполнители, как правило, добиваются своего в силу того, что руководство обычно не владеет ситуацией и не может ее компетентно оценить.

В этом случае становится трудно понять, что реально творится на предприятии. Распоряжения отдаются в устной форме и легко могут корректироваться и не выполняться. Строится сложная и неповоротливая система, состоящая из компромиссов, балансов, противоречивых интересов, противовесов, прошлых обид, круговой поруки и нежелания что-либо менять по сути. При этом наблюдается странное копошение, когда люди думают одно, говорят другое и делают третье, восхищаясь собственной находчивостью и удивляясь низким результатам работы предприятия. Это так называемый "тройной стандарт", наиболее тяжелая "болезнь" российского менеджмента, а иными словами, просто бардак. Основным орудием в борьбе с "тройным стандартом" является принцип "Пишем то, что думаем; выполняем то, что записано". Этот принцип лежит в основе любой системы экологического менеджмента.

Можно сделать вывод, что для решения всех перечисленных проблем на предприятии необходимо провести структурную реорганизацию, полностью пересмотреть весь стиль управления, поставить цели для предприятия, в том числе и экологические, распределить ответственность, повысить компетентность всех сотрудников от руководства до простых работников. Пока этого не будет сделано, нельзя гарантировать, что предприятие способно добиваться успехов в экологической сфере.

В нашей стране традиционно всегда были очень сильны стереотипы и предубеждения против всего нового и прогрессивного. Не обошлось без этого и в случае с экологическим менеджментом.

Таким образом, внедрение систем экологического менеджмента на российских предприятиях касается не только экологических аспектов, но и всей структуры работы компании. Грамотный подход к делу может стать универсальным средством успешной борьбы со "смертельными болезнями российского менеджмента", стать важным шагом на пути к устойчивому развитию российской экономики.

Особенность российской экономики - частые конфликты между владельцами компаний и топ-менеджерами, что приводит к замене последних.

Результат - владелец теряет ценного специалиста, что отражается на эффективности работы компании. Эксперты утверждают, что в основном причины развалившихся рабочих отношений лежат в разном понимании стратегического управления компанией. Это обстоятельство также объясняет, почему карьерные амбиции менеджеров не реализуются.

Суть разногласий заключается в том, что собственник хочет получения прибыли на каждом этапе, а менеджер высокой квалификации настроен на стратегические цели. Классический менеджер - это управленец, который работает по заданному четко разработанному направлению. Во многих российских компаниях, замечают эксперты, оно фактически отсутствует. Вместо этого компания функционирует по принципу "предпринимателя", то есть меняет направление своих усилий в зависимости от изменений на нестабильном рынке, также компании вынуждены подстраиваться под изменения в законодательной базе, смены политического курса и т.п. Таким образом, у средней компании нет жесткой стратегии. В этих условиях менеджер - управленец не знает будущего и не может разрабатывать планы своих действий по заданной "генеральной линией" компании, поскольку она просто отсутствует. Управленец в компании работает по принципу: появилась проблема - решили. В этих условиях менеджер должен быть предпринимателем - в каждый момент приспосабливаться к внешним условиям, а не строить стратегических планов.

В западных странах компании существуют по-другому. Есть разработанная стратегия, учтены основные параметры - возможные риски, динамика цен и т.д.

Незначительные вариации на рынке в сторону "быстрых денег", не являются причиной делать "резкие повороты", так как коммерческая выгода компании основывается на стратегическом поведении для достижения конкретной цели - достижения стратегических заранее выставленных параметров. Это говорит о том, что выгоднее стратегические приобретения, незначительные потери возможной "быстрой" выгоды окупаются приверженностью выбранному основному направлению.

В такой компании менеджер чувствует себя комфортно, его действия ясны, прогнозируемы, ожидания оправдываются.

В классическом понимании менеджмента управление бизнесом построено на следовании стратегии. Предпринимательский подход - это российская специфика, которая естественным образом сформировалась в 90-тые годы и по инерции продолжает существовать. В те времена умение ориентироваться на обширном бизнес-пространстве, принимать смелые и быстрые решения, быть предпринимателем, было главным в экономике страны и в процветании бизнесмена. Сейчас это время проходит, российским компаниям, чтобы иметь возможность общаться со своими зарубежными партнерами, российским компаниям нужно перенимать западный опыт управления, соответствующий современному развитию российской экономики.

Копирование формы, внешних атрибутов (штат управленцев, название должностей) российские компании переняли, реальные способы управления в целом остаются прежними по аналогии с 90-тыми годами. Это особенность среднего бизнеса России. Специалист, который получил образование классического управленца и сам тяготеет именно к такой работе, в стратегическом плане проиграет управленцу - стратегу.

Однако современный менеджер часто вступает в конфликт с собственником компании. Кажется, что сиюминутная прибыль важнее стратегического планирования. Эксперты относят это на счет общую невысокую культуру управления в России. За рубежом такая ситуация невозможна по определению.

Там выбор менеджера - сложная процедура с целью оценки его стратегической культуры. Он проходит многоуровневое собеседование, встречается с сотрудниками компании смежных направлений, с руководством. Детали будущей работы обсуждаются как можно более подробно, потом компания и потенциальный менеджер принимают решение о совместной стратегической работе. Оговаривают мельчайшие нюансы его деятельности. Этот процесс приема оправдан, поскольку сотрудник топ-уровня приходит в компанию минимум на пять лет. Он должен "вписаться" в систему, его работа и система подготовки дорога и длительна, он разделяет корпоративную культуру большой, часто гигантской, компании. Его замена или его сбои по работе - дорогое удовольствие для корпорации.

Теперь еще о российских особенностях. У собственника компании или генерального директора не всегда есть четкие цели и планы развития компании. Стратегия постоянно меняется, что исключает возможность общего планирования, отсутствует прозрачное планирование финансовых потоков предприятия и они связаны с теневым рынком. Из-за этого невозможно достичь результатов, которых требует собственник. Нередко менеджер имеет высокую степень ответственности, но не имеет ключевых полномочий, серьезно зависит от решений руководства по текущим вопросам оперативного управления. Еще одной причиной может стать отсутствие взаимопонимания среди членов управленческой команды, когда, например, в состав входят "люди директора", которые выполняют функцию дополнительного контроля бизнеса, при этом конкретных управленческих решений не выполняют.

В России при этом существует дефицит на рынке топ-менеджеров, спрос превышает предложение. Это в первую очередь административный директор, директор по информационным системам, по продажам, по развитию бизнеса, главный бухгалтер, региональный менеджер по продажам. Это при том, что топ-менеджеры имеют значительные заработные платы (до 250 тысяч рублей в месяц).

Заключение

Менеджмент Российской Федерации пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной репутации и имидже. Они благополучны, занимаются меценатством. Как правило, это высокообразованный класс, где не редкость два высших образования, кандидатские и докторские степени. Многие из них прошли обучение в престижных зарубежных университетах и стажировку в преуспевающих компаниях. Этот класс имеет свои объединения, союзы, ассоциации и даже политические организации и через них инициирует решение важных местных, региональных и национальных задач. Государство обязано считаться с этим новым классом, а общество осмысливать это новое явление российской жизни. Их деловая философия, высокая профессиональная образованность и ярко выраженная интеллектуальная и волюнтаристическая одаренность, помноженная на патриотические помыслы и высокую ответственность за судьбу отечества, - залог высокой конкурентоспособности российского бизнеса и быстрой адаптации к условиям глобализации.

Управление организацией - это система определённых правил, выполнение которых позволяет наиболее эффективно достигать поставленных перед ней целей. История управления как сферы деятельности насчитывает не менее 7 тысяч лет. От признания необходимости в планировании, организации и контроле египтянами в 4000 году до н.э., до работ М. Пфеффера, Д. Норта, Т. Дила и др. в наши дни, она превратилась в отрасль знаний, значение которой неоценимо для жизни общества.

В данной работе выделены особенности российского менеджмента на основе анализа исторической и современной ситуации при управлении отечественной экономикой. Отмечается, что глобальный кризис сильно изменил цели и управление компаниями, а также увеличил будущую неопределенность рынков.

В настоящее время не выработаны основные теоретические и методологические позиций по использованию менеджмента в практической деятельности вывода из кризиса экономики.

Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей устойчивого развития в условиях кризиса.

В работе рассматриваются проблемы менеджмента, спроектированные на российские условия, что особенно актуально в условиях глобального кризиса, когда на ошибочные решения нет ни времени, ни свободных средств. Данный анализ поможет находить сценарии развития и наилучшие решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней России.

Это относится не только к России, но и к ведущим зарубежным странам. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей устойчивого развития в условиях кризиса.

Список литературы

1. Операционный менеджмент: Для бакалавров, Совет УМО вузов Росс. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с. - (Учебник для вузов). - Библиография к главам

. Риск-менеджмент: Учебник. - М.: Дашков и К, 2011. - 376 с. - Библиография: с.370-374. - Словарь понятий: с.357-

. Менеджмент: Для бакалавров. - СПб.: Питер, 2011. - 256с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с.256

. Управление рыночной стоимостью предприятия на основе соблюдения баланса интересов; отв. ред.О.И. Боткин; рец.: А.Л. Кузнецов, А.М. Макаров; РАН, Уральское отд-ние, Ин-т экономики. - Екатеринбург; Ижевск: Б.И., 2011. - 120 с. - Библиогр.: с.111-120

. Белгородская область: прошлое, настоящее и будущее: материалы областной научно-практической конференции, г. Белгород, 22 декабря 2010 г.; М-во образования и науки РФ, Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, БелГТУ им.В.Г. Шухова. - Белгород: Изд-во БГТУ им.В.Г. Шухова, 2011. - 329 с. - Библиогр. в конце статей

. English for Managers: учебное пособие для учащихся старших курсов вузов, изучающих менеджмент, бизнес, экономику, маркетинг. - М.: Проспект, 2010. - 351 с.

. Менеджмент в туристическом бизнесе: учебное пособие по дисциплине "Менеджмент туризма" специализации "Гостиничный и туристический бизнес" специальности "Менеджмент организации"; рец.: Р.М. Качалов, И.А. Рябова, УМО вузов России по. - М.: КНОРУС, 2010. - 192 с. - Прил.: с.178-182. - Глоссарий: с.183-190. - Библиогр

. Теория менеджмента: учебник по специальности "Менеджмент организации"; под ред.А.М. Лялина; рец.: В.Н. Уколов и др., УМО вузов России по. - СПб.: Питер, 2010. - 464 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с.460-464

. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Социально-культурный сервис и туризм"; рец.: В.В. Ильяшенко, Т.В. Решетникова. - М.: Академия, 2010. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование. Туризм). - Библиогр.: с.236

. Основы менеджмента: учебник для студентов вузов, аспирантов, преподавателей, специалистов-практиков. - М.: Проспект, 2010. - 306 с. - Словарь основных терминов: с.285-300

. Стратегический менеджмент: учебник по спец. "Менеджмент организации"; под ред.А.Н. Петрова; рец.: Д.В. Шопенко, В.С. Катькало. - СПб.: Питер, 2010. - 495 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с.487-495

. Психология влияния: как научиться убеждать и добиваться успеха: монография; пер. с англ.О. Епимахова. - М.: ЭКСМО, 2010. - 415 с.

. От хорошего к великому: почему одни компании совершают прорыв, а другие нет.; пер. с англ.П. Павловского; науч. ред.В. Дерманов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 312 с. - Прил.: с.274-303. - Библиогр. в примеч.

. Менеджмент: для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 128 с. - (Шпаргалки)

. История менеджмента: учебник для студентов вузов. обучающихся по направлению 080507 "Менеджмент организации"; рец.: Е.М. Блох, А.Ю. Егоров, УМО вузов России по. - М.: КНОРУС, 2010. - 431 с.

. История менеджмента: учебное пособие для студентов, обучающихся по спец. "Менеджмент организации"; рец.: Ю.С. Давыдов, Г.П. Зинченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 237 с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с.228-234

. Менеджмент: учебник для студентов экономических спец. вузов, УМО вузов России по. - СПб.: Питер, 2010. - 601 с. - (Учебник для вузов)

. Стратегический и инновационный менеджмент в вопросах и ответах: экспресс-подготовка к экзаменам: учебное пособие для студентов вузов; под ред. : Т.Ю. Анопченко, М.А. Чернышева; Г.А. Болошин и др.; рец.: В.В. Яновский, С.Г. Тяглов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 350 с. - (Сдаем экзамен)

. Управленческие решения: учебное пособие для студентов, обучающихся по спец.080502 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)"; рец.Л.С. Барютин, УМО вузов России по. - М.: КНОРУС, 2010. - 185 с. - Глоссарий: с.178-183. - Библиогр.: с.184-185

Похожие работы на - Особенности и проблемы развития менеджмента в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!