Общая характеристика фирмы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,74 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общая характеристика фирмы














Контрольная работа

Общая характеристика фирмы


Содержание

1. Экономическая деятельность: сущность, виды и структуры

. Понятие и сущность фирмы

. Цели и задачи фирмы

Литература

1. Экономическая деятельность: сущность, виды и структуры


Экономика или экономическая деятельность, как уже отмечалось, - это деятельность по выбору способов оптимального использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей и направленная на решение триады основных проблем экономической организации (что и сколько должно производиться, с помощью каких ресурсов и каких технологий должно производиться, кто должен располагаться этими товарами и услугами).

Человеческая деятельность становится экономической тогда, когда она ставит целью, либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве полезных или редких.

Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, технологии, рабочая сила, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс с целью производства продукции (оказании услуг). Эта деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

Объектом экономической деятельности являются виды экономической деятельности, а субъектами выступают юридические и физические лица, совершающие экономические операции <#"826906.files/image001.gif">

Рис. 1. Национальная экономика - комплекс секторов

Группа качественно однородных экономических агентов - хозяйственных единиц (предприятий, фирм, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих единую функцию в народнохозяйственном процессе образует отрасль экономики.

Основными отраслеобразующими признаками являются:

·  выпуск продукции одинакового назначения и исполнения;

·        использование схожих технологий;

·        использование одинакового исходного сырья;

·        выполнение одинаковых функций.

Один из этих признаков является достаточным для формирования отрасли.

Народнохозяйственный комплекс взаимосвязанных отраслей в пределах национальных границ по сути есть экономика страны (национальная экономика). Национальная экономика является результатом экономического, исторического и культурного развития страны, наличия и освоения природно-ресурсного потенциала, развития специализации и кооперации труда, а также международной интеграции. Она имеет свои особые отраслевые, воспроизводственные, территориальные (региональные) и иные структурные характеристики. Соотношение между различными отраслями в национальной экономике характеризует ее отраслевую структуру.

Для макроэкономического анализа выделяют пять основных групп отраслей: промышленность, сельское хозяйство (АПК), строительство, производственная инфраструктура, непроизводственная инфраструктура (сфера услуг). Каждая из названных базовых отраслей может подразделяться на укрупненные отрасли, отрасли и виды производства (так, промышленность подразделяется на обрабатывающую и добывающую).

Сельское хозяйство и добывающая промышленность образуют первичные отрасли; обрабатывающая промышленность и строительство - вторичные отрасли; производственная и непроизводственная инфраструктура - третичные сектор.

Структурные образования различных отраслей и их элементов, а также разных стадий производства и распределения продукта, взаимодействуя между собой, образуют межотраслевые комплексы. Последние развиваются как внутри отдельной отрасли экономики, так и между различными отраслями. Укрепление производственных связей и интеграция разных стадий производства привели к образованию таких межотраслевых комплексов, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный.

Рис. 2. Национальная экономика - хозяйственный комплекс отраслей

Международная статистика делит экономику на отрасли, производящие товары и отрасли, оказывающие услуги. Отраслями, производящими товары являются промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.п. Отраслями, оказывающими услуги, являются транспорт, торговля, туризм, образование, государственное управление, оборона и т.д.

С 1 января 1976 г. в нашей стране действовал Единый классификатор "Отрасли народного хозяйства", который с учетом изменений и дополнений до 2003 г. представлял собой Общероссийский классификатор "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ). Этот документ представлял группировку видов деятельности по отраслям, отличающимся характером функций, т.е. позволял анализировать структуру народного хозяйства и использовался в статистической практике для идентификации видов деятельности.

В отечественной практике существовало деление отраслей в зависимости от их участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода на две крупные сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

К материальному производству относились промышленность, сельское и лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь (обслуживающая материальное производство), строительство, торговля, общественное питание, информационно-вычислительное обслуживание и прочие виды деятельности.

К непроизводственной сфере относились жилищно-коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование и страхование, деятельность органов аппарата управления.

ОКОНХ разрабатывался в условиях централизованной плановой экономики и предназначался для обеспечения детального контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, в соответствии с их ведомственной подчиненностью и отраслевой принадлежностью, когда структура народного хозяйства изучалась с точки зрения расширенного социалистического воспроизводства.

В современных условиях ОКОНХ не обеспечивал достоверного отражения существующей хозяйственной инфраструктуры страны и при подготовке международных экономических сравнений осуществлялись трудоемкие пересчеты, ограничивался круг сравниваемых показателей по видам деятельности и объектам учета. В связи с этим было принято решение о переходе на международную систему учета видов деятельности и с 2003 г. введен в действие Общероссийский классификатор <#"826906.files/image003.gif">

Рис. 3. Признаки предприятия

В условиях командной экономики не было понятия фирмы, а основным звеном экономики выступало предприятие на полном хозрасчете. Каждое предприятие относилось к той или иной специализированной отрасли и подчинялось соответствующему отраслевому органу управления. Учебные дисциплины носили отраслевой характер: экономика и организация промышленности, торговли, сельского хозяйства и т.д.

С переходом на рыночные отношения были ликвидированы отраслевые и территориальные органы управления, а предприятия получили широкие права в области предпринимательства. В связи с этим возникает потребность в теории и практике экономики предприятия. Однако экономика предприятия зародилась как отраслевая прикладная дисциплина.

Под предприятием стали понимать обособленную специализированную организацию или самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или выполнения социальных задач.

С развитием рыночных отношений все большее развитие получают новые многопрофильные предприятия, а интеграция и диверсификация производства становится направлением обеспечения стабильного развития ранее специализированных предприятий. Тем самым предприятия преобразовываются в фирмы, и они становятся субъектами рыночной экономики.

Понятие «фирма» наиболее точно сформулировано К.Р. Макконеллом и С.Л. Брю: «Фирма - это организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями».

Фирма является многопрофильной хозяйственной организацией, объединяющей различные обособленные предприятия и учреждения различных отраслей экономики, в том числе филиалы и дочерние предприятия, имеющие как коммерческий, так и нередко некоммерческий характер, и выступающей на рынке в качестве хозяйственного субъекта, ведущего ценовую политику, конкурентную борьбу и участвующего в распределении прибыли. В том случае, когда фирма представлена одним предприятием, то оба понятия обозначают один и тот же объект экономической деятельности.

Гражданский кодекс РФ говорит о предприятии как об имущественном комплексе, а о фирме встречается лишь упоминание в связи с фирменным наименованием юридического лица - организации. Базисные производственные отношения находят свое отражение в институциональных отношениях. Отсутствие дословного повторения того или иного понятия в нормативных актах вовсе не значит его отсутствие в действительности. Обозначение предприятия различными терминами характерно не только для нашей страны. Так, в немецком налоговом праве для обозначения одного и того предмета используются различные выражения: производственное предприятие, производственная фирма; экономическое производственное предприятие.

Предприятия, фирмы и учреждения: все они являются организациями, поскольку состоят из подразделений, между которыми имеются упорядоченные связи, т.е. имеется управление. С точки зрения права важно знать об организациях являются они юридическими лицами или нет.

По мнению проф. Х. Ширенбека, автора известного немецкого учебника «Экономика предприятия», экономическими единицами и соответственно контрагентами экономического процесса являются предприятия (фирмы), домашние хозяйства и государственные учреждения и службы.

В этом же учебнике приводится мнение Э. Гутенберга, который проводит различия между предприятиями и фирмами. Предприятия существуют и при централизованной экономике. Поэтому общими принципами предприятия являются: комбинация факторов производства, экономичность, финансовое равновесие. Однако предприятия рыночной экономики, т.е. фирмы помимо общих принципов имеют и особенные: частная собственность, автономия (самостоятельность), получение дохода (максимизация прибыли).

Несколько иной взгляд имеет Э. Косиоль, для него помимо рыночных существуют фирмы, которые не стремятся к получению прибыли и к таковым относит государственные предприятия. Тем самим он расширяет понятие фирмы, отмечая следующие ее признаки:

• удовлетворяет через рынок сторонние интересы

•        обладает хозяйственной самостоятельностью

•        принимает на себя рыночные риски.

Авторы ведущих отечественных учебников отмечают, что любая коммерческая организация является фирмой. Другие считают, при этом, что фирма может структурно включать в себя предприятия.

Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК) выделяет следующие статистические единицы: фирма (предприятие), единица видов деятельности, местная единица, заведение. Фирма, являясь самостоятельной и самой крупной экономической единицей, охватывает полный процесс производственной деятельности. Фирма может вести свою деятельность в разных географических районах и иметь несколько видов деятельности, но должна иметь, по меньшей мере, одну единицу вида деятельности. Единица, однородная по характеру своей деятельности безотносительно к географическому району своего местонахождения, называется единицей вида деятельности. Согласно МСОК, вся деятельность производящих единиц подразделяется на основную, вспомогательную и побочную (вторичную). Единицы видов деятельности используются для разработки производственной статистики и построения межотраслевых балансов.

Единица, однородная по своему месторасположению, называется местной статистической единицей. Местная единица - это совокупность видов деятельности, осуществляемых предприятием в одном месте (одном географическом районе).

Отечественная статистика также ведет учет местных единиц, только называют их территориально-обособленными подразделениями (ТОП). Все подразделения предприятия, расположенные на одной территории относятся к одному ТОП. Части предприятия расположенные на территории разных муниципальных районов и городских округов, считаются разными ТОП.

Предприятия, занятые более чем одним видом производственной деятельности, подразделяются на отдельные заведения, каждое из которых занимается лишь одним видом производственной деятельности в одном месте. Следовательно, заведение - это производственная единица, состоящая из предприятия или части предприятия, которое занимается одним видом производственной деятельности в одном месте, т. е. это единица однородная по критериям экономической деятельности и своего месторасположения.

Деление институционных единиц на заведения необходимо для анализа производства, в котором технология производства играет важную роль, где необходимо иметь дело с группами производителей, которые занимаются одним и тем же видом производства.

На одном предприятии может быть один и более видов деятельности.

Например, фирма занимается тремя видами деятельности в трех географических районах.

В матричной форме это можно представить следующим образом:

Виды деятельности

Местные единицы


А

В

С

Всего

I

2

3

4

9

II

1

4

7

III

-

2

7

9

Итого

3

9

13

25


Общая деятельность фирмы имеет отраслевую структуру соответственно 9+7+9 =25 и соответственно территориальную 3+9+13=25.

Теоретические концепции фирмы

Как уже отмечалось, фирма - это юридически полноправная первичная организационная единица бизнеса, которая самостоятельно выбирает тип организационной структуры (организационная самостоятельность), определяет что, сколько, как и где производить и реализовывать (производственная самостоятельность), а также распоряжается капиталом и прибылью (финансовая самостоятельность). С этим согласны все экономисты.

В то же время они разошлись во мнениях по поводу объяснения факторов, определяющих существование самих фирм, их границ и форм организационных структур, уровня концентрации в экономике, а также методов исследования их поведения. Появились соответственно разные подходы и теории фирмы: трансакционный подход; ресурсный подход; подход, основанный на знаниях; концепция динамических способностей; предпринимательская теория фирмы; процессный подход, базирующийся на поведенческой теории фирмы и т.д.

Все существующие теории фирмы можно объединить в следующие три группы: технологическая концепция фирмы, являющаяся основой классической и неоклассической теории, институциональная теория фирмы и теоретические исследования поведения фирмы на основе теории игр.

Основателем классической теории фирмы является А. Смит. Классики пыталась ответить на вопросы, почему в отраслях существуют фирмы определенного размера, почему фирмы производят такой, а не иной объем выпуска, и почему цена, которую они назначают, не может быть ни больше, ни меньше того, что определяет рынок.

Неоклассическая теория (А. Маршалл) рассматривает фирму как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит в нахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальные издержки производства.

Принципиально иной подход исследования поведения фирм был предложен в рамках институциональной экономической теории (Р. Коуз).

Институциональная (контрактная) теория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности, и определяет фирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осуществления сделок (управления ресурсами) в целях экономии транзакционных издержек. Технологическая концепция не делала выбора между фирмой и рынком. В институциональной теории фирма выступает как совокупность долгосрочных контрактов, в отличие от рынка - совокупности краткосрочных контрактов. Возникает фундаментальная дихотомия институционализма - производить или покупать. В случаях, когда экономические агенты предпочитают производить - возникает фирма, а в случаях, когда предпочитают покупать - действует рынок.

Главная задача институционального анализа заключается в объяснении поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполной информации, а в центр внимания поставлены вопросы о причинах многообразия видов фирм и их развития.

Бихевиористские теории фирмы исходят из невозможности максимизации какой-либо цели и концентрируют внимание на исследовании функционирования внутренних структур фирмы и проблем принятия решений. В их числе выделяют предпринимательскую концепцию, согласно которой поведение фирмы определяется как результат взаимодействия разных уровней предпринимательства. Другой разновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть ее сводится к тому, что фирма развивается под воздействием внутренних и внешних факторов, а решения принимаются исходя из особенностей организации и сложившихся на фирме традиций.

При этом у фирмы отсутствует единственный критерий оптимальности принятия решений, и ее поведение меняется в зависимости от рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.

3. Цели и задачи фирмы


Основной целью фирмы является получение прибыли на вложенные в производство факторы - труд и капитал. При этом экономическое назначение фирмы состоит в производстве товаров или оказании услуг, выражающихся схемой: приобретение факторов производства (затраты), их переработка и выход продукции (результат). Осуществление этого процесса в рамках фирмы предполагает выполнение ряда задач:

1. Производство и реализация продукции, которая по количеству, качеству и ассортименту отвечает требованиям рынка, а также получение определенного дохода от реализации продукции при минимуме затрат (принцип минимизации затрат) или наибольшего результата при заданном объеме затрат (принцип максимизации прибыли). Это достигается при помощи соответствующей организации производства и труда на базе использования ресурсосберегающих и высокопроизводительных технологий, а также эффективной организации сбыта.

2.      Постоянный учет результатов и затрат, обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности.

.        Осуществление расширенного воспроизводства.

4. Обеспечение и постоянное улучшение стандарта жизни и условий труда персонала, создание корпоративной культуры на фирме.

5. Повышение конкурентоспособности продукции фирмы, выявление новых возможностей для хозяйственной активности: освоение новых рынков, новых видов товаров и услуг, и др.

6.      Обеспечение финансовой устойчивости фирмы (в каждый момент времени она может произвести обязательные платежи).

.        Соблюдение трудового и хозяйственного законодательства.

Рис. 4. Цели и задачи фирмы

Исходным условием начала деятельности любой фирмы является соответствующее ресурсное обеспечение с целью производства товаров или оказания услуг. В условиях рыночной системы хозяйствования фирма должна, с одной стороны, создать своего потребителя продукции, а с другой - производить изделия по стоимости ниже рыночной для получения прибыли.

Успешное решение данной задачи предполагает, с одной стороны, должную организацию производства по выпуску продукции, а с другой - осуществление соответствующей организации хозяйствования (обеспечение факторами производства) и реализации продукции.

Практика хозяйственной деятельности свидетельствует о множественности целевых установок фирм, которые изменяются в зависимости от времени и от рыночных условий.

Возможны следующие целевые установки фирм:

Максимизация прибыли (согласно неоклассической теории). Эта цель, с одной стороны, наиболее точно отражает предпринимательскую мотивацию, а с другой - задачу конкурентного взаимодействия фирм. Однако, такая трактовка неоднозначна по ряду причин. Во-первых, в условиях рыночной неопределенности максимизация прибыли как инструмент принятия решений малопригоден. Во-вторых, по мере обособления управления и собственности возникает множественность целей. B-третьих, сами фирмы могут не стремиться к максимизации прибыли, опасаясь усиления отраслевой конкуренции и применения регулирующих мер со стороны государства.

2. Максимизация выручки. Часто именно с этим показателем связано вознаграждение руководства.

. Экономический рост. Являясь показателем делового успеха и для владельцев, и для инвесторов, он не только способствует расширению возможностей фирмы для маневра и защиты от рыночной неопределенности (за счет расширения доли рынка), но и выступает в качестве средства для достижения более отдаленных целей.

. Выживание в долгосрочной перспективе, чего фирма может добиться посредством достижения промежуточных целей, таких как технологическое совершенствование и инновационная деятельность.

. Стремление к удовлетворенности, обусловленное необходимостью поиска баланса интересов сторон. Стремление к удовлетворенности есть признак рациональности поведения, так как фирма практически всегда сталкивается с конфликтностью целей и главный для нее вопрос - обеспечение единонаправленности целей в долгосрочной перспективе.

Литература

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юрист, 2011. - 304 с.

2.      Куренков Ю., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Вопросы экономики, 2008. - №6. - С. 36-49.

.        Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. - 727 с.

.        Международные экономические отношения: Учебник для вузов / под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 605 с.

.        Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2005. - 734 с.

.        Мухин А.В. Государственное регулирование в отраслях ТЭК / А.В. Мухин // ТЭК - 2011. - С. 170-174

.        Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндиров М.А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. М., 2005.- 420 с.

.        Смирнова Е.В. Рейтинг конкурентоспособности стран мира в 2007 году. // Внешнеэкономический бюллетень, 2008. - №5. - С. 3-9.

.        Спиридонов Н.А. Мировая экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 256 с.

.        Топливо и энергетика России. Статистический сборник. - М.: - Финансы и статистика. - 2014.- 174 с.

Похожие работы на - Общая характеристика фирмы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!