Роль и значение хозяйственных связей в деятельности коммерческого предприятия
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
.1 Понятие и сущность хозяйственных связей
.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров
.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров
. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИП ЕЖИКОВ И.В.
2.1 Общая характеристика розничного торгового предприятия ИП Ежиков И.В.
2.2 Анализ поставщиков товаров организации ИП Ежиков И.В.
. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
.1. Предложение по рационализации существующей системы хозяйственных связей предприятия
.2 Мероприятия по совершенствованию организации хозяйственных связей с основными поставщиками
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности.
Что касается важности этой области деятельности предприятий, то это не требует особых доказательств, поскольку роль и значимость коммерческой деятельности понятна любому предпринимателю. Хозяйственные связи по поставкам продукции - неотъемлемая часть коммерческой деятельности, экономические, организационно-правовые, финансовыми отношениями между сторонами.
Мнения по поводу сущности хозяйственных связей в системе материально-технического обеспечения у представителей науки и практиков не слишком расходятся, по крайней мере, по ключевым позициям. Рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного развития экономики и стабильности спроса и предложения, своевременной поставки материальных ресурсов предприятия.
Хозяйственные связи на предприятии, по закупкам материальных ресурсов - широкое понятие. В связи с этим важным вопросом является определение сущности и содержания данной категории.
Неоднородность хозяйственных связей, по различным условиям организации обусловливает необходимость их классификации.
Хорошо отлаженные хозяйственные связи в системе МТО оказывают непосредственное влияние на эффективность производства и воздействуют на различные показатели деятельности предприятия: объем производства, уровень коммерческих издержек, показатели оборачиваемости и ряд других. На современном этапе в условиях формирования в России рыночных отношений это воздействие особенно усиливается.
При рассмотрении вопроса организации хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов на предприятии, необходимо уделить особое внимание ее составным элементам - постановка проблемы, поиск поставщиков, анализ поставщиков, договорно-претензионная работа и другие, которые в последние годы приобретают новое содержание. При административно-командной системе управления экономикой организация хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов подвергалась детальному госрегулированию и регламентированию. Новые условия хозяйствования, связанные с переходом к рыночной экономике, потребовали значительного расширения самостоятельности и равноправия партнеров, устранения изменений регламентации, повышения роли хозяйственного договора. В связи с этим, актуальным вопросом является организация хозяйственных связей по закупкам материальных ресурсов.
Хозяйственные связи являются важным элементом закупочной логистики, основной целью которой является удовлетворение потребностей организации в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Развитие новых областей экономики усложняет функции сферы закупок материальных ресурсов. Успешное осуществление закупок и рациональная организация хозяйственных связей в этой области предполагает наличие обширной информации о рынках, где они осуществляются. В связи с эти, актуальным вопросом является организация хозяйственных связей на принципах маркетинга.
Как видно, спектр изучения вопросов организации хозяйственных связей в системе материально-технического обеспечения достаточно широк и представляет как теоретический, так и практический интерес. Именно в этом заключается цель данной научной работы, то есть изучение теоретических, методологических, методических основ по организации хозяйственных связей, и практической работе предприятия по закупке материальных ресурсов.
Объектом исследования является коммерческая деятельность организации ИП Ежиков И.В.
Для достижения поставленной цели в работе сделана попытка:
·В теоретическом плане ─ показать необходимость рациональной организации хозяйственных связей на современном этапе; раскрыть основные категории и понятия по данному вопросу;
·В аналитическом плане - дать организационно-экономическую характеристику исследуемого объекта; проанализировать состояние и развитие хозяйственных связей на предприятии; рассмотреть механизм договорно-претензионной работы на предприятии в процессе реализации хозяйственных связей;
·В рекомендательном плане - провести анализ, экономическое обоснование предлагаемых мероприятий по совершенствованию существующей системы хозяйственных связей предприятия.
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
.1 Понятие и сущность хозяйственных связей
Каждое предприятие в процессе коммерческой деятельности вступает в экономические и юридические отношения со своими клиентами, поставщиками и партнерами. В экономической литературе эти взаимоотношения обычно характеризуются термином «хозяйственные связи».
Хозяйственные связи по поставкам товаров - это совокупность взаимоотношений по поставкам товаров народного потребления. Они включают экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок [1, с. 133].
Система хозяйственных связей включает, в частности:
·участие торговых организаций в разработке организациями-поставщиками планов производства продукции посредством предоставляемых заявок и заказов;
·хозяйственные договоры;
·контроль над соблюдением договорных обязательств;
·применение экономических санкций;
·участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок;
·проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров;
·установление административно-правовых норм и другие взаимоотношения [2, с. 103].
Включить в данный перечень и рекламно-информационную работу.
Предметом хозяйственных связей выступает поставка или купля-продажа товаров и услуг.
В качестве субъектов хозяйственных связей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели любых организационно-правовых форм, принявших на себя обязательства обеспечения тех или иных условий осуществления хозяйственных связей.
Хозяйственные связи отдельных организаций торговли и предприятий промышленности выражают связи между производством и потреблением. Это предопределяет их экономическую сущность, которая заключается в организации производства и доведении до потребителей необходимых им товаров в требуемом ассортименте и количестве. Приобретая или отказываясь от покупки предложенных ему изделий по определенной цене, потребитель осуществляет экономическую оценку эффективности совместной деятельности предприятий промышленности и организаций торговли. Эффективно действующая система хозяйственных связей позволяет обеспечить оптимальное использование всех ресурсов экономики при максимально возможном удовлетворении потребительского спроса [1, с. 134].
Важное значение в системе управления хозяйственными связями имеет их классификация. Все многообразие хозяйственных связей организаций торговли и общественного питания можно объединить в следующие группы: в зависимости от участия посредника:
·простые (прямые);
·сложные (опосредованные).
Простая (прямая) структура хозяйственных связей характеризуется установлением прямых (двусторонних) договорных отношений между предприятиями-изготовителями и организациями торговли и общественного питания. Главным условием возможности применения прямых хозяйственных связей является величина потребления сырья, материалов и т.п. в месяц или квартал. Если эта величина равна или больше транзитной нормы, возможно использование прямой структуры связей.
Основными достоинствами прямых хозяйственных связей являются:
·увеличение источников закупки товаров и возможность их выбора;
·сокращение сроков доставки товаров;
·возможность оперативно воздействовать на производителя в целях обновления ассортимента и повышения качества товаров;
·отсутствие посредников;
·снижение степени коммерческого риска [1, с. 135].
Эффективность прямых хозяйственных связей выражается в закупках товаров у производителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником.
Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование эффективных хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров невозможно без участия оптовых звеньев, выступающих в роли активного коммерческого посредника.
Сложные (опосредованные) связи характеризуются тем, что продукция к покупателю поступает через посреднические организации. По тем видам материальных ресурсов, по которым потребность ниже транзитных норм, целесообразно применять сложные хозяйственные связи. Склады посреднических организаций, получив от изготовителей продукцию транзитными партиями, отпускают ее розничным торговым организациям и организациям общественного питания в количествах ниже транзитных норм, т.е. в соответствии с действительной их потребностью [2, с. 106].
По сроку действия различают:
·долгосрочные;
·среднесрочные;
·краткосрочные;
·сезонные;
·разовые хозяйственные связи.
В зависимости от состава участников:
·межсистемные (внешние);
·внутрисистемные (внутренние) хозяйственные связи.
Межсистемные (внешние) хозяйственные связи характеризуются их установлением между различными организациями и предприятиями, а внутрисистемные (внутренние) ─ внутри системы, т.е. между ее структурными подразделениями.
По длительности управления можно выделить:
·стратегические;
·оперативные.
Стратегическое управление хозяйственными связями ─ это их установление и регулирование на длительный период, определение стратегии работы с поставщиками, изучение принципов расположения предприятий-поставщиков и складов.
Оперативное управление представляет собой завершающий этап процесса управления. Оно органически связано со стратегическим управлением, являясь его продолжением, осуществляемым в ходе выполнения договорных обязательств в краткосрочном периоде.
Хозяйственные связи по поставкам товаров могут устанавливаться:
·через систему единых государственных заказов;
·путем прямых горизонтальных связей между предприятиями промышленности и организациями торговли и общественного питания;
·с помощью посреднических фирм, обеспечивающих поставку продукции и оказывающих услуги по установлению хозяйственных связей между изготовителями и покупателями на договорной основе;
·через систему организованных товарных рынков: товарные ярмарки, аукционы, товарные биржи и другие рыночные образования [1, с. 137].
Хозяйственные связи оформляются путем заключения договоров (контрактов, сделок), подписанных всеми участниками хозяйственной связи [1, с. 134].
Хозяйственный договор ─ соглашение, заключаемое между предприятиями и организациями с целью обеспечения их хозяйственной деятельности и выполнения взаимных обязательств [1, с. 142].
В практической деятельности торговых организаций и предприятий автозапчастей используются следующие основные виды хозяйственных договоров:
. договор купли-продажи - это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель - принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену);
. договор комиссии - это договор, согласно которому одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение обязуется совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента;
. договор консигнации - договор, по которому одна сторона (консигнант) передает свой товар другой стороне (консигнатору) и поручает ей от своего имени осуществлять за вознаграждение дальнейшую реализацию поставленного по договору товара;
. договор поставки товаров для государственных нужд - договор, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный заказчик - обеспечить оплату поставленных товаров;
. договор поставки - договор, согласно которому поставщик (продавец) обязуется передать в обусловленный срок производимый товар или закупаемый им товар покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять и оплатить его.
1.2 Правовое регулирование хозяйственных связей по поставкам товаров
При переходе к рыночной экономике в оптимальном сочетании должны использоваться административные и экономические методы управления. Необходимость регламентации всех элементов хозяйственных связей торговли и промышленности отпадает, появляются новые нормативные документы, которые определяют лишь общие принципы поведения партнеров на рынке, на основе которых они принимают самостоятельные коммерческие решения. В условиях рыночных отношений некоторые документы имеют консультативно-методическое значение во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями товаров [1, с. 138].
К основным документам, регулирующим взаимоотношения по поставкам товаров между предприятиями и организациями в Российской Федерации, относятся Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон о поставках товаров для государственных нужд.
Существуют и некоторые подзаконные нормативные акты, к которым относятся:
·Положение о поставках товаров в РФ;
·Указ Президента РФ «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров»;
·Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает порядок заключения, изменения, исполнения, прекращения действия договоров поставки. Также в данном документе закреплено право утверждать Положение о поставках товаров.
Основные правила и экономические принципы формирования, развития, выполнения заказов на поставку товаров для государственных нужд определены в Законе Российской Федерации «О поставках товаров для государственных нужд», согласно которому государственные нужды ─ это товары, работы и услуги, необходимые для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных и иных задач. Поставка товаров для государственных нужд может осуществляться в целях:
·выполнения межгосударственных соглашений, заключенных республикой;
·создания и поддержания государственных резервов;
·ликвидации последствий аварии;
·государственной поддержки образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Для стимулирования поставщиков товаров могут использоваться кредиты на льготных условиях, льготы по налогам и другим платежам в бюджет, целевые дотации и субсидии; приоритетное обеспечение ресурсами и иные льготы.
Предложения о мерах стимулирования поставщиков вносятся одновременно с предложениями об объемах поставок товаров для государственных нужд. Данные предложения должны содержать экономическое обоснование размеров и сроков льгот, а также необходимости их предоставления. Действие предоставленных льгот может быть досрочно прекращено при нарушении поставщиками условий контрактов.
Положение «О поставках товаров в Российской Федерации» является ведущим подзаконным актом, где определяются принципы организации хозяйственных связей, в том числе и при свободной купле-продаже товаров. Данное положение определяет структуру и содержание договора поставки:
·предмет договора поставки (любые товары, за исключением подвижного имущества и единых имущественных комплексов, валюты и ценных бумаг, энергетических и иных ресурсов);
·количество товара (соответствующие единицы измерения, порядок и сроки приемки товаров по количеству, действия сторон при недопоставке товара);
·ассортимент товара (соотношения по ассортиментным признакам, действия сторон в условиях нарушения ассортимента);
·качество товара (соответствие условиям договора и нормативно-технической документации, порядок и сроки приемки товаров по качеству);
·гарантийные сроки на товар (не могут быть меньше сроков, установленных законодательством);
·комплектность и маркировка товара (действия сторон при поставке некомплектного товара);
·порядок поставки (момент сдачи товара перевозчику, передача товара на месте нахождения поставщика, действия сторон с случае неполучения товара в установленный срок);
·срок поставки (период и график поставки отдельных партий).
·транспорт (вид транспорта, порядок распределения и возмещения транспортных расходов, расходов по погрузке-выгрузке и таре, нормы минимальной отгрузки);
·цена и порядок расчетов (определяется соглашением сторон в соответствии с законодательством, срок платежа, действия поставщика при неисполнении покупателем обязательств по оплате);
·тара и упаковка (соответствие требованиям нормативно-технической документации, порядок и сроки возврата многооборотной тары и средств пакетирования);
·страхование (минимальная сумма страхования, действия сторон при неисполнении обязательств по условиям страхования);
·порядок извещения о нарушении условий договора (обязанности и сроки по извещению о нарушении условий);
·ответственность за нарушение условий договора (условия и размеры взыскания неустоек и убытков);
·срок действия договора.
Указом Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» установлено, что торговая посредническая деятельность, которая может осуществляться только при наличии полученного в установленном порядке специального разрешения (лицензии) на осуществление оптовой и/или розничной торговли (или на торговлю отдельными видами товаров), осуществляется путем заключения договоров купли-продажи.
Указом установлены:
·существенные условия договора;
·перечень документов, которые должны прилагаться к договору;
·условия реализации товаров за пределы Республики Беларусь;
·кому может продавать товар производитель и посредник;
·экономическая ответственность за нарушение порядка осуществления посреднической деятельности [1, с. 141].
1.3 Подходы и направления анализа организации хозяйственных связей по поставкам товаров
Эффективность товарного обеспечения в современных условиях во многом зависит от взаимодействия сторон, участвующих в системе хозяйственных связей. У каждой из сторон (производитель, посредник, розничная или оптовая торговая организация) есть собственные цели и стремление обеспечить их выполнение. Если цели партнеров разнонаправлены и противоречивы, это усложняет механизм достижения эффективного товароснабжения и одновременно повышает требования к качеству последнего [3, с. 323].
При этом безусловным элементом повышения эффективности товарного обеспечения является своевременное и качественное проведение анализа организации хозяйственных связей.
Для этого необходима разработка системы показателей анализа и оценки эффективности взаимодействия торговых организаций и организаций общественного питания с поставщиками товарных ресурсов. Данные показатели могут быть выражены как количественными, так и качественными характеристиками. Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств производства. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности. В связи с тем, что организация может определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации. При первом варианте объем отгруженной и реализованной продукции совпадает. расчета плановой величины выручки от реализации продукции:
Р = О1 + В - О2,
где О1 - остатки нереализованной продукции на начало планируемого года;
В - выпуск товарной продукции по плану;
О2 - остатки нереализованной продукции на конец планируемого года.
Выручка от реализации - это сумма денежных средств, поступающая на счета предприятия за отгруженную покупателям продукцию или оказанные им услуги.
По своему экономическому содержанию она является главным источником доходов предприятия.
Поступление выручки на счета - это завершающая стадия кругооборота средств предприятия, имеющая определяющее значение для обеспечения его дальнейшей нормальной хозяйственной деятельности. Определяющим моментом в этом процессе является дата поступления средств на счета предприятия.
Допускается учет реализации продукции по двум показателям:
·по показателю собственно объема реализации;
·по показателю отгрузки продукции покупателю. На величину выручки от реализации влияют следующие три основных фактора:
·объем реализованной продукции;
·уровень реализованных цен;
·ассортимент (структура) реализованной продукции.
Объем реализованной продукции оказывает прямое влияние на величину выручки. Чем выше объем продаж в натуральном выражении, тем выше выручка от реализации. В свою очередь, влияние объема состоит из 2 факторов:
·изменение объема выпуска товарной продукции (прямое влияние на выручку);
·изменение остатков нереализованной товарной продукции.
Рост таких остатков оказывает обратное влияние на величину выручки. Рост объема реализации является практически единственным фактором, оказывающим влияние на выручку, который связан с эффективностью работы предприятия.
Увеличение доли более дорогостоящей продукции в общем объеме реализации также ведет к увеличению выручки. Однако это также, как правило, абсолютно не связано с эффективностью, с улучшением работы предприятия.
Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от в не реализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
В не реализационные доходы и расходы-доходы от долевого участия в совместном предприятии, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, другие доходы и расходы от операций, не связанных с производством и реализацией продукции, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытка.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле:
К = (ТПо - ТПн) : ТПо * 100,
где К - искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %;
ТПо - плановый объем продукции по заключенным договорам;
ТПн - недопоставка продукции по договорам.
Анализ выполнения договорных обязательств должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
В заключение анализа объема производства и реализации продукции определяются резервы его роста. Для этого изучается структура затрат на производство, по которой можно установить, является ли производство материалоемким, энергоемким, фондоемким или трудоемким.
Эффективность использования соответствующих ресурсов имеет большое значение для увеличения объемов продукции и прибыльности предприятия.
На современном этапе развития экономики повышение экономической эффективности и качества продукции требует всестороннего анализа использования элементов производственного процесса: труда, средств труда и предметов труда. Качественные показатели использования производственных ресурсов являются показателями экономической эффективности повышения технико-организационного уровня.
Основные средства (основные фонды) являются одним из важнейших факторов эффективности любого производства. Задачами анализа являются определение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными фондами, уровня их использования, изучения степени использования производственной мощности предприятия и оборудования и выявления резервов повышения эффективности использования основных средств.
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида в течение длительного периода и постепенный перенос своей первоначальной стоимости на затраты производства. Экономическая эффективность использования их характеризуется долей амортизации в стоимости продукции. С ростом и совершенствованием техники сумма ежегодной амортизации возрастает, увеличивается ее доля в себестоимости продукции, но вместе с тем увеличивается выпуск продукции, так как повышается производительность оборудования. Следовательно, сумма амортизации в стоимости единицы изделия снижается. Экономический эффект от внедрения новой техники проявляется также через другие элементы затрат на производство, в основном через затраты труда.
Анализ основных фондов проводится по нескольким направлениям.
. Анализ эффективности использования основных средств, который включает:
·анализ движения основных средств;
·анализ показателей эффективности использования основных средств;
·анализ использования времени работы оборудования;
·интегральную оценку использования оборудования.
. Анализ эффективности затрат по содержанию и эксплуатации оборудования:
·анализ затрат на капитальный ремонт;
·анализ затрат по текущему ремонту;
·анализ взаимосвязи объема производства, прибыли и затрат по эксплуатации оборудования.
Анализ структурной динамики основных средств:
·оценка размера и структуры вложений капитала в основные средства;
·определение характера и размера влияния изменения стоимости основных средств на финансовое положение предприятия и структуру баланса.
Анализ эффективности инвестиций в основные средства:
·оценка эффективности капитальных вложений;
·оценка эффективности привлечения займов для инвестирования.
Первые два направления относятся к управленческому анализу, третье и четвертое составляют содержание финансового анализа.
Фонды предприятия делятся на промышленно-производственные и непромышленные, а также фонды непроизводственного назначения. Производственную мощность предприятия определяют промышленно- производственные фонды. Кроме того, принято выделять активную часть (рабочие машины и оборудование) и пассивную часть фондов, а также отдельные подгруппы в соответствии с их функциональным назначением (здания производственного назначения, склады, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные приборы и устройства, транспортные средства и т.д.). Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективности их использования на основе оптимизации структуры.
2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ОРГАНИЗАЦИИ ИП ЕЖИКОВ И.В.
2.1 Общая характеристика розничного торгового предприятия ИП Ежиков И.В.
Индивидуальное предпринимательство ИП Ежиков И.В. (р.п. Башмаково) было основано в августе 2006 года. Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность на основании выданного свидетельства налоговыми органами по Пензенской области.
Индивидуальный предприниматель Ежиков И.В. является физическим лицом, руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации. Индивидуальный предприниматель Ежиков И.В. осуществляет учет по единому налогу на вмененный доход, также имеет свою печать с полным наименованием, необходимые штампы, действует на принципах хозяйственного расчета.
В частной собственности индивидуального предпринимателя Ежиков И.В. имеет магазин по продаже автотранспорта, автозапчастей и принадлежностей.
В течение указанного периода предприятие осуществляло ряд операций по перевозке и реализации промышленной группы товаров. В то же время новые идеи и современный подход к делам в сочетании с профессионализмом и многолетним опытом сотрудников предприятия в сфере торговли позволили индивидуальному предпринимателю Ежиков И.В. за этот период времени завоевать доверие у партнеров и населения р.п. Башмаково. В настоящее время предприятие сотрудничает с подобными ему предприятиями в Москве, Ижевске, Тольятти и т.д.
Основным направлением деятельности организации является снабжение населения рабочего поселка и за его пределами автотранспортом, автозапчастями и принадлежностями.
Главной задачей индивидуального предпринимателя Ежиков И.В. является получение прибыли. С этой целью Ежиков И.В. заключает договора с предприятиями торговли, частными предпринимателями и др. Имущество индивидуального предпринимателя Ежиков И.В. принадлежит на праве полного хозяйственного ведения. В состав имущества индивидуального предпринимателя Ежиков И.В. входят: помещение, торговое оборудование и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в документах.
В целях повышения заинтересованности членов трудового коллектива индивидуального предпринимательства Ежиков И.В. в процессе своего развития и создания новых основных фондов тридцать процентов прибыли остается в распоряжении предприятия после обязательных платежей бюджету.
Индивидуальный предприниматель Ежиков И.В. согласно установленным законам Российской Федерации имеет право:
·оказывать услуги предприятиям, организациям и населению р.п. Башмаково, согласно заключенных договоров.
·передавать на договорных началах материально-денежные ресурсы другим предприятиям, организациям и гражданам, производящим продукцию или выполняющим для предприятия работы и услуги.
Продажа продукции происходит по образцам, каталогам. Покупатель имеет возможность отобрать товары. Функции продавца сводятся к консультированию покупателей. Метод позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить производительность труда. При продаже товаров по этому методу особое внимание уделяется удобству покупателя, сервису. Товары группируются по видам и по ценам. Платежи принимаются как в наличной, так и безналичной форме.
Также в торговом предприятии индивидуального предпринимателя Ежиков И.В. применяются следующие виды услуг: организация доставки товаров; упаковка товаров; комплектование и упаковка товара, в том числе по заказам.
Информационно-консультационные услуги включают: консультации специалистов по товарам; проведение рекламных презентаций товаров (демонстрация товаров).
В состав услуг по созданию удобств покупателям входит: организация и создание мест отдыха; парковка личных автомашин покупателей на организованную у предприятия стоянку.
2.2 Анализ поставщиков товаров организации ИП Ежиков И.В.
Все операции, происходящие в процессе закупки материальных ресурсов можно разделить на коммерческие и производственные. К коммерческим относятся:
·организация хозяйственных связей;
·изучение рынка сырья и материалов;
·анализ поставщиков продукции.
Производственные операции включают:
·доставку товаров от производителей к покупателям.
·хранение;
·управление товарными запасами;
·упаковка;
·расфасовка;
·подсортировка и другое.
Организация хозяйственных связей не случайно поставлена на первое место среди коммерческих операций. С начала развития предприятие считает самым важным в своей деятельности установление надежных связей. Сегодня в условиях массовых неплатежей в России эта проблема достаточно актуальна. Хозяйственные связи между потребителями и поставщиками имеют важное значение для достижения наибольшего экономического эффекта при производстве, обращении, потреблении продукции.
Специалистами отдела организации и управлению торгово-сбытовой деятельностью закупок является менеджер по продажам, товаровед, кассир, продавец. Менеджер готовится к следующим видам деятельности и управлением ассортиментом, оценкой качества и обеспечением сохранности товара:
·деятельность менеджера является организацией и проведением экономических и маркетинговых деятельности.
·по закупке материальных ресурсов включает следующие направления:
·анализ и оценка рынка непродовольственных товаров;
·организация хозяйственных связей с поставщиками;
·ведение расчетов с поставщиками.
Вышеуказанные функции менеджер выполняет совместно с директором. Товаровед определяет требование к товарам, закупаемым менеджером, их соответствие стандартам, ТУ, договорным обязательствам. Кроме того, товаровед организует приемку поступающих товаров от менеджера. Осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товаров.
Непосредственную работу с клиентами осуществляет обслуживающий персонал.
В обязанности главного бухгалтера входят: ведение бухгалтерского учета; составление отчетов; представление государственным органам информации, необходимую для налогообложения; участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовая деятельность предприятия с целью выявления внутрифирменных резервов, представление необходимой информации руководству для принятия управленческих решений.
В организации ИП Ежиков И.В. организацией хозяйственных связей по закупке занимается менеджер, деятельность которого координируется генеральным директором.
Хозяйственные связи между партнерами считаются установленными при заключении договора (контракта). Однако этому предшествует длительная работа по различным направлениям.
Процесс принятия решения о закупках включает следующие направления:
·осознание проблемы;
·обобщение описания нужды;
·оценка характеристик товара;
·поиски поставщиков;
·запрашивание предложений;
·выбор поставщика;
·разработка процедуры выдачи заказа;
·оценка работы поставщика.
Процедура закупки начинается с момента осознания работником организации нужды, удовлетворить которую можно с помощью приобретения и реализации на стороне товара или услуги - это первый шаг на пути организации хозяйственных связей.
Осознание проблемы может быть следствием влияния как внешних, так и внутренних стимулов. Внутри ИП Ежиков И.В. к осознанию проблемы чаще всего подводят следующие события:
·организация решает предложить новый ассортимент продукции;
·некоторые из закупленных материалов, продукции оказались неудовлетворительными по качеству, и организация ищет другого поставщика;
·менеджер по продажам знает о существовании возможности добиться более благоприятных цен или более высокой реализации товара.
Внешними стимулами могут стать:
·посещение специализированных выставок;
·встречи с рекламой того или иного вида продукции;
·сезонные распродажи и другое.
В современных условиях потребности в материальных ресурсах отдел закупок определяет на основе. Осознав потребность, проверив заказы с точки зрения соответствия заказанных продуктов техническим условиям и, кроме того, с учетом имеющихся материальных запасов, менеджер приступает к определению общих характеристик необходимого товара, и его потребного количества. Общие характеристики продукции разработаны в ГОСТах и другой нормативной документации.
Проведением стоимостного анализа в отделе закупок занимается генеральный директор совместно с менеджером и товароведом: поиск поставщиков - наиболее приближен к окончательному закреплению деловых связей.
На данный момент менеджер отдела закупок предприятия выявляет наиболее подходящих поставщиков, изучая торговые справки, рекомендации других фирм, посылая заявки непосредственно на предприятия.
Имеет место и такая схема: сотрудники отдела закупок спрашивают у поставщиков продукции информацию о имеющемся товаре, которая, как правило, отражена в прайс-листах поставщика (Приложение 1).
После изучения поступившей информации о товарах, руководство отдела закупок принимают окончательное решение о выборе того или иного поставщика.
Следует отметить, что в качестве основных критериев выбора поставщика организации ИП Ежиков И.В. использует следующее:
·качество;
·цена продукции;
·форма расчета.