Регулирование труда и заработной платы в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    279,42 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регулирование труда и заработной платы в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

.        Сущность государственного регулирования руда и заработной платы

.1      Понятие заработной платы, рынка труда

.2      Методы и формы регулирования рынка труда

.3      Методы и формы государственного регулирования заработной платы

.        Государственное регулирование труда и заработной платы в Республике Беларусь

.1      Состояние рынка труда и заработной платы в Республике Беларусь

.2      Динамика регулирования труда

.3      Государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь

.        Перспективы рынка труда и заработной платы в Республике Беларусь

Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий этап социально-экономического развития характеризуется активным поиском эффективных форм функционирования национальной экономики. Рынок труда, являясь частью общеэкономических процессов, становится активным инструментом решения актуальных социально-экономических задач.

Процессы, протекающие на рынке труда, привлекают к себе широкое общественное внимание, возрастает понимание значимости решения этих вопросов в сфере государственного управления. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в странах с развитой рыночной экономикой, так и специфические процессы и явления, характерны для стран в условиях формирования рыночной среды.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблема регулирования труда и заработной платы - одни из ключевых в белорусской экономике. От их успешного решения во многом зависят как повышение эффективности экономики, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе. Переход республики к рыночным отношениям, развитие многообразных форм собственности, демократизация всех сторон общественной жизни требуют изменения организации распределительных отношений и, прежде всего по поводу оплаты за труд. Суть радикальной реформы управления экономикой - переход от преимущественно административных к экономическим методам в руководстве.

Поиск новых форм и методов регулирования в условиях трансформации социально-экономической структуры - основная задача государства. Ведь именно от этих форм и методов государственного регулирования экономики зависит дальнейшая судьба страны - сумеет ли она в приемлемые сроки выйти из глубочайшего кризиса экономики, удастся ли в обозримом будущем создать современную экономическую систему, обеспечивающую динамическое и эффективное развитие и повышение благосостояния народа.

Цель курсовой работы - раскрытие механизмов государственного регулирования рынка труда и заработной платы, показать необходимость и выявить наиболее острые проблемы государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Цель позволяет сформулировать следующие задачи:

. изучение методов и форм государственного регулирования труда и заработной платы в Республике Беларусь;

. определение перспектив развития рынка труда в Республике Беларусь;

Для решения поставленных задач изучено законодательство Республики Беларусь, учебная литература, статистические данные по Республике Беларусь, а также периодическая печать. В учебном пособии В.Ф. Потуданской, И.В. Цыганковой «Экономика труда» рассматриваются вопросы формирования трудовых ресурсов, рынка труда, занятости и безработицы, производительности и эффективности труда, организации заработной платы, мотивации трудовой деятельности, уровня жизни и качества трудовой жизни. В книге Егорова Е.А., Кучмаева О.В. «Экономика труда» рассматривается заработная плата, методы и формы ее регулирования. В учебном пособии Вечканова Г.С., Вечканова Г.Р. «Макроэкономика» анализируется зарубежный опыт государственного регулирования труда и заработной платы.

.       
Сущность государственного регулирования труда и заработной платы

1.1    Понятие заработной платы , рынка труда

государственный регулирование заработный плата

Заработная плата - это материальное вознаграждение за труд, денежная оценка рабочей силы и непременное условие существования человека. С экономической точки зрения заработная плата представляет собой часть национального дохода (ВВП), поступившего в индивидуальное распоряжение работников с учетом количества и качества трудового фактора.

Другие определения заработной платы:

·              цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе.

·              выраженная в денежной форме часть совокупного общественного продукта, поступающая в личное потребление трудящихся в соответствии с количеством и качеством затраченного труда.

·              часть затрат на производство и реализацию продукции, направляемая на оплату труда работников предприятия.

Размер заработной платы зависит от целого ряда показателей:

1.      квалификации труда и уровня образования работников, осуществляющих трудовую деятельность;

2.      стажа работника, т. е. общего периода службы на данном месте. Существует такое понятие, как «разряд», которое включает в себя и стаж, и уровень образования. Чем выше разряд, тем выше, соответственно, объем заработной платы;

.        продолжительности рабочего дня. Официально по стране установлен 8-часовой рабочий день, но некоторые частные предприятия практикуют 12-часовой день с завышенной оплатой труда. Очень хорошо оплачиваются вахтовый и командировочный методы службы;

.        демографических характеристик трудящегося (пола, возраста). Они играют большую роль не столько в рабочем процессе, сколько при приеме на работу: приветствуются молодые, энергичные и деятельные личности;

.        национальных и культурных особенностей;

.        географического и территориального фактора. В отдаленных регионах с суровым климатом оплата труда намного выше. Кроме того, работники получают социальные льготы в виде бесплатных проездов в пределах страны, их отпуск длится 2 - 3 месяца;

.        развитости рынка труда и степени общего экономического развития страны.

Существует две формы заработной платы.

. Повременная заработная плата - организация оплаты труда, при которой начисления производятся по количеству и качеству фактически отработанного времени, а также квалификации и условиям труда. Существует две системы повременной оплаты труда. Первая представлена простой схемой и характеризуется тем, что при определении суммы заработка осуществляется расчет ставки оплаты одного рабочего часа. Вторая (премиально-повременная) система берет за основу структуру простой повременной в сочетании с дополнительными выплатами в виде премий, которые назначаются за количественные и качественные показатели работы.

. Поштучная заработная плата (сдельная) зависит от объема произведенной продукции. Такая форма заработной платы стимулирует процесс труда, так как работник становится крайне заинтересован в своей деятельности, он стремится изготовить как можно больше продукции. В данном случае все зависит только от его профессиональных и трудовых качеств и усердия.

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы <#"826477.files/image001.jpg">

Уровень зарегистрированной безработицы на конец марта 2013 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения.

На 01.04.2013 из 130 регионов республики в 126 регионах уровень безработицы составил 1 процент и менее, в 4 регионах − 1,1 процента.

Самый высокий уровень безработицы − 1,1 процента зарегистрирован в Житковичском, Наровлянском, Рогачевском и Хойникском районах, самый низкий - 0,1 процента в Минском районе.

Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился.

На 01.04.2013 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 68,2 тыс. вакансий, что составило 119,9 процента к уровню 2012 года. При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 77,3 процента от общего количества, заявленных нанимателями вакансий (77,7 процента в 2012 году). В городе Минске вакансий в 13 раз больше, чем безработных.

Состав безработных по полу, возрасту и образованию

На 1 апреля 2013 г. более половины всех состоящих на учете безработных - мужчины (56,2 процента), молодежь в возрасте 16 - 30 лет составляет 39,4 процента.

На конец декабря 2011 г.

На конец декабря 2012 г.

Численность безработных - всего

человек

%

Численность безработных - всего

человек

%


28192

100


24944

100

из них женщин

15247

54,1

из них женщин

11973

48,0

мужчин

45,9

мужчин

12971

52,0

молодежь 16-29 лет

10835

38,4

молодежь 16-29 лет

9415

37,7








Состав безработных по образованию

На конец декабря 2011 г.

На конец декабря 2012 г.

Численность безработных Всего

28 192 человек

100%

Численность безработных Всего

24 944 человек

100%

Распределение общей численности безработных по образованию:



Распределение общей численности безработных по образованию:



- общее базовое

3 092

11,0

- общее базовое

3 021

12,1

- общее среднее

10 613

37,6

- общее среднее

9 135

36,6

- профессионально- техническое

7 024

24,9

-профессионально- техническое

6 424

25,8

- среднее специальное

4 093

14,3

- среднее специальное

3 491

14,0

- высшее

3 352

11,9

- высшее

2 856

11,4

- послевузовское

18

0,06

- послевузовское

17

0,1


Состав безработных по возрастным группам

На конец декабря 2011 г.

На конец декабря 2012 г.

Численность безработных Всего

28 192 человек

100 %

Численность безработных всего

24 944 человек

100 %

Распределение общей численности безработных по возрасту:



Распределение общей численности безработных по возрасту:



16-17 лет

531

16-17 лет

371

1,5

18-19

1 426

5,1

18-19

1 028

4,1

20-24

4 825

17,1

20-24

4 304

17,3

25-29

4 053

14,4

25-29

3 712

14,9

30-34

3 349

11,9

30-34

3 128

12,5

35-39

2 941

10,4

35-39

2 746

11,0

40-44

2 887

10,2

40-44

2 605

10,4

45-49

2 991

10,6

45-49

2 490

10,0

50-54

3 740

13,3

50-54

3 224

12,9

55-59

1 447

5,1

55-59

1 334

5,3

60 и старше

2

0,01

60 и старше

2

0,01


Состав безработных по категориям

В январе-марте 2013 г. регистрация безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, детей-сирот, родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей инвалидов, освобожденных из мест лишения свободы, ветеранов боевых действий на территории других государств, молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу и др.) составила 16,6 процента от общей численности зарегистрированных безработных (в январе-марте 2012 года - 20,6 процента).На 01.04.2013 состав безработных по категориям представлен на диаграмме:


Период трудоустройства.

В январе-декабре 2012 г. снизился средний период трудоустройства безработных на 0,1 месяца по сравнению с 2011 годом и составил 1,4 месяца. В тоже время у женщин он более длительный - 1,9 месяца (у мужчин - 1,2 месяца, молодежи - 1,2 месяца).

Годы

Средний период трудоустройства, мес.

мужчин

женщин

молодежи

2011 г.

1,5

1,2

2,0

1,3

2012 г.

1,4

1,2

1,9

1,2


Списочная численность работников в январе-марте 2013 г. составила 3337,8 тыс. человек или 98,2 процента от показателя за аналогичный период 2012 года.

В январе-марте 2013 г. прием работников восполнил их выбытие на 95,2 процента (в аналогичном периоде 2012 г. - на 94,2 процента). Принято на работу 175,1 тыс. человек, уволено − 183,9 тыс. человек. Уволено в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организации 1,9 тыс. человек или 1 процент от числа уволенных.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь вынужденная неполная занятость в январе-марте 2013 года составила 29 тыс. человек или 0,9 процента от списочной численности работников (в январе-марте 2012 года 60,7 тыс. человек или 1,8 процента).

Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, составила 22 тыс. человек, или 56,7 процента к январю-марту 2012 года (38,8 тыс. человек).

При этом численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 5,5 тыс. человек или 25,2 процента общей численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя (в январе-марте 2012 года - 15,2 тыс. человек или 39,1 процента).

Численность занятых в экономике в январе-марте 2013 г. составила 4539,8 тыс. человек. Численность занятых в марте 2013 г. составила 4540,1 тыс. человек.

Области

Численность занятого населения в марте 2013 г.

Численность занятого населения в январе-марте 2013 г.

Брестская

621,7

621,9

Витебская

541,6

542,0

Гомельская

637,7

637,8

Гродненская

491,7

491,7

г. Минск

1081,6

1080,4

Минская

677,7

677,8

Могилевская

488,1

488,2

Республика Беларусь

4540,1

4539,8


Состояние заработной платы Республики Беларусь

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-сентябре 2013 г. составила - 5000,2 тыс. руб., в том числе в сентябре - 5374,8 тыс. руб.

В сентябре 2013 г. её уровень у работников промышленности составил 5936,4 тыс. руб., строительства - 7325,4 тыс. руб., транспорта - 6160,6 тыс. руб., связи - 5716,9 тыс. руб., сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях - 4066,4 тыс. руб.

В бюджетной сфер среднемесячная заработная плата за январь-сентябрь 2013 г. составила 3675,5 тыс. руб., в том числе в сентябре - 3950,3 тыс. руб. (рис. 1).


С 1 января 2013 года Правительством Республики Беларусь принят ряд мер, направленных на усиление социальной защиты и повышение жизненного уровня работников организаций.

Так, с целью выполнения мероприятий Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы и распоряжения Президента Республики Беларусь постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2012 г. № 1144 месячная минимальная заработная плата с 1 января 2013 года установлена в размере 1395000 рублей, что составляет 100,2 процента минимального потребительского бюджета семьи из четырёх человек на начало 2013 года (1391530 рублей). С учетом индексации минимальная заработная плата в сентябре 2013 г. составила: месячная - 1464,8 тыс. рублей, часовая - 8760 рублей.

С целью повышения уровня заработной платы работников бюджетных организаций и частичной компенсации расходов, вызванных ростом индекса потребительских цен за прошедший период времени, Правительством Республики Беларусь в 2013 году приняты решения о повышении размера тарифной ставки первого разряда:

с 1 января с 225,0 до 240,0 тыс. рублей или на 6,7 процента (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 1230);

с 1 апреля с 240,0 до 250,0 тыс. рублей или на 4,2 процента (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2013 г. № 226);

с 1 сентября с 250,0 до 260,0 тыс. рублей или на 4,0 процента (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2013 г. № 767).

Размеры корректирующих коэффициентов, участвующих в формировании заработной платы работников бюджетных организаций, установлены с 1 января 2013 г.

При этом при повышении тарифной ставки первого разряда с 1 апреля 2013 г. размеры корректирующих коэффициентов не изменились.

Таким образом, принятые Правительством Республики Беларусь меры позволят:

·        усилить социальную защиту работников организаций, как реального сектора экономики, так и бюджетной сферы;

·        обеспечить размер минимальной заработной платы на уровне не менее трети средней заработной платы в целом по республике за отчётный период;

·        повысить заработную плату работников бюджетной сферы.

2.2    Динамика регулирования труда в Республике Беларусь

На динамику рынка труда влияние оказывает целый ряд факторов, формирующих спрос и предложение на рынке труда. Главным фактором, определяющим предложение на рынке труда, является численность трудовых ресурсов, в состав которых включаются трудоспособные в трудоспособном возрасте, а также занятые в экономике лица младше и старше трудоспособного возраста.

Динамика данного показателя в Республике Беларусь характеризуется появлением негативной тенденции: снижается численность трудовых ресурсов. Данная тенденция наметилась в 2009 года, в последующие годы прогнозируется ее значительное усиление.

До 2009 года наблюдался рост численности трудовых ресурсов, причем до 2006 года он имел место в основном в связи со вступлением в трудоспособный возраст многочисленных родившихся в 80-ые годы, а с 2006 года - в связи с существенным увеличением в составе трудовых ресурсов работающих в экономике лиц старше трудоспособного возраста. Численность последних за 2006-2009 годы выросла на 12,7%, а доля их в составе трудовых ресурсов - с 4,3 до 4,9%.

При этом за последние три года в составе трудовых ресурсов на фоне роста численности лиц старше трудоспособного возраста произошло снижение численности граждан в трудоспособном возрасте на 0,5%. Их доля в составе трудовых ресурсов уменьшилась с 95,7 до 95,1%. В этой связи в 2009 году началось уменьшение численности трудовых ресурсов, по сравнению с 2008 годом она сократилась на 0,3% и составила 6230,8 тысяч человек.

Так как в трудоспособный возраст начинают вступать малочисленные родившиеся в 90-ые годы прошлого столетия, данная негативная тенденция будет усиливаться. Поэтому, несмотря на то, что за 2006-2009 годы доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения выросла с 61,2 до 62,5%, прогнозная динамика данного показателя, начиная с 2010 года, будет иметь тенденцию снижения. К концу 2015 года ожидается, что доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения упадет до 59,0%. Это будет иметь ряд негативных последствий. Прежде всего, появляется ограничение для дальнейшего роста уровня занятости населения, произойдет повышение демографической нагрузки на занятое население пожилыми людьми.

Та часть населения, которое является трудоспособным в трудоспособном возрасте, но не работает и не занимается активным поиском работы, называется экономически неактивным населением. На рынке труда Республики Беларусь появилась позитивная тенденция - сокращение численности и удельного веса экономически неактивного населения.

Однако темпы роста уровня занятости в экономике Республики Беларусь существенно замедлились.

Численность занятых в экономике в течение 2007-2009 годов увеличилась с 4476,6 тыс. человек до 4625,7 тыс. человек, вместе с тем, если в 2008 году по сравнению с 2007 годом занятость возросла на 2,6%, то в 2009 году относительно 2008 года ее прирост составил всего 0,7%. Данная тенденция в первую очередь связана с уменьшением количества создаваемых новых рабочих мест в экономике: их число в 2009 г. составило 62076 единиц, в 2008 г. - 71634 единиц, в 2007 г. - 61863.

Численность принятых на работу в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократилась на 8,8%, численность уволенных по различным причинам также сократилась на 4,4%. Если в 2008 году прием работников превысил их выбытие на 38,4 тыс. человек, или 4,2%, то в 2009 году ситуация изменилась и численность уволенных превысила численность принятых на работу на 4,7 тыс. человек, или на 0,5%.

Таким образом, имевший в 2009 году рост занятости был обусловлен в основном развитием самозанятости населения, увеличением числа крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, их количество в 2009 году выросло по сравнению с 2008 годом на 1,8% и 1,4% соответственно.

В январе-мае 2010 года в экономике было занято 4620,1 тыс. человек, что всего на 0,1% больше, чем в январе-мае 2009 года, при этом сохраняется тенденция превышения численности уволенных работников по сравнению с численностью принятых на работу. Это свидетельствует, прежде всего, о замедлении темпов экономического роста.

Однако в разных секторах экономики ситуация различна. Имеют место такие виды экономической деятельности, в которых устойчиво сохраняется и даже растет занятость, увеличивается и количество субъектов хозяйствования, функционирующих в этих секторах экономики.

Количество действующих юридических лиц в Республике Беларусь в 2009 году составило 114 950 единиц и по сравнению с 2007 годом увеличилось на 31,8%. При этом списочная численность работников действующих юридических лиц в целом по республике увеличилась на 3,7%. Наиболее высокие темпы деловой активности, сопровождающиеся ростом числа субъектов хозяйствования и списочной численности нанимаемых работников, наблюдались в таких видах экономической деятельности, как: «транспорт и связь», «строительство», «рыболовство и рыбоводство», «гостиницы и рестораны», «торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования», «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям», «предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг», «финансовая деятельность».

Снижение деловой активности в период с 2007 по 2009 годы наблюдалось, прежде всего, в таком виде экономической деятельности, как «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», где произошло уменьшение, как числа субъектов хозяйствования, так и списочной численности работников. По данному виду экономической деятельности рост деловой активности отмечается только в одном регионе страны - Гродненской области.

Обращает на себя внимание тот факт, что при росте числа субъектов хозяйствования происходит снижение списочной численности работников во многих подвидах такого вида экономической деятельности как «обрабатывающая промышленность».

Сектора экономики, в которых наблюдается рост деловой активности, в международной практике считаются перспективными с точки зрения инвестирования, вложение средств в создание новых рабочих мест в этих секторах экономики наименее рискованно. Следовало бы проводить систематический мониторинг с целью выявления таких секторов экономики, как на местных рыках, так и в целом по стране, для оценки перспективных направлений инвестирования, обусловленных самим ходом развития рыночных отношений в Республике Беларусь.

Состояние рынка труда оценивается также по интенсивности миграционных процессов и их направленности. Ситуация на рынке труда Республики Беларусь характеризуется увеличением внутриреспубликанской миграции на фоне роста въезда трудовых мигрантов и снижения их выезда.

На протяжении длительного периода въезд трудовых мигрантов в Республику Беларусь не компенсировал выезд рабочей силы из страны - число выезжающих трудовых мигрантов всегда значительно превышало число въезжающих. В 2009 году ситуация изменилась - число въехавших трудовых мигрантов превысило число выехавших, то есть отток официально зарегистрированной рабочей силы был полностью компенсирован въехавшими трудовыми мигрантами. При этом численность въехавших иностранных граждан для работы в Республику Беларусь на основе подписанных договоров и контрактов в течение последних лет увеличивалось достаточно быстрыми темпами: в 2007-2008 годах ежегодный прирост составлял 62-65 процентов, в 2009 году поток въезжающих увеличился почти в 2 раза. Численность выезжающих трудящихся-мигрантов в 2009 году, наоборот, начала сокращаться, снижение по сравнению с 2008 годом составило 33 процента.

Влияние объемов официальной внешней трудовой миграции на занятость населения в Республике Беларусь пока незначительно. Так, соотношение численности въехавших трудовых мигрантов и занятых в экономике Республики Беларусь в 2009 году составил 0,1 процента. Во всех областях страны значение данного показателя менее 0,1 процента, а вот в г. Минске - 0,6 процента. Таким образом, въезжающие трудовые мигранты в основном концентрируются в столице.

Одновременно, наблюдается рост внутриреспубликанской миграции, в 2007-2009 годах прирост которой составил 9,2%. В 2009 году почти 245 тыс. человек осуществляли перемещение по территории страны со сменой места жительства, что по сравнению с 2008 годом выросло на 7,9%. Результатом внутриреспубликанской мобильности населения является увеличение миграционного прироста в городах и поселках городского типа и, соответственно, рост миграционной убыли в сельских населенных пунктах. В 2009 году по сравнению с 2007 годом миграционный прирост в городах и поселках городского типа увеличился почти в 2 раза и составил 35,5 тыс. человек. Рост миграционного потока из сельской местности в городскую ведет к росту напряженности на рынках труда в городах и свидетельствует о сохранении проблем с занятостью, уровнем и качеством жизни населения в сельской местности.

Под влиянием мирового финансового кризиса в Республике Беларусь обострилась проблема вынужденной неполной занятости работников, особенно в организациях промышленности.

Сокращение темпов экономического роста привело к существенному увеличению вынужденной неполной занятости в организациях. Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя, в 2009 году составило 202,1 тыс. человек и увеличилась по отношению к 2008 году на 137 тысяч человек. Кроме того, число работников, которые были отправлены в отпуска по инициативе нанимателя, увеличилось в 2 раза и составило 154,9 тыс. человек, в 2008 году - 71,8 тыс. человек. Потери рабочего времени в 2009 году составили 2 352 тыс. человеко-дней, в 2008 году - 608 тыс. человеко-дней.

Анализ динамики численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости по месяцам в 2009-2010 годах позволяет говорить о наметившейся положительной тенденции к снижению потерь рабочего времени, возникшей с июля 2009 года. Численность работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя в январе 2010 года составила 52,6 тысяч человек, что на 11,9% больше, чем в январе 2009 года. Численность работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя в мае 2010 года составила 19,5 тысяч человек, что на 64,6% меньше, чем в мае 2009 года, и на 62,9% меньше, чем в январе 2010 года. Численность работников, которые в мае 2010 года находились в отпусках по инициативе нанимателя, по отношению к январю 2010 года сократилась на 31,9 тыс. человек, или на 67 процентов.

Несмотря на появление позитивной тенденции в отношении вынужденной неполной занятости, уровень ее остается все еще высоким: за январь-май 2010 года - 134,4 тыс. человек, что на 44,2% меньше, чем это было за аналогичный период 2009 года, но это в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период 2008 года. Наличие вынужденной неполной занятости обуславливает высокий риск возможного роста безработицы в стране.

Масштабы безработицы по числу официально зарегистрированных безработных сохраняются невысокими. Реализация мероприятий Государственной программы содействия занятости населения способствует сохранению социальной стабильности в обществе и поддержанию официально регистрируемой безработицы на сравнительно низком уровне. Это обеспечивается, прежде всего, посредством поддержания на низком уровне размеров пособий по безработице, а так же активных мер, связанные с обучение, переобучение безработных и содействием всем обращающимся в трудоустройстве.

В 2009 году численность граждан, обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве, составила 335,2 тыс. человек, что на 2,3% и 4% больше, чем в 2007 и 2008 годах соответственно. Из числа всех обратившихся в течение 2009 года зарегистрировано в качестве безработных 63,4%. В течение 2007 года и 2008 года доля зарегистрированных безработных в численности всех обратившихся составила соответственно 61,2% и 62,2%.

В I полугодии 2010 года на учет было поставлено 166,8 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 64,9%, в аналогичном периоде прошлого года - соответственно 166,9 тыс. человек и 63,9%.

В течение 2009 года органами по труду, занятости и социальной защите было трудоустроено 196,2 тыс. человек, из них 129,9 тыс. человек официально зарегистрированных безработных, или 66,2% от числа всех трудоустроенных. В то время как в 2007 и 2008 годах общая численность трудоустроенных составила 201,4 тыс. человек и 199,3 тыс. человек, а доля трудоустроенных безработных была на уровне 64,6% и 65,5% соответственно.

В I полугодии 2010 года трудоустроено 105,6 тыс. человек, в том числе трудоустроенные безработные составили 67%, в аналогичном периоде прошлого года - 96,6 тыс. человек и 66,7% соответственно.

На новые рабочие места, созданные за счет бюджетных ссуд, предусмотренных мероприятиями Государственной программы содействия занятости, в 2009 году трудоустроено 3 090 человек (в 2007 году и 2008 году 3 258 и 3 529 человек соответственно). Для организации предпринимательской деятельности 2 736 безработным выданы ссуды и субсидии (в 2007 году и 2008 году 2 837 и 2 695 безработным соответственно).

В январе-апреле 2010 года создано 790 новых рабочих мест за счет бюджетных ссуд, 1 124 безработным выданы ссуды и субсидии для организации предпринимательской деятельности.

На новое место жительства с целью трудоустройства в 2009 году переселены 408 семей безработных, что по сравнению с 2008 годом больше на 17,9%, а по сравнению с 2007 годом - на 22,9%.

В январе-июне 2010 года на новое место жительства с целью трудоустройства переселены 148 семей безработных.

Направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в 2009 году 25 тыс. человек, что составило 11,8% от общей численности безработных. В 2007 и 2008 годах было направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации соответственно 23,8 тыс. человек, или 11,9%, и 22,9 тыс. человек, или 11,4%; в течение I полугодия 2010 года - 12,7 тыс. человек, или 7,6%.

Направлено на оплачиваемые общественные работы в течение 2009 года 94,8 тыс. человек, из них официально зарегистрированные безработные составили 53,8%. Соответственно в 2007 и 2008 годах на оплачиваемые общественные работы было направлено 101,1 тыс. человек и 97,5 тыс. человек, доля безработных в их числе - соответственно 55,4% и 53,7%.

В I полугодии 2010 года на оплачиваемые общественные работы было привлечено 42,8 тыс. человек, из них безработные составили 64,8%, в течение аналогичного периода 2009 года - 43,8 тыс. человек и 62,2% соответственно.

Законом Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года № 94-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» уточнены отдельные положения Закона о занятости населения от 15 июня 2006 года, касающиеся, в частности, организации оплачиваемых общественных работ. В соответствии с данным дополнением, работникам организаций, находящимся в отпуске без сохранения заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя, предусмотрена возможность участия в оплачиваемых общественных работах наравне с безработными. Вместе с тем, предоставленным правом пользуется совершенно незначительное число работников организаций, находящихся вынужденно в отпусках без сохранения заработной платы.

На конец 2009 года уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,9%, в 2008 году он был равен 0,8%. На конец июня 2010 года уровень безработицы был равен 0,8%, на конец июня прошлого года - 0,9%.

Таким образом, проведенный анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь, показывает, что острой социальной напряженности нет, вместе с тем, существуют определенные проблемы, а именно:

численность трудовых ресурсов сокращается;

темпы роста занятости населения замедляются;

число создаваемых новых рабочих мест уменьшается;

сохраняется превышение численности уволенных работников над численностью принятых на работу;

усиливается приток извне трудовых мигрантов и одновременно повышается внутриреспубликанская мобильность населения, при этом преобладающим направлением миграции является переток населения из сельской местности в городскую;

наблюдается незначительный, но рост численности зарегистрированных безработных;

высоким сохраняется уровень вынужденной неполной занятости, особенно в отраслях промышленности.

Реализация мер Государственной программы содействия занятости населения способствует сохранению относительной стабильности на рынке труда в нашей стране, поддержанию безработицы на низком уровне, сохранению уровня занятости, развитию предпринимательства. Вместе с тем, под влиянием мирового финансово-экономического кризиса существенно увеличился риск роста социальной напряженности на рынке труда Республики Беларусь. Это требует, кроме уже зарекомендовавших себя положительно мер, новых подходов.

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, гибкие формы занятости являются эффективным инструментом на рынке труда. В условиях снижения численности трудовых ресурсов широкое применение гибких форм занятости способствует вовлечению в занятость тех, кто вынужден сочетать с работой воспитание детей, учебу, уход за пожилыми или больными членами семьи, по возрасту и состоянию здоровья не может уже работать полный рабочий день, а также тех, кто, в силу недостаточной квалификации, отсутствия опыта работы, испытывает затруднения с трудоустройством. Одним гражданам гибкие формы занятости дают возможность иметь дополнительный доход, другим не потерять квалификацию, а кому-то - ее приобрести.

Применение гибких форм занятости выгодно и нанимателям, поскольку позволяет им регулировать затраты на производство продукции, (работ, услуг), а значит и более эффективно управлять рентабельностью производства, когда из-за конъюнктурных изменений на рынке товаров и услуг возникает необходимость то сокращать объемы производства, то увеличивать их.

Значительное распространение в мировой практике получила такая гибкая форма занятости как «заемный труд», суть которой состоит в найме работников организациями с целью предоставления их труда третьим лицам, непосредственно использующим труд этих работников, беря его «в аренду».

Услуги по предоставлению «заемного труда» осуществляются специальными организациями, которые занимаются поиском работы на временной основе и оказывают услуги по предоставлению во временное пользование рабочей силы, беря на себя также ответственность за обеспечение социальной защиты передаваемых в «аренду» работников: повышение их квалификации или переподготовку, оплату больничных, отпусков, уплату за них страховых взносов, предусмотренных законодательством и т.п. Такие организации получили название агентств занятости, агентств заемного труда.

В современных социально-экономических условиях в Республике Беларусь, когда взят курс на инновационное развитие экономики, проведение модернизации промышленного производства, внедрение оборудования и технологий нового поколения, активное развитие сферы социальных услуг, целесообразным становится широкое применение «заемного труда».

В экономике любого государства по одним видам экономической деятельности объемы реализации продукции (работ, услуг) объективно возрастают, по другим - снижаются, поскольку под влиянием спроса и предложения, конкуренции, вследствие развития процессов глобализации и международного разделения труда, цикличности экономических кризисов, одни виды экономической деятельности активизируются, другие - угасают. А значит, появляются сектора экономики, как испытывающие потребность в дополнительной рабочей силе, так и обременяемые ее избыточностью.

Функционирование агентств заемного труда позволяет при появлении в организациях избыточной рабочей силы «перенаправлять» ее через эти агентства туда, где в ней есть потребность. Такие агентства берут на себя обязанность обеспечения пусть временной, но работой тех, кто самостоятельно найти ее себе не может, а такие люди в любом обществе всегда есть.

В Общегосударственном классификаторе видов экономической деятельности Республики Беларусь, выделен такой вид деятельности как «Обеспечение на подрядной основе предприятий наемной рабочей силой, преимущественно для выполнения временной работы, агентством, которое и выплачивает им вознаграждение за выполняемую работу» (секция К «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям», раздел 74 «Предоставление прочих видов услуг потребителям», подкласс «Наем рабочей силы и подбор персонала»).

Однако создание таких агентств требует предварительного правового урегулирования практики применения заемного труда в Республике Беларусь, поскольку данная форма гибкой занятости базируется на трехсторонних трудовых отношениях, а в соответствии с нашим национальным законодательством они могут быть только двухсторонними. Отставание законодательства от потребностей экономики приводит сегодня к упущенной выгоде, экономическим потерям.

Функционирование агентств заемного труда, несомненно, будет способствовать росту уровня занятости в Республике Беларусь, а также освободит многие организации, обремененные сегодня избыточной рабочей силой, от несвойственной им функции - обеспечения социальной стабильности в обществе. Это положительно скажется на финансово-экономическом положении многих организаций и в целом на экономике страны, а также на уровне и качестве жизни граждан Республики Беларусь.

2.3    Государственное регулирование заработной платы в Республике Беларусь

Оплата труда занимает особое место в структуре социально-трудовой сферы и приоритетах социальной политики, что обусловлено, прежде всего, ее значимостью для обеспечения жизнедеятельностью человека и функциями, которые она выполняет в развитии общества и экономики.

Согласно Закону Республики Беларусь от 06.01.1999 № 239-3 "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" бюджеты прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь один раз в квартал (в ценах последнего месяца квартала) и публикуются в республиканской печати.

Законом Республики Беларусь "О формировании и использовании минимального потребительского бюджета" установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 18 социально-демографических групп населения.

Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

Основными целями политики Республики Беларусь в области доходов и заработной платы являются:

. Систематическое повышение реальных доходов населения, снижение дифференциации денежных доходов различных социальных групп населения, уменьшение доли населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума.

. Ежемесячно с учетом индекса потребительских цен рассчитывать минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек и бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения.

. Развивать систему регулирования оплаты труда на основе коллективных договоров и тарифных соглашений.

. Обеспечить рост среднемесячной заработной платы к концу 2009 - 2010 годов в целом по республике в соответствии с прогнозами социально-экономического развития Республики Беларусь.

. При разработке прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь определять соотношение между размерами минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, обеспечивая ежегодное поэтапное сближение их размеров.

. Обеспечить в 2009 - 2010 годах темпы роста реальной заработной платы по народному хозяйству в соответствии с расчетными балансовыми показателями прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

. Обеспечить соотношение среднемесячной заработной платы к минимальному потребительскому бюджету в 2009 - 2010 годах в соответствии с расчетными балансовыми показателями прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь.

. Ежегодно утверждать графики повышения размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, до уровня, обеспечивающего выполнение установленных показателей по росту заработной платы указанных работников.

. Обеспечить государственный и общественный контроль за своевременной выплатой начисленной заработной платы в организациях всех форм собственности и соблюдением нанимателями Закона Республики Беларусь "Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы".

. Продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы в области нормирования труда, Единого тарифно-квалификационного справочника профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей служащих.

. Проводить постоянную работу по финансовому оздоровлению организаций, обеспечению их безубыточной работы с целью повышения заработной платы работников, предотвращения необоснованной ее дифференциации в разных сферах деятельности.

Основной целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источник доходов населения, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников. Для придания процессам, происходящим в области оплаты труда, организованного характера, упорядочения действий экономических субъектов, отстаивания государственных и общественных интересов и осуществляется государственное регулирование в этой сфере.

Действующий механизм государственного регулирования постоянно совершенствуется с учетом возникающих проблем в области оплаты труда. В этом механизме основной акцент сделан на следующие моменты:

. Обеспечение единого подхода к дифференциации и регулированию тарификации работников организаций реального сектора экономики;

. Совершенствование условий оплаты труда руководителей государственных организаций.

Усиление зависимости уровня оплаты труда работников от эффективности хозяйствования реализуется в реальном секторе экономики через механизм повышения тарифной ставки первого разряда. Причем, инструкция, регулирующая данный вопрос, обязательна для применения в государственных организациях и организациях с долей собственности государства в их имуществе, а вот для организаций с иностранными инвестициями и организаций частной формы собственности она носит рекомендательный характер и они устанавливают ее в зависимости от своего финансового состояния. Таким образом, для частного бизнеса в данном вопросе нет жесткого регулирования со стороны государства.

Начиная с 2009 года, сняты ограничения по включению тарифной части заработной платы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Ранее в затраты включалась тарифная часть заработной платы, рассчитанная по тарифной ставке 1 разряда в размере, не превышающем бюджет прожиточного минимума для трудоспособного населения, а с 2009 года - вся тарифная часть заработной платы включается в данные затраты исходя из тарифной ставки, действующей в данной организации.

В 2009 году в республике принят ряд новых нормативных правовых актов, направленных на стимулирование решения задач по реализации продукции, товаров (работ, услуг), сокращения запасов готовой продукции, поступления валютной выручки.

Так, Указом Главы государства от 23.01.2009 № 49 нанимателям предоставлено право устанавливать условия оплаты труда работников, занимающихся вопросами реализации продукции, предусматривающие прямую зависимость уровня их заработной платы от объема полученной выручки от реализации, а при установлении условий оплаты труда работников, занятых вопросами обеспечения поступления валютной выручки, не применять Единую тарифную сетку работников Республики Беларусь.

Все изменения в нормативные правовые акты в области оплаты труда, как правило, вносятся с учетом конкретных, обоснованных предложений отраслевых министерств, концернов и организаций, поэтому они не носят лозунгово - декларативный характера.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусмотрено сохранить государственное регулирование заработной платы при решении вопросов дифференциации тарифной части заработной платы работников всех отраслей экономики на основе единой тарифной ставки.

В настоящее время в целях дальнейшего совершенствования государственного регулирования в области оплаты труда и в рамках выполнения плана либерализации экономической деятельности приняты следующие документы:

. Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» установлены единый норматив и единая база для отнесения выплат стимулирующего характера на затраты (в размере 80% суммы заработной платы работников, исчисленной по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам), взамен трех ранее действовавших нормативных размеров (30% начисленной премии, 30 % надбавки за высокие достижения в труде и 20% надбавки за стаж работы), исчисляемых от разных баз; при обеспечении рентабельной работы организациям предоставлена возможность направлять на выплаты стимулирующего характера до 100% тарифной части заработной платы работников; значительно расширены права нанимателей в части установления в пределах норматива гибкой дифференцированной системы стимулирования работников, учитывающей личный вклад в результаты деятельности организации каждого из них, и позволяющей выплачивать им премии и надбавки в неограниченных размерах. Наниматель сам будет решать, какое направление деятельности необходимо стимулировать, какие виды и в каких размерах стимулирующие выплаты он будет устанавливать и при каких условиях их выплачивать работникам; значительно упрощены расчеты сумм средств на оплату труда, относимых на себестоимость и включаемых в затраты.

. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2009 г. № 103. Данное постановление отменяет необходимость установления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда, для организаций, достигших предельного размера тарифной ставки первого разряда, т.е. снимает указанное ограничение. Кроме того, позволяет не ограничивать права нанимателей при включении в затраты выплат по тарифным ставкам и должностным окладам работников, исчисленным исходя из фактически действующей в организации тарифной ставки первого разряда, а не базового предельного норматива тарифной ставки первого.

. Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году», который в настоящее время является особенно актуальным и инновационным. Указом предоставляется право нанимателям устанавливать: ежемесячное вознаграждение работникам, обеспечившим реализацию продукции, товаров (работ, услуг), снижение запасов готовой продукции, в прямой зависимости от выручки, полученной от реализации продукции, не ограничивая его максимальными размерами, взамен других выплат стимулирующего характера (премий, надбавок); персональные условия оплаты труда руководителям и специалистам маркетинговых, логистических, внешнеэкономических и иных структурных подразделений, обеспечившим поступление валютной выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг). При этом персональные условия оплаты труда предусматриваются непосредственно в заключенных с ними контрактах и заключаются в установлении должностных окладов в кратных размерах к тарифной ставке первого разряда и выплат стимулирующего характера (премий, надбавок), не ограниченных максимальными размерами.

Анализируя номинальную и реальную заработную плату в Республике Беларусь за период с 2009 г. по октябрь 2010 г. [таблица 2]видно, что номинальная заработная плата выросла за январь-октябрь 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 119,7 %, реальная заработная плата выросла на 111,6 %.

3. Перспективы рынка труда и заработной платы в Республике Беларусь

Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы подготовлены в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Исходя из поставленных задач, определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

. создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

. стимулирование роста занятости в сфере услуг;

. создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

. повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

. формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

. создание системы социального страхования населения от безработицы.

Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.

Основная цель - не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

Важнейшими задачами социальной политики являются рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан.

Политика государства в области доходов будет направлена на:

. повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности;

. дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

Поступательный рост заработной платы будет обеспечен путем:

. предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы;

. установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда;

. создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов;

. роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

Программа социально-экономических реформ Беларуси - залог стимулирования и совершенствования уровня заработной платы

Парламентом Беларуси, в соответствии с Указом Президента «О подготовке программы социальных реформ», приняло постановление «О программе социальных реформ в РБ на период 2005 - 2015гг.».

В соответствии с этим постановлением предполагается проведение реформ в сфере оплаты труда.

Основными направлениями политики в области оплаты труда являются: обеспечение роста реальной заработной платы работников в тесной увязке с результатами их работы, квалификацией и профессионализмом, с тем чтобы оплата труда стала главным источником денежных доходов населения; повышение уровня государственных гарантий оплаты труда с целью вывода работающих граждан из числа бедного населения; достижение такого уровня заработной платы наемных работников, который позволил бы обеспечить устойчивый платежеспособный спрос населения и экономические стимулы для развития производства, а также активизировать личное участие работников в своем социальном обеспечении и страховании, стал бы надежным источником инвестиций на цели социального развития.

Эта политика должна прежде всего содействовать стимулированию результативной трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения в целях обеспечения эффективной структурной перестройки экономики и технического перевооружения производства. При этом предстоит также решить проблемы сокращения необоснованно высокой дифференциации размеров оплаты труда и восстановления роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда.

Реформирование оплаты труда будет осуществляться на основе: экономических методов, преимущественно через налоговое регулирование денежных доходов; использования механизмов социального партнерства и системы договоренностей между предпринимателями и наемными работниками; повышения уровня государственных гарантий минимальной оплаты труда, ужесточения ответственности за нарушения трудового законодательства.

В ходе осуществления реформы оплаты труда намечается предпринять следующие меры.

В области оплаты труда во внебюджетном секторе экономики:

·        создать систему гарантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тарифных договоров и соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства;

·        усилить регулирующее воздействие государства на оплату труда руководителей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности.

В области оплаты труда в бюджетной сфере:

·        уточнить параметры единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в увязке с активным использованием механизма надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, в том числе за счет введения надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда;

·        § проводить повышение ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики.

В области минимального размера оплаты труда, гарантированного государством:

·        повысить минимальный размер оплаты труда на основе нового социального стандарта - минимальной часовой оплаты труда, имея в виду приблизить этот размер к величине прожиточного минимума трудоспособного человека;

·        отказаться от использования минимального размера оплаты труда в качестве нормативной базы при установлении размеров социальных выплат.

Главным результатом реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

Будет предпринят комплекс эффективных мер для того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.

В стране изменится технологическая и отраслевая структура экономики - она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным в результате создания национальной инновационной системы. В экономике произойдет переход к быстрому обновлению основных средств.

Инвестиционная политика будет нацелена на модернизацию более трети существующих и создание около одного миллиона новых рабочих мест. Гарантированные высокопроизводительные хорошо оплачиваемые рабочие места позволят всем трудоспособным гражданам раскрыться в профессиональном плане, с максимальной отдачей применить свой опыт, квалификацию и способности, получать достойное вознаграждение за достойный труд.

Все это повысит долю производств с высокой добавленной стоимостью, увеличит производительность труда.

Республика Беларусь в своей социально-экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально-ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Главная цель рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Ее реализация предусматривает повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 - 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП - в 1,62 - 1,68 раза, производительности труда - в 1,63 - 1,68 раза, объемов промышленного производства - в 1,54 - 1,6 раза, сельского хозяйства - в 1,39 - 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 - 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие - в 1,9 - 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Экономический уровень развития Беларуси к концу пятилетия будет сопоставимым со средней европейской страной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я попыталась дать анализ как теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда, влияние методов и форм государственного регулирования труда и заработной платы на состояние рынка труда.

Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное исследование в общественном производстве. На рынке труда получают оценку стоимость труда, определяются условия найма работников, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально-квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Поэтому формирование и регулирование рынка труда - одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики.

Ситуация на рынке труда Беларуси стабильная и управляемая. В Беларуси зарегистрированная безработица с сентября прошлого года сохраняется на уровне 0,9 % к численности экономически активного населения. Таким образом, в настоящее время безработица находится ниже прогнозной отметки.

Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере являются повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Основными направлениями политики в области оплаты труда должны являться: обеспечение роста реальной заработной платы работников в тесной увязке с результатами их работы, квалификацией и профессионализмом, с тем чтобы оплата труда стала главным источником денежных доходов населения; повышение уровня государственных гарантий оплаты труда с целью вывода работающих граждан из числа бедного населения; достижение такого уровня заработной платы наемных работников, который позволил бы обеспечить устойчивый платежеспособный спрос населения и экономические стимулы для развития производства, а также активизировать личное участие работников в своем социальном обеспечении и страховании, стал бы надежным источником инвестиций на цели социального развития.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики. Важным является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

) оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

) совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственной политики занятости, механизм формирования которой будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

. Трудовые ресурсы и занятость населения Республики Беларусь в 2009 году : стат. сборник. - Минск, 2010.

. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Республике Беларусь, 15 июня 2006 г.

. Экономика. Под редакцией А.С. Булатова - М. Изд. БЕК 1996

. Конвенции Международной организации труда (МОТ) №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран»

. Потуданская В.Ф., Цыганкова И.В. Экономика труда

. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика

. Закон Республики Беларусь от 06.01.1999 № 239-3 "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" от 9 января 1992 г.

. Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г.

.Егорова Е.А., Кучмакова О.В. Экономика труда

. Государственное регулирование экономики: Учеб. Пособие для вузов; под ред. проф. Т..Г. Морозова

. Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы

Похожие работы на - Регулирование труда и заработной платы в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!