Основы управления качеством продукции

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,79 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы управления качеством продукции














Реферат

Основы управления качеством продукции

. Значение повышения качества продукции в современных условиях

Улучшение качества продукции - залог постоянного повышения уровня жизни людей, основа технического и экономического роста производства, увеличения национального богатства страны. Высокое качество продукции служит обобщающим показателем научно-технического прогресса, уровня организации производства, его культуры, дисциплины, важнейшим источником экономии материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Конечная цель всей деятельности в области качества - улучшение качества жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Качество жизни включает следующие основные составляющие:

качество здоровья населения - определяет возможность выживания населения;

качество образования - определяет возможность развития общества;

качество окружающей среды как природной, так и техногенной - определяет условия безопасности, комфортности жизни и т.д.

Особенность современного состояния проблемы качества продукции состоит в том, что с развитием научно-технического прогресса она не упрощается, а становится все более острой.

В условиях высокой конкуренции ориентация на высокое качество - единственная возможность добиться успеха. На внутреннем и международном рынках спросом пользуется только качественная продукция. Плохая продукция не реализуется даже по низким ценам. Не случайно проблеме повышения качества продукции во всем мире уделяют первостепенное значение. Ежегодно, начиная с 1989 г., 9 ноября мировая общественность отмечает Всемирный день качества. Благодаря этой общемировой акции появилась возможность усилить внимание производителей и потребителей, органов государственного управления, общественных организаций к проблеме качества и активизировать поиски путей ее решения.

В России центральным мероприятием в рамках Всемирного дня качества стало проведение в Федеральном агентстве по техническому регулированию научно-практической конференции «Качество - определяющий фактор XXI в.».

В условиях развитого, насыщенного товарами рынка качество продукции становится мощным фактором конкуренции. Уровень качества и услуг контролирует сам рынок. В этих условиях необходимо обеспечить безопасность продукции и достоверность информации о качестве товара.

Проблемы качества, защиты прав отечественного потребителя в последнее время стали приоритетным направлением в деятельности правительства Российской Федерации и Росстандарта России. Государством создана соответствующая законодательная база. Это более 40 законов, в той или иной мере регулирующих деятельность, связанную с обеспечением качества, и большое количество подзаконных актов, посредством которых осуществляется их практическая реализация. Национальная политика в области качества должна предусматривать:

создание государством условий, содействующих производителям в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках;

защиту потребителей от продукции и услуг, опасных для жизни, здоровья и имущества, защиту общества и окружающей среды от экологически вредной продукции;

защиту потребителей от недобросовестных производителей и продавцов;

формирование в общественном сознании понимания того, что повышение качества - один из главных факторов выхода из кризиса и укрепления экономической мощи России;

обеспечение всеобщей грамотности в вопросах качества путем массового обучения современным подходам к менеджменту качества, освоение принципов всеобщего менеджмента качества и отечественного опыта в этой области. Важной мерой по стимулированию государством работ в области качества и пропаганде современных методов управления им стало учреждение в 1996 г. премий Правительства Российской Федерации в области качества. Премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Лауреатам вручают приз с эмблемой премии (хрустальная стела), финалистам конкурса - диплом.

В соответствии с мировой практикой победители российского конкурса по качеству получают право использовать символику премии в рекламных целях. Такое подтверждение их лидерства в области качества способствует продвижению их продукции на рынки, повышению доверия со стороны потребителей и партнеров, стабильности положения предприятия и росту экономики страны в целом. Поскольку европейский рынок имеет особое значение для российских экспортеров, критерии российской премии гармонизированы с моделью Европейской премии по качеству, благодаря чему российские организации могут сравнить свою деятельность с работой ведущих европейских компаний и далее участвовать в конкурсах на Европейскую премию.

Европейская премия по качеству, появившаяся в 1991 г., признается в мире наиболее современной моделью, отражающей всеобщее управление качеством. В последнее время ее называют премией за превосходство в бизнесе.

Модель российской премии, хотя и гармонизирована с Европейской премией, создавалась с учетом реальных условий, в которых работают предприятия нашей страны. Оценку предприятий-претендентов проводят по двум группам критериев. Первая группа включает критерии, характеризующие деятельность предприятия по обеспечению качества и оценивающие роль руководства предприятия в организации работ, политику в области качества и степень доведения ее до персонала, вовлеченность работников предприятия в деятельность по качеству, а также использование ресурсов и процессы управления качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции. Критерии второй группы характеризуют результаты этой работы: достижение целей по улучшению качества продукции, удовлетворенность потребителей, достижения в области безопасности продукции и защиты окружающей среды.

Одним из важных элементов формируемой национальной политики в области качества должна стать поддержка предприятий, в том числе и сельскохозяйственных, осваивающих современные системы управления качеством.

Сельское хозяйство занимает особое место среди отраслей материального производства. Оно призвано обеспечивать население продуктами питания, а промышленность сырьем. От качества выращенного зерна, плодов, овощей зависит их пищевая ценность. Даже незначительное улучшение качества растениеводческой продукции - это дополнительное количество белка, жира, крахмала, витаминов - веществ, необходимых для питания человека. Чем выше пищевая ценность растениеводческой продукции, тем в большей степени она удовлетворяет потребность организма человека в пищевых веществах. Не случайно, повышение качества сельскохозяйственной продукции считается одним из основных путей снижения дефицита продовольствия в мире. Повышение питательности зернофуража, сена, силоса и других кормов, заготавливаемых на сельскохозяйственных предприятиях, способствует получению дополнительных кормовых единиц, а, следовательно, и увеличению производства животноводческой продукции.

От качества сельскохозяйственной продукции, используемой как сырье при переработке, зависит выход конечного продукта и рентабельность перерабатывающей промышленности. Повышение качества сырья позволяет существенно сократить расход перерабатываемой продукции.

Качество растениеводческой продукции определяет экономические показатели работы хозяйства, так как качественная продукция пользуется спросом и реализуется по большей цене.

От качества продукции зависит ее конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Повышая производство высококачественной экологически чистой сельскохозяйственной продукции, можно обеспечить рациональное питание населения, что является одной из составляющих могущества и процветания государства, здоровья и долголетия его граждан. Одним из решающих путей увеличения производства сельскохозяйственной продукции является внедрение системы управления качеством продукции. Однако в настоящее время сельхозпредприятия находятся в сложном положении и говорить о создании и сертификации систем качества для них преждевременно. Но для того, чтобы сделать хотя бы первые шаги на пути к созданию таких систем, необходимо учесть опыт управления качеством на промышленных предприятиях. Отечественной и мировой практикой выработаны как основополагающие принципы, так и многочисленные практические приемы управления и обеспечения качества, многие из которых показали свою высокую эффективность и получили большое распространение.

При управлении качеством необходимо учитывать комплекс факторов, влияющих на качество.

. Основные факторы, влияющие на качество сельскохозяйственной продукции

На качество продукции может воздействовать множество факторов, различных по силе и характеру своего влияния. Факторы, оказывающие влияние на качество любой продукции, в том числе и сельскохозяйственной, по стадиям воздействия можно классифицировать на конструктивные (планируемые), производственные, обращения и реализации, эксплуатационные (рис. 18.1). На каждой из стадий их можно разделить на субъективные и объективные.

К субъективным факторам, влияющим на качество, относят факторы, связанные непосредственно с деятельностью человека. Они зависят от способности людей к выполнению определенных производственных функций, влияющих на качество продукции через качество труда. К ним относят: уровень квалификации (профессиональное мастерство), общеобразовательный и культурный уровень, личные свойства и устремления, заинтересованность в результатах труда и др. Сюда же следует отнести факторы, связанные с психологией человека, со сложившимися привычками и навыками.

К объективным факторам, влияющим на качество, относят факторы, связанные с условиями труда, в которые поставлены работники. Среди объективных факторов можно выделить следующие: технические, организационные, экономические. Технические объективные факторы связаны с характером принимаемых технических решений и применяемых технических средств при создании, обращении и эксплуатации продукции. Организационные факторы связаны с характером организации создания, обращения и реализации продукции. Экономические факторы связаны с характером экономических воздействий на качество продукции (формы и уровень заработной платы, уровень и структура себестоимости производства продукции, соблюдение принципов хозяйственного расчета, санкции, цена и др.). Качество продукции зависит также от факторов социального и идеологического характера. Их можно отнести одновременно как к субъективным, так и к объективным.

На качество сельскохозяйственной продукции, кроме перечисленных факторов, оказывают влияние: почвенно-климатические, географические условия (широта, высота над уровнем моря, естественное плодородие); агротехника возделывания культур и условия уборки (предшественники в севообороте, удобрения, орошение, борьба с болезнями и вредителями, сроки и способы уборки, послеуборочная обработка, хранение); использование сельскохозяйственной техники, оборудования, уборочных машин, машин по доработке урожая - очистке, калибровке, сушке, сортировке; условия содержания скота, рацион кормления и т.д.

По сравнению с другими отраслями сельскохозяйственное производство значительно больше зависит от природных факторов. Все природные факторы, влияющие на безопасность и качество продукции, можно разделить на три вида:

управляемые факторы - факторы, на которые можно воздействовать в процессе производства;

предсказуемые факторы - факторы, на которые нельзя воздействовать, но можно достаточно достоверно предсказывать их значение, характер и степень воздействия на качество продукции, а, следовательно, и учитывать их в процессе управления;

непредсказуемые факторы - факторы, которыми невозможно не только управлять, но даже в какой-то мере достоверно предсказать поведение этих факторов. Большинство природных факторов относятся к третьему виду.

От природных факторов зависят номенклатура, объемы производства и качество производимой продукции.

В практической работе по управлению качеством продукции необходимо учитывать все перечисленные факторы. Искусство управления заключается в том, чтобы максимально сократить влияние непредсказуемых факторов, учесть факторы предсказуемые и управлять факторами управляемыми.

Главное направление борьбы с неуправляемыми факторами - сокращение их влияния на производство за счет выбора устойчивых сортов растений и пород животных, использования специальных технологических приемов. Другой путь - превращение непредсказуемых факторов в предсказуемые и учет возможных изменений факторов.

Крайне важным для предсказания факторов является отслеживание (мониторинг) состояния производства. Постоянные наблюдения и анализ погодных условий, структуры и состояния почв, фитосанитарного состояния посевов, техники и т.д. позволяют определять и своевременно устранять причины, ведущие к снижению качества продукции, и тем самым существенно улучшать экономическое состояние предприятий.

. Сущность и функциональная схема управления качеством продукции

Управление качеством продукции - это действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции для установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества (ГОСТ 15467-79).

В соответствии с МС ИСО 8402 под управлением качеством понимают методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

Система управления качеством - совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств при управлении качеством. Она включает коллективы людей, технические и материальные средства, информацию. В настоящее время в нашей стране функционируют отраслевые и территориальные системы управления качеством. Характерной особенностью комплексных систем управления качеством продукции является то, что они функционируют на основе четко выработанных принципов с помощью определенных методов и приемов. Под принципами управления качеством следует понимать основные правила, определяющие содержание структуры и действия всех систем управления.

Управление любым процессом производственной деятельности сельскохозяйственного предприятия (объединения) или управление качеством включает три обязательных этапа: планирование (постановка задачи, выбор методов и средств ее решения, ожидаемый результат), реализацию (претворение в жизнь намеченных планов, производственная деятельность предприятия), контроль (проверка соответствия полученных результатов - объема реализованной продукции, прибыли предприятия или уровня качества полученной продукции).

В общем виде процесс управления формированием качества продукции может быть изображен в виде некоторой комбинации указанных выше элементов. Качество сельскохозяйственной продукции формируется под воздействием многих факторов (возмущающих воздействий). Различное сочетание этих факторов дает тот или иной уровень качества. Задача управления качеством состоит в том, чтобы постоянно контролируя процесс, оказывать на него корректирующие воздействия, которые обеспечивают получение качества продукции, соответствующего плановому заданию, программе.

Программа процесса формирования качества продукции состоит, с одной стороны, из совокупности нормативных документов, устанавливающих требования к качеству (стандартов, ТУ), а с другой - из документов, определяющих задание по получению определенного качества в определенном количестве - производственно-финансового плана хозяйства, договора контрактации и других функциональных документов.

Требования к качеству продукции, сформулированные в этих документах, должны быть современными, едиными и непротиворечивыми, так как от этого зависит эффективность всей системы управления. Информацию, заключенную в программу, вводят в анализирующий орган системы, которым может быть, например, специальная служба качества на предприятии или служба главных специалистов предприятия (главного агронома, экономиста, зоотехника, ветврача, инженера и др.). Сюда же должна поступать информация по каналам обратной связи.

Анализирующий орган сопоставляет контролируемые параметры с требованиями нормативной документации и технологических карт и в случае обнаружения несоответствия дает команду о том или ином управляющем воздействии или изменении его интенсивности. Согласно приведенной схеме управление качеством продукции осуществляют на межотраслевом и отраслевом уровнях, на уровне предприятия или его подразделения. Однако содержание каждого звена и сами исполнители различны.

. Этапы развития системного подхода в управлении качеством продукции

Теория и практика управления качеством продукции у нас в стране и за рубежом начали активно развиваться после Второй мировой войны. Объективной основой тому послужили возрастающие требования к качеству продукции. Многолетний опыт борьбы за качество продукции показал, что никакие эпизодические, разрозненные мероприятия не могут обеспечить планомерное и устойчивое улучшение качества продукции. Эта проблема может быть решена только на основе внедрения в производство системных методов повышения качества продукции.

Началом системного подхода считают разработку и внедрение в 1955 г. на предприятиях Саратовской области системы бездефектного изготовления продукции (БИП). В основу БИП была положена количественная оценка качества труда непосредственных изготовителей продукции с помощью единого показателя - процента сдачи продукции ОТК с первого предъявления. Таким образом, в саратовской системе управление качеством продукции осуществлялось посредством управления качеством труда.

На основе саратовской системы на передовых предприятиях Львовской области была разработана более универсальная система - система бездефектного труда (СБТ). Оценку труда работников всех категорий проводили с помощью коэффициента качества труда. Бездефектную работу принимали за единицу. За каждое отклонение от нормы, каждую ошибку, допущенный дефект оценку снижали в соответствии со специально разработанной шкалой на доли единицы. Все возможные дефекты были строго классифицированы, и каждый из пих имел свою строго определенную оценку. При снижении оценки отдельным членам бригады соответственно снижалась общая оценка качества труда коллектива.

Дальнейшим развитием системного подхода в управлении качеством продукции явилось создание системы КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Система впервые была разработана и внедрена на предприятиях Горьковской области в 1957-1958 гг. Основная цель системы - не допустить в серийное производство и эксплуатацию изделия с большим количеством дефектов. Предпосылкой для создания системы послужили результаты анализа причин недостаточной надежности машин, выпускаемых предприятиями. Было установлено, что 80-85% отказов, выявленных при эксплуатации, приходится на конструктивные и технологические дефекты и только 15-20%> - на брак в производстве. С целью ликвидации выявленных недостатков были разработаны мероприятия по обеспечению качества на каждом этапе создания нового изделия: на стадиях проектирования и подготовки производства, изготовления и эксплуатации. В системе КАНАРСПИ впервые было найдено удачное решение - организационное сочетание работ по доводке опытного образца силами конструкторского бюро-разработчика, коллектива завода-изготовителя и специалистов по эксплуатации. При внедрении этой системы на ряде предприятий сократились сроки доводки новых изделий до заданного уровня в 2-3 раза, повысилась надежность, в частности безотказность в 1,5-2 раза, увеличился ресурс в 2 раза.

Дальнейшее развитие система КАНАРСПИ получила на Ярославском моторном заводе, где в 1963 г. была разработана система НОРМ (научная организация работ по повышению моторесурса двигателей). Особенность системы НОРМ заключалась в том, что она предусматривала не только стабильную реализацию требований действующих стандартов, но и систематическое и планомерное повышение их требований. Основным планируемым показателем был выбран моторесурс двигателя. Система предусматривала следующий порядок работ по повышению моторесурса: определение фактического моторесурса и выявление деталей и узлов, лимитирующих моторесурс; планирование оптимального уровня увеличения моторесурса; разработка и реализация комплекса конструкторско-технологических мероприятий по освоению двигателя с новым ресурсом в массовом производстве; закрепление достигнутого уровня в производстве; поддержание достигнутого уровня в эксплуатации. Таким образом, в системе НОРМ были применены методы комплексной и опережающей стандартизации.

Принципиальные основы КС УКП были использованы и модернизированы при создании аналогичных систем управления качеством продукции в других регионах страны. Так, на предприятиях Днепропетровской области была разработана комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов (КС УКП и ЭИР), на предприятиях Краснодарского края - комплексная система повышения эффективности производства (КС ПЭП).

Основные принципы КС УКТП были следующие:

управление качеством труда и продукции является составной частью общей системы управления хозяйственной деятельностью сельскохозяйственного предприятия. Единство систем обеспечивается введением в должностные обязанности работников всех служб и подразделений предприятия функций, связанных с реализацией задач по повышению качества труда и продукции;

управление качеством осуществляется на всех уровнях управления предприятием;

управление качеством осуществляют непрерывно на всех стадиях жизненного цикла продукции;

при управлении необходимо обеспечение единства и взаимосвязи технических, организационных, экономических и социальных мероприятий по улучшению качества продукции;

управление осуществляется на основе реализации взаимосвязанных функций управления;

организационно-технической основой системы управления качеством является стандартизация и действующие нормативные документы: международные, региональные, национальные стандарты, технические условия и стандарты предприятий. При управлении качеством сельскохозяйственной продукции должны выполняться функции, указанные на рис. 18.3.

Стандарты предприятия упорядочивали и стабилизировали процесс управления качеством труда и продукции, точно определяли обязанности работников. Их требования - закон для каждого работника. Они четко разграничивали права и обязанности исполнителей, устанавливали методы и средства контроля качества и оценки конечных результатов. СТП разрабатывали по функциям управления качеством, которые устанавливали применительно к местным условиям сельскохозяйственного предприятия.

. Стандартизация систем менеджмента качества и экологического менеджмента

Накопленный в различных странах опыт по разработке и внедрению в практику систем управления качеством на предприятиях был обобщен Международной организацией по стандартизации (ИСО) путем разработки в 1987 г. комплекса международных стандартов, в который вошли:

ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».

ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и при разработке, производстве, монтаже и обслуживании».

ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».

ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

В группу стандартов ИСО серии 9000 входят также руководящие указания по проверке систем качества (ИСО 10011-1, 10011-2, 10011-3), руководящие указания по разработке руководства по качеству (ИСО 10013), а также словарь терминов (ИСО 8402).

В ИСО вопросами стандартизации систем менеджмента качества занимается ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества». В 2000 г. ТК 176 разработал и выпустил третью версию стандартов ИСО серии 9000, основу которой составили четыре базовых стандарта вместо 20, разработанных ранее:

ИСО 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

ИСО 9001-2000 «Системы менеджмента качества. Требования».

ИСО 9004-2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

ИСО 9011-2000 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и (или) окружающей среды».

В современных условиях потребитель, заключая контракт на поставку продукции, обычно знакомится с действующей у поставщика системой управления качеством. Создание стандартов ИСО было вызвано необходимостью упорядочить практику оценки фирмой-заказчиком системы обеспечения качества на фирме, поставляющей продукцию по контракту. В стандартах ИСО 9000 содержатся модели системы, на соответствие которым проверяется система, действующая у поставщика. В основе этих систем предусматривается единство двух аспектов:

обеспечение потребности и интересов предприятия на основе достижения и поддержания требуемого уровня качества при оптимальных затратах;

обеспечение потребности и требований потребителя на основе гарантированного получения или поставок продукции и предоставления услуг требуемого качества. Стандарты ИСО серии 9000 устанавливали требования к системе качества («Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством» - ИСО 8402).

Большинство организационно-методических требований стандартов ИСО серии 9000 совпадали с требованиями и рекомендациями, которые содержатся в действующих в нашей стране методических материалах по системам управления качеством продукции. Но есть и существенные отличия. В отличие от КС УКП рассматриваемая система жестко ориентирована на требования потребителя, поэтому в ней отводится очень важное место выполнению функции маркетинга (изучению спроса и сбыта продукции). КС УКП ориентирована на управление предприятием в целом, а системы обеспечения качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 призваны обеспечить качество конкретной продукции. Поэтому на одном и том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, необходимы были подсистемы по определенным видам продукции. Значительно больше внимания в стандартах серии 9000 уделялось функциям материально-технического снабжения, учету и оценке затрат на качество.

В основе стандартов ИСО 9000 заложена идеология сквозного управления качеством. Объектом управления в этих системах является весь жизненный цикл создания и эксплуатации или потребления конкретного вида продукции. В соответствии с ИСО 9004 жизненный цикл продукции, называемый «петлей качества», был разделен на мелкие этапы (рис. 18.4). Как видно на рисунке, «петля качества» - это схематическая модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции на различных стадиях - от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

К настоящему времени эти стандарты признаны практически во всех странах мира и внедрены на сотнях тысяч предприятий. В 2005 г. издан пересмотренный стандарт ИСО 9000-2005 (четвертая версия). Изменения в виде уточнений коснулись некоторых терминов и нескольких схем, поясняющих взаимосвязь понятий. Принципиальных изменений этот стандарт не претерпел.

В стандартах ИСО серии 9000 системы менеджмента качества рассматриваются не только как средство улучшения качества, но и как способ совершенствования работы предприятия в целом. Эти стандарты были приняты СЕН как региональные методом обложки и утверждены в виде европейских стандартов серии 29000 (EN 29000). Аналогичная процедура была осуществлена во всех странах-членах ИСО.

В ЕС вопросам качества продукции уделяется очень большое внимание, о чем свидетельствуют проводимые мероприятия и организации, занимающиеся вопросами качества: Европейская неделя качества (ежегодно), Европейские премии по качеству, Европейская организация по качеству (ЕОК), Европейский фонд управления качеством (ЕФУК).

В нашей стране в 2001 г. стандарты ИСО серии 9000 (ИСО 9000, ИСО 9001 и ИСО 9004), регламентирующие модель качества, также были приняты методом обложки в виде национальных стандартов для прямого использования в виде соответственно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.

В стандарте представлены десять групп терминов, относящихся к качеству, менеджменту, организации, процессам и продукции, к характеристикам, соответствию, документации, оценке, аудиту, обеспечению качества процессов измерения.

В соответствии с этим стандартом принята следующая терминология:

Менеджмент - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Менеджмент качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Качество - степень соответствия характеристик продукции, процесса, системы установленным требованиям.

Система менеджмента качества (СМК) - это руководство и управление организацией применительно к достижению качества.

Управление качеством - часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.

Основные положения современной системы менеджмента в ГОСТ Р ИСО 9000- 2001 базируются на восьми принципах менеджмента качества.

Ориентация на потребителя. Организация всего процесса должна быть сфокусирована на интересах потребителей. Именно они должны определять требования к продукции и к ее производству, направления и приоритеты развития.

Лидерство руководителя. Руководители всех уровней должны быть заинтересованы и вовлечены в процесс постоянного улучшения качества. Ответственность руководителей должна быть четко определена, области ответственности не должны пересекаться, не должно быть проблем, за которые никто не отвечает.

Вовлечение работников. Каждый сотрудник должен быть мотивирован на выпуск качественной продукции, выявление несоответствий, вызывающих их причин и постоянное улучшение качества. Система должна поощрять инициативу сотрудников, способствовать их профессиональному росту и совершенствованию.

Процессный подход. Каждая технологическая операция, каждое действие должны рассматриваться как процесс, имеющий входные потоки (материалы, используемые ресурсы), кадры, механизмы и выходные потоки (результаты процесса). Процессы, составляющие производство, должны быть обеспечены и согласованы.

Системный подход к менеджменту. Все действия по управлению рассматривают в комплексе. Учитывают последствия каждого действия на систему в целом.

Постоянное улучшение. Не существует предела улучшения качества. Даже если Вы достигли существенно лучшего качества, чем Ваши конкуренты, прекращение процесса улучшения качества скоро сделает Ваш товар неконкурентоспособным.

Принятие решений, основанных на фактах. Принятие решений в условиях неопределенности (когда многие факторы не известны) влечет за собой тяжелые и дорогостоящие ошибки. Для их исключения необходимо собирать и использовать исчерпывающую информацию о процессе, количестве и качестве исходных потоков, состоянии машин и процессов.

Взаимовыгодные взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды приводят к повышению способности обеих сторон создавать ценности. Хорошая сделка - это та, которая выгодна обеим сторонам. Если мы хотим добиться стабильного качества, мы должны помнить, что нарушение своих обязательств всегда ведет к срыву налаженной системы, которую затем будет воссоздать весьма сложно.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 разработаны как согласованная пара стандартов на СМК, но применять их можно независимо друг от друга. Стандарты имеют аналогичную структуру, но если в ГОСТ Р ИСО 9001 установлен минимум требований, реализация которых необходима для создания СМК, то ГОСТ Р 9004 содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ГОСТ Р ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельности организации в целом.

Но стандарт не предназначен ни для сертификации, ни для использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ГОСТ Р ИСО 9001.

ГОСТ Р ИСО 9004 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых преследует цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001.

В 2008 г. ИСО была принята новая версия стандарта ИСО 9001. При разработке стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные ИСО 9000:2005 и ИСО 9004:2000. В нашей стране взамен ГОСТ Р ИСО 9001-2001 утвержден и введен в действие ГОСТ Р ИСО 9001-2008, идентичный международному стандарту ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования».

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:

нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения.

Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2008 имеют основополагающий характер. Этот стандарт не устанавливает требований к продукции. При соответствии стандарту у потребителя (заказчика) появляется уверенность в том, что вопросы качества находятся на предприятии в центре внимания и решаются должным образом.

Используя стандарт, организации могут согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с другими системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может адаптировать действующую) систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ГОСТ Р ИСО 2001-2008.

Известно, что даже отлично работающая система качества со временем может стать неэффективной. Поэтому требуются регулярные проверки, анализ и оценка системы качества. Руководство предприятия должно обеспечивать проведение независимого анализа и оценки системы - внутреннюю проверку. При регистрации КС УКП территориальные органы Госстандарта обычно ограничивались проверкой документации по функциям управления. При проверке системы качества в соответствии с требованиями МС ИСО проверяют не только документацию и организацию управления, но и всю техническую базу производства, то есть состояние технического оборудования, метрологического обеспечения, средств и методов контроля и т.п.

Если система, действующая у поставщика, соответствует стандартам ИСО серии 9000, то это является определенной гарантией того, что поставщик может выполнить требования контракта и обеспечить стабильное качество продукции.

качество сельскохозяйственный продукция стандартизация

Литература

1. Позняковский В. М. Гигиенические основы питания и экспертизы продовольственных товаров : Учебник. - Новосибирск, 1996. - 431 с.

. Экспертиза напитков : учебное пособие для вузов по специальности "Товароведение и экспертиза товаров" / В. М. Позняковский, В. А. Помозова, Т. Ф. Киселева, Л. В. Пермякова ; под общ. ред. В. М. Позняковского. - Новосибирск, 2002. - 382 : табл. - Рекомендовано МО.

. Экспертиза грибов : учебное пособие для вузов по специальности "Товароведение и экспертиза товаров" / И. Э. Цапалова [и др.] ; под общ. ред. В. М. Позняковского. - Новосибирск, 2002. - 254 с., [16] л. цв. ил. : ил., табл. - Рекомендовано МО.

. Иванова Т. Н. Товароведение и экспертиза пищевых концентратов и пищевых добавок : [учебник для вузов по специальности 351100 "Товароведение и экспертиза товаров"] / Т. Н. Иванова, В. М. Позняковский. М., 2004. - 298, [1] с. : табл. - Рекомендовано УМО.

. Экспертиза свежих плодов и овощей. Качество и безопасность : учебное пособие для вузов по специальности "Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)" / Т. В. Плотникова [и др.] ; под общ. ред. В. М. Позняковского. - Новосибирск, 2005. - 299, [1] с., [2] л. цв. ил. : табл. - Рекомендовано МО.

. Позняковский В. М. Экспертиза пищевых концентратов : учебное пособие для вузов по специальности 351100 - Товароведение и экспертиза товаров и другим технологическим специальностям пищевого профиля / В. М. Позняковский [и др.] ; под общ. ред. В. М. Позняковского. - Новосибирск, 2004. - 224 с., [4] л. цв. ил. : ил., табл. - Рекомендовано МО.

. Химический состав и энергетическая ценность пищевых продуктов : справочник МакКанса и Уиддоусона / пер. с англ. 6-го изд. под ред. А. К. Батурина. - СПб., 2006. - 415 с. : табл.

. Позняковский В. М. Экспертиза мяса птицы, яиц и продуктов их переработки. Качество и безопасность : учебное пособие для вузов по специальности "Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)" / В. М. Позняковский [и др.] ; под общ. ред. В. М. Позняковского. - Новосибирск, 2005. - 214 с., [2] л. цв. ил. : ил.,табл. - Рекомендовано МО.

. Колобов С. В. Технология, товароведение и экспертиза продуктов переработки плодов и овощей : учебное пособие для вузов по специальности "Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)" / С. В. Колобов. - М., 2006. - 153, [1] с.

10. Позняковский В. М. Экспертиза мяса и мясопродуктов. Качество и безопасность : учебное пособие для вузов по специальности "Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)" / В. М. Позняковский. - Новосибирск, 2005. - 524 с. : ил., табл. - Рекомендовано МО.

Похожие работы на - Основы управления качеством продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!