Организация управления малыми и средними предприятия в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    231,64 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация управления малыми и средними предприятия в Республике Беларусь

Содержание


Введение

. Теоретические и методологические аспекты управления малыми и средними предприятиями

1.1 Понятие, сущность и признаки малого предприятия

1.2 Сущность и задачи организации управления

1.3 Принципы управления малыми и средними предприятиями

2. Анализ организации управления на малых и средних предприятиях Республики Беларусь

2.1 Анализ развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь

2.2 Общая характеристика предприятия

2.3 Организационно-управленческая характеристика БРУСП Белгосстрах

3. Пути повышения эффективности организации управления

3.1 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры предприятия

3.2 Рекомендации по совершенствованию принципов управления представительством БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

3.3 Предложения по совершенствованию стиля управления руководителей в представительстве БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Оргструктура представительства БРУСП Белгосстраха по Советскому району г. Минска

Введение


Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что малый бизнес является основой современной модели экономики. В значительной степени именно малый обеспечивает основные конкурентные преимущества экономики рыночного типа: придает необходимую гибкость рыночному механизму, создает предпосылки инновационного развития экономки, формируя, с одной стороны, соответствующую конкурентную среду, с другой - генерируя основные нововведения. Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний. Крупнейшие современные корпорации создавались именно как малые предприятия (IBA, Microsoft, MacDonald’s и др.).

Структура управления малым и средним предприятием отражает состав элементов, внутреннюю форму организации системы, ее статику, тогда как организационные отношения обеспечивают тесноту и эффективность структурных связей. До настоящего времени в теории и практике менеджмента проблема формирования основных принципов, задач и целей управления малыми и средними предприятиями сохраняет свою актуальность. Система принципов и задач управления современным предприятием постоянно изменяется и дополняется в соответствии с условиями рынка.

Целью данной курсовой работы является анализ организации управления малыми и средними предприятиями.

Задачами данной работы являются:

-  рассмотреть теоретические аспекты организации управления малыми и средними предприятиями;

-       провести анализ организации управления малыми и средними предприятиями на примере Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска;

-       разработать рекомендации по повышению эффективности управления Представительством БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска.

Объект исследования Представительство БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска.

Предмет исследования - управление предприятием.

В первой главе представлены теоретические аспекты организации управления малыми и средними предприятиями, определены понятие, сущность и признаки малого предприятия, выделены задачи и принципы управления малыми и средними предприятиями.

Во второй главе представлен анализ управлениями малыми и средними предприятиями Республики Беларусь на примере Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска.

Глава третья включает в себя пути повышения эффективности управления Представительства БРУСП Белгосстраха по Советскому району г. Минска.

При написании работы были использованы различные источники, включая учебные пособия и периодические издания, информация Internet, авторы которых достаточно фундаментально рассматривают вопросы особенностей малого предпринимательства на современном этапе и необходимость государственной поддержки малого бизнеса.

В курсовой работе использовались такие литературные источники как: Ю.П. Анискин «Организация и управление малым бизнесом», А.А. Брасс «Основы менеджмента» и «Управление персоналом», В.Р. Веснин «Основы менеджмента», Г. Десслер «Управление персоналом», С.И. Мазоль «Экономика малого бизнеса» и др.

Методы исследования: сравнительного анализа, синтеза, экономико-статистический метод, дедукции и индукции, диалектический метод.

Данная курсовая работа состоит из 3 глав, при написании было использовано 26 источников, общий объем работы 50 страниц.

1. Теоретические и методологические аспекты управления малыми и средними предприятиями


1.1 Понятие, сущность и признаки малого предприятия


Понятия предпринимательства и предпринимательской деятельности интересовали экономистов с момента зарождения экономической науки. Научные исследования предпринимательской деятельности вели такие экономисты, как Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сей, Й. Тюнен, П. Друкер и другие. Каждый из них акцентировал внимание на разных составляющих предпринимательской деятельности. Р. Кантильон давал следующую трактовку понятия «предприниматель» - это человек, который оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новых идей (продуктов, услуг), предлагаемых обществу (потребителям) [3, c. 160].

По Р. Хизричу, предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные интересы [22, с. 8-9].

Предпринимательство почти тождественно бизнесу. Бизнес - это любой род деятельности, приносящий доход или другие личные выгоды. Но не всякий мелкий бизнес является предпринимательским. Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать особыми свойствами вдобавок к тому, что оно небольшое и новое. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяет и преобразует ценностные установки.

Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности и с образованием юридического лица [17, с. 11].

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство государственное;

б) предпринимательство частное.

По способу организации частное предпринимательство подразделяется:

-  индивидуальное

-       коллективное:

-       без образования юридического лица: простое товарищество - деятельность на основании договора о совместной деятельности между зарегистрированными индивидуальными предпринимателями;

-       с образованием юридического лица: полное товарищество, командное товарищество

-       институциональное: хозяйственные общества, кооперативы, унитарные предприятия.

Данная классификация акцентирует внимание на следующих особенностях. Институциональное предпринимательство объединяет те виды предпринимательской деятельности, которые предполагают создание системы управления с разделением функций менеджера и собственника. Отличительной особенностью государственного предпринимательства по сравнению с частным является более низкий уровень экономического риска благодаря бюджетному финансированию. Вследствие этого эффективность функционирования государственных предприятий оказывается, как правило, ниже, чем у частных компаний.

По роли в воспроизводственном процессе можно выделить следующие виды предпринимательской деятельности:

-  базисное предпринимательство - предпринимательская деятельность, направленная на создание добавленной стоимости, т е. производственная деятельность;

-       производное предпринимательство - предпринимательская деятельность, связанная с делегированием неосновных функций производственного предпринимательства и вознаграждаемая и стоимости, созданной в сфере производства:

-       финансовое предпринимательство;

-       коммерческое предпринимательство;

-       консалтинговое предпринимательство.

Можно выделить три группы предприятий, определяемых общепринятой терминологией как крупные, средние, мелкие.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры.

Средний бизнес в большей мере зависит от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что обусловливает более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и связанных непосредственно с массовым потребителем товаров и услуг [26, c. 164-165].

Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела. Особая роль мелкого предпринимательства на рынке - «генератора идей» и пионера новой техники и технологии - подтверждается данными правительственных органов США, в частности подсчётами Национального научного фонда и Администрации по делам малого бизнеса. Вклад в создание и освоение новой техники и технологии со стороны средних и мелких фирм в несколько раз превышает по объёму освоения изобретений соответствующую долю крупных промышленных компаний. В последние десять лет необычайно распространились венчурные («рисковые») небольшие предприятия, рискующие опробовать и выкинуть на рынок принципиально новые технические идеи. Однако одновременно с усилением роли мелкого предпринимательства во всей зоне развитого капитализма сливаются крупные предприятия, усиливаются транснациональные корпорации. Мелкие венчурные фирмы, как правило, финансируются крупным капиталом, для которого они - генераторы идей и разведчики рынка. С их помощью гиганты сохраняют гибкость.

Малый бизнес (предпринимательство) - это инициативная самостоятельная деятельность малых предпринимательских структур различных организационно-правовых форм и физических лиц в соответствии с установленными критериями, направленная на получение хозяйственного результата и на его основе прибыли, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность [26, с. 10].

Малое предприятие - это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объему деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг. Под малым предприятием понимается предприятие, соответствующее законодательно установленным критериям численности занятых работников, реже - оборота, и получающее налоговые льготы, льготы по кредитам и другие государственные поддержки [26, с.10].

К малому бизнесу относятся те предприятия, которые отвечают хотя бы двум из приведенных ниже характеристик:

-  независимое управление;

-       собственный капитал;

-       локальный район действия;

-       относительно небольшой размер по отношению к отрасли в целом [19, с. 8].

Субъекты малого и среднего предпринимательства определенны по критериям, установленным Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства».

К субъектам малого предпринимательства относятся:

-  индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

-       микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

-       малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно [2].

Критерий «количество работников» является основным, так как отвечает следующим требованиям:

-  инфляционно устойчив - на него не влияют колебания покупательской способности валюты;

-       прозрачен - легко определяется и понимается;

-       сопоставим - он позволяет делать надежные сопоставления размеров предприятий в одной и той же отрасли;

-       доступен - данные легко получить.

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики.

Малый бизнес может быть представлен производственной деятельностью, финансово-коммерческой, консалтингом и аудитом.

Производственную деятельность можно назвать ведущим видом предпринимательства. Речь идет о производстве продукции, товаров, выполнении строительных и сельскохозяйственных работ, транспортных операциях и операциях связи [21, с. 19-20].

В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран выделяют малые предприятия - коммутанты, патиенты, эксплеренты.

Малые предприятия - коммутанты, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Они тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через системы кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в непосредственной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

Предприятия-патиенты специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, а иногда могут составить им серьезную конкуренцию высоким качеством выпускаемого продукта.

Эксплеренты, или рисковые фирмы, или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров [24, с. 97].

Малое предприятие функционирует во всех сферах и отраслях национального хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Малое предприятие обладает самостоятельностью в своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов служит прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия - планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции (работ, услуг), а также с поставщиками сырья и материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с государственными органами [24, с. 98-99].

Таким образом, малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные трудовые и материальные ресурсы. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчить последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, констатируют и используют технические и организационные нововведения.

1.2 Сущность и задачи организации управления


Эффективность работы любой организации определяется степенью и уровнем развития вертикального разделения труда. По сути, речь идет об организации труда руководителей по координации деятельности структурных подразделений и исполнителей.

Управленческий труд выделился в особую категорию общественного труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду.

В широком понимании управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.

В зависимости от функциональной роли в процессе управления организацией выделяют: руководителей, специалистов и вспомогательный персонал.

Труд руководителей представляет собой наиболее высокую ступень управления. Они принимают решения по важнейшим вопросам деятельности организации, направляют и координируют работу наших звеньев. [Вершигора]

Специалисты выполняют функции по подготовке и реализации управленческих решений. В их деятельности сочетаются функции управления и исполнения.

Вспомогательный персонал (технические исполнители) осуществляет информационное обслуживание аппарата управления.

Лиц, занятых управленческой деятельностью, классифицируют и по другим признакам, в частности по составу и профилю возглавляемых ими коллективов, уровню и месту, занимаемому в системе управления. По данному признаку руководители могут быть высшего, среднего и низшего уровней [12, с. 98].

Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые в свою очередь координируют работу менеджеров более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров (наблюдательным советом), президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управление и общее руководство [11, с. 56].

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечаю за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а так же за их выполнение, специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.

Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не руководителями). Это могут быть мастера, бригадиры, контролеры и другие администраторы, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредственных исполнителей. Соотношение затрат времени на выполнение основных функций менеджмента различается по уровням управления [11, с. 58].

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается (расчеты показывают, что на высшем уровне исполнение занимает около 10% общего бюджета времени менеджеров, на среднем-50%, на низшем около 70%) [15, с. 87].

Управление невозможно без целевой деятельности управляющих субъектов.

Цель организации управления - это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления - организации. Вообще цель - мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит она является идеальным описанием результата деятельности.

Деятельность - процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий [10, с. 154]

Основная задача организации управления состоит в формировании системы упреждающего управления, ориентированной на развитие внутренней среды хозяйствующего субъекта и адаптированной к изменениям внешних условий. Такая система относится к стратегическим и базируется на ожидаемых (прогнозируемых) результатах деятельности процессов управления, производства продукции и услуг, ресурсного обеспечения, сбыта и других, а так же на прогнозируемых состояниях процессов во внешней среде, составляющих прогнозный фон.

Малые и средние предприятия имеют ряд отличительных свойств, определяющих особенности управления. Среди них: гибкость, быстрая реакция на изменения, ориентация на региональный рынок (зачастую они являются основой сохранения малых и средних городов), простота структуры, предпринимательский дух, постоянный поиск собственной рыночной ниши [4].

Среди особенностей управления персоналом в организациях малого и среднего бизнеса обычно выделяют такие как:

. Меньшая степень формализации работы;

. Близость сотрудников к источнику власти, доступность владельца для общения;

. Большая степень «прозрачности» (усилия и способности более заметны в малой организации);

. Более слабый эффект отчуждения от труда

. Высокая скорость принятия решений и коммуникативных процессов в целом;

. Совмещение функций собственника и менеджера;

. Большая значимость личности руководителя. Лидерские установки руководителя, ответственность становятся определяющими «внутренними» факторами развития малой деловой организации [25, с. 128].

1.3 Принципы управления малыми и средними предприятиями


Управление организацией это процесс осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по установлению целей, а также по формированию и использованию ресурсов организации для решения, стоящих перед ней задач [13, c. 26].

Процесс управления представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации [7, c. 41].

Принципы управления - это основополагающие правила, на которых должна строиться управленческая деятельность на любом предприятии [8, с. 8].

Впервые принципы менеджмента были сформулированы Гаррингтоном Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов управления» в 1912 году. Этими принципами были:

) отчетливо поставленные идеалы или цели;

) здравый смысл;

) использование компетентных консультаций;

) дисциплины;

) справедливое отношение к персоналу;

) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

) диспетчеризация;

) наличие норм и расписаний;

) нормализация условий труда;

) нормирование производственных и управленческих операций;

) наличие стандартных инструкций;

) вознаграждение за производительность.

Помимо этих принципов Эмерсон сформулировал следующие положения менеджмента:

) подчиненный существует для того, чтобы расширять и продолжать личность начальника;

) начальник существует только для того, чтобы делать производительной работу подчиненного;

) каждая высшая ступень управления существует не для удовольствия тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто работает ниже;

) каждая мельчайшая операция на предприятии должна быть обслужена всеми знаниями и умениями, которые есть в мире [5, c. 32].

В 1914 году свои принципы управления сформулировал яркий представитель европейской классической школы управления Анри Файоль в книге «Общее и промышленное управление». Этими принципами являются:

) Разделение труда. В то время уже никем не оспаривалось положение, что разделение труда производственного персонала ведет к эффективности использования рабочей силы. По аналогии А. Файоль утверждал, что это положение справедливо и для управленческого труда.

) Власть и ответственность. Они взаимосвязаны между собой, причем ответственность является следствием и естественным продолжением власти. Сама власть может быть официальной, основанной на занимаемой административной должности, или неофициальной, основанной на авторитете личности. Но ни одна из них немыслима без ответственности, которая требует от руководителя определенного мужества. Боязнь ответственности может парализовать инициативу и служить препятствием реализации власти.

) Дисциплина, под которой подразумевается, прежде всего, повиновение и соблюдение определенных соглашений между работником и руководителем.

) Единоначалие, т.е. работник должен получать приказания только от одного начальника.

) Единство руководства. Это означает, что каждая совокупность видов деятельности, направленных на достижение одной цели, должны иметь одного руководителя и один план.

) Подчинение индивидуальных интересов общим. Если между двумя сотрудниками возникают разногласия, то организация должна примирить их, защищая при этом собственные интересы.

) Вознаграждение. Количество и методы оплаты труда должны быть справедливыми и предоставлять сотрудникам максимальную возможность удовлетворит свои потребности.

) Централизация, т.е. в любой организации должен быть управляющий центр.

) Скалярная цепь - это цепь начальников от высшего уровня до низшего, посредством которой реализуется власть. Количество звеньев этой цепи должно определяться из интересов дела.

) Порядок, т.е. каждый работник должен иметь свое рабочее место и находиться на этом месте.

) Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться сочетанием доброты и справедливости со стороны администрации.

) Стабильность пребывания в должности. Работнику требуется определенное время для овладения приемами работы на должном профессиональном уровне, а излишняя текучесть кадров является причиной и следствием плохого управления.

. Инициатива. Поскольку любой мыслящий человек получает удовлетворение от обдумывания и реализации планов, то администрация должна предоставлять работникам такую возможность.

) Корпоративный дух. Гармония между персоналом является огромной силой организации [23, c. 31].

В качестве современных принципов менеджмента можно рассматривать систему принципов, предложенную Т. Питтерсом и Р. Уотерманом. К этим принципам относятся:

. Ориентация на достижение успеха. Под этим подразумевается:

-  постоянный поиск альтернативных вариантов развития организации;

-       умение выбирать направления деятельности, предвещающие успех и концентрация деятельности на этих направлениях;

-       умение вырабатывать новые методы разрешения новых проблем, с которыми сталкивается организация.

2. Быть всегда лицом к потребителю. Это означает:

-  иметь ясное и четкое видение интересов индивидуального потребителя;

-       с уважением относиться к запросам потребителей;

-       повышать готовность каждого сотрудника предприятия к инновациям и динамичному обновлению продукции.

3. Самостоятельность и предприимчивость, которая базируется на культивировании в организации:

-  индивидуальной инициативы всех сотрудников;

-       решительных, но взвешенных действий сотрудников, совершаемых на основе прогнозов близких и дальних последствий;

-       несение каждым сотрудником ответственности за свои действия.

4. Производительность, базирующаяся на:

-  естественных интересах и стремлениях персонала жить лучше и реализовывать себя;

-       постоянном обучении персонала;

-       активной ориентации его мышления на быстрые изменения в характере и масштабах деятельности организации, обусловленные развитием рынка;

-       отождествлении сотрудников с организацией, когда каждый работник - это «свой человек» для организации.

5. Связь с жизнью, которая опирается на:

-  объективные экономические законы и реальном осознании экономической ситуации;

-       стремление исправлять ошибки, одновременно учась на них;

-       выработку реалистичных, простых и понятных критериев оценки деятельности каждого сотрудника и организации в целом;

-       постоянный анализ получаемых результатов и корректировку стратегических и тактических целей и деятельности;

-       расширение и углубление связей организации с внешним окружением;

-       ориентацию деятельности организации на общественные интересы.

6. Верность своему делу, которая формируется на основе:

-  общечеловеческих ценностей;

-       философии организации, признаваемой большинством сотрудников;

-       взаимной выгоды и социальном партнерстве;

-       создания атмосферы общности интересов организации и персонала.

7. Простота структуры и скромный штат управления. Это достигается за счет:

-  децентрализации управления организацией и создания предпосылок для широкого горизонтального взаимодействия подразделений и сотрудников;

-       широкого привлечения сотрудников к групповому процессу принятия решений.

8. Свобода и жесткость одновременно, что подразумевает:

-  баланс полномочий, свободы действий и ответственности сотрудников;

-       заботу со стороны организации о благополучии сотрудников и дисциплинированность последних [5, c. 38-39].

Таким образом, принципы управления - это основные правила, руководствуясь которыми субъекты управления обеспечивают эффективную управленческую деятельность в организации. Следует отметить великое множество принципов управления организаций сформированных в рамках различных школ и отдельных предприятий.

2. Анализ организации управления на малых и средних предприятиях Республики Беларусь


2.1 Анализ развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь


Малое предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

По данным Национального статистического комитета, в 2013 г. в республике функционировало 94019 субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц всех форм собственности (по сравнению с 2009 годом их количество увеличилось на 76,1%) (рисунок 2.1).

Из них в 2013 г.: 2 423 предприятий среднего бизнеса, 91 596 - микро- и малые организации.

Рисунок 2.1. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в 2009-2013 гг., единиц

Примечание. Источник: собственная разработка на основе [27, с. 44]

Количество индивидуальных предпринимателей в 2013 г. составило 232851 человек и увеличилось по сравнению с 2012 годом на 13566 человек.

Всего в сфере малого и среднего бизнеса по итогам 2013 года работало 1237,9 тыс. человек, то есть почти треть экономически активного населения республики. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников составляла 28,4 % от общего количества занятых в экономике в 2013 году (рисунок 2.2).

Рисунок 2.2. Средняя численность работников, занятых в малых и средних организациях в Республике Беларусь в 2009-2013 гг., тыс. чел.

Примечание. Источник: собственная разработка на основе [27, с. 44]

Отмечается тенденция к росту удельного веса валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства. По итогам 2013 года значение данного показателя составило 22,3% (увеличилось по сравнению с 2009 годом на 3.5 п.п.) (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте в 2009-2013 гг., в %

Примечание. Источник: собственная разработка на основе [27, с. 14-15]

В общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг доля субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2013 году 37,7%, наибольший показатель наблюдался в 2011 году 39,5% (рисунок 2.4).

Рисунок 2.4 Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг, в %. Примечание. Источник: собственная разработка на основе [27, с. 22-23]

Положительные изменения наблюдаются и в показателе удельного веса субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме промышленного производства. Доля данного показателя составила 15,6% в 2013 году (для сравнения в 2009 году данный показатель был равен 14,8%).

Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме инвестиций в основной капитал составила в 2013 году 38,9% (увеличилась по сравнению с 2009 годом на 0,9 п.п.) (рисунок 2.5).

В общем объеме внешнеторгового оборота доля субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2013 году 36,4% (уменьшилась по сравнению с 2012 г. на 1,6 пп.) (рисунок 2.6).

Рисунок 2.5 Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в инвестициях в основной капитал, в %

Примечание. Источник: собственная разработка на основе [27, с. 23-24]

Рисунок 2.6. Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства во внешнеторговом обороте, экспорте и импорте товаров, в %

Примечание. Источник: собственная разработка на основе [27, с. 27-29]

На протяжении последних лет сохраняется неравномерность распределения субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц на территории республики (рисунок 2.7).

В г. Минске и Минской области сконцентрирована большая часть субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц - 50%, при этом 33% - в г. Минске, 12% - в Брестской области, 11% - в Гомельской, 10% - в Витебской, 9 % - в Могилевской, 8% - в Гродненской области.

Рисунок 2.7 Концентрация субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь в 2013 году, %

Примечание. Источник: собственная разработка на основе [27, с. 16-31]

Таким образом, за последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. Отмечается тенденция к росту удельного веса валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства. По итогам 2013 года значение данного показателя составило 22,3%, что свидетельствует о качественном росте данного сегмента экономики страны.

2.2 Общая характеристика предприятия


Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», основанное на праве хозяйственного ведения (далее - Унитарное предприятие), создано в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 1991 г. №399 «О создании Белорусской государственной страховой коммерческой организации». Учредителем Унитарного предприятия является Правительство Республики Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 года №982 Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» передано в подчинение Министерства финансов Республики Беларусь.

Унитарное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Уставом БРУСП «Белгосстрах» на основании лицензии, выданной Министерством Финансов.

Унитарное предприятие имеет статус юридического лица, является коммерческой организацией, владеет имуществом на праве хозяйственного ведения, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Уставный фонд Белгосстраха составляет 3913,9 млрд. рублей. По состоянию на 01.01.2014:

-  собственный капитал Белгосстраха составил более 4776,1 млрд. рублей;

-       сумма страховых взносов по добровольным и обязательным видам страхования - 3220 млрд. рублей;

-       сумма страховых выплат по добровольным и обязательным видам страхования - 1589,9 трлн. рублей.

Целью деятельности Унитарного предприятия является защита имущественных интересов субъектов гражданского права при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых резервов), формируемых Унитарным предприятием в установленном законодательством порядке из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий).

Предметом деятельности Унитарного предприятия является страховая, а также инвестиционная и иная деятельность, связанная со страхованием и осуществляемая в целях получения дополнительных доходов и гарантий выполнения страховых обязательств, в соответствии с перечнем видов такой деятельности, утверждаемых Главным управлением по надзору за страховой деятельностью при Министерстве финансов.

Унитарное предприятие создает обособленные подразделения (филиалы, представительства), которые действуют на основе положений, им утвержденных, и ликвидирует их. На данный момент действует 7 филиалов - по одному в каждом областном центре и в городе Минске - и 129 представительств Белгосстраха. Обособленные подразделения действуют на основе Положений.

Реорганизация Унитарного предприятия может быть осуществлена по решению Правительства Республики Беларусь. В случаях и порядке, установленных законодательством, реорганизация Унитарного предприятия осуществляется по решению суда.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению Правительства Республики Беларусь, а также суда или регистрирующего органа в случаях, предусмотренных законодательством. Унитарное предприятие считается ликвидированным с даты внесения записи о его ликвидации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Унитарное предприятие самостоятельно разрабатывает и утверждает планы экономического и социального развития, если иное не установлено Правительством Республики Беларусь, формирует и использует страховые резервы и фонды.

Прибыль Унитарного предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, формирования фондов, предусмотренных законодательством, выплаты ее части собственнику имущества остается в распоряжении Унитарного предприятия.

Основным направлением деятельности БРУСП «Белгосстрах» является оказание страховых услуг. 7 филиалов, 129 представительств и 14 центров продаж по всей республике делают услуги доступными для каждого жителя Беларуси. Кроме того, страховые услуги Белгосстраха оказывают Беларусбанк, Белагропромбанк, Белинвестбанк, Белпромстройбанк, Белвнешэкономбанк, Бамап, Белпочта и Белтелеком. Таким образом, действующая сеть продаж страховых услуг Белгосстраха превышает более 5 000 точек по всей территории страны, ряд из которых работает круглосуточно.

Представительство Белгосстраха по Советскому району г. Минска является обособленным подразделением БРУСП «Белгосстрах». Представительство было создано 01.04.2010 г. на базе двух центров продаж филиала Белгосстраха по г. Минску.

Работая как с физическими, так и с юридическими лицами, Белгосстрах предлагает своим клиентам 63 вида добровольного и обязательного страхования. Специалисты компании постоянно разрабатывают и внедряют новые страховые продукты.

Виды страховых услуг:

I. Страхование физических лиц

Добровольное

-  Специальное предложение по страхованию от несчастных случаев

-       Страхование жилых домов и хозяйственных построек

-       Страхование транспортных средств

-       Страхование квартир

-       Страхование домашнего имущества

-       Страхование гражданской ответственности владельцев квартир

-       Страхование от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу

-       Пакет страховых услуг “Новосёлам и не только”

-       Страхование детей от травм

-       Пакет страховых услуг "Дачник"

-       Страхование животных

-       Страхование для всей семьи

-       Страхование гражданской ответственности владельцев животных

-       Страхование для женщин

-       Страхование домашних питомцев

-       Страхование пчел

-       Страхование для рабочих и служащих

Обязательное

-  Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСГОВТС)

-       Порядок и условия проведения ОСГОВТС

-       Корректирующие коэффициенты к страховым взносам по ОСГОВТС по договорам внутреннего страхования

-       Правила применения системы скидок и надбавок к страховым взносам по ОСГОВТС по договорам внутреннего страхования исходя из аварийности использования транспортного средства

II. Страхование юридических лиц

Добровольное

а) Имущество и продукция

-  Страхование грузов

-       Страхование основных средств и товарных запасов

-       Страхование строительно-монтажных рисков

-       Страхование сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений

-       Страхование животных

-       Страхование риска непогашения кредита

-       Страхование ценностей касс

-       Страхование банкоматов и наличных денег в банкоматах

б) Гражданская ответственность

-  Страхование убытков вследствие вынужденного перерыва в производстве

-       Страхование безопасности товара (работы, услуги)

-       Страхование гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников

-       Страхование общегражданской ответственности

-       Страхование профессиональной ответственности

-       Страхование ответственности организаций - источников повышенной опасности

-       Страхование ответственности и расходов перевозчика (согласно конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов 1956 г.)

-       Страхование ответственности перевозчика перед таможенными органами (согласно таможенной декларации о международной перевозке грузов с применение книжки мдп, 1975 г.)

-       Страхование профессиональной ответственности врачей и лечебных учреждений

-       Страхование гражданской ответственности при проведении клинических исследований средств

в) Транспорт

-  Страхование средств наземного транспорта

-       Технический ассистанс

-       Страхование сельскохозяйственной техники

г) Персонал

-  Добровольное медицинское страхование

-       Страхование от несчастных случаев и болезней

-       Страхование от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу

-       Страхование водителей и пассажиров от несчастных случаев

Обязательное

-  Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Комплексные программы

-  Промышленному предприятию

-       Сфере услуг

-       Финансовому институту (банковскому учреждению)

-       Транспортному предприятию

-       Владельцу груза

-       Медицинскому учреждению

-       Сельскому хозяйству

-       Строительной компании

-       Торговому предприятию

В общем объеме поступивших взносов по филиалу Белгосстраха по г. Минску представительство БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска занимает 9,7%, по добровольным видам страхования - 11,5%.

Для повышения иллюстративности структуры поступления страховых взносов представительства в объеме взносов по всем видам страхования и по добровольным видам страхования филиала за 2013 год, составим структурную диаграмму и представим ее на рисунке 2.8.

Рисунок 2.8 Удельный вес поступления страховых взносов представительства Белгосстраха по Советскому району г. Минска в объеме взносов по всем видам страхования и по добровольным видам страхования филиала г. Минска за 2013 год, %

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

В настоящее время структура страхового портфеля представительства очень разнообразна. Далеко не последнее место в ней занимает страхование имущества физических лиц. По данным за 2013 год 52,7% в общем объеме поступивших взносов по имущественному страхованию приходится на страхование имущества физических лиц.

Для повышения иллюстративности структуры по количеству заключенных договоров страхования имущества физических лиц за 2013 год, составим структурную диаграмму и представим ее на рисунке 2.9.

Рисунок 2.9. Структура страхового портфеля представительства по количеству заключенных договоров страхования имущества физических лиц за 2013 год, %

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

Как свидетельствуют данные рисунка 2.9, наибольший удельный вес в страховом портфеле заключенных договоров по видам имущественного страхования физических лиц занимают страхование квартир граждан 38,8% или 861 договор, страхование транспортных средств 29,2% или 646 договоров и страхование домашнего имущества 20,4% или 453 договора. Небольшое развитие получило страхование строений - 177 договоров или 8% и страхование портативных устройств - 79 договоров или 3,6%.

Таблица 2.1

Прирост числа заключенных договоров по страхованию имущества физических лиц за 2011-2013 годы

Вид имущества

2011

2012

Отклонение (+/-)

2013

Отклонение (+/-)

Строения

12

84

+72

177

+93

Домашнее имущество

101

270

+169

453

+183

Квартиры

88

313

+225

861

+548

Портативные устройства

---

1

+1

79

+78

Породистые животные

---

2

+2

2

транспорт

207

489

+282

646

+157

ИТОГО

408

1 159

+751

2 218

1 059


Источник: собственная разработка на основе данных Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

Анализируя таблицу 2.1 можно отметить, что количество заключенных договоров по видам страхования имущества физических лиц постоянно растет. Так в 2012 году по сравнению с 2013 годом в целом по всем видам страхования имущества физических лиц число заключенных договоров увеличилось на 751, а в 2013 году по сравнению с 2012 годом - еще на 1 059 договоров страхования, то есть представительство за 2 года работы только по добровольному страхованию имущества физических лиц увеличило число своих клиентов на 1 810 человек. Проведем анализ договоров страхования по имущественным видам страхования физических лиц на основе таблицы 2.2.

Таблица 2.2

Уровень охвата страхованием объектов имущественного страхования физических лиц Советского района г. Минска за 2013 год.

Вид объектов страхования

Количество объектов страхования, шт.

Количество заключенных договоров, шт.

Уровень охвата, %

Резерв новых договоров страхования, шт.

Строения

4 500

177

3,9

4 323

Квартиры

60 000

861

1,4

59 139

Домашнее имущество

64 500

453

0,7

64 047


Источник: собственная разработка на основе данных Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

Таким образом, уровень охвата добровольными видами страхования населения Советского района г. Минска достаточно низкий.

Таблица 2.3

Анализ недополученных страховых взносов по добровольному страхованию имущества физических лиц

Вид объектов страхования

Получено страховых взносов за 2013 год, тыс. руб.

Предполагаемое число заключенных договоров при 50 %-ном охвате страхового поля, шт.

Средний страховой взнос на один договор, тыс. руб.

Предполагаемое поступление страховых взносов, тыс. руб.

Недополучено страховых взносов, тыс. руб.

Строения

30 650,0

2 250

120,0

270 000,0

239 350,0

Квартиры

61 126,9

30 000

60,0

1 800 000,0

1 738 873,1

Домашнее имущество

37 062,0

32 250

90,0

2 902 500,0

2 865 438,0


Источник: собственная разработка на основе данных Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

Уровень развития страхования в Республике Беларусь таков, что застрахованными являются менее 10% потенциальных рисков, хотя потребность в этом есть немалая. По данным МЧС, ежегодно в республике происходит до 40 тыс. чрезвычайных ситуаций. Только за 2011-2013 г. в Беларуси произошло около 20 метеорологических чрезвычайных ситуаций. Ущерб только от огня составляет 1% ВВП (валового внутреннего продукта). Количество вновь заключенных договоров страхования из года в год почти не растет и за 10 последних лет с 5 млн. едва приближается к 7 млн. Особенно эта стагнация относится к договорам добровольного страхования.

Нормальным в мировой практике считается 50%-й охват страхового поля. В этом случае в представительстве есть резерв получения страховой премии по добровольным видам страхования имущества физических лиц. Результаты анализа рассмотрим в таблице 2.3.

Таким образом, из анализа видно, что резерв недополученной страховой премии по страхованию строений составляет 239 млн. руб., по страхованию домашнего имущества - 2 865 млн. руб., по страхованию квартир - 1 739 млн. руб. Однако, несмотря на неполный охват страхового поля с каждым годом поступления страховых взносов по страхованию имущества физических лиц увеличивается.

Таблица 2.4

Поступление страховых взносов по видам добровольного страхования имущества физических лиц за 2011-2013 годы, тыс. руб.

Вид страхования

2011 г.

2012 г.

Темп роста, %

2013 г.

Темп роста, %

Строений

941,5

10 857,8

1 153,2

30 650,0

282,3

Квартир

3 695,9

12 961,9

350,7

61 126,9

471,6

Транспорта

236 364,7

591 589,2

250,3

1 965 969,7

332,3

Домашнего имущества

4 229,9

16 208,0

383,1

37 062,0

228,7

Породистых животных

---

471,0

---

1 220,5

259,1

Портативных устройств

---

99,9

---

9 474,2

9 475,2

ИТОГО

245 231,3

632 187,8

257,8

2 105 503,3

333,1


Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

Как видно из таблицы 2.4, в целом по добровольному страхованию имущества физических лиц наблюдается тенденция к постоянному и устойчивому развитию.

Так, по страхованию строений физических лиц темп роста в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил 282,3%, абсолютный прирост составил 19 792,2 тысяч рублей. По страхованию квартир темп роста за тот же период составил 471,6%, абсолютный прирост - 48 165,0 тысяч рублей. По страхованию транспорта в 2013 году темп роста составил 332,3%, абсолютный прирост - 1 374 380,5 тысяч рублей. По страхованию домашнего имущества темп роста в 2013 году составил 228,7%, абсолютный прирост - 20 854,0 тысяч рублей. Страхование породистых животных и портативных устройств достаточно новые виды страхования в Белгосстрахе. Однако, как видно из таблицы 2.4, их популярность среди населения растет.

Несмотря на это, если рассматривать поступления страховых взносов в других странах, то сбор страховых взносов в нашей республике в 3 раза ниже, чем в Латвии - стране с сопоставимым уровнем дохода на 1 гражданина и с населением, в 4 раза меньше, чем в Беларуси.

Для повышения иллюстративности роста поступлений страховых взносов по страхованию имущества физических лиц за 2011-2013 годы, составим структурную диаграмму и представим ее на рисунке 2.10.

Рисунок 2.10. Рост поступлений страховых взносов по страхованию имущества физических лиц за 2011-2013 годы, тыс. руб.

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

корпоративный управление малый бизнес

Как видно из рисунка 2.10, с каждым годом наблюдается рост поступлений страховых взносов по видам имущественного страхования физических лиц, что свидетельствует о стабильном и эффективном развитии представительства, а также о планомерной и качественной работе коллектива представительства.

Рост поступлений страховых взносов по видам имущественного страхования физических лиц с 2011 года по 2012 год составил более чем в 2 раза, а с 2012 года по 2013 год - более чем в 3 раза.

В 2014 году также планируется положительная динамика в данном направлении деятельности, так как рынок имущественных видов страхования продолжает динамично развиваться.

Таблица 2.5

Удельный вес поступлений страховых взносов по добровольному страхованию имущества физических лиц в общем объеме поступления взносов по имущественному страхованию за 2011-2013 годы, тыс. руб.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Поступление страховых взносов по страхованию имущества юридических лиц

573 293,9

876 463,7

1 886 990,6

Поступление страховых взносов по страхованию имущества физических лиц

245 231,3

632 187,8

2 105 503,3

Итого поступление по имущественному страхованию

818 525,2

1 508 651,5

3 992 493,9

Удельный вес поступлений по страхованию имущества физических лиц в общем объеме поступлений по имущественному страхованию, %

30

41,9

52,7


Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

Как видно из таблицы 2.5 и рисунка 2.11 с каждым годом удельный вес поступлений страховых взносов по страхованию имущества физических лиц в общем объеме поступлений страховых взносов по имущественным видам страхования растет, с 30% в 2011 году до 41,9% в 2012 году и до 52,7% в 2013 году.

Это говорит о сбалансированности страхового портфеля представительства и об его устойчивом развитии в самом надежном направлении - страховании среди физических лиц.

Однако, несмотря на высокие темпы роста поступлений страховых взносов и количества заключенных договоров плановые показатели по видам страхования имущественных интересов физических лиц не достигнуты.

Рисунок 2.11 Динамика поступлений страховых взносов по добровольному страхованию имущества физических лиц в общем объеме поступлений по имущественным видам страхования за 2011-2013 гг., тыс. руб.

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

Из таблицы 2.6 следует, что план по видам имущественного страхования физических лиц не выполняется. Только в 2013 году представительству удалось выполнить план по страхованию квартир на 176,2% и по страхованию транспорта физических лиц на 240,8%.

По остальным видам имущественного страхования план не выполнен, но достигнуты достаточно высокие темпы роста поступления страховых взносов.

Исходя из вышеизложенного анализа можно сделать вывод о достаточно эффективном развитии в представительстве Белгосстраха по Советскому району г. Минска страхования имущества физических лиц.

Таблица 2.6

Выполнение плана поступлений страховых взносов по видам имущественного страхования физических лиц за 2011-2013 гг., тыс. руб.

Вид имущества

Строения

Домашнее имущество

Квартиры

Породистые животные

Портативные устройства

Транспорт

2011

План

9 900,0

8 300,0

9 600,0

---

---

423 700,0

Факт

941,5

4 229,9

3 695,9

---

---

236 364,7

Выполнение плана, %

9,5

51

38,5

---

---

55,8

2012

План

270 700,0

153 500,0

197 900,0

---

---

1 001 100,0

Факт

10 857,8

16 208,0

12 961,9

471,0

99,9

591 589,2

Выполнение плана, %

4

10,6

6,6

---

---

59,1

2013

План

73 800,0

96 970,0

34 700,0

1 730,0

60 200,0

816 420,0

Факт

30 650,0

37 062,0

61 126,9

1 220,5

9 474,2

1 965 969,7

Выполнение плана, %

41,5

38,2

176,2

70,6

15,7

240,8


Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

Наблюдается устойчивый прирост заключенных договоров страхования, высокий темп роста поступлений страховых взносов, в 2013 году выполнений плановых показателей по страхованию квартир и транспорта физических лиц, удельный вес страхования имущества граждан в 2013 году занимает более половины от всех поступлений по имущественному страхованию в целом по представительству.

Бурное развитие жилищного страхования в республике позволяет прогнозировать дальнейший рост популярности и востребованности данных услуг в ближайшие годы. В связи с этим Белгосстрах продолжает работу по дальнейшему совершенствованию страховых услуг на основании маркетинговых исследований клиентских предпочтений, по расширению каналов продаж страховых услуг, предполагающих появление новых посредников, заключающих договоры жилищного страхования, за счет активного задействования банковской сети и других юридических лиц. Также предполагается широкое использование новейших технологий в страховании, позволяющих осуществлять уплату страховых взносов, в том числе с помощью современных Интернет-технологий, автоматизированной информационной системы ЕРИП и иных ноу-хау.

Создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан от природных, техногенных, эксплуатационных и иных рисков зависит от правильной организации жилищного страхования. Страхование регулирует производственный процесс, обеспечивая при этом страховую защиту, социальные гарантии граждан и экономические интересы государства. Правильная организация жилищного страхования с учетом территориальных, региональных, климатических и иных условий позволит обеспечить справедливую страховую защиту граждан независимо от форм собственности.

2.3 Организационно-управленческая характеристика БРУСП Белгосстрах


В настоящее время БРУСП Белгосстрах представляет собой структуру в виде крупной региональной сети, имеющей филиалы и представительства во всех областях и городах республики.

Белгосстрах имеет 7 филиалов (в каждом областном центре республики), а также 118 представительств во всех районах и крупных городах и 5 центров продаж.

Белгосстрах имеет трехуровневую систему управления: головной офис, филиалы (в каждой области и г. Минске) и представительства в каждом районном центре и крупном городе.

Структуру Унитарного предприятия можно представить следующим образом (рисунок 2.12).

Рисунок 2.12 Организационная структура Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах»

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

Организационная структура представительств Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» включает:

. Директор

. Заместитель директора

. Главный бухгалтер

. Специалисты

. Страховые агенты

В представительствах Белгосстраха с численностью штатных работников свыше 12 человек могут быть созданы отделы: страхования и урегулирования убытков, бухгалтерии.

В представительствах Белгосстраха, обслуживающих территорию с населением свыше 70 тыс. человек, а также в представительствах Белгосстраха, обслуживающих только городское население, могут быть созданы отделы: страхования, урегулирования убытков, бухгалтерии, автоматизированной обработки страховой информации, дополнительно предусматривается в штатном расписании должность юрисконсульта.

Представительство Унитарного предприятия работает под непосредственным руководством филиала Белгосстраха и подотчётно ему. Представительство не обладает правами юридического лица и не вправе выделяться из Унитарного предприятия с целью образования юридического лица.

Оперативное управление представительством осуществляет директор, который принимается на работу генеральным директором Унитарного предприятия и ему подотчётен. Директор представительства несёт ответственность за результаты работы представительства.

Представительство не имеет обособленного баланса, имеет расчётный (текущий) и другие счета в банке.

Представительство от имени Унитарного предприятия и в соответствии с задачами, определёнными Унитарным предприятием:

- осуществляет на территории района и (или) города в порядке, предусмотренным Унитарным предприятием, страхование по видам страхования, на которые Унитарным предприятием получены лицензии, страховое посредничество, оценку страховых рисков и убытков и иную деятельность, связанную со страхованием;

-       изучает потребности страхователей, состояние страхового рынка;

-       организует работу страховых агентов;

-       производит выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения;

-       взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам, связанным с деятельностью представительства;

-       обеспечивает соблюдение требований о страховой и финансово-хозяйственной деятельности.

Так, представительство БРУСП Белгосстраха по Советскому району г. Минска работает под непосредственным руководством филиала Белгосстраха и подотчётно ему. Представительство не обладает правами юридического лица и не вправе выделяться из Унитарного предприятия с целью образования юридического лица.

Оперативное управление представительством осуществляет директор, который принимается на работу генеральным директором Унитарного предприятия и ему подотчётен. Директор представительства несёт ответственность за результаты работы представительства.

Представительство не имеет обособленного баланса, имеет расчётный (текущий) и другие счета в банке.

Представительство от имени Белгосстраха и в соответствии с задачами, определёнными Белгосстрахом:

1) осуществляет на территории района и (или) города в порядке, предусмотренным Унитарным предприятием, страхование по видам страхования, на которые Унитарным предприятием получены лицензии, страховое посредничество, оценку страховых рисков и убытков и иную деятельность, связанную со страхованием;

2)      изучает потребности страхователей, состояние страхового рынка;

)        организует работу страховых агентов;

)        производит выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения;

)        взаимодействует с местными исполнительными и распорядительными органами по вопросам, связанным с деятельностью представительства;

)        обеспечивает соблюдение требований о страховой и финансово-хозяйственной деятельности.

Представительство Белгосстраха по Советскому району г. Минска проводит все виды обязательного и добровольного страхования, находящиеся в компетенции Белгосстраха. Представительство укомплектовано квалифицированными кадрами, способными решать поставленные задачи по страхованию юридических лиц и населения.

В представительстве внедрена бригадная форма организации труда, действенно соревнование среди бригад страховых агентов, последовательно укрепляется трудовая дисциплина, учиняется строгий спрос с кадров за выполнение должностных обязанностей. Введена ежедневная отчётность материально ответственных лиц (страховых агентов, бригадиров). На производственных совещаниях еженедельно проводятся итоги выполнения плановых заданий. Создан и работает экономический совет, на рассмотрение не реже одного раза в месяц выносятся актуальные вопросы работы коллектива представительства по обеспечению страховой защиты юридических и физических лиц.

Директор представительства осуществляет общее руководство работой коллектива. В установленном порядке назначает и освобождает штатных работников и страховых агентов.

Обеспечивает дальнейшее развитие государственного страхования, проводит воспитательную работу в коллективе.

Организует работу по качественному выполнению планов и заданий. Рассматривает и утверждает документы на выплату страхового возмещения, страховых сумм. Организует проведение контрольно-ревизионной работы, рассматривает акты ревизии работы агентов, инспекторов и принимает по ним решения.

Издаёт приказы по деятельности представительства Белгосстраха. Организует и проводит техучёбу работников представительства, производственные совещания и собрания.

Докладывает местным советам о работе представительства. Рассматривает всю поступающую в представительство корреспонденцию и утверждает её. Контролирует проведение массово-разъяснительной работы по государственному страхованию, осуществляет контроль за своевременностью рассмотрения обращений граждан.

Возглавляет технологическую группу и отвечает за выполнение плана членами этой группы.

Специалист представительства относится к категории специалистов.

На должность специалиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или при наличии непрофессионального - соответствующая переподготовка без предъявления требований к стажу работы либо среднее специальное образование.

Назначение на должность специалиста и освобождение от нее производится приказом директора представительства Белгосстраха по Советскому району г. Минска.

Организует работу на участке специалиста, ведет контроль за заключением договоров добровольного страхования, возобновлением ранее заключенных договоров.

Производит оценку и переоценку строений. Делает расчеты на выплату страховых возмещений, собирает все необходимые документы на выплату страховых возмещений, составляет акты. Производит ревизии работы страховых агентов.

Ведет выплаты по личному страхованию, собирает и оформляет все необходимые для выплат документы. Отвечает за организацию и проведение в представительстве личного страхования. Отвечает за ведение картотеки лицевых счетов по личному страхованию.

Ведет делопроизводство в представительстве, печатает и подшивает приказы, своевременно знакомит с ними тех, кого эти приказы касаются.

Печатает всю исходящую корреспонденцию, регистрирует ее, отправляет адресатам, подшивает копии в дело. Регистрирует входящую корреспонденцию и выдает ее под роспись работникам.

Знакомиться с проектами решений руководства представительства Белгосстраха по Советскому району г. Минска, касающимися деятельности.

Вносит предложения по совершенствованию работы.

Ведущий экономист бухгалтерии представительства Белгосстраха по Советскому району г. Минска относится к категории специалистов.

На должность ведущего экономиста бухгалтерии назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование и стаж работы не менее 1 года.

Ведущий экономист принимается на работу и освобождается от должности на основании приказа директора представительства по представлению главного бухгалтера.

Ведущий экономист бухгалтерии должен знать:

-  законодательство Республики Беларусь о страховании, Закон Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, локальные нормативные правовые акты Белгосстраха;

-       современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

-       правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты;

-       основы трудового, финансового, административного права;

-       планирование и организацию страхового дела.

Ведущий экономист бухгалтерии в соответствии с основными задачами представительства осуществляет выполнение следующих функций:

-  обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности в представительстве на основе применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля;

-       соблюдает учетную политику Белгосстраха, финансовую дисциплину, сохранность документов по бухгалтерскому учету и отчетности;

-       ведет книгу формы № 21; производит начисление комиссионного вознаграждения агентам, осуществляет сверку данных о начислении комиссионного вознаграждения по бухгалтерскому учету с данными АРМ-резерва;

-       ведет оборотные ведомости по счетам №№ 26 (в части начисления всех видов заработной платы), 68, 69, 71, 76, 73, 79;

-       производит начисление всех видов заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 3-х лет, все видов премий и вознаграждений и прочих видов начислений по заработной плате;

-       производит удержания из заработной платы работника;

-       ведет лицевые счета по заработной плате, составляет отчеты по труду, в фонд социальной защиты населения, отчет по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и др.

Представительство Белгосстраха по Советскому району г. Минска имеет следующую организационную структуру (Приложение А).

Основными принципами управления в представительстве БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска выступают:

)   четко сформулированные и поставленные цели и задачи деятельности организации;

Согласно Уставу БРУСП Белгосстрах, основной целью деятельности предприятия является защита имущественных интересов субъектов гражданского права при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых резервов), формируемых Унитарным предприятием в установленном законодательством порядке из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий).

)   постоянный и полный учет;

Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов деятельности, представляет в установленном порядке статистическую отчетность, а также оперативную информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности.

Ревизию финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляет учредитель (не реже чем 1 раз в 2 года) и иные уполномоченные органы в порядке, установленном законодательством.

3) трудовая дисциплина, наличие норм и расписаний;

В представительстве БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска установлены правила внутреннего распорядка, которые обязаны соблюдать все работники предприятия; ежемесячно составляются графики работы.

)   контроль качества и условий труда;

Согласно коллективному договору, предприятие несет обязательства по улучшению условий и охраны труда работников и социальному развитию коллектива:

-  принимать меры по обеспечению на рабочих местах здоровых и безопасных условий труда, соответствующих действующим Правилам и нормам охраны труда и производственной санитарии;

-       признавать право работника на отказ от выполнения порученной работы, если условия труда не соответствуют требованиям охраны труда;

-       предоставить всем работающим отпуска, предусмотренные действующим законодательством;

-       обеспечить выдачу работникам спецодежды, спецобуви и защитных средств в соответствии с нормами;

-       проводить соответствующие инструктажи по технике безопасности и противопожарной безопасности с вновь поступившими на работу и с работниками предприятия.

Кроме того, ежемесячно на предприятии проводятся дополнительные мероприятия по информированию с целью снижения травматизма и профессиональной заболеваемости.

)   наличие стандартных инструкций;

Для каждой должности на предприятии сформирована должностная инструкция, в соответствии с которой за работником закрепляется круг решаемых задач и определенных трудовых обязанностей.

)   наличие системы вознаграждения за производительность;

За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, продолжительную и безупречную работу, улучшение качества работ и услуг, новаторство и др. достижения в работе в представительстве БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска применяются поощрения:

-  объявление благодарности

-       выдача премий,

-       награждение ценным подарком

-       награждение Почетной грамотой

-       другие поощрения.

Поощрения объявляются в приказе и заносятся в трудовую книжку работника в соответствующем порядке.

)   единство руководства;

Представительство БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска возглавляет директор, назначаемый на должность генеральным директором БРУСП Белгосстрах, на основе контракта, заключаемого в соответствии с законодательством.

)   стабильность в пребывании в должности;

Каждый из работников предприятия заключает трудовой контракт на 1, 3 или 5 лет, в котором прописываются права и обязанности нанимателя и работника, условия оплаты труда, дополнительные меры стимулирования труда режим рабочего времени и времени отдыха в соответствии с правилами внутреннего распорядка и графиком работы, а также другие дополнительные условия.

)   социальная защита работников;

Представительство БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска имеет обязательства по социальной защите своих работников, они оговорены в коллективном договоре.

) Гарантии занятости, режим труда и отдыха. Обеспечить полную занятость и использование работающих на предприятии в соответствии с профессией, квалификацией и трудовым договором. При увольнении по сокращению численности штата работников предоставлять преимущественной право на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации, многодетным и одиноким матерям, имеющим несовершеннолетних детей или детей инвалидов до 18 лет, имеющим несовершеннолетних детей, и иным лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; а также лицам предпенсионного возраста (мужчины и женщины за 3 года до пенсионного возраста), добросовестно отработавшим на предприятии не менее 10 лет. Предоставить преимущественное право возвращаться, в случае появления вакансий работникам, уволенным по сокращению численности или штата. Работникам, получившим предупреждение о предстоящем их высвобождении в связи с сокращением численности, выплачивается в этот период заработок в размере и порядке, предусмотренным вновь введенными условиями оплаты труда и в соответствии с законодательством.

) Дополнительные льготы, вопросы быта, отдых, жилищное строительство. Предоставлять дополнительные отпуска без сохранения содержания от одного до трех дней работникам при заключении брака, рождении ребенка, смерти близкого по заявлению. Разрешать работникам делить трудовой отпуск на части, при этом одна часть должна быть не менее 14 календарных дней. Предусмотреть отпуск для всех работающих продолжительностью не менее 28 календарных дней. Администрации принимать решение о выделении материальной помощи работникам в связи с тяжелым материальным положением, длительной, тяжелой болезнью и необходимостью приобретения медикаментов. Оказывать помощь родным в организации похорон умершего работника предприятия.

Таким образом, организационно-управленческая структура представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска строится с учетом нижеперечисленных принципов:

·   возможности гибкого реагирования на изменения рынка;

·   обеспечения оптимального уровня децентрализации управленческих решений;

·   исключения дублирования службами выполнения одних и тех же функций;

БРУСП Белгосстрах представляет собой структуру в виде крупной региональной сети, имеющей филиалы и представительства во всех областях и городах республики. Представительство Унитарного предприятия работает под непосредственным руководством филиала Белгосстраха и подотчётно ему. В целом, организационная структура управления БРУСП Белгосстрах имеет следующие характеристики: единство и четкость распорядительства; простота управления (один канал связи); оперативность в принятии решения; личная ответственность сотрудника за конечные результаты своей деятельности; высокие требования ко всем сотрудникам предприятия.

3. Пути повышения эффективности организации управления


3.1 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры предприятия


Любая организация может успешно функционировать только при наличии рациональной структуры управления. В условия рыночной экономики каждое предприятие ищет свой путь совершенствования системы управления. Проанализировав организационную структуру управления представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска, определено, что она является линейно-функциональной.

Также следует выделить следующие ее существенные недостатки:

-  чрезмерная нагрузка на линейного руководителя (директора представительства);

-       отсутствие функции прогнозирования в представительстве;

-       слабо реализуются следующие цели: повышение качества страховых услуг;

Анализ недостатков сложившейся структуры в представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска обусловил необходимость проведения следующих мероприятий по совершенствованию организационной структуры управления:

)   создание в представительстве сектора прогнозирования и развития (выполнение функции прогнозирования) в рамках отдела обработки информации;

2)      создание отдела анализа и мониторинга качества оказываемых страховых услуг;

)        введение должности заместителя директора представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска.

Оптимизация организационной структуры управления представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска направлена на получение дополнительной прибыли, связанной с повышением качества предоставляемых страховых услуг, улучшением методов взаимодействия между структурными подразделениями.

Для устранения чрезмерной нагрузки на директора предприятия введение должности заместителя директора, подчинение ему начальников отделов. Тем самым линейный руководитель будет иметь возможность решать стратегические и управленческие вопросы, а данные управленческих решений и другая информация от руководителя будет доходить до исполнения быстрее. В результате предложенных мероприятий по совершенствованию организации управления в представительстве БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска снизится нагрузка на линейного руководителя (директора представительства).

В качестве основного направления совершенствования организации управления на предприятии необходимо, внедрение сектора, который бы занимался анализом и прогнозированием развития рынка страховых услуг Советского района г. Минска. Разработка системы прогноза позволяет наметить пути сбалансированного развития представительства и использовать эту информацию в планировании деятельности.

Данная мера позволит лучше ориентироваться страховым агентам на целевых покупателей страховых услуг, что положительно отразиться на динамике роста страховых взносов по добровольным и обязательным видам страхования.

3.2 Рекомендации по совершенствованию принципов управления представительством БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска


Проведенный анализ действующих принципов управления в представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска показал, что система управления данным предприятием построена на современных принципах управления. Следует отметить, социальную защищенность работников в сочетании с высокими требованиями к их производительности. Направленность на результат определяет основные методы и принципы управления. Однако, среди слабых сторон, следует выделить невысокое развитие направлений менеджмента, основанных на принципах формирования корпоративного духа и культуры предприятия. В современных условиях реализация данного принципа управления позволяет многим предприятиям не только сформировать высококвалифицированный коллектив, но и надежно закрепить всех работников на данном предприятии. А в условиях ужесточения борьбы за кадры, данное направление приобретает большую актуальность.

Некоторые руководители рассматривают корпоративную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать общение.

Зачастую в государственных учреждениях корпоративная культура складывается спонтанно и не выполняет в полной мере возлагаемых на нее функций. Между тем, формирование корпоративной культуры должно вестись целенаправленно и последовательно.

При выборе типа корпоративной культуре руководству представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска следует обратить внимание на позитивные типы. Так как, позитивные корпоративные культуры способствовуют повышению эффективности работы, оптимизации всех производственных процессов, непрерывному развитию самой организации и ее персонала, формированию комфортных условий и дружелюбной атмосферы в коллективе, повышению общественной значимости и статуса организации в соответствующей сфере деятельности.

Следует отметить, что развитие корпоративной культуры в представительстве БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска основано на использовании элементов фирменного стиля и атрибутики БРУСП Белгосстрах, в то время как в отдельно в представительстве корпоративная культура развивается слабо.

Эффективным инструментом формирования корпоративного духа в представительстве БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска могло бы стать проведение корпоративных мероприятий (развлекательных мероприятий, приуроченных к календарным праздникам; спортивных мероприятий, с участием семей сотрудников представительства; и т.д.) с участием страховых агентов Советского района г. Минска. Цель таких мероприятий - формирование корпоративного духа представительства, улучшение партнерских отношений с коллегами, со страховыми агентами.

Примерами корпоративных мероприятий являются:

-       проведение корпоративного отдых <#"826556.files/image012.gif">

Рисунок А.1. Оргструктура представительства БРУСП Белгосстраха по Советскому району г. Минска

Примечание. Источник: собственная разработка на основе данных Представительства БРУСП Белгосстрах по Советскому району г. Минска

Похожие работы на - Организация управления малыми и средними предприятия в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!