Экономика водного транспорта

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    248,91 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономика водного транспорта

Введение

Задачей курсовой работы является экономическое обоснование рациональной схемы доставки груза речным транспортом на основании расчёта и сопоставления экономических показателей по нескольким вариантам перевозок.

Цель работы: закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний, полученных при изучении данного предмета, ознакомление с практикой решения отдельных экономических вопросов на эксплуатационных предприятиях речного транспорта.

Курсовая работа включает следующие разделы:

·        Подбор возможных типов транспортных судов по вариантам доставки груза, определение показателей использования транспортных судов для каждого варианта с учётом груза и путевых условий.

·        Определение экономических показателей по расчётным типам судов (стоимость постройки и текущие расходы на их содержание).

·        Расчёт показателей себестоимости и удельной фондоёмкости перевозок для каждого варианта.

·        Определение затрат у потребителей (по хранению груза и омертвлению оборотных средств за время хранения и доставки грузов).

·        Выбор оптимального варианта доставки груза.

·        Определение показателей хозрасчётной эффективности по перевозкам для транспортного предприятия.

·        Заключение и выводы.

·        Список используемой литературы.

1. Подбор возможных типов транспортных судов, определение показателей их использования

Ограничения габаритов судов и составов по путевым условиям судоходства определятся по выражениям:

Тр≤(h2- ∆h)

Вс≤0,33 Всх

Lc≤0,8 Rсх

транспортный судно экономический груз

где Тр - возможная осадка грузового судна при полной загрузке, см

h2 - гарантируемая (наименьшая) глубина судового хода на
 рассматриваемом участке реки, см

∆h - минимальный запас воды под днищем судна, см

Вс - возможная габаритная ширина судна (состава)

Всх - ширина судового хода, м

Lc  - возможная габаритная длина судна (состава)

Rсх - радиус кривизны судового хода, м

При подборе буксира - толкача для состава из несамоходных грузовых судов диапазон его мощности NБТ можно найти из условия, что наиболее вероятная нагрузка на единицу мощности Р находится в диапазоне от 2 до 6 е/л.с по выражению:

 ,

где Рнс-нагрузка на одну тонну грузоподъёмности для несамоходных судов, входящих в состав, т/тнж

Qpнс- грузоподъёмность несамоходного судна, тнж

nнс - количество несамоходных судов в составе, определяемое по габаритам пути, ед

ρ - нагрузка на единицу мощности буксира-толкача, т/л.с

Магистраль

Малая река- 100%

Малая река - 20%

h2=3,00 м

h2=1,20 м

h2= 1,75 м

∆h= 0,15 м-песок

∆h=0,10 м - гравий

∆h=0,15 м- гравий

Тр≤3,00-0,15=2,85 м

Тр≤1,20-0,1=1,10 м

Тр≤1,75-0,15=1,6 м

Вс≤0,33•110=36,3 м

Вс≤0,33•50=16,5 м

Вс≤0,33•100=33 м

Lс ≤ 0,8•500=400 м

Lс ≤0,8•200=160 м

Lс ≤0,8•230=184 м


Рассчитываем мощность толкачей:

1.       Для буксировки (толкания) 6 -ти барж по магистрали:

2.       Для буксировки (толкания) 2-х барж по малой реке:

Для маршрутной схемы с переформированием предлагаются составы:

транспортный судно экономический груз

Навигационный период - 170 сут.

%170 сут.

%34 сут.

Таблица 1 - Расчётные варианты завоза груза

Схема доставки

Расчётный тип судна (состава)

Период

груза

На магистрали

На малой реке

завоза, сут

1. Маршрутная

СТР-1200

СТР-1200

34

2.Маршрутная с переформированием состава

ТБР-600+6*НСР-400

ТБР-220+2*НСР-400

170

3. Немаршрутная с перевалкой (паузой) грузы

СТР-2900

СТР-1200

34


Таблица 2 - Технические и эксплуатационные характеристики принятых для перевозки типов подвижного состава.

Показатель

Единицы

Тип судна


измерения

самоходные грузовые

буксиры-толкачи

несамоходные грузовые

Индекс судна

-

СТР-1200 Маг.мр 20%

СТР-2900 маг

ТБР-600 маг

ТБР-220 Мр 100% 20%

НСР-400

Номер проекта

-

81110

Р-97И

1741-А

81354

Р-90

Класс регистра

-

Р

Р

Р(лёд)

Р

Р

Конструктивный тип судна

-

площ.

площ.

-

-

трюмн.

Грузоподъёмность: - паспортная

т

1200

2900

-

-

-

- максимальная

т

-

-

-

-

-

Мощность главных двигателей

л.с

600

816

600

220

-


кВт

441

600

441

162

-

Габаритные размеры: - длина

м

80,9

158,2

32,7

26,5

48,3

- ширина

м

15,3

15,3

8,3

7,2

12,6

Осадка с полным грузом: - паспортная

м

1,6

2,3

1,32

0,71

1,07

- максимальная

м

-

-

-

-

-

Осадка порожнём

м

0,55

1,35

-

-

0,32

Паспортная скорость с полным грузом

км/ч

14,0

13,5

-

-

-

порожнем

км/ч

15,0

15.0

20,5

16,0

-

Основными показателями использования флота являются нагрузка и техническая скорость. Использование грузовых судов по нагрузке ρI определяется следующим образом:

 ρI→min {ρсх , ρг} ≥ 0,4 ,

где ρсх, - максимально возможная нагрузка судна по путевым условиям судоходства;

ρг - показатель нагрузки, определяемый технической нормой загрузки судна и зависящий от рода перевозимого груза.

Значение ρсх определяем по формуле:

ρсх = ,

где Тр -осадка судна регистровая, см;

То - осадка судна порожнем, см.

ρсх СТР-1200 (МР 20)=1,6-0,55/1,6-0,55 = 1,0 см

ρсх СТР-1200 (МР 20)=2,85-1,35/2,3-1,35 = 1,6 см

Показатель нагрузки грузовых судов - ρг зависящий от рода перевозимого груза, принимаем по приложению 3 (методич. указания)

ρг= 0,6 пиломатериал в пакетах

ρг= 0,6 промтовары в пакетах

ρсх CТР 1200=> min {1; 0,6 } ≥ 0,4 = 0,6

ρсх CТР 2900=> min {1,6; 0,6 } ≥ 0,4 = 0,6

Показатель нагрузки буксира-толкача ρ определяется по выражению:

 

Техническая скорость самоходного грузового судна определяется для каждого участка в зависимости от направления движения по выражению:

U вн(вв)=24 (vр*kv ±ω), км/сут. ,

где vр - скорость грузового теплохода на глубокой и спокойной воде при конкретной загрузке, км/ч;

kvкоэффициент уменьшения скорости из-за ветра, волнения, мелководья, поворотов и других причин;

ωприращение или потеря скорости вследствие течения реки, км/ч.

Коэффициент kv 1 берём из таблицы приложение 4 (методическое указание)

Величину приращения или потерь скорости берём по заданию (ωмаг=3,0 км/ч, ωмр=2,3 км/ч )

Скорость грузового теплохода на глубокой и спокойной воде при конкретной загрузке:

 vρ=v0-ρ (v0-vг), км/ч ,

где v0; vг - скорость грузового теплохода при полной загрузке и порожнем, км/ч.

vρ СТР-1200=15,0-0,6*(15,0-14,0)=14,4 км/ч

vρ СТР-2900=15,0-0,6*(15,0-13,5)=14,1 км/ч

По магистрали:

U СТР-1200(ВН) = 24*(14,4*0,95+3,0)=400,32 км/сут.

U СТР-1200(ВВ) = 24*(14,4*0,95-3,0)=256,32 км/сут.

U СТР-2900(ВН) = 24*(14,1*0,95+3,0)=393,48 км/сут.

U СТР-2900(ВН) = 24*(14,1*0,95-3,0)=249,48 км/сут.

По малой реке:

U СТР-1200(ВН) = 24*(14,4*0,87+2,3)=355,87 км/сут.

U СТР-1200(ВВ) = 24*(14,4*0,87-2,3)=245,47 км/сут.

Техническую скорость груженого состава для каждого участка пути определяем:

Uсост.ВН(ВВ)=24 (vбт kv• kсч ± ω), км/сут. ,

где vбт - скорость движения толкача легкoчем, км/ч;

kсч - коэффициент счала по типам составов (табл. 2, прилож. 4);

kv - коэффициент уменьшения скорости из-за ветра, волнения, мелководья, поворотов и других причин (табл. 1 прилож. 4 метод. указ.)

kvмр = 0,92

kvмат = 0,96

Коэффициент счала для:

Т+1+1 = 0,78 (с загрузкой); 0,92 (порожнем);

Т+2+2+2вн = 0,9 (с загрузкой); 0,96 (порожнем);

Т+2+2+2вв = 0,8 (с загрузкой); 0,88 (порожнем).

Магистраль:

Uсост.вн=24*(20,5*0,96*0,9+3,0)=497,08 км/сут.

Uсост.вв=24*(20,5*0,96*0,8-3,0)= 305,86 км/сут.

Малая река:

Uсост.вн=24 (16,0*0,92*0,78+2,3)= 330,75 км/сут.

Uсост.вв=24 (16,0*0,92*0,78-2,3)= 220,36 км/сут.

Техническая скорость состава порожнем определяется по выражению:

Uсост.вн(вв)=24*(1,1* vбт * kv *kсч ± ω), км/сут. ,

Uсост.(вн)600 маг=24(1,1*20,5*0,96*0,96+3,0)=570,77 км/сут.

Uсост.(вв)600 маг=24(1,1*20,5*0,96*0,88-3,0)=385,2 км/сут.

Uсост.(вн)220 мр=24(1,1*16,0*0,92*0,92+2,3)=412,72 км/сут

Uсост.(вв)220 мр=24(1,1*16,0*0,92*0,92-2,3)=302,32 км/сут

. Определение экономических показателей по расчётным типам судов

Основными экономическими показателями для судов является их стоимость и текущие расходы на содержание в эксплуатации.

Определение расчётной стоимости транспортных судов.

Расчётная стоимость судна определяется по укрупнённому нормативу по выражению:

Кс1 • К2 • К3 • Куд • Qр (Nр), руб ,

где Кс - расчетная стоимость судна, руб.;

Qр (Nр) - регистровая грузоподъёмность судна, т.;

К1 - коэффициент для учёта различий стоимости по бассейнам;

К2 - коэффициент для учёта различий стоимости по видам флота;

К3 - коэффициент для учёта класса судна и его конструктивных особенностей;

Куд - норматив удельной стоимости на 1 т грузоподъёмности (1 л.с. мощности), руб.

Величины коэффициентов К1 , К23, Куд (приложение 5 методических указаний)

Кс1200=1,09*1,0*1,0*7650*1200=10006200,0 руб.

Кс2900=1,09*1,0*1,0*7033*2900=22231313,0 руб.

Кс600=1,09*1,0*1,0*10462*600=6842148,0 руб.

Кс220=1,09*1,0*1,0*11700*220=2805660,0 руб.

КсНС 400=1,09*1,0*1,0*3712*400=1618432,0 руб.

В расчёте на одни суки эксплуатационного периода показатель стоимости судна определяется по выражению:


где t- продолжительность эксплуатационного периода за навигацию, сут.;

Крп - коэффициент использования времени навигации для транспортной работы (коэффициент рабочего периода);

Крп= 0,95÷ 0,98

Расчёт определяется по укрупнённым группам:

1.       Оплата труда плавсостава и отчисления на социальные нужды.

2.       Амортизация и ремонт судна, износ МЦБИ и прочие материалы.

.         Топливо и смазочные материалы.

.         Прочие прямые расходы.

.         Распределяемые расходы.

)         Расходы на заработную плату судовых экипажей и отчисления на социальные нужды определяется исходя из выражения:

, руб.,

где Кс - коэффициент, учитывающий отчисления на социальные нужды, Кс= 1,39;

Кр - коэффициент, учитывающий районное регулирование оплаты труда (по району плавания);

Кд - коэффициент, учитывающий дополнительную зарплату, Кд=1,15;

Кг - коэффициент, учитывающий группу судна по оплате труда плавсостава.

СТР1200- 5 гр Кг200=1,5

СТР1200- 5 гр  Кг1200=1,5

СТР2900- 5 гр  Кг2900=1,5

ТБР220 - 3 гр Кг220=1,28

ТБР600 - 4 гр  Кг220=1,4

НСР400 - 1 гр Кг400=1,0

Кн - коэффициент, учитывающий все виды надбавок, доплат и льгот плавсоставу; Кн1200(2900)=1,16; Кн600(220)=1,32;

Котр - отраслевой коэффициент, по уровню оплаты труда Котр=6;

Кп  - коэффициент, учитывающий премирование плавсостава за выполнение производственных заданий, Кп=1.10 -1.20;

nэ , n30 - штатный норматив по судну для эксплуатационного периода и зимнего отстоя

СТР 1200nэ =9, n30=2,0tвр=11

СТР 2900nэ =10, n30=2,0tвр=14

ТБР 600nэ =10, n30=1,4tвр=11

ТБР 220nэ =7, n30=1,0 tвр=8

НСР 400nэ = -- n30=0,2 tвр=4

t э, t вр, t 30 - продолжительность эксплуатационного периода технического вооружения и разоружения судна и его зимнего отстоя, соответственно, сут. (t э+t вр+ t 30 = 365);

mр - месячный норматив рациона коллективного питания, mр=1000 руб/чел.;

М- минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - 720 руб/чел.;

to- количество дней оплачиваемых отгулов, за работу сверх нормативной продолжительности рабочей недели и в праздничные дни.

Количество отгулов рассчитываем в зависимости от нанесения вахт на судне по выражению:

 ,

где tв - продолжительность вахты на судне в сутки для основных членов плавсостава, час. Значение tв=7 ч. (СТР 1200, СТР 2900, ТБР-600,); tв=8 ч (ТБР 220);

Кн - коэффициент учитывающий возможность предоставления отгулов в навигационный период, Кн=0,10;

b - количество праздничных дней по календарю, приходящихся на навигационный период, сут.

Расходы на амортизацию и ремонт судна, износ МЦБИ и прочие материалы определяем по выражению:

 ,

где αнорма амортизации на полное восстановление рассматриваемого типа судна, %;

bрф, bи  - норматив на ремонт судна, износ МЦБИ и прочие материалы, %;

кинв - коэффициент, учитывающий расходы на амортизацию и ремонт ценного судового инвентаря, кинв≈1,03.

Таблица 3 - Значения нормативов α, bрф, bи.

Вид флота

α

bрф

bи

Сухогрузные теплоходы

СТР 1200

2,8

2,5

0,2


СТР 2900




Буксирные суда

ТБР 220

4,6

4,5

0,2


ТБР 600

3,9

3,8

0,2

Сухогрузные баржи

НСР 400

4,6

-


 руб.

 

Расходы на топливо и смазочные материалы определяются по выражению:

Э3х* t х + Bст * tст , руб. ,

где t х, tст - время хода и стоянок ( с расходом топлива) за период эксплуатации, сут.;

Вх, Bст- удельные судо-суточные расходы на топливо и смазку за сутки хода и стоянки, руб/сут.

Расходы на топливо и смазку рассчитываем за одни сутки в зависимости от режима работы главных двигателей.

 ,

где Nгд - суммарная мощность главных двигателей, кВт (л.с);

qт ,qм - удельный, эффективный расход топлива и смазки по главному двигателю, г/кВт - час (г/л.с.ч);

Цт м - цена топлива и масла с учётом транспортно-заготовительных расходов, руб/т.;

Квсп - коэффициент учитывающий увеличение расходов на вспомогательные двигатели и котлы. Квсп=1,0÷1,10.

Величина удельных судо-суточных расходов на топливо и смазку за сутки стоянки можно принять в размере 5% от величины, рассчитанной для ходового режима, т.е. определить по выражению:

Вст=0,05*Вх, руб./сутки стоянки,

Таблица 4. Технические нормы расхода топлива и смазочного масла

Показатель

Единицы измерения

СТР 1200

СТР 2900

ТБР 600

ТБР 220

Техническая норма расхода:






топлива, qт

г/кВт-ч

220-210

220-218

220-218

225-220

масла, qм

г/кВт-ч

3-2

3-2

3-2

3-2

Квсп

-

1,08-1,1

1,08-1,1

1,08-1,1

1,03-1,1


Ориентировочная цена топлива и смазочного материала с учётом транспортно заготовительных расходов, руб./т (2008 г.)

Средняя цена по ЕРП: топливо - 21000,0 руб./т.

масло - 15000,0 руб./т.

Вх1200=(24 * 441*(220*21000+2*15000)*1,08)/106=53152,85 руб./сутки хода

Вх2900=(24 * 600*(220*21000+2*15000)*1,1)/106=73656,0 руб./сутки хода

Вх600=(24 * 441*(218*21000+2*15000)*1,1)/106=53648,18 руб./сутки хода

Вх220=(24 * 162*(225*21000+2*15000)*1,03)/106=19042,06 руб./сутки хода

Вст1200=0,05* 53152,85 =2657,64 руб./сутки стоянки

Вст2900=0,05* 73656,0 =3682,8 руб./сутки стоянки

Вст600=0,05* 53648,18 =2682,41 руб./сутки стоянки

Вст220=0,05* 19042,06 =952,1 руб./сутки стоянки

Затраты на содержание судов, из расчета на одни сутки эксплуатационного периода, для ходового и стояночного режимов определяем по выражениям:

Для самоходных судов:

Sx = ((Э12)/(tэ* Крп) + Bx)*(1+Крп)*(1+Краспр) , руб/судо-сут. ,

Sст = ((Э12)/(tэ* Крп) + км * Bст)*(1+Крп)*(1+Краспр) , руб/судо-сут. ,

Для несамоходных судов:

Sx(ст) = (Э12)/(tэ• Крп)•(1+Крп)•(1+Краспр) , руб/судо-сут. ,

где Км - коэффициент, учитывающий увеличение расходов на топливо, смазку на маневренных работах по сравнению со стоянками, его значения можно принять в размере:

- для грузовых теплоходов км=2,7 ÷ 3,5

 - для буксиров - толкачей км=3,3 ÷ 4,6

Кпр - для прочих прямых расходов, Кпр = 0,02 ÷ 0,025

Краспр - коэффициент, учитывающий долю распределяемых расходов,

Sх1200=((283891,45+566851,2)/(34*0,02)+53152,85)*(1+0,02)*(1+0,2)

=1596395,86 руб./ судо-сутки

Sст1200 = ((283891,45 + 566851,2)/( 34*0,02) + 2,7*2657,64)*(1+0,002)*(1+0,2) =1512941,2 руб./ судо-сутки

Sх2900=((304252,4+1259403,9)/(34*0,022)+73656)*(1+0,022)*(1+0,22)

=2698293,42 руб./ судо-сутки

Sст2900=((304252,4+1259403,9)/(34*0,022)+3*3682)*(1+0,022)*(1+0,22)

=2620228,77 руб./ судо-сутки

Sх600=((700738,75+556745,6)/(170*0,02) +53648,18)*(1+0,02)*(1+0,3)

=561556,38 руб./ судо-сутки

Sст600=((700738,75+556745,6)/(170*0,02)+4*2682,41)*(1+0,02)*(1+0,3)

=504646,40 руб./ судо-сутки

Sх220=((494244,7+268754,2)/(170*0,025)+19042,06)*(1+0,025)*(1+0,35)

=274772,92 руб./ судо-сутки

Sст220=((494244,7+268754,2)/(170*0,025)+3,5*952,1)*(1+0,025)*(1+0,35) =253034,60 руб./ судо-сутки

Таблица 5 Экономические показатели по типам судов

Показатель

Единица измерения

Значение по типам судов



самоходные грузовые

буксиры-толкачи

несамоходные грузовые

Индекс судна

-

СТР 1200

СТР 2900

ТБР 600

ТБР 220

НСР 400

Номер проекта

-

81110

Р-97И

1741А

81354

Р-90

Стоимость судна

тыс.руб.

10006,2

22231,313

6842,148

2805,66

1618,432

Судо-суточный показатель стоимости

руб/сут

300306,1

667206,3

42366,2

17372,5

10021,3

Штатная численность -В эксплуатации

един

9

10

10

7

-

-На зимнем отстое


2

2

1,4

1

0,2

Режим несения вахт

час

7

7

7

8

-

Эксплуатационный период

сут

34

34

170

170

170

Норма амортизации

%

2,8

2,8

3,9

4,6

4,6

Норматив на ремонт судна

%

2,5

2,5

3,8

4,5

3,0

Норматив на износ МЦБИ

%

0,2

0,2

0,2

0,2

-

Оплата труда плав состава

руб

283891,45

304252,4

700738,7

494244,7

30670,7

Амортизация и ремонт судна

руб

566851,2

1259403,9

556745,6

268754,2

126690,9

Судо-суточные расходы на топливо и см.м. -на ходу

руб/сут

53152,85

73656,0

53648,18

19042,06

-

-На стоянке


2657,64

3682,8

2682,41

952,1

-

Судо-суточный показатель всех расходов по судну -на ходу

руб/сут

1596395,86

2698293,42

561556,3

274772,92

56650,2

-на стоянке


1512941,2

2620228,77

504646,4

253034,60



3. Расчет показателей себестоимости и удельной фондоёмкости перевозок

Себестоимость и удельную фондоёмкось перевозок целесообразно определять по элементным ставкам транспортного процесса в руб. за 1 т.

Общая себестоимость перевозки определяется как сумма её составляющих по отдельным пунктам и участкам по выражению:

 

где i - признак пункта со стоянками судов;

J - признак соответствующего участка пути;

αi  - ставка себестоимости по стояночным операциям транспортного процесса в i-том пункте стоянки, руб./т;

βj - ставка себестоимости по движенческой операции транспортного процесса на j-ном участке водного пути, руб/т км;

j - расстояние перевозки в пределах соответствующего j- того участка водного пути, км.

Существенное значение в расчётах ставок себестоимости имеет то, для каких грузовых потоков она определяется.

Направление грузопотока определяется количеством тоннажа, необходимого для перевозки конкретного груза по выражению:

ΣQтнж =Gт г

где Gт  - масса грузов, перевозимых по анализированному участку, т

ρг - показатель нагрузки, определяемый технической нормой загрузки судна и зависящий от рода перевозимого груза, т/тнж


ΣQтнжАБ = 154 тыс.т./0,6=256,67 тыс. т /тнж

ΣQтнжБА = 254 тыс.т/0,6= 423,33 тыс. т /тнж

Расчет элементных ставок себестоимости по стояночным операциям транспортного процесса для пунктов с малонагруженным или равнозагруженным направлением производится по выражениям:

для грузовых теплоходов

, руб./т ,

для составов

, руб./т ,

где tго - продолжительность стоянки судна под грузовыми операциями в i-том пункте за один рейс, сут.;

tто - продолжительность технических операций с судном в i-том пункте за один рейс, сут.;

tог - продолжительность стоянки флота в ожидании соответствующих работ в i-том пункте за один рейс, сут.;

tст - общая продолжительность стоянки судна в i-том пункте за один рейс, для малозагруженного направления tст= tго+ tто+ tог, сут.;

Qр - регистровая грузоподъемность судна, т;

nнс - количество несамоходных судов в составе.

Продолжительность стоянки судна под грузовыми операциями (погрузкой или выгрузкой) определяется по выражениям:

для грузовых теплоходов

  ,

 

для несамоходных грузовых судов

  ,

где  - судо-часовая норма погрузки (выгрузки) груза, т/час.;

- количество причалов для грузовой обработки судов

= 1 (из задания).

Таблица 6 - Судо-часовая норма загрузки и разгрузки речных судов

Наименование груза

Варианты работ

Норма грузовых работ в зависимости от грузоподъемности судна, т/час



СТР-1200

СТР-2900

НСР-400

Промтовары на поддонах

погрузка

28

38

20


выгрузка

26

34

15

Пиломатериал в пакетах

погрузка

67

74

37


выгрузка

60

67

33


I. схема доставки грузов:

Промтовары (СТР-1200)

Пиломатериал (СТР-1200)

II. схема доставки грузов:

Промтовары (СТР-2900)

Пиломатериал (СТР-2900)

III. схема доставки грузов:

Промтовары (НСР-400)

Пиломатериал (НСР-400)

Нормативы времени в часах на технические операции с груженными судами tто представлены в таблице 7 на странице 20.

Общая продолжительность технических операций по видам флота определяется:

для самоходных грузовых судов - суммированием продолжительности т.о. по их видам;

для буксиров - принимается как норматив комплекса по т.о. для начального и конечного пунктов;

для несамоходных грузовых судов - рассчитываем по выражению:

 сут. ,

где  - продолжительность маневровых и вспомогательных операций для одного несамоходного судна (по соответствующему роду груза);

- продолжительность операций по формированию или расформированию состава на одно судно.

При переформировании состава продолжительность технических операций для несамоходных судов рассчитывается как сумма времени на расформирование прибывшего состава и формирование нового с учетом количества барж в том и другом составах.

Таблица 7 - Нормативы времени на технические операции с гружеными судами и составами в начальном, конечном и промежуточном пунктах

Вид операции

Норматив на одно судно в часах при Qр ,т (Nр , л.с.)


СТР-1200

СТР-2900

ТБР-600

ТБР-220

НСР-400

1. Маневровые и вспомогательные операции, связанные с грузовыми работами и оформлением документов

2,6

3,2

-

-

1,9

2. Бункеровка и другие виды обслуживания

3,0

4,2

-

-

0,6

3. Комплекс операций по техническому обслуживанию буксира

-

-

3,6

3,0

-

4. Время на тех.операции - tто

5,6

7,4

3,6

3,0

2,5


=

=

Продолжительность стоянки флота в ожидании соответствующих грузовых работ определяется по выражениям:

для грузовых теплоходов:

 сут. ,

несамоходных грузовых судов:

 сут. ,

Промтовары (1200) Пиломатериалы (1200)

 

 

Промтовары (2900) Пиломатериалы (2900)

 

 

Промтовары (400) Пиломатериалы (400)

 

 

Кроме этого, для тоннажа следует учитывать технологические стоянки в ожидании тяги t. Продолжительность этих стоянок можно принять равной половине интервала отправления состава на каждом направлении и определить по выражению:

  сут. ,

где  - величина грузопотока рассматриваемого направления, т.;

,

,

Результаты расчетов продолжительности стоянок судов по всем схемам доставки следует представить в таблице отдельно по каждому направлению.

Таблица 8 - Продолжительность стоянок судов в основных пунктах

Схема доставки и период завоза

Тип судна

Пункт перевалки

Порт Б



tго

tог

tто

ttгоtогtтоttгоtогtтоt









1. Маршрутная 34 сут.

СТР-1200

1,07

0,32

0,23

0,14

-

-

-

-

1,1

0

0,2

0,14

2. Маршрутная с переформированием состава 170 сут.

ТБР-600

-

-

0,15

0,1

-

-

0,1

-

-

-

-

-


ТБР-220

-

-

-

-

-

-

0,1

-

-

-

0,1

0,1


НСР-400(6б)

3

0,16

0,6


-

1,8

0,6

-

-

-

-

-


НСР-400(2б)

-

-

-

-

-

0,8

0,2

-

1,3

0

0,8

-

3. Немаршрутная 34 сут.

СТР-1200

-

-

-

-

1,0

0,3

0,2

0,1

1,1

0

0,2

0,14


СТР-2900

1,9

0,57

0,3

0,2

2,13

0,64

0,3

0,18

-

-

-

-


Для пунктов и участков с грузовым направлением расчет элементных ставок себестоимости по стояночным операциям транспортного процесса следует рассчитывать по выражениям:

для грузовых теплоходов

 , руб./т ,

для составов

 , руб./т ,

где t- продолжительность стоянок порожнего судна под техническими операциями в iом пункте за один рейс, t= 0,6 tто;

 - коэффициент учитывающий долю судов, возвращающихся порожнем;

 - общая продолжительность стоянки судна в iом пункте за один рейс, для грузового направления:  = +++ , сут.

Значение коэффициента  рекомендуется определять следующим образом:

  ,

 

Движенческие ставки себестоимости βi рассчитываются отдельно для наиболее характерных участков водного пути, отличающихся путевыми условиями судоходства сложившимся соотношением грузопотоков по направлениям и др.

Для участков с малонагруженным направлением грузопотоков  определяется по формулам:

для грузовых теплоходов

 руб./ткм ,

для составов

 руб./ткм ,

где ,  -коэффициент задержек в пути по метеоусловиям, для забора продовольствия, топлива и др. причинам:

грузовые теплоходы класса «Р»:

для свободных рек = 3,0

устьевых участков = 10

составы:

для свободных рек = 3,5

устьевых участков = 15

,  - техническая скорость сухогрузного теплохода (состава) с грузом в малозагруженном направлении, км/сут.

 -- судо-суточные издержки по составу для ходового режима, определяются по выражению:

= + * nнс , руб./судо-сут. ,

 = 561556,4+56650,2*6 = 3709239,6 руб./судо-сут.

 = 274772,9+56650,2*2 = 662846,2 руб./судо-сут.

Для участков с грузовым направлением грузопотоков  определяется по формуле:

для грузовых теплоходов

, руб./ткм ,

для составов

, руб./ткм ,

где ,  - Коэффициент, учитывающий затраты по возвращению порожних судов. Его значение определяем по формуле:

=* ,

где  - техническая скорость судна (состава) при перевозке грузов в грузовом направлении, км/сут.;

 - техническая скорость судна (состава) при движении порожнём в малозагруженным составлении (т.е. при возврате в исходный пункт) км/сут.

= 0,2*

= 0,2*

= 0,2*

- для составов:

= 0,2*

= 0,2*

Определяем общую себестоимость:

= 3152,0 + 8,837 * 430 = 6775,17 руб./т

= 3614,2 + 9,033 * 70 = 4382,0 руб./т

= 1892,3 + 7,844 * 70 = 2559,04 руб./т

= 2041,5 + 7,431 * 430 = 5088,21 руб./т

= (359,8 + 154,5) + 2,208 * 430 = 1419,58 руб./т

= (179,6 + 83,1) + 1,789 * 70 = 414,76 руб./т

= (103,4 + 82,84) + 1,408 * 70 = 305,92 руб./т

= (1028,8 + 154,5) + 1,668 * 430 = 1867,18 руб./т

= (4171,3 + 4623,0) + 6,379 * 430 = 11409,69 руб./т

= 2 * 3614,2 + 9,284* 70 = 8017,54 руб./т

= 2 * 2041,3 + 8,062 * 70 = 4767,87 руб./т

= (2770,2 + 2530,1) + 5,262 * 410 = 7457,72 руб./т

Определение удельной фондоемкости (удельных капиталовложений) по перевозкам выполняется аналогично по тем же формулам, что и себестоимость, только в них вместо судо-суточных показателей расходов Sх(ст.), везде следует учитывать показатель стоимости судов на 1 судо-сутки Кiсут. соответствующего вида флота.

Расчет удельной фондоемкости fт:

fт = ∑ + ∑ ß кj * j , руб/т. ,

где  - удельная фондоемкость по стояночным операциям транспортного процесса в i ом пункте стоянки, руб./т.

ß кj - удельная фондоёмкость по движенческой операции транспортного процесса на j ом участке водного пути, руб/ т.км.

 

Удельная по перевозкам себестоимость , по каждому варианту доставки определяется как средняя арифметическая взвешенная на объем перевозок по направлениям грузопотока

(схема…) = ,

4. Определение затрат у потребителей грузов

Затраты потребителей грузов, зависящие от работы транспорта, включают издержки, связанные с хранением товарно-материальных ценностей и омертвлением оборотных средств.

Большинство грузов перевозимых речным транспортом имеют равномерный характер потребления и следовательно, емкость склада может быть определенна по эпюре тонно-суток хранения (S) представленной на рис. 1 т.е. о разности площадей «завоза» и «потребление» грузов за год.

Рисунок 1

Единовременные (капитальные) затраты на постройку склада для хранения груза Кскл определяется по выражению:

Кскл = Кскл , руб. ,

где Кскл - удельные капитальные вложения по складу в расчете 1 т, руб/т;

- максимальное скопление товарной массы на складе, т.

 Кскл = , руб/т. , (44)

где  - районный коэффициент на строительно-монтажные работы;

 - средний измеритель стоимости на 1 м2 площади склада в зависимости от его типа, руб/ м2:

закр. = 24000 руб/м2;

откр.  = 1900 руб/м2;

д - допустимая нагрузка на 1 м2 площади склада по рассматриваемому виду груза, т/м2:

К исп - коэффициент использования площади склада:

К исп = 0,4

К исп = 0,8

руб.

руб.

Стоимость оборотных средств, заключенных в грузах за время нахождения на складе и за время их доставки, зависит от цены груза и длительности хранения или срока доставки груза. Срок доставки груза рассчитывается отдельно для каждого варианта по формуле:

tдост = ∑ t ст + ∑ t x гр , cут.

где ∑ t ст - общее время стоянок под грузовыми и техническими операциями, сут;

∑ t x гр - время движения с грузом на всем участке водного пути, сут.

Выбор рациональной схемы транспортного освоения малой реки.

Оптимальным вариантом транспортного освоения малой реки следует считать ту схему, по которой обеспечивается наименьшие суммарные приведенные затраты транспортного предприятия и потребителей.


где Этр, Эпрр, Эскл - текущие затраты (издержки) по транспортировке грузов, перегрузочным работам и складам межнавигационного хранения для соответствующего варианта доставки, руб.;

Ктр, Кпрр, Кскл - капитальные вложения (инвестиции) по транспортировке грузов, перегрузочным работам и складам межнавигационного хранения для соответствующего варианта доставки, руб;

О г - вложения (инвестиции) в оборотные средства, зависящие от схемы доставки (т.е. за время доставки и межнавигационного хранения) груза, руб;

l - индекс варианта по схеме доставки груза.

Текущие издержки и капитальные вложения по транспортировке грузов и перегрузочным работам рассчитываются как произведение показателей себестоимости, удельной фондоемкости, удельных капвложений на объем грузопотока.

Таким образом исходя из расчетов выполненных выше делаем вывод что рациональной схемой транспортного освоения малой реки является маршрутная схема с переформированием состава, так как суммарные приведённые затраты по этой схеме являются минимальными.

Текущие издержки и инвестиции по складам учитываются по расчётам, выполненным в разделе № 4. Расчёт суммарных приведённых затрат представлен в таблице 12. Коэффициент эффективности Ен капитальных вложений (инвестиций) равен 0,15.

Таблица 9

схема доставки груза

вид затрат

затраты транспортного предприятия, руб.

затраты у потребителя, тыс. руб.

всего затрат, тыс. руб.



перевозка

перегрузочные работы

итого по доставке

склады межнавигационного хранения

омертвление оборотных средств

итого затрат у потребителя





погрузка

выгрузка



по хранению

по доставке



1. маршрутная

А - Б

Э


7700

7700





1670,63




К


23100

23100









З

-

-

-

-

-

1400,3

-

-

-


Б - А

Э


12700

12700





115,21




К


38100

38100









З






1789,7






СПЗ










2. маршрутная с переформированием состава

А - Б

Э








1670,63




К












З






8249,6





Б - А

Э








115,21




К












З






1054,3






СПЗ











Определение показателей эффективности перевозок для транспортного предприятия.

Для выбранной схемы доставки следует установить размер договорной цены (тарифа) на перевозку грузов Ц дог с учетом норматива предельной рентабельности по издержкам для транспортных предприятий монополистов в размере 35 % к себестоимости по выражению:

Ц дог = 1,35* , руб.т.

Ц дог = 1,35*911,28 = 1230,2 руб./т.

С учетом договорной цены определяется возможная сумма доходов от освоения грузопотоков:

Дтр= Ц дог (G гр + G мз) , тыс.руб.

где G гр (мз) - величина грузопотока рассматриваемого направления, т.

Дтр = 1230,2*(154000+254000) = 501921600 руб.

Величина текущих затрат по освоению грузопотоков может быть определена по выражению:

Э тр =  (G гр + G мз), руб.

Э тр = 911,28* (154000+254000) = 371802240 руб

Удельная фондоёмкость перевозок в стоимостном выражении определяется как отношение капитальных вложений к освоению грузопотоков К тр к доходам по выражению:

К тр = f т (G гр + G мз), руб.

f т - средняя взвешенная фондоемкость перевозки по лучшему варианту доставки, руб./т

К тр = 139,37* (154000+254000) = 56862960 руб.

Для маршрутной схемы при перевозках в составах количество толкачей и количество несходных судов ориентировочно составит:

 , ед.

, чел.

чел.

Kберег - коэффициент для учета береговых работников, относимых на перевозки, Kберег = 2,0

Ф СТ - количество теплоходов, требующихся для перевозок;

Показатели эффективности перевозок для транспортного предприятия

Заключение

Эксплуатационные расходы, капитальные вложения, себестоимость, фондоемкость, все эти факторы показывают, что более рациональной является схема транспортного освоения малой реки маршрутная с переформированием состава, поскольку эти показатели являются наименьшими по сравнению с другими схемами.

Литература

1. Кудряшова Т.В., Гашкова Н.Н. «Задание и методические указания» к курсовой работе по дисциплине «Экономика водного транспорт» для студентов эксплуатационной специальности заочного обучения. Новосибирск, 2001 г.

Похожие работы на - Экономика водного транспорта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!