Общая характеристика рынка труда

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    119,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общая характеристика рынка труда

Содержание

Введение

Глава I. Экономическое содержание рынка труда

1.1 Труд как объект продажи на рынке труда

1.2 Спрос и предложение на рынке труда

1.3 Заработная плата, как цена труда

1.4 Изменение в занятости как результат функционирования рынка труда

Глава II. Механизм государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации

2.1 Анализ статистических данных о рынке труда в Российской Федерации

2.2 Разработка путей совершенствования рынка труда

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Актуальность выбранной темы заключается в том, что рынок труда - важная многоплановая сфера экономической, социальной и экономико-политической жизни общества. Среда, в которой в результате конкуренции между экономическими агентами устанавливается определенный объем занятости <#"826899.files/image001.gif">

Рис. 1. Кривая спроса на труд:

§   - ставка заработной платы;

§   - величина требующегося труда;

§   - кривая спроса на труд

Спрос на рынке труда формируется под влиянием следующих факторов:

1.      объемов общественного производства;

2.      структуры общественного производства;

.        доминирующих форм общественного производства;

.        уровня развития и масштабов структуры общественного производства;

.        уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики;

.        темпов роста и развития национальной экономики.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих. Предложение труда также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции <#"826899.files/image005.gif">

Рис. 2. Кривая предложения труда:

§   - ставка заработной платы;

§   - величина предлагаемого труда;

§   - кривая предложения труда

Кроме того, предложение на рынке труда формируется под влиянием следующих основных факторов:

1.      среднего уровня оплаты труда;

2.      профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий);

.        мобильности населения;

.        этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения;

.        количества населения и в целом демографической ситуации.

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения - домашние хозяйства. На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателем работников определяется двумя показателями - размером заработной платы и предельным продуктом труда в денежном выражении. Привлечение дополнительной единицы труда прекратится, когда эти показатели сравняются, т.е. .

Объединив оба графика - кривой спроса и кривой предложения, получим точку пересечения Е, в которой спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится в равновесном состоянии (рис.3).

Это означает, что все работодатели, согласные платить заработную плату , находят на рынке необходимое количество труда, удовлетворяющее их спрос на труд, а все работники, желающие предложить свои услуги при заработной плате  полностью трудоустроены.

В связи с этим, точка  определяет положение полной занятости <#"826899.files/image008.gif">, равновесие на рынке труда нарушается. При совпадении спроса на труд и предложения труда заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда.

Рис. 3. Равновесие на конкурентном рынке труда [1, 356]

Если ставка заработной платы выше уровня равновесной, предложение на рынке труда превышает спрос. В этой ситуации возникает избыток предложения труда, так как происходит отклонение от положения полной занятости и рабочих мест не хватает на всех желающих продать свой труд при высокой заработной плате.

В случае снижения ставки заработной платы по сравнению с равновесной возникает обратная ситуация: спрос на рынке труда превышает предложение, в результате чего образуются незаполненные рабочие места вследствие нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Рассмотренные ситуации безработицы и наличия незанятых рабочих мест не могут быть устойчивыми (долгосрочными), они корректируются рыночным механизмом в направлении восстановления положения полной занятости. Таким образом, рынок труда, как и любой рынок, развивается по законам спроса и предложения, восстанавливая положение равновесия.

Наличие же устойчивой безработицы свидетельствует о том, что на рынке труда отсутствуют условия совершенной конкуренции и присутствуют так называемые внеконкурентные факторы, к которым можно отнести государство, активно регулирующее рынок труда и лишающее заработную плату рыночной гибкости и крупные корпорации тяготеющие к установлению сравнительно стабильной во времени ставки заработной платы, отказываясь от ее часто пересмотра в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке труда.

Таким образом, основу функционирования рынка труда составляет отношение спроса на труд со стороны работодателей и предложения труда со стороны населения при всех возможных ценах на труд. в ситуации, когда субъекты спроса на рынке труда, представленные государством и бизнесом, находят на рынке необходимое кол-во труда, предлагаемое субъектами предложения - домашними хозяйствами, которые в свою очередь полностью при этом трудоустроены - на рынке возникает состояние равновесия. Отклонение от положения равновесия корректируется рыночным механизмом.

1.3 Заработная плата, как цена труда

 

Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

Заработная плата - важнейшая и наиболее массовая форма дохода в любой рыночной экономике, она составляет примерно 3/4 национального дохода страны.

Заработная плата играет огромную роль в развитии экономики государства, подъема благосостояния народа. В ней получает своё выражение широкий аспект экономических отношений между обществом, трудовым коллективом и работниками по поводу их участия в общественном труде и его оплате.

С одной стороны, заработная плата является основным источником подъёма благосостояния рабочих и служащих, а с другой, - важным рычагом материального стимулирования роста и совершенствования общественного производства.

Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.

Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве.

В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы:

а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;

б) заработная плата - это денежное выражение стоимости товара "рабочая сила" или "превращенная форма стоимости товара рабочая сила".

Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.

Ценой рабочей силы является базовая гарантированная заработная плата в виде окладов, тарифов, форм сдельной и повременной оплаты.

Купля-продажа рабочей силы происходит по трудовым контрактам (договорам), которые являются главными документами, регулирующими трудовые отношения между работодателем и наемным работником.

Мера оплаты труда являет собой вознаграждение или заработную плату, получаемые работниками за предоставление своей рабочей силы.

Следует различать номинальную и реальную ставку заработной платы.

Номинальная заработная плата или доход выражает общую сумму денег, полученных работником за свой затраченный труд, выполненную работу, оказанную услугу или отработанное время. Она определяется действующей ставкой заработной платы или ценой рабочей силы за единицу времени работы.

Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную зарплату.

Рассчитывается реальная заработная плата следующим образом:


где WP - реальная заработная плата; Wh - номинальная заработная плата; JP - индекс цен.

Заметьте, что с одной стороны, заработная плата определяется соотношением спроса и предложения на рынке, с другой стороны, заработная плата работников должна отражать издержки (в том числе альтернативные) работника связанные с осуществлением этого труда:

·        Она отражает возможность или невозможность для работника сочетать данную работу с какой-либо другой занятостью.

·        Заработная плата отражает непосредственные затраты времени на труд и косвенные затраты на него; кроме того работник учитывает удобство для себя графика работы.

·        Заработная плата отражает интенсивность труда, точнее ее оценку со стороны работников.

·        Заработная плата, является не только платой за собственно труд, но и платой за человеческий капитал, переносимый работником на предмет труда.

Заработная плата - это денежная форма цены, выплачиваемой за использование труда как экономического ресурса1 в процессе создания товаров и услуг - цена за использование рабочей силы.

Стоимость рабочей силы - это цена материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, т.е. для полного удовлетворения потребностей работника и членов его семьи. Отсюда ясна двойственная природа заработной платы: с одной стороны - это форма цены труда, с другой, - форма фонда жизненных средств, необходимых для воспроизводства работников.

Заработная плата традиционно выражается в денежных единицах за единицу времени (как правило, день, неделю или месяц).

Функции и эффективность заработной платы.

Можно выделить следующие основные функции заработной платы:

) воспроизводственная функция;

) социальная функция;

) стимулирующая функция;

) Учетно-производственная функция;

) статусная функция;

) регулирующая функция;

) функция формирования платежеспособного спроса работающих по найму;

) производственно-долевая функция.

Наиболее значительным противоречием функций является то, что одни из них ведут к дифференциации заработков, другие, наоборот, к их выравниванию.

Формулу эффективности можно представить как отношение созданного продукта (результата, эффекта) к выплаченной на его производство заработной плате, т.е. как зарплатоотдачу.

Все функции заработной платы представляют диалектическое единство и лишь в совокупности позволяют правильно понять сущность заработной платы, противоречия в ней и проблемы, возникающие совершенствования организации оплаты труда

С организацией заработной платы на предприятии связано решение двуединой задачи:

·        Гарантировать оплату труда каждому работнику в соответствии с результатами его труда и стоимостью рабочей силы на рынке труда;

·        Обеспечить работодателю достижение в процессе производства такого результата, который позволил бы ему (после реализации продукции на рынке товаров) возместить затраты и получить прибыль.

Тем самым, через организацию заработной платы достигается необходимый компромисс между интересами работодателя и работника, способствующий развитию отношений социального партнерства между двумя движущими силами рыночной экономики

Экономическое назначение заработной платы - обеспечивать условия жизнедеятельности человека.

Таким образом, главными требованиями к организации заработной платы на предприятии, отвечающими, как интересам работника, так и интересам работодателя, является: обеспечение необходимого роста заработной платы при снижении ее затрат на единицу продукции; гарантия повышения оплаты труда каждого работника по мере роста эффективности деятельности предприятия в целом.

Формы заработной платы.

Форма заработной платы - это тот или иной класс систем оплаты труда, сгруппированных по признаку основного показателя учета результатов труда при оценке выполненной работником работы с целью его оплаты.

Существуют две основные формы заработной платы: повременная и сдельная.

Повременная - форма оплаты труда, при которой заработная плата работнику начисляется по установленной ставке или окладу за фактически отработанное время.

Сдельная - форма оплаты труда за фактически выполненный объём работы (изготовленную продукцию) на основании действующих расценок за единицу работы.

Минимальный размер оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику и за который работник может законно продать свой труд.

Минимальный размер оплаты труда применяется для:

·        регулирование оплаты труда;

·        определения размеров труда;

·        определение размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;

·        а также для иных целей обязательного социального страхования

С МРОТ напрямую связанны такие понятия как:

Прожиточный минимум - минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в определённой стране. На практике уровень прожиточного минимума в развитых странах, как правило, выше, чем в развивающихся.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

·        оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

·        обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

·        формирования федерального бюджета.

Потребительская корзина - это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума.

Средний размер оплаты труда - макроэкономический показатель, вычисляемый как среднее арифметическое значение заработных плат определённой группы работающего населения. В частности, Средний национальный доход (то есть средний размер оплаты труда по стране) вычисляется как сумма зарплат всего работающего населения, делённая на количество работающего населения. Это не то же самое, что и валовой внутренний продукт (ВВП), потому что в ВВП включены все категории населения и цены всех товаров и услуг.

Подведем итог: заработная плата - это цена труда, денежное выражение стоимости товара "рабочая сила". Цена рабочей силы может быть выражены в виде окладов, тарифов, форм сдельной и повременной оплаты. Купля-продажа рабочей силы происходит по трудовым контрактам, являющимися документами, регулирующими трудовые отношения между работодателем и наемным работником.

Заработная плата представляет собой один из основных факторов социально - экономической жизни каждой страны, коллектива, человека. С одной стороны, заработная плата является основным источником подъёма благосостояния рабочих и служащих, а с другой, - важным рычагом материального стимулирования роста и совершенствования общественного производства.

1.4 Изменение в занятости как результат функционирования рынка труда

Главными составными частями рынка труда является совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос как общую потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда.

Таким образом, та часть, которая образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд. Непересекающиеся части соответствуют текущему рынку.

Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Он состоит из отдельных элементов:

·        открытый рынок труда - это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.

·        скрытый рынок труда - это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены.

Конъюнктура рынка - это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуры рынка труда. Она складывается в зависимости от состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства; уровня развития технического базиса; благосостояния (уровень дохода населения, в том числе душевного); развития рынков товаров, услуг, жилья, ценных бумаг, состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; меры развития интеграционных связей. Кроме того, на нее оказывает влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов:

·        трудодифицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

·        трудоизбыточный, когда на рынке труда имеются большее число безработных и соответственно избыток предложения труда;

·        равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них свободно входить на рынок труда и покидать его. Она - неотъемлемая составляющая механизма любого рынка.

По степени развитости конкуренции на рынке труда выделяют конкурентный рынок и рынок несовершенной конкуренции, отличающиеся друг от друга специфическими чертами, определяющими их как полярные.

В данной работе изучен рынок труда в условиях совершенной конкуренции. В чистом виде данный рынок не существует, однако, его главная черта - полное удовлетворение спроса и предложения труда, является целью любого государства.

В действительности, рынок труда принадлежит к рынку несовершенной конкуренции. Основными субъектами на нем выступают работодатели и профсоюзы, осуществляющие контроль над ценой труда и использующие монопольную власть при удовлетворении собственных интересов.

Для рынка труда специфическим является то, что он может быть подвержен монополизации как со стороны предложения, так и со стороны спроса. На товарном рынке возникновение монополии возможно только со стороны предложения, то есть этот рынок монополизируется производителями товаров и услуг, предлагающими свою продукцию потребителям; на товарном рынке невозможна монополия покупателей.

Рынок труда становится несовершенным и монополизируется со стороны предложения, если в отрасли возникает профсоюз, и рабочие начинают предлагать свой труд не в одиночку, а как единая организация. Если в отрасли действует единственная фирма-наниматель труда, то такой рынок называется монопсоническим.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших объектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и связи с трудом.

Существуют теоретическая и практическая трактовки занятости. Теоретически занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработок (трудовой доход). Практически занятость - это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых, характеризующее степень использования трудовых ресурсов общества и ситуацию на рынке труда. Однако обе трактовки не учитывают глубинные процессы, свойственные занятости. Занятость имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредствам общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества.

Практически потребность учета трудовых ресурсов вызывают необходимость выделения различных видов занятости: полной, продуктивной, рациональной, эффективной и социально полезной.

Полная занятость - это такое состояние общества, когда все, изъявившие желание иметь оплачиваемую работу, ее имеют.

Полная занятость характеризует любой уровень вовлечения в общественное производство, если он соответствует удовлетворению потребностей работника в экономически целесообразном рабочем месте. При полной занятости отсутствует циклическая безработица, но сохраняется ее естественный уровень. Полная занятость определяется отношением числа занятых в общественном производстве (производство материальных благ и материальных услуг) к общему числу экономически активного населения.

Продуктивная занятость характеризует уровень занятости профессиональным трудом и выражается отношением числа занятых профессиональным трудом в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах). Данную пропорцию можно считать оптимальной, если она отвечает определенным требованиям: интересам повышения экономической эффективности производства, результатам интенсификации производства, результатам внедрения НТП, росту производительности труда, созданию благоприятных условий для воспроизводства здорового поколения, высококвалифицированных, хорошо обученных и мобильных работников.

Рациональная занятость определяется по формуле:

Зр = - (Зпр/Зп) *100,

где З пр - продуктивная занятость; Зп - полная занятость.

На основе вышеизложенной информации можно сделать следующий вывод: главной составной частью рынка труда является совокупное предложение, представляющее собой сумму наемной рабочей силы и совокупного спроса как общей потребности экономики в рабочей силе. Конъюнктура рынка - это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка труда. В зависимости от соотношения между спросом и предложением на рынке труда выделяют трудодифицитный, трудоизбыточный и равновесный рынки, каждый из которых имеет свои функциональные особенности.

Глава II. Механизм государственного регулирования рынка труда в Российской Федерации


2.1 Анализ статистических данных о рынке труда в Российской Федерации

Для составления характеристики рынка труда в России необходимо провести сравнительный анализ статистических данных о трудовых ресурсах и заработной плате. Для выполнения поставленной задачи проанализируем данные группы "Рынок труда, занятость и заработная плата", опубликованные Федеральной службой государственной статистики.

Рассмотрим и сравним данные за 2010 - 2014 года по следующим категориям:

Численность экономически активного населения;

Занятое население по видам экономической деятельности;

Численность безработных;

Средняя начисленная заработная плата работников по профессиональным группам.

Численность экономически активного населения, в среднем за год (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости) [12]


 


тыс. человек

 

2010

2012

2014

Российская Федерация

75477,9

75676,1

75528,9

Центральный федеральный округ

20677,1

21041,5

21007,4

Северо-Западный федеральный округ

7640,8

7649,4

7580,4

Южный федеральный округ

6968,4

6993,5

6989,8

Северо-Кавказский федеральный округ

4357,5

4485,4

4524,6

Приволжский федеральный округ

15862,8

15715,1

15605,0

Уральский федеральный округ

6523,9

6550,9

6544,8

Сибирский федеральный округ

10010,3

9813,1

9842,9

Дальневосточный федеральный округ

3437,2

3427,2

3434,0


Занятое население по видам экономической деятельности на основной работе, в среднем за год (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости) [12]




в процентах


Всего

2010

2012

2014

Всего





Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

100

7,7

7,3

7,0

Добыча полезных ископаемых

100

2,0

2,0

2,0

Обрабатывающие производства

100

15,2

14,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

100

3,3

3,3

3,2

Строительство

100

7,2

7,4

7,6

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны

100

17,5

18,2

18,4

Транспорт и связь

100

9,3

9,4

9,5

Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

100

8,4

8,7

9,0

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение

100

8,1

7,5

7,4

Образование

100

9,4

9,2

9,2

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

100

7,9

8,0

7,9

Другие виды экономической деятельности

100

3,9

3,9

4,1


Численность безработных, в среднем за год (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости) [12]




тыс. человек

 

2010

2012

2014

Российская Федерация

5544,2

4130,7

4137,4

Центральный федеральный округ

960,8

658,9

697,8

Северо-Западный федеральный округ

452,8

302,5

326,5

Южный федеральный округ

529,7

433,9

452,0

Северо-Кавказский федеральный округ

718,9

586,2

Приволжский федеральный округ

1198,3

831,9

766,9

Уральский федеральный округ

518,8

392,1

373,2

Сибирский федеральный округ

869,8

696,3

711,3

Дальневосточный федеральный округ

295,0

228,2

223,7

Средняя начисленная заработная плата работников* по профессиональным группам (по результатам выборочных обследований организаций за октябрь; рублей) [12]

 

2011

2014

Всего

22717

29702

Руководители организаций и их структурных подразделений (служб)

41581

53001

Специалисты высшего уровня квалификации

24989

34005

Специалисты среднего уровня квалификации

18960

25908

Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учётом и обслуживанием

14807

19000

Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности

14554

18910

Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства

-

16345

Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр

23104

28120

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин

23477

29966

Неквалифицированные рабочие

10533

14552


* По обследованным видам экономической деятельности

Проанализировав статистические данные за 2010 - 2014 года, можно прийти к выводу, что численность экономически активного населения за рассмотренный период возросла на 0,06% (51 тысячу человек), в то время как численность безработных в том же периоде сократилось на 25%, (1406 тысяч человек). Лидирующими видами экономической деятельности по количеству занятого населения в 2010 стали оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны (17,5%), и обрабатывающие производства (15,2%). В 2014 году данные виды деятельности сохраняют свои лидирующие позиции; наблюдается тенденция к увеличению количества занятых работников в сфере оптовой и розничной торговли до 18,4%, тогда как в сфере обрабатывающих производств наблюдается спад до 14,8%.

Данные о средней начисленной заработной плате работников, изложенные выше, позволяют разделить профессиональные группы на три категории в соответствии с размером заработной платы: заработная плата ниже 20 тыс. руб. (работники, занятые оформлением документации, учётом и обслуживанием; работники сферы обслуживания; неквалифицированные рабочие); заработная плата от 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб. (специалисты среднего и высшего уровней квалификации; квалифицированные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии; операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин); заработная плата свыше 40 тыс. руб. (Руководители организаций и их структурных подразделений).

2.2 Разработка путей совершенствования рынка труда

Регулирование рынка труда рассматривается как система мер и инструментов, используемых органами государственной власти и местного самоуправления для достижения состояния полной занятости. Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах - центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров. Все методы и инструменты государственного регулирования рынка труда можно разделить на следующие группы:

·        административные;

·        законодательные;

·        организационные;

·        экономические;

·        информационные.

Административные методы базируются на силе государственной власти и содержат меры запрета, разрешения или принуждения. К ним относится: регулирование демографических и миграционных процессов; лицензирование деятельности предприятий и организаций; создание рабочих мест. Административные методы являются неотъемлемой частью хозяйственной деятельности.

Значительную роль в государственном механизме регулирования рынка труда выполняют законодательные методы. Государственная политика всегда традиционно опирается на законодательство и имеет нормативно-правовое исполнение, так как для эффективного функционирования рынка, конечно же, необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка труда, четко устанавливали их права, формировали равные возможности для реализации своих способностей к труду участников рыночных отношений.

Законодательство о рынке труда и занятости Российской Федерации представляет совокупность нормативных актов. Оно основывается, прежде всего, на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных нормативных и правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. С помощью основных инструментов законодательства устанавливаются правовые, экономические, административные, организационные и социальные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Регулирование трудовых отношений и отношений непосредственно связанных с ними в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Эффективное функционирование рынка труда невозможно без создания соответствующих экономических условий, проведения активной политики занятости, разработки и осуществления действенных федеральных и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и многое др. Существуют нормативные акты, принятые Федеральной службой занятости, находящейся в системе Минтруда России, в том числе акты, разъясняющие применение Закона о занятости.

В российском законодательстве о занятости населения находятся и международно-правовые акты по данной проблеме, утвержденные Россией (Конвенция МОТ № 122 (1964 г.)"О политике в области занятости"; Конвенция и Рекомендация Международной Организацией Труда (1948 г.)"О службе занятости" и др.).

Четкая регламентация правил поведения на рынке труда является важным условием для эффективного функционирования данного рынка, но не достаточным для достижения состояния эффективной занятости, особенно на региональном уровне. Причина состоит в том, что развитие одной нормативно-правовой базы в субъекте Федерации недостаточно для решения проблем в сфере занятости населения, требуется учитывать сложившуюся ситуацию в сфере занятости с учетом условий и факторов развития региона в сочетании с другими компонентами регионального развития. В субъектах Российской Федерации необходимо разрабатывать маршрутные карты (схемы территориального развития), и программы комплексного социально-экономического развития экономических территорий, в которых должны решаться проблемы размещения производственных объектов, коммунальной инфраструктуры, экономики и социальной сферы, использования ресурсов различного назначения. Законодательное регулирование региональных рынков труда должно лишь дополнять данные схемы и программы регионального развития.

Организационные методы применяются государством с целью создания социально-экономических условий для всех участников рынка труда. К основным инструментам данной группы можно отнести: составление территориальных схем развития, прогнозирование рынка труда, организация работы служб занятости населения; профориентационная работа и т.д. Разработка и реализация этих инструментов возлагается на органы государственной власти каждого субъекта РФ.

Экономические методы, в свою очередь, должны создать экономические стимулы у участников рынка труда, и таким образом, скорректировать их поведение для достижения эффективной занятости. Государство, используя такие инструменты, как: налогообложение фонда оплаты труда; предоставление налоговых льгот предприятиям, создающим и сохраняющим рабочие места; правительственные расходы на финансирование мероприятий в области содействия занятости; государственные инвестиции; государственные заказы предприятиям; субсидирование занятости, поощрение самозанятости; дотации, субвенции и субсидии субъектам Федерации и т.д., оказывает непосредственное влияние на вектор развития рынка труда. Эти инструменты носят как прямой, так и косвенный характер. Воздействуя на рынок труда, они оказывают влияние и на другие рынки (товарные, финансовые, рынки недвижимости и др.). К примеру, финансируя предприятия различных видов экономической деятельности на увеличение производственных мощностей, автоматизацию и механизацию производственного процесса, внедрение новых производственных технологий, государство стимулирует создание рабочих мест в самом хозяйственном секторе. Государство может увеличивать занятость трудовых ресурсов в экономике страны с помощью инструментов денежно-кредитной и фискальной политики, влияет на повышение деловой активности в обществе.

Информационный метод является самостоятельным элементом государственного механизма, так как применительно к рынку труда информационное сообщение - это необходимый инструмент процесса организации работы любого института (субъекта). В отличие от других методов рассматриваемого механизма регулирования рынка труда, данный метод имеет цель - оказание воздействия на поведение субъектов данного рынка путем их информирования о конъюнктуре, соотношении спроса и предложения, деловой активности предприятий, рыночной цене труда; наличие необходимой информации о наличии вакансий и резервной рабочей силы; освещение принятых нормативно-правовых актов и других сведений, касающихся рынка труда, федеральных и региональных органов государственной власти. То есть, данный механизм позволяет информировать все институциональные единицы о положении на рынке труда в Российской Федерации или ее субъектах, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, обмениваться информацией с другими участниками рынка труда и средств массовой информации.


Заключение


В завершении данного реферата необходимо подвести итог всей проделанной работы, дать обобщающие выводы по каждому из рассмотренных пунктов.

Охарактеризован труд в качестве объекта продажи на рынке труда. Рабочая сила - способность человека к труду - представляет собой товар особого рода, производственные качества которого во многом определяют эффективность конкурентной экономики, возможности создания качественных товаров и услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. В связи с этим бесперебойное функционирование народного хозяйства во многом зависит от подготовки и выпуска на рынок труда образованной, высококвалифицированной и творчески активной рабочей силы, а также обеспечение ее территориальной мобильности. При выходе на более высокий уровень развития экономики появляется потребность в решении новых, сложных задач, которую можно удовлетворить за счет грамотных и образованных специалистов.

Определены механизмы формирования спроса и предложения на рынке труда. Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг. Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, качеством труда и квалификацией рабочих. Спрос и предложение на рынке труда находятся в обратной и прямой зависимости соответственно от ставки реальной заработной платы. При совпадении спроса на труд и предложения труда достигается положение полной занятости или состояние равновесия на рынке труда.

Охарактеризована заработная плата как цена труда. Заработная плата - это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода, зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала. Двойственная природа заработной платы выражается в том, а что с одной стороны - это форма цены труда, а, с другой, - форма фонда жизненных средств, необходимых для воспроизводства работников.

Выявлены изменения в занятости как результат функционирования рынка труда. Главными составными частями рынка труда является совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Для рынка труда специфическим является то, что он может быть подвержен монополизации, как со стороны предложения, так и со стороны спроса. По степени развитости конкуренции на рынке труда выделяют конкурентный рынок и рынок несовершенной конкуренции, отличающиеся друг от друга специфическими чертами, определяющими их как полярные.

Проведен анализ статистических данных рынка труда в Российской Федерации. Численность экономически активного населения в 2013 году возросла по сравнению с 2010 годом на 0,06%, численность безработных, напротив, сократилось на 25%. Лидирующими видами экономической деятельности по количеству занятого населения в период с 2010 года по 2013 год стали оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны и обрабатывающие производства.

В соответствии с размером заработной платы всех работников различных профессиональны групп можно отнести к одной из трех категорий: заработная плата ниже 20 тыс. руб. (специалисты среднего уровня квалификации); заработная плата от 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб. (специалисты высшего уровня квалификации); заработная плата свыше 40 тыс. руб. (Руководители организаций и их структурных подразделений).

Разработан механизм улучшения рынка труда в Российской Федерации. В целях совершенствования рынка труда, достижения состояния полной занятости Министерство труда и социального развития России и его органы на местах разрабатывают общую государственную политику, направленную на предотвращение и разрешение трудовых конфликтов, охрану труда, переподготовку кадров, а также развитие трудовых отношений на основе социального партнерства, включающую обширную систему мер государственного регулирования.

Подводя итог, следует сказать, что рынок труда - важная составляющая экономики каждой страны, оказывающая огромное влияние на каждого субъекта экономических отношений. Развитие и совершенствование рынка труда способны обеспечить не только устойчивый экономический рост, но и социальную стабильность в обществе.

Список использованной литературы


1.      Конституция РФ. - СПБ.: Литера, 2012. - 64с.

2.      Трудовой кодекс Российской Федерации. - Новосибирск.: Норматика, 2014. - 208с

.        Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. Учебное пособие / Пол ред. акад.В.А. Петрищева. - СПб.: Лениздат, 1998. - -574 с.

.        Буланов, B. C. Рынок труда: учебное пособие / B. C. Буланов, B. C. Волгин. - М.: РАГС, 2000. - 448 с.

.        Ванкевич, Е. Выбор приоритетов развития общего рынка труда Союзного государства // Человек и труд - 2006. - №6. - с.42-53.

.        Гальперин, В.М. Микроэкономика / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. - СПб.: Институт "Экономическая школа", 2004.

.        Колупаева, В.А. Экономика труда: Учебное пособие / В.А. Колупаева, Е.Е. Пономарева, В.С. Раковская. - Томск: Изд-во ТПУ, 2005. - 162 с.

.        Кохно, П., Молева, С. Современная ситуация на рынке труда Беларуси и России // Общество и экономика. - 2000. - №5-6. - с.257-266.

.        Коховец, А.Я. Демографические аспекты формирования рынка труда Беларуси // Экономика и управление. - 2005. - №4. - с.62-68.

.        Оздербиева, Ж.А. Рынок труда: теоретические и практические аспекты: учебное пособие /Ж.А. Оздербиева. - Кемерово: ГОУ ВПО "РГТЭУ", 2006. - 62 с.

.        Розанова, Н.М. Микроэкономика фирмы / Н.М. Розанова, И.В. Зороастрова. - М.: Лаборатория знаний, 2007. - 384 с.

.        Экономическая теория / Под ред.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. - М.: Инфра-М, 2003. - 248 с.

13.    [Электронный ресурс] / Свободная энциклопедия Википедия. - Режим доступа: https: // ru. wikipedia.org/ <https://ru.wikipedia.org/>, свободный.

.        Официальная статистика [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: <http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/>, свободный.

Похожие работы на - Общая характеристика рынка труда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!