Рынок труда Российской Федерации и проблемы его регулирования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1 Мб
  • Опубликовано:
    2014-07-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок труда Российской Федерации и проблемы его регулирования

Введение

Проблема рынка труда, занятости и безработицы является одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях нестабильной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать возникающие при этом негативные последствия.

Одной из главных проблем в становлении и налаживании рыночного хозяйствования является задача эффективного использования трудового потенциала российского общества. Для выполнения этой задачи видится абсолютно необходимым создание развитого рынка рабочей силы, его государственное регулирование и целая система социальных гарантий, способствующих уверенному положению человека на этом рынке.

На сегодняшний день мировой экономический кризис, вызвавший структурные сдвиги и спад производства в том числе и в России, привел к увеличению безработицы, а следовательно, к ухудшению благосостояния населения, росту социальной и политической напряженности в стране.

Безработица оказывает негативное воздействие на все стороны жизни общества - экономику, политику, социальные отношения. Она влечет за собой резкое ухудшение материального положения семей безработных, рост заболеваемости и преступности, обострение социальной напряженности в обществе. В силу этого проблема занятости и безработицы в России приобретает исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук; эта проблема нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем экономическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня, элиминацию ее негативных социально-экономических последствий.

Появление многочисленных монографий и статей на эту тему свидетельствует о том, что внимание ученых к проблеме безработицы в условиях рыночных отношений в России усиливается. Многогранность ее проявления вынуждает экономистов, социологов, политологов всесторонне изучать причины и формы безработицы в экономической и социальной жизни российского общества, прогнозировать тенденции развития и предлагать меры по нейтрализации и ослаблению ее разрушительных последствий.

Целью данной работы является исследование рынка труда Российской Федерации и проблем его регулирования.

Основные задачи исследования:

·   изучить понятие рынка труда, определить основные тенденции и направления его развития и регулирования;

·        рассмотреть понятие занятости, как одного из основных элементов рынка труда;

·        изучить основы формирования и перспективы развития российского рынка труда;

·        проанализировать основные задачи государственного регулирования на рынке труда;

Объект исследования - рынок труда.

Предмет исследования - принципы и механизмы политического управления рынком труда.

Работа написана с использованием научных трудов и статей ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда.

1.      Теоретические аспекты формирования рынка труда

1.1    Понятие трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы - это население, занятое экономической деятельностью или способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. Таким образом, трудовые ресурсы - эта та часть населения, которая по возрастному признаку и состоянию здоровья фактически занята или способна трудиться. В отечественной статистической практике до перехода к рыночным отношениям для характеристики численности населения, способного к труду, применялась именно эта экономическая категория. Основу составляет трудоспособное население в рабочем возрасте. В рекомендациях Международной организации труда (МОТ) границы трудовой деятельности не определены. Это означает, что трудоспособный (рабочий) возраст устанавливается законодательством с учетом условий каждой страны. В состав трудовых ресурсов включаются:

·        население в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет и женщины 16 - 54 лет), кроме неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях;

·        работающие подростки;

·        работающие лица пенсионного возраста.

В стране постоянно происходит переход части населения из состояния экономически активного населения в состояние экономически не активного населения, и наоборот. Экономически активное население - это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, делится на занятое население и безработных. Безработные - трудоспособные лица в трудоспособном возрасте (не имеющие доходного занятия), не имеющие работу, активно ищущие её и готовые в любой момент приступать к ней. Лица, достигшие 16 лет, обучающиеся с отрывом от производства (учащиеся, студенты), пенсионеры и инвалиды учитываются в числе безработных, если они занимались поиском работы, т.е. обращались в службы занятости, к работодателям и пр., и готовы были приступить к ней.   К занятым в экономике относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также младших возрастов, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму самостоятельно или с одним или несколькими партнерами как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В число занятых включаются лица, которые выполняют работу без оплаты на семейном предприятии, а также лица, которые временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, забастовки и других подобных причин.

Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав активного, включая лиц, моложе возраста, установленного для исчисления экономически активного населения (в России - моложе 16 лет). Население, не активное в данный момент, включает всех инвалидов, которые не были занятыми или безработными, не искали работу в течение данного краткого периода, а следовательно, не были активны в данный момент из-за: посещения учебных заведений, выполнения домашних обязательств, пожилого возраста, инвалидности, пенсий по старости и др. такой статус в течение определенного периода не позволяет отнести их ни к занятым, ни к безработным. К экономически неактивному населению относятся следующие категории трудоспособных лиц в рабочем возрасте: учащиеся и студенты; домашние хозяйки; получатели доходов (пенсий), рантье; прочие получатели государственной или частной помощи, лица старше 16 лет, не посещающие школу и неработающие.

1.2 Рынок труда: понятие, сущность, функции и механизм функционирования

Рассмотрим, что собой представляет рынок труда. Какое название более правильное - рынок труда, рынок рабочей силы, рынок трудовых ресурсов? Для ответов на эти вопросы надо четко определить тот товар, который является объектом купли-продажи, объектом передачи права собственности. Таким товаром является востребованная производством рабочая сила. Наем рабочей силы, означает передачу работником работодателю своих способностей к труду на определенный срок для использования их в процессе производства при сохранении юридической свободы работника как личности. Использование рабочей силы осуществлялось за то или иное вознаграждение, плату в натуральной или денежной форме. Последняя открывала доступ к рынку товаров. Следовательно, эта сделка - продажа рабочей силы ради приобретения необходимых жизненных средств.

Жизненные средства - это набор (совокупность) тех товаров, которые нужны для восстановления израсходованных в процессе труда физических и умственных способностей (сил) и для поддержания и развития семьи работника. К ним относятся пища, одежда, обувь, жилье, медикаменты, средства для получения образования, профессии и т.д.; в их состав не входят предметы роскоши.

Совокупность товарно-денежных отношений, охватывающая спрос и предложение рабочей силы, ее найм, (распределение работников по видам деятельности) и обмен на жизненные средства представляет собой рынок рабочей силы.

Рабочая сила, как известно, включает разнообразные способности к труду, но не все они используются в процессе труда. При этом вознаграждается не потенциальная, а функционирующая рабочая сила; не вся совокупность способностей, а только первичные, профессиональные востребованные способности к труду. Критерием выделения первичных способностей выступает конкретный труд (труд программиста, токаря, сапожника, портного и т.д.). При таком методологическом (теоретико-познавательном) подходе к данной проблеме обмену подлежат (и в нормальной работающей экономике действительно обмениваются на жизненные средства) только функционирующие способности к труду. Такой рынок рабочей силы можно назвать рынком функционирующей рабочей силы, или рынком труда. Рынок труда в данном контексте - это только те товарно-денежные отношения, которые связаны:

·   во-первых, со спросом на рабочую силу, определяемым спросом на товар в обществе;

·        во-вторых, связаны с использованием профессиональных востребованных способностей и их вознаграждением;

·        в-третьих, со временем использования рабочей силы.

Здесь объектом обмена выступают функционирующие способности к труду, или функционирующая рабочая сила. В этом заключается сущность рынка труда. Она наиболее четко прослеживается в условиях, когда достигнута высокая производительность труда в обществе. За относительно короткий рабочий день работник получает плату, позволяющую обеспечить восстановление жизненных сил; профессиональный рост, нормальную жизнь семьи, заниматься иной полезной деятельностью в свободное время. С этих позиций рынок рабочей силы выступает конкретной формой проявления рынка труда, характеризует его с количественной стороны.

Рынок труда - это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его само реализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).

Важнейший компонент рынка труда - механизм его функционирования, иногда принимаемый за сам рынок труда. Но это далеко не так, ибо он не охватывает всего круга отношений, присущих рынку труда.

Механизм рынка труда - это взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Его структура включает: спрос на труд, предложение труда, цену труда, конкуренцию.

На рынке труда спрос - это потребность работодателей в работниках для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике. Предложение рабочей силы состоит из занятых наемных работников и той части трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе на основе рыночных принципов с учетом располагаемого дохода и возможностей использовать свое время. Взаимодействие спроса и предложения на рынке труда показано на рис. 1.1.

Рисунок 1.1 - Спрос и предложение на рынке труда

Кривая предложения труда на рис. 1.1 направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы, т.е. предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта зависимость выражает действие закона предложения труда.

Напротив, кривая спроса на рис. 1.1 направлена вниз. При росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость изделий, создаваемых дополнительными трудовыми затратами, и уменьшается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих. Эта обратная зависимость выражает действие закона спроса на труд. В том случае, когда цена труда может устроить и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок находится в равновесии. Пересечение кривых спроса и предложения на рис. 1. показывает, что существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателей совпадают - это такая цена труда, при которой объем спроса равен объему предложения рабочей силы .

Как показано на рис. 1. при цене труда равной Wo работодатели имеют возможность заполнить все имеющиеся рабочие места, а все работники, желающие получить работу, находят ее. Интересы всех сторон совпали, рынок находится в равновесии, пока сохраняется заработная плата на уровне Wo. Равновесная заработная плата не означает, что на рынке нет других цен на рабочую силу. Они появляются. Если под действием каких-либо факторов заработная плата станет выше Wo, например, достигнет уровня W2, то возрастет предложение труда до уровня S2, а спрос сократится до величины D2. Возникнет конкуренция между работниками за рабочее место. Избыток предложения над спросом, конкуренция давят вниз на ставки заработной платы. Работодатели снижают их. И последние опускаются до уровня равновесия (Wo).

Если заработная плата ниже равновесной цены, например, равна W1, то появляется недостаток рабочей силы (спрос равен D1, а предложение - S2). Спрос заставляет работодателей повышать вознаграждение, чтобы привлечь новых рабочих. И в конечном счете заработная плата снова поднимется до уровня Wo. Заработная плата на уровне Wo становится доминирующей, общепринятой, с которой должны, считаться и работодатели, и работники. При этом уровне заработной платы достигается полная (для данного уровня) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка.

а)  В основе функционирования рынка труда, как и других производственных факторов, лежат те же принципы, что и в основе рынка потребительских товаров и услуг. Анализ спроса и предложения - основной метод изучения и тех, и других.

Говоря о значении рынка труда, подчеркнем, что посредством его обеспечиваются занятость экономически активного населения, его включение в сферу производства и услуг, создается возможность получения необходимого заработка. Через рынок идет комплектование предприятий нужной рабочей силой в необходимых количествах и должного качества. Рынок является своеобразным светофором, который показывает, какие профессии нужны, а какие имеются в излишке, что должны делать ищущие работу в своей подготовке, переподготовке, расширении имеющихся знаний и умений для получения работы. Рынок труда является важным источником информации. Рынок через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства, повышению их квалификации и универсализации. Рынок труда регулирует складывающиеся на нем потоки рабочей силы, обеспечивает распределение и перераспределение экономически активного населения в связи со структурными изменениями в экономике.

1.3 Теоретические подходы и анализ функционирования рынка труда

Согласно неоклассическому подходу рынок труда - это рынок, где реализуется лишь один из прочих ресурсов. Причём, можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализу функционирования современного рынка труда. В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии. Ее придерживаются в основном неоклассики (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл), а в 80-х г.г. ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д. Гилдер, А. Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как и все прочие рынки, действует на основе ценового равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена - в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) - это аналоги инвестиций в машины и оборудование. Согласно маргинальной концепции индивид «инвестирует в квалификацию» до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена рабочей силы гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие.

Поскольку всерьез говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, тем более об отсутствии безработицы, не приходится, сторонники этой концепции ссылаются на некие несовершенства рынка, которые и приводят к несоответствию их теорий с жизнью. К ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствие информации и т.п.

Выдвигается также тезис о якобы добровольном характере безработицы. Однако если безработица носит добровольный характер, то почему она колеблется в зависимости от фазы экономического цикла? Выдвигается и тезис о «поиске» рабочего места как явлении, вызывающем нестабильность рынка. Суть его заключается в том, что наемные работники очень разборчивы и стремятся к максимально выгодной работе. Однако и в этом случае не ясно, почему таких работников бывает то 4-5%, то все 15%? Но главный вопрос, на который не могут ответить сторонники неоклассического подхода,- почему все наемные работники в случае превышения их предложения над спросом не предлагают свою рабочую силу по более низкой цене?

Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия. Кейнсианская модель (Дж.М.Кейнс, позже Р.Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко фиксирована и практически не изменяется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент модели никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же цена (заработная плата) по данной концепции не является регулятором рынка, он (регулятор) должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может ликвидировать данное неравновесие. Так, снижая налоги, государство стимулирует рост спроса и потребления. Это, в свою очередь, приводит к росту производства и занятости. Таким образом, спрос на рабочую силу по этой модели регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, иначе - объемом производства.

Как и сторонники кейнсианского подхода, представители школы монетаристов (прежде всего, М.Фридмен) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и, более того, из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некоего естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, усугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу.

По мнению представителей данной школы, для, например, американского рынка труда такими негативными факторами, усиливающими рыночное неравновесие, являются установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, отсутствие всей необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы. Для уравновешивания рынка монетаристы предлагают использовать инструменты денежно-кредитной политики. Речь, в частности, идет о необходимости использовать такие рычаги, как учетная ставка Центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка, что позволит, в частности, стимулировать инвестиционную и деловую активность и таким образом увеличить занятость в стране.

Еще один распространенный теоретический подход к механизму функционирования рынка труда представлен школой институционалистов (Дж.Данлоп, Л.Ульман и др.). Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровней заработной платы. Здесь прослеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп.

В марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает от других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом.

Это кардинально отличает рабочую силу от всех прочих ресурсов, обеспечивает ее ключевое значение в общественном производстве. Кроме того, марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения.

Представляется, что рассматриваемые концепции, дополняя друг друга, дают общую картину функционирования рынка труда. Полагают, в частности, что квалификация работника всегда приобретается до прихода его на рынок труда, а это далеко не всегда верно, так как во многих случаях работник получает квалификацию уже на производстве, т.е. после приема на работу. Это значит, что оценить на рынке его потенциал достаточно сложно.1

Другой постулат гласит, что производительность труда человека заранее известна. Но и это не так, поскольку существует множество методов мотивации, способных поднять производительность труда. Очевидно также, что не только заработная плата служит для работника достаточной оценкой его труда и отражением степени его удовлетворенности своим положением на производстве и на рынке труда. Это также ставит под сомнение упрощенный рыночно-ценовой подход к человеку. Весьма нелегко оценить потенциал человека на рынке труда еще и потому, что в процессе труда основной вклад в производство в большинстве случаев достигается путем не индивидуальных, а коллективных усилий.

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков.

2. Проблемы регулирования рынка труда

2.1 Особенности государственного регулировании рынка труда

Любой механизм, созданный людьми, стареет, нуждается сначала в текущем ремонте, затем - в капитальном, наконец - в замене другим механизмом. Эта аксиома, которая вполне применима к механизму рыночного саморегулирования в целом, к саморегулированию рынка труда в частности. По мере развития рыночной экономики её механизм саморегулирования стал давать сбой. По мнению Кейнса, настало время, когда рыночные механизмы в значительной мере исчерпали возможности поддерживать свою жизнеспособность, которая отныне должна подпитываться извне. Поэтому Кейнс указывал на жизненную необходимость создания централизованного государственного контроля в вопросах, которые в основном решало частное предпринимательство, а теперь, по его мнению, государство должно будет осуществлять своё руководящее влияние.

Основной акцент Кейнс делал на учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, что потребует значительного расширения традиционных функций правительства. И хотя предполагаемые меры, отмечал Кейнс, покажутся «ужасающим потрясением основ» частного предпринимательства, - это «единственное практически возможное средство избежать полного разрушения» существующей рыночной экономики и условие успешной деятельности частного предпринимательства. Наиболее значительными пороками общества рыночного саморегулирования Кейнс считал его неспособность обеспечить полную занятость на рынке труда и произвольное, несправедливое распределение богатства и доходов. Чтобы не допустить дальнейшего нарастания социальной напряжённости, он предложил систему государственного вмешательства в рыночное регулирование.

С этой целью государство разрабатывает программы занятости, социальной защиты безработных и помощи той части населения, которая находится за чертой бедности. Чтобы уменьшить безработицу, государство должно проводить финансово-бюджетную политику, которая предоставляла бы предпринимателям выгодные условия вложения капиталов, создание дополнительных рабочих мест. Чтобы покрывать возросшие расходы по «лечению болезней» рыночного саморегулирования, государство должно применять систему налогообложения на доходы, прежде всего на доходы (прибыль, процент, ренту) предпринимателей.

Рынок труда самый сложный и взрывоопасный в системе рыночной капиталистической экономики. Взрывоопасность эта определяется свойствами рынка труда рождать самые трудные и нетерпимые для нормального существования общества социальные проблемы, которые сам по себе рынок труда не в состоянии решать. В условиях рыночной экономики это тяжёлое бремя вынуждено на себя брать государство.

Экономические методы предполагают государственные методы финансирования кредитной, бюджетной, инвестиционной и налоговой политики, которые способствовали бы сохранению, развитию, созданию рабочих мест.

Законодательное регулирование направлено на соблюдение трудового законодательства, законных прав и интересов граждан, государственных гарантий и на улучшение законодательства о труде и занятости населения. Организационное регулирование предусматривает создание соответствующего федерального органа, государственной службы занятости населения и других государственных органов содействия занятости в стране.

Цель государственного регулирования российского рынка труда - достижение определенного обусловленного рациональными социально-экономическими условиями труда уровня занятости населения, а также соответствия профессионального направления потенциальных работников профессиональной структуре рабочего места. Направлено регулирование рынка и на смягчение последствий безработицы в стране.

Для того чтобы менять ситуацию, сложившуюся на рынке труда и нужно прибегнуть к его регулированию, воздействуя на его отдельные компоненты. Регулирование рынка труда происходит в нескольких направлениях.

Первым направлением регулирования рынка труда становится принятие законов о минимальной зарплате работников, благодаря которым будет определен нижний ее предел. Также это законы о коллективных договорах, пособии для безработных и нетрудоспособных, о пенсиях.

Второе направление - решение вопроса об установлении минимально допустимых условий труда. В частности здесь затрагиваются такие факторы как:

ограничение на продолжительность рабочего дня;

принятие законов против дискриминации по каким-либо признакам,

участие работников предприятия в управлении им, в частности создание советов трудовых коллективов, в которые бы входили те работники, которые имеют авторитет среди прочих;

принятие законов, которые бы ограничили право работодателя на увольнение наемных работников;

принятие законов о передаче обязательств, которые бы обеспечили работникам существующий уровень заработной платы в случае, когда предприятие переходит к другому собственнику.

принятие законов об охране труда и соблюдении техники безопасности.

Благодаря регулированию трудового рынка свобода заключения трудовых соглашений становится ограниченной. При отсутствии официального трудового соглашения работодатель самостоятельно ставит условия труда и размер заработной платы для своих работников. На сегодняшний день эту свободу ограничивают вышеупомянутые законы об условиях труда и установленном минимальном размере жалованья для наемной рабочей силы. Бесспорно, этот факт свидетельствует в пользу регулирования рынка, так как в этом случае полностью исключается фактическая эксплуатация работников работодателями. В то же время у тех, кто не является сторонниками регулирования, есть и другие доводы - эти законы увеличивают издержки работодателей и как следствие не позволяют им действовать гибко. Это в свою очередь провоцирует рост безработицы. Особенно высока ее концентрация в отдельных сферах деятельности. Причина в том, что устанавливаемый законом высокий уровень заработной платы и условия труда, которые выгодны работникам являются невыгодными для фирм и организаций. А значит, они будут стараться избегать приема на работу тех людей, которые не имеют хорошего «послужного списка». Таким образом, люди, которые длительное время не имели работы или не обладают достаточной квалификацией остаются нетрудоустроенными.

Сложившаяся за последние годы в стране неблагоприятная демографическая ситуация, проблемы неэффективного использования трудовых ресурсов требуют решения более крупной задачи - рациональной и эффективной занятости экономически активной части населения России. Занятость населения страны - занятость всего трудоспособного населения в организациях. Особая роль в ее решении принадлежит службам трудоустройства и занятости. Занятость характеризуется различной эффективностью использования трудовых ресурсов и зависит от состояния развития производительных сил, уровня производительности .труда, современных достижений в области развития науки и техники, информационно-технического прогресса.

При этом эффективность рациональной занятости населения определяется через количественные и качественные соотношения между численностью подготавливаемых, распределяемых и используемых работников разных профессий, специальностей, с одной стороны, и численностью занятых в сложившихся в стране различных видах и формах подготовки, распределения и использования трудовых ресурсов - с другой.

Для решения задач рациональной и эффективной занятости населения необходимо обеспечить:

• качественное планирование потребности и производственного использования людских, трудовых и кадровых ресурсов;

• последовательное (непрерывное) обучение работников, переподготовку (переквалификацию) и повышение их квалификации;

• социально-правовую защиту, реальное предоставление гарантий, компенсаций и пособий нуждающимся категориям граждан;

• стимулирование и мотивацию трудовой активности и профессиональной деятельности работников;

• качество жизни (условий труда), безопасность и здоровье населения.

Сбалансированность деятельности государственных служб занятости по указанным направлениям, гармоничное сочетание всего многообразия форм занятости - реальное условие интенсивного воспроизводства профессиональных способностей работников к труду, важное условие повышения результативности труда. Это и эффективный фактор удовлетворения потребности общественного производства в профессиональных кадровых работниках, а самих работников - в профессиональном труде в соответствии с их призванием, способностями, образованием и профессиональной подготовкой. Нередко в службах, занимающихся трудоустройством и занятостью населения, возникают споры вокруг самого понятия «занятые граждане». В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в изменении текста Федеральным законом от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ) занятыми считаются лица:

работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;

самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также члены производственных кооперативов;

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения.

Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики в области содействия занятости населения сводятся к следующим функциям:

• реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения, предупреждения массовой безработицы на территории Российской Федерации;

• принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения;

• разработка и финансовое обеспечение федеральных целевых программ в области содействия занятости населения;

• формирование и контроль за целевым использованием средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения;

• определение минимальных и обязательных в Российской Федерации норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы;

• координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам занятости населения;

• формирование основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций и организаций, осуществляющих структурные изменения производства.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики содействия занятости населения с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости, обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и другими законами и нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Законодательством субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями могут предусматриваться иные не противоречащие Закону Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» условия и порядок выплаты пособия по безработице, прохождения безработными перерегистрации, уточнения определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность граждан, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет средств субъектов Российской Федерации.

В случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.

Важным направлением решения проблемы занятости является забота о трудоустройстве лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Среди мер этого плана можно выделить квотирование рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Работодатели должны проявлять инициативу и принимать участие в трудоустройстве людей, особо нуждающихся в социальной защите. Им рекомендовано:

участвовать в реализации мероприятий, направленных на обеспечение занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

в соответствии с установленной квотой создавать или выделять необходимое количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости их специальное оборудование;

предоставлять органам местного самоуправления и соответствующим территориальным органам государственной службы занятости населения информацию о движении квотируемых рабочих мест. Рекомендуемый срок представления этой информации - не позднее 3 дней с момента принятия решения об их выделении, ликвидации или перепрофилировании, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест;

в месячный срок с момента получения решения органа местного самоуправления о квотировании рабочих мест разработать мероприятия по организации дополнительных или выделению имеющихся рабочих мест в счет установленной квоты, о чем сообщить в соответствующий территориальный орган государственной службы занятости населения;

в случае невозможности выделения или создания на своем производстве рабочих мест для использования труда инвалидов или других категорий граждан арендовать в счет установленной для данной организации квоты рабочие места или произвести соответствующее перечисление в местный бюджет для оплаты стоимости квотируемых рабочих мест в других организациях.

Для решения этих задач руководители нескольких организаций по предложению органа местного самоуправления и по договоренности между собой могут создавать за счет своих средств новый цех или участок в одном из старых.

Денежные средства в размере стоимости создаваемых рабочих мест перечисляются работодателем по платежному требованию органа местного самоуправления.

Расчет перечисляемых работодателем денежных средств целесообразно производить помесячно.

В случае невозмещения затрат по созданию рабочих мест в других организациях работодатели несут ответственность, предусмотренную нормами действующего законодательства.

Информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу лиц, нуждающихся в социальной защите, работодатели обязаны передавать органам местного самоуправления и соответствующим территориальным органам государственной службы занятости населения не позднее 10 дней с момента его создания.

2.2 Органы, занимающиеся регулированием труда в России

Органы государственного регулирования рынка труда являются составной частью системы регулирования занятости.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной зашиты населения является Министерство труда и социального развития Российской Федерации, образованное Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г., № 1177 «О структуре органов исполнительной власти» на базе упраздненных Министерства социальной защиты РФ, Министерства труда РФ и Федеральной службы занятости России.

Положением о Минтруде, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г., № 480, предусмотрено, что министерство организует работу по вопросам, входящим в его компетенцию, иных федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Минтруда России возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения и службы по урегулированию коллективных трудовых споров, осуществляет в установленном порядке руководство деятельностью органов, действующих при Министерстве (федеральной инспекции труда - Рострудинспекции, Республиканского (федерального) фонда социальной поддержки населения, Инспекции негосударственных пенсионных органов)).

Минтруд России создает свои территориальные органы по вопросам занятости населения, территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров и другие территориальные органы.

Свою деятельность Минтруд России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, независимо от их организационно-правовой формы.

Основными задачами Министерства труда и социального развития Российской Федерации являются разработка предложений и реализация основных направлений и критериев государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, становлению и развитию государственной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности.

В соответствии с возложенными на него задачами Минтруд России осуществляет свои основные функции, в частности, применительно к проблемам политики на рынке труда:

) В области народонаселения и занятости населения:

• разрабатывает и осуществляет меры по реализации основных направлений государственной социально-демографической политики;

• представляет ежегодные доклады в Правительство Российской Федерации о состоянии и мерах по улучшению демографического положения в стране;

• осуществляет анализ занятости на федеральном и территориальном (региональном) уровнях по отдельным категориям населения, разрабатывает прогнозные оценки состояния рынка труда, организует и координирует разработку федеральной программы занятости населения;

• определяет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти общую потребность в рабочих местах, с учетом демографического прогноза разрабатывает генеральную схему создания рабочих мест;

• публикует статистические данные и информационные материалы о предложениях и спросе на рабочую силу, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки граждан, состоянии рынков труда и т.д.

Организация выполнения этих функций возложена на Департамент комплексных проблем занятости, Департамент по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, Управление финансового обеспечения программ занятости как структурные подразделения Минтруда, работающие в тесном взаимодействии с региональными органами по вопросам труда и занятости.

2) В области развития кадрового потенциала функции Минтруда России сводятся к следующему:

·   разработка и реализация предложений по содействию развитию персонала на производстве, осуществление методического руководства подготовкой региональных и отраслевых программа развития персонала;

·        подготовка проектов нормативных правовых актов по проведению квалификационных экзаменов, аттестации и сертификации персонала, переподготовке и повышению квалификации кадров;

·        организационное и методическое руководство развитием профессиональной ориентации и психологической поддержкой населения;

·        организационное и методическое руководство профессиональным обучением населения, подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации работников на производстве, безработных и незанятых граждан.

Названные функции реализует Департамент профессионального обучения и развития человеческих ресурсов Минтруда России.

Важным принципом государственной политики в области содействия занятости и регулирования рынка труда является сочетание самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, обеспечение согласованности их действий при реализации федеральной программы содействия занятости (Приложение 1).

В этой связи на Минтруд России возложены:

• координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределения доходов, предупреждение инфляции;

• координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, а также иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними.

В качестве особой задачи перед Минтрудом России поставлено обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости. Этот аспект деятельности министерства представляется принципиально важным в современных условиях, когда названные контингента работников становятся неконкурентоспособными на российском рынке труда, а традиционные виды их занятости нередко предаются забвению.

Особенностью функционирования региональных органов по труду и занятости населения является то, что во многих субъектах Российской Федерации, а тем более в отдельных городах страны территориальные органы службы занятости, в отличие от управлений по труду, не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти. На территории субъектов Российской Федерации отдельных городов и районов, сельских поселений органы службы занятости функционируют самостоятельно и лишь координируют свою деятельность с деятельностью органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Функции государственного контроля за соблюдением работодателями основных законодательных актов и нормативных документов в области организации и охраны труда выполняет Федеральная инспекция труда (Рострудинспекция), созданная при Минтруде Указом Президента Российской Федерации в декабре 1994 г. У этого органа два основных направления работы:

контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде в целом (этими проблемами занимаются государственные правовые инспекторы);

контроль за соблюдением норм по охране труда (прерогатива государственных инспекторов по охране труда).

Свою деятельность Рострудинспекция осуществляет через региональные гострудинспекции. По сути, деятельность этих органов носит в большинстве случаев профилактический характер. Сотрудники инспекции не только реагируют на жалобы и заявления трудящихся, но и принимают привентивные меры - проводят периодические проверки положения дел на предприятиях (в организациях). Обнаружив нарушения, гострудинспекции имеют право выдать предписание, выполнение которого обязательно для каждого администратора. За грубые нарушения на виновное лицо может быть наложен штраф. Если администратор не «горит желанием» устранить грубое нарушение, то инспекция имеет право привлечь его к уголовной ответственности (точнее, возбудить об этом ходатайство перед соответствующими органами).

Административные штрафы, взыскиваемые государственными инспекциями труда субъектов Российской Федерации с нарушителей законодательства о труде и об охране труда, в соответствии со статьями 40 и 210 Кодекса об административных правонарушениях, перечисляются на текущие счета государственных инспекций труда субъектов Российской Федерации.

Разрешение коллективных трудовых споров возложено на службу по урегулированию коллективных трудовых споров и ее органы на местах.

В структуре Министерства труда и социального развития Российской Федерации эти функции выполняет Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства, в органах по труду субъектов Российской Федерации и местных органах по труду - специальные службы (Приложение 2).

В соответствии с действующим законодательством, органы службы урегулирования коллективных трудовых споров на местах формируют списки посредников и трудовых арбитров и проводят их подготовку к разрешению коллективных трудовых споров (посредством обучения приемам проведения арбитражных процедур и основам законодательства в этой области); проверяют, в случае необходимости, полномочия сторон коллективного трудового спора; осуществляют уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров; выявляют и обобщают причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению; оказывают методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров; организуют финансирование примирительных процедур, т.е. оплату посредников, трудовых арбитров; организуют работу по урегулированию коллективных трудовых споров.

Положение о службе по урегулированию коллективных трудовых споров утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г., № 468.

Закон от 28 ноября 1995 г. предусмотрел ответственность за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке. Такую же ответственность несут представители работодателя за невыполнение обязательств по достигнутому соглашению.

В свою очередь работники, не выполняющие обязательств по достигнутому в трудовом споре соглашению, скажем, не прекратившие забастовку, признанную незаконной, приостановленной или отложенной, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины или уволены за прогул без уважительной причины.

рынок труд занятость безработица

3. Характеристика российского рынка труда

3.1 Российский рынок труда и его особенности в современных условиях

Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 30.11.2011) «О занятости населения в Российской Федерации».

Большинство занятых имеют среднее и высшее профессиональное образование (38445 тыс. человек), причем 56,5% из них женщины (таблица 2.1). Меньше всего занятых имеют начальное общее, либо не имеют образования вообще (322 тыс. чел.). Это подтверждает важную роль образования для обеспечения желаемых условий жизни человека и в частности его занятости.

Таблица 3.1. Состав занятых по уровню образования в 2011 году и динамика численности занятых за период с 2003 по 2011 гг.

Образование

Всего

В том числе, тыс. чел.

В том числе, %

Прирост/убыль к 2003 г.



Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

тыс. чел.

%

высшее профессиональное

19707

9051

10655

45,9

54,1

+5 543

+39,1

неполное высшее профессиональное

1152

524

629

45,5

54,5

-1 829

-61,4

среднее профессиональное

18738

7664

11074

40,9

59,1

+63

+0,3

начальное профессиональное

13599

8665

4935

63.7

L36,3

+6 433

+89,8

среднее (полное) общее

14181

7982

6200

56,3

43,7

-1 149

-7,5

основное общее

2903

1803

1100

62,1

37,9

-2 758

-48,7

начальное общее, не имеют начального общего

322

180

142

55,9

44,1

-974

-75.2

Всего

70603

35869

34734

50,8

49.2

+5 330

+8,2


Образовательный уровень занятых претерпел существенные изменения за период с 2003 по 2011 гг. Произошло увеличение численности занятых с высшим профессиональным образованием на 5543 тыс. чел. (39,1%), и с начальным профессиональным - на 6433 тыс. чел. (89,8%). Можно считать эти изменения позитивными, если учесть, что многие выпускники не идут работать по причине стремления к обучению и повышению квалификационных навыков. Также эту тенденцию можно объяснить демографическими факторами. Старшие поколения имели в своем составе много лиц с низкой и сравнительно мало лиц с высокой образовательной подготовкой. Среди младших поколений ситуация была обратной. Соответственно, по мере того, как, достигнув пенсионного возраста, старшие поколения покидали рынок труда, численность работников с основным и начальным образованием сокращалась. И, наоборот: по мере того, как молодые люди достигали трудоспособного возраста, поступали в высшие учебные заведения, а затем выходили на рынок труда, численность работников с высшим профессиональным образованием возрастала.

В ближайшей перспективе механизм смены поколений может привести к практически полному вымыванию с рынка труда лиц с невысокой образовательной подготовкой. В результате очень скоро российская экономика может столкнуться с острым дефицитом неквалифицированной рабочей силы: либо придется все активнее привлекать мигрантов, либо резко повышать оплату за подобный труд, делая его более привлекательным для лиц с достаточно высоким уровнем образования.

При анализе структуры занятого населения по семейному положению в тендерном разрезе (таблица 3.2) установлено, что из всех занятых большая часть состоит в браке (48664 тыс. чел., 68,9%), причем преобладают мужчины (26380 тыс. чел.).

Таблица 3.2. Состав занятого населения по семейному положению в 2011 году, тыс. чел.

Занятое население

Всего

В том числе



состоят в браке

холосты, не замужем

вдовцы, вдовы

разведены

Всего

70603

48664

11897

2790

7251

Мужчины

35869

26380

6784

486

2218

Женщины

34734

22284

5113

2304

5033


Численность занятых незамужних и разведенных женщин примерно одинакова (5113 тыс. чел. и 5033 тыс. чел. соответственно). У мужчин разница более заметна - занятых холостых мужчин больше, чем разведенных на 4566 тыс. чел. Меньше всего заняты вдовы и вдовцы (2304 тыс. чел. и 486 тыс. чел. соответственно), причем занятых вдовцов меньше, чем вдов на 1818 тыс. чел.).

При анализе динамики занятости населения в Российской Федерации выявлена тенденция ежегодного увеличения численности занятых и уровня занятости за период с 2003 по 2011 гг. (таблица 3.3).

Численность занятых в среднем ежегодно увеличивалась на 1,2%, но в 2011 году численность занятого населения снизилась на 0,3% (211 тыс. чел).

Таблица 3.3. Динамика занятости населения в Российской Федерации

Год

Численность занятых, тыс. чел.

Уровень занятости, %

2003

65273

58,7

2004

65124

58,4

2005

66266

59,4

2006

67152

60,1

2007

67134

60.2

2008

68603

61,5

2009

69157

61,7

2010

70814

63,2

2011

70603

63,1


В соответствии с международными стандартами в практику отечественной статистики введена также группировка занятых в экономике по статусу в занятости. Объектом классификации при этом является выполняемая работа. Состояние (положение, статус) человека в занятости определяется характером экономического риска, связанного с выполняемой им работой, а также характером взаимоотношений данного лица в пределах установленных обязанностей с другими работниками и организацией.

Большинство занятых в 2011 году (65639 тыс. человек) работало по найму, что составило 93% всех занятых (таблица 3.4). Большинство среди работающих не по найму является самостоятельно занятыми (3567 тыс. человек), и только 1062 тыс. человек являются работодателями, что составляет всего 1,5% от численности занятых.

Таблица 3.4. Распределение численности занятых в экономике по статусу на основной работе в 2011 году

Занятые в экономике

Тыс. человек

%

Всего

70603

100

Работающие по найму

65639

93,0

Работающие не по найму

4964

7,0

В том числе:

работодатели

1062

1,5

самостоятельно занятые

3567

5,1

члены производственных кооперативов

222

0,3

помогающие на семейном предприятии

ИЗ

0,2


Основная работа (основное доходное занятие) или первая работа-это та работа, которую лицо само считает для себя основной [5].

Большинство занятых (96,3%) в 2011 г. имели одну работу и 3,7% две и более работ. Дополнительную занятость искали 9498 тыс. человек, хотя 91,0% из них имели одну работу, а 9,0%-две и более (таблица 3.5).

Таблица 3.5. Распределение численности занятых в экономике по наличию дополнительной работы и готовности к дополнительной занятости в 2011 году

Показатель

Всего

из них имеют

Ищут дополнительную занятость

из них имеют



Одну работу

две и более работ


Одну работу

две и более работ

Численность занятых, тыс. чел.

70603

68001

2602

9498

8646

853

Структура занятых, %

100

96,3

3,7

100

9,0


Для получения более полного представления о российском рынке труда необходима информация о состоянии безработицы.

В Российской Федерации уровень безработицы превышал общемировой и составлял в 2011 г. 7,0%) (таблица 3.6).

Таблица 3.6. Уровень безработицы в Российской Федерации за период с 2006 по 2011 гг., %

Год

Уровень безработицы по методологии МОТ

Уровень зарегистрированной безработицы

2006

8,2

2.3

2007

7,8

2,6

2008

7,2

2,5

2009

7,2

2,3

2010

6,1

2,1

2011

7,0



Чтобы правильно оценить ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать причины, приведшие граждан к статусу безработных.

Среди причин потери работы существенную роль играет не только высвобождение работников в связи с реорганизацией производства, но и их увольнение по собственному желанию, за которым может скрываться неудовлетворенность содержанием и условиями труда, а также его оплатой, (таблица 3.7).

Таблица 3.7. Структура безработных по наличию опыта работы и причинам незанятости (%)

Показатель

2010

2011

Всего безработных

100

100

В том числе:



Не имеют опыта работы

29,6

27,0

Имеют опыт работы

70,4

73,0

Из них: оставили прежнее место работы в связи с:

высвобождением, сокращением штатов, ликвидации предприятий,

17,6

20,4

по собственному желанию

22,4

22.4


В составе безработных основной удельный вес имеют безработные, имеющие опыт работы (73,0%), их доля увеличилась на 2,6 проц. п. за период с 2010 г.

Образовательный уровень безработных в России довольно высок в 2011 году 31,6% безработных имели высшее и среднее профессиональное образование (в Москве-46,6%) (таблица 3.8), причем безработные женщины, как правило, имеют более высокий уровень образования, чем мужчины. Так, в России 39,4% безработных женщин в 2011 г. имели высшее и среднее профессиональное образование, что на 14,4 проц. п. выше, чем среди безработных мужчин [25].

Таблица 3.8. Распределение численности безработных по уровню образования в 2011 году

Уровень образования

Тысяч человек

%


Безработные - всего

Муж.

Жен.

Безработные - всего

Муж.

Жен.

Всего

5289

2901

2388

100

100

100

высшее профессиональное

651

276

375

12,3

9,5

15.7

неполное высшее профессиональное

176

86

91

3,3

3,0

3,8

среднее профессиональное

1018

452

567

19,3

15,6

23,7

начальное профессиональное

1090

694

396

20,6

23,9

16,6

среднее (полное) общее

1702

971

731

32,2

33,5

30,6

основное общее

579

376

203

11,0

13,0

8,5

начальное общее, не имеют начального общего

72

46

26

1,4

1,6

1,1


Различия по полу в доле лиц с высшим образованием в составе экономически активного населения - занятых и безработных, существенны и составляют 15,6% (таблица 3.9). Это дает основание полагать, что образование выступает важным фактором занятости.

Таблица 3.9. Процент лиц с высшим образованием среди экономически активного населения в 2011 году

Показатель

Занятые

Безработные

Всего

Экономически активное население, тыс. чел.

70603

5289

75892

Лица с высшим образованием, %

27,9

12,3

27,1


С позиции профессиональной ориентации безработных необходимо изучение их возрастного состава. Распределение безработных в России п( возрасту в 2011 г. представлено в таблице 3.10.

Таблица 3.10. Распределение безработных в России по возрасту в 2011 году

Возраст (лет)

Численность безработных


Тыс. чел.

%

До 20

484

9,2

20 - 24

1070

20,2

25-29

647

12,2

30 - 34

623

11,8

35 - 39

524

9,9

40 - 44

485

9,2

45 - 49

554

10,5

50 - 54

507

9,6

55 - 59

269

5,1

60 - 72

128

2,4


Наибольшая численность безработных приходится на возрастной интервал от 20 до 24 лет: 1070 тыс. чел. или 20,2% от общей численности безработных. Этот период в жизни человека может характеризоваться окончанием учебы и началом трудовой деятельности. У выпускников учебных заведений часто возникают проблемы с трудоустройством ввиду отсутствия опыта работы. Всего же в возрасте до 29 лет доля безработных составила 41,6% в общей численности безработных.

Средний возраст безработных в 2011 году составил 34,9 года, что на 0,3 года меньше, чем в 2010 году.

Соотношение между уровнями общей и регистрируемой безработицы заметно варьировало по отдельным регионам (таблица 3.11).

Таблиц 3.11. Уровень безработицы в Российской Федерации в 2011 году, %

Федеральный округ

Уровень безработицы по методологии МОТ

Уровень зарегистрированной безработицы

Центральный Федеральный округ

3,1

0,9

Северо-Западный Федеральный округ

4,2

1,3

Южный Федеральный округ

11,7

5,3

Приволжский Федеральный округ

6,1

1,3

Уральский Федеральный округ

4,9

1,5

Сибирский Федеральный округ

7,9

2,7

Дальневосточный Федеральный округ

6,7

3,2

Российская Федерация

6,1

2,1


Наибольшее различие наблюдается в Приволжском Федеральном округе, где уровень безработицы по методологии МОТ превышает уровень зарегистрированной безработицы в 4,5 раза.

Для формирования механизма регулирования занятости предусмотрены специальные меры, которые способны контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и взаимосвязанные действия, позволяющие добиваться устранения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, а также предотвратить обострение проблем занятости. С одной стороны, такой мерой является проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.

С другой стороны, - это изменение структуры спроса на рабочую силу путем сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест, регулирование предложения и повышение качества рабочей силы путем ее профподготовки, переподготовки, переквалификации, перемещения и трудоустройство экономически активных и трудоспособных, а с третьей - обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки оставшихся без работы. В целях реализации политики занятости в Российской Федерации разрабатываются и реализуются Программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, содействия занятости населения, борьбы с безработицей и помощи безработным.

Служба занятости занимает ведущую роль в регулировании рынка труда. Основными направлениями ее деятельности являются трудоустройство граждан, квотирование рабочих мест для слабо защищенных категорий граждан, организация сезонных или общественных работ, профориентация и профессиональное обучение, выплата пособий по безработице. Так же Трудоустройством экономически активных и трудоспособных граждан, оставшихся без работы занимаются биржи труда, в функции которых входит изучение рынка труда, а также определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем.

Рисунок 3.1. Направления государственной политики на рынке труда

При рассмотрении задач регулирования рынка труда на региональном уровне, следует обратить внимание на то, что основные направления этого регулирования определены на общегосударственном, или макроуровне. Во-первых, регулирование рынка труда здесь не может не входить в число основных приоритетов всей региональной политики, но должно осуществляться, и это понятно, в рамках своей компетенции при установленном Конституцией Российской Федерации порядке разграничения полномочий между федеральными и местными органами. Во-вторых, в регионах субъектами регулирования выступают теперь не высшие, а муниципальные органы законодательной и исполнительной власти. В-третьих, поскольку региональный уровень регулирования в иерархии занимает среднее положение между макро- и микроуровнями, то устанавливаемые ими правила регулирования не только взаимосвязаны с ними в порядке соподчинения, но идет противоречивый процесс взаимодействия этих уровней по корректировке предпринимаемых мер при столкновении интересов. В случае успешного решения этих проблем политика занятости на российском рынке труда может постепенно трансформироваться в форму, свойственную высокоразвитым странам.

Несмотря на различное социально-экономическое положение и состояние региональных рынок труда сохраняется множество проблем в обеспечении занятости. К ним относятся:

·   недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию неэффективной занятости, к наличию значительного числа неформально занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада;

·        снижение трудового потенциала квалифицированных кадров за счет сокращения производства в оборонно-промышленном, аграрном комплексах, сельхоз-машиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании;

·        продолжающееся падение спроса на рабочую силу, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда области;

·        медленное наращивание новых рабочих мест, особенно в производственных отраслях;

·        недостаточность инвестиций в новые технологии усугубляется негибкостью налоговой системы, серьезными недостатками в механизме ценообразования;

·        система государственного, профессионального образования медленно перестраивается, а у работодателей нет заинтересованности во внутрифирменном переобучении и повышении квалификации персонала;

·        недостаточность рынка жилья и низкие доходы населения ограничивают мобильность рабочей силы;

·        недостаточен контроль государственных органов за соблюдением отдельными работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда;

·        трудоустройство отдельных социально-демографических групп населения (инвалидов, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.) остается чрезвычайно сложным;

·        усиление дифференциации локальных рынков труда.

3.2 Состояние рынка труда в Алтайском крае

Как отмечают краевые власти, в 2011 году удалось достичь положительной динамики по всем показателям, характеризующим ситуацию на рынке труда Алтайского края.

) Увеличилось количество работодателей, заявивших с начала года сведения о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест, на 2,4 % и составило 13,0 тыс. единиц (в 2010 году - 12,7 тыс. единиц).

) Увеличилась потребность работодателей в работниках, заявленная с начала года на постоянные рабочие места, на 3,7% и составила более 91 тыс. вакансий (в 2010 году - 88 тыс. вакансий). Основная их доля приходится на обрабатывающие производства - 22,5 %, оптовую и розничную торговлю - 14,8 %, сельское хозяйство - 11,1 %, строительство - 9,0 %.

В 2,4 раза снизился коэффициент напряженности на рынке, а емкость краевого банка вакансий на 1 января 2012 года увеличилась по сравнению с прошлым годом почти в два раза и составила 10 983 рабочих места (на 1 января 2011 года - 5 867 рабочих мест).

) Для поддержания доходов граждан и выполнения социально значимых работ создано и сохранено около 23 тыс. рабочих мест. В том числе для незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей создано 310 рабочих мест; на стажировку направлено 1 124 выпускника учреждений профессионального образования; зарегистрировали предпринимательскую деятельность 2 381 человек, ими создано 3 290 дополнительных рабочих мест. К обучению по направлению службы занятости профессиям, востребованным на рынке труда, приступили 8,6 тыс. безработных граждан. К опережающему обучению приступили 865 работников организаций, осуществляющих модернизацию производства, 568 работников, находящихся под угрозой увольнения, 31 женщина, работающая во вредных и тяжелых условиях труда, 499 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности, а также 84 врача в соответствии с программой модернизации здравоохранения Алтайского края.

4) В результате за 2011 год (приложение 2):

·   численность граждан, трудоустроенных по направлению службы занятости населения, составила 72,1 тыс. человек, из них около 60 % - на постоянные рабочие места (в 2010 году - порядка 47 %);

·        численность зарегистрированных безработных снизилась на 13,5 тыс. человек, или 15,2 %;

·        по состоянию на 1 января 2012 года численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 33 200 человек.

·        уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2012 года составил 2,5 % от численности экономически активного населения, что на 0,7 процентного пункта ниже показателя на соответствующую дату прошлого года (3,2 %).

Группировка территорий края по уровню безработицы на 01.01.2012

1.  По краю: количество безработных - 33200 чел.;

2.      Численность населения в трудоспособном возрасте - 1549,1 тыс. чел.;

.        Уровень безработицы к трудоспособному населению - 2,1 %.

Ситуация на регистрируемом рынке труда Алтайского края в январе-сентябре 2012 года по сравнению с соответствующим периодом 2011 года характеризуется следующими показателями:

) Потребность работодателей в работниках, заявленная в течение отчетного периода, увеличилась на 4% и составила 107,9 тыс. человек (в январе-сентябре 2011 года - 103,8 тыс. человек), в том числе 67% - на постоянные рабочие места. Основная доля приходится на образование (17%, в т.ч. около 70% - временные рабочие места для трудоустройства несовершеннолетних граждан), обрабатывающие производства (16%), сельское хозяйство (14%), оптовую и розничную торговлю (13%), здравоохранение и предоставление социальных услуг (10 %). По сравнению с прошлым годом значительно увеличилось число заявленных вакансий из организаций здравоохранения и предоставления социальных услуг - на 35%, добычи полезных ископаемых - на 24%, а также оптовой и розничной торговли - на 20% .

) Численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости населения в январе-сентябре 2012 года, составила 62,3 тыс. человек, что на 11% выше аналогичного показателя прошлого года (56,2 тыс. человек). В результате доля трудоустроенных в числе, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, увеличилась на 12,3 п.п. и составила 76,0% (в январе - сентябре 2011 года - 64,2%).

Для поддержания доходов граждан и выполнения социально значимых работ создано около 17,4 тыс. временных и постоянных рабочих мест. В том числе для незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей создано 158 рабочих мест; направлено на стажировку 487 выпускников учреждений профессионального образования; предпринимателями, зарегистрировавшими собственное дело при содействии службы занятости, создано 1 826 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

К обучению по направлению центров занятости профессиям, востребованным на рынке труда, приступили 6,9 тыс. граждан, в том числе 66 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и планирующих возвращение к трудовой деятельности, 340 работников организаций, осуществляющих модернизацию, а также 21 работник - с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию.

) Численность граждан, признанных безработными в течение рассматриваемого периода, составила 45,2 тыс. человек, что на 7,8 тыс. человек (15%) меньше, чем за соответствующий период 2011 года (53,0 тыс. человек).

) По состоянию на 1 октября текущего года численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 24,1 тыс. человек, из них лица предпенсионного возраста составили 13%, инвалиды - 6%, женщины - 54%, молодежь в возрасте от 16 до 18 лет - 0,1%, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, - 0,3%, уволенные с военной службы - 0,2%, высшее образование имеют 16% безработных.

) Уровень зарегистрированной безработицы на 1 октября 2012 года составил 1,9% от численности экономически активного населения, что на 0,3 п.п. ниже, чем на соответствующую дату прошлого года (на 01.10.2011 - 2,2%).

С начала года улучшилась ситуация с предполагаемым высвобождением работников (по результатам мониторинга).

Региональные и отраслевые программы развития трудового потенциала в его профессионально-квалификационном разрезе должны базироваться на двух основополагающих материалах:

конкретной программе развития региона и отрасли, отражающей технико-технологические нововведения, предусматриваемой переориентации группового ассортимента вырабатываемой продукции (для предприятий);

корректировке направлений и тематики научных разработок в организациях исследовательского и проектного характера.

Отраслевые планы и прогнозы должны учитывать проектируемые разработки в плане развития трудового потенциала, осуществляемые в регионах размещения своих объектов. Следует особо подчеркнуть, что отраслевые разработки также должны быть учтены и своевременно включены в региональные планы территорий, имеющие объекты данной отрасли.

Третьим аспектом, активно проявляющимся в разработке отраслевых и региональных программ качественного развития рабочей силы, должны являться система образования в лице федерального органа - Министерства образования и науки Российской Федерации, учебных заведений общероссийского и отраслевого масштабов, соответствующих региональных органов управления, ведающих образовательной сферой. Эта сложная организационно-методическая работа должна возглавляться ведущим федеральным органом по вопросам труда - Федеральной службой труда и занятости.

Схема обеспечения регионального рынка труда трудовыми ресурсами представлена на рисунке 3.2. Взаимосвязи между элементами системы нами рассматриваются в динамике. Так, взаимодействие рынка труда, рынка потребления результатов труда (товаров и услуг) самым непосредственным образом связано и определяет инновационную деятельность, что отражено в «рынке капиталов».

Рисунок 3.2 - Схема обеспечения рынка труда квалифицированной рабочей силой

Данный подход к процессу обеспечения квалифицированной рабочей силой объектов экономики является реалистичным и весьма эффективным для настоящих условий. Здесь были учтены все типы и способы взаимодействия между рынком труда, рынком образовательных услуг и сферой потребления рабочей силы как через государственные каналы (федеральные службы занятости), так и достаточно широко применяющиеся в настоящее время органы - рекрутинговые фирмы, средства массовой информации, другие каналы.

Эта принципиальная схема является частью системы формирования программ регионального и местного уровней. Будучи дополненной принципиальной схемой формирования потребности в рабочей силе определенного качества, она, собственно говоря, и отражает состав задействованных органов и определяет процедуры их взаимодействия. В плане разработки принципиальной схемы составления региональной программы обеспечения объектов экономики квалифицированной рабочей силой интересно проследить взаимодействие рынка труда, инвестиций и непосредственно рынка потребления товаров и услуг. Главные факторы, определяющие рынок труда, являющиеся по отношению к нему образующими его состояние, это - рост производства и сокращение потребления на рынке товаров и услуг.

.3 Рекомендации по совершенствованию процесса формирования и использования трудовых ресурсов

Ситуация в сфере труда и занятости населения Алтайского края наряду со снижением уровня безработицы, повышением уровня оплаты труда и качества рабочих мест характеризуется сокращением численности трудовых ресурсов при одновременном увеличении нагрузки на трудоспособное население, структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы, невысоким уровнем доходов населения, значительной дифференциацией рынков труда территорий, что требует системных мер, направленных на создание условий, способствующих развитию эффективного рынка труда. Для решения вышеперечисленных проблем следует: создать условия для повышения демографического потенциала региона, т.е. реализовать меры, направленных на стимулирование рождаемости, улучшение здоровья и снижение смертности населения в трудоспособном возрасте от управляемых причин. Актуальным является совершенствования региональной системы управления качеством рабочей силы, основанной на прогнозе потребностей экономики края в квалифицированных кадрах. Эта система включает: систему профессиональной ориентации, повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, повышение статуса в обществе человека труда; непрерывное и дополнительное профессиональное образование для постоянного опережающего повышения и поддержания уровня квалификации кадров и быстрой адаптации населения к динамично меняющимся условиям на рынке труда; развитие региональной системы внутрипроизводственного обучения персонала. Главным ориентиром деятельности является регулирование привлечения в регион квалифицированной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах на основе принципа приоритетного использования национальных кадров, а также реализации программ содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом.

Успешное решение задачи сокращения территориального дисбаланса спроса и предложения на региональном рынке труда возможно при реализации системных мер, направленных на перераспределение рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости с учетом структурных сдвигов в реальном секторе экономики региона, стимулирование в крае маятниковой трудовой миграции. Для этого особое внимание необходимо уделить созданию стимулов для повышения мобильности рабочей силы, в том числе развитию системы инфраструктурного сопровождения рабочих мест - жилья, транспортной сети и иных объектов, повышающих качество проживания в территориях.

Увеличить количество рабочих мест, отвечающих стандартам социальной ответственности. Для этого необходимо содействовать созданию новых рабочих мест в рамках развития малого и среднего предпринимательства (прежде всего носящего социально-значимую и инновационную направленность). В том числе на основе развития малого инновационного предпринимательства на базе учебных заведений и содействия самозанятости безработных граждан и созданию ими дополнительных рабочих мест, в том числе на основе кооперативных форм взаимодействия с представителями стабильно работающих бизнес структур, формирования предпринимательских сетей. Особого внимания заслуживает государственная поддержка крупных и средних предприятий, способных производить конкурентоспособную и экспортоориентированную продукцию. Актуальна реализация комплекса мер, направленных на содействие развитию экономики монопрофильных городских округов и сельских населенных пунктов, создание новых рабочих мест в рамках инвестиционных проектов с учетом ситуации на локальных рынках труда.

Предметом особого внимания является реализация системы государственных гарантий гражданам в осуществлении права на труд и защиту от безработицы. Политика в области социальной защиты уязвимых групп населения должна сопровождаться адресными мерами по активизации их вовлечения в процессы на рынке труда. Следует расширять возможности для успешной занятости инвалидов, выпускников, потерявших работу граждан пенсионного и предпенсионного возраста, женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей и ряда других категорий граждан.

Решение задач должно осуществляться за счет усиления регулирующей и координирующей роли государства на рынке труда на уровне региона, на уровне муниципальных образований и на уровне организаций.

Заключение

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы.

В этой связи особую роль играет составление федеральных и региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития.

Список использованной литературы

1.  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ

2.      Федеральный Закон «О Всероссийской переписи населения», 25.01.2011, №8-ФЗ

.        Волгина Н.А., Одегова Ю.Г. Экономика труда: Учебник. - М.:Экзамен,2011. - 302 с.

.        Викторов И.С. Государственное регулирование рыночной экономики.- М.: РАГС, 2012. - 311 с.

.        Демографический ежегодник России, Стат.сб./ Росстат. - М., 2011 - 906 с.

.        Жеребин В.М., Ермакова Н.А., Землянская В.Н. Экономический рост, занятость и уровень жизни населения//Вопросы статистики, 2010, №7. - 103 с.

.        Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России под ред Р.П. Колосовой, Т.О. Разумовой, М.: ТЕИС, 2008 - 205 с.

.        Занятость: поиск решения новых проблем// Человек и труд, 2011, №8, с. - 71 с.

.        Зборовский Т.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и рынок труда// Социс, №4, 2011. - 83 с.

.        Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юристъ, 2010. - 406 с.

.        Камаева В.Д. Экономическая теория. - М.: ИМПЭ, 2009. - 502 с.

.        Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления.- М.: Финстатинформ, 2012. - 298 с.

.        Нестандартная занятость в российской экономике/ под. ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова.-М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2011. - 400 с.

.        Обследование населения по проблемам занятости, Стат. сб./Росстат.- М., 2010 - 601 с.

.        Положение молодежи в России. Аналитический доклад - М., Издательский комплекс «Машмир», 2010, - 168 с.

.        Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. -М., 2011. - 847 с.

.        Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./Росстат- М., 2011. 525 с.

.        Россия и страны мира. 2010.: Стат.сб. / Росстат. М., 2010. - 361 с.

.        Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник.-Юристъ, 2011.-461 с.

.        Сарычева Т.В. Статистический анализ и прогнозирование состояния рынка труда Республики Марий Эл: диссертация. кандидата экономических наук, М: 2010, - 181 с.

.        Сборник материалов по итогам проведения Первого открытого Форума «Молодые специалисты на кадровом рынке России». Информационный буклет. М., Российский Союз Молодежи, 2008 г. - 93с.

.        Селезнева И. Важный фактор повышения конкурентоспособности на рынке труда// Человек и труд, 2008, №5. - 84 с.

.        Социальное положение и уровень жизни населения России. 2008: Стат.сб. / Росстат М., 2009. - 502 с.

.        Труд и занятость в России: Статистический сборник, 2011 - 301 с.

.        Управление по труду и занятости Алтайского края

.        Официальный сайт Алтайского края

Приложение 1


Приложение 2

Похожие работы на - Рынок труда Российской Федерации и проблемы его регулирования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!